Руководство определение разных авторов

Руководство (лидерство)

Leadership) — Процесс влияния и поддержки индивидом направленных на достижение поставленных целей, вдохновенных действий других людей.

Источник: Ньюстром Д., Дэвис К. Организационное поведение. 2000

руководство

деятельность направленная на координацию усилий людей при их совместном достижении определенной цели (см. лидерство).

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

РУКОВОДСТВО

социальная характеристика отношений в группе с точки зрения распределения ролей управления и подчинения; регламентированный обществом правовой процесс. (Социальная психология и социальное планирование, 1973, С.84)

Источник: Глоссарий по политической психологии. -М: РУДН. 2003

РУКОВОДСТВО

наиболее эффективный вид управления людьми и коллективами, при котором субъект управления и объект управления взаимодействуют в сознательном стремлении к единой цели.
Р. осуществляется двумя в значительной степени полярными стилями: автократическим и демократическим. Высшей формой Р., свойственной социалистическому обществу, является коллективное Р.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

РУКОВОДСТВО

Совет, управление, направление, рекомендации, помощь, влияние и т.д. Этот термин имеет три обширных способа употребления. 1. Образовательное руководство, при котором основное внимание сосредоточено на предоставлении помощи и рекомендаций в учебной работе, с использованием инструктирования, тестирования и инструктирования. 2. Профессионально-техническое руководство, где задача состоит в том, чтобы помочь человеку выбрать правильную или подходящую профессию. Здесь используется большой набор тестов: на интеллект, профессиональную ориентацию, интересы, способности, достижения и т.д. 3. Руководство детьми имеет отношение к огромному массиву потенциальных образовательных, эмоциональных и поведенческих проблем, которые могут возникнуть у ребенка. Центр внимания здесь в основном межотраслевой и основан на координации медицинских, психологических и образовательных аспектов в попытках помочь ребенку в его развитии и стремлении к более удовлетворяющей его жизни.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

РУКОВОДСТВО

РУКОВОДСТВО

англ. guideness/ leadership/management; нем. Fuhrung. Деятельность по определению целей и путей их достижения; стратегия развития и управления.

Энциклопедия социологии,
2009

Синонимы:

Смотреть что такое «РУКОВОДСТВО» в других словарях:

  • Руководство — см. «Высшее руководство». Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • РУКОВОДСТВО — РУКОВОДСТВО, руководства, ср. 1. только ед. Действие по гл. руководить, деятельность руководителя. «Искусство руководства есть серьезное дело.» Сталин. «Только руководство коммунистической партии обеспечило победу пролетарской революции и… …   Толковый словарь Ушакова

  • руководство — управление, заведование; учебник, инструкция, справочник, описание; начальник, руководитель, администратор, вождь, лидер, глава, шеф, заведующий, директор, патрон, управляющий, босс; авторуководство, шефмонтаж, президенство, директорство,… …   Словарь синонимов

  • Руководство — Бизнес * Банкротство * Бедность * Благополучие * Богатство * Воровство * Выгода * Деньги * Долги * Скупость * Золото * Игра * Идея * Конкуренция * Планирование * Прибыль * …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • руководство — Обеспечивает то, чтобы политики и стратегия действительно были внедрены, и чтобы требуемые процессы выполнялись корректно. Руководство включает в себя определение ролей и ответственностей, измерение и отчётность, выполнение действий для решения… …   Справочник технического переводчика

  • Руководство — производственно практическое издание детально инструктивного характера. См. также Практическое руководство …   Издательский словарь-справочник

  • РУКОВОДСТВО — РУКОВОДСТВО, а, ср. 1. см. руководить. 2. То, чем следует руководствоваться в работе, в деятельности. Принять постановление к руководству. План р. к действию. 3. Учебное пособие по какому н. предмету, специальности. Р. по фотографии. 4. собир.… …   Толковый словарь Ожегова

  • Руководство — осуществление ответственного и квалифицированного управления в коллективе, организации, на предприятии. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • руководство — сущ., с., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? руководства, чему? руководству, (вижу) что? руководство, чем? руководством, о чём? о руководстве; мн. что? руководства, (нет) чего? руководств, чему? руководствам, (вижу) что? руководства,… …   Толковый словарь Дмитриева

  • руководство — Вопрос Как правильно: написать на брошюре «Руководство по…» или «Руководство о…»?      Слово руководство в значении «пособие, справочник, учебник» требует дат. п. с предлогом по: руководство по руководство по математике, руководство по биологии,… …   Словарь трудностей русского языка

РУКОВОДСТВО

совокупность действий, совершаемых субъектом управления для обеспечения заинтересованности исполнителей в продуктивной работе, их удовлетворенности, поддержки благоприятной атмосферы в коллективе.

