IV. Обеспечение функционирования СУОТ (распределение
обязанностей в сфере охраны труда между должностными
лицами работодателя)
17. Распределение обязанностей <1> в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя осуществляется работодателем с использованием уровней управления.
———————————
<1> Обязанности работодателя и его должностных лиц сформулированы в настоящем Типовом положении на основании требований статей 15, 76, 212, 213, 217, 218, 221 — 223, 225 — 229.2, 370 Трудового кодекса Российской Федерации, а работника — в соответствии с требованиями статей 21 и 214 Трудового кодекса Российской Федерации.
18. Организация работ по охране труда у работодателя, выполнение его обязанностей возлагается непосредственно на самого работодателя в случае, если работодатель является индивидуальным предпринимателем, руководителей структурных подразделений и иных структурных единиц работодателя, службу охраны труда, штатных специалистов по охране труда, организацию или специалиста, оказывающих услуги в области охраны труда, привлекаемых работодателем по гражданско-правовому договору.
19. В качестве уровней управления могут рассматриваться:
а) уровень производственной бригады;
б) уровень производственного участка;
в) уровень производственного цеха (структурного подразделения);
г) уровень филиала (обособленного структурного подразделения);
д) уровень службы (совокупности нескольких структурных подразделений);
е) уровень работодателя в целом.
20. С учетом специфики деятельности работодателя, структуры управления и численности работников для целей СУОТ могут устанавливаться и иные уровни управления.
21. Обязанности в сфере охраны труда должностных лиц работодателя устанавливаются в зависимости от уровня управления. При этом на каждом уровне управления устанавливаются обязанности в сфере охраны труда персонально для каждого руководителя или принимающего участие в управлении работника.
22. На уровнях управления, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 19 настоящего Типового положения, устанавливаются обязанности в сфере охраны труда:
а) непосредственно работников;
б) руководителей трудовых коллективов (бригадира, мастера);
в) руководителей производственных участков, их заместителей;
г) руководителей производственных цехов (структурных подразделений), их заместителей;
д) специалистов по охране труда структурных подразделений (должностных лиц, на которых возложено исполнение функций специалиста по охране труда).
23. На уровне управления, указанном в подпункте «в» пункта 19 настоящего Типового положения, устанавливаются обязанности в сфере охраны труда:
а) руководителей производственных участков, их заместителей;
б) руководителей производственных цехов (структурных подразделений), их заместителей;
в) специалистов по охране труда структурных подразделений (должностных лиц, на которых возложено исполнение функций специалиста по охране труда).
24. На уровне управления, указанном в подпункте «г» пункта 19 настоящего Типового положения, устанавливаются обязанности в сфере охраны труда:
а) руководителей служб и структурных подразделений филиала, их заместителей;
б) руководителей производственных участков структурных подразделений филиала, их заместителей.
25. На уровнях управления, указанных в подпунктах «д» и «е» пункта 19 настоящего Типового положения, устанавливаются обязанности в сфере охраны труда:
а) непосредственно самого работодателя, его представителей или назначенного им единоличного исполнительного органа;
б) заместителей руководителя организации по направлениям производственной деятельности;
в) заместителя руководителя, ответственного за организацию работ по охране труда.
26. На каждом уровне управления устанавливаются обязанности в сфере охраны труда службы охраны труда, штатных специалистов по охране труда, организации или специалиста, оказывающих услуги в области охраны труда, привлекаемых работодателем по гражданско-правовому договору, или работодателя — индивидуального предпринимателя (лично), руководителя организации, другого уполномоченного работодателем работника, осуществляющих функции службы охраны труда, штатных специалистов по охране труда (далее — служба (специалист) охраны труда).
В случае привлечения по гражданско-правовому договору организации или специалиста, оказывающих услуги в области охраны труда, для осуществления функций службы (специалиста) охраны труда работодатель должен информировать такие организацию или специалиста о тех факторах, которые влияют (или могут влиять) на безопасность и здоровье работников.
27. Управление охраной труда должно осуществляться при непосредственном участии работников и (или) уполномоченных ими представительных органов, в том числе в рамках деятельности комитета (комиссии) по охране труда работодателя (при наличии).
28. Распределение обязанностей в сфере охраны труда закрепляется либо в разделе «Обеспечение функционирования СУОТ» положения о СУОТ, либо в отдельных локальных нормативных актах, планах мероприятий, а также в трудовых договорах и (или) должностных инструкциях лиц, участвующих в управлении охраной труда.
29. В качестве обязанностей в сфере охраны труда могут устанавливаться следующие:
а) работодатель самостоятельно <1>:
———————————
<1> В соответствии с требованиями статей 15, 76, 212, 213, 217, 218, 221 — 223, 225 — 229.2, 370 Трудового кодекса Российской Федерации.
гарантирует права работников на охрану труда, включая обеспечение условий труда, соответствующих требованиям охраны труда;
обеспечивает соблюдение режима труда и отдыха работников;
обеспечивает своевременное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, профессиональных рисков;
организовывает ресурсное обеспечение мероприятий по охране труда;
организует безопасную эксплуатацию производственных зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов и используемых в производстве сырья и материалов;
принимает меры по предотвращению аварий, сохранению жизни и здоровья работников и иных лиц при возникновении таких ситуаций, в том числе меры по оказанию пострадавшим первой помощи;
обеспечивает создание и функционирование СУОТ;
руководит разработкой организационно-распорядительных документов и распределяет обязанности в сфере охраны труда между своими заместителями, руководителями структурных подразделений и службой (специалистом) охраны труда;
определяет ответственность своих заместителей, руководителей структурных подразделений и службы (специалиста) охраны труда за деятельность в области охраны труда;
обеспечивает комплектование службы охраны труда квалифицированными специалистами;
организует в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований работников (при необходимости);
обеспечивает соблюдение установленного порядка <1> обучения и профессиональной подготовки работников, включая подготовку по охране труда, с учетом необходимости поддержания необходимого уровня компетентности для выполнения служебных обязанностей, относящихся к обеспечению охраны труда;
———————————
<1> Утвержден постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 1/29 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 февраля 2003 г., регистрационный N 4209).
допускает к самостоятельной работе лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
обеспечивает приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с условиями труда и согласно типовым нормам их выдачи;
обеспечивает приобретение и функционирование средств коллективной защиты;
организует проведение специальной оценки условий труда;
организует управление профессиональными рисками;
организует и проводит контроль за состоянием условий и охраны труда;
содействует работе комитета (комиссии) по охране труда, уполномоченных работниками представительных органов;
осуществляет информирование работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;
обеспечивает лечебно-профилактическим питанием, молоком соответствующий контингент работников в соответствии с условиями труда и согласно установленным нормам <1>;
———————————
<1> Утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 февраля 2009 г. N 45н «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 апреля 2009 г., регистрационный N 13795) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 апреля 2010 г. N 245н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 мая 2010 г., регистрационный N 17201) и приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 февраля 2014 г. N 103н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 мая 2014 г., регистрационный N 32284); приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 февраля 2009 г. N 46н «Об утверждении перечня производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационов лечебно-профилактического питания, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 апреля 2009 г., регистрационный N 13796).
обеспечивает санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда;
принимает участие в расследовании причин аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, принимает меры по устранению указанных причин, по их предупреждению и профилактике;
своевременно информирует органы государственной власти о происшедших авариях, несчастных случаях и профессиональных заболеваниях;
организует исполнение указаний и предписаний органов государственной власти, выдаваемых ими по результатам контрольно-надзорной деятельности;
по представлению уполномоченных представителей органов государственной власти отстраняет от работы лиц, допустивших неоднократные нарушения требований охраны труда;
б) работодатель через своих заместителей, руководителей структурных подразделений <1>:
———————————
<1> В соответствии с требованиями статей 212 и 370 Трудового кодекса Российской Федерации.
обеспечивает наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами;
приостанавливает работы в случаях, установленных требованиями охраны труда;
обеспечивает доступность документов и информации, содержащих требования охраны труда, действующие у работодателя, для ознакомления с ними работников и иных лиц;
в) работник <1>:
———————————
<1> В соответствии с требованиями статей 21 и 214 Трудового кодекса Российской Федерации.
