Руководство обучения первоклассников

Особенности работы по обучению первоклассников в рамках обновлённого содержания образования

Перешагнув порог школы, ребенок попадает в совершенно новый для него мир. Возможно, ребенок долго ждал этого момента, но ему придется адаптироваться к новой жизни, где его ждут новые испытания, друзья и знания. Проблема адаптации первоклассников к новым формам жизнедеятельности в школе возникает при любых условиях обучения. Программа обновленного содержания образования направлена на совершенствование четырех навыков: слушание, говорение, чтение и письмо.

Эти четыре навыка тесно связаны в учебном плане и сравнимы с «методом спирали». Немаловажная особенность обновленного содержания образования – это критериальное оценивание. На каждый изучаемый раздел по предметам ставятся конкретные цели обучения, достижение которых оценивается по критериям: «достиг» и «стремится».  Содержание, методы и формы работы в этот период определяются как возрастными и индивидуальными особенностями поступающих в школу детей,  так и характерными особенностями системы обучения.
Основная особенность обновленного содержания образования это ее ориентированность на общее развитие личности в целом, на полноту реализации духовных, интеллектуальных, физических сил каждого ребенка. Раскрыть эти возможности детей можно только в процессе их активной поисковой учебной деятельности, связанной с положительными эмоциями и переживаниями. Единство интеллектуального и эмоционального решается в пользу эмоционального, которое и дает толчок интеллектуальному, нравственному, творческому началу.

Мотивы учебной деятельности первоклассников прямо связаны с характером их эмоций, с их душевным состоянием на уроке. Поэтому исходное требование системы общего развития – создание в классе атмосферы доброжелательности, взаимопонимания, доверия ребенка учителю и классу – приобретает еще большее значение при обучении шестилетних детей. Нынешним первоклассникам свойственны слитность, нерасчлененность мышления, снижение уровня развития анализа и синтеза. Ему подчиняется психическое развитие в целом и умственное развитие в частности. Следовательно, на начальном этапе обучения следует погружать ребенка в наиболее общую картину мира, которую могут представить метапредметные связи. Интеграция реализуется как на межпредметном, так и на внутрипредметном уровне.

Представление детям широкой общей картины мира (задача системы общего развития) позволяет в качестве объекта познания рассматривать не отдельные факты или явления, а прежде всего их смысловые, существенные связи. Таким образом, возникают объективные условия для обобщений и систематизации получаемых знаний. Следующая особенность прямо связана с предыдущими: механизмы мышления (анализ, синтез, обобщение) наиболее продуктивно осуществляются на наглядно-действенном, наглядно-образном и в какой-то мере словесно — образном уровнях. Именно эти уровни мышления должны стать ступенькой к словесно-логическому уровню мышления. Мы говорим не о последовательной, а о параллельной работе на всех четырех уровнях осуществления мыслительной деятельности с учетом достижений ребенка.

На первых порах особое значение приобретают виды деятельности, уже знакомые ребенку. Их назначение: на практическом — труд, физкультура; образном — изобразительное искусство, музыка; на практическом, образном и теоретическом уровнях – естествознание. Развивать сильные стороны ребенка, создавая ситуацию успеха, чтобы активизировать еще недостаточно созревшие образования. Но в то же время в комплекте по обучению грамоте и в учебнике по математике информация, работа с которой требует отвлеченного мышления, подкрепляется зрительным образом.

Среди других особенностей отмечу трудности в овладении одним из важнейших обязательных новообразований, приобретаемых ребенком в школе, – письменной речью. Источники этой трудности приоткрыл еще Л.С. Выготский: «Письменная речь приобретается ребенком не иначе как в процессе развития. В голом процессе обучения она не может быть приобретена». Письменная  речь  напрямую связана с такими новообразованиями школьного возраста, как внутренняя речь, произвольность, владение абстракциями, в частности перекодированием звуков в символы-буквы. Из этого следует, что новая для ребенка форма речи требует активизации тех образований, которые созревают только в процессе школьного обучения. В системе общего развития предусмотрен период постепенного перехода от изображения ребенком своих мыслей в рисунках, пиктограммах,   в схемах предложений, в схемах слов и их «чтения» к собственно письменной речи необходимы  специальные  развивающие игровые задания по активизации функций, необходимых для усвоения письменной речи.

Совершенной новизной для каждого поступающего в школу ребенка является учебник.   Учебники по всем предметам своим видом и содержанием должны привлекать детей, чтобы у них возникало желание рассматривать эти книги, работать с ними. Само наличие учебников по трудовому обучению, музыке, активизирует основные функциональные системы организма: воспринимающие органы чувств, перерабатывающие мозг и моторные исполнительные функции. Например, произвольная деятельность по созданию предлагаемого объекта начинается на уроках трудового обучения с анализа или готового объекта, или его изображения. Ребенок ставится в ситуацию поиска средств, способов исполнения. Учитель настраивает его на предварительное планирование, осознание будущих действий.

План действий составляется в ходе коллективного обсуждения, но реализуется план самостоятельно. После выполнения изделия ученики словесно анализируют последовательность своих действий, останавливаясь на своих находках и на возникших трудностях, которые удалось преодолеть. Последовательность выполнения изделия сравнивается с планом действий. Так первоклассник на доступном для него содержании включается в процедуру осознания процесса учения (реализация соответствующего дидактического принципа системы общего развития школьников). Известно, что наши пальцы органически связаны с мозговыми центрами и внутренними органами. Поэтому физическая тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, имеет общеукрепляющее и развивающее значение.

Развитие моторики может положительно повлиять на познавательные возможности детей. Сопровождение деятельности словесным отчетом работает на развитие их речи, учит адекватному речевому общению с учителем и одноклассниками. Главное, чтобы работа происходила в свободной атмосфере с непосредственными живыми реакциями детей. Уже в первой четверти дети попробуют свои возможности в работе с самым разнообразным материалом: с пластилином, бумагой, природным материалом. Чтобы умело ими пользоваться, надо знать их свойства, надо увидеть возможность их необычного, оригинального применения, то есть включить исследование, воображение.

Ручной труд вырабатывает такие качества личности, необходимые для продуктивного обучения, как терпение, настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы. На этих уроках вырабатываются ритмичность, точность движений, развиваются координации зрительно-моторные и слухо-моторные, так необходимые при обучении грамоте и усвоении математических знаков. Эти же качества развиваются на уроках физической культуры и во время проведения динамических минуток.

Эти занятия необходимо в полной мере использовать для воспитания у детей ответственности за команду, стремления к победе, что требует безусловного принятия указания учителя и быстрого реагирования на него. Исследования убеждают: ребенок, как и взрослый, прежде чем совершить какое-то действие, вольно или невольно оценивает, как оно будет воспринято окружающими. Оценка других является важнейшим регулятором и побудителем поведенческих актов. Так формируется социальная роль — необходимость совершать определенные действия, и в то же время — ожидание оценок, ответных действий. Социальная роль постигается непроизвольно, в процессе общения с другими детьми и уяснения того, что от тебя требуется и чего ты вправе требовать от других. В итоге образуется сложнейшее переплетение индивидуальных особенностей характера, личных убеждений, симпатий и антипатий с набором необходимых для данной группы поведенческих установок.

Первый, основной круг требований определяется учителем: усвоение знаний, выполнение дисциплинарных требований. Вполне естественно, среди учеников возникает здоровый дух соперничества, соревнования. Но если до школы основными условиями победы в соревновании были ловкость, сила и быстрота, т. е. физические качества, то теперь требуются усилия интеллектуальные, к которым ребенок не привык. В итоге может получиться, что привыкшие быть лидерами физически крепкие ребята оказываются в числе отстающих учеников, а скромные, застенчивые, «слабосильные» дети занимают ведущие места. Уже здесь коренятся истоки первых разочарований и неожиданностей. В результате различные плоскости оценок причудливо пересекаются в миропонимании ребенка. То, за что хвалит учительница, не одобряют одноклассники, и наоборот. Трудно бывает ребенку осмыслить такой поток несовпадающих оценок, соотнести их между собой. Пытаясь сравнить несравнимое, ученик мучительно ищет выход и не знает, что предпринять. Обратиться к учительнице? За это могут дразнить ябедой. Спросить у родителей? Они ответят: «Самое главное — хорошо учись. Не обращай ни на кого внимания». Испуг, раздражительность, неуверенность — итог мучительных поисков. И все это у ребенка, обладающего высокими интеллектуальными способностями, не испытывающего трудностей при обучении. Еще более драматично может происходить выбор социальных позиций у детей, которым трудно дается усвоение учебного материала.

