Министерство общего и профессионального образования Ростовской области государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Ростовской области профессиональный лицей №39 «Дон – Текс»
Методика обучения
современной бальной хореографии.
Учебно-методическое пособие.
г. Шахты
Данное учебно-методическое пособие предназначено для педагогов -хореографов в помощь освоения методики обучения современного бального танца, а также для обучающихся с целью знакомства с музыкальным ритмом, размером, тактом и основными направлениями современных бальных танцев.
После изучения дисциплины хореографы должны знать теорию, хореографические элементы и методику преподавания бального танца, должны уметь проводить занятия по бальному танцу, использовать приобретённые исполнительские навыки и умения в репетиционной и преподавательской деятельности, обучающиеся должны научиться основам бальных танцев.
Структура учебно-методического пособия включает в себя теоретический материал, который позволяет в совершенстве овладеть методикой подготовки и проведения уроков по бальным танцам. Методические указания к практическим работам содержат алгоритм выполнения работы, вопросы для самоконтроля, задание на дом.
Разработала педагог дополнительного образования
высшей категории Л. И. Мажарова.
Содержание
I. Современный бальный танец как средство воспитания.
II. Методика обучения современному бальному танцу.
2.1. Методы обучения бального танца.
2.2. Построение занятия в студии бального танца. Составные части урока.
2.3. Музыкальное сопровождение урока бального танца.
2.4. Программа студии бального танца.
III. Роль педагога в студии бального танца.
IV. Литература.
Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное,
что есть в жизни, — это свободное движение под музыку.
Задачи педагога-хореографа – выявление, раскрытие и развитие хореографических способностей каждого воспитанника.
Цель настоящего пособия – помочь руководителям и педагогам хореографических студий (кружков) в организации хореографической работы в детских образовательных учреждениях, внешкольных учреждениях детского творчества и широкому кругу любителей народного танца.
Современная хореография, благодаря распространению массовой культуры, оказалась в числе наиболее востребованных видов искусства и играет большую роль в духовной жизни подрастающего поколения, расширяет диапазон идейно-эмоционального воздействия на нравственно-эстетический облик подростков, юношей и девушек.
I. Современный бальный танец как средство воспитания.
Современный бальный танец – это самостоятельная форма искусства, где по-новому соединились движения, музыка, свет и краски, где тело действительно обрело свой полнокровный язык. Современный танец убеждает людей в том, что искусство есть продолжение жизни и постижения себя, что им может заниматься каждый, если преодолеет в себе лень и страх перед незнакомым.
Современный бальный танец в отличие от классического танца впитывает в себя всё сегодняшнее, современное, его окружающее. Он подвижен, непредсказуем и не хочет обладать какими-то правилами, канонами. Он пытается воплотить в хореографическую форму окружающую жизнь, ее новые ритмы, новые манеры, создает новую пластику. Поэтому современный танец интересен и близок молодому поколению.
Сейчас в нашей стране происходит подъем современного бального танца, он живет и активно развивается. Существуют различные школы бального танца, которые отличаются своеобразным стилем хореографии. Ведь современная хореография – это, прежде всего, авторская хореография. Она стремится выразить все устремления сложного противоречивого внутреннего мира человека, помогает понять самих себя, запутавшихся в сложном лабиринте собственных действий и помыслов.
Бальный танец играет немаловажную роль в воспитании молодёжи. Это связано с многогранностью бального танца, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического, этического и художественно-эстетического развития и образования. Конечно, в процессе обучения все эти средства взаимосвязаны, взаимообусловлены.
Освоение бальных танцев, как и любого другого вида хореографии, связано с определённой тренировкой тела. Поэтому обучение предполагает специальные тренировочные занятия, построенные на основных положениях, позициях и элементах бального танца. Эти тренировочные занятия и собственно исполнение бального танца дают значительную спортивно-физическую нагрузку. Не случайно ещё в Древней Греции отмечались большие возможности танца в физическом развитии молодых людей. Особенностью танца является гармоническое развитие тела. Без гипертрофии тех или иных мышц. Систематические занятия танцем соразмерно развивает фигуру, способствуют устранению ряда физических недостатков, вырабатывают правильную и красивую осанку, придают внешнему облику человека собранность, элегантность. Танец учит логическому, целесообразно организованному, а потому грациозному движению. Эти качества танца поднимают значение преподавания бальной хореографии в системе воспитания.
Бальный танец оказывает также большое влияние и на формирование внутренней культуры человека. Занятия бальным танцем органически связаны с усвоением норм этики, немыслимы без выработки высокой культуры общения между людьми. Выдержка, безупречная вежливость, чувство меры, простота, скромность, внимание к окружающим, их настроению, доброжелательность, приветливость – вот те черты, которые воспитываются у учащихся в процессе занятий танцем и становятся неотъемлемыми в повседневной жизни. Поскольку учебный процесс протекает в коллективе и носит коллективный характер, занятия танцем развивают чувство ответственности перед товарищами, умение считаться с их интересами.
