Руководство палат парламента

Страница 2 из 5

§ 2. Структура парламентов

Палаты парламента

Для буржуазных парламентов в период их возникновения была характерна двухпалатная структура. В унитарных государствах она отразила прежде всего компромисс между стремящейся к вла­сти буржуазией и дворянством. При этом нижние палаты форми­ровались путем прямых выборов. Представительным нижним па­латам противостояли верхние, назначаемые главой государства, либо формировавшиеся по наследственному признаку, либо об­разованные тем и другим путем. По такому принципу до сих пор формируется Палата лордов Великобритании, состоящая из на­следственных пэров, духовных пэров (архиепископов и некоторых епископов), высших судей и пожизненных пэров, которым этот титул пожалован монархом.

После второй мировой войны от двухпалатной системы отка­зались ряд европейских стран (например, Дания и Швеция), не­которые страны Азии и Африки с унитарной формой государ­ственного устройства. Объясняется это тем, что верхняя палата призвана выступать как средство сдерживания демократических тенденций, проявляющихся в нижней палате. Это отмечают мно­гие государствоведы, признавая, что если верхняя палата пере­стает играть такую роль и становится аналогичной по своему со­ставу нижней палате, то она превращается в бесполезный дубли­кат последней. В то же время наблюдается и обратная тенденция. •Так, в некоторых странах Восточной Европы (Польша, Румыния) в результате проведенной там перестройки государственных ин­ститутов восстановлена двухпалатная система. Но все же следует признать, что такая структура парламентов более обоснованна для федераций, где верхняя палата представляет интересы субъек­тов федерации.

Срок полномочий нижней палаты каждого созыва колеблется от двух до семи лет. Так, в США Палата представителей избирает­ся на два года, Бундестаг ФРГ и Палата представителей Японии — на четыре года, Национальное собрание Франции — на пять лет, Палата представителей Ирландии — на семь лет. Вторая палата, если она не является назначаемой, как правило, избирается на более длительный срок, чем первая. При этом в одних странах она обновляется целиком, а в других — по частям. Например, Сенат США обновляется каждые два года на одну треть. Консервативнос­ти верхних палат способствует более высокий возрастной ценз, ус­тановленный для их членов. Иногда он составляет 30—40 лет.

Чаще всего верхние палаты образуются путем косвенных или двухстепенных выборов (Австрия, Франция, Нидерланды). В не­которых странах они избираются непосредственно населением (США, Япония, Италия), в ряде государств применяется смешан­ная система, при которой сочетаются элементы выборности, на­значения и наследственности (Бельгия, Ирландия). Используются и другие методы формирования верхней палаты. Так, в ФРГ Бун­десрат состоит из членов правительств земель. Поэтому партии, не участвующие в правительствах земель, не могут получить места в Бундесрате. Даже в пределах одной страны порядок выборов членов верхней палаты может быть различен. В Швейцарии, на­пример, члены Совета кантонов выбираются в одних кантонах непосредственно населением, в других — кантональными парла­ментами.

В тех странах, где допускается досрочный роспуск парла­мента, досрочно могут распускаться только нижние палаты.

Следует отметить также парламенты с особой структурой. Это относится к Стортингу Норвегии. Сначала он избирается целиком, затем 1/4 из его состава выбирается в верхнюю часть — Лагтинг, остальные же депутаты составляют нижнюю часть — Одельстинг. При этом соотношение политических сил в обеих частях одинако­во. Все вопросы, кроме принятия законопроектов, решаются пар­ламентом в целом. Постоянные комиссии являются общими для всего парламента. Поэтому Стортинг нельзя безоговорочно отнес­ти к двухпалатному парламенту. До недавнего времени такую же структуру имел Альтинг Исландии. В настоящее время он являет­ся однопалатным органом.

Партийные фракции парламента (палат)

В большинстве парламентов после их созыва создаются партийные фракции (группы). В современный период в ряде но­вых конституций, и особенно в регламентах парламентов (палат), получили закрепление порядок формирования и права парламен­тских фракций.

Во многих регламентах установлено минимальное число де­путатов, которые вправе образовывать фракцию. Так, во Фран­ции оно составляет 30 членов в Национальном собрании и 14 — в Сенате, в Бундестаге ФРГ — 15 депутатов, в Бразилии — 1/10 всех членов Палаты депутатов. В результате введения такого ми­нимума небольшие по численности группы депутатов лишаются возможности активно влиять на различные стороны парламентс­кой деятельности, участвовать в формировании внутрипарламент-ских органов. Установление подобных минимумов принято оправ­дывать необходимостью усиления работоспособности парламента.

Партийные фракции занимают важное место в парламентс­ком механизме. По согласованию с лидерами фракций подбирают­ся кандидатуры в руководящие органы парламента и его палат, подготавливаются списки председателей и членов постоянных и временных комиссий и других органов парламента. Все эти органы образуются обычно на основе пропорционального представитель­ства от парламентских фракций.

