Руководство по борьбе с международным терроризмом

Настоящим толчком к активной разработке мер, направленных на борьбу с международным терроризмом, стали трагические события 11 сентября 2001 года. Кофи Аннан, занимавший во время террористических актов 11 сентября пост Генерального секретаря ООН, заявил после террористических атак, что «террористы, совершившие нападение на Соединенные Штаты 11 сентября, метили в одну страну, а ранили весь мир… Фактически это было нападение на все человечество, и все человечество кровно заинтересовано в нанесении поражения стоящим за этим силам… Никто не должен сомневаться в существующей во всем мире решимости вести борьбу с этим злом столь долго, как это может потребоваться»1.

К настоящему времени в основном сформировался международный правовой режим противодействия терроризму, фундаментом для которого являются разного рода документы ООН, такие как конвенции, декларации, резолюции и т. д.

Проанализировав международные документы ООН, посвященные противодействию рассматриваемой угрозе, можно сделать вывод,  что в большинстве из них закреплены следующие основные принципы борьбы с терроризмом2:

— решительное осуждение терроризма во всех его формах и проявлениях, независимо от поставленных террористами целей. Терроризм — это преступление, которое всегда должно быть наказано; 

— отказ от какого бы то ни было содействия террористам, соучастия в преступлении террористической направленности, подстрекательства к терроризму, пропаганды идей терроризма;

— искоренение практики двойных стандартов. Применение двойных стандартов имеет самые негативные последствия для противодействия международному терроризму. Нельзя допускать, чтобы террористы для одного государства воспринимались другим государством как борцы за свободу. Ликвидация  практики двойных стандартов возможна только при совместных усилиях мирового сообщества;

— развитие тесного сотрудничества в области противодействия международному терроризму на мировой арене, которое предполагает регулярный обмен информацией о предупреждении терроризма и борьбе с ним; эффективное осуществление конвенций и заключение соглашений о взаимной правовой помощи и выдаче преступников на двусторонней, региональной и многосторонней основе; проведение разного рода практических мероприятий по обмену опытом в сфере контртеррористического противодействия на международном уровне; научно-аналитическую работу по выработке более эффективных программ борьбы с международным терроризмом, причинами его зарождения; глубокое изучение опыта различных государств по предупреждению и ликвидации терроризма для более полного представления о методах борьбы с террористической угрозой, расширения международного сотрудничества; анализ наиболее действенных национальных законодательств с целью возможного применения в других странах; обмен опытом в сфере борьбы с терроризмом средствами политико-идеологического воздействия; 

— соблюдение норм международного права в деле борьбы с терроризмом. Необходимо воздерживаться от применения силы каким-либо образом, не соответствующим целям и принципам ООН, добиваться урегулирования споров мирными средствами в соответствии с принципами справедливости и международного права; 

— отказ от нарушения основополагающих прав и свобод человека и гражданина в целях обеспечения общественной безопасности;

— защита мировых религий (прежде всего ислама) от экстремистского влияния, решительный отказ от отождествления какой-либо религии, культуры или национальности с терроризмом и насилием.

Остро стоит проблема противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999 г.)3 обращена в целом к явлению терроризма и такой важной его составляющей, как обеспечение финансовой основы. О важности рассматриваемого направления международного сотрудничества в борьбе с терроризмом свидетельствует Резолюция 1373 (2001)4, принятая Советом Безопасности ООН 28 сентября 2001 года, которая среди основных мер противодействия терроризму обозначила согласованные действия мирового сообщества по пресечению его финансовых потоков. Согласно статье 8 конвенции, каждое государство в соответствии с принципами национального права принимает необходимые меры для того чтобы определить, обнаружить, заблокировать банковские счета или арестовать любые денежные средства, используемые или выделенные в целях совершения преступлений (входящих в сферу действия конвенции), для возможной конфискации.

Особое значение среди рассматриваемых документов имеет доклад Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам «Более безопасный мир: наша общая ответственность»5. В нем представлено новое всеобъемлющее  видение концепции коллективной безопасности в XXI веке. Одна из ключевых идей доклада заключается в том, что в результате глобализации наступила эпоха взаимной уязвимости. Ни одна страна не может отразить существующие в мире угрозы в одиночестве, и ни одна из угроз не может быть эффективно устранена до тех пор, пока не будут ликвидированы другие угрозы. Констатируется необходимость более широкой, всеобъемлющей концепции коллективной безопасности, в которой будут рассмотрены новые и старые угрозы, носящие взаимозависимый характер.

В докладе настоятельно рекомендуется выработать всеобъемлющую конвенцию о терроризме, включая четкое определение понятия «терроризм». Группа высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам отметила существующую потребность в сведении разнообразных контртеррористических действий системы ООН к единой основе, а также в разработке всеобъемлющей, универсальной контртеррористической стратегии. Всесторонняя стратегия по борьбе с терроризмом должна учитывать факторы, способствующие распространению терроризма, усилить возможности стран в противодействии угрозе, а также основываться на верховенстве закона и защите прав и свобод человека. Группа обратилась к Организации Объединенных Наций с просьбой сыграть лидирующую роль в продвижении такой всеобъемлющей стратегии. И это впоследствии было реализовано.

Кофи Аннан, занимавший на тот момент пост Генерального секретаря ООН, выступил по итогам рекомендаций Группы высокого уровня, высказав свое видение всеобъемлющей контртеррористической стратегии. Предложенная им стратегия основывалась на  пяти основных элементах: убеждение террористических группировок не прибегать к насилию; ограничение террористов в средствах для проведения атак; сведение к минимуму поддержки террористических группировок другими странами; оказание помощи в развитии возможностей стран в предотвращении терроризма; защита прав человека во время  борьбы с международным терроризмом.

На сентябрьском саммите 2005 года мировые лидеры одобрили элементы стратегии, предложенные Генеральным секретарем. Они также обратились к Генеральной Ассамблее с просьбой детальнее разработать  основные пункты стратегии. Кофи Аннан внес улучшения в план контртеррористической стратегии, представив на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи доклад «Единство в борьбе с терроризмом: рекомендации по глобальной контртеррористической стратегии». Государства — члены ООН приняли предложенные рекомендации за основу для обсуждения. В результате 8 сентября 2006 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Глобальную контртеррористическую стратегию в форме резолюции и изложенного в приложении к ней Плана действий6.

Данный документ является уникальным инструментом для создания единого фронта борьбы с терроризмом на национальном, региональном и международном уровнях. 19 сентября 2006 года ее ввели в действие на Генеральной Ассамблее. Впервые большинство стран мира согласовали общий подход в области борьбы с терроризмом, поэтому стратегия имеет столь большое значение. В основе документа лежит последовательное, однозначное и решительное осуждение государствами — членами ООН терроризма во всех его формах и проявлениях, кем бы, где бы и для каких бы то ни было целей он ни совершался. Стратегия содержит конкретные меры по устранению условий, способствующих распространению терроризма, предотвращению терроризма и борьбе с ним, укреплению потенциала государств в предотвращении данной угрозы и борьбе с ней и укреплению роли системы ООН в этой области, обеспечению всеобщего уважения прав человека и поддержания законности. От государств-членов требуется сотрудничество с Организацией Объединенных Наций для выполнения положений Плана действий, в то время как юридические лица ООН должны обеспечить поддержку действий государств-членов.

В документе сказано, что терроризм не может и не должен ассоциироваться с какой-либо религией, национальностью, цивилизацией или этнической группой. Особая роль в стратегии отведена новым важным инициативам. Предполагается, что возможности биотерроризма будут минимизированы за счет создания единой, всеобъемлющей базы данных по биологическим инцидентам при уделении особого внимания улучшению систем здравоохранения государств. Для борьбы с международным терроризмом предлагается привлечь гражданское общество, региональные и субрегиональные организации, а также развивать партнерские отношения с частным сектором. Будет проведена модернизация систем пограничного и таможенного контроля и повышение защищенности проездных документов, чтобы предотвратить перемещение террористов и передвижение незаконных материалов.

7 июля 2008 года Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун выступил с докладом, содержащим глубокий анализ деятельности системы ООН по осуществлению Стратегии7. Пан Ги Мун выделил два способа осуществления Стратегии системой ООН. Во-первых, в департаментах, специализированных учреждениях, фондах проводится деятельность в соответствии с их планами работы как на индивидуальной основе, так и в рамках партнерств. Во-вторых, 24 подразделения системы ООН и Интерпол сотрудничают между собой через Целевую группу по осуществлению контртеррористических мероприятий (ЦГОКМ).

В докладе приведены результаты по осуществлению четырех основных направлений деятельности в сфере борьбы с терроризмом, указанных в Стратегии, а именно мер по устранению условий, способствующих распространению терроризма, по предотвращению терроризма и борьбе с ним, по укреплению потенциала государств по предотвращению терроризма и борьбе с ним и укреплению роли системы ООН в этой области, по обеспечению всеобщего уважения прав человека и верховенства права в качестве фундаментальной основы для борьбы с терроризмом.

