Классика академического рисунка от автора мировых бестселлеров по рисованию Джованни Чиварди! В своей новой книге он расскажет обо всем, что нужно знать об основах академического подхода, и подскажет идеи для поиска собственного уникального стиля. Через понятные и доступные схемы, а также на примере собственных работ, автор даст читателю ответы на всевозможные вопросы, возникающие в процессе рисования.
Пособие поможет всем желающим разобраться во всех тонкостях рисунка и прокачать свои навыки, а абитуриентам и студентам художественных колледжей и вузов — узнать еще больше о рисунке.
Что ждет на страницах книги:
— фундаментальные основы академического подхода;
— подробный разбор разноплановых работ: от простого натюрморта до обнаженной фигуры;
— примеры и наглядные схемы построения композиции, перспективы, анатомически правильного рисунка человека.
Джованни Чиварди — известный итальянский художник и скульптор, профессор Миланской…
Основы академического рисунка – эта тема столь обширна, что излагается в нескольких томах, поэтому мы начнем с общих понятий и терминов, сделав нечто вроде вводного материала.
Самое главное и первостепенное в рисунке это материалы и положение руки. Без этого можно даже не начинать.
В основном рисунок выполняется графическими материалами. То есть карандашом, углем, мелками, соусом, сангиной и так далее. Но мы с вами начнем с основы основ, то есть с карандаша. Они бывают разной мягкости. Указывается она прямо на корпусе.
Обозначение — Т или Н значит твердый, а М или В значит мягкий. Далее добавляется цифра (степень). Чтобы разобраться, вам следует попробовать порисовать каждым карандашом. Тогда вы наглядно увидите в чем разница. В практике мягкие карандаши чаще используются для набора тона, плавной штриховки и проработки теней, а твердые для изображения четких линий, проработки света и полутонов.
Переходим к бумаге. Здесь никаких заморочек не надо. Главное не берите офисную тоненькую бумагу, ничего путного не получится. Можно для тренировки не брать большие форматы. А уже после того как рука привыкнет, переходить на размеры побольше. Еще один из важных моментов, не рисуйте на бумаге, которая не прикреплена к основанию на котором расположена. Если это маленький лист, малярного скотча будет достаточно. Если формат больше 30/40 стоит пользоваться деревянными планшетами. Натягивать лист на него с помощью воды, степлера или клея. Таким образом вы обеспечиваете для себя идеальные условия. Под листом не будет воздуха и штрих будет ложиться ровно, не создавая проблем.
Немного о положении руки. Не нужно держать карандаш так, как обычно мы держим ручку при письме. Хоть это в первое время будет казаться неудобно, но уверяю, так в ваших движениях будет больше свободы, скорость штриховки будет расти, а лист закрываться стремительнее. Положение 1 хорошо лишь тогда, когда изображение небольшое и вы прорабатываете детали. В других случаях лучше выбирать положение руки как на других представленных вариантах.
Далее рассмотрим средства выразительности. То есть точка, линия, штрих, пятно. Данные средства являются составляющими любого изображения, поэтому их углубленное изучение очень сильно влияет на качество рисунка и мастерство художника.
Линия.
Она может быть любой: тонкой, толстой, прямой, искривленной, прерывистой, бледной, насыщенной и так далее. Одной только линией можно создавать невероятные работы.
Эгон Шиле
Штрих.
Совокупность линий, объединенных в одну форму или условный контур. Это то самое средство выразительности, которым чаще всего пользуются в академическом рисунке. Штрих тоже может быть абсолютно разным. Главное верно выбрать способ штриховки в зависимости от работы. Материальность предметов также передается с его помощью. Твердые предметы (гипс, дерево, керамическая посуда) изображается более сближенным штрихом, а мягкие (драпировки, шерсть, оперение птицы) наоборот раздельным, хаотичным, разобщенным штрихом.
Пятно.
То самое средство выразительности, без которого в вашем рисунке или живописной работе не будет цельности. Мы не можем изображать все предметы одинаковыми по тону и насыщенности. Они попросту сольются в листе в один сплошной серый цвет. Даже наше визуальное восприятие работает в стиле пятна. Мы не видим людей контурами, линиями или совокупностью линий, мы воспринимаем их как пятно. То же самое и с объектами на натюрмортах. Поэтому художник должен развивать видение тоновой разницы между объектами, чем больше различий между ними, тем реалистичнее и лучше рисунок. Пятно помогает придать объем, свет, тень, показать где в натюрморте главное, где второстепенное, разбить его на планы.