Бальный танец одно из средств эстетического воспитания и воспитания творческого начала в человеке. Как и всякое искусство, бальный танец способен приносить глубокое эстетическое удовлетворение. Человек, который хорошо танцует, испытывает неповторимые ощущения от свободы и лёгкости своих движений, от умения владеть своим телом, его радуют точность, красота, пластичность, с которыми он исполняет сложные танцевальные pas и т.д. Всё это само по себе уже служит источником эстетического удовлетворения. В танцевальном искусстве красота и совершенство формы неразрывно связаны с красотой внутреннего содержания танца. В этом единстве заключена сила его воспитательного воздействия. Исполнение танца, в том числе и бального, несёт в себе элементы художественного творчества. Танцующий стремится в красивой, эстетически совершенной форме танца выразить своё настроение, эмоции, проявляет свои внутренние качества, выражает своё мировоззрение. Активным, творческим, пробуждающим в человеке художественное начало является и сам процесс обучения танцу. Осваивая танцевальную лексику, человек не просто пассивно воспринимает красивое, он преодолевает определённые трудности, проделывает определённую немалую работу, для того чтобы эта красота стала ему доступна. Познав красоту в процессе творчества, человек глубже чувствует прекрасное во всех его проявлениях: в искусстве, в жизни. Его художественный вкус становится более тонким, эстетические оценки явлений жизни и искусства — более зрелыми.
Бальный танец является эффективным средством организации досуга молодёжи, культурной формой отдыха. Танцевальное искусство, давая выход энергии молодёжи, наполняет её бодростью, удовлетворяет потребность человека в празднике, в зрелище, игре. Бальный танец выступает также средством массового общения людей. Даёт возможность содержательно провести время, познакомиться, подружиться. В часы досуга молодёжь заполняет танцевальные залы, приходит на вечера танца, танцевальные площадки, в парки и Дворцы культуры, танцует на семейных праздниках, на вечерах отдыха, в ресторанах, клубах – везде танец несёт людям радость, украшает их жизнь и быт. Это делает интерес к бальному танцу неизменным.
II. Методика обучения современному бальному танцу.
2.1. Методы обучения бального танца.
Танец является неотъемлемой частью пластической культуры человека. Воспитание танцевально-пластической культуры начинается с познания и развития опорно-двигательного аппарата танцора. Чтобы пройти через сознательное управление своим телом к бессознательному использованию танцевальных движений, необходимо научиться выполнять простейшие танцевальные упражнения и движения.
На занятиях в нашей хореографической студии используются различные методы обучения: словесный, практический, проблемно-поисковый, самостоятельная работа.
Словесный метод носит теоретико-информационный характер. На занятиях проходит знакомство обучающихся с краткой характеристикой современных бальных стилей танца.
Методический показ не может обойтись без словесных объяснений. Они должны быть кратки, точны, образны и конкретны. С первых занятий обучающиеся знакомятся с хореографическими терминами и условными выражениями. В словесном методе очень важна интонация. Словом можно стимулировать активность подростков, но можно и ранить.
Практический метод обучения в хореографии подразумевает наглядный показ педагогом движений или комбинаций. Он сочетается с методом словесного объяснения:
- название движения или комбинации;
- показ;
- краткое описание последовательности;
- повторный показ;
- объяснение;
- осмысление.
Не следует одновременно использовать показ и описание, так как это рассеивает внимание. Основная задача урока – изучение языка движения, постижение техники.
Для развития самостоятельности мышления, творческого подхода к делу следует использовать в хореографии проблемно — поисковый метод. Танцоры с помощью практического материала, наглядного просмотра видеоклипов подготовлены к проблемному изучению материала. Они самостоятельно могут подготовить домашнее задание: придумать комбинацию (3-5 движений в разных сочетаниях).
Некоторые обучающиеся быстро придумали и показали свои наработки без стеснения. Другие объединились в микрогруппы по 2 человека и работали в команде, предлагая свои движения и сочиняя комбинации. Этим ребятам дается на подготовку время, чтобы отработать и показать свой результат. Перед показом руководитель настоятельно просит танцоров внимательно и доброжелательно смотреть на работу сверстников. После просмотра всех комбинаций педагог делает корректные замечания по доработке домашнего задания.
Иногда зрители — ученики сами объясняют недостатки комбинаций, подсказывают, что нужно добавить или исправить. При таком методе обучения проявляется активная позиция обучающихся к поиску новых сочетаний движений на основе пройденного материала, развивается интерес к искусству хореографии.
Исходя из программы, самостоятельная работа занимает достаточно мало места на уроках хореографии. Когда материал доступен для обучающихся и может быть изучен самостоятельно, важно использовать и этот метод обучения. После доработок своих комбинаций танцоры уверенно и грамотно показывают домашние задания. У многих появляется огромный интерес, они придумывают, сочиняют 2-3 комбинации. Это поможет им активно участвовать в концертах, показывать свои танцевальные этюды, импровизации на конкурсах и быть уверенными на дискотеке. К сожалению, встречаются ребята, которые недостаточно смело выполняют самостоятельную работу или чувствуют себя неловко. К таким следует найти индивидуальный подход, подсказать разные варианты сочинения.
2.2. Построение занятия в студии бального танца. Составные части урока.
В студию приходят люди, объединённые общим желанием – научиться танцевать. Длительность занятий, их периодичность и содержание могут быть разными. В студии бального танца принята такая же форма организации учебных занятий, как и в танцевально-спортивных клубах: группа занимается по времени с учётом уровня танцевальных навыков и возраста.
