Руководство первой советской антарктической станции

13 февраля 1956 года состоялось открытие первой советской антарктической станции, получившей название «Мирный».

Антарктика — южная полярная область Земли, включающая Антарктиду и прилегающие к ней части океанов и острова. Открытие Антарктиды как ледяного континента, состоявшееся в 1820 году, принадлежит русской кругосветной военно-морской экспедиции под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева на шлюпах «Восток» и «Мирный».

После этого отечественные моряки пришли в южные полярные моря только в 1946 году, когда в эти воды направилась советская китобойная флотилия «Слава». Начиная со следующего года, на борту плавбазы этой флотилии стала работать научная группа.

Систематическое изучение Антарктики в СССР началось только в середине 1950-х годов в связи с проведением Международного геофизического года. Для организации и проведения исследований в этом районе решением правительства Советского Союза во второй половине 1955 года была создана Комплексная антарктическая экспедиция Академии наук СССР. В ее задачи входила организация главной базы на побережье континента, выбор места для внутриматериковых научно-исследовательских станций, а также проведение комплексных океанологических исследований в Индийском секторе антарктических вод. Всего в экспедиции (вместе с экипажами судов) участвовали 425 человек.

Экспедицию возглавил доктор географических наук, Герой Советского Союза Михаил Сомов.

Флагман экспедиции дизель-электроход «Обь», 30 ноября 1955 года вышедший в первый антарктический рейс из порта Калининграда, 5 января 1956 года подошел к берегам Антарктиды и пришвартовался к краю узкого припая бухты Фарр. Советские люди впервые высадились на антарктический материк. Наземными отрядами и с воздуха начались поиски подходящего места для организации базы. 14 января такое место было найдено на побережье моря Дейвиса (Индийский сектор Южного океана) в районе острова Хасуэлл на материковом льду и скалах на высоте 35 метров над уровнем моря в точке с географическими координатами 66°33′ южной широты и 93°01′ восточной долготы. Берег материка в этом месте представляет собой снежно-ледяной барьер высотой 15-20 метров над уровнем моря. 15 января корабль подошел к берегу в районе острова Хасуэлл, где началась разгрузка судна. Выгружали строительные материалы и экспедиционное оборудование на тракторы с прицепными санями, стоявшими у борта на припае (прикрепленный к берегу ледяной покров).

19 января на найденной площадке началось строительство базы, а 13 февраля 1956 года состоялось торжественное открытие первой советской антарктической станции с подъемом государственного флага СССР. Станция и расположенная на ее территории обсерватория были названы именем «Мирный» в честь одного из парусных шлюпов, которые принимали участие в открывшей шестой материк первой русской антарктической экспедиции. Тем самым подчеркивалась преемственность в освоении Антарктиды.

Сооружения станции «Мирный» разместили на четырех выходах скальных пород. Строительство было начато с постройки радиоцентра. На скалах были установлены приемная и передающая радиостанции, которые обеспечивали прямую связь с Москвой, электростанция с подсобными сооружениями, а также магнитный и сейсмический павильоны. К торцевой стене здания электростанции было пристроено помещение, где находились баня и прачечная.

Были также сооружены аэрологический павильон, помещения для геофизической, геологической, гляциологической, аэрофотограмметрической, аэрологической, гравиметрической и других лабораторий.

Все основные жилые помещения и большая часть вспомогательных сооружений были сосредоточены на материковом льду. Жилые дома были рассчитаны на проживание 7-10 человек. Они представляли собой деревянные сборно-щитовые сооружения, собранные на фундаментах из стальных ферм. Помимо жилого помещения, в них имелись кухня-котельная, кладовая, внутренний тамбур, а также наружный тамбур-вышка высотой около семи метров. В случае снежных заносов обитатели дома могли выйти из него через этот тамбур. Все жилища были оборудованы центральным отоплением.

В одном из жилых домов был оборудован медицинский центр. Для столовой и кухни построили сдвоенный стандартный щитовой дом. Это помещение предназначалось также для проведения киносеансов, лекций и собраний, вечеров самодеятельности.

В период строительства базы был сооружен ряд временных подсобных помещений, некоторые из которых использовались и впоследствии. Кроме того, были выстроены свинарник и помещения для содержания собак. Всего в Мирном было сооружено 21 здание, а на юго-западной окраине поселка разбиты две взлетно-посадочные полосы. В 1956 году в распоряжении авиационного отряда имелось четыре самолета (Ил-12, два Ли-2, Ан-2), а также два вертолета Ми-4.

На первую зимовку на станции остались 86 человек во главе с начальником станции Михаилом Сомовым. Жить и работать им пришлось в условиях низких температур, высотной разреженности воздуха, сильных ветров.

В этом районе характерны отрицательные значения среднемесячных температур в течение всего года. Средняя годовая температура воздуха составляет минус 11,3°C, максимальная — плюс 6,8°C, минимальная — минус 40,3°C. Характер погоды определяется частыми метелями, особенно в зимний период, а также сильными стоковыми ветрами (сток холодного воздуха под действием силы тяжести по относительно пологим склонам горных хребтов). В течение года в районе станции в среднем насчитывается 204 дня, когда скорость ветра превышает 15 метров в секунду. Поскольку станция находится у полярного круга, полярной ночи здесь не бывает, полярный день длится около месяца (с 10 декабря по 10 января).

