Руководство по дистанционному обучению

Пошаговое руководство по дистанционному обучению в колледже

Одной из современных и практически повсеместно доступных форм подготовки дипломированных специалистов является дистанционная. Данный формат изначально внедрялся на уровне вузов, а затем постепенно перебрался в зону колледжей и техникумов. В период пандемии этот формат успешно зарекомендовал себя на всех ступенях образования страны, позволив не прекращать обучение и развитие в столь непростое время.

Сегодня мы расскажем об особенностях дистанционной подготовки студентов сузов.

Понятие и особенности дистанционного обучения в колледже

Дистанционное обучение в сузе представляет собой современный способ подготовки дипломированных специалистов, основанный на использовании интернет-технологий. В этом случае студент постигает азы определенной профессии в любом удобном для него месте. Посещения колледжа не требуется, в редких случаях выпускнику приходится защищать дипломную работу в очном формате.

Специфика дистанционного обучения в колледже заключается в следующем. Во-первых, согласно современных требованиям первичное освоение профессии на уровне бакалавриата допустимо только в очном формате. Абитуриентам запретили поступать на заочное отделение, но о дистанционном форме речи не было. Видимо поэтому она до сих пор успешно процветает.

Специфика дистанта в колледже

Специфика дистанта в колледже

Во-вторых, стоимость подготовки дипломантов в рамках онлайн-образования при сузе обходится дешевле, чем обучение на очном отделении.

В-третьих, далеко не все профессии доступны на базе онлайн-подготовки при колледже. Согласно действующим правилам, ряд специальностей был исключен из состава дистанционного и заочного образования. Данные направления подготовки относились к следующим отраслям: медицина, экономика, юриспруденция, программирование, строительство и пр. Считается, что указанные направления должны осваиваться очно (особенно впервые), так как они носят прикладной характер и влияют на жизнь и судьбу социума. Но это не значит, что данные специализации полностью исключены из дистанционного формата. На практике колледжи и техникумы нашли выход из сложившейся ситуации и предлагают широкий ассортимент соответствующих профессий в онлайн-режиме.

В-четвертых, освоение программы бакалавриата в дистанционном формате при сузе можно только на коммерческой основе. Бюджетных мест в данном случае не предусмотрено. Государство не выделяют финансирование на рассматриваемую ветвь образования. Притом студенты онлайн-обучения имеют достаточно свободного времени, чтобы успевать и работать, и учиться. Но несмотря на данное условие, стоимость обучения – посильная им доступная для среднестатистического абитуриента.

Особенности поступления на дистанционное отделение при колледже

Абитуриенты убеждены, что поступить на дистант при сузе проще простого. Но все не та просто, как кажется на первый взгляд. Для начала мы развеем несколько мифов о приеме на дистанционное отделение в рамках среднего профессионального образования.

Миф первый – конкурса нет. Как известно, каждое образовательное заведение при выделении коммерческих мест под каждую программу в рамках любого формата ориентируется на материально-технические и иные возможности. Зачислить всех желающих не удастся, ведь колледж не резиновый. Поэтому конкурсного отбора не миновать.

Как проходит прием абитуриентов на программы дистанционного образования в колледже?

Как проходит прием абитуриентов на программы дистанционного образования в колледже?

Миф второй – нет вступительных испытаний. Отчасти, так оно и есть. Для поступления в колледж на дистант не придется сдавать ЕГЭ или предъявлять результаты ОГЭ. Но это не значит, что вступительных экзаменов не будет вовсе. Каждое учреждение имеет право установить собственные правила и условия отбора, где будет присутствовать экзамен по профильной дисциплине в виде собеседования, тестирования, кейса, ДВИ и пр. Чаще всего данный этап реализуется в отношении творческих направлений. Поэтому будьте готовы к любому повороту событий. Порой одного аттестата о среднем образовании оказывается недостаточно для допуска к конкурсному отбору.

Для поступления в колледж на дистанционное отделение абитуриенту предстоит преодолеть непростой путь:

  • Важно подготовить полный пакет документов для предоставления приемной комиссии или подачи в электронном виде. В данном случае обязательно иметь при себе паспорт, документ о текущем образовании, несколько фотографий для заведения личного дела, заявление абитуриента с отражением конкретной специальности и условий ее освоения (важна пометка «дистанционное обучение»). Обратите внимание, что требований по прохождению медкомиссии нет (или предъявляются крайне редко);
  • Пройти вступительные испытания, если они заявлены правилами приема в колледж. В данном случае важно ориентироваться на даты проведения экзаменов, предметы (список примерных заданий можно найти на сайте суза или получить заранее).

Далее по мере обновления конкурсного списка можно оценить шансы на зачисление. Для окончательного поступления важно оперативно внести оплату (как правило, первый учебный год оплачивается полностью, далее – можно платить по частям). Чтобы гарантировать зачисление важно предоставить квитанцию об оплате образовательных услуг суза.

Выбирая специальность для освоения в дистанционном виде при колледже, важно оценить ассортимент предложений учебного заведения, сопоставить их с личными желаниями и мотивами и выбрать наиболее подходящий вариант.

Более того, если абитуриент является несовершеннолетним лицом, то он должен предоставить письменное согласие родителей (официальных представителей, опекунов) для заключения договора и оплаты обучения.

Как устроен учебный процесс при дистанционном обучении в колледже?

После успешного прохождения конкурсного отбора новоиспеченному студенту предстоит разобраться во всех тонкостях обучения.

Во-первых, посещать колледж, как мы уже отметили выше, не придется. Весь учебный процесс построен на онлайн-взаимодействии студента и суза, преподавателей. Для подготовки на базе дистанта учащийся получает доступ к личному кабинету, где будут находиться основные инструменты для освоения выбранной профессии. В отдельных случаях сузы предлагают скачать на гаджет или ПК дополнительное приложение, зарегистрировать на специальной образовательной площадке и пр. Все эти тонкости целесообразно уточнить в деканате или по электронной почте.

Обучение проходит путем использования типичных онлайн-инструментов, которые мы представим в таблице ниже.

