Руководство по agp

логотип 3DNews


3DNews Руководство по PCI и AGP


Самое интересное в новостях

Автор: Grzegorz Mazur

Перевод: Алексей Удовыдченко

Date: 1999-02-09

PCI

  • Основы
  • Эффективность
  • Bus mastering

AGP

  • AGP и PCI
  • AGP транзакции — адресация по побочной частоте
  • 1x, 2x, 4x режимы
  • AGP апертура, GART, DIME

PCI

Основная информация по PCI

PCI (Peripheral Component Interconnect) это системная шина разработанная
совместно несколькими компьютерными компаниями около 1993 и в основном используемая в
современных ПК. Существует несколько уровней спецификации PCI. Версия PCI
используемая в современных ПК обладает следующими характеристиками:

  • Адресация / пропуск данных — 32 бита (4 байта) — адреса и данные передаются
    одновременно по одной линии
  • Тактовая частота — указана как 33 или 33.33 МГц, может изменяться в диапазоне от 20..41.5 МГц
  • Основной цикл — 1 такт часов
  • Быстрейшая одиночная транзакция — 2 такта часов (66 МБ/с при 33 МГц)
  • Быстрейшая взрывная транзакция — 5 тактов часов — 1 цикл на адрес и 4 на слова данных
    (110 МБ/с при 33 МГц)

Эффективность

Как видно из приведенных выше параметров, шина PCI, хотя и является довольно быстрой,
не может соответствовать скорости современных процессоров и их внешним шинам.
Запущенный с 100 МГц FSB (Front Side Bus — Частотой Шины), процессор с 64-битной
шиной может передавать 640 МБайт/с, примерно в шесть раз больше чем PCI.
Поэтому любые операции с графической памятью, осуществляемые процессором,
неэффективны, из-за «бутылочного горлышка» PCI шины. Даже при использовании
дополнительных возможностей процессора (типа MMX инструкций), шина
накладывает серьезные ограничения на общую эффективность системы, относящуюся
к графическим операциям.
Вот почему графический чип контроллера / акселератора, находящийся на
графической плате намного более эффективен в графических операциях —
чип подсоединен к своей локальной видео памяти посредством 64- или 128-битной
широкой шины работающей на 66..143 МГц, что предоставляет передачу данных как минимум
в 4 раза выше чем доступная на PCI.

Busmastering (Управление шиной)

Bus mastering (Управление шиной) это функция шины PCI которая может использоваться
любым PCI устройством (например контроллером диска, графическим контроллером или
звуковой картой). Bus mastering позволяет устройству управлять шиной и осуществлять
(инициировать) любые транзакции чтения / записи к другим устройствам на шине
PCI или к системной памяти. Эти транзакции осуществляются независимо от
главного процессора, поэтому они отнимают время только у шины, но не у процессора.
Bus mastering транзакции нинасколько не быстрее обычных транзакций, осуществляемых
процессором. Преимущество bus mastering в том, что контроллер запрограммированный на
выполнение какой-либо передачи данных или на выполнение последовательности
команд больше не требует действий от процессора пока он (контроллер) не завершит свою
задачу. Обычно для информирования процессора о том, что хозяин шины (bus master)
выполнил свои действия используется механизм прерываний.
В случае с графическими контроллерами, PCI bus mastering используется для двух
важных назначений:

  • Передача данных о изображении из системной памяти в видео память — это может включать
    передачу изображений и текстур которые будут использованы в будущей генерации
    изображения.

  • Считывание графических команд («список показа») из системной памяти.
    В этом случае процессор (под управлением графического драйвера) подготавливает
    последовательность командных примитивов и помещает их где-либо в системной памяти.
    Затем посылаются команды графическому контроллеру, которые предписывают ему принять
    и выполнить последовательность команд начиная с данного адреса в системной памяти.
    Процессор может работать над следующей сценой, в то время как текущая сцена отрисовывается
    графическим контроллером.

Помните, что bus mastering это функция графических карт и их драйверов,
которая может быть, а может и не быть использована в данной системе.
Bus mastering улучшает производительность, но в некоторых системах он
негативно влияет на работоспособность некоторых устройств на PCI шине.
Любая правильно сконфигурированная система не должна иметь никаких проблем
с bus mastering.
Помните также, что не нужно использовать «bus mastering драйвер» для включения
функции bus mastering для графического контроллера. Термин «bus mastering драйвер»
для данной материнской платы относится только к bus mastering драйверу дискового контроллера
(так как дисковый контроллер — часть материнской платы). Bus mastering для графической карты
осуществляется только ее собственным драйвером.

Конфигурация и Инициализация

Во время системной инициализации BIOS проверяет все устройства на PCI шине,
назначает адреса для них и разрешает им инициализацию при помощи их собственных
расширений BIOS. Следующее описание относится ко всем графическим контроллерам
VGA-класса.

  • Во-первых, BIOS материнской платы пытается найти и инициализировать устройства на
    шине ISA. Если найден старый, ISA-шный VGA контроллер, BIOS сконфигурирует,
    но НЕ инициализирует любой VGA контроллер находящийся на PCI или AGP шине.
    ISA-шная VGA карта становится первичным (по умолчанию) графическим контроллером.
    В зависимости от установки опции «Video BIOS shadow» команды BIOS будут выполняться
    либо непосредственно с чипа VGA ROM, либо копироваться в системную память (RAM)
    в стандартную область VGA BIOS (линейный адрес C0000), с защитой от записи (чтобы
    имитировать ROM) и выполняться.

  • В старых BIOSах следующей проверяется шина PCI. В новых BIOSах пользователь
    может выбрать, будет ли следующая проверяемая шина для VGA AGP или же PCI.
    Используя эту настройку (если она доступна) пользователь может задать системе
    использовать в качестве первичной либо AGP либо PCI VGA карту. Если есть только
    одна VGA карта (либо на AGP либо на PCI) эта опция BIOS не имеет никакого эффекта.
    Порядок поиска на PCI шине фиксирован — какая из PCI VGA карт распознается
    первой зависит только от ее позиции на PCI шине. Если кто-то хочет выбирать одну из
    двух PCI карт, он должен соответственно менять расположение карт в слотах.
  • Первая найденная VGA карта настраивается на ответ стандартным VGA IO адресам
    и адресам видео памяти первого мегабайта адресного пространства (A0000-BFFFF шестнадц.).
    Всем картам (первичной, вторичной и т.д.) назначаются расположения в 32-битном адресном
    пространстве в соответствии с их требованиями.
  • Образ BIOS первичной VGA карты (находящийся в ROM чипе VGA платы) помещается
    где-либо в 32-битном адресном пространстве памяти. В этот момент образ содержит
    процедуры инициализации и функции BIOS могут превышать 32 КБайта
    (обычно они занимают от 32 до 64 КБайт). Затем BIOS материнской платы
    копирует весь образ с ROM на VGA плате в системную RAM по линейному адресу
    C0000, который является стандартным расположением ISA VGA BIOS.
    Это часть RAM еще не защищена от записи.
    (Вышеуказанное означает, что BIOS PCI/AGP VGA никогда не
    выполняется с ROM = обязательное затемнение (shadowed), вне зависимости от
    установки опции «video BIOS shadow» в BIOS материнской платы.)

    Затем вводится в действие процедура инициализации VGA BIOS, в то время как
    образ BIOS в RAM доступен для записи. BIOS может определить и записать некоторые
    данные в свой образ. Также она может переместить некоторые процедуры и
    «обрезать» ненужные части (такие как процедуры инициализации), что снижает
    объем до 32КБайт (если образ до этого был больше). После этого процедура инициализации
    завершается, и BIOS материнской платы защищает от записи часть системной RAM,
    содержащей VGA BIOS.


AGP

AGP и PCI

В основном AGP это вариант PCI, поэтому все операции контроллеров AGP интерфейса
обладают всеми возможностями PCI устройств. Оба интерфейса 32 битной ширины и
большинство сигналов одинаковы. В PCI много слотов, в то время как AGP — поточечное
соединение. PCI работает с частотой 33 МГц, AGP — 66 МГц. AGP интерфейс может
производить два типа транзакций: PCI транзакции и AGP транзакции. Единственные
AGP транзакции являются «bus mastering» передачами из системной памяти
графическому контроллеру и инициируются графическим контроллером.
Все остальные транзакции производятся как PCI передачи.
Даже при этом эти транзакции вдвое быстрее чем транзакции на PCI шине из-за
более высокой тактовой частоты AGP интерфейса. Некоторые старые AGP-карты
могут производить только PCI-транзакции. Предположительно примерами
таких «быстрых PCI» карт могут быть Matrox Millenium II AGP и Trident 9650.

