Современный карьерный самосвал с электромеханической трансмиссией
БелАЗ-75581 – это самосвал грузоподъёмностью в девяносто тонн, для работы в больших карьерах. Он предназначается для перевозки горных масс и пород по технологическим дорогам в любых природных условиях – из глубоких карьеров, открытых разработок месторождений полезных ископаемых, при t воздуха от -50 до +50 °C.
В наше время карьерные самосвалы именно такого формата – 90-тонной грузоподъёмности – стали очень востребованными в мировой горнодобывающей промышленности. За рубежом такие представители грузовой карьерной техники выпускаются только с трансмиссией гидромеханического типа. А БелАЗ стал первым предприятием в мире, которое вывело на рынок карьерный самосвал 90-тонной грузоподъёмности с трансмиссией электромеханической.
По итогам 2014 г., самосвал БелАЗ-75581 признали победителем в конкурсе лучших товаров из Беларуси на российском рынке – среди продукции производственно-технического назначения.
Вывод на рынок карьерных самосвалов БелАЗ грузоподъёмностью в 90 тонн, особенно востребованных современными горняками, помогло понизить затраты на эксплуатацию и повысить производительность в транспортных перевозках.
Тяжёлые грузовики БелАЗ-75581 достойно себя зарекомендовали в сложных условиях Крайнего Севера – на горно-обогатительном комбинате компании «Алроса» (Нюрбинском, в Якутии). Также, хорошие отзывы получили машины данной модели от горняков по результатам их эксплуатации в разрезах Кемеровской области.
Данная модель была специально разработана для работы в регионах с экстремально холодным климатом. В частности, в стандартном базовом исполнении имеются предпусковой подогреватель двигателя, утеплитель капота и боковое капотирование для теплоизоляции двигателя; кабина имеет дополнительный отопитель и стеклопакеты.
Это оснащение создаёт комфортные условия труда для водителя тяжёлого самосвала, облегчает его эксплуатацию в любых суровых районах. Однако БелАЗы 7558-й серии были также поставлены и в совершенно иные климатические условия. Ряд машин отправились на открытые карьеры горнодобывающих предприятий Узбекистана, Казахстана; во Вьетнам, Южно-Африканскую Республику и в Монголию. И там они тоже проявили себя с самой наилучшей стороны.
Об истории модели БелАЗ-75581 и семейства БелАЗ-7558
Самосвалы данного класса начали разрабатывать в Жодино в 2010 году. В середине 2012 года изготовили первый опытный образец – он вышел с индексом БелАЗ-75580. Модификация, которая стала серийно изготавливаться под индексом БелАЗ-75581, была впервые собрана в конце 2012 года. В 2015-м белорусское предприятие выпустило БелАЗ-75583. А в 2017 году его производственная линейка самосвалов 90-тоннй грузоподъёмности (серия БелАЗ-7558) пополнилась моделью — БелАЗ-75585.
Таким образом, в 2021 году данная серия включает в себя три модификации: БелАЗ-75581, БелАЗ-75583 и БелАЗ-75585.
Каждый карьерный самосвал данной серии (БелАЗ-7558) – это двухосная технологическая машина на жёсткой литосварной раме, с самосвальным кузовом с задней разгрузкой. Колёсная формула такого БелАЗа – 4х2, передние колёса у него управляемые, а задние колёса ведущие.
Практическое предназначение и применение
Самосвалы БелАЗ-75581 предназначаются для выполнения перевозок любых сыпучих грузов – в первую очередь, вскрышной породы и полезных ископаемых на разнообразных открытых горных разработках. Они работают в больших карьерах, вне дорог общего пользования. Могут эксплуатироваться в сложных горнотехнических условиях, на карьерах всевозможной глубины и конфигурации.
Кроме того, грузовые автомобили данной модели можно привлекать на работы по строительству мощных промышленных или гидротехнических объектов; сооружению дорожно-магистральных комплексов и развязок; на технологических подразделениях предприятий перерабатывающей промышленности.
В зависимости от удельного веса регулярно перевозимых самосвалом грузов, максимально возможная эффективность его использования достижима при эксплуатации в связке с экскаваторами или погрузчиками с ковшами ёмкостью от 12,5 до 18-ти кубических метров.
