Руководство по экспериментальному исследованию


Название: Руководство по экспериментальному (доклиническому) изучению новых фармакологических веществ
Автор: Хабриев Р.У.
Год издания: 2005
Размер: 5.34 МБ
Формат: djv
Язык: Русский

В руководстве под ред., Хабриева Р.У., рассмотрены методики доклинических исследований на безопасность, эффективность лекарственных препаратов при лечении различной патологии и различных фармакологических групп. Описаны алгоритмы регистрации нового медикамента. Для студентов-фармацевтов.

Скачать

Также рекомендуем скачать


Название: Лекарства при оказании скорой медицинской помощи.
Автор: Тараканов А.В.
Год издания: 2022
Размер: 4.06 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга «Лекарства при оказании скорой медицинской помощи» — руководство для врачей и фельдшеров, где отражены вопросы фармакологии и клинического применения лекарственных препаратов, применяемых при ок… Скачать книгу бесплатно


Название: Справочник по антимикробной терапии
Автор: Козлов Р.С., Дехнич А.В.
Год издания: 2010
Размер: 18.72 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: «Справочник по антимикробной терапии» под ред., Козлова Р.С., и соавт., рассматривает принципы классификации антимикробных препаратов, их спектр активности. Изложены принципы эмпирической терапии при … Скачать книгу бесплатно


Название: Антимикробная терапия у детей
Автор: Шухов В.С., Байбарина Е.Н., Рюмина И.И., Зубков В.В.
Год издания: 2016
Размер: 37.6 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Практическое руководство «Антимикробная терапия у детей» под ред., Шухова В.С., и соавт., рассматривает принципы использования антибактериальной терапии у детей различных возрастных групп. Изложены пр… Скачать книгу бесплатно


Название: Справочник по психофармакологии
Автор: Бажин А.А.
Год издания: 2009
Размер: 1.67 МБ
Формат: djvu
Язык: Русский
Описание: Книга «Справочник по психофармакологии» под ред., Бажина А.А., рассматривает психотропные препараты используемые в психиатрической практике. Представлена классификация данных групп лекарственных средс… Скачать книгу бесплатно


Название: Антибиотики и антибактериальная терапия в хирургии
Автор: Сипливый В.А., Дронов А.И., Конь Е.В., Евтушенко Д.В.
Год издания: 2006
Размер: 4.64 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: В книге «Антибиотики и антибактериальная терапия в хирургии» под ред., Сипливого В.А., и соавт., рассматриваются основные классы антибактериальных средств. Описаны принципы классификации антибиотиков,… Скачать книгу бесплатно


Название: Основные лекарственные средства, применяемые в неврологии. Справочное пособие. 9-издание
Автор: Левин О.С.
Год издания: 2014
Размер: 63.43 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Практическое руководство «Основные лекарственные средства, применяемые в неврологии. Справочное пособие» под ред., Левина О.С., рассматривает информацию о использовании лекарственных средств в клинике… Скачать книгу бесплатно


Название: Клиническая фармакология.
Автор: Бабак О.Я., Беловол А.Н., Безуглая Н.И.
Год издания: 2012
Размер: 16.81 МБ
Формат: djvu
Язык: Русский
Описание: На современном уровне в учебнике О.Я. Бабака с соавторами «Клиническая фармакология» рассмотрены основные вопросы клинической фармакологии, необходимые для изучения будущим докторам и для усовершенств… Скачать книгу бесплатно


Название: Рациональная фармакотерапия в психиатрической практике
Автор: Александровский Ю.А., Незнанов Н.Г.
Год издания: 2014
Размер: 181.71 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга «Рациональная фармакотерапия в психиатрической практике» под ред., Александровского Ю.А., и соавт., рассматривает алгоритмы исследования и принципы лечения психиатрических пациентов. Представлен… Скачать книгу бесплатно


