Руководство по авиамоделированию

Статья «Авиамоделизм для начинающих» — это обзор материалов, для тех, кто делает первые шаги в авиамоделизме. 

В ней даются ссылки на то, что стоит прочитать для начала, для того, что бы понять — как подступиться к этим увлекательным полетам на радиоуправляемых моделях самолетов. Перед тем как читать — рекомендую посмотреть статью Авиамодельные термины, тогда будет проще понять, о чем идет речь в статьях.

Первое с чего стоит начать — это решить, строить авиамодель самому или купить готовую. Про различные типы авиамоделей смотрите статью — Выбор авиамодели, там постарался расписать вкратце что к чему. Про авиамоделизм — статью С чего начать. 

Если решили покупать — то читайте статьи про WingDragon (стоимость 4500-6000 рублей)

wingdragon - авиамодель для начинающих

Статьи называются WingDragon как первый самолет и Тренер WingDragon. Это готовая к полету модель самолета (RTF), она включает в комплект 4-х канальную аппаратуру, но ее придется менять через полгодика, если не раньше. Так как в ней нет никаких настроек.

Если решили делать самостоятельно, то смотрите статью Цессна 150. Цессну легко сделать и легко научиться летать на ней.

Кроме указанных в статье деталей придется докупить зарядник, разъемы для регулятора и аппаратуру радиоуправления.

Про зарядники, разъемы и как соединить всю электонику в авиамодели можно почитать в статьях Электроника электролета и Обслуживание авиамодели.

Ваттметры и мониторы батареи описаны в статье здесь. Без ваттметра не подберешь воздушный винт, а без монитора батареи можно  разбить авиамодель только потому, что закончился аккумулятор.

Про аккумуляторы LiPo, их эксплуатацию, зарядку и подготовку к первому полеты можно прочитать в статье Эксплуатация LiPo аккумуляторов.

Про выбор аппаратуры есть статья — Как выбрать аппаратуру радиоуправления. Я ее еще буду немного дорабатывать, но она и сейчас неплохо описывает — что есть и как сделать выбор.

Если кратко — то для новичка ограниченного в средствах два выбора:

Hobby King 2.4Ghz 6Ch Tx & Rx V2 (Mode 2), купить можно на HobbyCity и Паркфлаер (линки на аппу). Обзор аппаратуры здесь, заодно смотрите раздел Похожие статьи (справа). Если кратко — 6 каналов, 3 микшера (дополнительные настройки), стоимость 24 бакса, программируется с компьютера, дисплея не имеет. Если брать в поле пару авиамоделей, то желательно взять с собой ноут.

Брать ее стоит, если вы не решили — ваше ли это хобби и не забросите ли его через пару месяцев. Иначе смотрим дальше.

Turnigy 9X 9Ch Transmitter w/ Module & 8ch Receiver (Mode 2) (v2 Firmware), купить так же можно на HobbyCity и Паркфлаер (линки на аппу). Стоимость 55 басков. 9 каналов, можно перепрошивать разными прошивками. Микшеров куча! Электронные триммера, дисплей и все такое. Лучше брать ее. Менять не будете долго. Лет на 5 хватит или еще дольше. Обзор смотрите в статье Аппаратура Turnigy 9X.

Про более крутую аппу — смотрите в статье выше про выбор. Если бы я начинал только сейчас, я бы выбрал Турнигу.

Покупать все лучше с китая. Напрямую на хоббисти (требуется карточка Visa или Mastercard, не ниже classic) или через Паркфлаер. Это дешевле в 2-4 раза, чем брать в местных хобби магазинах, владельцы которых пользуются девизом — «раз хобби, значит должно быть дорого!», а сами, фактически, перепродают тот же товар с китая.

Полеты

Перед тем, как взлетать — полетайте в пилотажных симуляторах. Вполне хватит научиться взлетать, делать круг и садиться в бесплатном FMS, дополнительные авиамодели для него можно взять тут.

Летать надо с передатчика, что бы привыкнуть к нему. Полеты на клавиатуре или джойстике ничего не дадут! Можно полетать на геймпаде, пока идет заказанная аппаратура. Про все это читайте статью Полеты в симулторах.

Разделы сайта

Краткий обзор разделов RC-Aviation.

 Кроме того, что есть в статьях вы начнете обрастать дополнительными причиндалами, лучше сразу посмотреть раздел Оборудование для моделизма и решить, что вам надо.

В фотоинструкциях по изготовлению самодельных авиамоделей-пенолетов есть ссылки на статьи из раздела Технологии авиамоделизма, лучше просмотреть их заранее, там много ответов на вопросы которые возникают у новичка. Каждая статья фактически является пошаговой инструкцией.

Книги по авиамоделизму собраны здесь, я там старался собрать только то, что действительно будет полезным.

В разделе Чертежи авиамоделей выкладываются ссылки на чертежи. Там разбито по категориям. Для начала рекомендую сделать пару авиамоделей по фотоинструкциям, потом уже перейти к самостоятельному изготовлению того, что нравиться. Иначе есть риск сделать слаболетающую модель самолета и огорчаться от того, что она больше падает, чем летает.

В видеоинструкциях есть обзор изготовления 3-х авиамоделей. Рекомендую посмотреть, много интересных технических приемов, как первые авиамодели делать не рекомендую — получаются тяжелыми, в ветер летают с трудом. Многие жаловались, что сделали по ним, у них не полетело — падало. Потом сделали Цессну и поняли — авиамоделизм действительно вещь! И самодельные авиамодели — летают!! :)

Данная статья будет доплняться, но пока все. Удачных полетов в небе!!!

Константин, Радиоуправляемые авиамодели 

Всем привет, авиация всегда была страстью всей моей жизни, что в итоге привело к получению научной степени в авиационном университете. Как студент технического университета я знаю, что мне всегда есть чему учиться, но у меня есть также многое, что я могу дать сам, поскольку летаю, строю и разрабатываю самолёты в течение 10 лет. В результате своего увлечения я собрал информацию и написал подробную инструкцию на тему: «Как спроектировать и построить радиоуправляемый самолёт». В ней я собрал нужную и полезную информацию, начиная от выбора модели самолета и заканчивая испытательным полётом самолёта.

Популярные марки легких одномоторных самолетов

Любая разработка самолёта начинается с четкой постановки цели. Она и является основной направляющей силой всех расчетов и конструкторских работ. Для строительства я выбрал поршневой истребитель второй мировой войны. Именно поэтому мои исследования начались с изучения различных конструкций самолётов, чтобы найти пример для подражания. В этот список вошли P-51 Мустанг, Мессершмитт BF-109, P-40, Спитфайр, а также другие истребители второй мировой войны. Все эти самолёты были символами своего времени и максимально подходили для тех условий, в которых эксплуатировались.

