Руководство персоналом в таможенных органах

Автор статьи

Юлия Валерьевна Шульгина

Эксперт по предмету «Управление персоналом»

преподавательский стаж — 10 лет

Задать вопрос автору статьи

Система управления персоналом в таможенных органах

Определение 1

Управление персоналом в таможенных органах — это специализированная функция в органах таможни, нацеленная на управление наемным трудом.

В основе современной концепции управления персоналом лежит осознание приоритетной роли личности работника, знание мотивационных установок и умение сопрягать их с целями функционирования таможенной системы, а также направлять деятельность работников на достижение социально значимых задач.

В современных условиях особенность организации работы с персоналом состоит в том, что кадровые службы стремятся интегрировать все аспекты работы с людьми, все стадии их жизненного цикла от приёма на работу до выплаты выходного пособия или пенсионного вознаграждения.

Управление персоналом включает следующие элементы:

  • совокупность методов, принципов, форм и средств воздействия на деятельность и поведение сотрудников для максимального использования их физических и интеллектуальных способностей в ходе выполнения трудовых функций,
  • поддержание уровня подготовленности кадров в соответствии с требованиями научно-технического прогресса,
  • обеспечение соблюдения пропорций объёма производства или предоставления услуг, производительности труда.

Основными элементами системы управления персоналом являются:

  • субъект управления. Им может быть руководитель органа таможни и кадровая служба, уполномоченные на принятие управленческих решений, подготовку распоряжений и поручений и требование их исполнения,
  • объект управления, которым выступает персонал, исполнители указов, распоряжений, приказов,
  • взаимосвязь между субъектом и объектом управления, или каналы передачи управляющих воздействий и получения информации о состоянии и изменениях состояния управляемого объекта.

«Управление персоналом в таможенных органах» 👇

Управление персоналом таможенных органов может быть определено как упорядоченное целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления, которое осуществляется непосредственно субъектом управления.

Управление персоналом одновременно представляет собой систему организации, структуру и процесс. Оно объединяет в себе отношения, механизмы, методы и формы воздействия на формирование, развитие и востребованность профессиональных возможностей кадров органов таможни.

В системе управления персоналом в таможенных органов выделяются следующие основные компоненты:

  • нормативно-правовая база управления персоналом,
  • информационно-методическое обеспечение системы управления персоналом,
  • технологии управления персоналом,
  • организационная структура управления персоналом,
  • функции и методы управления персоналом.

Взаимодействие перечисленных компонентов позволяет достигать общие цели и решать задачи управления кадрами таможенных органов.

Задачи управления персоналом в органах таможни

В качестве цели управления персоналом в таможенных органах можно сформулировать следующую: сформировать компактный, профессиональный, оптимально сбалансированный высокопроизводительный коллектив, способный своевременно реагировать на происходящие во внешней среде изменения с учётом стратегии развития таможни.

Достижение цели обеспечивается решением следующих ключевых задач:

  • создать гибкую, научно обоснованную систему организационно-штатной работы, построенную на основе экономного структурного распределения, обеспечивающего эффективное использование кадрового потенциала с учетом ограниченности ресурсов,
  • своевременно определять потребность органов таможни в сотрудниках той или иной специальности, комплектовать ими нуждающиеся подразделения,
  • внедрять современные методики подбора и оценки профессиональной пригодности кандидатов на службу,
  • планово перемещать работников по служебной иерархии на основе применения прогрессивных методов управления карьерой,
  • создать систему работы с кадровым резервом, позволяющую перемещать на руководящие должности наиболее профессионально подготовленных и достойных сотрудников,
  • создать систему подготовки, повышения квалификации и переподготовки, которая бы позволила получить положительный результат, в том числе выражающийся в личностном развитии каждого работника,
  • повысить престиж таможенной службы и авторитет сотрудников таможенной системы,
  • разработать и реализовать комплекс оперативных, правовых и воспитательно-профилактических мер, способствующих обеспечению законности в деятельности органов таможни, высокой ответственности и соблюдения дисциплины сотрудниками,
  • повысить мотивацию кадров к эффективному ведению служебной деятельности,
  • совершенствовать систему социальных и правовых гарантий для сотрудников органов таможни.

Управление персоналом является значимой частью единой таможенной политики, обеспечивающей эффективное использование таможенного контроля и защиту экономической безопасности.

Особенности управления персоналом в таможенных органах

У кадрового менеджмента государственных органов есть много общего с управлением персоналом в коммерческих организациях. В основе руководства людьми лежат психологические закономерности, соответственно, применяемые методы и процедуры мало зависят от формы собственности организации. Для любого коллектива нужны грамотно поставленные цели, организация контроля их выполнения, применение мотивационных схем. Кадровые технологии в каждой организации предполагают осуществление найма, отбора, приёма персонала, его деловой оценки, обучения, управления карьерой и высвобождения.

Однако управление персоналом в органах таможни обладает спецификой, в первую очередь обусловленной тем, что таможня является государственным органом, выполняющим зафиксированные в законе функции и существующим за счёт бюджетных средств. Этим объясняется высокая степень централизации, зависимость планирования и прогнозирования в кадровых вопросах от директив вышестоящих инстанций. Поскольку деятельность таможенной системы имеет некоммерческий характер, мотивация сотрудников должна в большей степени основываться не на денежном вознаграждении, она морально-этических понятиях, престиже, стабильности, социальных гарантиях.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Раздел 3.

Система управления персоналом в таможенных органах

3.1.Сущность деятельности по управлению персоналом

3.1.1.Соотношение понятий «управление», «руководство», «менеджмент»

3.1.2.Особенности управления персоналом

3.2.Организационная структура управления персоналом

3.2.1.Элементы структуры управления

3.2.2.Уровни и звенья управления персоналом

в системе таможенных органов

3.2.3.Виды управленческих взаимоотношений

3.2.4.Виды организационных структур управления персоналом

3.3.Структура системы управления персоналом

втаможенных органах

3.3.1.Управление персоналом в таможенных органах

3.3.2.Подсистемы управления персоналом

3.3.3.Организационная структура управления персоналом Дальневосточного таможенного управления

3.4.Кадровая политика таможенных органов

3.4.1.Цели кадровой политики ФТС России

3.4.2.Кадровая служба таможенных органов

3.4.3.Совершенствование управления кадровым потенциалом таможенных органов

Раздел 3. Система управления персоналом в таможенных органах

В научной литературе под управлением персоналом понимается сово-

купность принципов, методов, средств и форм воздействия на поведение и деятельность работников в целях максимального использования их интеллектуальных и физических способностей при выполнении трудовых функций, обеспечение необходимых пропорций в уровне производительности труда и объёма производства, поддержание постоянного соответствия подготовленности и обученности кадров требованиям научно-

технического прогресса. [22, с.7]

Применительно к таможенной системе определение «управление персо-

налом» можно сформулировать как непрерывный процесс, направленный на целевое изменение мотивации работников для получения от них максимальной отдачи и достижения высоких конечных результатов в деятель-

ности таможенного органа.