Название: Руководство по клинической психофармакологии
Автор: Шацберг А.Ф., Коул Д.О., ДеБаттиста Ч.
Год издания: 2013
Размер: 70.78 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга «Руководство по клинической психофармакологии» под ред., Шацберга А.Ф., и соавт., рассматривает клиническую фармакологию в психиатрической практике. Изложены фармакологические эффекты лекарствен… Скачать книгу бесплатно


Название: Фармакологическое сопровождение спортивной деятельности: реальная эффективность и спорные вопросы
Автор: Макарова Г.А.
Год издания: 2013
Размер: 4.61 МБ
Формат: djvu
Язык: Русский
Описание: Книга «Фармакологическое сопровождение спортивной деятельности: реальная эффективность и спорные вопросы» под ред., Макаровой Г.А., рассматривает вопросы фармакологической поддержки в спорте. Представ… Скачать книгу бесплатно

Руководство по экспериментальному (доклиническому) изучению новых фармакологических веществ

Название: Руководство по экспериментальному (доклиническому) изучению новых фармакологических веществ
Автор: Хабриев Р.У.
Издательство: М.: Медицина
Год: 2005
Формат: pdf
Страниц: 832
Размер: 44 mb
Язык: Русский

Издание содержит правовые акты, методические рекомендации по проведению доклинических исследований и подготовке регистрационного досье необходимого для регистрации нового фармакологического препарата.

скачать с sibit.net

скачать с turbobit.net

НЕ РАБОТАЕТ TURBOBIT.NET? ЕСТЬ РЕШЕНИЕ, ЖМИ СЮДА! ПРАВООБЛАДАТЕЛЯМСООБЩИТЬ ОБ ОШИБКЕ ИЛИ НЕ РАБОЧЕЙ ССЫЛКЕ

Категория: КНИГИ » ЗДОРОВЬЕ И МЕДИЦИНА

Вернуться назад

Внимание
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Организация и математическое планирование эксперимента. Учебное пособие

В учебном пособии кратко представлены основные теоретические данные, которые позволят правильно спланировать эксперимент, провести его и обработать полученные результаты. В каждом разделе присутствуют подробные примеры использования алгоритмов обработки экспериментальных данных. Учебное пособие снабжено заданиями на самостоятельную проработку, вопросами для самоконтроля и всеми необходимыми справочными материалами.

Оглавление

1. Основы экспериментальных исследований

§1. Понятие эксперимента

Эксперимент наряду с наблюдением, измерением и описанием относится к эмпирическим методам познания, что подразумевает практическое изучение реально существующих и доступных объектов исследования или их моделей. Большинство практических научных исследований реализуется в виде эксперимента. Именно разработка теоретических основ экспериментальных исследований дала тот толчок развитию науки и техники, результат которого мы и наблюдаем сейчас.

Эксперимент — это последовательность действий, направленных на получение информации об объекте исследования путем контролируемых воздействий на него в воспроизводимых условиях.

Объектом исследования (ОИ) обычно выступает технологический процесс, о котором требуется получить необходимую информацию. Наиболее часто это экспериментальная информация о реакции объекта исследования на изменение внешнего воздействия. В этом случае эксперимент проводится для улучшения (или оптимизации) показателей работы технологического агрегата с целью повышения производительности и/или качества производимой продукции, уменьшения себестоимости и т. д.

Предмет исследования является определенной частью объекта исследования, это могут быть его отдельные свойства, особенности и т. д.

Воздействия на объект производится в виде опытов.

Опыт — это воспроизведение исследуемого процесса в лабораторных или промышленных условиях с регистрацией его результатов.

Последовательность действий при проведении эксперимента включает в себя следующие шаги:

— выбор объекта исследования, установление целей, определение факторов, влияющих на объект, а также откликов, которые будут контролироваться, составление плана проведения эксперимента;

— проведение всех предусмотренных планом опытов и регистрация результатов;

— выбор необходимой методики обработки экспериментальных данных, и их анализ с получением всей необходимой информации;

— подготовка и реализация нового экспериментального исследования, если это необходимо.

