Руководство по эксплуатации авторское право

Компания пыталась защитить свои авторские права на инструкцию. СИП пояснил, что должен был выяснить суд, чтобы подтвердить факт создания инструкции творческим трудом. У компании был «железный» аргумент – чтобы создать серию рисунков для инструкции, привлекли иллюстратора.

Суть дела

Общество (далее – истец) обратилось в арбитражный суд к Издательству (далее – ответчик) о защите исключительных прав на произведение «Инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве» (далее – Инструкция), взыскании компенсации в размере 540 тысяч руб.

Что пояснил истец?

  • Авторы Инструкции с 2005 года: Б.В. и Б.Н. Обществу принадлежат права на Инструкцию на основании лицензионного договора с авторами от 2006 года, а также права на иллюстрации на основании заключенного с Е.А. договора авторского заказа от 12.02.2017. Е.А. был привлечен для выполнения иллюстраций к Инструкции. Инструкция впервые издана Обществом в 2007 году.
  • По словам истца, с 2013 года ответчик неправомерно продает контрафактные издания Инструкции, напечатанные тиражом 3 000 экземпляров «Издательско-аналитическим центром Энергия». Продажа изданий Инструкции осуществляется без согласия истца.

Что решили суды?

Суд первой инстанции требование истца удовлетворил. Почему?

  • Ответчику запрещено распространять незаконно изданные экземпляры произведения «Инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве»;
  • В течение двух месяцев после вступления в силу решения суда изъять из оборота и уничтожить незаконно изданные экземпляры этого произведения;
  • На своём сайте ответчик должен разместить решение суда;
  • Ответчик должен выплатить истцу компенсацию в размере 540 тысяч руб.
  • Апелляция оставила решение без изменений.

Ответчик обратился с кассационной жалобой в СИП. Он пояснил, что суды неверно определили правовую природу спорной Инструкции, Инструкция не является результатом творческого труда, а значит не является и объектом авторского права.

Кассационная инстанция (СИП) жалобу удовлетворила.

Основания:

1. В период возникновения авторских прав у Б.В. и Б.Н в отношении спорной Инструкции, а также в период ее первого издания действовал Закон Российской Федерации от 09.07.1993 № 5351-I «Об авторском праве и смежных правах» (далее – Закон об авторском праве). В соответствии со статьей 8 Закона об авторском праве, «не являются объектами авторского права официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также и официальные переводы». Сходное положение предусмотрено и в пункте 6 статьи 1259 ГК РФ.

2. Ответчик указал на то, что спорная Инструкция «упомянута в перечне законодательных, нормативных правовых и правовых актов, устанавливающих общие и специальные требования к руководителям и специалистам организаций, содержащемся в приказе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17.01.2017 № 16 «О внесении изменений в приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 06.04.2012 № 233 «Об утверждении областей аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (далее – приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17.01.2017 № 16), в связи с чем не может являться объектом авторского права».

3. Суды отклонили довод ответчика о том, что Инструкция не является объектом авторского права, мотивируя это тем, что спорная Инструкция не исходит от органа госвлати или местного самоуправления, не является официальным документом, не зарегистрирована в Минюсте как нормативно-правовой акт, не была официально опубликована.

Суды не учли, что Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору отнесена к числу федеральных органов исполнительной власти, и на нее возложены функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере технологического и атомного надзора. Поскольку Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору установила обязательность этой Инструкции для ряда отраслей экономики и распространения ее действия в отношении неопределенного круга субъектов, то она приобрела нормативный, административно-обязывающий характер.

СИП указал, что с учетом вышесказанного:

1. Судам нужно было выяснить, является ли Инструкция, утвержденная приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17.01.2017 № 16, именно тем объектом, в отношении которого истец заявил о нарушении авторских прав. И если это так, то «принять во внимание данное обстоятельство при определении масштаба нарушения исключительного права как критерия, влияющего в силу пункта 43.3 постановления № 5/29 (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 № 5/29 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», далее – постановление № 5/29) на размер компенсации». А также учесть, что истец при обращении в суд ссылался на наличие у него авторских прав в отношении не только текста Инструкции, но и иллюстраций к ней.

2. Выводы судов о взыскании компенсации исходя из двукратной стоимости всего тиража в объеме 3 000 экземпляров не соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Истец сообщил, что ответчик предлагал к продаже 2 264 экземпляров Инструкции. Суды не мотивировали, почему они при расчете размера компенсации учитывали тираж 3 000, а не 2 264 экземпляров, в отношении которых ответчик допустил нарушение исключительных прав.

СИП решения отменил, а дело направил на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Что решили суды на втором круге?

Суд первой инстанции для решения вопроса о том, является ли «спорная Инструкция официальным документом, относящимся к властноорганизующей деятельности государственного органа», привлек к участию в деле в качестве третьего лица Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Суд установил:

  1. Согласно письменному ответу Ростехнадзора, Инструкция не принята в качестве обязательного документа, но «может применяться как пособие для получения знаний о порядке оказания доврачебной помощи. Ссылка на Инструкцию в приказе Ростехнадзора не наделяет её признаками нормативно-правового акта, а лишь предполагает знание ее требований лицами, подлежащими аттестации».
  2. На момент принятия Приказа Ростехнадзора от 06.04.2012 № 233 все исключительные права на использование Инструкции были переданы по лицензионному договору Обществу, т.е. истцу.
  3. «Ростехнадзор не получал проект Инструкции от авторов и не получал какого-либо согласия авторов или правообладателей Инструкции на включение ее в «Перечень законодательных, нормативных правовых и правовых актов, устанавливающих общие и специальные требования к руководителям и специалистам организаций», содержащийся в Приказе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 06 апреля 2012 года № 233 «Об утверждении областей аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (далее – Приказ Ростехнадзора № 233)». В приказе дана ссылка на Инструкцию как на учебное пособие для проверки знаний специалистов. Но это не означает, что Инструкция обладает свойством обязательного документа.

«Таким образом, само по себе указание Инструкции в Перечне законодательных, нормативных правовых и правовых актов, при очевидном отсутствии у Инструкции соответствующих признаков, свидетельствует об ошибочности ее включения в указанный Документ».