В начале урока группа занимает положение в зале в шахматном порядке: первые линии — девушки, задние линии — юноши, иногда построение в зале может быть попарно, т.е. дама справа от партнёра, также в линии и в шахматном порядке. Педагог здоровается с группой, делает поклон, группа отвечает поклоном.
Урок состоит из разминки, тренажа современной бальной хореографии, изучения танцевальных комбинаций.
Разминка — первая часть урока. Задачей этого этапа урока является овладение правильной постановкой корпуса, головы, ног, рук, развитие координации движений, необходимой для исполнения танцев, правильной постановкой дыхания. Педагог использует весь богатый арсенал упражнений классического, бального танца и современной танцевальной пластики. Упражнения, включаемые в разминку, помогают обучающимся приобрести выразительность и красоту в движениях. Разминка заставляет исполнителей не только разогреть мышцы, но и психологически настроиться на разучивание элементов, из которых затем сложатся танцевальные вариации.
Вот пример разминки:
- повороты головы с точкой в стороны;
- наклоны головы в стороны;
- наклоны вперед-назад;
- вращение головой;
- поочередное поднятие плеч с точками, в темп;
- одновременное поднятие плеч;
- поочередное вращение плечами вперед и назад;
- поочередные махи руками;
- одновременные махи руками;
- вращение рук в локтях к себе и от себя;
- вращение кистями;
- повороты и наклоны корпуса в стороны;
- наклоны корпуса вперед-назад;
- вращение корпусом;
- изоляция корпусом по точкам;
- покачивание бедер в сторону;
- выпады в сторону, с поворотом корпуса;
- подъем на носки, разворот стоп «краб»;
- прыжки на месте;
- прыжки вперед-назад;
- прыжки вправо-влево;
- прыжки «крестом».
Эти упражнения помогают усвоить правильное взаимодействие разных частей тела, развить координацию движений, память и внимание.
Вторая часть урока — это тренаж современной бальной хореографии.
Это – непосредственное разучивание танцевального материала. Разучивание танцев проводится в следующей последовательности:
Вводное слово педагога. Перед разучиванием нового танца педагог сообщает о нём некоторые сведения. Если название не совсем понятно, даёт объяснение к названию (например, полонез – старинный танец польского происхождения). Затем педагог даёт общую характеристику танцу – говорит об истории его возникновения, отмечает характерные особенности музыки и хореографии.
Затем слушается музыка к танцу, определяется её характер, темп, музыкальный размер, ритмический рисунок, определяется строение (части музыкального предложения, фразы).
Следующий этап — разучивание элементов танца, танцевальных движений, поз, переходов и рисунка танца. Приступая к разучиванию движений, поз, переходов, рисунка, педагог объясняет и показывает их сам, затем тоже повторяют обучающиеся. Этот метод является традиционным и широко используется при обучении.
Целостный метод разучивания заключается в разучивании движения целиком в замедленном темпе. Этим методом удобно разучивать движения, которые нельзя разложить на отдельные самостоятельные части – шассе, балансе и т.д. Для разучивания особенно сложных движений может быть применено временное упрощение – этот метод заключается в том, что сложное движение сводится к упрощённой форме, а затем движение постепенно усложняют, приближаясь к законченной форме.
Каждый метод имеет свои достоинства и недостатки, но, используя их вместе можно добиться хороших результатов.
«При развитии танцевальных способностей следует в равной степени работать над движением рук и ног. Если внимание обращено только на ноги и забываются руки, корпус и голова – не будет достигнуто полной гармонии движений» — А. Я. Ваганова.
Этим принципом должен руководствоваться педагог, работающий в хореографических коллективах, в том числе и педагог бального танца. Одновременно с разучиванием упражнений для рук и корпуса должна вестись постоянная работа над позами и положениями в парном танце. Положения рук и позы в парном танце разучиваются сначала в положении стоя на месте, затем закрепляются на простом танцевальном шаге, и лишь когда положения рук и поза легко и естественно принимаются учащимися, можно закрепить их на шаге польки, шассе, вальса и т.д. Полезно при разучивании положений рук и поз в парном танце объяснять и показывать каждый элемент отдельно. Такой метод позволяет добиться лучшего запоминания правил исполнения, более точного повторения элементов всеми учащимися. В заключении разучивается соединение танцевальных движений, поз, переходов, рисунка в танцевальные комбинации, которые разучиваются и отрабатываются. Затем комбинации собираются в фигуры танца, а фигуры в целый танец. Фигуры танца и весь танец многократно повторяются обучающимися и в целях запоминания, и для достижения более грамотного музыкального и выразительного исполнения.
Движения – комбинации – фигуры – танец.
Целесообразно подобранные, постоянно повторяемые упражнения помогают развить тело и научиться пластике, а также помогают отработать основные шаги и элементы танцев. Рекомендую в тренаже выполнять 2-3 комбинации изучаемого на данном занятии спортивного бального танца.
Учебно-тренировочные упражнения должны быть выразительными. Следует добиваться эмоциональности, гармоничности и координации движений, их соответствия содержанию музыки.
Третья часть урока предполагает изучение и исполнение танцевальных вариаций. Этот этап урока дает возможность применить навыки, приобретенные в разминке и тренаже, и попрактиковаться в освоении в пространстве.