В последующие экспедиции в «Мирном» было построено много новых зданий. В 1964 году насчитывалось 64 постройки разного типа, причем большая их часть находилась под снегом. До 1971 года станция была главной базой советских антарктических экспедиций. С 1973 года началась реконструкция «Мирного», в ходе которой были построены новые здания дизельной электростанции, гаража, а также большие модульные дома из металлических конструкций с навесными алюминиевыми панелями. К 1975 году на станции насчитывалось 16 сооружений, так как часть построек вышла из строя и была погребена под снегом. Основным жилым и служебным фондом являлись три новых двухэтажных 14-модульных здания.

Начиная с первых экспедиций и до 2007 года одной из основных задач «Мирного» было обеспечение функционирования станции «Восток», расположенной в глубине материка. Синоптическая группа, работающая на станции постоянно, обеспечивала прогностической информацией транспортные походы по маршруту Мирный — станция Восток — Мирный, грузовые операции у припая и на рейде в навигационный период, а также ряд других оперативных мероприятий.

В настоящее время на круглогодично действующей станции «Мирный» работает синоптическая группа, проводятся различные научные исследования, в основном климатологического и геофизического характера, также на сотрудников станции возложена задача ведения наблюдений за ледовой обстановкой для определения возможности передвижения в этой зоне исследовательских кораблей.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников






  • Фото

13.02.2023, 00:00

Первая антарктическая

История станции

13 февраля 1956 года состоялось открытие первой советской антарктической станции, получившей название «Мирный». Хроника создания и работы станции — в фотогалерее «Ъ».

Станция была основана первой антарктической экспедицией СССР, которая стартовала 30 ноября 1955 года. В этот день из Калининграда вышел ее флагманский корабль — дизель-электроход «Обь»

Станция была основана первой антарктической экспедицией СССР, которая стартовала 30 ноября 1955 года. В этот день из Калининграда вышел ее флагманский корабль — дизель-электроход «Обь»

Фото:
Ешурин / РИА Новости

5 января 1956 года судно подошло к берегам Антарктиды со стороны Индийского океана и вошло в проход между айсбергами — в бухту Фарр моря Дэйвиса. Место, куда выгрузились полярники, впоследствии было названо берегом Правды

5 января 1956 года судно подошло к берегам Антарктиды со стороны Индийского океана и вошло в проход между айсбергами — в бухту Фарр моря Дэйвиса. Место, куда выгрузились полярники, впоследствии было названо берегом Правды

Фото:
Вадим Прокопьев / архив ААНИИ

Наземными отрядами и с воздуха начались поиски подходящего места для организации базы. Начальником экспедиции был назначен полярник, герой Советского Союза Михаил Сомов (на фото слева)

Наземными отрядами и с воздуха начались поиски подходящего места для организации базы. Начальником экспедиции был назначен полярник, герой Советского Союза Михаил Сомов (на фото слева)

Фото:
Александр Кочетков / ТАСС

19 января на найденной площадке началось строительство базы, а 13 февраля состоялось торжественное открытие первой советской антарктической станции с подъемом государственного флага СССР. Станция была названа в честь одного из парусных шлюпов первой русской антарктической экспедиции под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева (1819—1821)

19 января на найденной площадке началось строительство базы, а 13 февраля состоялось торжественное открытие первой советской антарктической станции с подъемом государственного флага СССР. Станция была названа в честь одного из парусных шлюпов первой русской антарктической экспедиции под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева (1819—1821)

Фото:
Николай Русин / архив ААНИИ

Сооружения станции разместили на четырех выходах скальных пород. Строительство было начато с постройки радиоцентра, обеспечивающего прямую связь с Москвой, электростанции с подсобными сооружениями, а также магнитного и сейсмического павильонов. К торцевой стене здания электростанции было пристроено помещение, где находились баня и прачечная

Сооружения станции разместили на четырех выходах скальных пород. Строительство было начато с постройки радиоцентра, обеспечивающего прямую связь с Москвой, электростанции с подсобными сооружениями, а также магнитного и сейсмического павильонов. К торцевой стене здания электростанции было пристроено помещение, где находились баня и прачечная

Фото:
В. Кочетов / РИА Новости

Карта с маршрутом антарктической экспедиции Москва — «Мирный» (Антарктида) — Москва

Карта с маршрутом антарктической экспедиции Москва — «Мирный» (Антарктида) — Москва

Фото:
Юрий Абрамочкин / РИА Новости

Сооружения станции, в том числе геофизическая обсерватория и аэродром, были возведены на материковом льду и выходах скальных пород — на высоте 35 м над уровнем моря. В 1956 году в распоряжении авиационного отряда имелось четыре самолета (Ил-12, два Ли-2, Ан-2), а также два вертолета Ми-4

Сооружения станции, в том числе геофизическая обсерватория и аэродром, были возведены на материковом льду и выходах скальных пород — на высоте 35 м над уровнем моря. В 1956 году в распоряжении авиационного отряда имелось четыре самолета (Ил-12, два Ли-2, Ан-2), а также два вертолета Ми-4

Фото:
С. Преображенский / РИА Новости

На первую зимовку на станции остались 86 человек во главе с начальником станции Михаилом Сомовым. Жить и работать им пришлось в условиях низких температур и сильных ветров