Суд указал:

  • Инструкция содержит авторские иллюстрации, которые занимают значительную ее часть. «Иллюстрации не могут считаться частью документа, имеющего обязательный характер, в связи с чем права на иллюстрации в Инструкции признаются принадлежащими истцу в любом случае»;
  • Поскольку текст и иллюстрации создавались как единое произведение, то нарушение прав на иллюстрации признается нарушением прав на Инструкцию как на произведение в целом;
  • Истец представил сравнение двух инструкций Инструкции по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, 1999 автора Б.В., утв. Заместителем министра Минтопэнерго РФ 19.07.1999 РД 153-34.0-3.702-99, и спорной Инструкции. Эти два произведения отличаются друг от друга: по количеству знаков, оформлению, формату подачи информации. Содержание спорной Инструкции значительно превышает содержание Инструкции РД 153-34.0-3.702-99;
  • Ответчик представил суду заключение специалиста — Руководителя Отдела аналитических сервисов по праву интеллектуальной собственности компании «КонсультантПлюс». «Представленное в суд заключение, не является заключением судебной экспертизы (статья 86 АПК РФ) или заключением специалиста (статья 55.1 АПК РФ), а является иным доказательством (статья 89 АПК РФ), оно может рассматриваться не более, чем мнение в пользу одного из лиц, участвующих в процессе»;
  • Довод ответчика о значении термина «Инструкция» не принимается во внимание, так как авторы могут давать любое название своему произведению, «в том числе придавать значения терминам отличные от общепринятых»;
  • «на экземпляре Инструкции, представленной истцом в материалы дела и изданной в 2007 году, стоят знаки охраны авторского права».

Таким образом, факт создания спорной Инструкции творческим трудом авторов, факт принадлежности истцу исключительных прав на Инструкцию подтвержден, а значит подтвержден и факт нарушения авторских прав.

Суд учел решение СИП об определении размера компенсации. Согласно представленным документам, ответчик реализовал 2831 экземпляров Инструкций. То есть размер компенсации составил 511 380 руб. Суд удовлетворил иск Общества.

Апелляция не стала менять решение.

Ответчик направил кассационную жалобу в СИП. Но СИП отказал в удовлетворении жалобы. Суд пришел к выводу, что «на основании исследования совокупности имеющихся в деле доказательств, суды пришли к обоснованному выводу о том, что спорная Инструкция, вопреки доводам ответчика, является объектом авторского права, и подлежит защите в соответствии с нормами гражданского законодательства».

Источник: карточка дела № А40-137145/2017.

Контактная информация

117292, Москва,
ул. Кржижановского, 6 (центральный офис)

+7 (495) 956-82-83

+7 (495) 787-92-92

contact@consultant.ru

Отличия авторских прав от смежных

Польза

Отличия авторских прав от смежных

Защита авторства и прав на использование творческого продукта часто становится поводом для судебных разбирательств. Отличие смежных прав от авторских чётко разграничивает их объекты и возможности защиты.

Авторское право

Под ним понимаются права авторов на создание и использование творческих продуктов. К ним относят:

  • любые литературные произведения;
  • результаты научных изысканий, разработок и исследований;
  • музыкальные и музыкально-текстовые композиции;
  • театральные и хореографические постановки;
  • живописные произведения, графические изображения, фотоснимки;
  • дизайнерские проекты;
  • электронные базы данных, программное обеспечение;
  • иные результаты творческого процесса.

Авторы обладают эксклюзивными полномочиями на перечисленные результаты творческого труда. Они самостоятельно определяют, кто, как и когда может их использовать.

Для тех, кто с Эвотором

Сервис «Книга учёта доходов и расходов» соберёт данные с ваших терминалов и сам заполнит КУДиР. А ещё восстановит вашу КУДиР за 2021 год, если вы пользовались смарт-терминалом.

Имущественные авторские права

К имущественному относят право непосредственного владения произведением (продуктом), а также его использования автором, в том числе для заработка. Он сам распоряжается результатом своего труда: пользоваться им или нет, продать или предоставить кому-то для дальнейшего использования — это решать только автору. У него придётся не просто запрашивать разрешение на воспроизведение его ролика, фильма, трека, печать статьи или книги, но и оплачивать стоимость такого разрешения.

Автор вправе озвучить возмездные и безвозмездные условия для использования его произведения. Он может продать свой продукт, отказавшись от дальнейших притязаний на него, или разрешить им пользоваться на платной основе с полным сохранением авторства. То есть авторское имущественное право вполне осязаемо и имеет материальное выражение — конкретный продукт, произведённый автором. Оно определяет его основную позицию на обладание и распоряжение результатом своего труда.

К примеру, начинающий дизайнер придумал, сшил и носит костюм оригинального кроя. Если он зарегистрировал право на эту модель, без его согласия отшивать и продавать её больше никто не вправе — он сможет требовать компенсацию за нарушение авторского права. А если он не регистрировал оригинальную идею, то её тиражирование и широкое распространение запретить никто не сможет. Более предприимчивые коллеги получат выгоду от массового пошива и продажи костюмов, а автору останется просто наблюдать за их успехом со стороны.

Неимущественные авторские права

К этой группе относится моральное право на указание имени автора на произведении при его публикации и тиражировании. Это так называемое право на имя. Оно бесспорно в любом случае. Даже если автор продал своё произведение и утратил возможность получать доход с его демонстрации или публикации, то требование об указании имени на нём у него никто отнять не может.

Например, нельзя опубликовать «Даму с собачкой» под своим именем и с другим названием. Нельзя опубликовать то же самое произведение с указанием оригинального названия и имени автора, но с изменениями в тексте, на которые тот не давал разрешения. Запрещается искажать текст или присваивать имя автора чужим высказываниям.

Грань между имущественным и неимущественным авторским правообладанием тонка. Её даже чётко не определяют положения главы 70 ГК РФ. По вопросам защиты имущественных (вещных) и неимущественных (моральных) прав необходимо обращаться к профессиональным юристам.

Смежное право

Им обладают исполнители музыкальных произведений, звукозаписывающие студии, издатели, теле- и радиокомпании, осуществляющие трансляции фильмов, спектаклей и прочих авторских материалов. Они вносят свой творческий вклад в продвижение и популяризацию авторского произведения. Это даёт им полное право получать за это не только своё законное вознаграждение, но и претендовать на эксклюзивность исполнения.

Например, чтобы исполнять песни из репертуара Аллы Пугачёвой, другому исполнителю придётся заручиться не только разрешением непосредственного автора песен, но и самой Примадонны, поскольку она является обладателем смежных прав на них.

По отношению к авторскому смежное право вторично, поскольку реализуется в рамках эксплуатации авторского произведения.

К примеру, композитор создал мелодию и обладает авторским правом на неё. Владелец звукозаписывающей студии предложил записать её для последующей трансляции на радио и телевидении. Он должен получить разрешение автора. После записи произведение обретает форму, позволяющую демонстрировать его широкой общественности. То есть звукозаписывающая студия внесла свой вклад в популяризацию мелодии. В результате вознаграждение за её трансляцию на ТВ и радио могут получать и автор, и студия. Первый — на основании авторского права, вторая — на основании смежного. Но автор может полностью продать права на свою мелодию студии без возможности дальнейшего получения вознаграждения за последующие трансляции — его получателем будет студия, купившая эксклюзивные права. Ещё вариант — студия просто оказала услугу автору без приобретения смежных прав. Всё зависит от того, о каких условиях они договорились. Но без разрешения автора использование результатов его труда противозаконно, поэтому студии, желающей заработать на мелодии, в любом случае придётся договариваться с автором.