Каждый урок современной бальной хореографии дает возможность потренироваться в разных направлениях: разминка всех частей тела, отработка основных технических навыков, знакомство с различными ритмами и стилями, использование пространства. Процесс изучения техники современного бального танца идет постепенно. Выполнение новых движений поначалу требует значительной концентрации внимания, но со временем и с помощью регулярных занятиях они исполняются автоматически. Координация движений — это навык, которому можно научить подростков. Постоянные тренировки приведут к тому, что степень владения движением и качество исполнения вырастут. Только практический метод обучения современной пластики дает такой положительный результат.
2.3. Музыкальное сопровождение урока бального танца.
Важным компонентом урока является его музыкальное сопровождение. Как известно музыка является ритмической основой любого танца, но далеко не ритмом ограничивается её роль. Если бы это было так, то танцевали бы только под счёт и удары. Музыка создаёт эмоциональную основу, определяет характер танца, его развитие. Связь музыки и жеста, музыки и движения органична для природы человека. Восприятие музыки в танце активно, оно вызывает действие, действие танцевальное, т.е. обусловленное той или иной хореографической образной формой, организованное во времени и пространстве. В этой созидательной активности кроются особенности музыкально-пластического воспитания – одной из задач обучения бальной хореографии. Умению слушать и понимать образный язык музыки, разбираться в основных формах и выразительных средствах, легко и непринуждённо двигаться в ритме определённой музыки, получать удовольствие от её красоты – всему этому учит танец. Безусловно, качество музыкального произведения, характер исполнения имеют первостепенное значение. Поэтому так важен отбор музыкального сопровождения. Общая черта танцевальной музыки – определённость и повторность ритмов, внятная акцентировка сильных долей, отчётливость их выражения. Отступления от этого правила редки.
В написании танцевальной музыки, в том числе бальной, имеются богатые традиции. Многие народные и бальные танцы получили отражение в творчестве ведущих композиторов и даже композиторов классиков. Это придала танцевальной музыке художественную ценность. На протяжении веков танцевальные мелодии культивировались целым рядом поколений музыкантов. Так накопились определённые традиции в создании музыки для бальной хореографии. Музыкальный материал для каждого изучаемого танца должен быть в нескольких вариантах: для разучивания – замедленный темп, для исполнения – нормальный темп. Музыка для танцев должна быть ясной и выразительной.
Музыку нельзя рассматривать только как ритмическое сопровождение, облегчающее исполнение движений. Подбирать музыку следует так, чтобы содержание танцевальной постановки целиком соответствовало характеру музыки и давало бы возможность при разработке отдельных эпизодов увязывать действие и движения с музыкой.
Подбор музыки влияет на качество хореографической постановки, она может способствовать успеху или быть причиной неудачи.
Музыка с определенным темпом, метром и ритмическим рисунком выражает и подчеркивает характерные особенности движений, помогает их исполнению.
2.4. Программа студии бального танца.
Программа студии бального танца может быть разделена, примерно следующим образом:
- Танцы на основе историко-бытового танца – полонез, фигурный вальс, мазурка, и т.д.
- Европейская программа – медленный вальс, танго, венский вальс, быстрый фокстрот, медленный фокстрот.
- Латиноамериканская программа – самба, ча-ча-ча, румба, джайв, пасодобль.
III. Роль педагога в студии бального танца.
Направление работы коллектива, его конкретные задачи определяют выбор методов и приёмов обучения, индивидуальный состав и подготовленность исполнителей каждого конкретного коллектива, вносят коррективы в работу. Поэтому так важен вдумчивый, творческий подход педагога к каждому определённому коллективу. Именно такая аналитическая работа, как в начале, так и в процессе всего обучения обеспечит эффективность освоения обучающимися программы.
Наибольшую сложность для педагога представляет работа с начинающими. Они быстро устают, допускают много ошибок при исполнении, быстро забывают пройденный материал. Чтобы добиться хороших результатов в обучении и воспитании, педагог должен использовать такие приёмы, которые делают урок интересным, концентрируют внимание учащихся. Однако занимательное надо умело сочетать с малоинтересным, но необходимым, находить правильное соотношение между — занимательным и серьёзным в обучении.
Способы повышения эффективности обучения бальному танцу:
Занятия должны быть разнообразными по содержанию (ритмические упражнения, задания на ориентировку, разучивание упражнений тренировочного характера, разучивание и повторение танцев), по набору применяемых методов (беседа в виде вопросов и ответов, прослушивание музыки и самостоятельный её разбор, разучивание и повторение движений танца). При повторении необходимо избегать однообразия, скуки, вносить в знакомое движение, танец элемент новизны, предъявлять требования, ставить новые задачи.
Любое задание, которое предлагает педагог, должно соответствовать степени подготовленности к нему. Весь процесс обучения необходимо строить на сознательном усвоении знаний и навыков. Это пробуждает интерес к занятиям, повышает запоминание.
Занятия должны идти в хорошем темпе, не следует долго отрабатывать одно и то же движение, танец, долго объяснять, пытаться научить всему сразу.
На уроке следует закрепить все навыки, которые вырабатывались ранее, повторить пройденные движения и фигуры, уточнить освоенное не до конца.
Серьёзная вдумчивая работа с коллективом по обучению танцу, правильный учёт возрастных психологических особенностей позволяют выделить основную направленность в работе педагога: внимание сенсорному воспитанию, развитие музыкальности, танцевальной координации движений, умения ориентироваться в пространстве, формирование первоначальных навыков и умений.