обеспечивает соблюдение требований охраны труда в рамках выполнения своих трудовых функций, включая выполнение требований инструкций по охране труда, правил внутреннего трудового распорядка, а также соблюдение производственной, технологической и трудовой дисциплины, выполнение указаний руководителя работ;
проходит медицинские осмотры, психиатрические освидетельствования, химико-токсикологические исследования по направлению работодателя;
проходит подготовку по охране труда, а также по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев на производстве;
участвует в контроле за состоянием условий и охраны труда;
содержит в чистоте свое рабочее место;
перед началом рабочей смены (рабочего дня) проводит осмотр своего рабочего места;
следит за исправностью оборудования и инструментов на своем рабочем месте;
проверяет в отношении своего рабочего места наличие и исправность ограждений, предохранительных приспособлений, блокировочных и сигнализирующих устройств, средств индивидуальной и групповой защиты, состояние проходов, переходов, площадок, лестничных устройств, перил, а также отсутствие их захламленности и загроможденности;
о выявленных при осмотре своего рабочего места недостатках докладывает своему непосредственному руководителю и действует по его указанию;
правильно использует средства индивидуальной и коллективной защиты и приспособления, обеспечивающие безопасность труда;
извещает своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления), или иных лиц;
при возникновении аварий действует в соответствии с ранее утвержденным работодателем порядком действий в случае их возникновения и принимает необходимые меры по ограничению развития возникшей аварии и ее ликвидации;
принимает меры по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;
г) служба (специалист) охраны труда <1>:
———————————
<1> В соответствии с требованиями статей 212 и 217 Трудового кодекса Российской Федерации.
обеспечивает функционирование СУОТ;
осуществляет руководство организационной работой по охране труда у работодателя, координирует работу структурных подразделений работодателя;
организует размещение в доступных местах наглядных пособий и современных технических средств для проведения подготовки по охране труда;
осуществляет контроль за обеспечением работников в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации нормативной правовой и методической документацией в области охраны труда;
контролирует соблюдение требований охраны труда у работодателя, трудового законодательства в части охраны труда, режимов труда и отдыха работников, указаний и предписаний органов государственной власти по результатам контрольно-надзорных мероприятий;
осуществляет контроль за состоянием условий и охраны труда;
организует разработку структурными подразделениями работодателя мероприятий по улучшению условий и охраны труда, контролирует их выполнение;
осуществляет оперативную и консультативную связь с органами государственной власти по вопросам охраны труда;
участвует в разработке и пересмотре локальных актов по охране труда;
участвует в организации и проведении подготовки по охране труда;
контролирует обеспечение, выдачу, хранение и использование средств индивидуальной и коллективной защиты, их исправность и правильное применение;
рассматривает и вносит предложения по пересмотру норм выдачи специальной одежды и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих веществ, молока, лечебно-профилактического питания, продолжительности рабочего времени, а также размера повышения оплаты труда и продолжительности дополнительного отпуска по результатам специальной оценки условий труда;
участвует в организации и проведении специальной оценки условий труда;
участвует в управлении профессиональными рисками;
организует и проводит проверки состояния охраны труда в структурных подразделениях работодателя;
организует проведение медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований работников;
дает указания (предписания) об устранении имеющихся недостатков и нарушений требований охраны труда, контролирует их выполнение;
участвует в расследовании аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, ведет учет и отчетность по ним, анализирует их причины, намечает и осуществляет мероприятия по предупреждению повторения аналогичных случаев, контролирует их выполнение;
д) руководитель структурного подразделения работодателя <1>:
———————————
<1> В соответствии с требованиями статей 212, 213, 218, 221 — 223, 225, 227 — 229.2 Трудового кодекса Российской Федерации.
обеспечивает условия труда, соответствующие требованиям охраны труда, в структурном подразделении работодателя;
обеспечивает функционирование СУОТ;
несет ответственность за ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей в сфере охраны труда;
распределяет обязанности в сфере охраны труда между своими подчиненными, в том числе делегирует им часть своих полномочий, определяет степень их ответственности;
содействует работе комитета (комиссии) по охране труда, уполномоченных работниками представительных органов;
обеспечивает своевременное проведение за счет средств работодателя обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований работников структурного подразделения;
обеспечивает допуск к самостоятельной работе лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
организует проведение подготовки по охране труда;
организует выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств;
организует обеспечение лечебно-профилактическим питанием, молоком соответствующего контингента работников структурного подразделения;
обеспечивает санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников структурного подразделения в соответствии с требованиями охраны труда;
организует в структурном подразделении безопасность эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов и используемых в производстве сырья и материалов;
участвует в организации проведения специальной оценки условий труда;
участвует в организации управления профессиональными рисками;
участвует в организации и проведении контроля за состоянием условий и охраны труда в структурном подразделении;
принимает меры по предотвращению аварий в структурном подразделении, сохранению жизни и здоровья работников структурного подразделения и иных лиц при возникновении таких ситуаций, в том числе меры по оказанию пострадавшим в результате аварии первой помощи;
принимает участие в расследовании причин аварий, несчастных случаев, происшедших в структурном подразделении, и профессиональных заболеваний работников структурного подразделения, принимает меры по устранению указанных причин, по их предупреждению и профилактике;
своевременно информирует работодателя об авариях, несчастных случаях, происшедших в структурном подразделении, и профессиональных заболеваниях работников структурного подразделения;
обеспечивает исполнение указаний и предписаний органов государственной власти, выдаваемых ими по результатам контрольно-надзорной деятельности, указаний (предписаний) службы (специалиста) охраны труда;
обеспечивает наличие и функционирование в структурном подразделении необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами;
приостанавливает работы в структурном подразделении в случаях, установленных требованиями охраны труда;
обеспечивает наличие в общедоступных местах структурного подразделения документов и информации, содержащих требования охраны труда, для ознакомления с ними работников структурного подразделения и иных лиц;
при авариях и несчастных случаях, происшедших в структурном подразделении, принимает меры по вызову скорой медицинской помощи и организации доставки пострадавших в медицинскую организацию;
е) начальник производственного участка <1>:
———————————
<1> В соответствии с требованиями статей 212, 218, 221 — 223, 225, 227 — 229.2 Трудового кодекса Российской Федерации.
несет персональную ответственность за создание условий труда, соответствующих требованиям охраны труда, реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда в пределах производственного участка;
организует выдачу работникам производственного участка специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств;
обеспечивает исправное состояние оборудования и инструментов, оснащение рабочих мест необходимыми защитными и оградительными устройствами;
участвует в организации проведения специальной оценки условий труда;
участвует в организации управления профессиональными рисками;
участвует в организации и проведении контроля за состоянием условий и охраны труда на производственном участке;
принимает меры по предотвращению аварий на производственном участке, сохранению жизни и здоровья работников производственного участка и иных лиц при возникновении таких ситуаций, в том числе мер по оказанию пострадавшим первой помощи;
принимает участие в расследовании причин аварий, несчастных случаев, происшедших на производственном участке, и профессиональных заболеваний работников производственного участка, принимает меры по устранению указанных причин, по их предупреждению и профилактике;
своевременно информирует руководителя структурного подразделения об авариях, несчастных случаях, происшедших на производственном участке, и профессиональных заболеваниях работников производственного участка;
обеспечивает исполнение указаний и предписаний органов государственной власти, выдаваемых ими по результатам контрольно-надзорной деятельности, указаний (предписаний) службы (специалиста) охраны труда;
ж) мастер, бригадир производственной бригады <1>:
———————————
<1> В соответствии с требованиями статей 212, 218, 221 — 223, 225, 227 — 229.2 Трудового кодекса Российской Федерации.
обеспечивает соответствие условий труда требованиям охраны труда, правильную эксплуатацию оборудования и инструментов, не допускает загроможденности и захламленности рабочих мест, проходов и проездов;
проверяет состояние оборудования и инструментов на рабочих местах членов производственной бригады и принимает меры по устранению обнаруженных недостатков;
контролирует правильное применение членами производственной бригады выданной специальной одежды, специальной обуви, других средств защиты;
не допускает работника к выполнению работ при отсутствии и неправильном применении специальной одежды, специальной обуви и других средств защиты;
принимает меры по отстранению от работы работников, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического и иного токсического опьянения, с соответствующим документальным оформлением указанного факта, сообщает об этом руководителю структурного подразделения работодателя;
организует выдачу членам производственной бригады специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств;
участвует в организации проведения специальной оценки условий труда;
участвует в организации управления профессиональными рисками;
участвует в организации и проведении контроля за состоянием условий и охраны труда в производственной бригаде;
принимает меры по предотвращению аварий на производственном участке, сохранению жизни и здоровья членов производственной бригады и иных лиц при возникновении таких ситуаций, в том числе меры по оказанию пострадавшим в результате аварии первой помощи;
обеспечивает сохранение обстановки на рабочем месте, при которой произошел несчастный случай, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения фиксирует сложившуюся обстановку, а в случае возможного развития аварии принимает необходимые предупредительные меры по обеспечению безопасности членов производственной бригады;
принимает участие в расследовании причин аварий, несчастных случаев, происшедших с членами производственной бригады, и профессиональных заболеваний членов производственной бригады, принимает меры по устранению указанных причин, по их предупреждению и профилактике;
своевременно информирует руководителя структурного подразделения работодателя об авариях, несчастных случаях и профессиональных заболеваниях на производственном участке;
обеспечивает исполнение указаний и предписаний органов государственной власти, выдаваемых ими по результатам контрольно-надзорной деятельности, указаний (предписаний) службы (специалиста) охраны труда;
несет ответственность за невыполнение членами производственной бригады требований охраны труда.
