Автобусный завод
ОАО «Минский автомобильный завод»
Руководство по эксплуатации 256-0000020 РЭ. Автобус МАЗ-256
Минск 2012
Руководство по эксплуатации* содержит сведения о конструкции, характеристиках модификаций автобусов МАЗ 256, их составных частей и указания, необходимые для правильной и безопасной эксплуатации, технического обслуживания, текущего ремонта, хранения и транспортирования.
Во втором и третьем разделах содержится информация по управлению и правилам эксплуатации автобуса. Эта информация предназначена в основном для водителя, поэтому обязательно должна находиться в автобусе у водителя.
В четвертом и пятом разделах содержится информация по устройству и техническому обслуживанию систем и составных частей автобуса. Информация предназначена для обслуживающего персонала. Содержание разделов должно находиться на участках, которые проводят соответствующие работы по обслуживанию.
Устройство и порядок обслуживания составных частей автобуса (двигателя, коробки передач, ПЖД и т.д.) приведены в эксплуатационной документации на эти составные части и системы.
Руководство разработано коллективом службы главного конструктора автобусного завода ОАО МАЗ.
Ответственный за выпуск Липский Н.А.
Свои замечания и предложения по содержанию Руководства высылайте по адресу: sgk.doc-amaz@maz.by.
Сохраняется право печати за ОАО МАЗ. Перепечатка, перевод и размножение, даже выборочно, без письменного разреше-
ния ОАО МАЗ запрещены.
* В дальнейшем Руководство
ВВедение
Настоящее Руководство по эксплуатации предназначено для водителей и обслуживающего персонала эксплуатирующих организаций. В нем содержится техническое описание и правила эксплуатации автобусов МАЗ 256.
Руководство распространяется на автобусы различных комплектаций:
-
МАЗ 256100/170 – класс III согласно классификации Правил ЕЭК ООН №36, категория М3 согласно классификации Правил ЕЭК ООН №13.
-
МАЗ 256200/270 – класс II согласно классификации Правил ЕЭК ООН №36, категория М3 согласно классификации Правил ЕЭК ООН №13.
Автобусы изготавливаются в климатическом исполнении У1 по ГОСТ 15150 и предназначены для эксплуатации по дорогам общего пользования.
Обслуживание составных частей автобуса, выпускаемых другими предприятиями, следует производить в соответствии с указаниями инструкций по эксплуатации этих составных частей.
В данном Руководстве приняты некоторые условные обозначения и сокращения: АБС (ABS) – антиблокировочная система;
ПБС (ASR) – противобуксовочная система; АКБ – аккумуляторная батарея;
БК – блок коммутации; БУ – блок управления;
ГУР – гидроусилитель руля;
КИП – контрольно-измерительные приборы; КПП – коробка перемены передач;
ПЖД – подогреватель жидкости двигателя; ПГУ – пневмогидроусилитель
Руководство разработано по состоянию производства автобусов на 1.02.2012 года, в нем отражены элементы автобусов различных комплектаций. В связи с постоянной работой по совершенствованию автобусов, направленной на повышение их надежности, в конструкцию могут быть внесены изменения, не отраженные в настоящем издании.
Предостережение! Служит для указаний по технике безопасности, несоблюдение которых опасно для жизни и здоровья людей.
Внимание!
Служит для указаний на способы и приемы, несоблюдение которых может привести к нарушениям в работе изделия (риск повреждения изделия), или требуется повышенная осторожность в обращении с изделием или материалами.
Требования безопасности
При работе на смотровой яме, а также в случае применения подъемных устройств, колеса автобуса должны быть надежно застопорены. При необходимости следует применять предохранительные подставки.
Выполнение ремонта на автобусе с запущенным двигателем не допускается, за исключением производства контрольных и регулировочных работ, требующих включения двигателя.
Перед проведением работ по ремонту или монтажу электрооборудования необходимо обесточить электрооборудование в целом.
Поскольку охлаждающая жидкость и тормозная жидкость ядовиты, следует строго соблюдать правила обращения с ними.
При проведении электросварочных работ на автобусе отключить АКБ от бортовой сети, соединить провода «+» и «-» между собой и разъединить разъемы электронных блоков управления (управления двигателем, АБС, ПЖД). Присоединять провод
«массы» сварочного аппарата в непосредственной близости от места сварки.
При проведении сварочных и сверлильных работ в местах укладки пластмассовых трубопроводов предохранять их от высоких температур (свыше 60 °C) и сварочных брызг. Не допускается наличие воздуха под давлением в пневмосистеме при ее ремонте, а также при проведении работ, связанных со сваркой и сверлением.
ТРебоВАния пожАРной беЗопАсносТи
При эксплуатации автобуса необходимо строго выполнять соответствующие разделы «Правил пожарной безопасности» для предприятий и организаций, осуществляющих эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств (для Республики Беларусь — ППБ 2.06-2000).
В процессе ремонта приборов электрооборудования применение бензина и других взрывоопасных растворителей категорически запрещается. При проведении таких работ следует пользоваться неогнеопасными растворителями. Сборку необходимо выполнять после предварительной сушки деталей. Избегать попадания различных моечных растворов в соединительные панели, пучки проводов и обмотки приборов электрооборудования.
Не допускается скопление на двигателе и обшивке моторного отсека грязи, смешанной с маслом или топливом, не допускается оставлять в моторном отсеке обтирочные материалы.
Запрещается курить и пользоваться открытым пламенем при работе в моторном отсеке и отсеке ПЖД.
Запрещается эксплуатация автобуса при наличии подтекания топлива, масла и других эксплуатационных жидкостей.
Запрещается эксплуатация автобуса при повреждении изоляции проводов электрооборудования.
Запрещается разогревать двигатель открытым пламенем.
Запрещается использование открытого пламени в салоне и кабине водителя. Запрещается хранить и перевозить в автобусе горючие жидкости и газы.
Запрещается во время эксплуатации и хранения автобуса наличие в моторном отсеке и отсеке ПЖД любых материалов, не предусмотренных конструкцией автобуса.
Запрещается движение со спущенным одним или двумя спаренными колесами.
Запрещается эксплуатировать ПЖД и воздушные отопители на автозаправочных станциях и в местах, где могут образовываться горючие пары и пыль (например, вблизи топливных, угольных, древесных складов и т.п.).
ЭксплуАТАционные огРАничения и пРедупРеждения
Прежде чем приступить к эксплуатации автобуса, необходимо внимательно изучить его устройство, указания по эксплуатации, техническому обслуживанию и уходу, изложенные в данном Руководстве и инструкциях по эксплуатации составных частей.
Нормальная работа агрегатов и механизмов автобуса обеспечивается, если топливо, масла и другие эксплуатационные материалы применяются в соответствии с указаниями, приведенными в «Химмотологической карте» настоящего Руководства. В период обкатки автобуса строго выполнять указания, приведенные в данном Руководстве (раздел «Обкатка автобуса»), так как дальнейшая его работоспособность в большой степени зависит от того, насколько хорошо приработаются детали в
начальный период эксплуатации.
Необходимо соблюдать объем и периодичность технического обслуживания, указанные в настоящем Руководстве, с корректировкой периодичности в зависимости от дорожных и климатических условий эксплуатации с отражением проведенных работ в сервисной книжке.
