Руководство охрана окружающего среды

Руководство по охране окружающей среды (Guide to Environmental Preservation) — инструмент, предотвращающий атаки игроков с целью разрушения растений. Это не аксессуар и будет работать, пока он находится в основном инвентаре игрока. Покупается у Дриады.

После нажатия ⚷ Открыть/Активировать в инвентаре или на панели быстрого доступа , он превратится в Руководство по сохранению окружающей среды (неактивное), временно отключив его эффекты.

Использование в рецептах:

  • Руководство по мирному сосуществованию

На чтение 15 мин. Опубликовано 14.03.2023

Содержание

  1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция)
  2. Prom-Nadzor.ru
  3. Вы здесь
  4. Должностная инструкция начальника отдела охраны окружающей среды
  5. I. Общие положения
  6. II. Функции
  7. III. Должностные обязанности
  8. IV. Права
  9. V. Ответственность
  10. Руководство охрана окружающего среды

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция)

10 января 2002 года N 7-ФЗ

ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ,

от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ,

от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ,

от 24.06.2008 N 93-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,

от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 14.03.2009 N 32-ФЗ, от 27.12.2009 N 374-ФЗ,

от 29.12.2010 N 442-ФЗ, от 11.07.2011 N 190-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ,

от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 21.11.2011 N 331-ФЗ,

от 07.12.2011 N 417-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ,

от 23.07.2013 N 226-ФЗ, от 28.12.2013 N 406-ФЗ, от 28.12.2013 N 409-ФЗ,

от 12.03.2014 N 27-ФЗ, от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. 29.07.2018),

от 24.11.2014 N 361-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015),

от 29.06.2015 N 203-ФЗ, от 13.07.2015 N 233-ФЗ, от 28.11.2015 N 357-ФЗ,

от 29.12.2015 N 404-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ, от 23.06.2016 N 218-ФЗ,

от 03.07.2016 N 254-ФЗ, от 03.07.2016 N 353-ФЗ, от 03.07.2016 N 358-ФЗ,

от 29.07.2017 N 225-ФЗ, от 29.07.2017 N 280-ФЗ, от 29.12.2017 N 463-ФЗ,

от 31.12.2017 N 503-ФЗ, от 19.07.2018 N 212-ФЗ, от 29.07.2018 N 252-ФЗ,

от 27.12.2018 N 538-ФЗ, от 26.07.2019 N 195-ФЗ, от 27.12.2019 N 450-ФЗ,

от 27.12.2019 N 453-ФЗ, от 13.07.2020 N 207-ФЗ, от 31.07.2020 N 298-ФЗ,

от 08.12.2020 N 429-ФЗ, от 30.12.2020 N 494-ФЗ, от 09.03.2021 N 39-ФЗ,

от 11.06.2021 N 170-ФЗ, от 02.07.2021 N 342-ФЗ, от 30.12.2021 N 446-ФЗ,

с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ

(см. Обзор изменений данного документа)

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Источник

Prom-Nadzor.ru

Вы здесь

Должностная инструкция начальника отдела охраны окружающей среды

[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия]

[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
должностного лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию]

Должностная инструкция начальника отдела охраны окружающей среды [наименование организации, предприятия и т. п.]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

I. Общие положения

1.1. Начальник отдела охраны окружающей среды относится к категории руководителей, принимается на работу и увольняется с нее приказом директора предприятия.

1.2. Начальник отдела охраны окружающей среды непосредственно подчиняется [вписать нужное].

1.3. На должность начальника отдела охраны окружающей среды назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности на инженерно-технических и руководящих должностях по охране окружающей среды не менее [значение] лет.

1.4. Во время отсутствия начальника отдела охраны окружающей среды (командировка, отпуск, болезнь и пр.) его должностные обязанности выполняет заместитель, назначаемый в установленном порядке, который несет полную ответственность за качественное и своевременное их выполнение.