Система управления персоналом включает в себя такие процессы, как:

обоснование и определение целей, функций, организационной структуры управления персоналом;

формирование вертикальных и горизонтальных функциональных взаимосвязей руководителей и специалистов в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.

3.1. Сущность деятельности по управлению персоналом

Процессуправления—этодеятельностьобъединенныхвсистемусубъ- ектов управления (линейных и функциональных руководителей, а также другого управленческого аппарата), направленная на смену качественных состояний управляемого объекта, достижение целей коллектива путём реализации определённых функций с использованием методов и принци-

пов управления.

Исходя из того что таможенная система представляет собой чётко структурированную совокупность элементов (подсистем), взаимосвязанных друг с другом, состав элементов и численность работников, их составляющих, постоянно меняется под воздействием объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов.

Содержательная сторона процесса управления персоналом определяется особенностями жизнедеятельности таможенного коллектива, иерархическим, субординационным построением и должностным положением сотрудников.

Поэтому сущность деятельности по управлению персоналом выражается в достижении определённой гармонии коллектива и руководителя

в процессе их взаимодействия.

Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»

40

Н.Н. Просянников. Управление персоналом в таможенных органах

3.1.1. Соотношение понятий «управление», «руководство», «менеджмент»

Руководство персоналом в целом означает процесс непосредственного, постоянного управления сотрудниками (служащими и работниками) и тесно связано с понятием «управление», часто понимаемым как его синоним.

Однако категория «управление» шире по содержанию, так как включает нетолькоруководстволюдьми,ноиуправлениефинансовыми,материальнотехническими и другими ресурсами.

К категории руководства близко понятие «менеджмент». Но они не совсем полностью совпадают, так как «менеджер» — руководитель рыночной формы предприятий, а в государственных организациях (учреждениях) более применимы, по сути, такие понятия, как «руководитель», «администратор», «начальник». Ближе к понятию «менеджмент персонала» подходит такая составляющая процесса управления, как «работа с кадрами (персоналом)», «кадровая служба» организации, выполняющая в известной степени посреднические, обслуживающие функции.

Таким образом, структура управления персоналом в государственных организациях (учреждениях), к которым относится таможенная система, состоит из управленческих подразделений, то есть из двух основных состав-

ляющих: руководство персоналом и работа с кадрами.

3.1.2. Особенности управления персоналом

Главная функция руководства персоналом состоит в повседневном, непосредственном управлении (руководстве) людьми в процессе их деятельности.

Основной функцией работы кадровой службы является обеспечение и поддержание оптимального количества работников необходимой квалификации в соответствии с потребностями системы (организации).

Управлениеперсоналом

непосредственное постоянное общение

с работниками в процессе деятельности

с кадрами

Особенности

ограниченность властных полномочий, чем у непо-

Руководство

основополагающий характер управленческих

персоналом

функций, направленных на реализацию целей

больший, чем у функциональных руководителей

объём властных полномочий

непостоянство (эпизодичность, фрагментарность)

работы с каждым сотрудником

Работа

вспомогательный характер деятельности

(подбор, обучение, продвижение, увольнение)

средственных руководителей

Раздел 3. Система управления персоналом в таможенных органах

41

3.2. Организационная структура управления персоналом

Под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность элементов иерархической системы управления и их взаимодействие друг с другом, обеспечивающая развитие этих элементов

как единого целого.

Функции управления персоналом выполняет аппарат управления, состоящий из взаимосвязанных органов — звеньев, осуществляющих определённый комплекс операций по руководству подчинёнными сотрудниками (коллективами). Звенья — это самостоятельные органы аппарата управления и располагаются по горизонтали.

Последовательность иерархического подчинения звеньев, находящихся на одной горизонтали и занимающих определённую ступень в системе управления, называется уровнем управления.

Третьим элементом организационной структуры являются взаимоотношения звеньев и уровней управления.

3.2.1. Элементы структуры управления

Инстанция (орган, руководитель), полномочная Субъекты управления принимать управленческое (руководящие) реше- в таможенных органах ние, давать поручения (распоряжения) и требо-

вать их исполнения сверху донизу

Объекты управления

Исполнители приказов, распоряжений, указаний,

поручений (специалисты, работники,

в таможенных органах

сотрудники, коллективы, оргструктуры)

Канал передачи управляющего воздействия,

Взаимосвязи объекта

и канал получения информации о состоянии

и субъекта управления

и изменениях в управляемом объекте

(обратная связь)

3.2.2. Уровни и звенья управления персоналом в системе таможенных органов

Управление персоналом в таможенных органах, как часть управления таможенной деятельностью в целом, носит ступенчатый, иерархический и субординационный характер.

Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»

42

Н.Н. Просянников. Управление персоналом в таможенных органах

Уровни

Звенья управления

ФТС России

1-

Зам.руководителя

Нач.глав.управ-

Нач.упр.гос-

руководитель

ления

службы

РТУ

2-

Зам.нач. —

Нач.орг.-инспек-

Нач.отдела

начальник

нач.кадр.службы

торской службы

подгот. кадр.

Таможня

3-

Нач.отдела

Нач. отдела кадров

Нач.отделения

начальник

тамож.инспекции

подгот. кадр.

Тамож. пост

4-

Зам.нач.

Начальник отдела

Начальник

начальник

тамож. поста

отделения

3.2.3. Виды управленческих взаимоотношений

Врамках организационной структуры между участниками управленческого процесса (субъектами и объектами управления) четко распределены задачи и функции управления, права, обязанности и ответственность за их исполнение.

Втаможенных органах сложились следующие виды взаимоотношений:

Виды

управленческих

взаимоотношений

Вертикальные

Все нижестоящие звенья находят-

(линейные)

ся в подчинении у руководителя,

находящегося на более высоком

уровне управленческой вертикали

Горизонтальные

Отношения между сотрудниками

Коллегиальные

одного отдела

Отношения между сотрудниками

разных отделов, занимающих

Параллельные

одинаковое положение в организа-

ции, при возникновении необходи-

мости обмена информацией

Отношения между звеньями

управления, находящимися на

различных уровнях системы

Диагональные

управления, и не состоящими в от-

ношениях прямого подчинения, но

взаимодействующих при испол-

нении решений вышестоящего

уровня

Раздел 3. Система управления персоналом в таможенных органах

43

3.2.4. Виды организационных структур управления персоналом

В практической деятельности таможенной системы сложились следующие основные виды организационных структур: линейная; функциональная; линейно-функциональная (или линейно-штабная).

