Руководство по аналогии

Содержание

  1. «Управление и Оптимизация Производственного Предприятия»
  2. Назначение метода
  3. Цель метода
  4. Суть метода
  5. План действий
  6. Особенности метода
  7. Достоинства метода
  8. Недостатки метода
  9. Аналогия — что такое? Метод аналогии
  10. Метод аналогии: цель, суть и назначение
  11. Каков план действий?
  12. Виды аналогий
  13. Прямая аналогия
  14. Символическая аналогия
  15. Фантастическая аналогия
  16. Личная или субъективная аналогия
  17. Построение аналогии: тонкости метода синектики
  18. Синектика: плюсы и минусы
  19. Виды аналогий
  20. Обзор
  21. Прямая аналогия
  22. Аналогия свойств
  23. Аналогия отношений
  24. Аналогия формы
  25. Символическая аналогия
  26. Примеры символической аналогии:
  27. Личная аналогия
  28. Инструкция по применению метода личной аналогии:
  29. Фантастическая аналогия
  30. Есть один нюанс
  31. Придумываем вопрос
  32. Где применять аналогии
  33. Виды аналогий. Главное

«Управление и Оптимизация Производственного Предприятия»

Аналогия (греч. analogia — соответствие) — сходство объектов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах.

Назначение метода

Поиск решений в различных областях человеческой деятельности. Областью систематического применения аналогии является теория подобия, широко используемая в моделировании.

Использование аналогий — один из самых универсальных эврестических приемов, мобилизующих интеллектуальные ресурсы для поиска новых идей и решения творческих задач.

Цель метода

Максимально растормозить мышление, уменьшить влияние психологической инерции, найти оригинальное решение задачи.

Суть метода

Аналогии не дают ответа на вопрос о правильности предположения, но наводят на мысль о том или ином положении.

Аналогии в определенной мере делают незнакомое знакомым, позволяя благодаря увиденному сходству решить проблему известным способом, и знакомое незнакомым, давая возможность взглянуть на проблему с неожиданной стороны, что может натолкнуть на новое оригинальное решение.

На основе выявлений аналогии с техническими объектами в другой области, с биологическими объектами, с объектами и явлениями неживой природы с помощью группы эвристических приемов осуществляется поиск новых идей и решений. Это приводит к тому, что отдельное слово, наблюдение могут вызвать в сознании воспроизведение ранее пережитых мыслей, восприятия и «включить» богатую информацию прошлого опыта для решения поставленной задачи.

План действий

Среди различных приемов аналогий выделяют четыре фундаментальных типа: прямую, субъективную, символическую и фантастическую аналогии, которые охватывают мысли и опыт людей.

Каждому типу присущи свои правила поиска аналогии.

Более очевидным это становится, если ввести следующую классификацию аналогий: прямые — реальные, фантастические — нереальные, субъективные — телесные, символические — абстрактные.

Особенности метода

Прямая аналогия. Прием, направленный на рассмотрение решений сходных проблем в самых разных областях человеческого знания, в природе. Особое внимание следует уделять биологической аналогии. У природы запас идей практически неисчерпаем. Мост и паутина, сердце и насос, строение кожи дельфина — мягкая обшивка для подводных лодок.

Субъективная аналогия. Личностная аналогия, эмпатия. Прием вхождения в чужую «шкуру», вживания в образ совершенствуемого объекта, пытаясь слиться с ним воедино, с целью понять и представить состояние самого объекта. Например, что он почувствует, если будет выполнять функцию лопасти винта вертолета, какие силы на него будут воздействовать; что он будет испытывать в роли футбольного мяча? Вхождение в роль кого-то или чего-то тренируется, как у актера, нужны навыки и знания, необходимо развивать творческое воображение.

Символическая аналогия. При формулировании задачи пользуются поэтическими сравнениями, образами и метафорами, отражающими сущность символической аналогии. Необходимо наглядно показать суть конфликта, лежащего в основе проблемы. Нахождение СА может облегчить прием «поиск названия книги»:

  1. Из формулировки проблемы выделяется ключевое слово.
  2. Затем необходимо в двух словах дать образное определение сути этого, содержащее парадокс.

Фантастическая аналогия. Прием, при котором для решения задачи предлагается ввести какие-либо нереальные, фантастические средства (например, волшебную палочку) или персонажи, выполняющие то, что требуется по условию задачи. Как эту задачу решили бы сказочные персонажи?

Что бы стало, если. (имя существительное). (глагол)? Случайным образом выбирается имя существительное и глагол. Затем дается ответ.

Достоинства метода

Аналогии играют важную роль при выдвижении гипотез как средство уяснения проблемы и направления ее решения.

Недостатки метода

Негативное влияние эмпатии на нервную систему.

Источник

Аналогия — что такое? Метод аналогии

Многие способы выработки оригинальных мыслей и идей на сегодняшний день востребованы в самых разных сферах жизни. С их помощью руководители крупных организаций повышают эффективность работы в условиях жесткой конкуренции, а творческие группы стимулируют выработку неординарных методов деятельности.

Аналогия – что такое? Один из многих способов реализации необычного подхода к решению задачи. Его особенность в существовании возможности использования нескольких приемов, совокупность которых значительно расширяет границы поиска оригинального ответа на тривиальный вопрос.

Метод аналогии: цель, суть и назначение

Целью данного метода является максимальный «разгон» мышления, вкупе с уменьшением влияния психологической инерции. Это позволит найти оригинальное решение проблемы.

Метод аналогии применяется для поиска нестандартных выводов в разнообразных сферах деятельности человека. Его систематическое применение происходит в области теории подобия, которая часто используется в моделировании.

Применение аналогий – это один из многих универсальных приемов, который мобилизует ресурсы интеллекта с целью решения задач творческого характера и поиска новых идей.

В чем суть этого метода? Аналогия применяется для того, чтобы навести мозг на необычные мысли о чем-либо, но она не дает ответа на вопрос о правильности полученного предположения.

Метод синектики в некоторой мере делает незнакомые вещи знакомыми и с помощью увиденного сходства позволяет решить проблему уже известным способом, и наоборот: делает знакомые вещи незнакомыми, давая возможность посмотреть на проблему с новой стороны, что часто наталкивает на новые и оригинальные решения.

Каков план действий?

Понятие «аналогия» включает в себя четыре фундаментальных вида этого способа решения задач: прямую, символическую, субъективную и фантастическую аналогии, каждая из которых охватывает опыт и мысли людей.

Каждому из этих видов присущи свои правила поиска аналогии.

Они становятся более очевидными, если ввести следующую классификацию:

  • Прямые – реальные.
  • Символические – абстрактные.
  • Субъективные – телесные.
  • Фантастические – нереальные.

Простые аналогии подразумевают вывод, в процессе которого на основании сходства двух предметов в одних признаках заключают об их сходствах и в других. Их используют при классификации ряда предметов. Сложные аналогии – это выводы, которые сделаны на основании совокупности признаков предметов путем различных умозаключений.

Виды аналогий

Итак, аналогия – что такое? Это метод синектики. Один из самых распространенных способов активизации творческого потенциала человека, с помощью которого можно преодолеть привычные шаблоны. Этот метод основывается на свойствах мозга устанавливать ассоциативные связи между предметами, словами, чувствами, эмоциями, понятиями, впечатлениями и мыслями.

