Руководство по эксплуатации аккумуляторных батарей 6ст 190n

Руководство по эксплуатации аккумуляторных батарей производства ООО «Елабужский аккумуляторный завод»

1. Назначение и описание АКБ

1.1 Батарея аккумуляторная свинцовая стартерная (далее АКБ), номинальным напряжением 12 В, залитая электролитом и заряженная, полностью готовая к эксплуатации, в соответ­ствии с требованиями ГОСТ Р 53165-2020 и ТУ 27.20.21-002-55918466-2021, предназначена для пуска двигателей внутреннего сгорания и питания электрического оборудования автотракторной техники.

1.2 АКБ изготавливаются в двух вариантах ис­полнения: прямой и обратной полярности, в зависимости от расположения полюсных выводов и от ёмкости АКБ (см. рисунок 1). Полярность АКБ указывается в руководстве по эксплуатации автомобиля.

2. Указания по мерам безопасности

2.1 Внутри АКБ находится электролит (водный раствор серной кислоты), при обслуживании использовать средства индивидуальной защиты кожных покровов, органов дыхания и зрения.

2.2 При попадании его на кожу, поврежденное место промыть обильным количеством воды, после чего протереть тампоном, смоченным 5%-ным раствором пищевой соды. При попадании электролита в глаза, после обильной промывки водой немедленно обратиться к врачу.

2.3 Не допускать к АКБ детей.

2.4 Не наклонять и не переворачивать АКБ во избежание вытекания электролита.

2.5 Вымыть руки с мылом после работы с АКБ.

2.6 Не допускать эксплуатацию АКБ с засорением или препятствованием работы вентиляционных отверстий.

2.7 Не допускать замыкание металлическими предметами полюсных выводов АКБ.

2.8 Обратить внимание на знаки безопасности и символы переработки, нанесенные на этикетке АКБ (см. рисунок 2):

Рисунок 2.

3. Подготовка АКБ к эксплуатации

3.1 Проверить АКБ внешним осмотром на отсутствие повреждений, трещин, сколов, негерметичности на корпусе и  полюсных выводах. Снять транспортировочную термоупаковку при её наличии.

3.2 Проверить напряжение на полюсных выводах. При напряжении  менее 12,6 В АКБ необходимо зарядить. Заряд АКБ  проводить при температуре электролита более 0°С. Перед началом зарядки необходимо выкрутить заливные пробки. По окончанию заряда, прежде чем завернуть пробки, необходимо выдержать батарею без пробок не менее 20 минут для выхода скопившихся газов. Во время заряда периодически проверяйте температуру электролита, следите что бы она не поднималась выше 45°С. Начинать заряд рекомендуется током не более 5% от номинальной емкости  в течение двух часов, с последующим повышением тока зарядки до 10% от номинальной ёмкости (пример: для АКБ номинальной ёмкости 60 Ач, ток зарядки равен 6 А). Для эффективной и полной зарядки АКБ, изготовленных по технологии Са/Са, зарядное устройство должно обеспечивать зарядное напряжение 16,0 В. Критерием окончания заряда является достижение плотности 1,27 г/см3, при невозмож­ности контроля плотности, окончанием заряда можно считать падение зарядного тока до 0.5-1А и его стабилизация в течение 2-х часов.

Внимание! При заряде выделяется взрывоопасный газ! Помещение, где ведется зарядка должно быть оборудо­вано приточно-вытяжной вентиляцией или проветри­ваться, в нем запрещается курить и пользоваться открытым пламенем!

Для проверки напряжения разомкнутой цепи АКБ после заряда необходимо выключить зарядное устройство, отсоединить наконечники проводов зарядного устройства от полюсных выводов АКБ, выдержать АКБ не менее 8 часов при комнатной температуре и затем провести замер.

3.3 Проверить уровень электролита (при наличии заливных отверстий). Уровень электролита замеряют через заливные отверстия аккумуляторов с помощью стеклянной трубки внутренним диаметром 3-5 мм. Столбик электролита в трубке указывает высоту его уровня над верхним краем пластин, который должен быть в пределах (15-35) мм. Уровень электролита устанавливается изготовителем в зависимости от типа батареи.

3.4 Проверить плотность электролита (при наличии заливных отверстий). Плотность электролита замеряют с помощью ареометра с одновременным замером температуры электролита. Электролит отбирают через заливные отверстия аккумуляторов.

3.5 Результат измерения плотности приводят к температуре 25°С. Для этого к показаниям ареометра надо прибавить или отнять поправку, указанную в таблице 1 (в соответствии со знаком указанного значения поправки). Плотность электролита должна быть в пределах (1,27-1,30) г/см3 при 25°С.

Если плотность электролита ниже 1,26 г/см3 при 25°С, АКБ необходимо зарядить согласно п. 3.2.

