- Пользовательское соглашение
- Соглашение об ОПД
- Правила сайта
- Политика конфиденциальности
- Реклама на сайте
- Поддержка проекта
- О нас
16+ Сетевое издание «Fireman.club» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-80618 от 23.03.2021. Полное, частичное использование материалов в соц. сетях, печати, ТВ и радио без индексируемой гиперссылки на fireman.club или без указания сайта как источника, а так же перепечатка материалов — запрещено! Иная правовая информация.
На сайте «Fireman.club» используются файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности. Отключение файлов cookie может привести к неполадкам при работе с сайтом. Если Вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Продолжая использование сайта, Вы даете согласие на сбор и использование cookie-файлов, других данных в соответствии с Политикой конфиденциальности и Соглашением об ОПД.
Copyright © 2015 — 2023
«Fireman.club»
ЗАО «ПО «Спецтехника пожаротушения»
115280, г. Москва, ул. Автозаводская д. 23, корпус 15
УТВЕРЖДАЮ Генеральный директор
ЗАО «Производственное объединение «Спецтехника пожаротушения»
ПОЖАРНАЯ АВТОЦИСТЕРНА АЦ-3,2-40/4(43253) модель 001-МС
Руководство по эксплуатации
001-МС-00-000-00РЭ
2011 г.
Руководство по эксплуатации |
Страница |
|
АЦ 3,2-40/4 (43253) |
1 |
2011 |
Настоящие руководство по эксплуатации (РЭ) предназначено для изучения устройства автоцистерны пожарной АЦ-3,2-40/4(43253) модель 001 — МС и правил ее эксплуатации.
При изучении РЭ необходимо дополнительно руководствоваться следующими документами, прилагаемыми к автоцистерне:
1.«Автомобиль КамАЗ 43253 и его модификация. Руководство по эксплуатации»
2.«Насос пожарный NH30. Руководство по эксплуатации»
3.«Лафетный ствол RM24(RM25E). Руководство по эксплуатации»
4.«Техническое описание, руководство по монтажу, эксплуатации и техническому обслуживанию отопители AIRTRONIC»
5.«Сигнальные громкоговорящие установки. Громкоговорящие установки «Смерч». Руководство по эксплуатации
6.«Радиостанция GM360 фирмы Моторола». Руководство по эксплуатации
7. «Комплект бортового навигационно-связного оборудования GSM/ ГЛОНАСС/GPS «M2M-Cyber GLX». Руководство по эксплуатации
К автоцистерне прилагаются также паспорта остального комплектующего оборудования.
В РЭ приняты следующие условные обозначения и сокращения: -автоцистерна пожарная АЦ-3,2-40/4(43253) модель 001-МС – автоцистерна; -коробка передач – КП; -коробка отбора мощности – КОМ; -пожарный насос – ПН;
-пожарно-техническое вооружение – ПТВ; -коробка раздаточная – РК;
-кабина боевого расчета совмещенная с кабиной водителя – КБР.
Перед началом эксплуатации, данное руководство должно быть внимательно изучено. Изготовитель не несет ответственности за травмы или повреждения, являющиеся следствием работы не подготовленного обслуживающего персонала.
Предприятием непрерывно проводятся работы по совершенствованию автоцистерны. В связи с этим возможно некоторое незначительное несоответствие между сборочными единицами и их описанием в данном РЭ.
Руководство по эксплуатации |
Страница |
|
АЦ 3,2-40/4 (43253) |
2 |
2011 |
СОДЕРЖАНИЕ
1.НАЗНАЧЕНИЕ ИЗДЕЛИЯ……………………………………….……………………………6
2.ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ…………………………………………………………………..7
2.1.Основные параметры шасси………………………………………………………………..7
2.2Основные технические параметры и размеры автоцистерны…………………………….9
3.СОСТАВ, УСТРОЙСТВО И РАБОТА АВТОЦИСТЕРНЫ………………………………13
4УСТРОЙСТВО И РАБОТА СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ АВТОЦИСТЕРНЫ………………14
4.1Шасси………………………………………………………………………..….……….14
4.2Кабина водителя.………………………………………………………………………….14
4.3 Кабина боевого расчета (КБР)…………………………………………………………… |
15 |
4.3.1 Крепление дыхательного аппарата………………………………………………….16 |
4.4Пожарная надстройка…………………………………………………………….…….17
4.4.1Отсеки кузова для размещения пожарно-технического вооружения………………17
4.4.2Размещение ПТВ в отсеках…………………………………………………………19
4.4.3Крыша (рабочая платформа)……………………………………..……………………22
4.4.4Устройства для опускания лестниц и всасывающих рукавов……………………23
4.5Насосная установка с системой водопенных коммуникаций..………………………..28
4.5.1 Насосный отсек………………………………………………………………………. |
28 |
4.5.2. Центробежный пожарный насос………………………………………….………. |
29 |
4.5.2.1 Устройство насоса серии NH………………………………………………….. |
30 |
4.5.2.2 Параметры насоса……………………………………………………….…….30 |
|
4.5.2.3 Общее описание насоса серии NH……………………………………………31 |
|
4.6 Вакуумная система………………………………………………………………………. |
32 |
4.7 Сосуды для огнетушащих веществ……………………………………………………….34 |
|
4.7.1. Цистерна для воды………………………………………………………..……….34 |
|
4.7.2. Бак для пенообразователя…………………………………………………………36 |
|
5. СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОЖАРНОЙ НАДСТРОЙКОЙ LCS |
|
(СИСТЕМА ЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ)………………………………………….….37 |
|
5.1 Система дистанционного управления пожарной надстройкой |
|
из кабины водителя……………………………………………………………..………….38 |
5.1.2Дисплей в кабине водителя……………………………………..……………..…38
5.2Система дистанционного управления и диагностирования насосной
установки……………………………………………………………………………………43 5.2.1 Пульт управления насосного отсека………………………………………….…44
5.3 |
Схема водопенных коммуникаций АЦ……………………………………………………….. |
…..48 |
5.4 |
Система управления приводом насосной установки …………………………………… |
…..49 |
5.4.1 Управление приводом насоса с дисплея из кабины водителя………………… |
…..49 |
|
5.4.2 Управление приводом насоса из кабины водителя с |
||
использованием выключателя расположенного на щитке водителя ……….. |
.….50 |
5.4.3Управление приводом насоса из насосного отсека…………………………….51
5.5Дополнительная трансмиссия привода пожарного насоса………………………….53
6.РАБОТА С НАСОСНОЙ УСТАНОВКОЙ АВТОМОБИЛЯ ИЗ
НАСОСНОГО ОТСЕКА ………………………………………………………………………………………. |
……54 |
|
6.1 |
Забор/подача воды из цистерны …………………………………………………………………. |
…..54 |
6.2 |
Забор/подача воды из открытого водоисточника ………………………………………… |
…..54 |
6.3 |
Забор/подача воды через дополнительную всасывающую линию от |
|
водопроводной сети гидрантов ……………………………………………………………………….. |
.….56 |
|
6.4 |
Забор/подача воды от водопроводной сети гидрантов через внешнюю |
|
всасывающую линию пожарного насоса с использованием водосборника ……….. |
.….57 |
|
6.5 |
Забор и подача воды из открытого водоисточника с использованием |
|
гидроэлеватора Г-600 …………………………………………………………………………………….. |
.….58 |
6.5.1Забор и подача через гидрантную линию………………………………….…..58
6.5.2Работа с гидроэлеватором с использованием водосборника ВС-125…..…….60
Руководство по эксплуатации |
Страница |
|
АЦ 3,2-40/4 (43253) |
3 |
2011 |
…………………………………………………….6.6 Заполнение цистерны с помощью насоса |
…..61 |
|
6.7 Заполнение цистерны от гидранта в режиме автоматического |
||
регулирования уровня воды …………………………………………………………………………….. |
…..62 |
|
6.8 Заполнение цистерны водой в ручном режиме от гидранта …………………………. |
…..64 |
|
6.9 Заполнение бака для пенообразователя……………………………………………………….. |
……65 |
|
6.10 Система дозирования пенообразователя ……………………………………………………. |
…..66 |
|
6.10.1 |
Работа с пеной с FIX MIX в режиме НД или ВД……………………………… |
…..67 |
6.10.1.1 Последовательность действий при заборе пенообразователя |
||
из пенобака …………………………………………………………………………………………….. |
.….67 |
|
6.10.1.2 Последовательность действий при заборе пенообразователя |
||
из внешней ѐмкости…………………………………………………………………………………. |
.….68 |
|
6.10.2 |
Выключение насоса после использования установки |
|
предварительного пеносмешивания …………………………………………………………. |
…..69 |
|
6.10.3 |
Кратковременное отключение насосной установки ………………………. |
…..69 |
6.11 Рукавная катушка со стволом высокого давления …………………………………… |
…..70 |
|
6.11.1 |
Устройство рукавной катушки высокого давления …………………………. |
…..70 |
6.11.2 |
Подачи воды с использованием катушки рукавной и ствола |
|
высокого давления…………………………………………………………………………………… |
…..71 |
|
6.11.3 |
Подачи водного раствора пенообразователя с использованием |
|
катушки рукавной и ствола высокого давления ………………………………………… |
…..71 |
7.ЛАФЕТНЫЙ СТВОЛ……………………………………………………………………….72
7.1.Лафетный ствол RM-24 М………………………………………………………….72
7.1.1Органы управления лафетным стволом………………………………………72