Инструмент или способ освоения программы

Описание

Предназначение

Видеолекции, вебинары Представляет собой небольшую видеозапись с пояснением конкретной темы, дисциплины, где педагог наглядно покажет, что и как нужно делать. Данный материал доступен в любое время суток, его можно неоднократно пересматривать, останавливать и пр. Визуальное представление темы
Текстовые лекции, электронные учебники Материал предоставляется в цифровом виде для изучения (прочтения) Теоретическое освещение простейших моментов, базовых парадигм
Практические занятия Материалы и задания для практической подготовки студента, развития в нем определенных профессиональных качеств и умений. Представлено в виде кейсов, ситуационных задач, проектной деятельности Закрепить теоретические знания и научит студента пользоваться ими в решении намеченных проблем, задач
Проектная деятельность Выполнение студенческих и базовых исследовательских работ с целью углубления знаний по профилю. Представлена в виде контрольных и лабораторных работ, курсовых работ, дипломной работы Проверка уровня знаний и качества подготовки студента
Аттестация Промежуточная или итоговая проверка студента по всем пройденным дисциплинам в форме зачета или экзамена проводится дистанционно в виде онлайн-экзамена, тестирования, письменной работы Оценка качества подготовки студента с целью его перевода/отчисления или выдачи диплома об образовании

Обратите внимание, что все инструменты для обучения в рамках дистанционного обучения при колледже доступны в личном кабинете или на определенной образовательной площадке. Притом лекции доступны в любое время суток, но подготовка студенческих работ и выполнение отдельных заданий по предметам очерчивается конкретными сроками. Притом в случае пренебрежения данным требованием студенту грозит появление академической задолженности и возрастает риск отчисления.

При необходимости студент может связаться с преподавателем-предметником для консультации, разъяснения отдельных моментов. Согласования проекта или иного задания, урегулирования иных нюансов и учебных проблем.

В целом, инструментарий в рамках дистанционного обучения при сузе не отличается от аналогичного формата подготовки при вузах. Главное – умело пользоваться ПК, гаджетами и иметь стабильный доступ к сети интернет.

Сам по себе учебный процесс в рамках дистанта при колледже довольно гибкий. Все предоставленные материалы студент может изучать в свободное или удобное для него время. Главное – уложиться в обозначенные сроки для сдачи материалов, работ, прохождения зачетов и экзаменов.

Для успешного обучения на дистанционном отделении в колледже обязательно нужно учитывать количество заданий и уровень сложности предмета, сроки выполнения заданий, требования к заданиям и порядок их оформления, сдачи и пр. Обязательно уточняйте требования к техническому оборудованию, настройкам программы и порядку выполнения всех задач и проектов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Достоинства и недостатки дистанционного обучения при колледже

Подготовка бакалавров при колледже в режиме онлайн оценивается неоднозначно. Поэтому целесообразно выделить достоинства и недостатки рассматриваемого варианта.

Преимущества дистанционного образования в колледже Недостатки дистанционного образования в колледже
Гибкий график обучения Доступны не все направления подготовки и специальности
Отсутствие необходимости посещать занятия, как экономия времени и сил, финансов на передвижение. Отсутствие привязки к конкретному корпусу, вузу или местности Сроки обучения дольше, чем в отношении очных программ подготовки
Возможности получения налогового вычета за платное обучение в размере 13% от стоимости образовательных услуг Отсутствие отсрочки от армии и иных льгот для студентов
Низкая стоимость обучения Обучение возможно только на коммерческой основе. Бюджетных и целевых мест не дано

Среди явных достоинств дистанта при колледже можно отметит возможность легкого и успешного совмещения и работы. Освоение программы проходит более гибко, с учетом возможностей и свободного времени студента, но в четко очерченные границы (до начала сессии и пр.). При рассматриваемом варианте обучения не придется выслушивать нотации педагогов, наставления, уговоры по участию в научных мероприятиях и пр. Онлайн-взаимодействие будет лаконичным и строго по учебным делам и вопросам, по принципу спросил – сделал – сдал – получил.

Среди очевидных минусов дистанционного формата в колледже можно выделить отсутствие льгот и материальной поддержки студентов. В особенности страдают парни, ведь их в любой момент могут призвать для службы в армии. Подготовка бакалавров проходит по более длинной траектории. В среднем продолжительность обучения достигает 4,5 года, но при освоении программ переподготовки или дополнительного образования – сроки короткие.

Выбирая дистанционное обучение в колледже, тщательно оцените ситуацию, возможности и потребности, плюсы и минусы, чтоб в будущем не сожалеть и не переживать за качество подготовки и диплом об образовании.

Основой дистанционного обучения обоснованно
считается «корреспондентское обучение», которое возникло в середине 19 века в Британской
империи. Взаимодействие со студентами осуществлялось через почту: преподаватель
направлял стенографические тексты ученикам и таким же путем получал их на
проверку.

Основная проблема доступности обучения — расстояние
— была официально решена еще в 1828 году, когда королева Виктория дала
разрешение Лондонскому университету ввести первый дистанционный
«корреспондентский» курс. Такая организация снизила стоимость обучения и
позволила именовать университет «народным».

В 30-х годах XX века развитию дистанционного
обучения поспособствовало радио. Трансляция занятий позволила учащимся получать
задания и прослушивать дискуссии, однако не участвовать в них. К 70-м годам
начали набирать популярность телевизионные обучающие курсы, но все же проблема
односторонности связи еще не была решена.

Классическим примером первого дистанционного вуза в
1969 году стал Открытый университет Великобритании. Это учебное заведение до
сих пор считается одним из лучших вузов Европы и позволяет студентам из разных
стран осваивать курсы на расстоянии. Удачный опыт был перенят университетами
Испании, Германии, Канады, а позже и России.

Однако именно появление интернета позволило
развивать дистанционное обучение в интерактивной форме — в рамках двустороннего
взаимодействия. В конце XX века количество дистанционных курсов в мире
увеличилось практически вдвое, а уже в начале XXI века эта форма обучения стала
одной из самых популярных.

В России развитие дистанционного обучения
ознаменовано приказом Министерства общего и профессионального образования
Российской Федерации от 30 мая 1997 года № 1050 «О проведении эксперимента в
области дистанционного образования». В ходе реализации проекта 8
образовательными учреждениями (из них только одним государственным) было
создано 588 учебных курсов и обучено более 200 000 студентов и слушателей. Для
организации учебного процесса привлекалось более 13 000 педагогов и практиков.
Эксперимент показал удовлетворительные результаты качества подготовки:
слушатели успешно прошли государственную итоговую аттестацию, а десятки
филиалов вузов-участников получили государственную аккредитацию в составе
базовых вузов. Специалисты в области образования отметили, что результаты
эксперимента развеивают предубеждения против дистанционных методов обучения и
позволяют считать их перспективным направлением для развития национальной
системы образования.

