Руководство пенсионным фондом осуществляется ответ

КонсультантПлюс: примечание.

Ст. 6 вступает в силу с 01.01.2023.

1. Председатель Фонда является постоянно действующим единоличным органом управления Фонда и осуществляет текущее руководство деятельностью Фонда.

2. Председатель Фонда назначается на должность и освобождается от должности Правительством Российской Федерации по представлению руководителя уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

3. Председатель Фонда имеет первого заместителя и заместителей. Заместители председателя Фонда назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством Российской Федерации по представлению руководителя уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

4. Условия оплаты труда председателя Фонда определяются указом Президента Российской Федерации.

5. Соотношение размеров среднемесячной заработной платы председателя Фонда и среднемесячной заработной платы работников Фонда не может превышать предельный уровень соотношения размеров среднемесячной заработной платы председателя Фонда и среднемесячной заработной платы работников Фонда, определенный Правительством Российской Федерации.

6. Председатель Фонда:

1) действует от имени Фонда и представляет без доверенности интересы Фонда в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, российскими и иностранными организациями, международными организациями;

2) издает в пределах своей компетенции приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Фонда, территориальных органов Фонда, обособленных подразделений Фонда и подведомственных Фонду учреждений — приказы, положения, инструкции, обязательные для исполнения;

3) возглавляет правление Фонда;

4) распределяет обязанности между своими заместителями и руководителями структурных подразделений Фонда, делегирует им отдельные полномочия;

5) утверждает организационную структуру, штатное расписание центрального аппарата Фонда, контрольно-ревизионной комиссии Фонда, территориальных органов Фонда, обособленных подразделений Фонда, а также подведомственных Фонду учреждений;

6) формирует фонд оплаты труда работников центрального аппарата Фонда, контрольно-ревизионной комиссии Фонда, территориальных органов Фонда, обособленных подразделений Фонда, а также подведомственных Фонду учреждений;

7) в соответствии со схемой размещения территориальных органов Фонда и обособленных подразделений Фонда принимает по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решение о создании, реорганизации, ликвидации территориальных органов Фонда и обособленных подразделений Фонда;

8) утверждает положение о контрольно-ревизионной комиссии Фонда, положения о территориальных органах Фонда, положения об обособленных подразделениях Фонда и уставы подведомственных Фонду учреждений;

9) определяет квалификационные требования к кандидатам на должности руководителей структурных подразделений центрального аппарата Фонда, руководителя контрольно-ревизионной комиссии Фонда, утверждает правила внутреннего трудового распорядка Фонда, права и обязанности работников центрального аппарата Фонда, контрольно-ревизионной комиссии Фонда, территориальных органов Фонда и обособленных подразделений Фонда;

10) вносит в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти предложения о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей председателя Фонда;

11) вносит в Правительство Российской Федерации согласованные с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти предложения о составе правления Фонда;

12) назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Фонда и контрольно-ревизионной комиссии Фонда;

13) по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти назначает на должность и освобождает от должности руководителей территориальных органов Фонда с учетом мнения высших должностных лиц субъектов Российской Федерации;

14) назначает на должность и освобождает от должности заместителей руководителей и главных бухгалтеров территориальных органов Фонда, руководителей и заместителей руководителей обособленных подразделений Фонда, заместителей руководителей и главных бухгалтеров подведомственных Фонду учреждений;

15) по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти назначает на должность и освобождает от должности руководителей подведомственных Фонду учреждений (за исключением реабилитационных центров Фонда);

16) по согласованию с Правительством Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности руководителей реабилитационных центров Фонда;

17) заключает, изменяет и расторгает трудовые договоры с работниками центрального аппарата Фонда, контрольно-ревизионной комиссии Фонда, руководителями территориальных органов Фонда, обособленных подразделений Фонда и подведомственных Фонду учреждений в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;

18) создает при Фонде координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;

19) выдает доверенности, открывает расчетные и иные счета Фонда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

20) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и принимает решения по иным вопросам, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции правления Фонда.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2022 г. N 2406

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ПРАВЛЕНИИ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о правлении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2023 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН

1. Правление Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации является его коллегиальным органом управления (далее соответственно — правление, Фонд).

2. В своей деятельности правление руководствуется Федеральным законом «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации», другими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. Основными принципами деятельности правления являются компетентность, открытость и беспристрастность.