7.1.2Режим работы лафетного ствола……………………………………………..73
7.2Лафетный ствол RM-25……………………………………………………….……74
7.2.1Порядок работы с лафетным стволом………………………………….…….75
7.2.2Режимы подачи воды………………………………………………………….76
7.2.3Режим работы с пеной…………………………………………………………77
7.2.4Режим работы с лафетным стволом в движении…………………………….78
7.2.5 Аварийный (ручной) режим работы с лафетным стволом…………… |
…….79 |
8. ПРОМЫВКА ВОДОПЕННЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПОСЛЕ РАБОТЫ С |
|
ВОДНЫМ РАСТВОРОМ ПЕНООБРАЗОВАТЕЛЯ ………………………………………….. |
…..80 |
8.1 Промывка блоков насоса НД/ВД, также напорных линий и |
|
вентилей НД ………………………………………………………………………..……80 |
8.2Промывка линии забора пенообразователя из сторонней емкости………..…….80
8.3Промывка линии высокого давления после подачи через нее
водного раствора пенообразователя……………………………………………………81 8.4 Промывка линии после подачи через лафетный ствол водного раствора пенообразователя………………………………………………..…..81
8.5. Промывка вакуумного насоса…………………………………………………..….81
9. ОПОРОЖНЕНИЕ НАСОСНОЙ УСТАНОВКИ ПРИ РАБОТЕ В ЗИМНИХ |
|
УСЛОВИЯХ …………………………………………………………………………………………………………. |
…..82 |
9.1Полное опорожнение насосной установки от воды……………………………….82
9.2Опорожнение линии заполнение цистерны через насос……………………..……83
9.3Опорожнения рукавной катушки ВД………………………………………………..84
9.4Опорожнение напорных вентилей НД………………………………………………84
10. ПРОДУВ (ПРОСУШКА) СИСТЕМЫ ВОДОПЕННЫХ КОММУНИКАЦИЙ ……. |
…..85 |
|
11. УПРАВЛЕНИЕ ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОЖАРНОЙ |
||
НАДСТРОЙКИ …………………………………………………………………………………………………….. |
…..86 |
|
12. РАБОТА С НАСОСНОЙ УСТАНОВКОЙ В АВАРИЙНОМ РЕЖИМЕ ……………… |
…..89 |
|
13 ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ. РАДИОСВЯЗНОЕ И |
||
РАДИОНАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ…………………………………………………… |
…..91 |
|
13.1 Общие сведения………………………………………………………………….91 |
||
Руководство по эксплуатации |
Страница |
|
АЦ 3,2-40/4 (43253) |
4 |
2011 |
13.2Энергоснабжение автомобиля…………………………………………………..92
13.3Автономные (воздушные) отопители кабины боевого расчета
и насосного отсека…………………………………………………………………….95
13.4Ближнее освещение ……………………………………………………………..96
13.5Запуск двигателя из насосного отсека………………………………………….97
13.6Сигнальная громкоговорящая установка (СГУ)……………………………….98
13.7Система оперативной радиосвязи………………………………………………99
13.8Комплект бортового навигационно-связного оборудования………………..100
14. ПРОВЕРОЧНЫЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ………………………………………………. |
…103 |
||
14.1 |
Проверочно-контрольные работы – шасси и надстройки………………………103 |
||
14.1 |
Проверочные и контрольные работы – проверка на вакуум и |
||
герметичность……………………………………………………………………………………………… |
…105 |
||
15 |
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ…………………………………………………… |
…106 |
|
16 |
МАРКИРОВАНИЕ, ПЛОМБИРОВАНИЕ, ТАРА И УПАКОВКА ……………………… |
…106 |
|
17 |
УКАЗАНИЯ ПО СОБЛЮДЕНИЮ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ………………………………. |
…106 |
18. Особенности эксплуатации пожарной автоцистерны АЦ-3,2-40/4 (43253) мод. 001МС в условиях отрицательных температур……………….108
19 |
ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ, КОНСЕРВАЦИИ ………………………………………………………. |
…110 |
20 |
ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ………………………………………………………………………………… |
…111 |
21 |
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ………………………………………………………………….. |
.112 |
22 |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПО МЕСТУ БАЗИРОВАНИЯ………………….113 |
|
23 |
СЕРВИСНЫЕ И РЕМОНТНЫЕ РАБОТЫ ………………………………………………………… |
…113 |
23.1Смазка карданных валов…………………………………………………………113
23.2Смена масла в редукторе привода пожарного насоса ……………………….115
23.3Смена масла в редукторе вакуумного насоса…………………………………115
23.4Смазка подшипника вала водяного насоса со стороны всасывания…………116
23.5Сервисные работы по обслуживанию клапанов вакуумного насоса ……….116
23.6Сервисные работы по обслуживанию клинового ремня привода
вакуумного насоса…………………………………………………………………..116
23.7Сервисные работы – по очистки конденсатоотводчика …………………….116
23.8Сервисные работы по обслуживанию баллона для осушки воздуха………..116
23.9Сервисные работы – по обслуживанию надстройки…………………………117
23.10Сервисные работы – по проверки крепления на шасси
(вспомогательной раме) элементов надстройки, цистерны, бака для пенообразователя…………………………………………………………..118 23.11 Сервисные работы – по обслуживанию цистерны и
пенобака………….…………………………………………………………………….118
23.12 Сервисные работы по обслуживанию автомата защитного отключения и тока утечки……………………………………………………………118
23.10 Сервисные работы – по обслуживанию аккумуляторов…………..………..119
24ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЯ АЦ ОТ ВНЕШНЕГО ИСТОЧНИКА………………………….120
25ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ЭЛЕКТРОННЫМИ
ЭЛЕМЕНТАМИ ………………………………………………………………………………………………. …. |
121 |
|
26 |
ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ ……………. …. |
123 |
27 |
УКАЗАНИЕ ПО ТЕКУЩЕМУ РЕМОНТУ ……………………………………………………….. …. |
124 |
28. УХОД ЗА АВТОЦИСТЕРНОЙ………………………………………………………….124
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Перечень пожарно-технического вооружения и оборудования, размещаемых на пожарной автоцистерне АЦ-3,2-40/4(43253) модель 001-МС …………126
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 |
Фото размещение ПТВ на АЦ ЗИЛ-4331М4………………………….130 |
||
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 |
Схемы дополнительного электрооборудования………………………138 |
||
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 |
Фото размещения органов управления насосной установки …………145 |
||
Руководство по эксплуатации |
Страница |
||
АЦ 3,2-40/4 (43253) |
5 |
2011 |
1 НАЗНАЧЕНИЕ ИЗДЕЛИЯ
Автоцистерна пожарная Условное обозначение:
Автоцистерна АЦ-3,2-40/4(43253) модель 001-МС ТУ 4854-001-88302708-2009, где:
АЦ – тип пожарного автомобиля (автоцистерна); 3,2 – количество вывозимых огнетушащих веществ, т, не менее;
40 – номинальная подача ПН, л/с, при работе ступени нормального давления; 4 – номинальная подача ПН, л/с, при работе ступени высокого давления;
40 – величина создаваемого давления, кг/см2, при работе ступени высокого давления; модель 001 – порядковый номер модели; ТУ 4854-001-88302708-2009 изготовленная в соответствии с ГОСТ Р 53328-2009
«Техника пожарная. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний».
АЦ-3,2-40/4(43253) модель 001-МС (далее — автоцистерна) предназначена для
тушения пожаров в жилых зданиях, сооружениях, на промышленных объектах, доставки к
месту вызова боевого расчета, пожарно-технического вооружения, аварийно-спасательного
оборудования и запаса огнетушащих веществ.
Автоцистерна может использоваться как самостоятельная боевая единица, а так же
как насосная установка при работе «в перекачку» с одной или несколькими другими
автоцистернами.
Конструкция автоцистерны обеспечивает:
—заправку цистерны и пенобака огнетушащими веществами;
—подачу воды и пены от цистерны через ручные и стационарный лафетный стволы без установки на водоисточник;
—забор воды из водоема, пожарного гидранта и ее подачу на нужды пожаротушения через ручные или стационарные лафетные стволы;
—забор пенообразователя из сторонней емкости;
—заправку цистерны водой под напором от стороннего источника через сухотруб;
—размещение в кузове необходимого пожарно-технического вооружения и оборудования.
Автоцистерна соответствует климатическому исполнению У (эксплуатации при температуре воздуха от –40 до +40°С), категории размещения 1 (для эксплуатации на открытом воздухе), эксплуатации в атмосфере типов 1 и 2 (условно чистой и промышленной)
по ГОСТ 15150 с размещением в период оперативного ожидания в помещении с температурой воздуха не ниже +5°С.
Автоцистерна не предназначена для работы во взрывоопасной среде. Автоцистерна не предназначена для работы в составе автопоезда.
Руководство по эксплуатации |
Страница |
|
АЦ 3,2-40/4 (43253) |
6 |
2011 |
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Автоцистерна АЦ-3,2-40/4(43253) модель 001-МС ТУ 4854-001-88302708-2009
Автоцистерна смонтирована на шасси автомобиля КамАЗ-43253.
2.1 .Основные параметры шасси указаны в табл. 1.
