Руководство по аттестации рабочих мест по условиям труда

Алгоритм проведения СОУТ в 2022 году

  • Основы проведения специальной оценки условий труда
  • Что представляет собой спецоценка условий труда?
  • На кого ложится ответственность за отсутствие СОУТ?
  • Порядок выполнения спецоценки условий труда
  • ПЕРВЫЙ ШАГ: приказ о назначении комиссии по проведению спецпроверки
  • ВТОРОЙ ШАГ: создание списка рабочих мест для проведения проверки условий труда
  • ТРЕТИЙ ШАГ: подписание договора на выполнение спецпроверки трудовых условий
  • ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ: регистрация работодателя в системе ФГИС
  • ПЯТЫЙ ШАГ: прохождение СОУТ
  • ШЕСТОЙ ШАГ: определение потенциально опасных факторов и вредного воздействия
  • СЕДЬМОЙ ШАГ: составление и утверждение отчета по СОУТ
  • ВОСЬМОЙ ШАГ: декларация
  • ДЕВЯТЫЙ ШАГ: подача результатов СОУТ на ознакомление персоналу организации
  • ДЕСЯТЫЙ ШАГ: официальная публикация результатов СОУТ
  • ОДИННАДЦАТЫЙ ШАГ: ФСС
  • ДВЕНАДЦАТЫЙ ШАГ: завершающий этап
  • Рубрика вопрос/ответ
  • Итог

Трудовая инспекция активно переходит от слов к делу и запускает плановые проверки предприятий и организаций с целью выявления нарушений в аттестационной документации. Чтобы избежать необоснованных штрафов и взысканий, следует изучить регламент проведения специальной оценки условий труда с учетом изменений, вступивших в силу с начала 2021 года. Краткий ликбез на тему СОУТ будет полезен как руководителям небольших частных компаний, так и управляющим крупных предприятий, поскольку выявив нарушения однажды, Государственная инспекция труда возьмет нарушителя на заметку и будет назначать внеплановые проверки. Согласно 6 части статьи 27 Федерального закона за номером 426 ранее действующая аттестация рабочего места стала неактуальной в конце 2018 года. С этого момента каждая организация, включая новообразованные компании, имеет в запасе 12 месяцев, чтобы провести СОУТ.

База данных находится на портале Федеральной государственной системы (ФГИС)

Основы проведения специальной оценки условий труда

Руководство компании может не знать о том, что ГИТ инициировала проверку и подготовила соответствующее распоряжение. Инспектору достаточно знать ИНН и ОГРН организации для получения доступа к результатам специальной проверки условий труда. Необходимые данные имеются в открытом доступе, публикуются в специальных государственных реестрах и на персональном сайте предприятия.

Информация о СОУТ размещается на портале единой общероссийской справочно-информационной системе по охране труда. Для проверки сведений потребуется ввести в специальное поле ИНН, ОГРН и капчу с картинки о подтверждении того, что вы не робот.

Что представляет собой спецоценка условий труда?

СОУТ или специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий, направленных на исследование условий труда на каждом рабочем месте компании, анализ факторов риска, разработка рекомендаций для снижения опасного воздействия и дальнейшее определение работодателями компенсаций специалистам за вредность.

Госструктуры требуют своевременного проведения спецоценки для реализации ряда задач.

  • Защита здоровья и жизни трудящихся, стимулирование работодателей к созданию максимально благоприятных условий труда.
  • Внедрение и контроль мер по снижению опасного воздействия на организм в процессе вредного производства.
  • Компенсация работодателю затрат на СОУТ при систематическом проведении спецпроверок.
  • Внедрение дополнительных тарифов в фонд социального страхования, обязывая работодателей обеспечить базу для льготных пенсий и потери трудоспособности из-за неблагоприятных условий на предприятии.
  • Обеспечение за счет работодателя социального пакета и гарантий в виде надбавки к зарплате, льготного питания, сокращения продолжительности рабочей смены или недели, дополнительный отпуск.
  • Обеспечение штатных сотрудников опасных производств современными и эффективными средствами индивидуальной защиты.
  • Объективная оценка фактических условий труда, составление полной картины деятельности предприятия.

Благодаря строгому контролю со стороны государства работодатели стараются соблюдать права работников на безопасную рабочую среду.

На кого ложится ответственность за отсутствие СОУТ?

Несмотря на изменения в Федеральном законодательстве о спецоценке условий труда размеры штрафа за не проведение специальной оценки условий труда не уменьшились, на основании Федерального закона № 451-ФЗ от 27.12.2019. Ответственность полностью ложится на руководителя организации. Попытки уклониться от данной обязанности не приведут ни к чему хорошему. Рано или поздно инспекция обнаружит отсутствие данных в едином реестре проверок и компании будет выписан штраф. Отвечать придется даже бюджетной организации. Штраф за отсутствие СОУТ составляет:

  1. ИП или руководитель – от 5 до 10 тысяч рублей.
  2. Юридическое лицо – от 60 до 80 тысяч рублей.

Наряду со штрафом организацию обяжут выполнить спецпроверку условий на рабочих местах.

Выявить нарушение может не только плановая проверка трудовой инспекции, но и при расследовании чрезвычайных ситуаций на производстве, где был нанесен вред здоровью сотрудников. В этом случае будет не только назначен штраф, но и потерпевшему назначена единоразовая компенсация или систематические выплаты при потере трудоспособности.

Порядок выполнения спецоценки условий труда

Специальную оценку рабочей среды необходимо проводить в строгом соответствии с регламентом. Для этого необходимо понимать порядок выполнения СОУТ. Изучать все тонкости процедуры самостоятельно достаточно долго и сложно. Целесообразнее делегировать сопровождение опытным специалистам или следовать простой схеме, которая будет приведена ниже.

ПЕРВЫЙ ШАГ: приказ о назначении комиссии по проведению спецпроверки

Требования государства о проведении СОУТ необходимо выполнить в обязательном порядке. На подготовительном этапе процедуры необходимо подготовить приказ и сформировать комиссию для изучения условий труда и их соответствия технологическим и санитарным нормам.

Образец приказа о создании комиссии по специальной оценке условий труда

СКАЧАТЬ

В состав комиссии должны входить:

  • председатель – генеральный директор, его уполномоченный заместитель или руководитель филиала по месту;
  • специалист по охране труда;
  • представитель от профсоюза (при его наличии).

Комиссия должна включать нечетное количество членов. После формирования внутренней инспекции подготавливается график проведения проверок на местах. Он является обязательной частью процедуры. Его отсутствие может повлечь за собой выговор или штраф за недобросовестное исполнение СОУТ. Специальной строго регламентированной формы графика не предусмотрено. Единственное требование – он должен быть утвержден приказом. Удобнее всего оформить документ как приложение к приказу о формировании комиссии. В нем расписать последовательность и продолжительность проверочных мероприятий.

Образец графика проведения СОУТ

СКАЧАТЬ

ВТОРОЙ ШАГ: создание списка рабочих мест для проведения проверки условий труда

Перед составлением графика следует определиться с количеством рабочих мест на предприятии. В этом поможет штатное расписание. После его изучения необходимо отсеять аналогичные, поскольку трудовое законодательство позволяет не проводить поголовную оценку, а исключить аналогичные места, но оставить не менее двух аналогичных. Грамотный подход к составлению списка позволит рационально распределить время и сэкономить средства. Поскольку сторонней организации для проведения СОУТ нужно оплачивать. А оплата формируется из расчета за каждую проверочную точку.