AGPтранзакции — адресация по побочной частоте

AGP транзакции используются только в «bus mastering» режиме. В то время как в простых
PCI транзакциях при быстрейшей транзакции может передаваться 4 32-битных слова за
5 тактов часов (так как передается адрес по линиям адресов/данных для каждого пакета
из 4 слов), AGP передачи могут использовать дополнительные AGP линии называемые
Побочными (Sideband) для передачи адреса маленькими кусочками одновременно с данными.
Во время передачи пакета из 4 слов передаются 4 части адреса для следующего
пакетного (взрывного) цикла. По завершении цикла адрес и информация запроса
для следующего пакета уже переданы, поэтому следующий 4-словный пакет может
начинать сразу же передаваться. Таким образом мы можем передать 4 слова за 4 цикла
(а не за 5, необходимые PCI). Вместе с 66 МГц частотой часов это предоставляет
максимальную скорость передачи (4×66=) 264 МБайт/с.

1x, 2x и 4xрежимы

Помимо более быстрых часов, AGP интерфейс обладает другими опциями которые могут
увеличить скорость передачи данных. Во время осуществления AGP-транзакций,
интерфейс может работать в одном из трех режимов, отмечаемых как 1x, 2x и 4x.
Действительный режим, используемый для AGP передачи устанавливается между
материнской платой и AGP картой, и после его определения во время системной
инициализации остается неизменным. Установка режима зависит от доступности / поддержки
конкретного режима и его стабильности. Вот почему многие потенциально 2х совместимые
системы работают только как 1х — это случается если драйвер определяет, что
2х режим может привести к ошибкам передачи.

  • 1x режим передает одну порцию (слово) данных и побочную информацию при каждом такте
    часов. Это приносит 264 МБ/с.
  • 2x режим передает данные и побочную информацию в начале и конце каждого такта часов,
    поэтому две порции данных передаются за один такт часов, при этом общий максимальный
    вывод соответствует 528 МГц.
  • В 4x режиме тактовая частота остается равной 66 МГц, но два других сигнала,
    запускающиеся синхронно с главными часами с эффективной частотой 133 МГц,
    используются для передачи данных в начале и конце каждого такта. Это приносит
    максимальный вывод свыше 1 Гб/с. Эта функция коммерчески еще недоступна,
    первые чипсеты и видео карты, поддерживающие ее, появятся на рынке примерно
    в 3 квартале 1999 года.

AGP апертура,GART и DIME

Описанные выше функции делают AGP быстрее чем PCI, но они не представляют
никаких новых логических возможностей. Помимо лучшего, более быстрого железа,
AGP также воплощает новую логическую модель, которая может значительно улучшить
работу графического контроллера.
Попросту говоря, PCI bus mastering подходит для передачи небольших порций данных
(от сотен байт до нескольких килобайт). Во время программирования
PCI bus master’а система / драйвер записывает физический адрес данных, предназначенных
для передачи. Для маленьких объемов данных системах с легкостью может
сделать так чтобы логически смежные адреса переносились бы в физически смежные.
Это становится трудным и неэффективным для больших структур данных, таких как
многомегабайтные текстуры и огромные списки показа, так как система загружает эти
структуры в свое логическое адресное пространство которое случайно распределено по
физическим адресам.
Главная задача AGP в том, чтобы карта могла «видеть» часть системной памяти как
свою собственную память, которую можно использовать для хранения текстур и списков показа.
Чтобы использовать возможности AGP более эффективно, система должна предоставлять
механизм, который позволял бы переносить «логические» адреса используемые
графическим AGP чипом в действительные физические адреса способом, подобным используемому
процессорами x86.

AGP апертура

AGP апертура это фрагмент адресного пространства сразу же за физическими адресами
используемыми буфером кадров AGP карт (видео память). Эта часть адресного пространства
используется AGP картами для доступа к системной памяти в которой хранятся текстуры.
Физически системная память адресуется начиная с 0 адреса и до своего объема.
AGP апертура поделена на логические страницы, и страницы переносятся индивидуально на
физические страницы системной памяти.

GART

Graphics Aperture Remapping Table — Таблица Переноса Графической Апертуры — это
аппаратная структура внутри AGP чипсета, которая осуществляет перенос адресов
AGP апертуры в физические адреса системной памяти. Она слегка напоминает
блок TLB вызова, находящийся во всех современных процессорах. GART находится
в NorthBridge части чипсета. Она управляется (программируется) операционной
системой и используется AGP картой.

GART драйвер

Так как действительное применение GART зависит от чипсета, у ОС должны быть
некоторые значения для доступа к ней. GART драйвер это драйвер используемый ОС
(как Win9x) для управления GART. Win95 вообще ничего не знает о GART, поэтому она
должна использовать внешние драйвера. Win98 информирована о GART чипсетах Intel и в
нее включены соответствующие драйвера. Для не-Intel чипсетов для использования функций GART
надо использовать драйвера от производителей чипсета. Это так называемый «AGP driver».
Драйвер обычно поставляется с материнской платой и обновления можно скачать
непосредственно от производителей чипсета (как VIA или ALi).

DIME

Direct Memory Execution — Непосредственное Выполнение из Памяти — это название
лучшего рабочего режима AGP достигаемого за счет использования AGP аперутры с GART.

2x mode vs. DIME (2х режим с DIME)

Общая проблема существующая во многих современных материнских платах и
графических платах в том, что работать может либо 2х режим, либо DIME, но не оба.
Как правило, DIME в 1х режиме работает быстрее чем 2х режим без DIME. Конечно, частные
результаты могут отличаться.

Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.

Самые обсуждаемые публикации

AGP (Accelerated Graphics Port) — высокоскоростной канал типа «точка-точка», предназначен для подключения видеокарты к материнской плате компьютера. Разъем создан, прежде всего, для ускорения обработки компьютерной 3D-графики.

С 2004 года фокус пользовательских предпочтений сместился постепенно с AGP на PCI Express (PCIe). К середине 2009 года PCIe-карты доминировали на рынке. Однако, несмотря на такое повальное смещение спроса, AGP-карты все еще существуют на современном рынке, но поддержка OEM-драйверов для них — минимальна. Вообще, следует подробнее рассмотреть различия и преимущества разъема AGP, в сравнении с PCI.

Сравнения AGP и PCI

Поскольку компьютеры со временем становились все более и более графически-ориентированы, последующие поколения графических адаптеров стали расширять границы PCI, шины с общей пропускной способностью. Это привело к скорому развитию AGP — шины, которая ориентирована на графические адаптеры.

Основным преимуществом AGP перед PCI является то, что этот разъем обеспечивает выделенный канал между слотом и процессором, что же касается шины PCI, то она осуществляет обмен, расшаривает данные. В дополнение к отсутствию конкуренции для шины AGP, директивное подключение и направленный обмен данными позволяет добиться более высоких показателей тактовой частоты работы шины. AGP также использует «боковую» адресацию, это означает, что адреса и шины данных распределяются таким образом, что нет необходимости в чтении всего пакета для получения адресной информации. Это достигается с помощью добавления дополнительных 8-битных шин, которые позволяют графическим контроллерам выдавать новые AGP-запросы и команды, причем в то же самое время, пока другие AGP-данные направляются через главную 32-адрессную линию (AD). Это приводит к повышению общей пропускной способности AGP-шины.

Более того, для загрузки текстур, графическая карта PCI должна скопировать информацию из системной памяти (RAM) в буфер обмена карты. Карты AGP же, в свою очередь, способны осуществлять чтение текстур напрямую из оперативной памяти, используя таблицу графических адресов, которая пропорционально распределяет оперативную память по мере необходимости для хранения текстур, что позволяет видеокарте обращаться к этим данным напрямую. Максимальный объем системной памяти, доступной для AGP, определяется апертурой AGP.