§2. Факторы, отклики и требования к ним

В ходе любого эксперимента стоит задача установить наличие и вид статистической связи между факторами и откликом.

Фактором называют входную величину, которая воздействует на ОИ, т.е. управляет его поведением и вызывает определенную реакцию на ее изменение. Фактор принимает в некоторый момент определенное значение, которое называют его уровнем.

Обычно фактор обозначают латинской буквой Х, если их несколько то к букве добавляют номер фактора Х1, X2, X3… Xn,

К факторам предъявляют следующие требования:

— факторы должны быть управляемыми, т.е. исследователь в любой момент должен иметь возможность установить необходимый уровень фактора из плана эксперимента.

— факторы должны быть независимы друг от друга, т.е. уровень одного фактора не должен быть зависим от того на каком уровне находится другой фактор. Например, при исследовании процессов деформации брать в виде факторов одновременно температуру и сопротивление деформации, поскольку последнее зависит от первой. Поэтому необходимо использовать только один из них. Если это будет температура, то вторым фактором можно добавить, например, еще и скорость деформации.

— факторы должны быть совместимыми, т.е. комбинации их уровней возможно реализовать на практике (позволяет оборудование и технологический процесс) и они должны быть безопасными (сочетания факторов не должны приводить например к аварии, взрыву).

Факторы делятся на такие группы:

— контролируемые и управляемые — это факторы, уровень которых можно и измерить, и установить в любой момент времени на нужное значение (напряжение, расход газа и т.д.).

— контролируемые, но неуправляемые факторы — это факторы, величину которых можно измерить, но установить конкретный уровень невозможно (температура окружающей среды, влажность);

— неконтролируемые и неуправляемые — это факторы, уровни которых невозможно измерить или даже предугадать наличие самих факторов (износ механизмов, усталость металла, стресс у оператора механизма).

Отклик (еще можно встретить термины: параметр, реакция) — выходная величина на значение которой влияют факторы. Отклик обозначают латинской буквой Y.

Функция отклика — это уравнение, которое характеризует математическую связь между откликом и факторами

Таким образом в результате обработки экспериментальных данных на выходе необходимо получить подобную функцию отклика: y=f (x1, x2,… xn)

§3. Виды экспериментальных исследований

Экспериментальные исследования можно разделить на виды по нескольким признакам (рисунок 1.1).

По характеру получаемых результатов различают качественный и количественный эксперимент.

В результате качественного эксперимента устанавливается только сам факт наличия и направление влияния факторов на отклик, но количественные результаты исследования не приводятся и математическую модель не получают. Например, можно просто установить, что повышение скорости разливки на машине непрерывного литья заготовок приводит появлению дефекта «ромбичность», но не оценивать степень этого влияния.

Рисунок 1.1 — Виды экспериментов

Количественный эксперимент подразумевает получение математической модели связи между факторами и откликом или хотя бы количественную ее характеристику. Например, можно установить математическую зависимость между количеством металлолома в завалке дуговой электросталеплавильной печи и удельным расходом электроэнергии на плавку.

По степени контроля за процессом эксперимент делится на активный и пассивный.

Если исследователь выполняет только роль наблюдателя, то эксперимент называется пассивным. Так как отсутствует возможность (или необходимость) в управлении уровнями факторов, и выполняется только измерение их величины. Также о пассивном эксперименте можно говорить, если выполняется статистическая обработка уже имеющихся данных за какой-либо период.

Активный эксперимент производится путем прямого вмешательства исследователя в изучаемый процесс, т.е. управление уровнями факторов, которое должно выполняться по разработанному плану эксперимента.

По условиям проведения различают промышленный, лабораторный, натурный, полевой эксперименты и т. д.