Каждый ребенок начинает свой путь в школе с каким-то уровнем самооценки. Школа будет индикатором, который выявит этот уровень, усилит или, наоборот, снизит его. Наиболее трудно приходится в школе тем детям, которое воспитывались в атмосфере всеобщего умиления, потакания детским капризам. Такие кумиры семьи, как правило, имеют очень высокий  уровень самооценки, они привыкают к тому, что практически любой их поступок вызывает одобрение родителей и родственников. Их социальная роль до школы — быть в центре внимания. Однако во время учебы привычные ожидания не подтверждаются. Учительница со всеми учениками обращается ровно, не выражая к кому-либо особых симпатий или антипатий. Одноклассники тоже не склонны просто так, сразу признавать кого-то лидером, нужно сначала завоевать их уважение. Для кумира начинается пора терзаний и поисков выхода. Бывает, что главная цель этих исканий — привлечь к себе внимание любой ценой. А поскольку первоклассник еще социально незрел и желания у него преобладают над рассудком, средством достижения своей цели он избирает неадекватное поведение — а это дерзкие выходки во время уроков, бессмысленная агрессивность на переменах, постоянные конфликты. Понимание проблем поступающего в школу ребенка позволило сформулировать следующие задачи, которые актуальны в период его вхождения в школьную жизнь: создать атмосферу доброжелательности и понимания, творческого сотрудничества с учителем и одноклассниками в процессе новой для детей учебной деятельности. Формировать положительные мотивы, ввести в классный коллектив.

Познакомить с особенностями учебных предметов и научить пользоваться учебными пособиями. Создать условия для развития мышления, наблюдательности и практических действий. Создать условия для формирования основных компонентов учебной деятельности, уделив особое внимание восприятию цели деятельности и ее удержанию в процессе выполнения. Обеспечить постепенный переход к произвольной деятельности. Расширять кругозор, активизировать устную речь, создать предпосылки для развития письменной речи и математических знаков. Развить психо-физиологические функции, необходимые для продуктивного обучения: слухового, зрительного анализаторов, речевых органов, мышц руки, пространственной, временной, количественной ориентации, восприятия ритма и умения воспроизводить ритмичные действия, слухо-моторной и зрительно-моторной координации. Постоянно наблюдать за динамикой продвижения детей по отношению к стартовому уровню. Поступление в школу – важный этап взросления, стремление к которому, изначально заложено в ребенке наряду со стремлением к движению и познанию.

Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно-практических проблем, задач. Вот почему  в начальной  школе закладывается формирование общеучебных умений, где ключевым звеном является формирование контрольно — оценочной самостоятельности.

Это обусловлено тем, что самоконтроль — один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок, а также  позволяет проследить за ходом своих действий и оценить их результаты,  планировать действия, прогнозировать результаты, перестраивать план действий в зависимости от изменения условий, что в конечном итоге может оказать значительное воздействие на совершенствование знаний школьников.     С учетом того, что современная начальная школа — это школа пробы сил ученика, стало актуальным и оценивание учебных достижений каждого ребенка.

 Известно, что учебная деятельность — ведущая деятельность учащихся младшего школьного возраста. Под ведущей деятельностью в детской психологии понимают такую деятельность, в процессе которой происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются главные новообразования возраста (произвольность, рефлексия, самоконтроль, внутренний план действий).     Учебная деятельность как специфическая форма индивидуальной активности осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе.

Целостная учебная деятельность включает в себя следующие основные потребности и мотивы: учебную задачу, учебные действия, действия контроля, оценки и самооценки. Особое место в структуре учебной деятельности занимают действия самоконтроля и самооценки, имеющие специфические функции: они направлены на саму деятельность, фиксируют отношение учащегося к себе как ее субъекту. Вследствие чего их направленность на решение учебной задачи носит опосредованный характер.

С чего же следует начинать  формирование контрольно-оценочной самостоятельности у детей младшего школьного возраста? Как показывают психолого-педагогические исследования, одной из причин отставания учащихся в обучении является слабо развитое умение критически оценивать результаты своей деятельности.      

На первом этапе формирования контрольно-оценочной самостоятельности важно научить детей сопоставлять свои действия с заданным образцом. На этом этапе ученики учатся обнаруживать совпадение, сходство, различие. Учащиеся договариваются о выборе образца для сопоставления. Центральное место в деятельности учащихся на этом этапе обучения отводится пооперационному контролю.

Важным компонентом является анализ хода и результатов учебной деятельности учеников, но не только учителем, а совместно с учениками, развивая у них умение видеть достоинства и недостатки, возможные пути их совершенствования или преодоления.       Научить детей делать анализ результатов учебной деятельности достаточно сложно. Дети сначала видят недостатки, а потом достоинства.  В связи с этим встаёт  задача  — сформировать положительное отношение детского коллектива к каждому ученику, так как каждый имеет свой темп развития, свои успехи.

Так на уроках письма, математики в первом классе мы договариваемся  обводить среди  написанных букв, цифр, те, которые соответствуют тем критериям (их в первом классе не должно быть более двух),  тому образцу, которые  взяли  за основу. Во время самопроверки или взаимопроверки   я нацеливаю детей видеть друг в друге хорошее, положительное, поддерживать тех ребят, у которых не все еще получается.    Иногда для решения учебной задачи, я ввожу сказочных персонажей, которые так же, как и дети, выполняют определенные задания.  Сказочные персонажи просят детей найти то, что получилось удачно, сравнить их работу  с образцом, выделить ошибки. Это  позволяет в свою очередь  ребенку проанализировать его собственную  работу.       Главное на этом этапе, чтобы ребенок не только смог научиться сравнивать, но и мог назвать причину допущенных ошибок,  сначала у сказочных персонажей, а затем и у себя.

Важным становится умение ребенка сопереживать, радоваться за успехи другого, критично подходить к выполненной работе, находить ошибки.    Чтобы  ребенок смог  проконтролировать  свои действия, необходимо иметь план  этих действий. Сначала к составлению плана привлекаются дети, а в последствие учащиеся самостоятельно могут составить план, схему  этапов  действий.

К.Д. Ушинский  особое значение придавал методам воспитания самоконтроля: активное повторение, отчет о прочитанном, самостоятельное составление вопросов учениками, взаимное исправление и самоисправление ими своих ошибок        К.Д. Ушинский  делал акцент на самоисправление учащимися своих ошибок. «Как мало впечатления, — пишет он, — во многих школах производила на детей поправка ошибок со стороны учителя! Часто ученики не брали на себя труда даже взглянуть на подчеркнутые или исправленные слова». Поэтому пересмотр и исправление ошибок «можно сделать посредством самих же учеников»      Д.Б. Эльконин  выделяет следующий этап в формировании самоконтроля и указывает на то, что «функция контроля состоит в определении правильности и полноты выполнения учащимися операций, входящих в состав его действий». Контроль так же состоит в определении соответствия других учебных действий условиям и требованиям учебной задачи.  По предположению Д.Б. Эльконина именно действие контроля характеризует всю учебную деятельность как управляемый самим ребенком произвольный процесс.

Очень интересен прием фронтальной проверки и взаимопроверки.       Фронтальные и взаимные проверки представляют собой промежуточное звено между контролем педагога и самоконтролем учащихся. Применение их имеет ряд преимуществ при обучении самоконтролю: положение контролеров обязывает учащихся лучше готовиться к занятиям, чтобы иметь возможность указать товарищу на допущенные им ошибки и установить их причины; коллективный анализ образца позволяет более полно выявить его сигнальные признаки и более углубленно их усвоить; разбирая разные способы сличения с образцом выполняемой работы, учащиеся отбирают те из них, которые наиболее целесообразны в данных условиях. Благодаря этому достигается большая точность сличения; коллективный анализ позволяет более полно выявить допущенные ошибки и установить их причины; в ходе коллективного поиска выявляются наиболее целесообразные способы исправления ошибок и внесения усовершенствований в выполняемую работу.

Благодаря применению коллективных форм контроля учащиеся быстрее и лучше овладевают всеми звеньями индивидуального самоконтроля.  Осуществляя контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действий, дети подходят к заключительному этапу технологии формирования контрольно — оценочной самостоятельности — послеоперационному контролю.    На этом этапе важно, чтобы ребята наглядно видели свой рост продвижения или, как говорят ученые, «наглядную динамику усвоения». Формализация оценки может фиксироваться в виде графиков, диаграмм.

Выполнение действий контроля и оценки предполагает обращение внимания школьника на содержание собственных действий, на рассмотрение их основ с точки зрения соответствия требуемому задачей результату.   В ходе самоконтроля  ученик совершает умственные и практические действия по самооценке, корректированию и совершенствованию выполняемой ими работы, овладевает соответствующими умениями и навыками. Кроме того, самоконтроль способствует развитию мышления.

В свою очередь самоконтроль опирается на мышление и другие психические процессы. Большое значение для поведения человека, его самооценки и саморегуляции имеет речь. Особенно велика роль внутренней речи, являющейся механизмом самосознания. Самоконтроль также тесно связан с памятью и вниманием. Так, память обеспечивает закрепление образца, чтобы можно было сравнивать с ним ход и результаты выполняемой работы. Большую роль в реализации самоконтроля играют ощущения и восприятие.  Самоконтроль является составной частью всех видов учебной деятельности и осуществляется на всех этапах ее выполнения. Он выключает в себя чувственные, умственные и двигательные компоненты деятельности, позволяющие учащемуся на основе поставленной цели, намеченного плана и усвоенного образца следить за своими действиями, результатами этих действий и сознательно регулировать их. При этом в ходе самоконтроля оценивается целесообразность и эффективность самого процесса выполнения работы, намеченного плана и уже осуществленного регулирования.