Я очень надеюсь, что эти методические разработки помогут в обучении современной пластике, познакомит с краткой характеристикой спортивных бальных танцев, что встречается в литературе крайне редко и даст новый импульс для улучшения своей работы хореографам.
Методические указания для самоподготовки:
После изучения основных вопросов темы ответьте на следующие вопросы:
- Дайте характеристику роли бального танца в воспитании детей и молодёжи.
- Сравните структуру урока бального танца и классического танца.
- Назовите танцы, которые относятся к бальным танцам.
- Какие методы и приёмы может использовать педагог при обучении в студии бального танца?
Литература.
- Мур А., Бальные танцы [Текст]: Метод. пособ. / — А. Мур. — М.: ООО Астрель, 2004. – 319 с.
- Регацциони Г., Бальные танцы [Текст]: Метод. пособ. / Г. Регацциони, А. Маджони, М. Анджело. — М.: БММ АО, 2001. – 92 с. (Учимся танцевать).
- Регацциони Г., Латиноамериканские танцы [Текст]: Метод. пособ. / Г. Регацциони, А. Маджони, М. Анджело — М.: БММ АО, 2001. – 92 с. — (Учимся танцевать).
- Кауль Н., Как научиться танцевать. Спортивные бальные танцы [Текст]: Метод. пособ. / Кауль Н. — Ростов на Дону: Феникс, 2004. – 352с.
- П. Боттомер, Учимся танцевать [Текст]: Метод. пособ. / П.Баттомер. — М.: Эскмо – Пресс, 2001.
6. Учебно-методическое пособие для преподавателей танцев и ритмики Ритмика. Пермь, 1997г.
7. Ерохина О.В. Школа танцев для детей. Феникс, 2003. 3. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать. М.: Музыка, 1961.
8. Сагитов С. Методика музыкально-теоретического образования участников коллективов художественной самодеятельности, М., Музыка, 1972.
9. Полятков С.С. Основы современного танца. Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.
10. Браиловская Л. Самоучитель бальных танцев. Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.
Introduction Basic syllabus Natural Turn Reverse Turn RF Forward Change Step, Natural to Reverse LF Forward Change Step, Reverse to Natural LF Backward Change Step, Natural to Reverse
Квикстеп Медленный вальс Фокстрот Танго Венский вальс REVERSE TURN NATURAL TURN RF FORWARD CHANGE STEP — Natural to Reverse LF FORWARD CHANGE STEP — Reverse to Natural LF
Введение Пасодобль Музыкальный размер, темп… Основное движение Сюр пляс Шассе вправо Шассе влево Восьмерка Атака Разделение Шестнадцать Твист-поворот Променад Из променада в обратный променад Большой круг Променадная приставка
Предисловие, Введение Общие замечания Основные позиции Румба Музыкальный размер, темп, ритм… Основное движение Веер Клюшка Спот-поворот влево Спот-поворот вправо Чек из открытой ОПП (Нью Йорк) Чек из открытой
Предисловие, Введение Общие замечания Медленный вальс Закрытая перемена с ПН (из Правого поворота в Левый) Закрытая перемена с ЛН (из Левого поворота в Правый) Левый поворот Правый поворот
How To:
Tango (for beginners)
As one of the sexiest, most passionate things you can do while still standing upright, the tango takes romance. It takes drama. And it definitely takes two. You will need a dance partner, patience and melodrama! Did you know? Buenos Aires is credited as the birthplace of tango, and is still a global destination for learning and performing the dance. This is a helpful videos for beginners looking to learn the basics of the tango.
How To:
Dance the Tango Beat in Front embellishments
This is a common embellishment for back ochos and takes a little practice to work up the speed to do it but once you do you’ll find lots of places to fit it in. During back ochos, beat your free foot in front as it passes the other on the «&» count (halfway through the beat), before stepping behind into the next step. (You should feel the achilles tendon at the back of the free leg hit the lower part of the shin of the standing leg, just above the ankle.) Try not to let your legs turn-out as …
How To:
Dance the Tango Double Taps embellishments
This video illustrates tapping more than once during the beat. Possible combination are tapping on ‘2’ + ‘3’, on ‘3’ + ‘4’ or ‘2’ + ‘4’ with the step coming on the ‘1’ always — the downbeat. (Using the system of count ‘1-2-3-4’ for each beat, ‘1’ being the downbeat, ‘3’ being the upbeat or exact middle, and ‘2’ and ‘4’ being the places inbetween or the quarter beats).
How To:
Dance the Tango Tap on ‘3’ embellishments
This video illustrates tapping on the ‘3’ or the upbeat (halfway through the beat). Count ‘1-2-3-4’ for each beat. (‘1’ being the downbeat, ‘3’ being the upbeat or exact middle, and ‘2’ and ‘4’ being the places inbetween or the quarter beats). It is not a synchopated embellishment, as it happens on an even division of the beat.
How To:
Dance the Tango with basic small tap embellishments
A small light tap is one of the easiest and most basic embellishments, and is a nice way for the follower to mark and express the double-time (‘quick, quick’) — or the ‘and’ count in between the beats — while the leader is leading a step on the whole beat (‘slow’). A tap can be done in the middle of virtually any step — back, side, forward, ocho.