Во время движения необходимо следить за показаниями контрольноизмерительных приборов и за сигналами контрольных ламп.
Не начинать движение автобуса при давлении воздуха в контурах пневматического привода тормозных механизмов ниже 550 кПа (5,5 кгс/см2), т.е. пока не погаснут контрольные лампы соответствующих контуров.
Запрещается движение автобуса «в накат» при неработающем двигателе и выключенной коробке передач, так как в этом случае резко возрастает усилие на рулевом колесе и не пополняется расходуемый запас сжатого воздуха в пневмосистеме автобуса.
На спусках необходимо исключить движение автобуса при оборотах двигателя выше допустимых, т.е. стрелка тахометра не должна заходить на красную зону шкалы прибора.
Запрещается эксплуатация автобуса с неисправным или отказавшим гидроусилителем рулевого управления.
Запрещается во время движения автобуса извлекать ключ из замка «зажигания» во избежание блокировки рулевой колонки.
Запрещается запуск двигателя без масла и охлаждающей жидкости. Запрещается заливать масло выше верхней метки на щупе.
Запрещается открывать крышку с паровым клапаном на расширительном бачке. Запрещается запускать двигатель от внешнего источника питания присоединени-
ем проводов на клеммы стартера.
Запрещается использование зарядной станции или пускового устройства для пуска двигателя.
Запрещается воздействовать на педаль подачи топлива при включенном моторном тормозе.
Запрещается движение с включенной блокировкой дифференциала на дороге с твердым покрытием.
Не допускается работа двигателя на малых оборотах холостого хода более 15 мин. Запрещается начинать движение при работающем зуммере.
Запрещается покидать водителю рабочее место, если не включен стояночный тормоз.
Запрещается отключать провода от выводов генератора и аккумуляторной батареи при работающем двигателе.
Во избежание повреждения привода КПП и привода сцепления запрещается оставлять после останова двигателя включенной передачу, а также выключать сцепление при отсутствии воздуха в контуре потребителей воздуха.
Запрещается эксплуатировать подогреватель жидкости (ПЖД) в закрытых помещениях из-за опасности отравления и удушья.
При мойке автобуса запрещается направлять струю воды на воздухозаборник, а также на изделия электрооборудования и места соединения электропроводов.
В зимнее время при мойке автобуса запрещается направлять струю воды на тормозные аппараты. В случае замерзания конденсата в пневмоприводе тормозов запрещается отогревать аппараты, трубопроводы и воздушные ресиверы открытым пламенем.
Автобус оборудован системой, препятствующей началу движения при открытых дверях. В целях безопасности перевозки пассажиров настоятельно рекомендуем не эксплуатировать на городских маршрутах автобусы с выключенной или неисправной системой автоматического включения остановочного тормоза при открытых дверях пассажирского салона.
Если Вы сомневаетесь в правильности выбора автозапчастей на сайте или не нашли нужных мы предлагаем оформить заявку с помощью формы предварительного заказа или связаться с менеджером нашей компании по указанным телефонам для уточнения деталей.
*
Имя
*
Телефон
*
E-mail
*
Модель автотехники
VIN-код
*
Перечень запчастей и/или комплектующих
Поля, помеченные звездочкой (*), обязательны к заполнению
Заказать
Руководство по эксплуатации автобусов МАЗ 103 и 107 (2017 г.)
Руководство по эксплуатации автобусов МАЗ 103 и 107 (2020 г.)
Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобусов МАЗ 103 и 107, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.
Формат материала — pdf. Размер — 34.8 МБ
Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 105
Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобуса МАЗ 105, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.
Формат материала — pdf. Размер — 20.5 МБ
Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 152.063
Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобуса МАЗ 152.063, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.
Формат материала — pdf. Размер — 8.21 МБ
Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 171
Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобуса МАЗ 171, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.
Формат материала — pdf. Размер — 14.5 МБ
Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 203
Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобуса МАЗ 203, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.
Формат материала — pdf. Размер — 23.1 МБ
Руководство по эксплуатации автобусов МАЗ 206 и 226
Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобусов МАЗ 206 и 226, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.
Формат материала — pdf. Размер — 13.7 МБ
Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 215
Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобуса МАЗ 215, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.
Формат материала — pdf. Размер — 14.3 МБ
Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 216
Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобуса МАЗ 216, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.
Формат материала — pdf. Размер — 18.4 МБ
Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 231 (2017 г.)
Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 231 (2018 г.)
Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобуса МАЗ 231, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.
Формат материала — pdf. Размер — 31.8 МБ
Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 232
Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобуса МАЗ 232, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.
Формат материала — pdf. Размер — 15.5 МБ
Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 241
Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобуса МАЗ 241, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.
Формат материала — pdf. Размер — 13 МБ
Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 251
Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобуса МАЗ 251, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.
Формат материала — pdf. Размер — 13.4 МБ
Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 256
Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобуса МАЗ 256, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.
Формат материала — pdf. Размер — 13.2 МБ
Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 257
Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобуса МАЗ 257, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.
Формат материала — pdf. Размер — 8.79 МБ
Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 271
Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобуса МАЗ 271, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.
Формат материала — pdf. Размер — 11.2 МБ
Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 303
Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобуса МАЗ 303, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.
Формат материала — pdf. Размер — 17.5 МБ
МАЗ-256 — белорусский высокопольный автобус среднего класса Минского автомобильного завода. Автобус выпускался с 2005 года в Республике Беларусь, создавался на основе, не пошедшей в эксплуатацию модели МАЗ-106. Было несколько модификаций этой модели: как для междугородних и туристических перевозок небольшого количества пассажиров, так и для эксплуатации на пригородных маршрутах и городских маршрутах в небольших населенных пунктах.
Содержание
- История создания и вносимых изменений
- Подробное описание, устройство
- Модификации
- Годы выпуска
- Основные сведения, характеристики
- Базовые характеристики
- Технические характеристики
- Характеристики шасси
- Дополнительные характеристики
- Характеристики двигателя/силового агрегата
- Видео
История создания и вносимых изменений
Основой для производства 256-ой модели, которая увидела свет на «Мотор-шоу» в 2000-м году под маркировкой «МАЗ-106», служил среднетоннажник МАЗ-4370. Специалисты минского автобусного производства взяли шасси среднетоннажного грузовика, убрали заднюю стенку кабины и присоединили к ней «коробку» пассажирского кузова, в которой установили 28 удобных сидений.
Сказать, что шасси минского автобуса среднего класса отличается какой-то оригинальностью, нельзя, поскольку специально его под пассажирский транспорт не переделывали: рама, передний и задний мосты, тормозная система с АBS, даже водительская и пассажирская двери, как и сам передок автобуса – в общем, все от стандартного МАЗ-4370.
Кузов снабжен только одной сдвижной дверью для пассажиров, которую конструкторы расположили прямо за передним правым колесом. В открытом состоянии дверь освобождает удобный вход в салон, правда, с большим количеством ступеней.
Салон внутри разработан, как для большого туристического автобуса. Пассажирские анатомические сиденья с откидывающимися спинками снабжены складывающимися подлокотниками, причем изготовитель этих сидений – белорусское предприятие. Каждое сиденье снабжено индивидуальным освещением и вентиляцией. Ноги пассажиры могут поставить на специальные убирающиеся подножки. Отрабатывался и вариант интерьера с вещевыми полочками над обоими рядами сидений.