Таблица 1. Поправки к показаниям ареометра, при приведении плотности электролита к 25°С

Температура электролита, 0С Поправка г/см3 Температура электролита, °С Поправка г/см3
от + 47 до + 50 + 0,02 от + 3 до — 10 -0,02
от + 33 до + 46 + 0,01 от — 11 до — 25 -0,03
от + 18 до + 32 0 от — 26 до — 39 -0,04
от + 4 до + 17 -0,01 от — 40 до — 50 -0,05

3.6 Если в батарее установлен индикатор заря­женности и уровня электролита, следует руко­водствоваться надписями на этикетке с учетом следующих пояснений:

4. Введение в эксплуатацию и подключение АКБ

4.1 Перед установкой АКБ на автомобиль, обязательно снять транспортировочную термоупаковку при её наличии. Закрепить АКБ нужной полярности на автомобиле согласно его руководству по эксплуатации. Подключение и отключение АКБ производить при выключенных потребителях. Замок зажигания должен находиться в положении «Выкл.», «О» (или «Lock» на автомобилях иност­ранного производства).

4.2 Перед подключением очистить окисленные поверхности контактных зон полюсных выводов АКБ и токосъемных наконечников проводов. Наконечники проводов плотно зажать на полюсных выводах АКБ, затем тонким слоем нанести технический вазелин (ТУ 5531-006-54051488-02) для защиты от окисления и сохранения контакта. Первым подключить полюсный вывод «+», затем полюсный вывод «-». Отключение производить в обратном порядке. Будьте внимательны при подключении наконечников проводов к полюсным выводам! Подключение «+» провода к «-» клемме АКБ и наоборот приведет к выходу из строя электронного блока управления и другого дорогостоящего электрооборудования автомобиля!

5. Эксплуатация и уход за АКБ

5.1 Перед запуском двигателя все потребители должны быть отключены. При пуске двигателя не нагружайте АКБ дольше 5-10 сек за одну попытку, перерыв между попытками должен быть не менее одной минуты. Если после трех попыток двигатель не запускается, следует проверить работоспособность системы топливоподачи и зажигания. Разряженная при неудачном пуске двигателя аккумуляторная батарея должна быть как можно скорее заряжена в стационарных условиях (согласно указаниям раздела 3). Хранение глубоко разряженных АКБ более 2-3 дней недопустимо, так как это приводит к значительному снижению эффективности её работы и срока службы.

5.2 Следите за исправностью электропроводки автомобиля. Утечки в цепях при неисправной электропроводке, а также включенные потребители (сигнализация, часы и др.) при неработаю­щем двигателе приводят к разряду АКБ. Замер тока утечки следует производить на станции техобслуживания. При длительной стоянке (срок определен заводом-изготовителем в руководстве по эксплуатации автомобиля или более 10 суток включительно) автомобиля отсоединить отрицательную клемму от полюсного вывода АКБ, если это не запрещено заводом-изготовителем автомобиля.

5.3 Эксплуатация разряженной АКБ при отрицательной температуре приводит к замерзанию электролита и разрушению АКБ.

5.4 Периодически проверяйте систему заряда АКБ на автомобиле. Не рекомендуется эксплуатировать АКБ (особенно длительный период) при напряжении заряда на автомобиле менее 13,8 В и выше 14,4 В. Недозаряд и перезаряд АКБ ускоряют износ и выход ее из строя еще в период гарантийного срока.

5.5 Следите за натяжением ремня привода генератора. При недостаточном натяжении ремня во время работы двигателя происходит недозаряд АКБ и сокращение срока ее службы.

5.6 При городской зимней езде со сниженными оборотами двигателя (малый ток отдачи генератора) и включенными потребителями (осветительные приборы, отопитель, стеклоочисти­тели, обогрев заднего стекла и сидений, аудиосистема и т.д.) рекомендуется регулярно подзаряжать АКБ от стационарных зарядных устройств (по п.3) для обеспечения ее работоспо­собности и установленного заводом-изготовителем срока службы.

5.7 При эксплуатации автомобиля проводить проверку плотности электролита и напряжения на полюсных выводах следующим образом: для АКБ номинальной емкостью 110 Ач и менее — не реже одного раза в три месяца, для АКБ номинальной емкостью более 110 Ач  — не реже одного раза в месяц.

Измерение плотности проводить согласно п.3.4. При плотности электролита ниже 1,24 г/см3 при 25°С, АКБ необходимо зарядить согласно  раздела 3. Для проверки напряжения на полюсных выводах АКБ необходимо выключить двигатель, отсоединить наконечники проводов бортовой сети автомобиля от полюсных выводов АКБ, выдержать АКБ не менее 8 часов при комнатной температуре и затем провести замер. При напряжении менее 12,5 В АКБ следует зарядить согласно раздела 3.

5.8 При эксплуатации автомобиля проводить проверку уровня электролита и напряжения на полюсных выводах следующим образом: для АКБ номинальной емкостью 110 Ач и менее — не реже одного раза в год, для АКБ номинальной емкостью более 110 Ач  — не реже одного раза в шесть месяцев согласно разделу 3.

