Материал из wikisound
Перейти к: навигация, поиск
Ableton Live 11 учебник[править]
- Первые шаги
- Узнать о Live
- Установка настроек
- Главный экран Live
- Авторизация Live
- Защита от копирования и часто задаваемые вопросы
- Понятия Live
- Браузер
- Live сеты
- Аранжировка и сессия
- Треки
- Звук и MIDI
- Аудио клипы и сэмплы
- MIDI-клипы и MIDI-файлы
- Устройства и микшер
- Пресеты и стойки
- Маршрутизация
- Запись нового клипа
- Огибающие автоматизации
- Огибающие клипов
- MIDI и клавишное дистанционные управления
- Сохранение и экспорт
Продолжение 1[править]
|
Продолжение 2[править]
|
Продолжение 3[править]
|
Аудиоэффекты[править]
|
Инструменты[править]
MIDI-эффекты[править]
|
Меню
Ableton Live — это DAW, которая не нуждается в представлении, а сочетание производительности и производственных функций означает, что она так же популярна среди исполнителей и ди-джеев, как и среди создателей.
Live 11 Lite — это урезанная версия Ableton Live со всеми необходимыми рабочими процессами, инструментами и эффектами, но с ограниченным количеством дорожек, и в течение многих лет она поставлялась в комплекте с приложениями и аппаратными продуктами.
Мы собрали серию руководств, в которых рассказывается обо всем, что вам нужно для знакомства с Ableton Live 11 Lite, чтобы вы могли научиться создавать треки.
Наши учебные пособия предназначены в первую очередь для новых пользователей, но при этом мы также отметим некоторые новые функции, которые вы найдете в Live 11 Lite, поэтому, даже если вы использовали Live Lite раньше, тут могут быть некоторые вещи, которые вам нужно знать.
Наконец, хотя Live 11 Lite — отличное программное обеспечение, на веб-сайте Ableton доступны более полнофункциональные версии Ableton Live. Итак, приступим к творчеству в Live 11 Lite!
Шаг 1: Ваш Live Lite Set уже содержит два эффекта посыла: A Reverb и B Delay. Мы сохраним реверберацию и заменим задержку на классическую для CM Studio реверберацию Microfuse от Surreal Machines. Вы можете получить это из набора плагинов Computer Music Studio в FileSilo, а после установки используйте значок горячей замены в задержке, чтобы получить его из меню плагинов.
Шаг 2: Для отправки реверберации нам нужна короткая реверберация, и мы загрузили Dark Small из папки Reverb>Room. Это хорошо добавить немного пространства басу и гитарам. Установите уровень посыла чуть ниже уровня и панорамируйте заголовок дорожки. Мы установили посыл для баса на -7,0 дБ, а для гитары – на -6,0 дБ.
Шаг 3: Чтобы получить доступ к предустановкам Microfuse, щелкните значок гаечного ключа в строке заголовка устройства. Это открывает плагин, и оттуда мы открыли предустановку Reverb Larger Plate, установив Mix на 100%. Мы добавляем эту реверберацию к струне (-3,0 дБ), развертке белого шума (-2,5 дБ) и ритмичному фортепианному рифу (-13,00 дБ).
Cмешивание двух посылов и автоматизация
Шаг 4: Чтобы еще больше усовершенствовать наш трек, нам нужно использовать некоторую автоматизацию. Представление аранжировки особенно хорошо подходит для автоматизации, поскольку мы можем открыть несколько дорожек на каждой дорожке, чтобы было легко увидеть, что происходит. Чтобы активировать автоматизацию, щелкните значок рядом с замком в верхней части заголовков дорожек.
Шаг 5: Когда автоматизация активна, вы увидите раскрывающееся меню в заголовке каждой дорожки. Это средство выбора управления автоматизацией, включающее все автоматические параметры трека. Изначально нам нужен уровень и параметры посыла, которые вы найдете в записи Mixer в списке.
Шаг 6: Наша первая задача — отрегулировать уровень громкости строки в раскрывающемся разделе. На струнной дорожке используйте переключатель управления, чтобы выбрать Mixer, а затем Track Volume из списка. Теперь у вас должна быть пунктирная линия в области аранжировки для громкости.
Шаг 7: Вы можете просто щелкнуть по этой строке и создать отдельные точки останова, чтобы настроить автоматизацию громкости. Гораздо быстрее выбрать клип и использовать контекстно-зависимые стрелки. Мы ухватились за среднюю стрелку и уменьшили уровень струн до -8,5 дБ.
Шаг 8: Кик требует аналогичной обработки в раскрывающемся списке, но с некоторыми более точными настройками. Как вы можете видеть, мы немного уменьшили уровень (-2,0 дБ в целом), а затем внесли некоторые окончательные изменения, включая постепенное увеличение громкости в конце падения.
Шаг 9: Мы попробуем еще один шаг автоматизации в секции сброса. Мы добавили немного реверберации Microfuse в ритмическую фортепианную партию. В секции перетаскивания мы можем автоматизировать этот уровень отправки выше, чтобы создать более пространственное ощущение. Мы выбрали посыл B в меню выбора автоматизации и настроили его примерно на -9 дБ в падении.
1 431
В публичном доступе появилась beta версия Live 11.1. Главное новшество – поддержка процессоров на чипе M1 от Apple.
Помимо этого добавлены ряд незначительных улучшений и 3 новых девайса:
Читать далее Обновление Ableton Live 11.1. Что нового?
Обработка вокала – это довольно сложная и объемная тема. При работе с голосом должны быть учтены десятки, а иногда и сотни нюансов. Начнем с важнейших моментов:
- Кто исполняет произведение. Мужчина или женщина?
- К какому типу вокала можно отнести голос исполнителя. Сопрано, тенор, баритон, бас?
- В каком жанре исполняется произведение. Поп, рэп, кантри, фолк, джаз или академическая музыка?
Эти нюансы должны быть учтены иначе мы не получим профессионального звучания, как бы наш вокалист не старался. В этой статье я расскажу вам о том, как в Ableton Live создать простую, универсальную цепочку эффектов для обработки вокала, которую вы сможете адаптировать практически под любой голос.
Читать далее Обработка вокала в Ableton Live. Часть 1 – Melodyne.
Hybrid Reverb – это новый реверб от Ableton, который позволяет смешивать конволюционную и алгоритмическую реверберации. Эффект имеет в запасе большую коллекцию конволюционных импульсов (IR), однако, вы также можете использовать в качестве импульсов любой звук из вашей коллекции, для этого просто перетащите сэмпл в окно реверба. Используя сэмпл, Hybrid Reverb построит пространство, а также сформирует огибающие с помощью специальных элементов управления.
Читать далее Ableton Hybrid Reverb. Руководство пользователя.
Что такое MPE?
Хотя MPE относительно недавний термин, лежащая в его основе технология не нова. MPE является расширением существующего протокола MIDI, то есть технология, которую он использует, существует с момента создания MIDI, с начала 1980-х годов. Идея стандарта MPE состоит в том, чтобы обеспечить более тонкое управление виртуальными инструментами и добиться возможности модулировать и артикулировать отдельные ноты, наподобие того, как это делают, исполнители на живых инструментах. Это делается путем отправки и получения дополнительных управляющих сообщений вместе с каждым MIDI сообщением. Контроллер MPE будет передавать несколько дополнительных сообщений, которые будут содержать информацию о силе нажатия, о расположении руки на контроллере (положении по вертикальной оси) и т.д. К примеру, контроллеры ROLI могут передавать следующие параметры Strike, Glide, Slide, Press и Lift. Количество передаваемых параметров могут варьироваться в зависимости от того, какое ПО и контроллер вы используете.