Таблица 1
Наименование параметра |
Значение |
|||
Колесная формула |
4×2 |
|||
Полная масса, кг, не более |
15500 |
|||
Распределение нагрузки на дорогу, кгс, |
||||
не более: |
||||
-на переднюю ось |
6000 |
|||
-на задний мост |
9500 |
|||
Двигатель |
CUMMINS 6 ISBe 210 (Евро-3) |
|||
Максимальная/ номинальная мощность: |
155 кВт (210 л.с.)/149,3 кВт (203 л.с.) при |
|||
2500об/мин |
||||
Максимальный крутящий момент: |
773 Нм (79 кгс.м) при 1700 об/мин |
|||
Рабочий объем двигателя: |
6,7 л |
|||
Топливный бак: |
260 литров |
|||
Напряжение |
24 В |
|||
Генератор: |
BOSCH, тип |
|||
трехфазный, 28 Вольт / 80 A. |
||||
Аккумулятор: |
2 батареи 12 В, 2 х 190 А/ч. |
|||
Стартер: |
24 В |
|||
сцепление |
Однодисковое сухое сцепление |
|||
Руководство по эксплуатации |
Страница |
|||
АЦ 3,2-40/4 (43253) |
7 |
2011 |
Коробка отбора мощности: |
ZF, модель NL/10, низкоскоростная, с фланцем для |
|||||||||||||||
привода центробежного пожарного насоса. Привод |
||||||||||||||||
от основной коробки передач |
через |
|||||||||||||||
промежуточный вал. |
||||||||||||||||
Передаточное число — 1,19 |
||||||||||||||||
Трансмиссия: |
Коробка передач модели ZF-6S1000 – |
|||||||||||||||
механическая, шестиступенчатая с |
||||||||||||||||
синхронизаторами на первой, второй, третьей, |
||||||||||||||||
четвертой, пятой, шестой передачах. Передаточные |
||||||||||||||||
числа передач: |
||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
R |
||||||||||
6,75 |
3,6 |
2,13 |
1,39 |
1,0 |
0,78 |
6,06 |
||||||||||
Главная передача: |
Передаточное отношение – 4,98 или 6,53 |
|||||||||||||||
Ножной тормоз: |
Антиблокировочная система ABS, двухконтурная |
|||||||||||||||
пневматическая тормозная система барабанного |
||||||||||||||||
типа, действующая на передние и задние колеса. |
||||||||||||||||
Особая конструкция для пожарных расчетов, |
||||||||||||||||
давление 10 бар |
||||||||||||||||
Тормозной двигатель: |
Тормоз-замедлитель с низким уровнем шума в |
|||||||||||||||
выпускной системе двигателя с постоянно |
||||||||||||||||
открытым дроссельным клапаном. |
||||||||||||||||
Стояночный тормоз: |
Нагруженный пружиной, с пневматическим |
|||||||||||||||
управлением, |
без |
рычажного |
механизма, |
|||||||||||||
действующий на задние колеса. |
||||||||||||||||
Противобуксовочная система ASR: |
входит в комплект поставки |
|||||||||||||||
Система охлаждения: |
Принудительная циркуляция воды насосом, |
|||||||||||||||
трубчатый ребристый радиатор с термостатом |
||||||||||||||||
Амортизаторы: |
Передний |
и |
задние |
мосты |
оснащены |
|||||||||||
телескопическими амортизаторами. |
||||||||||||||||
Рессоры: |
Параболические рессоры. |
|||||||||||||||
Механизм блокировки дифференциала: |
На задней оси. |
|||||||||||||||
Шины: |
11.00 R20 |
|||||||||||||||
Передний мост: одинарные шины |
||||||||||||||||
Задний мост: сдвоенные шины |
||||||||||||||||
Смазка: |
Система принудительной смазки с охлаждением |
|||||||||||||||
Колесная база |
4 200 мм |
|||||||||||||||
Рулевое управление: |
Рулевое управление с гидроусилением |
|||||||||||||||
Компоновочная схема шасси |
Кабина над двигателем |
|||||||||||||||
Скорость (максимальная, км/ч, не |
90 |
|||||||||||||||
менее) |
||||||||||||||||
Руководство по эксплуатации |
Страница |
|
АЦ 3,2-40/4 (43253) |
8 |
2011 |
2.2 Основные технические параметры и размеры автоцистерны соответствуют значениям, указанным в табл. 2.
Таблица 2
Наименование параметра |
Значение |
||||
с насосом Rosenbauer |
|||||
NH-30 |
|||||
1 Показатели назначения |
|||||
1.1 |
Полная масса, кг, не более |
14035 |
|||
1.2 |
Нагрузка на управляемую (переднюю) ось АЦ в |
||||
боевой готовности, кг |
4825 |
||||
1.3 |
Распределение нагрузки на колеса правого и левого |
||||
бортов, % |
50×50 |
||||
1.4 Допускаемое отклонение распределения нагрузки на |
|||||
колеса правого и левого бортов от фактической полной |
|||||
массы, не более, % (кг) |
±1(±119) |
||||
1.5 |
Вместимость цистерны для воды, л, не менее |
3200 |
|||
1.6 |
Вместимость пенобака, л, не менее |
200 |
|||
Руководство по эксплуатации |
Страница |
||||
АЦ 3,2-40/4 (43253) |
9 |
2011 |
1.7 Параметры насоса: |
||||||
1.7.1 Ступень нормального давления |
||||||
1.7.1.1 Номинальная частота вращения приводного вала |
||||||
насоса, об/мин |
4000 |
|||||
1.7.1.2 Номинальная подача, л/с |
40 |
|||||
1.7.1.3 Напор насоса при номинальном числе оборотов, |
||||||
кгс/см2 |
10±0,5 |
|||||
1.7.1.4 Наибольшая геометрическая высота всасывания м, |
||||||
не более |
7,5 |
|||||
1.7.1.5 Время всасывания с наибольшей геометрической |
||||||
высоты всасывания с, не более |
40 |
|||||
1.7.2 Ступень высокого давления |
||||||
1.7.2.1 Номинальная частота вращения приводного вала |
||||||
насоса, об/мин |
3700±100 |
|||||
1.7.2.2 Номинальная подача, л/с |
2 (на 1 ствол) |
|||||
4 (на 2 ствола) |
||||||
1.7.2.3 Напор насоса при номинальном числе оборотов, |
||||||
кгс/см2 |
не менее 40 |
|||||
1.7.3 Совместная работа двух ступеней |
||||||
1.7.3.1 Номинальная подача, л/с: |
||||||
— ступени нормального давления |
не менее 20 |
|||||
— ступени высокого давления |
2 (на 1 ствол) |
|||||
1.7.3.2 Напор в номинальном режиме, кгс/см2 |
||||||
— ступени нормального давления |
не менее 10 |
|||||
— ступени высокого давления |
не менее 40 |
|||||
1.7.4 Подача насоса при напоре 10 кгс/см2, л/с, не менее: |
||||||
— при геометрической высоте всасывания 3,5 м |
40 |
|||||
— при геометрической высоте всасывания 7,5 м |
20 |
|||||
1.8 Ствол-распылитель высокого давления универсальный |
||||||
комбинированный с изменяемым углом факела распыла |
||||||
огнетушащих веществ, с катушкой рукавной: |
||||||
— тип |
Катушка со стволом |
|||||
NePiRo Ergo |
||||||
— номинальный напор на входе в катушку, м |
||||||
— максимальное давление на входе в катушку, кгс/см2 |
400 |
|||||
— расход воды в номинальном режиме, л/с |
40 |
|||||
Руководство по эксплуатации |
Страница |
|||||
АЦ 3,2-40/4 (43253) |
10 |
2011 |
Назначение автоцистерны ац-3,2-40/4(43253) модели 001-мс
Пожарная автоцистерна АЦ-3,2-40/4(43253) модель 001-МС. Руководство по эксплуатации 001-МС-00-000-00РЭ
— 2011 год
ЗАО «ПО «Спецтехника пожаротушения»
115280, г. Москва, ул. Автозаводская д. 23, корпус 15
УТВЕРЖДАЮ Генеральный директор
ЗАО «Производственное объединение «Спецтехника пожаротушения»
Настоящие руководство по эксплуатации (РЭ) предназначено для изучения устройства автоцистерны пожарной АЦ-3,2-40/4(43253) модель 001 — МС и правил ее эксплуатации. При изучении РЭ необходимо дополнительно руководствоваться следующими документами, прилагаемыми к автоцистерне: «Автомобиль КамАЗ 43253 и его модификация. Руководство по эксплуатации» «Насос пожарный NH30. Руководство по эксплуатации» «Лафетный ствол RM24(RM25E). Руководство по эксплуатации» «Техническое описание, руководство по монтажу, эксплуатации и техническому обслуживанию отопители AIRTRONIC» «Сигнальные громкоговорящие установки. Громкоговорящие установки «Смерч». Руководство по эксплуатации «Радиостанция GM360 фирмы Моторола». Руководство по эксплуатации 7. «Комплект бортового навигационно-связного оборудования GSM/ ГЛОНАСС/GPS «M2M-Cyber GLX». Руководство по эксплуатации К автоцистерне прилагаются также паспорта остального комплектующего оборудования. В РЭ приняты следующие условные обозначения и сокращения: -автоцистерна пожарная АЦ-3,2-40/4(43253) модель 001-МС – автоцистерна; -коробка передач – КП; -коробка отбора мощности – КОМ; -пожарный насос – ПН; -пожарно-техническое вооружение – ПТВ; -коробка раздаточная – РК; -кабина боевого расчета совмещенная с кабиной водителя – КБР. Перед началом эксплуатации, данное руководство должно быть внимательно изучено. Изготовитель не несет ответственности за травмы или повреждения, являющиеся следствием работы не подготовленного обслуживающего персонала. Предприятием непрерывно проводятся работы по совершенствованию автоцистерны. В связи с этим возможно некоторое незначительное несоответствие между сборочными единицами и их описанием в данном РЭ.
1
НАЗНАЧЕНИЕ АВТОЦИСТЕРНЫ АЦ-3,2-40/4(43253) МОДЕЛИ 001-МС
Автоцистерна пожарная Условное обозначение:
Автоцистерна АЦ-3,2-40/4(43253) модель 001-МС ТУ 4854-001-88302708-2009, где:
АЦ – тип пожарного автомобиля (автоцистерна); 3,2 – количество вывозимых огнетушащих веществ, т, не менее;
40 – номинальная подача ПН, л/с, при работе ступени нормального давления; 4 – номинальная подача ПН, л/с, при работе ступени высокого давления;
40 – величина создаваемого давления, кг/см, при работе ступени высокого давления; модель 001 – порядковый номер модели; ТУ 4854-001-88302708-2009 изготовленная в соответствии с ГОСТ Р 53328-2009
«Техника пожарная. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний».