Характеристика и отличия AGP от PCI разъема

AGP разъем

Одним из основных улучшений, с которым этот разъем обладает интерфейсами PCI, это его работа с ОЗУ. Вызывается память АГП или нелокальная память, АГП может напрямую обращаться к системной памяти, вместо того чтобы полагаться только на память видеокарты.

Память AGP позволяет картам избежать необходимости хранить карты текстур (которые могут использовать большую часть памяти) на самой карте, потому что вместо этого они хранят их в системной памяти. Это означает не только то, что общая скорость разъема улучшена по сравнению с PCI, но также и то, что ограничение размера текстурных блоков больше не определяется объемом памяти в видеокарте.

Видеокарта PCI получает информацию в «группах», прежде чем она сможет ее использовать, а не сразу. Например, хотя графическая карта PCI Express будет собирать высоту, длину и ширину изображения в три раза, а затем объединить их вместе для формирования изображения, АГП разъем может получить всю эту информацию одновременно. Это обеспечивает более быструю и плавную графику, чем то, что увидите с картой PCI.

PCI разъем

Шина PCI обычно работает со скоростью 33 МГц, что позволяет передавать данные со скоростью 132 МБ / с. Используя таблицу сверху, можете видеть, что АГП разъем 3.0 может работать в 16 раз быстрее, чем скорость передачи данных намного быстрее, и даже версия 1.0 превосходит скорость PCI в два раза.

Когда АГП заменил PCI на графику, PCIe (PCI Express) заменил АГП как стандартный интерфейс видеокарты, почти полностью заменив его к 2010 году.

Впервые слот AGP появился на x86-совместимых системных платах, построенных с использованием Socket 7 Intel P5 Pentium и Slot 1 P6 Pentium II процессоров. Компания Intel представила AGP-поддержку в чипсете i440LX Slot 1, 26 августа, 1997 года. Немногим после этого выхода, на рынок хлынул целый поток подобных продуктов и от других проиводителей.

Первыми чипсетами Socket 7 с поддержкой AGP были: VIA Apollo VP3, SiS 5591/5592 и ALI Aladdin V. Что касается компании Intel, то они никогда не выпускали Socket 7 чипсет с поддержкой AGP. Компания FIC продемонстировала рынку первую Socket 7 AGP систему в ноябре 1997 года. То была FIC PA-2012, построенная на платформе чипсета VIA Apollo VP3, новая технология весьма скоро появилась на рынке, сразу после выхода EPoX P55-VP3, также построенного на базе VIA VP3 чипсете.

Наиболее яркими представителями ранних видео-чипсетов с поддержкой AGP являются: Rendition Vérité V2200, 3dfx Voodoo Banshee, Nvidia RIVA 128, 3Dlabs PERMEDIA 2, Intel i740, ATI Rage series, Matrox Millennium II, и S3 ViRGE GX/2. Некоторые ранние AGP-платы использовали графические процессоры, построенные на базе PCI, и легко могли трансформироваться в AGP. Это привело к тому, что некоторые параметры перекочевали в PCI из новой шины. Например, была улучшена пропускная способность шины — до 66 MHz. Примерами таких карт являются Voodoo Banshee, Vérité V2200, Millennium II, и S3 ViRGE GX/2. Интелловский i740 был специально разработан для использования новых функций AGP, причем, сразу целым сетом. По факту, он был создан целенаправлено для загрузки текстур по шине AGP, поскольку PCI имела множество сложностей в загрузке таких текстур. Оперативная память должна была эмулировать память AGP.

Microsoft и AGP

Компания Microsoft впервые ввела поддержку AGP в своей системе Windows 95 OEM Service Release 2 (OSR2 version 1111 или 950B) через USB-приложение к OSR2 патчу. После применения патча система получила версию 4.00.950 B. Первой системой типа Windows NT, получившей поддержку AGP, стала версия Windows NT 4.0 Service Pack 3, представленная в 1997 году.

Поддержка Linux для AGP, расширяющая быструю передачу данных, впервые была внедрена в систему в 1999 году, вместе с реализацией AGPgart модуля ядра.

Шина AGP (Accelerated Graphic Port)

Все хорошее когда-нибудь кончается. Обидно — но истинно. Сколько писали про то, что шина PCI наконец-то устранила «узкое место» РС — обмен с видеокартами — но не тут-то было! Прогресс, как известно, не стоит на месте. Появление разных там 3D ускорителей привело к тому, что ребром встал вопрос: что делать? Либо увеличивать количество дорогой памяти непосредственно на видеокарте, либо хранить часть информации в дешевой системной памяти, но при этом каким-нибудь образом организовать к ней быстрый доступ.

Как это практически всегда бывает в компьютерной индустрии, вопрос решен не был. Казалось бы, вот вам простейшее решение: переходите на 66-мегагерцовую 64-разрядную шину PCI с огромной пропускной способностью, так нет же. Intel на базе того же стандарта PCI R2.1 разрабатывает новую шину — AGP (R1.0, затем 2.0), которая отличается от своего «родителя» в следующем:

  1. шина способна передавать два блока данных за один 66 MHz цикл (AGP 2x);
  2. устранена мультиплексированность линий адреса и данных (напомню, что в PCI для удешевления конструкции адрес и данные передавались по одним и тем же линиям);
  3. дальнейшая конвейеризация операций чтения/записи, по мнению разработчиков, позволяет устранить влияние задержек в модулях памяти на скорость выполнения этих операций.

В результате пропускная способность шины была оценена в 500 МВ/сек, и предназначалась она для того, чтобы видеокарты хранили текстуры в системной памяти, соответственно имели меньше памяти на плате, и, соответственно, дешевели.

Парадокс в том, что видеокарты все-таки предпочитают иметь БОЛЬШЕ памяти, и ПОЧТИ НИКТО не хранит текстуры в системной памяти, поскольку текстур такого объема пока (подчеркиваю — пока) практически нет. При этом в силу удешевления памяти вообще, карты особенно и не дорожают. Однако практически все считают, что будущее — за AGP, а бурное развитие мультимедиа-приложений (в особенности — игр) может скоро привести к тому, что текстуры перестанут влезать и в системную память. Поэтому имеет смысл, особо не вдаваясь в технические подробности, рассказать, как же это все работает.

Итак, начнем с начала, то есть с AGP 1.0. Шина имеет два основных режима работы: Execute и DMA. В режиме DMA основной памятью является память карты. Текстуры хранятся в системной памяти, но перед использованием (тот самый execute) копируются в локальную память карты. Таким образом, AGP действует в качестве «тыловой структуры», обеспечивающей своевременную «доставку патронов» (текстур) на передний край (в локальную память). Обмен ведется большими последовательными пакетами.

В режиме Execute локальная и системная память для видеокарты логически равноправны. Текстуры не копируются в локальную память, а выбираются непосредственно из системной. Таким образом, приходится выбирать из памяти относительно малые случайно расположенные куски. Поскольку системная память выделяется динамически, блоками по 4К, в этом режиме для обеспечения приемлемого быстродействия необходимо предусмотреть механизм, отображающий последовательные адреса на реальные адреса 4-х килобайтных блоков в системной памяти. Эта нелегкая задача выполняется с использованием специальной таблицы (Graphic Address Re-mapping Table или GART), расположенной в памяти.

При этом адреса, не попадающие в диапазон GART (GART range), не изменяются и непосредственно отображаются на системную память или область памяти устройства (device specific range). На рисунке в качестве такой области показан локальный фрейм-буфер карты (Local Frame Buffer или LFB). Точный вид и функционирование GART не определены и зависят от управляющей логики карты.

Шина AGP полностью поддерживает операции шины PCI, поэтому AGP-траффик может представлять из себя смесь чередующихся AGP и PCI операций чтения/записи. Операции шины AGP являются раздельными (split). Это означает, что запрос на проведение операции отделен от собственно пересылки данных.

Такой подход позволяет AGP-устройству генерировать очередь запросов, не дожидаясь завершения текущей операции, что также повышает быстродействие шины.