Для тех, кто с Эвотором

Покупайте приложения для Эвотора со скидкой 50%. Вас ждут сервисы для товарного учёта, маркировки, ЕГАИС, управления кафе, интеграции с 1С — и много чего ещё.

Узнать об акции

Законодательство на страже авторского и смежного прав

Положения ГК РФ предусматривают охрану авторских и смежных прав. Они регламентируются главами 70 и 71 соответственно. Под действие вышеупомянутых норм в одинаковой степени подпадают как физические, так и юридические лица.

Судебная защита авторского и смежного правообладаний возможна только при их официальной регистрации или бесспорном подтверждении авторства.

Регистрация авторских и смежных прав

Регистрацией авторских прав занимается Роспатент (ФСИС). К заявлению, оформленному на бланке этой организации, необходимо приложить следующие данные:

  • Копия произведения. Музыкальный трек с нотной схемой или в виде аудиозаписи, текстовый материал в рукописной, печатной или электронной форме, живописное полотно в виде фото 9х12 сантиметров.
  • Доказательства, подтверждающие сам факт и дату публичной презентации.
  • Документ об оплате госпошлины за регистрацию.
  • Условия использования программного продукта.
  • Точное местонахождение и характеристики скульптурного произведения или архитектурного объекта.

Рассмотрение заявления занимает месяц. При его удовлетворении заявитель получает свидетельство или патент. Первое выдаётся на компьютерные игры, программы и изобретения, для остальных форм интеллектуальной собственности предусмотрен патент.

Зафиксировать авторское право также можно через Российское авторское общество или нотариуса. Эти варианты предусмотрены для случаев, не подходящих для регистрации через Роспатент. Они позволяют зафиксировать дату появления произведения и принадлежность авторства.

Как понять, что права зафиксированы

После регистрации авторского и/или смежного права его обладатель может помечать свои произведения соответствующими знаками. 

  • Авторское право — ©

Пример использования: © Казаков И. И., 2009.

В обозначении использован знак © (copyright), имя или название правообладателя и год первой публикации.

  • Смежное право — ℗.

Пример использования: М-Рекордс, 2012

Расшифровка аналогична ©, только вместо даты первой публикации указывается год первой записанной фонограммы или исполнения авторского произведения.

Уточнить сведения о регистрации прав на объект интеллектуального труда можно и в Роспатенте.

Срок действия прав

Бернская конвенция защищает права поэтов, писателей, публицистов, художников в течение всей их жизни плюс 50 лет после смерти.

ГК РФ пошёл дальше — срок постжизненной защиты для авторов, зарегистрировавших свои права в РФ, составляет 70 лет.

Срок действия смежного права напрямую зависит от типа продукта, характер творческого процесса закреплен в главе 71 ГК РФ.

  • Исполнение музыкальных произведений — не менее 50 лет с момента публичного исполнения, записи или трансляции.
  • Изготовление фонограммы — в течение всей жизни изготовителя плюс 50 лет после его смерти.
  • На телерадиопередачи — 50 лет. 
  • Изготовление баз данных — 15 лет с момента создания, срок начинается заново с каждым обновлением БД.
  • Издание произведений — 25 лет с момента публикации.

По истечении вышеуказанных сроков смежные права прекращают своё действие. По окончании срока авторского права его объект становится общественным достоянием.

Получайте раз в неделю подборку лучших статей Жизы

Рассказываем истории из жизни бизнесменов, следим за льготами для бизнеса и
даём знать, если что-то срочно пора сделать.

Авторское право

Статья по теме: «Дядя Ваня» и «Икея». Можно ли зарегистрировать товарные знаки известных брендов на себя

Статья по теме: Как самому проверить товарный знак перед регистрацией

Как самому проверить товарный знак перед регистрацией

Законы · 21 May

Перед регистрацией товарного знака нужно убедиться, что он достаточно уникальный — иначе его могут не зарегистрировать, и предприниматель зря потратит время и деньги. В статье рассказываем о сервисах проверки знаков, которым можно доверять — платных и бесплатных.

Статья по теме: Что нужно знать о товарных знаках, если хотите продавать на маркетплейсах

Статья по теме: Авторское право: как безопасно использовать фото из интернета

Статья по теме: Как продавать товары с мультяшками и не попасть в суд

Статья по теме: Товары с мультяшками: что делать, если пришла претензия

Товары с мультяшками: что делать, если пришла претензия

Законы · 21 May

За 2018 год восемь тысяч продавцов товаров с мультяшками попались на контрафакте. Многие из них были не готовы к разбирательствам — они не знали, что нарушают закон. Рассказываем, что делать, если за мультяшек требуют компенсацию.

Статья по теме: Как поставить музыку для клиентов и не попасть на штраф

Статья по теме: Какому бизнесу нужен товарный знак

Какому бизнесу нужен товарный знак

Законы · 21 May

Если вы открыли кафе или производство одежды, у вас есть вывеска с красивым названием или свой стиль, вам может понадобиться защита от плагиата. Мы разобрались, кому стоит регистрировать товарный знак, а кому — нет.

Статья по теме: Инструкция: как зарегистрировать товарный знак

Инструкция: как зарегистрировать товарный знак

Законы · 21 May

Допустим, вы шьёте детскую одежду, вложились в рекламу и раскрутились. И тут узнаёте, что кто-то производит вещи под вашим логотипом. Чтобы конкуренты не нажились на вашем имени, зарегистрируйте свой логотип как товарный знак. Рассказываем по пунктам, как это сделать.

Статья по теме: Как не потерять товарный знак

Как не потерять товарный знак

Законы · 21 May

Если вы не печатаете товарный знак на этикетках, не размещаете на вывесках и в документах вашей фирмы три года, то его могут у вас купить или попросить отказаться от прав. Если же вы им пользовались, тогда придётся это доказать. Рассказываем, как не потерять товарный знак.

20 ключевых пунктов об авторском праве из обзора ВС РФ

Иллюстрация: Ирина Григорьева / Клерк.ру

Пленум ВС обсудил проект постановления о применения судами положений части IV ГК РФ. Необходимость в разъяснениях вызвана большими изменениями в обществе и экономике за последнее десятилетие.

Постановление состоит из 185 пунктов и 13 разделов. Структура документа совпадает с разделами Гражданского кодекса РФ. Остановимся на важных моментах.

1. Об использовании изображения гражданина

Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина не относится к интеллектуальным правам. Но произведения, содержащие изображения гражданина, охраняются по правилам объектов авторского права.

Например, фото- и видеосъемка судебных заседаний производится в соответствии с процессуальным законодательством. Согласие на использование такой записи от участников судебного заседания не требуется.