Фракции оказывают большое влияние на работу представи­тельного органа — выработку повестки дня пленарных заседа­ний, направление прений, голосование, использование различ­ных форм контроля за исполнительной властью. На уровне фрак­ций ведутся переговоры об образовании правительства. Но значение фракций выходит за рамки чисто парламентской деятельности, поскольку они активно влияют на формирование руководящих органов своих партий и на проводимую ими политику.

В различных странах и партиях фракции создаются по-раз­ному. Как правило, проводится общее собрание депутатской группы (кокус, конференция), задачей которого является выработка еди­ной политики, решение организационных вопросов. Крупные фрак­ции могут делиться на группы, секции. Фракцией обычно руково­дит правление, комитет, в который входят лидеры партии, пар­ламентские организаторы («кнуты»), секретари. Практически в руках лидеров сосредоточены основные полномочия фракции, рядовые же депутаты («заднескамеечники») существенного влия­ния на ее работу не оказывают.

Руководящие органы парламента

Ведущую роль в деятельности парламента играет его руково­дящий орган. В странах с двухпалатной системой каждая палата формирует свой руководящий орган.

Руководство парламента (палат) осуществляется либо едино­лично председателем (спикером), либо коллегиальным органом (президиумом, бюро, комитетом, конференцией). Председатель нижней палаты, вице-председатели, секретари либо коллегиаль­ные руководящие органы образуются самой палатой. Но в некото­рых странах имеются свои особенности. Так, в Нидерландах пред­седатель нижней палаты формально назначается монархом из числа трех предложенных палатой кандидатур. Но в некоторых разви­вающихся странах председателем парламента выступает глава го­сударства.

Пост председателя верхней палаты замещается по-разному. В одних странах он избирается самой палатой (Франция, Италия, Япония). В некоторых президентских республиках, в том числе в США, председателем верхней палаты по должности становится Вице-президент. В Великобритании Палатой лордов руководит лорд-канцлер — представитель исполнительной власти. В Канаде Спикер Сената назначается актом генерал-губернатора по реко­мендации Премьер-министра.

Компетенция руководящего органа распространяется на все аспекты парламентской деятельности. Председатель представляет парламент во взаимоотношениях с другими органами, обладает дисциплинарной властью. По договоренности с вице-председателем или советом председателей (там, где таковой есть) он определяет повестку дня заседаний, обеспечивает первоочередное рассмотре­ние вопросов, внесенных правительством, руководит прениями, устанавливает на основе регламента процедуру обсуждения вопро­сов и порядок голосования, координирует работу парламентских органов, ведает парламентским бюджетом и внутренней полицией.

Большие права в области процедуры дают председателю воз­можность активно влиять на решения парламента. В его распоря­жении имеются различные средства ограничения инициативы не­угодных правящим партиям депутатов, он может не дать согласия на внесение депутатских запросов правительству или его отдель­ным членам, сократить время выступления, лишить слова на осно­вании «неуважения к собранию», а в отдельных случаях запретить депутату участвовать в заседаниях на определенный срок.

В некоторых странах председатель палаты (парламента) при­знается фигурой внепартийной. Исходя из этого он не вправе вы­ступать по существу обсуждаемых вопросов и участвовать в голо­совании, что не лишает его, однако, дискреционных прав. Но чтобы сохранить соотношение партийных сил в парламенте, его депутатские функции осуществляет лицо, которое является его заместителем как депутата. Такой порядок установлен, например, в Скандинавских странах.

По сложившейся традиции Спикер Палаты общин Велико­британии также должен находиться в стороне от бывших коллег по партии или каких-либо группировок, обязан воздерживаться от высказывания своих позиций по обсуждаемым вопросам, за­щищать права меньшинств в Палате. На Спикера возлагается за­дача регулирования разногласий между фракциями правящей и оппозиционных партий. Но в отличие от руководителей парламен­тов Скандинавских стран Спикер Палаты общин продолжает ос­таваться депутатом, выполняя часть своих депутатских функций: работает с избирателями, письмами граждан и даже в исключи­тельных случаях может голосовать, например, если голоса «за» и «против» законопроекта разделились поровну.

Парламентские комиссии (комитеты)

Важной составной частью парламентов являются их комис­сии (комитеты). Они образуются либо на весь срок парламентских полномочий, либо на каждой сессии. Почти во всех двухпалатных парламентах свои комиссии создает каждая палата, хотя могут образовываться и объединенные комиссии. Наиболее распростра­ненная среди последних — согласительная комиссия, задачей ко­торой является выработка согласованных решений при возникно­вении разногласий между палатами по тому или иному вопросу. Постоянные комиссии имеются во всех парламентах, но помимо этого в некоторых могут создаваться и временные комиссии для рассмотрения конкретного законопроекта или иного вопроса либо для подготовки сложных вопросов, относящихся к ведению не­скольких комиссий (смешанные).