У. Гордон – автор этого метода – задумывал его как одну из разновидностей мозгового штурма или коллективного решения творческой задачи, однако его можно использовать и в гордом одиночестве.

Прямая, фантастическая, личная и субъективная аналогия. Что такое? Это основные виды креативного метода решения задач. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Прямая аналогия

Для работы с этим видом синектики необходимо найти похожие решения задачи в иных областях жизнедеятельности человека: быт, промышленность, природа, наука, бизнес и т.д. Например, в рекламе сварочного оборудования, основная характеристика которого – высокая скорость работы, применялась аналогия со швейной машинкой.

Символическая аналогия

Метод символической аналогии подразумевает сведение всей вашей креативной задачи к короткому символу или выражению, которое отразит суть вашей проблемы. Это может быть некой метафорой, образом, знаком. Самое главное – максимально четко и лаконично выразить суть задачи, нуждающейся в решении. Самый простой пример: мороженное – это сладкий лед.

Фантастическая аналогия

Для применения фантастической аналогии с целью решения творческой задачи необходимо поместить ее в несуществующую, нереальную среду. Можно при этом использовать фантастическую технику, антигероев или героев.

Личная или субъективная аналогия

При применении метода субъективной или личной аналогии необходимо представить себя предметом (или его частью) или же элементом решаемой творческой задачи. Суть данного способа поиска новой идеи заключается в том, чтобы почувствовать, как выбранный объект влияет на окружающую среду, а окружающая среда – на объект.

Построение аналогии: тонкости метода синектики

Как правильно применить этот способ креативного решения задачи? Построение аналогии – это достаточно известный метод создания свежих идей, однако, как и у любой техники, у него есть свои характерные особенности, зная которые вы сможете использовать его более эффективно. Синектика служит простой и полезной цели: сдвинуться с мертвой точки и начать генерировать идеи. Она дает толчок, который необходим для того, чтобы преодолеть силу притяжения обыденной реальности и ворваться в бескрайний и чарующий мир возможного.

Приведем самую продуктивную схему решения творческой задачи.

  1. Максимально четко сформулируйте задачу, которую необходимо решить. Работу всегда необходимо начинать именно с этого шага, так как без него в 90% случаев все дальнейшие действия могут быть направлены не в ту сторону. Итак, письменно сформулируйте задачу. Старание, затраченное на фиксацию того, чего вы хотите добиться, в ходе работы многократно окупится.
  2. В отношении развития задачи задайте серию вопросов по типу «Если …, то какой?» на самые простейшие темы. Например: если обувь, то какая? Если занятие, то какое? Если сказка, то какая? Если песня, то какая? Если книга, то какая? Не забудьте ответить на них. Таким образом, можно сгенерировать начальный набор тем для приведения ассоциации.
  3. Следующий шаг, который вы должны сделать – это выбрать две или три аналогии, кажущиеся вам наиболее интересными и связанными с каким-то процессом.
  4. Теперь с каждой из них раскройте процессы, которые лежат в основе исходной задачи. С этой целью разделите лист бумаги на две колонки. Левая колонка будет содержать описание процессов, которые связаны с темой аналогии, а правая – процессы, связанные с вашей проблемой.
  5. Следующий шаг – поиск сходств и параллелей между процессами в левой и правой колонок. Подумайте, как можно использовать полученные сопоставления с целью решения задачи. Все возникающие идеи фиксируйте на бумаге.
  6. Выберите лучшие идеи и займитесь их доработкой.

Вот и весь алгоритм метода аналогии. Успех решения креативной задачи напрямую зависит от начальной подборки тем, удачного выбора ассоциаций, умения увидеть закономерности процессов, вашей раскрепощенности при создании идеи. Чуть-чуть энергии — и полученный результат превзойдет все ваши ожидания.

Метод аналогии можно успешно использовать во всех областях деятельности, где необходим свежий взгляд на обыденные вещи.

Синектика: плюсы и минусы

Аналогия – что такое? Один из самых популярных методов мозгового штурма. Рассмотрим его достоинства и недостатки.

Достоинства синектики заключаются в ее эффективности, универсальности, в сравнении с иными альтернативными способами развития абстрактного мышления. Кроме того, несомненный ее плюс заключается в совершенствовании индивидуальных качеств характера, среди которых воображение и интуиция. Метод аналогий – это хороший способ активизировать мозговую деятельность, который предусматривает критическую оценку при подготовке результата, а это, в свою очередь, повышает качество работы.

Среди недостатков синектики главным, пожалуй, является ее сложность, несмотря на то, что механизмы и инструменты этой техники кажутся достаточно простыми. Организация метода аналогий на уровне профессионала – это достаточно сложное мероприятие.

Источник

Виды аналогий

Обзор

Аналогия – это в переводе с древнегреческого (ἀναλογἰα) подобие, сходство каких-то свойств, признаков или отношений у различных в целом объектов. Классная штука, кстати: всегда под рукой и не требует особой одаренности. Но есть один нюанс. Не вы управляете аналогиями, а они вами. Что называется, «взбрело в голову». И все же их можно взять под контроль. Для этого нужно правильно задать вопрос, стимулирующий к поиску аналогий. В этом нам помогут основные виды аналогий.

Прямая аналогия

Это поиск похожих признаков во внешнем мире. Наука, техника, природа — все, что придет в голову. Особенно эффективно брать аналоги из кардинально противоположных областей. Находите решение похожей задачи и подгоняете его под свою проблему. В помощь себе можно составить списки понятий, научных дисциплин и областей знания. По каждому пункту наверняка найдется пара-тройка годных ассоциаций.

Лайфхак: неиссякаемый источник идей — биология. Пример: по прямой аналогии со строением кожи дельфинов была создана мягкая обшивка для подводных судов, позволяющая на 20 % увеличить их скорость под водой. А принцип сочленения ног насекомых стал важным элементом конструкции шагающих роботов.

Или вот еще забавная история из книги Владимира Орлова «Секрет изобретателя» как пример прямой аналогии.

Начало 20 века. Первые шаги авиации. В воздухе знаменитый Сергей Уточкин. Вдруг машина зачихала, и мотор остановился. Это случилось почти у самой земли, самолет удалось посадить, но удар был сильным. Выбираясь из-под обломков самолета, авиатор ругал магнето, дающее искру зажигания, оно часто отказывало в полетах.

Микулин, потрясенный увиденным, шел домой. Вдруг он на углу столкнулся с подвыпившим гражданином, один глаз у него был подбит и заплыл, но другой смотрел свирепо и весело. Микулин взглянул на него – и тут же бросился искать Уточкина. Он нашел его в гостинице и с порога крикнул: «Господин Уточкин, у людей два глаза. Если один подобьют, второй все равно смотрит!» «Я никому не собираюсь подбивать глаз» — сказал Уточкин. «Не то я хотел сказать! На вашем аэроплане надо поставить два магнето. Если один откажет – будет работать второй, и двигатель не заглохнет». Так и сделали.

Микулин получил право бесплатно летать пассажиром, и вдобавок получал премию за каждый вылет.