В общем, на тот момент новая модель привлекла внимание специалистов оригинальностью и непохожестью на машины, которые производила российская автобусная промышленность. На российском рынке автобусов с двигателем переднего расположения преобладали южнокорейские машины среднего и малого класса, такие как Hyundai Country, Hyundai Town. Именно в этот период южнокорейские компании ринулись штурмовать российский автобусный рынок.
МАЗ-106, который понравился многим специалистам и, самое главное, посетителям «Мотор-шоу’ 2000», являющимся потенциальными пассажирами минских автобусов, так и остался в единственном экземпляре.
На АМАЗе началась серьезная работа по созданию нового автобуса среднего класса на шасси серийного среднетоннажника МАЗ-4370.
Сначала было сделано несколько вариантов эскизов экстерьера. Из всех вариантов был выбран один, и позже он превратился в трехмерную компьютерную модель. Далее разрабатывалось несколько вариантов интерьера, а один из них стал основным.
Впервые на общее обозрение МАЗ-256 был выставлен в августе 2003 года на московском Мотор-шоу. А в 2004 году во время празднования 60-летия МАЗа минский автобус среднего класса представлял журналистам Генеральный директор ПО «БелАвтоМАЗ».
Как и на МАЗ-106, на новой модели моторный отсек из салона закрывает крышка-люк, которая одновременно и часть пола пассажирского салона. Если ее снять, то открывается достаточно свободный доступ к верхней части дизельного двигателя с турбонаддувом ММЗ-Д 245.30 мощностью 155 л.с. Этот мотор совмещен со сцеплением и коробкой передач СААЗ-695Д, доступ к которой ведет тоже через люк в полу пассажирского салона.
Есть и другой вариант двигателя — Deutz BF4M1013 мощностью 170 л.с. В данном случае устанавливается КП ZF S5-42, хотя специалисты АМАЗа не исключают возможности установки двигателя MAN, тоже с КП ZF. Но этот вариант будет несколько дороже предыдущих модификаций с более дешевыми силовыми агрегатами.
Небольшой ремонт и обслуживание силового агрегата МАЗ-256 можно производить через салонные люки, а серьезный ремонт двигателя, требующий его снятия, – проблема.
Под стоящий на стапеле кузов подводится рама МАЗ-4370 с установленным на нее мотором и крепится к кузову. Поэтому снять двигатель для капитального ремонта вниз просто невозможно. Остается только один выход – снять передний бампер и поднимающуюся крышку передка, демонтировать охладитель и радиатор и на специальном приспособлении вывести двигатель вперед.
Прошло всего три года, и появилась совершенно новая по дизайну машина. Исчезла пассажирская передняя дверь, которая была у МАЗ-106. Ветровое остекление стало больше и стекла выполнены как панорамные. Сглажены все углы кузова и появилась приятная обтекаемость. Передок оснащен современной мощной светотехникой. Для пассажиров сделана одна сдвижная дверь, через которую можно разместиться не только в пассажирском салоне, но и пройти на место водителя или экскурсовода. Над каждым рядом удобных анатомических сидений вещевые полочки для мелкой ручной клади, а все сиденья оснащены индивидуальной подсветкой и вентиляцией.
Рабочее место водителя МАЗ-256 мало чем отличается от предшественника. Кресло водителя также на пневмоподвеске, педальный блок и рулевая колонка изменений, по крайней мере визуальных, не претерпели. Зато изменилась панель приборов и комбинация – они стали современными, хотя и с датчиками отечественного производства.
Благодаря изменению конструкции водительской двери и модернизации ступенек за руль садиться стало намного удобнее. А сев за руль, можно отрегулировать под свой рост и сиденье, и рулевую колонку.
Еще один немаловажный аспект – на МАЗ-256 очень хорошая шумоизоляция.
За спинкой водительского кресла размещен огромный коммуникационный блок реле и предохранителей. Очень удобно – вся электропроводка находится в одном месте.
МАЗ-256 очень плавно разгоняется. Педаль «газа» работает без рывков и задержек, а рычаг привода КП четко фиксирует включенную передачу. «Перекрутить» по оборотам двигатель невозможно, поскольку на автобусе установлен так называемый отсекатель. Как только превысил положенные для разгона обороты двигателя, тут же срабатывает электроника и «перекрывает» топливопоток.
Управлять МАЗом-256 легко. Его маневренности может позавидовать любой легковой автомобиль – этот автобус среднего класса гармонично впишется в городской интенсивный машинопоток. С хорошей динамикой и отличной управляемостью минский автобус-среднетоннажник будет занимать немного места на проезжей части и совершать быстрые и динамичные маневры.
К хорошему гидроусилителю руля можно прибавить удобную «баранку» как по диаметру, так и по толщине обхвата обода.
Подробное описание, устройство
Кузов и салон. Автобус имеет четырехрядную планировку по всей длине салона. У задней стенки находятся 5 сидений. Вход в салон осуществляется через одну или две двери выдвижного типа с пневматическим приводом.
Городской автобус МАЗ-256 на дорогах Могилева. Фото Википедия
Кузов – вагонного типа, установленный на шасси от грузовика МАЗ-4370. Остов кузова сваривается из коробчатых профилей. Заготовки каркаса — оцинкованные прямоугольные трубы — закрепляют на большом листе в специальных кондукторах. Так сваривают боковины, пол и потолок. На стапеле их соединяют в единое целое. Колесные арки и часть пола зашивают листами нержавеющей стали. Панели борта, а также передняя и задняя части и крыша изготовлены из стеклопластиковых панелей. Металлический стальной оцинкованный лист обшивки крыши приварен к каркасу контактной сваркой. Стеклопластиковые панели приклеены. Бамперы — съемные, также выполнены из стеклопластика. Стеклопластиковые панели приходят уже окрашенными в нужный цвет. Сам цвет подбирают по желанию заказчика.
Стекла – вклеены в проемы бесстыковым способом, что положительно влияет на жесткость кузова. Ветровое стекло изготовлено из трехслойного стекла и вклеено в роем стеклопластиковой панели. Боковые и заднее стекла, а также стекла дверей, изготовлены из закаленного теплопоглощающего стекла и вклеены в проемы. Окно водителя состоит из нескольких вклеенных стекол, одного сдвижного в полиамидных направляющих и одного вклеенного с нитями электроподогрева. Автобус оборудован также откидными либо сдвижными форточками, алюминиевые рамки которых вклеены в каркас.
Для модели МАЗ-256 предусмотрены два варианта: один для междугородних перевозок, второй – для пригородных и городских маршрутов. В автобусах первой модификации в салоне расположены 24 мягких сиденья с регулировками угла наклона спинки и подлокотника. Во втором случае салон оборудуется 27 пассажирскими сиденьями осиповичского производства, а вместо багажных полок под потолком закрепляют поручни, а общая пассажировместимость составляет 42 человека.
МАЗ-256 имеет две двери выдвижного типа, оборудованные поворотным пневмоцилиндром. Двери оборудованы пневматическим приводом с краном аварийного открывания. Створки дверей изготовлены из алюминиевого профиля. На автобусе предусмотрена блокировка движения при открытых дверях, которая отключается кнопкой с символом (В) на передней панели в кабине водителя.