В 1998 году спецификация шины AGP получила дальнейшее развитие — вышел Revision 2.0. В результате использования новых низковольтных электрических спецификаций появилась возможность осуществлять 4 транзакции (пересылки блока данных) за один 66-мегагерцовый такт (AGP 4x), что означает пропускную способность шины в 1GB/сек! Единственное, чего не хватает для полного счастья, так это чтобы устройство могло динамически переключаться между режимами 1х, 2х и 4х, но с другой стороны, это никому и не нужно.

Однако потребности и запросы в области обработки видеосигналов все возрастают, и Intel готовит новую спецификацию — AGP Pro (в настоящее время доступен Revision 0.9) — направленную на удовлетворение потребностей высокопроизводительных графических станций. Новый стандарт не видоизменяет шину AGP. Основное направление — увеличение энергоснабжения графических карт. С этой целью в разъем AGP Pro добавлены новые линии питания.

Предполагается, что будет существовать два типа карт AGP Pro — High Power и Low Power. Карты High Power могут потреблять от 50 до 110W. Естественно, такие карты нуждаются в хорошем охлаждении. С этой целью спецификация требует наличия двух свободных слотов PCI с component side (стороны, на которой размещены основные чипы) карты.

При этом данные слоты могут использоваться картой как дополнительные крепления, для подвода дополнительного питания и даже для обмена по шине PCI! При этом на использование этих слотов накладываются лишь незначительные ограничения.

При использовании слотов для подвода дополнительного питания:

  • Не использовать для питания линии V I/O;
  • Не устанавливать линию M66EN (контакт 49В) в GND (что вполне естественно, так как это переводит шину PCI в режим 33 MHz).

При использовании слота для обмена по шине:

  • Подсистема PCI I/O должна разрабатываться под напряжение 3.3V c возможностью функционирования при 5 V.

Поддержка 64-разрядного или 66 MHz режимов не требуется.

Карты Low Power могут потреблять 25-50W, поэтому для обеспечения охлаждения спецификация требует наличия одного свободного слота PCI.

При этом все retail-карты AGP Pro должны иметь специальную накладку шириной соответственно в 3 или 2 слота, при этом карта приобретает вид достаточно устрашающий.

При этом в разъем AGP Pro можно устанавливать и карты AGP.

В общем, как представлю себе графическую станцию с двумя процессорами Xeon и видеокартой AGP Pro High Power… Можно здорово сэкономить на отоплении… Закрадывается крамольная мысль, что в спецификацию PC 200? будет заложено жидкостное охлаждение. Опять-таки поживем — увидим.

Версии AGP

Компания Intel выпустила AGP-спецификацию в версии 1.0 в 1997 году. Она включала в себя 1× и 2× скорости. Спецификация 2.0 дала рождение AGP 4×, а версия 3.0 — 8×. Доступные версии включают в себя:

AGP и PCI: 32-битные шины, работающие на 66 и 33 MHz, соответственно

Спецификация Скорость Подкачка Норма (MB/s) Частота (MHz) Напряжение (V)
PCI единичная 133 33 3.3
AGP 1.0 единичная 266 66 3.3
AGP 1.0 двоичная 533 66 3.3
AGP 2.0 четверичная 1066 66 1.5
AGP 3.0 восьмиричная 2133 66 0.8
AGP 3.5 * восьмиричная 2133 66 0.8

*AGP версии 3.5 были обнародованы компанией Microsoft публично.

Порт Accelerated Graphics Port (UAGP), определяющий обязательность поддержки экстра регистров был как-то внедрен как опциональный элемент в версии AGP 3.0. Обновленные регистры включали в себя PCISTS, CAPPTR, NCAPID, AGPSTAT, AGPCMD, NISTAT, NICMD. Новые требуемые регистры должны включать также и APBASELO, APBASEHI, AGPCTRL, APSIZE, NEPG, GARTLO, GARTHI. Существует множество различных вариаций физических интерфейсов и коннекторов.

Тестирование в играх

Left4Dead 2

Даже на максимальных настройках FPS доходит до 60, и играть вполне комфортно!

В Team Fortress 2, который тоже сделан на движке Source, ситуация такая же, но FPS на максимальных возможных настройках доходит до 40-45. Тоже вполне комфортно играть. Напомню, на предыдущей материнской плате частота кадров в секунду была существенно ниже. Сказалась более высокая скорость процессора.

World of Tanks версии «Обновление 1.0»

Игра запускается, но Windows XP поддерживает только DirectX 9, поэтому стандартные настройки графики «Улучшенные» и «Освещение и постобработка» заблокированы.
Второе препятствие

Игру можно запустить только на настройках «Стандартные». В прошлой статье у нас работал DirectX 10, и поэтому все настройки там работали. Покопавшись в Сети, я наткнулся на одну статью, где кто-то уже выходил из этой ситуации. Для этого он установил игру на современный компьютер выставил в игре нужные настройки графики, скопировал из нее файл «preferences.xml» и подменил его на своей системе. Я проделал то же самое, и все получилось.

Настройка «Улучшенная» затемнена. Ну и ладно, потестируем игру с такими параметрами на высоких настройках.

Игра показывает 35-55 FPS, что вполне играбельно! В обновлении внедрено отличное улучшение графики, и быстродействие на высоте. У игры неплохая оптимизация, и она неплохо шевелится даже для не очень быстрых игровых системах.

Kerbal Space Program

Все вполне играбельно на средних настройках

В открытом космосе, при отсутствии других поверхностей и предметов, FPS довольно высокий.

Во все эти игры можно вполне комфортно играть на средних и высоких настройках. 3D-приложения больше всего тормозят при включении опции Antialiasing. Правда, честно говоря, особой разницы после включения этого параметра я своим глазом не вижу. Мне кажется, что в игре как будто просто снижается быстродействие, при почти полном отсутствии визуальных изменений. Ребята, скажите, вы действительно в DirectX 9 и 10 визуально отличаете Antialiasing X4 от X8 или это просто такая моя особенность? Хотя, в то время все старались купить видеокарту с поддержкой сглаживания X4 или X8 и утверждали, эта опция вносила разительные изменения в графику.

Официальные расширения

AGP Pro

Это официальное расширение, созданное специально для карт, требующих бОльшую электрическую мощность. Это более длинный слот, с дополнительными контактами, специально предназначенными для этой цели. Карты формата AGP Pro, как правило, являются картами класса «рабочая станция», используемыми для ускорения и более оперативной работы больших профессиональных графических приложений, применяющихся в проектировании, 3D-моделировании и дизайне.

64-битные AGP

64-битный канал был однажды предложен в качестве дополнительного стандарта AGP 3.0, в проектной документации. Однако, в своей окончательной версии стандарт так и не получил дальнейшей реализации и широкого распространения.

Данный стандарт позволяет добиться 64-битной транзакции для AGP8× — в процессах чтении и записи. Также доступны 32-битные процессы на PCI-платформе.

AGP на практике

Однако жизнь показала несостоятельность ключевых идей, лежащих в основе AGP. Конечно, было бы хорошо вообще выкинуть большую часть памяти из состава видеокарты, оставив только буфер кадра (в котором каждому пикселю на экране соответствует 16 или 32 бита) и Z-буфер, а все текстуры поставлять прямо из основной памяти. Но режим DME современными видеочипами практически не используется! Причина — пропускная способность системной памяти. Например, память PC100 позволяет получать данные со скоростью 8×100=800 Мб/с (шина памяти — 64-битная), половину этой пропускной способности займет процессор (хорошо еще, что у него есть кэш, который позволяет обращаться к памяти только в 5% случаев) и контроллеры, работающие в режиме DMA. В итоге имеем всего 400 Мб/с. Сравните — локальная видеопамять, которая работает на частоте около 200 МГц, имеет шину шириной (на современных видеокартах) 256 бит — 16х200=3200 Мб/c. Какой тогда смысл использовать канал AGP? Лучше нарастить память на борту видеокарты.