1.5. В своей деятельности начальник отдела охраны окружающей среды руководствуется:

— законодательными и нормативными актами по вопросам выполняемой работы;

— методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов;

— правилами трудового распорядка; приказами и распоряжениями директора предприятия (непосредственного руководителя);

— настоящей должностной инструкцией.

1.6. Начальник отдела охраны окружающей среды должен знать:

— экологическое законодательство, нормативные и методические материалы по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;

— систему экологических стандартов и нормативов; организацию работы по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;

— перспективы развития отрасли и предприятия;

— технологию производства продукции предприятия;

— оборудование предприятия и принципы его работы;

— порядок проведения экологической экспертизы предплановых, предпроектных и проектных материалов; систему экологической сертификации; передовой опыт в области охраны окружающей среды и рационального природопользования;

— метрологическое обеспечение мероприятий по охране окружающей среды;

— порядок проведения экологического мониторинга;

— порядок и сроки составления отчетности по охране окружающей среды;

— основы экономики, организации труда, производства и управления;

— средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;

— основные вопросы трудового законодательства, правила и нормы охраны труда.

II. Функции

На начальника отдела охраны окружающей среды возлагаются следующие функции:

2.1. Осуществление руководства разработкой и внедрением мероприятий, направленных на выполнение требований экологического законодательства.

2.2. Разработка планов внедрения новой техники, проведения научно-исследовательских и опытных работ по определенной тематике.

2.3. Создание на предприятии эффективной системы экологической информации, участие в разработке программ экологического обучения, учет показателей, характеризующих состояние окружающей среды, представление отчетности.

2.4. Контроль за правильностью эксплуатации очистных и защитных сооружений.

III. Должностные обязанности

Начальник отдела охраны окружающей среды обязан:

3.1. Руководить разработкой и внедрением мероприятий, направленных на соблюдение стандартов и нормативов в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, создания экономики замкнутого цикла при проектировании, строительстве и эксплуатации новых объектов предприятия, а также расширении и реконструкции действующих производств.

3.2. Организовывать составление перспективных и текущих планов по охране окружающей среды, осуществлять контроль за их выполнением.

3.3. Принимать участие в разработке мер по обеспечению экологической чистоты выпускаемой продукции, ее безопасности для потребителей, созданию новых товаров и технологических процессов с улучшенными экологическими характеристиками.

3.4. Обеспечивать проведение экологической экспертизы технико-экономических обоснований, проектов, а также создаваемых новых технологий и оборудования, внедрение экологической маркировки продукции предприятия.

3.5. Руководить разработкой экологических стандартов и нормативов предприятия в соответствии с действующими государственными, международными (региональными) и отраслевыми стандартами, обеспечивать контроль и пересмотр.

3.6. Контролировать правильность эксплуатации очистных и защитных сооружений.

3.7. Разрабатывать меры по предотвращению загрязнения окружающей среды, соблюдению экологических норм, обеспечивающих благоприятные условия труда, а также по предупреждению возможности аварий и катастроф.

3.8. Участвовать в разработке планов внедрения новой техники, проведения научно-исследовательских и опытных работ по созданию на предприятии экономики замкнутого цикла, оснований на экологически рациональной циркуляции материалов, сбережении и замещении невозобновляемых ресурсов, минимизации, повторном использовании, переработке и утилизации отходов, внедрении малоотходной, безотходной и экологически чистой технологии производства, рациональному использованию природных ресурсов, а также разработке планов капитального строительства по природоохранным объектам.

3.9. Проводить обоснованный расчет рисков для состояния окружающей среды при реализации предприятием программ по очистке и другим природоохранным мероприятиям.

3.10. Организовывать расследование причин и последствий выбросов вредных веществ в окружающую среду, подготавливать предложения по их предупреждению.

3.11. Руководить разработкой мер по улучшению охраны окружающей среды на основе изучения и обобщения передового опыта отечественных и зарубежных предприятий.