How to Dance the Ragtime Dance:
Castle Walk
An American Ballroom Companion presents this social dance demonstration from the Library of Congress. Watch this demonstration traditional dance video on the Ragtime Dance: Castle Walk. Not for beginners — this is not an instructional, step by step video. It is an authentic, professional demonstration of the Ragtime Dance: Castle Walk.
How To:
Dance the Standard Waltz
This video gives a demonstration of the standard waltz dance. This popular dance style was once used all over the world. Although there are different types of the waltz, this version was most commonly used. Be patient because the video may take a few seconds to download from the Library of Congress.
How to Do the Ragtime Dance:
The Maxixe (1st Step)
An American Ballroom Companion presents this social dance demonstration from the Library of Congress. Watch this demonstration traditional dance video on the Ragtime Dance: The Maxixe (1st Step). Not for beginners — this is not an instructional, step by step video. It is an authentic, professional demonstration of the Ragtime Dance: The Maxixe (1st Step). The Maxixe is an Africanized polka or two-step dance, an Afro-Brazilian styling of the polka which was brought to Brazil by European immigr…
How to Do the Ragtime Dance:
The Maxixe
An American Ballroom Companion presents this social dance demonstration from the Library of Congress. Watch this demonstration traditional dance video on the Ragtime Dance: The Maxixe. Not for beginners — this is not an instructional, step by step video. It is an authentic, professional demonstration of the Ragtime Dance: The Maxixe. The Maxixe is an Africanized polka or two-step dance, an Afro-Brazilian styling of the polka which was brought to Brazil by European immigrants.
How to Do the Ragtime Dance:
Argentine Tango
An American Ballroom Companion presents this social dance demonstration from the Library of Congress. Watch this demonstration traditional dance video on the Ragtime Dance: Argentine Tango. Not for beginners — this is not an instructional, step by step video. It is an authentic, professional demonstration of the Ragtime Dance: Argentine Tango. Argentine Tango is a dance which originated in Argentina and then move to Uruguay. In the US it is known as Ballroom Tango.
How To:
Do the Ragtime Argentine Tango (1st figure-feet only)
An American Ballroom Companion presents this social dance demonstration from the Library of Congress. Watch this demonstration traditional dance video on the Ragtime Dance: Argentine Tango (1st figure-feet only). Not for beginners — this is not an instructional, step by step video. It is an authentic, professional demonstration of the Ragtime Dance: Argentine Tango (1st figure-feet only). Argentine Tango is a dance which originated in Argentina and then move to Uruguay. In the US it is known …
How To:
Master simple ballroom dancing and the waltz box step
The pumpkin just turned into a carriage, your glass slippers look fantastic, and the Prince is on his way, but — dammit — you still need to learn how to ballroom dance. You will need a partner, a dance floor, masking tape, and waltz music. This video gives simple advice for dance posture, the basic waltz box step, and simple turns. Learn how to dance the basics of ballroom dancing, like the waltz box step, by watching this video dance instruction tutorial.
How To:
Dance sweet moves for prom
Worried about hitting the dance floor at prom? No problem! Get your groove on and boogie down with the basics, and learn some classic moves.
How To:
Use slow dance tips for prom
So you can pop it and rock out with the best of ’em, but what happens when the lights dim and the tempo slows down? Take a look at these tips, and do slow-dancing at pro in no time.
How To:
Do basic steps for the follower in international Waltz
Basic steps for the follower in the international Waltz. Do you secretly aspire to be the next contestant on a ballroom dancing TV show but just don’t have the time to attend classes? Look no further than our guide to mastering the basic steps of the Waltz. Do basic steps for the follower in international Waltz.
How To:
Do leader basic steps in the international Waltz
Whether you’re preparing for that all important ‘first dance’ or you simply want to brush up on old skills, then we have the solution. This film teaches you the steps you need to know to master the waltz. Do leader basic steps in the international Waltz.
How To:
Perform ocho cortado & dynamic turns in the Tango
In this tutorial you will learn how to lead for the ocho cortado Tango step and specifically how to lead a dynamic turn to the right in a close embrace. Pay attention to the way to use your feet on the ground, and the way to hold the embrace.
How To:
Perform the overturned back sacada Tango move
This video demonstrates how to perform the overturned back sacada. This move is one that the follower does and the key points for success are to focus on the spiral energy of the step and stretch the step. The leader should pay close attention to the line taken.
How To:
Brush up your Tango technique
This video is a demonstration of how to brush up your basic Argentine Tango technique. Topics discussed include: posture, energy, the steps, and the hold. Learn from Graciela Heredia, a professional dancer for 20 years. Brush up your Tango technique.
How To:
Do beginning Ballroom dancing
In this video clip series, our expert will discuss some popular types of Ballroom dances, including foxtrot and the Rumba. Learn secrets of Ballroom dancing, tips and instructions on steps and holds, demonstrations of each of the dances for men and for women and much more.
How To:
Dance the Foxtrot
In this video series learn to dance the Foxtrot from professional dancer and dance instructor Leslie Sack as she demonstrates Foxtrot dance steps such as the Foxtrot walk, basic step for men and ladies, left rock turn, Foxtrot promenade, right rock turn, Foxtrot patterns.
How To:
Dance the Mambo
Sarolta Eke & Tamas Kassay teach you how to dance the Mambo in this series of videos. Part 1 of 20 — How to Dance the Mambo.