В результате долгой подготовительной работы и процесса изготовления самолёта я написал инструкцию, в которой подробно рассказал про все стороны конструирования и изготовления авиамодели. В инструкции можно найти информацию по основным шагам по строительству авиамодели, по трудностям и их преодолению. Также можно найти информацию по тому как работать с деревом, как выполнять работы по стеклопластику, и по другим аспектам искусства авиамоделизма. Надеюсь, что инструкция даст всю необходимую информацию, и будет служить путеводителем в мир авиамоделирования.

Эта детальная инструкция начинается с момента выбора модели самолёта, потом рассматривается этап расчета авиамодели, определение веса и изготовление прототипа. Далее идут этапы, связанные с изготовлением отдельных частей модели: крылья, фюзеляж, оперение, моторный отсек. Не стал выкладывать фотографии каждого шага строительства, поскольку их много. Но зато подробно описал каждый этап изготовления и рад тому, что все желающие могут найти информацию, как продвинуться в деле изготовления своей авиамодели, а для меня это уже большая награда. Если у вас возникнут какие-то вопросы по технологии авиамоделирования, то буду рад ответить на них в комментариях после статьи.

Ссылки:

  1. Проектирование крыльев
  2. Как сделать нервюры
  3. Изготовление лонжеронов
  4. Сборка крыльев
  5. Установка шасси
  6. Изготовление вертикального стабилизатора
  7. Изготовление горизонтального стабилизатора
  8. Изготовление фюзеляжа
  9. Изготовление моторного отсека

Шаг 1. Цель создания самолёта

Первый шаг в создании самолёта всегда определяется целями, для которых будет использоваться самолёт. Примеры целей самолётов могут быть следующие:

Авиамодель тренер для обучения полётам

Авиамодель для акробатики

Авиамодель для гонок

Авиамодель для парения

Моделирование реальных моделей

Дополнительно также рассматривается размер модели, бюджет, сроки.
В моём случае выбор пал на масштабную модель английского истребителя Спитфайр. После чего я нарисовал эскизы моего самолёта в произвольном масштабе со всеми его деталями.

Шаг 2. Определение основных деталей самолёта

Эскиз самолёта в боковой проекции

Эскиз самолёта в виде сверху

Я стал анализировать объём работы, и насколько детальной у меня будет модель. И вот, что у меня получилось.

Уровень механизации крыльев:

  • Закрылки – плоскости управления внутренней секцией крыла, предназначенные для увеличения подъемной силы, создаваемой крыльями для координации траектории при взлёте и посадки
  • Элероны — поверхности управления наружной секцией крыльев для контроля крена
  • Руль высоты – управляющие плоскости горизонтального стабилизатора, используемые для управления тангажом
  • Горизонтальный стабилизатор – обеспечивает продольную устойчивость самолёту
  • Крылья сборные, состоят из лонжеронов и нервюр, на конце имеют законцовки

Уровень проработки фюзеляжа:

  • Емкость и уровень разряда батареи
  • Капот мотора – покрытие моторной части самолёта сразу же за обтекателем
  • Жалюзи мотора – покрывают верхнюю часть фюзеляжа за капотом
  • Ферменные конструкции внутри фюзеляжа, которые создают поперечное сечение, как каркас на корабле
  • Руль направления – орган управления вертикальным стабилизатором для управления по курсу

Также я решил сделать:

  • Хвостовое колеса – колесо, расположенное в хвостовой части самолёта, чтобы позволить ему маневрировать по земле. Обычно у радиоуправляемых самолётов это колесо привязано к хвосту.
  • Главное шасси – посадочное шасси, созданное для удержания веса самолётов на посадке
  • Обтекатель – носовая часть самолёта, которая одевается на карданный вал двигателя и пропеллера, чтобы придать носу обтекаемую форму

Шаг 3. Технология изготовления

Для изготовления используется такой материал, как стеклопластик, кевлар, либо стекловолокно. Позволяет делать очень легкие и прочные авиационные конструкции. Основной недостаток таких конструкции – это стоимость и время, требуемое для изготовления. Кроме того, эта технология требует специализированных инструментов и производственных процедур для создания форм и отливок деталей. Кроме того, такие материалы могут вызывать радиопомехи, которые могут поставить под вопросом использование даже 2,4 МГц передатчиков.

Обработка дерева требует применение стандартного набора инструментов для создания летательного аппарата. Трудоемкость может быть снижена благодаря простоте и легкости работы с деревом. Кроме того, поскольку эта технология является широко распространенной, то и информации на её счет легкодоступна.

Самолёт из пенопласта прочный и быстрый в постройке, однако, чаще всего самолёты тяжелее обычных аналогов, поскольку пена требует дополнительных усилений для того, чтобы противостоять летным нагрузкам.

Шаг 4. Расчет размера

Размер самолёта определяется несколькими критериями. Среди этих критериев есть технология изготовления, удобство транспортировки до места полётов, лётные характеристики (радиус полёта, ветроустойчивость), а также требования к посадочной площадке (вода, трава, газон и другие).

С этого места начинается подбор подходящего размера самолёта исходя из известных размеров компонентов модели, таких как электронное оборудование. Это может быть трудно сделать, поскольку лучше всего классифицировать компоненты, а затем работать над общей концепцией самолёта. Например, вес крыла может быть приближенно определен через вес материала, который будет использоваться для изготовления лонжерона, затем прикидывается количество листов бальзы, необходимой для строительства нервюр и обшивки крыла. В дополнение к этому следует учитывать также другие части самолёта, например, переднюю кромку. Также лучше всего держать под рукой некоторые материалы для точного измерения веса.

Шаг 5. Электроника

Вот подробный список всего перечня оборудования, входящего в состав модели:

  • Передатчик — это контроллер, используемый пилотом для трансляции радиосигналов на приёмник самолёта.
  • Приёмник — это устройство, которое получает сигналы от передатчика и передаёт их на сервоприводы и другие устройства.
  • Регулятор оборотов мотора управляет потоком энергии, идущим к электрическому мотору (приводам осей).
  • Система питания приёмника и приводов уменьшает напряжение от батареи до безопасного уровня для приёмника и другого оборудования.
  • Батарея — это источник питания на самолёте, питающий энергией двигатель и другое оборудование.
  • Бортовой аккумулятор — батарея, установленная независимо от источника питания, используемого только для питания приёмника и сервоприводов. Аккумулятор повышает уровень безопасности, поскольку он работает независимо от системы питания, которая может выйти из строя.
  • Наиболее распространены на RC – моделях бесщёточные моторы. Эти моторы имеют улучшенную эффективность над коллекторными моторами, поскольку у них уменьшенное трение и увеличенное кпд.
    Старый тип моторов — это коллекторные двигатели, которые используются в основном в дешевых моделях начинающих авиамоделистов, малых размеров, таких как микро вертолёты.
  • Аналоговые сервоприводы дешевые и подходят для большинства случаев. Цифровые моторы имеют повышенную частоту кадров и могут обеспечить увеличенную скорость вращения, больший крутящий момент и точность. Однако, цена таких моторов находится в другом ценовом диапазоне, и требуется точно подбирать подходящую систему питания для установленного числа сервоприводов.