4. Численность правления составляет 35 человек. Состав правления формируется из лиц:

а) являющихся представителями на постоянной основе:

председатель Фонда;

первый заместитель председателя Фонда;

представитель Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (3 представителя);

представитель Министерства финансов Российской Федерации (1 представитель);

представитель Центрального банка Российской Федерации (1 представитель);

представитель Фонда (4 представителя);

б) являющихся представителями на основе ротации:

представитель общероссийских объединений профессиональных союзов (6 представителей);

представитель общероссийских объединений работодателей (6 представителей);

представитель территориальных органов Фонда (3 представителя);

сенатор Российской Федерации (3 представителя);

депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (3 представителя);

представитель общероссийских общественных объединений инвалидов (1 представитель);

представитель организаций, деятельность которых связана с защитой прав граждан в сфере социального обеспечения (2 представителя).

Ротация членов правления осуществляется не чаще одного раза в 3 года.

5. Председателем правления является председатель Фонда по должности.

6. Состав правления формируется на основании предложений указанных в пункте 4 настоящего Положения органов государственной власти, федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений и организаций, Центрального банка Российской Федерации.

Внесение в Правительство Российской Федерации согласованных с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации предложений о составе правления, внесении изменений в состав правления осуществляется председателем Фонда.

7. Члены правления осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе.

8. Члены правления имеют право совмещать свое членство в правлении с замещением государственной должности Российской Федерации или должности федеральной государственной службы.

9. Полномочия членов правления прекращаются (досрочно прекращаются) Правительством Российской Федерации на основании представления соответствующих органов государственной власти, федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений и организаций, Центрального банка Российской Федерации.

10. В целях организационно-технического и документационного обеспечения деятельности правления председателем Фонда назначается из числа работников Фонда ответственный секретарь правления, который не является членом правления.

11. Правление осуществляет следующие функции:

а) утверждает:

положение о центральном аппарате Фонда;

типовые положения о территориальном органе Фонда, об обособленном подразделении Фонда, типовой устав подведомственного Фонду учреждения;

б) рассматривает вопросы:

об участии Фонда в реализации государственных программ;

о приоритетных направлениях развития систем обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, выполнении задач Фонда;

о проекте федерального закона о бюджете Фонда на очередной финансовый год и на плановый период и проекте федерального закона об исполнении бюджета Фонда;

о формировании резервов Фонда и об использовании средств резервов Фонда;

об установлении и (или) изменении размеров тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное социальное страхование;

в) рассматривает отчеты (доклады) председателя Фонда по вопросам деятельности Фонда (в том числе о работе контрольно-ревизионной комиссии Фонда, включая результаты проверки деятельности территориальных органов Фонда, обособленных подразделений Фонда и подведомственных Фонду учреждений), а также по вопросам осуществления иных функций и полномочий, возложенных на Фонд в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

г) участвует в выработке предложений о реализации установленных законодательством Российской Федерации социальных гарантий работникам Фонда, территориальных органов Фонда и обособленных подразделений Фонда;

д) участвует в выработке предложений о совершенствовании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, относящимся к сфере деятельности Фонда, об определении направлений международного сотрудничества;

е) участвует в обсуждении проектов нормативных правовых актов Фонда и при необходимости дает рекомендации о направлении указанных проектов на рассмотрение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

ж) утверждает перечень направлений научно-исследовательских работ Фонда;

з) осуществляет контроль за регулярным проведением актуарного оценивания деятельности Фонда, результатами такого оценивания и осуществлением внутреннего финансового аудита.

12. Заседания правления назначаются председателем Фонда (при его отсутствии — первым заместителем председателя Фонда). Заседания правления проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 месяца.

Заседания правления проводятся в очной форме, являющейся основной формой деятельности правления, или в форме заочного голосования (путем заполнения опросных листов).

13. Председатель правления (при его отсутствии — первый заместитель председателя Фонда) определяет форму проведения заседания и утверждает повестку дня заседаний правления.

14. Подготовка и проведение заседаний, ведение документации, хранение протоколов заседаний правления обеспечиваются ответственным секретарем правления.

15. Ответственный секретарь правления не позднее чем за 7 рабочих дней до даты проведения заседания правления представляет председателю правления:

а) проект повестки дня заседания правления;

б) проекты решений правления по вопросам повестки дня заседания правления;

в) проекты приказов председателя Фонда;

г) документы и информационные материалы по вопросам повестки дня заседания правления.