Как понять, какие рабочие места являются аналогичными? Очень просто, для трудящихся должны быть одинаковыми следующие моменты.

  • Наименование должности.
  • Марка и название оборудования.
  • Идентичные должностные обязанности и перечень заданий.
  • Сотрудники располагаются в одном помещении.

Тут может возникнуть серьезная путаница. Так, например, старший технолог и технолог по приему сырья могут располагаться в одном кабинете, работать на компьютере одной модели и даже пользоваться одинаковым программным обеспечением, но название должностей – разное. Рабочие места уже не будут считаться аналогичными.

Если же проводить СОУТ в цехе по сборке схем, где работает 10 человек в должности операторов, на одном сборочном оборудовании в одинаковом снаряжении, то рабочие зоны будут считаться идентичными. Для объективной оценки достаточно оценить условия на 20% от всех мест. В данном случае оценке подвергнутся две точки.

Для открытых вакансий специальную оценку условий труда также проводят. Но только при наличии рабочего места и оборудования. При этом для выполнения измерений кто-то из работников, например, мастер цеха, должен запустить оборудование в рабочий режим.

Образец перечня рабочих мест для проведения СОУТ

СКАЧАТЬ

ТРЕТИЙ ШАГ: подписание договора на выполнение спецпроверки трудовых условий

Проведением специальной оценки условий труда совместно с комиссией от организации занимаются специализированные лаборатории. Выбирать проверяющих по принципу, чьи услуги обойдутся дешевле, не стоит. В этой сфере достаточно неблагонадежных организаций и мошенников. Поиск лучше осуществлять в реестре аккредитованных лабораторий по проведению СОУТ.

Типичные ошибки в организации и проведении спецоценки условий труда

Некоторые лаборатории выполняют теоретическую оценку, опираясь на производственную документацию, изучая технические паспорта оборудования и фотоснимки рабочей среды. Выезд на предприятие они не осуществляют, предлагая скидку. Это очень плохой способ экономии.

Работники компании, которые ежедневно трудятся в условиях, которые могут оказаться на деле вредными и требующими компенсации за вред здоровью, могут подать письменную жалобу в трудовую инспекцию. Руководителю не только придется потратиться на повторную проверку, но и выплатить штраф за нарушение правил проведения СОУТ.

Типичной ошибкой может стать умышленное занижение показателей трудовой среды. В последующем работодатель сможет сэкономить на льготных выплатах. Но когда факт подлога вскроется, ответственность не заставит себя долго ждать.

Чем грозит ненадлежащая спецпроверка?

Трудовая инспекция очень легко определит нарушения в проведении СОУТ после изучения протокола оценки. Первый фактор, указывающий на низкое качество анализа условий труда и заинтересованность проверяющего в подыгрывании работодателю, класс условий труда.

Всего выделяют 4 класса.

  1. Оптимальный – нет опасности для здоровья сотрудников.
  2. Допустимый – неблагоприятное воздействие присутствует, но минимизируется за счет применения средств индивидуальной защиты, дополнительных перерывов на отдых, современного оснащения помещения.
  3. Вредный – имеет несколько подклассов, чем выше ступень, тем вреднее процесс производства.
  4. Опасный – сотрудникам полагается ранний выход на пенсию и ряд льгот.

Для каждой должности имеется свой класс опасности, напрямую связанный с условиями, в которых приходится человеку трудиться. Чаще всего заинтересованный член комиссии ставит второй класс опасности там, где не может быть ниже третьего.

Характерный пример – сварщик, столяр, монтажник-высотник. Данные вакансии при наличии полного комплекта современного оборудования причисляются к третьему классу опасности. Но чтобы работодателю не пришлось делать повышенных взносов в фонд социального страхования, эксперт ставит в оценочный лист второй класс условий труда.

Официально трудоустроенный работник имеет право запросить копию заключения СОУТ и выставить ряд замечаний в письменном виде руководителю организации.

Результаты оценки выдаются на 5 лет. Периодичность специальной оценки условий труда составляет 5 лет. Но при наличии обоснованных претензий со стороны сотрудников предприятия придется исправлять ошибки и организовывать повторную проверку.

Недобросовестный работодатель может проигнорировать претензии персонала. В этом случае работники могут написать жалобу в трудовую инспекцию. Будет организована внеплановая проверка организации, но уже госорганом. Все ошибки выйдут на поверхность. Руководству компании будет грозить административная ответственность.

Гораздо серьезней будет обстоять ситуация, если нарушение СОУТ будет обнаружено в ходе расследования после несчастного случая на производстве. Если тяжесть НС будет серьезной, то работодателю может грозить уже уголовная ответственность.

Не стоит рисковать, не стоит экономить на проверке условий труда и страховых выплатах по завышенным тарифным планам. Последствия недобросовестного управления компанией могут стать разрушительными, прежде всего для самого работодателя.

ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ: регистрация работодателя в системе ФГИС

С 2020 года в трудовом законодательстве были проведены некоторые изменения, после чего стала обязательной регистрация каждой процедуры СОУТ в реестре ФГИС. Теперь предприятие должно получить специальный идентификационный номер перед организацией и проведением специальной оценки условий труда. Номер выдается в течение пяти рабочих дней с момента заключения договора на выполнение СОУТ. Он будет фигурировать в итоговом отчете.

Идентификационный номер можно посмотреть на официальном портале Министерства труда в реестре. Также подрядчик, выполняющий СОУТ должен отправить идентификатор заказным письмом или на электронную почту с обязательным заверением электронной подписью.

ВАЖНО! Если в базе Минтруда не будет обнаружен идентификационный номер процедуры СОУТ, то выполненная спецоценка условий труда будет считаться недействительной. Что повлечет за собой штраф после проверки госорганами.

ПЯТЫЙ ШАГ: прохождение СОУТ

Для компании-подрядчика, выполняющей проверку условий труда на рабочем месте, потребуется дополнительная информация для составления объективной оценки в заключении.

  • Список работников и номера их СНИЛС.
  • Штатное расписание с перечнем должностей.
  • Техническая документация на оборудование, которое находится в оснащении каждой рабочей зоны.
  • Должностные инструкции для каждой должности.
  • График работы.
  • Заключение по результатам производственного контроля состояния рабочих мест.
  • Для водителя необходимо указать марку автомобиля, год выпуска, тип используемого топлива, номер.
  • Фотоснимки рабочего места на протяжении смены.

Эксперт изучит материалы, после чего приедет на объект, чтобы на практике выполнить диагностику условий труда. На месте будет проведен осмотр производственной зоны, изучены материалы, с которыми взаимодействуют работники, исследовано качество средств индивидуальной защиты. С помощью специальных приборов будут произведены измерения шума, яркости света, концентрации вредных газов и другие замеры. В отдельных случаях проводится опрос сотрудников. Уточняются простые моменты вроде количества рабочих часов в смене, перерывов на обед, технических пауз. Это позволит составить объективную картину нагрузки на специалиста.

ШЕСТОЙ ШАГ: определение потенциально опасных факторов и вредного воздействия

Выявлением потенциально опасных факторов и установлением степени вредности производства занимаются специалисты лабораторий, профилирующихся на СОУТ. Они используют специализированное оборудование для диагностики факторов риска, изучения их воздействия на среду и организм человека. Такой специалист собирает полную информацию о производственной зоне.