Минимально допустимый уровень электролита в эксплуатации — 10 мм. При снижении уровня электролита менее 10 мм, необходимо произвести доливку дистиллированной водой до уровня, указанного в разделе 3.

5.9 Содержите АКБ в чистоте и не реже одного раза в 2 месяца проводите его осмотр в зоне полюсных выводов, заливных отверстий, вентиляционных отверстий и корпуса в целом. При наличии следов запотева­ния или других загрязнений вокруг заливных и вентиляционных отверстий протереть ветошью смоченной в 10%-м растворе аммиака или кальцинированной соды. В случае обнаружения окисления в зоне поверхности контактных зон полюсных выводов АКБ и токосъемных наконечников проводов провести зачистку и смазку согласно п. 4.2. Проверить надежность крепление наконечников проводов на полюсных выводах АКБ и самого крепления АКБ в штатном месте автомобиля, при необходимости провести подтяжку крепления.

 5.10 При хранении батареи отдельно от автомобиля или со снятыми клеммами не реже 2 раз в месяц  проверяйте степень заряженности и при необходимости подзаряжайте её (см. раздел 3).

6. Гарантия. Рекламационные обращения.

6.1 В случае неисправности АКБ в течение гарантийного срока (гарантийный срок считается с даты изготовления), батарея предъявляется организации совершившей реализацию АКБ, с приложением заполненного гарантийного талона.

Продавец проводит проверку АКБ, и в случае подтверждения обоснованности претензии, направляет рекламацию на завод-изготовитель.

6.2 Претензии не удовлетворяются в следующих случаях:

  • отсутствует гарантийный талон;
  • потребителем удалены комплектующие элементы, применяемые для данного типа батарей;
  • гарантийный талон не заполнен и отсутствует печать торгующей организации;
  • гарантийный талон с исправлениями;
  • изменена дата изготовления на АКБ;
  • имеются механические или иные повреждения корпуса АКБ (повлиявшие на выход из строя);
  • имеются механические или иные повреждения полюсных выводов АКБ (повлиявшие на выход из строя);
  • уровень электролита над верхним краем пластин ниже 10 мм во всех банках АКБ одновременно;
  • уровень электролита выше нормы;
  • при переполюсовке батареи;
  • плотность электролита ниже 1,2 г/см3 в трёх и более банках АКБ одновременно;
  • замерзание электролита во всех банках АКБ одновременно;
  • электролит имеет темный, непрозрачный или окрашенный цвет;
  • засорение вентиляционных отверстий;
  • взрыв АКБ, ввиду нарушения условий эксплуатации;
  • при предоставлении АКБ, разряженной ниже 6 В.

6.3 Гарантийные обязательства (гарантийное обслуживание) прекращаются в случае:

  • эксплуатации АКБ на автомобилях с неисправным электрооборудованием или несоответствия технических параметров автомобиля к устанавливаемой АКБ;
  • нарушены требования руководства по эксплуатации.

6.4 Предприятие-изготовитель не отвечает за недостатки бата­реи, если при проверке причин недостатков докажет, что они возникли после передачи батареи потребителю вследствие на­рушения потребителем руководства по эксплуатации, хранения, транс­портировки, действия третьих лиц или непреодолимой силы.

7. Утилизация.

Батарея, отработавшая установленный срок с учетом ее фактического состояния, подлежит утилизации на специализированном предприятии, о чем свидетельствует соответствующий символ на этикетке.

ВСЕ ВОПРОСЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НАПРАВЛЯЙТЕ ПО АДРЕСУ:

423601 Республика Татарстан, р-н Елабужский, ул Ш-2 (ОЭЗ Алабуга Тер.), стр 17В/1

Тел: +7 (85557) 5‒22‒12

Получить информацию и проконсультироваться по вопросам эксплуатации и гарантийного обслуживания батарей можно по:

E-mail: garant@akb-elabuga.ru

Сайт: www.akb-elabuga.ru

Инструкция по эксплуатации стартерных АКБ производства ООО «Тубор»

Настоящее Руководство распространяется на батареи аккумуляторные стартерные свинцово-кислотные открытого типа номинальным напряжением 12 В, залитые электролитом и заряженные, предназначенные для запуска двигателя и питания электрического оборудования автомобилей.

1. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ЗАЛИТЫМИ СВИНЦОВО-КИСЛОТНЫМИ БАТАРЕЯМИ

  Instruction 1@2x-100.jpg 

Соблюдайте требования Руководства по эксплуатации

Asset 1@2x-100.jpg

Опасно! Едкие и коррозионные вещества! Внутри аккумуляторной батареи находится электролит —  раствор серной кислоты! При попадании брызг электролита в глаза немедленно промыть чистой водой и срочно обратиться к врачу!

При попадании электролита в пищеварительную систему немедленно обратиться к врачу!