How To:
Dance the German «Blind Man’s Bluff»
This video demonstration shows an odd, comedic dance/skit from the 19th Century. In order to perform the «Blind Man’s Bluff», a man sits in a chair blind folded while two woman sit in different chairs in front of the blind folded man. The blind folded man must then pick one of the two women sitting in front of him to dance with. However, while the blind folded man is contemplating on which of the women to pick, a different man is placed in one of the woman’s seats. Therefore, the blind folded…
How To:
Teach beginners to ballroom dance
In this video clip series, our expert will discuss some popular types of ballroom dances, including foxtrot, cha-cha, swing dancing, waltz, tango and more. Learn secrets of ballroom dancing, tips and instructions on steps and holds, demonstrations of each of the dances for men and for women and much more.
How To:
Do the Waltz
In this online video series learn how to Waltz from professional ballroom coach Kelly-Anne as she demonstrates Waltz dance steps including: male dance steps, lady dance steps, basic box dance steps for the Waltz, rotating box dance steps, timing for the Waltz, lady turn under the arm, progressive forward and back, the twinkle: lady’s and gentleman’s dance steps.
How To:
Dance the Jive
In this series of video dance lessons you’ll learn the basic steps and moves of Jive dancing. Part 1 of 15 — How to Dance the Jive.
How To:
Do the Argentine Tango
In this video series, watch as professional dancers Evan Griffiths & Rebecca Shulman teaches how to dance the Argentine Tango.
How To:
Do the Foxtrot
In this video series learn to dance the Foxtrot from professional dancers Teddy Kern, Lou Brockman & Heather Gehring, instructors at Dance Manhattan in New York City, as they demonstrate Foxtrot dance steps such as the Promenade, basic steps for men and ladies, twirls, rock steps and turns, and basic Foxtrot patterns.
How To:
Waltz
In this expert video series, Sarolta Eke and Tamas Kassai show you how to dance the popular Waltz. With their instruction, you will learn basic waltzing steps and proper holding techniques. Also, learn more advanced moves like the whisk, progressive walk, and cross hesitation. The underarm waltzing turn is one of the most beautiful waltzing dance steps offered in this series. So, waltz right into our free dance lessons today!
How To:
Foxtrot
In this series of video dancing lessons you’ll learn how to dance the Foxtrot from professional dancers and dance instructors Sarolta Eke & Tamas Kassay as they demonstrate Foxtrot dance steps such as the Foxtrot walk, basic zig zag step for men and ladies, the rock turn, Foxtrot promenade, backwards lock moves and Foxtrot patterns.
How To:
Dance Waltz Variations
This is a video demonstration of the late 19th Century waltz. This waltz is a ballroom and folk dance. The waltz first became fashionable in Vienna around the 1780s, and spread to many other countries in the years that follow. The waltz, and its closed position, became the example for the creation of many other ballroom dances. Subsequently, new types of waltz have developed, including many folk and several ballroom dances. This video is only a demonstration, and unfortunately it does not giv…
How To:
Dance Waltz and «Loomis’ Glide Mazurka»
In this demonstrational video you watch a ballroom full of people dancing the waltz and «Loomis’ Glide Mazurka». The maurka is a lively Polish folk dance. This video is only a demonstration, and unfortunately it does not give step by step instructions.
How To:
Dance the «The Eugenie» and Waltz Cotillion
This video is of a large group of people dancing «The Eugenie» and Waltz Cotillion in a ballroom. These are both late 19th Century dances. This video is only a demonstration, and unfortunately it does not give step by step instructions.
How To:
Dance the Butterfly
This video is of the late 19th Century dance called the Butterfly. The Butterfly is where a woman/man has fake butterfly wings attached to their arms and dances with them on. This video is only a demonstration, and unfortunately it does not give step by step instructions.
Список литературы по бальным танцам
Здесь можно скачать литературу по бальным танцам:
- Руководство для изучения танцев. Н.Л. Гавликовский. Общедоступное пособие к изучению всех бальных танцев с указателем фигур для котильона и мазурки. СПб, 1899 г.
- Танцы. Составитель Л. Богаткова. Изд. Молодая гвардия, М., 1953 г.
- Бальные танцы. Sarikojumu dejas. Ласман Мильда. Изд. Latvias Valsts Izdevnieciba, Riga (Рига), 1954 г.
- Новые бальные танцы. Сборник. Составитель Е. Константинова. Изд. Музыка, Л., 1964 г.
- Вечер танца. Настюков Г.А. Изд. ВЦСПС, Профиздат, 1965 г.
- Танец. Учебное пособие для театральных ВУЗов (по сценическому танцу). Васильева Е.Д. Изд. Искусство, М., 1968 г.
- Новые бальные танцы. Сборник. Составитель Л.Г. Степанова. Изд. Советская Россия, М., 1969 г.
- Новые бальные танцы. Сборник. Составитель Л.Г. Степанова. Изд. Советская Россия, М., 1972 г.
- Разрешите пригласить. Сборник современных танцев. Вып.4. Составители В. Кудряков, Л. Школьников. Изд. Советский композитор, М., 1978 г.