На МАЗ-256 для пригородных и городских перевозок устанавливаются неразборные жесткие пассажирские сиденья. Крепление подставки пары сидений монтируется одной стороной на боковую стенку, а другой стороной — через стойку к полу. Поручни изготавливаются из металлических труб, покрытых порошковой краской. Соединяются трубы поручней алюминиевыми кронштейнами. В междугородних сиденья – мягкие, с высокой спинкой. Имеют регулировку по углу наклона спинки и поручня, а также могут сдвигаться в сторону относительно друг друга.
Над головами сидящих пассажиров находятся вместительные багажные полки со встроенными блоками индивидуальной вентиляции и освещения, а также динамиками аудиосистемы. По центру на потолке находятся плафоны освещения и аварийно-вентиляционные люки.
Автобус имеет развитую систему ограждений и поручней на входах и выходах, соответствующих международным правилам и нормам.
Водитель попадает на свое рабочее место через отдельную дверь на левом борту. Рулевое колесо регулируется по углу наклона и вылету. Сиденье водителя имеет пневмоподвеску с автоматической регулировкой высоты в зависимости от веса сидящего. Сиденье можно перемещать вперед-назад, изменять высоту подушки и угол наклона спинки. Кабина водителя – достаточно просторная, не отделена от пассажирского салона. Справа от водителя есть одно место для пассажира. Между ними располагается кожух моторного отсека.
Органы управления расположены на оптимальном расстоянии и не перекрывают друг друга. Перед водителем расположен щиток приборов, на котором находятся спидометр (известной фирмы VDO), тахометр, блоки контрольных ламп. По бокам от спидометра и тахометра располагаются указатели давления в двух контурах пневмосистемы, уровня топлива в баках, напряжения в бортовой электросети, давления и температуры масла в двигателе. Под рулевых переключателей два: один управляет наружными приборами освещения, второй — стеклоочистителями. Справа от рулевой колонки на полу расположены три педали – выключения сцепления, управления акселератором и тормозной системой.
Слева от панели приборов располагается только центральный переключатель света, так как доступ на место водителя осуществляется через отдельную дверь. Справа от панели приборов находятся кнопки открытия дверей, кнопка активации остановочной тормозной системы, кнопка аварийной световой сигнализации, ручка управления отоплением, кнопки управления системой наклона кузова, системой потолочной вентиляции, выключатели обогрева стекол, зеркал, освещения салона и кабины водителя, отопителей салона. И слева, и справа от приборной панели находятся дефлекторы системы отопления и вентиляции кабины водителя. Также справа расположена рукоятка стояночной тормозной системы, а также рычаг управления коробкой передач.
Системы отопления и вентиляции. Для отопления салона и места водителя используется тепло системы охлаждения двигателя. Система отопления — двухконтурная. Для обогрева воздуха в автобусе используется энергия жидкости системы охлаждения двигателя. Первый контур системы отопления, обогревающий рабочее место водителя, состоит из крана проходного трубопроводов. Воздух направляется через систему воздушных каналов в коробку воздухопритока, а от нее через воздуходувные отверстия передней панели — на лобовое стекло, в нишу к ногам водителя, а также через воздуховоды в панели управления. Кроме того, для обогрева рабочего места водителя устанавливается независимый воздушный отопитель. Отопитель имеет два радиатора и два привода вентилятора. Забор воздуха производится из кабины водителя.
Вентиляция рабочего места водителя осуществляется через отопитель кабины водителя при отключении подогрева с забором воздуха снаружи автобуса.
Автобус МАЗ-256 в городе Барановичи. Фото Википедия
Система отопления, обогревающая салон, состоит из крана проходного трубопроводов, конвекторов и отопителей. Отопители имеют по одному радиатору и одному приводу вентилятора. В систему отопления также входят воздухоотделительный бачок. При комплектации системы отопления с электропневмоклапанами управление электропневмоклапанами и приводами вентиляторов осуществляется соответствующей клавишей на панели приборов. Естественная вентиляция салона осуществляется через два люка в крыше и форточки окон. Автобус также может быть оборудован системой кондиционирования воздуха.
Силовой агрегат. Моторный отсек расположен в переднем свесе автобуса, как у грузового автомобиля МАЗ-4370 — он располагается спереди под кабиной. Двигатель МАЗ-256 может быть как отечественного, так и иностранного производства. В первом случае – это минский 4-цилиндровый турбодизель ММЗ Д-245.30. Он отвечает нормам Евро-2. Его рабочий объем 4,75 л, а развивает он 155 л.с. (114 кВт) и 520 Нм крутящего момента. Отвечает нормам Euro-2. Второй двигатель – немецкого производства, Deutz, также 4-цилиндровый, с турбонаддувом, близкого объема в 4,76 л. Однако этот двигатель уже соответствует экологическим нормам Euro-3 и развивает 125 кВт (170 л.с.) и крутящий момент, равный 577 Нм. C минским двигателем предлагается коробка передач СААЗ 3203.70, с немецким – ZF 5S-42. Сцепление – Sachs MF 362.
Отечественный силовой агрегат крепится в четырех точках. Опора – это кронштейн с резинометаллическим амортизатором. Немецкий двигатель крепится в пяти точках. Дополнительная опора находится на коробке передач.
МАЗ-256 с двигателем Deutz имеет электронную систему управления двигателем. При нажатии на педаль акселератора срабатывает датчик ее положения и подает сигнал на управляющий электронный модуль. На автобусах с минским двигателем устанавливается механический тросовый привод.
Автобус оборудован заслонкой моторного тормоза, которая служит для увеличения срока службы основной тормозной системы, являясь механизмом вспомогательной тормозной системы. При работающем двигателе заслонка устанавливается вдоль потока отработавших газов, при включении моторного тормоза — перпендикулярно потоку газов, создавая определённое противодавление на выпуске. Одновременно отключается подача топлива с помощью пневмоцилиндра, связанного со скобой останова двигателя.
Система питания двигателя топливом разделенного типа. Она состоит из топливного бака, топливопроводов низкого и высокого давления, фильтра грубой очистки, топливоподкачивающего насоса, фильтра тонкой очистки, топливного насоса высокого давления и форсунок. Фильтр грубой очистки крепится на двигателе (в случае с ММЗ) или на топливном баке (Deutz).
На автобусах могут устанавливаются жидкостные подогреватели фирмы Webasto. Они предназначены для предпускового разогрева двигателя, что облегчает холодный пуск двигателя, а также для длительного поддержания в автоматическом режиме теплового состояния выключенного двигателя, салона и места водителя. Питание подогревателя топливом производится по отдельным топливопроводам из основного топливного бака.
Система охлаждения жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, рассчитанная на применение низкозамерзающей охлаждающей жидкости. Радиатор системы охлаждения двигателя и промежуточного охлаждения наддувочного воздуха находится за центральной решеткой на передке автобуса. Он закреплен к шасси через резиновые подушки. Правильную температуру охлаждающей жидкости поддерживает термостат и вентилятор с переменной производительностью.
Сцепление Sachs MF 362 – однодисковое с нажимной пружиной диафрагменного типа. Гидравлический привод сцепления дополняет пневматический усилитель. Пневвмогидроусилители сцепления поставляют фирмы Wabco и Knorr-Bremse.