2. О привлечении лица к ответственности за нарушение интеллектуальных прав

Применение к лицу, нарушившему интеллектуальные права, мер уголовной или административной ответственности не исключает возможности применения гражданско-правовых мер защиты.

Отказ в привлечении лица к административной или уголовной ответственности не означает невозможность применения гражданско-правовых мер защиты.

3. О допустимых доказательствах нарушения интеллектуальных прав

При рассмотрении дел о защите нарушенных интеллектуальных прав суд вправе принять любые виды доказательств, предусмотренных процессуальным законодательством, в том числе, полученные с помощью сети Интернет.

Допустимыми доказательствами являются заверенные распечатки скриншотов с указанием адреса страницы и времени распечатки.

Доказать факт неправомерного распространения контрафактных материальных носителей можно не только с помощью товарного или кассового чека, или свидетельских показаний (статья 493 ГК РФ), но и на основании, например, аудио- или видеозаписи.

Аудио- и видеозаписи будут являться допустимым доказательством даже, если они получены без согласия лица, в отношении которого они сделаны, так как информация о распространении гражданином контрафактной продукции не является его личной или семейной тайной.

Необходимые доказательства могут быть обеспечены нотариусом, если есть опасения, что в дальнейшем они станут недоступны. Например, нотариус может удостоверить содержание страницы сайта в интернете.

4. О контрафакте

Если на товарах размещен торговый знак с разрешения правообладателя или самим правообладателем, но они ввезены в РФ без его согласия, то эти товары «могут быть изъяты из оборота и уничтожены в порядке применения последствий нарушения исключительного права на товарный знак лишь в случае их ненадлежащего качества и (или) для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей».

Только суд может признать материальный носитель контрафактным

При необходимости суд назначает экспертизу. Вместе с тем, перед экспертом не может быть поставлен вопрос об оценке товарного знака, исключительное право на который принадлежит правообладателю, и обозначения, выраженного на материальном носителе, на предмет их сходства до степени смешения. Этот вопрос решает суд с точки зрения обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

5. Об ответственности информационного посредника

Является ли конкретное лицо информационным посредником устанавливает суд с учетом характера деятельности этого лица. Ответственность информационных посредников наступает при наличии вины.

Владелец сайта должен доказать, что на материалы на его ресурс разместили третьи лица, а не он сам, то есть то, что он является информационным посредником.

При отсутствии таких доказательств презюмируется, что владелец сайта является лицом, непосредственно использующим соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

Существенная переработка материала и (или) получение указанных доходов владельцем сайта может свидетельствовать о том, что он является не информационным посредником, а лицом, непосредственно использующим соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

Если владелец сайта вносит коррективы в неправомерно размещенный третьими лицами материал, то вопрос об отнесении его к информационным посредникам решается в зависимости от степени активности в формировании размещаемых материалов и от того, получал ли он от этого доходы.

6. Авторское право

Пункт 1 статьи 1259 ГК РФ не содержит исчерпывающий перечень объектов авторского права.

К авторскому праву можно отнести результат интеллектуальной деятельности в том случае, если он создан творческим трудом. Вместе с тем, «само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права».

Не охраняются авторским правом (п. 5 ст. 1259 ГК РФ): «идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования. Например, авторским правом не охраняются шахматная партия, методики обучения».

Творческий характер произведения не зависит от того, создавал ли автор его собственноручно или с помощью технических средств. При этом, если произведения созданы с использованием технических средств, но не имеют творческого характера, то они не являются объектами авторских прав. Например, фото- и видеосъемка камер наблюдения, сделанная в автоматическом режиме.

Охране подлежат также и неоконченные произведения

Авторское право распространяется на любые части произведения при соблюдении следующих условий:

  • Они сохраняют свою узнаваемость как часть произведения даже при использовании их отдельно от произведения;
  • Они могут быть признаны результатом творческого труда автора сами по себе, отдельно от всего произведения.

К таким частям произведений могут быть отнесены, в частности, названия произведений, его персонажи, отрывки из текста, кадры из фильма и т.д.

7. О персонаже

Не любое действующее лицо произведения является персонажем.

<…> под персонажем следует понимать совокупность описаний и (или) изображений того или иного действующего лица в произведении в форме (формах), присущей (присущих) произведению: в письменной, устной форме, в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме и др.

Автор может обратиться за защитой прав именно на персонаж как часть произведения только в том случае, если докажет, что персонаж является самостоятельным результатом творческой деятельности. При этом учитывается, обладает ли персонаж индивидуализирующими его признаками: внешний вид, характер, отличительные черты (мимика, речь), и др., т.е. насколько он узнаваем вне пределов произведения.

В отношении персонажа не используется понятие «сходство до степени смешения». Наличие внешнего сходства персонажа и спорного образа — это лишь одно из обстоятельств, которое учитывается при решении вопроса о воспроизведении используемого произведения (его персонажа).

8. О соавторах

Соавторство возникает тогда, когда каждый из соавторов по взаимному соглашению (устному или письменному) внес в произведение свой творческий вклад.

Как суд должен установить наличие соавторов?

Для этого необходимо выяснить, принимало ли лицо, претендующее на соавторство, творческое участие в создании произведения.

При рассмотрении споров о соавторстве на неразрывное целое произведение, суд должен установить, существовало ли соавторство на момент опубликования произведения. Подтверждением может быть волеизъявление соавторов, выраженное в передаче прав, публичных заявлениях и т.д.

Не является соавторством:

  • оказание автору (соавтору) технической поддержки или другой помощи, которая не носит творческий характер;
  • руководство деятельностью автора, если оно не носило творческий характер.

9. Опубликование произведения под псевдонимом

Если произведение опубликовано анонимно или под псевдонимом, то представителем автора считается издатель. Это положение действует до тех пор, пока автор не раскроет свое имя.

Поэтому, при подаче заявления в суд от издателя, суд не имеет право оставить его без движения «по мотиву отсутствия в заявлении указания на настоящее имя автора и непредставления доверенности от автора».

В качестве доказательства достаточно представить произведение, на котором указано имя издателя.

10. О публичном исполнении произведения

Использование произведения — это его публичное исполнение в живом исполнении или с помощью техническим средств в месте, открытом для свободного посещения, или для широкого круга лиц, не являющихся членами семьи.

«Публичное исполнение произведения требует получения согласия правообладателя или организации по управлению правами на коллективной основе независимо от того, осуществляется ли такое исполнение за плату или бесплатно (пункт 2 статьи 1270 ГК РФ), а также от того, является представление произведения <…> основным видом деятельности или же представляет собой звуковое сопровождение иной деятельности (например, в кафе, ресторанах, торговых центрах, на территории спортивных объектов и т.п.)».