В Стратегии говорится, что государства-члены преисполнены решимости устранить условия, способствующие распространению терроризма, посредством укрепления существующих программ в таких областях, как предотвращение конфликтов, переговоры, посредничество, примирение и поддержание мира. Кроме того, они намереваются уделять повышенное внимание реализации инициатив, направленных на поощрение терпимости между религиями и культурами, сокращение масштабов маргинализации уязвимых слоев населения и оказание содействия социальной интеграции. В Стратегии отмечается наличие связи между такими элементами традиционной повестки дня в области развития, как программы по сокращению масштабов нищеты, обеспечению социального развития и верховенства права и борьба против терроризма. В этом разделе Стратегии государства-члены указывают на необходимость удовлетворения потребностей жертв посредством создания национальных и региональных систем оказания помощи.

В области предпринимаемых мер по устранению условий, способствующих распространению терроризма, Генеральный секретарь сделал следующие выводы. В системе Организации Объединенных Наций проведению работы, намеченной в первом направлении деятельности, оказывают содействие Департамент по политическим вопросам, Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Департамент операций по поддержанию мира, а также три рабочие группы Целевой группы: Группа по предотвращению и урегулированию конфликтов, Группа по поддержке жертв терроризма и привлечению к ним внимания общественности и Группа по борьбе с радикализацией и экстремизмом, которые приводят к возникновению терроризма.

Департамент по политическим вопросам выполняет целый ряд задач по сокращению числа ожесточенных конфликтов во всех районах мира. После принятия Стратегии он создал Региональный центр ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии. Этот центр, который приступил к своей деятельности в июне 2008 года, оказывает содействие правительствам Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана в принятии более эффективных ответных мер в связи с существованием таких трансграничных проблем и угроз, как терроризм, незаконный оборот наркотиков и организованная преступность.

В соответствии с призывом, содержащимся в Стратегии, Департамент по политическим вопросам также прилагает усилия с целью «поощрения культуры мира, справедливости и развития человека, этнической, национальной и религиозной терпимости и уважения всех религий, религиозных ценностей и убеждений или культур»8. В ноябре 2007 года Департамент по политическим вопросам организовал совместно с Организацией Исламская конференция и ее Исламской организацией по вопросам образования, науки и культуры международную конференцию на тему «Терроризм: измерения, угрозы и контрмеры». Это мероприятие было также призвано оказать содействие налаживанию более тесного сотрудничества между ООН и региональными организациями в условиях борьбы с терроризмом. В нем приняли участие более 200 политических, правительственных, религиозных и других лидеров из стран Ближнего Востока, Северной Африки, Европы и Юго-Восточной Азии.

В октябре 2007 года Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) приняла среднесрочную стратегию на 2008-2013 годы, в которой деятельность по поощрению культурного разнообразия, межкультурного диалога и культуры мира была определена в качестве одной из основных тем.

Отсутствие верховенства права и благого управления также отмечены в Стратегии в качестве условий, способствующих распространению терроризма. В период после принятия Стратегии ПРООН и Департамент операций по поддержанию мира расширили масштабы своего участия в деятельности, которая проводится в этих областях. Департамент операций по поддержанию мира стремится сократить возможности, которыми располагают террористы для поддержки и обеспечения своей деятельности за счет полученных преступным путем средств в политически нестабильных условиях. Департамент решает эту задачу путем осуществления целого ряда программ, призванных обеспечить создание эффективных, справедливых и подотчетных систем уголовного правосудия, укрепление общественной безопасности и установление верховенства права.

Рабочая группа по предотвращению и урегулированию конфликтов подготовила первоначальное руководство по вопросам борьбы с терроризмом, предназначенное для посланников Генерального секретаря, специальных представителей и других миротворцев. В этом руководстве:

— рассматривается значение проблемы терроризма и мер по борьбе с ним для работы миротворцев Организации Объединенных Наций в конфликтных ситуациях;

— излагаются существующие международно-правовые и стратегические руководящие принципы по вопросам борьбы с терроризмом для сведения миротворцев Организации Объединенных Наций;

— указываются имеющие отношение к терроризму факторы, которые миротворцы Организации Объединенных Наций могут принимать во внимание при проведении мирных переговоров или заключении мирных соглашений;

— обращается внимание на последствия террористической деятельности с точки зрения безопасности миссий Организации Объединенных Наций.

Целевая группа через свою Рабочую группу по поддержке жертв терроризма и привлечению к ним внимания общественности намеревается определить меры, принимаемые с целью обеспечения солидарности с жертвами и предоставления им поддержки.

Специальный докладчик по вопросу о поощрении и защите прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом подчеркнул большое значение проведения долгосрочной работы по обеспечению всеобщего уважения прав человека и осуществления правосудия в отношении жертв терроризма в качестве важного элемента деятельности по формированию обществ без терроризма.

В Стратегии признается, что террористам необходимы как средства для совершения своих нападений, так и комплекс целей. Стратегия содержит призыв к государствам-членам использовать различные меры, чтобы лишить террористов доступа к ресурсам. В ней также предлагается предпринять действия по защите особо уязвимых целей.

Относительно предпринятых мер по предотвращению терроризма и борьбе с ним Пан Ги Мун подвел следующие итоги. После принятия Стратегии система Организации Объединенных Наций оказывает поддержку работе государств-членов тремя основными способами:

— путем предоставления помощи в разработке правовых документов и руководящих принципов, определяющих стандарты мер по предотвращению;

— посредством составления реестров и баз данных, с помощью которых можно на централизованной основе собирать информацию об имеющихся ресурсах, необходимую для предотвращения террористических актов и принятия соответствующих ответных мер;

— через проведение оценки существующего потенциала государств-членов в области борьбы с терроризмом.

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) также прилагает усилия с целью укрепления международно-правового режима в области борьбы с терроризмом. В соответствии с приведенными в Стратегии рекомендациями Юридический комитет ИКАО разработал два проекта конвенции о компенсации ущерба, причиненного летательными аппаратами третьим сторонам в результате совершения актов незаконного вмешательства или возникновения общих рисков. ИКАО также подготовила два договора, направленных на обновление существующих конвенций по вопросам авиационной безопасности путем рассмотрения новых и возникающих угроз, таких как использование гражданских летательных аппаратов в качестве оружия и применение биологических, химических и ядерных материалов с целью совершения нападений. ИКАО утвердила дополнительные рекомендованные руководящие принципы контроля безопасности, касающиеся проверки багажа.

Международная морская организация (ИМО) проводит деятельность по разработке международно-правовых документов и принятию стандартов с целью обеспечения защиты международных перевозок от террористических нападений, а также принимает обязательные меры по повышению безопасности на море.

Всемирный банк оказывает содействие укреплению правовых режимов путем проведения работы по трем направлениям: оценивая уровень выполнения в стране 40 рекомендаций, касающихся борьбы с отмыванием денег, и девяти специальных рекомендаций по борьбе с финансированием терроризма, принятых Финансовой оперативной группой; предоставляя странам соответствующее техническое содействие; обеспечивая разработку политики в этой области.

С июля 2007 года Управление по вопросам разоружения проводит консультации с правительственными экспертами и представителями ряда международных организаций по вопросу о сфере охвата и практической возможности разработки единой комплексной базы данных о биологических инцидентах в соответствии с содержащимся в Стратегии предложением. В апреле 2008 года управление приступило к разработке программной платформы для базы данных о биологических инцидентах
с целью создания надежного и основанного на Интернете инструмента для введения данных о биологических инцидентах.

Осуществление программы МАГАТЭ по ведению базы данных о незаконном обороте началось до принятия Стратегии, однако эта инициатива стала одним из важных факторов, способствующих ее реализации. На основе информации, содержащейся в базе данных МАГАТЭ о незаконном обороте, в рамках разработанного Интерполом проекта «Гейгер» осуществляются сбор и анализ данных о хищении радиологических материалов с целью выявления соответствующих методов и тенденций и проведения оценки степени уязвимости материалов с точки зрения возможности их похищения террористами для изготовления так называемых «грязных бомб», которые представляют собой обычные взрывные устройства, снаряженные радиологическими материалами.

Оценка потенциала заинтересованных государств-членов представляет третью категорию поддержки, которую оказывает система Организации Объединенных Наций. Контртеррористический комитет и его Исполнительный директорат играют ключевую роль в этой области. Исполнительный директорат следит от имени Комитета за осуществлением государствами-членами резолюции 1373 (2001) Совета Безопасности9 и оказывает содействие ее выполнению.

Как Международный валютный фонд (МВФ), так и Всемирный банк ведут борьбу с отмыванием денег и финансированием терроризма.

В Стратегии содержится призыв к международному сообществу и, в частности, к системе Организация Объединенных Наций оказывать техническое содействие в деле выявления пробелов или недостатков, обеспечивать возможности для обмена информацией и создания сетей, которые могут способствовать налаживанию межгосударственного сотрудничества и распространению «передовых методов», а также повышать осведомленность общественности об опасности терроризма.

В докладе утверждается, что все члены Целевой группы способствовали осуществлению мер, предусмотренных в этой части Стратегии.

В Стратегии государства-члены обязались принимать меры по обеспечению уважения прав человека и верховенства права в качестве фундаментальной основы для борьбы с терроризмом. Они также постановили принимать меры по борьбе с нарушениями прав человека и обеспечивать, чтобы любые решения, принимаемые в целях борьбы с терроризмом, соответствовали их обязательствам в области прав человека.

В положениях Стратегии указано, что деятельность Управления ООН по наркотикам и преступности по оказанию технической поддержки в правовых и связанных с ними вопросах укрепления потенциала должна быть основана на системе уголовного правосудия, соответствующей принципам верховенства закона и прав человека.