Коробки передач у МАЗ-256 – механические, пятиступенчатые, но без синхронизаторов на первой и задней передачах. Для двигателя ММЗ предусмотрена КПП СААЗ из России, для Deutz – немецкая КПП ZF.
Рама, мосты, подвеска, колеса и шины. Рама шасси грузовика МАЗ-4370 собрана из двух лонжеронов с переменным сечением и 6-ю поперечины. Сечение лонжеронов представляет собой обычный швеллер.
Ведущий мост для МАЗ-256 уже установлен на базовом шасси, закреплен стремянками на рессорах подвески, имеет обычный центральный редуктор с коническими шестернями, но с гипоидным зацеплением. Также есть механическая блокировка дифференциала. Задняя подвеска – рессорная, включает две многолистовые полуэллиптические рессоры, ход которых ограничивают резиновые буферы. Установлены два телескопических амортизатора и стабилизаторы поперечной устойчивости, помогающие при поворотах.
Конструкция передней подвески аналогична. Передняя ось – это цельнометаллическая балка с двумя колесно-ступичными узлами. Задний мост соединен с кузовом двумя верхними и двумя нижними реактивными штангами.
На МАЗ-256 устанавливаются дисковые колеса с бескамерными шинами размерности 235/75 R17,5. Шины – две модели фирмы Matador, рассчитанные на разную максимальную скорость. На автобусе имеется запасное колесо, расположенное в заднем свесе за одной из панелей левого борта.
Рулевое управление в основе своей аналогично конструкции серийных грузовиков. В кабине водителя расположена травмобезопасная рулевая колонка, регулируемая по высоте и наклону. Вращение и прилагаемое на рулевое колесо усилие посредством одного карданного вала на рулевой механизм. Рулевой механизм – с передачей типа «винт – шариковая гайка – рейка – зубчатый сектор» — имеет встроенный распределитель золотникового типа. Силовой цилиндр гидравлического усилителя руля закреплен на раме и воздействует на продольную рулевую тягу. Он также имеет клапан разгрузки давления, срабатывающий в крайних положениях рулевого колеса.
Tормозная система. Автобусы оборудованы рабочей, стояночной, запасной, вспомогательной тормозными системами и остановочным тормозом, а также выводами для контроля и диагностики пневмосистемы и питания других потребителей сжатым воздухом. Рабочая система воздействует на тормозные механизмы всех колес автобуса, оснащена антиблокировочной системой (ABS). Задний контур на автобусах с двигателем Deutz оснащается дополнительно потивобуксовочной системой (ASR). Стояночная и запасная системы воздействуют на тормозные механизмы заднего моста, которые приводятся в действие тормозными камерами с пружинными энергоаккумуляторами. Привод пружинных энергоаккумуляторов — пневматический, двухконтурный.
Стояночная система выполняет функции запасной, предназначена для торможения автобуса в случае полного или частичного отказа рабочей тормозной системы. Остановочный тормоз воздействует на тормозные механизмы заднего моста. При включении остановочного тормоза кнопкой, находящейся на панели приборов, или автоматически при открывании любой из дверей автобуса, воздух под давлением подается в тормозные камеры заднего моста.
Вспомогательная система (моторный тормоз) — с дистанционным управлением заслонкой в системе выпуска отработавших газов и пневмоприводом выключения подачи топлива. При комплектации силового агрегата гидромеханической коробкой передач функции вспомогательного тормоза выполняет гидравлический тормоз-замедлитель. Вспомогательная тормозная система предназначена для притормаживания автобуса на затяжных спусках.
Тормозные механизмы – барабанные, двухколодочные. Механизмы приводятся в действие диафрагменными тормозными камерами на передней оси и тормозными камерами, которые содержат пружинные энергоаккумуляторы, на заднем мосту.
Автобус оборудован современной 4-канальной антиблокировочной системой. В ее состав входят 4 датчика и столько же модуляторов, а также электронный блок управления. Система предотвращает блокировку колес при торможении на скользком или неоднородном покрытии, помогая водителю эффективно замедлить автобус без потери контроля над траекторией движения. Для автобусов с двигателем Deutz предусмотрена АБС фирмы Knorr-Bremse, с минским ММЗ – белорусская АБС борисовского предприятия «Экран».
Электрооборудование. Автобусы имеют 24-вольтовую систему электрооборудования, которое выполнено по однопроводной схеме соединений. Минусом является каркас автобуса, соединенный с минусом аккумуляторных батарей. Отличительной особенностью системы электрооборудования является то, что соединение жгутов проводов и подключение значительной части его изделий производится с использованием штекерных соединений.
Блок коммутации находится за сиденьем переднего пассажира, точнее, между ним и передним входом в салон. В блоке коммутации расположены предохранители, промежуточные реле, реле поворотов, импульсное реле стеклоочистителя, стартерное реле и диодные сборки, обозначение и назначение которых указаны на блоке.
Бесплатный автобус торгового центра Изумрудный город, Томск. Фото Википедия
В специальных нишах кузова располагаются две сухозаряженные аккумуляторные батареи типа 6СТ-100 или увеличенной емкости 6СТ-140. Для удобства обслуживания они закреплены на основании с салазками. С двигателями Deutz на МАЗ-256 устанавливаются немецкие генераторы фирмы Bosch, с двигателями ММЗ – предприятия КЗАТЭ.
К системе наружной светотехники относятся: фары головного света, противотуманные фары, передние габаритные фонари, передние указатели поворота, боковые повторители указателей поворота, боковые габаритные фонари, задние фонари и фонари освещения номерного знака. К внутренней светотехнике относятся фонари освещения салона, фонарь освещения рабочего места водителя, фонари освещения дверных проемов и фонарь освещения моторного отсека.
Все автобусы второго поколения имеют современную «точечную» светотехнику с рассеивателями круглой формы. В фарах ближнего и дальнего света устанавливаются галогенные лампы Н7 мощностью 70 Вт, а в противотуманных фонарях – Н1. Все задние фонари имеют лампы мощностью 21 Вт, а габаритные огни рассчитаны на мощность 4-5 Вт.
Внутрисалонные светильники представляют собой люминесцентные лампы ЛАС 24-9-202 мощностью 18 Вт каждая. Лампы прикрыты едиными длинными полукруглыми кожухами из белого пластика, которые «протянуты» по краям потолочной панели по всей длине автобуса.
Система пожаротушения. Для безопасности пассажиров в случае возникновения пожароопасной ситуации в МАЗах может устанавливаться автоматическая система пожаротушения моторного отсека. В целом, отделочные материалы для салона и моторного отсека в частности подобраны огнестойкие.
Устройство системы пожаротушения основано на использовании беспламенного пороха с добавлением специальных ингибиторов, которые гасят пламя при выстреле порохового заряда. Устройство срабатывает, если пламя по огнеупорному шнуру попадает внутрь или аварийной кнопкой генерируется электрический сигнал. Срабатывание также происходит при повышении температуры в моторном отсеке до 170 °С. Огнетушащий аэрозоль струей вырывается наружу. Пламя втягивает облако, содержащее ингибиторы, и горение прекращается. Два генератора аэрозоля расположены в моторном отсеке, еще один — в отсеке жидкостного подогревателя.