Состав комиссий (а соответственно и их председателей), как правило, пропорционален численности парламентских фракций. За­седания комиссий в большинстве стран проходят за закрытыми дверями, отчеты о них не печатаются и, следовательно, деятель­ность их не подвержена контролю со стороны общественности. Депутаты, не являющиеся членами этих комиссий, могут присут­ствовать на заседаниях либо по специальному разрешению руко­водства, либо если обсуждается внесенный ими вопрос. Правда, в некоторых странах (США, Великобритания) стали допускаться открытые заседания парламентских комиссий.

В то же время комиссии вправе приглашать на свои заседа­ния в качестве экспертов государственных чиновников и других лиц, в том числе представителей делового мира, что дает им возможность оказывать давление на членов комиссий без опасе­ния оказаться под огнем критики со стороны общественности и средств массовой информации. В комиссиях легче провести обра­ботку депутатов группами давления, а также достичь межпар­тийных компромиссов. Именно поэтому деловое обсуждение воп­росов проходит в постоянных комиссиях парламентов, а не на их пленарных заседаниях. Члены комиссии обязаны сохранять в тай­не сведения, полученные ими во время работы в ней, если пра­вительство объявляет их не подлежащими разглашению.

По существу постоянные комиссии являются не вспомога­тельными органами парламента, а органами, которые присвоили себе ряд парламентских полномочий. Их роль неодинакова в раз­личных странах, не все они обладают правом законодательной инициативы, правом контроля за правительством и администра­тивным аппаратом. Однако во всех парламентах постоянные ко­миссии предварительно рассматривают внесенные в парламент законопроекты, хотя в регламентах некоторых парламентов такая процедура признается необязательной. Выполняя эту функцию, постоянные комиссии могут существенно влиять на судьбу и на содержание указанных проектов. В некоторых странах, например в Италии и Испании, парламент на основании конституции и рег­ламента может предоставлять им право не только рассматривать, но даже утверждать те или иные законопроекты.

Палата общин Великобритании для рассмотрения наиболее важных вопросов, которые не передаются в постоянные комис­сии, преобразуется в комитет всей Палаты, не связанный строги­ми процедурными правилами, характерными для работы Палаты. До недавнего времени она преобразовывалась при рассмотрении бюджета в комитет по ассигнованиям и комитет путей и средств. Но теперь для обсуждения бюджета создан специальный комитет по государственным расходам.

В тех странах, где осуществляется достаточно жесткий пар­ламентский контроль за исполнительной властью, как правило, создается большое число не функциональных, а отраслевых по­стоянных комиссий, которые имеют право знакомиться с доку­ментами соответствующих органов исполнительной власти и свои отчеты по этим вопросам представляют парламенту. В ряде стран организованы специальные постоянные комиссии для контроля за деятельностью правительств, обычно им же предоставлено пра­во ставить перед парламентом вопрос о доверии правительству.

В ряде стран парламенты или палаты вправе создавать след­ственные и ревизионные комиссии, которые носят временный характер и призваны рассматривать конкретные дела. При этом роль таких комиссий может быть весьма различной. Имеется не­мало примеров из парламентской практики, когда их образова­ние было направлено на расследование и придание гласности злоупотреблений со стороны представителей исполнительной вла­сти. К созданию таких комиссий парламенты чаще всего прибега­ли в тех странах, в которых правительство не несет политичес­кой ответственности перед парламентом. В то же время деятель­ность таких комиссий иногда носила явно антидемократический характер. Общеизвестна роль, которую играла, например, комис­сия Палаты представителей Конгресса США по расследованию антиамериканской деятельности. Она выступала нарушителем де­мократических прав и свобод, преследуя граждан за политичес­кие убеждения или просто по доносу. Граждане, признанные этой комиссией «нелояльными» к существующему строю, ограничива­лись в правах, в том числе и в праве на занятие определенных должностей. Нередко результаты работы следственных и ревизи­онных комиссий, если это невыгодно правящим кругам, не выно­сятся на обсуждение парламента.

Иные  органы парламента (палат)

В парламентах создаются и другие органы. В странах, в кото­рых парламент осуществляет контроль за правительством и адми­нистрацией, имеются специальные парламентские органы контро­ля: ревизоры, контролеры, омбудсманы, особые представительства и др. Финансовым ревизорам принадлежит, например, право про­верки счетов и отчетности о расходовании государственных средств.