Сегодня дистанционное обучение регулируется в
первую очередь Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании). Статья 13
этого закона утверждает реализацию образовательных программ с использованием
различных образовательных технологий, в том числе дистанционных.

Согласно данным статистики, на начало 2017-2018
учебного года в Российской Федерации было зафиксировано такое количество
образовательных программ, реализуемых с применением дистанционных технологий:
3097 — для бакалавриата, 265 — для специалитета и 1370 — для магистратуры.

В процентном соотношении дистанционная форма
обучения применяется в высшем образовании в 12,6% образовательных программ для
бакалавриата, 8,2% — для специалитета и 9,5% — для магистратуры.

Порядок организации дистанционного обучения сегодня
регламентирован приказом Минобрнауки России от 23 августа 2017 года № 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
при реализации образовательных программ». Согласно этому приказу дистанционные
образовательные технологии могут применяться при реализации как основных, так и
дополнительных образовательных программ. Таким образом, ДОТ используются в:

·                   
основных общеобразовательных
программах (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего
образования);

·                   
основных профессиональных
образовательных программах (среднего профессионального, высшего образования);

·                   
основных программах
профессионального обучения (профессиональной подготовки, переподготовки,
повышения квалификации);

·                   
дополнительных образовательных
программах.

Дистанционные образовательные технологии и
электронное обучение незаменимы при проведении учебных занятий, практик,
текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной
итоговой аттестации. При этом выделяют:

·                   
образовательные программы,
реализуемые частично с помощью электронного обучения и дистанционных
технологий;

·                   
образовательные программы,
реализуемые с применением исключительно электронного обучения и дистанционных
технологий.

Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между
собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты
(цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и
реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами,
предусматривающими интерактивность.

Дистанционное обучение — это самостоятельная
форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются
ведущим средством.

Согласно статье 17 ФЗ «Об образовании» обучение в
образовательных организациях осуществляется в одной из трех форм: очной,
заочной или очно-заочной. Каждая из этих форм предполагает использование
дистанционных образовательных технологий, поэтому сопоставлять заочное и
дистанционное обучение в корне неверно. Дистанционные технологии позволяют
реализовывать инновационные методы во всех формах обучения, что делает их
незаменимым помощником в любой образовательной программе.

Существует огромное множество форматов
дистанционного обучения. Наиболее распространенные из них — это чат-занятия, веб-занятия,
онлайн-конференции, однако на этих трех видах перечень не заканчивается.
Например, компания Active Learning предлагает целую Энциклопедию форматов
онлайн-обучения. В ней указано 22 наиболее эффективных формата. Перечислим для
примера первые десять из них:

·        
диалоговый тренажер;

·        
массовые открытые онлайн-курсы;

·        
видео-лекция;

·        
обучающая игра;

·        
бизнес-симуляция;

·        
подкастинг;

·        
интерактивный кейс;

·        
анимированная инфографика;

·        
скрайбинг;

·        
слайдовый курс.

Все указанные форматы эффективно совмещают звуковой,
видео- и графический формат для максимального вовлечения учащегося в
осваиваемый материал. С помощью игровой или диалоговой основы реализуются как
учебные и лабораторные, так и практические занятия. В рамках занятий, помимо
объяснения материала, предусмотрен текущий контроль, промежуточная и итоговая
аттестация. При этом сохранение сведений об итоговой, государственной
(итоговой) аттестации и личных документах обучающихся на бумажном носителе
является обязательным.

Дистанционный формат обучения, как
и любой новый формат, это эксперимент, и требует гибкого подхода. Важно не
пытаться повторить офлайн-обучение, а найти удобный вам и вашему классу подход
к дистанционному формату.

О С Н О В Н Ы Е Р Е К О М Е Н Д А Ц И И :

1. Не пытайтесь сделать все и сразу. Спокойно
обдумаете, какие из ваших целей реально достигнуть в период дистанционного
обучения.

2. Выберите один-два самых простых инструмента для
дистанционного обучения и начните работу с них. Не пытайтесь использовать сразу
много новых инструментов.

3. Чем проще, понятнее и реалистичнее будут ваши учебные
сценарии в период дистанционного обучения — тем больше вероятность их
реализовать и получить необходимый результат.

4. Помните, что к новому формату адаптируетесь не
только вы, но также ученики и их родители — они испытают такую же тревогу, как
и вы.

1. Планирование дистанционного обучения.
Что меняется?

1 Ш А Г

Определите цели и задачи на период дистанционного
обучения. Поставьте реалистичные цели и задачи на период дистанционного обучения,
например: освоить материал, запланированный по учебной программе, научить детей
работать с онлайн-инструментами, просто занять учеников в первую половину дня и
т. д. В зависимости от цели вы будете планировать обучение, подбирать сценарии
и инструменты работы. Хорошо, если вашей личной целью на это период станет
получение опыта, который вы сможете и дальше использовать в стандартном процессе
обучения (например, при работе с часто болеющими детьми).

2 Ш А Г

Пересмотрите учебные планы на период дистанционного
обучения

1. Определите, все ли ученики класса могут перейти на
обучение в дистанционном формате: готовы ли родители оставить детей дома, какие
технические возможности (наличие компьютера, доступ к интернету) есть у
учеников.

2. По возможности откажитесь или сведите к минимуму изучение
нового материала, сосредоточьтесь на повторении ранее пройденного. Если это
невозможно, попробуйте в период дистанционного обучения разбирать более простые
темы. Эта рекомендация касается в первую очередь учеников начальной школы, которым
сложно самостоятельно осваивать новый материал.

3. Когда вы определитесь с материалом, который будете
изучать в период карантина, подумайте, как лучше разбить это материал на блоки,
в какой логике оптимально с ним работать.

Что делать, если с доступом к интернету
есть сложности?

Если интернет у детей слабый, можно
отключать видео при трансляции.

Если интернет доступен только в
определенное время, выдавайте задания ученикам в сервисе, к которому они могут
подключиться в любой удобный момент.