Таким образом, можно выделить у учащихся следующие показатели сформированности самоконтроля и самооценки: умение перед началом работы спланировать ее: умение изменить состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности;  умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формулы контроля;  умение переходить от работы с натуральным объемом к работе с его знаково — символическим изображением;  умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий, давать оценку своей работы в целом.

Итак, формирование самоконтроля и самооценки — процесс непрерывный. Он осуществляется под руководством учителя на всех стадиях процесса обучения (при изучении нового материала, при отработке навыков практической деятельности, при творческой самостоятельной работе учащихся и т.п.)   Формируется навык контроля, самоконтроля  и самооценки посредством использования специальных приемов.  В свою очередь  это способствует созданию  условий для формирования самостоятельности. Все указанные выше приемы можно  использовать  в рамках обучения детей по различным учебно-методическим комплектам.

Особенности работы с
первоклассниками в первом полугодии.

Ребёнок приходит в
1-й класс с открытой душой, с искренним желанием учиться. Он радуется всему:
новенькому портфелю, красивой школьной форме, карандашам, пеналу.

Каждый учитель, работающий
в первом классе начальной школы, должен помнить, что стремление детей к учению,
его успешность определяется целым рядом факторов, которые создаются
педагогически грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и
физиологическим особенностям и возможностям первоклассников.

Обучение
первоклассников должно строиться с учетом возрастных особенностей организации
деятельности детей седьмого года жизни.

Возрастные особенности первоклассников:

·        
Переход из дошкольного  в младший
школьный возраст нередко сопровождается кризисом 7 лет.

Для кризиса 7 лет характерны: манерничанье, капризы,
паясничание.

·        
Нормы и правила школьной жизни порой идут
вразрез с желаниями ребенка.

К этим нормам нужно
адаптироваться. Дети наряду с радостью, восторгом или удивлением по поводу
происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность напряжение. Свое новое
положение ребенок не всегда осознает, но обязательно переживает его: он
гордиться тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение.

·        
Формируется самооценка личности.

Первоклассник уже
понимает, что оценка его поступков определяется прежде всего тем, как его
поступки выглядят в глазах окружающих людей.

·        
Дети возбудимы, легко отвлекаются, т.к. лобные
доли больших полушарий не сформированы, они сформируются к 13 годам.

·        
Особую роль в жизни школьника играет учитель,
который выступает как центр его жизни.

·        
Период приспособления к требованиям школы –
адаптация.

У одних он длиться 1 месяц, у других 1
четверть, у 3-их растягивается на 1-ый учебный год.

В жизни не только ребенка, но и любого
взрослого человека наступают моменты адаптации к чему-либо (т.е. привыкание к
изменившимся условиям). Это проблема для любого человека, но мне хочется
остановиться на адаптации первоклассников. Работая с детьми более 20 лет, я
знаю,  как трудно дети привыкают к школе, учителю, коллективу.
Надеюсь, что мои наблюдения и опыт работы по данной проблеме помогут учителям в
их работе. Я считаю, что эта проблема включает в себя как психологический, так
и педагогический аспекты.

Психологический аспект

Учителю начальной школы, обучающему
первоклассников, приходится одновременно контролировать и вопросы общения детей
друг с другом и с другими взрослыми, и психофизиологическое самочувствие детей,
и течение учебного процесса, и многое другое.

Основными критериями адаптированного
первоклассника  являются:

·        
положительное отношение к школе;

·        
умение входить в контакт со взрослыми и сверстниками;

·        
адекватное восприятие школьником требований;

·        
легкое усвоение учебного материала;

·        
проявление самостоятельности и творческого начала при выполнении
учебных и иных поручений;

·        
благоприятное статусное положение в классе.

Адаптационный период это временной
отрезок, в течение которого происходит привыкание первоклассника к условиям,
требованиям, системе обучения в школе.

Степень тяжести адаптации зависит от многих факторов, среди
которых есть такие, которые школа не может устранить:

·        
исходные на начало обучения уровни состояния здоровья и развития
ребенка, во многом определяющиеся факторами биологического и социального
анамнеза;

·        
уровень адаптационных возможностей в социальном плане и др.

Но есть и такие факторы, которые возможно регулировать:

·        
оптимальный возраст начала обучения каждого ребенка;

·        
санитарно-гигиенические и материально-технические условия
обучения;

·        
режим работы в классе и в группе продленного дня;

·        
величина суммарной учебной нагрузки;

·        
учет индивидуальных особенностей детей, их самобытности и другие

Особое внимание со
стороны учителя требуют первые дни пребывания в школе. Необходимо помнить, что
такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая
отвлекаемость, неумение управлять своим поведением связаны с особенностями их
психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одергивать их,
стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика. Тон
учителя должен быть доверительным и мягким, не допустим авторитарный тип
общения. Учитель должен подчеркивать достоинства и успехи детей, стараться
наладить их отношения со сверстниками.

     Наиболее напряженным для всех
детей являются первые четыре недели обучения. Это период так называемой
«острой» адаптации. В это время не следует повышать нагрузку (урок 30 минут!),
темп работы. Активный период обучения должен начинаться после «острого» периода
адаптации. Нецелесообразно вызывать в первые месяцы учебного года к доске
детей, не уверенных в себе, стеснительных, демонстрировать перед всеми
недостатки и ошибки отдельных детей. Я вызываю детей парами к доске рассказать
стихотворение.

      Следует учить детей
организовывать свою деятельность, планировать свои действия. Необходимо
обратить внимание на структуру урока. Она должна быть «дробной», т.е. включать
несколько видов деятельности. Для первоклассников очень актуальны виды деятельности,
которыми они занимались в дошкольном возрасте. Это, прежде всего, относится к
игре. Принципиально важно обратить внимание на два вида игр: ролевые и
дидактические. Особенно в первые недели учебы дидактические игры должны
присутствовать на каждом уроке, заполнять перемены и динамическую паузу.
Ролевые игры очень важны для формирования произвольного поведения, воображения,
творчества ученика. Используя все это, учитель значительно облегчит прохождение
адаптационного периода у учащихся.

    Для первоклассников адаптация в школе
протекает болезненно. Дети своим существом переживают это дисгармоничное время.
Проанализировав эту ситуацию, кафедра учителей начальных классов нашей гимназии
создала специальную программу на адаптационный период.

1 этап (октябрь-март) «Подготовительные
курсы»

·        
облегчить естественный процесс адаптации, сделав его по
возможности безболезненным для учащихся;

·        
создать доброжелательную атмосферу, позволяющую школьникам и
учителям лучше понять друг друга;

·        
создать атмосферу сотрудничества учитель-родитель.

2 этап (апрель-май): «Диагностика
школьной зрелости»

Совсем еще недавно
родителей не волновала подготовка ребенка к школе. Детям исполнилось семь лет,
и они автоматически становились школьниками. Сейчас, обучив заранее своего
малыша чтению, письму, счету, они искренне уверены, что их ребенок, бегло
читающий и считающий до ста и более, не только готов к обучению, но и уже
потенциальный отличник. Возникает вопрос, в какой мере способен поступающий в
школу ребенок учиться без затруднений? Проблема готовности становится все более
значимой, так как от ее решения зависят человеческие судьбы.

Готовность к школе включает в себя
следующие компоненты:

·        
психофизиологический (созревание организма);

·        
педагогический (чему научен ребенок);

·        
психологический (особенности развития и формирования).

Социально-психологическая служба нашей
гимназии подобрала комплекс методик по диагностике школьной зрелости. Кроме
этого, по результатам психологического обследования проводится беседа с родителями
о степени готовности ребенка, обсуждаются проблемы, которые могут возникнуть
при поступлении в школу (обучение ребенка по той или иной программам,
рекомендации по консультированию со специалистами).

3 этап (сентябрь): «Введение в школьную
жизнь»

Цель: эмоциональное благополучие как
условие успешности любой деятельности.

Для возможности ускорить знакомство
первоклассников друг с другом, создания благоприятного климата в классе,
стремления работать вместе была разработана программа курса:

День 1: Знакомство. Режим дня.
День 2: Школьные традиции. Мы – одна семья.
День 3: Реакция на реплику. Отработка правил школьной жизни.
День 4: Как можно спорить, а как нельзя.
День 5: Понятно ли мы говорим?
День 6: Различные стороны сотрудничества.
День 7: Групповое взаимодействие. Точка зрения каждого.
День 8: Учимся общаться. Обращение за помощью.
День 9: Выявление межличностных отношений.
День 10: Игра «День рождения класса»

4 этап (октябрь-декабрь): «Изучение
социально-психологической адаптации детей к школе»

На данный момент
психологом гимназии было проведено исследование школьной мотивации. В
результате проведенных исследований составляется отчет и намечается план
работы. Поэтому в период адаптации должно быть тесное сотрудничество
учителя-психолога-родителя. Их совместные усилия должны быть направлены на то,
чтобы этот период прошел как можно быстрее и более безболезненно для ребенка.