Существуют 4 класса вредности производства. Для работодателя выгодно, чтобы на его предприятии были зафиксированы только первый и второй класс. Поскольку по результатам СОУТ будут определены гарантии и компенсации для работников с третьим и четвертым классом вредности условий труда. Тем не менее, руководитель заинтересован в достоверной оценке, ведь в случае чрезвычайной ситуации отвечать придется ему.

После официального заключения можно снизить класс или подкласс вредности, если улучшить условия труда согласно выдвинутым комиссией рекомендациям. Однако для этого предстоит выполнить повторную проверку. Тут каждый работодатель выбирает для себя, что ему выгоднее. Потратиться, а потом сэкономить на снижении страховых тарифов на следующие 5 лет, либо оставить все как есть.

СЕДЬМОЙ ШАГ: составление и утверждение отчета по СОУТ

После завершения оценочных мероприятий, подрядчик предоставляет руководителю производства протоколы для изучения и согласования. Федеральный закон за номером 451 установил тридцатидневный срок на рассмотрение документации с момента направления.

Если в протоколах и предварительном отчете руководитель не находит спорных моментов и замечаний, то документ необходимо подать на подпись всем членам внутренней комиссии и на утверждение председателем. Важно уложиться в установленные законом сроки.

После утверждения результатов СОУТ следует незамедлительно отправить копию утвержденного отчета в оценщику. Отправку можно осуществить курьером или по почте заказным письмом. Также допускается передача по электронной почте.

Срок завершения специальной проверки условий труда должен строго соблюдаться. Трудовое законодательство установило жесткие рамки с одной целью, чтобы оценка не затягивалась на многие месяцы, а процесс оценивания был прозрачным. Заминка на любом из этапов будет обнаружена, а виновный будет представлен к административной ответственности.

После получения подписанного и заверенного отчета компания-оценщик размещает его в едином реестре на портале Министерства труда и в трехдневный срок направляет уведомление о регистрации отчета по СОУТ заказчику. С этого момента результаты спецоценки вступают в силу.

В результате прохождения СОУТ в реестр ФГИС заносят следующие данные.

  • Полное название организации, аббревиатура может указываться рядом в скобках.
  • ИНН.
  • Регистрационный номер процедуры оценки.
  • Номер рабочего места, количество сотрудников, данные СНИЛС каждого специалиста.

ВАЖНО! Если отчет не был своевременно зарегистрирован в ФГИС, то проверка считается недействительной. В последние годы порядок выполнения СОУТ существенно усложнился, а меры ответственности возросли. Так что не стоит забывать о сроках и обязательствах.

ВОСЬМОЙ ШАГ: декларация

Декларирование является обязательным пунктом СОУТ. Декларация соответствия условий труда является прямым подтверждением, что на рабочих местах, внесенных в документ, отсутствует вредное воздействие и опасные производственные факторы. Она служит гарантом того, что фактические условия труда оптимальны или допустимы, соответствуют классу 1-2, а по этим должностям не должны начисляться компенсационные выплаты и иные льготы.

Заполнение декларации осуществляется строго по форме, установленной Министерством труда. Если оформление документа окажется некорректным, то инспектор отправит его на доработку в течение 10 рабочих дней. Скорректировать и отправить декларацию на повторную проверку стоит как можно быстрее. Заморочек с процедурой достаточно много. Целесообразнее доверить эту работу компетентному специалисту. Однако не все оценщики условий труда обременяют себя заполнением деклараций для клиентов. Уточните этот момент на этапе выбора подходящей компании, до того, как подпишите договор.

Если работодатель самостоятельно занимается декларированием, то прежде чем приступать к заполнению формы, стоит ознакомиться с письмом от МИНТРУДА за 23 июня 2014 г. N 15-1/В-724, где прописаны все разъяснения к работе с декларацией.

Порядок подачи декларации

Подача декларации в Государственную инспекцию по труду должна состояться в течение 30 рабочих дней с момента регистрации результатов СОУТ в ФГИС. Если опоздать, то штраф за нарушение составит до 80 тысяч рублей. Взыскание приравнивается к невыполнению обязанностей руководителя перед трудовым коллективом.

После занесения всех данных в документ, его нужно отправить заказным письмом или на электронную почту в соответствующий орган, подведомственный Министерству труда. Цифровой документооборот должен в обязательном порядке сопровождаться электронной подписью.

Сроки действия декларации

Декларация соответствия условий труда является действительной на протяжении 5 лет, также как и заключение по результатам СОУТ. И если спецоценку придется выполнять заново, по истечению срока действия, то декларацию можно просто продлить.

Если к моменту завершения срока действия декларации на предприятии не было зарегистрировано несчастных случаев и факта профессиональных заболеваний, то согласно Федеральному закону №426, она считается автоматически продленной. Следует понимать, что речь о заболеваниях и НС касается непосредственно тех рабочих мест, которые были внесены в декларацию. Тогда работодателю не надо будет собирать подтверждающие справки и другие документы. Это распространяется и на СОУТ, по которой все рабочие места оказались декларативными. Она также автоматически продляется без предоставления какой-либо документации.

На вредное производство данный подход не распространяется. При наличии факторов риска для здоровья, спецпроверку необходимо выполнять каждые 5 лет. Госорган контролирует не только создание соответствующих условий труда, но и внедрение более безопасных для здоровья и экологии технологий. Некоторое оборудование по результатам проверки признается не годным и подлежит замене.

Может ли декларация прекратить действие?

Существует ряд факторов, при которых действие декларации условий труда может быть прервано. К таким факторам относится несчастный случай, выявление у одного из работников заболевания, причиной которого стала профессиональная деятельность. В этой ситуации работодателю предоставляется полгода на организацию и проведение внеплановой оценки условий труда. Это позволит определить, стал ли несчастный случай результатом халатности сотрудника на рабочем месте, или класс риска не соответствует задекларированному. Если класс условий труда окажется неизменным по результатам СОУТ, руководитель организации должен будет подать новую декларацию в ГИТ.

Если степень риска окажется выше, чем указано в документе, а режим рабочей смены – подвергающим рабочих неоправданной нагрузке, работодателю грозит штраф, а также предписание на улучшение производственной среды в принудительном порядке.

ДЕВЯТЫЙ ШАГ: подача результатов СОУТ на ознакомление персоналу организации

Работники имеют право ознакомиться с результатами специальной проверки условий труда. Это обязательный пункт СОУТ, на выполнение которого отводится месяц. Руководитель должен провести собрание, предоставить заключение для изучения представителям профсоюза. Каждому работнику персонально нужно дать на ознакомление результаты оценки его рабочего места. Для карты необходимо собрать подписи каждого работника. Если тот или иной сотрудник будет отсутствовать по объективным причинам – отпуск, командировка, больничный, то сроки ознакомления продлеваются. В случае проверки госинспектор может запросить подтверждающую документацию о причине продления ознакомительного периода и отсутствия сотрудника. Если их не окажется, а сроки будут затянуты, то работодателю грозят штрафные взыскания.

Все возражения сотрудники могут направить руководству в письменном виде. Этот документ будет иметь юридическую силу после регистрации у секретаря и подается для изучения специалисту компании-оценщика. После анализа возражений, проверяющий может отклонить их, как не соответствующие действительности, либо инициировать внеплановое проведение СОУТ. Лучше всего отразить в заключении объективную оценку и последовать рекомендациям по улучшению трудовых условий, составленных на основании опроса персонала. Это путь наименьших потерь.