Источник: Словарь педагогического обихода. Псков ПГПИ 2003

Руководство

наиболее эффективный вид управления людьми и коллективами, при котором субъект управления и объект управления взаимодействуют в сознательном стремлении к единой цели. Основные стили руководства: автократический и демократический. (1)

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

РУКОВОДСТВО

это процесс правового воздействия, осуществляемый руководителем на основе власти, данной ему государством или группой (в случаях, если руководитель избирается). Р. в большей степени выступает как социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. Р. основано на принципах правовых отношений, социального контроля и применения дисциплинарной практики. Это способность осуществлять свою волю путем воздействия в различных прямых и косвенных формах на руководимые объекты. Оно может быть основано исключительно на авторитете, на признании руководимыми соответствующих полномочий у руководителей при минимальном осуществлении властно-принудительных функций. Р. – это произвольное (целенаправленное) воздействие на руководимых людей и их общности, которое приводит к их осознанному и активному поведению и деятельности, соответственно намерениям руководителя. Поэтому Р. можно назвать управлением, но далеко не всякое управление есть Р. (Атаманчук Г. В. Управление – фактор развития (размышления об управленческой деятельности). – М.: Экономика, 2002; Гибсон Дж. Л., Иванцевич Д. М., Донелли Д. Х.-мл. Организации: поведение, структура, процессы/ Пер. с англ. – М.: ИНФРА. М., 2000; Грекем Х. Управление человеческими ресурсами. – М., 2003; Литвак Б. Г. Разработка управленческого решения. – М.: Дело, 2001; Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. – М.: Норма, 2001). Е. А. Подольская

Источник: Глоссарий современного образования.

Руководство

1) ведущая, направляющая, организующая и регулирующая деятельность субъекта управления (органа управления, отдельного руководителя); 2) систематическое осуществление ответственного и квалифицированного управления в коллективе (организации) в целом, отдельными функциональными подразделениями — в частности.

Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.

Руководство

любым трудовым коллективом чтобы он не распался и продолжал выполнять возложенную на него целевую функцию необходимо руководить. При этом под руководством понимается целенаправленное воздействие лиц, наделенных функциями и компетенцией руководителей, на коллективы и индивидов, т.е. взаимодействие руководителей и исполнителей, целью которого является постоянное (непрерывное) обеспечение оптимального функционирования определенной системы в целом. Руководство — не только необходимый, но и основной элемент процесса управления, составляющий его главное содержание. Содержание процесса руководства определяется в основном двумя факторами: объемом полномочий (компетенцией) руководителя и характером проблемы, которую ему предстоит решить путем воздействия на подчиненный коллектив или индивид.

Источник: Экономика и социология труда. Список терминов

РУКОВОДСТВО

1. Деятельность по определению основных целей и путей их достижения, стратегии развития. 2. Работа руководителя с подчиненными в непосредственном контакте по решению служебных задач. В этом смысле социологич. подход предполагает анализ руководства как особого отношения между людьми в организации. Р. выступает как отношение между разными статусами, уровнями административной структуры, имеющее под собой правовую основу и проявляющееся в виде односторонней зависимости одного работника (должности) от другого. Р. — это и отношение между отдельными рабочими функциями общего трудового процесса: одной — более «общей» и др. — более «конкретной». В нем связываются, с одной стороны, функция организации, с другой — исполнения. Наконец, Р. — это также отношение между личностями, специфич. тип общения. В этом случае рассматривается его соц.-психологич. содержание — взаимное признание, влияние, стиль, интересы и т. д. Перечисленные стороны отношения руководства — подчинения не могут существовать в отрыве друг от друга, они переплетены, хотя и имеют относительную самостоятельность. Социология исследует отношение руководства — подчинения как проявление на межличностном уровне более общих отношений по управлению. Воздействие Р. на подчиненных имеет цель побуждать их к определенному трудовому поведению как в соответствии с требованиями организации, так и согласно его собственным представлениям. Возможны два основных способа воздействия: прямой (приказ, задание) и опосредствованный, мотивирующий (через стимулы). В первом случае Р. направлено непосредственно на деятельность подчиненных, и необходимость соответствующего поведения подкрепляется санкциями за отклонение от заданного. Рез-т достигается за счет того, что для работника «потери» от возможных санкций за невыполнение требуемого превышают его «затраты» на выполнение. В своей крайней форме такое отношение руководства — подчинения выступает как принуждение, т. е. цели руководства не связываются с интересами исполнителя, противостоят им. Второй способ предполагает воздействие на мотивы и потребности работника. Побуждение к труду происходит через удовлетворение потребности личности, что выступает как компенсация за трудовой вклад. При прямом воздействии такой компенсацией служит отсутствие негативных санкций. Эффект достигается за счет «самоусиления» воздействия соответствующей мотиваций индивида. Лит.: Руководитель коллектива. М., 1976; Пригожин А.И. Социология организаций. М., 1980; его же. Организации: системы и люди. М., 1983; Омаров A.M. Руководитель. М., 1983; Мэскон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1993. А.И. Пригожин.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