Роль учителя

Стиль общения учителя
с первоклассниками должен учитывать особенности поведения ребенка, связанные с
его умением общаться со взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников
достаточно высок процент детей, испытывающих разного рода трудности общения в
коллективе. Сюда относятся как гиперобщительные дети, мешающие учителю вести
урок, так и боящиеся классно-урочной обстановки, стесняющиеся отвечать и
производящие поэтому впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя. И
те, и другие требуют различных форм доброжелательной обстановки и терпеливой
работы учителя.

Тон учителя должен
быть доверительным и мягким. Недопустим авторитарный стиль общения учителя с
первоклассниками. Нельзя пренебрегать и различными формами невербального
общения — обнять ребенка, взять за руку, погладить по голове, дотронуться и
т.п. Это не только успокаивает ребенка, но вселяет в него уверенность, ощущение
того, что взрослый хорошо к нему относится. Необходимо обратить особое внимание
на это положение, так как для первоклассника существенно важно доброе,
позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных
успехов ребенка.

Требования к
выполнению школьных норм поведения должны вводиться постепенно и не в форме
указаний, а в форме пожеланий. Со стороны учителя недопустимы проявления
раздражения, резкие замечания. Следует терпеливо и мягко еще и еще раз
повторять необходимое правило.

Для развития
самостоятельности и активности детей важно положительно оценивать каждый
удавшийся шаг ребенка, попытку (даже неудачную) самостоятельно найти ответ на
вопрос. Очень полезно давать детям творческие учебные задания: придумать
что-то, догадаться, подобрать другие примеры и пр. Пусть при этом дети спорят,
рассуждают, ошибаются, вместе с учителем находят правильное решение.

Особое внимание
требуют дети с низким уровнем активности. Главная задача учителя — поощрять
любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос,
поработать у доски. Очень важно специально подготовить такого ребенка к ответу
— стоять с ним рядом, поощрять, не боясь перехвалить, демонстрировать всему
классу его успехи активность. Нельзя спешить вызывать ребенка к доске, если
учитель не уверен в правильности ответа, лучше пусть ученик ответит ему «на
ушко», чтобы не демонстрировать классу ошибки ребенка.

В первом классе
следует специально учить детей организовывать свою деятельность: планировать
свои действия, менять условия работы (например, убрать учебник или тетрадь,
сложить карточки, закрыть книгу и т.п.). Здесь требуется терпеливая длительная
работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция, подробно объясняющая, что
и как делать.

При организации
деятельности по решению учебной задачи необходимо учить детей планировать свои
действия. Это нужно делать не только на уроках русского языка и математики, но
и на всех остальных уроках. Особенно эффективно использовать для этого уроки
художественного труда, когда дети анализируют образец будущего изделия,
выделяют последовательность действий. Очень важно побуждать детей проговаривать
вслух последовательность действий, осуществлять самостоятельно контроль:
сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки, устанавливать их причины,
самому вносить исправления. Причем, формулировку требования лучше высказывать
не в категорической форме, а в мягкой («Мне кажется, ты здесь ошибся»,
«Проверь, пожалуйста, нет ли у тебя ошибки вот здесь» и т.п.).

Необходимо обратить
внимание на структуру урока в первом классе. Она должна быть «дробной», т.е.
включать несколько (желательно связанных темой) видов деятельности. Как уже
было подчеркнуто выше, недопустимо строить весь урок на одном виде
деятельности, например, все тридцать пять минут читать, писать или решать
арифметические задачи. Необходимо чередовать разные виды деятельности на уроке.

Для первоклассников
еще очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном
детстве. Это, прежде всего, относится к игре. Поэтому следует активно включать
игру в учебный процесс, а не запрещать игру, не исключать ее из жизни
первоклассника. В первом классе игра имеет особое значение для формирования
умения учиться — основной деятельности, которой занимается теперь ребенок.
Принципиально важно обратить внимание на два вида игр: ролевые и игры с
правилами (дидактические, подвижные, настольно-печатные).

Игры с правилами так
же, как и учебная деятельность, обязательно дает результат, развивает
самооценку, самоконтроль и самостоятельность. На первом году обучения (особенно
в первые недели учебы) игры с правилами должны присутствовать на каждом уроке
(дидактические), заполнять перемены и динамическую паузу (подвижные,
настольно-печатные).

Дидактические игры
всегда имеют учебную задачу, которую нужно решать. В процессе этих игр ребенок
усваивает систему эталонов — этических, сенсорных, практических и др. При использовании
игры как метода обучения необходимо выполнять ряд условий: учебная задача
должна совпадать с игровой; наличие учебной задачи не должно вытеснять игровую;
необходимо сохранять игровую ситуацию; игра обязательно должна включать игровое
правило (если, то.) и игровое действие.

Ролевые игры очень
важны для формирования произвольного поведения, воображения, творчества
ученика, так необходимого ему для обучения. Большие возможности для развития
сюжетно-ролевых игр предоставляют уроки литературного чтения, математики,
окружающего мира, искусства, в процессе которых дети могут разыгрывать
различные роли реальных лиц или воображаемых героев.

Учитывая
наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, необходимо
существенное место на уроках отводить моделирующей деятельности со схемами,
моделями звуков, геометрическими формами, объектами природы и т.п. При этом
раздаточный материал, который находится перед каждым ребенком, должен полностью
совпадать с демонстрационным. Опора на наглядно-образное мышление
первоклассников в обучении способствует формированию логического мышления.

Приходя в школу, попадая в новую для
себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. Выражается это
по-разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действительно
привлекают  его своей подвижностью и не всегда оправданной
активностью, другие, наоборот, как будто замирают, с трудом вступают в контакт
с другими учениками и учителем, поэтому все первоклассники в этот нелегкий для
них период  нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых.

        В формировании
учебной мотивации существенную роль играет уровень взаимоотношений в классном
коллективе, насколько комфортно ощущает себя ребенок в среде
сверстников.  Первоклассникам предстоит познакомиться друг с другом и
построить отношения с одноклассниками. В это время проводятся игры
«Знакомство», «Отгадай, чей голосок?», «Разыскивается».

          Использую
такие приемы как эмоциональное поглаживание: внушить ребенку веру в себя,
прикоснуться рукой к его плечу, погладить по головке; словесные
поощрения  типа « молодец», «умница», которые подбадривают ученика,
воодушевляют, вызывают у него уверенность в своих силах, и стремление
соответствовать оценке учителя, т.к. для  ученика  взаимоотношения
с учителем имеют огромное значение. Некоторым детям
 как
раз в жизни и не хватает этих слов, потому они и
стараются,  что  поверили учителю и стали принимать его
реплики как    оценку их работы. Разрешаю приносить в школу
свою любимую игрушку: во время перемены можно поиграть с ней, а на
уроке  при  волнении можно за нее подержаться: ведь она
своя, родная, домашняя.

      Проявляя  доброжелательное  отношение  к  ученику,  мы   тем   самым
пробуждаем положительное отношение школьника к учению.

 На
уроках обучения грамоте используются специальные упражнения, которые развивают
уверенность учеников в себе, в своих учебных и личностных
возможностях.  Упражнение « Я умею»- ученик встает перед классом и
перечисляет, что он умеет делать. Учитель или дети в ответ «Мы рады за тебя!».
Упражнение «Поможем другу»- мальчикам нужно подумать и рассказать обо всем
добром, что они могут сделать для девочек, а девочкам для мальчиков. Упражнение
«Успехи» — вы учитесь в школе только первый год, но уже многое узнали и многому
научились. Расскажите друг другу, каких успехов вы добились, чем можете
гордиться.

Для успешного
проведения уроков необходимо создавать атмосферу заинтересованности и
творчества: например, мы не учителя, они не ученики, а путешественники.

Существует очень много приемов, видов и
форм учебных заданий деятельностного метода обучения. Побуждающей силой
деятельности является мотив, поэтому чтобы обеспечить мотивацию учащихся на
уроке, я использую:

пожелания
друг другу

музыкальные
фрагменты

девиз
урока

проблемный
вопрос

Одним из важных
средств формирования мотивации и   раскрытия возможностей
первоклассника является широкое использование игровых ситуаций на уроке.

 В.А.Сухомлинский
писал: “Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития.
Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений, понятий»

Игра на уроке – это
метод обучения, а не средство развлечения учащихся. В дидактических играх
закрепляются все те знания, которыми овладел ученик. При разработке игры я
слежу за тем, чтобы учебные задания предлагались таким образом, чтобы дети
воспринимали их именно как задания, но при выполнении их все-таки играли. В
игру задания превращает метод их проведения- эмоциональность, занимательность .
Продолжительность каждой игры не более 10 минут. Но за это время активизируется
словарный запас детей, расширяется их кругозор, развивается творческая
фантазия, воспитываются нравственные качества. А самое главное – ни одного
невнимательного ребенка на уроке! Всем интересно. Игра помогает формировать
положительные привычки, преодолевать детское упрямство, лень, страхи, капризы,
непослушание.