1) линейная структура управления персоналом

Начальник таможни

Начальник отдела

Начальник отдела

Начальник отдела

служащий

служащий

служащий

служащий

служащий

служащий

При линейной структуре управления руководитель (начальник) единоначально отвечает за деятельность подчиненных, непосредственно руководит ими по всем функциям управления. Ему подчинены руководители и исполнители нижестоящих подразделений, сам же он подчиняется вышестоящему руководителю.

2) функциональная структура управления персоналом

Начальник таможни

Отдел кадров

Инспекция по

Финансово-

личному составу

экономический

отдел

Отдел ОТП и ТК

Отдел валютного

Отдел таможен-

контоля

ных платежей

При такой структуре линейный руководитель осуществляет общее руководство посредством функциональных руководителей, специализирующихся на определенных управленческих функциях. Функциональный руководитель наделён распорядительными правами.

3) линейно-функциональная структура управления

Линейные руководители осуществляют свою деятельность на принципах единоначалия. Функциональные подразделения выступают в качестве помощников руководителя по отдельным функциям управления, готовят решения, которые принимает руководитель — единоначальник таможенного органа.

Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»

44 Н.Н. Просянников. Управление персоналом в таможенных органах

Начальник таможни

Начальник отдела

Начальник

Начальник

Начальник

отдела валютного

отдела кадров

отд.мат.-тех.

контоля

обеспечен.

служащий

служащий

служащий

служащий

4) линейно-штабная структура управления

Коллегия ФТС России

Руководитель

Штаб (аппарат)

ФТС России

управления ФТС

Коллегия РТУ

Начаьник РТУ

Штаб (аппарат)

управления РТУ

Совет руководителей

Начальник таможни

Штаб (аппарат)

служб и отделов

управления таможни

Перечисленные структуры управления в чистом виде не существуют, а преобладают смешанные структуры. Кроме того, входят в практику т.н. органические (матричные и программно-целевые) структуры.

3.3. Структура системы управления персоналом в таможенных органах

3.3.1. Управление персоналом в таможенных органах

Управление персоналом в таможенных органах представляет собой один из механизмов реализации кадровой политики ФТС России, систему организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и иных, имеющих нормативно-правовую основу, мероприятий, обеспечивающих рациональное использование способностей человека как в его собственных интересах, так и в интересах таможенной службы РФ.

Управление персоналом в таможенном органе — это целенаправленное упорядоченное воздействие субъекта на объект, осуществляемое непосредственно субъектом управления. Исходя из этого положения, можно сформулировать понятие управления персоналом таможенной службы «как управленческое воздействие руководителей, работников кадровых служб, направленное на поиск, оценку, отбор, профессиональное развитие

Раздел 3. Система управления персоналом в таможенных органах

45

персонала, его мотивацию и стимулирование выполнения задач, стоящих перед организацией.

Воснову системы управления персоналом, определяющей содержание

еекомпонентов, выбор конкретных форм и методов, положены законодательно установленные принципы.

организационная структура управления персоналом таможен-

ной службы

система управления персоналом таможенной службы

Компоненты

системы

нормативно-правовая база управления персоналом

управления

информационно-методическое обеспечение системы управле-

персоналом

ния персоналом

технологии управления персоналом

принципы и методы управления персоналом таможенных

органов

Система управления персоналом таможенных органов, являясь органической составной частью государственной кадровой политики, базируется на ее принципах и приоритетах, а также общих принципах системы управления персоналом государственной службы.

3.3.2. Подсистемы управления персоналом

Система управления персоналом организации включает подсистему линейного руководства и функциональные подсистемы [23, c.98], в том числе и в таможенной службе.

Подсистема линейного руководства

управление таможенным органом

функции линейной подсисте-

мы выполняют: руководитель

таможенного органа, его

заместитель, руководите-ли

управление отдельным функциональными

функциональных подразделе-

подразделениями

ний и их заместители

подсистемы функционального руководства

подсистема

функции

управление

планированием

персонала

анализ кадрового потенциала;

организация кадрового планирования;

прогнозирование потребностей в персонале

осуществление взаимосвязи с внешними источниками, обеспечивающими таможенные органы кадрами

Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»

46

Н.Н. Просянников. Управление персоналом в таможенных органах

организация:

— собеседования, оценки, отбора и приема управление отбором персонала; и учетом персонала — перемещений, поощрений и увольнения

персонала

профессиональная ориентация и организация рационального использования персонала

документационное обеспечение системы управления персоналом

обучение, переподготовка и повышение квали-

управление

фикации

развитием

введение в должность и адаптация новых

персонала

работников

оценка кандидатов на вакантную должность,

периодическая оценка кадров

реализация деловой карьеры и служебно-

профессионального продвижения

организация работы с кадровым резервом

анализ и регулирование групповых и личност-

управление

ных взаимоотношений

трудовыми

анализ и регулирование отношений руковод-

отношениями

ства

управление производственными конфликтами

и стрессами

социально-психологическая диагностика

управление мотивацией поведения персонала

управление социальным развитием

разработка форм морального поощрения персонала

организация нормативно-методического обеспечения системы управления персоналом

организация жилищно-бытового обслуживания развитие культуры и физического воспитания

обеспечение охраны здоровья и отдыха

управление социальными конфликтами и стрессами

Раздел 3. Система управления персоналом в таможенных органах

47

управление развитием организационной структуры управления

обеспечение нормальных условий труда

правовое обеспечение системы управления персоналом

информационное обеспечение управления персоналом

анализ сложившейся структуры управления и проектирование новой

разработка штатного расписания и формирование новой оргструктуры

разработка и реализация рекомендаций по совершенствованию стиля и методов руководства персоналом

соблюдение требований психофизиологии и эргономики труда

обеспечение требований технической эстетики, охраны труда и окружающей среды

соблюдение требований военизированной охраны таможенных органов и должностных лиц

правовое регулирование трудовых отношений

согласование распорядительных и иных документов по управлению персоналом

консультирование по юридическим вопросам

ведение статистики персонала

информационное и техническое обеспечение системы управления персоналом

организация работы средств массовой информации таможенного органа

Очевидно, что структура системы управления персоналом определяется размером и особенностями таможенного органа (таможенный пост, таможня, РТУ, ФТС РФ).