4
Рама, подвеска и ходовая часть
БелАЗ-75581 построен на базе сварной рамы, сделанной из высокопрочной низколегированной стали. Продольные лонжероны имеют коробчатое сечение и переменную высоту, и соединяются между собою поперечинами. В местах наибольших нагрузок применены элементы литые, а не сварные.
Традиционная колёсная формула 4х2, сочетающаяся с направляющим аппаратом подвески, короткобазным устройством и электромеханической трансмиссией переменного электротока, делает ход более плавным, маневренность – более точной; улучшает тягово-динамические качества.
Угол поворота управляемых колёс равен 38 градусам. Радиус поворота составляет 11 метров, а габаритный диаметр поворота равен 24 м.
Подвеска зависимая для передних и задних колёс; цилиндры – пневмогидравлические (масло и азот), со встроенным гидравлическим амортизатором, по 2 шт. на переднюю ось и задний мост. Ход поршней цилиндров: переднего – 260 мм, заднего – 210 мм.
Выбранная для данной модели производителем схема подвески самосвала обеспечивает максимально возможную плавность хода, в сравнении с аналогами, в сочетании с минимальными динамическими нагрузками на водителя и на основные узлы грузовика.
Применение в цилиндрах подвески шаровых опор понижает трудоёмкость и себестоимость ТО / ремонта машины. Для ремонта потребуется лишь замена вкладышей, вместо шарнирных подшипников в сборе; не потребуется демонтажа пальца подшипника, трудоёмкость замены которого заметно возрастёт в случае выработки в процессе эксплуатации.
Применение традиционной схемы редукторов мотор-колёс ведущего моста, максимально унифицированных с редукторной схемой серийных БелАЗов 130-тонной грузоподъёмности, помогает добиваться исключительно высокой надёжности данной системы.
Пневматический привод с эффективным осушителем с адсорбером не допускает замерзания пневмоаппаратов при экстремально низких морозах на окружающем воздухе.
Двигатели грузовиков БелАЗ-75581 и других моделей серии БелАЗ-7558
На модели БелАЗ-75581 и БелАЗ-75585 устанавливают дизельные четырёхтактные дизельные двигатели фирмы Cummins, модель QST 30-C. У этих моторов V-образное расположение цилиндров, непосредственный впрыск дизтоплива, газотурбинный наддув и промежуточное охлаждение наддувочного воздуха.
- Количество цилиндров двигателя – 12;
- Рабочий объём цилиндров – 30 литров;
- Диаметр цилиндра – 140 мм;
- Ход поршня – 165 мм;
- Наибольший крутящий момент – 4630 Н*м, при 1300 об/мин;
- Удельный расход дизтоплива, при номинальной мощности – 199 г/кВт*ч;
- Мощность силового агрегата – 783 кВт (или 1065 л. с.), при частоте оборотов 1900 об/мин.
БелАЗы-75583 также оснащают дизелями Cummins KTA 38-C – такой же мощности, что и мотор QST 30-C.
Все данные двигатели снабжены электростартерным пуском, сухими трёхступенчатыми воздушными фильтрами с автоматическим удалением пыли. Для облегчения запуска дизеля в холодные времена года к нему прилагаются предпусковой подогреватель охлаждающей жидкости и фильтр грубой очистки, с функцией предварительного подогрева дизтоплива. Это в значительной степени повышает рабочий ресурс и долговечность мотора.
Дизельные двигатели имеют электронное управление впрыском и центральную отключаемую крыльчатку системы охлаждения. Они создают высокую удельную мощность, а соответственно и скорость самосвала на подъёмах, а также отличную топливную экономичность.
Система смазки у двигателей БелАЗов 7558-й серии – циркуляционная, под давлением, с «мокрым» поддоном. Система охлаждения – жидкостная, с принудительной циркуляцией, одноконтурного типа. Охлаждение масла производится посредством водомасляного теплообменника. Система предпускового подогрева – жидкостная. Система запуска – электростартерная. Напряжение в системе электрического оборудования составляет 24 Вольта.
Двигатели Cummins QST 30-C и Cummins KTA 38-C соответствуют требованиям по выбросу вредных веществ «стандарт Tier-2».
Выпуск отработавших выхлопных газов производится через теплоизолированные трубопроводы и металлические рукава оригинальной конструкции в газоприёмник – в целях обогрева грузовой платформы.