На уроках обучения грамоте мы с детьми играем в игру «Театр»:
нужно оживить героев сказки, например, доктора Айболита и лисичку, которая
пришла к нему  лечиться, Мышонка из сказки  Сутеева
«Мышонок и Карандаш», используя при этом детали костюма героев.

На
уроках изучения новой буквы используется много дидактических игр: например, при
изучении буквы С предлагаются такие игры:

«Доскажи
словечко»

 Зимой
на ветках яблоки!

Скорей
их собери!

И
вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь
это….(снегири)

«За
покупками на С».

Мама
попросила вас сходить в магазин и сделать покупки на букву С. Что ты
купишь?(сушки, сметану, сок,сахар и т.д.)

Интеллектуальная
разминка. Блиц-опрос.(
 все ответы начинаются
с буквы С)

Согревает
всю землю.(солнце)

Папа,
мама, я.(семья)

Сколько цветов в радуге? (семь)

Ребусы.

ЯЯЯЯЯЯЯ
(семья)

«
Я знаю 5 имен…»
 (Соня, Сергей ,Станислав….) и
многие другие.

Каждый урок математики
практически не обходится без игры. Это и путешествие  с героями
сказки Теремок при изучении темы «Один-много»,путешествие по стране Цифирии, с
героями сказки «Гуси-лебеди» при изучении числа 4, путешествие с Петрушкой при
изучении свойств предметов. Для повышения мотивации использую «Графический
диктант» или как мы его называем – путешествие по клеточкам, в результате
которого получается какой-то предмет .Ребенку интересно учиться, когда учитель
не просто дает занимательные задания на уроке, приводит интересные факты , а
когда он позволяет детям активно принимать участие в подготовке к уроку или в
ходе урока.

Созданию благоприятного климата в классе  способствует
использование педагогом в учебно-воспитательном процессе коллективных форм
обучения. В данном случае действует принцип «Одна голова хорошо, а две лучше»
или «Что одному не под силу, то легко коллективу». Ведь некоторые обучающиеся
чувствуют неуверенность в собственных силах, работая
самостоятельно.  Это и работа в парах, и работа в группах. Обучение
этому виду работы начинается во время прохождения модульного курса «Введение в
школьную жизнь». Как всегда нам помогают усвоить  новое сказочные
герои, в данном случае —  Чебурашка и крокодил Гена. Дети выводят
правила работы в паре и правила работы в группе: работать должны оба, свое
несогласие высказывай вежливо, один говорит- другой слушает, если не понял-
переспроси, в группе должен быть ответственный,  работать должен
каждый на общий результат.

Большой интерес
вызывают у детей работы, требующие коллективного взаимодействия. На уроках изо
и технологии каждый ребѐнок выполняет какой – либо элемент (цветок, птичку,
человечка, игрушку….), а затем создаѐтся коллективная работа, например: панно
«Букет цветов», «Осень идѐт», коллаж «Новогодняя елка».

Школьник,
занимающийся таким образом, ощущает себя более комфортно, достаточно уверенно,
чувствует себя успешным и востребованным. Кроме того, в случае неудачи он не
остаѐтся один на один со своей проблемой, может рассчитывать на помощь других
детей. Групповые формы работы могут применяться на любом уроке и дают учителю
простор для творчества, открывают большие возможности для эффективной учебной
деятельности.

Почему, придя в школу, дети уже не хотят учиться?

Многие первоклассники, переживающие период дезадаптации, испытывают явно отрицательное отношение к учению, не хотят преодолевать трудности, которые встречаются в школе, отказываются выполнять требования учителя, с трудом заводят дружеские отношения с одноклассниками. Проявляется тенденция «отгораживания» ребенка от всего, что связано со школой и классом. Так, от первоклассника родители не могут добиться ответа на вопросы о том, чем он занимался в школе, каковы его успехи. Ребенок выглядит уставшим, отказывается от прогулки, плохо ест.

Одна из причин такого явления – перегрузка дошкольника излишней информацией о его завтрашней школьной жизни: какую школу выбрать; сколько там изучают предметов; какой иностранный язык и с какого класса он будет изучать; в какие кружки стоит записаться с начала обучения; посещать ли группу продленного дня и т.д. и т.п. Все эти вопросы подробно, долго, нудно обсуждаются при ребенке, и он уже накануне поступления в школу начинает ее бояться.

Рекомендации для учителя

Видя в классе таких детей, определите иную тактику взаимоотношений с ними, нежели с успешно адаптирующимися первоклассниками. Школьники с трудностями адаптации нуждаются в особом внимании, большей похвале (хвалить их нужно даже за самое скромное выполнение задания). Оказывайте им постоянную помощь без упреков и обвинений в нежелании трудиться или в невнимательности.


мишка

Почему в школе дети быстро теряют интерес к учению?

В группу детей, быстро теряющих интерес к учению, попадают и такие, которые очень хотели идти в школу. О причине этого явления эмоционально пишет психолог Л. Е. Журова:

«Все, что раньше было можно и интересно, теперь нельзя и скучно. Раньше можно было играть, и, даже если мама сердилась, она говорила: «Отстань, не мешай, иди поиграй». А теперь мама говорит: «Сколько можно играть? Занимайся, учи уроки!» Раньше взрослые всегда читали ему книжки. А теперь говорят: «Читай сам!»»

Вот и получается, что это школа плохая, даже на маму отрицательно повлияла.

Рекомендации для учителя

Помните, что первоклассник, надев форму и сев за парту, не стал от этого школьником, он постепенно и достаточно долго будет входить в систему новых школьных отношений. Помочь ему в этом можете вы – педагоги, хорошо понимающие, что для ребенка все еще остается актуальным, желанным, интересным. Это, конечно, дошкольные формы взаимодействия с миром и окружающими людьми: игра, продуктивная художественная деятельность.

Безусловно, современный учитель использует игру в обучении, хотя при этом иногда допускает педагогические ошибки. Например, предлагает детям играть только в дидактические (обучающие) игры, хотя наиболее значимыми для ребенка продолжают оставаться ролевые игры – в «дочки-матери», «летчиков», «магазин», «парикмахерскую», «кинотеатр» и пр. Поэтому так важно, чтобы учитель использовал стремление детей данного возраста разыгрывать разные роли. Игра – эффективный метод обучения на любом уроке. В процессе обучения грамоте первоклассники, например, могут играть «в живые звуки»: одни дети исполняют роли гласных звуков, другие – мягких согласных, третьи – твердых согласных. Учащиеся строят слова, прочитывают их, изменяют, характеризуют, оценивают звуки и т.д. Благодатную почву для ролевой игры создают уроки окружающего мира. Дети исполняют роли людей разных профессий, различных объектов природы, предметов быта. В процессе таких игр школьники узнают новое, рассказывают, читают, беседуют, то есть учатся…

Начало ролевой игры – создание воображаемой ситуации, иначе говоря, постановка перед детьми задания на воображение: «Представьте себе…»; «А если бы…»; «Как будто бы…». При изучении темы «Сезонные изменения осенью» первоклассникам, например, предлагается представить, что все они лесные жители: кто-то – насекомое, кто-то – зверь, кто-то – птица…

Учитель. Наступила осень, заволновались животные в лесу: как встречать зиму? Готовы ли к ней насекомые и птицы, звери и пресмыкающиеся? Решили животные собрать лесное собрание и узнать, кто как готовится к зиме.

Первоклассники распределяют роли: медведь – председатель собрания, дятел – секретарь. На собрании выступают еж, заяц, бабочка, уж, муравей и другие животные (дети выбирают роли по желанию), которые делятся своим опытом подготовки к зиме.

Конечно, учитель не пускает на самотек процесс развертывания игры и ненавязчиво помогает детям, например если сюжет не складывается или ребенок не знает, как играть свою роль. Поэтому перед началом игры все вместе планируют проведение «собрания»: последовательность выступлений, игровые действия, вопросы и реплики.


Читайте по теме:

  • Советы учителю начальной школы: как помочь первокласснику адаптироваться к новым условиям
  • Советы учителю начальной школы: гаджет — это не игрушка, а средство получения информации
  • Советы учителю начальной школы: не тупое повторение, а творческая деятельность
  • Советы учителю начальной школы: как оценивать знания учащихся в первом классе
  • Советы учителю начальной школы: взявшись за руки

Если первоклассник пришел в школу грамотным…

Удивительно, но проблемы могут возникнуть и у детей, которые пришли в школу вполне «образованными»: читающими, умеющими писать, решающими примеры и задачи, а часто уже одолевшими программу первого класса.

Взрослые часто думают, что такой уровень развития облегчает ребенку адаптацию к школе, но практика часто подтверждает обратное. Такие дети устали от учения в детском саду (в семье), мотивация к тому, чтобы научиться читать и писать, для них уже в прошлом и сейчас не работает. Теперь их скрытая цель – спрятаться за своими знаниями и немножко отдохнуть, а учитель, зная возможности таких своих воспитанников, увеличивает им объем заданий, усложняет их, что приводит к возникновению трудностей и нежеланию эти трудности преодолевать.