Специальный докладчик по вопросу о поощрении и защите прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом сотрудничает со многими государствами-членами, а также с Контртеррористическим комитетом и его Исполнительным директоратом в деле содействия защиты прав человека.

В заключение своего доклада Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун высказал рекомендации относительно дальнейшей работы. Он указал на то, что государства-члены проявили интерес к дальнейшей систематизации, чтобы иметь возможность обеспечивать директивные указания для Целевой группы в отношении ее работы, а также наладить более тесный обмен информацией между Целевой группой и ее членами. Генеральный секретарь отметил, что система Организации Объединенных Наций не использует в полном объеме потенциал глобальных, региональных, субрегиональных организаций и гражданского общества10. По мнению Пан Ги Муна, эту ситуацию необходимо исправить.

Помимо разработки правовой базы противодействия международному терроризму, в рамках ООН  работает сеть организаций, в которую входят различные комитеты, департаменты, специализированные учреждения по борьбе с террористической угрозой.

Контртеррористический комитет (КТК) и его Исполнительный директорат регулируют контртеррористическую деятельность ООН.
В Контртеррористический комитет входят все 15 членов Совета Безопасности. На данные органы возложена ответственность за контроль над выполнением резолюций 1373 (2001) и 1624 (2005) Совета Безопасности11, а также за предоставление технической помощи странам, которые в ней нуждаются. Контртеррористический комитет принимает от стран-членов доклады о проделанной работе, проведенных мероприятиях. Проанализировав ситуацию, данный орган готовит рекомендации для стран-членов и отчеты в Совет Безопасности ООН, учитывая особенности развития каждого государства. Авторы доклада «Более безопасный мир: наша общая ответственность» считают, что   Исполнительный директорат должен стать координационным центром для оказания межгосударственной военной, полицейской и пограничной помощи для укрепления национального контртеррористического потенциала.

Департаменты, программы, фонды и учреждения ООН работают как на индивидуальной, так и на совместной основе в рамках Целевой группы по осуществлению Контртеррористической стратегии (ЦГОКС). Работа Целевой группы по осуществлению контртеррористических мероприятий, учрежденной в 2005 году Генеральным секретарем, направлена на обеспечение координирования  деятельности различных подразделений системы ООН, задействованных в борьбе с терроризмом.  Целевая группа составила программу работы и учредила рабочие группы для осуществления Глобальной контртеррористической стратегии. Они включают следующие аспекты борьбы с международным терроризмом:

— оказание помощи государствам — членам ООН в комплексном применении Стратегии;

— перенесение контртеррористической деятельности в сферу предотвращения конфликтов;

— предоставление форума для рассмотрения причин политического и экономического отчуждения, особенно среди молодежи;

— улучшение оценки технической помощи, снабжения и последующей деятельности;

— совершенствование координирования системы ООН в планировании ответной реакции на террористическое нападение с использованием ядерных, химических, биологических или радиоактивных материалов;

— консолидация заинтересованных лиц и партнеров в обсуждении использования Интернета в террористических целях и определении передовых средств борьбы с этим явлением;

— поиск путей соответствия международным стандартам при ведении борьбы с финансированием терроризма;

— определение наиболее эффективных способов защиты уязвимых целей, включая персонал ООН на местах, и создание механизма по обмену опытом в этом вопросе;

— помощь странам в укреплении внутреннего законодательства для защиты прав человека в соответствии с международными стандартами;

— определение нужд пострадавших во всем мире и возможностей помощи со стороны правительств.

Целевая группа развивает сотрудничество с рядом региональных и субрегиональных организаций, включая Организацию Исламская конференция (ОИК), Европейский союз (ЕС), Совет Европы (СЕ) и Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Комитет, учрежденный резолюцией 1540 (2004)12, осуществляет контроль над нераспространением оружия массового уничтожения. Его эксперты работают над выявлением недостатков и предлагают возможные меры по предотвращению доступа негосударственных лиц к оружию массового уничтожения и его составляющих.

Специальный докладчик по вопросам поощрения и защиты прав человека в условиях борьбы с терроризмом работает в рамках Совета по правам человека и обеспечивает выявление, обмен и внедрение наиболее эффективных способов борьбы с угрозой, которые не противоречат правам человека и основным свободам. Специальный докладчик также рассматривает обвинения в нарушении прав человека, которые возможно были допущены в процессе борьбы с терроризмом.

Кроме подразделений Организации Объединенных Наций, непосредственно работающих в области предотвращения терроризма, существует множество структур, функционирующих под эгидой ООН, тесно связанных с данной сферой.

Управление ООН по наркотикам и преступности оказало содействие более 125 странам в присоединении к числу участников и применении документов, касающихся предотвращения актов терроризма и борьбы с ним. Управление предоставило правовые консультации в сфере контртеррористического законодательства более 80 странам мира. Организация разработала более десятка технических средств помощи, включая законодательные базы данных и типовое законодательство, с целью предоставить странам помощь в укреплении их правовых режимов, направленных против терроризма.  

Деятельность Международного агентства по атомной энергии направлена на поддержку государств-членов. Она включает более 100 оценочных миссий с целью помочь государствам-членам определить их собственные требования по общей ядерной безопасности, а также организовать утилизацию, размещение и/или хранение приблизительно 100 высокорадиоактивных и нейтронных источников. Организация помогает государствам-членам в подготовке таможенных и пограничных служащих, поддерживает работу круглосуточной контактной сети для обеспечения сотрудничества между государствами-членами во время ядерных катастроф или радиологических чрезвычайных происшествий. Агентство также предоставляет помощь государствам-членам в выполнении текущих и будущих обязательств согласно документам, относящимся к укреплению международной платформы в сфере ядерной безопасности.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) озабочена состоянием готовности учреждений здравоохранения к адекватному реагированию на все чрезвычайные ситуации международного характера в рамках Международных медико-санитарных правил. ВОЗ разработала стандарты и обеспечивает формирование биобезопасности и биозащиты для лабораторий с целью поощрения безопасного использования и хранения биологических материалов, сводя до минимума риск их нецелевого использования.

Управление Верховного комиссара ООН по правам человека поддерживает содействие и защиту всех прав человека, а также осуществление эффективных контртеррористических мер в качестве взаимодополняющих и взаимоподкрепляющих целей. Согласно просьбам государств-членов управление предоставляет помощь и консультации по вопросам защиты прав человека и основных свобод во время борьбы с терроризмом, включая разработку антитеррористического законодательства и политики, не противоречащих правам человека.

Необходимо отметить постоянное сотрудничество ООН в области борьбы с международным терроризмом с такими организациями и  межправительственными институтами, как ЕС, ОБСЕ, НАТО, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), а также с такими специализированными структурами, как Европол, Офшорная группа банковских инспекторов (OGBS), Финансовая оперативная группа (FATF) и т. д.

1Аннан Кофи А. Объединимся против терроризма//http://www.un.org/russian/basic/sg/terr.html

2Международная конвенция о преступлениях и других актах, совершаемых на борту воздушных судов от 14.09.1963; Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16.12.1970; Международная конвенция о борьбе с захватом заложников от 17.12.1979; Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма (резолюция 49/60 Генеральной Ассамблеи от 09.12.1994); Декларация, дополняющая Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма 1994 г. (резолюция 51/210 Генеральной Ассамблеи от 17.12.1996); Международная конвенция о борьбе с бобмбовым терроризмом от 15.12.1997; Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 09.12.1999; Глобальная контртеррористическая стратегия ООН, содержащаяся в резолюции Генеральной Ассамблеи A/Res/60/288 от 20.09.2006, и др.//www.un.org/ru/ documents/.

 3Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма…

 4Резолюция 1373 (2001), Совет Безопасности ООН, S/RES/1373 (2001), 28.09.2001//Борьба с международным терроризмом: сб. документов/науч. ред. В.В.Устинов. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. С. 396-398.

 5Доклад Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам ООН «Более безопасный мир: наша общая ответственность». Декабрь 2004 г. A /59/ 565 + Corr. 1 //http://www.un.org/russian/securworld/report.htm

 6Глобальная контртеррористическая стратегия ООН, содержащаяся в резолюции Генеральной Ассамблеи A/Res/60/288 от 20.09.2006//www.un.org/ ru/ documents/.

 7Доклад Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна «Глобальная контртеррористическая стратегия Организации объединённых наций: деятельность системы Организации объединённых наций по осуществлению Стратегии». 07. 07. 2008//http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/62/898

 8Там же.

 9Резолюция 1373 (2001)…

10Доклад Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна…

11Резолюция 1373 (2001)… Резолюция 1624 (2005), Совет Безопасности ООН, S/RES/1624 (2005), 14.09.2005//www.un.org/ russian/…/res1624.htm

12Резолюция 1540 (2004), Совет Безопасности ООН, S/RES/1540 (2004), 28.04.2004//Борьба с международным терроризмом: сб. документов/науч. ред. В.В.Устинов. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. С. 413-415.