На первую зимовку на станции остались 86 человек во главе с начальником станции Михаилом Сомовым. Жить и работать им пришлось в условиях низких температур и сильных ветров

Фото:
Сергей Преображенский / ТАСС

В этом районе характерны отрицательные значения среднемесячных температур в течение всего года. Средняя годовая температура воздуха составляет минус 11,3°C, максимальная — плюс 6,8°C, минимальная — минус 40,3°C. 220 дней в году сила ветра достигает более 15 м/с

В этом районе характерны отрицательные значения среднемесячных температур в течение всего года. Средняя годовая температура воздуха составляет минус 11,3°C, максимальная — плюс 6,8°C, минимальная — минус 40,3°C. 220 дней в году сила ветра достигает более 15 м/с

Фото:
Павел Сенько / архив ААНИИ

Систематические метеорологические наблюдения в обсерватории станции начались в феврале 1956 года, в апреле того же года были проведены первые пробные ионосферные наблюдения

Систематические метеорологические наблюдения в обсерватории станции начались в феврале 1956 года, в апреле того же года были проведены первые пробные ионосферные наблюдения

Фото:
Сергей Преображенский / ТАСС

Начиная с первых экспедиций и до 2007 года одной из основных задач «Мирного» было обеспечение функционирования станции «Восток», расположенной в глубине материка. Синоптическая группа обеспечивала прогностической информацией транспортные походы по маршруту «Мирный» — станция «Восток» — «Мирный», а также ряд других оперативных мероприятий

Начиная с первых экспедиций и до 2007 года одной из основных задач «Мирного» было обеспечение функционирования станции «Восток», расположенной в глубине материка. Синоптическая группа обеспечивала прогностической информацией транспортные походы по маршруту «Мирный» — станция «Восток» — «Мирный», а также ряд других оперативных мероприятий

Фото:
С. Преображенский / РИА Новости

В летние месяцы персонал станции достигал 200 человек 
<br>На фото: кают-компания антарктической станции Мирный

В летние месяцы персонал станции достигал 200 человек

На фото: кают-компания антарктической станции Мирный

Фото:
Павел Сенько / архив ААНИИ

В 1964 году на станции насчитывалось 42 постройки разного типа, причем большая их часть находилась под снегом. До 1971 года станция была главной базой советских антарктических экспедиций

В 1964 году на станции насчитывалось 42 постройки разного типа, причем большая их часть находилась под снегом. До 1971 года станция была главной базой советских антарктических экспедиций

Фото:
Г. Копосов / РИА Новости

Запуск шара-зонда в высокие слои атмосферы с обсерватории станции «Мирный»

Запуск шара-зонда в высокие слои атмосферы с обсерватории станции «Мирный»

Фото:
М. Дюгарова / ТАСС

В 1989 году через станцию «Мирный» прошла первая женская научно-спортивная экспедиция в Антарктиде. Группа советских спортсменок-исследовательниц осуществила лыжный переход общей протяженностью 1410 км

В 1989 году через станцию «Мирный» прошла первая женская научно-спортивная экспедиция в Антарктиде. Группа советских спортсменок-исследовательниц осуществила лыжный переход общей протяженностью 1410 км

Фото:
Кузнецов И. / ТАСС

Член 62-ой российской антарктической экспедиции во время снежного бурана

Член 62-ой российской антарктической экспедиции во время снежного бурана

Фото:
Дмитрий Кучерявый / архив ААНИИ

Сейчас станция «Мирный» состоит из двух поселков, расположенных на скалах на расстоянии 800 м друг от друга и включает 16 строений

Сейчас станция «Мирный» состоит из двух поселков, расположенных на скалах на расстоянии 800 м друг от друга и включает 16 строений

Фото:
Дмитрий Резвов / архив ААНИИ

Здесь проводятся наблюдения по метеорологии, аэрологии, по различным разделам геофизики, гидрологии и др. В экспедиции принимают участие до 50 человек

Здесь проводятся наблюдения по метеорологии, аэрологии, по различным разделам геофизики, гидрологии и др. В экспедиции принимают участие до 50 человек

Фото:
Дмитрий Кучерявый / архив ААНИИ

На сотрудников станции также возложена задача ведения наблюдений за ледовой обстановкой для определения возможности передвижения в этой зоне исследовательских кораблей

На сотрудников станции также возложена задача ведения наблюдений за ледовой обстановкой для определения возможности передвижения в этой зоне исследовательских кораблей

Фото:
Денис Мельников / архив ААНИИ

1
/
19

Станция была основана первой антарктической экспедицией СССР, которая стартовала 30 ноября 1955 года. В этот день из Калининграда вышел ее флагманский корабль — дизель-электроход «Обь»

Фото:
Ешурин / РИА Новости

5 января 1956 года судно подошло к берегам Антарктиды со стороны Индийского океана и вошло в проход между айсбергами — в бухту Фарр моря Дэйвиса. Место, куда выгрузились полярники, впоследствии было названо берегом Правды

Фото:
Вадим Прокопьев / архив ААНИИ

Наземными отрядами и с воздуха начались поиски подходящего места для организации базы. Начальником экспедиции был назначен полярник, герой Советского Союза Михаил Сомов (на фото слева)