По характеру взаимодействия с объектом исследования различают материальный, вычислительный и мыслительный эксперименты.

Материальный эксперимент предусматривает работу исследователя непосредственно с натурным объектом исследователя или с его физической или аналоговой моделью.

Вычислительный эксперимент предполагает работу не с самим объектом исследования, а с его математической (чаше всего компьютерной) моделью. В настоящее время для вычислительных экспериментов в технике наиболее часто используется метод конечных элементов.

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

libcats.org

Главная

Руководство по экспериментальному изучению новых фармакологических веществ

Обложка книги Руководство по экспериментальному изучению новых фармакологических веществ

Руководство по экспериментальному изучению новых фармакологических веществ

Фисенко В.П.

Скачать книгу бесплатно (djvu, 4.34 Mb)


Читать «Руководство по экспериментальному изучению новых фармакологических веществ»

Популярные книги за неделю:

#1

Ф.И.Бурдейный, Н.В.Казанский. Карманный справочник радиолюбителя-коротковолновика (1959, DjVu)

440 Kb

#2

Я.Войцеховский. Радиоэлектронные игрушки (1977, djvu)

13.76 Mb

#3

Подготовка саперов, подразделений специального назначения по разминированию

Категория: Научно-популярная литература (разное)

1.49 Mb

#4

Приспособления для ремонта автомобилей

Росс Твег

Категория: civil, civil, transport

7.37 Mb

#5

128 советов начинающему программисту

Очков В.Ф., Пухначев Ю.В.

Категория: computers, computers, prog

8.91 Mb

#6

Английский язык в картинках

I.A. Richards; Christine M. Gibson

Категория: Иностранные языки

5.77 Mb

#7

Ограждение участка. Ограды. Заборы. Калитки. Ворота

В.И.Рыженко

Категория: Строительство

1.23 Mb

#8

Самоделки школьника

Тарасов Б.В.

Категория: science, science, technical, hobby, oddjob

41.91 Mb

#9

Фаллос. Священный мужской образ

Юджин Моник

Категория: НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЕ, ЧЕЛОВЕК

3.37 Mb

#10

Наука и жизнь.Маленькие хитрости

Категория: E_Engineering, EM_Mechanics of elastic materials

3.50 Mb

Только что пользователи скачали эти книги:

#1

Лекции по теории чисел

Петер Густав Лежен Дирихле

Категория: science, science, exact

12.92 Mb

#2

5000 современных микросхем УНЧ и их аналоги. Справочник

Турута Евгений Филиппович

Категория: радиоэлектроника

19.99 Mb

#3

Биохимия

Северин Е.С

Категория: Медицина, Химия, Биохимия

26.09 Mb

#4

Введение в космонавтику

А. А. Штернфельд

Категория: science, earth, civil, tech

6.67 Mb

#5

Атлас анатомии человека

Фрэнк Неттер

Категория: info, encyc, science, human, people, health

373.85 Mb

#6

Самоучитель украинского языка

Ю.А.Исиченко, В.С.Калашник, А.А.Свашенко

Категория: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ, НАУКА и УЧЕБА

5.44 Mb

#7

Учебник арабского языка

Шагаль В.

100.00 Mb

#8

Теория случайных функций и ее применение к задачам автоматического управления

Пугачев В.С.

Категория: M_Mathematics, MV_Probability, MVspa_Stochastic processes

11.53 Mb

#9

Жить, работать и радоваться на иврите. Пособие по изучению ивритских глаголов

И. Элихай

Категория: иностранные языки, обучение, иврит

9.31 Mb

#10

Англо-русский словарь по сельскохозяйственной технике.

Розенбаум А.Н.

5.65 Mb

Организация экспериментальной работы

Организация экспериментальных исследований. Структура экспериментального исследования. Научно-технический отчет.

• Важнейшей составной частью научных исследований является эксперимент, основой которого является научно поставленный опыт с точно учитываемыми и управляемыми условиями.