3.12. Организовывать ведение учета показателей, характеризующих состояние окружающей среды, создание системы хранения сведений о несчастных случаях, данных экологического мониторинга, документации по ликвидации отходов и прочей информации экологического характера, предоставляемой в распоряжение координатора природоохранной деятельности.

3.13. Проводит работу по созданию на предприятии эффективной системы экологической информации, распространяемой на всех уровнях управления, ознакомлению работников предприятия с требованиями экологического законодательства.

3.14. Участвовать в разработке программ экологического обучения.

3.15. Обеспечивать составление установленной отчетности.

3.16. Руководить работниками отдела.

IV. Права

Начальник отдела охраны окружающей среды имеет право:

4.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися вопросов охраны окружающей среды.

4.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.

4.3. Сообщать непосредственному руководителю о выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках и вносить предложения по их устранению.

4.4. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

4.5. Осуществлять взаимодействие с руководителями всех служб, получать необходимую (для производственных целей) информацию и документы.

4.6. Вносить на рассмотрение директора предприятия представления о назначении, перемещении, увольнении работников отдела, предложения об их поощрении или наложении на них взысканий.

4.7. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

V. Ответственность

Начальник отдела охраны окружающей среды несет ответственность:

5.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных трудовым, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель структурного подразделения по кадрам или должностное лицо, которому он подчиняется

Источник

Руководство охрана окружающего среды

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ

Общие руководящие указания по принципам, системам
и средствам обеспечения функционирования

Environmental management systems. General guidelines
on principles systems and supporting techniques

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) и Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России.

ВНЕСЕН Научно-техническим управлением Госстандарта России

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 21 октября 1998 г. N 378

3 Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст международного стандарта ИСО 14004-96 «Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования»

По мере того, как растет озабоченность сохранением и улучшением качества окружающей среды и защитой здоровья людей, организации любого масштаба обращают все большее внимание на потенциальные воздействия своей деятельности, продукции или услуг на окружающую среду. Экологическая эффективность организации приобретает все большее значение для внутренних и внешних заинтересованных сторон. Для достижения высокой экологической эффективности требуется, чтобы организация приняла на себя обязательства применять систематический подход и постоянно улучшать систему управления окружающей средой.

Основная цель настоящего стандарта заключается в том, чтобы оказать помощь организациям, внедряющим или улучшающим систему управления окружающей средой. Она согласуется с концепцией устойчивого развития и является совместимой с различными культурными, социальными и организационными рамками.

Следует отметить, что требования, которые могут быть подвержены объективной аудиторской проверке в целях сертификации/регистрации или самостоятельного заявления, содержатся только в стандарте ГОСТ Р ИСО 14001. В качестве альтернативы настоящий стандарт включает примеры, описания и варианты, которые способствуют как реализации системы управления окружающей средой, так и укреплению ее связи со всей системой административного управления организации.

Система управления окружающей средой обеспечивает порядок и последовательность решения организациями своих экологических вопросов через размещение ресурсов, распределение обязанностей и постоянную оценку методов, процедур и процессов.

В настоящем стандарте рассматриваются элементы системы управления окружающей средой и даются практические рекомендации по ее реализации или усовершенствованию. В нем также содержатся рекомендации по эффективному инициированию, улучшению или поддерживанию системы управления окружающей средой. Такая система весьма важна с точки зрения способности организации прогнозировать и выполнять свои целевые экологические показатели, а также обеспечивать постоянное соответствие национальным и/или международным требованиям.

Управление окружающей средой является неотъемлемой частью общей системы административного управления организации. Разработка системы управления окружающей средой — процесс постоянный и взаимосвязанный. Структура, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы для реализации экологической политики и достижения целевых и плановых экологических показателей могут быть скоординированы с работами в других областях (например, в области операций, финансов, качества, гигиены труда и безопасности).