В ряде стран некоторые полномочия парламента при опреде­ленных обстоятельствах осуществляются более узкими коллегия­ми депутатов. Так, в Испании в палатах парламента создаются депутатские комиссии во главе с председателями палат, которые обеспечивают отправление властных полномочий палат в период между сессиями и в некоторых других случаях. В Швеции в слу­чае войны или непосредственной опасности войны Риксдаг может заменять его военная делегация. Аналогичную роль кризисной си­туации играет общий комитет Бундестага и Бундесрата ФРГ.

Для оказания помощи председателю парламента (палаты) мо­гут создаваться советы старейшин, конференции при председа­теле и т. д. В них кроме председателя парламента входят вице-председатели, представители парламентских фракций, иногда также председатели постоянных комиссий парламента.

В некоторых странах создаются для контроля за исполнитель­ной властью и иные органы. Так, во Франции в 70—80-е гг. были образованы специальные парламентские представительства: по делам Европейских сообществ, по планированию, по демократи­ческим вопросам и др. Они образуются из депутатов обеих палат на основе пропорционального представительства от партийных фракций. Первое из таких представительств получает всю необхо­димую документацию о деятельности институтов Европейского Союза, заслушивает министров, дает правительству свои реко­мендации.

Для организации выборов во внутренние органы парламента (палаты) в некоторых из них создаются специальные комитеты по подготовке выборов на основе пропорционального представи­тельства от партийных фракций. Эти комитеты подготавливают списки членов постоянных и временных комиссий, а также иных органов, и если не возникает возражений среди депутатов, то предложения комитетов одобряются обычно без голосования.

Большую помощь депутатам в их работе и всему парламенту оказывают различные парламентские службы (канцелярии, сек­ретариаты, административные конторы), состоящие из профес­сиональных чиновников и работающие под руководством генераль­ного секретаря парламента. Контроль за их деятельностью осуще­ствляют председатель парламента (палаты) и некоторое число избранных депутатов, образующих бюро или управление.

Некоторые особенности имеет внутренняя структура парламен­тов в странах с монократическими режимами. В них формирование внутрипарламентских органов зависит преимущественно от главы государства либо высших партийных органов. Пост председателя парламента, как правило, занимает один из представителей- руко­водства партии. Иногда он входит в состав руководства по должнос­ти. Специальные контрольные органы за исполнительной властью в таких парламентах обычно не создаются. Деятельность постоянных комиссий носит по существу чисто формальный характер, так как они лишь одобряют предложения партийного руководства.

По структуре
парламенты обычно делятся на: однопалатные
и двухпалатные.

Определенные
особенности имеет структура парламентов
англо-саксонской
правовой семьи
,
в Британии и других государствах,
воспринявших ее конституционную модель,
считается, что парламент представляется
собой триединое учреждение, в которое
входит 2
палаты и глава государства.

В большинстве
государств в настоящее время действуют
2х-палатные парламенты, в обоснование
2х-палатности (бикамерализма) обычно
приводят довод о сдерживании верхней
палатой более радикальных решений,
принимаемых нижней палатой.

В настоящее время
реально бикамерализм является системой
сдержек и противовесов

внутри парламента, при которой единая
воля парламента распадается на 2
компонента, которые противопоставляются
друг другу.

Наиболее плодотворно
это во Франции.

В федеративных
государствах бикамерализм имеет другое
предназначение, а именно верхняя палата
служит представительным органом субъекта
федерации.

В 2х-палатных
парламентах различают системы:

— слабой верней
палаты;

— сильной верхней
палаты.

Это разделение
происходит в соответствие с разделение
полномочий палат в законодательном
процессе.

Верхняя палата
считается слабой, если она может лишь
отсрочить принятие какого-либо закона
нижней палаты, но не может воспрепятствовать
ему (GB).

Сильная верхняя
палата характеризуется тем, что без ее
согласия никакой закон не может быть
принят (Сенат в Конгрессе США).

Иногда встречаются
смешанные варианты, когда Конституция
разграничивает вопросы, по которым
верхняя палата может воспрепятствовать
принятию закона, а по которым может лишь
отсрочить.

В целом можно
сказать, что чем менее демократичен
порядок формирования верхних палат,
тем они слабее.

Порядок формирования
палат различен.

Депутаты нижней палаты или однопалатного
парламента избираются на всеобщих
прямых выборах, как правило, на 4-5 лет.
Минимальный срок – 2 года, на который
избирается палата представителей в
Конгрессе США, наибольший – 9 лет, нижняя
палата Парламента Аргентины.