Когда в процессе подготовки заключения увольняется сотрудник, а на его должность заступает новый человек, его также нужно ознакомить с результатами спецоценки.

Наличие ознакомительных строк в карте рабочего места со всеми подписями играет важную роль в защите интересов работодателя. Так комиссия при расследовании ЧП на предприятии может запросить этот лист. Его отсутствие грозит штрафом.

Также наличие подписи указывает на то, что работник был ознакомлен и согласен с тем, что его организм подвергается воздействию неблагоприятных факторов в процессе производства. Значит, может требовать лишь ту компенсацию, которая полагается ему по результатам СОУТ и не более.

Образец Лист ознакомления с результатом СОУТ

СКАЧАТЬ

Занесение информации о спецоценке в трудовой договор

Отсутствие информации о специальной оценке условий труда в договоре, а также указаний размеров компенсационных выплат и полагающихся льгот является нарушением условий СОУТ и поводом к привлечению работодателя к ответственности. Работник имеет право в любой момент посмотреть условия труда, которые указаны в его договоре, и убедиться, что его права не были нарушены. При составлении трудового договора этому пункту необходимо уделять пристальное внимание.

В ситуации внеплановой спецоценки, когда изменился класс безопасности условий труда, увеличился или уменьшился размер компенсации, необходимо такие изменения внести в дополнительное соглашение к трудовому договору.

Также сотрудников необходимо познакомить с новыми результатами СОУТ под роспись.

Образец Уведомление об изменении условий труда по результатам СОУТ

СКАЧАТЬ

Где хранятся результаты спецоценки условий труда, и каков период их архивации?

Законодательная база не предусматривает конкретного места хранения заключений по СОУТ и листов ознакомления с подписями сотрудников. Данный вопрос – организационная задача предприятия. Поручить архивацию можно отделу охраны труда, кадровикам или секретарю. Все зависит от штата персонала и размеров производства.

Карты СОУТ для производства с условиями труда класса 1-2 необходимо хранить 45 лет. Предприятия, где производственные факторы риска 3-4 класса, должны обеспечивать сохранность результатов на протяжении 75 лет. Столь длительный срок связан с рисками несчастных случаев и прочих чрезвычайных ситуаций на предприятии. Заключения по СОУТ – первый документ, который затребует комиссия при расследовании причин ЧП.

ДЕСЯТЫЙ ШАГ: официальная публикация результатов СОУТ

В обязанности работодателя входит размещение результатов спецпроверки трудовых условий на официальном сайте организации. Если собственного сайта у компании нет, то и заморачиваться по этому поводу не придется.

Однако в век продвинутых информационных технологий у каждой организации имеется свой хотя бы одностраничный сайт. В этом случае необходимо опубликовать результаты СОУТ в течение 30 дней. Информацию можно поместить в раздел планирования мероприятий по улучшению УТ.

Наряду с соблюдением требований трудового законодательства работодатель повышает планку доверия у соискателей, предоставляя публичный доступ к заключению по спецоценке условий труда.

ОДИННАДЦАТЫЙ ШАГ: ФСС

Каждый индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, выплачивающее заработную плату сотрудникам, обязано сдавать форму 4-ФСС. Страховка идет не только на оплату формирование компенсации по утрате трудоспособности на будущее.

Информирование ФСС о фактическом классе опасности условий труда – обязательный пункт грамотного руководства предприятием. Форму 4-ФСС заполняет и подает главный бухгалтер предприятия.

ДВЕНАДЦАТЫЙ ШАГ: завершающий этап

После завершения спецоценки условий труда работодатель готовит приказ о закрытии процедуры СОУТ. В документе в мельчайших деталях прописывается, кому из персонала полагается материальная компенсация за вредное производство, какого числа будут начисляться выплаты, какой размер компенсационных выплат предусматривается.

По закону данный приказ не является строго обязательным. Однако на большом предприятии лучше подготовить соответствующий документ во избежание нарушения прав трудящихся по причине незнания или забывчивости бухгалтера.

Начисление материальной компенсации или льгот начинается с момента утверждения отчета и регистрации его в ФГИС.

Образец приказ о завершении СОУТ

СКАЧАТЬ

Рубрика вопрос/ответ: все что вы хотели узнать о СОУТ, но не могли спросить

У многих руководителей с опытом работы возникает масса вопросов относительно тонкостей организации и проведения специальной оценки условий труда. Тем более актуальной станет рубрика для начинающих руководителей молодых новообразовавшихся компаний.

Что делать, если спецоценка условий труда для новой вакансии не проведена, а сотрудника уже приняли на работу?

Когда отдел кадров принимает на только что открытую должность сотрудника, не озаботившись вопросом проведения специальной оценки условий труда для данной вакансии, то в трудовом договоре будет отсутствовать пункт о классе вредности условий труда, полагающихся компенсациях и льготах. В этом случае допускается указание оборудования, на котором будет трудиться специалист, перечень функций, особенности рабочей среды.

Работодателю необходимо в кратчайшие сроки организовать проведение СОУТ, чтобы работник мог претендовать на компенсационные выплаты, если таковые будут полагаться итогами проверки. По завершению оценки руководитель оформляет приказ, где прописывается размер компенсации, порядок ее начисления и льготы для нового специалиста. Закон отводит на проведение оценочных мероприятий 12 месяцев с момента внедрения новой должности.

Как только результаты СОУТ будут внесены в реестр ФГИС и вступят в силу, бухгалтерия начнет начислять надбавку к зарплате по факту вредного производства.

Когда может проводиться внеплановая проверка условий труда на рабочем месте?

Периодичность выполнения СОУТ – раз в пять лет. Все проверки, проходящие в промежуточном периоде, считаются внеплановыми.

Внеплановая специальная оценка условий труда может инициироваться в ряде случаев. Одна из причин – жесткий внутренний план проверок от Государственной инспекции по труду. Так инспектор послал запрос в единый реестр ФГИС и обнаружил, что у предприятия просрочена, а то и вовсе отсутствует СОУТ. Госорган инициирует проверку, по результатам которой может грозить штраф.

  • Для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей сумма составит 5-10 тысяч рублей.
  • Для юридических лиц – 60-80 тысяч рублей.

Еще одна причина для внеплановой проверки – несчастный случай на производстве. Комиссия по расследованию может запросить заключение по спецпроверке для изучения, а также организовать свою собственную независимую оценку. Если результаты не совпадут, и окажется, что класс условий труда имеет более высокую степень опасности, компании также грозит штраф в размере 80 тысяч рублей. Внеплановая СОУТ может быть запущена трудовой инспекцией на основании письменной жалобы сотрудника на нарушение его прав работодателем.

Сам руководитель организации может организовать специальную оценку условий труда, если произошла замена рабочего оборудования, внедрены новые технологии производства. Закон устанавливает срок проведения внеплановой СОУТ для этого случая – 6 месяцев.

Надо ли выполнять оценку условий труда при смене названия компании?

При смене названия организации проводить спецоценку условий труда не требуется, если наименования должностей остались прежними, не изменилось оснащение производственных помещений, осталось прежнее оборудование.