РУКОВОДСТВО

одно из центральных понятий в теории организации и управления, которое может быть определено: либо как персонифицированная деятельность должностного лица в организации, связанная с непосредственным управлением персоналом (деятельность по управлению человеческими ресурсами в организации); либо как проявление лидерства в системе формальных отношений; либо как тип организационного поведения, обусловленный определенным должностным статусом и предусматривающий властные полномочия (см.: Персонал организации; Лидерство в организации; Организационное поведение; Формальная (официальная) организация; Статус работника в организации). В ряде зарубежных теорий (Э. Воутилайнен, Й. Ниссенен, П. Поренне, Т. Саиталайнен) выделение Р. в особый вид управленческой деятельности связывается с его принципиальным разделением на управление деятельностью (главная составляющая деятельности менеджеров) и управление людьми (руководство).
Под Р. часто понимаются также отношения между людьми, возникающие в процессе и по поводу управления. Следовательно, оборотной стороной отношений Р. являются отношения подчинения. Отношения Р. персонифицируются в деятельности руководителей – должностных лиц, наделенных определенным формальным статусом и отвечающих за деятельность организации или ее подразделений. Они носят универсальный характер, поскольку в иерархии формальной организации каждый руководитель выступает подчиненным по отношению к вышестоящему должностному лицу (см. Иерархия). Однако возникает проблема признания власти и полномочий подчинёнными. В связи с этим особую роль приобретает исследование природы власти, легитимности власти и авторитета (см.: Лидерство в организации; Власть в организации; Легитимность власти; Авторитет в организации).
Феномен Р. как особого направления деятельности исследовали представители классической школы (см. Классическая школа организации и управления). Так, А. Файоль, рассматривая Р. как деятельность по управлению людьми, связывал его прежде всего с выделенной им административной сферой управления (см. Административная теория организации и управления А. Файоля). В его концепции, с одной стороны, Р. трактуется как универсальный феномен, присутствующий во всех сферах деятельности и на всех уровнях организации, а с другой — указывается на различие его содержания в разных сферах и на разных уровнях управления.
Хотя деятельность по управлению людьми, по мнению А. Файоля, присутствует в работе как линейных, так и функциональных служб управления, особенно ярко феномен Р. проявляется в деятельности линейных и высших руководителей (см.: Линейно-штабная структура; Линейная структура организации). На низших и средних уровнях административно-управленческой иерархии деятельность руководителя включает помимо административного и другие технические компоненты: инженерный (технико-технологический), финансовый, коммерческий и др. Однако по мере роста его административного статуса роль и доля административного компонента возрастает, а технических снижается (см.: Иерархия; Статус работника в организации). Деятельность высшего руководителя рассматривается А. Файолем как чисто административная. Она связывается с подбором и подготовкой персонала, распределением работ, программированием исполнительской деятельности, контролем за деятельностью людей, занимающихся организацией разнородной работы. Высший руководитель — это администратор в чистом виде, поэтому требования, предъявляемые к нему, противоположны требованиям к узкому профессионалу — функциональному специалисту (прежде всего инженеру). Содержание административной деятельности А. Файоль сводил к универсальным управленческим функциям: предвидение, организация, распорядительство, координация, контроль (см. Функции (ши элементы) управления). Для осуществления такой деятельности требуются специальные подготовка (не инженерная) и качества администратора (моральные и волевые качества, широкий кругозор, умение работать с людьми, способность к планированию, здоровье и др.).
В соответствии с положениями классической школы отношения Р. и подчинения сводятся к деловым и должны строиться на принципах максимальной формализации (см. Формальная (официальная) организация) и строгой иерархии (см. Иерархия). Права руководителя полностью определяются его официальным статусом, а власть — формальным авторитетом (А. Файоль, М. Вебер). Диапазон власти руководителя и объем его полномочий устанавливаются по нормативным документам (М. Вебер). Власть рассматривается как результат делегирования полномочий сверху (А. Файоль, Л. Урвик) (см.: Статус работника в организации; Власть в организации; Авторитет в организации; Принцип максимального делегирования полномочий в организации). Деятельность руководителя, как и подчиненного, ограничивается правилами и по возможности формализована (М. Вебер) и стандартизирована (Ф. Тейлор, М. Вебер). Содержание деятельности руководителя связывается с монополизацией всех интеллектуальных функций, тотальным программированием (М. Файоль, Ф. Тейлор) и постоянным контролем за деятельностью подчиненных, как за процессом, так и за результатами (Ф. Тейлор). В этой модели рядовой работник дистанцирован от руководителя, а идеальный подчиненный — исполнительный работник, четко выполняющий заданную программу. Такой взгляд на Р. отражается в ряде принципов, сформулированных классической школой.
Противоположный взгляд на деятельность руководителя высказали сторонники теории человеческих отношений (Э. Мэйо, Д. МакГрегор, Р. Лайкерт и др.), в которой основная функция руководителя (особенно младшего управленческого персонала) связывается в основном с налаживанием социальных отношений в коллективе, созданием условий для развития работников, проявлением их инициативы и лояльности (см. Школа человеческих отношений). Отношения Р. и подчинения ориентированы на использование неформальных механизмов регуляции (см. Неформальная организация). Сфера программирования и контроля за деятельностью подчиненных со стороны руководителя существенно сокращается. Идеальным работником считается тот, кто проявляет инициативу, квалифицирован, самоорганизован и самопрограммирован.