11. О переработке произведения

При рассмотрении споров о нарушении исключительного права на произведение путём использования его переработки, необходимо доказать, что одно произведение создано на основе другого.

Суд может назначить экспертизу, чтобы установить, является ли спорное произведение переработкой ранее созданного произведения или самостоятельным трудом автора.

Создание похожего, но творчески самостоятельного произведения, не является нарушением исключительного права.

12. О свободном цитировании произведения

При применении положений пункта 1 статьи 1274 ГК РФ, необходимо помнить:

  • Допускается свободное цитирование любого произведения, в том числе фотографического, «если это произведение было правомерно обнародовано и если цитирование осуществлено в целях и в объеме, указанных в данной норме»;
  • Под периодическим печатным изданием (подпункт 3 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ) понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. К этому же относится и воспроизведение статей в сетевом издании или в иной, указанной в абз.3 ст. 2 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», форме периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием), не являющейся периодическим печатным изданием.

По общему правилу, свободно цитировать можно статьи по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам, если иное прямо не указано автором или правообладателем. Относится ли конкретная статья к данной категории статей, суд может установить без использования специальных знаний, т.е. без экспертизы.

Что касается свободного использования произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения (ст. 1276 ГК РФ), то нужно учесть:

«„Интернет“ и другие информационно-телекоммуникационные сети не относятся к местам, открытым для свободного посещения».

13. Об оспаривании авторства

Автором произведения считается лицо, указанное на оригинале или экземпляре произведения либо иным образом (п.1 ст. 1300 ГК РФ), или в Реестре программ для ЭВМ, или в Реестре баз данных (пункт 6 статьи 1262 ГК РФ).

При оспаривании авторства представляются доказательств, исчерпывающего списка которых нет.

«Например, об авторстве конкретного лица на фотографию может свидетельствовать в числе прочего представление этим лицом необработанной фотографии».

14. Какие объекты не являются изобретениями

Перечень объектов, которые не относятся к изобретениям, определяет п. 5 статьи 1350 ГК РФ. В отношении таких объектов не проводится проверка на соответствие условиям патентоспособности.

Например, не относятся к изобретениям:

  • открытия;
  • научные теории и математические методы;
  • решения, касающиеся только внешнего вида изделий и направленные на удовлетворение эстетических потребностей;
  • правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности;
  • программы для ЭВМ;
  • решения, заключающиеся только в представлении информации.

Перечень является открытым: объекты, прямо не перечисленные в пункте 5 статьи 1350 ГК РФ, не являются изобретениями, если они не отвечают определению, данному в пункте 1 этой статьи.

15. О недействительности патента или окончании предоставления правовой охраны товарного знака

Решение Роспатента о недействительности патента, об окончании правовой охраны товарного знака или предоставления наименованию места происхождения товара вступает в силу со дня его принятия.

С этого момента «не могут быть признаны нарушением прав лица, которому были выданы патент, свидетельство на товарный знак или свидетельство об исключительном праве на наименование места происхождения товара, действия иных лиц по использованию изобретения, полезной модели или промышленного образца, патент на которые признан впоследствии недействительным, по использованию товарного знака, наименования места происхождения товара, предоставление правовой охраны которому впоследствии признано недействительным».

С момента признания патента недействительным заключенные лицензионные договоры прекращают свое действие.

16. Об ответственности за разглашение «ноу-хау»

За нарушение исключительного права на секрет производства (разглашение любых сведений, касающихся секрета производства; другие нарушения права) может быть привлечено к ответственности любое лицо (статья 1472 ГК РФ).

Например, публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование), если его орган, должностное лицо, получившие доступ к соответствующей информации, такую информацию разгласили (статья 14 Федерального закона от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», статья 17 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

17. О фирменном наименовании

Право на фирменное наименование возникает только у юрлица, являющегося коммерческой организацией. Наименование некоммерческих организаций не являются средством индивидуализации.

«Вместе с тем право на наименование некоммерческой организации может быть защищено от действий третьих лиц, являющихся актом недобросовестной конкуренции или злоупотреблением правом, на основании положений статьи 10 ГК РФ, Федерального закона „О защите конкуренции“, статьи 10.bis Парижской конвенции.

Кроме того, наименованию некоммерческой организации может быть предоставлена правовая охрана как коммерческому обозначению в случаях, предусмотренных параграфом 4 главы 76 ГК РФ».

Словами, производными от официального наименования «Российская Федерация» и «Россия» являются, в том числе, «российский», а не «русский».

При рассмотрении споров о прекращении использования фирменного наименования, тождественного или сходного до степени смешения наименованию правообладателя, суды должны установить схожесть наименований и факт, что компании занимаются аналогичными видами деятельности.

Различие организационно-правовой формы, как части фирменного наименования истца и ответчика, само по себе не свидетельствует об отсутствии нарушения права на фирменное наименование.

18. О праве на защиту товарного знака

Суд может отказать в защите права на товарный знак, если выяснит, что действия по приобретению товарного знака и исключительного права на товарный знак, а также по применению конкретных мер по защите товарного знака можно квалифицировать как злоупотребление. Например, неиспользование товарного знака само по себе не свидетельствует о злоупотреблении правом.

Исключительное право правообладателя охватывает в числе прочих распространение (в том числе предложение к продаже), а также ввоз на территорию Российской Федерации, хранение или перевозку с целью введения в гражданский оборот на территории Российской Федерации товара, в котором (а равно на этикетках, упаковке, документации которого) выражен товарный знак.

19. О доменном имени

По общему правилу, нарушением исключительного права на товарный знак является фактическое использование доменного имени, тождественного или сходного до степени смешения с товарным знаком, в отношении товаров, однородных с теми, для которых предоставлена правовая охрана этому товарному знаку.

Нарушением исключительного права на общеизвестный товарный знак может являться не только использование доменного имени, но и сам по себе факт регистрации доменного имени, тождественного этому общеизвестному товарному знаку или сходного с ним до степени смешения.

20. О сходстве товарных знаков

Чтобы установить факт нарушения «достаточно опасности, а не реального смешения товарного знака и спорного обозначения обычными потребителями соответствующих товаров».

Смешение возможно, если, несмотря на отдельные различия, потребитель в целом воспринимает спорное обозначение в качестве определенного товарного знака.

Как определяют вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения?

  • по степени сходства обозначений;
  • степени однородности товаров.

При этом смешение возможно:

  • при низкой степени сходства, но идентичности (или близости) товаров;
  • при низкой степени однородности товаров, но тождестве (или высокой степени сходства) товарного знака и спорного обозначения.