16. Утвержденная председателем правления (при его отсутствии — первым заместителем председателя Фонда) повестка дня заседания правления и соответствующие материалы не позднее чем за 5 рабочих дней до даты проведения заседания правления рассылаются членам правления по почте заказным письмом или направляются в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Член правления вправе инициировать включение в повестку дня заседания правления в очной форме дополнительных вопросов, относящихся к компетенции правления. По предложению членов правления в повестку дня заседания правления могут вноситься дополнительные вопросы непосредственно на заседании правления.

17. Заседания правления в очной форме могут проводиться с использованием технических средств аудио- и видео-конференц-связи.

Лица, участвующие в заседании правления посредством видео-конференц-связи, считаются присутствующими на заседании правления.

18. Заседание правления проводится его председателем (при его отсутствии — первым заместителем председателя Фонда).

19. Правление правомочно принимать решения, если на заседании присутствуют не менее двух третей его членов. Члены правления, присутствующие на заседании, обязаны выразить свое мнение по вопросам повестки дня заседания правления путем открытого голосования. Решения правления принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов правления. При равенстве числа голосов голос председательствующего на заседании правления является решающим.

Каждый член правления обладает одним голосом. Члены правления не имеют права передавать свои голоса иному лицу, в том числе другому члену правления.

В случае невозможности принятия участия в заседании, проводимом в очной форме, член правления вправе представить письменное мнение председательствующему на заседании правления и ответственному секретарю правления до заседания правления. Письменное мнение члена правления может содержать его позицию по голосованию как по всем вопросам повестки дня заседания правления, так и по отдельным вопросам.

Письменное мнение члена правления прилагается к протоколу заседания правления.

Председательствующий на заседании правления оглашает письменное мнение члена правления, отсутствующего на заседании правления, до начала голосования по вопросу повестки дня заседания правления, по которому представлено это мнение.

20. Правление вправе принимать решения без созыва заседания путем проведения заочного голосования, осуществляемого при помощи заполнения опросных листов.

21. Решение о проведении заочного голосования принимается председателем правления, а в его отсутствие — первым заместителем председателя Фонда.

22. Председатель правления (при его отсутствии — первый заместитель председателя Фонда) утверждает перечень вопросов, выносимых на заочное голосование, варианты голосования, устанавливает дату окончания срока представления заполненных опросных листов и дату определения результатов заочного голосования.

23. Ответственный секретарь правления подготавливает опросные листы и необходимые материалы по вопросам, вынесенным на заочное голосование.

Сообщение о проведении заочного голосования направляется ответственным секретарем правления членам правления заказным письмом с уведомлением о вручении под расписку. К сообщению о проведении заочного голосования прилагаются опросные листы и необходимые материалы по вопросам, выносимым на заочное голосование. В сообщении указываются даты окончания срока представления заполненных опросных листов и определения результатов заочного голосования.

24. Сообщение о проведении заочного голосования направляется членам правления не позднее чем за 10 календарных дней до даты окончания срока представления заполненных опросных листов.

25. По каждому вопросу, выносимому на заочное голосование, составляется отдельный опросный лист, который содержит:

а) формулировку вопроса, выносимого на заочное голосование, и формулировку предлагаемого решения;

б) варианты голосования («за», «против», «воздержался»);

в) дату окончания срока представления ответственному секретарю правления заполненного опросного листа;

г) дату определения результатов заочного голосования;

д) запись с уведомлением о том, что опросный лист должен быть подписан членом правления.

26. На основании заполненных опросных листов, представленных в установленный срок, составляется протокол заочного голосования членов правления. Протокол составляется в порядке, установленном пунктами 35 и 36 настоящего Положения.

27. Принявшими участие в заочном голосовании считаются члены правления, чьи опросные листы для заочного голосования были сданы (направлены) не позднее установленной даты окончания срока представления ответственному секретарю правления заполненного опросного листа.

28. Дата фактической сдачи опросных листов для заочного голосования определяется по дате их почтового отправления членом правления или дате их непосредственного представления по адресам, указанным в решении о проведении заочного голосования.

29. При определении результатов заочного голосования засчитываются голоса по тем вопросам, по которым в опросном листе отмечен только один из возможных вариантов голосования. Опросные листы, заполненные с нарушением указанного требования, признаются недействительными и не учитываются при определении результатов голосования.