Фото:
Александр Кочетков / ТАСС

19 января на найденной площадке началось строительство базы, а 13 февраля состоялось торжественное открытие первой советской антарктической станции с подъемом государственного флага СССР. Станция была названа в честь одного из парусных шлюпов первой русской антарктической экспедиции под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева (1819—1821)

Фото:
Николай Русин / архив ААНИИ

Сооружения станции разместили на четырех выходах скальных пород. Строительство было начато с постройки радиоцентра, обеспечивающего прямую связь с Москвой, электростанции с подсобными сооружениями, а также магнитного и сейсмического павильонов. К торцевой стене здания электростанции было пристроено помещение, где находились баня и прачечная

Фото:
В. Кочетов / РИА Новости

Карта с маршрутом антарктической экспедиции Москва — «Мирный» (Антарктида) — Москва

Фото:
Юрий Абрамочкин / РИА Новости

Сооружения станции, в том числе геофизическая обсерватория и аэродром, были возведены на материковом льду и выходах скальных пород — на высоте 35 м над уровнем моря. В 1956 году в распоряжении авиационного отряда имелось четыре самолета (Ил-12, два Ли-2, Ан-2), а также два вертолета Ми-4

Фото:
С. Преображенский / РИА Новости

На первую зимовку на станции остались 86 человек во главе с начальником станции Михаилом Сомовым. Жить и работать им пришлось в условиях низких температур и сильных ветров

Фото:
Сергей Преображенский / ТАСС

В этом районе характерны отрицательные значения среднемесячных температур в течение всего года. Средняя годовая температура воздуха составляет минус 11,3°C, максимальная — плюс 6,8°C, минимальная — минус 40,3°C. 220 дней в году сила ветра достигает более 15 м/с

Фото:
Павел Сенько / архив ААНИИ

Систематические метеорологические наблюдения в обсерватории станции начались в феврале 1956 года, в апреле того же года были проведены первые пробные ионосферные наблюдения

Фото:
Сергей Преображенский / ТАСС

Начиная с первых экспедиций и до 2007 года одной из основных задач «Мирного» было обеспечение функционирования станции «Восток», расположенной в глубине материка. Синоптическая группа обеспечивала прогностической информацией транспортные походы по маршруту «Мирный» — станция «Восток» — «Мирный», а также ряд других оперативных мероприятий

Фото:
С. Преображенский / РИА Новости

В летние месяцы персонал станции достигал 200 человек

На фото: кают-компания антарктической станции Мирный

Фото:
Павел Сенько / архив ААНИИ

В 1964 году на станции насчитывалось 42 постройки разного типа, причем большая их часть находилась под снегом. До 1971 года станция была главной базой советских антарктических экспедиций

Фото:
Г. Копосов / РИА Новости

Запуск шара-зонда в высокие слои атмосферы с обсерватории станции «Мирный»

Фото:
М. Дюгарова / ТАСС

В 1989 году через станцию «Мирный» прошла первая женская научно-спортивная экспедиция в Антарктиде. Группа советских спортсменок-исследовательниц осуществила лыжный переход общей протяженностью 1410 км

Фото:
Кузнецов И. / ТАСС

Член 62-ой российской антарктической экспедиции во время снежного бурана

Фото:
Дмитрий Кучерявый / архив ААНИИ

Сейчас станция «Мирный» состоит из двух поселков, расположенных на скалах на расстоянии 800 м друг от друга и включает 16 строений

Фото:
Дмитрий Резвов / архив ААНИИ

Здесь проводятся наблюдения по метеорологии, аэрологии, по различным разделам геофизики, гидрологии и др. В экспедиции принимают участие до 50 человек

Фото:
Дмитрий Кучерявый / архив ААНИИ

На сотрудников станции также возложена задача ведения наблюдений за ледовой обстановкой для определения возможности передвижения в этой зоне исследовательских кораблей

Фото:
Денис Мельников / архив ААНИИ

Мультимедиа

Постоянная экспедиция Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Академии наук СССР впервые высадилась на берег Антарктиды 5 января 1956 года. Экспедиция была организована в преддверии Международного геофизического года. В нее входили как сезонные, так и зимующие в Антарктике научно-исследовательские отряды.

Советом министров СССР 13 июля 1955 года был утвержден проект 1-й Комплексной антарктической экспедиции Академии наук СССР. Организация экспедиции была поручена Отделу морских экспедиционных работ АН СССР, который возглавлял Иван Дмитриевич Папанин, совместно с Главным управлением Северного морского пути. Руководителем первой экспедиции был назначен океанолог и опытный полярный исследователь Михаил Михайлович Сомов.

Целью экспедиции было создание исследовательской станции на антарктическом побережье, а также сезонной полевой базы в центральной области материка. Основными научными задачами экспедиции являлись изучение атмосферных процессов в Антарктиде и их участие в общей циркуляции воздушных масс, выявление закономерностей в перемещениях антарктических вод и физико-географическое описание региона, включающее и его геологическую характеристику.

Калининград 30 ноября 1955 года покинуло флагманское судно первой экспедиции — дизель-электроход «Обь», капитаном которого был Иван Ман, 14 декабря за ним последовали второй дизель-электроход, «Лена», а также «Рефрижератор No.7». «Обь» пришвартовалась к припаю в бухте Фарр 5 января 1956 года и состоялась первая высадка на антарктический берег группы под руководством Александра Гусева и Петра Шумского, а 13 февраля открыта станция «Мирный».