Руководство организации, работодатель, несущие ответственность за безопасные условия и охрану труда, должны обеспечивать разработку, внедрение и функционирование систем организации работ по охране труда и систем управления охраной труда (профессиональными рисками) в соответствии с требованиями государственных, национальных и международных стандартов.
Управление безопасностью труда – это действия руководящих работников организаций, предприятий, объединений (работодатель, административно-управленческий аппарат), направленных на создание и сохранение безопасных и безвредных условий труда.
Управлять безопасностью труда – это значит поддерживать состояние организации работ, условий труда, орудий труда, технологических процессов, машин и оборудования такими, чтобы исключить (или свести до минимума) воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов.
Основная цель управления безопасностью труда – предупреждение аварий, чрезвычайных ситуаций, производственного травматизма и профзаболеваний.
Система управления охраной труда (СУОТ) – это комплекс взаимосвязанных правовых, организационных, технических, социально-экономических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и иных мер, направленных на обеспечение безопасных и здоровых условий труда.
Субъектом управления (органом управления) является руководство предприятия и структурных подразделений (работодатель, должностные лица), имеющее четкое распределение функциональных обязанностей.
Объектом управления является деятельность функциональных служб и структурных подразделений по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, производственных участках, цехах и предприятиях в целом.
При создании СУОТ необходимо:
- Определять перечень законов и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, распространяющихся на организацию;
- Выявлять факторы охраны труда, вытекающие из ее прошлых, настоящих или планируемых видов деятельности с тем, чтобы определять наиболее существенные;
- Определять политику организации в области охраны труда;
- Определять цели и задачи в области охраны труда, устанавливать приоритеты;
- Разрабатывать организационную схему и программу реализации политики по охране труда и достижение ее целей, выполнение поставленных задач.
Органы управления безопасностью труда организуются на предприятии в соответствии с его структурой, состоящей из подразделений: цехов, участков, служб, управлений, отделов.
Структуру нужно формировать так, чтобы она выполняла следующие функции:
- обеспечивала сочетание централизованного управления и необходимой самостоятельности предприятия в целом и его отдельных подразделений;
- отвечала целям, содержанию и внешним условиям деятельности, технологической специализации и территориальному размещению подразделений, производств и служб;
- четко определяла место и роль каждого подразделения в общей работе по повышению безопасности труда, не допускала дублирования;
- имела оптимальное число звеньев, содержала оптимальную численность специалистов и рабочих;
- обладала внутренними резервами и гибкостью.
В каждом подразделении необходимо единство обязанностей, прав и ответственности. Права должны делать реальным выполнение обязанностей. Чем больше прав, тем выше ответственность. Последняя должна увязываться с обязанностями.
Возглавлять управление безопасностью труда на предприятии (в объединении) и нести ответственность за ее состояние (в соответствии с положением или должностной инструкцией) рекомендуется директору (генеральному директору, работодателю), а также руководителям каждого подразделения.
Обязанности, права и ответственность остальных специалистов, служащих и рабочих определяются утвержденными в установленном порядке должностными (производственными) инструкциями, положениями о подразделениях, правилами и инструкциями по охране труда.
При создании органов управления безопасностью труда необходимо определять для каждого подразделения цели и границы деятельности, функции, управленческие действия и мероприятия, которые должны ими выполняться для обеспечения безопасности труда; устанавливать связи между подразделениями, методы и средства взаимодействия и обмена информацией, а также подчиненность между ними и внутри них. Это позволит избежать путаницы, дублирования и безответственности в работе.
В практической работе по управлению безопасностью труда следует применять методы и управляющие действия, отвечающие особенностям предприятия. Однако для обеспечения эффективности функционирования СУОТ и достижения поставленных целей необходимо, чтобы она была построена на основе общепризнанных научно обоснованных принципов в соответствии с объективными законами науки управления.
Рекомендуется использовать следующие основные принципы построения и функционирования СУОТ:
1. Комплексный системный подход
Управлять безопасностью труда следует на основе научных методов комплексного и системного подходов. Комплексный подход включает учет всех факторов, влияющих на состояние безопасности труда: физиологические и психологические свойства человека, его подготовленность (обученность) к труду, социально-психологический климат в коллективе, методы, стиль и уровень руководства, моральное стимулирование, форма организации труда, трудовые приемы, предметы и орудия труда, технологии, средства защиты, окружающая среда, оплата труда, формы материального стимулирования, меры ответственности. Системный подход позволяет рассматривать безопасность труда как систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, которая позволяет определить объективные связи этих элементов, выяснить их взаимовлияние и взаимозависимости, установить функциональную роль каждого элемента и системы в целом.
Система имеет дополнительные качества, которых нет у элементо, ее образующих. Это важнейшее свойство системы, именуемое эмерджентностью, определяет основу и преимущества системного подхода. Зачастую на практике СУОТ называется набор отдельных функциональных обязанностей, не обладающих признаками системы. Как правило, это общие положения с указанием цели и общих (без учета специфики предприятия) задач и должностные инструкции руководителей и других должностных лиц. Такой подход значительно снижает эффективность функционирования СУОТ.
Системность предусматривает:
- органическое единство кадров, структуры, методов (экономических, организационно-распорядительских, социально-психологических) и техники управления при решающей роли кадров;
- тесную взаимосвязь субъекта и объекта управления;
- единство и взаимообусловленность производственно-технических, экономических, социально-психологических, правовых и кибернетических аспектов управления.
2. Плановость и непрерывность
Работа по улучшению безопасности труда может быть эффективна, если ее вести планомерно и непрерывно. При отсутствии плановости в работе будут преобладать элементы случайности и беспорядка, многие важные вопросы могут быть упущены.
3. Профилактическая направленность
Действия и вся работа по повышению безопасности труда должны в основном иметь профилактическую направленность. Это значит, что главные усилия следует направлять на выявление и устранение причин, условий и мотивов, порождающих неправильные действия людей, проявление возможных опасностей и вреда.
Эффективный метод профилактики – прогнозирование на этапах проектирования, конструирования и испытания новой техники, технологий и форм организации труда возможных опасностей и условий, при которых люди подпадают под их воздействие, а также порождающих их причин.
Большое профилактическое значение имеют улучшение подготовки людей к труду, строгое выполнение графиков профилактических осмотров и ремонтов оборудования, хорошая организация материально-технического обеспечения работ предметами, необходимыми для создания безопасных условий труда, распространение передового опыта работы без травм и аварий.
4. Законность
Управлять безопасностью труда необходимо, строго соблюдая законность. Применять незаконные действия, даже если они направлены на повышение безопасности труда (например, наказывать нарушителей правил безопасности, применяя незаконные не методы и средства), недопустимо. Незаконное действие все равно будет отменено, лицо, его допустившее, будет наказано, а вера людей в правовые документы подорвана.
5. Создание и внедрение новой, более безопасной и безвредной техники и технологии
Главное направление улучшения безопасности труда – создание и внедрение новой, более безопасной и безвредной техники и технологии, устраняющей тяжелый и монотонный труд, а также рациональная организация труда. При этом важное значение имеет система управления и защита.
6. Контроль за выполнением мероприятий, планов и задач
Контроль за выполнением планов, мероприятий и всей работы по повышению безопасности труда, как и состоянием безопасности на рабочих местах, должен быть систематическим, глубоким и принципиальным. В процессе контроля надо добиваться устранения обнаруженных недостатков, шире использовать современные средства контроля и привлекать к контролю и самоконтролю не только всех руководителей, специалистов, мастеров и бригадиров, но и передовых рабочих.
7. Четкое распределение обязанностей, привлечение к участию всех членов трудовых коллективов к работе по созданию безопасных условий труда
8. Открытость информации о состоянии охраны труда и конечных результатах функционирования системы
9. Включение экономического механизма управления
Необходимо шире применять экономические рычаги для повышения безопасности труда. Аварии и несчастные случаи, как и профессиональные заболевания, наносят немалый экономический ущерб предприятию. Следовательно, сокращение числа производственного травматизма и заболеваний улучшает экономику предприятия.
Для уменьшения числа аварий и случаев производственного травматизма полезно применять не только технические и организационные, но и экономические методы и мероприятия.