Работодателю достаточно составить приказ о реорганизации компании, в котором необходимо учесть следующие нюансы.

•             Указать предыдущее название предприятия.

•             Внести новое наименование организации.

•             Указать причины изменений. Идеально, если будет прикреплен документ, подтверждающий необходимость перемен.

•             Указать наименование отделов и должностей с пометкой на то, что они остались прежними.

Такой подход к решению вопроса позволит сэкономить приличную сумму средств.

Если же наряду со сменой названия будут внедряться новые технологии производства, или произойдет замена должностей, или установят новую производственную линию, то проведение СОУТ будет строго обязательным пунктом. При этом на процедуру будет отведено от 6 до 12 месяцев.

При изменении названия должности требуется ли внеплановая СОУТ?

Если работодатель изменил название должности и внес изменение в штатное расписание, возникает закономерный вопрос: нужно ли проводить внеплановую спецоценку условий труда? Особенно актуален данный вопрос для организаций, где штатное расписание и наименование должностей меняется с завидной регулярностью. Или без нее можно обойтись, не нарушая при этом закон. Тут имеется ряд нюансов.

При сохранении рабочего места в прежнем виде, условия труда также будут неизменными, как и оборудование, на котором будет трудиться специалист, то можно подождать со спецпроверкой до истечения сроков действия предыдущего заключения.

Небольшой пример из практики подрядчика по проведению СОУТ. В колледже было заменено название должности с «куратор группы» на «тьютор» при этом перечень обязанностей сотрудника остался неизменным. Поэтому в проведении внеплановой спецпроверки необходимости не возникло.

Для подтверждения отсутствия оснований для внеплановой оценки условий труда при переименовании должности необходимо подготовить акт. Если изменились названия сразу у нескольких кадров, то для каждого готовится персональный документ. Также собирается комиссия. В нее лучше всего включить тех же специалистов, которые выполняли предыдущую СОУТ и знакомы с особенностями производственного процесса.

Образец акта можно найти и скачать в интернете. После заполнения формы, документ вступает в силу согласно приказу руководителя.

Если ранее для переименованной должности были определены факторы риска и вредные воздействия на работника, сопровождающиеся компенсационными выплатами, то следует указать, что для нового названия вакансии льготы и компенсация сохраняются в прежнем размере.

Когда результаты спецоценки условий труда стоит подкреплять иными документами?

На практике встречаются случаи, когда условия труда на производстве имеют такую степень неблагоприятного воздействия, что одних результатов СОУТ бывает недостаточно. Требуются и иные обязательные документы.

Так в ряде профессий для приема на работу требуются медицинские книжки, а также периодический медицинский осмотр при нахождении на должности. Особенно строго с этим у врачей, учителей, работников общепита и пищевой промышленности. Это продиктовано необходимостью сохранности здоровья как самого сотрудника, так лиц, контактирующих с ним.

Также учитываются специальные распоряжения Минтруда о предоставлении льгот и дополнительных отпускных дней для сотрудников, подвергающихся большой нагрузке на рабочем месте при сохранении 1-2 класса условий труда.

Подводя итоги

Грамотное проведение специальной оценки условий труда с минимальным количеством погрешностей – это большие затраты времени, сил и финансов. Работодателю необходимо подготовить основательный пакет документации, учесть массу нюансов, подключить сотрудников. На деле – это важная задача, позволяющая обеспечить охрану здоровья сотрудников, минимизировать факторы вредного воздействия на организм работника, начисление денежной компенсации, позволяющей улучшить состояние здоровья сотрудника, занимающего сопряженную с риском должность.

Краткий ликбез относительно порядка проведения спецоценки позволит работодателю определиться с самым ответственным моментом. Будет ли он участвовать лично при выполнении СОУТ или доверит столь важную миссию своим специалистам. Делегируя часть обязанностей на сотрудника, руководитель предприятия освобождает свое время для решения других не менее важных вопросов, но рискует не получить важную информацию о своих рабочих местах. Выбор зависит от приоритетов.

Обращаясь в нашу компанию, вы получите полный спектр услуг по сопровождению специальной оценки условий труда. Специалисты обладают обширным опытом в проведении СОУТ любой сложности. Необходимая документация будет подготовлена в кратчайшие сроки, а оценка пройдет на высшем уровне.

II. Подготовка к проведению аттестации

рабочих мест по условиям труда

9. Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав и, при необходимости, состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях организации, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.

10. Аттестационная комиссия создается организацией, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, и Аттестующей организацией на паритетной основе в целях координации, методического руководства и контроля за проведением работы по аттестации рабочих мест по условиям труда.

Аттестационная комиссия формируется, как правило, из специалистов, прошедших подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях, уполномоченных на этот вид обучения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В состав аттестационной комиссии организации рекомендуется включать руководителей структурных подразделений организации, юристов, специалистов служб охраны труда, специалистов по кадрам, специалистов по труду и заработной плате, представителей лабораторных подразделений, главных специалистов, медицинских работников, представителей профсоюзных организаций или других уполномоченных работниками представительных органов, представителей комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива, представителей Аттестующей организации.

11. Аттестационная комиссия организации, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда:

1) осуществляет методическое руководство и контроль за проведением работы по аттестации рабочих мест по условиям труда на всех ее этапах;

2) формирует необходимые для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда нормативные правовые и локальные нормативные акты, организационно-распорядительные и методические документы и организует их изучение;

3) составляет полный перечень рабочих мест организации согласно приложению N 1 к Порядку с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых условий труда, исходя из характеристик технологического процесса, состава производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, жалоб работников на условия труда;

4) готовит предложения по приведению наименования профессий и должностей работников организации в соответствие с требованиями законодательства, если для этих профессий и должностей предусмотрено предоставление компенсаций работникам;

5) присваивает коды производствам, цехам, участкам для проведения автоматизированной обработки результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. Каждому рабочему месту рекомендуется присваивать свой порядковый номер, в том числе и рабочим местам одного наименования;

6) составляет и подписывает карты аттестации рабочих мест по условиям труда;

7) организует ознакомление работников с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда;

8) при наличии на рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов готовит предложения о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор об обязательствах работодателя по обеспечению работника необходимыми средствами индивидуальной защиты, установлению соответствующего режима труда и отдыха, а также других установленных законодательством гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

9) по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда разрабатывает план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, куда включаются, в том числе, мероприятия, требующие значительных материальных затрат. В плане мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации указываются источники финансирования мероприятий, сроки их исполнения, исполнители и устраняемые вредные и (или) опасные производственные факторы по конкретным рабочим местам. План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации подписывается председателем аттестационной комиссии и после согласования с комитетом (комиссией) по охране труда, профсоюзным или иным уполномоченным работниками представительным органом утверждается работодателем и включается в коллективный договор;

10) вносит предложения о готовности к сертификации организации работ по охране труда.

12. Оценка вредных и (или) опасных производственных факторов на предполагаемых аналогичных и аналогичных рабочих местах производится на основании данных, полученных при аттестации 20% таких рабочих мест по условиям труда от общего числа рабочих мест (но не менее двух). При выявлении хотя бы одного рабочего места, не подпадающего под признаки аналогичности определенных аттестационной комиссией аналогичных рабочих мест, оценке подвергаются 100% этих рабочих мест. После этой оценки определяется новый перечень рабочих мест, основанный на результатах инструментальных измерений и оценок. Для аналогичных рабочих мест заполняется одна карта аттестации.