Специальных знаний для установления степени сходства обозначений и однородности товаров не требуется

Кроме этого, суд оценивает и другие обстоятельства:

  • «используется ли товарный знак правообладателем в отношении конкретных товаров;
  • длительность и объем использования товарного знака правообладателем;
  • степень известности, узнаваемости товарного знака;
  • степень внимательности потребителей (зависящая в том числе от категории товаров и их цены);
  • наличие у правообладателя серии товарных знаков, объединенных общим со спорным обозначением элементом».

Для определения вероятности смешения используются, в том числе, и опросы обычных потребителей соответствующего товара.

Налоговый учет и оптимизация в торговых компаниях и маркетплейсах. Про схемы

Схемы дробления в торговле, которые легко раскрывает налоговая? Франшиза: когда можно оформить договор концессии, а когда переквалифицируют в дробление? Нюансы экспорта и 0% ставки НДС? Договор аренды: как провести налоговый анализ договора и исключить риски? Когда займы и агентские договоры переквалифицируют в куплю-продажу? Ответы смотрите в новом видео.

Свежие облигации: Делимобиль на размещении. Про тачки

Прошло 8 месяцев с момента размещения первого выпуска облигация Делимобиля, ну или, как называют его прошаренные инвесторы, собираясь в клубе анонимных лудоманов, Каршеринг Руссия. Выпуск был прошлым летом одним из моих любимых наравне с ВУШ. Настало время второго выпуска «Делика».

Свежие облигации: Делимобиль на размещении. Про тачки

Авторское право

Что такое авторское право

Авторское право — это право интеллектуальной собственности, представляет собой закрепленные законом совокупность имущественных и неимущественных прав принадлежащих человеку в рамках того, что он создал.

  • Регламентирующие и защищающие отношения по созданию и использованию различных произведений культуры, науки и искусства.
  • Каждый, кто вложил время, средства и умственный труд в создание какого-либо произведения, хотел бы защитить своё творение. Направлено на защиту авторских и смежных прав, а также на защиту авторских прав в интернете.

В понятии «авторское право» различают три определения: автор, субъект и объект права. Автор — это всегда физическое лицо, которое создало произведение.

К субъектам авторского права относятся:

  • различные предприятия, приобретающие исключительное право на использование произведения;
  • работодатели (если произведение создано служащим, работающим по найму, то право на него возникает у нанимателя);
  • заказчики, в случае создания произведения по договору заказа;
  • наследники автора или иного обладателя авторского права.

Написать когда-нибудь интересную и незабываемую книгу мечтают многие. И более того, в мечтах изданный роман все они видят именно бестселлером, переведенным на множество языков мира и раскупаемым многомиллионными тиражами.

Но при этом, витая в мечтах, лишь считанные единицы задумываются о вещах более земных, таких, к примеру, как сотрудничество с издательством и возможности переиздания книги в будущем. Однако защита авторских и смежных прав, при этом далеко не самый последний вопрос, над которым будущему писателю стоит задуматься.

Защита необходима не только в книгоиздательском бизнесе. Эта отрасль права превосходно работает в рекламе и кинематографе, защищая креативные идеи и изображения от воспроизведения в тех или иных вариантах. Ваши права могут быть защищены, программы, базы данных и новые разработки, аудио и видео произведения и даже фотографии. Несмотря на то, что большая часть вышеназванных объектов создается при содействии многих людей, авторами могут считаться не все.

К примеру, в соответствии с данным Законом, автором аудиовизуального произведения может быть режиссер-постановщик, композитор и сценарист.

Закон об данном праве и смежных прав в РФ

Правовой порядок определен в части 4 главы 70 Гражданского кодекса (ГК) РФ вступившей в силу 1 января 2008 года, ранее данные нормы регламентировались ФЗ №5351-1 «Об авторских и смежных правах» от 09.07.1993 года. Кроме того, нормы данного права содержатся в некоторых указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ.

Также 20 июля 2004 г. в Закон об авторском праве и смежных правах внесены изменения, которые вступили в силу с 28 июля 2004 г. и затрагивают проблемы прав в Интернете. Эти изменения связаны с требованиями Соглашения по Торговым Аспектам Прав Интеллектуальной Собственности (ТРИПС) и с присоединением России к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (13 марта 1995 года).

В действующем законе появились также две новые статьи, расширяющие возможность защиты прав в Интернете. В ст. 48.1 «Технические средства защиты авторского права и смежных прав» установлен запрет на снятие ограничений использования произведений … установленных путем применения технических средств защиты авторского права, которые могут применяться правообладателями для охраны своих прав в цифровой среде.

Ст. 48.2 гласит: «Информацией об авторском праве и о смежных правах признается любая информация, которая идентифицирует произведение или объект смежных прав, автора, обладателя смежных прав или иного обладателя исключительных прав, либо информация об условиях использования произведения или объекта смежных прав, которая содержится на экземпляре произведения или объекта смежных прав, приложена к ним или появляется в связи с сообщением для всеобщего сведения либо доведением до всеобщего сведения таких произведения или объекта смежных прав, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация».

Статья №1255 ГК РФ определяет понятие права

  1. Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.
  2. Автору произведения принадлежат следующие права:
    1. исключительное право на произведение;
    2. право авторства;
    3. право на имя;
    4. право на неприкосновенность произведения;
    5. право на обнародование произведения.

3. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, автору произведения наряду с правами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за служебное произведение, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Объекты прав

Объекты прав

Статья 1259 ГК РФ определяет Объекты авторских прав

1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

  • литературные произведения;
  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения;
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
    произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам;
  • другие произведения.

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

2. К объектам авторских прав относятся:

1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;
2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами статьи 1262 ГК РФ.

5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.

6. Не являются объектами авторских прав:

  1. официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
  2. государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;
  3. произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
  4. сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.

Субъекты авторских прав

Субъекты прав

Субъектами авторского права, т. е. владельцами субъективных авторских прав, в соответствии с российским законодательством могут выступать физические лица, юридические лица и публично-правовые образования.

Первоначальным субъектом авторского права является автор (соавторы) – физическое лицо, чьим творческим трудом создано произведение. Презумпция авторства гласит, что лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное (ст. 1257 Гражданского кодекса РФ). Когда произведение создается совместным творческим трудом двух или более лиц, возникает соавторство.

Сроки авторских прав

На основании ст. 1281 Гражданского кодекса РФ исключительное авторское право является бессрочным и действует на протяжение всей жизни автора и далее в течение 70 лет после его смерти, начиная с 1 января года, который следует за годом смерти.

Авторское право на результат интеллектуального труда, который создан в соавторстве, также является бессрочным и действует на протяжении всей жизни и далее в течение 70 лет после смерти последнего автора, начиная с 1 января года, который следует за годом его смерти.

В случаях опубликования произведения под псевдонимом, авторское право на него действует на протяжении 70 лет, начиная с 1 января года, который следует за годом его правомерного обнародования. В течение этого срока автор имеет право раскрыть свою личность, и тогда срок действия авторского права будет исчисляться по общему правилу.