На таможенных постах функции по управлению персоналом выполняяют линейные руководители, а в таможнях, региональных управлениях, в ФТС России сформированы самостоятельные структурные подразделения. Так, в Дальневосточном таможенном управлении система управления персоналом объединила под единым руководством заместителя начальника управления — начальника кадровой службы все подразделения, имеющие отношение к работе с кадрами.

В соответствии с Положением о Федеральной таможенной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. N 809 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 38, ст. 4823, N 45, ст. 5822; 2014, N 37, ст. 4971; 2015, N 2, ст. 491, N 47, ст. 6586; 2016, N 17, ст. 2399, N 28, ст. 4741), приказываю:

1. Утвердить Положение об Управлении государственной службы и кадров (приложение).

2. Признать утратившими силу:

1) приказ ФТС России от 21 апреля 2008 г. N 444 «Об утверждении Положения об Управлении государственной службы и кадров»;

2) приказ ФТС России от 12 декабря 2008 г. N 1595 «О внесении изменений в приказ ФТС России от 21 апреля 2008 г. N 444»;

3) приказ ФТС России от 30 октября 2009 г. N 1987 «О внесении изменений в приказ ФТС России от 21 апреля 2008 г. N 444»;

4) приказ ФТС России от 4 февраля 2013 г. N 189 «О внесении изменений в Положение об Управлении государственной службы и кадров, утвержденное приказом ФТС России от 21 апреля 2008 г. N 444».

Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

 

Руководитель
В.И.Булавин

 
 
Приложение
к Приказу ФТС России
от 7 февраля 2017 г. N 187

1. Настоящее Положение разработано на основании Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. N 809 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 38, ст. 4823, N 45, ст. 5822; 2014, N 37, ст. 4971; 2015, N 2, ст. 491, N 47, ст. 6586; 2016, N 17, ст. 2399, N 28, ст. 4741).

2. Управление государственной службы и кадров (далее — Управление) является структурным подразделением ФТС России.

3. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Положением о Федеральной таможенной службе, нормативными и иными правовыми актами Минфина России и ФТС России, указаниями и поручениями руководителя ФТС России, а также настоящим Положением.

4. Структуру и штатную численность должностных лиц Управления утверждает руководитель ФТС России.

5. Управление возглавляет начальник Управления, который непосредственно подчиняется руководителю ФТС России или заместителю руководителя ФТС России, координирующему и контролирующему деятельность Управления в соответствии с распределением обязанностей между руководителем ФТС России и его заместителями, утвержденным приказом ФТС России.

5. Управление возглавляет начальник Управления, который непосредственно подчиняется руководителю ФТС России.

6. В период временного отсутствия начальника Управления его должностные обязанности исполняет первый заместитель начальника Управления, а в его отсутствие — один из заместителей начальника Управления в установленном порядке.

7. Начальник Управления, первый заместитель начальника Управления и заместители начальника Управления назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем ФТС России.

8. Управление осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:

1) обеспечение реализации кадровой политики в таможенных органах Российской Федерации (далее — таможенные органы), учреждениях, находящихся в ведении ФТС России (далее — учреждения), представительствах таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах (далее — представительства), участие в разработке предложений по ее совершенствованию, создание эффективной системы управления кадрами с учетом современных кадровых технологий;

2) обеспечение укомплектования таможенных органов высококвалифицированными специалистами, обеспечение их должностного роста;

3) организация профессионального развития федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов (далее — гражданские служащие), получения дополнительного профессионального образования сотрудниками таможенных органов, а также осуществление контроля за деятельностью государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Российская таможенная академия» (далее — РТА) и его филиалов, связанной с подготовкой кадров по образовательным программам высшего образования и дополнительного профессионального образования;

(пп. 3 в ред. Приказа ФТС России от 18.04.2018 N 541)

4) организация профилактики коррупционных и иных правонарушений в таможенных органах, представительствах и учреждениях, обеспечение соблюдения должностными лицами и работниками таможенных органов, учреждений, представительств, представителями таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах (далее — представители) обязанностей, ограничений, запретов и требований о предотвращении и (или) урегулировании конфликта интересов, установленных законодательством Российской Федерации о государственной службе, противодействии коррупции и иным законодательством Российской Федерации;

5) организационно-методическое обеспечение работы таможенных органов по вопросам реализации кадровой политики и законодательства Российской Федерации о государственной службе, противодействии коррупции, трудового законодательства Российской Федерации;

6) разработка и совершенствование нормативных и иных правовых актов ФТС России, регулирующих вопросы, относящиеся к компетенции Управления;

7) организация и проведение в установленном порядке организационно-штатной работы в таможенных органах, представительствах и учреждениях, контроль за организационно-штатной дисциплиной в таможенных органах и учреждениях;

8) организация прохождения государственной службы (работы) в таможенных органах, учреждениях, представительствах (представителями);

9) организация патриотического воспитания граждан Российской Федерации в таможенных органах, учреждениях, представительствах (представителей), проведение культурно-массовой работы;

(в ред. Приказа ФТС России от 18.04.2018 N 541)

10) организация психологического обеспечения деятельности таможенных органов.

11) участие в реализации государственной молодежной политики в таможенных органах, учреждениях, представительствах;

(пп. 11 введен Приказом ФТС России от 09.09.2019 N 1422)

12) организация воспитательно-профилактической работы в таможенных органах, учреждениях, представительствах (представителей).

(пп. 12 введен Приказом ФТС России от 19.09.2022 N 754)

9. Отделы Управления действуют на основании положений, утверждаемых начальником Управления.

10. Должностные обязанности должностных лиц Управления устанавливаются должностными инструкциями и должностными регламентами, утвержденными в соответствии с порядком, установленным ФТС России.

11. Управление комплектуется из числа лиц, отвечающих установленным квалификационным требованиям.

12. Деятельность Управления строится на основе планов работы ФТС России и Управления, сочетания принципа единоначалия и ответственности каждого должностного лица за состояние дел на порученном участке и за выполнение отдельных поручений.

Планы работы отделов Управления утверждаются начальником Управления или заместителями начальника Управления, осуществляющими координацию и контроль соответствующих направлений деятельности Управления в соответствии с распределением обязанностей между начальником Управления и его заместителями.

13. Управление осуществляет свои функции как непосредственно, так и через структурные подразделения таможенных органов по направлениям деятельности Управления во взаимодействии с другими структурными подразделениями ФТС России, федеральными органами исполнительной власти, иными органами, организациями и гражданами.

14. Делопроизводство и мероприятия по обеспечению режима секретности в Управлении осуществляются согласно установленному порядку.

15. При осуществлении своей деятельности Управление соблюдает требования правовых актов ФТС России по вопросам обеспечения информационной безопасности.