АЦ-3,2-40/4(43253)модель001-МС(далее-автоцистерна)предназначена
тушения пожаров в жилых зданиях, сооружениях, на промышленных объектах, доставки к
Обратите внимание
месту вызова боевого расчета, пожарно-технического вооружения, аварийно-спасательного
оборудования и запаса огнетушащих веществ.
Автоцистерна может использоваться как самостоятельная боевая единица, а так же
какнасоснаяустановкаприработе«вперекачку» соднойилинесколькими
автоцистернами.
Конструкция автоцистерны обеспечивает:
заправку цистерны и пенобака огнетушащими веществами;
подачу воды и пены от цистерны через ручные и стационарный лафетный стволы без установки на водоисточник;
забор воды из водоема, пожарного гидранта и ее подачу на нужды пожаротушения через ручные или стационарные лафетные стволы;
забор пенообразователя из сторонней емкости;
заправку цистерны водой под напором от стороннего источника через сухотруб;
размещение в кузове необходимого пожарно-технического вооружения и оборудования.
Автоцистерна соответствует климатическому исполнению У (эксплуатации при температуре воздуха от –40 до +40°С), категории размещения 1 (для эксплуатации на открытом воздухе), эксплуатации в атмосфере типов 1 и 2 (условно чистой и промышленной)
по ГОСТ 15150 с размещением в период оперативного ожидания в помещении с температурой воздуха не ниже +5°С.
Автоцистерна не предназначена для работы во взрывоопасной среде. Автоцистерна не предназначена для работы в составе автопоезда.
СОДЕРЖАНИЕ НАЗНАЧЕНИЕ ИЗДЕЛИЯ……………………………………….……………………………6 ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ…………………………………………………………………..7 Основные параметры шасси………………………………………………………………..7 Основные технические параметры и размеры автоцистерны…………………………….9 СОСТАВ, УСТРОЙСТВО И РАБОТА АВТОЦИСТЕРНЫ………………………………13 УСТРОЙСТВО И РАБОТА СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ АВТОЦИСТЕРНЫ………………14 Шасси………………………………………………………………………..….……….
14 Кабина водителя.………………………………………………………………………….14 4.3 Кабина боевого расчета (КБР)………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 15 4.3.1 Крепление дыхательного аппарата………………………………………………….
16 Пожарная надстройка…………………………………………………………….…….17 Отсеки кузова для размещения пожарно-технического вооружения………………17 Размещение ПТВ в отсеках…………………………………………………………19 Крыша (рабочая платформа)……………………………………..……………………22 Устройства для опускания лестниц и всасывающих рукавов……………………23 Насосная установка с системой водопенных коммуникаций..………………………..28 4.5.
1 Насосный отсек………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 28 4.5.2. Центробежный пожарный насос………………………………………….……………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………. 29 4.5.2.1 Устройство насоса серии NH…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. 30 4.5.2.2 Параметры насоса……………………………………………………….…….30 4.5.2.3 Общее описание насоса серии NH…………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 31 4.6 Вакуумная система………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
… 32 4.7 Сосуды для огнетушащих веществ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. 34 4.7.1. Цистерна для воды………………………………………………………..……….34 4.7.2. Бак для пенообразователя…………………………………………………………36 5.
Важно
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОЖАРНОЙ НАДСТРОЙКОЙ LCS (СИСТЕМА ЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ)………………………………………….….37 5.1 Система дистанционного управления пожарной надстройкой из кабины водителя……………………………………………………………..……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
38 Дисплей в кабине водителя……………………………………..……………..…38 Система дистанционного управления и диагностирования насосной установки……………………………………………………………………………………43 5.2.1 Пульт управления насосного отсека………………………………………….…44 5.3 Схема водопенных коммуникаций АЦ ……………………………………………………….. …..48 5.
4 Система управления приводом насосной установки …………………………………… …..49 5.4.1 Управление приводом насоса с дисплея из кабины водителя ………………… …..49 5.4.2 Управление приводом насоса из кабины водителя с использованием выключателя расположенного на щитке водителя ……….. .….50 Управление приводом насоса из насосного отсека…………………………….
51 Дополнительная трансмиссия привода пожарного насоса………………………….53 РАБОТА С НАСОСНОЙ УСТАНОВКОЙ АВТОМОБИЛЯ ИЗ НАСОСНОГО ОТСЕКА ………………………………………………………………………………………. ……54 6.1 Забор/подача воды из цистерны …………………………………………………………………. …..54 6.
2 Забор/подача воды из открытого водоисточника ………………………………………… …..54 6.3 Забор/подача воды через дополнительную всасывающую линию от водопроводной сети гидрантов ……………………………………………………………………….. .….56 6.
4 Забор/подача воды от водопроводной сети гидрантов через внешнюю всасывающую линию пожарного насоса с использованием водосборника ……….. .….57 6.5 Забор и подача воды из открытого водоисточника с использованием гидроэлеватора Г-600 …………………………………………………………………………………….. .….
58 Забор и подача через гидрантную линию………………………………….…..58 Работа с гидроэлеватором с использованием водосборника ВС-125…..…….60 6.6 Заполнение цистерны с помощью насоса ……………………………………………………. …..61 6.7 Заполнение цистерны от гидранта в режиме автоматического регулирования уровня воды ………………………………………………
…………………………….. …..62 6.8 Заполнение цистерны водой в ручном режиме от гидранта …………………………. …..64 6.9 Заполнение бака для пенообразователя ……………………………………………………….. ……65 6.10 Система дозирования пенообразователя ……………………………………………………. …..66 6.10.
1 Работа с пеной с FIX MIX в режиме НД или ВД ……………………………… …..67 6.10.1.1 Последовательность действий при заборе пенообразователя из пенобака …………………………………………………………………………………………….. .….67 6.10.1.2 Последовательность действий при заборе пенообразователя из внешней ѐмкости ………………….
……………………………………………………………… .….68 6.10.2 Выключение насоса после использования установки предварительного пеносмешивания …………………………………………………………. …..69 6.10.3 Кратковременное отключение насосной установки ………………………. …..69 6.11 Рукавная катушка со стволом высокого давления …….
…………………………….. …..70 6.11.1 Устройство рукавной катушки высокого давления …………………………. …..70 6.11.2 Подачи воды с использованием катушки рукавной и ствола высокого давления …………………………………………………………………………………… …..71 6.11.
3 Подачи водного раствора пенообразователя с использованием катушки рукавной и ствола высокого давления ………………………………………… …..71 ЛАФЕТНЫЙ СТВОЛ……………………………………………………………………….72 Лафетный ствол RM-24 М………………………………………………………….72 Органы управления лафетным стволом………………………………………72 Режим работы лафетного ствола……………………………………………..
73 Лафетный ствол RM-25……………………………………………………….……74 Порядок работы с лафетным стволом………………………………….…….75 Режимы подачи воды………………………………………………………….76 Режим работы с пеной…………………………………………………………77 Режим работы с лафетным стволом в движении…………………………….78 7.2.5 Аварийный (ручной) режим работы с лафетным стволом……………………………………………………………………………….
………………………………………………………………. 79 8. ПРОМЫВКА ВОДОПЕННЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПОСЛЕ РАБОТЫ С ВОДНЫМ РАСТВОРОМ ПЕНООБРАЗОВАТЕЛЯ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. …..80 8.
Совет
1 Промывка блоков насоса НД/ВД, также напорных линий и вентилей НД ………………………………………………………………………..……………………………………………………………………………………………………………………………………………. 80 Промывка линии забора пенообразователя из сторонней емкости………..…….
80 Промывка линии высокого давления после подачи через нее водного раствора пенообразователя……………………………………………………81 8.4 Промывка линии после подачи через лафетный ствол водного раствора пенообразователя………………………………………………..…..81 8.5. Промывка вакуумного насоса…………………………………………………..….81 9. ОПОРОЖНЕНИЕ НАСОСНОЙ УСТАНОВКИ ПРИ РАБОТЕ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ …………………………………
………………………………………………………………………. …..82 Полное опорожнение насосной установки от воды……………………………….82 Опорожнение линии заполнение цистерны через насос……………………..……83 Опорожнения рукавной катушки ВД………………………………………………..84 Опорожнение напорных вентилей НД………………………………………………84 10. ПРОДУВ (ПРОСУШКА) СИСТЕМЫ ВОДОПЕННЫХ КОММУНИКАЦИЙ …
…. …..85 11. УПРАВЛЕНИЕ ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОЖАРНОЙ НАДСТРОЙКИ …………………………………………………………………………………………………….. …..86 12. РАБОТА С НАСОСНОЙ УСТАНОВКОЙ В АВАРИЙНОМ РЕЖИМЕ ……………… …..89 13 ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ. РАДИОСВЯЗНОЕ И РАДИОНАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ………………………..
…………………………. …..91 13.1 Общие сведения………………………………………………………………….91 Энергоснабжение автомобиля…………………………………………………..92 Автономные (воздушные) отопители кабины боевого расчета и насосного отсека…………………………………………………………………….95 Ближнее освещение ……………………………………………………………..96 Запуск двигателя из насосного отсека………………………………………….
97 Сигнальная громкоговорящая установка (СГУ)……………………………….98 Система оперативной радиосвязи………………………………………………99 Комплект бортового навигационно-связного оборудования………………..100 14. ПРОВЕРОЧНЫЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ………………………………………………. …103 14.1 Проверочно-контрольные работы – шасси и надстройки………………………103 14.
1 Проверочные и контрольные работы – проверка на вакуум и герметичность ……………………………………………………………………………………………… …105 15 ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ …………………………………………………… …106 16 МАРКИРОВАНИЕ, ПЛОМБИРОВАНИЕ, ТАРА И УПАКОВКА ………………………
…106 17 УКАЗАНИЯ ПО СОБЛЮДЕНИЮ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ………………………………. …106 18. Особенности эксплуатации пожарной автоцистерны АЦ-3,2-40/4 (43253) мод. 001МС в условиях отрицательных температур……………….108 19 ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ, КОНСЕРВАЦИИ ………………………………………………………. …110 20 ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ……………………………………..