Предлагаю Вашему вниманию фрагмент видео из большого обзора новой версии Ableton Live 11. В данном фрагменте я кратко рассказывают о том, как стандарт MPE работает в Ableton Live 11 и какие инструменты и эффекты Live 11 его поддерживают.
Читать далее Как работает стандарт MPE в Ableton Live 11
Представляю большой обзор нового реверба Hybrid Reverb из набора эффектов Ableton Live 11. Узнаем, как работает конволюционный и алгоритмический движки, услышим, как звучит каждый из ревербов: Dark Hall, Quartz, Shimmer, Tides, Prism. Научимся создавать собственные импульсы с помощью синтезатора Operator. Все примеры демонстрируются в связке с библиотекой пианино Spitfire Audio – Upright Piano.
Читать далее Обзор Hybrid Reverb уже на канале
Glue компрессор эмулирует работу популярного аналогового компрессора SSL G Bus. Glue смоделирован в сотрудничестве с компанией Cytomic. Как и классический компрессор из коллекции эффектов Ableton Live, Glue компрессор может использоваться для динамической обработки индивидуальных дорожек, однако, лучше всего он подойдет для использования на мастер шине или на сгруппированной дорожке для сведения аудио с разных источников в единое целое.
Читать далее Компрессор Ableton Glue. Руководство.
Компания Ableton анонсировала релиз 11-ой версии Live. Выход программы намечен на 23 февраля 2021 года. Давайте пройдемся по основным нововведениям в программе. Первые две функции, на которые делает акцент разработчики – это Comping и поддержка спецификации MPE.
Читать далее Ableton Live 11 – обзор обновления
Данная статья подходит для всех операционных систем и всех версий Ableton Live.
Что такое аудио интерфейс?
Аудио интерфейс (часто используют термин “звуковая карта”) – это устройство, которое позволяет воспроизводить звук, а также подключать к компьютеру микрофоны, инструменты (например, синтезаторы), чтобы Вы могли записывать их напрямую в вашу цифровую рабочую станцию. В нашем случае это секвенсор Ableton Live.
Настройка аудио в Ableton Live
Большинство внешних аудио интерфейсов используют для подключения к компьютеру порты USB, Thunderbolt или Firewire. В нашем примере мы будем использовать подключение по USB.
Читать далее Настройка аудио интерфейса в Ableton Live
Если у Вас нет MIDI клавиатуры, вы можете использовать клавиатуру компьютера для ввода нот в Ableton Live.
Создайте MIDI дорожку и поместите на нее инструмент (например, синтезатор Operator). Убедитесь, что на MIDI дорожке активен индикатор Arm.
Читать далее Как играть на компьютерной клавиатуре в Ableton Live
Дополнительно к статье, качайте точную копию пресетов популярного дилэя Soundtoys Echoboy для Ableton Echo.
Эффект Эхо – это эффект, который позволяет гибко настраивать интервал повтора звука (англ. «дилэй») на двух независимых каналах и при этом контролировать настройки огибающих и модуляцию фильтров.
Модуляция – это эффект перехода из одной тональности в другую.
Кнопка «Channel Mode (рус. «режим каналов»)» позволяет выбирать между тремя различными режимами: Stereo, Ping Pong и Mid/Side.
С помощью ручек Left (левый) и Right (правый) выбирается время задержки и повтора звука. В свою очередь повтор звука может быть настроен в миллисекундах (например, 300 ms) или по шкале такта (например, такт 1/8), в зависимости от состояния переключателя Sync.
Читать далее Echo (эффект Эхо). Руководство Ableton Live.
Не волнуйтесь, если это выглядит ошеломляющим — мы разберемся со временем.
Теперь вам нужно настроить несколько параметров. Откройте панель настроек. На Mac посмотрите в верхний левый угол и выберите Live > Preferences (или Command + , ). В Windows это Параметры > Настройки (или Ctrl + , ).
Выберите вкладку Look Feel слева. Здесь вы можете изменить язык, общие цвета и темы. Под заголовком « Цвета» вы можете изменить скин или тему Ableton. Я предпочитаю тему Диско , но по умолчанию темно-серый является наиболее распространенным.
Выберите вкладку Аудио . Здесь вы можете настроить свои входы и выходы. Для устройства ввода звука и устройства вывода звука выберите соответствующие настройки.
Если вы используете внешний аудиоинтерфейс, он будет указан здесь (при условии, что установлены ваши драйверы). В противном случае он будет предварительно заполнен «Встроенным выходом». Вы можете нажать Input Config и Output Config для точной настройки этих параметров, а также установить количество входов / выходов ( I / O ), доступных для Ableton.
Наконец, под подзаголовком Latency выберите подходящий размер буфера . Размер буфера измеряется в сэмплах, и это используется для управления скоростью, с которой Ableton может записывать и воспроизводить звуки.
Если это значение слишком велико, между воспроизведением звука и прослушиванием его через динамики может быть большая задержка. Если вы установите слишком низкое значение, ваш компьютер будет работать намного тяжелее. Хорошее место для начала — 256 образцов . Если у вас странные глюки звука, возможно, вам придется увеличить это.
Теперь, когда вы все настроили, пришло время написать музыку — закройте панель настроек.
Заседание против Представления договоренности
«Традиционный» подход в музыкальном программном обеспечении заключается в записи треков слева направо. У Ableton есть эта способность, но то, что действительно отличает ее от других DAW, это представление Session . Это упорядочивает клипы по вертикали и позволяет запускать любой клип в любом порядке. Это действительно открывает творческие возможности для создания музыки, и вы можете обнаружить новую аранжировку вашей песни!
Session view чаще всего используется для ремикширования песен вживую. Он также может запускать клипы или песни в ответ на различные события. Если вы хотите записывать музыку «традиционным» способом, Ableton имеет встроенное представление Arrangement, к которому можно получить доступ с помощью клавиши Tab . Находясь в режиме компоновки, повторное нажатие клавиши Tab вернет вас в режим просмотра сеанса.
Вы можете использовать представление аранжировки для записи результатов сеанса или записи себя или группы, а также представление сеанса для ремикса вашего последнего хита или эксперимента с новым аранжировкой.
Интерфейс
Вернитесь в режим просмотра сеанса. Есть четыре основных компонента (рядом с элементами управления в самом верху). Крайний левый раздел предназначен для навигации и выбора файлов проекта, инструментов и эффектов. Это называется браузером , и его можно показать или скрыть с помощью маленькой стрелки в верхнем левом углу.
Браузер разделен на две половины. На левой стороне перечислены папки на вашем компьютере и встроенные папки Ableton:
- Звуки
- Барабаны
- инструменты
- Аудио эффекты
- MIDI-эффекты
- Плагины
- клипсы
- образцы
В этих категориях можно искать эффекты и инструменты, встроенные в Ableton. Под это место, где вы можете искать свой компьютер файлы.
В правой части Браузера вы можете перемещаться к определенным файлам или папкам в выбранной вами категории или месте. Верхняя часть браузера содержит функцию поиска, которая позволяет вам искать в выбранной папке определенный звук, инструмент или эффект.
В левом нижнем углу окна Ableton находится средство просмотра информации. Наведите курсор на что-нибудь в Ableton, и это скажет вам, что он делает. Это очень полезно и может помочь вам научиться.
Нижняя панель — это раздел « Элементы управления эффектами ». Здесь вы можете настроить любые инструменты или эффекты, которые вы назначили для трека — о чем мы поговорим позже.