Если интернета нет вообще — организуйте
обучение, используя бумажные носители: распечатайте материалы, сообщите, какие
главы в учебнике нужно прочитать. Важно поддерживать активность у тех детей,
которые занимаются полностью самостоятельно, без онлайн-взаимодействия с
учителем. Если родители таких детей могут забирать задание в школе раз в
неделю, выдавайте задания порционно. Попробуйте подобрать мотивирующие задания
или задействовать учеников в проектной деятельности.

3 Ш А Г

Выберите инструменты, которые будете использовать в
период дистанционного обучения

1. Помните, что методика определяет инструменты, а не
наоборот. Инструменты нужно подбирать, исходя из учебных целей.

2. Ограничьтесь минимальным набором дистанционных
инструментов: одного-двух для начала вполне достаточно, чтобы и вам, и ученикам
было удобно. Чем проще будут эти инструменты, тем лучше.

3. После того, как вы освоили конкретный инструмент,
оцените, насколько вам и ученикам удобно с ним работать. Достигаете ли вы желаемых
результатов? Будьте готовы заменить инструмент, если вам некомфортно его
использовать.

4. Если вы преподаете в средней школе, по возможности
выберите с другими учителями общие для всех инструменты, чтобы ученикам не
пришлось работать с новыми сервисами на каждом следующем занятии.

5. Попросите технических специалистов школы помочь вам
в освоении нового инструмента.

6. Обязательно протестируйте новый инструмент
самостоятельно, прежде чем использовать его в работе с учениками.

4 Ш А Г

Пересмотрите планирование учебного дня и недели на
период дистанционного обучения

Одна из важных задач в планировании — задать себе и
детям понятный ритм, вернуть ту, в хорошем смысле, рутину, к которой все привыкли
в обычном формате обучения. Четкое расписание, понятные рамки позволят снизить
тревожность детей и родителей.

ПЛАНИРУЕМ УЧЕБНЫЙ ДЕНЬ

1. Зафиксируйте учебное время. Оптимально использовать
для учебы первую половину дня. Расскажите детям и родителям, в какие конкретно
часы проходит обучение — это позволит всем четко организовать свое расписание.

2. Учебный день в дистанционном формате оптимально
разбивать не по урокам в 45 минут, а по блокам, которые необходимо отработать.

3. Определите обязательный минимум материала, который
вам нужно успеть отработать в течение учебного дня, и дополнительный объем, который
можно выполнить факультативно, если есть возможность.

4. Не пытайтесь успеть все, попробовать сразу много
инструментов — сосредоточьтесь на обязательном минимуме.

5. Продумайте чередование активности для детей — как в
рамках одного занятия, так и в рамках всего учебного дня. Если у вас будет три
видеолекции подряд, внимание детей уже ко второй будет минимальным. Для
начальной школы оптимально разбить активности на максимально короткие: 10 минут
на видеолекцию, 10 минут на самостоятельную работу, 5 минут — просмотр
обучающего ролика и т. д.

6. Обязательно включите в учебный процесс «перемены» —
паузы, во время которых вы попросите детей отойти от мониторов, сделать простую
зарядку, выпить чаю — в общем, отвлечься от занятий.

7. Ставьте четкие рамки, в которые ученикам нужно
выполнить самостоятельную работу. Временные рамки для выполнения задач зависят
от ваших целей и могут быть разными, например: сделать в течение часа — и через
час вы возвращаетесь к заданию; сделать до завтра, и к заданию вы вернетесь на
следующем уроке; сделать в течение недели или другого периода — с такими
сроками можно выдавать проектные задания и т. п.

8. Оптимально, если дети решают задания сразу, в
обозначенное учебное время. Это в том числе позволит вам сразу видеть прогресс ребенка
и корректировать свою работу при необходимости.

ПЛАНИРУЕМ УЧЕБНУЮ НЕДЕЛЮ

1. Один из возможных вариантов планирования рабочей
недели — выделить дни, посвященные конкретному предмету или предметам. Например,
понедельник — день русского языка и литературы, вторник — день алгебры и
геометрии и т. д.

2. Предусмотрите в течение рабочей недели
фиксированное время для организационной встречи и получения обратной связи от
учеников и родителей. Если есть возможность, пусть это будут два разных мероприятия:
одно с учениками и одно — с родителями.

3. Обратная связь касается не только эмоционального
состояния, но и контроля образовательного процесса.

4. Если часть ваших учеников продолжает очное
обучение, выберите урок, который ведет другой преподаватель (например,
физкультуру), и назначьте консультацию для заочников на это время.

5. Заранее сообщите время, формат и тему консультации.
Например, с учениками вы общаетесь по скайпу, обсуждаете вопросы, касающиеся
особенностей материала, участие обязательно для всех; с родителями вы общаетесь
по скайпу, разбираете организационные

вопросы, подключаются только те, кто заинтересован,
или те, кого вы сами попросили присутствовать.

6. Четко зафиксируйте инструменты организации обучения
и порядок работы с ними, определите время консультаций по скайпу, укажите, где
искать домашнее задание, куда и как ученики и родители могут обратиться с
вопросами.

5 Ш А Г

Продумайте порядок контроля и оценивания учеников. Снизьте
жесткость критериев оценивания. Принимайте во внимание, что дистант — это новый
для детей формат. По возможности выставляйте отметку только успешно выполненные
задания — то есть те, за которые можно поставить пятерку или четверку.

Разделяйте контроль и оценивание. В первое время будет
достаточно контроля за самим фактом участия детей в дистанционном обучении. Главный
критерий в этом случае — соблюдение сроков. Если работа не было выполнена в
обозначенный вами срок, обсудите это с учеником. При этом не нужно полностью
перекладывать контроль на родителей — задание давали именно вы, и обратной
связи дети ждут от вас. Хорошо, если у ребенка будет инструмент, который
поможет в визуализации выполненных задач: например, электронный чек-лист, распечатанный
список дел, или просто список, записанный в дневник под диктовку учителя.
Ученик сможет отмечать или вычеркивать выполненные задачи. Когда вы определили
для себя порядок контроля и оценивания, обязательно подробно расскажите о новых
правилах ученикам и родителям, приведите конкретные примеры, дайте возможность задать
вопросы. Учитывайте, что контроль и оценивание — это один из аспектов, который
вызывает наибольшую тревожность в процессе дистанционного обучения.