Серьёзная удельная мощность дизельных силовых установок, а также применение на грузовиках электрического привода переменного тока четвёртого поколения дают данным самосвалам возможность свободно развивать скорость до шестидесяти километров в час.
Устройство трансмиссии самосвалов серии БелАЗ-7558
В данное время в качестве трансмиссии на грузовиках данного семейства устанавливают электрические приводы переменного электротока от отечественных производителей: КТЭ-90, продукция компании «Силовые машины» (филиал «Электросила») – на модели БелАЗ-75581 и БелАЗ-75583; трансмиссию КТЭО, для модели БелАЗ-75585, выпускает электротехнический концерн «Русэлпром».
Состоит электропривод переменного тока состоит из:
- 2-х тяговых двигателя ТАД-9,
- тяговый генератор ГСТ 700-8 (1 900 мин-1, в трёхфазном исполнении),
- шкаф преобразователя частоты (или просто – «преобразователь») с комплектом монтажных частей (внешние кабели + контроллер кабины);
- комплект кабинного оборудования (приборы для управления, контроля и визуализации, которые находятся в кабине водителя);
- тормозная установка УВТР 2х600, с размером сопротивления 1,4 Ом;
- система вентиляции электрического привода.
Об основных параметрах электрического привода КТЭ-90:
- мощность генератора – до 730 кВт;
- напряжение на выходе выпрямителей (на шине постоянного тока) – до 950 Вольт в тяговом режиме и 900 Вольт в тормозном режиме;
- мощность тормозной резисторной установки – 2х600 кВт;
- номинальная мощность на вале асинхронного двигателя – до 322 кВт;
- Передаточные число редуктора мотор-колеса – 30,36;
- максимальная скорость вращения асинхронного двигателя – 4 140 об/мин (при скорости грузовика 60 км/час).
Использование частотно-регулируемого асинхронного электрического привода в сравнении с гидромеханической трансмиссией даёт возможность:
- повысить тяговые и тормозные характеристики грузовика;
- улучшить эффективность и КПД в работе за счёт более серьёзной производительности;
- увеличить скоростной диапазон за счёт эффективности динамического торможения при высоких и низких скоростях;
- в целом прибавить в надёжности работы данного тяжёлого самосвала.
Кроме того, снижаются эксплуатационные затраты на техобслуживание, ремонт и расходные материалы – за счёт отсутствия коробки переключения передач с гидротрансформатором и насосом, дифференциала с карданной передачей, многодискового рабочего тормоза с его системой охлаждения, использования эффективной микропроцессорной системы управления и диагностики.
Соотношение характеристик мощности и скорости позволяет приблизить параметры грузовика к теоретически идеальным характеристикам бесступенчатой трансмиссии. Переключения передач – не требуется, сила электротока и напряжение, которые подводятся к тяговым электрическим двигателям, определяют крутящий момент и скорость передвижения тяжёлого самосвала, обеспечивают плавную перемену мощности при движении.
Всё это делает меньше эксплуатационные затраты, а производительность при перевозках – больше. Как уже отмечалось, в составе данной трансмиссии узлы, которые подвергаются износу, отсутствуют, что снижает стоимость эксплуатации машины.
Тормозная система
Отсутствует механический износ и в электро-динамической тормозной системе. Не требуется замены значительного количества масла и тормозных дисков; исключена из конструкции какая-либо сложная гидравлическая система охлаждения.
В конструкциях рабочих тормозов – передних, задних, стояночного тормоза использована лишь одна унифицированная тормозная накладка. Развитая площадь фрикционного материала тормозных накладок даёт возможность использования стояночной тормозной системы в аварийных ситуациях.
Тормозная система самосвала БелАЗ-75581 соответствует международным требованиям и нормам безопасности СТБ ISO 3450. В её составе – рабочая, стояночная, вспомогательная и запасная тормозные системы.
Рабочая система передних колёс – это сухие однодисковые тормоза с двумя механизмами на один диск и автоматическим регулированием зазора; колёс задних – это сухие однодисковые тормоза с одним механизмом на каждый диск и также автоматическим регулированием зазора для задних колёс.
Стояночная тормозная – это тормозные механизмы задних колёс, постоянно-замкнутого типа. Привод у них пружинный, управление – гидравлическое.