Модификации
Автобус МАЗ-256 (МАЗ-256100, 256170, 256200, 256270) среднего класса предназначен для междугородних и внутригородских пассажирских перевозок. МАЗ-256 может выпускаться в вариантах:
- туристического автобуса, оснащённого кондиционером, аудио и видео системами;
- для пригородных и междугородних пассажирских перевозок;
- в качестве служебного автобуса;
- в варианте маршрутного такси.
Оборудование интерьера возможно по специальным заказам.
Годы выпуска
2005-2014.
Основные сведения, характеристики
Производитель/изготовитель, где выпускается/производится техника. ОАО «Минский автомобильный завод» (МАЗ) — управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» — советская и белорусская автомобилестроительная компания, специализирующаяся на выпуске большегрузной автомобильной, а также автобусной, троллейбусной и прицепной техники.
Назначение. Городской, пригородный, междугородный, туристический, экскурсионные, специальные.
Класс. Средний.
Тип кузова. Несущий, вагонной компоновки.
Базовые характеристики
Габариты кузова, мм. (ДхШхВ). 8090х2500х3330.
Высота салона в среднем проходе, мм. 2230.
Количество дверей. 1 или 2.
Общее количество мест, в том числе посадочных. 24-27.
Технические характеристики
- Тип топлива. Дизель.
- Емкость топливного бака. 130.
- Полная масса, кг. 9550 или 10200.
- Нагрузка на переднюю/заднюю ось от технически допустимой массы, кг. 3600/5900 или 3980/6220.
- Максимальный габаритный радиус разворота, м. 8.
- Рулевой механизм. МАЗ.
- Тип рулевого управления. С гидроусилителем, винт – шариковая гайка – рейка – зубчатый сектор.
- Тормозная система. Рабочая – пневматическая, двухконтурная, с разделением на контуры по осям, тормозные механизмы всех колес барабанные, ABS. Стояночная – привод от пружинных энергоаккумуляторов к тормозным механизмам задних колес. Запасная – один из контуров рабочей тормозной системы.
Характеристики шасси
- Марка. МАЗ.
- Ведущий мост. Задний.
- Колесная формула. 4х2.
- Колесная база, мм. 4200.
- Клиренс/дорожный просвет, мм. 200.
- Тип сцепления. Однодисковое с нажимной пружиной диафрагменного типа.
- Шины. 235/75 R17,5.
- Антиблокировочная система тормозов (ABS). Присутствует.
Дополнительные характеристики
Вентиляция. Естественная.
Система отопления. Присутствует.
Объем багажного отсека, куб.м. 1,4; 1,8, не во всех модификациях.
Характеристики двигателя/силового агрегата
- Марка. Deutz BF4M1013FC или ММЗ Д-245.30.
- Тип. Дизельные.
- Количество и расположение цилиндров. 4-цилиндровые, рядные, с турбонаддувом.
- Нормы экологической безопасности. Евро-2 или Евро-3.
- Рабочий объем, л. 4,56 или 4,75.
- Мощность двигателя, кВт (л.с)/мин. 170 (125) или 155 (114).
- Максимальный крутящий момент, Нм/мин. 570 или 522 при 1200-1400 об/мин.
- Расположение двигателя. Переднее, продольное.
- КПП. Механическая, 5-ступенчатая. ZF S5-42 или СААЗ 3203.70.
- Подвеска передней-задней оси. Зависимая, рессорная, с 2-мя полуэллиптическими рессорами-Зависимая, рессорная, с 2-мя полуэллиптическими рессорами.
- Контрольный расход топлива при 60 км/ч, л/100 км. 13.
- Максимальная скорость, км/ч. 118 или 110.
- Предпусковой обогрев. Дополнительная опция.
Видео
Рубрики: Бескапотные автобусы, Высокопольные автобусы, Городские автобусы, МАЗ, Марки и модели туристических автобусов, Междугородные автобусы, Переднемоторные автобусы, Пригородные автобусы, Специальные автобусы, Средние автобусы, Экскурсионные автобусы
Руководство МАЗ 256 256-0000020 РЭ (2012) — страница 30
Автобус имеет 24-вольтовую систему электрооборудования, которое выполнено по однопроводной схеме соединений. Минусом («массой») является каркас автобуса, соединенный с минусом аккумуляторных батарей.
Расположение приборов электрооборудования на автобусе показано на рис. 4.9.1. Отличительной особенностью системы электрооборудования является то, что соединение жгутов проводов и подключение значительной части его изделий производится с использованием штекерных соединений.
Все основные жгуты стыкуются на блоке коммутации.
Рисунок 4.11.1 — Установка электрооборудования автобуса (автобус 256170):
1 — освещение салона; 2 — передние габаритные фонари; 3 — стеклоочиститель; 4 — передние указатели поворотов; 5 — стеклоомыватель; 6 — фары; 7 — противотуманные фары; 8 — звуковые сигналы; 9 — датчики пневмосистем; 10 — датчик уровня топлива; 11 — аккумуляторные батареи; 12 — боковые габаритные огни; 13 — повторитель указателей поворота; 14 — освещение дверных проемов; 15 — радиооборудование; 16 — задние верхние фонари; 17 — задние фонари; 18 — освещение номерного знака; 19 — розетки питания прицепа; 20 — датчик блокировки дифференциала; 21 — жгуты; 22 — блок коммутации; 23 — блок управления системой ABS; 24 — кнопка моторного тормоза; 25 — подрулевой переключатель; 26 — панель приборов; 27 — блок управления двигателем
4.11.2 схема электрическая принципиальная
Принципиальные схемы электрооборудования приведены в Приложении И на рис. И1. И17. Принципиальные схемы постоянно дорабатываются и усовершенствуются, поэтому принципиальная электрическая схема Вашего автобуса может иметь некоторые отличия от приведенной.
Пояснения к схеме электрооборудования:
А — электронные блоки; B — датчики; E — наружная светотехника;
F, FU — предохранители; G — источники энергии; H — контрольные лампы;
K — реле; M — электродвигатели; P — контрольные приборы;
Q — коммутирующие устройства; R — резисторные элементы;
S — выключатели, переключатели; V — диоды; Y — вентили электромагнитные;
—= цепи потребителей не входящие в БК;
XS8.21.8 или xs3/f = обозначение разъемов и их контактов (пример);
———>-230 = цифра у стрелки указывает на номер позиции (внизу схемы);
230
——-> цифра над линией указывает на номер электрической цепи.
Цепи всех потребителей электроэнергии на автобусе, кроме силовой стартерной цепи, защищены плавкими предохранителями.
Принципиальная схема предусматривает две цепи питания потребителей — аккумуляторную 300 и генераторную 150. Питание к потребителям генераторной цепи подается после поворота ключа в замке зажигания Q2 (рис. И1). Схемой предусмотрен аварийный выключатель S3, при нажатии на который происходит останов двигателя, отключение аккумуляторных батарей, отключение отсечных клапанов топливного трубопровода и включение аварийной световой сигнализации. При этом в салоне автобуса остается гореть дежурное освещение.
Принципиальная схема электрооборудования автобуса обеспечивает блокировку генератора от переполюсовки аккумуляторных батарей диодом V4 (рис. И1), блокировку стартера при завершении пуска двигателя посредством реле К38.