С этой целью рекомендуется:
- убеждать каждого члена коллектива в том, что соблюдение норм и требований по технике безопасности и производственной санитарии для коллектива и государства, в конечном счете, более выгодно, чем их нарушение;
- подсчитывать экономический ущерб, который приносят предприятию и государству аварии, несчастные случаи и заболевания, происшедшие на предприятии;
- поощрять материально и морально коллективные п индивидуальные успехи в доле улучшения охраны труда, особенно и тех случаях, когда трудящиеся по своей инициативе вскрывают и устраняют нарушения правил безопасности и предотвращают аварии или несчастные случаи;
- предъявлять к лицам, чьи действия вызвали аварию или травмирование людей, иски о компенсации ущерба, вызванного этими событиями.
Расскажем, кому и как поручить обязанности по охране труда и как правильно оформить документы. В статье вы найдете образец приказа и пример расчета по службе охраны труда
Кто отвечает за охрану труда, если в организации меньше 50 сотрудников
Если в штате организации меньше 50 сотрудников, решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимает руководитель организации (ст. 223 ТК РФ).
Функции по охране труда могут выполнять:
- руководитель организации лично;
- уполномоченный работник, например, кадровик или бухгалтер;
- организация или специалист на договоре ГПХ, которые оказывают услуги в области охраны труда.
Как поручить функции по охране труда ответственному сотруднику
Функции по охране труда может выполнять любой сотрудник организации, например, кадровик или бухгалтер. Если в штатном расписании нет должности специалиста по охране труда, поручить эту работу сотруднику можно только в порядке совмещения должностей. Несмотря на то что такая форма дополнительной работы подразумевает наличие вакантной должности, этот случай является исключением.
Если уполномоченный сотрудник будет проводить в организации вводный инструктаж по охране труда, обучите его по соответствующим новым курсам:
- Обучение по общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда. Программа А
- Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных или опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках СОУТ и оценки профессиональных рисков, 16 ак. часов. Программа Б
- Обучение по оказанию первой помощи пострадавшим
Если у кадровика или иного сотрудника, которого назначают ответственным за охрану труда, нет профильного образования в этой сфере, во избежание дополнительных вопросов от инспекции по труду, рекомендуем ему пройти профессиональную переподготовку в этой области.
Закрепить дополнительную нагрузку можно двумя способами:
- Оформите как совмещение, если хотите, чтобы сотрудник выполнял функции по охране труда наряду со своей основной работой (ст. 60.2 ТК РФ). Если понимаете, что один сотрудник не справится, обязанности по охране труда можете распределить между несколькими сотрудниками, у которых есть необходимый уровень подготовки.
Заключите дополнительное соглашение к трудовому договору. Укажите в нем объем поручаемой работы, срок, в течение которого сотрудник будет ее выполнять, и размер доплаты. Ни минимальный, ни максимальный размер доплаты закон не определяет, поэтому устанавливайте его по соглашению с сотрудником и с учетом содержания, характера и объема дополнительных обязанностей (ч. 2 ст. 151 ТК РФ).
На основании допсоглашения издайте приказ о совмещении должностей. Ознакомьте с ним сотрудника под подпись. В табеле отдельный учет дополнительной работы не ведите.
Сотрудник может в любой момент досрочно отказаться от совмещения, а организация — досрочно отменить поручение о дополнительной нагрузке. Срок предупреждения в письменной форме — три рабочих дня (ч. 4 ст. 60.2 ТК РФ).
В конце статьи скачайте приказ о совмещении должностей. В методических пособиях к курсу «Управление персоналом. Кадровое делопроизводство и охрана труда» вы получите дополнительное соглашение к трудовому договору о совмещении должностей, трудовой договор о работе по совместительству, приказ о приеме на работу по совместительству и другие образцы документов.2. Оформите как совместительство, если хотите, чтобы сотрудник выполнял функции по охране труда в свободное от основной работы время.
Заключите трудовой договор о работе по внутреннему совместительству. По соглашению с сотрудником можете установить срок трудового договора (абз. 11 ч. 2 ст. 59 ТК РФ). Однако в этом случае вы потеряете возможность расторгнуть договор по ст. 288 ТК РФ, если позже решите принять на это место отдельного специалиста.
Пропишите в трудовом договоре должностные обязанности либо сделайте отсылку на должностную инструкцию специалиста по охране труда. Укажите зарплату совместителя. Обычно ее размер не превышает 50% оклада без учета стимулирующих и компенсационных выплат, так как работать в таком режиме можно не более четырех часов в день (ч. 1 ст. 284 ТК РФ).
На основании трудового договора издайте приказ о приеме на работу по совместительству и заведите личную карточку Т-2, если вы продолжаете вести эти документы. Внесите запись в трудовую книжку, если попросит сотрудник (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.05.2021 № 320).
В табеле ведите учет отдельно по основной работе и по совместительству.
Как привлечь стороннего специалиста или организацию, которые оказывают услуги в области охраны труда
Если в штатном расписании должности специалиста по охране труда нет, работодатель может привлечь по гражданско-правовому договору индивидуального предпринимателя или организацию, которые оказывают услуги в области охраны труда.
Они должны быть аккредитованы на оказание соответствующих услуг согласно Правил аккредитации организаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.12.2021 № 2334. Это служит гарантией надлежащего ведения охраны труда в организации.
Сведения об организациях, оказывающих услуги по охране труда, содержатся в Реестре аккредитованных организаций, который размещен на официальном сайте Минтруда России.
Кто отвечает за охрану труда, если в организации больше 50 сотрудников
Как организовать службу по охране труда
Если в штате больше 50 сотрудников и организация ведет производственную деятельность, в штатном расписании должна быть должность специалиста по охране труда либо выделена служба охраны труда (ст. 223 ТК РФ).
Под производственной деятельностью понимают превращение ресурсов в готовую продукцию, что включает в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг (ч. 9 ст. 209 ТК РФ). Из этого следует, что производственной считается деятельность по производству не только материальных благ, но и нематериальных, включая оказание услуг. Такой вывод подтверждает Письмо Минтруда России от 10.06.2016 № 15-2/ООГ-2136.Порядок создания службы охраны труда в организации определен в Рекомендациях по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда, утв. Приказом Минтруда России от 31.01.2022 № 37. Этот документ не является нормативно-правовым актом, а носит рекомендательный характер.
Служба охраны труда организуется как самостоятельное структурное подразделение организации, состоящее из штата специалистов во главе с руководителем службы. Унифицированной формы приказа о создании службы охраны труда нет. Его можно составить в свободной форме.
Работодатель определяет структуру службы охраны труда и ее численность. Это будет зависеть от количества работников, характера условий труда и других факторов.
К функциям службы охраны труда относят:
- организацию работы по обеспечению выполнения требований охраны труда;
- контроль за соблюдением требований законодательных и иных нормативных правовых актов, коллективного договора, отраслевых и межотраслевых соглашений, локальных нормативных актов работодателя;
- профилактическую работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, а также мероприятия по улучшению условий труда;
- информирование и консультирование работников и руководителей структурных подразделений работодателя;
- изучение и распространение передового опыта в области охраны труда, проведение информационных мероприятий.
В конце статьи вы найдете пример расчета количества специалистов по охране труда
В конце статьи есть шпаргалка
Нормативная численность специалистов по охране труда зависит, в том числе от среднесписочной численности работников у работодателя и количества самостоятельных производственных структурных подразделений.
№ п/п |
Среднесписочная численность работников |
Количество самостоятельных производственных |
||||
до 5 |
6-10 |
11-20 |
21-50 |
51-125 |
||
Рекомендуемая нормативная численность, человек | ||||||
1 |
до 500 |
0,34 |
0,39 |
0,45 |
0,51 |
|
2 |
501-750 |
0,38 |
0,45 |
0,52 |
0,61 |
|
3 |
751-1000 |
0,42 |
0,48 |
0,56 |
0,68 |
|
4 |
1001-1500 |
0,5 |
0,57 |
0,66 |
0,82 |
1,12 |
5 |
1501-3000 |
0,65 |
0,82 |
0,89 |
1,1 |
1,37 |
6 |
3001-5000 |
1,07 |
1,28 |
1,53 |
1,82 |
|
7 |
5001-7500 |
1,54 |
1,97 |
2,83 |
||
8 |
7501-10000 |
1,82 |
2,39 |
3,46 |
||
9 |
10001-20000 |
2,06 |
3,04 |
4,49 |
||
10 |
20001 и свыше |
2,53 |
3,61 |
4,64 |
Как рассчитать численность сотрудников службы охраны труда
Комментирует Тамара Богданова, эксперт по трудовому праву и охране труда
«Алгоритм расчета выглядит так:
Шаг 1. Соберите статистическую информацию о штатной и фактической численности работников, организационных, технических и иных условиях, характеризующих факторы, влияющие на трудоемкость выполнения работ, а также установите содержание работ по трудовым функциям, выполняемым работниками службы охраны труда.