Само слово эксперимент происходит от лат. experimentum – проба, опыт. Само по себе понятие «эксперимент» означает действие, направленное на создание условий в целях осуществления того или иного явления и по возможности наиболее чистого, то есть не осложняемого другими явлениями.

Эксперимент бывает:

  • искусственный – предполагает формирование искусственных условий (широко применяется в естественных и технических науках);

  • исследовательский — дают возможность обнаружить у объекта новые, неизвестные свойства; результатом такого эксперимента могут быть выводы, не вытекающие из имевшихся знаний об объекте исследования;

  • проверочный — служит для проверки, подтверждения тех или иных теоретических построений; существование целого ряда элементарных частиц было вначале предсказано теоретически, и лишь позднее они были обнаружены экспериментальным путем.

  • преобразующий (созидательный) – включает активное изменение структуры и функций объекта исследования в соответствии с выдвинутой гипотезой, формирование новых связей и отношений между компонентами объекта;

  • констатирующий – используется для проверки определенных предположений, констатируется наличие определенной связи между воздействием на объект исследования и результатом;

  • контролирующий – сводится к контролю за результатами внешних воздействий на объект исследования с учетом его состояния, характера воздействия и ожидаемого эффекта.

  • поисковый – проводится в том случае, если затруднена классификация факторов, влияющих на изучаемое явление вследствие отсутствия достаточных предварительных (априорных) данных. По результатам эксперимента устанавливается значимость факторов, осуществляется отсеивание незначительных;

  • решающий – ставится для проверки справедливости основных положений фундаментальных теорий в том случае, когда две или несколько гипотез одинаково согласуются со многими явлениями;

  • лабораторный – проводится в лабораторных условиях с применением типовых приборов, установок, стендов, однако такой эксперимент не всегда полностью моделирует реальный ход изучаемого процесса, хотя позволяет получить очень хорошую научную информацию с минимальными затратами времени;

  • натурный – проводится в естественных условиях и на реальных объектах. В зависимости от места проведения испытаний подразделяются на производственные, полевые, полигонные, полунатурные.

По учету факторов, используемых в эксперименте, он может быть:

  • однофакторный, предполагающий выделение нужных факторов, стабилизацию мешающих факторов и поочередное варьирование интересующих исследователя факторов;

  • многофакторный, где варьируются все переменные сразу и каждый эффект оценивается по результатам всех опытов, проведенных в данной серии экспериментов.

Перед организацией экспериментальных исследований разрабатываются задачи, методики и программы исследований. Составляется рабочий план, в котором отражены объем работ, сроки выполнения, методы, методики – т.е. разрабатывается более детальный план работы.

• Примерная структура экспериментального исследования выглядит следующим образом:

Введение

Глава 1.Обзор литературы по теме исследования

1.1. . . . . . . . . . . .

1.2. . . . . . . . . . . . .

Глава 2. Экспериментальная часть

2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования

2.2. Методика исследования

2.3. Результаты исследования

2.4. Обсуждение результатов

Заключение

Библиография

Приложение

Введение целесообразно писать после того, как исследование полностью выполнено и написаны первая и вторая глава. В нем характеризуются все элементы аппарата научного исследования и кратко освещается вся проделанная работа. Объем введения для курсовой и дипломной работы от 1,5-2 до 3-4 страниц, для кандидатской диссертации – 4-5 страниц.

Первая глава – теоретическая, а вторая – экспериментальная части исследования. Соотношение (%) их по объему – 30 : 70 или 40 : 60.

Цель проводимого в теоретической части обзора литературы заключается в том, чтобы показать существующие подходы к решению изучаемого вопроса и выйти на границу известного и неизвестного. Поэтому завершается эта глава формулировкой предмета или цели экспериментального исследования.

В названии этой главы целесообразно опираться на содержание, а не на функцию теоретической части исследования.