Шаг 6. Определение веса

Расчёт веса и других параметров авиамодели

Следующий шаг в планировании проекта — это определение веса. Этот этап даст понимание о реализме модели и насколько она жизненна. Я рекомендую Вам составить таблицу, чтобы быстро перебрать возможные варианты конструкции (например, такую, как моя таблица «Расчёта веса»).

Во-первых, начните перечислять компоненты, которые входят в вес самолёта, например, сервоприводы и приемники. Потом оцените полный вес самолёта, и разложите его по частям на вес крыла, хвоста, фюзеляжа, шасси и системы питания. На данном этапе будет видно, сколько потребуется питания для модели и какой у неё будет вес. Если вес самолёта окажется избыточным, то увеличится площадь крыла, а конструкцию самолёта нужно будет пересматривать. В дополнение на этом этапе нужно будет оценить, насколько быстро модель будет набирать взлетную скорость. Для этого используйте уравнение подъемной силы, приведенное на рисунке и в таблице, и подставьте в него значения аэродинамического коэффициента максимальное для вашего профиля, либо консервативное значение равное 1,1.

Шаг 7. Расчет элементов питания

Легкая и эффективная система питания лежит в основе любого самолёта. Для авиамодели с электрическим приводом лучшее решение – это бесщеточный мотор с литий-полимерным аккумулятором. Вот некоторые советы, которые я могу дать исходя из своего опыта.

  • Для того, чтобы подобрать подходящую систему нужно знать уровень потребления мощности вашего оборудования. Подобрать систему можно в любом интернет-магазине оборудования для авиамоделистов: www.rc-airplane-world.com
  • Как только требуемая мощность определена, следующий шаг состоит в том, чтобы найти моторы, наиболее подходящие для таких условий. При поиске важно знать рабочее и предельное значение мощности. Они должны соответствовать вашим условиям.
  • Скорость бесщеточных моторов измеряется в Kv. Kv расшифровывается, как число оборотов, приходящихся на один вольт. Высокие значения Kv больше подходят для небольших моделей и туннельных вентиляторов. Моторы с низким значением Kv производят больший крутящий момент, но крутятся с меньшей частотой, чтобы их разогнать обычно используют высокое напряжение. Общий подход такой: при одинаковых мощностях на выходе мотор с высоким kv будет крутить меньший пропеллер быстрее, если увеличить напряжение, тогда как мотор с низким kv большой мотор будет крутить гораздо медленнее и с большим потреблением электричества, но на большем напряжении. Золотая середина при выборе мотора находится между оптимальным размером батареи и подходящей мощностью.
  • Я настоятельно рекомендую использовать калькулятор для того, чтобы оценить производительность мотора до его покупки. Ecalc – это простое и доступное веб приложение, содержащее большое количество моторов и пропеллеров и позволяющее оценить характеристики различных комбинаций перед покупкой. В приложении Вы также сможете быстрее оценить потребляемый Вашей конструкцией ток, а также измерить тягу: www.ecalc.ch
  • Регулятор скорости мотора должен быть выбран так, чтобы соответствовать рабочему напряжению и току мотора. В дополнение к этому, если электроника самолёта будет отключена от системы питания, встроенной в контроллер мотора, то электричества должно хватить для всех сервоприводов. Также следует предусмотреть 20% запас мощности у контроллера для гарантии безотказной работы.
  • В последнюю очередь следует выбрать батарею. Если выбрать батарею с меньшей мощностью, чем нагрузка, то она может выйти из строя в самый неподходящий момент. Литий – полимерные аккумуляторы оцениваются по количеству ячеек в батарее, например, чем больше значение «S», тем выше значения напряжения. Емкость батареи оценивается в мА-ч, а скорость разряда оценивается в С. Для того, чтобы оценить максимальное значение тока, которое можно выжать из батареи, нужно взять емкость батареи в мА-ч, разделить на 1000, а затем умножить на рейтинг С. Также помните о запасе в 25% скорости разряда, поскольку у некоторых батарей срок службы элементов завышен. И, наконец, никогда не допускайте слишком большого разряда литий — полимерных аккумуляторов, и заряжайте батарейки каждые 10 полётов.

Шаг 8. Проверка конструкции

Эскиз самолёта в боковой проекции

Эскиз самолёта в виде сверху

Эскиз самолёта в боковой проекции

Эскиз самолёта в виде сверху

Как только проектирование завершено, нужно проверить конструкцию. Для этого я сделал эскизы моей модели в масштабе 1:2. С помощью этого нового эскиза я сделал планерную версию своего самолёта из пенопластика. Изготовление прототипа началось с создания фюзеляжа в виде боковой проекции с рулем высоты. Затем в фюзеляже был вырезан паз под хвостовое оперение. Обратите внимание, что хвост установлен с отрицательным углом атаки, как и положено. Для стандартного исполнения самолёта с главным крылом впереди хвоста, это важно для устойчивости. Для того чтобы две части крыльев соединить вместе, я вклеил несколько частей провода в крыло и просунул его наполовину в противоположное крыло, а затем обвязал самолет упаковочной лентой и добавил кусок пластилина в носовую часть для баланса. Во время испытания модель показала себя хорошо, быстро выходила из сваливания и хорошо летала, поэтому я решил начать собирать полномасштабную модель.

Текущая страница: 1 (всего у книги 5 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

1. Вместо предисловия.

Благодаря развитию авиамодельных технологий выросли технические возможности авиамоделей. Электрические безколлекторные двигатели, литий-полимерные аккумуляторы, зарядные устройства, радиоаппаратура.., новые материалы, множество сайтов в интернете, посвящённых авиамоделизму, рассказывают как сделать или где купить модель. Появилось множество интерн т магазинов . Это способствовало бурному развитию хобистского « домашнего» авиамоделизма , радикально увеличило технические возможности спортивного авиамоделизма.

Появление доступных материалов, электроники и авиамодельных аксессуаров использование компьютерной техники, тренажеров (радио симуляторов) расширило возможности для занятий с начинающими авиамоделистами .

Решив построить летающую модель и научиться управлять ею, для этого надо уже знать теорию управления и физику происходящих процессов воздействующих на модель в воздушном потоке при отклонении управляющих рулей. Поэтому если начинающий моделист «нуль» полный, то в процессе строительства модели надо почитать хорошие и полезные книжки. Эти книжки старые, но своего значения никогда не утратят (см. фото).