История
борьбы с терроризмом на международном
уровне начинается со второй половины
20-х гг. XX
в., когда в соответствии с решением
Первого Международного Конгресса
уголовного права (Брюссель, 1926 г.),
проходившего под эгидой Международной
Ассоциации уголовного права, была
проведена серия конференций, посвященных
проблеме терроризма. Основные направления
сотрудничества по борьбе с терроризмом
на государственном уровне определились
именно в ходе этих международных форумов.
Усилия юристов-международников были
направлены на разработку и согласование
документов, регулирующих такие аспекты
проблемы терроризма, как:

  • общие принципы
    борьбы с терроризмом и содержание
    некоторых терминов, используемых в
    официальных документах, регулирующих
    взаимодействие стран в рамках этого
    рода международной активности;

  • специфика борьбы
    с терроризмом на воздушном транспорте;

  • борьба с международным
    терроризмом на высшем международном
    уровне;

  • конвенционный
    механизм борьбы с международным
    терроризмом;

  • международное
    сотрудничество по борьбе с конкретными
    террористическими акциями и урегулированию
    отношений, возникших в результате их
    совершения.

Первая такая
конференция, состоявшаяся в 1927 г., приняла
документ, в котором была сделана попытка
раскрыть понятие международного
преступления и дать уголовно-правовую
оценку этому явлению. Там же подчеркивалась
необходимость уголовного преследования
и наказания лиц за совершение наиболее
опасных преступлений, создающих угрозу
общественной безопасности.

Одним
из первых шагов в организации международного
сотрудничества против террора явилось
утверждение Ассамблеей Лиги Наций в
1937г. проекта Международной конвенции
по предотвращению и наказанию актов
терроризма. Эта конвенция не была
ратифицирована и не вступила в силу. Но
внушительный пакет документов по
проблеме терроризма, принятый ООН, ее
специализированными учреждениями и
региональными организациями, по сути
лишь детализирует положения ст.1 названной
конвенции. Они касаются обязанности
«каждого Государства… воздерживаться
от всяких действий, имеющих целью
благоприятствовать террористической
деятельности, направленной против
другого Государства, и препятствовать
действиям, в которых эта деятельность
выражается… и взаимно оказывать друг
другу содействие». Декларация о мерах
по ликвидации международного терроризма,
принятая Генеральной Ассамблеей ООН в
1994 г., почти 60 лет спустя, вновь указала
на необходимость усиления сотрудничества
в борьбе с терроризмом и подтвердила
обязанность государств принимать все
возможные меры по его ликвидации. Но к
началу XXIв.
стало ясно, что угроза терроризма
разрослась до глобального уровня, и
международное сообщество пока с ней не
справляется.

Глобальную
антитеррористическую войну, объявленную
США можно считать попыткой реализации
высокотехнологичных планов смены извне
режимов на территориях, откуда исходит
реальная или виртуальная террористическая
угроза, и последующего использования
технологий по созданию там «новой
государственности». Примером подобных
действий стали Афганистан и Ирак.
Оставляя в стороне весь комплекс
неизбежных социальных, экономических,
культурологических и других последствий
политики США, можно утверждать, что в
области международных отношений данная
политика убедительно продемонстрировала
все слабости уходящей в прошлое системы
поддержания мира и безопасности, а также
подводные камни, осложняющие процесс
формирования нового миропорядка. Она
доказала, в частности, что применение
вооруженных сил не может служить
универсальным способом противостояния
терроризму. Судя по конфликтам на Ближнем
и Среднем Востоке, способности регулярной
армии бороться с иррегулярными
террористическими объединениями весьма
ограниченны. При этом следует особо
подчеркнуть: сегодня нет доказательств,
что антитеррористические методы,
используемые государствами, способствуют
решению самой проблемы терроризма.
Более того, применение военной силы
может стимулировать его развитие. Оно
порождает также целый комплекс проблем,
затрагивающих межгосударственные
отношения. Все это резко снижает
эффективность «армейского» варианта
и требует поиска иных способов
противостояния терроризму.

Международное
сообщество пришло к мнению о необходимости
в дополнение к уже имеющимся международным
инструментам ООН и в целях создания
единой правовой основы для международного
сотрудничества в борьбе с терроризмом
выработать Всеобъемлющую конвенцию по
борьбе с международным терроризмом.
Соответствующая инициатива была
выдвинута в 1996 году Индией на 51-м заседании
Генеральной Ассамблеи ООН. Резолюцией
«Меры по ликвидации международного
терроризма», принятой на 53-й сессии
Генеральной Ассамблеи ООН в 1998 году
[1.6.14], был дан мандат на приоритетную
выработку проекта подобной конвенции,
наряду с продолжающейся работой над
Конвенциями против ядерного терроризма
(инициатива разработки которой принадлежит
России) и финансирования террористической
деятельности (последняя была открыта
к подписанию 10.01.2000).

Основным критерием,
используемым экспертами при работе над
данным документом, изначально являлся
принцип недублирования имеющихся
международно-правовых инструментов.
Инициаторы проекта хотели закрепить в
преамбуле конвенции ряд политических
позиций, что было особенно проблематично
в контексте сложной взаимосвязи практики
национально-освободительного движения
с террористическими актами. Некоторые
эксперты вообще полагали, что в конвенцию
не следует включать цитаты из политических
документов, что понизило бы ее ценность
в борьбе с терроризмом, или свести их к
минимуму, и вообще она должна сосредоточиться
на индивидуальной уголовной ответственности
и не пытаться охватить вопрос об
ответственности государств за такие
деяния.

Также предлагалось,
по примеру «Международной конвенции о
борьбе с финансированием терроризма»
[1.6.15] и Конвенции ООН о борьбе с бомбовым
терроризмом, закрепить неприменимость
положений новой конвенции в отношении
государственных вооруженных сил.

Работа
над проектом продолжается, однако
разногласия между странами по
различным
аспектам
сохраняются. Вместе с тем необходимость
скорейшего завершения работы над
проектом Всеобъемлющей конвенции по
борьбе с терроризмом очевидна в связи
со всевозрастающей общественной
опасностью как внутреннего, так и
международного терроризма.
Международно-политическая опасность
последнего заключается в том, что
наибольшую угрозу он представляет,
прежде всего, для международного
правопорядка и межгосударственных
отношений, международной безопасности,
международных интересов государств,
для жизни и здоровья населения.

В последнее время
все явственнее ощущается необходимость
придания нового дыхания
глобальному сотрудничеству в борьбе с
терроризмом, что во многом будет зависеть
от усилий, предпринимаемых на региональном
уровне.

Внушительный
политико-правовой потенциал накоплен
на европейском континенте. Под эгидой
Совета Европы действует Европейская
конвенция о пресечении терроризма 1997
года, участницей которой, является и
Россия. Функционирует механизм совместных
действий в сфере антитерроризма стран
Евросоюза, в частности, в рамках группы
«ТРЕВИ». Проблематика
антитеррористического взаимодействия
регламентируется соответствующими
положениями итоговых документов со
вещаний стран Организации по безопасности
и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) Хельсинки,
Мадриде, Вене, Стамбуле. Конвенционное
закрепление сотрудничеств в борьбе с
терроризмом получило в рамках
Южно-азиатской ассоциации регионального
сотрудничества (СААРК) и Организации
американских государств (OAT),
Организации «Исламская конференция»
(ОИК) и в рамках Содружества Независимы
Государств (СНГ).

Это
свидетельствует о том, что сегодня
большинство стран признает, что
наращивание усилий в антитеррористической
борьбе означает не только сплочение
всех наций мирового сообщества, но и
создание с этой целью коалиций отдельных
государств. Так, сейчас уже успешно
действуют российско-американская и
российско-индийская рабочие группы по
борьбе с терроризмом. В октябре 2001г.
двустороннюю рабочую группу по
противодействию угрозе терроризма с
территории Афганистана решили создать
Россия и Китай. В совместном заявлении
об общи? вызовах безопасности на рубеже
21 века (Москва, 2 сентября 1998 г.) Президенты
Российской Федерации и Соединенных
Штатов Америки заявили «о категорической
неприемлемости терроризма во всех его
формах и проявлениях, независимо от
мотивов,

и согласовали ряд шагов, которые являются
ответом на растущую угрозу
терроризма»

В декабре 2001г.
Россия и Италия приняли заявление о
сотрудничестве в области противодействия
финансированию международного терроризма.
В нем говорилось, что трагические события
11 сентября подтвердили, международный
терроризм представляет одну из главных
угроз мировой стабильности, демократии,
верховенству закона и перспективам
благополучного развития человеческой
цивилизации.

Ссылаясь на
резолюции 1373 (2001) и 1377 (2001) Совета
Безопасности ООН, Совместное заявление
лидеров «восьмерки» по борьбе с
международным терроризмом от 19 сентября
2001 года. Заявление по международному
терроризму, принятое на саммите Россия
— ЕС в Брюсселе 3 октября 2001 года, а также
План действий по борьбе с финансированием
терроризма, принятый на встрече министров
финансов и управляющих центральными
банками «Группы двадцати» в Оттаве
16-17 ноября 2001 года, государства подтверждают
необходимость координировать усилия
в борьбе с терроризмом, полностью
соблюдать действующие международно-правовые
нормы и всемерно содействовать разработке
новых юридических инструментов в этой
области. Они также придают особое
значение налаживанию конструктивного
и взаимополезного диалога по
антитеррористической проблематике в
рамках расширяющегося диалога Россия
— НАТО.

Новый, весьма
важный и обнадеживающий момент в борьбе
с терроризмом — выработка параметров
конкретных совместных действий в данной
сфере стран «большой восьмерки»:
США, Великобритании, Франции, Германии,
Японии, Канады, Италии и России. Разумеется,
эти государства в силу их политического,
экономического и иного влияния обладают
немалыми возможностями для искоренения
террористической угрозы на нашей
планете.