Наконец, оставшаяся панель справа — это вид сеанса или расположения. Это где вы будете создавать и манипулировать аудио.
Создание музыки
Теперь, когда вы знаете об интерфейсе, давайте сделаем немного музыки! Ableton поставляется с несколькими инструментами, которые вы можете использовать для создания звуков, или вы можете использовать включенные сэмплы , которые являются предварительно записанными фрагментами звука или песен.
В режиме просмотра сеанса по умолчанию вы увидите семь вертикальных панелей. Они, вероятно, будут называться как «1 Midi», «2 Audio» и так далее. Последний из них называется «Мастер» и является всеобъемлющим главным каналом.
Эти дорожки по умолчанию определены в проекте Ableton по умолчанию. Можно сохранить свой собственный проект по умолчанию, поэтому, когда вы открываете Ableton, у вас есть базовая структура, готовая к работе. Но прямо из коробки, вы получаете проект Ableton по умолчанию.
Прежде чем вы сможете писать музыку, вам нужно понять разницу между треками.
MIDI- треки могут принимать только MIDI-инструменты и не могут воспроизводить сами сэмплы. MIDI-устройства и треки будут подробно рассмотрены позже, но пока, думайте о них как о способе генерирования звука, такого как клавиатура или гитара.
Аудио дорожки являются противоположностью дорожек MIDI. Они могут воспроизводить и записывать звуки с других устройств (таких как микрофон или другое устройство), но не могут генерировать звуки самостоятельно.
Наконец, есть треки возврата . Они обеспечивают маршрут для обработки аудио и возврата его обратно. Не беспокойтесь об этом сейчас.
Каждый трек имеет одинаковую базовую структуру. Верх трека известен как строка заголовка трека . Вы можете щелкнуть правой кнопкой мыши здесь, чтобы изменить название и цвет трека. Под этим — Слоты Скрепки . Каждый слот клипа может содержать один клип (фрагмент или целую песню / звук).
Под слотом клипа находится мини-панель управления для каждой дорожки. Здесь вы можете включить или отключить трек, настроить параметры, такие как панорамирование или усиление, и направить звук из или почти в любое другое место. Значения по умолчанию на данный момент достаточно.
Идите вперед и удалите две дорожки MIDI и одну звуковую дорожку, чтобы у вас осталась одна дорожка. Вы можете удалить дорожки, щелкнув правой кнопкой мыши по строке заголовка дорожки и выбрав « Удалить» , или щелкнув левой кнопкой мыши по строке заголовка и нажав клавишу «Удалить» или «Backspace». Если у вас есть только одна дорожка, вы не сможете ее удалить.
Откройте браузер с левой стороны — это время , чтобы найти какие — то звуки! Под категориями выберите Образцы . Используйте правую часть браузера для поиска некоторых звуков, которые вам нравятся — Ableton поставляется с большим количеством сэмплов, и каждая версия (Intro, Standard и Suite) имеет свой выбор.
Вы можете использовать курсор или клавиши со стрелками, чтобы выбрать образец, и при этом будет воспроизведен его предварительный просмотр. Большинство из них будут короткие звуки людей или инструментов. Если вы хотите что-то более сложное, выберите Clips в подменю Categories . Клипы, как правило, являются более длинными образцами, но большинство из них не будут просматриваться при нажатии на них. Чтобы прослушать предварительный просмотр, выберите « Нажмите для предварительного просмотра» в нижней части браузера.
Найдя понравившийся образец, перетащите его в пустую ячейку клипа, нажав и удерживая левую кнопку мыши. Это теперь будет отображаться как клип.
Вы можете перетащить несколько клипов в пустые слоты клипов или перетащить их поверх существующих клипов, чтобы заменить старые клипы новыми.
При просмотре сеанса клипам назначается случайный цвет. Вы можете изменить это, щелкнув правой кнопкой мыши и выбрав новый цвет.
Нажмите маленький треугольник рядом с клипом, чтобы воспроизвести его. Обратите внимание, как меняется интерфейс. Треугольник становится зеленым, и вы получаете звуковые метры на этой дорожке и на мастере.
Внизу в секции микшера попробуйте поиграть с различными элементами управления. Track Activator включит или отключит трек. Если этот параметр отключен, звук не будет выходить из дорожки, но он будет продолжать играть — думайте об этом как о кнопке отключения звука.
Используйте ручку панорамирования, чтобы отрегулировать панораму дорожки, или отрегулируйте громкость с помощью ползунка громкости дорожки справа от выходных уровней.
Если вы хотите остановить или запустить звук, нажмите пробел .
Идите вперед и перетащите еще несколько клипов на дорожку. Если у вас есть более одного клипа, попробуйте воспроизвести другой — что вы заметили? Есть несколько вещей, которые происходят, когда вы запускаете новый клип в той же дорожке.
Текущий воспроизводимый клип останавливается, и начинается новый клип. Однако новый клип начнется не сразу, а через некоторое время (обычно один такт ). Вот где знание основ теории музыки будет полезно для вас.
Если вы запускаете клип в середине полосы, Ableton будет ждать до начала полосы, прежде чем воспроизводить этот клип. Это улучшает звучание музыки и поддерживает ее во времени. Вы можете изменить это в меню квантования на верхней левую настройке бара. Это меню также позволяет изменить время подписи и темп.
Если вы хотите воспроизвести более одного клипа одновременно, вам понадобится другой трек. Вы можете создать новую дорожку, щелкнув правой кнопкой мыши в пустом месте и выбрав Вставить звуковую дорожку или Вставить дорожку миди .
Если у вас есть более одной дорожки, вы можете запустить все горизонтальные клипы на нескольких дорожках, используя сцену . Сцена — это один ряд клипов (тогда как трек — это столбец). Сцены можно найти с правой стороны под мастер- дорожкой, их можно раскрашивать, переименовывать и корректировать, как клипы.
Двойной щелчок на клипе откроет его в разделе «Элементы управления эффектами» в нижней части экрана. Здесь вы можете манипулировать сэмплом, а также настраивать звук. Вы можете настроить место начала или окончания семпла, а также высоту звука, время, громкость и многое другое.
На данный момент есть только несколько основных моментов, на которые стоит обратить внимание.
Под Sample Control есть кнопка Loop , которая включена по умолчанию. Это означает, что после завершения воспроизведения клипа он начнется снова. Он никогда не остановится, если вы не нажмете Стоп . Если вы хотите, чтобы определенный клип воспроизводился только один раз, просто отключите зацикливание с помощью кнопки цикла. Зацикливание может быть настроено для каждого клипа отдельно, поэтому некоторые клипы можно зацикливать, а другие воспроизводить только один раз.
Кнопка « Деформация» регулирует время клипа в соответствии с текущим временем вашего проекта. Иногда это может быть запутано и запутано, но есть вещи, которые вы можете сделать, чтобы сделать его более точным. У Ableton есть подробное руководство по деформации, если вы хотите узнать больше.
Наконец, одним из наиболее полезных действий является режим запуска . Это определяет, как воспроизводятся клипы после начала. Если вы не видите панель запуска, вы можете показать ее, используя маленькую кнопку «L» под элементами управления клипами.
Есть четыре режима запуска:
Триггер : режим по умолчанию. Нажав на клип, вы начнете играть.
Gate: Клип будет играть до тех пор , как она проходит вниз. Как только вы отпустите кнопку мыши, клип перестанет воспроизводиться.
Переключить : Нажмите, чтобы начать. Нажмите, чтобы остановить.