Условия труда и мероприятия по их улучшению, установленные хотя бы для одного рабочего места из числа 20% аналогичных рабочих мест, соответствуют всем 100% аналогичных рабочих мест.

В качестве аналогичных рабочих мест могут рассматриваться рабочие места, которые характеризуются совокупностью следующих признаков: профессии или должности одного наименования; выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы; использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья; работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе; использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения; как правило, одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте; одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени.

К предполагаемым аналогичным рабочим местам относятся рабочие места с вышеперечисленными признаками и предполагаемыми одинаковыми условиями труда.

13. При выполнении работ, не входящих в квалификационную характеристику конкретных профессий и должностей, но вмененных приказом работодателя или трудовым договором в обязанности работнику этой профессии и должности, оценке подвергаются все виды работ.

14. Аттестация нестационарных рабочих мест, то есть мест с территориально меняющимися рабочими зонами, где рабочей зоной считается часть рабочего места, оснащенная необходимыми средствами производства, в которой один или несколько работников выполняют сходную по характеру работу или операцию (слесари-сантехники, слесари-электрики, строительные рабочие и др.), проводится путем предварительного определения типичных технологических операций с относительно стабильным набором и величиной вредных и (или) опасных производственных факторов и последующей оценки этих операций. Время выполнения каждой операции определяется экспертным путем (на основании локальных нормативных актов).

Во исполнение требований Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ) подготовлены и утверждены приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н:

  • Методика проведения специальной оценки условий труда (далее – Методика);
  • Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов (далее – Классификатор);
  • форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкцию по ее заполнению.

Внимание

При сравнении Методики с ранее действовавшим Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, а также руководством Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», на основании которого проводилась аттестация рабочих мест, становятся очевидны преемственность документов и процедур. Так, используются та же классификация условий труда, те же принципы и подходы при оценке производственных факторов, аналогичные формы отчетных документов. Тем не менее при всей внешней схожести специальная оценка условий труда и аттестация рабочих мест имеют существенные различия.


Подробно рассмотрим наиболее значимые особенности Методики, отличающие ее от Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н; далее – Порядок № 342н) и Руководства Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 29.07.2005; далее – Руководство Р 2.2.2006-05) на основании которого проводилась аттестация рабочих мест (далее – АРМ).

1. Новая Методика компактнее Руководства Р 2.2.2006-05, но при этом она избавляет участников специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) от необходимости обращения к очень многим ведомственным регламентирующим документам (государственным стандартам, санитарным нормам, методическим указаниям и т. д.), поскольку включает в себя в виде приложений закрытый перечень нормативных и предельно допустимых значений исследуемых (испытуемых) производственных факторов со ссылками на государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, зарегистрированные Минюстом России.

Руководство Р 2.2.2006-05 давно подвергается критике за отсутствие у него статуса нормативно-правового акта, избыточный набор исследуемых факторов и завышенные уровни их допустимых значений в сравнении с нормами, действующими в странах – членах ЕС и ОЭСР, а также наличие субъективной оценки целого ряда факторов.

2. Вместе с Методикой вводится Классификатор, а она сама определяет порядок идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, чего не было ранее.

В профессиональной среде постоянно критикуется ценовой демпинг со стороны недобросовестных аттестующих организаций, занижающих стоимость проведения лабораторных исследований и измерений до нереальных величин, заставляющих усомниться в том, что они действительно осуществляются. Но при этом обращается мало внимания на обратную ситуацию, при которой цены, наоборот, значительно завышаются: пользуясь неосведомленностью заказчика, аттестующие организации включают в смету расходов дорогостоящие измерения и исследования тех производственных факторов, которых на рабочих местах соответствующего работодателя нет, не было и быть не может в силу используемых им технологий и производственного оборудования.


Пример

Если заказчику надо было аттестовать рабочее место водителя, то он наверняка получал от аттестующей организации смету на проведение лабораторных исследований (испытаний) производственных факторов, составленную на основе санитарных правил СП 4616-88 «Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей» (утв. зам. Главного государственного санитарного врача РФ от 05.05.1988 № 4616-88) (далее – СП 4616-88).


Данный документ, помимо очевидных и характерных для рабочих мест водителей автомобилей производственных факторов (шум, вибрация и т. п.), содержит весьма спорные требования по измерению, например, уровня освещенности или таких химических веществ, как окись углерода, окислы азота, углеводороды алифатические, акролеин, меркаптан и пр. (п. 2.11 СП 4616-88).

Дело в том, что СП 4616-88 были разработаны почти 30 лет назад и, возможно, тогда были актуальны ввиду активной эксплуатации автомобилей, являвшихся результатом послевоенных проектов. Но много ли современных водителей дышат выхлопными газами или парами топлива во время работы?

Предложенный Минтрудом России в Методике порядок проведения идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов «привязан» к конкретной ситуации, складывающейся на конкретных рабочих местах конкретного работодателя, и предусматривает различные механизмы, позволяющие оценить конкретные условия труда вплоть до проведения опроса работников и их руководителей. При этом Классификатор содержит компактный перечень производственных факторов, которые необходимо идентифицировать в соответствующем случае, и при необходимости уточняет, какие производственные факторы идентифицировать не надо.


Пример

Так, параметры микроклимата идентифицируются только на тех рабочих местах, на которых имеется технологическое оборудование, являющееся искусственным источником тепла и (или) холода (за исключением кондиционеров). Пыль, которая, как известно, есть практически везде кроме стерильных камер, исследуется на рабочих местах, связанных с осуществлением добычи, обогащения, производством и использованием в технологическом процессе пылящих веществ. Неионизирующие излучения (электромагнитные, электростатические поля и пр.) не измеряются на «офисных» рабочих местах и т. д.


Методика носит ярко выраженный «производственно-промышленно-ориентированный» характер, т. е. позволяет исключить инструментальные измерения на рабочих местах офисных работников и в этом смысле придерживается логики нашумевшего в свое время приказа Минтруда России от 12.12.2012 № 590н «О внесении изменений в Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. № 342н».


Внимание

В то же время следует отметить, что Методика допускает проведение измерений в административных зданиях и прочих «офисных» учреждениях, т. к. приложение № 16 ссылается на то, что нормативное значение освещенности рабочей поверхности устанавливается в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», введенными в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 8 апреля 2003 г. № 34 (зарегистрировано Минюстом России 23 апреля 2003 г., № 4443).


Одновременно с принятием Закона № 426-ФЗ соответствующие изменения внесены в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ). Они содержат определение термина «система управления охраной труда», уточняют понятие «управление профессиональными рисками» и обязывают работодателя создавать систему управления охраной труда. Поэтому исключение из процесса лабораторных исследований офисных рабочих мест с последующим декларированием соответствия условий труда государственным нормативным требованием охраны труда, предусмотренным Законом № 426-ФЗ, выглядит вполне уместным и своевременным.

3. В отличие от карты АРМ карта СОУТ содержит страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина (работника) в системе обязательного пенсионного страхования (далее – СНИЛС). То есть раньше аттестовывались обезличенные рабочие места (исключение составляли лишь элементы оценки травмоопасности, касающиеся подготовки работников по вопросам охраны труда), а теперь оцениваются даже не рабочие места, а персонифицированные условия труда.

Понятно, что работодатели обеспокоены тем, что новый подход может повлечь для них и негативные последствия.