Так, в итоговом
документе Парижского совещания министров
«восьмерки» по борьбе с терроризмом
от 30 июля 1996 г. зафиксировано «общее
мнение о необходимости нахождения
решений, которые бы учитывали все факторы
обеспечения прочного урегулирования
нерешенных конфликтов, а также
необходимость противостоять условиям,
способствующим развитию терроризма».

Подтвердив
усиление в международном сообществе
настроя в пользу осуждения терроризма
в любых его проявлениях и формах,
независимо от мотивов, и недопущения
уступок террористам, участники совещания
приняли пакет из 25 мер, рекомендованных
государствам для повышения эффективности
противодействия э угрозе.

К
числу
мер внутригосударственного характера
отнесены:

  • расширение
    подготовки антитеррористических
    кадров, в том числе по противодействию
    актам с использованием радиоактивных,
    химических, биологически: токсичных
    веществ;

  • расследование,
    когда для этого существуют основания
    в соответствии с национальным
    законодательством, случаев использования
    террористами для прикрытия своей
    деятельности организаций, групп или
    ассоциаций, в том числе преследующих
    благотворительные, социальные или
    культурные цели;

  • принятие эффективного
    законодательства и правил по контролю
    за производством, перевозкой и экспортом
    оружия, взрывчатых веществ и любых
    устройств, предназначенных для причинения
    разрушений и увечий, в целях предотвращения
    их использования террористами;

  • привлечение к
    уголовной ответственности лиц,
    обвиняющихся в планировании, подготовке
    или совершении террористических акций,
    или оказании поддержки террористическим
    действиям;

  • принятие
    административных мер для предотвращения
    свободного передвижения террористов
    путем усиления пограничного контроля
    и контроля за выдачей документов,
    удостоверяющих личность их владельцев,
    и проездных документов, а также проверки
    лиц, добивающихся предоставления им
    политического убежища. Специально
    оговаривалась, принимая во внимание
    использование террористами электронных
    и телеграфных средств связи, необходимость
    выработки соответствующих национальному
    законодательству мер по предотвращению
    подобной преступной деятельности.

Для
углубления международного сотрудничества
в сфере противодействия терроризму
участникам совещания, в частности,
рекомендовалось:
принять
меры по скорейшему присоединению к
действующим международным
антитеррористическим договоренностям
(конвенциям);
развивать
путем заключения межгосударственных
соглашений механизмы взаимной правовой
помощи по ускорению и облегчению
раскрытия предотвращения террористических
акций;
предпринимать
в соответствии с внутригосударственным
законодательством меры по предотвращению
прямого и косвенного финансирования
терроризма и деятельности террористических
организаций, что допускает введение
мониторинга и контроля за денежными
переводами и раскрытие банковской
тайны;
принять
меры по улучшению обмена информацией
в сфере борьбы с терроризмом.

3
октября 2001 года в Брюсселе состоялся
саммит Россия — ЕС, на котором было
принято совместное заявление по
международному терроризму Президента
РФ В.В. Путина, Председателя Европейского
совета Г. Верхоф-стадта, при содействии
Генерального секретаря Совета ЕС X.
Соланы. и Председателя Комиссии
Европейских сообществ Р. Проди. Участники
встречи заявили, что они обсудили весь
комплекс проблем, связанных с международным
терроризмом, особенно в контексте
трагических событий, обрушившихся на
Соединенные Штаты 11 сентября 2001 года.

Борьба против
международного терроризма не будет
эффективной, если не будет основываться
на последовательных усилиях в рамках
международного права и Устава ООН. В
ООН Россия поддерживает принятую 28
сентября 2001 г. резолюцию № 1373 СБ ООН о
борьбе с терроризмом, а также выработку
в рамках ООН генеральной конвенции по
борьбе с международным терроризмом, с
инициативой о которой выступила Индия,
и внесем свой вклад в завершение выработки
проекта международной конвенции по
предотвращению актов ядерного терроризма
для предоставления его на рассмотрение
Генеральной Ассамблее.

Государства
— члены ООН приняли решение изучить
условия и модальности обмена информацией
касательно:
деятельности
и перемещений физических лиц и групп,
принадлежащих к террористическим сетям
или поддерживающих связи с ними;
транспортных
документов, подлинность которых вызывает
сомнение; поставок оружия, взрывчатых
веществ и материалов двойного назначения;
финансовых
операций, которые могут быть использованы
в качестве поддержки деятельности
террористов;
новых
форм террористической деятельности,
включая химическую, биологическую и
ядерную угрозы.

Совместный
постоянный совет НАТО — Россия, который
провел 13 сентября 2001 года чрезвычайную
встречу на уровне послов, выразил гнев
и возмущение варварскими актами,
направленными против народа Соединенных
Штатов Америки. Члены Альянса и Россия
выражают свои глубочайшие соболезнования
жертвам и их семьям. Страны-члены НАТО
и Россия сами пострадали от вылазок
террористов, направленных против
гражданского населения, однако ужасающие
масштабы акций, совершенных 11 сентября,
являются беспрецедентными в современной
истории.

8 декабря 2001г. в
Брюсселе состоялось заседание Совместного
постоянного совета НАТО — Россия на
уровне министров обороны. Министры
полностью поддержали принятое министрами
иностранных дел 7 декабря решение о
новом импульсе и новом содержании
партнерских отношений между союзниками
по НАТО и Россией с целью создания нового
совета, который объединит государства-члены
НАТО и Россию в интересах выявления и
реализации возможностей для совместных
действий в формате 20.

Успех в борьбе с
терроризмом может быть достигнут лишь
совместными усилиями представителей
заинтересованных стран. Этому
способствовало бы проведение на
регулярной основе двусторонних и
многосторонних встреч руководителей
ведомств, спецподразделений, экспертов,
решающих задачи противодействия
терроризму. Актуальными становятся
создание совместных структур, совместная
подготовка и проведение научных
конференций, совещаний специалистов
по борьбе с терроризмом. Среди возможных
направлений международного взаимодействия,
к которым могла бы подключиться и Россия,
можно отметить проведение совместных
оперативных мероприятий; обмен
технологиями и опытом по производству
и применению технических и боевых
средств; разработка и совершенствование
законодательной базы и международно-правовых
норм о сотрудничестве в борьбе с
терроризмом; определение системы
принципов и понятий, необходимых для
определения единых подходов к оценке
событий и проблем, связанных с
террористической деятельностью в любой
стране или регионе; разработка правовых
норм, регламентирующих возможности
использования территории другого
государства для освобождения заложников
и действий против террористов; определение
места и роли СМИ в целях формирования
мирового общественного мнения в плане
нетерпимости к терроризму и взвешенной
подачи материалов; повышение роли
неправительственных организаций и
независимых экспертов в расширении
международного сотрудничества по
вопросам борьбы с терроризмом.

Дискуссионным и
имеющим практический смысл является
вопрос о том, какую позицию должны
занимать власти в отношении террористов:
выполнять их требования или нет. В
мировой практике сформировались два
подхода. Первый подход (Израиль)
предусматривает уничтожение террористов
при всех обстоятельствах, даже если это
повлечет за собой гибель заложников.
Второй подход предполагает выполнение
лишь некоторых непринципиальных условий,
выдвигаемых террористами, с тем, чтобы
минимизировать возможные потери.

В настоящее время
сначала в конфликты, а затем в процесс
постконфликтного урегулирования на
Среднем Востоке (Афганистан и Ирак)
вовлечены две международные организации
— ООН и НАТО. Они столкнулись с разными
вызовами и последствиями, обусловленными
политикой США в этом регионе.

Военные
действия США в Афганистане, направленные
против «Аль-Каиды» и режима талибов,
получили безоговорочную поддержку как
международного сообщества (структурно
оформленную в виде мягкой антитеррористической
коалиции), так и ООН. Последняя, признав
существование в Афганистане угрозы
международному миру и безопасности,
тем самым придала действиям США
легитимность. Уже
12
сентября 2001 г. Генеральная Ассамблея
ООН и Совет Безопасности приняли
резолюции с единогласным осуждением
терактов в США [1.6.16]. В резолюции СБ было
заявлено о намерении «противостоять
всеми средствами угрозам международному
миру и безопасности, которые представляют
террористические акты». В то же время,
члены международной коалиции не проявили
особого желания взять на себя коллективную
ответственность за развитие постконфликтной
ситуации в стране. Предполагалось, что
главную роль в формировании там нового
политического устройства должны играть
сами афганцы, а ООН — оказывать им
содействие. В рамках этого подхода в
декабре 2001 г. были сформированы
Международные силы содействия безопасности
ООН (МССБ) для оказания помощи Временному
правительству Афганистана в обеспечении
безопасности в Кабуле и прилегающих
регионах. В марте 2002 г. было принято
решение о создании Миссии ООН по
содействию Афганистану (МООНСА), которая
приняла эстафету от Специальной миссии
ООН в Афганистане, действовавшей с 1993
г. Основной задачей новой организации
являлась координация планирования и
распределения международной помощи
Афганистану.