Поэтапный набор тона / пятна с помощью штриха
Следующим этапом мы рассмотрим построение самих предметов. Все они имеют свою ось, точки опоры, светотень и объём. Все это нужно уметь передать в вашем рисунке. Но, конечно же, построение первостепенно. Не стоит думать, что построить объект равно срисовать его. То, что вы успешно изобразите контур предмета не значит, что вы сможете его построить. Возьмем примитивный пример для рассмотрения.
Сначала набрасываем контур, примерное пространство, которое займут ваза и яблоко. После этого — ось. В данном случае главная ось вертикальная. На ней «держится» ваза. Если бы она (ваза) была на боку, ось исказилась бы соответственно. Далее намечаем эллипсы (объём внутри). Эта часть подразумевает изучение и понимание перспективы и ее законов, к которым мы перейдем в следующей статье. На третьем же счищаем ластиком линии построения и уточняем вазу. Вот именно после этого этапа можно приступать к работе тоном, но сегодня мы эту информацию пропустим, так как она очень обширная. Помимо перечисленных мной этапов есть еще очень много вещей, которые нужно учитывать при рисовании. Например: композиция, светотень, перспектива, тоновое отношение, плановость, ритм и так далее. Ваша задача отслеживать выход моих статей, внимательно читать, понимать и запоминать материал.
Хотели бы познакомить вас с курсом «Основы рисунка»
Вы научитесь рисовать как художник — вдохновенно и осознанно. Освоите разные техники и материалы: от графита и угля до масляных красок. Сможете создавать впечатляющие рисунки, следуя академическим правилам — или нарушая их.
Автор: Анастасия Маркелова
Что читать начинающему художнику? Учебные пособия по академическому рисунку
September 7, 2020
Основы рисунка. Учебное пособие. Могилевцев В.
Первое и единственное за последние 30 лет официальное издание, выпущенное Институтом им. И. Е. Репина по академическому рисунку и удостоенное серебряной медали Академии Художеств.
Немногословное, хорошо иллюстрированное таблицами, фотографиями с анатомических слепков, схемами, рисунками старых мастеров, учебное пособие передает систему академического рисования и наглядно показывает этапы ведения работ. 15-летний опыт профессионального обучения преподавателя кафедры рисунка ГАИЖСА, доцента В. А. Могилевцева, изложен с учетом традиций русской классической школы, и на практических заданиях, этап за этапом, передает суть – основы рисунка – в простой и наглядной форме.
Это дает возможность не только понять и изучить современные академические требования к учебному рисунку, но и задает верное направление для самостоятельных занятий.
«Рисунок по представлению”, Осмоловская О.В., Мусатов А.А.
Осмоловская О.В., Мусатов А.А. «Рисунок по представлению. (В теории и упражнениях. От геометрии к архитектуре».
Учебное пособие » «Рисунок по представлению— первый том из двухтомного издания. Второй том — «Архитектурный рисунок гипсовой головы». Обе эти книги охватывают практически все аспекты начальной подготовки архитектора по рисунку. Пособие предназначено для всех, кто начинает осваивать архитектурный рисунок – прежде всего для абитуриентов и студентов младших курсов архитектурных вузов. Пособие разработано на базе программ и методик кафедры «Рисунок» МАрхИ и содержит теоретические основы архитектурного рисунка, а также практические задания. Последовательное выполнение заданий позволит учащемуся овладеть техникой архитектурного рисунка и приобрести основные навыки как в изображении отдельных геометрических тел, так и составленных из них композиций.
«Рисунок» учебное пособие для вузов. Тихонов С.В., Демьянов В.Г., Подрезков В.Б.
Приводится методика конструктивно-структурного рисунка, занимающего важное место в обучении и воспитании архитектора. Конструктивно-структурный рисунок рассматривается как основная часть реалистического рисунка. Материал изложен с расчетом на всестороннее осмысленное отношение к рисунку в процессе восприятия, изучения и изображения натуры, а также в момент творческого поиска архитектурного решения. Основное внимание уделено закономерностям построения и восприятия форм предметов, рисунку с натуры, а также архитектурному рисунку. Для студентов архитектурных вузов и факультетов.
В предлагаемой книге рассматриваются теоретические и методические вопросы изобразительной грамоты. Книга содержит полный объем основных учебных заданий по рисунку, расположенных в строгой последовательности усложнения задач; рассматривает основы композиции, перспективы, пропорции, законы светотени и пластической анатомии, дает представление о форме, объеме и конструкции. Особое внимание автор уделяет методике конструктивно-структурного изображения предметов, а также конструктивно-анатомическому анализу сложной живой формы, основанному на закономерностях их строения. Основные принципы учебного рисунка с натуры, приведенные в книге, способствуют формированию и развитию объемно-пространственных представлений и совершенствованию графических навыков у заинтересованных читателей.