При попадании  электролита на кожу или одежду немедленно промыть место поражения обильным количеством воды и нейтрализовать с помощью мыльного раствора или 5% раствора пищевой соды!

Explosion 1@2x-100.jpg

Взрывоопасно! При работе аккумуляторной батареи возможно выделение водорода и кислорода. Данная смесь может быть взрывоопасной!

Fire 1@2x-100.jpg

Взрывоопасный газ! Запрещается пользоваться открытым огнем и курить! При работе аккумуляторной батареи возможно небольшое выделение водорода и кислорода. Данная смесь может быть взрывоопасной!

Glass 1@2x-100.jpg

Работать в защитных очках! При работе с батареями используйте средства индивидуальной защиты в соответствии с руководством по эксплуатации

Children 1@2x-100.jpg

Беречь от детей! Исключить доступ детей к батарее.

 Asset 7@2x-100.jpg 

Не выбрасывать! Переработка свинцово-кислотных аккумуляторных батарей является частью её жизненного цикла! Всё о правильной утилизации вы можете найти на сайте TUBOR.RU.

2. ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ

Производите снятие/установку и обслуживание батарей в специализированных сервисных центрах. Все работы по снятию/установке и обслуживанию батарей должны производиться квалифицированным персоналом.

Рекомендуется проводить обслуживание батареи не реже одного раза в 6 месяцев или каждые 10000 км пробега автомобиля (или в соответствии с графиком ТО автомобиля).

В случае принятия решения о самостоятельном обслуживании батареи придерживайтесь следующих рекомендаций:

Допускается установка батарей с напряжением разомкнутой цепи не менее 12,5 В.

Перед установкой или снятием батареи с транспортного средства необходимо заглушить двигатель, отключить все потребители электроэнергии, во избежание короткого замыкания использовать электроизолированный инструмент.

При установке батареи в автомобиль убедитесь, что она надежно зафиксирована на своем посадочном месте, первым подключается положительный вывод, затем отрицательный (отключение производится в обратной последовательности), клеммы проводов плотно прилегают к полюсным выводам батареи и генератор обеспечивает напряжение в диапазоне 13,8–14,6 В. Полюсные выводы должны поддерживаться в сухости и чистоте, допускается смазка полюсных выводов и клемм специальной смазкой для аккумуляторных клемм с целью предотвращения коррозии. Поверхность батареи должны быть чистой. Протирать поверхность батареи ветошью, смоченной в 10%-ном растворе кальцинированной соды.

Убедитесь, что вентиляционные отверстия батареи чистые и не закупорены.

Батарея устанавливается в вертикальном положении, выводами вверх.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ устанавливать и эксплуатировать батареи в перевернутом положении.

ВНИМАНИЕ! Соблюдайте полярность при подключении наконечников проводов к полюсным выводам батареи!

Удары по полюсным выводам недопустимы!

Если Вы не планируете эксплуатировать свой автомобиль более двух недель, рекомендуется снять клемму с отрицательного вывода батареи для предотвращения глубокого разряда и ее преждевременного выхода из строя.

Изучите руководство по эксплуатации Вашего автомобиля по установке/снятию батареи именно на Вашем автомобиле. Некоторые производители автомобилей не рекомендуют отключать батареи по причине блокировки электрических систем. Это может привести к недоступности ряда функций на автомобиле.

Не допускайте глубоких разрядов батареи в процессе эксплуатации или длительной стоянки. Периодически осуществляйте контроль электрооборудования автомобиля.

ВНИМАНИЕ! Эксплуатация батареи в состоянии глубокого разряда приводит к преждевременному выходу батареи из строя, при отрицательных температурах – к замерзанию электролита и разрушению батареи.

Если Вам не удалось запустить двигатель с первой попытки, не удерживайте зажигание дольше 5 секунд на каждую попытку. Делайте перерывы в 1 минуту между попытками, чтобы батарея успевала восстановить напряжение.

3. ЗАРЯДКА

ВНИМАНИЕ! При заряде батареи выделяется взрывоопасный газ — водород! Помещение, где проводится зарядка должно быть оборудовано вентиляцией или проветриваться.  В помещении запрещается курить, допускать искрообразование, пользоваться открытым пламенем!

При заряде батарей возможно выделение аэрозоли электролита! Поверхности и предметы в помещении во время заряда батареи должны быть защищены!

Производите заряд батареи в специализированных сервисных центрах с привлечением квалифицированного персонала.

При падении НРЦ ниже 12,5 В батарея должна быть заряжена с помощью подходящего зарядного устройства в соответствии с его инструкцией по эксплуатации, так как в большинстве случаев мощности генератора недостаточно, чтобы полностью зарядить батарею с таким низким уровнем заряженности.

В случае принятия решения о самостоятельном заряде батареи придерживайтесь следующих рекомендаций:

Используйте только сертифицированные зарядные устройства. Следуйте указаниям в инструкции зарядного устройства, чтобы выбрать правильный режим.