Повторить : Это повторяет клип каждые x баров — как определено в меню квантования ранее.
Режимы запуска — это то, где ваше творчество действительно может ожить. При использовании с MIDI-контроллером или сочетаниями клавиш вы можете получить действительно креативные звуки из Ableton.
Назначение ярлыков
Теперь, когда вы знаете, как использовать сеанс, вам нужно знать еще один трюк. Нажмите кнопку ключа в правом верхнем углу. Это включит или выключит режим Key Map Mode . Именно здесь вы можете назначить клавиши клавиатуры практически любой функции в Ableton — наиболее важным из которых является запуск клипов.
Находясь в режиме карты ключей, просто щелкните действие (например, начало клипа), а затем нажмите клавишу. Ваша новая клавиша появится рядом с функцией, которую вы нажали. Когда закончите, выйдите из режима карты ключей.
Если после назначения клавиш ничего не происходит, вам может потребоваться отключить компьютерную MIDI-клавиатуру . Это позволяет играть на виртуальной (музыкальной) клавиатуре с клавиатуры компьютера. Отключите его, нажав маленькую кнопку клавиатуры в правом верхнем углу рядом с кнопкой режима карты клавиш (убедившись, что вы не находитесь в режиме карты клавиш).
MIDI-треки
До сих пор вы работали с сэмплами — настоящими, «подлинными» аудиозаписями. Теперь перейдем к MIDI . MIDI расшифровывается как цифровой интерфейс музыкальных инструментов и представляет собой способ иметь виртуальный инструмент, например клавиатуру или ударные. MIDI-устройства воспроизводят звук при наличии команды.
Чтобы начать работу с MIDI, создайте новый MIDI-трек, щелкнув правой кнопкой мыши > Insert Midi Track . Дважды щелкните пустой слот клипа, чтобы создать новый клип. Вы можете воспроизвести этот клип, но звук не выйдет — это пустой клип.
Дважды щелкните на своем MIDI-клипе, чтобы просмотреть редактор MIDI-нот . Это «виртуальная» клавиатура, которую вы можете играть или программировать. Однако нажатие на клавиши не произведет никакого звука — вам нужно нажать кнопку предварительного просмотра MIDI-редактора в верхней части виртуальной клавиатуры — это похоже на пару наушников.
Даже если вы включили предварительный просмотр MIDI-редактора, вы все равно ничего не услышите. Вам нужно назначить инструмент на трек, прежде чем прозвучит какой-либо звук.
Начните с добавления некоторых заметок — мажорная мажорная шкала, состоящая из нот C, D, E, F, G, A, B, является самой простой, которую вы можете получить. Нажмите клавишу B, чтобы войти в режим рисования — это позволит вам вводить заметки.
Если вы нажмете кнопку Fold над виртуальной клавиатурой, Ableton скроет все клавиши, которые вы еще не использовали.
Теперь, когда у вас есть некоторые заметки, дважды щелкните по строке заголовка дорожки для вашей дорожки MIDI. Откройте браузер и выберите Инструменты под заголовком категории. Разверните категорию Simpler и выберите подходящий инструмент — я использую Grand Piano из раздела Piano & Keys .
Перетащите этот инструмент поверх названия дорожки — это назначит его на дорожку. Теперь, когда вы нажимаете кнопку воспроизведения, у вас должен быть приятный звук пианино!
Этот инструмент содержит различные эффекты и настройки. Вам не нужно понимать их все прямо сейчас, но Ableton упростил для вас задачу, «сложив» все элементы управления в простую панель управления рояля, расположенную в разделе элементов управления эффектами в нижней части экрана.
Попробуйте поиграть с такими настройками, как Reverb и Bright и посмотреть, что происходит с вашим звуком.
Барабанные стойки
Барабанного типа Rack представляет собой особый вид MIDI инструмента — и это не ограничивается только барабаны. Это позволяет назначать сэмплы клавишам на клавиатуре и представляет собой удобный способ запуска нескольких сэмплов.
В разделе « Инструменты» браузера перетащите стойку барабана на свой собственный канал. Панель эффектов теперь отображает элементы управления стойкой барабана. В основном это 16 слотов (больше доступно на отдельных «страницах»). Каждый слот запускается запиской с (музыкальной) клавиатуры.
Вы можете перетащить сэмплы из браузера в слот в стойке барабана. У вас есть различные элементы управления для изменения сэмпла, и если вы создаете новый клип на канале барабанной стойки, любая нота, которую вы играете в этом клипе, вызовет сэмпл, который вы настроили на барабанной стойке — довольно аккуратно!
MIDI контроллеры
Одна особенность Ableton заключается в том, что он может работать с бесконечным количеством MIDI-контроллеров или клавиатур. Ранее я показал вам, как создать свой собственный MIDI-контроллер. используя Arduino — который работает довольно хорошо.
MIDI-клавиатура позволяет создавать музыку и записывать клипы с использованием настоящей клавиатуры, но той, которая проходит через ваш трек. Хотите сменить инструмент? Нет проблем: просто выберите новый в Ableton.
При использовании MIDI-клавиатуры вам необходимо настроить Ableton для «прослушивания» внешнего устройства. В разделе управления вашего MIDI-трека под MIDI From выберите ваше MIDI-устройство (как только оно подключено).
Ваша MIDI-дорожка автоматически преобразует воспроизводимые ноты в соответствующий звук, в зависимости от выбранного вами инструмента.
Контроллер MIDI отличается от клавиатуры MIDI тем, что они часто имеют кнопки и кнопки вместо клавиш. После подключения вы можете сопоставить свой контроллер с Ableton так же, как сочетания клавиш выше.
В правом верхнем углу Ableton нажмите кнопку переключения режима MIDI Map . В этом режиме запустите клип или переместите параметр, а затем нажмите или переместите соответствующий физический элемент управления на своем MIDI-устройстве. После этого просто нажмите кнопку переключения режима карты MIDI еще раз, чтобы выйти из режима карты MIDI.
Многие MIDI-контроллеры предлагают комбинацию клавиш клавиатуры и кнопок, и вы даже можете настроить клавиши клавиатуры для запуска клипов вместо воспроизведения нот — возможности действительно безграничны!
Последствия
Эффекты — отличный способ оживить ваши треки, и они просты в использовании!
Существует два типа эффектов — MIDI-эффекты и аудиоэффекты . MIDI-эффекты можно применять только к MIDI-трекам, тогда как аудиоэффекты можно применять к аудио или MIDI-трекам.
Выбрав эффект из браузера, просто перетащите его на свой канал. Ваш эффект появится в разделе управления эффектами. Вы можете добавить несколько эффектов и настроить их порядок и расположение, а также их настройки.
Вы можете использовать практически неограниченное количество эффектов — единственным реальным ограничением является ваша вычислительная мощность.
Запись сессии
Итак, у вас продолжается сессия, и теперь пришло время ее записать. Ableton может записывать вывод из сеансового представления прямо в представление компоновки.
Все, что вам нужно сделать, это нажать кнопку записи на верхней панели управления. После записи вы можете микшировать и подбирать клипы по своему усмотрению, зная, что идеальная комбинация клипов всегда будет доступна при записи.
Когда вы закончите, нажмите кнопку Стоп на верхней панели управления. Нажмите Tab, чтобы переключиться в режим аранжировки, и ваша запись будет там — все разделены на несколько дорожек, готовых для редактирования или экспорта.
Экспорт готовых мелодий
После того как вы написали классную песню, пришло время ее экспортировать.