- Современный бальный танец. Пособие для студентов институтов культуры, учащихся культурно-просветительских училищ и руководителей коллективов бального танца. Под редакцией В.М. Стриганова и В.И. Уральской. Изд. Просвещение, М., 1978 г. — часть 1
- Современный бальный танец. Пособие для студентов институтов культуры, учащихся культурно-просветительских училищ и руководителей коллективов бального танца. Под редакцией В.М. Стриганова и В.И. Уральской. Изд. Просвещение, М., 1978 г. — часть 2
- Историко-бытовой танец. Учебное пособие. И. Воронина. Изд. Искусство, М., 1980 г.
- Приглашаем танцевать. Сборник популярных бальных танцев. Составление и общая редакция В. Кудрякова. Изд. Советский композитор, М., 1982 г.
- Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике и бальным танцам. Шутиков Ю.Н. С-Пб, 2006 г. (Приложение. Описание историко-бытовых и отечественных бальных танцев.)
- Танцы и игры для детей 6-летнего возраста. Методическая разработка. Составитель Кондратенко Г.М. СПб, НОУ «Институт развития образования «Смена», 2007.
Школа Чемпионов. Руководство для педагогов по бальным танцам, танцоров, их родителей и инструкторов ЛФК
Своим произведением я хочу выразить свою любовь к бальным танцам, обучающему процессу. Книга содержит рекомендации, методы и приёмы работы с разными возрастными категориями танцоров, вы познакомитесь с танцевальной и спортивной этикой, узнаете как подготовиться к турниру по спортивным бальным танцам. Я поделюсь с вами секретом успешной тренировки и правилами эффективного взаимодействия с учениками-танцорами, их родителями и ассистентами.
Оглавление
© Юлия Шулаева, 2022
ISBN 978-5-0053-0038-6
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Введение
Актуальность
Одной из самых важных проблем, волнующих современное общество является проблема сохранения здоровья учащихся, увеличение их двигательной активности.
Студия спортивного бального танца является наиболее массовой и общедоступной формой приобщения детей к бальной хореографии. Бальные танцы отведены к разряду спортивных танцев, а где спорт, там и соревнование. Это очень привлекает детей, ведь изначально у ребёнка заложено стремление быть лучше, а значит быть первым. В процессе обучения бальным танцам у детей вырабатывается грациозность, подтянутость, приобретается красивая осанка, устраняются такие физические недостатки как — сколиозы, плоскостопие, сутулость, активизируется деятельность сердца и лёгких, что немаловажно для детей с ослабленным здоровьем. Они становятся более собранными, ответственными. Дети учатся культуре поведения, вежливости, умению быть красивым во всём. Учатся согласовывать свои движения с движениями партнёра, легко и свободно менять направления в танце. Между мальчиками и девочками устанавливаются простые дружеские отношения. Дети очень гордятся тем, что занимаются «взрослым» видом творчества, отчего сами становятся чуточку взрослее. Занятия бальными танцами доставляют детям эмоциональное наслаждение. Регулярное участие в конкурсах бальных танцев вырабатывает у детей здоровый дух соперничества. Благодаря этому они становятся более уверенными в себе, общительными, легко адаптируются на публике.
Новизна и отличительная особенность
Новизна и отличительная особенность работы заключается в сочетании художественно-эстетической и спортивно-оздоровительной направленности; в камерности обучения (индивидуальные уроки), в использовании разных педагогических технологий: игровые, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие).
Спортивный бальный танец как один из жанров хореографии связан с социальным явлением своего времени. Он требует определённой хореографической подготовки, имеет «ранее начало» и поэтому возможен набор детей с 3-х летнего возраста.
Цель обучения — раскрытие индивидуальных особенностей и творческих способностей детей через обучение спортивным бальным танцам посредством здоровьесберегающих технологий; профессиональная ориентация и адаптация к условиям современной жизни.
Задачи
Образовательные:
• овладение детьми основами спортивно-бальной хореографии;
• овладение детьми методами коррекции, способствующими укреплению физического здоровья ребёнка, методами дыхательной гимнастики и приёмами самомассажа; логопедической ритмики.
Развивающие:
• развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, координационных способностей, мелкой моторики;
• формирование правильной осанки;
• развитие чувства ритма, музыкального слуха, памяти внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
Воспитательные:
• создание дружественной среды вокруг самоопределяющейся личности;
• преодоление возрастных конфликтов и проблем между мальчиками и девочками;
• создание условий для общения, и разумной организации досуга;
• привитие детям танцевальной культуры, эстетической и нравственной воспитанности;
• развитие у детей способности к самостоятельной и коллективной работе;
• ориентация на профессию.
Методы и приёмы ведения урока
• наглядный (показ с объяснением исполнения движений, связок и вариаций; позднее, изучение техники танца, биомеханики;
• практический (игры, упражнения, соревнования);
• словесный (беседа, убеждение, похвала). Каждый урок должен заканчиваться «ситуацией успеха».
Принципы, на которых строится образовательный процесс
• принцип природосообразности — учёт возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей;
• принцип культуросообразности — ориентация на потребности общества и личности, адаптация детей к современным условиям жизни общества;
• принцип увлекательности и творчества — образовательный процесс должен способствовать развитию творческих способностей детей;
• принцип сотрудничества — совместная деятельность взрослых и детей;
• принцип доступности и последовательности — заключается в простоте изложения и понимания материала «от простого к сложному»;
• принцип результативности (участие в турнирах, концертах);