Рекомендуется использовать зарядные устройства с функцией ограничения напряжения, специально предназначенные для зарядки 12 В батарей. 

В случае отсутствия инструкций следуйте данным указаниям по зарядке:

Зарядку рекомендуется производить с ограничением значения зарядного тока 10% от номинальной емкости батареи (например, для батареи емкостью 60 А·ч ток не должен превышать 6 А) при температуре от плюс 5 °С до плюс 45 °С.

В случае, если температура батареи ниже плюс 5 °С, необходимо выдержать батарею в помещении до достижения минимальной температуры батареи плюс 5°С.

Температура корпуса батареи при заряде не должна превышать плюс 45 °С.

ВНИМАНИЕ! Не допускается перегрев батареи. В случае превышения температуры следует приостановить заряд, отключив питание зарядного устройства.

Если Ваше зарядное устройство позволяет выбрать напряжение зарядки, используйте 14,4В для батарей с жидким электролитом. Максимальная продолжительность зарядки составляет 24 часа;

В режиме зарядки со стабилизацией по напряжению процесс зарядки можно считать завершенным, если значение зарядного тока уменьшилось и не меняется в течении 2 часов;

В режиме зарядки со стабилизацией по току процесс зарядки можно считать завершенным, если значение зарядного напряжения увеличилось и не меняется в течение 2 часов;

Перезаряд батареи является недопустимым

Следует измерять значение НРЦ не раньше, чем через 2 часа после завершения зарядки!

НРЦ, В

Степень заряжен­ности батареи, %

Необходимые действия по дополнительному заряду

12,7 или выше

100

Не требуется

12,5

75

Произвести дополнительный заряд батареи

12,3

50

Произвести дополнительный заряд батареи

12,1 и ниже

25

Произвести срочный заряд батареи

4. ХРАНЕНИЕ

Если Вам требуется хранить батарею продолжительное время, батарею необходимо полностью зарядить, очистить корпус 10%-ным раствором пищевой соды, и хранить в сухом, затемненном месте при температуре выше -30°С (рекомендованная температура от +10 до +15°С). Необходимо поддержание НРЦ не ниже 12,5 В. При хранении батареи устанавливаются крышками вверх, при этом пробки у батарей должны быть плотно завинчены.

ВНИМАНИЕ! Хранение разряженной батареи ниже 12,5 В снижает срок ее службы.

Хранение залитых электролитом батарей без подзаряда более трех месяцев не рекомендуется.

5. УТИЛИЗАЦИЯ

Батарея содержит в своем составе свинец, свинцовые сплавы и электролит (раствор серной кислоты).

Вышедшие из эксплуатации батареи нельзя смешивать с бытовыми отходами.

Сдавать вышедшие из эксплуатации батареи только в специализированные пункты приема.

6. РАСШИФРОВКА ДАТЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ БАТАРЕИ

Маркер, обозначающий дату изготовления, находится на крышке батареи.

Y

Y

Y

Y

Y

1

2

3

4

1- день недели (1-7 (Пн — Вс))

2- текущая неделя производства от 01 до 53

3- год (латинская буква, см. таблицу 1)

4- смена (одна цифра): 1, 2

Таблица 1

Год изготовления

Обозначение

2021

B

2022

C

2023

E

2024

K

2025

Y

Пример чтения маркера:

Маркер: 312B1

Читается: 3 — среда, 12 — двенадцатая неделя, B — 2021 год, 1 — первая смена.

АКБ выпущен 24 марта 2021 года в первую смену.

7. ГАРАНТИЙНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Технические характеристики гарантируются при соблюдении требований к транспортированию, хранению, эксплуатации и техническому обслуживанию, установленных в Руководстве по эксплуатации.

Средний срок службы батарей в эксплуатации не менее 48 месяцев при наработке транспортного средства в пределах этого срока не более 100000 км пробега.

Средний срок службы или наработка батарей в эксплуатации является оценочной статистической величиной, задаваемой для планирования по срокам замены, и не является основанием для выставления рекламаций изготовителю.

Информация о гарантийном сроке содержится в Гарантийном талоне на аккумуляторную батарею.

Все условия гарантийных обязательств и сервисного обслуживания действуют в рамках действующего законодательства о защите прав потребителей и регулируются законодательством РФ.

Гарантия распространяется только на производственные дефекты батареи, допущенные заводом-изготовителем, такие как короткое замыкание или обрыв цепи. Гарантийный период отсчитывается с даты изготовления батареи.