Рекомендации для учителя

Хорошо читающие и много знающие первоклассники также требуют к себе внимания и терпения. Не целесообразно резко увеличивать для них объем заданий, усиливать требования, злоупотреблять высказываниями: «Ты можешь, да не хочешь…» Пусть первое время они работают так же, как все остальные, не нужно, чтобы в адаптационный период эти учащиеся резко «вырывались вперед».

Посоветуйте родителям в первое полугодие не загружать ребенка дополнительными занятиями в центрах развития, музыкальных школах и кружках. Пусть он привыкает к увеличивающейся нагрузке постепенно. Очень важно, чтобы учитель нашел спокойный и ровный тон общения с такими детьми. Предлагая им дополнительные задания, предоставьте право выбора: «Если хочешь, сделай…»; «Присоединяйся к ребятам»; «Я тебе советую, это интересно».

Помните, что первый год школьной жизни – это период формирования произвольности поведения ребенка. Часто учителя и родители думают, что произвольное поведение – это когда дети беспрекословно выполняют требования взрослого.

Психологи утверждают, что произвольность – это способность не подчиняться, а управлять своим поведением. Такая способность еще очень неустойчива у школьников шести-семи лет. Формально требовать от них беспрекословного подчинения учителю – значит создавать условия для противодействия (внешнего и внутреннего), «выплескивания» ребенком импульсивных эмоциональных действий. Надо спокойно, терпеливо убеждать первоклассника, почему нужно выполнять то или иное требование, что меняется, если ученик не слушает учителя. Иногда целесообразно «не заметить» неправильного поведения ребенка, оставить его на некоторое время в покое, не вызывать агрессии или каприза. Обычно дети сами приступают к работе, просят помощи, постепенно привыкая к выполнению требований.

Чтобы успешно развивалось произвольное поведение, необходимо использовать игры с правилами. В процессе этих игр дети легко выполняют требования, подчиняются, принимают ситуацию проигрыша.


счеты

Что такое физиологическая дезадаптация?

Еще одна проблема, возникающая с приходом дошкольников в школу, – изменения в режиме дня, увеличение интеллектуальных и снижение физических нагрузок. Это приводит к появлению так называемой физиологической дезадаптации: организм реагирует на новые повышенные нагрузки усталостью, головной болью, снижением артериального давления, ухудшением аппетита и пр. Число детей, испытывающих физиологическую дезадаптацию, как замечают физиологи, растет из года в год и, к сожалению, приближается к 20%. Как помочь таким первоклассникам?

Рекомендации для учителя

Дети с трудностями физиологической адаптации прежде всего нуждаются в четком выполнении режима дня, что обеспечивает сохранение психического и физического благополучия. В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями после второго урока должна проводиться динамическая пауза (во дворе школы или в спортивном зале), во время которой можно использовать подвижные игры, мини-соревнования, спортивные упражнения. Динамичными должны быть и перемены. Хорошо, когда школьникам предоставляется возможность подвигаться под музыку, полазить по гимнастической стенке, поиграть в мяч. Такая смена вида деятельности помогает снимать утомление, обеспечивает постепенное приспособление к растущим умственным нагрузкам. Помните, что от состояния и работы мышц тела ребенка во многом зависит его умственная деятельность.

Категорически не допускаются в первом классе домашние задания. Это особенно вредит детям, имеющим трудности адаптации. Такие школьники нуждаются в особо бережном отношении к объему их умственной нагрузки. После школы они должны много гулять, заниматься спортивными играми, посещать бассейн. Их родителям можно посоветовать уменьшить время просмотра детьми телепередач, исключить, хотя бы на какой-то срок, занятия у компьютера, увеличить объем выполняемой детьми домашней хозяйственной работы. Все это способствует устранению трудностей привыкания к школе.

Отрицательно влияет на привыкание к школьной жизни желание педагога ставить отметки с первых дней обучения. Причем часто учитель уверен, что если он рисует звездочки (солнышко, тучки и пр.), а не выставляет цифры, то это отметками не является и должно нравиться детям. Однако это заблуждение. В первом классе не рекомендуется ставить любые (!) отметки потому, что дети еще не могут оценить, за что поставлена та или иная отметка. Ребенок данного возраста воспринимает отметку не как оценку своей деятельности, а как отношение к себе учителя (любит – не любит, нравлюсь – не нравлюсь…). Пока первоклассники не начинают понимать «стоимость» отметки, ставить ее бессмысленно.

cover1__w600.jpg Система «Начальная школа XXI века» разработана коллективом ученых Института стратегии развития образования РАО, Московского государственного педагогического университета, Российской академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, Московского государственного университета. В основе системы — идея развивающего обучения младших школьников, разработанная в соответствии с теорией Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова (и их последователей).

Особенности психологической перестройки первоклассника

Очевидно, что приход в школу связан с психологической адаптацией: нужно привыкнуть к неизвестному помещению, другому режиму дня, новым взрослым, незнакомым сверстникам; трудно сидеть спокойно за партой длительное время; появляется плохое настроение, если не получается задание, не нравится требование учителя. Хочется поплакать, покапризничать, пожаловаться… Все это следствие школьного стресса.

По данным Института возрастной физиологии РАО, примерно 20% детей, поступающих в школу, имеют нарушения здоровья психического характера, а к концу первого класса таких детей становится уже 60–70%. Ведущую роль в таком быстром ухудшении здоровья играет школьный стресс. Причинами появления школьного стресса являются:

  1. тревожность первоклассников – боязнь не выполнить задание, допустить ошибки, получить замечание учителя;
  2. излишняя нагрузка школьника, не соответствующая его возрастным возможностям, большая плотность дня (уроки, внеклассные мероприятия, дополнительные занятия и пр.). По данным физиологов, нагрузка первоклассника достигает 6–7 часов в день, тогда как в соответствии с нормами СанПиН учебная нагрузка должна составлять не более 4 часов в день;
  3. неправильное сочетание в режиме учебного времени уроков по степени их трудности; излишний объем самостоятельных и контрольных работ;
  4. постоянные негативные оценки деятельности школьника.

Крайними формами школьного стресса являются:

  • отказ ребенка выполнять задание;
  • бурное нежелание идти в школу;
  • невротические проявления (истерики, капризы, упрямство).
  • В тяжелых случаях возможно появление заикания, мышечного подергивания.

Рекомендации для учителя

Поскольку первоклассник очень чувствителен к тому, как относится к нему учитель, в первые месяцы педагогу нужно особенно внимательно следить за стилем своих отношений с детьми: по возможности быть ровным со всеми, не выбирать себе «любимчиков», уделять внимание каждому ребенку. Как только первоклассник замечает, что педагог как-то выделяет одних детей и равнодушен, в частности, к нему, он начинает вести себя вызывающе, а то и агрессивно – делает все, чтобы обратить на себя внимание. Обычно такое поведение влечет за собой отрицательную реакцию учителя и заканчивается его замечаниями. Это, в свою очередь, еще больше раздражает ребенка, и он использует более серьезные запрещенные приемы: проявляет вспыльчивость, капризничает, плачет, дерется с одноклассниками, по вине которых (как ему кажется) учитель не проявляет к нему должного внимания.

Еще и еще раз советуем: ни при каких обстоятельствах не используйте крик, обещание пожаловаться родителям или наказать. Помните, что авторитарный стиль совершенно недопустим по отношению к первоклассникам. Уже на первой-второй неделе обучения проведите уроки знакомства: пусть дети расскажут о себе, своих любимых занятиях и увлечениях, традициях семьи. Устройте общее с родителями чаепитие, концерт, спортивные игры и соревнования. Все это хорошо сближает первоклассников, формирует классный коллектив.

Настоятельно и терпеливо внушайте, почему нужно выполнять правила поведения в классе, как разговаривать с одноклассниками, как обращаться к учителю и пр. Одно и то же правило спокойно повторяйте несколько раз и каждый раз подчеркивайте значение его выполнения. Любое правило предлагайте в качестве пожелания, а не приказа. Обращайте внимание на отношения между одноклассниками, старайтесь предупреждать конфликты, для совместной деятельности предлагайте объединиться по симпатии.

Очень важна оптимистическая оценка деятельности и поведения детей: «У тебя обязательно получится»; «Попробуй еще раз»; «Я тебе помогу»; «Давай сделаем вместе» и т.п. Подчеркивайте любые, даже незначительные, успехи школьников, особенно тех, у которых не все сразу получается. Тем самым вы повышаете интерес детей к своим одноклассникам, их авторитет, а также самооценку неуспешных учеников. Психологи подчеркивают, что повышение самооценки положительно влияет на социальную адаптацию учащихся.

Следуя требованиям дидактики, учитель должен учитывать психологические особенности детей седьмого-восьмого года жизни, поэтому необходимо дать каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе. Это особенно важно по отношению к заданиям по чтению, письму, решению математических задач. Предоставляйте детям разные по трудности задания, предлагайте им самим выбрать уровень сложности.

девочка.jpg

Учите первоклассников элементарно планировать свои действия по решению учебной задачи; обсуждайте с ними последовательность учебных операций; пусть каждый раз ученик отвечает на вопрос, что нужно делать сначала, что потом, проговаривает вслух все свои «шаги».