Аналогия свойств

Это поиск похожих свойств у других объектов. Одного или несколько.

Пример аналогии свойств: серию преступлений объединяют в одно дело по общим признакам:

  • характер правонарушения,
  • объектправонарушения
  • способ совершения правонарушения

Аналогия отношений

Это поиск похожих отношений между объектами. Пример: два так относится к трем, как четыре к шести (2/3 = 4/6). И то, и то — об одном и том же. При этом сами объекты могут быть совсем не похожи друг на друга. Часто принципы отношений из мира природы используют для переноса в мир техники.

Пример аналогии отношений: изобретение телефона Александром Беллом. Он перенес принцип работы внутренних органов уха на колебания мембраны.

Аналогия формы

Это поиск совпадений по форме объекта.

Пример аналогии формы. Хотим построить большую многометровую башню. Где в природе есть длинные тонкие стрежни, которые несут большую нагрузку и не ломаются? Есть деревья, есть пшеница. Прикидываю соотношение нагрузки, когда ломается дерево и пшеница. Пшеница более нагруженная и ломается хуже. Поэтому ее устройство и пытаемся перенести в конструкцию. С использованием такой аналогии была спроектирована и построена Останкинская телебашня.

Пример. Эйфель смотрел, как устроены внутри самые прочные предметы. Он обнаружил, что бедренная кость — самая крепкая. Как итог, основание Эйфелевой башни по аналогии формы напоминает костную структуру головки бедренной кости.

Аналогии во всём

Символическая аналогия

Это поиск похожих художественных форм, образов или звуков, которые вызывают поэтический отклик на проблему.

Символическая аналогия полезна на этапе осознания задачи. Помогает кратко выразить суть в художественной форме. Ее цель — обнаружить в привычном парадокс, неясность, противоречие или конфликт. Посмотреть на условие задачи с двух ракурсов и увидеть то, что не сразу бросается в глаза. Символическая аналогия помогает выявить те аспекты задачи, которые при первичной постановке были прояснены не до конца, либо дать образ, с которым потом может работать дизайнер.

Символическая аналогия — это яркое, неожиданное, с большим эмоциональным и эвристическим смыслом определение объекта, которое показывает его с необычной стороны. Результат достигается тем, что каждое слово является характеристикой объекта, а в целом они образуют противоречие.

Такую аналогию еще называют «заглавием книги». В яркой и парадоксальной форме она показывает суть того, что кроется за «заглавием».

Примеры символической аналогии:

  • В названиях книг: «Горячий снег», «Живой труп», «Мёртвые души», «Невыносимая лёгкость бытия», «Бесконечный тупик», «Конец Вечности».
  • В фильмах: «Обыкновенное чудо», «С широко закрытыми глазами», «Правдивая ложь», «Завтра была война», «Плохой хороший человек», «Взрослые дети», «Общество мёртвых поэтов», «Назад в будущее».
  • В названиях музыкальных групп: Led Zeppelin – «свинцовый дирижабль», Blind Guardian – «слепой страж».

Личная аналогия

Это представление себя в роли и на месте исследуемого объекта. Даже если это — неодушевленный предмет. Используем для развития воображения. Похожие упражнения часто практикуют актёры.

Инструкция по применению метода личной аналогии:

  • Представьте себя в условиях воображаемого объектаи создайте описание его физического состояния от первого лица.
  • То же самое сделайте для психического состояния. Отметьте чувства и эмоции придуманного объекта. На этом этапе происходит «очеловечивание» предмета, иначе будет сложно говорить о чувствах и переживаниях, например, футбольного мяча.
  • Представьте себя объектоми проанализируйте его потребности, желания, возможности. Примите возникающие нежелательные эффекты как свои проблемы. Для этого задайте себе вопросы: «Как бы я себя чувствовал, будь я …?», «Что бы я говорил, будь я …?», «Что бы он (она) … сказал(а) мне, если бы мог (могла) думать и говорить?», «Как бы я воспринимал время, будь я …?», «Как бы я воспринимал звуки и свет, будь я …?» и т.д.

Примеры личной аналогии: Эйнштейн, чтобы лучше понять свою теорию относительности, представлял себя световым лучом, движущимся по кривой траектории. Чтобы понять поведение гусей, биолог Конрад Лоренц воображал себя гусем.

Фантастическая аналогия

Это поиск решения задачи сказочными средствами. Можно использовать способ, уже найденный в сказке, или придумывать свою фантастическую историю. А еще можно представить себя на месте героев сказки и пофантазировать, как бы в такой ситуации поступили они. Это один из любимых приемов писателей-фантастов и режиссеров.

Метод фантастической аналогии раскрепощает фантазию и максимально уводит от психологической инерции. Помогает отстраниться от противоречий или ложных ограничений в решении.

Есть один нюанс

Неправильно подобранная аналогия выглядит как «творческий бред».

Пример фантастической аналогии — диалог из сочинения Козьмы Пруткова «Опрометчивый турка, или Приятно ли быть внуком?»

Г-жа Разорваки (громко и сдобно)

Насчет Тамбова. Сколько верст от Москвы до Рязани и обратно?

Либенталь (скороговоркою)

В один конец могу сказать, даже не справившись с календарем, но обратно не знаю.

Все отворачиваются в одну сторону и фыркают, издавая носом насмешливый звук.

Либенталь (обиженный)

Могу вас уверить. Ведь от рождества до пасхи столько-то дней, а от пасхи до рождества столько-то, но не столько, сколько от рождества до пасхи.

Все отворачиваются в другую сторону, насмешливо фыркая носом.

Из этого рассуждения ничего, разумеется, не следует в отношении расстояния «от Москвы до Рязани и обратно». Здесь аналогия изначально рассчитана на комический эффект.

Другие примеры ложных фантастических аналогий — суеверия. Все эти бабы с пустыми ведрами, черные кошки и тринадцатые пятницы.

Чтобы избежать таких ошибок, получили решение — проверьте его на соответствие реальности.

Придумываем вопрос

Как же помогают виды аналогий в постановке вопросов? От самой формы вопроса зависит, какую аналогию стоит использовать для поиска идей.

Например, если вам нужны аналоги солнечной системы в природе — что-то маленькое движется по замкнутой орбите вокруг чего-то большого — то вам подойдут соотношения объектов или групп объектов. В этом случае вопрос «Как бы я себя чувствовал, если бы вращался вокруг Солнца?», побуждающий к личной аналогии, не будет эффективным для поиска решения.

Другой пример. Как остановить тяжелый танкер с тормозным путем 12 км. Вопрос в лоб: как остановить танкер? – не работает.

Какие другие варианты вопросов можно придумать:

  • Обобщенный вопрос: как остановить тяжелое тело, движущееся в какой-то среде?
  • Конкретный вопрос к частям системы: как остановить танкер с помощью бортов корабля? с помощью обшивки? кабины? носа?
  • Антивопрос (формулируем антипроблему): как разогнать тело, чтобы оно двигалось, бесконечно долго не тормозя в какой-либо среде?
  • Вопрос на физическом уровне: как усилить трение бортовой обшивки танкера об жидкость?
  • Вопросы-аналоги: где еще есть большие движущиеся предметы? В порту есть большой грузовой кран. Еще бывает большой карьерный экскаватор. Самолет. Смотрим, какие способы использованы для решенияв аналогичных ситуациях. Какие есть процессы, которые долго начинаются и медленно останавливаются? Примеры: паяльник; удобрения (медленно растворяются и медленно выводятся). Как борются в других областях с медленной скоростью?