Шаг 2. Рассчитайте рекомендуемую нормативную численность по следующей формуле:
Чсот = Нуп + (ƩНч + Нком) х Криск х Кнев х Куд
где:
Чсот — численность сотрудников службы охраны труда у работодателя, чел;
Нуп — норма управляемости, чел;
ƩНч — суммарная рекомендуемая нормативная численность работников службы охраны труда на выполнение всех трудовых функций, указанных в пп 30.1-30.8, в том числе участие в работе комиссии по расследованию несчастных случаев, чел;
Нком — рекомендуемая нормативная численность работников службы охраны труда на нахождение в командировках, чел.;
Криск — коэффициент уровня риска работодателя;
Кнев — коэффициент невыходов, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и пр.;
Куд — коэффициент удаленности.
При расчете коэффициента уровня риска учитывайте трудозатраты на сопровождение проверок специалистом по охране труда и фондом рабочего времени работника.
Категория уровня риска организации |
Частота плановых проверок |
Криск |
---|---|---|
Категория высокого риска |
1 раз в 2 года |
1,05 |
Категория значительного риска |
1 раз в 3 года |
1,03 |
Категория среднего риска |
1 раз в 5 лет |
1,02 |
Категория умеренного риска |
1 раз в 6 лет |
1,01 |
Категория низкого риска |
Плановые проверки не проводятся |
1,0 |
В конечном итоге рассчитайте нормативную численность работников службы охраны труда у работодателя.
Если в организации нет специалиста по охране труда, то можно попасть на штраф 80 000 руб. (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Найдите другой способ, как обеспечить безопасные условия и охрану труда сотрудников.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Образец приказа и допсоглашения к трудовому договору о совмещении должностей
458.9 КБ -
Пример расчета численности в службе охраны труда
440 КБ
Скачать
Распределение и коррекция обязанностей при функционировании системы управления охраной труда
29.09.2020 14:27:00
В соответствии с требованиями статьи 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда (СУОТ). Согласно указанному требованию федерального закона СУОТ должна разрабатываться с учетом рекомендаций Типового положения о системе управления охраной труда///дународных стандартов и Руководства по системам управления МОТ ILO-OSH 2001 г. …
Распределение и коррекция обязанностей при функционировании системы управления охраной труда
В соответствии с требованиями статьи 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда (СУОТ). Согласно указанному требованию федерального закона СУОТ должна разрабатываться с учетом рекомендаций Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтруда России от 19 августа 2016 года № 438н [1], а также с учетом требований Российских и международных стандартов [2, 5] и Руководства по системам управления МОТ ILO-OSH 2001 г. [4].
Центральным вопросом при создании и обеспечении функционирования СУОТ по мнению многих специалистов по охране труда является распределение обязанностей, установление полномочий и ответственности назначенных лиц, которым отводится та или иная роль в области охраны труда. Принято считать, что, если определены обязанности и полномочия для установленных функций по охране труда, то тем самым уже определена эффективная система управления. Однако при внимательном рассмотрении становится очевидным, что путем перечисления обязанностей в лучшем случае определяется лишь область деятельности, в границах которой должен работать соответствующий работник (руководитель).
Основные направления, принципы и механизмы и его взаимодействия при работе в этом случае остаются неопределенными. Безусловно четкие обязанности работников способствуют хорошей организации работы. Однако, ограничившись только определением обязанностей скорее всего не удастся обеспечить эффективное функционирование СУОТ. С другой стороны, без определения обязанностей говорить о создании СУОТ также не приходится. Поскольку, если распределение обязанностей не произведено, то ответственность нераздельно лежит на уполномоченном представителе работодателя
― руководителе организации, и совершенно непонятно, кто и что еще кроме него должен делать. Здесь под ответственностью понимается личная ответственность, которая относится к лицу, которое будет привлечено к ответу, если что-то не сделано, или сделано не так, или не работает, или не достигаются поставленные цели.
В соответствии с существующими определениями обязанность в общем случае
― это безусловные для выполнения действия, в соответствии с принятыми требованиями или внутренними побуждениями. С юридической точки зрения обязанность ― это предусмотренная законом мера должного поведения гражданина (субъекта права), требующая от него совершения предписанных законом действий. В отличие от долга, обязанность имеет, с одной стороны, более общий характер, поскольку в ней содержатся требования, относящиеся ко множеству людей, а с другой — более конкретный характер, так как оно раскрывает содержание предписываемых человеку поступков (что именно он должен делать).
Как следует из определений, важным элементом обязанностей являются требования. Согласно ИСО 9000 [6] требование (requirement)
― это документально изложенный критерий, который должен быть выполнен, если требуется соответствие документу, и по которому не разрешены отклонения.
Требования связаны с предписываемым видом деятельности. На практике обязанности предусматривают самые различные действия в зависимости от сферы и организации деятельности, к которой они относятся, то есть обязанности зависят от структуры предприятия и организации деятельности.
В частности, к факторам, непосредственно оказывающим влияние на структуру организации, относятся компоненты самого механизма управления
― цели, принципы, методы. К факторам, влияющим на структуру организации опосредовано, относятся кадры, техника, технология управления, организация труда. В порядке обеспечения содействия при создании организационной структуры управления охраны труда в 2000 г. были разработаны рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, в которых сформулированы основные функции службы охраны труда [7]. Указанное изложение конкретных функций безусловно оказало влияние на содержание основных документов СУОТ ряда организаций. Вместе с тем, функциональность, являясь одним из принципов системного подхода, предусматривает совместное рассмотрение структуры системы и функций и делает необходимым рассмотрение так же и других принципов (постоянного совершенствования, децентрализации и др.).
В обиходе обязанностью называют то, что необходимо делать в связи с тем, что это является частью работы, или службы и входит в круг предъявляемых профессиональных требований. Таким образом, по существу обязанность
― это необходимость поступать в соответствии с определенным регламентом, причем регламент зависит от реализуемых функций и структуры организации.
Обязанности работодателя в соответствии со статьей 212 ТК РФ требуют от него совершения предписанных законом действий по обеспечению безопасности работников, что в целом согласуется с рекомендациями МОТ. В частности, согласно Руководству МОТ ILO-OSH 2001 работодатель несет ответственность и должен иметь обязанности по организации охраны труда. При этом отмечается, что создание и обеспечение функционирования СУОТ является весьма полезным и признанным подходом к выполнению этих обязанностей [4]. Таким образом, в целом СУОТ может служить для работодателя эффективным инструментом в части выполнения его обязанностей по охране труда.
В рамках СУОТ работодатель и руководители высшего звена должны распределять обязанности, ответственность и полномочия по разработке, осуществлению и результативному функционированию СУОТ. Рекомендуется определять структуру управления и процессы СУОТ таким образом, чтобы было обеспечено управление охраной труда в виде линейной управленческой функции, известной и признанной на всех уровнях управления организацией. Особо отмечается необходимость определения обязанностей, ответственности и полномочий лиц, которые должны выявлять и оценивать риски в области охраны труда.
В настоящее время кроме линейной управленческой функции, характерной для некоторых организаций, структуры управления на практике могут быть более сложными, чем линейная, например, когда применяется функциональная, линейно-функциональная или другие типы организационной структуры. Применительно к службе охраны труда нередко используется комбинированная линейно-функциональная структура управления. В этой связи при определении обязанностей по охране труда необходимо иметь в виду конкретный тип организационной структуры с тем, чтобы учитывать существующую вертикаль подчинения, различную для разных структур управления.
Высшее руководство организации должно обеспечить наличие ресурсов, необходимых для разработки, внедрения, поддержания в актуальном состоянии и улучшения функционирования СУОТ. При определении ресурсов, необходимых при внедрении и поддержании СУОТ в работоспособном состоянии высшее руководство по меньшей мере должно учитывать:
― финансовые, человеческие и другие ресурсы, используемые при ее функционировании;
― технологии, используемые в работе организации;
― инфраструктуру и оборудование;
― системы информирования;
― потребность в обучении и т.п.
Обязанности и полномочия всех лиц в рамках СУОТ должны быть документально оформлены. Например, обязанности руководителя службы охраны труда, руководителей структурных подразделений, руководителей аудиторской группы и группы (команды) по оценке рисков, других руководителей, а также работников, назначенных ответственными за отдельные процессы (процедуры), обязанности работников рабочих профессий.