Великая «вещь» интернет, можно найти все книги по авиамоделизму в электронном виде, а сейчас такие книги, не пишут и приходится пользоваться старым багажом.

Хочется вспомнить таких авторов: В.С.Рожков, Б.В.Тарадаев, Р.Вилле, В.Мерзликин, В.Потапов, Ю.Хухра, Ю.Сироткин, О.Гаевский, Б.Б.Киселёв, Э.Смирнов, В.Днищенко, Н.Путятин и многие другие ,написавшие книги про модели ,помнить их будет не одно поколение моделистов и их книги будут настольными книгами для любого возраста моделистов. Наверное, такие книги во многом и определяют жизненный путь ни одного молодого человека, превращая его в хорошего специалиста конструктора.

Без основ строительства авиамоделей ничего не будет, надо идти от простого к сложному, а там и свои мысли творческие появятся. Надо привыкать к самостоятельному конструированию, что развивает мышление и конструкторские способности, а может юный моделист станет Туполевым.

В «былые времена» в СССР была целая индустрия для детского творчества, в которую, кроме всего прочего, входило производство недорогих материалов для творчества. Бальза, фанера, рейки, резина для резиномотора, шпон, краски, смолы и так далее. Сейчас всё это заменяют китайские интернет магазины, а кружки по большей части держатся на энтузиазме руководителей.

Работа в интернете автора (смотри отзывы на сайтах автора), как и отсутствие печатной продукции по авиамоделизму уже более 20ти лет, показала необходимость в пособии для начинающих, в концептуальных и инновационных материалах, позволяющих начинающим руководителям кружков разрабатывать программы и проводить занятия с авиамоделистами любых возрастов , в ..котором были бы даны основы.. авиамоделизма , аэродинамики , физики полёта самолёта и модели ,хотя бы в минимальном объёме …

Отзывы на сайтах автора:

1.Сергей Харитонов. Я начинающий руководитель ав. Кружка, в этом году открылись. И ваш сайт очень помог нам. Большое спасибо, за то, что вы есть!!!!!

2. Спасибо за программы. у меня в школе открывается кружок для малышей, нигде не могла найти ничего по авиа моделированию.

3. Не смотря на то, что имею опыт в моделизме, Ваш материал оцениваю крайне высоко. Обязательно буду рекомендовать своему коллеге начинающему руководителю кружка. Да и не только ему. Есть интересные решения. Например, изготовления колеса. Да и не только колесо. Удачи Вам и успехов. С уважением, Валерий.

4.Здравствуйте! Огромное Вам СПАСИБО!!!!!!! Начал вести кружок, с Вашими материалами сэкономил кучу времени , ежели что новое будет, поделитесь пожалуйста. Хотелось бы посмотреть на полёты планеров Ваших воспитанников, чтобы показать своим тимуровцам. С уважением, Роман

5.Здравствуйте! Мне очень понравился Ваш сайт. Простота, уровень, качество, компетентность – это далеко не все, что характеризует Ваш сайт. Это не просто слова, это дань уважения к Вашему труду педагога ДО, руководителя авиамодельного объединения, авиамоделиста с 50-и летним стажем. Творческих успехов! С огромным уважением!

6. Здравствуйте. Доброго времени суток. Хочу выразить благодарность за материал, выложенный на вашем сайте. Так как сам являюсь педагогом дополнительного образования ваш опыт весьма кстати. Работаю в том же направлении, но фантазия на новые разработки уже как-то поиссяк.

7. Ромен   Я тоже и когда то начинал с простых моделей, а теперь не хватает времени и больше летаю на покупных. Удачи, друзья!

8. Кемеровчане   Спасибо огромное, что сохраняете и развиваете данный вид спорта. Все конкретно, просто, доступно. Может служить хорошим подспорьем для начинающих авиамоделистов . удачи Вам и с Праздником– Днем учителя.

9. Владимир   Спасибо огромное за проделанную работу. МОЛОДЦЫ!!! Успехов в соревнованиях!!! Актюбинск Казахстан.

10. poletun   Молодцы! Практично ,быстро, красиво!

11. valerij-kolosov   Информация по работе с пенопластом в настоящее время, когда отсутствует снабжение наших кружков, представляется актуальной! Творческих успехов Вам и ребятам!

12. Тарас   Огромное спасибо! От нашего «молодого» кружка. Очень информативно представлен материал.

2.Введение.

В улучшении трудовой подготовки и профессиональной ориентации школьников , раскрытии их творческих способностей большую толь играет внеклассная и внешкольная работа по техническому творчеству .Развитие технического творчества в наши дни должно стать одним из средств в решении задач , предусмотренных реформой общеобразовательной и профессиональной школы.

Эффективная форма детского технического творчества – занятия в технических кружках школ , станций и клубов юных техников , Домов детского творчества

Занятия техническим творчеством развивают у учащихся интерес к науке и технике, к исследованиям , помогают сознательно выбрать будущую профессию . . Одним из таких технических видов является авиамоделизм .

Авиамоделизм нужно рассматривать и как средство политехнизации обучения, и как одно из эффективных средств воспитания молодёжи .

Авиамоделизм – это и спортивный азарт, и поиски исследователя, и дорога в большую авиацию. Занимаясь авиамоделизмом, школьники получают необходимые трудовые навыки, их мечта об авиации часто перерастает в увлечённость, а увлечённость определяет выбор профессии.

Авиамоделизм – это конструирование, постройка и запуск моделей летательных аппаратов.

Авиационный моделизм – одно из самых любимых технических занятий школьников. Постройка и запуск летающих моделей, игры и соревнования с ними не только увлекательны , но и полезны.

Модели, даже самые простые, летают по тем же физическим законам, что и большие летательные аппараты, которые они копируют. А это значит, что с самых первых дней работы над летающими моделями ребята овладевают наукой о полёте, знакомятся с конструкциями летательных аппаратов, с их применением.

Авиамоделизм – первая ступень овладения авиационной техникой. Модель самолета – это самолет в миниатюре со всеми его свойствами, с его аэродинамикой, прочностью, конструкцией. Чтобы построить летающую модель, нужны определенные навыки и знания. В процессе изготовления моделей обучающиеся приобретают разнообразные технологические навыки, знакомятся с конструкцией летательных аппаратов, с основами аэродинамики и прочности.

Интерес школьников к авиамоделизму не случаен. Авиация воплощает в себе новейшие достижения передовой науки и техники. Создание все более и более совершенных самолетов и летательных аппаратов привлекает внимание и интерес пытливой школьной молодежи, пробуждает в ней стремление к практическому овладению авиационной техникой.