Батареи снимается с гарантии в случае нарушения правил, изложенных в Руководстве по эксплуатации, а также в следующих случаях:

  • Механические или термические повреждения (замерзала, разбита, попытка ремонта и т.д.), в том числе повреждения клемм от короткого замыкания;

  • Неисправна система электрооборудования автомобиля; 

  • Установка дополнительного электрооборудования на автомобиль, не предусмотренного заводом-изготовителем транспортного средства;

  • Максимальный ток утечки на автомобиле 80 мА, если иное не указано в Руководстве по эксплуатации Вашего автомобиля;

  • Несоответствие технических данных автомашины и установленной батареи;

  • Переполюсовка батареи;

  • Эксплуатация батареи в режиме недозаряда;

  • Хранение батареи в состоянии глубокого разряда;

  • Повреждения, вызванные попаданием внутрь батареи посторонних предметов, веществ, жидкостей;

  • Использование не по прямому назначению;

  • Гарантийный талон заполнен неправильно или отсутствует.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ
При техническом обслуживании аккумуляторных батарей необходимо руководствоваться данными табл. 17 и 18, где указаны плотность электролита в зависимости от степени разряженности, объем и периодичность технического обслуживания батарей, а также следующими указаниями и рекомендациями.

Проверка работоспособности танковых батарей проводится с помощью штатных и переносных приборов.
Таблица

Плотность электролита в зависимости от степени разряженности батарей, г/см3 (приведенная к 25 °C)

Плотность электролита полностью разряженной батареи Плотность электролита батареи, разряженной на 25% / на 50% Плотность электролита полностью разряженной батареи Плотность электролита батареи, разряженной на 25% / на 50%
1.30 1.26 / 1.22 1.25 1.21 / 1.17
1.29 1.25 / 1.21 1.24 1.20 / 1.16
1.28 1.24 / 1.20 1.23 1.19 / 1.15
1.27 1.23 / 1.19 1.22 1.18 / 1.14
1.26 1.22 / 1.18 1.20 1.16 / 1.12

Таблица

Объем и периодичность технического обслуживания аккумуляторных батарей при их эксплуатации

Объем обслуживания Периодичность обслуживания
танковых АБ автомобильных АБ
6СТЭН-140М, 6СТ-140Р, 12СТ-85Р 12СТ-70М, 12СТ-70
Без снятия батарей с машины
Провести внешний осмотр и очистку поверхности батарей от пыли и грязи. Один раз в 15 дней. Один раз в 15 дней. При ТО-1 машины, но не реже одного раза в 15 дней.
Проверить:

плотность крепления наконечников проводов с полюсными выводами батарей;

надежность крепления батарей на стеллажах и в гнездах;

работоспособность батарей.

Один раз в 15 дней. Один раз в 15 дней. При ТО-1 машины, но не реже одного раза в 15 дней.
При снятых батареях с машины
Очистить:

поверхность батарей (мастику, ящик, моноблок, перемычки) от пыли и грязи;

контактные поверхности выводных зажимов от окислов.

Один раз в 3 месяца. Летом при температуре 25 °C и выше — один раз в месяц. При ежемесячном заряде на зарядной станции. При ТО-1 машины, но не реже: летом — одного раза в 15 дней, зимой — одного раза в месяц.
Проверить:

чистоту вентиляционных отверстий в пробках, при необходимости прочистить их;

отсутствие трещин в мастике, обнаруженные трещины и вспучивания оплавить нагретым электропаяльником с насадкой;

уровень электролита во всех аккумуляторах, довести его до нормы.

Один раз в 3 месяца. Летом при температуре 25 °C и выше — один раз в месяц. При ежемесячном заряде на зарядной станции. При ТО-1 машины, но не реже: летом — одного раза в 15 дней, зимой — одного раза в месяц.
Нейтрализовать поверхность батарей 10-% раствором кальцинированной соды или нашатырного спирта. Один раз в 3 месяца. Летом при температуре 25 °C и выше — один раз в месяц. При ежемесячном заряде на зарядной станции. При ТО-1 машины, но не реже: летом — одного раза в 15 дней, зимой — одного раза в месяц.
Проверить степень разряженности по плотности электролита. При степени разряженности более допустимой отправить батареи на зарядную станцию. Один раз в 3 месяца. Летом при температуре 25 °C и выше и зимой при температуре-10 °C и ниже — один раз в месяц. При ежемесячном заряде на зарядной станции. При ТО-1 машины, но не реже: одного раза в 3 месяца летом и одного раза в месяц зимой.
Провести контроль зарядного режима для автомобильных батарей. При ТО-1 машины, но не реже: одного раза в 3 месяца летом и одного раза в месяц зимой.
Провести полный заряд на зарядной станции. При разряженности батарей летом на 50%, зимой — на 25%
При переходе с летней эксплуатации на зимнюю и с зимней на летнюю. Ежемесячно независимо от степени разряженности.
Провести контрольно-тренировочный цикл. Один раз в год (12СТ-85Р — один раз в 9 месяцев). Один раз в 6 месяцев. Один раз в год. При поступлении в часть вместе с машинами от автомобильных заводов и других частей.
При поступлении с машинами от других частей.

Контроль зарядного режима автомобильных аккумуляторных батарей заключается в проверке правильности работы реле-регулятора непосредственно на машине.

При отклонении величины регулируемого напряжения от пределов, оговоренных в инструкции по эксплуатации машины, реле-регулятор должен быть снят с машины и отправлен в мастерскую для регулировки или ремонта.