Учебник предназначен для студентов художественных и архитектурных вузов и факультетов, а также для учащихся профессиональных учебных заведений художественного профиля и рекомендуется в качестве теоретического, методического и практического руководства для преподавателей и учителей художественных школ и училищ.
Основы учебного академического рисунка — необходимый материал для любого начинающего художника. В книге Николая Ли представлен великолепный материал, настоящий клад для любого художника или того, кто только еще собирается им стать. Начиная от простых геометрических форм, авторы переходят к анатомии человека — вершине изобразительного искусства.
“Уроки старых мастеров: подробное изучение пластической анатомии”. Хейл Р.Б. Рисунок.
Это увлекательное пособие по рисунку, основанное на изучении шедевров старых мастеров, поможет вам развить свои творческие способности, одолеть технические трудности и освоить необходимые навыки для самостоятельной творческой работы. Книга написана всемирно известным автором и рассчитана на широкий круг читателей.
Об авторе: Роберт Беверли Хейл (1901-1985) — один из выдающихся американских специалистов в области пластической анатомии. Преподавал курс живописи в Куперовском обществе Нью-Йорка, был куратором отдела американской живописи и скульптуры в музее «Метрополитен», читал курс лекций по рисунку в университете Колумбии, а также в Академии изобразительных искусств в Пенсильвании. Его незабываемые лекции посещали как любители, так и профессиональные рисовальщики.
Из Предисловия автора: «Я считаю, что если вы хотите научиться рисовать человеческую фигуру, то следует пойти в ученики к самому лучшему рисовальщику, человеку, который достиг в своём искусстве совершенства. Однако трудность заключается в том, что мастеров, обладающих превосходными качествами в данной области, в наше время не существует. Однако мы можем изучать оригиналы и репродукции с рисунков большинства старых мастеров. Наброски и рисунки великих мастеров, представленные здесь, сопровождают мои объяснения по тексту, поэтому они не организованы ни по стилям, ни хронологически, главная их функция — иллюстрировать книгу. Иллюстрации подобраны таким образом, чтобы показать максимальное количество частей тела в разнообразных ракурсах.»
Оригинал издания на английском языке: Robert Beverly Hale — Drawing Lessons From the Great Masters
В.С. Шаров. Академическое обучение изобразительному искусству.
Что это за книга: «Академическое обучение изобразительному искусству» — учебное пособие по рисованию, подготовленное художником, действующим педагогом, преподавателем одного из старейших учебных заведений страны — Астраханского художественного училища им. П.А. Власова — Владимиром Стефановичем Шаровым. Материал для этого издания собирался Владимиром Шаровым в течение многих лет. В результате его кропотливой работы появился этот фундаментальный труд.
Как устроена книга: Настоящая книга включает в себя теорию и практику сразу по четырем дисциплинам академической школы: рисунку, живописи, станковой композиции и пленэру, что очень удобно для начинающих художников. Основные разделы пособия разбиты по годам и семестрам четырехлетней программы обучения.
Кому адресована эта книга: В первую очередь, издание адресовано студентам художественных училищ, лицеев и других учебных заведений среднего звена художественной школы и их педагогам. Также книга будет интересна студентам соответствующих отделений педагогических вузов и всем, кто хочет постичь основы изобразительной грамоты.
Важное: В издании, помимо важных теоретических обоснований вопросов обучения рисунку, живописи и композиции, дается детальный анализ выполнения программных заданий с I по IV курс художественного училища. Также данное пособие отличает большое количество иллюстративных примеров как с ученическими работами, так и с произведения мастеров мировой живописи.
2-е издание.
“Академический рисунок. Мифы и реальность”. Залегина Е.