Перейдите в Файл > Экспорт аудио / видео . Отсюда вам представлены различные варианты настройки. Вы можете экспортировать каждую дорожку как отдельный файл, но пока оставьте настройки как есть и нажмите « Экспорт» .
Начните делать и записывать с Ableton Live
Вот и все — вы сделали! Сегодня мы только начали царапать поверхность, и мы едва охватили представление компоновки — к счастью, большинство приемов сессионного просмотра также работают в режиме компоновки.
Конечно, если вы хотите узнать больше, руководство Ableton Live очень всеобъемлющее и подробно рассказывает о каждом предмете.
Если вы ищете песни для ремиксов или сэмплы для манипулирования, убедитесь, что вы заказали эти три места, чтобы найти бесплатную музыку музыку без роялти музыку без роялти
В качестве альтернативы, если вы ищете что-то немного более простое, возможно, что-то просто для микширования песен, таких как DJ, то почему бы не проверить наш путеводитель по лучшему программному обеспечению для DJ на любой бюджет? обеспечение для DJ на любой бюджет обеспечение для DJ на любой
Вы узнали, как использовать Ableton Live сегодня? Почему бы не поделиться своими любимыми советами и рекомендациями со всеми в комментариях ниже?
Ableton Live – многофункциональная DAW программа. Она будет полезна и диджеям для сведения студийных миксов, и музыкантам для написания музыки и лайв-игры). Я постарался изложить свои знания таким образом, чтобы и вы, читатели, почерпнули нужную информацию, не забивая голову бесполезными материалами, диджей вы или музыкант.
Ableton Live – это VST-совместимый секвенсор, который всецело поддерживает стандарт виртуальных инструментов VST 2.0. Программа выполнена как в версиях для Windows, так и для MacOS и вмещает в себе широкий спектр внутренних инструментов и обработки.
В комплект входит несколько синтезаторов и солидный набор многократно применяемой обработки: эквалайзеры, фильтры, ревербераторы, дилеи, компрессор, лимитер, дисторшен, Chorus, Phaser, Flanger, а также набор других специальных эффектов для диджейской и лайв-игры.
Повторюсь, что существенный плюс Ableton Live заключается в том, что он позволит и создать обычные студийные DJ-миксы, собранные из чужих треков, и написать собственную музыку, а затем играть ее в виде лайв-сетов, собираемых из отдельных партий и разыгрываемых в живую. Существует множество программ (например, ACID и MixMeister) для создания миксов и массу различных секвенсоров для написания музыки, будь то Cubase или Logic. В Ableton Live можно записать авторские лайв-сеты. Этот инструментарий Live дает неограниченные возможности для импровизации и игры в реальном времени.
В других своих проявлениях Live является современным секвенсором со всеми соответствующими данному классу программ возможностями: работа с аудио и MIDI дорожками, VST-инструментами, обработкой, подключение внешних инструментов и полное управление по MIDI. Последняя функция в Live реализована основательно: она дает возможность назначить необходимую ручку любого инструмента на MIDI контроллер. Не смотря на то, что инструмент может не иметь встроенную возможность назначать контроллер для параметра (Latch to MIDI). Назначение реализуется встроенными средствами Ableton и не зависит от используемого инструмента.
Чтобы лайв-музыкантам и диджеям было комфортнее работать, в Ableton существенно автоматизирована и упрощена схема определения темпа (BPM) добавляемых аудиофайлов и дальнейшей их подгонки как по скорости так и тональности.
Ableton способен определять скорость самостоятельно и достаточно точно, а изменить тональность добавленного фрагмента без изменения скорости («подтьюнить») можно одной ручкой.
По мимо этого схема Drag&Drop устроена очень элементарно. Чтобы добавить в Ableton файл, VST-инструмент или эффект обработки, его можно просто «перетащить» в нужную область программы.
Удобство работы в Ableton – серьезное преимущество. Основная часть рутинных технических моментов в Ableton автоматизирована. Качество же звучания на высоте и отвечает всем необходимым требованиям к профессиональному продукту.
В общем, плюсов у этого продукта много – он очень функционален. Отсюда и такое внимание к Ableton’у со стороны многих музыкантов и диджеев мира.
Из этой статьи вы почерпнете для себя базовые знания. Их будет вполне достаточно, чтобы немедленно приступить к работе. Как настроить Ableton, смотрите в этой статье.
Браузер
Главное окно Ableton Live состоит из нескольких частей. Основная часть включает в себя микшер или мультитрек (в зависимости от режима отображения: Session View или Arrangement View), слева расположен браузер, а внизу – окна Info View, а также Clip View либо Track View , которые можно вызывать и скрывать. Браузер — это небольшое окно в верхнем левом углу экрана. Браузер необходим для быстрого доступа к исходному аудио и MIDI-материалу, подключения плагинов и виртуальных инструментов.
Браузер управляется с помощью семи кнопок быстрого доступа к страницам. вертикально расположенных в левом верхнем углу:
- Show/Hide Browser — показать/скрыть окно браузера;
- Live Device Browser — отобразить страницу Live-инструментов, MIDI-плагинов и аудио-плагинов Ableton Live;
- Plug–in Device Browser — отобразить страницу плагинов сторонних производителей. Ableton Live поддерживает плагины формата VST, Audio Units (только для Mac).
- Оставшиеся три кнопки File Browser 1, File Browser 2 и File Browser 3 предназначены для организации быстрого доступа к исходным аудио и MIDI-файлам.
Пользователь сам распределяет исходный материал по трем папкам.
Исходные сэмплы в окне браузера вы сможете прослушивать. Чтобы это сделать, активируйте кнопку Preview. При каждом выделении сэмпла он будет воспроизведен один раз. Как только сэмпл воспроизведен, его пиктограмма изменяется, появляется пометка, означающая, что сэмпл уже прослушали. Внизу на панели Status Bar отображается процесс воспроизведения и параметры сэмпла, а именно частота дискретизации и разрядность. Конечно, на концерте рабочее прослушивание сэмплов не может звучать в финальном миксе. В рамках Ableton Live этот момент решен путем маршрутизации сигнала Preview на выход Cue Out мастер-трека. Далее назначается Cue Out на любой свободный выход звуковой платы, музыкант или диджей пользуется наушниками – и готово! Начинка окна браузера (плагины, сэмплы или инструменты) перетаскивается на треки проекта. Один аудиоклип занимает один слот. Перетаскивание другого сэмпла в занятый слот заменяет клип в слоте.
РЕЖИМЫ РАБОТЫ
Ableton Live работает в режимах сессии (Session View) и аранжировки (Arrangement View), дополняющих друг друга. Режим аранжировки по интерфейсу и функциональному назначению похож на привычные аудио- и MIDI-секвенсоры. Режим сессии в свою очередь требуется для творческого манипулирования клипами в реальном времени. В нем вы можете экспериментировать, так как он облегчает процесс конструиро- вания музыки “на лету”. Рекомендую вам режим сессии выбрать как первую ступень работы над проектом в Ableton Live. К примеру, начните
с исходной аранжировки, запустите клипы в режиме сессии, а затем возвратитесь к исходной аранжировке. Помните, что все манипуляции, которые производятся над лупами в программе, могут быть записаны в режиме глобальной записи и затем представлены для дальнейшего редактирования в режиме аранжировки.