Выход есть, конечно. Первое — сжимать текстуры. Этот способ одинаково подходит и для основной, и для локальной памяти. Первой до этого додумалась S3 — для ее чипов это было наиболее актуально, потому что «Саваджи» имели узкую шину локальной памяти — 64 бита. Теперь сжатие текстур используют все современные ускорители. Второй трюк — тайловая архитектура (чипы серии PowerVR), текстурирование только тех треугольников, которые не будут закрыты другими на экране. Третий способ — передача данных на удвоенной скорости. Это — память DDR, скоро она будет использоваться в качестве не только локальной видеопамяти, но и обычной системной. Но к тому времени требования к скорости обмена данными между чипом и памятью поднимутся еще выше, так что постоянный рост объемов памяти на борту видеокарт будет продолжаться.

Надеюсь, вы уже поняли, что наращивание скорости самой шины AGP не дает ничего при отсутствии роста скорости шины основной памяти. Зачем эти 1.6 Гбайт/c при режиме 4x, если память PC100 даже теоретически не может выдать больше 800 Мбайт/с?

Неофициальные расширения

Огромное число нестандартных вариаций AGP-интерфейса было выпущено самими производителями оборудования.

Внутренний AGP-интерфейс

Ultra-AGP, Ultra-AGPII

Стандарт внутреннего AGP-интерфейса, использовавшийся производителем SiS для мостов контроллеров с интегрированной графикой. Оригинальная версия поддерживает такую же пропускную способность, что и AGP 8×, в то время, как Ultra-AGPII имеет масимальный показатель пропускной способности в 3.2ГБ/с.

AGP порты, основанные на PCI

AGP Express

Ненастоящий и неполноценный AGP-интерфейс, но позволяет AGP-карте быть подключенной посредством шины PCI Express, расположенной на материнской плате. Данная технология активно использовалась и применялась на материнских платах компании ECS. Она предназначалась для того, чтобы использовать существующую AGP-карту в новых материнских платах, взамен устаревающей PCIe-карте.

По своей сути, слот AGP Express — это тот же самый PCI-слот, но только с удвоенными показателями электроэнергии, и с несколько другим разъемом. Он допускает обратную совместимость с AGP-картами, но не обеспечивает полную программную поддержку (поэтому иногда случается так, что некоторые AGP-карты не работают на слоте AGP Express) и полную производительность карты. PCI-слот, по своей сути, обеспечивает меньший уровень пропускной способности. Но в любом случае, AGP все равно быстрее.

AGI

AGI — ASRock Graphics Interface, является частным вариантом общераспространенного стандарта Accelerated Graphics Port (AGP). Его основной целью является обеспечение AGP-поддержкой фирменных материнских плат компании ASrock. Дело в том, что фирменные чипсеты компании не поддерживают AGP-формат, поэтому возникла необходимость в «домашней» адаптации имеющихся технологий под общепринятые. Тем не менее, имеющиеся у ASrock технологии не имеют полной совместимости с AGP — некоторые известные и довольно распространенные чипсеты видео-карт не поддерживаются их внутренним оборудованием.

AGX

Advanced Graphics eXtended (AGX) — фирменная технология компании EpoX, представляет собой очередную вариацию AGP-шины, в фирменном исполнении. AGX обладает всеми теми же преимуществами и недостатками, что и AGI. Инструкция по эксплуатации не рекомендует использовать AGP 8× ATI карты с AGX — плохая совместимость.

XGP

Xtreme Graphics Port — фирменный интерфейс компании Biostar, также является аналогом AGP, с такими же преимуществами и недостатками, как AGI и AGX.

AGP-порты, построенные на PCIe платформе

AGR

AGR — Advanced Graphics Riser. Это вариация AGP-порта, используемая на некоторых «PCIe-материнках». Технология разработана компанией MSI, и предлагает совместимость, хотя и ограниченную, с AGP-технологией.

AGR — это, по сути, модифицированный PCIe-порт, обеспечивающий производительность, близкую к показателям AGP 4×/8×. Но, опять-таки, как и все разъемы-аналоги, данный формат не поддерживает все без исключения AGP-карты. Производитель опубликовал на своем официальном сайте перечень карт, поддерживаемых их форматом.

AGP 2.0/3.0ОГЛАВЛЕНИЕ

Теперь, допустим, нам досталась [найдена на помойке] материнская плата с AGP 4X или 8X слотом (они физически и по напряжению питания одинаковы). Одна из последних видеокарт под такие слоты выглядит так:

Расположение прорези в AGP 2Х/8Х видеокарте Radeon HD3450

Sapphire Radeon HD 3450 512 MB AGP 8X. Релиз: янв. 2008 г.

«Ключ 1.5 В» — прорезь среди контактов видеокарты (и соответствующая ей перемычка в слоте) — расположен дальше от выходов [видеосигнала]. Это 8X видеокарта, но на будет работать и на 4x, просто уполовинится пропускная способность. Материнских плат с AGP 8x only не производилось.

Эта видеокарта сделана в целом для PCE-e, поэтому производитель на обратной стороне платы установил адаптер-переходник PCE-e — AGP (внутри розового квадрата):

PCI-e видеокарта с AGP интерфейсом Radeon HD3450

Розовый пластырь

Надпись на чипе-переходнике и «розовый пластырь»:

Обратная сторона Radeon HD 3450, розовый квадрат

PCI-e — AGP адаптер

Дыра в розовом пластыре сделана на заводе и у всех моделей последних AGP-карт так. Наверное, этот розовый пластырь защищает шибко торчащий чип от удара сбоку.

Вот список последних и самых мощных видеокарт для установки в слот AGP 8X или 4X:

Radeon HD 4670 AGP Release Date: 17 Jul 2007 Architecture: R700 RV730 XT Memory Speed: 800 MHz Memory Type: GDDR3 Memory Bus: 128 Bit Memory Bandwidth: 25.6 GB/sec Core Speed: 750 MHz GPU Technology: 55nm Shader Processing Units: 320 Texture Mapping Units: 32 Render Output Units: 8 Texture Rate: 24 GTexel/s Pixel Rate: 6 GPixel/s Max Digital Resolution (WxH): 2560×1600 Max Power: 59 Watts Подробнее… (выбирать сверху 2 видеокарты для сравнения)

Чуть менее мощные, производившиеся с интерфейсом AGP 8X/4X (а не только PCI-e): Radeon HD 4650 AGP — сент. 2008, 48 Вт Radeon HD 4350 AGP — сент. 2008, 20 Вт Radeon HD 3850 AGP — янв. 2008, 75 Вт Radeon HD 3650 AGP — янв. 2008, 65 Вт Подробнее… (выбирать сверху 2 видеокарты для сравнения)

Совместимость

AGP-карты обладают неплохой прямой и обратной совместимостью, в доступных пределах. Единственное что, карты с напряжением 1.5 V не будут работать на слотах с показателем 3.3 V, и наоборот. Хотя, универсальные карты (с пометкой «Universal» на самой плате), согласно паспортным заявлениям, впишутся в любой тип слота. Также существуют беcключевые слоты «Universal», которые могут принять любой тип карт. Когда карта типа AGP Universal вставляется в соответствующий разъем AGP Universal, только 1.5 V-ая часть карты используется. Некоторые карты, например, Nvidia’s GeForce 6 series (заисключением 6200) или ATI’s Radeon X800 series, оснащены специальными ключами, которые допускают использование только на 1.5 V-ых слотах — с целью предотвращения их установки на более старые материнские платы, не поддерживающие 1,5-Вольтовый режим.

Некоторые их современных видео-карт имеют поддержку 3.3 V. Например, Nvidia GeForce FX series (FX 5200, FX 5500, FX 5700, некоторые FX 5800, FX 5900 и кое-какие версии FX 5950), Geforce 6 Series (6200, 6600/6600 LE/6600 GT) и ATI Radeon 9500/9700/9800 (R350) (но не 9600/9800(R360)). Некоторые Geforce 6200-карты и Geforce 6600 -карты работают на AGP 1.0 (3.3v) слотах.

AGP Pro-карты не вписываются в стандартные слоты, но стандартные AGP-карты будут полноценно функционировать на Pro-слотах. Материнские платы, оснащенные слотами Universal AGP Pro, принимают карты как с 1.5 V-параметрами, так и 3.3 V-ые, причем, как в AGP Pro, так и в сандартной конфигурации AGP, Universal AGP или Universal AGP Pro.