Где применять аналогии

Каждый день мы используем аналогии в ежедневной жизни. Часто прибегаем к ним для решения рабочих проблем. С помощью аналогий можно делать прогнозы и выдвигать гипотезы в любой сфере: от политики и экономики до развития технологий, продуктов и услуг. В литературе в качестве аналогии выступает метафора — языковое средство выразительности. Практически для любого вида аналогий можно подобрать свои метафоры. Примеры:

  • Сходство по форме — Бермудский треугольник, Адмиралтейская игла, колесо судьбы.
  • Сходство по цвету — костер рябины красной, смоляные брови, черный день.
  • Сходство по звуку — зарыдали бубенцы, плачет метель, воркующая река, поет зима.
  • Сходство по функции — сносит крышу, горит гирлянда, текут года.

Виды аналогий. Главное

  • Правильно задавайте вопрос. Именно он стимулирует мозг на поиск аналогий.
  • Используйте один или несколько видов аналогий. Решение есть. Иногда там, где вы его даже не ждете.

Прокачать навыки составления вопросов и научиться придумывать самые разные аналогии вы сможете на онлайн-курсе «Метод аналогий».

Источник

Аналогия – это в переводе с древнегреческого (ἀναλογἰα) подобие, сходство каких-то свойств, признаков или отношений у различных в целом объектов. Классная штука, кстати: всегда под рукой и не требует особой одаренности. Но есть один нюанс. Не вы управляете аналогиями, а они вами. Что называется, «взбрело в голову». И все же их можно взять под контроль. Для этого нужно правильно задать вопрос, стимулирующий к поиску аналогий. В этом нам помогут основные виды аналогий.

Прямая аналогия 

Это поиск похожих признаков во внешнем мире. Наука, техника, природа — все, что придет в голову. Особенно эффективно брать аналоги из кардинально противоположных областей. Находите решение похожей задачи и подгоняете его под свою проблему. В помощь себе можно составить списки понятий, научных дисциплин и областей знания. По каждому пункту наверняка найдется пара-тройка годных ассоциаций.

Лайфхак: неиссякаемый источник идей — биология. Пример: по прямой аналогии со строением кожи дельфинов была создана мягкая обшивка для подводных судов, позволяющая на 20 % увеличить их скорость под водой. А принцип сочленения ног насекомых стал важным элементом конструкции шагающих роботов.

Или вот еще забавная история из книги Владимира Орлова «Секрет изобретателя» как пример прямой аналогии.

Начало 20 века.  Первые шаги авиации. В воздухе знаменитый Сергей Уточкин. Вдруг машина зачихала, и мотор остановился. Это случилось почти у самой земли, самолет удалось посадить, но удар был сильным. Выбираясь из-под обломков самолета, авиатор ругал магнето, дающее искру зажигания, оно часто отказывало в полетах.

Микулин, потрясенный увиденным, шел домой. Вдруг он на углу столкнулся с подвыпившим гражданином, один глаз у него был подбит и заплыл, но другой смотрел свирепо и весело. Микулин взглянул на него – и тут же бросился искать Уточкина. Он нашел его в гостинице и с порога крикнул: «Господин Уточкин, у людей два глаза. Если один подобьют, второй все равно смотрит!» «Я никому не собираюсь подбивать глаз» — сказал Уточкин. «Не то я хотел сказать! На вашем аэроплане надо поставить два магнето. Если один откажет – будет работать второй, и двигатель не заглохнет». Так и сделали.

Микулин получил право бесплатно летать пассажиром, и вдобавок получал премию за каждый вылет.

Аналогия свойств

Это поиск похожих свойств у других объектов. Одного или несколько.

Пример аналогии свойств: серию преступлений объединяют в одно дело по общим признакам:

  • характер правонарушения,
  • объектправонарушения
  • способ совершения правонарушения

Аналогия отношений

Это поиск похожих отношений между объектами. Пример: два так относится к трем, как четыре к шести (2/3 = 4/6). И то, и то — об одном и том же.  При этом сами объекты могут быть совсем не похожи друг на друга. Часто принципы отношений из мира природы используют для переноса в мир техники.

Пример аналогии отношений: изобретение телефона Александром Беллом. Он перенес принцип работы внутренних органов уха на колебания мембраны.

Аналогия формы

Это поиск совпадений по форме объекта.

Пример аналогии формы. Хотим построить большую многометровую башню. Где в природе есть длинные тонкие стрежни, которые несут большую нагрузку и не ломаются? Есть деревья, есть пшеница. Прикидываю соотношение нагрузки, когда ломается дерево и пшеница. Пшеница более нагруженная и ломается хуже. Поэтому ее устройство и пытаемся перенести в конструкцию. С использованием такой аналогии была спроектирована и построена Останкинская телебашня.

Пример. Эйфель смотрел, как устроены внутри самые прочные предметы. Он обнаружил, что бедренная кость — самая крепкая. Как итог, основание Эйфелевой башни по аналогии формы напоминает костную структуру головки бедренной кости.

Аналогии во всём

Символическая аналогия

Это поиск похожих художественных форм, образов или звуков, которые вызывают поэтический отклик на проблему.

Символическая аналогия полезна на этапе осознания задачи. Помогает кратко выразить суть в художественной форме. Ее цель — обнаружить в привычном парадокс, неясность, противоречие или конфликт. Посмотреть на условие задачи с двух ракурсов и увидеть то, что не сразу бросается в глаза. Символическая аналогия помогает выявить те аспекты задачи, которые при первичной постановке были прояснены не до конца, либо дать образ, с которым потом может работать дизайнер.

Символическая аналогия — это яркое, неожиданное, с большим эмоциональным и эвристическим смыслом определение объекта, которое показывает его с необычной стороны. Результат достигается тем, что каждое слово является характеристикой объекта, а в целом они образуют противоречие.

Такую аналогию еще называют «заглавием книги». В яркой и парадоксальной форме она показывает суть того, что кроется за «заглавием».

Примеры символической аналогии:

  • В названиях книг: «Горячий снег», «Живой труп», «Мёртвые души», «Невыносимая лёгкость бытия», «Бесконечный тупик», «Конец Вечности».
  • В фильмах: «Обыкновенное чудо», «С широко закрытыми глазами», «Правдивая ложь», «Завтра была война», «Плохой хороший человек», «Взрослые дети», «Общество мёртвых поэтов», «Назад в будущее».
  • В названиях музыкальных групп: Led Zeppelin – «свинцовый дирижабль», Blind Guardian – «слепой страж».

Личная аналогия

Это представление себя в роли и на месте исследуемого объекта. Даже если это — неодушевленный предмет. Используем для развития воображения. Похожие упражнения часто практикуют актёры.