30. Заочное голосование считается состоявшимся, если не менее половины членов правления представили в установленный срок надлежащим образом оформленные опросные листы.

31. Решение считается принятым на дату определения результатов заочного голосования, указанную в сообщении о проведении заочного голосования и в опросных листах.

32. Решения путем заочного голосования принимаются большинством голосов лиц, участвующих в голосовании. При равенстве голосов лиц, участвующих в голосовании, голос председателя правления является решающим. Если председатель правления не участвовал в заочном голосовании, при равенстве голосов решение считается не принятым.

33. Протокол заседания правления подписывается председательствующим на заседании. Мнения членов правления, голосовавших против принятого решения, заносятся в протокол.

34. В протоколе заседания правления указываются:

а) дата и время проведения заседания, место проведения заседания правления;

б) форма проведения заседания;

в) лица, присутствующие на заседании правления;

г) повестка дня заседания правления;

д) сведения о лицах, представивших письменное мнение по вопросам, в том числе по отдельным вопросам, повестки дня заседания правления;

е) сведения о лице, проводившем подсчет голосов (ответственный секретарь правления);

ж) вопросы, вынесенные на голосование, и итоги голосования по ним;

з) сведения о ходе проведения заседания или о ходе голосования, если участник гражданско-правового сообщества требует их внести в протокол;

и) принятые решения.

35. Протокол по результатам заочного голосования составляется не позднее 2 рабочих дней с даты определения результатов заочного голосования и подписывается председателем правления (при его отсутствии — первым заместителем председателя Фонда). Опросные листы являются неотъемлемой частью протокола.

36. В протоколе, составляемом по результатам заочного голосования, указываются:

а) дата, время и место составления протокола;

б) форма проведения заседания;

в) дата, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании членов правления (опросные листы);

г) члены правления, опросные листы которых учитываются при принятии решения;

д) члены правления, опросные листы которых признаны недействительными;

е) сведения о лице, проводившем подсчет голосов (ответственный секретарь правления);

ж) вопросы, вынесенные на голосование, и итоги голосования по ним;

з) сведения о ходе проведения заседания или о ходе голосования, если участник гражданско-правового сообщества требует их внести в протокол;

и) принятые решения.

37. Хранение оригиналов протоколов правления обеспечивает ответственный секретарь правления. Протоколы нумеруются в хронологическом порядке, имеют сквозную нумерацию, формируются в отдельное дело и хранятся в порядке, установленном для документов, содержащих информацию ограниченного доступа.

38. Копии протоколов правления рассылаются ответственным секретарем правления председателю и членам правления, а также по списку рассылки, утверждаемому правлением.

39. Ответственный секретарь правления подготавливает и рассылает выписки из протоколов правления в структурные подразделения Фонда (территориальные органы Фонда, обособленные подразделения Фонда, подведомственные Фонду учреждения), которые являются ответственными за выполнение соответствующих решений правления. Выписки заверяются ответственным секретарем правления.

40. Решения правления оформляются приказами председателя Фонда.

41. Приказ составляется ответственным секретарем правления на основании протокола заседания правления не позднее 3 рабочих дней после окончания заседания правления, который несет ответственность за правильность составления протокола правления.

42. При необходимости копии выписок направляются третьим лицам по списку рассылки, утверждаемому правлением, а также по решению председателя правления.

43. Решения правления подлежат обязательному исполнению Фондом, территориальными органами Фонда, обособленными подразделениями Фонда, а также подведомственными Фонду учреждениями.

Пенсионный фонд Российской Федерации был образован в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РСФСР.

Указанным постановлением был определен статус Пенсионного фонда Российской Федерации как самостоятельного кредитно-финансового учреждения, осуществляющего свою деятельность применительно к Закону РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» и подотчетного Верховному Совету РСФСР (в соответствии с постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 958 «О передаче в ведение совета Министров – Правительства Российской Федерации организаций и учреждений» было установлено, что Пенсионный фонд Российской Федерации находится в ведении Совета Министров – Правительства Российской Федерации и ему подотчетен).

В постановлении Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 также закреплялось положение о том, что денежные средства Фонда не входят в состав республиканского бюджета РСФСР, других бюджетов и фондов и изъятию не подлежат. Позднее данная норма предусматривалась во всех нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации.