Для определения степени разряженности батарей по плотности электролита нужно знать, какая плотность была установлена в конце полного заряда батареи, измерить плотность электролита во всех аккумуляторах и температуру в среднем аккумуляторе батареи.

Понижение плотности электролита на 0,01 г/см3 соответствует потере емкости на 5…6%. Степень разряженности батарей можно определить также по табл. 17.

Для правильного определения степени разряженности батарей необходимо в’ показания ареометра вносить температурную поправку по табл. 5.

Заряд аккумуляторных батарей проводится в соответствии с указаниями разд. «Заряд АБ».

Танковым аккумуляторным батареям 12СТ-70М и 12СТ-70 допускается проводить ежемесячный подзаряд непосредственно в машинах. Снятие батарей с машин для заряда на зарядной станции проводится в этом случае один раз в три месяца.

Техническое обслуживание аккумуляторных батарей с внутренним электрообогревом типа 6СТ-190ТРН включает проведение ряда дополнительных специфических работ.

  1. РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

ПУСКОВОГО МОДУЛЯ ППЗУ-4К
Пусковой модуль предназначен для пуска автобронетанковой техники с бортовым напряжением 12В или 24 В средств при разряженности собственных аккумуляторных батарей.
Пусковой модуль состоит из:

  1. 2 накопителя емкости (свинцовые стартерные аккумуляторные батареи емкостью от 140 до 215 А/ч каждый)
  2. Панель управления пуском
  3. Панель управления подзарядом накопителей

Панель управления пускового модуля

Обозначения:

Панель управления зарядкой внутренних накопителей (слева):

1 – автоматический выключатель;

2 – светодиод;

3 – вольтметр;

4 – амперметр;

5 – регулятор силы тока;

6 – индикатор защиты от перегрузок;

7 – индикатор защиты от перегрева;

8 – переключатель напряжения (устанавливается только в дополнительной комплектации);.

Управление пуском (справа):

9 – вольтметр;

10 – амперметр;

11 – переключатель напряжения

12 – кнопка «Пуск»;

13 – кнопка «Стоп».

ВНИМАНИЕ:

  1. При пуске автобронетанковой техники от ППЗУ-4К, необходимо пусковые кабеля подключать к специально оборудованным на автобронетанковой технике местам подключения пускового устройства (при их наличии), или непосредственно к клеммам аккумуляторных батарей.
  2. Подключение ППЗУ-4К к местам не предусмотренным для этого заводом-изготовителем может привести к выходу из строя электрооборудования автобронетанковой техники
  3. Встроенные накопители подлежат периодическому техническому обслуживанию согласно настоящего руководства и паспорта на накопитель.
  4. Устройство для запуска применять только при исправном двигателе и электрооборудовании автомобиля, подключать его к бортовой сети параллельно аккумуляторной батарее.

Правила эксплуатации пускового модуля

  1. Подсоединить стартовые провода, входящие в комплект ППЗУ-4К, к разъемам на корпусе пускового модуля и транспортному средству, соблюдая полярность устройства и клемм внешнего транспортного средства.

Сначала зажим «+» должен быть подсоединен к клемме «+» аккумуляторной

батареи, затем зажим «- » — к клемме «-».

ПОМНИТЕ! Несоблюдение полярности при подсоединении зажимов к батарее

может привести к выходу устройства из строя .

  1. Включить кнопку пуск
  2. Включить зажигание транспортного средства
  3. Произвести пуск транспортного средства

( Ключом зажигания включить стартер. Если двигатель не запускается в

течение 5-6 секунд, выключит выключатель «ПУСК» и выдержать паузу 12-20 секунд, а затем произвести запуск двигателя повторно.

Если после 5 включений двигатель не запустился, то во избежание перегрева стартера и устройства, выдержать паузу не менее 5 минут.

За это время выключить «ПУСК» и проверить наличие хорошего контакта между зажимами устройства и клеммами аккумулятора.

После паузы включить выключатель «ПУСК» и вновь произвести запуск

двигателя.
5) После запуска двигателя необходимо:

— выключить выключатель «ПУСК»;

— отсоединить зажимы устройства от клемм аккумуляторной батареи;

— съемные соединительные шнуры отсоединить от клемм устройства.

— произвести автоматический подзаряд накопителей

— включить автоматический выключатель при работающем бензогенераторе в положение «ON»

— нажать на подзарядном модуле кнопку «пуск» (выполнив предварительно операции указанные для зарядного модуля.

— Подзарядное устройство самостоятельно подзарядит встроенные накопители.