В составе вспомогательной тормозной системы: электродинамическое торможение тяговыми электродвигателями в генераторном режиме, с принудительным охлаждением тормозных резисторов.
В качестве запасной тормозной системы используются исправный контур рабочих тормозов совместно с тормозом штатным стояночным.
Тормозные резисторы: УВТР 2х600, с рассеиваемой мощностью в 1200 Ватт.
Гидравлика грузовика БелАЗ-75581
Гидравлическая система привода рулевого управления, тормозной системы и опрокидывающего механизма – соединённая, позволяющая упростить и унифицировать гидропривод.
Привод гидравлического насоса переменной производительности производится от выходного фланца тягового генератора, без привлечения дополнительного редуктора, что снижает потери в мощности и исключает из конструкции радиатор для охлаждения гидропривода; способствует достижению ресурса гидронасосов до ремонта, с учётом внедрённой дополнительной системы фильтрации масла – не меньше 25-30 тысяч моточасов.
Цилиндры подъёма самосвального кузова – телескопического типа, трёхступенчатые, с одной ступенью двойного действия.
Масляный насос – аксиально-поршневой, переменной производительности.
Время подъёма самосвального кузова: 21 секунда; время опускания кузова – 19 секунд. Максимальное давление в гидравлической системе составляет 18 МПа. Наибольшая производительность гидронасосов при 1900 об/мин. равняется 474 дм3 в минуту. Степень фильтрации составляет 10 мкм.
Техническое оснащение
В базовой стандартной комплектации все самосвалы серии БелАЗ-7558 оснащены: предпусковым подогревателем охлаждающей жидкости двигателя; кондиционерно-отопительным блоком; системой комбинированного пожаротушения с дистанционным включением; автоматической централизованной системой смазки; системой видеообзора; системой предупреждения близости высоковольтных линий; системами контроля загрузки и дизтоплива; телеметрической системой контроля за давлением воздуха в шинах.
По отдельному заказу потребителя, есть возможность скомплектовать самосвал разными п объёму и по строению грузовыми самосвальными платформами – для обеспечения максимально возможного использования грузоподъёмности самосвала, в зависимости от плотности постоянно перевозимых грузов. Грузовые платформы могут быть оснащены футерованными днищами, которые защищены от износа – если перевозить предстоит в основном горные породы с высокими абразивными свойствами.
В перспективе, на карьерных самосвалах семейства БелАЗ-7558 можно будет использовать двигатели других производителей (не только фирмы «Камминз»), в том числе и моторов, которые работают не на дизтопливе, а на альтернативных источниках энергии (к примеру, на метане).
Кабина БелАЗ-75581
Кабина в самосвале данной модели двухместная, двухдверная, с дополнительным креслом для пассажира. У водителя сиденье пневмоподрессоренное, снабжённое широким диапазоном регулировок.
Кабина автомобиля БелАЗ-75581 соответствует стандартам EN 474-1 и EN 474-6, которые устанавливают уровень внутреннего шума, вибраций, запылённости и концентраций вредных веществ и воздуха. Рабочее место водителя БелАЗ-75581 соответствует требованиям стандартов безопасности ROPS. Уровень звука в кабине не превышает 80 дБ(А).
Кузов самосвала БелАЗ-75581
Самосвальный кузов у данных грузовиков сварной, ковшового вида, с системой безопасности FOPS, с обширным козырьком, защищающим кабину. Оборудован обогревом отработавшими газами двигателя, снабжён устройством для механического стопорения в поднятом положении, дополнен камнеотбойниками и камневыталкивателями.
Вместимость различных вариантов кузовов БелАЗ-75581 составляет от 37,7 до 93 кубометров – в зависимости от размера кузова и способа загрузки (вровень с бортами или же с «шапкой» 2:1)
Прочие технические параметры автомобиля в цифрах
- Масса самосвала без груза – 74 тонны
- Полная масса с загрузкой – 164 тонны.
- Распределение массы автомобиля по осям, в процентах: на переднюю ось – 50,9% без груза и 33% – в загруженном состоянии; на заднюю ось – 49,1% в незагруженном состоянии и 67% – с гружёным кузовом.