Умение рисовать — это навык или особый талант? Как правильно рисовать и как правильно учиться, когда все учебники кажутся скучными, а научные трактаты очень сложно читать? В какой-то момент произошел перелом в системе преподавания одной из самых творческих дисциплин, и она превратилась в абсолютно заумную, полную странных правил и окутанную загадочными мифами. Что из этого ложь, а что — правда? Талантливая художница, преподаватель-методист и арт-блогер Елизавета Залегина считает, что изобразительную грамоту можно изучить и принять к сведению как любую другую — просто и легко. Да так, чтобы рисование не превращалось в череду преодолений, а стало еще одним языком для выражения мыслей и пластических идей любого, кто захочет этой грамотой овладеть. Неважно, чему и как вас учили до этого, — Елизавета развенчает основные мифы, касающиеся академического рисунка, и развеет ваши страхи. С чего начать? Что главное в рисунке? Действительно ли «обрубовка» необходима? Зачем рисовать объемные фигуры? На самом деле все гораздо проще, чем может показаться при пролистывании некоторых академических учебников. В этой книге приведены примеры мастеров прошлого и настоящего и наглядно показано, что мы можем у них перенять, и где можем упростить задачу и даже усовершенствовать старинные техники. Для кого: Для тех, кто хочет научиться рисовать Для тех, кто хочет начать учиться рисовать по- новому.
“Рисунок. Человеческое тело. Анатомия, морфология, пластика”. Джованни Чиварди
Изображение фигуры человека — базисный элемент классического образования художника. Владение техникой рисунка и глубокое понимание природы человеческого тела необходимы для обретения собственного стиля. Внимательное наблюдение за различными позами, фиксирование малейших деталей в работе мышц и скелета помогут отточить восприятие, научиться выразительно передавать пластику и фактуру тела. Книга содержит специально объединенные по тематике рисунки с натуры, сопровождаемые точным описанием хода работы. В каждом разделе приведены разъяснения по теории рисунка, даны основополагающие теоретические понятия, а также рекомендации для практических занятий. Книга будет полезна и студентам, изучающим рисунок, и зрелым мастерам, интересующимися разнообразными художественными школами.
“Аналитический рисунок. Учебное пособие”. Т. Шулика
Учебное пособие «Аналитический рисунок» предназначено, в первую очередь, для подготовки абитуриентов к одноименному вступительному творческому испытанию по направлению «Дизайн архитектурной среды».
В учебном пособии предлагается методика обучения аналитическому рисунку, способствующая приобретению необходимых теоретических знаний и практических навыков. Материалы, подготовленные ведущими преподавателями Московского архитектурного института (государственной академии), знакомят с элементами пластического языка и основами композиции, навыками аналитического видения натуры и проектного мышления, помогают развивать творческий потенциал и композиционные умения.
Пособие иллюстрировано цветными и черно-белыми изображениями: работами абитуриентов и студентов кафедры Дизайны архитектурной среды МАРХИ и произведениями мировой художественной культуры.
“Рисунок и перспектива. Теория и практика. “ Учебное пособие. Маргарита Макарова
Во всех художественных вузах учебным планом предусмотрено изучение одного из главных предметов изобразительного цикла — «Рисунок». От качества овладения знаниями и навыками этого предмета зависит усвоение обучающимися содержания других предметов художественной специальности — это живопись, композиция, декоративно-прикладное искусство, архитектурное и художественное проектирование и пр.
Теоретическая основа и практическая грамотность выполнения рисунка во многом зависят от знания другого важного предмета — «Перспектива». Без их взаимосвязи и взаимодействия трудно выполнить грамотно реалистический рисунок.
В связи с этим студентам художественных специальностей предлагается учебное пособие «Рисунок и перспектива». Его содержанием предусмотрено целенаправленное овладение знаниями и навыками выполнения рисунка на основе законов перспективы. Вместе с тем пособием могут пользоваться учащиеся художественных училищ и детских художественных школ, а также те, кто занимается…
Спасибо и удачного вам обучения!
Здравствуйте!
Благодарим вас за то, что вы стали пользователем Школы Рисования. Это простая и увлекательная платформа, созданная для того, чтобы помочь вам и многим ученикам по всему миру научиться рисовать.
Учитесь рисовать любым удобным для вас способом.
Бесплатные учебные пособия и книги можно скачать бесплатно перейдя по этой ссылке.
https://drive.google.com/drive/folders/1MezpA01S9WjcGiooz8SfCJpB_LivQB7K?usp=sharing
Учитесь вместе s друзьями. Делитесь нашими учебными пособиями с друзьями и коллегами или сохраняйте материалы для вашей библиотеки.
Спасибо и удачного вам обучения!
GHENADIE SONTU FINE ART
Поддержи проект!
Одна «чашка кофе» поможет существовать проекту целый месяц! Если вам нравится рисование, и наши статьи оказались вам полезны, поддержите нашу школу рисования!