В конце февраля-начале марта были проведены наблюдения с воздуха в районах, где предполагалось создать станции «Восток» и «Советская». В начале апреля из «Мирного» в глубь материка отправился санно-тракторный поезд. Спустя месяц после 370 пройденных километров была основана станция «Пионерская». До этого ни одна антарктическая станция не закладывалась вдали от берега. База «Оазис» была основана на побережье к востоку от «Мирного» в октябре этого же года.

В конце 1956 — начале 1957 года в «Мирный» прибыла вторая экспедиция. Научные наблюдения были продолжены, кроме того, в глубине материка были заложены еще две станции — «Восток» и «Комсомольская». В конце 1957 года на материк прибыла третья по счету экспедиция. Были основаны базы «Советская» и «Полюс недоступности», а станция «Восток» перенесена вглубь побережья в район Южного геомагнитного полюса.

В 1958 году в Антарктиде работало уже 5 советских станций, а на пике активности Советской антарктической экспедиции на материке насчитывалось 8 станций, функционировавших круглый год. Число зимующих составляло 180 человек, летом же на станциях работало до 450 полярников. Наряду с Антарктической программой США Советская антарктическая экспедиция оказалась одним из крупнейших исследовательских проектов, когда-либо имевших место в Антарктике.

После плавания Беллинсгаузена и Лазарева Россия почти полтора века не принимала участия в исследованиях Антарктиды. Возвращение состоялось в январе 1956 года, когда советская экспедиция достигла берегов белого континента.

С начала ХХ века русских моряков, лётчиков, учёных влекла тайна Северного Ледовитого океана. И в СССР тема завоевания Арктики звучала громко. В исследованиях северных полярных широт видели торжество социализма: советский человек, освоивший новейшую технику, покоряет пространство, побеждает стихию, шагает в неизведанное. А об Антарктиде страна как будто забыла со времён Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева.

Долгие годы наши путешественники не участвовали в гонке за покорение Южного полюса, а учёные не помышляли об организации станций на шестом континенте. Слишком далеко от российских портов расположен этот загадочный материк. Ситуация изменилась только после Великой Отечественной войны. Тогда осознали, что Антарктида – это 80% мировых запасов пресной воды, вспомнили, что там имеются залежи нефти и каменного угля, а главное – в атомный век нельзя было отдавать ледовый континент потенциальным противникам. Шла холодная война, и в Кремле не без основания опасались, что американцы могут превратить материк, открытый русскими мореплавателями, в полигон для ядерных испытаний.

Стало ясно: пора советским полярникам обосновываться на белом куполе планеты. Арктические навыки должны были помочь нашим исследователям в сжатые сроки «догнать и перегнать Америку». Впрочем, к тому времени в Антарктиде уже вовсю работали не только американцы, но и норвежцы, аргентинцы, англичане, французы, австралийцы. Потомкам Беллинсгаузена и Лазарева нужно было срочно сокращать отставание…

Берег Правды

13 июля 1955 года Совет министров СССР издал постановление об организации Комплексной антарктической экспедиции. Тут-то всё и завертелось. Поводом к советскому освоению шестого континента стала подготовка к Международному геофизическому году. Наша страна взяла на себя обязательства с ноября 1955-го по апрель 1959 года организовать четыре рейса судов в Антарктиду и создать как на побережье, так и в глубине материка научные обсерватории. Международный совет научных союзов выделил для советских исследователей обширную неизведанную территорию между 80-м и 105-м градусами восточной долготы.

Организационные вопросы поручили Ивану Папанину – известному полярнику, обладавшему незаурядной пробивной силой. Когда он с широкой улыбкой заходил в начальственный кабинет и с порога заявлял: «Братки, помочь нужно!» – ни один бюрократ не мог ему отказать. И оснастили экспедицию по лучшим мировым стандартам. В авиационном отряде насчитывалось четыре самолёта и два вертолёта. На борт флагмана экспедиции – дизель-электрохода «Обь» – погрузили 13 тракторов и гусеничных бульдозеров, 4 вездехода ГАЗ-47, 10 специально оборудованных грузовиков, на которых размещались походные радио- и электростанции, и внедорожник ГАЗ-69. Отправились в Антарктиду и колымские ездовые собаки, которых запрягали в нарты. Начальником экспедиции назначили Михаила Сомова – Героя Советского Союза, который после войны прославился как крупнейший исследователь Арктики.

Первое официальное сообщение об организации советской экспедиции в Антарктику появилось в газетах 23 августа 1955 года. К тому времени путешественники уже готовились к дальней дороге. Наконец 30 ноября флагманский корабль «Обь» под командованием капитана Ивана Мана вышел из Калининградского порта. Через две недели к берегам Антарктиды отправилось второе судно – «Лена». Вслед за ними устремился и теплоход «Рефрижератор № 7», доставлявший в южные широты продовольствие.