Постройка летающих моделей – первый шаг по пути в «большую авиацию». Но дети становятся на этот путь задолго до того, как перед ними возникает вопрос о будущей профессии. Для них авиамоделизм – это, прежде всего увлекательная игра. Вряд ли он так бы интересовал детей едва ли не с дошкольного возраста потому что, он дает возможность практически познакомиться с элементами авиационной техники, с физическими основами полета. Эти цели понятны взрослым, понятны старшеклассникам, а детей привлекает не столько познавательная, сколько игровая сторона авиамоделизма, возможность сделать своими руками модель, летающую «совсем как настоящий самолет», запускать ее, т.е. играть в авиацию. Не будет преувеличением утверждение о том, что подросток, запустивший в воздух модель самолета, мысленно сам управляет его, вернее – настоящим самолетом!

Изготовление действующей модели, её испытание и сравнительная оценка полученных результатов на соревнованиях – очень интересное занятие, способное увлечь молодежь , особенно ребят школьного возраста , вызвать стремление постичь основы технического творчества .Ребята последовательно проходят такие этапы , как выполнение простейших расчётов , затем чертежей , изготовление моделей и , наконец , их испытание в действии .Всё это воспитывает качества , необходимые будущему конструктору , технологу , квалифицированному рабочему .Вместе с тем моделирование машин вызывает у ребят естественный интерес к большой технике , увлечённость ею. Практика показывает, что занятие моделизмом в детстве часто определяет будущую специальность.

Авиамоделизму, как немногим другим отраслям технического любительства, присущ ярко выраженный элемент спортивных соревнований. Не случайно его очень часто именуют техническим спортом. Построение модели с соблюдением определенных единых требований ( в том числе – Правила по авиамодельному спорту FAI) можно сравнивать в действии (т.е. в полете), испытывать их качества, во многом зависящие от мастерства юных конструкторов, умения применять новые материалы и технологии, не стандартные решения, оригинальные конструктивные и аэродинамические находки. Эти летающие модели выгодно отличаются от ряда других моделей, хотя не менее важных и полезных с точки зрения подготовки обучающихся к будущей практической деятельности. Соревнования, также стимулируют обучающихся к дальнейшим занятиям авиамоделизмом.

Занятия авиамоделизмом – это, прежде всего один из видов внешкольной работы, т.е. средство организации разумного досуга, активного отдыха обучающихся. Выходя из рамок школьной программы, он, тем не менее, в значительной степени содействует общему и политехническому обучению школьников. Строя и запуская летающие модели , обучающиеся более или менее глубоко знакомятся с историей создания самолета, вертолета, парашюта, планера и с ролью русских ученых и изобретателей в их создании; изучают конструкции самолетов и др. летательных аппаратов и теорию их полета (т.е. аэродинамику). Авиамоделизм побуждает школьников глубже овладеть физикой, математикой, черчением. Правильно поставленные занятия авиамоделизмом могут способствовать формированию у обучающихся многих разнообразных, важных для политехнического развития качеств:

а) воспитанию гибкого, подвижного мышления, ориентирующегося на все передовое, вновь возникающее, развивающееся;

б) усвоению различных навыков труда, которое вводит обучающихся в курс передовой технологии и технической проблематики;

в) развитию творческого, эстетического восприятия технических явлений в единстве с рационально техническим подходом к производству;

г) овладению культурой графического изображения и чтения графической документации;

д) овладению техникой изменений, испытаний, элементов лабораторных работ, проб, подсчетов;

е) выработке умения решать производственные задачи, в том числе творческие, конструктивные, по техническому планированию, организации работ.

В работе с начинающими моделистами упор следует делать на освоение и отработку основных технологических приемов изготовления моделей и практических навыков в их регулировке и запуске.

Главной целью является воспитание трудолюбия, терпеливости, настойчивости в работе, стремление сделать модель правильно, прочно, надежно и красиво, чтобы каждая построенная модель была действительно летающей. Для изготовления даже не летающего масштабного макета (стендовой копии) необходимо овладеть довольно большими практическими навыками работы по дереву, металлу, пластмассе, уметь работать как простым ручным инструментом домашнего набора, так и электрическим. Многие детали при изготовлении требуют применения станочного оборудования, а для этого необходимо умение на них работать и знать технологию обработки. В процессе отделки и окраски приходится иметь дело с различными клеями, грунтовками, шпаклевками и красками. Уметь с ними работать значит освоить приемы нанесения их, знать их свойства.

Важнейшей целью изготовления моделей летательных аппаратов, как и вообще занятием техническим творчеством, надо считать приобщение как можно раньше к активному труду, творческой мысли и изобретательству.

Правда в практике ряда авиамодельных групп их работа не всегда отвечает требованиям формирования перечисленных качеств. Известный отрыв от задач политехнического обучения имеет место тогда, когда занятия группы носят узко деляческий, ремесленный характер, когда основной и даже единственной их целью ставится изготовление летающих моделей к очередным соревнованиям.

Никто не собирается отрицать того, что соревнования имеют огромное значение для развития авиамоделизма, подъема его на высшую ступень, но они не могут быть самоцелью. Иначе говоря, спортивная сторона авиамоделизма не должна вытеснять или заслонять образовательные и воспитательные задачи.

Именно такого политехнического подхода к занятиям авиамодельных групп не хватает у некоторых их руководителей. Их питомцы умеют хорошо выпиливать нервюры и гнуть бамбук, знают, что резиновый двигатель должен состоять из стольких-то нитей, или, что компрессионный двигатель заводится так-то и работает на такой – то горючей смеси,– и только.

Успешными людьми в жизни и чемпионами в спорте становятся не просто начетчики, но творческие люди– двигатели прогресса, изобретатели.

Когда говорят о научно-техническом творчестве взрослых , то под этим понимают своеобразный «мост «от науки к производству , позволяющий осваивать достижения науки , внедрять их в практику и в результате получать определённый экономический эффект . Техническое творчество подростков по этой же аналогии – « мост « от знаний полученных в школе , к знаниям специальным , производственным , к техническому опыту , к профессии .Творчество – мощный стимул технического прогресса

Самая важная задача педагога дополнительного образования правильно организовать занятия группы, что подразумевает учет широкого спектра условий при определении содержания программы

а. склонности педагога дополнительного образования, чем богаче и разнообразнее педагогический багаж руководителя группы, тем шире можно использовать возможности развития творчества у детей;

б. возраст обучающихся;

с. материально-технические возможности учреждения дополнительного образования;

д. повышенный интерес обучающихся к тем или иным видам авиамоделизма и авиамодельного спорта, дает возможность педагогу внести изменения в учебный процесс, увеличить время на заинтересовавшую их тему.

Работа строится на воспитании творчества, конкурентоспособности. Не простое копирование известных конструкций и отработка спортивных навыков для достижения результатов, а на основе осмысления, опыта, теории, соревновательности (как в большой авиации) разработка и постройка новых в рамках заданных технических требований конструкций с применением новых, оригинальных, не стандартных технологий, материалов, аэродинамических и конструктивных решений.