Paypal:
paypal.me/ghenadiesontu
Яндекс.Деньги:
4100116350573968
-
ВСЕ
-
Рисование
-
Советы художника
-
История искусств
-
Живопись
-
Рисунок
-
Цветоведение
-
Поэтапное рисование
-
Вдохновение
-
О художниках
-
Ученики
-
Композиция
-
Абстракция
-
Книги
Новые книги по академическому рисунку.
29.05.2019 20:25
Для тех, кто давно читает наш блог или когда-либо обучались в нашей художественной школе не секрет, как я отношусь к современным учебникам по рисованию. Как человек, освоивший в юные годы академическую программу обучения рисунку, живописи, композиции и прочим дисциплинам, меня очень смешат книги типа “Научитесь рисовать за 30 дней”, “Рисуем как великие художники” или “Научиться рисовать портрет поэтапно”.
Конечно, в качестве развлекательного хобби они подойдут, но не более того. Отдел литературы для художников просто переполнен подобного рода изданиями, а в целом книжные полки производят впечатление качественной маркетинговой акции — “сделай обложку поярче, напиши громкое название и книгу купят, не важно, что внутри”. Именно поэтому я рекомендую своим студентам искать в букинистических магазинах или в интернете учебники рисунка советского периода, в которых и описание последовательных этапов ведения рисунка простое и понятное, и примеры работ учеников ясные и качественные (не в плане полиграфии, а в смысле соответствия критериям академической грамоты). Примеры таких книг я уже приводила в статье: https://jotto8.ru/blog/spetsialnye-knigi-dlja-hudozhnikov-uchebniki-risovanija-posobija-samouchiteli-chast-1 .
Сегодня советским учебникам по рисунку появилась достойная альтернатива или дополнение (кому как больше нравится). Эти три книги — учебники академического рисунка — могут являться очень приличным дополнением к занятиям рисованием с учителем и самостоятельным попыткам научиться рисовать. Итак, давайте разбираться поподробнее.
В.С. Шаров. Академическое обучение изобразительному искусству.
Этот учебник рисования не совсем новый, если я не ошибаюсь, первое его издание было в 2013 году, но он качественно выделяется на фоне многих сотен книг по рисованию. Книга объёмная, но написана она простым, адаптированным для начинающих художников языком, поэтому разобраться в сложной теории будет легко. Автор — практикующий педагог, преподаёт академические художественные дисциплины в Астраханском художественном училище (ещё один плюс в пользу книги — это не научный труд, а синтез теоретико-практической деятельности учителя-художника, то есть в ней отражено всё самое важное и нужное для обучения рисованию). По сути, книга — это методическое пособие по преподаванию рисунка, живописи и композиции.
Мне понравилась сама структура и качественная подача материала в книге — сначала теория, подкреплённая иллюстрациями картин классических художников и опорными схемами (кстати, они здесь более точные и понятные, чем в учебнике Ли), затем практические упражнения по рисованию (4 года обучения в художественном училище, расписанные по семестрам, в том числе и беседы о технологии масляной живописи, технике акварели, беседы о рисовании обнажённой модели и головы человека и т.д.). Достаточно много внимания уделено пленэру, что в современных книгах по обучению изобразительному искусству крайне редко. Практические задания сопровождают фотографии рисунков и этюдов студентов.
Отдельное спасибо автору за освещение задач академической системы обучения изобразительному искусству и за выявление её характерных черт и отличие от других школ и подходов в обучении рисованию. Хорошо объяснены в книги требования к студентам, собирающимся освоить азы академической изобразительной грамоты и задачи обучающегося профессии художника. Отдельная глава уделена константности восприятия (умению художника видеть предметы такими, какими они являются на данный момент, а не такими, как он их понимает, опираясь на свой жизненный опыт) — большой проблеме художников-самоучек и начинающих художников. Как художник-педагог могу сказать, что без этого понимания всё остальное обучение рисунку и живописи (а тем более композиции) бессмысленно.
В этом пособии по рисованию удачно разделены и объяснены знания, необходимые художнику, умения и навыки, которые следует развивать и улучшать. В книге много цитат знаменитых художников и крупнейших педагогов изобразительного искусства разных эпох, которые поясняют и подтверждают авторский текст. Особенно меня тронуло что автор книги предусмотрел и самостоятельную творческую работу художника после окончания обучения, описал, как построить самообучение, чтобы продолжать развиваться творчески и найти свой путь в искусстве.
Словом, недаром эта книга рекомендована Министерством культуры РФ, а рецензии к ней написаны профессором МГАХИ имени В. И. Сурикова, председателем художественного экспертного совета фонда «Новые имена», членом комиссии по живописи Союза художников России С. А. Сиренко и Доцентом кафедры рисунка и живописи факультета архитектуры и дизайна АГУ, Заслуженным работником культуры РФ Л. Н. Никоноровым.