- Вместимость заправочных ёмкостей: топливный бак – 1105 литров; система охлаждения двигателя – 260 литров (380 литров – в тропическом исполнении); система смазки двигателя – 140 литров; гидравлическая система – 510 литров; редукторы мотор-колёс – 80 литров (40 л х 2 шт.); цилиндры подвески: передние –31,4 л (15,7 л х 2), задние – 58 л (29 л x 2).
- Типоразмер шин (пневматических, безкамерных, с карьерным рисуноком протектора) – 27.00R49; 31/90-49
Руководства по эксплуатации, обслуживанию и ремонту БелАЗ
Иллюстрированный альбом по устройству, эксплуатации и техническому обслуживанию карьерного самосвала БелАЗ-75131.
- Автор: —
- Издательство: БелАЗ
- Год издания: —
- Страниц: 62
- Формат: JPG
- Размер: 162,7 Mb
Иллюстрированный альбом по устройству, эксплуатации и техническому обслуживанию карьерного самосвала БелАЗ-7555B.
- Автор: —
- Издательство: БелАЗ
- Год издания: —
- Страниц: 111
- Формат: JPG
- Размер: 69,7 Mb
Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию карьерных самосвалов БелАЗ-75131 и БелАЗ-75132.
- Автор: —
- Издательство: БелАЗ
- Год издания: 2004
- Страниц: —
- Формат: DOC
- Размер: 5,9 Mb
Руководство по ремонту карьерного самосвала БелАЗ-75131.
- Автор: —
- Издательство: БелАЗ
- Год издания: 2007
- Страниц: 208
- Формат: PDF
- Размер: 5,5 Mb
Руководство по ремонту карьерного самосвала БелАЗ-75306.
- Автор: —
- Издательство: БелАЗ
- Год издания: 2007
- Страниц: 196
- Формат: PDF
- Размер: 5,4 Mb
Руководство по ремонту карьерных самосвалов БелАЗ-7555В/7555Е и их модификаций.
- Автор: —
- Издательство: БелАЗ
- Год издания: 2008
- Страниц: 268
- Формат: PDF
- Размер: 7,5 Mb
Руководство по ремонту карьерных самосвалов БелАЗ-7540А/75404/7547/75471/75473/7548А/75481/75483 и их модификаций.
- Автор: —
- Издательство: БелАЗ
- Год издания: 2007
- Страниц: 332
- Формат: PDF
- Размер: 9,8 Mb
Руководство по эксплуатации карьерного самосвала БелАЗ-75306 и его модификаций.
- Автор: —
- Издательство: БелАЗ
- Год издания: —
- Страниц: 48
- Формат: PDF
- Размер: 707 Kb
Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию карьерного самосвала БелАЗ-7547 и его модификаций.
- Автор: —
- Издательство: БелАЗ
- Год издания: —
- Страниц: 276
- Формат: PDF
- Размер: 9,2 Mb
Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию автомобилей БелАЗ-7522/7523/7540/75232/7422.
- Автор: —
- Издательство: Полымя
- Год издания: 1989
- Страниц: 289
- Формат: PDF
- Размер: 17,7 Mb
Руководство по устройству, эксплуатации и техническому обслуживанию самосвалов БелАЗ-540/540А/548А и тягачей БелАЗ-531/531Г.
- Автор: —
- Издательство: Транспорт
- Год издания: 1973
- Страниц: 310
- Формат: PDF
- Размер: 108,6 Mb
Руководство по войсковому ремонту автомобиля ЛуАЗ-967М.
- Автор: —
- Издательство: Транспорт
- Год издания: 1971
- Страниц: 296
- Формат: PDF
- Размер: 13,9 Mb
Карьерные самосвалы грузоподъемностью 90 тонн — один из самых востребованных видов спецтехники в горнодобывающей промышленности. Так сложилось, что выпускаются эти машины мировыми производителями только с гидромеханической трансмиссией. Первым предприятием, которое представило 90-тонник с электромеханической трансмиссией, стала белорусская машиностроительная .
История разработки самосвалов этого класса началась в 2010 году. Спустя два года был изготовлен первый опытный образец с индексом 75580. Затем на предприятии была собрана модификация – БЕЛАЗ-75581, которая производится и в настоящее время. В 2015 и 2021 годах производственную линейку 90-тонников серии БЕЛАЗ-7558 пополнили еще две модели – БЕЛАЗ-75583 и БЕЛАЗ-75585.