Указанные обязанности рекомендуется документировать в форме отдельных документов (положений, например, положение о структурном подразделении и т.д.) или документировать их непосредственно в процедурах СУОТ (процессах) или других рабочих документах, подходящих для данной организации работ.
В соответствии с сложившейся практикой распределение обязанностей в области охраны труда закрепляется документально в локальных нормативных актах работодателя, в трудовых договорах, в форме приказов, либо записываются в должностной инструкции работника. Однако практика показывает, что записи о должностных обязанностях по охране труда в должностных инструкциях отражаются лишь в общем виде, и не отражают обязанности, исполняемые в рамках СУОТ. Поэтому на практике руководителю для контроля распределенных обязанностей, все чаще более оправдано применение автоматизированных систем (специализированных программных средств).
Таким образом, в целом можно констатировать, что для обеспечения результативной деятельности назначенных лиц необходимо не только сформировать конкретные обязанности, связанные с поручаемой им деятельностью, но и организовать работу и взаимодействие в рамках процессов (процедур), установленных в рамках СУОТ; необходим контроль исполнения обязанностей, анализ результативности исполнения обязанностей, а также коррекция по результатам анализа, или
― пересмотр принятого распределения обязанностей в случае отрицательных результатов такого анализа. Для организации и проведения работы по распределению обязанностей может быть рекомендовано составление перечня обязанностей.
При этом следует обратить внимание на обязанности, связанные с организацией и проведением наблюдения за состоянием здоровья работников, в рамках процедуры, рекомендованной в числе других в Типовом положении о СУОТ.
По сравнению с требованиями статей 212 и 213 ТК РФ, согласно которым работодатель обязан организовывать проведение медицинских осмотров, данной процедурой предусматривается назначение специалиста по охране труда, в обязанности которого входит проведение мониторинга результатов наблюдения за состоянием профессионального здоровья работников.
Проведение анализа организации работ по охране труда на предприятиях позволил выявить ряд проблем распределения обязанностей, которые можно сформулировать следующим образом:
― недостаточно оправданное определение полноты (объема) обязанностей, возлагаемых на работников при отсутствии критериев правильности выполнения действий, а также недостаточный учет в обязанностях имеющейся у работодателя организационной структуры управления;
― не учет способностей и возможностей работников к выполнению поручаемой им работы при реализации возложенных на них обязанностей;
― недостаточно организованный контроль результативности исполнения работниками, возложенных на них обязанностей (отсутствует мониторинг результативности);
― недостаточное использование возможностей корректировки исполнения работниками своих обязанностей по итогам анализа результативности исполнения, например, за счет обучения обязанностям по результатам оценки функционирования СУОТ и т.д.
Проблема определения необходимой полноты обязанностей, возлагаемых на работника, возникает в первую очередь вследствие определения обязанностей без учета целей планируемой деятельности при осуществлении процессов (процедур). Нечеткое определение круга обязанностей негативно сказывается на результатах деятельности. В таких случаях по результатам анализа деятельности необходимо корректировать полноту обязанностей, или изменять вид и организацию порученной деятельности.
Содержание и объем обязанностей, возлагаемых на одного работника, должен определяться исходя из практического расчета, с тем чтобы объем не включал в себя чрезмерно большое число заданий и функций, поскольку чем больше обязанностей у работника, тем сложнее ему обеспечить их исполнение. Некачественное и несвоевременное исполнение обязанностей серьезным образом сказывается на результативности функционирования СУОТ. Критерием, для установления допустимого объема (перечня) обязанностей в области охраны труда конкретному работнику, может служить оценка рабочего времени, которое требуется для выполнения работником своих обязанностей.
При определении объема и содержания обязанностей работников необходимо учитывать особенности вертикали подчинения (функциональное подчинение по охране труда и административное по роду основной деятельности).
Анализ содержания обязанностей показывает, что некоторые руководители зачастую формулируют обязанности, например, не в соответствии с целями и определениями, а по существу в форме пожелания или лозунга. Соответственно, обязанности такого типа работнику не всегда удается выполнить. В этом случае контроль результативности и, соответственно, корректировка, и тем более необходимость замены работника другим более подходящим, едва ли возможны.
Отсутствие учитывания способностей работников к выполнению поручаемой им работы при реализации возложенных на них обязанностей приводит к понижению чувства их ответственности за результаты работы. В противоположность этому, при учете способностей работника и правильно организованном его участии в работе дает возможность работнику проявить себя, что, в конечном итоге, ведет к формированию чувства ответственности за выполняемую деятельность.
В некоторых случаях при организации работ с высоким риском для окружающих к работникам, которым поручается такая работа, предъявляется повышенная ответственность. Тогда на первое место может выйти вопрос надежности. В таком случае будет оправдан подход, основанный на использовании дублирования, а также других мер контроля, включая технические средства, повышающих надежность выполнения обязанностей и обеспечивающих безопасность. Из зарубежного опыта известны примеры, когда функции безопасности встраивают непосредственно в конструкцию оборудования (системы интеллектуальных блокирующих устройств, допуск работника в рабочую зону по результатам оценки состояния работника и т.д.).
Для обеспечения улучшения исполнения работником порученных ему обязанностей рекомендуется предусматривать повышение квалификации на основе образования и (или) профессиональной подготовки. Исполнению работниками своих обязанностей необходимо обучать. Обучение обязанностям должно охватывать также обучение подрядчиков, временных работников, контролеров на входе в зону повышенной опасности и т.д.
Качество выполнения работником своих обязанностей может существенно повышаться в случае применения специализированных автоматизированных систем, которые обеспечивают и высокую производительность, и возможность проведения быстрого анализа для принятия или подготовки оптимальных управленческих решений. Опыт подтверждает, что в ряде случаев перед допуском к исполнению обязанностей необходим профотбор работников.
Управление обязанностями предполагает сопоставление наблюдаемых результатов исполнения работниками, возложенных на них обязанностей и первоначально планируемых (ожидаемых) исходя из анализа целей процесса, или установленных требований. При отсутствии оценки результативности, или недостаточном контроле обязанностей, не представляется возможным осуществлять мониторинг результативности их исполнения, соответственно не возникает потребности в корректировке обязанностей и улучшении деятельности.
Проведение анализа результативности исполнения работником своих обязанностей на основе наблюдений и оценки соответствия фактических показателей деятельности требованиям позволяет выявлять несоответствия и определять направления улучшения деятельности за счет корректировки исполнения работниками своих обязанностей по итогам анализа результативности их исполнения. Например, по результатам анализа функционирования СУОТ. Оценка соответствия может осуществляться в тех случаях, когда обязанности документированы и основаны на выполнении определенных требований.
Исходя из опыта широкого использования командной организации работ, автором [9] отмечено, что для командной работы полезно отсутствие четких разграничительных линий между отдельными видами работ, расширение и пересечение ответственности работников разных квалификаций и формирование общих интересов с работающими в смежных областях. Автором [9] отмечается также, что при распределении работ подобным образом, следует оценивать возможности работников с точки зрения круга работ, которые они на себя взяли, а не количества обязанностей, которыми их наделили.
Общее распределение обязанностей руководителей и специалистов, а также работников рабочих профессий в целом для обеспечения функционирования СУОТ должно быть направлено на обеспечение линейной управляющей функции и соответствовать общей задаче управления с учетом основных принципов (обратная связь, непрерывное совершенствование и др.).
Обеспечение функционирования СУОТ должно достигаться на основе установленной структуры, учитывающей организационную структуру организации.
Структура СУОТ должна отражать общую взаимосвязь элементов системы, используемых для выработки политики в области охраны труда и постановки целей и достижения этих целей. Пример функциональной схемы СУОТ, основанной на управлении профессиональными рисками, приведен на рисунке 1. Согласно этой схеме функционирование СУОТ обеспечивается исходя из распределения обязанностей, ответственности и полномочий назначенных лиц, и установленной схемы взаимодействия.