В названии второй главы желательно, чтобы присутствовали слова «экспериментальное исследование» или обследование. Эта глава имеет «жесткие» параграфы. Первый параграф называется «Цель, гипотеза и задачи исследования», или «Проблема, гипотеза и задачи исследования» в зависимости от типа выполняемой научной работы. По объему этот параграф небольшой (1,5-2 страницы), но очень важный. Если в исследовании неправильно или неточно определена цель, то ценность его будет поставлена под сомнение.

Любое научное исследование – это прежде всего творчество, использование нестандартных подходов. И поэтому, для поиска решения сложных научных, научно-технических задач очень часто пользуются методами творческого мышления. Методы творческого мышления можно разделить на две большие группы: эвристические методы и алгоритмические методы. Эвристический метод включает в себя: мозговой штурм, синетику, экспертный метод, метод контрольных опросов, метод записной книжки Хефеле, метод фокальных объектов, интегральный метод «Метра», метод маленьких человечков. Алгоритмические методы включают: теорию решения изобретательских задач, метод морфологического ящика (более подробно см. стр.120, В.А.Тихонов и др.,2006).

Второй параграф экспериментальной главы – это методика исследования. Именно методика, а не методы исследования. Этот параграф предполагает следующие разделы, которые желательно выделить в тексте, не вынося их в оглавление:

  • используемые методики, здесь перечисляются используемые в исследовании методики с указанием литературных источников, из которых они берутся.

  • аппаратура, дается описание используемых приборов и аппаратов, их назначение, технические характеристики. Если исследование проводилось без специальной аппаратуры, это отмечается в данном пункте.

  • процедура проведения эксперимента, характеризуется процесс проведения эксперимента, указываются последовательность и условия проведения используемых методик, предлагаемые инструкции и т.п.

Подготовка и проведение эксперимента требуют соблю­дения ряда условий. Так, научный эксперимент:

  • никогда не ставится наобум, он предполагает наличие четко сформулированной цели исследования;

  • не делается «вслепую», он всегда базируется на каких-то исходных теоретических положениях;

  • не проводится беспланово, хаотически; предваритель­но исследователь намечает пути его проведения;

  • требует определенного уровня развития технических средств познания, необходимого для его реализации;

  • должен проводиться людьми, имеющими достаточно высокую квалификацию.

Только совокупность всех этих условий определяет успех в экспериментальных исследованиях.

В любом экспериментальном исследовании можно выделить три основных этапа:

    1. Подготовительный – сводится к теоретическому обоснованию исследования, его планированию, изготовление образца или модели исследуемого объекта, конструированию и созданию технической базы, включающей приборное обеспечение;

    2. Сбор экспериментальных данных;

    3. Обработка результатов экспериментального исследования и их анализ.

После сбора первых экспериментальных данных процедура эксперимента продолжается, так как единичные результаты нельзя считать окончательным решением поставленной задачи. Такие задачи нуждаются в логической доработке, превращающей их в научный факт, в истинности которого не возникает сомнений. Отдельные экспериментальные данные, полученные на начальной стадии исследования, могут содержать ошибки, связанные с некорректной постановкой эксперимента, неправильными показаниями измерительных приборов, отклонениями в функционировании органов чувств и т.д. Поэтому проводится серия экспериментальных исследований, в которых уточняются и проверяются результаты исследований, собираются недостающие сведения, проводится их предварительный анализ. Затем полученные экспериментальные данные обрабатываются в рамках математической теории ошибок, позволяющей количественно оценить достоверность окончательных результатов.

После уточнения результатов начинается их сравнение и обобщение, которые ещё не означают окончательного установления научного факта. Вновь зафиксированное явление или свойство объекта становиться научным фактом только после его интерпретации.

В третьем параграфе экспериментальной части («Результаты исследования») излагаются полученные данные. Их целесообразно представить в виде таблиц, графиков, схем и т.д.