Верхние палаты
формируются более разнообразными
способами:

— назначение всего
состава верхней палаты главой государства
на определенный срок или бессрочно
(Таиланд, Иордания, Малайзия, Канада);

— всеобщие прямые
выборы с более высокими избирательными
цензами пассивного избирательного
права, чем при выборах в нижнюю палату
(США, Италия, Япония);

— косвенный выборы
представительными органами субъектов
федерации или административно-территориальных
единиц унитарного государства (Франция,
Бельгия, Испания);

— назначение членов
верхней палаты Правительствами субъектов
федерации (германия);

— занятие поста
члена верхней палата по должности “ex
oficio”
(духовные лорды в палате Лордов в
Парламенте GB);

— кооптация (часть
членов верхней палаты избирается, а
другая часть назначается этими избранными
членами – Бельгия).

В Норвегии парламент
формируется так, что сначала выборы, а
потом на первом собрании из 150 членов
избирают верхнюю из 38.

При формировании
верхних палат, а иногда также и нижних,
может применяться механизм резервирования
мандатов, при котором некоторое, как
правило, небольшое число мандатов (до
10) передается для замещения представителями
определенных социальных групп (для
женщин в парламенте Египта и Бангладеш,
для индуистов в парламенте Пакистана,
для представителей армии – в Китае, для
ассирийцев в парламенте Ирана и т.д.).

В федеративных
государствах верхняя палата является
представительным органом субъекта
федерации, при этом представительство
в субъектах может осуществляться на
паритетной, пропорциональной или на
смешанной основе.

При представительстве
на паритетной основе от каждого субъекта
федерации замещается одинаковое число
мандатов (в Сенат Конгресса США по 2
сенатора от каждого штата).

При представительстве
на пропорциональной основе – зависит
от числа проживающих в данном субъекте
граждан (в Сенате Генеральных Кортесов
Испании автономии Испании, а именно
каждая автономия назначает по одному
сенатору и еще по одному на каждый
миллион жителей).

При представительстве
на смешанной основе часть членов верхней
палаты назначается на паритетной основе,
а от особо крупных субъектов федерации
назначается дополнительное число членов
пропорционально численности населения
этих субъектов (в Германии каждая земля
имеет в бундесрате не менее 3х мандатов,
при численности населения свыше 2х
миллионов земля получает 4 мандата, если
свыше 6 миллионов – 5 мандатов, свыше 7
миллионов – 6 мандатов).

При формировании
верхней палаты путем прямых или косвенных
выборов, либо по кооптации, срок полномочий
членов верхней палаты, как правило, боле
длительный, чем у депутатов нижней
палаты, при этом зачастую применяется
принцип ротации, т.е. обновления состава
палаты по частям. Во Франции сенаторы
избираются на 9 лет, но через каждые 3
года происходят перевыборы 1/3 Сената.

Внутренняя
организация палат парламента.

Руководство
палат Парламента;

Парламенты обычно
возглавляются их председателями.
В 2х-палатном парламенте единого
председателя не существует, при совместном
заседании палат ими обычно руководит
председатель верхней палаты.

Председатель
палаты избирается палатой из своего
состава, либо занимает эту должность
“ex
officio”
(председатель Сената Конгресса США –
вице-президент), либо назначается извне
(в Нидерландах в нижней палате председатель
назначается королем), либо должность
председателя замещается членами палаты
поочередно в порядке ротации (в верхней
палате Австрии).

Председатель, как
правило, занимает эту должность на
протяжении всего срока полномочий
палаты.

По объему
компетенции выделяются

«сильные» и «слабые» председатели
палат.

Сильные
председатели имеют обширные процедурные,
организационные и административные
полномочия (они активно руководят
заседаниями палаты, определяют порядок
и сроки обсуждения вопросов, способы
голосования в палате, избирают ту или
иную процедуру прохождения законопроектов,
отбирают поправки, которые будут
обсуждаться в палате, налагают меры
дисциплинарной ответственности на
депутатов, самостоятельно толкуют
процедурные правила и т.д.). Голос сильного
председателя является решающим при
разделении голосов депутатов поровну.
В административной сфере сильный
председатель назначает и увольняет
служащих аппарата палаты.

Слабые
председатели осуществляют только общее
представительство палаты, они обладают
незначительными процедурными полномочиями,
а именно, предоставляют слово на
заседаниях палат, оглашают результаты
голосования, объявляют о переходе от
одной процедуры к другой.

Помимо председателя
в разных парламентах могут избираться
такие должностные лица как:

заместитель председателя палаты,
секретари палаты, квесторы. Секретари
палаты, как правило, регулируют
документооборот в парламенте. В
обязанности квесторов входит поддержание
порядка в здании заседания палаты и
т.д.

В некоторых
парламентах председатель парламента,
заместители, секретари и другие
должностные лица образуют особый
коллегиальный орган – бюро палаты.

К полномочиям бюро
палаты относится решение отдельных
организационных вопросов. Например, о
дате заседаний палаты, о повестке дня,
о разработке бюджета палаты и т.д.