Пара цитат из книги:
“То обстоятельство, что художественные материалы не могут сравняться по силе с красками природы, диктует принцип процесса изображения. Он состоит в том, чтобы определять в натуре и передавать в изображении отношения между предметами. Нет смысла сравнивать цвет в натуре с цветом в этюде или тон в натуре с тоном в рисунке. Нужно сравнивать цвета или тона натуры между собой для создания аналогичных отношений на изобразительной плоскости. Краски этюда или тона рисунка могут быть правильно взяты только относительно друг друга. Используя возможности конкретного материала, нужно научиться пропорционально верно передавать в изображении цветовые и тональные отношения, отношения величин, существующие в натуре. Итак, отношения между предметами в натуре выявляются путем их сравнения для создания аналогичных отношений на изобразительной плоскости. Сравнительный анализ должен вестись все время, от начальной до завершающей стадии выполнения работы. Практические действия должны выполняться в соответствии с произведенным анализом”.
“Для выделения главного и придания изображению художественных качеств художнику часто приходится определенным образом корректировать увиденное. В своих работах, понимая степень важности того или иного элемента изображения, художники делают соответствующие изменения относительно натуры: подчеркивают главное, соподчиняя ему второстепенное, обобщают увиденное, делая отбор деталей, порой что-то убирают или передвигают, сознательно расставляют нужные акценты с учетом плановости, смысловой нагрузки каждого элемента, общей гармонии изображения. Итак, говоря о выделении главного, мы будем иметь в виду не только выявление (передачу) главного, увиденного в натуре, но и активную работу по выделению главного. Определение и выделение главного подразумевает обязательное понимание, что в натуре является важным, существенным, а что можно отбросить без ущерба для ее восприятия. Нет смысла копировать натуру, передавая все ее детали. Часть деталей, ничего не добавляя для восприятия предмета, может значительно снизить выразительность изображения, внести в него дробность. В изображении должно быть отражено самое характерное, типичное, суть явления — то, что формирует наше восприятие предмета. Наше восприятие предмета формируется в первую очередь его пропорциями и конструкцией. Часто приходится наблюдать, как учащийся уделяет большое внимание работе над деталями, пытаясь таким способом достичь убедительности и сходства. Однако никакое сходство и убедительность в деталях не передадут верного восприятия предмета, если не переданы его общие пропорции и конструкция его формы в целом. Например, лаконичный набросок без деталей может дать ясную характеристику фигуры человека, а длительный рисунок, превращенный в набор деталей, — нет. Нужно понимать, что не количеством деталей определяются качество и законченность работы, а верностью общего”.
Залегина Е. Академический рисунок. Мифы и реальность.
Эта книга — отличный учебник и справочник для начинающих художников. Но, предупрежу сразу, это не самоучитель рисования! Также в ней нет последовательных фотоуроков — рисование шаг за шагом. Книга отвечает на основные вопросы художников самоучек и начинающих художников. Я, как педагог, встречаюсь с ними каждый день и очень благодарна автору за чёткое конструктивное объяснение и ответы на вопросы — зачем рисовать натюрморты и геометрические тела, почему нельзя научиться рисовать сразу человека, что такое конструктивное мышление и зачем оно художнику и прочие. Надеюсь, что теперь мне придётся меньше времени тратить на раскрытие этих тем в беседе с учениками, а больше на реальную практическую помощь в освоении изобразительной грамоты.
Отлично показаны и объяснены в книге принципы формообразования в рисунке (построение предметов при помощи линий и сопряжения форм), а также проанализированы и показаны разнообразные пособия по академическому рисунку. В них наглядно показаны особенности методики преподавания рисунка в художественных школах разных временных периодов, описаны характеристики выбора и анализа источников информации для художников (почему по одним пособиям можно научиться рисовать, а по другим достигнуть предполагаемого результата практически невозможно).
Язык изложения в книге максимально адаптирован для широкого круга читателей, во время чтения остаётся впечатление полноценной беседы с автором лично, что выгодно отличает книгу от традиционных учебников и пособий по рисованию. Вместо свода правил — тактичное грамотное разъяснение, вместо поэтапной раскадровки а-ля “повторяй за мной и станешь художником” — рекомендации по улучшению собственного мастерства рисовальщика, преломленные через понимание основ творческой художественной деятельности. Начиная от вопросов: зачем я рисую, почему я хочу научиться рисовать и что для этого нужно, автор мягко подводит к коррекции собственных творческих амбиций, формируя цельность понимания художественного творчества.