Авторы произведений — участники ВОВ приобретают авторские права с увеличенным сроком действия на 4 года. В случаях, когда произведение было опубликовано впервые после смерти автора, его авторское право действует на протяжении 70 лет с момента его выпуска, начиная с 1 января года, который следует за годом обнародования.

Окончание срока действия авторского права, а также факт отсутствия защиты трудов интеллектуальной собственности на территории РФ означает, что произведение приобретает статус общественного достояния.

Исключительные авторские права

Понятие исключительных прав разъяснено в статье 1291 ГК РФ Отчуждение оригинала произведения и исключительное право на произведение

1. При отчуждении автором оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и тому подобного), в том числе при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное.

При отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное.

Правила настоящего пункта, относящиеся к автору произведения, распространяются также на наследников автора, их наследников и так далее в пределах срока действия исключительного права на произведение.

2. В случае, если исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения вправе демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.

Приобретатель оригинала произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, который изображен на этом произведении, вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения использовать это произведение в качестве иллюстрации при издании своих литературных произведений, а также воспроизводить, публично показывать и распространять без цели извлечения прибыли копии произведения, если иное не предусмотрено договором с автором или иным правообладателем.

Приобретатель фотографического произведения, который изображен на этом произведении, также вправе свободно использовать его в связи с изданием произведений, посвященных биографии приобретателя, если иное не предусмотрено договором с автором или иным обладателем прав на фотографическое произведение.

Знак авторского права

Знак «защита авторских прав» выглядит следующим образом — ©. Это латинская буква С (от слова «copyright», означающего «авторское право»), помещенная в середину круга. Наравне с этим обозначением используется знак (с) — буква С в круглых скобках. Это указание на авторское право используется рядом с именем юридического или физического лица, которому принадлежат права на авторство.

Также этим знаком может быть обозначен объект защиты, указывается диапазон дат или год его опубликования.

Знак «защита авторских прав» сам по себе не создает дополнительных прав. Он лишь свидетельствует о том, что права на тот или иной объект принадлежат указанному юридическому или физическому лицу.

Отсутствие этого знака не означает, что данное произведение не защищено, поскольку права возникают самостоятельно в силу факта создания того или иного произведения. Для того чтобы на него распространялась охрана авторских прав, регистрация или другие формальности не требуются.

Важно, на лицензирование не влияет наличие или отсутствие такого знака.

Авторское право в интернете

Информационные ресурсы (сайты, форумы) в сети Интернет состоят из различной информации представленной в электронном виде, это и текстовые, аудио, видеоматериалы, программы, фотографии картинки и прочее.

Интернет сеть позволяет копировать данную информацию, и передавать, а также размещать на сторонних ресурсах.

Доказать, что было началом, яйцо или курица весьма сложно, но возможно.

Статья 144.1 Гражданского кодекса РФ закрепляет порядок защиты авторских прав в сети интернет.

Суд по письменному заявлению организации или гражданина вправе принять предварительные обеспечительные меры, направленные на обеспечение защиты авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, заявителя в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», до предъявления иска.

Такое заявление также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и подписано квалифицированной электронной подписью в установленном федеральным законом порядке.

Заявление о предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», подается в Московский городской суд.

При подаче заявления о предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», заявитель представляет в суд документы, подтверждающие факт использования в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», объектов исключительных прав и права заявителя на данные объекты. Непредставление указанных документов в суд является основанием для вынесения определения об отказе в предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», в котором суд разъясняет право на повторную подачу указанного заявления с выполнением требований настоящей части, а также право на подачу иска в общем порядке. При подаче заявления о предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», в соответствии с настоящей статьей посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте Московского городского суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», документы, подтверждающие факт использования в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», объектов исключительных прав и права заявителя на указанные объекты, могут быть представлены в электронном виде.

Источники авторского права

Авторское право является

Авторское право распространяется на обнародованные и необнародованные произведения на территории РФ и за её пределами, находящиеся в какой-либо объективной форме на территории РФ и за её пределами, и признаётся за авторами независимо от их гражданства.

Источники авторского права

К источникам авторского права относятся:  

1) Законы:

  • Российские, а именно Конституция, Гражданский, Административный, Уголовный кодексы;
  • Международные.

2) Подзаконные акты:

  1. постановления Правительства РФ;
  2. положения, принятые Правительством РФ;
  3. нормативные акты министерств и ведомств.
  4. постановления Пленумов Верховного и Высшего арбит­ражного судов.

3) Локальные акты:

  1. акты местных органов государственной власти и органов местного самоуправления (организация выставок, вернисажей, реализация произведений искусства);
  2. уставы и положения издательств, редакций газет, журналов;

Авторское право организации

Организациям, выпускающим в свет самостоятельно или при посредстве какого-либо издательства научные сборники, энциклопедические словари, журналы или другие периодические издания, принадлежит авторское право на эти издания в целом.

Авторское право на кинофильм или телевизионный фильм принадлежит предприятию, осуществившему его съемку. Авторское право на любительский кинофильм или телевизионный фильм принадлежит его автору или соавторам. Автору сценария, композитору, режиссеру-постановщику, главному оператору, художнику-постановщику и авторам других произведений вошедших составной частью в кинофильм или в телевизионный фильм, принадлежит авторское право каждому на свое произведение. Авторское право на радио- и телевизионные передачи принадлежат передающим их радио- и телевизионным организациям, а на произведения, включенные в эти передачи, — их авторам.

Авторские права на музыку

Организации сферы обслуживания и торговли, от небольших кафе до торговых центров, проигрывают для клиентов музыку. Однако не все знают, что за звучание песен в кафе, салоне красоты или магазине нужно платить вознаграждение правообладателям, в противном случае это приводит к нарушению авторских прав. Чтобы включать записи или просто радиостанцию, необходимо заключить лицензионный договор.

Платить за музыку надо независимо от того, платный вход в заведение для слушателей или бесплатный.

Исключительное право на текст песни и музыку действует в течение всей жизни автора и еще на протяжении 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти. Право на исполнение и фонограмму охраняется в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет. Отсчет начинают с 1 января года, следующего за тем, в котором исполнили песню либо сделали ее запись. По истечении этих сроков произведение, фонограмма переходят в общественное достояние.

В Минкультуры РФ в сфере авторских прав на публичное исполнение музыки аккредитованы две организации: Российское авторское общество (РАО) и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Первая собирает вознаграждение в пользу исполнителей и изготовителей фонограмм, вторая – в пользу авторов.

Права на видео

В соответствии со статьей 1257 ГК РФ Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.

Чтоб бы зафиксировать авторство видео, выложите его в ютуб на своем канале. Вы таким образом защитите авторское право на это произведение.