Комитетская
структура палат Парламента;

Все члены палаты
парламента распределяются между
комитетами или комиссиями палаты. Они
образуются для содействия палате в
осуществлении ее полномочий и занимаются
предварительным рассмотрением
законопроектов, изучением отдельных
вопросов, для последующего предоставления
информации палате, согласованием позиций
между палатами и т.д.

А комитеты играют
исключительно важную роль в деятельности
парламента, т.к. принимаемые ими решения,
зачастую предопределяют те решения,
которые будут приняты палатой.

Комитеты палаты
делятся на:

— постоянные;

— временные.

Постоянные
комитеты образуются на срок полномочий
и в свою очередь подразделяются:

— на универсальные

— и специализированные.

Специализированные
имеют отраслевые назначения, через них
проходят законопроекты относящиеся к
соответствующим отраслям. Универсальные
комитеты не имеют заранее заданной
сферы ведения, а занимаются любыми
вопросами по решению палаты или ее
председателя, такие комитеты не имеют
собственных названий и обозначаются
буквами алфавита.

Наряду с полномочиями
по содействию палаты, комитеты парламентов
отдельных государств обладают и более
значительными полномочиями. А именно,
правом законодательной инициативы,
правом непосредственного контроля за
министерствами и ведомствами, правом
утверждать законопроекты вместо палаты
по ее поручению, правом издавать временные
законодательные акты в промежутках
между сессиями парламента.

Временные комитеты
создаются для выполнения какой-то
определенной
задачи
, после
чего распускаются (следственные комитеты,
специальные комитеты и т.д.).

В странах
англо-саксонской правовой семьи
выделяется такая разновидность комитетов,
как комитет
всей палаты.

Он образуется из всего состава депутатов,
когда палата принимает решение о
преобразовании себя в комитет. В этом
случае обсуждение вопросов продолжается
по процедурным правилам, принятым для
комитетов, обычно более простым, чем
для заседания палаты, и под руководством
не председателя палаты, а особого
председателя комитета. Данная процедура
представляет собой юридическую фикцию
и применяется в 2 случаях:

во-первых, для ускорения законодательного
процесса, когда рассматриваются
законопроекты, не вызывающие особых
возражений; и во-вторых, когда законопроект
настолько важен, что его не передают в
один из постоянных комитетов, а обсуждают
всем составом палаты.

В 2х-палатных
парламентах образуются объединенные
комитеты палат
,
создаваемые ими на паритетной основе.
Они также бывают постоянными для
согласования позиций палат в каких-либо
сферах (бюджета, налогов) и временными,
например, согласительные комитеты,
образуемые при разногласиях палат по
конкретным законопроектам.

Комитеты возглавляются
их председателями, наиболее важным
является вопрос о партийной принадлежности
председателя комитета. Этот вопрос в
различных государствах решается двояко,
либо все должности председателей
комитетов замещаются сторонниками
фракций большинства (США), либо эти
должности распределяются фракциями
между собой, пропорционально их
численности (Германия)

Партийная
структура палат Парламента.

На основе своей
партийной принадлежности депутаты
объединяются во фракции.

Роль фракции в
деятельности парламента исключительно
велика, практически все свои инициативы
депутат может реализовать только с
помощью фракции, членом которой он
является, именно от фракции зависит
поддержка тех или иных законопроектов,
будут ли они обсуждаться. Между фракциями
распределяются посты председателей
комитетов, фракции участвуют в формировании
повестки дня, между фракции распределяется
время на выступление в дебатах, в
отдельных парламентах даже голосование
в палате проходит по фракциям.

По степени
связанности между фракциями выделяются
2 модели
взаимоотношений внутри фракции:

— британская;

— американская.

Для британской
модели характерно жестко и жесткое
подчинение депутатов партийной
дисциплине, практически любые инициативы
члена фракции должны быть одобрены
фракцией в целом. Обсуждение вопросов
в парламенте происходит почти исключительно
по фракционному принципу, т.е. все время
которое выделяется на обсуждение,
делиться между фракции пропорционально
их численности.

Американской
модели присуща меньшая связанность
членов парламента партийной дисциплине,
их отношения к законопроектам не всегда
предопределяется их партийной
принадлежностью. Здесь больше
распространено свободное обсуждение,
депутат обладает большей свободой при
выдвижении инициатив.

Как при той, так и
при другой модели при нарушении партийной
дисциплины депутат может быть исключен
из фракции, что влечет для него утрату
его влияния, иногда снятие с соответствующих
должностей в руководстве фракции, а
также прекращение партийной поддержки,
прекращение финансовой поддержки при
переизбрании на следующих выборах.

Для создания
фракции регламенты палат, обычно требуют
определенный минимум числа депутатов.
В отдельных парламентах существует
дополнительное требование в виде
регистрации фракции.