…………………………………………. …111 21 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ………………………………………………………………….. .112 22 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПО МЕСТУ БАЗИРОВАНИЯ………………….113 23 СЕРВИСНЫЕ И РЕМОНТНЫЕ РАБОТЫ ………………………………………………………… …113 Смазка карданных валов…………………………………………………………
113 Смена масла в редукторе привода пожарного насоса ……………………….115 Смена масла в редукторе вакуумного насоса…………………………………115 Смазка подшипника вала водяного насоса со стороны всасывания…………116 Сервисные работы по обслуживанию клапанов вакуумного насоса ……….116 Сервисные работы по обслуживанию клинового ремня привода вакуумного насоса…………………………………………………………………..
116 Сервисные работы – по очистки конденсатоотводчика …………………….116 Сервисные работы по обслуживанию баллона для осушки воздуха………..116 Сервисные работы – по обслуживанию надстройки…………………………117 Сервисные работы – по проверки крепления на шасси (вспомогательной раме) элементов надстройки, цистерны, бака для пенообразователя…………………………………………………………..118 23.
11 Сервисные работы – по обслуживанию цистерны и пенобака………….…………………………………………………………………….118 23.12 Сервисные работы по обслуживанию автомата защитного отключения и тока утечки……………………………………………………………118 23.10 Сервисные работы – по обслуживанию аккумуляторов…………..………..119 ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЯ АЦ ОТ ВНЕШНЕГО ИСТОЧНИКА………………………….
120 ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ЭЛЕКТРОННЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ………………………………………………………………………………………………. …. 121 26 ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ ……………. …. 123 27 УКАЗАНИЕ ПО ТЕКУЩЕМУ РЕМОНТУ ……………………………………………………….. …. 124 28. УХОД ЗА АВТОЦИСТЕРНОЙ………………………………………………………….124 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Перечень пожарно-технического вооружения и оборудования, размещаемых на пожарной автоцистерне АЦ-3,2-40/4(43253) модель 001-МС …………126 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Фото размещение ПТВ на АЦ ЗИЛ-4331М4………………………….130 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Схемы дополнительного электрооборудования………………………138 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Фото размещения органов управления насосной установки …………145
Источник: https://www.zinref.ru/000_uchebniki/03850pojarnoe_delo/006_00_Rukovodstvo_po_expluatatsii_ATs_3_2_40_4_43523_redaktsia_2011g/001.htm
Автоцистерна пожарная ац 3,0-70 (4325)
Пожарная автоцистерна на шасси КАМАЗ-43 253 с колесной формулой 4×2 с вместимостью емкости для воды 3 000 литров, бака для пенообразователя 180 литров, с расположенным в заднем отсеке насосом с производительностью 70 л/с и напором 100 м.
Пожарная автоцистерна предназначена для тушения пожаров в населенных пунктах и на промышленных объектах.
Обеспечивает доставку к месту ликвидации чрезвычайных ситуаций боевого расчета, пожарно-технического вооружения, аварийно-спасательного оборудования, инвентаря и запаса огнетушащих веществ для эффективного тушения водой и воздушно-механической пеной.
Полная масса, кг | 15 500 |
Базовое шасси | КАМАЗ 43 253 |
Колесная формула | 4×2 |
Двигатель | дизельный, Евро-4 |
Максимальная мощность, кВт | 180 |
Максимальная скорость, км/ч | 90 |
Топливный бак, л | 350 |
Кабина шасси | 1-рядная, 2-местная, 2-дверная |
Модуль боевого расчета | 1-рядный, 4-местный, 2-дверный |
Боевой расчет, чел. | 6 |
Габаритные размеры (ДхШхВ) | 7 600×2 550×3 150 мм |
Емкости | Усиленный армированный волокнистый пластик, или нержавеющая сталь, или углеродистая сталь с покрытием автокаталитическим полимером |
Вместимость цистерны для воды, л | 3000 (4000; 5000) |
Вместимость пенобака, л | 180 (240; 300) |
Кузовная надстройка | из профильной углеродистой стали с антикоррозийным покрытием, или из профильной нержавеющей стали, или из профильного алюминиевого проката |
Пожарный насос | от 40 до 70 л/с, центробежный, нормального давления. Расположение насоса-заднее. |
Шины | 10R20 / 11R20 / 11R22,5 |
Предыдущий
Автоцистерна пожарная ац (апт) 5,0−70 (4311)
Пожарная автоцистерна на шасси КАМАЗ-43 118 повышенной проходимости с колесной формулой 6×6 с вместимостью емкости для воды 5 000 литров, бака для пенообразователя 300 литров, с расположенным в заднем отсеке насосом с производительностью 70 л/с и напором 100 м. Пожарная автоцистерна предназначена для тушения пожаров в населенных пунктах и на промышленных объектах.
Обеспечивает доставку к месту ликвидации чрезвычайных ситуаций боевого расчета, пожарно-технического вооружения, аварийно-спасательного оборудования, инвентаря и запаса огнетушащих веществ для эффективного тушения водой и воздушно-механической пеной. Водопенные коммуникации автоцистерны позволяет использовать ее в качестве автомобиля пенного тушения (АПТ).
Следующий
Автоцистерна пожарная ац 3,0−70 (4350)
Пожарная автоцистерна на шасси КАМАЗ-43 502 повышенной проходимости с колесной формулой 4×4 с вместимостью емкости для воды до 3 000 литров, бака для пенообразователя до 180 литров, с расположенным в заднем отсеке насосом с производительностью от 40 до 70 л/с и напором 100 м. Пожарная автоцистерна предназначена для тушения пожаров в населенных пунктах и на промышленных объектах.
Обеспечивает доставку к месту ликвидации чрезвычайных ситуаций боевого расчета, пожарно-технического вооружения, аварийно-спасательного оборудования, инвентаря и запаса огнетушащих веществ для эффективного тушения водой и воздушно-механической пеной.
Источник: https://www.pozhsnab.com/production/29/171/
АЦ-4-40 Автоцистерна пожарная ЗИЛ-433112
АЦ-4-40 Автоцистерна пожарная (ЗИЛ-433112) АЦ-4-40ЗИЛ-433112Общий вид [ Схема водопенных коммуникаций ]
Автоцистерна АЦ-4-40 ЗИЛ-433112 предназначена:
- тушения пожаров огнетушашими средствами;
- доставки к месту пожара боевого расчета, пожарно-технического вооружения и запаса огнетушащих веществ;
- подачи воды и воздушно-механической пены низкой и средней кратности через напорные рукава, ручные и лафетные стволы и пеногенераторы при тушении очагов пожара.
Автоцистерна может использоваться как самостоятельная боевая единица и как насосная установка при работе «в перекачку» с одной или несколькими другими автоцистернами. Автоцистерна рассчитана на эксплуатацию в районах с умеренным климатом при температуре окружающего воздуха от минус 40 до плюс 40°С.
Основные части автоцистерны:
- шасси с кабиной водителя;
- насосная установка;
- цистерна с пенобаком;
- водопенные коммуникации;
- электрооборудование;
- кабина боевого расчета;
- комплект пожарно-технического вооружения.
Электрооборудование цистерны состоит из электрооборудования шасси и дополнительного электрооборудования.
Питание электрооборудования осуществляется постоянным током с напряжением 12 В.
Состав электрооборудования:
- в кабине водителя: щиток управления; плафон; тумблер включения передних и задних противотуманных фонарей; блок управления сигнально-акустической установки; блок предохранителей.
- на крыше водителя: синие маяки и сирена сигнально-акустической установки; фара-прожектор.
- в отсеке кузова: плафоны; конечные выключатели.
- в цистерне и пенобаке установлен измеритель уровня.
- на задней части автоцистерны: задний противотуманный; габаритные фонари; фонарь освещения номерного знака.
Пожарно-техническое вооружение (ПТВ) на автоцистерне размещено в отсеках кузова. Длинномерное вооружение — на крыше. Пожарно-техническое вооружение надежно закреплено специальными механизмами, зажимами и другими элементами крепления. Размещено пожарно-техническое вооружение с учетом удобного доступа и быстрого съема.
Основные технические характеристики
Шасси | ЗИЛ-433112 (4×2) |
Тип двигателя | карбюраторный |
Мощность двигателя, кВт (л.с) | 110 (150) |
Максимальная скорость, км/ч | 80 |
Число мест для боевого расчета (включая место водителя) | 6 |
Вместимость цистерны для воды, л | 4000 |
Вместимость пенобака, л | 300 |
Тип насоса | ПН-40УВ |
Расположение насоса | среднее |
Напор насоса, м | 100 |
Производительность насоса, л/с | 40 |
Число, условный проход всасывающих патрубков шт./мм | 1/125 |
Число, условный проход напорных патрубков, шт./мм | 2/80 |
Полная масса, кг | 12000 |
Габаритные размеры, мм | 7700x2500x2800 |
Комплектация:
Наименование | Количество |
Багор БПМ | 1 |
Боты диэлектрические | 3 |
Веревка ВПС-30 | 1 |
Водосборик ВС-125 | 1 |
Гидроэлеватор Г-600 | 1 |
Головка ГП 70х50 | 2 |
Головка ГП 80х50 | 2 |
Задержка рукавная | 6 |
Зажим 80 | 4 |
Ключ К-150 | 2 |
Ключ К-80 | 2 |
Ковер диэлектрический | 1 |
Колодка противооткатная | 2 |
Колонка КП | 1 |
Крюк для открывания крышек гидрантов | 1 |
Крюк КП | 1 |
Лестница Л-60 | 1 |
Лестница ЛШ | 1 |
Лестница-палка ЛП | 1 |
Лом ЛПЛ | 1 |
Лом ЛПТ | 1 |
Лопата ЛКО-3 | 1 |
Мостки рукавные | 2 |
Направляющий трос звена ГДЗС-1 | 1 |
Ножовка столярная | 1 |
Огнетушитель ОП-3 | 2 |
Пеногенеоатор ГПС-600 | 2 |
Перчатки диэлектрические | 3 |
Разветвоение РТ-80 | 1 |
Рукав Ø32, L=4м | 1 |
Рукав Ø51, L=20м | 8 |
Рукав Ø77, L=20м | 4 |
Рукав Ø77, L=4м | 2 |
Рукав всасывающий Ø125, L=4м | 2 |
Рукав напорно-всасывающий Ø75, L=4м | 2 |
Связка звена ГДЗС-1 | 1 |
Сетка всасывающая СВ-125 | 1 |
Ствол РСК 3-70 | 1 |
Ствол РСК-50 | 2 |
Ствол РСП-70 | 1 |
Топор T-А2 | 1 |
Фонарь ФОС-3 | 1 |
Фонарь ФПС-4/6 | 3 |
Источник: http://tortehmash.ru/production/ac_ac-4-40-zil-2.php
АЦ-3,2-40/4(43253) модель 001-МС (далее – автоцистерна) предназначена для тушения пожаров в жилых зданиях, сооружениях, на промышленных объектах, доставки к месту вызова боевого расчета, пожарно-технического вооружения, аварийно-спасательного оборудования и запаса огнетушащих веществ.