Пример

Прежде после проведения АРМ работодатель не испытывал особых проблем в случае, если принимал на аттестованное рабочее место нового работника вместо уволенного. Более того, это было большим подспорьем для работодателя, облегчавшим ему соблюдение требований ст. 57 ТК РФ, согласно которой работодатель (его представитель) должен был ознакомить вновь принимаемого на работу работника с его правами, гарантиями и компенсациями, связанными с условиями труда, установленными по итогам АРМ.


Теперь же у работодателя в такой ситуации возникает масса вопросов:

  • какие действия помимо традиционных ему следует предпринять после приема на работу новых работников взамен выбывших?
  • не придется ли ему вновь прибегать к услугам оценивающей организации даже в том случае, если речь идет о чисто формальной корректировке карт СОУТ, связанной с внесением в них СНИЛС вновь принятых работников?
  • в какую сумму теперь обойдется ему текучка кадров?

Пока эти вопросы остаются без ответа.

4. Из перечня измеряемых факторов световой среды исключен коэффициент пульсации освещенности. Таким образом, наконец, устранен камень преткновения в дискуссии специалистов вокруг проблемы несоответствия источников света, выпускаемых российской и зарубежной промышленностью, установленным в нашей стране нормативам.

Проблема применения коэффициента пульсации заключается в том, что большинство используемых сегодня источников света имеют пульсацию выше установленных нормативов, что вынуждает работодателя делать выбор «из двух зол»:

  • нести немалые расходы на закупку и установку дополнительных технических средств по снижению пульсации;
  • смириться с признанием наличия на его рабочих местах «вредных» условий труда из-за сверхнормативной пульсации и расходами на предоставление соответствующих гарантий и компенсаций работникам за работу во «вредных» условиях труда.

При этом вопрос об отрицательном влиянии пульсации, превышающей установленные санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами значения коэффициента пульсации, на здоровье работника остается дискуссионным, поэтому слово «вредных», собственно, и взято в кавычки.

5. Оценка травмоопасности при проведении СОУТ более не осуществляется. На наш взгляд, это одно из «слабых мест» Методики.

Ранее при оценке травмоопасности для целей АРМ специалист аттестующей организации вместе с представителями комиссии работодателя выявляли нарушения в эксплуатации оборудования, приспособлений и инструментов, проверяли соответствие процесса работы установленным требованиям безопасности, правильность применения технической документации и инструкций по эксплуатации.

Также при оценке травмоопасности проверялось соответствие подготовки работников по вопросам охраны труда установленным требованиям, т. е. прохождение ими обучения по охране труда с последующей проверкой знаний требований охраны труда и инструктажей, правильность ведения журналов регистрации последних и т. д.

В этой части АРМ предусматривала сильную профилактическую составляющую. В ходе оценки травмоопасности работодатели и их представители выявляли риски, которые долгое время оставались ими незамеченными. АРМ показывала те проблемы, на которые они ранее (во многом в силу привычки) не обращали внимания, как это, к сожалению, происходит на подавляющем большинстве российских производственных объектов.

Методика устанавливает форму протокола оценки эффективности средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ) на рабочем месте. Ранее при проведении АРМ оформлялся протокол обеспеченности СИЗ на рабочем месте, где указывалось соответствие (или не соответствие) нормативам. Там была строка «Эффективность использования СИЗ». Однако на деле она «не работала», и оценка эффективности СИЗ для целей АРМ не проводилась.

На сайте Минтруда России можно ознакомиться с проектом соответствующей Методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении средств индивидуальной защиты. Представляется, что возможность снижения класса (подкласса) условий труда при использовании работниками СИЗ будет стимулировать работодателей к приобретению действительно эффективных СИЗ.

6. Методика устанавливает единый предельно допустимый уровень (далее – ПДУ) для шума. Ранее действовало несколько ПДУ, которые также являлись предметом острых дискуссий.

То, что вместо нескольких ПДУ теперь будет применяться один, безусловно, позитивный шаг, однако сама цифра 80 дБ вызывает сомнения. В этом смысле весьма показательным является отрицательное заключение Минэкономразвития России об оценке регулирующего воздействия на проект Методики.

В ходе межведомственного согласования проекта Методики Минэкономразвития России обратило внимание на ряд рисков, связанных с ее реализацией, в т. ч. на ПДУ шума, сославшись на международный опыт установления данного норматива.

Так, в странах – членах ОЭСР, ВТО, а также ЕС практически во всех соответствующих нормативах верхняя граница эквивалентного уровня шума устанавливается в районе 85–90 дБ (дБА) для восьмичасовой рабочей смены, поскольку большая часть оборудования, закупаемого для предприятий химической и угольной промышленности, имеет показатель звукоизоляции 85 дБ (ДБА).


Пример

В химической и угольной промышленности используется продукция всемирно известных производителей (бренды Atlas Copco, Caterpillar, Komatsu, JOY, Eickhoff, Sandvik, Bucyrus, Cat, «БЕЛАЗ»). При ПДУ шума, установленном Методикой, вся подобная техника так же, как и ранее при проведении АРМ, останется «вредной» для работника.


7. Претерпел изменения перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда (в Порядке № 342н он назывался планом мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда) и, возможно, не в лучшую сторону. Так, из него исчезли графы «Источник финансирования» и «Ответственный за выполнение мероприятия».

Работодателям, зависящим от вышестоящих организаций, и специалистам по охране труда теперь придется потрудиться, чтобы интегрировать новый перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда в бюджеты по финансированию соответствующих расходов.

В то же время в контексте упомянутых выше поправок в ТК РФ (определяющих термин «Система управления охраной труда», уточняющих понятие «Управление профессиональными рисками» и обязывающих работодателя создавать систему управления охраной труда) такое упрощение формы, предполагающее дальнейшие шаги работодателя по выстраиванию системы управления охраной труда, выглядит вполне логичным.

Нельзя забывать о том, что после проведения СОУТ работодатель в конечном итоге должен наладить систему управления профессиональными рисками, которая, в свою очередь, должна стать основой для создания и функционирования современной системы управления охраной труда (ст. 212 ТК РФ).

М.C. Байгереев

директор Восточно-Сибирского филиала ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России

Ю.А. Кравченко

ведущий специалист Восточно-Сибирского филиала ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России

Источник:Информационный портал по охране труда

Вернуться в раздел

Проведение специальной оценки условий труда

Специальная оценка условий труда
(далее — СОУТ) стартовала в начале 2014 года, заменив собой аттестацию рабочих мест (далее — АРМ). Провести СОУТ необходимо на всех рабочих местах, кроме надомников, дистанционных работников и лиц, вступивших в трудовые отношения с работодателями (физическими лицами), которые не являются индивидуальными предпринимателями. Спецоценка проводится в соответствии с Федеральным Законом от 28.12.2013 г. &8470; 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — 426-ФЗ) и Приказом Минтруда России от 24.01.2014 г. &8470; 33н (далее — Методика).

В 2015 году введены новые размеры штрафов за нарушение организациями требований по охране труда. Непроведение спецоценки оценки условий труда или нарушение установленного порядка ее проведения влечет наложение на работодателя административного штрафа (ст. 5.27.1 КоАП РФ). В данном материале рассмотрены основные шаги, при соблюдении которых спецоценка условий труда на предприятии будет проведена в соответствии с требованиями законодательства.