Овладение «пошаговой инструкцией» – условие успешной самостоятельной деятельности младших школьников. Одним из путей учета психологических особенностей первоклассников является организация урока с «дробной» структурой, когда процесс обучения включает разные по характеру виды деятельности: коммуникативную и художественную, интеллектуальную и трудовую…

Сделаем вывод. Организация всей жизни детей в первые месяцы обучения в школе должна создать условия для благополучной адаптации ребенка к школьной жизни и предупреждения явлений дезадаптации. Напомним читателю, как психологи характеризуют разные уровни адаптации к школе:

Высокий уровень. Ребенок положительно относится к учителям и школе, быстро осваивается в школьном помещении, выполняет правила поведения в школе. Легко усваивает учебный материал, принимает учебную задачу, в основном «удерживает» ее до конца деятельности, занимается прилежно, активно участвует в разных видах учебной работы, не отказывается от заданий, проявляет интерес к самостоятельной деятельности. С удовольствием приступает к выполнению сложных заданий. Находит общий язык с одноклассниками, охотно участвует в совместной деятельности, активен в ходе классных мероприятий.

Средний уровень. Ребенок положительно относится к школе, принимает учебную задачу, в основном «удерживает» ее в процессе деятельности. Не отказывается от выполнения трудных заданий, хотя часто требует помощи. В целом внимателен при выполнении заданий, но более сосредоточен и не отвлекается, если задание ему интересно. Добросовестно выполняет общественные поручения, дружит со многими одноклассниками, участвует в классных мероприятиях.

Низкий уровень. Ребенок проявляет отрицательное отношение к школе и учителям, не желает идти в школу («хочу обратно в детский сад»), использует любое легкое недомогание или спад настроения, чтобы не пойти в школу. У такого ребенка наблюдаются нарушения дисциплины, отказ от выполнения требований учителя или от трудного задания («не умею», «не хочу», «не знаю»). Он отвлекается на уроках, скрытно занимается другой деятельностью (играет, рисует…). При выполнении заданий ему постоянно требуется помощь учителя, он плохо запоминает алгоритм действий. С трудом вступает в контакт с одноклассниками, стоит в стороне от общих классных дел, не проявляет активности в ходе мероприятий. В целом пассивен.

По данным критериям вы, уважаемый учитель, сможете легко оценить уровень адаптации ваших воспитанников к обучению в школе.

Список литературы:

Беседы с учителем. 1-й класс. Методика обучения / под ред. Л. Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2004.

Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М.: ООО «ПЕР СЭ», 2006.

Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова [и др.]; под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991.

Жуков Д. А. Стресс // Биология в школе. – 1999. – № 1.

Рогов Е. И. Настольная книга школьного психолога. – М.: Владос, 1999.

Левис Ш. Ребенок и стресс. – СПб.: Питер Пресс, 1997.

Безруких М. М. Все цвета, кроме черного/ М. М. Безруких, А. Г. Макеева, Т. А. Филиппова. – М.: Вентана-Граф, 2010.


Шестилетний первоклассник. Какой он? В кн.: Беседы с учителем. 1-й класс. Методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2004. – С. 14.

Записала Ольга ДАШКОВСКАЯ


*С мая 2017 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в корпорацию «Российский учебник». В корпорацию также вошли издательство «Астрель» и цифровая образовательная платформа «LECTA». Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования.

Родители будущих первоклассников подходят к вопросу подготовки детей к школе очень ответственно. Хочется ведь, чтобы ребенок уже умел читать, считать и писать. А чем ближе 1 сентября, тем важнее и организационные вопросы: что нужно покупать к учебе, подойдет ли оранжевая рубашка к синей форме, строгая ли учительница. Понятно, все хотят подготовиться наилучшим образом. Но что на самом деле нужно сделать, чтобы подготовить ребенка к школе?

Покупка вещей для школы вместе с ребенком

Психологи советуют: выбирать школьные вещи нужно с ребенком. Пусть покупка или заказ товаров окажется для вас приятным совместным времяпрепровождением. В процессе нужно объяснять ребенку преимущества или недостатки конкретной вещи. Дайте сыну или дочке возможность анализировать и самостоятельно делать выбор. Этот навык поможет вашему чаду и в школьной жизни.

Даже если будущий первоклассник не стремится выбирать себе школьные принадлежности, родителям при покупке вещей стоит учитывать любимые цвета и принты ребенка. В противном случае школьник может отказаться от купленных вами вещей или ходить на уроки в плохом настроении.

Итак, что нужно купить к 1 сентября? Напоминаем, выбирать лучше с ребенком.

Рюкзак
. Анатомический каркас, дышащая спинка, регулируемые лямки, наличие отдельных карманов для мобильного телефона и ключей — то, на что взрослый должен обратить внимание в первую очередь. Как только выбрали модель, переходите к дизайну. С принтами пусть определится сам ребенок. Конечно, родитель может изучить последние тренды и купить рюкзак с новыми мультипликационными героями. Но по-настоящему порадовать ребенка, а также придать большее желание ходить в школу поможет только выбор самого будущего первоклассника.

Форма. Здесь важно найти баланс между требованиями школы и предпочтениями ребенка. В некоторых учебных заведениях нет строгого дресс-кода. В этом случае взрослый может дать свободу выбора своему чаду. Превратите покупку одежды в небольшой праздник: попросите ребенка пробежаться, поднять руки или поприседать в новой одежде. Так, вы с ребенком без лишних нервов поймете, не слишком ли тесная рубашка, удобные ли брюки, хорошо ли сидит жилетка.

Канцтовары.
 Для первоклассника подойдет пенал-раскладушка с твердым корпусом и тесьмой по краям, защищающей от истирания. Здесь вроде все понятно: смотрим на качество материала, отсутствие химического запаха, простоту в использовании. Чем его наполнить, подскажет учитель: обычно в школах выдается список с набором канцелярских принадлежностей. Но не нужно забывать, что пенал — это не только хранение ручек и карандашей. Это еще и средство самовыражения. Сделайте школьную жизнь ребенка радостной с самого первого дня: с помощью цветной печати на современные пеналы можно нанести изображения персонажей любимых мультфильмов, логотипы футбольных команд или даже поместить фото семьи с домашним питомцем.

Как записать ребенка в первый класс

Какие документы и в какие сроки нужно подать в школу

подробнее

Бытовые навыки

Это одни из самых главных навыков, которыми ребёнок должен владеть к первому классу. Малыш должен уметь поддерживать себя и свои вещи более-менее в порядке, иначе ему будет сложно сориентироваться в школьной жизни, ведь воспитателя или нянечки рядом не будет. Зато будут одноклассники, которые готовы рассмеяться над неудачами и промахами.

Вот список умений, которыми должен владеть будущий школьник. Проверьте, готов ли ваш ребенок.

  1. Причесываться и мыть руки (без напоминаний).
  2. Собирать рюкзак самостоятельно. Можно купить его заранее, чтобы потренироваться собирать любимые игрушки, книжки и раскраски с карандашами для поездок на дачу.
  3. Складывать спортивную форму и сменку аккуратно, а не запихивать в рюкзак комом, вешать вещи в шкаф, а грязные отправлять в стирку.
  4. Одеваться и раздеваться самостоятельно. Завязывать неудобный шарф зимой придется самому! Застегивать пуговицы и крючки на брюках, завязывать шнурки. Если ребёнок выйдет из туалета с расстегнутой ширинкой… ну, вы поняли.
  5. К слову, научите ребёнка аккуратно пользоваться общественным туалетом — это тоже навык, которым нужно владеть.

Социальные навыки

Часто школа становится для ребёнка стрессом: чужие люди вокруг, которые от тебя постоянно чего-то хотят и требуют… Для малыша, привыкшего быть маминым солнышком и папиным зайчиком, это совершенно незнакомая ситуация.

Часто малыши, особенно те, кто не ходили в детский сад, ждут, что учитель обратится к ним лично и скажет, что делать: «Вася, доставай пенал и пиши эту черточку», поэтому игнорируют коллективные задания. Просто не понимают, что слова Марь Иванны, отнесенные ко всему классу, и для него должны быть руководством к действию. За три оставшиеся месяца подберите ребенку какой-то кружок, где общение педагога шло бы сразу с группой: рисование, но не один на один с учителем, а с десятком других малышей, тренировки в командных видах спорта и тому подобное.

Приучайте ребёнка к самостоятельности. Давайте поручения из нескольких действий. Например, «Собери посуду со стола и сложи ее в посудомойку». «Полей все цветы в доме, кроме кактуса». Потом посерьезнее. Вручите некрупную сумму денег и скажите: «Подойти вон к тому киоску с мороженым, купи мне и сестре пломбир, а себе эскимо. Не забудь забрать сдачу». Контролируйте исполнение неподалеку, но не стоя у ребенка «над душой», пусть почувствует себя взрослым. А если возникнет затруднение, обратится к вам за помощью.

Умение обратиться за помощью или с просьбой — это другой важный навык. В случае конфликтов — обращайся к взрослому. Заблудился в школе — спроси дорогу у учителя. Попроси повторить задание, если не расслышал или не понял. Или скажи медсестре, что плохо себя чувствуешь, если заболел.