РЕЖИМ СЕССИИ
Есть среда, где в реальном времени возможны манипуляции с клипами и управление звуком. Теперь вы можете реализовать вашу музыкальную идею. В Ableton Live встроены интеллектуальные алгоритмы “эластичного” аудио. Благодаря им вы можете подогнать “непослушный” в темповом и метрическом отношении луп под темп и размер проекта. В режиме сессии треки — это обычные вертикальные линейки виртуального микшера, совмещенные с интерфейсом управления клипами. Каждый клип занимает один слот. Это несложное интерфейсное решение разгружает музыканта – избавляет его от лишних действий по управлению программой. Клипы располагаются на треках в слотах друг над другом и могут запускаться в произвольном порядке с помощью кнопок Clip Launch.
Запущенный клип отмечается подсвеченной кнопкой Clip Launch. Если клип поставлен на запуск, но еще ждет старта по сетке общего квантайза, то кнопка Clip Launch мигает. В соответствии с типом трека на MIDI-треках расположены MIDI-клипы, а на аудио треках — аудио клипы.
Запускайте клипы поодиночке с помощью кнопки Clip Launch или группами – как вам потребуется. Такие группы из клипов, звучащих одновременно, в терминологии программы называются “сцены” (Scene). Клипы одной сцены размещены на горизонтальной линии, пересекающей все треки до мастер-трека. Управление сценами осуществляется на мастер-треке с помощью кнопок Scene, что совершенно логично: общее управление звуком и музыкой сосредоточено в одном месте.
Итак, музыкальная вертикаль — звуки, воспроизводимые одновременно, – распределена в Ableton Live по горизонтали. Термин “сцена” выбран разработчиками не случайно. Ведь каждая сцена может состоять из клипов, которые звучанием сильно отличаются от предыдущих, например, вследствие применения мощных средств звуковой обработки Ableton Live. В такой ситуации смена сцены сопровождается сменой звучания. Поэтому “сцена” — это обобщенный термин, включающий в себя как музыкальную вертикаль, так и собственно звучание. Циклическое воспроизведение клипа или сцены можно остановить, соответственно, с помощью кнопок Clip Stop и Slop All Clips. Можно запускать клипы, расположенные в разных сценах (на разных горизонтальных линиях). Допустим, что вы нашли удачное сочетание клипов из разных сцен (на разных горизонтальных линиях) и хотите зафиксировать это сочетание в виде новой сцены. Такое конструирование произведения из клипов разных сцен — один из способов быстрого построения музыкальной формы в Ableton Live. Новая сцена создается с помощью команды меню Insert — Capture and Insert Scene.
Окно Clip View
Clip View открывается двойным кликом на аудио/миди-клипе в режиме Сессии или режиме Аранжировки.
Окно Clip View включает в себя основные настройки для управления звучанием и запуском клипов. Размеры этого окна при необходимости можно увеличить. Для этого перетащите границу, разделяющую микшер и окно Clip View вверх до полного исчезновения микшера или вниз до полного исчезновения окна Clip View. Для каждого клипа, выделенного в слоте (режим сессии) или на треке (режим аранжировки), вызывается соответствующее окно Clip View. Окна Clip View для MIDI-клипов и аудиоклипов имеют различия.
Давайте рассмотрим окно Clip View для аудио клипов, в минимальном виде окно Clip View состоит из панели Clip Box и секции Clip Display.
В секции Clip Display отображается форма звуковой волны сэмпла. В этой секции реализуются функции “эластичного” аудио, устанавливаются границы цикла Clip/Loop Region. Здесь же рисуются огибающие клипов. Забегая вперед, отмечу, что автоматизация в Ableton Live реализуется на двух независимых уровнях: треков и клипов. Для MIDI-клипов огибающими могут быть MIDI-контроллеры или параметры автоматизации виртуальных инструментов.
ВИРТУАЛЬНЫЙ МИКШЕР
В Ableton Live есть микшер, который в режиме аранжировки отображается в виде горизонтальных линеек в области микшера. В режиме сессии микшер выглядит традиционно, в виде верти кальных линеек. Каждый трек представлен в виде линейки виртуального микшера.
Рис. Микшер в режиме аранжировки.
Рис. Микшер в режиме Сессии.
В режиме аранжировки можно создать новый трек перетаскиванием плагина или инструмента в область Mixer Drop Area. Каждый трек (линейка микшера) имеет традиционные регуляторы громкости и панорамы. Вместо стандартной кнопки Mute в Live используется Track Activator — кнопка с обратной функцией.
В режиме Solo все кнопки Solo/Cue треков обеспечивают функцию Solo. В режиме Сuе — все кнопки Solo становятся Сuе что и отображается синим цветом. Режим Сue предназначен для концертных выступлений, когда для музыканта, управляющего программой Ableton Live, требуется отдельный мониторный контроль каждого трека. Уровень сигнала контроля изменяется регулятором Preview/Cue на мастер-треке. Напомним, что предварительное прослушивание сэмплов в браузере (Preview) тоже осуществляется через Cue-выход.
Дополнительные возможности маршрутизации предоставляют треки возврата (Return–треки). Каждый трек имеет количество регуляторов уровня посыла равное числу Return-треков. Треки возврата тоже оснащены регуляторами посыла, причем есть возможность создания обратной связи с помощью посыла с Return-трека на самого себя. Глобальные переключатели Pre/Post Toggle мастер-трека изменяют маршрут посыла с постфейдерного (по умолчанию) на префейдерный. Обратим внимание еще на одну полезную функцию — Live’s Crossfader, которая реализована как регулятор-кроссфейдер на мастер-треке, и радиокнопки А и В на остальных треках. Live’s Crossfader — это виртуальный аналог кроссфейдера типичного диджейского микшера. Каждый трек, включая треки возврата, может быть назначен в группу А или В с помощью радиокнопок. При движении кроссфейдера слева направо громкость треков группы А уменьшается до полного заглушения, а треков группы В — увеличивается, и наоборот. На громкость треков, не имеющих назначения А или B кроссфейдер не действует.
- Громкость – показывает RMS (среднеквадратический уровень громкости), а также пиковое значение выходного сигнала.
- Контролер уровня громкости.
- Контролер панорамы в стерео пространстве.
- Включить/выключить трек – mute.
- Переключатель solo – выключает все треки, кроме солируемого.
- Запись канала.
CLIP BOX
В поле Name изменяется название клипа. В поле Color можно выбрать другой цвет вместо предложенного по умолчанию. В поле Signature устанавливается музыкальный размер. Этот параметр не влияет на воспроизведение клипа и может рассматриваться как способ изменить сетку в секции Clip Display. Список Groove предназначен для выбора длительности нот грув-квантайза (в данном случае аудио). Степень квантайза за висит от настройки общего грува Global Groove Amount. Более подробнее смотрите в этой статье.
Режим Warp должен быть оптимизирован для барабанных лупов (Beats). Для естественного звучания аудиогрува нужно точное равенство между разрешением переходов (параметр Transients Resolution в режиме Beats, об этом дальше) и длительностью ноты грув-квантайза. Например, можно установить параметры Transients Resolution и Clip Groove равными 1/16. В самом низу расположены три кнопки для вызова/раскрывания трех дополнительных панелей: Launch Box, Sample Box и Envelopes Box. Более подробнее по варпингу тут.
Контролер транспонирования, Transpose изменяет питч клипа на указанное количество полутонов.
Реверсирование сэмплов. Эта функция создает новый сэмпл который проигрывается наоборот, относительно оригинального сэмпла.
LAUNCH BOX
Рис. Нажмите иконку L, чтобы получить доступ к Launch Box.
Launch Box – панель режимов запуска клипов. Чтоб вызвать панель Launch Box нужно совершить двойной шелчок по клипу.