Инструкция по применению метода личной аналогии:

  • Представьте себя в условиях воображаемого объектаи создайте описание его физического состояния от первого лица.
  • То же самое сделайте для психического состояния. Отметьте чувства и эмоции придуманного объекта. На этом этапе происходит «очеловечивание» предмета, иначе будет сложно говорить о чувствах и переживаниях, например, футбольного мяча.
  • Представьте себя объектоми проанализируйте его потребности, желания, возможности. Примите возникающие нежелательные эффекты как свои проблемы. Для этого задайте себе вопросы: «Как бы я себя чувствовал, будь я …?», «Что бы я говорил, будь я …?», «Что бы он (она) … сказал(а) мне, если бы мог (могла) думать и говорить?», «Как бы я воспринимал время, будь я …?», «Как бы я воспринимал звуки и свет, будь я …?» и т.д.

Примеры личной аналогии: Эйнштейн, чтобы лучше понять свою теорию относительности, представлял себя световым лучом, движущимся по кривой траектории. Чтобы понять поведение гусей, биолог Конрад Лоренц воображал себя гусем.

Фантастическая аналогия

Это поиск решения задачи сказочными средствами. Можно использовать способ, уже найденный в сказке, или придумывать свою фантастическую историю. А еще можно представить себя на месте героев сказки и пофантазировать, как бы в такой ситуации поступили они. Это один из любимых приемов писателей-фантастов и режиссеров.

Метод фантастической аналогии раскрепощает фантазию и максимально уводит от психологической инерции. Помогает отстраниться от противоречий или ложных ограничений в решении.

Есть один нюанс

Неправильно подобранная аналогия выглядит как «творческий бред».

Пример фантастической аналогии — диалог из сочинения Козьмы Пруткова «Опрометчивый турка, или Приятно ли быть внуком?»

Г-жа Разорваки (громко и сдобно)

Насчет Тамбова!.. Сколько верст от Москвы до Рязани и обратно?

Либенталь (скороговоркою)

В один конец могу сказать, даже не справившись с календарем, но обратно не знаю.

Все отворачиваются в одну сторону и фыркают, издавая носом насмешливый звук.

Либенталь (обиженный)

Могу вас уверить!.. Ведь от рождества до пасхи столько-то дней, а от пасхи до рождества столько-то, но не столько, сколько от рождества до пасхи.

Следовательно…

Все отворачиваются в другую сторону, насмешливо фыркая носом.

Из этого рассуждения ничего, разумеется, не следует в отношении расстояния «от Москвы до Рязани и обратно». Здесь аналогия изначально рассчитана на комический эффект.

Другие примеры ложных фантастических аналогий — суеверия. Все эти бабы с пустыми ведрами, черные кошки и тринадцатые пятницы.

Чтобы избежать таких ошибок, получили решение — проверьте его на соответствие реальности.

Придумываем вопрос

Как же помогают виды аналогий в постановке вопросов? От самой формы вопроса зависит, какую аналогию стоит использовать для поиска идей.

Например, если вам нужны аналоги солнечной системы в природе — что-то маленькое движется по замкнутой орбите вокруг чего-то большого — то вам подойдут соотношения объектов или групп объектов. В этом случае вопрос «Как бы я себя чувствовал, если бы вращался вокруг Солнца?», побуждающий к личной аналогии, не будет эффективным для поиска решения. 

Другой пример. Как остановить тяжелый танкер с тормозным путем 12 км. Вопрос в лоб: как остановить танкер? – не работает.

Какие другие варианты вопросов можно придумать:

  • Обобщенный вопрос: как остановить тяжелое тело, движущееся в какой-то среде?
  • Конкретный вопрос к частям системы: как остановить танкер с помощью бортов корабля? с помощью обшивки? кабины? носа?
  • Антивопрос (формулируем антипроблему): как разогнать тело, чтобы оно двигалось, бесконечно долго не тормозя в какой-либо среде?
  • Вопрос на физическом уровне: как усилить трение бортовой обшивки танкера об жидкость?
  • Вопросы-аналоги: где еще есть большие движущиеся предметы? В порту есть большой грузовой кран. Еще бывает большой карьерный экскаватор. Самолет. Смотрим, какие способы использованы для решенияв аналогичных ситуациях. Какие есть процессы, которые долго начинаются и медленно останавливаются? Примеры: паяльник; удобрения (медленно растворяются и медленно выводятся). Как борются в других областях с медленной скоростью?

Где применять аналогии

Каждый день мы используем аналогии в ежедневной жизни. Часто прибегаем к ним для решения рабочих проблем. С помощью аналогий можно делать прогнозы и выдвигать гипотезы в любой сфере: от политики и экономики до развития технологий, продуктов и услуг. В литературе в качестве аналогии выступает метафора — языковое средство выразительности. Практически для любого вида аналогий можно подобрать свои метафоры. Примеры:

  • Сходство по форме — Бермудский треугольник, Адмиралтейская игла, колесо судьбы.
  • Сходство по цвету — костер рябины красной, смоляные брови, черный день.
  • Сходство по звуку — зарыдали бубенцы, плачет метель, воркующая река, поет зима.
  • Сходство по функции — сносит крышу, горит гирлянда, текут года.

Виды аналогий. Главное

  • Правильно задавайте вопрос. Именно он стимулирует мозг на поиск аналогий.
  • Используйте один или несколько видов аналогий. Решение есть. Иногда там, где вы его даже не ждете.

Прокачать навыки составления вопросов и научиться придумывать самые разные аналогии вы сможете на онлайн-курсе «Метод аналогий».

Евразийская школа технологий творчества

Школьное обучение предполагает усвоение большого объема теоретического материала и применение полученных знаний на практике. При этом от ребенка требуется максимум внимания и способность мыслить логически. Безусловно, эти качества формируются и совершенствуются постепенно. Но до начала обучения педагогам необходимо оценить уже имеющийся уровень их развития, чтобы по результатам провести определенную коррекцию. Сегодня одним из самых точных, быстрых и объективных способов диагностики мышления младших школьников является методика «Простые аналогии».

методика простые аналогии

Об авторе

В середине прошлого столетия американский психолог Уильям Гордон предложил создание аналогий в качестве способа развития творческого мышления. Тест был разработан для взрослых людей. Однако его диагностическая точность настолько понравилась педагогам и психологам, что они решили адаптировать методику для детей. Совместные усилия специалистов нескольких стран значительно упростили тест, внеся в него существенные качественные изменения.

В настоящее время в российских школах активно применяется методика «Простые аналогии». Автор ее однозначно не назван. Однако отечественные педагоги следуют технике выполнения теста, подробно описанной в учебнике по возрастной психологии для вузов И.Ю. Кулагиной и В.Н. Калюцкого.

Цель методики

Диагностика мышления младших школьников имеет несколько ориентаций:

  • Проверить, как быстро и точно ребенок способен установить причинно-следственные связи между объектами.
  • Оценить его критическое восприятие информации и уровень ассоциативных связей.
  • Установить степень врабатываемости ребенка в новый материал.
  • Оценить устойчивость, концентрацию, распределение и переключение внимания.

Немаловажной целью, которую преследует методика «Простые аналогии», является и установка доминирующего типа мышления, или концептуальных связей между объектами, которые ребенок использует при решении задач. Это может быть опора на внешнее сходство (визуальное мышление) или вывод из сути понятия (логическое мышление).