Т.о., в ранних моделях организации и управления (см. Классическая школа организации и управления) разделение работников организации на руководителей и подчиненных абсолютизируется, степень автономии и незапрофаммированной активности подчиненных сводится к минимуму, контроль за их деятельностью носит исключительно внешний и тотальный характер, руководители выполняют все программирующие, контрольные и интеллектуальные функции. В качестве главных средств контроля и регуляции поведения работников, находящихся в подчинении руководителей, преобладают формальные средства регуляции и формы прямого контроля за процессом. Деятельность руководителей четко регламентируется правилами. Такая точка зрения на роль руководителей является элементом взглядов на управление, обозначенных в управленческой литературе как концепция «X» (Д. МакГрегор).
В более поздних подходах к проблеме Р., начиная с Э. Мэйо, В. Диксона, Ф. Ротлисбергера (концепция «У»), наряду с формальными признаются и широко используются и неформальные модели регуляции человеческого поведения (см.: Школа человеческих отношений; Школа социальных систем; Неформальная организация; Теория «X» и теория (Биполярная теория стилей организации и управления); существенно расширяется сфера незапрограммированной и самопрограммируемой активности подчиненных; сужается сфера внешнего контроля, поощряется инициатива работников; активно используются формы опосредованного Р., когда руководитель стремится косвенно воздействовать на работников через мотивационные сферы и механизмы саморегуляции. Большое внимание уделяется проблемам неформального авторитета и неформального лидерства. Основная функция руководителя (особенно низшего и среднего звена) — создание условий для развития работников: стимулирование мотивации, творческой активности, всемерное использование их способностей (Г. Саймон, Р. Лайкерт, К. Арджирис, Э. Шейн и др.).
В современной теории организации руководители классифицируются:
по функциональной принадлежности — на линейных и функциональных руководителей. Линейные руководители возглавляют подразделения, занятые выпуском продукции или оказанием услуг. В производственной организации это мастер, начальник цеха, директор, в магазине — заведующий отделом или секцией и т. д. Функциональные руководители отвечают за деятельность подразделений, состоящих из узких специалистов — профессионалов, обеспечивающих работу организации и ее основных под-разделений (бухгалтеры, экономисты, специалисты по кадрам, финансам, маркетингу и др.);
по уровню властных полномочий – на руководителей высшего, среднего и низшего звена, что определяет различие в осуществляемой ими управленческой деятельности (стратегической, координационной, оперативной) (см. Ситуационный подход). Каждый руководитель наделяется властью и формальным авторитетом: формальным правом отдавать распоряжения и требовать их исполнения, программировать и корректировать деятельность и поведение подчиненных, а также определенными средствами контроля и санкциями. В современных организациях права, властные полномочия, средства контроля и подчиненность обычно определяются в соответствии с нормативными документами. В этих документах также обозначаются сфера контроля, границы компетенции, санкции за неподчинение приказу, правила, регламентирующие деятельность руководителя (см. Бюрократия).
Следовательно, в современной теории организации и управления различают прямое (при помощи приказов, распоряжений, санкций за отклонения от программы, внешнего контроля за соблюдением предписаний) и опосредованное (апеллирующее к использованию механизмов мотивации работников и контроля за результатом) Р. (см. Вознаграждение).
Существует два подхода к пониманию специфики деятельности руководителей высшего, среднего и низшего звена. В первом подходе — универсалистском — определяются общие черты деятельности, характерные для руководителя любого уровня, например универсальные управленческие функции и специальные качества (А. Файоль).
Другой версией универсалистского подхода является ролевая модель руководителя, например известная модель Р., предложенная Г. Минцбергом, в которой деятельность руководителя представлена как дискретная (прерывистая). Г. Минцберг связывает ее с выполнением разнородных социальных ролей. Он выделяет три блока, включающих 10 ролей руководителя в организации: межличностные роли (собственно руководитель, лидер, посредник); информационные роли (получатель информации, распространитель информации, представитель организации во внешней среде); роли, выполняемые им в связи с принятием решений (инициатор изменений, устранитель проблемы, возникшей вне сферы его контроля, распределитель ресурсов, лицо, ведущее переговоры в процессе распределения ресурсов). В этой модели руководитель наделяется относительной свободой в выборе и интерпретации указанных ролей.
Во втором подходе отрицается возможность определения и описания общих черт руководителя и подчеркивается специфика требований и средств деятельности в зависимости от уровня, который он занимает в иерархии организации (см. Иерархия). Хотя элементы этого подхода просматриваются еще в работах А. Файоля, серьезная постановка проблемы и ее проработка восходят к работам Т. Парсонса. Он и его последователи выделяют, как правило, три принципиально различных уровня организационно-управленческой деятельности и, следовательно, три типа руководства: институциональный; собственно управленческий; технический.
Близка к парсоновской логике различения деятельности руководителя позиция сторонников ситуационного подхода (см. Ситуационный подход). Признавая взаимодействие руководителя с внешней средой, они подчеркивают различие этой функции для руководства на высшем уровне — стратегическом (открытый сектор системы), среднем — координационном (частично открытый сектор системы) и низшем — оперативном уровне управления (закрытый сектор системы).
Тесно связаны с изучением феномена Р. также многочисленные исследования стилей руководства в организации, в которых основное внимание обращается на индивидуальные особенности или типические черты поведения руководителей, и исследования феномена лидерства (см.: Стиль руководства; Организационное поведение; Лидерство в организации).