Основные принципы для руководящего состава, занимающегося реализацией или усовершенствованием системы управления окружающей средой, включают в себя, но не ограничиваются этим, следующее:

— признание того факта, что управление окружающей средой входит в число высших общих приоритетов;

— установление и поддерживание связи между внутренними и внешними заинтересованными сторонами;

— определение требований законодательных актов и экологических аспектов, связанных с деятельностью организации, ее продукцией и услугами;

— формулирование обязательств со стороны руководства и служащих по охране окружающей среды с четким установлением подотчетности и ответственности;

— поощрение планирования охраны окружающей среды на протяжении жизненного цикла продукции или процесса;

— установление процесса достижения запланированных уровней эффективности;

— обеспечение необходимых и достаточных ресурсов, включая обучение, для достижения запланированных уровней эффективности на постоянной основе;

— оценка экологической эффективности, исходя из экологической политики организации, ее целевых и плановых экологических показателей, а также стремление к улучшению там, где это уместно;

— разработка управленческого процесса для проведения аудита и анализа системы управления окружающей средой и выявления возможностей улучшения системы и, в результате, повышения экологической эффективности;

— поощрение подрядчиков и поставщиков к разработке системы управления окружающей средой.

Организации могут рассматривать следующие случаи различного применения стандартов на системы управления окружающей средой:

— применение стандарта ГОСТ Р ИСО 14001 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению» для выполнения работ по сертификации/регистрации или самостоятельному заявлению организации о своей системе управления окружающей средой;

— применение настоящего стандарта или его частей для инициирования и/или улучшения системы управления окружающей средой. Стандарт не предназначен для сертификации/регистрации;

— применение настоящего стандарта в качестве руководящих указаний или ГОСТ Р ИСО 14001 в качестве общих требований для признания второй стороной (из сторон, заключивших контракт), что может быть удобно для некоторых деловых отношений;

— применение смежных документов ГОСТ Р ИСО.

Выбор будет зависеть от следующих факторов:

— уровень готовности организации: осуществляется ли уже систематическое административное управление, которое может способствовать введению систематического управления окружающей средой;

— возможные достоинства и недостатки, на которые влияют такие факторы, как положение на рынке, имеющаяся репутация и внешние связи;

Настоящий стандарт может быть использован организациями любого размера. Тем не менее значение малых и средних предприятий находит возрастающее признание в правительственных и деловых кругах. В стандарте признаются и учитываются потребности таких предприятий.

0.2 ПРЕИМУЩЕСТВА, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ НАЛИЧИЕМ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ

Организации следует внедрять эффективную систему управления окружающей средой, с тем чтобы помочь защитить здоровье людей и окружающую среду от потенциальных воздействий своей деятельности, продукции или услуг, а также чтобы участвовать в сохранении и улучшении качества окружающей среды.

Наличие системы управления окружающей средой может помочь организации обеспечить уверенность заинтересованных сторон в том, что:

— существует обязательство со стороны руководства следовать положениям своей политики и добиваться целевых и плановых экологических показателей;

— особое значение придается больше предупреждающему действию, чем корректирующему;

— могут быть представлены данные, свидетельствующие о разумной осторожности и соответствии регламентам;

— в систему заложен процесс постоянного ее улучшения.

Организация, система административного управления которой включает в себя систему управления окружающей средой, обладает основой для уравновешивания и интегрирования экономических и экологических интересов. Организация, внедрившая систему управления окружающей средой, может достичь значительных преимуществ при конкуренции.

От введения системы управления окружающей средой можно получить экономические выгоды. Их следует идентифицировать, с тем чтобы продемонстрировать заинтересованным сторонам, особенно акционерам, значение надежного управления окружающей средой для организации. Это также дает организации возможность связать экологические целевые и плановые показатели с конкретными финансовыми результатами и таким образом гарантировать, что ресурсы направлены туда, где они принесут наибольшую пользу и с финансовой, и с экологической точек зрения.