Некоторые карты имеют неправильные двойные вырезы, некоторые материнские платы — некорретно открытые слоты, позволяющие вставить в них карту, которую сам слот, по паспорту, не поддерживает. Это в нередких случаях, приводит к выходу из строя установленной карты, либо самой материнской платы. Некоторые, более ранние видео-карты формата 3.3 V, имеют ключ в 1.5 V.

Кроме того, существуют некоторые частные системы, несовместимые со стандартом AGP. Например, компьютеры Apple Power Macintosh с их разъемом Apple Display Connector (ADC), имеют дополнительный разъем, который обеспечивает питание подключенного к нему дисплея. Некоторые же карты разработаны для работы на специфицческой CPU-архитектуре (PC и Apple), которая может быть несовместима с другим прошивками.

Установка видеокарты AGP

Установка видеокарты в слот расширения должна быть довольно простым процессом. Можете увидеть, как это делается, следуя инструкциям и рисункам в этом руководстве по установке видеокарты.

Если возникли проблемы с установленной видеокартой, подумайте о повторной установке карты. Это касается АГП, PCI или PCI Express.
Перед покупкой и установкой новой видеокарты для AGP разъема, проверьте руководство по материнской плате или компьютеру. Установка видеокарты AGP, не поддерживаемой материнской платой, не будет работать и может повредить компьютер.

Потребляемая мощность

Фактическое питание слота AGP зависит от используемой карты. Максимальный потребляемый ток приведен в спецификациях для различных версий. Например, если считать по всем показателям по максимуму, то в случае с AGP 3.0 максимальный ток будет составлять 48.25 Вт. Эта цифра может быть указана для обозначения источника питания, вполне консервативно. Однако, на практике такая карта вряд ли когда-либо выдаст показатель, превышающий 40 Вт от слота. При этом, многие карты используют и того меньше. Слот AGP Pro, как мы уже говорили, обеспечивает дополнительную мощность, до 110 W. Многие AGP-карты оснащены дополнительным разъемом питания, чтобы обеспечить больше энергии, чем это может сделать слот.

Решаем проблемы

Итак, вместо облегчения жизни новая шина приносит новые проблемы. Заставить работать AGP-видеокарту удается далеко не каждому. Особенно если используется материнская плата на чипсете не от «автора» самой шины (я имею в виду Intel, конечно), что усугубляется «умелым» производителем вроде Acorp или Zida. Особенно если производитель видеокарты настолько скромен, что не решается обозначить себя.

Проблемы именно с AGP диагностируются просто. Видеокарта нормально работает в обычном режиме Windows (GUI), а при попытке запустить любую 3D-игру намертво зависает либо сразу же, либо через весьма непродолжительный промежуток времени.

Первое, что нужно сделать — зайти в BIOS Setup и проверить, следующие вещи:

  1. Assign IRQ to VGA = Enabled, PCI/VGA Palette Snoop = Disabled
  2. AGP Aperture Size = 64M
  3. Можно также Shadow Video BIOS = Disabled, Video RAM Cacheable = Disabled, Video ROM Cacheable = Disabled

Кроме того, Windows должна иметь версию не ниже 95OSR2.1 с usbsupp-патчем, установлен DirectX 7 и последний видеодрайвер, а для не-Intel-чипсетов — последний AGP-драйвер.

Если все это соблюдается, то причину неработоспособности AGP-шины нужно искать в невозможности одной из сторон — чипсета или видеочипа — правильно работать в установленном драйверами режиме. Причем в случае с чипсетами от VIA, ALi или AMD причина, скорее всего, будет в чипсете.

Посмотреть текущий режим работы AGP и спланировать свои дальнейшие действия можно с помощью большого количества утилит. Например, Sisoft Sandra показывает в модуле «Motherboard Information» пункт «AGP Bus», можно использовать программу PCIList, или PowerStrip, или WCPUID.

Апертура

. Этот параметр в BIOS Setup не означает, как думают некоторые, количество видеопамяти. Это диапазон адресов для работы механизма DME. Размер апертуры должен соответствовать половине основной памяти, но не быть меньше 64. Если ее уменьшить до минимума, шина AGP будет работать только в режиме PCI, проблемы сразу исчезнут — вместе с изрядной долей производительности.

SBA.

Очень часто этот режим нормально не работает, поэтому всегда есть смысл попробовать его отключить. Как это делать — смотрите ниже. При этом вы потеряете около 10% производительности.

AGP 1x, 2x, 4x

. Если проблема не решается, нужно понижать скорость работы шины AGP — до 1х. Особенно это помогает при разгоне процессора поднятием частоты шины процессора (FSB), так как вместе с ней поднимается частота шины AGP. Для дешевых видеокарт — особенно актуально.

Наследие и современность

К 2010 году некоторые новые маетеринские платы оснащались AGP-слотами. При этом, никаких новых чипсетов на рынке по AGP-формату не было выпущено, материнские платы менялись, слот оставался прежним. Старые чипсеты в новых материнских платах поддерживали старую спецификацию AGP.

Графические процессоры на тот период времени использовали платформу PCI-Express, причем общего назначения (а не целенаправленно заточенные под графику). Это стандарт, поддерживающий высокую скорость передачи данных и полный дуплекс. Для создания AGP-совместимой видео-карты те чипы требовали дополнительного мостового чипа типа «PCIe-to-AGP», чтобы конвертировать сигналы PCIe в плоскость AGP, и наоборот. Это влекло за собой повышение стоимости, поскольку возникала необходимость внедрения дополнительного чипа-моста, а для отдельных AGP-устройств — еще и специальной системной платы.

Однако, тем не менее, различные производители продолжают выпускать графические карты формата AGP для все более и более сокращающейся аудитории потребителей. Первые карты, оснащеные таким вот мостом, выпущены двумя производителями: eForce 6600 и ATI Radeon X800 XL. Эти устройства были представлены в 2004-2005 годах. В 2009 году AGP карты от Nvidia выделились в новую ветку: GeForce 7 Series. В 2011 году DirectX 10-совмесимые AGP карты от AMD (Club 3D, HIS, Sapphire, Jaton, Visiontek, Diamond, etc.) включали такие модели, как: Radeon HD 2400, 3450, 3650, 4350, 4650, и 4670. AGP-серия HD 5000, упомянутая в некоторых программных обеспечениях, на самом деле, никогда не была доступна. Существовало множество проблем с AMD Catalyst 11.2 — 11.6 AGP-драйверами, особенно под Windows 7, с серией HD 4000, использующей версию драйвера 10.12 или 11.1, рекомендуемую источниками, близкими к производителю. Некоторые из перечисленных выше производителей предлагают более старые версии AGP-драйверов для полноценной и стабильной работы устройств. Так, потребительский фокус все более смещается в сторону PCIe-платформы.

В поисках идеального «железа» для апгрейда

Когда, перед написанием прошлой статьи, мне в руки попала топовая из существующих AGP-видеокарт, HD 3850 512 Mb, я стал искать информацию о материнских платах, позволяющих запустить что-то современное и имеющих на своем борту интерфейс AGP. Поиски навели меня на несколько моделей, я в своей статье протестировал карту на одной из них, а уже в комментариях WebFlyer написал:

ASRock выпускал франкенштейнов с поддержкой AGP — Одни из последних AM2NF3-VSTA под AMD Soket AM2+ (До Phenom II X4 Deneb включительно) и 775Dual-VSTA Под Intel LGA775 (до Conroe Core2Duo включительно)

Конечно, хорошо было бы достать одну из таких и посмотреть на работу HD 3850 с максимальной мощностью! И вот, другой пользователь, SunUp и стал тем читателем (с аккаунтом Read and Comment), который предоставил на время свою материнскую плату AM2NF3-VSTA
, за что ему большое спасибо! Это материнская плата производства ASRock с сокетом AM2+, 4 слотами для оперативной памяти DDR2, чипсетом NVIDIA nForce3 250 и с портом AGP 8X.