Структура СУОТ, рисунок 1, включает следующие уровни управления:
а) высшее должностное лицо
― руководитель организации (работодатель) ― обеспечивает формирование политики в области охраны труда с учетом основных направлений государственной политики в области охраны труда и выделяет ресурсы;
б) ответственный за функционирование СУОТ (далее
― руководитель СУОТ) ― наделяется работодателем полномочиями в части организации работ по охране труда, созданию и обеспечению функционирования СУОТ;
в) отдел охраны труда: начальник отдела охраны труда, включая рабочую группу отдела по СУОТ
― организует методическую работу по разработке и внедрению СУОТ, обеспечивает контроль за выполнением требований по охране труда работников организации (включая работодателя);
г) структурные подразделения (цех, участок, отдел и т.д.): руководители структурных подразделений
― обеспечивают практические работы по управлению рисками на основе определения приемлемости оцениваемых рисков и формирования мер контроля по поддержанию остаточных рисков на запланированном уровне; обеспечивают визуализацию рисков в подразделениях;
д) лица, назначенные ответственными за выполнение работ по охране труда в структурных подразделениях и лица, назначенные ответственными за выполнение работ в соответствии с установленными процессами (процедурами) СУОТ
― обеспечивают планирование мероприятий в рамках процессов (процедур), формируют предложения по их реализации, осуществляют контроль выполнения, анализ результативности и корректировку, или пересмотр мероприятий;
е) группы (команды) по идентификации опасностей и оценке рисков
― обеспечивают регулярное проведение идентификации опасностей и оценку рисков, документируют результаты в установленной форме и предоставляют их руководителям структурных подразделений, участвуют в формировании планов управления рисками;
ж) аудиторская группа по проведению внутреннего аудита СУОТ
― в соответствии с утвержденной программой проводит плановые и внеплановые проверки подразделений, сводный отчет по итогам года предоставляет Руководителю СУОТ для использования при анализе СУОТ высшим руководством;
з) работники и представители работников
― привлекаются к работам по идентификации опасностей и оценке рисков на рабочих местах; делают предложения по улучшению условий труда и мерам контроля за поддержанием остаточных рисков на запланированном уровне и др.
Для обеспечения периодического анализа и оценки СУОТ руководителем организации может быть создан постоянно действующий Координационный совет по СУОТ в следующем составе (указан примерный состав):
― председатель Координационного совета по СУОТ (руководитель организации);
― заместитель Председателя Координационного совета по СУОТ;
― члены Координационного совета;
― секретарь Координационного совета по СУОТ (начальник отдела ОТ).
Распределение обязанностей и состав Координационного совета по СУОТ может быть изменен приказом руководителя организации.
Функциональная структура СУОТ и распределенные обязанности должны подвергаться постоянному анализу и, при необходимости, корректироваться для обеспечения их соответствия политике, обязательствам и целям.
Решение о необходимости корректирования структуры СУОТ и обязанностей принимает высшее руководство на основе периодической оценки и анализа СУОТ.
Для соблюдения требований статьи 212 ТК РФ в части выполнения обязанностей работодателя, а также для повышения результативности работ по охране труда, в рамках СУОТ во многих крупных и средних Компаниях разрабатываются отдельные регламенты или стандарты организации (СТО), определяющие обязанности по охране труда руководителей и специалистов. В них включаются обязанности по охране труда, которые должны выполнять все высшие руководители организации, руководители структурных подразделений (цех, служба, отдел, участок), руководитель службы охраны труда, а также работники рабочих профессий. Регламент содержит также требования и рекомендации по документированию.
Известны примеры, когда в крупных Компаниях разрабатывается единое Положение о возложении функций по обеспечению безопасных условий и охраны труда между руководителями и специалистами. Положение вводится общим приказом «О делегировании полномочий по охране труда», в котором официально утверждается распределение обязанностей и определяется ответственность должностных лиц.
Пример текста приказа:
1. Утвердить Положение о возложении функций по обеспечению безопасных условий и охраны труда на руководителей, специалистов и работников организации.
2. Общее руководство работами по охране труда оставляю за собой.
3. Возложить на главного инженера (Ф.И.О.) обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, включая непосредственное руководство и контроль за проведением работ по охране труда.
4. Обязанности по координации действий структурных подразделений и должностных лиц по вопросам охраны труда возлагаются на службу охраны труда в лице инженера по охране труда (Ф.И.О.).
5. Возложить обязанности по руководству деятельности в области охраны труда в структурных подразделениях и службах на руководителей и специалистов:
― служба главного механика на главного механика (Ф.И.О.);
― энергетическая служба на энергетика (Ф.И.О.);
― транспортная служба на механика (Ф.И.О.);
― склады на кладовщиков (Ф.И.О.);
― гальванический участок на химика-технолога (Ф.И.О.);
― по цеху А и Б на мастеров (Ф.И.О.);
― по отделу материально-технического снабжения на начальника отдела ОМТС (Ф.И.О.);
― по цеху В, заготовительному участку на начальника цеха (Ф.И.О.) и мастеров (Ф.И.О.);
― по инструментальному участку на начальника технического отдела (ФИО);
6. В случае временного отсутствия руководителя структурного подразделения или службы (должностного лица) из числа указанных в п. 5 настоящего приказа (отпуск, болезнь, командировка, иные причины) его обязанности в части обеспечения безопасных условий и охраны труда в закрепленной зоне ответственности возлагать на лицо, исполняющее обязанности отсутствующего руководителя (должностного лица); в этом случае не позже, чем за 12 часов необходимо оформить соответствующий приказ.
7. При назначении лица для исполнения обязанностей временно отсутствующего руководителя (должностного лица) в части обеспечения безопасных условий и охраны труда должно быть обеспечено соответствие квалификации этого лица, возлагаемым на него обязанностям.
Обязанности по обеспечению соблюдения настоящего требования возложить на ответственное лицо за состояние охраны труда, специалиста по охране труда (Ф.И.О.).
8. Инспектору отдела кадров (Ф.И.О.) при разработке должностных инструкций руководителей и специалистов организации включать в них обязанности по охране труда, установленные настоящим приказом, ознакомить с приказом должностных лиц в части их касающейся под роспись.
9. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Генеральный директор (Ф.И.О.).
Дата.
В ряде крупных Компаний регламентирующие требования и работа по формированию документов, содержащих обязанности, производится в специализированных программных средствах и включена в общий документооборот. Это позволяет исключить формирование «пустых обязанностей», так как общий алгоритм основан на формуле:
Обязанность = [что конкретно делать] +
[в соответствии с каким документом или требованиями ― каким образом]
+ [с какой целью].
Блок схема управления обязанностями приведена на рисунке 2.
Следует иметь в виду, что распределение обязанностей в рамках СУОТ в принципе должно охватывать все категории работников, а не только руководителей. Успешное внедрение СУОТ может быть обеспечено, если обязанности по охране труда имеются у всего персонала организации [8]. Причем участие работников и, где есть, представители работников, является ключевым фактором успеха. Отмечается, что работники должны быть хорошо обучены и иметь полномочия для самостоятельного выхода из опасных ситуаций, по необходимости, без страха подвергнуться наказанию.
Представляет интерес рассмотрение некоторых обязанностей работников рабочих профессий:
1) Работники при вовлечении их в предварительное обсуждение вопросов управления охраной труда обязаны свободно высказываться при выборе подходящих средств контроля за рисками, включая обсуждение выгодных или невыгодных последствий альтернативных вариантов контроля определенных видов опасностей, или предотвращения несоблюдения условий безопасности [2].
2) Работники обязаны насколько это возможно, проявлять заботу о безопасности и здоровье, как собственном, так и других людей, находящихся, либо выполняющих свои обязанности в непосредственной близости с ними, в соответствии с полученной подготовкой и инструкциями, предоставленными ему работодателем.
С этой целью, работники в соответствии с полученной подготовкой и предоставленными им инструкциями, обязаны [10]:
3) Правильно использовать оборудование, станки, опасные вещества, транспортное оборудование и другие средства производства;
4) Правильно пользоваться предоставленными им СИЗ и возвращать их в положенное место;
5) Воздерживаться от самостоятельного отсоединения, изменения или удаления устройств защиты, установленных на оборудовании, аппаратах, станках и сооружениях, а также правильно использовать такие защитные устройства;
6) Немедленно информировать непосредственного руководителя и (или) работников, назначенных ответственными за обеспечение безопасности и здоровья о любой производственной ситуации, представляющей по их мнению серьезную и надвигающуюся угрозу для безопасности, и здоровья, а также о любых недостатках в работе устройств защиты и т.д.
7) Работники рабочих профессий обязаны в течение одного месяца после приема на работу пройти обучение безопасным методам и приемам выполнения работ; в случае, если работник рабочей профессии принимается на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ должно сопровождаться стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности — проходить периодическое обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда (Порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ); Работодатель (или уполномоченное им лицо) организует проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим. Вновь принимаемые на работу проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в сроки, установленные работодателем (или уполномоченным им лицом), но не позднее одного месяца после приема на работу [11].
Ниже рассматриваются примеры формулировок обязанностей, к которым даны краткие комментарии.
В первом примере, обязанность сформулирована следующим образом:
«Руководитель отдела главного механика организует и обеспечивает внедрение достижений науки, техники и передового опыта, направленных на совершенствование механического оборудования, с целью повышения безопасности его эксплуатации.