2. Рекомендации по работе с инструментами
дистанционного обучения

1 . Видеоконференции (видеоуроки)

ПОДГОТОВКА К ВИДЕОУРОКУ

Помните, что для учеников формат видеоконференций в
новинку — как и для вас. Отведите время на адаптацию, пусть первые уроки в
новом формате будут проще, короче и «свободнее». Первые несколько видеоуроков
могут оказаться для вас сильным стрессом, поэтому важно создать максимально
комфортную обстановку.

Как организовать комфортные условия для
проведения видеоуроков?

1. Используйте белый, нейтральный или однородный фон.
Это поможет сконцентрироваться и не отвлекаться. Другой удачный вариант фона —
книжный шкаф (но учтите, что в этом случае первые пять минут ученики будут
изучать содержимое шкафа).

2. Источник света ни в коем случае не должен
находиться за вашей спиной. Позаботьтесь о том, чтобы верхний свет был ярким. Дополнительно
осветить лицо можно с помощью обычной настольной лампы.

3. Найдите удобное для себя место, стул или кресло, в
котором вы сможете долго просидеть без ощущения усталости.

4. Не забывайте проветривать помещение — это
способствует концентрации, вы будете медленнее уставать.

5. Не забудьте о воде. Во время видеоурока приходится
говорить больше обычного — ведь не всегда есть возможность сделать паузу на
ответы учеников или отдохнуть во время самостоятельной работы. От
дополнительного стресса горло тоже пересыхает сильнее. Позаботьтесь о том,
чтобы рядом с вами стояла чашка с чаем или водой.

6. Лучше вести трансляции в яркой одежде. Желательно,
чтобы она была однотонной, четкого силуэта, с яркими деталями. Это сильно помогает
удерживать внимание.

7. Если вы привыкли жестикулировать, сядьте перед
камерой так, чтобы ваша жестикуляция была видна.

8. Попробуйте усилить эмоциональную экспрессию,
сделать мимику более выразительной. Говорите громче. Помните, что экран «гасит»
вашу энергетику примерно наполовину, поэтому важно быть более активным и
эмоциональным, чем обычно. Контролируйте себя, чтобы не переутомиться ближе к
концу видеоурока. Кроме того, люди порой кажутся чуть более суровыми,
суетливыми, неприветливыми или напряженными, когда их снимает камера. Обращайте
на это внимание, чтобы поддерживать комфортную обстановку на занятии.

9. Будьте готовы к тому, что в первое время новый
формат работы может быть утомительным. Поэтому при возможности не ставьте
видеоуроки подряд.

10. Технические детали: не забудьте зарядить
устройство, заранее проверьте интернет-соединение.

11. Заранее проверьте все приложения, презентации и
дополнительные материалы, которые вы будете использовать в ходе обучения.

КАК ПРОВЕСТИ ВИДЕОУРОК

1. Убедитесь, что ученики хорошо видят ваше лицо. Они
будут более внимательны, если вы создадите «эффект присутствия».

2. Меняйте изображение во время трансляции.
Используйте функцию демонстрации экрана (она есть в большинстве сервисов
видеосвязи), предусмотрите смену слайдов или интерактивный разбор задания.

3. Делайте больший акцент на приветствии в начале
урока, чем обычно. Стандартного «здравствуйте, давайте приступим к работе»
может оказаться недостаточно. Скажите, что вы рады видеть собравшихся. Посмотрите
на состав участников и отметьте, сколько собралось людей: «Нас уже шестнадцать
человек, можем начинать».

4. «Отмечайте» посещения: перечисляйте учеников по
именам, здоровайтесь с каждым, кто подключился к трансляции, улыбайтесь, спрашивайте,
как дела. Эти приемы также создают эффект присутствия.

5. Проговорите правила работы на видеоуроке: например,
ученикам лучше выключать микрофоны, общение стоит вести в чате. Обозначьте,
когда дети могут задавать вопросы — по ходу урока или только в конце.

6. Комментируйте свои действия, например, если вам
нужно переключить слайд, чтобы показать его на мониторе, или включить кому-то
из участников микрофон. Если делать это молча, может возникнуть неловкость и
ненужный эффект дистанции.

7. Ключевые моменты объяснений, вопросы к ученикам
можно повторять два-три раза, чтобы дополнительно сфокусировать внимание детей.

8. Каждые три-четыре минуты обращайтесь к ученикам,
чтобы удерживать их внимание. Есть несколько вариантов общения с учениками в
формате видеоурока: задать вопрос конкретному ребенку, задать всем открытый или
закрытый вопрос.

9. Не затягивайте время проведения урока — ученики
знают, когда вы должны закончить, и в дополнительное время их внимание будет минимальным.

10. Обязательно делайте запись видеоурока и
выкладывайте для скачивания на доступном ученикам ресурсе (например,
используйте Яндекс.Диск). Тем, кто не успевал за вашим темпом или испытывал проблемы
со связью, это позволит дополнительно ознакомится

с
материалом. Этот совет особенно актуален для начальной школы.

3. Как и о чем говорить с родителями

При организации дистанционного обучения учителю важно максимально
подробно рассказать родителям:

какие инструменты будут использованы в ходе обучения;

как будет организован образовательный процесс в целом;

как будут организованы учебная неделя и учебный день;

как будет проходить оценивание;

в чем заключается роль родителя.

Обсудите с родителями эти вопросы, это поможет им
снизить тревожность. Проговорите, что вы понимаете, что детям будет сложно даваться
переход на дистанционный формат работы, и вы не будете ставить двойки и
максимально поддержите учеников.

Что нужно обсудить с родителями?

1. Расскажите, какие инструменты вы будете
использовать в ходе обучения (скайп, Яндекс.Учебник и т.д.) и чему конкретно вы
просите родителей научить ребенка: запускать программу, выходить в эфир,
отвечать на вопросы в чате и т.п. Лучше всего, если сначала вы самостоятельно
изучите эти инструменты и составите понятную, конкретную инструкцию для
родителей. Можно посоветовать провести тестовое включение, проверить, что ребенок
умеет пользоваться всеми нужными функциями. Мотивация для родителей здесь
простая: чем лучше родители обучат ребенка, тем меньше

потребуется их участия.

2. Разделите зоны ответственности с родителями: за
ними — контроль «посещаемости», за вами — содержательное проведение обучения.