Деятельность обучающихся не должна ограничиваться только занятиями по изготовлению технических устройств. Одним из показателей успеха является участие в выставках, массовых мероприятиях, авиационных праздниках, показательных выступлениях, популяризирующих авиамоделизм, соревнованиях.

Успешная работа( учреждения дополнительного образования )во многом зависит от степени участия в ней родителей обучающихся. Экономическая нестабильность, озабоченность большинства семей проблемами физического выживания, негативно сказались на воспитании детей. Педагога дополнительного образования и родителей объединяет забота о свободном развитии личности ребенка, о создании атмосферы доверия и личностного успеха совместной деятельности. Дети любят мастерить не только в учреждении дополнительного образования, но и дома. В этом им помогают родители. Родители помогают пополнять запасы материалов, инструмента и принадлежностей для работы обучающихся, приглашаются на соревнования и авиационные праздники. Опыт последних лет показал, что такой подход к более тесной связи семьи и группы значительно повышает интерес к занятиям не только детей, но и родителей, закрепляет обучающихся в (учреждении дополнительного образования).

Только при выполнении этих педагогических требований авиационный моделизм в полной мере отвечает учебно-воспитательным целям общеобразовательной политехнической школы.

Результаты работы( любого учреждения дополнительного образования )должны оцениваться не столько количеством изготовленных моделей, продолжительностью и дальностью их полета, сколько теми знаниями, умениями и навыками, теми нравственными убеждениями и привычками, которые моделисты приобрели( в учреждении дополнительного образования.)

Работа в группе вооружает обучающихся многими знаниями, умениями и навыками, полезными для работника любой профессии, и в какой-то степени поможет воспитанию будущих новаторов производства, конструкторов, изобретателей.

3. Организация.

Основная форма организации внеклассной работы по техническому творчеству – кружок как добровольное объединение учащихся, проявляющих особый интерес к определённой области техники.

Авиамодельные кружки относятся к кружкам спортивно технического моделизма. В них в течении трёх лет занимаются , как правило ,школьники 4х—11х классов и младше . Каждый из кружков первого , второго и третьего года занятий имеет свои особенности.

Первый год обучения.

Группа первого года обучения формируется из детей 8-10 летнего возраста, состав группы разновозрастный по10-12человек, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, общее количество за год – 144.

Программа первого года обучения охватывает круг первоначальных знаний и навыков, необходимых для работы по изготовлению и запуску несложных летающих моделей и участия в соревнованиях. На занятиях обучающиеся знакомятся с первоначальными сведениями по теории полета, истории авиации приобретают трудовые навыки и умения.

Большинство записавшихся в группу имеют поверхностное представление об авиации. Одни это сделали по совету родителей, другие пришли в кружок после увиденных соревнований или показательных выступлений авиамоделистов. Чтобы заинтересовать ребят, целесообразно почти сразу приступить к практической работе, попутно сообщая необходимые теоретические сведения.

Основной метод практической работы – фронтальный: все обучающиеся выполняют одинаковые задания, руководитель излагает теоретический материал и дает пояснения одновременно всем членам группы. Изготавливаемые модели должны быть посильны для всех членов группы. Уделено внимание тому, чтобы младшие школьники правильно употребляли технические термины и использовали в работе доступную им техническую документацию.

Необходимо, чтобы обучающиеся усвоили основные приемы регулировки и запуска моделей. Следует, помнить, что от успеха в первом году обучения зависит, будут ли обучающиеся продолжать заниматься авиамоделизмом, Надо развить у ребят чувство патриотизма и коллективизма, стремление защищать интересы и спортивную честь своей команды.

Второй год обучения.

Группа второго года обучения формируется из детей 10-12 летнего возраста, состав группы разновозрастный по8– 10человек, занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа, общее количество за год – 216.

Задача учреждения дополнительного образования расширять знания и совершенствовать навыки, приобретенные в течение первого года, широко использовать элементы спорта, развить интерес к теории полета, учить ребят самостоятельно, творчески решать технические задачи.

В течение учебного года обучающиеся работают в основном индивидуально, но иногда полезно поручить двум обучающимся изготовить одну модель.

При конструировании этих моделей обучающиеся глубже познают основы аэродинамики летающих моделей, рассчитывают и вычерчивают профили своих моделей, составляют эскизы и рабочие чертежи. При изготовлении моделей учащимся сообщаются основные сведения о технологии обработки материалов, применяемых при постройке, показываются приемы работы. Необходимо инструктировать обучающихся по правилам безопасности.

При постройке учебных кордовых моделей желательно использовать типовые схемы, чертежи, внося в них изменения.

Итогом работы группы второго года обучения должны быть опробование и показ в полете построенных моделей и участие в соревнованиях.

Третий год обучения.

Группа третьего года обучения формируется из детей 12-14 летнего возраста, состав группы разновозрастный по 8-10 человек, занятия проводятся 2 раза в неделю по 4 часа, общее количество за год – 288.

Группа третьего года обучения комплектуется из школьников, прошедших подготовку в группах первого и второго годов обучения. Обучающиеся расширяют и закрепляют знания по авиационной и авиамодельной технике, углубленно изучают основы аэродинамики, самостоятельного расчета конструкции моделей, использования компьютера для проектирования модели.

Обучающиеся работают в спортивном и экспериментальном направлениях. Спортивное направление авиамоделизма немыслимо без экспериментально-исследовательской работы. Помимо работы над моделями существующих спортивных категорий обучающиеся строят опытные радиоуправляемые модели самолетов и экспериментальные кордовые электролеты. Разрабатывают, строят и отрабатывают летные характеристики новых видов электролётов– электролеты копии и электробойцовки.

В основу занятий положен индивидуальный метод работы, при котором каждый обучающийся или звено по два-три обучающихся строят определенную модель. Взаимоотношения строятся так, чтобы каждый воспитанник стремился передать полученные знания и навыки своим товарищам, оказывая им помощь.

Работа в кружке подготавливает обучающихся к дальнейшей самостоятельной работе, знакомит с авиационными профессиями, помогает в выборе профессий. Поэтому, обучающихся третьего года обучения рекомендуется чаще вовлекать для участия в соревнованиях.

Принимают в кружки в начале учебного года. Предварительно необходимо вывесить объявления о приёме, которые должны содержать краткие сведения о кружке, месте и времени проведения записи в него. Полезны показательные выступления авиамоделистов в школах, на стадионах, что способствует появлению у школьников интереса к авиамоделизму.

Основной документ, определяющий характер и направленность работы авиамодельного кружка, – План работы. Его структура и содержание зависят от года занятий кружка, материальной базы, опыта руководителя и других факторов.