методика простые аналогии для младших школьников

Описание

Классически данный тест представлен на отпечатанном бланке с 32 пунктами. Каждая позиция включает два слова, которые имеют определенную логическую связь между собой. Эта пара выступает как образец. Рядом дано еще одно слово, к которому по примеру необходимо подобрать ассоциацию по аналогии. Процесс подбора происходит из вспомогательных слов, приведенных чуть ниже. При этом логическая связь должна быть оправдана самой аналогией, приведенной в образце.

Например: солнце – панама, дождь – …?

Из слов «вода», «холод», «лужи», «зонт» прочной логической связью обладает последнее слово. Так как аналогией здесь является «защита». Человек от солнца защищается панамой, от дождя – зонтом.

Методика «Простые аналогии» для младших школьников может проводиться индивидуально или в группе. При групповом тестировании детей сажают по одному, предупреждая тем самым списывание у соседа.

В отношении времени также существует два варианта: с ограничением (две-три минуты на вопрос) и без него. Временные рамки педагог может установить только со ссылкой на психические и физиологические особенности ребенка.

методика простые аналогии автор

Инструкция

Методика «Простые аналогии» имеет четкую инструкцию проведения тестирования и предполагает четыре этапа:

  • Подготовка. Сначала педагогу необходимо на доске разместить два сигнальных образца. Задания подобны тем, что в бланках, но не аналогичные. Затем детям раздают бланки с комментарием о подписи каждого (фамилия, имя).
  • Тренировка. Теперь внимание детей переключается на доску и происходит объяснение задания. Сначала дети пробуют провести подбор ассоциации устно.
  • Выполнение теста. После напутствия педагога на внимательное прочтение образца в бланке дети приступают к письменному выполнению. Для уточнения задания можно совместно разобрать первую позицию. Например: «медведь — медвежонок». Педагог должен сделать акцент, что речь идет о животных и их детенышах. Значит, ассоциацией к слову «лошадь» по данной аналогии будет «жеребенок».
  • Подсчет результатов. На этом этапе происходит сбор и проверка бланков. Оцениваются работы в соответствии с рекомендованными критериями теста.

К важным моментам проведения можно отнести объяснение педагога того, как правильно заполнять бланк. Ставить галочку напротив правильного ответа или подчеркивать его. Это необходимо, чтобы ребенок не путался и не терял времени на решение.

Если в группе есть медлительный малыш, то педагогу стоит чаще подходить к нему во время выполнения теста, но только для того чтобы приободрить или разъяснить вопрос, а не помогать отвечать правильно.

методика простые аналогии интерпретация

Интерпретация

Значительным преимуществом являются точные, быстрые подсчеты, которые дает методика «Простые аналогии». Интерпретация ее в количественном варианте выглядит так:

  • при 31-32 баллах логическое мышление у ребёнка развито высоко;
  • при 25-30 баллах качество мышления оценивается хорошо, но следует поработать над устойчивостью внимания;
  • при 15-24 баллах логика и внимание ребенка нуждаются в регулярной тренировке;
  • при 5-14 баллах можно говорить о ежедневных занятиях по развитию навыков.

При низких показателях коррекция внимания и логического мышления обязательна. Такие занятия помогут ребенку в дальнейшем обучении, значительно повысив уровень его развития.

Сложные аналогии

Для детей, получивших максимальный балл, может быть проведен тест по сложным аналогиям. Принцип установки связи остается тем же, усложняется лишь система выполнения заданий. Теперь ребенок должен распределить типы аналогий по группам. Подбор ассоциаций не требуется.

методика простые и сложные аналогии

Методика «Простые и сложные аналогии» — это самый эффективный и быстрый способ сегодня проверить развитие логического мышления и внимания у школьников с целью обеспечения качественного образовательного процесса.

«Сложные аналогии»

Методика используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначена для испытуемых подросткового, юношеского возраста и взрослых.

Методика состоит из 20 пар слов — логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти «аналог», то есть выбрать в таблице «шифр» пару слов с такой же логической связью. Время выполнения задания ограничено тремя минутами.

Инструкция: перед Вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице «шифр».

Вы должны определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы «шифр». И после этого записать ту из букв, которая соответствует найденному в таблице «шифр» аналогу.

Шифр

Овца-стадо Малина-ягода Море-океан Свет-темнота Отравление-смерть Враг-неприятель
А Б В Г Д Е
  1. Испуг – бегство
  2. Физика – наука
  3. Правильно – верно
  4. Грядка – огород
  5. Пара – два
  6. Слово – фраза
  7. Бодрый – вялый
  8. Свобода – воля
  9. Страна – город
  10. Похвала – брань
  11. Месть – поджог
  12. Десять – число
  13. Плакать – реветь
  14. Глава – роман
  15. Покой – движение
  16. Смелость – геройство
  17. Прохлада – мороз
  18. Обман – недоверие
  19. Пение – искусство
  20. Тумбочка – шкаф

Ключ

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Д Б Е А Е А Г Е В Г Д Б Е А Г Е В Д Б В

Оценка

оценка в баллах 9 8 7 6 5 4 3 2 1
количество правильных ответов 19 18 17 15-16 12-14 10-11 8-9 7 6

Анализ результатов.

Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей.

Если испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении, только после тщательного анализа ошибок и рассуждений можно сделать вывод о соскальзывании умозаключений, о растекаемости мышления, о произвольности, нелогичности рассуждений, о диффузности, расплывчатости мысли на фоне понимания логических связей, о ложном понимании аналогии логических связей.

Наибольшее информативное значение имеют рассуждения испытуемого. Обычно наибольшую трудность вызывает соотношение понятий «бережливость — скупость», «прохлада — мороз».

Норма правильных ответов — 5 и выше.


Источник:

  1. Психологические тесты / сост. С. Касьянов. — М. : Эксмо, 2006. — 608 с. (с. 344 — 345, 350)

МЕТОДИКА «ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ»

С ее помощью выявляется характер логических связей и отношений между понятиями.

Ход выполнения задания.

Испытуемому показывают первую задачу (см. материал к методике «Простые аналогии»):

Лошадь

—————- и предлагают по аналогии подобрать к слову «корова» одно из

жеребенок предъявленных пяти слов —

«пастбище», «рога», «молоко», «теленок», «бык». После того, как экспериментатор убедился, что испытуемый понял инструкцию, ему предлагаются для решения другие задачи.

Обработка результатов заключается в подсчете количества правильных и ошибочных нахождений аналогий между понятиями; анализируется характер установленных связей между понятиями — конкретные, логические, категориальные связи; фиксируется последовательность и устойчивость выбора существенных признаков для установления аналогий. По типу связей можно судить об уровне развития мышления у данного испытуемого — преобладании наглядных или логических форм. Кроме того, при обследовании данной методикой обнаруживаются нарушения последовательности суждений, когда испытуемый на время перестает следовать избранному им способу решения задачи. Аналогии в различных заданиях строятся по разным принципам, и наличие инертности может затруднить выполнение задания — в последующей задаче такие испытуемые пытаются выделить аналогию по принципу предыдущей задачи.

МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКЕ «ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ»

Фамилия____________ Имя_______ Дата____

1. Лошадь Корова
Жеребенок Пастбище, рога, молоко, теленок, бык

2. Яйцо Картофель
Скорлупа Курица, огород, капуста, суп, шелуха

3. Ложка Вилка

Каша Масло, нож, тарелка, мясо, посуда

4. Коньки Лодка

Зима Лед, каток, весло, лото, река

5. Ухо Зубы

Слышать Видеть, лечить, рот, щетка, жевать

6. Собака Щука

Шерсть Овца, ловкость, рыба, удочки, чешуя

7. Пробка Камень
Плавать Пловец, тонуть, гранит, возить,

каменщик

8. Чай Суп

Сахар Вода, тарелка, курица, соль, ложка

9. Дерево Рука

Сук Топор, перчатка, нога, работа, палец

10. Дождь Мороз

Зонтик Палка, холод, сани, зима, шуба

11. Школа Больница

Обучение Доктор, ученик, учреждение, лечение,

больной

12. Песня Картина

Глухой Хромой, слепой, художник, рисунок,

больной

13. Нож Стол

Сталь Вилка, дерево, стул, пища, скатерть

14. Рыба Муха

Сеть Решето, комар, комната, жужжать, паутина

15. Птица Человек

Гнездо Люди, птенец, рабочий, зверь, дом

16. Хлеб Дом

Пекарь Вагон, город, жилище, строитель, дверь

17. Пальто Ботинок

Пуговица Портной, магазин, нога, шнурок, шляпа

18. Коса Бритва

Трава Сено, волосы, острая, сталь, инструмент

19. Нога Рука

Сапог Галоши, кулак, перчатка, палец, кисть

20. Вода Пища
Жажда Пить, голод, хлеб, рот, еда

21. Электричество Пар

Проволока Лампочка, ток, вода, трубы, кипение

22. Паровоз Конь

Вагоны Поезд, лошадь, овес, телега, конюшня

Отнесение фраз к пословицам

Вариант предложен Б. В. Зейгарник. Испытуемому предлагают серию табличек, на которых написаны пословицы или метафоры, и значительно большее количество карточек с фразами. Среди фраз имеются такие, которые соответствуют переносному смыслу пословиц, и такие, которые сходны лишь в формально-лексическом отношении. Вначале убеждаются, что испытуемый понимает переносный смысл пословиц, а затем ему предлагают подобрать к каждой пословице соответствующую по смыслу фразу. Например, к пословице «Куй железо, пока горячо» даются на выбор три фразы: «Золото тяжелее железа», «Железо кует кузнец», «Не откладывай дело в долгий ящик». Трудность заключается не столько в истолковании переносного смысла пословицы, сколько в возможности соскальзывания на приблизительный

смысл. Выполняя это задание, испытуемый вначале уясняет переносный смысл пословицы, а затем сопоставляет ее с фразами, и таким образом как бы переносит усвоенный принцип работы на материал, содержащий новое. Этот вариант задания требует более высокого уровня обобщения, чем одно лишь объяснение переносного

смысла пословиц и метафор.

МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКАМ «ПОСЛОВИЦЫ И МЕТАФОРЫ»

ЗОЛОТЫЕ РУКИ

ЖЕЛЕЗНЫЙ ХАРАКТЕР

КАМЕННОЕ СЕРДЦЕ

ГЛУХАЯ НОЧЬ

НЕ ПЛЮЙ В КОЛОДЕЦ — ПРИГОДИТСЯ ВОДЫ НАПИТЬСЯ

ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ — ЛЮБИ И САНОЧКИ ВОЗИТЬ

ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ, ДА ЛУЧШЕ

ПОСПЕШИШЬ — ЛЮДЕЙ НАСМЕШИШЬ

КУЙ ЖЕЛЕЗО, ПОКА ГОРЯЧО

НЕЧЕГО НА ЗЕРКАЛО ПЕНЯТЬ, КОЛИ РОЖА КРИВА

НЕ КРАСНА ИЗБА УГЛАМИ, КРАСНА ПИРОГАМИ , СДЕЛАЛ ДЕЛО, ГУЛЯЙ СМЕЛО

УМЕЛЫЕ РУКИ НЕ ЗНАЮТ СКУКИ

НЕ В СВОИ САНИ НЕ САДИСЬ

НЕ ВСЕ ТО ЗОЛОТО, ЧТО БЛЕСТИТ

ЦЫПЛЯТ ПО ОСЕНИ СЧИТАЮТ

ПРЕЖДЕ ЧЕМ СДЕЛАТЬ, НАДО ХОРОШО ПОДУМАТЬ

ЕСЛИ САМ ОТРЕЗАЛ НЕПРАВИЛЬНО, ТО НЕ СЛЕДУЕТ ВИНИТЬ НОЖНИЦЫ

УМЕЛЫЕ РУКИ

КАЖДЫЙ КОЛОДЕЦ ХОРОШО ПОКРЫТЬ КРЫШКОЙ

ЗАЧЕМ ВЫБРОСИЛ ВАЛЕНКИ, КОГДА БУДЕТ ХОЛОДНО, ОНИ ОЧЕНЬ НУЖНЫ БУДУТ

МАЛЕНЬКИЙ МАЛЬЧИК ПРЫГАЛ ЛУЧШЕ ВСЕХ

ЛЮБЛЮ ЗИМОЙ КАТАТЬСЯ НА САНКАХ, ЛЫЖАХ И КОНЬКАХ

НЕ ВСЕГДА ВНЕШНИЙ БЛЕСК СОЧЕТАЕТСЯ С ХОРОШИМ КАЧЕСТВОМ

О ДЕЛЕ СУДЯТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ

ЦЫПЛЯТА ВЫРАСТАЮТ К ОСЕНИ

НЕКОТОРЫЕ ЛЮДИ ЛЮБЯТ ВКУСНО ПОЕСТЬ, А ТРУДИТЬСЯ НЕ ХОТЯТ

НЕ ВСЕГДА ТО, ЧТО НАМ КАЖЕТСЯ ХОРОШИМ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ХОРОШО

ПАПА КУПИЛ МАЛЬЧИКУ НОВЫЕ САНКИ

ЕСЛИ ВЫПОЛНИЛ РАБОТУ ХОРОШО, МОЖЕШЬ ОТДОХНУТЬ

ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЕШЬ

КОГДА ДРОВА ГОРЯТ — ТОГДА И КАШУ ВАРЯТ

ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ НЕДАЛЕКО ПАДАЕТ

КАК АУКНЕТСЯ, ТАК И ОТКЛИКНЕТСЯ

КАКОВ ПОП, ТАКОВ И ПРИХОД

НЕ ОТКЛАДЫВАЙ ДЕЛО В ДОЛГИЙ ЯЩИК

ЕСЛИ НЕ ЗНАЕШЬ ДЕЛА, НЕ БЕРИСЬ ЗА НЕГО

ЗИМОЙ ЕЗДЯТ НА САНЯХ, А ЛЕТО НА ТЕЛЕГЕ

МАЛЬЧИК ВЫШЕЛ НА ПРОГУЛКУ

ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ РАБОТАЕТ НЕ ТОРОПЯСЬ, ЧАСТО УСПЕВАЕТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ТОТ, КОТОРЫЙ ТОРОПИТСЯ