3. Объясните родителям, что нужно учитывать
психолого-возрастные особенности ребенка при работе в дистанционном формате. Возможно,
стоит заранее подготовить для родителей памятки о том,  как именно они смогут
помочь ученику начальной, средней и старшей школы.

4. Попросите родителей организовать для ребенка
рабочее пространство — место, где он сможет заниматься учебой и его не будут
отвлекать.

5. Расскажите родителям правила работы ребенка за
компьютером, попросите контролировать их соблюдение. Поскольку из-за учебы время,
которое дети проводят за компьютером, увеличится, посоветуйте по возможности
сократить другие активности — компьютерные игры, просмотр видео, использование
соцсетей.

6. Попросите родителей помочь ребенку выстроить режим
дня и соблюдать дисциплину. Важно помнить, что дисциплина вырабатывается и
формируется у ребенка поэтапно. Родителям стоит увеличить уровень контроля на
начальном этапе перехода к дистанционному обучению: уделять ребенку больше
внимания, почаще звонить, спрашивать об успехам. Постепенно контроль должен
стать более мягким.

7. Дистанционное обучение — возможность для ребенка
стать более ответственным. Объясните родителям, что они могут подключить ребенка
к планированию дня. С детьми помладше можно вместе составлять список дел, а
подросткам — использовать приложение-органайзер на смартфоне.

8. Объясните родителям, как важно помнить, что ребенок
пробует для себя новый формат работать и в такой ситуации нормально, что не все
получается сразу. Возможно, какие-то дни будут сложнее, чем другие. Важно
давать себе и ребенку передышку — давление вряд

ли окажет нужный эффект.

9. Договоритесь с родителями проводить еженедельные
скайп- конференции, продумайте формы сбора обратной связи. Понятная схема взаимодействия
также снижает тревожность.

10. Если родители не готовы подключать ребенка к
онлайн-обучению, подготовьте для них список тем для изучения, заданий для
отработки.

4. Гигиена дистанционного обучения

Важно помнить, что онлайн-обучение предполагает
определенную гигиену труда, важно не навредить детям в этот период. Достаточно соблюдать
несколько простых правил.

1. СанПиН предполагает перерывы в работе за
компьютером через каждые 15 минут. Если дети сидят перед компьютером в течение всего
урока — то есть 45 минут — попросите их отвлечься во время «перемены»,
размяться, а не сидеть возле монитора. Если вы преподаете в начальной школе,
предложите детям игру — для каждого перерыва задание придумывает следующий
ученик.

2. Попросите детей делать простую зарядку для глаз. В
интернете можно найти много рекомендаций — например, на портале «Я Учитель».

3. Если ваш урок — первое дистанционное занятие за
день, попросите детей проверить, что в комнате включен свет, и они сидят от
компьютера на расстоянии вытянутой руки.

4. Сделайте родителей своими союзниками: расскажите им
правила работы ребенка за компьютером, попросите помощи в контроле их
соблюдения.

Рекомендованные
платформы для дистанционного обучения от Минпросвещения

Министерство
порекомендовало перечень ресурсов, которые подойдут для дистанционного
обучения. С ними могут работать учителя на электронных уроках или ученики
самостоятельно.

Ресурс

Описание

Платформа «Онлайн-образование» (Моя школа в
online)

Учебные
материалы для самостоятельной работы в помощь учителям, ученикам 1–11-х
классов и их родителям. Материалы включают выдержки из учебников, которые
входят в федеральный перечень.

Выложили
темы, которые дети должны освоить в 4-ой четверти

Российская электронная школа

Интерактивные
уроки с 1-го по 11-й класс лучших учителей страны.

Ресурс
содержит тематические курсы, видеоуроки, задания для самопроверки, каталог
музеев, фильмов и музыкальных концертов. Разместили дидактические и
методические материалы по всем урокам

Московская электронная школа

Позволяет
проверять ошибки, общаться с учителями, выполнять домашние задания,
использовать материалы для подготовки к уроку. Содержит варианты контрольных
и тестов.

В
библиотеку МЭШ загружено в открытом доступе более 769 тыс. аудио-, видео- и
текстовых файлов, свыше 41 тыс. сценариев уроков, более 1 тыс. учебных
пособий и 348 учебников издательств, более 95 тыс. образовательных приложений

Телеканал Мособртв

Первое
познавательное телевидение, где школьное расписание и уроки представлены в
режиме прямого эфира

Профориентационный портал «Билет в
будущее»

Ресурс
содержит видеоуроки для средней и старшей школы. Позволяет проводить
тестирования и погружаться в различные специальности и направления подготовки
уже на базе школьного образования

Сервис «Яндекс.Учебник»

Ресурс
содержит более 35 тыс. заданий по русскому языку и математике разного уровня
сложности для школьников 1–5-х классов. В числе возможностей – автоматическая
проверка ответов и мгновенная обратная связь для учеников

Сервис «ЯКласс»

Сервис
позволяет проверять знания учеников. Учитель задает школьнику проверочную
работу, ребенок заходит на сайт и выполняет задание педагога. Если ученик
допускает ошибку, ему объясняют ход решения задания и предлагают выполнить
другой вариант. Учитель получает отчет о том, как ученики справляются с
заданиями

Образовательная платформа «Учи.ру»

Школьникам
предлагают интерактивные курсы по основным предметам и подготовке к
проверочным работам, а учителям и родителям – тематические вебинары по
дистанционному обучению.

В
личных кабинетах пользователей есть чат, где учителя, ученики и родители
могут обсуждать задания, свои успехи и прогресс.

Электронные
версии УМК от 
издательства «Просвещение»

Предоставили
доступ к учебникам и специальным тренажерам для отработки и закрепления
полученных знаний. Для работы с учебниками не нужен интернет

Система «Маркетплейс образовательных услуг»

В
наполнение ресурса участвуют ведущие российские компании разного профиля:
Яндекс, 1С, Учи.ру, Скайенг, Кодвардс, издательство «Просвещение» и другие

Платформа для проведения олимпиад и курсов «Олимпиум»

Представлено
более 72 школьных олимпиад

Онлайн-платформа «Мои достижения»

Содержит
широкий выбор диагностик для учеников с 1-го по 11-й класс по школьным
предметам и различным тематикам. Материалы разработали специалисты Московского
центра качества образования

Всероссийский образовательный проект «Урок цифры»

Позволяет
школьникам знакомиться с основами цифровой экономики, цифровых технологий и
программирования. В уроках используют образовательные программы в области
цифровых технологий от Яндекс, Mail.ru, Лаборатория Касперского, Сбербанк,
1С.