16. Управление имеет печать и штампы установленных образцов.

17. Управление является субъектом международной деятельности ФТС России.

II. Функции Управления

18. Основными функциями Управления являются:

1) участие в планировании деятельности ФТС России в соответствии с компетенцией Управления;

2) обеспечение укомплектованности кадрами структурных подразделений ФТС России, подготовка и внесение в соответствии с установленным порядком предложений о назначении лиц на должности номенклатуры назначения руководителя ФТС России;

3) обеспечение подготовки приказов ФТС России, связанных с поступлением на государственную службу (работу), ее прохождением, заключением контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации (служебного контракта, трудового договора), назначением на должность, освобождением от должности, увольнением с государственной службы (работы), оформление иных кадровых решений руководителя ФТС России;

4) учет и анализ количественных и качественных характеристик кадрового состава таможенных органов, представительств (представителей) и учреждений, а также анализ состояния работы по подбору, расстановке кадров, укомплектованию таможенных органов;

5) подготовка в соответствии с установленным порядком документов по вопросам назначения лиц в таможенные органы на должности номенклатуры назначения Правительства Российской Федерации и руководителя ФТС России;

6) организация взаимодействия с другими структурными подразделениями ФТС России, соответствующими подразделениями аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в целях решения кадровых вопросов, входящих в компетенцию ФТС России;

7) ведение, учет и хранение трудовых книжек и (или) формирование основной информации о трудовой деятельности и трудовом стаже (статья 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2019, N 51, ст. 7491) должностных лиц ФТС России, а также должностных лиц и работников специализированных таможенных органов, расположенных за пределами территории Российской Федерации, представительств (представителей);

7) формирование, ведение, учет и хранение трудовых книжек и личных дел должностных лиц ФТС России, должностных лиц и работников представительств (представителей);

7.1) формирование, ведение, учет и хранение личных дел должностных лиц ФТС России, а также должностных лиц и работников специализированных таможенных органов, расположенных за пределами территории Российской Федерации, представительств (представителей);

(пп. 7.1 введен Приказом ФТС России от 19.09.2022 N 754)

8) формирование и ведение реестра гражданских служащих ФТС России;

(пп. 8 в ред. Приказа ФТС России от 18.04.2018 N 541)

9) оформление и выдача в установленном порядке служебных удостоверений (удостоверений), жетонов, присвоение личных номеров должностным лицам (работникам) таможенных органов, учреждений, представительств (представителям); разработка образцов служебных удостоверений (удостоверений) должностных лиц (работников) таможенных органов и учреждений;

(пп. 9 в ред. Приказа ФТС России от 18.04.2018 N 541)

10) организация и обеспечение проведения конкурсов на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы (далее — гражданская служба) и включение в кадровый резерв ФТС России;

10) организация и обеспечение проведения конкурсов на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы (далее — гражданская служба) в ФТС России;

10.1) организация работы по прохождению испытания должностными лицами ФТС России;

(пп. 10.1 введен Приказом ФТС России от 19.09.2022 N 754)

10.2) организация наставничества в ФТС России;

(пп. 10.2 введен Приказом ФТС России от 19.09.2022 N 754)

11) организация и обеспечение проведения аттестации должностных лиц таможенных органов номенклатуры назначения руководителя ФТС России в соответствии с установленным порядком, а также аттестации руководителя образовательной организации, подведомственной ФТС России, и кандидатов на эту должность;

12) организация и обеспечение проведения квалификационных экзаменов и квалификационных испытаний должностных лиц таможенных органов номенклатуры назначения руководителя ФТС России;

13) оказание практической помощи начальникам других структурных подразделений ФТС России, кадровым подразделениям таможенных органов, аттестационным, квалификационным, конкурсным комиссиям и комиссиям по соблюдению требований к служебному поведению и (или) урегулированию конфликта интересов в применении законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных и иных правовых актов ФТС России, регламентирующих работу с кадрами;

14) формирование кадрового резерва ФТС России, организация работы с кадровым резервом ФТС России и его эффективное использование;

15) осуществление организационно-контрольной, координирующей и методической работы по формированию кадрового резерва в таможенных органах;

16) организация и проведение ротации гражданских служащих таможенных органов в соответствии с планом проведения ротации, утвержденным руководителем ФТС России;

17) организация принятия присяги сотрудниками ФТС России;

18) обеспечение проведения обязательной государственной дактилоскопической регистрации сотрудников ФТС России;

19) осуществление обработки персональных данных должностных лиц и работников таможенных органов, учреждений, представительств (представителей), а также членов их семей, граждан, претендующих на замещение вакантных должностей в таможенных органах, учреждениях, представительствах (представителей), а также членов их семей, лиц, уволенных с государственной службы (работы) в таможенных органах, учреждениях, представительствах (представителей), а также членов их семей в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных и принятыми в соответствии с ним нормативными и иными правовыми актами (далее — законодательство Российской Федерации в области персональных данных);

19) осуществление обработки персональных данных должностных лиц и работников таможенных органов, учреждений, представительств (представителей), а также членов их семей, граждан, претендующих на замещение вакантных должностей в таможенных органах, учреждениях, представительствах, представителей, а также членов их семей, лиц, уволенных с государственной службы (работы) в таможенных органах, учреждениях, представительствах, представителей, а также членов их семей в соответствии с принципами и условиями обработки персональных данных, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных, с соблюдением правил обработки персональных данных, утвержденных приказом ФТС России;

19.1) координация работы по организации обработки персональных данных кадровыми подразделениями таможенных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных;

(пп. 19.1 введен Приказом ФТС России от 19.09.2022 N 754)

20) оформление и учет отпусков должностных лиц и работников номенклатуры назначения руководителя ФТС России в установленном порядке; составление графиков отпусков должностных лиц ФТС России и осуществление контроля за их соблюдением; обеспечение регистрации заявлений на отпуск и приказов о предоставлении отпуска в установленном порядке;

21) организация и проведение в установленном порядке организационно-штатной работы в таможенных органах, представительствах и учреждениях, контроль за организационно-штатной дисциплиной в таможенных органах и учреждениях;

22) осуществление распределения и учета численности должностных лиц и работников таможенных органов, организационно-методическое руководство работой по формированию таможенными органами штатных расписаний, формирование штатного расписания центрального аппарата ФТС России, контроль за соблюдением таможенными органами организационно-штатной дисциплины;

23) организация и обеспечение прохождения профессионального обучения должностными лицами таможенных органов, профессионального развития гражданских служащих, получения дополнительного профессионального образования сотрудниками таможенных органов;