Источник: Социальная теория организации. Словарь. Инфра-М. 2000

Руководство

(Supervision) — лица, которые несут ответственность за определение и достижение целей организации.

Источник: Толковый словарь аудиторских налоговых и бюджетных терминов.

Руководство

сознательное согласование совместной деятельности непосредственных производителей посредством прямых указаний

Источник: Экономический словарь. Учебное пособие. М. МИИТ 2011

Руководство (лидерство)

способность оказывать влияние на отдельных лиц и группы, побуждая их работать на достижение целей организации.

Источник: Малый экономический глоссарий (проект www.src-master.ru)

Руководство

Форма управления, осуществляемая через систему субъективных отношений; по природе р. связано с лидерством, но не идентично ему.

Источник: Словарь-справочник экономиста по труду и человеческим ресурсам 2009

Руководство

(англ. leadership) – направляющая, организующая и регулирующая управленческая деятельность руководителя как субъекта управления.

Источник: Словарь по менеджменту.

Руководство

ведущая, направляющая, организующая и регулирующая деятельность субъекта управления (органа управления, отдельного руководителя).

Источник: Менеджмент. Глоссарий по книгам.

Руководство

(англ. guideness/leadercship/management)— деятельность по определению целей и путей их достижения; стратегия развития и управления.

Источник: Управление проектами. Управление рисками. Глоссарий. М. 2013

Руководство

(Management) — круг должностных и иных лиц, которые выполняют высшие управленческие функции. Директора и члены аудиторского комитета входят в состав руководства только в тех случаях, когда они осуществляют такие функции.

Источник: Толковый словарь аудиторских налоговых и бюджетных терминов.

РУКОВОДСТВО

(англ. leadership; guidance) – деятельность по определению основных целей социальных систем и институтов, а также путей их достижения, стратегии развития. Р. может рассматриваться в различных аспектах. а) Р. есть отношение между разными уровнями административной системы, проявляющееся в виде односторонней зависимости одного работника от другого; б) Р. – это отношение между отдельными рабочими функциями общего трудового процесса, из которых одна функция – организация труда – более «общая», другая – исполнение – более «конкретная»; в) Р. есть отношение между личностями, т. е. специфический тип общения. Выделяются три стиля Р.: а) демократический; б) директивный; в) попустительствующий (либеральный, анархический).

Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.

РУКОВОДСТВО

1) ведущая, направляющая, организующая и регулирующая деятельность руководителей, органа управления; — совокупность руководителей;3) — учебное пособие по какому-нибудь предмету;

4) — персональный (личностный) аспект менеджмента, то есть система непосредственного воздействия на поведение индивидов и коллектива предприятия для получения желательных результатов. Р. включает различные частные методы и аспекты — мотивацию, разрешение конфликтов, социальный контроль, использование власти и т.п. В более широком плане к Р. относят также планирование, организацию и контроль над деятельностью предприятия. Напротив, в узком смысле под Р. понимают верхний уровень управленческой иерархии предприятия. В этом случае приводят перечень «решений Р.», которые, по мнению ряда специалистов, не подлежат делегированию, а являются компетенцией высшего звена управления в иерархии Р. (определение долгосрочной политики предприятия, назначение на руководящие посты и т.п.).