Потенциальные выгоды, связанные с эффективной системой управления окружающей средой, включают в себя:

— предоставление потребителям гарантии в том, что существует обязательство в отношении демонстрируемого управления окружающей средой;

— поддержание крепких государственных/общественных связей;

— удовлетворение критериям инвестора и расширение доступа к капиталу;

— получение страховки по разумной цене;

— улучшение репутации и увеличение рыночной доли;

— соблюдение критериев сертификации поставщика;

— усиление контроля за издержками;

— сокращение случаев, ведущих к задолженности;

— демонстрирование разумной осторожности;

— консервацию входных материалов и энергии;

— содействие получению разрешений и полномочий;

— поощрение развития и участие в решениях, касающихся окружающей среды;

— улучшение связей между правительством и промышленностью.

Настоящий стандарт содержит руководство по разработке и реализации принципов и систем управления окружающей средой, а также по их координации с другими системами административного управления.

Руководящие указания, приведенные в настоящем стандарте, применимы к любой организации, независимо от ее масштаба, типа и уровня подготовленности, которая заинтересована в том, чтобы создать, внедрить и/или улучшить систему управления окружающей средой.

Эти руководящие указания предназначены для использования в качестве добровольного внутреннего средства управления и не предназначены для использования в качестве критериев сертификации/регистрации системы управления окружающей средой.

В настоящее время нормативные ссылки отсутствуют.

Применительно к настоящему стандарту используются приведенные ниже определения.

3.1 Постоянное улучшение (continual improvement) — процесс усовершенствования системы управления окружающей средой с целью повышения общей экологической эффективности в соответствии с экологической политикой организации.

Примечание — Этот процесс может происходить не обязательно одновременно во всех сферах деятельности.

3.2 Окружающая среда (environment) — внешняя среда, в которой функционирует организация, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, человека, и их взаимодействие.

Примечание — В данном контексте внешняя среда простирается от среды в пределах организации до глобальной системы.

3.3 Экологический аспект (environmental aspect) — элемент деятельности организации, ее продукции или услуг, который может взаимодействовать с окружающей средой.

Примечание — Важным экологическим аспектом является тот аспект, который оказывает или может оказать значительное воздействие на окружающую среду.

3.4 Воздействие на окружающую среду (environmental impact) — любое отрицательное или положительное изменение в окружающей среде, полностью или частично являющееся результатом деятельности организации, ее продукции или услуг.

3.5 Система управления окружающей средой (environmental management system) — часть общей системы административного управления, которая включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддерживания экологической политики.

3.6 Аудит системы управления окружающей средой (environmental management system audit) — систематический и документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых данных для определения соответствия системы управления окружающей средой, принятой в организации, критериям аудита такой системы, установленным данной организацией, а также для сообщения результатов, полученных в ходе этого процесса, руководству.

3.7 Целевой экологический показатель (environmental objective) — общий целевой показатель состояния окружающей среды, вытекающий из экологической политики, который организация стремится достичь и который выражается количественно, если это реально.

Источник

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ,

от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ,

от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ,

от 24.06.2008 N 93-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,

от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 14.03.2009 N 32-ФЗ, от 27.12.2009 N 374-ФЗ,

от 29.12.2010 N 442-ФЗ, от 11.07.2011 N 190-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ,

от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 21.11.2011 N 331-ФЗ,

от 07.12.2011 N 417-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ,

от 23.07.2013 N 226-ФЗ, от 28.12.2013 N 406-ФЗ, от 28.12.2013 N 409-ФЗ,

от 12.03.2014 N 27-ФЗ, от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. 29.07.2018),

от 24.11.2014 N 361-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015),

от 29.06.2015 N 203-ФЗ, от 13.07.2015 N 233-ФЗ, от 28.11.2015 N 357-ФЗ,

от 29.12.2015 N 404-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ, от 23.06.2016 N 218-ФЗ,