Контроль аварийных режимов систем автобуса осуществляется с помощью зуммера H50, при этом на щитке приборов горит соответствующая контрольная лампа.
Схемой электрооборудования предусмотрено подключение тахографа Р4 (рис И4) или электронного спидометра в зависимости от устанавливаемого двигателя и коробки передач. При этом питание тахографа и электронного спидометра осуществляется непосредственно от аккумуляторных батарей.
Включение наружной светотехники производится выключателем S45 (рис.И5), установленным на щитке приборов.
Противотуманные фары Е9 и Е10, а также задние противотуманные фонари Е19 и Е20 (рис. И6) включаются главным выключателем света S45.
Управление указателями поворотов и аварийной сигнализацией осуществляется с помощью прерывателя указателей поворота К31 и реле аварийного сигнала К45 (рис. И7).
Схемой электрооборудования предусмотрено три режима работы стеклоочистителя М7 (рис. И8) — режим первой скорости, режим второй скорости и импульсный прерывистый режим работы. При нажатии подрулевого переключателя S2 в положение стеклоомывателя, одновременно с подачей воды происходит движение щеток по лобовому стеклу.
Схемой предусмотрена блокировка движения автобуса при открытых дверях (рис. И12). Она осуществляется с помощью реле К4, которое подает сигнал на клапан вспомогательного тормоза Y6. Блокировка может быть снята в случае аварии при помощи тумблера S42.
Схемой электрооборудования предусмотрено подключение антиблокировочной, и антибуксовочной систем ABS/ASR (рис. И16).
На автобусе установлен дистанционный выключатель плюса аккумуляторных батарей ТКС 601 ДОД. Он расположен в отсеке АКБ и служит для отключения аккумуляторных батарей от электрической системы автобуса на стоянках, а также в случае короткого замыкания. Выключатель установлен на панели совместно с силовыми предохранителями, защищающими аккумуляторную и генераторную цепи соответственно. Включение и выключение контактора производится дистанционно из кабины водителя замком зажигания Q2 (см. рис. И1).
Контактор представляет собой электромагнитный аппарат повышенной мощности с вакуумной контактной камерой.
Ремонт контактора во избежание разгерметизации вакуумной камеры не допускается. При выходе его из строя необходима замена. При снятии и установке контактора в обязательном порядке следует отсоединить провода от аккумуляторных батарей. Эксплуатация автобуса с неисправным контактором запрещается.
БК находится в перегородке за сиденьем водителя (для автобусов с одной служебной дверью) или в перегородке между передней дверью и сиденьем члена экипажа (для автобусов с двумя служебными дверьми). В блоке коммутации расположены предохранители, промежуточные реле, реле поворотов, импульсное реле стеклоочистителя, стартерное реле и диодные сборки, обозначение и назначение которых указаны на БК.
В связи с постоянной модернизацией и усовершенствованием в конструкцию БК могут вводиться изменения, не отраженные в данном Руководстве.
ОБСЛУЖИВАНИЕ БЛОКА КОММУТАЦИИ
Для надежной работы приборов и аппаратов автобуса необходимо следить за состоянием предохранителей, установленных в блоке коммутации (БК). Исправность предохранителей контролируется по светодиоду, находящемуся рядом с предохранителем. При перегорании плавкого элемента и включенной нагрузке светодиод начинает светиться, что облегчает поиск электрической цепи, в которой произошло короткое замыкание.
Внимание! Запрещается применять нестандартные предохранители, а тем более, так называемые «жучки».
В случае короткого замыкания в цепи это приведет к немедленному выходу из строя приборов электрооборудования и может вызвать оплавление изоляции проводов. Перегоревший предохранитель следует заменить другим, таким же по значению рабочего тока.
БК выполняет функции защиты всех цепей электрооборудования автобуса от коротких замыканий, функции релейных развязок между щитком приборов и мощными потребителями электрической энергии. Подвод питания к блоку осуществляется сверху по двум цепям — генераторной 150 и аккумуляторной 300 (рис. И1). О том, что цепи подключены, свидетельствует свечение диодов «ГЕН» и «АКБ».
Источник
Руководство МАЗ 256 256-0000020 РЭ (2012) — страница 51
Автобус МАЗ-256. Электросхемы — часть 3
Рисунок И5 — Головные фары, габаритные огни:
El, Е2 — передние нижние габаритные огни;
ЕЗ, Е4 — задние нижние габаритные фонари;
Е7, Е8 — фонари освещения номерного знака; Е15, Е16 — передние верхние габаритные фонари; Е17, Е18 — задние верхние габаритные фонари; Е23, Е24 — фара дальнего света;
Е25, Е26 — фары ближнего света;
Е41 — Е46 — фонари боковые маркерные;
FU17 — предохранитель левой фары дальнего света;
FU18 — предохранитель верхних габаритных огней и подсветки приборов;
FU20 — предохранитель левой фары ближнего света; FU23 — предохранитель правой фары дальнего света; FU26 — предохранитель правой фары ближнего света; FU29 — предохранитель правых габаритных огней; FU32 — предохранитель левых габаритных огней; FU39 — предохранитель подсветки информационного табло и освещения выхода;
Н20 — контрольная лампа дальнего света;
Н26 — контрольная лампа ближнего света;
К9 — реле освещения салона;
К23 — реле включения дальнего света;
К26 — реле включения ближнего света;
К29 — реле включения габаритных огней (нижних); КЗ4 — реле включения габаритных огней (верхних); S1 — переключатель указателей поворотов;
S45 — главный выключатель света
Рисунок И6 — Подсветка стрелочных приборов, противотуманные фары и фонари, фонари заднего хода, освещение моторного
отсека, осушитель воздуха, фонарь моторного отсека:
В20, В20.1 — датчики включения стоп-сигналов; Е9, ЕЮ — противотуманные фары;
El 1, Е12 — фонари заднего хода;
Е19, Е20 — противотуманные фонари;
Е39 — фонарь моторного отсека;
ЕР 1 — ЕР 11 — лампы подсветки панели приборов; ES22, ES37, ES45 — лампы подсветки переключателей;
FU24 — предохранитель противотуманных фар и фонарей;
FU27 — предохранитель стоп-сигналов, фонарей заднего хода, осушителя воздуха;
FU30 — предохранитель освещения моторного отсека и розетки;
Н18, Н19 — фонари стоп-сигналов;
Н27 — звуковой сигнал заднего хода;
Н34 — контрольная лампа противотуманных фонарей; Н42 — контрольная лампа противотуманных фар; КЗ0 — реле включения противотуманных фар;
КЗЗ — реле включения стоп-сигналов;
КЗ 5 — реле включения фонарей заднего хода;
КЗ 7 — реле включения звукового сигнала заднего хода; К43 — реле включения противотуманных фонарей; КК5 — реле-прерыватель звукового сигнала заднего хода;
Источник
Автобус МАЗ-256. Электросхемы — часть 8
Автобус МАЗ-256. Электросхемы — часть 8
Рисунок И16в — Система ABS/ASR Wabco ABS/ATC E-BAsic 4s/4m:
А2 — блок управления системой ABS/ASR; В61. В64 — датчики числа оборотов;
FU10, FU12, FU15 — предохранители ABS/ASR; Н22 — контрольная лампа ABS;
Н35 — контрольная лампа ASR;
543 — выключатель функций ASR;
544 — переключатель функций ABS; S46 — кнопка тестирования ABS;