Если на действия
США в Афганистане международное
сообщество реагировала довольно
единодушно, то иракская проблема вызвала
раскол в ее оценке международной
общественностью, и главное — Советом
Безопасности. Глубокие разногласия,
связанные с противоречивым видением
самой проблемы терроризма, различиями
в подходе к решению задач борьбы с
террором, оценкой возможного ущерба
национальным интересам отдельных
государств вследствие реализации взятой
США на вооружение концепции глобальной
антитеррористической войны, развели
по разные стороны баррикад его постоянных
членов: США и Великобританию, с одной
стороны, Россию, Францию, Китай — с другой.
Такая ситуация возникла в истории ООН
впервые. Она показала: на фоне своего
бесспорного глобального военного
превосходства и решимости принять
ответственность за очередное применение
военной силы в Заливе США способны
просто проигнорировать любое решение
СБ ООН, в том числе, вето одного или
нескольких постоянных членов. Это
означало подрыв основополагающих
принципов Устава, касающихся главного
предназначения ООН и ответственности
постоянных членов за поддержание
международных мира и безопасности.
Действия США создавали прецедент отказа
от признания Совета Безопасности главным
органом по поддержанию международных
мира и безопасности. В международной
полемике, развернувшейся вокруг событий
в Ираке, неоднократно высказывались
мнения о кризисе ООН: система коллективной
безопасности оказалась несовместима
с монополярным миром.

Однако,
столкнувшись с неопределенностью
перспектив стабилизации положения в
Ираке, США были вынуждены обратиться к
международной поддержке в решении
иракской проблемы. Еще в августе 2003г.
Совет безопасности ООН принял резолюцию
1500, касающуюся участия Объединенных
Наций в послевоенном урегулировании в
Ираке. Предполагалось, что ООН будет
содействовать решению гуманитарных
проблем страны, оказывать помощь в
проведении выборов, в создании новых
органов власти и становлении гражданского
общества. Однако, после теракта против
передовой миссии ООН в Багдаде в августе
2003г., приведшего к гибели 23 сотрудников
ООН, она была выведена из Ирака.

Отметим, что США
никогда не рассматривали ООН как
инструмент обеспечения собственной
безопасности, в том числе борьбы с
антиамериканским терроризмом. Шоковая
реакция в мире на события 11 сентября
2001 г. помогла Соединенным Штатам опереться
на антитеррористическую коалицию во
время критического этапа афганской
операции. Однако при всем политическом
значении коалиции ее «неамериканская»
часть играла лишь вспомогательную роль
в организации и проведении военной
операции. ООН как межправительственная
структура не смогла бы возглавить
военные действия ни в Афганистане, ни
тем более в Ираке. Сегодня, во всех
миссиях ООН по поддержанию мира и
многосторонних миротворческих операциях,
санкционированных Объединенными
Нациями, задействовано всего около 35
тыс. человек.

Изменения произошли
и в деятельности НАТО. Общие обязательства
стран-участниц альянса по сдерживанию
и ликвидации угроз терроризма были
определены на Пражском саммите 2002г. С
апреля 2003 г. альянс взял на себя руководство
Международными силами содействия
безопасности в Афганистане, командование
которыми прежде последовательно
осуществлялось различными членами
НАТО. Формально миротворческую операцию
в этой стране проводит ООН. Однако тот
факт, что отныне командование, координация
и планирование операции по поддержанию
мира в Афганистане входят в задачи
альянса, по сути, означает расширение
ответственности зоны последнего до
глобального уровня.

В связи с событиями
в Ираке НАТО сначала оказалась в более
сложном положении. Позиция, занятая
Францией и Германией, в какой-то момент
продемонстрировала возможность
военно-политического паралича организации.
Раскол альянса на участников и неучастников
военной операции США в Ираке в известной
мере разрушил имидж НАТО как самой
мощной и самой эффективной военной
машины в мире. В какой-то мере попыткой
реванша за продемонстрированный на
начальном этапе Иракского кризиса
приступ бессилия стало принятое НАТО
в 2003 г. решение о намерении оказывать
поддержку Польше по подготовке к принятию
ею на себя командования многонациональной
дивизией, содействующей восстановлению
стабильности в Ираке. Таким образом,
НАТО уже в 2003 г. оказалась косвенно
причастной к мероприятиям, связанным
с последствиями военной операции в
Ираке.

В целом можно
утверждать, что, несмотря на проблемы
внутреннего характера, связанные с
угрозой терроризма и конфликтом в Ираке,
НАТО все же не понесла ощутимые
политические потери и активно пытается
приспособиться к новым задачам в сфере
обеспечения безопасности.

Новые
глобальные вызовы затронули и ряд других
межправительственных организаций. Так,
ситуация, сложившаяся в мире после 11
сентября, включая конфликты в Афганистане
и Ираке, создала определенные проблемы
для Европейского Союза, который находился
в процессе поисков новой, общеевропейской
системы безопасности. В 1999г. ЕС принял
решение об основах Европейской политики
безопасности и обороны (ЕПБО). При этом
подчеркивалось стремление создать
возможности для самостоятельных
действий, поддерживаемых вооруженными
силами, которые могут быть использованы
«ради ответа на международные кризисы
без предубеждения перед действиями
НАТО. Однако строительство единой
внешней и оборонной европейской политики
идет довольно медленно, прежде всего в
силу трудностей согласования отношений
ЕС и НАТО в рамках двух концепций —
региональной и трансатлантической.
Конфликты на Среднем Востоке ставят
перед Европейским Союзом сложные задачи
выработки системных решений по проблемам
разграничения функций, сфер деятельности
и взаимодействия европейских и
атлантических структур обеспечения
безопасности, тем более что поиск этих
решений происходит
на
фоне процессов расширения и ЕС, и НАТО.

Европейский Союз
рассматривает терроризм, распространение
оружия массового уничтожения (ОМУ) и
региональные конфликты как непосредственные
стратегические угрозы дальнейшему
развитию общеевропейского единства.
Позиция европейских стран по конкретным
проблемам обеспечения безопасности
отнюдь не едина. Но острота террористической
угрозы оставляет все меньше возможностей
для неспешных дискуссий, подталкивая
Европу к форсированному созданию единой
антитеррористической инфраструктуры.
В этой связи активно обсуждаются вопросы
контроля за финансовыми потоками,
введения единого европейского ордера
на арест, создания Центрального
разведывательного агентства, единого
командного центра европейской обороны,
развивается сотрудничество спецслужб.
Активно обсуждаются также проблемы
создания европейских сил быстрого
реагирования. Однако в целом ЕС в большей
мере ориентирован на развитие несиловых
методов борьбы с терроризмом. Решение
Испании вывести войска из Ирака и
некоторый отток формирований ряда
других государств — членов проамериканской
коалиции усилили позиции членов
Европейского Союза, озабоченных
сохранением роли ООН как главной
глобальной структуры, ответственной
за поддержание международного мира и
безопасности.

Из других организаций,
в задачи которых входит поддержание
мира, в контексте рассматриваемой
проблематики можно упомянуть Организацию
по безопасности и сотрудничеству в
Европе (ОБСЕ). Объединяя 55 государств
Северной Америки, Европы и Центральной
Азии, ОБСЕ тем не менее не играет
сколько-нибудь значимой роли в формировании
ответов на глобальные вызовы. Деятельность
17 Миссий ОБСЕ, оказывающих содействие
в разрешении конфликтов, строительстве
демократических институтов и прочее,
имеет узкорегиональный характер.
Антитеррористическая направленность
в ней выражена слабо и по существу никак
не влияет на развитие ситуации в этой
сфере.

В
России масштабы и специфика угрозы
терроризма теснейшим образом связаны
с конфликтом в Чечне. Формирование и
разрастание этой угрозы более всего
обусловлено субъективными и объективными
особенностями процесса российской
суверенизации, проявившимися в слабости,
келейности и конъюнктурности политики
федерального центра на Северном Кавказе
начиная с 1991г.
Война
в Чечне является одним из главных
факторов, определивших отношение России
к проблеме международного терроризма.
За последние годы Россия предприняла
немало усилий, чтобы структурировать,
насколько это возможно, систему
противостояния терроризму на постсоветском
пространстве и активизировать свою
политику, направленную на развитие
международного сотрудничества в области
борьбы с терроризмом и другими глобальными
угрозами.

Конструируемая
Россией система противостояния
транснациональному терроризму охватывает
ряд бывших республик СССР. Она включает
Антитеррористический центр (АТЦ) СНГ,
куда входят 11 государств. АТЦ является
информационно-аналитической структурой,
в функции которой входит координация
взаимодействия компетентных органов
стран СНГ в борьбе с терроризмом и
экстремизмом. Центром разработано
Положение о порядке подготовки и
проведения совместных антитеррористических
операций на территории СНГ, подписанное
главами государств СНГ в октябре 2002 г.
(некоторыми из них — с определенными
оговорками). АТЦ также координирует
работу по подготовке специалистов из
стран СНГ на базе Центра специального
назначения ФСБ России и развивает
взаимодействие с другими антитеррористическими
структурами как на глобальном (ООН), так
и на региональном и субрегиональном
уровнях.

Следующая
ступень сотрудничества в борьбе с
угрозой терроризма — это Организация
Договора о коллективной безопасности
(ОДКБ), своими корнями связанная с
процессом распада СССР. Конфликт в
Афганистане и военное присутствие США
в Центральной Азии затронули интересы
всех государств этого региона и в
значительной степени изменили
военно-политическую картину в данной
части постсоветского пространства.
Однако главная функционирующая здесь
региональная организация безопасности,
объединяющая Россию и часть государств
Центральной Азии — Договор о коллективной
безопасности — оказалась совершенно
непригодной для какого-либо коллективного
реагирования на сложившуюся ситуацию.
Создававшаяся по классическим канонам
прошлой эпохи, она не располагала
юридической базой для принятия решений
в нестандартной ситуации, сложившейся
вокруг Афганистана, и в условиях отнюдь
не полного совпадения интересов России
и государств Центральной Азии. Поэтому
политические и организационные вопросы
обеспечения афганской военной операции
США решались фактически на уровне
двусторонних переговоров
без
реального участия органов ДКБ.