Из формулировки следует, что исполнение данной обязанности возможно, если в организации существует разработанный и утвержденный порядок внедрения достижений науки, техники и передового опыта, в котором определяется, что понимается под достижениями науки, техники и передового опыта, и какие действия должны производиться при обеспечении их внедрения и реализации и т.д. Кроме того, вызывает сомнение, что руководитель отдела главного механика может обеспечить внедрение… (в конечном итоге решение принимает директор, средства выделяет директор). По-видимому, руководитель отдела главного механика может принимать меры (осуществлять мероприятия) в соответствии, например, с установленным порядком (регламентом, утвержденным директором) …, т.е. организовать выполнение работ…
Таким образом, приведенная формулировка обязанности не отвечает требованиям конкретности. Обязанностью в этой форме трудно управлять, поскольку отсутствует связь (ссылка) с источником требований. Цель – повышение безопасности (то, чего мы хотим достичь) не связана с действиями, которые необходимо выполнять в рамках данной обязанности (они понятны лишь интуитивно). Нет указаний на какие-либо показатели или требования, на основе которых можно оценить и (или) при необходимости скорректировать обязанности.
В качестве второго примера можно рассмотреть формулировку обязанностей руководителя структурного подразделения бухгалтерии.
«Руководитель структурного подразделения бухгалтерии осуществляет контроль за соблюдением режима рабочего времени в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, дисциплины труда, отдыха, приема, перевода и увольнения работников, прохождением предварительного и периодического медицинского осмотра и проведением вводного инструктажа по охране труда, предоставлением компенсаций, полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях».
Из данного примера следует, что, во-первых, руководителю подразделения бухгалтерии вменено большое количество «разноплановых» обязанностей. Во-вторых, не все обязанности он реально может выполнить. Например, контролировать прием, перевод и увольнение работников, прохождение предварительного и периодического медицинского осмотра, а также проведение вводного инструктажа по охране труда, предоставление компенсаций, полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях.
Скорее всего, это перечисление относится к обязанностям других руководителей. Например, контроль приема и увольнения работников чаще всего входит в обязанности руководителя кадровой службы. Проведение вводного инструктажа по охране труда – обязанности руководителя службы охраны труда. Предоставление компенсаций, полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях, руководитель подразделения бухгалтерии осуществляет контроль за предоставлением и контроль и учет за непосредственным предоставлением работнику. В-третьих, не определен документ (нет на него ссылки), регламентирующий деятельность подразделения, включая обязанности руководителя, что не позволяет осуществлять контроль и оценку результативности исполнения обязанностей.
В третьем примере формулируются обязанности заместителя руководителя структурного подразделения по общим вопросам.
«Заместитель руководителя структурного подразделения по общим вопросам организует содержание в исправном состоянии всех видов транспорта, автомобильных и железнодорожных дорог, и сооружений на них, находящихся в ведении организации».
Из приведенной формулировки следует, что заместитель руководителя подразделения наделен разноплановыми обязанностями. Так, например, содержание всех видов транспорта даже в постановке «организация работ» представляет собой очень сложную техническую задачу и грандиозную по объему. Как известно, содержание даже небольшого количества транспортных средств предполагает выполнение большого количества организационных задач (хранение, техническое обслуживание и ремонт, заправку топливом, смазочными маслами и специальными жидкостями и т.д., а также ведение большого объема отчетной документации).
Задача осложняется также еще и тем, что «все виды транспорта» никак не определены. Различные виды транспорта требуют учитывать различную специфику, например, вид применяемого топлива, подъездные пути и др. С другой стороны, в обязанности включены работы, связанные с содержанием автомобильных и железнодорожных дорог и находящихся на них сооружений. Содержание указанных автомобильных и железнодорожных путей само по себе представляет отдельную и сложную задачу, которая соответствует по своему уровню сложности и ответственности руководителю очень крупного предприятия, а не заместителю руководителя структурного подразделения. Таким образом, механическое объединение очень разных по содержанию и объему обязанностей вряд ли может быть оправдано.
В четвертом примере формулируются обязанности бригадира.
«Бригадир отстраняет от работы лиц в нетрезвом состоянии или в состоянии наркотического опьянения, сообщает об этом мастеру (вышестоящему руководителю)».
Из приведенной формулировки обязанностей следует, что указанные обязанности бригадира не обеспечены четким механизмом реализации этой обязанности при возникновении различных практических ситуаций. Не приведены ссылки на нормативные документы, содержащие требования к процедуре отстранения, что затрудняет контроль и оценку результативности исполнения данной обязанности.
В пятом примере формулируются обязанности заместителя главного инженера по охране труда.
«Заместитель главного инженера по охране труда организует работу по идентификации опасностей, оценке рисков и разработке мер управления ими».
Из приведенной формулировки следует, что данная обязанность может быть реализована, если в организации существует документ, регламентирующий порядок проведения идентификации опасностей, оценки рисков и разработки мер управления ими. По-видимому, текст обязанности заместителя главного инженера целесообразно дополнить ссылкой на документы, в соответствии с которыми необходимо организовать работу, а также о необходимости предусмотреть назначение ответственных лиц с обязательным обучением их перед допуском к данной работе согласно процедурам идентификации опасностей, оценки рисков и разработки мер управления ими.
ВЫВОДЫ
1. Распределение и коррекция обязанностей являются необходимым условием результативного функционирования СУОТ и должны соответствовать целям, принятой структуре управления и организации работ в Компании.
2. Обязанности должны быть конкретными, с указанием четких границ деятельности и основываться, как правило, на разработанных в организации документах, содержащих соответствующие требования к действиям работников, безусловных для выполнения. Обязанности, сформированные без учета соответствующих требований («пустые обязанности») не приведут к достижению целей.
3. Распределенные обязанности, а также функциональная схема СУОТ, должны подвергаться постоянному анализу и, при необходимости, корректироваться для обеспечения их соответствия политике, обязательствам и целям.
4. Для обеспечения эффективного исполнения обязанностей необходимо осуществлять мониторинг результатов оценки деятельности. На основе анализа результатов мониторинга корректировать обязанности или деятельность работника.
5. Успешное внедрение СУОТ может быть обеспечено, если управление обязанностями производится с помощью специализированных программных средств, с включением документирования обязанностей в общий документооборот Компании.
РЕКОМЕНДАЦИИ
1. При разработке и внедрении СУОТ рекомендуется сформировать соответствующий перечень обязанностей работников, анализируемый ответственным за внедрение СУОТ, назначенным руководителем Компании.
2. Для обеспечения результативного исполнения обязанностей рекомендуется планировать необходимые ресурсы, включая обучение обязанностям, наделение работника соответствующими полномочиями.
3. Для обеспечения результативности функционирования СУОТ содержание и объем обязанностей, возлагаемых на одного работника, не должен вбирать в себя большое число разнонаправленных заданий и функций. Критерием, для установления допустимого объема (перечня) обязанностей в области охраны труда конкретному работнику, может служить оценка рабочего времени, необходимого для выполнения работником своих обязанностей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
[1] Типовое положение о системе управления охраной труда (утв. приказом Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н).
[2] ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007 Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования.
[3] ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009 Менеджмент риска. Термины и определения. Risk management. Terms and definitions.
[4] Руководство по системам управления охраной труда. МОТ—СУОТ 2001 / ILO-OSH 2001. Guide on occupational safety and health management systems. Женева: Международное бюро труда, 2003.
[5] ГОСТ 12.0.230-2007 ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования.
[6] ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Quality management systems. Fundamentals and vocabulary.
[7] Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации. Приложение к Постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 8 февраля 2000 г. № 14.
[8] ISO/DIS 45001:2016 Системы менеджмента охраны здоровья и безопасности труда
― Требования и рекомендации по применению.
[9] Мотивация персонала. Ключевой фактор менеджмента. Под ред. Йосио Кондо. Пер. с англ. Е.П. Марковой /Научное редактирование В.А. Лапидус, М.Е. Серов.
― Нижний Новгород, СМЦ «Приоритет», 2002. ― 206 с.
[10] Директива Совета от 12 июня 1989 г. «О введении мер, содействующих улучшениям в области безопасности и здоровья работников на работе (89/391/ЕСС). Совет Европейских Сообществ».
[11] Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29.
Авторы публикации:
Сергей Вихров,
Виктор Иванов
АО «Клинский институт охраны и условий труда»
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК:
По материалам публикации:
Вихров С.В., Иванов В.В. «Распределение и коррекция обязанностей при функционировании СУОТ» // «Охрана труда и социальное страхование», № 4, 2017.
БЕСПЛАТНАЯ ПОДПИСКА НА ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ОБЗОР
КЛИНСКОГО ИНСТИТУТА ОХРАНЫ И УСЛОВИЙ ТРУДА
Отборная и актуальная информация на электронной почту
Все публикации