Организационно
фракции обычно делится на лидера фракции,
политический комитет, который вырабатывает
политику фракции при голосовании, общее
собрание членов фракции.

В странах
англо-саксонской правовой семьи во
фракциях существуют особые лица, «кнуты»
— они служат основным связующим звеном
между лидерами фракций и рядовыми
членами. В задачу «кнутов» входит
практическое воплощение политики
руководства фракции, они обеспечивают
максимальное присутствие членов своей
фракции в палате с момента решающих
голосований, изучают настроение членов
фракции, оказывают давление на тех
представителей фракции, которые
собираются голосовать в разрез с мнением
руководства или колеблются.

Для согласовании
позиций фракции по процедурным и
организационным вопросам во многих
палатах образуется орган, объединяющий
лидеров фракций.

Прекращение
полномочий палат парламента.

Парламент прекращает
свои полномочия по
истечении срока

полномочий, после того, как парламент
нового созыва приступит к работе или
принесет присягу.

По общему правилу
лишь немногие
парламенты могут продлевать срок

своих полномочий в исключительных
случаях (GB,
Финляндии в случае войны).

При парламентских
или смешанных формах правления
однопалатный парламент или нижняя
палата могут быть досрочно распущены,
в случае, когда распускаются обе палаты
– исключителен (Италия).

Правом роспуска
обладает глава государства.

Если в дуалистических
монархиях или полупрезидентских
республиках глава государства действует
по своему усмотрению, то в парламентских
монархиях и республиках – по указанию
правительства.

Роспуск палаты
может быть осуществлен в одних государствах
свободно (Франция), или только по
определенным основаниям.

К числу оснований
роспуска обычно относится:

— выражение недоверия
правительству или отказ в доверии;

— неспособность
палаты сформировать правительство в
определенный период;

-неспособность
проводить заседания или принимать
решения в течение определенного периода
(при отсутствие кворума или когда часть
депутатов утраивает «обструкцию», не
посещая заседания палаты);

— непринятие
государственного бюджета на протяжении
определенного срока.

В целом, роспуск
не является формой ответственности
парламента, он служит целям разрешения
политической конфликта между главой
государства и парламентом и т.д.

Зачастую роспуск
палаты ограничен рядом условий:

— запрет на роспуск
в течение определенного срока до
окончания срока полномочий палаты и
непосредственно после ее избрания;

— запрет на роспуск
в течение определенного срока до
окончания срока полномочий главы
государства;

— в период
чрезвычайного, военного или иного
исключительного положения, и в течение
определенного времени после их
прекращения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #

    13.02.2015484.86 Кб2КП.doc

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Для более эффективного управления государством используется достаточно четкая система иерархии. Во главе правительства в Российской Федерации находится президент. Так как формой правления государства является президентско-парламентская республика, то немаловажную роль в управлении страной является парламент.

Содержание

  • 1 Что это
  • 2 Структура
    • 2.1 Государственная Дума
    • 2.2 Совет Федерации
    • 2.3 Нижняя палата
    • 2.4 Верхняя палата
  • 3 Функции
  • 4 Полномочия
  • 5 Срок полномочий

Что это

В России система власти состоит из трех ветвей, каждая из которых обладает определенными задачами и функциями:

  • Законодательная – занимается всеми вопросами, связанными законами, а также контролирует исполнительную ветвь.
  • Исполнительная – контролирует подчинения законодательным актам.
  • Судебная – контролируют работу судов разного уровня.

В федерациях законодательная власть представлена парламентом. В России данный орган носит название Федеральное собрание (ФС). Он набирается из представителей от народа и состоит из группы граждан.

Структура

Федеральное собрание – парламент в Российской Федерации, при этом обе его части (верхняя, нижняя палата) ведут свою деятельность отдельно друг от друга. Данная процедура прописана в главном законодательном документе – Конституции. Общий сбор производится только при одной ситуации, которая также прописана в законе – при выступлении главы государства.

Аналогичная процедура производится в момент, когда только что избранный президент дает присягу. Во всех остальных случаях деятельность ведется раздельно, возможен только контроль со стороны верхней палаты за работой нижней.

Государственная Дума

Нижняя палата парламента называется Государственная Дума. В ее состав входит 450 человек. Каждый депутат избирается путем тайного голосования на общероссийских выборах. Проводятся они каждые пять лет сразу во всех субъектах Российской Федерации. В голосовании можно участвовать можно как лично, так и дистанционно (нововведение появилось в 2021 году).

Совет Федерации

Верхняя палата парламента носит название Совет Федерации. В ее составе находится 170 человек. Такое количество получается исходя из формата набора – от каждого региона Российской Федерации в состав СФ входит по два человека. Один из них представляет исполнительный орган власти, а второй – представительный.