(пп. 23 в ред. Приказа ФТС России от 18.04.2018 N 541)

24) разработка мероприятий по повышению квалификации и профессиональной переподготовке должностных лиц таможенных органов, подготовка предложений по расходам на обучение должностных лиц таможенных органов;

25) взаимодействие с уполномоченным государственным органом по вопросам реализации государственного заказа на мероприятия по профессиональному развитию гражданских служащих, организация заключения договоров о целевом обучении;

25) взаимодействие с уполномоченным государственным органом по вопросам реализации государственного заказа на профессиональное развитие гражданских служащих, организация заключения договоров о целевом приеме и договоров о целевом обучении;

(в ред. Приказа ФТС России от 18.04.2018 N 541)

26) осуществление контроля за деятельностью РТА и ее филиалов, связанной с подготовкой кадров по образовательным программам высшего образования и дополнительного профессионального образования, а также контроль за осуществлением РТА и ее филиалами научной, воспитательной и международной (во взаимодействии с Управлением таможенного сотрудничества ФТС России) деятельности;

27) осуществление сбора, учета и систематизации информационных и аналитических материалов по вопросам кадровой работы в таможенных органах;

28) подготовка отчетности по вопросам, входящим в компетенцию Управления, для представления в государственные органы;

29) организация работы по представлению таможенными органами и учреждениями отчетности по вопросам, относящимся к компетенции Управления, в ФТС России и уполномоченные государственные органы;

30) подготовка материалов и докладов руководству ФТС России по вопросам, относящимся к компетенции Управления;

31) организация использования таможенными органами сервисов федеральной государственной информационной системы в области государственной службы;

31) организация использования таможенными органами сервисов федеральной государственной информационной системы «Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров»;

32) организация размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте ФТС России и официальных сайтах таможенных органов сведений, в том числе в форме открытых данных;

33) участие в работе по автоматизации деятельности кадровых подразделений таможенных органов и учреждений, организация работы по формированию и ведению электронных баз данных кадровых подразделений таможенных органов и учреждений;

34) организация и проведение функциональных проверок деятельности таможенных органов по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, участие в пределах компетенции Управления в проведении инспекторских проверок деятельности таможенных органов;

35) осуществление проверки достоверности персональных данных и иных сведений, представляемых гражданами и должностными лицами таможенных органов при поступлении на службу в структурные подразделения ФТС России, а также при назначении на отдельные должности номенклатуры назначения руководителя ФТС России, координация работы таможенных органов по осуществлению проверки достоверности представляемых гражданами и должностными лицами таможенных органов персональных данных и иных сведений при поступлении на службу в таможенные органы;

36) организация взаимодействия с правоохранительными органами по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;

37) подготовка документов для оформления допуска установленной формы к сведениям, составляющим государственную тайну;

38) хранение, учет и использование архивных личных дел должностных лиц центрального аппарата ФТС России, сотрудников таможенных органов, подготовка и выдача архивных справок, выписок и копий архивных документов гражданам и организациям по запросам социально-правового характера;

39) участие в организации и проведении служебных проверок, инспектирование таможенных органов и учреждений по вопросам организации и проведения служебных проверок, координация усилий таможенных органов по профилактике происшествий, коррупционных проявлений и нарушений служебной (трудовой) дисциплины среди должностных лиц и работников таможенных органов, учреждений, представительств (представителей);

40) организация и проведение культурно-массовых мероприятий в таможенных органах;

(пп. 40 в ред. Приказа ФТС России от 18.04.2018 N 541)

41) разработка плана мероприятий по патриотическому воспитанию должностных лиц и работников таможенных органов, учреждений, представительств (представителей);

41) разработка ведомственного плана реализации программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации в таможенных органах и организация его выполнения;

42) организация и проведение воспитательно-профилактической работы с должностными лицами и работниками таможенных органов, учреждений, представительств (представителями), оценка ее эффективности в поддержании правопорядка и служебной дисциплины;

43) участие совместно с другими структурными подразделениями ФТС России в работе по формированию у должностных лиц и работников таможенных органов, учреждений, представительств (представителей) высоких моральных качеств, укреплению служебной (трудовой) дисциплины, правовому просвещению и предупреждению противоправных действий с их стороны, профилактике и предупреждению коррупционных проявлений;

44) обеспечение выполнения и контроль соблюдения должностными лицами таможенных органов, учреждений, представительств (представителями) ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции и иным законодательством Российской Федерации (далее — требования к служебному поведению);

44) обеспечение выполнения и контроль соблюдения должностными лицами таможенных органов, учреждений, представительств (представителями) ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции и иным законодательством Российской Федерации;

45) принятие мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на государственной службе;

46) оказание должностным лицам таможенных органов консультативной помощи по вопросам, связанным с применением на практике требований к служебному поведению и общих принципов служебного поведения государственных служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 33, ст. 3196; 2007, N 13, ст. 1531; 2009, N 29, ст. 3658), а также с уведомлением представителя нанимателя (работодателя) о фактах совершения должностными лицами коррупционных правонарушений, непредставления ими сведений либо представления недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

47) обеспечение реализации должностными лицами и работниками таможенных органов, учреждений, представительств (представителями) обязанности уведомлять представителя нанимателя (работодателя) обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений, а также о возникшем конфликте интересов или возможности его возникновения;

48) обеспечение организации и проведения проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной службы, и государственными служащими, сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной службы, в соответствии с законодательством Российской Федерации, проверок соблюдения государственными служащими требований к служебному поведению, а также проверок соблюдения гражданами, замещавшими должности государственной службы, ограничений в случае заключения ими трудового договора и (или) гражданско-правового договора после ухода с государственной службы;

49) осуществление контроля за расходами должностных лиц таможенных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

50) организация и обеспечение деятельности Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата ФТС России, представительств (представителей) таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед ФТС России, и урегулированию конфликта интересов (соответствующих аттестационных комиссий), а также контроль за деятельностью комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (соответствующих аттестационных комиссий) в таможенных органах;

50) организация и обеспечение деятельности Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата ФТС России, представительств (представителей) таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед ФТС России, и урегулированию конфликта интересов, а также контроль за деятельностью комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов в таможенных органах;

51) подготовка материалов к награждению должностных лиц и работников таможенных органов, учреждений, представительств (представителей) государственными, правительственными и ведомственными наградами;

52) организация работы по присвоению классных чинов гражданским служащим, специальных и квалификационных званий сотрудникам таможенных органов;

53) организация работы по исчислению выслуги лет и стажа государственной службы должностным лицам центрального аппарата ФТС России, координирование этой работы в таможенных органах;