Таким образом, средства, предназначенные для пенсионного обеспечения, были выделены из состава государственного бюджета в самостоятельный бюджет Пенсионного фонда РСФСР (оставаясь при этом государственной собственностью).

Следует отметить, что данным постановлением устанавливался также размер взносов на социальное страхование, обязательных для уплаты всеми предприятиями и организациями независимо от форм собственности и подчиненности.

В рамках системы, действовавшей ранее, когда средства, предназначенные на финансирование выплаты государственных пенсий, входили в состав государственного бюджета, было возможно заимствование этих средств на другие государственные нужды (помимо пенсионных выплат), что негативно сказывалось на финансовой устойчивости пенсионной системы, то есть способности Пенсионного фонда сохранять существующий уровень платежеспособности при возможных неблагоприятных внешних и внутренних воздействиях на финансовые потоки.

С установлением автономности пенсионного бюджета доходы Фонда перестали входить в бюджеты других уровней, был сделан шаг к страховым принципам и повышению эффективности деятельности системы государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации, а также заложены основы достижения долгосрочной финансовой устойчивости этой системы.

В течение периода, длившегося с момента образования Фонда и до 1 января 1992 года, Пенсионный фонд РСФСР осуществлял свою деятельность на основании Временного положения о Пенсионном фонде РСФСР и Порядка уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР, утвержденных постановлением Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 г. № 556-1, в которых были закреплены положения, аналогичные положениям постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1.

С 1 января 1992 года в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» были введены в действие Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) и Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России).

Указанные документы также содержали положения о статусе Пенсионного фонда Российской Федерации, согласно которым Пенсионный фонд Российской Федерации являлся самостоятельным финансово-кредитным учреждением, а его денежные средства находились в государственной собственности Российской Федерации и не входили в состав бюджетов, других фондов и не подлежали изъятию.

На Пенсионный фонд Российской Федерации были возложены обязанности по обеспечению сбора и аккумуляции страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий.

Согласно вышеупомянутым нормативным правовым актам Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял функции, связанные исключительно с финансовой составляющей пенсионной системы (сбор страховых взносов, их аккумуляция, контроль за поступлением и расходованием средств и др.).

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял финансирование выплаты пенсий, а функции по назначению и выплате пенсий выполнялись органами социальной защиты населения.

В связи с этим следует упомянуть Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 1993 г. № 787 «Об управлении пенсионным обеспечением в Российской Федерации», согласно которому вмешательство Пенсионного фонда Российской Федерации и его отделений в оперативную деятельность органов социальной защиты населения и передача ему функций по назначению и выплате пенсий считались недопустимыми.

Вместе с тем имела место ситуация, когда Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял не только финансирование, но также и назначение и выплату государственных пенсий (в рамках единой пенсионной службы). Первоначально единая пенсионная служба в порядке эксперимента в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 6 июля 1992 г. № 3209-1 была создана в Московской области на базе отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Московской области с передачей в его состав подразделений Главного управления социальной защиты населения Московской области и подведомственных ему служб в городах и районах Московской области, занимавшихся назначением (перерасчетом) и выплатой пенсий и пособий. Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 11 мая 1993 г. № 4940-1 результаты эксперимента были одобрены и решено подготовить, в том числе с участием Правительства Российской Федерации, предложения об организации в Российской Федерации единой федеральной службы пенсионного обеспечения и внести их на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации.

Позднее Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» за Пенсионным фондом Российской Федерации были закреплены полномочия по выплате государственных пенсий.

Следует отметить, что данный Указ Президента Российской Федерации являлся предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации и был признан не противоречащим Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25 июня 2001 г. № 9-П по данному вопросу указал на то, что Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет, по сути, функции страховщика, осуществляющего оперативное управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, и обеспечивает назначение и своевременную выплату государственных пенсий. Следовательно, Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий.

Издание Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 заложило основу для формирования нынешнего статуса Пенсионного фонда Российской Федерации как страховщика по обязательному пенсионному страхованию.

С 1 января 2002 года в Российской Федерации началась реализация пенсионной реформы. В этих целях был принят ряд законодательных актов, направленных на преобразование пенсионной системы. Данные документы затронули, в том числе, и вопросы статуса Пенсионного фонда Российской Федерации.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ установил, что Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, и определил организационно-правовую форму Пенсионного фонда Российской Федерации как юридического лица – «государственное учреждение». Согласно статье 5 Федерального закона ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

При этом Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1, действует в части, не противоречащей данному Федеральному закону.