Плавание прошло без неприятных неожиданностей. Моряки безошибочно провели суда между айсбергами, и 5 января 1956 года наши соотечественники впервые ступили на берег Антарктиды. Тяжелым испытанием оказалась высадка экспедиции. «Обь» остановилась перед покрытой льдами каменной грядой. Сомов отрядил на побережье разведчиков – опытных альпинистов. Они удостоверились, что строить здесь станцию – дело пустое. К тому же начался шторм. Место для будущей резиденции удалось найти только через несколько дней с борта самолёта. Туда без промедлений десантировали 20 человек. Они оборудовали на леднике взлетно-посадочную полосу. А вскоре и «Обь» подошла поближе – и путешественники стали выгружаться, устраиваться и присваивать местным географическим объектам родные и близкие названия: берег Правды (в честь партийной газеты), скала Комсомольская, сопка Радио…

21 января поздним вечером случилась первая беда. Трактор «Сталинец», оказавшись во время разгрузки судов на опасном пятачке, завалился набок и стал тонуть. 19-летний Иван Хмара решил спасти машину, впрыгнул в кабину, включил мотор. Но как только гусеницы завертелись, трактор потянуло вниз – и над ним сомкнулся лёд. Утром в день гибели Иван получил телеграмму о рождении сына… «Хмара нам доказал, что мы не знаем Антарктики», – вспоминали полярники. Именем героя назвали островок в архипелаге Хасуэлл, расположенный у восточного побережья Антарктиды. Там на вершине скалы установлен памятный камень в его честь.

Мирная миссия

13 февраля 1956 года состоялось официальное открытие первой советской научной станции в Антарктиде – обсерватории «Мирный», вокруг которой возник целый посёлок, сразу ставший одним из крупнейших на белом континенте. Там под звуки гимна, как на параде, полярники подняли государственный флаг СССР. Домик метеорологов возвели примерно в 20 шагах от линии Южного полярного круга. Станцию назвали в честь одного из парусных шлюпов экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева. Но был у этого наименования и актуальный подтекст: советские учёные подчеркивали, что пришли в Антарктиду не в последнюю очередь ради дела мира, чтобы предотвратить милитаризацию высоких южных широт.

Около ста человек работали на этой антарктической базе – масштаб, которого невозможно было достичь на дрейфующих станциях в Северном Ледовитом океане. С открытием обсерватории начались регулярные метеорологические наблюдения – запуски радиозондов, составление синоптических карт. Вступила в строй сейсмическая станция, установленная в вырубленном во льду колодце. Учёные дотошно регистрировали вариации магнитного поля Земли. Биологи изучали антарктическую фауну – пингвинов, тюленей. Оружия на базе хватало, но один из первых приказов Сомова гласил: «Пингвинов не стрелять!» В районе посёлка Мирный обнаружилось несколько крупных колоний этих царственных морских птиц.

Сомовцам удалось обустроить свой быт на удивление быстро. За несколько месяцев оборудовали электростанцию, кухню-столовую, амбулаторию с рентгеновским, физиотерапевтическим и хирургическим кабинетами, автоматическую телефонную станцию, механическую мастерскую, баню-прачечную, склады и даже свинарник. И всё это они смогли построить, несмотря на ураганы и ежедневную вьюгу, сбивавшую с ног. Пурга каждую ночь заносила снегом домики. Выходить приходилось через крышу. Но самое трудное испытание – оторванность от семей, близких. Через полгода этот психологический груз ощущался остро.

Важнейшую роль в освоении неприступных уголков Антарктиды сыграли лётчики – настоящие полярные асы. Лишь с воздуха можно было быстро разведать неизвестные территории. Самолёты куда угодно готовы были доставить КАПШ – каркасную арктическую палатку конструкции Сергея Шапошникова, напоминавшую киргизскую юрту. Для отопления таких убежищ, устойчивых и лёгких при монтаже, использовались баллоны с газом.

Гляциологи, геологи и географы на собачьих упряжках и вездеходах совершали походы в окрестностях Мирного, а на самолётах облетели чуть ли не весь материк. Сомов с лётчиком Иваном Черевичным добрались до Южного полюса. Обосновавшись в Мирном, полярники должны были выполнить самую сложную задачу – построить первую в Антарктиде внутриконтинентальную научную станцию.

Первопроходцы континента

2 апреля 1956 года из Мирного вышел тракторный поезд, на котором добровольцы отправились вглубь материка. В начале мая экспедиция оказалась в 375 км от побережья, на высоте около 2700 м. Это был настоящий путь в неизведанное. До наших путешественников там ещё никому не удалось побывать – не то что наладить исследования. Они были первопроходцами – и обустроенную станцию назвали «Пионерской». Три низких домика, соединённых тамбуром, радиомачты, метеорологическая площадка и взлётная полоса – так выглядела первая в мире обсерватория во внутренних районах Антарктиды. Четверо героев – начальник станции, учёный-метеоролог, профессор Александр Гусев, гляциолог Леонид Долгушин, радист Евгений Ветров и механик Николай Кудряшов – остались там на несколько месяцев. 20 августа им довелось зафиксировать температуру минус 67,6 градуса. Рекордный мороз на тот момент наблюдений в Антарктиде! От такой стужи выходили из строя приборы, но люди продолжали работать. Их не останавливали ни холод, ни нехватка кислорода, ни оторванность от остального мира. Когда самолёт доставил великолепную четверку в Мирный, друзья встречали их как победителей.