Самый верхний элемент интерфейса — это список режимов запуска Launch Mode. Режим Trigger — нажатие кнопки Clip Launch вызывает запуск клипа. Отпускание левой кнопки мыши игнорируется. Воспроизведение клипа останавливается нажатием любой свободной кнопки Clip Stop того же трека, запуском другого клипа этого трека или кнопкой Stop All Clips мастер-трека. Трековая кнопка Clip Stop находится в секции Track Status Display. По умолчанию каждый пустой слот содержит кнопку Clip Stop. При необходимости ее можно удалить командой Edit/ Remove Stop Button. Новая запущенная сцена с удаленными на треках кнопками Clip Stop не сможет остановить соответствующие клипы.
Режим Gate — клип воспроизводится только во время удержания кнопки Clip Launch нажатой. Отпускание левой кнопки мыши вызывает остановку клипа в соответствии с настройками квантизации.
Режим Toggle (переключатель) — каждое нажатие кнопки Clip Launch запускает/ останавливает клип. Режим Repeat (повтор запуска) — до тех пор, пока кнопка Clip Launch нажата, происходит постоянный перезапуск клипа в соответствии с установками квантизации. Эффект хорошо заметен при квантизации запуска по длительностям меньшим, чем длительность самого клипа.
Кнопкой Legato включается одноименный режим сохранения синхронизации при отключенной квантизации запуска клипов. Если в списке глобальной или клиповой квантизации выбрать None, то квантизация будет отключена. Теперь запуск клипа будет происходить точно в момент нажатия кнопки Clip Launch. В режиме Legato переключение на другой клип произойдет плавно внутри цикла по текущей позиции воспроизведения. Список Clip Quantization содержит параметры сетки клиповой квантизации. Выбор в списке пункта Global отменяет режим индивидуальной квантизации.
Запуск такого клипа подчиняется общим установкам — глобальному квантайзу. Velocity Amount — степень зависимости громкости клипа от значения динамики запускающей ноты (при MIDI-управлении запуском, об этом далее). 100% —полная зависимость, 0,0% — зависимость отсутствует.
Follow Action — интеллектуальный блок, позволяющий автоматизировать процесс запуска цепочки клипов, начиная с простых логических условий для списка действий и заканчивая полной случайностью.
SAMPLE BOX
Sample Box содержит мощные инструменты виртуального редактирования клипа. Рассмотрим их по порядку.
Warp Controls — “эластичное аудио”. Если кнопка Warp не активна, то режим Warping выключен. Тогда Ableton Live воспроизводит сэмпл “в оригинале”, в собственном темпе сэмпла, который не зависит от установленного темпа проекта Live. В каких случаях это может понадобиться? Отключенный режим Warping уместен для сэмплов, не имеющих конкретной ритмической структуры. Например: отдельные звуки ударных, атмосферы, звуковые эффекты, слова, фразы и т. п. Напротив, для сэмплов с четкой ритмической структурой, а также законченных музыкальных фрагментов режим Warping должен быть включен. Режим Warping обеспечит синхронизацию материала с текущим темпом проекта. Чтобы в этом убедиться, измените темп на панели управления Control Bars. Все Warping-сэмплы (эластичные сэмплы) следуют за темпом проекта. Диапазон изменения темпа в Ableton Live : от 20 до 999 долей в минуту (bpm). Чтобы понять, как работает алгоритм “эластичного” аудио, нужно представить себе сэмпл в виде резины. Другими словами, сэмпл можно растягивать или сжимать. Причем растягивать/сжимать можно как любую часть сэмпла, так и несколько частей одного сэмпла. При этом автоматически сохранится синхронизация. “Эластичный” сэмпл легко привести в соответствие музыкальной сетке буквально “по нотам”. В поле Orig. BPM отображается темп сэмпла, который вычислила программа, Этот вычисленный темп (резуль тат интеллектуального алгоритма) — так называемое предположение Ableton Live. Чаще всего предположения программы верны и не требуют корректировки. Темп можно вводить вручную в это же поле.
Рис. Выставление “маячков” Warping.
Так как же подогнать “эластичный” сэмпл к музыкальной сетке? Для этого в Ableton Live предусмотрены два типа маркеров Grid Marker (маркер сетки), отображающий метр (метрономное время), и Warp Marker (маркер деформации), предназначенный для сжатия/растяжения сэмплов. По умолчанию сэмпл автоматически получает два Warp- маркера: в начале и в конце (маркеры 1 и 2 помечены в программе зеленым цветом). Если луп требует простой подгонки по темпу, то достаточно подвинуть финальный Warp- маркер (при этом вместе с ним сместится маркер Clip/Loop Region, отвечающий за область цикла). Анализ темпа программа выполняет на основе этих двух Warp-маркер- ов. Любой Grid-маркер преобразуется в Warp-маркер и обратно двойным щелчком мыши. Смещая Warp-маркеры, можно растягивать/ сжимать сэмплы. Если между Warp-маркерами относительно небольшое расстояние, то сэмпл растянут во времени, и наоборот. Чтобы в этом убедиться, достаточно проследить за скоростью движения курсора при воспроизведении сэмпла. В секции Track Status Display отображаются параметры лупа: слева от вращающегося круга находится число повторов (начиная с момента запуска), а справа — длина лупа в долях (beats). Если клип запускается однократно (не в цикле), то вместо круга отображается прямоугольник.
Для точной установки маркеров может потребоваться изменить масштаб отображения звуковой волны. В Ableton Live это делается просто. Курсор мыши в секции Clip Display на уровне звуковой волны приобретает форму руки с лупой. Для изменения масштаба нужно нажать и удерживая левую кнопку мыши, а затем сдвинув курсор вверх или вниз. Кроме этого, в Ableton Live предусмотрен другой вариант изменения масштаба и навигации, через Zooming Hot Spot. Размер рамки изменяется так же как и масштаб в окне Clip Display. Для быстрой навигации рамка просто перетаскивается. Чтобы полностью заполнить рамкой область Hot Spot, достаточно дважды щелкнуть внутри рамки. В том случае, если Ableton Live неверно вычислит темп лупа, можно воспользоваться кнопками “’2” (Double Original Tempo) и “:2” (Half Origi- nal Tempo).
Список Warp Mode содержит режимы функции деформации сэмпла во времени. Режим Beats предпочтителен для барабанных лупов или другого материала с четко выраженной ритмической структурой. Форма звуковой волны таких сэмплов отличается более-менее выраженными моментами атаки.
Режим Beats имеет всего один параметр настройки — Transient Resolution (разрешение переходного процесса). Под переходным процессом понимается фрагмент ритмической структуры сэмпла с относительно резким изменением амплитуды.
Режим Tones оптимизирован для звуков с выраженной высотой тона. Например, для вокала, одноголосных инструментов или басовых партий. Параметр Grain Size нужно настраивать экспериментально. Больший размер Grain Size позволяет избежать артефактов для более сложных звуков, например, партий состоящих из двух и более голосов.
Режим Texture оптимизирован для звуковых текстур: сложных полифонических партий, шумов, атмосфер. Помимо параметра Grain Size появился параметр Flux, который вносит случайность в процесс. Большие значения Flux соответствуют большему внесению случайности.
В режиме Re–Pitch сэмпл как бы воспроизводится с измененной скоростью (меняется высота тона). Ускорение в два раза вызывает транспонирование на октаву вверх. В режиме Re-Pitch регуляторы Detune и Transpose не оказывают никакого влияния на звук.
Совет: если требуется заменить сэмпл в слоте с сохранением позиций Warp–маркеров, нужно просто перетащить выбранный сэмпл из окна Browser в окно Clip View. При этом сэмплы должны быть одинаковой длины.