Х2 — розетка диагностики;
Y60 — электропневмоклапан ASR; Y61.. .Y64 — модуляторы ABS
Рисунок И17 — Система управления двигателем Deutz:
А10 — блок управления двигателем;
ВЗЗ — датчик положения педали подачи топлива;
Н99 — контрольная лампа работы двигателя;
К60, Кб 1 — реле питания блока управления двигателем;
S35 — кнопка моторного тормоза;
598 — выключатель режима промежуточного ограничения скорости;
599 — кнопка диагностики системы управления двигателем;
Y1 — электропневмоклапан моторного тормоза
Рисунок И18а — Блок управления климатической установкой Webasto СС-170Т:
А20 — плата управления кондиционером;
А21 — пульт управления кондиционером;
F3 — предохранитель цепи питания кондиционера;
FU64 — предохранители цепей управления кондиционером;
К20 — реле цепи управления кондиционером; Y65 — муфта компрессора хладагента;
Y66 — пропорциональный клапан;
V3 — диод цепи включения обогрева в контуре кондиционера
Источник
Автобус МАЗ-256. Электросхемы — часть 9
Автобус МАЗ-256. Электросхемы — часть 9
Рисунок И186 — Блок управления климатической установкой Webasto Spheros
А20 — плата управления кондиционером;
А21 — пульт управления кондиционером;
F3 — предохранитель цепи питания кондиционера;
FU64, FU65 — предохранители цепей управления кондиционером;
К20 — реле цепи управления кондиционером; Y65 — муфта компрессора хладагента;
Рисунок И18в — Блок управления климатической установкой Santana XL:
А20 — плата управления кондиционером; А21 — пульт управления кондиционером; ВК1 — датчик наружной температуры; ВК2 — датчик внутренней температуры;
ВКЗ — антиобледенительный датчик;
F3 — предохранитель цепи питания кондиционера; FU64. FU66 — предохранители цепей управления кондиционером;
К20 — реле цепи управления кондиционером;
Y65 — муфта компрессора хладагента;
Y66 — пропорциональный клапан;
V3 — диод цепи включения обогрева в контуре кондиционера
Рисунок И19 — Кухонное оборудование:
F4 — блок предохранителей кухонного оборудования; КТ — контактор кухонного оборудования
Источник
Монтажный блок предохранителей и реле МАЗ
В монтажном блоке предохранителей и реле МАЗ содержатся устройства, которые отвечают за сохранность и работоспособность электрооборудования автомобиля. О том, какую функцию выполняют предохранители и реле в комплексе и по отдельности, о расположении устройств в блоке автомобиля МАЗ
Функции предохранителей и реле в автомобиле МАЗ
Важную роль в электрической системе автомобиля МАЗ играют предохранители — небольшие по размеру элементы, которые на работу систем автомобиля влияния не оказывают, но в случае возникновения неполадок просто необходимы для предотвращения выхода электрических компонентов автомобиля из строя.
Реле и предохранители в автомобиле отличаются и по расположению, и по сопротивлению, и по виду. Главная их функция — обеспечивать нормальную работу электроцепи автомобиля. При значительных перепадах напряжения они принимают основной «удар» на себя и, перегорая, предотвращают выход из строя более дорогих электрических узлов.
Для удобства обслуживания, проверки и контроля состояния, замены вышедших из строя предохранителей в автомобиле МАЗ (как и в других автомобилях) они объединены в монтажный блок. На блоке содержится информация с метками, поясняющими предназначение того или иного предохранителя или реле, а также указывающими необходимый номинал сопротивления устройства.
Размещение и значение предохранителей и реле
Все предохранительные устройства в автомобиле МАЗ, отвечающие за нормальную работу электрооборудования, расположены в трех блоках.
Блок 111.3722
В первом блоке находятся предохранители на 30 и 60А (по одной штуке):
• 60А — это головной предохранитель;
• 30А — это устройство, отвечающее за питание независимого подогрева, предпускового подогрева техоборудования.
Основное предназначение головного предохранительного устройства — это защита генератора и аккумулятора от переполюсовки элементов и предотвращение короткого замыкания и его негативных последствий при пуске мотора от источника питания. От него запитаны практически все потребители электрической энергии в автомобиле, кроме аварийной сигнализации, напрямую подсоединенной к АКБ. Подключенные от генератора, все электропотребители имеют отдельные предохранительные устройства.
Без предохранительных устройств работают только следующие узлы:
• обмотка отключения массы;
• стартерное реле;
• головной переключатель света;
• отключение приборов и автоматического завода.
Предохранительный блок 23.3722
Во втором блоке находятся предохранители на 6А в количестве 21 штуки. Практически каждый предохранитель имеет свое обозначение, которое помогает определить, за работу какого электрооборудования он отвечает:
• 127 — спидометр, показатель напряжения, контрольное устройство регистрации скорости;
• Предохранитель, отвечающий за звуковые сигналы;
• 57 — тормозные сигналы;
• 90 — работа стеклоомывателя и стеклоочистителя;
• 120 — колесная и осевая блокировки, фонарь освещения сцепки, фонари заднего хода;
• 162 — подогрев зеркал;
• Обеспечение питания бортсистемы контроля;
• P51 — отвечает за подсветку приборов;
• 55 — предохранитель противотуманных фонарей;
• Кч.52 — предохранитель на габаритные огни с правой стороны;
• Г.52 — предохранитель на габаритные огни с левой стороны;
• Ф.56 — фонарь слева (свет ближний);
• Ж.56 — фонарь справа (свет ближний);
• 53 — предохранитель на дополнительные фонари дальнего света;
• К.54 — фонарь справа (свет дальний);
• З.54 — фонарь слева (свет дальний);
• Г.80 — предохранитель на отопительный вентилятор;
• Ж.79 — работа аварийной сигнализации;
• К.78 — предохранитель, отвечающий за указатели поворота;
• С.31 — предохранительное устройство на указатели головного щитка и лампы контроля;
• 50 — предохранитель на противотуманные фонари (задние).
В этом блоке также расположены реле в количестве одиннадцати штук, каждое из которых отвечает за работу определенного электрооборудования. Обозначаются буквой «К» и цифрой (например, К3):
- клаксон и звуковые сигналы;
- задний ход (фонари);
- блокировка отключения массы;
- фонари торможения;
- система бортконтроля;
- ближний свет;
- блокирование дальнего света;
- габариты;
- дальний свет;
- электрофакельное устройство;
- электрофакельное устройство.
Предохранительный блок ПР112
В этом блоке находится одно предохранительное устройство на 16А (техоборудование и резерв), а также предохранители на 8А в количестве девяти штук:
• Клапан — предохранитель на муфту вентилятора охладительной системы;
• Г.172 — кузовное освещение;
• Кч. 179 — работа нагревателей топлива;
• Р.171 — таймер и магнитола;
• Г.59 — предохранительное устройство освещения кабины;
• 3.131 — холодильник, розетка нештатной лампы, пневматический сигнал;
• Резерв;
• С.133 — устройство для защиты осушителя воздуха;
• О.161 — предохранитель клапана остановки двигателя.
Источник