Ещё в начале 1956 года первый десант полярников высадился в оазисе Бангера. На берегу озера Фигурное стали обустраивать научную площадку. Только в октябре удалось открыть третью советскую антарктическую станцию – «Оазис». Работать там на 109 дней остались два человека – радист Петр Целищев и метеоролог Леонид Мусаилов. Они дважды в сутки передавали в эфир сводки о температуре, влажности воздуха и почвы, атмосферном давлении, ветре, осадках, облачности и горизонтальной видимости.

Три основанные сомовцами станции с лихвой выполнили программу первой советской антарктической миссии. 13 февраля 1957-го, в первую годовщину основания Мирного, участники сомовской экспедиции простились с Антарктидой. Второе открытие белого материка состоялось. За этот год мир узнал о нём больше, чем за предыдущие 135 лет. «Русские своими экспедициями в Антарктику обогатили науку такими познаниями и сведениями, которых не вносил, пожалуй, ни один народ», – писала «Шведская ежедневная газета» и нисколько не преувеличивала. С тех пор советские, а затем и российские учёные ни на минуту не прерывали антарктическую вахту.

Арсений Замостьянов

Представляем вашему вниманию фрагмент из книги Никиты Кузнецова «Русская Антарктика. История в иллюстрациях».

1 — 3-я комплексные антарктические экспедиции. 1955 — 1959 гг.

С начала XX века ряд стран (Великобритания, Аргентина, Чили, Норвегия, Франция, Австралия и Новая Зеландия) выдвинули свои территориальные претензии на различные районы Антарктиды. Интересно, что начальником аргентинской станции на Южных Оркнейских островах в 1924 — 1925 годах был русский эмигрант — москвич, бывший гардемарин В. В. Добровольский (1895 — 1987), ставший, скорее всего, первым нашим соотечественником, зимовавшим на «ледяном материке».

Одним из активных участников попыток раздела Антарктиды была Норвегия. В 1930 году она объявила своей собственностью остров Буве, в следующем — остров Петра I. В январе 1939 года норвежский король издал указ о присоединении к территории Королевства части материка, получившей название «Сектор Буве». В ответ на это 27 января 1939 года советское правительство послало ноту правительству Норвегии. В ней указывалось на незаконность односторонних действий в отношении антарктических территорий. СССР резервировал свои права на решение вопросов государственной принадлежности в отношении Антарктики, открытой экспедицией Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева.

ФОТО 1.png

«Обь» перед отправлением в 1-ю КАЭ. (Паулсен)

При подготовке Второго международного полярного года (1932 — 1933) Советский Союз предложил программу антарктических исследований, включающую в себя создание полярной станции на острове Петра I и проведение океанографических работ в море Росса. Ее должен был возглавить выдающийся полярный исследователь Рудольф Лазаревич Самойлович. Но в тот период у СССР не было нужного количества судов, способных доставить на континент зимовщиков и выполнить океанографические работы (рассматривались варианты использования для этого китобойной флотилии «Алеут», но вскоре стало очевидным, что она не справится с предполагавшимися задачами). Кроме того, в возможности захода в Кейптаун судну под советским флагом отказало правительство Южно-Африканского Союза. В силу этих причин экспедиция не состоялась.

Проекты организации антарктической экспедиции с использованием судна, самолетов и постройкой станции на континенте предлагали руководству страны в 1945 — 1946 годах. Но в тот период все исследования ограничились работой, проводившейся научной группой китобойной флотилии «Слава» в 1946 — 1947 годах.

В 1950 году, в условиях все более жестких территориальных претензий на Антарктиду, СССР направил меморандум, в котором заявлял, что оставляет за собой право претендовать на весь Антарктический континент как его первооткрыватель. Ранее советские ученые провели серьезную работу по поиску и исследованию материалов, доказывающих приоритет России в открытии Антарктиды. 10 февраля 1949 года была принята резолюция общего собрания Географического общества СССР, в которой, в частности, говорилось: «Всякое решение вопроса о режиме Антарктиды без участия Советского Союза не может иметь законной силы, и СССР имеет все основания не признавать любого такого решения».

Стало ясно, что складывающаяся в мире политическая ситуация требует подтверждения своих претензий реальным присутствием в Антарктиде. Планы исследования континента были приурочены к Международному геофизическому году (1957 — 1958). На Второй антарктической конференции в Брюсселе в 1955 году советская делегация, которую возглавлял заместитель директора Арктического научно-исследовательского института Герой Советского Союза М. М. Сомов, заявила о намерении советской стороны построить основную базу в Антарктике на участке берега от 85 до 105° в. д., а также станции на Геомагнитном полюсе и Полюсе относительной недоступности.

ФОТО 2.png

Разгрузка «Лены» у ледникового барьера высотой 15 м. (Паулсен)

13 июля 1955 года Совет министров СССР издал постановление об организации Комплексной антарктической экспедиции (КАЭ) Академии наук СССР, на которую возложили научное руководство исследованиями. Техническим обеспечением занималось Главное управление Северного морского пути Министерства морского флота СССР, в состав которого входил Арктический научно-исследовательский институт (с 1959 года — Арктический и антарктический научно-исследовательский институт). Начальником 1-й КАЭ стал Михаил Михайлович Сомов (его заместитель В. Г. Корт был начальником морской экспедиции). 18 ноября Президиум Академии наук СССР утвердил план проведения экспедиции и программу ее научно-исследовательских работ.