Работу в кружках планируют на основании Программы (авторской). Все темы в учебном плане располагают так, чтобы была обеспечена взаимосвязь между ними, а практическая деятельность учащихся опиралась на знания, полученные в школе или на предыдущих занятиях кружка. Примерно пятую часть времени отводят на теоретические занятия , остальное –на практические. Продолжительность бесед не более 10-15 мин.

Занятия авиамодельных кружков проводят в специально оборудованных помещениях (лабораториях) во внеклассное время по расписанию. Схема организации лаборатории для занятий кружков во многом определяется возможностями школы, внешкольного учреждения, лагеря… Для работы авиамодельного кружка необходимо светлое помещение (лаборатория ) с хорошей вентиляцией, площадью 50м2 для размещения 15 рабочих мест и небольшую кладовку.

В лаборатории необходимо разместить: рабочие столы для одновременной работы всех кружковцев и стол руководителя; шкафы для хранения инструмента, материалов и неоконченных работ; столярный и слесарный верстаки; классную доску ; небольшие станки, по возможности; аптечку с набором дезинфицирующих и перевязочных средств.

Примерный перечень инструмента:

1.Плоскогубцы 3 шт.

2.Пассатижи 2шт.

3.Круглогубцы 2шт

4.Набор монтажника 3шт.

5.Отвертки 2 набора

6.Часовые отвертки 1 набор

7.Ручные ножницы по металлу 1шт

8.Шило 3шт

9.Молоток слесарный 1шт.

10.Молоток модельный 2шт

11.Ножовка по металлу с полотнами 1шт.

12.Ножовка по дереву 1шт

13.Напильники 2 набора

14. Лобзик 5 шт.

15.Надфили 20 шт

16.Сверла 0,5-10мм 1 комп.

17.Метчики плашки 0,5-6мм 1 комп.

18.Дрель ручная 2шт.

19.Микрозлектродрель 1шт.

20.Чертилка 2шт.

21.Керн 2шт.

22.Линейки металлические 5 шт.

23.Штангенциркуль 1 шт

24. Компрессор модельный 1 шт

25.Стамески 1 набор

26.Рубанок обычный 1 шт

27.Рубанок «Малыш» 2шт.

28.Бруски для заточки 3шт.

29.Нож модельный 5 шт.

30.Угольник 1 шт.

31.Аэрограф 1 шт.

32.Весы 1 шт.

33.Электропаяльник 40 Вт; 60Вт 3 шт.

34.Наждачная бумага 100;220; 320

35.Чертежный инструмент 1 компл.

36.Блок питания школьный В-24М 1шт.

Рекомендуемая литература:

1.Сборник авторских программ. Министерство общего и профессионального

2.Рекомендации по разработке программ дополнительного образования детей.

3.Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Министерство просвещения СССР 1988г.

4.В.С.Рожков. Авиамодельный кружок. М: «Просвещение»1986г.

5.А.П.Павлов. Твоя первая модель. М.:ДОСААФ 1979г.

6.Э.Б.Микиртумов, М.С.Лебединский. Авиамоделизм. Издательство Министерства Просвещения РСФСР. М.:1960 г.

7.В.К.Костенко, Ю.С.Столяров. Мир моделей. М.:ДОСААФ 1989г.

8.А.М.Ермаков. Простейшие авиамодели. М: «Просвещение»1984г.

9.Ю.А.Голубев,Н.И.Камышев. Юному авиамоделисту. М: «Просвещение»1974г.

10.Н.Т.Кононов,А.И.Назаров,Н.С.Наумов. Авиамодели чемпионов. М.:ДОСААФ 1978г.

11.Э.Смирнов. Как сконструировать и построить летающую модель. М.:ДОСААФ 1973г.

12.В.В.Куманин. Модели самолетов с резиновыми двигателями. М.:ДОСААФ 1962г.

13.В.А.Заворотов. От идеи до модели. М: «Просвещение»1988г.

14.Г.Миль. Электрические приводы для моделей. М.:ДОСААФ 1986г.

15.Б.В.Тарадеев. Летающие модели копии. М.:ДОСААФ 1983г.

16.Р.Вилле. Постройка летающих моделей-копий. М.:ДОСААФ 1986г.

17.В.Б.Шавров. история конструкций самолетов в СССР. Т.1,2 М. «Машиностроение»1978г.

18.Журнал «Крылья Родины», приложения к журналу «Крылья Родины»

19.Журнал «Авиация и космонавтика»

20.Журнал «Model Aviation»

21.Журнал «Model Airplane news»

22.Журнал «Моделист-конструктор»

23.Интернет издания по авиации и авиамоделизму

24 Сайты автора:

http://nachalnoe-aviamodelirovanie.webnode.ru/ « Начальное авиамоделирование »;

http://nach-mod-class.ucoz/ru/«Авиамоделирование для начинающих»

Литература для детей.

1.А.П.Павлов. Твоя первая модель. М.:ДОСААФ 1979г.

2.В.К.Костенко, Ю.С.Столяров. Мир моделей. М.:ДОСААФ 1989г.

3.А.М.Ермаков. Простейшие авиамодели. М: «Просвещение»1984г.

4.Ю.А.Голубев, Н.И.Камышев. Юному авиамоделисту. М: «Просвещение»1974г.

5.Н.Т.Кононов, А.И.Назаров,Н.С.Наумов. Авиамодели чемпионов. М.:ДОСААФ 1978г.

6.В.А.Заворотов. От идеи до модели. М: «Просвещение»1988г.

7.Г.Миль. Электрические приводы для моделей. М.:ДОСААФ 1986г.

8.Р.Вилле. Постройка летающих моделей-копий. М.:ДОСААФ 1986г.

9.М.Громов. Через всю жизнь. М.: «Молодая гвардия»1986г.

10.Ф.Яковлев. Цель жизни. М.:Издательство политической литературы. 1973 г.

11.Журнал «Моделист-конструктор»

12.Журнал «Крылья Родины»

13.Историко-техническая литература и интернет издания по авиации и авиамоделизму


 Книги о кордовых моделях самолетов и не только


 

   Книги о постройке кордовых моделей

 Кордовые летающие модели В. Наталенко 1962 

 Кордовые летающие модели В и М Васильченко 1958 

 Секреты пилотажных моделей Петр Завада 1984 

 В воздухе пилотажные модели. Сироткин Юрий 1972 

 The CONTROL LINE Aeromodeller

 Авиамодели чемпионов Каюнов Н.Т 1978

 Модели воздушного боя Киселев Б.А 1981

 Авиамодельный спорт» (альбом чертежей) 1985 

Авиамодели чемпионов СССР М.С. Лебединский 1970

Аэродинамика малых скоростей Шмидц 1963

Справочник авиамодельных профилей

Теория полета летающих моделей 1962

Юному авиамоделисту

ИЛ-2 самолет и модель 

Книга «Летающие модели-копии» Б.В. Тарадеев

Книга Постройка летающих моделей-копий l Вилле Р.