НЕ СТОИТ КИВАТЬ НА ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ЕСЛИ ДЕЛО В ТЕБЕ САМОМ

ХОРОШЕЕ КАЧЕСТВО ЗЕРКАЛА ЗАВИСИТ НЕ ОТ РАМЫ, А ОТ САМОГО СТЕКЛА

ЗЕРКАЛО ВИСИТ КРИВО

НЕЛЬЗЯ ПИТАТЬСЯ ОДНИМИ ПИРОГАМИ, НАДО ЕСТЬ И РЖАНОЙ ХЛЕБ

ПРОДАВЕЦ ОТМЕРИЛ СЕМЬ МЕТРОВ ТКАНИ И ОТРЕЗАЛ

МЕДНЫЙ БРАСЛЕТ БЛЕСТИТ КАК ЗОЛОТОЙ

МАСТЕР СВОЕГО ДЕЛА ЛЮБИТ И УМЕЕТ ТРУДИТЬСЯ

ЕСЛИ ЕСТЬ БЛАГОПРИЯТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ДЕЛА, НАДО СРАЗУ ИХ ИСПОЛЬЗОВАТЬ

ТЕМНАЯ НОЧЬ, ГЛУХАЯ СТАРУХА, НЕПРОГЛЯДНАЯ ТЕМНОТА

СИЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР, ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, ЗОЛОТО ЯРЧЕ ЖЕЛЕЗА

ЧЕЛОВЕК ВЫСЕК НА СКАЛЕ СЕРДЦЕ, БЕСЧУВСТВЕННОЕ СЕРДЦЕ

ОДИН ВКУСНЫЙ ПИРОГ СТОИТ ДЕСЯТИ НЕВКУСНЫХ

ТОРОПЛИВОСТЬ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К НЕЛЕПЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ

ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ РАБОТУ ЛУЧШЕ, НАДО О НЕЙ ХОРОШО ПОДУМАТЬ

ОДНУ ХОРОШУЮ КНИГУ ПРОЧЕСТЬ ПОЛЕЗНЕЙ, ЧЕМ СЕМЬ ПЛОХИХ

МЕТОДИКА ШИФРОВКИ ЦИФРОВЫХ СИМВОЛОВ

Это один из невербальных подтестов методики, направленной на исследование интеллекта, автором которой является Векслер. От испытуемого требуется в специальной таблице (см. материал к данной методике) в соответствии с образцами в рядах случайно подобранных цифр, поставить под каждой цифрой ее обозначение-символ, т. е. произвести как бы перешифровку цифр. Время выполнения задания ограничивается 90 секундами.

Обработка результатов:

Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл. Первые десять заданий не учитываются, они служат примером. О способности к научению новому свидетельствует выполнение последующих примеров, когда испытуемого предупреждают о начале хронометрии и необходимости выполнять задание как можно скорее. Этой методикой исследуется психомоторика, способность к обучению. При обследовании этой методикой различных возрастных групп было установлено, что показатель результативности обнаруживает отчетливую тенденцию к снижению после сорока лет.

Для исследования детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста используется более простой вариант кодирования — методика Перона-Руссера (см. материал к методике). Нормы ее выполнения: 100% — за 1 мин. 15 сек. без ошибок; 60% — за 1 мин. 45 секунд, с двумя ошибками; 50% — за 1 мин. 50 сек., с 5 ошибками; 20% — за 2 мин. 10 сек., с 6 ошибками (по М. П. Кононовой).

МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКЕ «ШИФРОВКА ЦИФРОВЫХ СИМВОЛОВ».

ВЫДЕЛЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ (Методика Б. И. Пинского)

Одна из методик, направленных на выявление уровня обобщения. Основной смысл ее заключается в выделении закономерностей.

Ход выполнения задания.

Для исследования необходим набор черных и белых брусков или черных и белых прямоугольников одинаковой величины (модификация). Испытуемому предлагают по очереди три экспериментальных задания возрастающей сложности. Ему предлагают удлинить начатый экспериментатором «заборчик»:

I задание — ЧБ ЧБ ЧБ…

II задание — ЧББ ЧББ ЧББ…

III задание — ЧБ ЧББ ЧБББ…

Анализ результатов.

При анализе выполнения задания обращается внимание, предшествует ли началу деятельности уяснение принципа выполнения задания, насколько стереотипен избранный обследуемым образ действия, как влияют на эту деятельность случайные пробуждения (например, меняет ли он найденный принцип, если кончились прямоугольники одного цвета). Существенное значение имеет обнаруживаемая при исследовании тенденция переносить в потовом, неизменном виде прошлый опыт на решаемую в настоящий момент задачу. Методика была предназначена Б. И. Пинским для диагностики умственной отсталости.

ЗАПОЛНЕНИЕ ПРОПУЩЕННЫХ В ТЕКСТЕ СЛОВ

(методика Эббингаула)

Выявляются уровень развития речи, продуктивность ассоциаций и процессов понимания.

Ход выполнения задания.

Испытуемому предлагается текст с пропусками слов (см. материал к методике). Он должен вписать в каждый пропуск одно слово так, чтобы в целом получается связный рассказ.

Адекватным считается применение методики для испытуемых старше 7 классов.

Учитываются такие показатели, как скорость подбора слов и затруднения (их место — в каких частях текста, до или после установления ключевых смысловых связей). Выявляется критичность испытуемого: пытается ли он сопоставлять вставляемые слова с пониманием всего текста в целом, проверяет ли работу, прежде чем передать ее экспериментатору.

МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКЕ ЭББИНГАУЗА

I

Над городом низко повисли снеговые_________ Вечером началась___________Снег повалил большими______________ Холодный ветер выл как__________ дикий________На конце пустынной и глухой вдруг показалась какая-то девочка. Она медленно и

с__________ пробиралась по_________ Она была худа и бедно_______Она продвигалась медленно вперед, валенки сваливались с ног и________ей идти. На ней было плохое ________с узкими рукавами, а на плечах___________ Вдруг девочка__________и, наклонившись, начала что-то у себя под ногами. Наконец она стала на__________и своими посиневшими от _________ ручонками стала по сугробу.

II

Однажды Генрих IV, французский___________ , потерял на охоте из виду свою_________ и принужден был один___________в Париж. На большой____ он увидал простого ,______________ который____________________________________ также в столицу. Король остановил своего и к мужичку с вопросом: «Зачем ты___________ в город?» «Я хочу_______________________

своего сына, да сверх того, мне хотелось бы_________________ короля, который так любит своих ; говорят, что он очень___________________________________________ . Но как его в толпе? Не будете ли вы добры______________________________________________________ мне его?» — «Когда народ своего короля, — отвечал Генрих, — то каждый __________________________ шляпу; знай: кто не

____________________ шляпы, тот и король». — Увидавши своего___________в городе, все парижане сняли_____________только король и мужик были в шляпах. «Кто же из нас обоих__________?» — спросил мужичок с удивлением.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Метеостанция rst 02519 инструкция по настройке
  • Как применять аллохол взрослым в таблетках инструкция по применению
  • Ооо недра руководство
  • Ака кедр приемник руководство по эксплуатации
  • Вольтарен гель 12 часов инструкция по применению цена отзывы аналоги