от 03.07.2016 N 254-ФЗ, от 03.07.2016 N 353-ФЗ, от 03.07.2016 N 358-ФЗ,

от 29.07.2017 N 225-ФЗ, от 29.07.2017 N 280-ФЗ, от 29.12.2017 N 463-ФЗ,

от 31.12.2017 N 503-ФЗ, от 19.07.2018 N 212-ФЗ, от 29.07.2018 N 252-ФЗ,

от 27.12.2018 N 538-ФЗ, от 26.07.2019 N 195-ФЗ, от 27.12.2019 N 450-ФЗ,

от 27.12.2019 N 453-ФЗ, от 13.07.2020 N 207-ФЗ, от 31.07.2020 N 298-ФЗ,

от 08.12.2020 N 429-ФЗ, от 30.12.2020 N 494-ФЗ, от 09.03.2021 N 39-ФЗ,

от 11.06.2021 N 170-ФЗ, от 02.07.2021 N 342-ФЗ,

от 30.12.2021 N 446-ФЗ (ред. 26.03.2022), от 26.03.2022 N 71-ФЗ,

от 14.07.2022 N 268-ФЗ, от 14.07.2022 N 343-ФЗ,

с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ

от 05.03.2013 N 5-П)

Глава 2. Организация работы по охране окружающей среды на предприятии

2.1. Система управления окружающей средой на производстве

За последнее время ведущими отечественными предприятиями накоплен большой опыт предотвращения отрицательного воздействия на окружающую среду при одновременном увеличении объемов производства, снижении удельных расходов сырья и материалов, экономии энергоресурсов, улучшении качества продукции. Такие результаты обеспечиваются эффективным управлением окружающей средой, являющимся важным фактором решения основных производственных задач организации, и тесно связанным с системой менеджмента качества.

Согласно СТБ ИСО 14050-2010 «Управление окружающей средой. Термины и определения» система управления окружающей средой (СУОС) — часть системы административного управления организации, используемая для разработки и осуществления ее экологической политики и управления ее экологическими аспектами. Данная система включает структуру организации, планирование деятельности, ответственность, практическую деятельность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддержания экологической политики.

Для разработки СУОС используются международные стандарты серии ИСО 14000, в частности, СТБ ИСО 14001-2005 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению». Модель СУОС представлена на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Модель СУОС

Алгоритм внедрения СУОС предприятия реализуется в следующем порядке.

1. Предварительное обучение высшего руководства и ведущих специалистов в области требований природоохранного законодательства.

2. Предварительная оценка (аудит). Проведение этой работы целесообразно поручить компетентному органу по сертификации систем менеджмента охраны окружающей среды.

На этом этапе оценивается реальное состояние предприятия, выявляются значимые экологические аспекты его деятельности, определяется «уровень несоответствия» требованиям стандарта ИСО 14001 и законодательным требованиям.

После ознакомления руководства, специалистов с требованиями ИСО 14001 и предварительной оценки экологического состояния предприятия можно приступать к разработке СУОС.

3. Разработка Экологической политики (стратегические цели, приоритеты). Ответственность за определение и реализацию Экологической политики несет высшее руководство. Экологическая политика должна доводиться до сведения всех работающих в организации, а также предприятий и лиц, взаимодействующих с этой организацией.

4. Планирование. Для разработки плана следует предпринять следующие действия:

• идентифицировать требования законодательных актов и других ТНПА, распространяющихся на предприятие;

• идентифицировать экологические риски, оценить их воздействие на окружающую среду;

• разработать целевые и плановые экологические показатели;

• разработать программу охраны окружающей среды.

При планировании необходимо установить систему приоритетов и очередность выполнения задач в соответствии с остротой проблем. Программа охраны окружающей среды должна предусматривать ресурсы для их выполнения и периодически пересматриваться.

5. Внедрение и функционирование СУОС. При этом предусматривается:

• распределение обязанностей;

• обеспечение необходимыми ресурсами;

• повышение уровня компетентности персонала;

• установление и поддержание в рабочем состоянии внутренних и внешних связей;

• документирование системы и управление документацией;

Конец ознакомительного фрагмента.