Вот ее характеристики с официального сайта:

Поддержка Socket AM2+ / AM2 процессоров: AMD Phenom FX / Phenom / Athlon 64 FX / Athlon 64 X2 Dual-Core / Athlon X2 Dual-Core / Athlon 64 / Sempron Чипсет NVIDIA nForce3 250 Технологии Hyper-Transport и AMD Cool ‘n’ Quiet Поддержка двухканальной DDR2 1066/800/667/533 (4 x DIMM) non-ECC, не буферизованная, максимальный объем — 16 Гб ASRock AM2 Boost: Патентованная технология ASRock для увеличения производительности памяти до 12.5% Untied Overclocking: более широкие допуски для FSB при оверклокинге благодаря фиксации шин AGP/ PCI Hybrid Booster — технология безопасного оверклокинга ASRock 1 x AGP 8X

Комплект поставки из 2006 года

Когда SunUp дал мне эту плату, она была прямо в коробке.

В коробке лежали: диск с драйверами, плата, заглушка к ней и книжка с инструкцией.

Повторюсь, это модель 2006 года, вдумайтесь, как бережно он ее хранил!

К тому же, в придачу к плате прилагался процесор AMD Athlon 64 X2 6000+, то, что надо!

Управление режимом AGP со стороны видеочипа

Очень часто производители видеокарт поставляют вместе со своими драйверами утилиты (пример — Creative AGP Wizard), которые позволяют управлять режимом AGP. Фирма AOpen изготовила BIOS с возможностью установки всех параметров с помощью вызываемого при загрузке Setup. ASUS предоставляет возможность заменить VideoBIOS с отключенным Sideband на BIOS со включенным. Но это — только частные случаи.

nVidia

. Референсные драйверы (т.н. Detonator) имеют возможность управлять скоростью обмена данными по шине AGP. В реестре есть ключи по адресу «HKEY_LOCAL_MACHINESoftwareNVIDIA CorporationGlobalSystem»:

  • ReqAGPRate (тип dword) — 1=1x, 2=2x, 3=3x
  • EnableIrongateSBA (тип dword) — режим Sideband для чипсета AMD750
  • Super7Compat (тип dword) — для материнских плат под Socket7 может помочь установка значения 1.

S3

. Есть утилитка S3Tweak — она все и решает.

Matrox

. Совсем недавно появилась утилита Matrox Tweak.

С другими видеокартами не сталкивался, либо для них нет подобной возможности. Для них есть кое-что другое.

Утилита PowerStrip

, разработка фирмы Entech (https://www.entechtaiwan.com/) — универсальное средство настройки частоты развертки монитора и режима работы видеокарты. В последних версиях появилась возможность изменять режим работы AGP «на лету». Для этого есть параметры командной строки:

  • /AGP:xx — где хх может быть 1х, 2х или 4х
  • /SBA:xx — где хх принимает значения on или off.

Вообще-то не каждая видеокарта позволит PowerStrip сменить режим. RivaTNT2 работает, а вот ATI Rage128 вешается намертво.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога. Сегодня мы рассмотрим опции БИОС, которые позволяют произвести настройку шины AGP. 
Примечание.  AGP (Advanced/Accelerated Graphics Port) – шина, которая предназначена для подключения видеокарты. Раньше широко использовалась, но на данный момент заменена шиной PCI Express. Встречается только в старых ПК.

AGP

С помощью данной опции можно разрешить/запретить использование шины AGP и устройства, которое к ней подключено.

Значения опции:

Enabled – разрешить использование шины AGP;

Disabled – запретить использование шины AGP.

AGP 2.0 Mode

Выбор режима функционирования шины AGP спецификации 2.0.

Значения опции:

4Х; 2Х; 1Х.

Примечание. Различают следующие режимы работы шины AGP:

1X – скорость передачи данных составляет 266 Мбайт/с;

2X – скорость передачи данных составляет 533 Мбайт/с;

4X – скорость передачи данных составляет 1 Гбайт/с;

8X – скорость передачи данных составляет 2 Гбайт/с.

AGP 3.0 Mode

Выбор режима функционирования шины AGP спецификации 3.0.

Значения опции:

4Х; 8Х.

AGP 2.0 Speed

Выбор режимов функционирования шины AGP спецификации 2.0.

Значения опции:

Auto – автоматическое определение режима;

1х2х4х – разрешить использование всех режимов;

1х2х – разрешить использование режимов 1х и 2х;

– использовать режим 1х.

AGP 2X Mode

Использование режима 2х шины AGP. Режим 2х шины AGP – режим удвоенной скорости работы шины.

Значения опции:

Enabled (или On) – разрешить использование режима 2х шины AGP;

Disabled (или Off) – запретить использование режима 2х шины AGP.

AGP 3.0 Calibration Cycle

Использование циклов калибровки для шины AGP спецификации 3.0. Данные цикли компенсируют изменение температуры и дрейф напряжения питания.

Значения опции:

Enabled – использовать циклов калибровки;

Disabledотключить функцию.

 AGP 3.0 Speed

Выбор режимов функционирования шины AGP спецификации 3.0.

Значения опции:

Auto – автоматическое определение режима;

8х4х – разрешить использование режимов 8х и 4х;

– использовать режим 4х.

AGP 4X Mode

Использование режима 4х шины AGP. Режим 4х шины AGP – режим учетверенной скорости работы шины.

Значения опции:

Enabled (или On) – разрешить использование режима 4х шины AGP;

Disabled (или Off) – запретить использование режима 4х шины AGP.

AGP 4X Supported

Выбор режима (4х или 2х) для шины AGP.

Enabled (или No Override) – использовать режим 4х;

Disabled (или 2X Mode) – использовать режим 2х.

Данная опция может встретиться также под следующими названиями:

4X Override

AGP Always Compensate

Использование режима периодической автоматической корректировки уровней сигнала для шины AGP.

Значения опции:

Enabled – выполнять периодическую корректировку уровней сигнала;

Disabled – не выполнять периодическую корректировку уровней сигнала. Произвести корректировку только во время загрузки ПК.

AGP Aperture Memory Size

Опция устанавливает максимальный объем оперативной памяти (Мбайт), которую сможет использовать AGP-видеоадаптер для хранения данных, минуя собственную локальную память. Чем выше значение параметра, тем больше производительность видеосистемы.

Значения опции:

8; 16; 32; 64; 128; 256…

Данная опция может встретиться также под следующими названиями:

AGP Aperture Size

AGP Aperture Size (MB)

Graphics Aperture Size

Graphics Windows Size

AGP Capability

Установка скорости передачи данных по шине AGP.

Значения опции:

Auto – скорость определяется автоматически, исходя из возможностей шины AGP и видеокарты.

1X (или 1X Mode) – скорость передачи данных составляет 266 Мбайт/с;

2X (или 2X Mode) – скорость передачи данных составляет 533 Мбайт/с;

4X (или 4X Mode) – скорость передачи данных составляет 1 Гбайт/с;

8X (или 8X Mode) – скорость передачи данных составляет 2 Гбайт/с.

Данная опция может встретиться также под следующими названиями:

AGP Mode

AGP Transfer Mode

AGPCLK/CPUCLK

Установка соотношения частот AGP-шины и системной шины.

Значения опции:

1/1 – соотношение устанавливается при частоте системной шины до 100 МГц;

2/3 — соотношение устанавливается при частоте системной шины от 100 МГц.

AGP Device 4X Support

Поддержка видеокарт с интерфейсом AGP 4X.

Значения опции:

Enabled – включить поддержку видеокарт с интерфейсом AGP 4X;

Disabled – отключить поддержку видеокарт с интерфейсом AGP 4X.

AGP Driving Control

Выбор способа регулировки интенсивности сигнала от шины AGP. Опция используется для плат, которые поддерживают режим 4Х.

Значения опции:

Auto – автоматическая регулировка интенсивности сигнала от шины AGP;

Manual — регулировать вручную (параметр AGP Driving Value).

Данная опция может встретиться также под следующими названиями:

AGP Comp Driving

AGP Signal Driving

AGP 4X Drive Strength

AGP Comp. Driving

AGP Drive Strength

AGP Driving Value

Опция активна только при выборе значения Manual для параметра AGP Driving Control и позволяет регулировать интенсивность сигнала от шины AGP.

Значения опции:

Значения от 0 до FF (шестнадцатеричная система исчисления),что соответствует значениям от 0 до 255 в десятеричном эквиваленте.

Данная опция может встретиться также под следующими названиями:

AGP C. Driving Strength

Manual AGP Comp. Driving

AGP Fast Write

Установка задержки при записи данных по шине AGP.