Следует отметить, что наличие централизованной системы является отличительными признаком Пенсионного фонда Российской Федерации по сравнению, например, с системой обязательного медицинского страхования, в которой территориальные фонды обязательного медицинского страхования входят в структуру органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Система Социального фонда России и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру:

  • центральный аппарат (Исполнительная дирекция СФР, Ревизионная комиссия СФР);

  • отделения СФР в субъектах Российской Федерации;

  • управления (самостоятельные отделы) ПФР в городах (районах).

Руководство Социального фонда России в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) осуществляет Правление СФР, которое также утверждает положения о территориальных органах Фонда, являющихся юридическими лицами.

В
соответствии с Положением «О Пенсионном
Фонде РФ» от 27 декабря 1991г. № 2122-1.
Руководство ПФР осуществляется правлением
ПФР и его постоянно действующим
исполнительным органом — исполнительной
дирекцией.

В
состав правления ПФР входят по должности
председатель, первый заместитель,
заместители председателя правления и
исполнительный директор ПФР, а также
управляющие двенадцатью отделений ПФР.

В
состав правления ПФР могут входить
представители общественных, религиозных
и государственных организаций,
объединений, учреждений и предприятий,
деятельность которых связана с защитой
интересов пенсионеров, инвалидов и
детей.

В
работе правления ПФР могут принимать
участие с правом совещательного голоса
управляющие отделениями ПФР по республикам
в составе Российской Федерации,
руководители министерств и ведомств
Российской Федерации, Банка России.

Организационная
структура Пенсионного фонда Российской
Федерации выглядит следующим образом:

Организационная
структура Пенсионного фонда РФ

рис.1

Система
Пенсионного фонда Российской Федерации
и его территориальных органов имеет
трехуровневую структуру:

1)
центральный аппарат (Исполнительная
дирекция ПФР, Ревизионная комиссия
ПФР);

2)
отделения ПФР в субъектах Российской
Федерации;

3)
управления (самостоятельные отделы)
ПФР в городах (районах).

Руководство
Пенсионного фонда России осуществляет
Правление и его постоянно действующий
орган — Исполнительная дирекция. Дирекции
подчиняются отделения в республиках в
составе РФ, отделения в
национально-государственных и
административно-территориальных
образованиях. На местах (в городах,
районах) имеются уполномоченные Фонда.
Отделения обеспечивают организационную
работу по сбору взносов на социальное
страхование, финансирование органов
социального обеспечения, региональных
программ социального обеспечения, а
также контроль над расходованием
средств.

В
связи с приказом УПФР в г. Пскове и
Псковском районе Псковской области
(межрайонное) от 30 сентября 2009 г. № 237-оп
структура государственного учреждения,
действующая с 01 октября 2009 года
представлена в приложении 1.

Субъектами
обязательного
пенсионного страхования являются
федеральные органы государственной
власти, страхователи, страховщик
и застрахованные лица. Таким образом,
в Законе отражены особенности и специфика
обязательного пенсионного страхования.
Для него свойственны руководящая
роль государств и его организаторская
и законотворческая функции.
Государственная форма организации
обязательного пенсионного страхования
предопределяет существование в этом
виде страхования единственного
страховщика, т. е. субъекта, берущего на
себя
обязательство возместить страхователю
ущерб или выплатить страховую сумму.
Таким субъектом выступает государство,
а точнее — ПФР. Монопольное
положение ПФР в роли страхователя
объясняется необходимостью осуществлять
в соответствии с Конституцией РФ и
российским пенсионным законодательством
на всей территории страны и в отношении
всех граждан единую пенсионную политику
и использовать единую пенсионную
систему.
Объектами
могут быть граждане России, иностранцы
и лица без гражданства, которые занимались
определенным видом общественно полезной
деятельности. Это могут быть работники
предприятий и организаций, государственные
служащие, военнослужащие, работники
правоохранительных органов, учащиеся,
студенты, курсанты учебных заведений
и другие категории граждан, на которых
распространяется государственное
социальное страхование.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мегаомметр е6 24 руководство по эксплуатации pdf
  • Атлант 4210 000 холодильник инструкция по эксплуатации
  • Портативная аудиосистема supra pas 6255 инструкция по применению
  • Nitrofurantoin инструкция по применению на русском языке
  • Инструкция по сборке корабля из дерева