Шаг №1. Создать комиссию и график проведения спецоценки (ст. 9 426-ФЗ).

Первым шагом работодателя является создание комиссии по специальной оценке условий труда (далее — Комиссия) и утверждение графика ее проведения. Состав должен быть нечетным и включать:

  • работодателя или его представителя (председатель комиссии);
  • иных представителей работодателя;
  • специалиста по охране труда (при наличии);
  • представителей выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

Состав комиссии и порядок ее работы утверждаются приказом (распоряжением) работодателя.

Шаг №2. Составить перечень рабочих мест, подлежащих СОУТ (ст. 9 426-ФЗ).

Комиссия по СОУТ обязана составить перечень рабочих мест, подлежащих спеоценке и указать аналогичные рабочие места. Аналогичные рабочие места — это места, которые расположены в однотипных помещениях (зонах), с однотипными температурными и иными условиями (освещенность, шум ит.д.). Рабочие места должны быть одной и той же профессии, должности, специальности, осуществлять одинаковые функции в одинаковом режиме рабочего времени. При работе должно использоваться одинаковое оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье, а также должны применяться одинаковыми средствами индивидуальной защиты (далее — СИЗ).

Правильный анализ штатного расписания на предмет аналогичности может значительно сократить расходы работодателя на проведение спецоценки, так как лишь 20% аналогичных рабочих мест подлежат измерениям. При этом проведена спецоценка будет на всех аналогичных рабочих местах и оформлена одна карта СОУТ.

Шаг №3. Заключить договор с экспертной организацией (ст. 8 426-ФЗ).

Выбор надежного, ответственного поставщика услуг с хорошей репутацией — это важный шаг для работодателя. Для этого необходимо провести анализ рынка экспертных организаций, а их уже более 500 (по данным Реестра Минтруда на 10.2018).

Основные критерии для выбора надежного партнера по спецоценке:

  1. Наличие документа на право выполнения соответствующих работ — уведомление о внесение в реестр по СОУТ.

  2. Наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории, аккредитованной в национальной системе Росаккредитации со всеми подтверждающими документами (аттестат и область аккредитации).

  3. Наличие не менее 5 экспертов по СОУТ, работающих по трудовому договору.

  4. Наличие не менее 1 эксперта по специальности общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования

Дополнительные критерии по отношению к организации, проводящей спецоценку:

  1. Опыт работы с аналогичными предприятиями.

  2. Наличие всех необходимых исследований в области аккредитации лаборатории.

  3. Срок существования организации и т. д.

Экспертная организация, удовлетворяющая данным критериям, справится с поставленной работодателем задачей и сможет провести СОУТ в соответствии с законодательством.

Шаг №4. Предоставить сведения (ст. 4 426-ФЗ).

Обязанностью работодателя является предоставление необходимой информации об условиях труда на рабочих местах, подлежащих СОУТ. В них могут включаться разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда и предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Результаты спецоценки зависят не только от работы экспертной организации, но и от предоставленной работодателем информации.

Шаг №5. Сформировать перечень факторов (ст. 12 426-ФЗ).

По результатам реализации процедур идентификации экспертом по СОУТ формируется перечень идентифицированных факторов. На основании предоставленной экспертом информации комиссия во главе с председателем формирует перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих измерениям. Этот перечень формируется исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и оборудования, используемых материалов и сырья. Также во внимание принимаются результаты ранее проводившихся измерений, предложения работников и информация об условиях труда, в случае ранее проводившейся на этих рабочих местах СОУТ или АРМ.

Шаг №6. Обеспечить штатный режим (п. 15 Методики СОУТ).

Спецоценка условий труда может быть проведена только в штатные режимы работы оборудования, при этом должны быть учтены все применяемые на рабочем месте материалы и сырье. В случае нарушения данного требования итоговый класс условий труда может быть установлен некорректно.

Шаг №7. Подписать и утвердить отчет (ст. 15 426-ФЗ).

По результатам исследований (испытаний) и измерений экспертной организацией подготавливается отчет по спецоценке условий труда, состоящий из следующих разделов:

  • Титульный лист отчета
  • Заключение эксперта по идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
  • Раздел 1. Сведения об организации, проводящей СОУТ.
  • Раздел 2. Перечень рабочих мест, подлежащих СОУТ.
  • Раздел 3. Карты СОУТ на каждое рабочее место, а также протоколы исследований (испытаний) и измерений.
  • Раздел 4. Оценка эффективности СИЗ (при наличии такой оценки).
  • Раздел 5 таблица 1 и 2. Сводная ведомость рабочих мест.
  • Раздел 6. План мероприятий по улучшению условий труда.

Если замечания по материалам СОУТ отсутствуют, то комиссией подписываются Разделы 2, 3 (Карты СОУТ), 4 (при наличии), 5, 6 и титульный лист отчета. Фактом утверждения отчета по спецоценки является подпись председателем комиссии титульного листа. Если же член комиссии не согласен с результатами СОУТ, то он может изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прикладывается к отчету.

Шаг №8. Уведомить экспертную организацию (ст. 15 426-ФЗ).

После утверждения отчета по СОУТ в течение 3 рабочих дней необходимо уведомить об этом экспертную организацию. В адрес организации заказным почтовым отправлением либо в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, направляется копия отчета.

Шаг №9. Ознакомить работников (ст. 15 426-ФЗ).

После утверждения отчета по СОУТ необходимо в течение 30 календарных дней ознакомить работников с результатами ее проведения. Ознакомление осуществляется путем собственноручной подписи работником карты по специальной оценке условий труда. Дальнейшее ознакомление с картой на протяжении срока действия СОУТ (5 лет) осуществляется в неограниченные сроки.

Шаг №10. Подать декларацию в ГИТ (ст. 11 426-ФЗ, пункт 5 Приказа 80н).

В специальной оценке появилась новая процедура — декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Ей подлежат «невредные» РМ:

  • на которых по результатам идентификации не выявлено вредных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям
  • на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений установлен оптимальный или допустимый класс условий труда

«Невредными» рабочими местами можно считать рабочие места:

  • на которых по результатам АРМ или СОУТ не установлен вредный и (или) опасный класс условий труда
  • на которых не предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда
  • которые не включены в списки на досрочное назначение страховой пенсии по старости

На такие рабочие места в течение 30 рабочих дней подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Декларация подается лично или почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении в Государственную инспекцию труда по месту нахождения.

Шаг №11. Разместить итоги СОУТ на своем сайте (ст. 15 426-ФЗ).

При наличии у работодателя сайта в интернете в течение 30 календарных дней размещаются результаты проведенной СОУТ. Публикации подлежат Раздел 5 таблица 1 и Раздел 6 с подписями членов комиссии.

Следуя 11 шагам, работодатель ускорит проведение СОУТ у себя на предприятии, выберет надежного партнера и получит качественные материалы спецоценки, соответствующие действующему законодательству. Специальная оценка условий труда будет проведена успешно только при выполнение всех требований законодательства, нарушение которых являются основанием для привлечения работодателя к административной ответственности.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Оптический прицел по 4 руководство по эксплуатации
  • Moni vitamini sana sol инструкция на русском
  • Жалоба руководство мтс
  • Антибиотик клацид цена инструкция по применению взрослым
  • Пароварка тефаль serie s03 инструкция по применению