Россия, постоянно
прилагавшая немалые усилия по
предотвращению военной дезинтеграции
стран СНГ, сумела добиться преобразования
Договора о коллективной безопасности
в Организацию Договора о коллективной
безопасности, членами которой являются
Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия,
Россия и Таджикистан. Уже в октябре 2002
г. президенты государств — участников
бывшего ДКБ подписали Устав ОДКБ и
Соглашение о ее правовом статусе. В
Уставе этой организации задачи борьбы
с международным терроризмом и другими
нетрадиционными угрозами безопасности
занимают одно из важнейших мест.

Реализация этих
задач в Центральноазиатском регионе
возложена на Коллективные силы быстрого
развертывания (КСБР ЦАР), находящиеся
в подчинении Объединенного штаба,
который начал работать с января 2004 г.
КСБР включают воинские формирования
стран-участниц, а также подразделения
авиации, расположенные на российской
авиационной базе в Канте (Киргизия). В
перспективе не исключается формирование
коллективных миротворческих сил ОДКБ,
которые могут быть использованы как в
зоне ответственности Договора, так и
при проведении миротворческих операций
под эгидой ООН, в частности, в Афганистане.

На межрегиональном
уровне Россия — один из инициаторов и
участников Шанхайской организации
сотрудничества (ШОС), членами которой
сейчас являются также Казахстан,
Киргизия, Китай, Таджикистан и Узбекистан.
Важно подчеркнуть, что эта организация
относится к числу международных структур
безопасности нового поколения. С момента
ее создания в 2001г. Организация выделила
в качестве приоритетных задачи обеспечения
безопасности, включая борьбу с угрозами
исламского радикализма, сепаратизмом,
наркоторговлей, незаконной миграцией.
В частности, в рамках Шанхайской конвенции
о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и
экстремизмом, подписанной участниками
ШОС в 2001г., был создан постоянно действующий
орган — Региональная антитеррористическая
структура. Однако в событиях вокруг
Афганистана ШОС не сыграла сколько-нибудь
заметной роли. Организация была еще
слишком молода и аморфна для реального
участия в событиях, стремительно
разворачивавшихся в Афганистане и
вокруг него.

В 2002г. в Санкт-Петербурге
участники ШОС подписали ряд важных
документов, укрепляющих ее организационную
структуру и конкретизирующих отдельные
направления деятельности. Эти шаги
свидетельствовали об определенном
стремлении членов ШОС укрепить
международный потенциал организации
и расширить возможности оперативного
реагирования на возникающие вызовы. К
началу 2004г. ШОС подошла к завершению
организационного этапа своего
существования. Сейчас она начинает
функционировать как полноценная
межправительственная структура, имеющая
собственные рабочие механизмы, персонал
и бюджет. Рабочий орган ШОС — Исполнительный
комитет Региональной антитеррористической
структуры, в задачи которого входит
координация деятельности по борьбе
против терроризма, религиозного
экстремизма и наркотрафика — было решено
дислоцировать в Узбекистане. Сейчас,
видимо, еще рано говорить о конкретных
результатах деятельности ШОС по
обеспечению безопасности в Центральной
Азии и на Среднем Востоке. Однако
геополитическая и геоэкономическая
заинтересованность России и Китая в
упрочении здесь своего влияния, а также
то обстоятельство, что ШОС как молодая
организация располагает возможностями
расширения своих функций-с учетом опыта
конфликтов на Среднем Востоке, открывают
определенные перспективы для адаптации
ее деятельности к масштабам и характеру
глобальных угроз, в полной мере проявляющих
себя в регионе.

На
общемировом уровне Россия выступает
за формирование под эгидой ООН глобальной
системы противодействия терроризму.
Контртеррористический комитет Совета
безопасности ООН, возглавляемый Россией
с мая 2004 г., рассматривается ею как
главный элемент мировой антитеррористической
архитектуры. Однако усилия нашей страны,
направленные на углубление международного
сотрудничества в этой области и создание
стройной и дееспособной системы
противостояния терроризму на постсоветском
пространстве, в силу ряда причин
ослабляются. Во внешнеполитической
сфере назовем, прежде всего, не только
политическое, но и общественное неприятие
российской политики в Чечне со стороны
Запада, прежде всего,
европейских
стран. Ссылки на «двойные стандарты»
в политике Запада мало помогают России,
поскольку ее собственная позиция по
вопросу о Чечне достаточно противоречива.
Выступая за развитие многостороннего
сотрудничества в борьбе с терроризмом
и квалифицируя террористические акты
на территории страны как проявление
угроз международного терроризма, Россия
одновременно рассматривает чеченский
конфликт как проблему, относящуюся
исключительно к сфере внутренней
компетенции российских властей и
категорически отказывается от
международного участия в ее решении.
Между тем серия терактов и особенно
трагедия в Беслане осенью 2004 г. наглядно
показали, что сама Россия не справляется
с напором терроризма. Очевидно, что
ситуация в Чечне является одним из
важнейших факторов генерации
террористической агрессии. Столь же
очевидно, что Россия нуждается в выработке
более гибкой и последовательной политики
по вопросу о формах и методах международного
содействия стабилизации положения на
Северном Кавказе.

Заинтересованность
России в сохранении зоны своих «особых
интересов» в ближнем зарубежье
наталкивается на нежелание бывших
республик занять позицию безоговорочно
односторонней ориентации на Россию как
на опору обеспечения собственной
безопасности, тем более что внешние
условия благоприятствуют этому. Поэтому
терроризм продолжает оставаться одной
из наиболее серьезных угроз национальной
безопасности страны.

Мировое сообщество
не сумело найти четкого определения
врага в разворачивающейся на наших
глазах войне против транснационального
терроризма, в которую втянуто множество
государств. Это явление связывается с
социальными, экономическими и/или
политическими процессами, с религиозными
факторами, с проблемой самоопределения
наций, противоречиями между Севером и
Югом или мусульманским миром и Западом,
с переделом сфер влияния на мировой
арене и так далее. Можно, однако,
утверждать, что плюрализму характеристик
терроризма соответствует плюрализм
целей антитеррористической борьбы.
Ярким подтверждением этого могут служить
конфликты на Среднем Востоке.

«Официальной»
целью военных операций США в Афганистане
и Ираке, как известно, является
провозглашенная администрацией Дж.Буша
глобальная война с терроризмом. На деле
в регионе решаются, по крайней мере, две
задачи, причем трудно сказать, какая из
них является «более главной».
Во-первых, конфликты в Афганистане и
Ираке теснейшим образом связаны с
окончательной ликвидацией наследия
холодной войны и утверждением новой
расстановки сил в постбиполярном мире.
Борьба с терроризмом служит при этом
оправданием целей установления
политического контроля над регионом.
Подтверждением этого, в частности,
являются скандальные истории, касающиеся
поисков оружия массового уничтожения
в Ираке. Во-вторых, военные операции в
Афганистане и Ираке и последующее
постконфликтное урегулирование включают
задачу уничтожения террористических
структур, которая после событий 11
сентября предстает одновременно как
задача обеспечения собственной
безопасности США. При этом масштабы
применения вооруженных сил, несоразмерно
превышающих по своей мощи кумулятивный
военный потенциал Среднего, да и Ближнего
Востока, свидетельствуют, что традиционное
использование военной силы по-прежнему
является наиболее доступным способом
продвижения внешнеполитических целей,
касающихся как изменения политической
картины мира, так и ответов на новые
глобальные вызовы.

Необычайно прочная
конструкция ООН, несмотря на новую
конфигурацию глобальных политических
сил, позволяет ей оставаться единственным
источником придания легитимности
силовым акциям государств-членов, в том
числе США. При новом соотношении сил
разногласия между постоянными членами
в СБ ООН вряд ли могут достигать уровня
лобовой конфронтации, что обусловлено
не столько общностью интересов всего
международного сообщества перед лицом
глобальных угроз, сколько невозможностью
противостояния, присущего биполярному
миру.

При всей
противоречивости оценок политики США
на Среднем Востоке, при ее неприятии
значительной частью международного
сообщества, Соединенные Штаты решали
в регионе не только собственные задачи.
Особенно это относится ко всему комплексу
проблем, связанных с ситуацией в
Афганистане и вокруг него. Если говорить
об Ираке, то здесь главным стержнем
международных разногласий являлся не
столько вопрос о свержении или сохранении
режима Саддама Хусейна, сколько характер
контроля над ситуацией в регионе. Поэтому
СБ ООН еще долго будет служить переговорной
площадкой, используемой в целях достижения
компромиссных решений для установления
приемлемого баланса между монополярными
претензиями США и интересами других
постоянных членов.