НАСТРОЙКИ SAMPLE LOOP/REGION
Чтобы запустить режим цикла, кнопка Loop должна быть активна. Зацикливать можно только Warped-клипы. Поэтому если кнопка Warp не подсвечена, кнопка Loop заблокирована. В панели Loop, кроме кнопки Loop, предусмотрен еще и ввод параметров региона в формате такт: четверть: шестнадцатые. В одноименные поля вводятся четыре параметра: Start, End, Length (длина) и Offset (смещение). При вводе числовых данных маркер Clip/Loop Region ограничивает регион в соответствии с числами, также позиционируется и маркер Loop Offset — точка смещения старта.
Рис. Зона скрола и зума аудио клипа.
Смещение маркера Loop Offset вызывает автоматический перезапуск клипа. Для перемещения маркера Loop Offset нужно либо ухватиться за него мышью, либо щелкнуть в точке новой позиции маркера с нажатой клавишей Shift. Переключатель Start/Pos обеспечивает два режима управления маркером Clip/ Loop Region. В положении Start смещается только стартовая граница маркера при изменении значений в поле Start. В положении pgs смещается весь маркер Clip/ Loop Region. Кнопки со стрелками Show Loop Start. Show Loop End, Show Loop и Show Loop Offset предназначены, соответственно, для быстрого перехода к стартовой и конечной точкам лупа, быстрому изменения масштаба под размер лупа, а так же переходу к маркеру смещения Loop Offset.
Управление высотой тона и уровнем клипа (Pitch and Gain). Высотой тона клипа можно управлять с помощью регулятора Transpose. Дискретность шага — один полутон. Дополнительный регулятор Detune обеспечивает тонкую подстройку в центах (сотых долях полутона). Движок Dip Gain предназначен для виртуального изменения громкости клипа в дБ. Деструктивное редактирование сэмплов.
К Ableton Live можно подключить внешний звуковой редактор (Sample Editor). Если такая настройка произведена, то клип автоматически загружается в звуковой редактор после нажатия кнопки Edit, Эта операция требует остановки воспроизведения. Если длина сэмпла после редактирования не изменилась, то набор Warp-маркеров сохранится без изменений.
Функция реверсирования вызывается кнопкой Reverse. В первый раз эта операция выполняется в оффлайновом режиме с созданием реверсивной копии исходного сэмпла. В дальнейшем кнопка Reverse просто переназначает ссылку содержимого слота на оригинал или копию без деструктивного пересчета.
Функция Save. Кнопка Save позволяет переназначить ссылку на другой сэмпл. При этом все клипы, ссылавшиеся на тот же сэмпл, получат новую ссылку. Другими словами, функция Replace позволяет заменить сэмпл во всем наборе клипов с одинаковой ссылкой. Функция сохранения настроек клипа. Предположим, мы выполнили оригинальные настройки воспроизведения клипа в данном проекте. Как их сохранить и перенести, например, в другой проект. Для этого в Ableton Live используются служебные файлы с расширением .asd (Analysis Files). Кнопка Save сохраняет текущие настройки клипа (те же позиции Warp-маркеров, режим деформации и т. д.) в файл .asd как настройки по умолчанию для данного сэмпла. При последующей загрузке этого же сэмпла автоматически восстановятся текущие настройки. Можно сказать, что функция Save Default Clip позволяет сохранить виртуальный объект Live, сэмпл + виртуальные настройки.
Режим High Quality Interpolation. Если кнопка High Quality Interpolation (Hi-Q) нажата (подсвечена зеленым цветом), то Ableton Live использует более качественный режим преобразования частоты дискретизации. Этот режим дополнительно загружает процессор, но при этом существенно снижаются искажения, особенно на высоких частотах. Нужно отметить, что режим High Quality Interpolation не влияет на качество алгоритма растяжения/сжатия сэмплов. Он используется только при импорте сэмплов и изменении высоты тона.
Режим Clip Start/End Fades. За этот режим отвечает кнопка Fade. Если она нажата, то программа автоматически добавляет в начале и конце клипа короткие фейды не более 20 миллисекунд. При переключении на другой клип выполняется короткий кроссфейд. Алгоритм построен таким образом, чтобы исключить “размазывание” атаки в начале клипа и заметный на слух фейд в конце. Режим Clip Start/ End Fades избавляет от щелчков на стыках клипов, поэтому отключать его без особой необходимости не следует.
Режим загрузки клипа в оперативную память. Чтобы загрузить клип в оперативную память, достаточно нажать кнопку RAM. Такое действие может потребоваться в двух случаях: из-за перегрузки дисковой подсистемы возникли сбои в воспроизведении или возникли сбои при воспроизведении клипа в режиме Legato. Чтобы воспользоваться режимом Clip RAM, нужно иметь достаточно большой объем оперативной памяти. Если ресурсы компьютера исчерпаны, лучше осуществить перезапись треков в реальном времени на один трек.
ОКНО CLIP VIEW ДЛЯ MIDI | ПАНЕЛЬ NOTES BOX
Интерфейс этого окна изменился по сравнению с окном Clip View аудиоклипов. Панель Sample Box заменена на панель Notes Box. Вместо окна Clip Display появился MIDI Note Editor, Остальные панели, Launch Box и Envelopes Box, не изменились.
Для пустых и импортированных MIDI-клипов в поле Orig. BPM устанавливается темп, равный темпу проекта, заданному в поле Tempo панели управления. Ableton Live разрешает каждому MIDI-клипу иметь свой темп. Списки MIDI Bank Select, MIDI Sub Bank Select и Program Change Select предназначены для посыла MIDI-сообщений Bank.
Program Change на внешнее MIDI-устройство. Если выбрано значение None, то со ответствующее MIDI-сообщение не посылается. Каждый MIDI -клип из набора Live может воспроизводиться своим тембром внешнего синтезатора. Управление маркерами Clip/Loop Region и Loop Offset MIDI-клипа не отличается от управления маркерами аудиоклипа.
Редактор MIDI Note Editor MIDI-редактор Ableton, на наш взгляд, не отличается особой оригинальностью интерфейса. Однако разработчики учли особенности концертной эксплуатации MIDI-редактора в некоторых деталях его интерфейса. Большинство операций выполняет- ся с помощью карандаша в режиме Draw.
ОГИБАЮЩИЕ MIDI–КЛИПА
Для редактирования огибающих MIDI-клипа предусмотрен редактор Envelope Editor, доступ к которому осуществляется кнопкой Show/Hide Envelopes Box. Если выход MIDI-трека назначен на внешнее MlDI-устройство, то огибающие — это MIDI-контроллеры. Поэтому в списке Device Chooser доступен только один пункт: MIDI Ctrl. А в списке Control Chooser осуществляется выбор MIDI-контроллера.
Теперь рассмотрим типичный пример и последовательно загрузим из окна Browser в MIDI-трек виртуальный инструмент Impulse, MIDI-плагин Velocity и аудиоплагин Compressor. Более подробно я рассмотрел эти инструменты в этой статье. Список автоматизируемых устройств Device Chooser существенно расширился. Кроме MIDI- контроллеров появились пункты Velocity (по названию MIDI-плагина), Impulse, Compressor и Mixer (так как мы загрузили виртуальный инструмент, то его аудио выход регулируется фейдерами MIDI-линейки виртуального микшера). У каждого из автоматизируемых устройств в списке Control Chooser появился свой набор параметров автоматизации. Окно Envelope Editor отображает ноты, поэтому огибающие могут быть легко привязаны к материалу.