Источник: Капитал. Энциклопедический словарь

РУКОВОДСТВО

OFFICERS
В соответствии с действующим законодательством, директора акционерных компаний могут назначать или избирать из своего состава президента. Президент корпорации, как правило, наделен властью и соответствующими полномочиями выполнять любое действие от имени корпорации с последующим утверждением советом директоров. Директора могут разграничить власть руководящих работников в правилах внутреннего распорядка, но любое такое закрепленное ограничение не имеет значения при внешних контрактах, т. к. участвующие в них стороны считают полномочия президента достаточными, если только они специально не уведомлены об их ограниченииДиректора обычно избирают или назначают одного или нескольких вице-президентов, секретаря, казначея и др. руководителей, представителей и служащих либо по своему усмотрению, либо в соответствии с установленным порядком. Такие руководители могут и не быть директорами. Как и президент, они имеют полномочия распоряжаться имуществом и управлять деятельностью корпорации под контролем директоров, что может быть зафиксировано ими и в правилах внутреннего распорядка. Директора могут потребовать от любого руководителя, представителя или служащего предоставить поручительство в добросовестном исполнении обязанностей и сместить их по своему желанию.См. ЛИЦА ДОЛЖНОСТНЫЕ.

Источник: Словарь-справочник экономика внешняя торговля выставки 2012

Руководство

это ведущая интегральная часть управления организацией, осуществляемая руководителями, и присущая только социальным системам. Существуют отличия между руководством и управлением: управление может осуществляться техническими средствами – автоматизированные системы управления, станки с программным управлением и т. п., руководство же – только людьми; управление в социальных системах специализировано по функциям и направлено, прежде всего, на вторичные объекты управления – трудовые, технологические и производственные процессы, условия их обеспечения средствами и предметами труда и т. п.; руководство же направлено на первичные объекты управления – людей и коллективы которые осуществляют эти процессы и виды деятельности; если в системе управления организацией функции управления дифференцированы, то в руководстве они интегрированы. Каждый руководитель осуществляет руководство подчиненными по всему комп лексу функции и несет ответственность за все сферы и результаты деятельности возглавляемого им участка; система руководства определяет цели, задачи, стратегию развития организации, в том числе и ее управления, система управления обеспе чивает их; руководство наделено административно-властными полномочия ми, управление же ими не наделено; в системе руководства принимаются управленческие решения в системе управления (функциональной ее части), они готовятся и обосновываются. Иными словами руководить – это значит, и управлять, а управлять еще не значит руководить.

Источник: Менеджер организации. Типологический словарь-справочник

  • РУКОВО́ДСТВО, -а, ср.

    1. Действие по глаг. руководить (в 1 знач.). Руководство революционной борьбой пролетариата.Людей поделили — одни под руководством Борейко занялись ремонтом орудий —, а другие со Звонаревым приступили к сборке новых. Степанов, Порт-Артур.

    2. То, чем руководствуются или следует руководствоваться. Марксистско-ленинская теория не символ веры, не собрание догматов, а руководство к действию. М. Калинин, О коммунистическом воспитании. В моем положении ничего не оставалось, как взять это изречение за руководство в своем поведении на корабле. Новиков-Прибой, Цусима.

    3. Учебник, пособие для изучения чего-л. Руководство по домоводству.На обязанности наставников семинарии должно также лежать составление учебных руководств, преимущественно для народных школ. Ушинский, Проект учительской семинарии. В русской литературе вовсе нет руководства к истории музыки, и было бы очень хорошо, если б я занялся составлением такой книги. Чайковский, Письмо Н. Ф. Мекк, 9 сент. 1880.

    4. собир. Руководители. Руководство Союза писателей. Художественное руководство театра.— Этой выставкой мы целиком обязаны — да не в обиду будет сказано нашему руководству — одной из рядовых сотрудниц. Паустовский, Телеграмма.

  • Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х
    т. / РАН,
    Ин-т лингвистич.
    исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.;
    Полиграфресурсы,
    1999;
    (электронная версия): Фундаментальная
    электронная
    библиотека

    1. Понятие руководства

    Руководство – направленное воздействие на сотрудников, коллектив, в результате которого достигается повышение производительности труда. Руководство можно назвать процессом, при котором руководителю дается право власти над подчиненными.

    Руководство включает множество аспектов, в том числе и разработку тактики и стратегии организационной политики, умение управлять персоналом, общаться с людьми, рассчитывать и прогнозировать введение на предприятие новых методов и форм работы и другие. Существует несколько стилей руководства. Основными из них являются демократический, авторитарный и либеральный стили управления.

    Демократический стиль управления характеризуется тем, что принятие решений основывается на обсуждении проблемы, при этом учитываются все мнения и инициатива сотрудников. Контроль за принятием решения ведется не только со стороны руководителя, но и со стороны самих работников, т. е. это указывает на максимально возможную демократию и свободу самореализации, проявление интереса и доброжелательности по отношению к личности, отсутствие дискриминации. Демократический стиль управления является самым рациональным и эффективным. Это объясняется тем, что вероятность принятого правильного решения при таком стиле руководства возрастает, так как оно является наиболее взвешенным и обдуманным коллективно. Данный стиль управления будет оправдан, если в организации руководитель обладает достаточно высоким уровнем интеллектуальных, организаторских и коммуникативных способностей.