В четвертом параграфе второй главы проводится обсуждение полученных результатов. Начать его целесообразно с ответа на вопрос о подтверждении или опровержении гипотезы. Собственно обсуждение результатов проводится в двух направлениях. С одной стороны, оно состоит в сопоставлении полученных данных с результатами ранее проведенных исследований по данной теме, которые уже нашли отражение в обзорной части исследования. Иначе говоря, обсуждать полученные данные нужно с теми исследованиями, которые изучали данную проблему. Другая линия обсуждения результатов – это их объяснение (интерпретация). Оно предполагает выход за пределы полученных эмпирических данных и в связи с этим содержат элементы воображения, фантазии. При этом нужно следить за тем, чтобы такая экстраполяция не была чрезмерной.

Заключение. По объему заключение не должно быть большим. Для курсовой, дипломной, диссертационной работ достаточно, соответственно, от 1,5 до 3 страниц машинописного текста. В нем целесообразно подвести итоги проведенного исследования, включая и его теоретическую часть, указать его практическую значимость, а также наметить перспективы дальнейших исследований.

Библиография. Составляется по ГОСТу на момент оформления работы, эти правила очень часто корректируются и меняются. Описание списка литературы проводится в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению литературных источников в научном произведении, правила которых могут быть разными в зависимости от издательства, журнала и т.д.

В приложении дается материалы вспомогательного характера, большой табличный материал, образцы протоколов, актов испытания и т.д.

После завершения теоретических и экспериментальных исследований проводится общий анализ полученных результатов, сопоставляются результаты исследования с гипотезой, уточняются теоретические модели. В случае необходимости проводятся дополнительные эксперименты. Затем формулируются научные выводы. И на последнем этапе, результаты научных исследований оформляются в виде письменной работы: статьи, монографии, дипломной работы, диссертации или научно-технического отчета.

• Результаты научно-исследовательской работы должны стать достоянием многих специалистов. Поэтому они должны быть соответствующим образом оформлены. Научно-техническая информация, как правило, доводится до широких слоев специалистов двумя способами: устно (в виде лекций, докладов, сообщений) и письменно в виде статей, пояснительных записок, отчетов. Устное сообщение (доклад) и печатная публикация (статья) имеют свои специфические особенности.

Основной формой оформления результатов работы, исследования инженера и исследователя является отчет. Отчет является систематизированным и полным (исчерпывающим) изложением существа и результатов работы.

Общими требованиями к представлению результатов работы в отчете НИР являются:

  • четкость и логическая последовательность изложения материала;

  • убедительность (доказательность) аргументации;

  • краткость и точность формулировок, исключающих возможность неточного, неоднозначного или неправильного понимания;

  • конкретность изложения результатов работы;

  • обоснованность рекомендаций и предложений.

Структура и составные части отчета научно-исследовательской работе определяются в соответствии с ГОСТ 7.32-2001 (ИСО 5966-82).

Наиболее полная и подробная информация, содержится в научно-техническом отчете.

Цель отчета – полностью изложить весь процесс исследования, документировать все детали, полностью отразить ваши рассуждения, интерпретацию результатов, выводы и рекомендации. Научно-технический отчет обычно ориентирован на довольно узкий круг специалистов. Этот документ должен быть написан в сухом, неэмоциональном стиле. Следует, однако, иметь в виду, что в настоящее время существует тенденция к упрощению языка научно-технических работ. Отчет, написанный тяжелым языком, перегруженный специальными терминами, не всегда

свидетельствует о сложности тематики. Часто это – признак неумения автора ясно излагать материал.

Хорошо написанный отчет об исследованиях, проведенных в области окружающей среды, обычно имеет аннотацию, в которой излагаются основные результаты проведенных работ, выводы и рекомендации. Естественно, загруженность этого раздела специфической терминологией существенно ниже, чем всего отчета в целом. Эта аннотация может послужить основой для информационных материалов, предназначенных для более широкого круга заинтересованных лиц.