Думаю, что прочтя эту книгу, многие художники-самоучки захотят совершенствовать свои знания, умения и навыки академического рисунка, выполняя штудии, зарисовки и наброски, а не рисовать сразу большую картину маслом в надежде получить от педагога “волшебную таблетку” для создания красоты. И это замечательно.
И, да, большинство иллюстраций в книге — рисунки Елизаветы Залегиной и её учеников, поэтому в мастерстве и компетенции автора не сможет усомниться даже самый требовательный читатель.
Цитаты:
“Геометрические тела, целые объёмные части, и, конечно, их пропорции и сопряжения — вот что важно в конструктивном рисовании и в анализе сложных форм!”
“Как часто вы слышите фразу “От частного к общему и от общего к частному” там, где учат рисовать? Слышать-то слышали, и даже, наверное, часто её повторяли сами, но уверены ли, что понимаете, что она значит? Не спешите с ответом, подумайте. А пока узнаем, что по этому поводу пишет А.Дейнека: “Последовательное выполнение рисунка от общего к частному и от частного снова к общему строго обязательно”.
В этой непримиримой формулировке чувствуется мощь автора, его неусыпное око и беспокойство. О чём? О том ли, что рисунок будет слишком пустым и лишённым информативности? Нет! Автор понимает важность и деталей, и целого. Он просто предлагает алгоритм действий. А вы что подумали?”
“Если рассмотреть все предметы, окружающие нас, можно быстро заметить, что всё это — конструкции, более или менее сложные, природные или сделанные руками человека. Значит, их устройство не хаотично, а подчиняется определённой логике, следовательно, оно может быть познано, изучено и нарисовано. В конструкции все части находятся на определённых пространственных планах. Если форма многочастная, эти части сопрягаются друг с другом и находятся во взаимозависимости.
Даже хаотичные природные явления, такие как воздух (облака, дым, пар), вода (волны, потоки) и огонь, могут представлять собой нечто вполне конструктивное.
Конструкции делятся на более и менее сложные — многочастные и монолиты соответственно.Самой совершенной и сложной, а потому интересной конструкцией считается фигура человека. Настоящее умение рисовать должно привести к свободному навыку изображать именно человеческую фигуру и портрет — с натуры и с психологическим сходством.
Конечно, не все художники такую задачу перед собой ставят, но так ли она сложна? То есть да, задача не из лёгких, но если идти к ней не окольными путями, можно своевременно получить довольно внушительный результат. Чтобы в итоге решить сложную задачу, надо научиться простым алгоритмам действия через простые шаги. Чтобы сформировалось пространственное конструктивное мышление, надо не допускать рисования плоских фигур там, где есть объём. То есть надо не допустить подходов, которые могут помешать развитию пространственного конструктивного мышления”.
А.Г. Плахотников “Академические основы архитектурного рисунка”
Сразу скажу, что эта книга новейшая и найти её в книжных магазинах будет сложновато (мне книга пришла непосредственно от автора и команды его единомышленников почтой). Это пособие специфическое — в книге отражены особенности именно архитектурного рисунка (будущие архитекторы, обратите внимание, аналогов на книжном рынке нет!). Но будущим дизайнерам, иллюстраторам, художникам-педагогам она будет не менее интересна и полезна.
Издание — масштабный труд кандидата педагогических наук, профессора изобразительного искусства Плахотникова Александра Григорьевича. Замечательный художник и педагог запланировал серию учебников для студентов архитектурных и художественных вузов и учреждений дополнительного образования. Пока издан только 1 том. Но это полноценный и подробный учебник академического рисунка, щедро проиллюстрированный графическими произведениями архитекторов и художников, рисунками студентов и пояснительными схемами.
Лично мне импонирует академическая правильность и точность подачи материала и тщательно продуманная структура книги: история появления и развития архитектурного рисунка, основные принципы восприятия и построения геометрических форм, принцип конструктивно-геометрального способа рисования, рисование натюрмортов с натуры и по памяти, самостоятельная работа по созданию архитектурного рисунка, специфика летней практики (пленэр для архитекторов). В конце книги имеется терминологический словарь, что сложно недооценить.