54) организация и обеспечение деятельности Центральной комиссии ФТС России по установлению выслуги лет должностным лицам таможенных органов и работникам структурных подразделений ФТС России;

55) оформление решения руководителя ФТС России о продлении (отказе в продлении) срока пребывания на службе в таможенных органах сверх предельного возраста сотрудникам таможенных органов;

56) организация и осуществление геральдического обеспечения таможенных органов и учреждений (совместно с Главным управлением тылового обеспечения ФТС России);

57) организация и координация психологической работы и психофизиологических обследований в таможенных органах;

58) подготовка и внесение в установленном порядке предложений по реализации положений законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих вопросы прохождения государственной службы в таможенных органах и работы с кадрами;

59) разработка и совершенствование нормативных и иных правовых актов ФТС России по вопросам прохождения государственной службы и работы с кадрами в таможенных органах;

60) участие в установленном порядке в разработке проектов федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам прохождения государственной службы в таможенных органах;

61) подготовка заключений по проектам нормативных и иных правовых актов ФТС России и проектам документов органов государственной власти по вопросам прохождения государственной службы и работы с кадрами;

62) подготовка и направление в таможенные органы методических рекомендаций и разъяснений по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;

63) обеспечение единообразного применения кадровыми подразделениями таможенных органов законодательства Российской Федерации о государственной службе, а также, в части компетенции Управления, иного законодательства Российской Федерации, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных и иных правовых актов Минфина России и ФТС России;

64) представление в установленном порядке интересов ФТС России в судах по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;

65) консультирование должностных лиц таможенных органов по вопросам прохождения государственной службы, обеспечение в пределах компетенции Управления их правовой защиты, взаимодействие по этим вопросам с профсоюзной организацией ФТС России;

66) рассмотрение обращений, писем, запросов физических и юридических лиц, органов прокуратуры, судебных и иных государственных органов по вопросам прохождения государственной службы и работы с кадрами, подготовка (в том числе с участием других заинтересованных структурных подразделений ФТС России, региональных таможенных управлений и таможен) ответов и направление их заявителям в срок, установленный законодательством Российской Федерации;

67) участие в реализации государственных программ Российской Федерации в пределах компетенции Управления;

68) участие в пределах компетенции Управления в осуществлении международной деятельности ФТС России в соответствии с порядком, установленным ФТС России;

69) организация работы по обеспечению реализации полномочия ФТС России по учреждению именных стипендий, определению размеров и условий их выплаты.

(пп. 69 введен Приказом ФТС России от 18.04.2018 N 541)

70) организационное обеспечение и методическое сопровождение деятельности Молодежного совета ФТС России.

(пп. 70 введен Приказом ФТС России от 09.09.2019 N 1422)

71) ведение кадрового делопроизводства Межгосударственного центра для координации работы по управлению рисками, а также для реализации аналитических функций и мониторинга совершения таможенных операций Таможенного комитета Союзного государства (далее — Межгосударственный центр);

(пп. 71 введен Приказом ФТС России от 21.02.2023 N 124)

72) подготовка и внесение в установленном порядке предложений по реализации положений актов Союзного государства, регламентирующих вопросы прохождения государственной службы Союзного государства в Межгосударственном центре.

(пп. 72 введен Приказом ФТС России от 21.02.2023 N 124)

III. Права Управления

19. Управление в целях реализации возложенных на него функций имеет право:

1) вносить на рассмотрение руководству ФТС России предложения по вопросам деятельности Управления;

2) запрашивать и получать от структурных подразделений ФТС России, таможенных органов, представительств (представителей) и учреждений документы и сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;

3) привлекать в установленном порядке для оказания содействия в решении вопросов, отнесенных к компетенции Управления, должностных лиц других структурных подразделений ФТС России и таможенных органов;

4) вести в установленном порядке переписку с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;

5) принимать участие в создании и работе совещательных и экспертных органов (советов, комиссий, групп) в пределах компетенции Управления;

6) пользоваться в соответствии с установленным порядком ведомственными информационными системами и создавать собственные базы данных;

7) согласовывать в установленном порядке назначение на должность (в том числе при заключении контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации или служебного контракта на новый срок) и освобождение от должности (за исключением увольнения по инициативе государственного служащего) начальников кадровых подразделений таможенных органов;

8) пользоваться иными правами, предусмотренными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными и иными правовыми актами ФТС России.

IV. Заключительные положения

20. Начальник Управления:

1) руководит деятельностью Управления на основе принципа единоначалия;

2) принимает участие в заседаниях коллегии ФТС России, совещаниях, проводимых руководством ФТС России, при рассмотрении вопросов, отнесенных к компетенции Управления;

3) представляет руководителю ФТС России должностных лиц структурных подразделений ФТС России, начальников региональных таможенных управлений и таможен, а также иных должностных лиц и работников таможенных органов, представительств (представителей), учреждений номенклатуры назначения руководителя ФТС России в связи с их назначением на должность (освобождением от должности);

4) организует работу по уведомлению о принятом руководителем ФТС России решении о незаключении контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации на новый срок;

5) представляет Управление, а по поручению руководства ФТС России — ФТС России в органах и организациях в соответствии с установленным порядком;

6) распределяет обязанности между своими заместителями;

7) обеспечивает подбор, расстановку кадров Управления, соблюдение служебной дисциплины;

8) утверждает положения об отделах Управления;

9) создает условия для профессионального развития гражданских служащих Управления и получения сотрудниками Управления дополнительного профессионального образования;

(пп. 9 в ред. Приказа ФТС России от 18.04.2018 N 541)

10) вносит согласно установленному порядку представления о присвоении специальных званий сотрудникам Управления, предложения о назначении на должность должностных лиц Управления, а также предложения об их поощрении, наложении на них дисциплинарных взысканий;

11) принимает меры по обеспечению необходимых условий службы для должностных лиц Управления, обеспечивает внедрение передовых приемов и методов работы;

(в ред. Приказа ФТС России от 18.04.2018 N 541)

12) вносит согласно установленному порядку руководству ФТС России предложения о направлении должностных лиц Управления в служебные командировки на территории Российской Федерации и на территории иностранных государств;

13) подписывает в пределах своей компетенции документы и организовывает проверку их исполнения;

14) организует и проводит совещания, в том числе с участием руководителей кадровых подразделений таможенных органов, по вопросам, входящим в компетенцию Управления;

15) пользуется правами, исполняет обязанности и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

21. Начальник Управления несет ответственность за осуществление возложенных на Управление функций, в том числе за выполнение в рамках компетенции Управления программ, планов и показателей деятельности ФТС России.