— После окончания подзаряда автоматический выключатель при работающем бензогенераторе в положение «OF»

— Заглушить бензогенератор

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Все работы по техническому обслуживанию должны производиться только при отключенных внешних потребителях, и заглушенном и обесточенном безногенераторе.
Работы по техническому обслуживанию ППЗУ-4К должен выполнять аттестованный персонал, имеющий знания по электротехнике и электронике в объеме специализированного техникума или профтехучилища и изучивший данное Руководство по эксплуатации.
Не реже одного раза в год производить тщательное удаление пыли и грязи с защитных сеток вентиляторов воздушного охлаждения, силовых и охлаждающих элементов изделия.
Обслуживание бензогенератора производить в строгом соответствии с настоящим руководством
Встроенные накопители подлежат периодическому техническому обслуживанию согласно настоящего руководства и паспорта на накопитель.

8. Маркировка
Маркировка тары содержит:

— условное обозначение полевого пуско-зарядного устройства;

— наименование производителя.
9. Тара и упаковка
10.1. Пуско-зарядное устройство упако­вывается. До­кументация укладывается внутрь выдвижного ящика.
10.2. Тара и упаковка предназначены для разо­вого использования и возврату не подлежат.

11. Транспортирование и правила хранения
11.1. При размещении пуско-зарядного устройства на транспортных средствах: в железнодорожных вагонах, автомобилях изделие крепится деревянными брусьями, предупреждающими его перемещение.
11.2. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ необходимо, чтобы стропы захватывали груз за специально предназначенные для этого части тары, имеющие предупредительную маркировку.
11.3. Условия транспортирования полевого пуско-зарядного устройства в части воздействия климатических факторов:

— температура окружающей среды от –30 С до +50 С;

— верхнее значение относительной влажности 98 % при температуре +25 С.
11.4. Пуско-зарядное устройство допускает хранение в неотапливаемых складах с естественной вентиляцией, расположенных в макроклиматических районах с умеренным и холодным климатом при температуре от –50 С до +40 С и верхнем значении относительной влажности 98 % при температуре +25 С в течение двух лет.

4. Указания мер безопасности
4.1. К работе с полевым пуско-зарядным устройством допускаются лица, изучившие настоящее Руководство и «Правила техники безопасности при работе с аккумуляторными батареями».

4.2. Эксплуатация полевого пуско-зарядного устройства производится в соответствии с действующими требованиями «Правил технической эксплуатации электроустановок» и «Пра­вил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей».

4.3. Техническое обслуживание должно производиться при отсутствии напряжения сети и отключенных АБ.

4.4. Подключение бензогенератора в качестве источника для общей сети может производиться только квалифицированным персоналом.

4.5. Запрещается:

— прикасаться к проводам во время работы пуско-зарядного устройства;

— подсоединять или отсоединять клеммы к АБ (это относится и к встроенным АБ) при включенном генераторе;

— начинать зарядку АБ и включение генератора, предварительно не проведя заземление;

— подключать встроенный бензогенератор параллельно с другими генераторами;

— прикасаться к генератору, выходным розеткам и клеммам встроенных АБ мокрыми руками;

— оставлять работающее устройство без присмотра в зоне досягаемости детей, домашних животных и посторонних лиц;

— доливать топливо в бак при работающем или еще не остывшем двигателе;

— запускать двигатель пуско-зарядного устройства с незакрытым маслозаливным каналом;

— прикасаться к деталям выхлопной системы во время работы двигателя и в течение 30 минут после выключения;

— располагать устройство вблизи легко воспламеняющихся веществ и подносить к заряжаемым или встроенным АБ открытый огонь.

4.6. Рекомендации:

— не допускать длительную работу на холостом ходу;

— размещать пуско-зарядное устройство на ровной поверхности не ближе 1,5 метров от стен и других вертикальных препятствий. Чем ближе работающий встроенный бензогенератор к вертикальному препятствию, тем выше уровень шума;

— не допускать образование пыли или грязи на поверхностях бензогенератора;

— избегать попадания в отсек с генератором горючих смесей или каких-либо жидкостей.

4.7. Заземление.

Для заземления лучше всего использовать медный провод сечением от 2,5 кв.мм. Плотно зафиксировать один конец провода болтом на выводе заземления на панели бензогенератора (2 левые дверцы полевого пуско-зарядного устройства). Второй конец необходимо закрепить на «земле». В полевых условиях это может быть стержень арматуры или труба, вбитые в грунт. Заземление служит не только для защиты пользователя от поражения током, но и отводит статическое электричество, образующееся в процессе работы.

Инструкция по эксплуатации автомобильных стартерных аккумуляторных батарей производства завода «Алькор» с гарантийными обязательствами для легковой группы (до 110Ач). Данная инструкция подходит для всех типов стартерных аккумуляторных батарей производства завода «Алькор» (EFB, Ca/Ca, Sb/Ca).

Скачать: Инструкция по эксплуатации АКБ до 110Ач 11.11.2021

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Виброцил инструкция детям капли для носа
  • Диклофенак капли глазные инструкция детям по применению
  • Фамотидин для собак инструкция по применению
  • Таблетки тавегил от чего они помогают инструкция по применению взрослым
  • Инструкция кондиционера haier пульт инструкция по применению на русском