Как в старом добром советском учебнике рисунка, здесь нашлось место и описанию специфики заточки карандашей при рисовании, и способам проведения прямых и наклонных линий, и принципу удержания карандаша в руке при рисовании, и расположению художника относительно модели и мольберта (заметьте, всё в картинках и чуть ли не с математически точными расчётами — точно и понятно). Уделено внимание и линейному построению простейших плоских форм, и тональной штриховке разного рода.
Принципы построения геометрических объёмных форм и предметов в перспективе, помимо текстового описания, показаны в серии последовательных рисунков. Способ сквозного построения форм в рисунке описан и проиллюстрирован с ювелирной тщательностью и точностью и подан сухим, но ясным академическим языком (в отличие от многих книг по академическому рисунку и самоучителей рисования, заполонивших полки книжных магазинов).
Целый большой раздел книги повествует об особенностях архитектурной композиции — это вообще редкая жемчужина учебной литературы для художников.
Разъяснение таких важных для архитектора и художника понятий, как пропорции, перспектива, форма, объём, конструкция — даёт прочный теоретический фундамент для приобретения и развития основ изобразительной грамоты.
Список литературы, использованной при создании книги ещё раз убеждает в грамотном, научном подходе к созданию книги и очевидной её пользе для студентов художественных вузов и колледжей, а также для учителей рисунка и композиции.
Цитаты:
“Идея сферической геометрии оперного театра в Сиднее так же проста, как ломтик апельсина. Казалось бы, что всё совершенное и великое выглядит удивительно просто. Но стремление практически воплотить архитектурную идею парящего свода привело к чрезвычайным трудностям и противоречиям.
Прогрессивные идеи в архитектуре ХХ века являются сложнейшей задачей для современников Константина Мельникова и Андрея Бурова. Искусство архитектуры мастеров ХХ века опиралось на художественный метод, и только такой подход может быть всеобъемлющим в решении многообразных и противоречивых задач, выдвигаемых перед каждым конкретным проектом и архитектурой в целом”.
“Сам принцип “прозрачности” — сквозного способа изображения каркасных моделей геометрических тел — позволяет видеть сразу все основные узлы конструкции и соединений тел. Это в значительной мере облегчает построение архитектурного рисунка. Рисующий ясно понимает, как располагаются в пространстве “видимые” и “невидимые” углы, рёбра и объёмные грани изображаемого тела при различных поворотах. Сквозной способ изображения, показанный на рис. 59 а, состоит из композиционного решения трёх кубов, расположенных по вертикали друг над другом, и на рис. 59 б каждый последующий куб сдвинут по отношению к вертикальной оси построения влево или вправо и назад”.
“В первых зарисовках следует отображать фрагменты сложных архитектурных сооружений для поэтапного усвоения методических приёмов и способов их выполнения. Здесь целесообразно уделять внимание роли и сущности назначения архитектурного объекта. Чтобы в последующих работах в части зарисовок архитектурных объектов у рисующих студентов была возможность продолжить графический поиск, освоить основные закономерности архитектурного рисунка, также зарисовки фрагментов и частей фасада здания должны отражать связи архитектуры с окружающей средой и пространством”.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже
-
Назад -
Вперед
8 книг по основам академического рисунка.
⠀
Выбрала для вас лучшие пособия из лучших. Одобренные педагогами и опробованные на тысячах студентов. Это будут ваши настольные книги на весь период обучения ☝
⠀
📗 Основы рисунка. В. Могилевцев
Поэтапное руководство по рисунку головы и фигуры. Понятные шаги от замысла до детальной проработки.
⠀
📘 Драпировка в рисунке. А. Скворцов.
Драпировки много не бывает. Как не бывает и одинаковых складок на ней 😄
⠀
📖 Суриковская школа рисунка. С. Гавриляченко
Наследие Суриковской академической школы рисунка. Ну тут и говорить нечего. Когда корифеи академизма делятся своими знаниями, нужно внимать каждым сантиметром тела.
⠀
📕 Учебный рисунок. Суриковского института. С. Гавриляченко
⠀
📙 Образ человека. Готфрид Баммес
Пластическая анатомия для продвинутых художников.
⠀
📚 Изображение человека. Готфрид Баммес
Конкретные рекомендации по работе над эскизами и набросками с натуры. Особенности строения фигуры в различных ракурсах.
⠀
📗 Анатомия для художников. Н. Дудиева
Курс пластической анатомии от преподавателя МГАХИ им. Сурикова. Если вы хотите поступать в этот вуз, рекомендую прочитать.
⠀
📘 Анатомия для художников. Енё Барчаи
Для продвинутых художников. Совсем анатомия. Много картинок, мало объяснений. Но анатомию нужно очень хорошо знать.