Занятия
проходят в виде увлекательных онлайн-игр и адаптированы для трех возрастных
групп – учащихся младшей, средней и старшей школы

Платформа новой школы от Сбербанка

Ресурс
позволяет сформировать персонифицированную образовательной траектории в школе

Курсы
от образовательного фонда «Талант и успех» на 
платформе Сириус.Онлайн

Разместили
дополнительные главы по геометрии для 7–9-х классов, комбинаторике для 7-го
класса, лингвистике, фонетике и графике. В ближайшее время станут доступны
дополнительные главы по физике для 8-го и 9-го классов, а также по
информатике.

Курсы
подготовлены руководителями и ведущими преподавателями образовательных программ
Центра «Сириус». Объем каждого курса составляет от 60 до 120 часов. Ученики,
которые успешно пройдут курсы, смогут получить сертификат от Образовательного
центра «Сириус»

Минпросвещения
постоянно пополняет список электронных ресурсов и публикует его на 
сайте ведомства. (https://edu.gov.ru/distance)

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ С УЧЕНИКАМИ    В ДИСТАНЦИОННОМ РЕЖИМЕ

В связи с необходимыми мерами по предотвращению распространения коронавирусной инфекции и защиты здоровья детей Министерство  просвещения России рекомендовало перейти на дистанционную форму обучения на период действия ограничений.

Многих учителей пугает такая перспектива. Однако в настоящее время существует огромный набор инструментов и образовательного контента, которые помогут педагогу в вопросе организации дистанционного обучения.

Я хочу вам предложить алгоритм проведения цикла занятий педагогом с использованием дистанционных образовательных технологий.

  1. ПОДГОТОВЬТЕСЬ

В первую очередь необходимо настроить себя и своих учеников на то, что дистанционное обучение такое же серьезное, как и в классе, но между вами будет расстояние. Ученики должны проявить больше старательности в самостоятельном изучении материала, а контроль будет осуществляться с помощью оценки выполнения ими заданий, которые Вы дадите им дистанционно.

Пересмотрите свою рабочую программу (определитесь, какие темы из оставшихся необходимо в обязательном порядке изучить в этом году, какие можно перенести на следующий учебный год; какой материал необходимо повторить; какие умения и навыки у учеников необходимо отработать) и составьте новое календарно-тематическое планирование с учетом применения дистанционных образовательных технологий. На что нужно обратить внимание при корректировке рабочей программы? На сохранение перечня планируемых образовательных результатов.

  1. ВЫБЕРИТЕ ПЛАТФОРМУ ОБУЧЕНИЯ

Необходимо выбрать платформу взаимодействия с учениками – именно здесь Вы будете размещать (присылать) материалы для изучения и формы для выполнения заданий. Это очень важный момент, так как от платформы, содержащей образовательный контент, зависит качество освоения материала.

Вы можете просто подобрать ссылки разных ресурсов сети Интернет для самостоятельного изучения, выполнения тестов и онлайн-упражнений или написать собственные тексты, создать видео, презентации и тесты с использованием различных сервисов сети Интернет. Однако более комплексная реализация обучения с изучением нового материала, с его закреплением и проверками может быть полноценно осуществлена в едином подходе и для этого рекомендуется использовать образовательные онлайн платформы.

  1. ОПРЕДЕЛИТЕСЬ С ФОРМОЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Далее Вам необходимо определиться с формой дистанционного обучения. Если Вы хотите проводить занятия в режиме онлайн, собирая своих учеников к экранам, Вы можете воспользоваться бесплатными системами вебинаров (например, Google Hangouts, Skype, Zoom, бесплатный сервис

«Виртуальный класс» от Учи.Ру и др.).

Если же Вы выбираете асинхронный режим обучения, при котором Вы и Ваши ученики работают с ресурсами в свободном друг от друга режиме, необходимо выбрать соответствующую образовательную онлайн платформу с онлайн-уроками. В настоящее время массово доступна Российская электронная школа; другие популярные разработчики контента сделали свои ресурсы также бесплатными на период карантина (краткий обзор образовательных онлайн-платформ и сервисов сети Интернет, которые можно использовать для организации дистанционного обучения размещена на сайте КК ИПК в разделе Ресурсы → В помощь педагогу).

Если же Вы хотите построить урок с использованием собственных материалов, то наиболее удобным инструментом для размещения заданий ученикам в этом контексте выступает электронный дневник с модулем домашних заданий. Вам необходимо разместить материалы (или ссылки на них) на диске (Google Диск, Яндекс.Диск, Облако Mail.ru и др.) и разместить в электронном журнале на них ссылку.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

При дистанционном обучении совершенно не обязательно требовать от учащихся выполнять домашнее задание, сидя за экраном компьютера; ученики могут выполнять задания в обычном режиме (в тетради), потом сфотографировать результат своей работы и прислать фотографию Вам.

  1. СОСТАВЬТЕ РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Зафиксируйте «учебное время» (оптимально – первая половина дня), отведенное на освоение материала и выполнение заданий.

При составлении расписания помните:

− что помимо Вас онлайн-обучение реализуют и другие Ваши коллеги, поэтому старайтесь не перегружать детей обилием материала; идеально – освоение материала и выполнение заданий одного урока должно занять у ребенка не более 45 минут – 1 часа;

−    о соблюдении санитарных норм (с учетом возраста ученика).

В идеале Вам необходимо согласовать расписание занятий со своими коллегами. Учебный день в дистанционном формате разбейте не по урокам, а по блокам, которые хотите отработать. В рамках дистанционного обучения Вы можете делать дни-погружения (по предметам для младших школьников или по предметным областям для основной и старшей школы).

ПОМНИТЕ

Расписание проведения занятий должно соблюдаться, и к моменту начала обучения все материалы должны быть созданы (подобраны), размещены в соответствующих местах и доведены до детей (и их родителей).

  1. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ С УЧЕНИКАМИ

Контакт с учениками в дистанционном обучении – самое важное. Вам необходимо постоянно знать, понятна ли поставленная задача ученикам, обеспечен ли полноценный доступ к материалам обучения и т. д.

Для общения с учениками можно использовать:

Skype

Для совместных звонков и чатов. Альтернативы: Zoom и Google Hangouts.