Нижняя палата

В Конституции Российской Федерации четко прописаны правила, по которым граждане получаются возможность избираться в Госдуму. Гражданину РФ должен исполниться двадцать один год. Важный фактор – иметь возможность избираться. Она отсутствует у людей, имеющих иностранный вид на жительство или гражданство другого государства. Участие в выборах является свободным правом гражданина.

Участие в деятельности Госдумы является официальной работой. По этой причине у депутатов отсутствует возможность заниматься бизнесом или устроиться в любую организацию. Все декларации о доходах находятся в свободному доступе, отчеты сдаются ежегодно как о доходах депутата, так и его близких родственников.

Верхняя палата

Получить статус сенатора и войти в состав Совета федерации может гражданин с российским паспортом в возрасте не менее тридцати лет. Важные факторы – отсутствие ВНЖ или гражданства другого государства, а также наличие постоянной регистрации. Человек, отвечающий данным условиям, может заседать только в одной из палат парламента. Статус сенатора может также присуждаться главой государства (лимит – 30 человек) и президенту, сложившему полномочия.

Функции

Функции федерального собрания делятся на две части, у нижней и верхней палат парламента имеются свои цели и задачи.

Депутаты Государственной Думы занимаются разработкой и принятием федеральных законов, а также контроль за работой правительства РФ. Они же занимаются подтверждением кандидатур на посты председателя правительства и его заместителей, а также министров федерального уровня. Депутаты имеют право назначить и снять с должности главу ЦБ, зампредседателя счетной палаты. В нижней палате принимаются решении о проведении амнистии и взаимодействия со аналогичными структурами иностранных государств.

Одна из важнейших задач совета федерации – контроль за работой нижней палаты парламента. Именно сенаторы принимают решение об одобрении или отказе в приеме новых законодательных актов, только после их решения бумаги отправляются на стол главы государства. Также в перечень функций входят:

  • Возможные изменения внутренних границ регионов РФ.
  • Подтверждение или отказа о введении военного или чрезвычайного положения.
  • Контроль вопросов об использовании военнослужащих за пределами государственных страниц.
  • Выбор времени проведения выборов.

Глава государства может увеличить объем решаемых задач, добавив деятельность по выбору председателя верховного или конституционного суда и их заместителей. Нередко сенаторы консультируют президента касательно назначения людей на должность министров в федеральных структурах.

Полномочия

Парламент Российской Федерации является структурой, имеющей полное право контролировать деятельно главы государства и правительства. Для этого разработаны определенны инструкции, касающиеся:

  • Снятия главы государства с его должности.
  • Контроль за тратами, осуществляемыми из федерального бюджета.
  • Объявление «вотума недоверия», направленного в сторону правительства.

Процедура лишения президента его должности может начаться только при наличии серьезных оснований. Одним из таких является совершение особо тяжкого преступления, примером является государственная измена. Обвинение выдвигаются представители нижней палаты парламента, а разбирательством занимается два самых главных суда страны – конституционный и верховный. Первый проверяет правильно подачи заявления, а второй – определяет виновность.

Затем депутаты выдвигают обвинение, а сенаторы – поддерживают его и выдвигают на голосование данное решение. Принято оно может быть только в случае, если треть представителей каждой палат поддержание выдвижения обвинения, а две трети проголосовали «за». Затем парламент в течение трех месяцев назначают внеочередные выборы.

Для контроля за исполнением федерального бюджета производятся:

  • Проверка объективности закладывания определенной суммы на календарный год.
  • Контроль за тратами путем заслушивания отчетов о проводимых тратах.

«Вотум недоверия» – явное и принципиальное несогласие со стороны депутатов в сторону правительства из-за вынесенного решения по любому важному вопросу. В таком случае заканчивается совместное взаимодействие. Данное решение может быть принято только после голосования, причем ответ «за» должно дать более половины всех представителей.

В случае положительного решения дальнейшие действия определяются главой государства. Всего возможно два варианта:

  • При согласии с парламентом правительство Российской Федерации вместе с его главой отправляется в отставку.
  • При несогласии с парламентом в «опалу» попадается именно госдума, а затем назначают внеочередные выборы. Происходит это только в том случае, если в течение трёх месяцев после выражения несогласия депутаты не пересмотрели свое решение.

Срок полномочий

В Конституции указан срок, в течение которого депутаты могут занимать свою должность. Выборы производятся каждые пять лет, при этом возможно переизбрание. Состав верхней палаты парламента не имеет срока полномочий.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Художественное развитие алексея толстого шло под руководством дяди псевдоним которого
  • Метронидазол инструкция по применению цена таблетки 500 мг взрослым отзывы
  • Инструкция по охране труда для водителя крана автомобильного
  • Как собрать кальян инструкция с фото для начинающих по шагово
  • Электронный конкурс по 44 фз пошаговая инструкция для заказчика 2022