— Хороший вариант — это использовать игрушки, чтобы проиграть разные сценки из школьной жизни, — считает семейный психолог Светлана Александрова. — На примере плюшевых заек и мишек можно по ролям отрепетировать, как должен реагировать человек в той или иной ситуации.

От первых линий до целого слова

Учим ребенка красиво писать

подробнее

Психологические навыки

Классическая проблема первоклассника: ближе к ночи оказывается, что к завтрашнему дню нужно было слепить кремль из шишек и пластилина. Или составить генеалогическое древо с фотографиями всех родственников до седьмого колена. Или принести клей из слюны ласточек и кисточки из хвоста дикой ламы, которых днем с огнем не сыщешь.

— Очень часто у детей встречается невнимательность — они отвлекаются на уроках и забывают про домашнее задание, — рассказывает психолог. — Можно помочь ребёнку с этим справиться. Потренируйтесь в течение лета — пишите небольшие списки дел на день, на неделю, и давайте ребёнку, чтобы он мог сам отмечать галочками все сделанное. Можно также давать какие-то рутинные задачи, чтобы развивать усидчивость, например попросить помочь перебрать гречневую крупу или развесить сушиться постиранные вещи. И тренируйте внимательность — замечайте вместе с ребёнком, сколько ступенек от входной двери вашего дома до лифта, какого цвета машина проехала мимо. Это можно делать в формате игры, во время прогулок.

Кроме того, чтобы ребёнку в школе было комфортно, он должен уметь терпеть и соблюдать дисциплину. Иначе высидеть даже один урок ему будет сложновато. Чтобы помочь ребёнку, учите его соблюдать правила. Для этого можно играть вместе в игры с правилами, в том числе настольные — в змейки-лесенки, «Монополию», «Уно» и другие.

В целом важно разговаривать с ребенком о школе. Как там и что происходит, кто кому подчиняется. Зачем вообще туда ходят — чтобы учиться новому, становиться умнее.

А готов ли малыш?

Юридически ребёнка могут зачислить в первый класс, если к 1 сентября ему исполнилось 6 лет и 6 месяцев. Могут принять и раньше, если он к этому готов.

Главный показатель готовности к поступлению в 1-й класс — интерес к учебе. Для здорового любознательного ребёнка школа со всеми атрибутами — это просто магнит.

Зрительно-двигательная координация. Без неё ребёнку сложно будет учиться писать. Чтобы её развить, можно проходить с ребёнком лабиринты на бумаге (все эти «покажи ежику самую короткую дорогу до грибка»), обводить предметы по контуру, рисовать по трафаретам и даже распутывать клубки.

Логическая память. Нужна, чтобы малыш не зазубривал тексты и формулы, а понимал их смысл. Чтобы её натренировать, можно проговаривать с ребёнком порядок действий в бытовых задачах — что в каком порядке делается и почему.

Аналитическое мышление. Будущий первоклассник должен уметь различать части и целое, а также понимать, где причина, а где следствие. Здесь полезны игры со словами, например составить как можно больше маленьких слов из одного большого. Можно вместе наблюдать за природой и объяснять ребёнку, почему и как идет дождь, гремит гром и так далее.

Если ребенок не готов, врачи и психологи рекомендуют посидеть ещё годик в подготовительной группе. Тем более что федеральный закон «Об образовании» это разрешает: верхняя возрастная планка для первоклассника — 8 лет (если ребёнок здоров и нет никаких других ограничений).

Организация учебного процесса в 1-ом классе с учётом индивидуальных особенностей.

Коняева Ирина Юрьевна

«Знаменская гимназия», г Москва

Учитель начальных классов

Особенности адаптации первоклассников к школьной жизни.

Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации( привыкания, приспособления) к школьной жизни.

Первый год обучения особенно трудный для ребёнка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, новому режиму, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.

Наблюдения за первоклассниками показали, что социально- психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (их обычно 50-60%) адаптируется в течение первых двух-трёх месяцев. Поэтому важно их не пропустить. Ребёнок в это время привыкает к коллективу, ближе узнаёт своих одноклассников, устанавливает дружеские отношения. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учёбе, позитивное отношение к школе, желание добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.

Другим детям (их обычно 30%) требуется больше времени для привыкания к новой жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителей, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении школьных программ.

И, наконец, в каждом классе есть примерно % детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной ( до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу, негативным отношением ко всему.. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок и пр.

Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. В это время не следует повышать нагрузку, темп работы.

Учитель должен строить свою деятельность с учётом степени и деятельности адаптации детей к школе.

Организация учебного процесса в 1-ом классе.

Участниками процесса являются учащиеся, их родители, педагоги.

И прежде всего, мы начинаем работу с родителями. В конце мая проводится первое родительское собрание, на котором знакомим родителей с программами, учебными пособиями, режимом первоклассника, даём рекомендации по организации домашнего режима, по организации занятий для подготовки детей к школе. На собрании обсуждаем вопросы организации отдыха детей, проведение праздников, экскурсий. В конце августа проводится повторное собрание, на котором обязательно встаёт вопрос об организации учебного процесса, в котором родители должны принимать активное участие. Если взрослый спокойно и планомерно осуществляет режимные моменты, то ребёнок усваивает обязательные правила режима и его психологическая напряженность в период адаптации падает.

С первых дней пребывания в школе мы учим детей организовывать свою деятельность: планировать свои действия, менять условия работы ( например, убрать учебник и тетрадь, закрыть книгу и т.д.). Ежедневно идёт терпеливая длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция, подробно объясняющая что и как делать.

При организации деятельности по решению учебной задачи необходимо учить детейпланировать свои действия. Это нужно делать не только на уроках письма и математики, но и на всех остальных уроках. Особенно эффективно использовать для этого уроки труда, когда дети анализируют образец будущего изделия выделяют последовательность действий. Здесь очень важно побуждать детей проговаривать вслух последовательность действий, самостоятельно осуществлять контроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить исправления.

В процессе обучения важно учитыватьиндивидуальные особенности ребёнка. В начале обучения учитель должен предоставить каждому ребёнку возможность работать в присущем ему темпе. Совершенно недопустимы замечания: «Быстрее!», «Задерживаешь всех!». Объём работы необходимо увеличивать постепенно.

Первые месяцы в школе задача учителя – научить всех детей работать вместе, хотя поначалу такая работа может продолжаться не более нескольких минут. Часто простая инструкция, обращённая классу, бывает услышана не более чем половиной детей. Остальные требуют специального, индивидуального обращения. И есть 2-3 ребёнка, которые не услышат этой инструкции.

Эти особенности являются нормой для шестилетних школьников. Для облегчения формирования школьных навыков необходимо введение в учебный процесс особых ритуалов, которые становятся привычными и сами организуют детей. Например, после перемены или динамической паузы дети с трудом возвращаются в рабочее состояние. Необходимо использование особых приёмов сосредоточения, которые помогут организовать детей.

Встав около своих столов, лети кладут руки на плечи впереди стоящему, склоняют головы и закрывают глаза. Учитель спокойным голосом произносит любые стихотворные строки (четверостишие), постепенно понижая голос. Или , встав около столов, дети несколько раз медленно вдыхают и выдыхают воздух, можно вести обратный счёт, послушать тишину, услышать звуки, доносящиеся с улицы и т.п. Важно не просто использовать эти примеры, но повторять их, практически не меняя. Тогда сам ритуал превращается в своеобразную медитацию, которая помогает ребёнку перейти от шумной игры к спокойной работе.

Полезно использовать символические изображения, чтобы напоминать ребёнку о забытых им правилах поведения, не прерывая его ответа, а просто указывая на нужный символ. Это может быть, например, изображения поднятой руки, нескольких детских лиц, ребёнка у доски … . Эти символы позволяют ввести в процесс организации работы не только словесные, но и зрительные средства.

Но вводить символы следует по одному, следующий вводится, когда усвоен и используется в работе предыдущий.

Для развития самостоятельности и активности детей важно положительно оценивать каждый удавшийся шаг ребёнка, попытку (даже неудачную) самостоятельно найти ответ на вопрос. Очень полезно давать детям творческие учебные задания: придумать что-то, догадаться, подобрать другие примеры и пр.

Особое внимание требуют дети с низким уровнем активности. Главная задача учителя – поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Очень важно специально подготовить такого ребёнка к ответу – стоять рядом с ним, поощрять, не боясь перехвалить, демонстрировать классу его успехи и активностью нельзя спешить вызывать ребёнка к доске, если учитель не уверен в правильности ответа, лучше пусть ученик ответит ему « на ушко», чтобы не демонстрировать классу ошибки ребёнка.

И в заключение: при организации учебного процесса в первом классе необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, что в итоге является залогом успешной учёбы в течение всего периода обучения. Главными помощниками в организации должны стать родители учеников и школьные психолог.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Бетамакс таблетки инструкция по применению цена
  • Кофемашина siemens eq 6 plus s100 инструкция
  • Манеж babyton инструкция по сборке видео
  • Мануал для хонда срв 1999 на русском
  • Руководство для плит электролюкс