Пожарная автоцистерна АЦ-3,2-40-4 на шасси КамАЗ 43253 4х2
Автоцистерна может использоваться как самостоятельная боевая единица, а так же как насосная установка при работе «в перекачку» с одной или несколькими другими автоцистернами.
Конструкция автоцистерны обеспечивает:
- заправку цистерны и пенобака огнетушащими веществами;
- подачу воды и пены от цистерны через ручные и стационарный лафетный стволы без установки на водоисточник;
- забор воды из водоема, пожарного гидранта и ее подачу на нужды пожаротушения через ручные или стационарные лафетные стволы;
- забор пенообразователя из сторонней емкости; – заправку цистерны водой под напором от стороннего источника через сухотруб;
- размещение в кузове необходимого пожарно-технического вооружения и оборудования.
Автоцистерна соответствует климатическому исполнению У (эксплуатации при температуре воздуха от –40 до +40°С), категории размещения 1 (для эксплуатации на открытом воздухе), эксплуатации в атмосфере типов 1 и 2 (условно чистой и промышленной) по ГОСТ 15150 с размещением в период оперативного ожидания в помещении с температурой воздуха не ниже +5°С
Тактико-технические характеристики
- Шасси: КамАЗ 43253
- Колесная формула: 4×2
- Двигатель CUMMINS 6 ISBe 4 245 (Евро-4)
- Максимальная/ номинальная мощность: 180 кВт (245 л.с.)/174,6 кВт (237 л.с.) при 2500об/мин
- Максимальный крутящий момент: 950 Нм (97 кгс.м) при 1700 об/мин
- Коробка передач модели ZF-6S1000 – механическая, шестиступенчатая
- Топливный бак: 260 л
- База: 4200 мм
- Боевой расчет: 1+5
- Длина: 7400 мм
- Ширина: 2500 мм
- Высота: 3500 мм (лафетный ствол в транспортном положении)
- Колея передних / задних колес: 2080 мм / 1900 мм
- Дорожный просвет: 265 мм
- Максимальная скорость: 90 км/ч (электронный ограничитель)
- Полная масса 13 450 кг.
Подробное руководство по эксплуатации АЦ-3,2-40-4(43253)001-МС (Розенбауэр)
Основные пожарные автомобили: общего и целевого применения
Основные пожарные машины – пожарные автомобили, предназначенные для доставки личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ с помощью, вывозимых на них огнетушащих веществ и пожарного оборудования, а так же для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников.
Основные пожарные машины, как следует из определения, это основная группа пожарных автомобилей, которые предназначены для тушения пожаров.
Пожарные автомобили общего применения применяются для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в жилых секторах.
Пожарные автомобили целевого применения применяются для тушения пожаров на промышленных объектах.
Группы
Основные пожарные автомобили
Общего применения
Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий по его тушению и аварийно-спасательных работ.
- АНР – автомобили насосно-рукавные:
Пожарный автомобиль, оборудованный насосом, комплектом пожарных рукавов и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий по тушению.
- АПП – автомобили первой помощи:
Пожарные автомобили: расшифровка и цветографические схемы
Пожарный автомобиль на шасси легкого класса, оборудованный насосной установкой, емкостями для жидких огнетушащих веществ и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий при тушении пожаров в начальной стадии и первоочередных аварийно-спасательных работ.
- Пожарные автомобили с насосом высокого давления (АВД):
Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом высокого давления, емкостями для жидких огнетушащих веществ, комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для проведения действий по тушению пожаров в высотных зданиях и сооружениях.
- Автомобили пожарно-спасательные (АПС):
Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи, генератором, расширенным комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара (аварии), тушения и проведения аварийно-спасательных работ.
Целевого применения
- АА – автомобили аэродромные:
Пожарный автомобиль, оборудованный средствами тушения и специальным пожарно-техническим вооружением для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в аэропортах специализированными пожарными службами.
- АП – автомобили порошкового тушения:
Пожарный автомобиль, оборудованный сосудом для хранения огнетушащего порошка, баллонами с газом или компрессорной установкой, лафетным и ручными стволами и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожара.
- АПТ – автомобили пенного тушения:
Пожарный автомобиль, оборудованный одной или несколькими емкостями для хранения пенообразователя, пожарным насосом с обвязкой коммуникаций и устройством для дозирования пенообразователя и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и проведения действий на предприятиях нефтехимической промышленности и в местах хранения нефтепродуктов.
- АКТ – автомобили комбинированного тушения:
Пожарный автомобиль, оборудованный насосом, емкостями для хранения огнетушащих веществ и средствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, средств комбинированного тушения и пожарно-технического вооружения для одновременной или последовательной подачи различных по свойствам огнетушащих веществ и проведения действий на промышленных предприятиях, объектах химической, нефтехимической и газовой промышленности, транспорте.
- АГТ – автомобили газового тушения:
Сборка пожарного автомобиля АЦ 3,2-40/4 на ПО «Спецтехника пожаротушения»
Андрей Михайлов, фото автора
Как авиация – это больше, чем машиностроение, так и автомобили для пожарных и спасателей – есть нечто большее, чем просто специальная техника.
В силу особой специфики их конструкция значительно сложнее большинства надстроек на грузовых шасси, а требования к ним на две головы выше.
Тем интереснее увидеть, как строятся пожарные автомобили, на примере производства московского ПО «Спецтехника пожаротушения».
Обратите внимание
Последние централизованные закупки пожарных автомобилей в России происходили ещё на рубеже распада Советского Союза, поэтому потребность в пожарных автомобилях в нашей стране сформировалась колоссальная, а там, где есть спрос, и возникает предложение.
ПО «Спецтехника пожаротушения» было образовано в 2008 году в одном из пустовавших цехов ЗИЛа как совместное предприятие с австрийской компанией Rosenbauer International AG, одним из лидеров отрасли в Европе.
Rosenbauer предоставляет московскому предприятию комплектующие и технологии, а в Москве сложилось не просто сборочное производство, но и назрели свои собственные разработки. Уже в 2009 году новое предприятие дало первую продукцию и представило свои первые спецмашины: пожарные автомобили на шасси КАМАЗ и ЗИЛ.
И если с зиловскими шасси дело дальше не продвинулось, то пожарные автомобили на шасси КАМАЗ стали для «Спецтехники пожаротушения» основной продукцией, тираж которой давно перешёл тысячный рубеж.
Как и на многих прогрессивных предприятиях здесь есть свои ноу-хау и особые технологии.
Особенность производства в Москве в том, что здесь первыми в РФ освоили надстройки, построенные по «клеевой» технологии из алюминиевых и композитных панелей, соединённых между собой швейцарским клеем Sikaflex.
На производстве у «Спецтехники пожаротушения» вообще не применяется сварка, а все элементы надстроек соединяются клеевыми или резьбовыми соединениями.
Такая технология небыстрая: за смену можно подготовить один кузов, что годится только для небольшого производства со скромным тиражом. Зато для эксплуатантов её плюсы очевидны: кузов, построенный по этому принципу, прочен и лёгок, устойчив к коррозии, меньше страдает от вибрации и тряски, а испытания соединений «на разрыв» показали, что первым сдаётся вовсе не клеевое соединение, а металл.
Комплектующие будущих пожарных автомобилей на стеллажах
Кузова надстроек обшиты сэндвич-панелями из алюминия снаружи и композитного материала внутри
«Благодаря» подорожавшей валюте (а также политике нынешних госзакупок – государство как приоритетный потребитель пожарных автомобилей требует высокого уровня локализации) – производитель постоянно ищет пути импортозамещения.
Если раньше львиная доля комплектующих поступала от австрийских партнёров и пугала ценой как при закупке на производство, так и при эксплуатации «на местах», то теперь импортными остались главным образом незаменимые и «жизненно важные» части: такие как насос и система управления им, лафетный ствол и ряд других деталей, поставляемых из Австрии.
С другой стороны, в погоне за локализацией качество не страдает: приоритет даётся только тем отечественным поставщикам комплектующих, которые демонстрируют высокий уровень качества продукции и культуры производства.
Важно
Основной продукт «Спецтехники пожаротушения» на сегодня – это автоцистерна АЦ 3,2-40 / 4 на полноприводном шасси КАМАЗ-5387. Такая же надстройка монтируется на шасси MAN TGM 13.290, но с ростом курса валют «перевес» в сторону отечественного шасси стал почти стопроцентным.