Составителей сборников

Авторское право на сборники произведений, не являющихся предметом чьего-либо авторского права, как-то: законов, судебных решений, иных официальных документов, произведений народного творчества, авторы которых неизвестны, древних актов и памятников, а также иных произведений, не охраняемых авторским правом, принадлежит составителям сборников, если они подвергли включенный в сборник материал самостоятельной обработке или систематизации.

Такое же право принадлежит гражданам, самостоятельно обработавшим отдельные произведения указанного рода. Это право не препятствует другим гражданам выпускать в свет те же произведения, если они их самостоятельно систематизировали или обработали. Составитель сборника, обработавший или систематизировавший включенные в сборник произведения, являющиеся предметом чьего-либо авторского права, пользуется авторским правом на сборник при условии соблюдения прав авторов этих произведений.

Переводчика

Переводчику принадлежит авторское право на выполненный им перевод (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 марта 1974 года — Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1974, №10, ст.286).

Использования авторских прав и их управление

Использование произведения может осуществляться на основании лицензионного договора, согласно которому одна сторона — автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах. Лицензионный договор заключается в письменной форме. Договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании может быть заключен в устной форме. В возмездном лицензионном договоре должен быть указан размер вознаграждения за использование произведения или порядок исчисления такого вознаграждения.

Лицензионный договор может предусматривать (ст. 1236 ГК РФ):

  1. предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (простая (неисключительная) лицензия);
  2. предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (исключительная лицензия).

Если лицензионным договором не предусмотрено иное, лицензия предполагается простой (неисключительной).

Передача авторских прав

Согласно ст. 30 Закона РФ от 9 июля 1993 г. №5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», передача имущественных прав может осуществляться на основе авторского договора о передаче исключительных прав, на основе авторского договора о передаче неисключительных прав или на основании авторского договора заказа, причем правовое регулирование последнего осуществляется ст. 33 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».

Передача авторских прав оформляется договором.

Автор может передать свои права на время или уступить их. Различие между передачей прав и уступкой состоит в том, что в первом случае автор предоставляет права на время меньшее срока охраны авторского права. Во втором же случае автор предоставляет права на все время действия своих исключительных имущественных прав. С определенной долей условности можно передачу прав сравнить с арендой (арендованное имущество рано или поздно вернется к арендодателю), а уступку — с продажей (при продаже имущество выбывает из собственности продавца навсегда).

Коллективное управление

Коллективное управление авторскими правами и смежными правами предназначено для более эффективного осуществления и защиты интеллектуальных прав. Это достигается за счет наделения специально созданных организаций полномочиями выдавать лицензии, собирать вознаграждение и предъявлять иски в интересах авторов, которые в свою очередь могут сосредоточиться на творчестве.

В соответствии с п.1 ст. 1242 ГК РФ, организациями по коллективному управлению авторскими и смежными правами могут быть только основанные на членстве (корпоративные) некоммерческие юридические лица. Как правило, такие организации создаются в правовой форме общественной организации, хотя не исключен и вариант с ассоциациями (союзами), включая некоммерческие партнерства. При этом активно обсуждаются изменения в законодательство, которые позволят создавать организации в форме коммерческих юридических лиц.

Наиболее известные российские организации коллективного управления авторскими правами: Профессиональный союз деятелей культуры «Российское Авторское Общество» (РАО), Общество по коллективному управлению смежными правами «Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности» (ВОИС) и «Российский Союз Правообладателей» (РСП).

Нарушение авторских прав

Ответственность за нарушение авторских прав зависит от характера осуществляемых Вами действий. Ваши действия, нарушающие авторские права, могут влечь за собой несколько типов юридической ответственности.

  1. Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторских прав
  2. Административная ответственность за нарушение авторских прав
  3. Уголовная ответственность за нарушение авторских прав

Выделяют чаще всего следующие незаконные действия в их отношении:

  1. копирование (тиражирование книг, пластинок и др.);
  2. распространение произведения (прокат, продажу и др.);
  3. публичную демонстрацию;
  4. публичное исполнение произведения в концертных залах, театрах и т. д.;
  5. трансляцию его по радио, телевидению и т. д.;
  6. перевод произведения на другие языки; переработку произведения (плагиат).

Авторские права в ютуб

Самое частое нарушение на Youtube считается «Совпадение со сторонним содержанием» — это значит, что в вашем ролике использовалась нелицензионная музыка или часть видео уже выложенного ранее в Ютубе, без добросовестного использования, выразившегося в указании, что данная информация заимствована из такого-то источника. Это категорически запрещается.

Защита авторских прав

В последнее время, когда интернет технологии стали так активно развиваться, особое значение уделяется такой категории правоотношений, как защита авторских прав. Это связано с тем, что массовая доступность к информации и трудам интеллектуальной собственности стали порождать у некоторых пользователей желание использовать ранее опубликованные материалы в собственных корыстных целях.

Как правило, охрана авторских прав осуществляется в соответствии с законом «об авторских правах и интеллектуальной собственности», поэтому особым спросом стали пользоваться услуги специалистов этой новой для России области правоотношений.

Касаясь конкретики можно заметить, что авторское право и его объекты разделяются по нескольким категориям: неимущественные и имущественные, неисключительные и исключительные. Стоит также отметить, что исключительные права на какой-либо объект интеллектуальной собственности подразумевают принадлежность лишь к единоличному правопользованию. Когда осуществляется защита авторских и смежных прав, особое значение имеют договора о передаче права на использование, так как в некоторых из них может быть юридическая подоплека, приводящая к нарушению прав, но на законных основаниях.

Если нарушены права юридического лица с экономической выгодой, то защита в арбитраже осуществляется в соответствии с законодательством о правах и арбитражным кодексом. В последнее время услуги адвоката в арбитражном суде стали приобретать особенный спрос, так как люди стали больше обращать внимание на нарушение своих законных прав и стараться отстаивать интересы при помощи судебных инстанций.

Список источников и литературы

  1. Авторское право. Учебник С. А. Судариков.
  2. Границы и пределы осуществления авторских и смежных прав. А.С. Ворожевич.
  3. Гражданское право Российской Федерации. Авторское, патентное, наследственное право. Учебник Н. Н. Мисник.
  4. Авторское право и смежные права. Учебник Ивана Близнец и Константина Леонтьев.
  5. Договор в авторском праве с участием иностранных лиц. Р. Ш. Рахматулина.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Подпишитесь на соцсети

Публикуем обзор статьи, как только она выходит. Отдельно информируем о важных изменениях закона.

Поделиться с друзьями

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Бромгексин сироп для детей до года инструкция по применению
  • Дмц 01м руководство скачать
  • Траумель мазь инструкция по применению цена отзывы уколы
  • Должностные инструкции муниципальных служащих администрации района
  • Friamat prime eco инструкция по применению