Автор статьи

Сергей Анатольевич Хилимов

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Задать вопрос автору статьи

Понятие охраны окружающей среды

Окружающая среда является одной из наиболее фундаментальных категорий современной науки и практики, которая стоит в одном ряду с такими категориями, как мир, экономика, общество, демократия. Окружающая среда является объектом правового регулирования общественных отношений по поводу природы как на национальном, так и на международном законодательном уровне.

Охраной окружающей среды признается система мер, которые направлены на обеспечение благоприятных и безопасных условий среды обитания и жизнедеятельности человека.

Охрана окружающей природной среды является новой формой взаимодействия человека с природой. Эта форма взаимодействия появилась в современных условиях и представляет собой систему государственных и общественных мер, которые имеют своей целью гармоничное развитие и взаимодействие общества и природы, сохранение существующих экологических сообществ и природных ресурсов.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

Замечание 1

Важнейшими факторами окружающей среды являются атмосферный воздух, воздух жилищ, почва и вода. Охрана окружающей среды состоит в сохранении и восстановлении природных ресурсов для того, чтобы предупредить отрицательное воздействие человека на природу и здоровье людей.

Проблема охраны окружающей среды в последнее время стала одной из важнейших задач, потому что в последние годы стали происходить необратимые изменения в природе, которые негативно сказываются на здоровье человека. В результате массового загрязнения природной среды эти проблемы приобрели международный характер и переросли в проблему всей планеты.

Определение 1

Под охраной окружающей среды принято понимать совокупность международных, государственных и региональных мероприятий по защите окружающей среды, закрепленных в правовых актах, инструкциях и стандартах и доводящих требования до каждого конкретного загрязнителя.

«Охрана окружающей среды» 👇

Охрану окружающей природной среды составляют:

  1. правовая охрана в виде юридических законов;
  2. материальное стимулирование природоохранной деятельности;
  3. инженерная охрана, разрабатывающая природоохранную и ресурсосберегающую технологию.

Объекты охраны окружающей среды

В соответствии с российским законодательством объектами охраны окружающей среды являются (рис. 1):

  • земли, недра, почвы;
  • воды: поверхностные и подземные;
  • леса, растительные и животные организмы и их генофонд;
  • атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Объекты охраны окружающей среды

Рисунок 1. Объекты охраны окружающей среды

В первую очередь под охраной находятся естественные экологические системы, природные комплексы и природные ландшафты, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

Под особой охраной находятся объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники и заказники, памятники природы и национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие почвы, леса, растительный и животный мир, которые находятся под угрозой исчезновения.

Основные принципы охраны окружающей среды

Основными принципами охраны окружающей природной среды являются:

  • хозяйственная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду. Субъектами этой деятельности выступают органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органы местного самоуправления, юридические и физические лица;
  • соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду;
  • обеспечение благоприятных условия для жизни человека;
  • сочетание экономических, экологических и социальных интересов государства, общества и человека с целью устойчивого развития благоприятной окружающей среды;
  • рациональное использование природных ресурсов, являющееся необходимым условием обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
  • ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за обеспечение экологической безопасности и создание благоприятной окружающей среды;
  • платность природопользования, в том числе и возмещение ущерба окружающей среде;
  • независимость контроля в области охраны окружающей среды;
  • обязательная оценка воздействий на окружающую среду определенной деятельности при принятии решений;
  • учет природных и социально-экономических особенностей территорий при осуществлении на них хозяйственной деятельности;
  • приоритет сохранения естественных экологических систем;
  • соблюдение прав граждан на достоверность информации об окружающей среде;
  • ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
  • развитие системы экологического воспитания и образования, воспитание экологической культуры;
  • международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Функция руководства в государственном управлении
  • Ревалгин таблетки для чего применяется взрослым инструкция по применению таблетки
  • Ревалгин таблетки для чего применяется взрослым инструкция по применению таблетки
  • Руководство оршанского исполкома
  • Неладекс капли в нос инструкция по применению