Назначение автоцистерны ац-3,2-40/4(43253) модели 001-мс
Пожарная автоцистерна АЦ-3,2-40/4(43253) модель 001-МС. Руководство по эксплуатации 001-МС-00-000-00РЭ
— 2011 год
ЗАО «ПО «Спецтехника пожаротушения»
115280, г. Москва, ул. Автозаводская д. 23, корпус 15
УТВЕРЖДАЮ Генеральный директор
ЗАО «Производственное объединение «Спецтехника пожаротушения»
Настоящие руководство по эксплуатации (РЭ) предназначено для изучения устройства автоцистерны пожарной АЦ-3,2-40/4(43253) модель 001 — МС и правил ее эксплуатации. При изучении РЭ необходимо дополнительно руководствоваться следующими документами, прилагаемыми к автоцистерне: «Автомобиль КамАЗ 43253 и его модификация. Руководство по эксплуатации» «Насос пожарный NH30. Руководство по эксплуатации» «Лафетный ствол RM24(RM25E). Руководство по эксплуатации» «Техническое описание, руководство по монтажу, эксплуатации и техническому обслуживанию отопители AIRTRONIC» «Сигнальные громкоговорящие установки. Громкоговорящие установки «Смерч». Руководство по эксплуатации «Радиостанция GM360 фирмы Моторола». Руководство по эксплуатации 7. «Комплект бортового навигационно-связного оборудования GSM/ ГЛОНАСС/GPS «M2M-Cyber GLX». Руководство по эксплуатации К автоцистерне прилагаются также паспорта остального комплектующего оборудования. В РЭ приняты следующие условные обозначения и сокращения: -автоцистерна пожарная АЦ-3,2-40/4(43253) модель 001-МС – автоцистерна; -коробка передач – КП; -коробка отбора мощности – КОМ; -пожарный насос – ПН; -пожарно-техническое вооружение – ПТВ; -коробка раздаточная – РК; -кабина боевого расчета совмещенная с кабиной водителя – КБР. Перед началом эксплуатации, данное руководство должно быть внимательно изучено. Изготовитель не несет ответственности за травмы или повреждения, являющиеся следствием работы не подготовленного обслуживающего персонала. Предприятием непрерывно проводятся работы по совершенствованию автоцистерны. В связи с этим возможно некоторое незначительное несоответствие между сборочными единицами и их описанием в данном РЭ.
1
НАЗНАЧЕНИЕ
АВТОЦИСТЕРНЫ АЦ-3,2-40/4(43253) МОДЕЛИ 001-МС
Автоцистерна пожарная Условное обозначение:
Автоцистерна АЦ-3,2-40/4(43253) модель 001-МС ТУ 4854-001-88302708-2009, где:
АЦ – тип пожарного автомобиля (автоцистерна); 3,2 – количество вывозимых огнетушащих веществ, т, не менее;
40 – номинальная подача ПН, л/с, при работе ступени нормального давления; 4 – номинальная подача ПН, л/с, при работе ступени высокого давления;
40 – величина создаваемого давления, кг/см, при работе ступени высокого давления; модель 001 – порядковый номер модели; ТУ 4854-001-88302708-2009 изготовленная в соответствии с ГОСТ Р 53328-2009
«Техника пожарная. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний».
АЦ-3,2-40/4(43253)модель001-МС(далее-автоцистерна)предназначена
тушения пожаров в жилых зданиях, сооружениях, на промышленных объектах, доставки к
Обратите внимание
месту вызова боевого расчета, пожарно-технического вооружения, аварийно-спасательного
оборудования и запаса огнетушащих веществ.
Автоцистерна может использоваться как самостоятельная боевая единица, а так же
какнасоснаяустановкаприработе«вперекачку» соднойилинесколькими
автоцистернами.
Конструкция автоцистерны обеспечивает:
заправку цистерны и пенобака огнетушащими веществами;
подачу воды и пены от цистерны через ручные и стационарный лафетный стволы без установки на водоисточник;
забор воды из водоема, пожарного гидранта и ее подачу на нужды пожаротушения через ручные или стационарные лафетные стволы;
забор пенообразователя из сторонней емкости;
заправку цистерны водой под напором от стороннего источника через сухотруб;
размещение в кузове необходимого пожарно-технического вооружения и оборудования.
Автоцистерна соответствует климатическому исполнению У (эксплуатации при температуре воздуха от –40 до +40°С), категории размещения 1 (для эксплуатации на открытом воздухе), эксплуатации в атмосфере типов 1 и 2 (условно чистой и промышленной)
по ГОСТ 15150 с размещением в период оперативного ожидания в помещении с температурой воздуха не ниже +5°С.
Автоцистерна не предназначена для работы во взрывоопасной среде. Автоцистерна не предназначена для работы в составе автопоезда.
СОДЕРЖАНИЕ НАЗНАЧЕНИЕ ИЗДЕЛИЯ……………………………………….……………………………6 ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ…………………………………………………………………..7 Основные параметры шасси………………………………………………………………..7 Основные технические параметры и размеры автоцистерны…………………………….9 СОСТАВ, УСТРОЙСТВО И РАБОТА АВТОЦИСТЕРНЫ………………………………13 УСТРОЙСТВО И РАБОТА СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ АВТОЦИСТЕРНЫ………………14 Шасси………………………………………………………………………..….……….
14 Кабина водителя.………………………………………………………………………….14 4.3 Кабина боевого расчета (КБР)………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 15 4.3.1 Крепление дыхательного аппарата………………………………………………….
16 Пожарная надстройка…………………………………………………………….…….17 Отсеки кузова для размещения пожарно-технического вооружения………………17 Размещение ПТВ в отсеках…………………………………………………………19 Крыша (рабочая платформа)……………………………………..……………………22 Устройства для опускания лестниц и всасывающих рукавов……………………23 Насосная установка с системой водопенных коммуникаций..………………………..28 4.5.
Научно-производственная фирма «МЕТА»
АНАЛИЗАТОР КОНЦЕНТРАЦИИ ПАРОВ ЭТАНОЛА В ВЫДЫХАЕМОМ ВОЗДУХЕ
АКПЭ-01.01М
Руководство по эксплуатации
М 202.000.00 РЭ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ОПИСАНИЕ И РАБОТА 5
- Описание и работа прибора 5
- Назначение 5
- Технические характеристики 6
- Состав прибора 9
- Устройство и работа 10
- Маркировка и пломбирование 13
- Упаковка 13
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПО НАЗНАЧЕНИЮ 14
- Эксплуатационные ограничения 14
- Подготовка прибора к использованию 14
- Использование прибора 15
- Поверка прибора 22
3 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ 23
3.1 Техническое обслуживание прибора 23
3.2 Текущий ремонт 24
4 ХРАНЕНИЕ 25
5 ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ 25
Приложение А. Подготовка принтера к работе
Приложение Б. Программное обеспечение «АКПЭ-01».
Руководство пользователя
Настоящее руководство по эксплуатации предназначено для ознакомления с принципом работы, основными правилами эксплуатации, обслуживания и транспортирования анализатора концентрации паров этанола в выдыхаемом воздухе «АКПЭ-01.01М» (далее по тексту – прибор).
1 ОПИСАНИЕ И РАБОТА
1.1 Описание и работа прибора
1.1.1 Назначение
1.1.1.1 Прибор предназначен для экспрессного измерения массовой концентрации паров этанола в отобранной пробе выдыхаемого воздуха.
Область применения прибора: осуществление мероприятий государственного контроля и надзора в области
обеспечения безопасности дорожного движения (при комплектации анализатора принтером согласно Постановлению Правительства РФ № 475 от 26 июня 2008г.) в соответствии с 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».
Прибор могут использовать медицинские работники, сотрудники Госавтоинспекции, инспекции по предрейсовым осмотрам при выполнении ими служебных обязанностей.
1.1.1.2 Условия эксплуатации прибора:
-температура окружающего воздуха, °C 0 ÷ +40
— относительная влажность окружающей
среды при 25°С,% до 98
— атмосферное давление от 66,6 кПа до 106,6 кПа
(от 500 мм рт.ст. до 800 мм рт.ст.).
В течение всего срока эксплуатации прибор подлежит поверке в органах Росстандарта с интервалом 1 год.
1.1.1.3 По устойчивости к воздействиям температуры и влажности окружающего воздуха прибор соответствует требованиям климатического исполнения УЗ по ГОСТ Р 50444-92.
1.1.1.4 По устойчивости к механическим воздействиям прибор относится к группе 1 по ГОСТ Р 50444-92.
1.1.1.5 По требованиям электробезопасности прибор относится к классу защиты 2 тип В по Р 50444-92.
1.1.1.6 По возможным последствиям отказов прибор относится к классу В по РД 50-707.
1
.1.2 Технические характеристики
Диапазон измерений массовой концентрации паров
этанола в выдыхаемом воздухе, мг/л от 0 до 1,500
Диапазон показаний, мг/л от 0 до 5,000
Диапазон измерений и пределы допускаемой основной погрешности анализаторов приведены в таблице 1.
Таблица 1
Диапазон измерений массовой концентрации этанола, мг/л |
Пределы допускаемой основной погрешности | |
абсолютной | относительной | |
0 – 0,200 | 0,020 мг/л | – |
св. 0,200 – 1,500 | – | 10 % |
П р и м е ч а н и я:
1 В анализаторах программным способом установлен минимальный интервал показаний, которые выводятся на индикатор анализатора и бумажный носитель в виде нулевых показаний: от 0,000 до 0,020 мг/л. 2 Пределы допускаемой основной погрешности анализаторов определены при нормальных условиях: диапазон температуры окружающего воздуха, С: от 15 до 25; диапазон относительной влажности окружающего воздуха, %:от 30 до 80; диапазон атмосферного давления, кПа: от 90,6 до 104,8. |
Цена младшего разряда,
мг/л, не более 0,005
Пределы допускаемой погрешности анализаторов в рабочих условиях эксплуатации в зависимости от температуры окружающего воздуха приведены в таблице 2.