    Авторитарный стиль управления, еще его часто называют диктаторским, для него характерно жесткое единоличное принятие решения руководителем, им же осуществляется жесткий постоянный контроль за выполнением отданных им распоряжений, и при отклонении от нормы следует наказание, забота о личности стоит на последнем месте или вообще отсутствует, нет никакого интереса к работникам. За счет того, что ведется постоянный контроль за подчиненными, результаты работы всегда на высшем уровне (прибыль, производительность, качество продукции и многое другое), но большой минус этого стиля управления заключается в высокой вероятности ошибочных решений, подавлении инициативы, замедлении нововведений, застое, пассивности работников и т. д. Он целесообразен и оправдан только в том случае, когда организация находится в критическом состоянии и ей требуется время для «реабилитации».

    Либеральноанархический стиль управления характеризуется максимально возможной демократией и минимальным контролем за работниками в организации. Каждый работник может высказывать свою точку зрения и позицию, при этом не отстаивая их. Как правило, при таком стиле руководства производительность низкая, люди не удовлетворены своей работой, направления работы складываются из предпочтений лидера микрогруппы и т. д. На практике же мало кто из руководителей придерживается одного стиля управления, как правило, происходит смешение двух, а иногда и всех трех стилей.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    Читайте также

    Глава 1. Типы руководства

    Глава 1. Типы руководства
    В данном блоке твоего тренинга ты пройдешь по галерее портретов, великолепных образцов профессионального и не совсем руководства. Ты увидишь многообразие типов, рассмотришь прекрасные лица царей и тиранов, звезд и провинциальных артистов,

    Глава 2. Стиль руководства

    Глава 2. Стиль руководства
    В этом блоке твоего тренинга мы разберемся с тем, какими бывают стили руководства и с какими задачами ты можешь столкнуться в зависимости от стиля, принятого в той или иной компании. Для чего тебе важно в этом разобраться. Например, по долгу

    9. Методики изучения стилей руководства

    9. Методики изучения стилей руководства
    Методика «Самооценка стиля управления»Методика, приведенная в книге А. В. Аграшенкова «Психология на каждый день» (М., 1997), несколько модифицирована мною, чтобы сократить число пунктов опросника (вместо 60 оставлено 33) и исключить те,

    16.6. Стили руководства

    16.6. Стили руководства
    Поскольку руководство людьми является одним из видов воздействия руководителя на подчиненных, стили руководства можно рассматривать как особую категорию стилей делового общения.С точки зрения А. А. Русалиновой (1980), стиль руководства — это

    Методика А. Л. Журавлева «Стиль руководства»

    Методика А. Л. Журавлева «Стиль руководства»
    Методика направлена на оценку преобладающего стиля руководства:• директивного (авторитарного);• коллегиального (демократического);• либерального.ИнструкцияВам будет предложено 27 характеристик деятельности вашего

    29. Понятие трудовой мобильности. Виды мобильности. Понятие физиологии труда. Факторы производственной среды

    29. Понятие трудовой мобильности. Виды мобильности. Понятие физиологии труда. Факторы производственной среды
    Под трудовой мобильностью понимается изменение профессионального статуса и роли, которое отражает динамику профессионального роста. Элементами трудовой

    51. Стили руководства

    51. Стили руководства
    Руководство – направленное воздействие на сотрудников, коллектив, в результате которого достигается повышение производительности труда. Руководство можно назвать процессом, при котором руководителю дается право власти над

    СТИЛИ РУКОВОДСТВА УЧАЩИМИСЯ

    СТИЛИ РУКОВОДСТВА УЧАЩИМИСЯ
    Стиль руководства накладывает отпечаток на всю систему взаимоотношений учителя с учащимися: на то, как воспринимает учитель своих учеников, как часты его конфликты с учащимися, на психологический климат в детском коллективе и т. д. Весьма

    Правила для руководства ума

    Правила для руководства ума

    Я мыслю – следовательно, существую.
    Рене Декарт
    Но самый большой вклад в развитии приемов мышления внес Рене Декарт (1596–1650 гг.) – французский философ, математик, физик, физиолог.Декарт первым обратил внимание на то, что работа разума требует

    ПРИЗНАКИ НЕЭФФЕКТИВНОГО РУКОВОДСТВА

    ПРИЗНАКИ НЕЭФФЕКТИВНОГО РУКОВОДСТВА
    Неэффективному руководству присущи четыре характерные черты: неумелый расчет времени, сосредоточенность на плане, ненужная поддержка и недостаток точности. Для каждого из этих признаков характерны забвение принципов «Дух Святой —

    Руководство – это механизм, направляющий усилия коллектива или личности на выполнение общих задач. Оно побуждает людей к достижению поставленной цели посредством влияния на их потребности.

    Это способность влиять на поведение группы людей или отдельных индивидуумов, позволяющая побудить их работать для достижения общих целей.