Книга АВИАМОДЕЛИРОВАНИЕ l Гаевский Олег

Книги об авиамодельных двигателях

Микродвигатели серии ЦСТКАМ В. Мерзликин

Секреты высоких скоростей кордовых моделей самолетов  Жидков С.

Авиамодельные моторы Гаевский О. 1958

Двигатели для спортивного моделизма. Часть 1.  И. Калина 1983

Двигатели для спортивного моделизма. Часть 2.  И. Калина 1983

Паровые двигатели для морских моделей

Книги по авиамоделизму

Летающие игрушки  Н. Бабаев 1939

Технология изготовления авиационных моделей

Строим летающие  модели В.С. Рожков

Ракетное моделирование 

Проектирование радиоуправляемых моделей кораблей и судов Л.Н. КАТИН

Простейшие расчеты летающих моделей Э.Б. Микиртумов

Советские самолеты — альбом для авиамоделистов

Авиационный моделизм

Бумажные летающие модели

Самолет на столе О.В. Лагутин

Авиамодельный кружок. В.С. Рожков

Радиоуправляемые модели планеров В.Е. Мерзликин

Аэродинамика и летающая модель l Хорст Шульце

Полезные книги для моделизма

Руководство по пайке металлов

Автомодельный кружок

Летающие модели вертолетов Б. Спунда

«Воздушные змеи» Пантюхин С.П. 1984

Кордовые модели F2B | Control line stunt | Aerobatics

Авиамоделизм

Воздушные змеи

2 мая 2015 г.Просмотров: 4907
Авиамоделизм

Павлов А.П. Твоя первая модель

1 мая 2013 г.Просмотров: 7421
Авиамоделизм

Цель книжки — обучить детей делать обычные модели-игрушки планеров, самолетов, парашютов из бумаги, и еще комнатные и схематические модели. Конечно, большинство моделей, предлагаемых в книжке, апробированы в авиамодельной лаборатории столичного городского Дворца пионеров и подростков, также в иных детских организациях столицы и возымели высшую оценку за доступность системы и летные свойства. Книга специально создана для молодых авиамоделистов и тех, кто с ними трудится.

Год выпуска: 1979

Издательство: ДОСААФ

Павлов А.П. Твоя первая модель скачать djvu

Арков Д. Техническое описание самолета У-2 с двигателем М-11

1 мая 2013 г.Просмотров: 6702
Авиамоделизм

Самолет У-2 — М-11 — двухместный биплан нормального типа с тянущим винтом. По своим аэродинамическим данным и оборудованию самолет соответствует назначению «учебного самолета для первоначального обучения». Техническое описание самолета У-2 с мотором М-11 Наркомтяжпром Государственная контора справочников и каталогов, Ленинград-Москва, 1937 год.

Арков Д. Техническое описание самолета У-2 с двигателем М-11 скачать djvu

Гаевский О.К. Технология изготовления авиационных моделей

1 мая 2013 г.Просмотров: 6489
Авиамоделизм

В книге описывается технология изготовления масштабных и летающих моделей самолетов. Дается описание материалов и технологий для моделирования.

Москва, Государственное издательство оборонной промышленности, 1953г.

Гаевский О.К. Технология изготовления авиационных моделей скачать djvu

Миклашевский Г. Спутник юного авиастроителя

1 мая 2013 г.Просмотров: 4971
Авиамоделизм

Авиамоделизм является первой ступенью овладения авиационной техникой. Летающая модель, благодаря своей простоте и доступности, проникает в школьный кружок, пионерский отряд, детскую техническую станцию и собирает вокруг себя актив юных авиастроителей, начиная с десятилетнего возраста. По числу юных моделистов мы стоим на одном из первых мест в мире. Как и всякое другое дело, моделизм развивается у нас не только вширь. Он изменяется и качественно, идя в ногу с развитием большой авиации. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1936 года (издательство «ОНТИ — Главная редакция научно-популярной и юношеской литературы»).

Миклашевский Г. Спутник юного авиастроителя скачать djvu

Справочник по авиационным материалам и технологии их применении

30 апреля 2013 г.Просмотров: 6016
Авиамоделизм

В справочнике приведены характеристики и свойства сталей, цветных металлов, заклепочных материалов, подшипников, пластмасс, клеев, резинотехнических и текстильных материалов, кожи. Описаны герметизирующие и прокладочные материалы, топливные фильтры, лакокрасочные покрытия, топливо, смазки и гидравлические жидкости. Дано описание различных материалов, применяемых в авиации, рассказано о технике безопасности.
Справочник предназначен для инженерно-технических работников и лётного состава. Может быть использован студентами и курсантами авиационных учебных заведений.

Год выпуска: 1979

Издательство: Транспорт

Александров В. Справочник по авиационным материалам и технологии их применении скачать djvu

Костенко И.К. Советские самолеты: Альбом для моделистов

30 апреля 2013 г.Просмотров: 6179
Авиамоделизм

Одна из самых интересных и наиболее полезных разновидностей авиамоделизма — это постройка летающих моделей-копий самолетов. Работая над моделью, начинающий авиамоделист должен подробно ознакомиться с устройством самолета-прототипа. Это расширит его кругозор, увеличит авиационные знания.

Костенко И.К. Советские самолеты: Альбом для моделистов скачать djvu

Жидков С. Секреты высоких скоростей кордовых моделей самолетов

30 апреля 2013 г.Просмотров: 5925
Авиамоделизм

В книге рассказывается о проектировании и изготовлении кордовых скоростных моделей самолетов чемпионатного класса, приводятся таблицы профилей крыла и оперения, освещаются вопросы расчета и подбора воздушных винтов.

Издательство: ДОСААФ

Год: 1972

Жидков С. Секреты высоких скоростей кордовых моделей самолетов скачать pdf

Костенко И.К. Проектирование и расчет моделей планеров

30 апреля 2013 г.Просмотров: 8267
Авиамоделизм

В этой книге кратко излагаются основы аэродинамики применительно к летающим моделям и описываются очень простые способы их расчета. Книга рассчитана на авиамоделистов, которые уже научились строить простые летающие модели и хотят проектировать новые образцы собственной конструкции.

Год: 1958

Издательство: ДОСААФ, Москва

Костенко И.К. Проектирование и расчет моделей планеров скачать pdf

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Tiffy таблетки тайские инструкция по применению взрослым
  • Шеннон тарлингтон полное руководство по вуду для начинающих
  • Ринза инструкция по применению до еды или после еды взрослым
  • Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере должностная инструкция
  • Метрит капельница инструкция по применению в гинекологии