Значения опции:

Enabled (или On) – задержка при записи равна одному такту;

Disabled (или Off) – задержка при записи равна двум тактам.

Данная опция может встретиться также под следующими названиями:

AGP Fast Write

AGP Fast Write Control

AGP Fast Write Mode

AGP Master 1 WS Write

AGP Master 1 W/S Write

AGP Master 1 W/S Read

Установка задержки при чтении данных на шине AGP.

Значения опции:

Enabled (или On) – задержка при чтении равна одному такту;

Disabled (или Off) – задержка при чтении равна двум тактам.

AGP Parity Error Response

Использование режима проверки четности для шины AGP.

Значения опции:

Enabled – использовать режим проверки четности для шины AGP;

Disabled – отключить режим проверки четности для шины AGP.

AGP Prefetch

Использование режима упреждающей выборки при обращении AGPо-видеокарты к оперативной памяти. В режиме упреждающей выборки следующей блок данных читается автоматически, что положительно влияет на обмен данными.

Значения опции:

Enabled (или On) – использовать режим упреждающей выборки;

Disabled (или Off) – запретить использование режима упреждающей выборки.

Данная опция может встретиться также под следующими названиями:

AGP to DRAM Prefetch

AGP Read Synchronization

Использование режима синхронного чтения. Особенностью данного режима является то, что передача данных от видеоадаптера в буфер и запись содержимого буфера в ОЗУ не выполняются одновременно.

Значения опции:

Enabled – использовать режим;

Disabled – отключить.

AGP VDDQ Voltage

Опция позволяет изменять напряжение питания шины AGP.

Значения опции:

1.8V; 1.7V; 1.6V 1.5V.

Данная опция может встретиться также под следующими названиями:

AGP Voltage

AGP Voltage Select

AGP Voltage (Volt)

Увеличение напряжения питания на определенное значение от номинального.

Значения опции:

Default – номинальное значение напряжения питания;

Default+0.1V – номинальное значение напряжения питания + 0.1V  ;

Default+0.2V – номинальное значение напряжения питания + 0.2V;

Default+0.3V – номинальное значение напряжения питания + 0.3V.

AGP/PCI Frequency

Установка соотношения частот AGP-шины и шины PCI (значение частоты AGP-шины / значение частоты шины PCI).

Значения опции:

Auto – частоты устанавливаются автоматически;

66.66/33.33; 72.73/36.36; 80.00/40.00 – соотношения частот AGP-шины и шины PCI соответственно.

Данная опция может встретиться также под следующими названиями:

AGP/PCI Clock

Vagp

Установка напряжения питания для AGP видеокарты.

Значения опции:

3,5 V – значение для видеокарты, которая работает в режиме 2Х;

1.5 V – значение для видеокарты, которая работает в режиме 4Х.

Средствами BIOS Setup настраиваем параметры шины AGP для улучшения производительности и стабильности работы видеокарты. Для автоматического управления сисемами разработана программа Autodesk Inventor.

  1. Запускаем BIOS Setup, переходим в раздел Advanced.
  2. Параметры AGP Spread Spectrum влияют на уровень электромагнитных помех. По умолчанию эта функция выключена (Disabled). При установке значения Enabled частота шины AGP периодически изменяется в незначительных пределах с целью снижения электромагнитного излучения.
  3. В строке Graphics Aperture Size (размер апертуры AGP) задают размер области системной памяти, который может адресовать шина AG Р. используя таблицу Graphics Address Relocation Table (GART). На некоторых материнских платах, если параметр AGP Aperture Size задан меньше 64 Мбайт, то шина AGP автоматически переключается в низкоскоростной режим PCI Mode (режим PCI). Рекомендуется указывать объем не менее 64 Мбайт для любой видеокарты. а если видеопамяти больше 64 Мбайт, то выставлять значение 128 Мбайт. В результате видеокарта обеспечит оптимальную производительность. когда приложение потребует дополнительную память для текстур.
  4. AGP SBA — APG SideBand Addressing, режим функционирования шины AGP, когда команды и данные передаются к видеокарте раздельно. Теоретически в таком режиме слегка увеличивается производительность. На практике прирост малозаметен.
  5. AGP Frequency — частота шины AGP. Если не планируется разгон видеокарты. оставляем значение AUTO.
  6. Video RAM Cacheable — кэширование видеопамяти. По умолчанию функция отключена (Disabled). При включении содержимое ПЗУ видеокарты копируется в кэш второго уровня. Поскольку сегодня графические движки DirectX и OpenGL не используют ПЗУ видеокарты, кэширование рекомендуется отключать.
  7. AGP VDDQ Voltage — напряжение питания шины AGP (Voltage between Drain and common for Data Quad-band). Если не планируется разгон видеокарты, оставляем значение по умолчанию 1,5 В.
  8. AGP8X Support — поддержка режима AGP8X. Следует включить (Enabled) этот режим, если видеокарта поддерживает интерфейс AGP 8Х.
  9. AGP Fast Write Capability — поддержка режима быстрой записи на шине AGP. В этом режиме запись в видеопамять происходит напрямую из буфера накопителя, минуя оперативную память, что повышает производительность примерно на 10%. Однако некоторые приложения и видеокарты при включении этой функции работают нестабильно. Необходима проверка совместимости с конкретной моделью видеоадаптера.

AGP

(Accelerated Graphics Port)

AGP is a high-bandwidth interface designed specifically for graphics cards. It was based on the PCI rev. 2.1 specification. Unlike PCI, which is a shared bus, AGP is dedicated to one device. This allowed AGP to have numerous advantages over PCI such as directly read/write capabilities with the system memory, de-multiplexing or simplification in the organization and transfer of data, and increase clock speeds.

AGP has gone through three major revisions, with the newest being AGP 8x at 2,1 GB/s, meaning that it is eight times faster than the initial AGP standard at 266 MB/s (32 bit, 66 MHz). AGP is being replaced by the PCI Express interface on new motherboards, but AGP 8x (and even AGP 4x) still offer sufficient bandwidth for contemporary video cards. All AGP 8x cards will work in both AGP 4x and AGP 8x slots.

PCI Express

In contrast to ISA, PCI and AGP, PCI Express is a serial interface subsystem. Thanks to this, it runs with very few connections. Different from parallel buses, the total bandwidth is available for every device, while e.g. several PCI cards have to share the total available bandwidth.

PCI Express works on the basis of multiplying as many single links (or lanes) as required to lineup the desired bandwidth. PCI Express x1 slots are short and compact, and their connection offers 250 MB/s both ways (upstream to the system and downstream to the device). PCI Express x16 (16 links) offers a bandwidth of 4 GB/s up and down or 8 GB/s total. The inferior slot options (x8, x4, x1) are not used for graphics. A mechanical x16 slot does not necessarily have to run at 16 connected PCI Express lanes, though. There are many motherboards available that are capable of running two PCI Express x16 slots at x8 bandwidth each in order to support twin-graphics cards.

Although increased bandwidth is a welcome innovation, a more pressing need was facing the industry: power consumption. The AGP 3.0 standard (AGP 8x) could only deliver a maximum of 41.8 W (6 A from 3.3 V, 2 A from 5 V, 1 A from 12 V = 41.8 W and an additional 1.24 W could come from the 3.3 V auxiliary at 0.375 A). Video cards were introduced with dual 4 pin power sockets such as the ATI Radeon X850XT PE, which has one socket while the Nvidia GeForce 6800 Ultra has two.

By adding the four-pin connections, manufacturers extended the life of AGP cards as each supplied 6.5A or 110.5 W from these right angle connections (12 V + 5 V or 17 V x 6.5 A = 110.5 W). Overall, PCI Express is a much simpler solution as it can deliver 75 W through the x16 connector and an additional 75 W per six-pin connection for a total of 150 W. PCI Express solved the concern for future bandwidth and the power consumption need.

Get instant access to breaking news, in-depth reviews and helpful tips.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Китайские таблетки 1234 от желудка инструкция
  • Триалгин инструкция по применению цена таблетки взрослым
  • Инструкция по охране труда в тренажерном зале для занимающихся
  • Скачать бесплатно руководство пользователя компас
  • Тиберал 500 инструкция по применению в гинекологии от чего