    Согласно положению социальной психологии, руководство – это совокупность процессов взаимодействия между начальником и подчиненными, методов морально-психологического воздействия на коллектив. Это повседневное влияние на людей, причем прежде всего не инструкциями и разносами, а высокой организованностью, принципиальностью, справедливостью.

    В руководстве тесно связаны концепция власти и личного влияния. Поэтому среди руководителей-практиков распространено мнение, что наиболее действенными инструментами эффективного управления является руководящая должность и власть.

    Конечно, мол, можно поговорить о методах управления, о мотивации, но все это интеллектуальные упражнения. Однако, мол, никогда теории управления не славились тем, что побуждали людей к действию, заставляли других делать что-то и делать так, как вы хотите. Но если кто-то думает, что должности и власти достаточно для управления коллективом, то он, по крайней мере, близорук.

    Для того, чтобы сложная фирма эффективно выполняла свои задачи, необходимо задействовать все функции управления.

    Сегодня наряду с развитием таких базовых требований, как профессиональный уровень, как компетенция, как знание экономических законов, руководитель любого уровня управления сталкивается с необходимостью грамотного владения основами конкретной социологии, практикой психологии, педагогики, воспитания. Без этих основ теперь фактически немыслимо принятие эффективных решений в сложных вопросах, связанных с формированием коллектива, с подбором и обучением кадров, с созданием деловой творческой атмосферы и высокой дееспособности коллектива.

    Руководство требует умения прогнозировать ситуации и выдвигать соответствующие программы.

    Руководство должно быть гибким. Надо научиться менять свои суждения в зависимости от конкретных ситуаций. Нельзя в сложных ситуациях гнуть палку в одну сторону – она сломается.

    Руководству не нужно фанатизма и не нужно железной руки. Нужно проявлять терпимость и спокойствие. Нужно уметь идти на компромисс. Нужно уметь разделять власть.

    В сфере новой философии руководства, в центре которой отношения согласия, а не отношения господства и подчинения, смысл понятия руководства претерпел существенные изменения. Если прежде руководство полагалось на силу власти и издания приказов, то теперь оно действует на основе согласия и сотрудничества людей, работающих под началом руководителя. Власть не отделена от руководителя, но отношения жесткого подчинения ушли в прошлое.

    Современное производство – это сложный, динамичный организм, основу которого составляет трудовой коллектив. Его успехи зависят в основном от сознательного отношения к труду рядовых членов коллектива, от морального климата в коллективе, от степени развития демократических начал в управлении и от умения руководителя управлять поведением людей.

    Вот почему понятие руководства имеет огромное значение. Раньше можно было назначить работника ответственным за какую-либо область деятельности, не считаясь с его чувствами или желаниями и с отношением к этому других людей. Сегодня это делать уже нельзя, поскольку условия, в которых действуют руководители, изменились.

    В обобщенном виде руководство может быть сведено к трем следующим аспектам:

    1. выдача директив относительно того, что нужно сделать;
    2. налаживание сотрудничества между людьми;
    3. обеспечение энергии, необходимой для достижения поставленных целей.

    Формирование целей и эффективное их достижение – основное назначение руководства.

    Одним из основных инструментов современного руководства является налаживание эффективных связей с людьми. Это необходимо для того, чтобы знать и воспринимать различные мнения, способствующие разработке нового курса фирмы.

    Для стратегического руководства необходим широкий кругозор, позволяющий вырабатывать оптимальную программу деятельности фирмы.

    Сознание людей подготавливается, учитывается и настраивается при принятии важных управленческих решений. Желательно, чтобы эффективность деятельности людей сочеталась с относительно справедливой оценкой и соответственно вознаграждалась.

    Главное – понять, какие основополагающие идеи и принципы реализуются в руководстве. Основными средствами руководства являются следующие:

    1. требования (разумные, реальные);
    2. контроль (обязательно личный);
    3. поощрения, наказания (быть справедливым);
    4. организация общественного мнения.

    Искусство руководства состоит в том, чтобы в любых ситуациях находить опору, уметь вовремя отказаться от развития идей, которые явно не будут приняты, в истинности которых невозможно убедить оппонентов.

    Похожие материалы в разделе Психология управления:

    • Приемы управления эмоциями в переговорном процессе по разрешению конфликтов
    • Управление с помощью комитетов
    • Основные возможные причины отказа в приеме на работу
    • Функциональное значение деловых конфликтов
    • Формальная (функциональная) структура
    • Социально-психологическая характеристика коллектива
    • Феномен «нога в дверях»
    • Власть, основанная на принуждении
    • Факторы, определяющие впечатление о человеке
    • Вознаграждение

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать руководству контакта
  • Fm трансмиттер defender rt funk инструкция
  • Пирацетам капельницы инструкция по применению цена
  • Когнитивная терапия полное руководство отзывы
  • Atv312hu22n4 руководство по программированию