Таблица 2
Температура окружающего воздуха2) | Пределы допускаемой погрешности в рабочих условиях эксплуатации1) |
|
абсолютной (в диапазоне измерений от 0,000 до 0,200 мг/л) |
относительной (в диапазоне измерений св. 0,200 до 1,500 мг/л) |
|
св. 0,0 ºС до 5,0 ºС вкл. | ± 0,027 мг/л | ± 13,5 % |
св. 5,0 ºС до 10,0 ºС вкл. | ± 0,025 мг/л | ± 12,5 % |
св. 10,0 ºС до 15,0 ºС вкл. | ± 0,023 мг/л | ± 11,5 % |
св. 15,0 ºС до 25,0 ºС вкл. | ± 0,020 мг/л3) | ± 10 %4) |
св. 25,0 ºС до 30,0 ºС вкл. | ± 0,023 мг/л | ± 11,5 % |
св. 30,0 ºС до 35,0 ºС вкл. | ± 0,025 мг/л | ± 12,5 % |
св. 35,0 ºС до 40,0 ºС вкл. | ± 0,027 мг/л | ± 13,5 % |
1) Указанные в таблице пределы допускаемой погрешности в рабочих условиях эксплуатации определены с учетом пределов допускаемой основной погрешности и дополнительной погрешности анализаторов, вызванной изменением температуры окружающего воздуха. Пределы допускаемой дополнительной погрешности анализаторов, вызванной изменением температуры окружающего воздуха на каждые 5 С в пределах рабочих условий относительно нормальных условий составляют 0,25 в долях от пределов допускаемой основной погрешности.
2) Значение температуры окружающего воздуха определяется при помощи средства измерения, тип которого внесен в государственный реестр утвержденных типов средств измерений РФ, и которое поверено в установленном порядке. 3) Указаны пределы допускаемой основной погрешности согласно таблице 1. |
Дополнительные погрешности от наличия неизмеряемых компонентов приведены в таблице 3
Таблица 3
Неизмеряемый компонент | Содержание неизмеряемого компонента в газовой смеси |
Дополнительная погрешность*) |
Ацетон | не более 0,025 мг/л | отсутствует |
Метан | не более 0,015 мг/л | отсутствует |
Оксид углерода | не более 0,20 мг/л | отсутствует |
Диоксид углерода | не более 10 % (об.) | отсутствует |
*) не превышает 0,2 в долях от пределов допускаемой основной погрешности. |
Параметры анализируемой газовой смеси при подаче пробы на вход анализаторов (автоматический режим отбора пробы):
расход анализируемой газовой смеси, л/мин, не менее 8
объем пробы анализируемой газовой смеси, л, не менее 1,2
Время подготовки к работе после включения при температуре окружающего воздуха (20 ± 5) ºС, мин, не более 10 не более 3,5).
Время измерения после отбора пробы, с, не более 5
Время подготовки к работе после измерения, с, не более 60
Интервал времени работы анализаторов без корректировки
показаний,месяцев, не менее 12
Энергопитание:
— от источника питания постоянного
тока напряжением, В 12,6±2
— от бортовой сети автомобиля, В 12,6±2
Потребляемая мощность, ВА не более:
— в режиме прогрева , 60
— в рабочем режиме 10
Габаритные размеры, мм, не более 275х215х95
Масса прибора, кг, не более 3
Функциональные возможности:
— контроль длительности выдоха;
— контроль и регистрация прерывания выдоха и неполного выдоха с отображением нарушений на дисплее;
— измерение массовой концентрации паров этанола в выдыхаемом воздухе с представлением результата на жидкокристаллическом индикаторе;
— сохранение до 2000 результатов измерений с привязкой по дате и времени в фискальной памяти;
— передача результатов измерений в ПЭВМ;
— распечатка протокола результатов измерений на печатающем устройстве.
1.1.3 Состав прибора
1.1.3.1 Состав прибора и комплект поставки приведены в таблице 2.
Таблица 2
Наименование |
Кол., шт. |
Примечание |
Анализатор концентрации паров этанола в выдыхаемом воздухе | 1 | |
Источник питания постоянного тока (12,6±2) В, 5А | 1 | |
Кабель заземления | 1 | |
Кабель связи с персональным компьютером | 1 | |
Кабель питания от бортовой сети автомобиля (12,6±2) В | 1 | |
Мундштук | 4 упаковки | |
Рулон бумажной ленты для принтера | 2 | |
Программное обеспечение версии «1.4» (или выше) на CD-диске | 1 | |
Руководство по эксплуатации | 1 | |
Паспорт | 1 | |
Методика поверки МП-242-1134-2011 | 1 | |
Упаковочная коробка | 1 |
Примечание — По желанию потребителя поставляются дополнительно: рулоны бумажной ленты для принтера, мундштуки
1.1.4 Устройство и работа
1.1.4.1 Принцип действия анализаторов – инфракрасный оптико-абсорбционный, основанный на измерении поглощения инфракрасного излучения парами этанола в определенной полосе спектра, выделенной интерференционным фильтром (на длине волны 3,4 мкм).
Анализаторы представляют собой автоматические приборы циклического действия.
Результаты измерения и сопровождающие сообщения индицируются на жидкокристаллическом индикаторе. Отбор пробы выдыхаемого воздуха производится через сменный мундштук.
Для исключения конденсации паров этанола и воды на стенках газоаналитического тракта предусмотрено термостатирование. Результат измерения массовой концентрации паров этанола в выдыхаемом воздухе обследуемого, а также сопроводительная информация, включающая дату и текущее время измерения, может быть распечатана на бумажном носителе печатающим устройством в форме протокола.
1.1.4.2 Функциональная схема оптического блока анализатора
Спектральная характеристика прибора формируется интерференционным фильтром 3,4 мкм с шириной пропускания (0,06±0,01) мкм. Измерительная кювета снабжена оптическими входами, выполненными из пластин лейкосапфира. Источником излучения служит инфракрасная лампа. Вентиляция кюветы очищенным воздухом и доставка пробы окружающего воздуха выполняется побудителем расхода мембранного типа. Датчик давления, размещенный в газовом тракте, позволяет контролировать достаточность и непрерывность выдоха пациента.
1.1.4.3 Функциональная схема измерительного преобразователя
Блок измерительного преобразователя выполнен на базе микропроцессора.
Сигнал c фотоприемника оптического блока поступает в аналого-цифровой преобразователь (АЦП). Микропроцессор производит математическую и логическую обработку цифровых сигналов аналого-цифрового преобразователя и управление работой узлов прибора.
Для термостатирования составных частей прибора (измерительная кювета, пробоотборник, клапан) используются программируемые микросхемы – термостаты.
При достижении всеми термостатируемыми узлами прибора необходимого значения температуры от термостатов в микропроцессор поступает сигнал.
Микропроцессор в свою очередь выдает на жидко-кристаллическом индикаторе прибора сообщение о готовности прибора к работе.
Сообщения о работе прибора и результатах измерения отображаются на жидко-кристаллическом индикаторе. Результаты измерения одновременно отображаются и печатаются в протоколе в мг/л .
Управление прибором осуществляется кнопками «СТАРТ», «РЕЖИМ», «ПЕЧАТЬ», расположенными на передней панели прибора.
Встроенные в прибор часы реального времени имеют автономное питание от ионистора и обеспечивают отображение текущей даты и времени на индикаторе прибора, а также используются при печати протокола обследования пациента.
Питание прибора может производиться от сети 220 В 50 Гц через блок питания 12,6 В 5 А из комплекта поставки или от бортовой сети автомобиля.
1.1.4.4 Конструкция прибора
Констpуктивно пpибоp выполнен в виде переносного блока. В нижней части передней панели коpпуса прибора размещен гибкий поворотный пpобоотбоpник. На лицевой панели пpибоpа размещены: жидко-кристаллический индикатор, кнопки упpавления «СТАРТ», «ПЕЧАТЬ», «РЕЖИМ», печатающее устройство (принтер).
На задней панели пpибоpа размещены: 2 отверстия для сброса воздуха, pазъем для подключения кабеля питания «12 В”, тумблер включения питания, разъем для подключения кабеля связи с ПК.
Узлы, блоки и измеpительная кювета в теплоизоляционном кожухе смонтиpованы на металлическом основании.
Модулятоp излучения, источник излучения и фотоприемник конструктивно объединены и установлены на торцах кюветы.
Переключатель газовых потоков (клапан), фильтр воздуха и мембранный компрессор установлены на несущем основании и подключены к кювете, пробоотборнику гибкими обогреваемыми трубками. Датчик давления установлен на входе компрессора.
Блок питания постоянного тока 12,6 В 5 А выполнен в виде отдельной конструкции.
1-Пробоотборник; 2-Принтер; 3-Кнопка «СТАРТ»; 4-Кнопка «РЕЖИМ»; 5-Кнопка «ПЕЧАТЬ»; 6- Жидко-кристаллический индикатор
Рисунок 1- Внешний вид прибора (передняя панель)
1-Переключатель питания; 2-Разъем питания «12 В»; 3-Разъем СВЯЗЬ для связи с ПЭВМ; 4-Штуцер сброса воздуха
Рисунок 2 – Внешний вид задней панели
1.1.5 Маркировка и пломбирование
1.1.5.1 Маркировка прибора соответствует требованиям конструкторской документации М 202.000.00.
На фирменной планке прибора указаны:
— товарный знак предприятия-изготовителя;
— наименование или обозначение типа изделия;
— знак утверждения типа;
— заводской порядковый номер прибора;
— год изготовления.
1.1.5.2 Пломбирование производится в местах, предусмотренных чертежами.
1.1.6 Упаковка
1.1.6.1 Упаковка прибора соответствует требованиям конструкторской документации М 202.000.00.
1.1.6.2 Упаковка прибора и технической документации обеспечивает сохранность их товарного вида.