22. Возложение на Управление функций, не предусмотренных настоящим Положением, кроме специальных (адресных) поручений руководителя ФТС России, не допускается.

 

Начальник Управления
государственной службы и кадров
С.Е.Ханутин

1. Кадровая служба таможенных органов комплектуется специалистами — сотрудниками таможенных органов, имеющими соответствующее профессиональное образование.

2. Кадровая служба таможенных органов:

1) обеспечивает реализацию кадровой политики в таможенных органах;

2) осуществляет подбор и расстановку кадров таможенных органов, организует проведение аттестации сотрудников таможенных органов;

3) оформляет решения начальников таможенных органов, связанные с прохождением службы в таможенных органах, ведет личные дела сотрудников таможенных органов, учет численности сотрудников таможенных органов и формирует штатное расписание;

4) организует проведение воспитательных и профилактических мероприятий в таможенных органах, а также деятельность службы психологов таможенных органов;

5) консультирует сотрудников таможенных органов по вопросам прохождения службы, обеспечивает их правовую защиту, взаимодействует по этим вопросам с профессиональными союзами сотрудников таможенных органов;

6) организует и осуществляет инспектирование таможенных органов, а также непосредственный контроль за прохождением службы в таможенных органах;

7) организует и контролирует подготовку кадров для таможенных органов.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Любая система, важнейшими составляющими которой являются люди, нуждается в грамотном руководящем звене. Начальник должен не только давать указания подчиненным, но и чувствовать настроения трудового коллектива и адекватно реагировать на них. Управление персоналом в таможенных органах напрямую зависит от объединенной работы сотрудников таможенной службы.

Основные положения

Работа с персоналом на таможниТеоретические основы менеджмента – знания, которыми должны владеть все высшие и линейные руководители органов таможни. Отсутствие грамотных управленческих решений может привести к серьезным проблемам в области обеспечения экономической безопасности всего государства.

Для организации процесса рациональной работы всех органов таможенного контроля необходимо знать значение одного из самых весомых понятий в данной сфере. Управление – это непрерывный процесс принятия управленческих решений и информационного воздействия на сотрудников. Оно заключается в создании благоприятных условий для координации работы сотрудников таможенной службы.

Чтобы сформировать и реализовать управленческое воздействие на сотрудников, нужно знать точно, что из себя представляют субъект и объект менеджмента. Это поспособствует созданию каналов обратной связи между ними. Пара субъект-объект создает полноценную систему менеджмента внутри таможенных органов.

Системы управления персоналом таможенного коллективапостроены на:

  • механизме руководства}
  • структуре менеджмента}
  • процессе менеджмента}
  • механизме преображения руководящей системы.

Первый компонент имеет:

  • законы}
  • цели}
  • принципы}
  • задачи}
  • функции}
  • методы управления.

Вторая составляющая включает в себя:

  • начальство}
  • рабочий коллектив (кадры)}
  • техническое обеспечение.

Третий компонент, получивший название процесса менеджмента, заключается в непрерывной и слаженной работе всех звеньев организации на пути к достижению общей цели. А механизм преображения системы менеджмента весьма чувствителен к изменениям во внутренней и внешней среде организации.

Теория и практика

Основы руководства персоналомопираются не только на объективные законы экономической науки, но и формируют на их основе целую систему интересов всех сотрудников таможенной службы. Важнейшая функция управления в органах таможни РФ – это созидание, которое повышает эффективность работы сотрудников данной организации.

Перечислим основные законы управления, которые в полной мере выражают все связи между субъектами и объектами менеджмента, между происходящими процессами внутри и снаружи организации:

  • Единство рабочих элементов и руководящего звена. Этот закон показывает постоянную взаимосвязь между звеньями организации от рядового сотрудника до наивысших органов государственной власти.
  • Закон пропорциональности. Выражает важность пропорциональности между управляющим и управляемым субъектами, необходимость постоянной координации действий между всеми составляющими организации.
  • Централизация функций управленческого аппарата. Централизация власти еще не означает ужесточение системы управления всеми подразделениями. Напротив, для каждого из них должна быть предусмотрена своя степень централизации, которая способна обеспечить работу отдельных структурных единиц таможенной службы на достойном уровне.
  • Закон соотносительности субъекта и объекта управления. Данный постулат регламентирует обеспечение необходимого уровня ответственности за проделанную работу, как для руководителей, так и для подчиненных.

Под влиянием вышеуказанных пунктов были выделены также принципы менеджмента в области работы ТС.

Основные принципы управления

Принципы управления персоналом таможенной системыобразуют совокупность идей, правил и рекомендаций, относительно того, как именно должно происходить грамотное управление персоналом любого предприятия.

На практике, в области управления таможенным персоналом были выведены такие принципы:

  • общие}
  • частные (индивидуальные)}
  • организационно-технические.

Общими принципами менеджмента называются стратегические руководящие нормы, действующие во всех структурных единицах таможни. Несмотря на свое обобщенное название, на каждой ступени иерархической лестницы они работают по-разному. К ним относят отдельные принципы менеджмента:

  • системность}
  • информационная достаточность}
  • оптимальность управления.

Индивидуальные (частные) принципы менеджмента в таможенной службе делятся на пару групп:

  • первая группа принципов применяется в социальной, духовной и экономической сферах таможенных органов}
  • принципы, которые распространяются на работу контролирующих органов, обеспечивающих экономическую безопасность Российской Федерации.

Частные принципы включают в себя такие понятия, как:

  • Работники таможенного контролязаконность}
  • централизация власти руководства и ее децентрализация в разумных пределах}
  • оперативность}
  • гибкость}
  • ответственность}
  • преемственность}
  • достижение конечной цели и т.п.

Последняя группа принципов работы подразделений таможенной службы базируется на организационной и административной деятельности руководящего звена. В их состав вошли:

  • единоначалие}
  • конкретность}
  • разделение труда}
  • иерархичность}
  • делегирование полномочий.

Основные постулаты научного управления в области работы государственной таможенной службы являются необходимыми для изучения начальниками всех уровней иерархии. А все потому, что они дают возможность в полной мере понять механизм и суть менеджмента, способствуют грамотной организации работы управленцев в сфере таможенного контроля и надзора. Накопленные знания и опыт сотрудников и руководителей приведут к положительным последствиям, как для работы организации, так и для процветания страны.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Индукционная плита кт 109 инструкция по применению
  • Должностная инструкция мастера по санитарии жкх
  • Руководство в организации социальный аспект
  • Мазь rheumatil gel инструкция по применению
  • С чего начинается ремонт квартиры пошаговая инструкция