Оформление результатов исследования в виде строгого документа – отчета – первый этап представления результатов, опускать который нельзя. Иногда, в лучшем случае, на свет появляются разрозненные протоколы отдельных исследований. Иногда оформление результатов ограничивается записями в лабораторных журналах (причем в черновом варианте). Такой подход недопустим. Отчет – это основной документ, которым можно оперировать. От его качества решающим образом зависит возможность использования результатов. Даже если единственной целью является публикация результатов в местной газете, нельзя выносить на суд общественности результаты, не имеющие строгого документального подтверждения. Использование отдельных протоколов допустимо, если проведены разовые измерения, не претендуя на организацию продолжительной программы наблюдений. Причем даже в этом случае, помимо собственно протокола измерения, необходимо дать трактовку ваших результатов, предложить выводы и рекомендации. Если же проводятся регулярные экологические исследования по программе общественного или иного контроля, необходимо регулярно оформлять результаты в виде отчетов.

Формат научного отчета хорошо известен любому исследователю. Прежде всего, грамотно составленный отчет должен отражать все этапы работы. Отчет всегда начинается с формулировки цели и задач работы. Для читателя отчета цель работы останется загадкой, если не изложить ее в явном виде. Четкие формулировки принесут большую пользу: общая стратегия должна быть ярко выражена. Их качество серьезно повыситься, если в начале исследования ставились четкие цели работы и постараться поставить ее как можно более определенно. Другими словами, эта часть отчета должна отражать результаты предварительной работы, проделанной на стадии разработки программы.

Затем должен следовать обзор доступных данных и анализ ситуации. Маловероятно, чтобы проблема, которую вы собираетесь поднять, никогда и никем не была исследована. Даже если вы поднимаете новую для региона проблему, постарайтесь найти аналоги в отечественной и мировой практике. Разумеется, изучая состояние окружающей среды вблизи хозяйственных объектов, следует провести как можно более полный анализ воздействий, возможных в этой ситуации.

В отчете обязательно должны быть описаны использованные методики (или дана ссылка на доступный литературный источник, содержащий их описание). Без этой информации оценить ваши результаты практически невозможно. Если в работе необходимы лабораторные исследования, которые нельзя выполнить самостоятельно, и приходится обращаться в исследовательские лаборатории, необходимо обратить особое внимание на строгость оформления результатов, полученных по заказу. Ссылка на авторитет лаборатории, представившей некорректно оформленные результаты, будет звучать неубедительно и не содействовать достижению конечной цели – эффективному использованию информации.

Отчет должен содержать весь фактический материал (включая протоколы отбора проб и лабораторных испытаний). Для того, чтобы отчет был более «читабельным», лучше вынести первичную документацию в приложения, а в основной части представить результаты в виде сводных таблиц, более удобных для интерпретации. Подробная интерпретация результатов – также необходимая составляющая научного отчета. И, наконец, особое внимание следует уделить разделу «Выводы и рекомендации». В современной практике подготовки отчетов этот раздел считается особенно важным и иногда составляет до трети объема всего отчета. К сожалению, в России в настоящее время выработке рекомендаций уделяется недостаточное внимание. Нередко научные коллективы, ведущие исследовательские работы, ограничиваются констатацией проблем. В лучшем случае, в отчете присутствует раздел «Выводы». В этом разделе в сжатом виде излагаются результаты работы, дается общая оценка ситуации. Однако для того, чтобы результаты использовались с возможно большей эффективностью, необходимо предложить рекомендации по улучшению ситуации. Это значительно снижает риск оказаться в положении людей, критикующих и не предлагающих конструктивного выхода.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Станок 6540 руководство
  • Рольф клуб 3d капли для собак инструкция
  • Ангиоприл инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Hyundai grandeur руководство по ремонту
  • Препарат кортизол инструкция по применению взрослым