Для видеосвязи нужно хорошее Интернет-соединение

Закрытая группа ВКонтакте

Можно переписываться, обмениваться фото, видео и документами, а также модерировать сообщения. Хорошо подходит для организации быстрого консультирования, но нужно объяснить детям правила общения в сети.

WhatsApp

Популярная программа для общих чатов: можно обмениваться фото, видео и документами.

Хорошо подходит для организации быстрого консультирования.

Viber

Популярная программа для общих чатов: можно обмениваться фото, видео и документами.

Хорошо подходит для организации быстрого консультирования.

6. УРОК (забудьте про привычную форму урока)

Одно из условий эффективной удаленной работы – это частая смена заданий и много практики. Ведь детям сложно воспринимать и усваивать большой объем информации или длительное время выполнять одно задание. Создайте урок из нескольких видов заданий, например, 5–10 минут на просмотр видео, 10 минут на выполнение заданий и 10 минут на письмо от руки.

Обязательно предусмотрите разбор домашнего задания (индивидуальные ошибки необходимо сообщать ученику лично, а о достижениях и интересных вариантах решения нужно сообщать всем; также желательно предусмотреть общий обзор успехов и неудач учеников при его выполнении, разъяснение сложных моментов и т. п.). Делать это можно в текстовом виде или с помощью короткого видео-обзора (который можно записать на телефон и разместить в месте Вашего общения с учениками.

Теперь немного о содержании дистанционных уроков – тех материалах, с помощью которых Вы будете организовывать изучение нового материала. Мы рекомендуем критически подойти к качеству материалов, которые Вы предлагаете своим ученикам1 и используете в своей работе, их освоение (чтение, осмысление, выполнение заданий первичной проверки понимания и закрепления) не должно занимать более 45 минут – 1 часа:

  1. Избегайте длинных текстов. Оставьте в тексте самое важное, сделав пометки о наличии дополнительного материала в случае, если тема ребенка заинтересовала.
  2. Структурируйте текст, текст должен быть разбит на части. Желательно краткое подведение итогов вышеизложенного в конце текста.
  3. Используйте тексты с инфографикой – схемы и прочая визуализация позволяют более качественно понять материал и запомнить его.
  4. Задания и учебные блоки должны быть сбалансированными по объему и сложности.

Наряду с этим помните:

− при дистанционном обучении ученикам надо чётко обозначить время, когда нужно самостоятельно выполнить те задания, которые Вы им дадите. Часть заданий они могут выполнять в отведенное для занятия время (особенно легко это сделать при использовании образовательных онлайн платформ). Это позволит Вам сразу видеть прогресс ребенка и корректировать работу по необходимости;

− при дистанционном обучении, как никогда, ученикам важно понимать, как и за что Вы будете их оценивать. Обязательно сообщайте про это при выдаче домашнего задания!

Для оценивания Вы можете использовать возможности онлайн платформ, можно выставлять оценки по итогам опроса в режиме видеоконференций или выставлять оценки на основании заранее оговоренных критериях оценивания.

− задания с открытым ответом и присланные на проверку Вам материалы должны быть оценены не позднее, чем за 3 часа до начала нового занятия, иначе ученики потеряют мотивацию и ощущение серьезности дистанционного урока;

− что для обеспечения полноценного отдыха детей недопустимо давать домашние задания на понедельник в пятницу вечером; задания, выданные в этот период обречены быть не выполненными.

  1. ИНТЕРАКТИВНОСТЬ

Ошибочно полагать, что обучение в удаленном режиме полностью исключает интерактивное взаимодействие участников образовательного процесса. В некоторых случаях оно даже более эффективно, так как позволяет учесть возможности каждого без исключений. Вы свободно можете организовывать обсуждение в группах, общаться как на этапе изучения нового материала, так и на этапе выполнения заданий. Для этих целей необходимо правильно подобрать образовательный портал, либо создать качественную обратную связь с использованием мессенджера или чата. Постарайтесь создать некоторые задания для выполнения в группе – общий проект, комплексная задача с распределением ролей и т.д. Все это можно реализовать с помощью современных технологий открытых документов, вебинаров, сетевых ресурсов.

  1. ПОМНИТЕ О РОДИТЕЛЯХ

Переход на новую форму обучения неизбежно вызывает у родителей школьников много вопросов. Создайте подробную памятку с ответами на наиболее важные из них: как будет организовано обучение, в какие часы оно будет проходить, где искать домашнее задание, когда и как проходят консультации, где и каким образом можно будет увидеть результаты обучения их детей.

Откройте для родителей общий чат с использованием любого мессенджера (WhatsApp, Viber, электронный журнал).

Отправьте памятку в общий чат.

По возможности (в случае использования образовательных онлайн платформ) помогите родителям зарегистрироваться на них, чтобы они могли самостоятельно отслеживать процесс обучения своих детей.

  1. НЕТ ИНТЕРНЕТА!

Нередко нам предстоит столкнуться с ситуацией отсутствия Интернета на дому у наших учеников. Это достаточно серьезная проблема, решать которую в удаленном режиме приходится с помощью физических носителей информации. Придется организовывать работу по изучению материала с использованием обычного учебника, распечатанных материалов и задачников. Помним о том, что перед каждым уроком ребенок должен получить четкую инструкцию по работе с этими носителями информации. А также предусмотреть все варианты обеспечения контроля освоения материала и своевременной доставки до ученика результатов Вашей проверки.

В этом случае необходимо очень четко отработать систему доставки материалов от учителя до ученика и обратно. Может быть, это будет обычная коробочка или почтовый ящик в холле вашей школы или индивидуальные консультации с учениками, все зависит от вашей фантазии и степени ограничений в общении с учениками и их родителями.

Дистанционное обучение является сложным процессом. Однако существование современных образовательных ресурсов призвано облегчить задачи учителя по организации изучения материала и контроля его освоения. Только важно правильно подобрать материал и поддерживать связь со своими учениками, постоянно давая понять, что Вы рядом с ними и учение является Вашей общей важной задачей.

Желаем вам Успехов!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Описание стиля руководства моего руководителя
  • Натрия сульфат инструкция по применению в ампулах цена
  • Серно дегтярная мазь инструкция по применению цена отзывы
  • Бальзам караваева витаон применение инструкция по применению взрослым
  • Наушники беспроводные реалме инструкция по применению