Что касается
военного и миротворческого потенциала
мирового сообщества для урегулирования
конфликтов, в которые вовлечены наиболее
развитые страны, то на роль силовой
структуры способной выступать на
глобальном уровне, все в большей мере
претендует НАТО. Возможности других
региональных организаций, включая
структуры нового поколения, ограничены
нехваткой ресурсов, слабостью силового
и/или политического потенциала, наконец,
недостаточным развитием системы
многоуровневого и разнопланового
международного сотрудничества,
направленного на предотвращение и
противодействие глобальным угрозам.
Необходимо отметить, что все
вышеперечисленные факторы в большей
или меньшей степени относятся и к
Североатлантическому альянсу. Однако
в тандеме с США они могут быть существенно
нейтрализованы.

Но ни США, ни ООН,
ни НАТО, ни другие международные
организации не переломили ситуацию в
сфере борьбы с глобальными вызовами.
Для решения этой задачи государства
должны продвигаться к созданию качественно
иных «сетей взаимозависимости»,
способных реально контролировать
развитие любых криминальных угроз
глобального уровня. Как ни парадоксально,
это означает возрастание значения роли
ООН как источника легитимности и
международного согласия в случае
возникновения международных кризисов.
Можно согласиться с Генеральным
секретарем ООН Кофи Аннаном, который
считает, что в современной ситуации
роль ООН состоит в анализе текущих и
будущих угроз миру и безопасности, в
оценке вклада коллективных действий
при формировании ответов на эти угрозы
и в выработке рекомендаций, касающихся
необходимых изменений в целях превращения
ООН в легитимный и эффективный инструмент
их отражения.

Таким
образом, общую реакцию международного
сообщества на новые вызовы и весь
комплекс его силовых и миростроительных
усилий по разрешению конфликтов на
Среднем Востоке можно считать попыткой
формирования стратегических подходов
к решению современных проблем обеспечения
безопасности. Боевые действия, развернутые
США на Среднем Востоке, а также все
мероприятия по делегитимизации прямых
и косвенных форм поддержания терроризма
со стороны отдельных
государств,
в том числе попытки создания системы
международного антитеррористического
сотрудничества спецслужб, ориентированы
на подавление терактов. Они оставляют
в стороне главную проблему — поиски
путей глобального изменения условий,
порождающих терроризм. Старые формы
обеспечения безопасности теряют
эффективность.

Начало нового века
ознаменовалось появлением новых по
сравнению с биполярным миром разломов
в мировом сообществе. Транснациональный
терроризм выступает при этом как
использующий неизбирательное насилие
внесистемный протест против существующей
модели мироустройства.

Терроризм
подрывает важнейшую функцию государства
— обеспечение безопасности граждан.
Государственная и межгосударственная
антитеррористическая политика, неизбежно
преломляясь сквозь призму интересов
национальных элит и наталкиваясь на
тенденции формирования монополярного
мира, тормозит продвижение к созданию
эффективной глобальной системы
противодействия транснациональному
террору. Практика уже доказала, что
война против терроризма теми методами,
которые использовались в конфликтах
на Среднем Востоке (или, к примеру, в
Чечне) отнюдь не достаточна для приемлемого
смягчения этой угрозы. Очевидно, что
адекватная условиям глобализации
система обеспечения международной
безопасности будет рождаться в ходе
долгой, перемежаемой конфликтами
позиционной борьбы, обусловленной, в
том
числе,
последствиями формирования монополярного
мира. Представляется, что глобальная
система противостояния транснациональному
терроризму должна быть ориентирована
не столько на прямую борьбу с террором,
которая может осуществляться на более
низких уровнях специальными
профессиональными формированиями,
сколько на создание принципиально новых
международных структур, нацеленных на
компенсацию политического, экономического
и социального расслоения мира на фоне
и под влиянием глобализации. Однако
характер глобализации международной
элиты не позволяет с уверенностью
утверждать, что тенденция перерастания
агрессивного между народного антитеррора
в интегрирующую политику общепланетарного
развития становится главным направлением
международных усилий. Исход и характер
влияния террора и антитеррора на
перспективы глобального развития еще
не определились.

Автор статьи

Людмила Юрьевна Ананьева

Эксперт по предмету «Международные отношения»

преподавательский стаж — 10 лет

Задать вопрос автору статьи

Международный терроризм и его отличительные признаки

Определение 1

Международный терроризм – это способ устрашения государств и их населения посредством реализации террористических актов против мирного населения, общественных и государственных деятелей.

Для того, чтобы эффективно бороться с международным терроризмом, необходимо, прежде всего, понимать его суть. Рассмотрим ее более подробно.

Международный терроризм представляет собой особую форму терроризма, характеризующуюся следующими чертами:

  • глобализация;
  • профессионализация;
  • опора на экстремистскую идеологию.

Объектом террористической борьбы чаще всего выступаю религиозные или политические взгляды, международные организации, институты, соглашения. Его отличительной чертой выступает наличие международных и региональных органов, руководящих принятие решений относительно планирования террористической деятельности, подготовки и реализации конкретных мероприятий, организации взаимодействия отдельных групп и исполнителей террора. Кроме того, эксперты к числу специфических черт международного терроризма на современном этапе его развития относят использование террористов-самоубийц, рационализацию подхода террористических организаций, а также их прибегание к угрозам использовать ядерное, химическое или бактериологическое оружия.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

Международный терроризм, зародившись в конце 1960-х годов, свое наиболее значительное развитие получил в конце ХХ – начале XXI века. Сегодня ни у кого нет сомнений, что он превратился в глобальную проблему всего мирового сообщества. Для ее решения страны вынуждены объединять усилия, координировать свои действия и оказывать посильную помощь друг другу.

К числу основных целей международного терроризма могут быть отнесены дестабилизация и дезорганизация государственного управления, а также нанесение экономического и политического ущерба стране. Считается, что все это должно побудить правительство страны к изменению своей политики в выгодную для террористов сторону. Наибольшую угрозу международный терроризм несет для международного порядка и безопасности, а также для межгосударственных отношений и международных интересов стран мира. Место совершения терактов в данном случае не имеет значения.

Реализация международного терроризма строится на основе поддержки различного рода экстремистских организаций, разбросанных по всему миру, а также на содействии некоторых стран, от которых международные террористические организации получают материальную и финансовую помощь, современно вооружение и средствам связи. Все это помогает в подготовке боевиков.

«Борьба с международным терроризмом» 👇

Основные способы борьбы с международным терроризмом

Борьба с международным терроризмом – общая задача всех стран мира. В общем смысле ее следует рассматривать в качестве контролированного, сознательного процесса, в результате которого появляются хорошо продуманные и детально проработанные еще до начала формальной реализации стратегии.

В настоящее время основными способами борьбы с международным терроризмом выступает локализация и нейтрализация террористических тенденций наряду с усилением потенциальных предпосылок для формирования и развития террористических движений. Основным инструментом борьбы выступает система международного сотрудничества.

В основу борьбы с международным терроризмом заложены следующие принципы:

  • недопустимость оправдания актов терроризма, их осуждение как преступных;
  • отказ от уступок террористам и заключения с ними каких-либо сделок;
  • бескомпромиссность борьбы с международным терроризмом во всех его формах;
  • не предоставление убежища и передача террористов правосудию за совершенные ими преступления;
  • обеспечение задержания, судебного преследования либо выдачи террористов;
  • недопустимость участия стран в организации, подстрекательстве либо участии в актах терроризма;
  • изоляция государств, поддерживающих терроризм и оказание на них давления в целях изменения теми своего поведения.

В конечном счете, основой борьбы с международным терроризмом сегодня выступает укрепление и развитие международного сотрудничества в части предотвращения, пресечения и ликвидации терроризма (как в части исполнителей, так и в части руководителей и спонсоров).

Стратегии борьбы с международным терроризмом

В настоящее время эксперты выделяют порядка трех основных стратегий борьбы с международным терроризмом. Все они в общем виде представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.

Ключевые стратегии борьбы с международным терроризмом. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Ключевые стратегии борьбы с международным терроризмом. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Стратегия насильственного противоборства реализуется в контексте общей борьбы за существование, результатом которого становится гибель наименее приспособленных к данным условиям жизни социальных групп и систем и выживание более приспособленных. В данном случае речь идет о своего рода эволюционном процессе.

Вторая концепция борьбы с терроризмом строится на уничтожение врага посредством проведения военных действий и контртеррористических операций. Эти операции зачастую носят международный характер.

В третьем случае речь идет о реализации целого комплекса мер предупреждающего характера, основанного на превентивном обеспечении невозможности полноценного функционирования террористических единиц. В современном мире данная стратегия представляет собой своего рода информационную или «бескровную» войну.

Кроме того, гипотетически эксперты выделяют вариант гуманной войны с терроризмом, основанное на необходимости нейтрализации террогенности посредством недопущения террогенных факторов, осуществления взаимных уступок и заключения договоренностей.

Многие говорят о том, что в современном мире в рамках борьбы с международным терроризмом первые две стратегии уже устарели, доказав свою нецивилизованность и неэффективность. В будущем наибольшими перспективами развития будут обладать те стратегии борьбы с международным терроризмом, в которых нет признаков физического насилия, а основной упор сделан на достижение разумного компромисса, учитывающего интересы конфликтующих сторон. Считается, что это позволит определить наиболее оптимальный алгоритм социального управления, при котором терроризм станет попросту невозможен.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Детралекс 1000 инструкция по применению цена отзывы противопоказания
  • Зомби руководство по выживанию отзывы
  • Смена состава учредителей ооо пошаговая инструкция
  • Стройка каркасной бани своими руками пошаговая инструкция
  • Панангин 158мг 140мг инструкция по применению