В конце ноября 1955 года из Калининграда вышел дизель-электроход «Обь», доставивший (вместе с однотипной «Леной» и теплоходом «Рефрижератор № 7», на борту которого находился запас продовольствия) участников 1-й КАЭ к берегам Антарктиды.

4 января 1956 года, преодолев небольшую ледовую перемычку, «Обь» подошла к острову Дригальского. На следующий день судно легло в дрейф в районе ледника Хелен из-за обнаружившегося на его пути большого скопления айсбергов. Через некоторое время видимость улучшилась, проход был найден, и дизель-электроход вошел в бухту Депо, где советские люди впервые высадились на шестой континент. Несколько дней на воздушную разведку летали самолеты Ан-2. Место, пригодное для оборудования постоянной базы, обнаружили в районе острова Хасуэлл, куда «Обь» пришла 15 января. Через четыре дня начались строительные работы, а 13 февраля 1956 года на побережье моря Дейвиса была открыта первая советская антарктическая станция — обсерватория Мирный.

Помимо создания станции, а также четырех временных выносных станций в ее окрестностях, в ходе 1-й КАЭ удалось собрать серьезные научные данные. Обследования — географическое, геологическое, геофизическое, гляциологическое и биологическое — побережья Антарктиды от 76 до 111° в. д. протяженностью около 2000 км включали также и аэромагнитную съемку и аэрофотосъемку.

В результате разведывательных полетов вдоль побережья к востоку и западу от Мирного, а также вглубь материка ученые изучили район Южного геомагнитного полюса и подступы к Полюсу относительной недоступности Антарктиды, получив основные сведения об этих местах.

В апреле — мае 1956 года впервые прошел санно-тракторный поход вглубь материка на расстояние 375 км от Мирного до высоты 2700 м над уровнем моря. В конечной точке маршрута полярники основали советскую внутриконтинентальную станцию Пионерская (существовала до 1959 года).

15 октября 1956 года в центральной части оазиса Бангера на расстоянии 370 км от Мирного была организована стационарная метеорологическая станция Оазис (использовалась до 1958 года).

Морская экспедиция провела комплексные океанографические исследования в прибрежных районах Восточной Антарктиды в секторе от 91 до 162° в. д. на океанографических разрезах от островов Баллени до Новой Зеландии, через Тасманово море, от Австралии к морю Дейвиса и оттуда до Аденского залива. В районе Мирного на карту было положено 25 новых островов и скал.

Во время экспедиции возникли деловые и дружеские контакты с иностранными коллегами, что было особенно важно в условиях противостояния с Западом в ходе «холодной войны». Всего в период Международного геофизического года исследования в Антарктике вели на 51 станции, принадлежащей 12 странам. «В результате такого сотрудничества, переросшего в ряде случаев в содружество, человечество за четыре года узнало о шестом континенте больше, чем за всю предшествующую историю исследования», — отметил А. Ф. Трёшников.

В 1959 году 12 стран (Австралия, Аргентина, Бельгия, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, СССР, США, Франция, Чили, ЮАР и Япония) подписали Договор об Антарктике — основной документ, определяющий правовое положение Антарктиды и исследований на ее территории. В нем указано, что Антарктида — континент мира, а заниматься его исследованием имеют право все страны, выполняющие ряд условий, в равной мере. На базе договора стали появляться новые акты международного права.

ФОТО 3.png

Взвешивание детенышей пингвина в научных целях. (Паулсен)

В 1956 — 1958 годах состоялась 2-я КАЭ, которую возглавлял Герой Социалистического Труда А. Ф. Трёшников (морскую экспедицию — И. В. Максимов). В результате проведения санно-гусеничных походов были открыты станции Комсомольская (использовалась до 1959 года) и внутриконтинентальная станция Восток-1 (впоследствии перемещенная в район Южного геомагнитного полюса и переименованная в Восток).

3-я КАЭ (1957 — 1959), работавшая под руководством Героя Советского Союза Е. И. Толстикова (морской частью руководил В. Г. Корт), продолжила научные исследования предыдущих экспедиций. В центральных районах материка при поддержке санно-тракторных поездов и авиации были открыты новые внутриконтинентальные станции Советская (работала до 1959 года) и Полюс недоступности (временная станция, наблюдения на которой выполнялись с 14-го по 26 декабря 1958 года). В этой экспедиции участвовал эстонский советский писатель Юхан Смуул (1922 — 1971), увековечивший ее историю в своей «Ледовой книге».

В течение первых трех экспедиций, проведенных в 1956 — 1959 годах, советским полярникам удалось прочно закрепиться в стратегически важных как с точки зрения проведения исследований, так и с геополитических позиций регионах Антарктиды и создать крупнейшую сеть научных станций и полевых баз. Начало постоянному присутствию отечественных ученых на шестом континенте было положено.

Купить полную книгу

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Препарат пять нок инструкция по применению
  • Создать финансовую пирамиду в интернете пошаговая инструкция
  • Кетопрофен мазь гель инструкция по применению цена отзывы
  • Глюкометр контур плюс уан инструкция видео
  • Регулмото спорт 003 руководство по эксплуатации