Двигатели автомобилей оборудованы электростартерным пуском, сухими 3-ступенчатыми воздушными фильтрами с автоматическим удалением пыли. Для облегчения пуска силового агрегата зимой на самосвале установлены предпусковой подогреватель охлаждающей жидкости и фильтр грубой очистки с функцией подогрева топлива. Выпуск отработавших газов осуществляется через теплоизолированные трубопроводы и металлорукава оригинальной конструкции в газоприемник для обогрева грузовой платформы. Высокая удельная мощность двигателя и применение электропривода переменного тока четвертого поколения позволяют развивать скорость до 60 км/ч.
В качестве трансмиссии на самосвалах данной серии устанавливаются электроприводы переменного тока российских производителей КТЭ-90 производства ОАО «Силовые машины», КТЭО концерна «РУСЭЛПРОМ». Электропривод переменного тока состоит из таких элементов как: двух тяговых двигателей, тягового генератора, шкафа преобразователя частоты с комплектом монтажных частей (комплект внешних кабелей и контроллер кабины), комплекта оборудования кабины (приборы управления, контроля и визуализации расположенные в кабине водителя), тормозной установки УВТР 2х600 сопротивлением 1,4 Ом и системы вентиляции электропривода.
Схема подвески самосвала обеспечивает наилучшую плавность хода по сравнению с аналогами и, соответственно, минимальные динамические нагрузки на оператора, и узлы самосвала. Использование шаровых опор в цилиндрах снижает трудоемкость и себестоимость обслуживания. При ремонте требуется замена только вкладышей вместо шарнирных подшипников в сборе и не требуется демонтаж пальца подшипника. Колесная формула 4х2 в сочетании с направляющим аппаратом подвески, короткой базой и электромеханической трансмиссией переменного тока, обеспечивают высокую плавность хода, маневренность и хорошие тягово-динамические качества самосвала.
Гидросистемы привода рулевого управления, тормозов и опрокидывающего механизма объединены, что позволяет упростить и унифицировать гидропривод. Привод гидронасоса переменной производительности осуществляется от выходного фланца тягового генератора без применения дополнительного редуктора, что позволяет снизить потери мощности и исключить из конструкции радиатор для охлаждения гидропривода, а также достичь ресурса насосов до ремонта с учетом внедренной дополнительной системы фильтрации масла не менее 25-30 тыс. моточасов.
Трансмиссия
БелАЗ-7555В оснащён гидромеханической передачей с шестью автоматическими ступенями переднего хода и одной ступенью заднего хода. Она позволяет выбирать самый оптимальный тягово-скоростной режим движения самосвала, для облегчения управления транспортным средством и обеспечения необходимой безопасности движения.
Гидромеханическая трансмиссия БелАЗ-7555В состоит из следующих основных составных частей: гидротрансформатор; четырёхвальная коробка передач с фрикционными муфтами; микропроцессорная система (для защиты от перегрузок и управления механизмами); система аварийного управления. Привод управления переключением передач – электрогидравлический. Тормоз-замедлитель – гидродинамический, лопастного типа.
Комплексный четырёхколёсный гидротрансформатор с автоматической блокировкой способствует снижению динамических нагрузок в трансмиссии, обеспечивая стабильность и устойчивую работу двигателя при изменении этих нагрузок.
Система автоматического управления ГМП (САУ ГМП) улучшает эксплуатационные характеристики карьерного самосвала, увеличивает ресурс и надёжность, за счёт поддержания оптимальных рабочих режимов.
В стандартную комплектацию самосвалов серии БЕЛАЗ-7558 входят:
- предпусковой подогреватель жидкости;
- кондиционерный и отопительный блок;
- система комбинированного пожаротушения с дистанционным включением;
- автоматическая централизованная система смазки;
- система контроля загрузки и топлива;
- система контроля телеметрическая давления в шинах;
- система видео обзора;
- система предупреждения приближения к высоковольтным линиям.
По заказу потребителя возможна комплектация различными грузовыми платформами, обеспечивающими максимальное использование грузоподъемности самосвала в зависимости от плотности перевозимого груза. Также платформы могут поставляться с футерованными днищами, защищенными от износа при перевозке горных пород с высокими абразивными свойствами. В перспективе на карьерные самосвалы предусматривается вариант установки двигателя внутреннего сгорания другого производителя, а также двигателей, работающих на альтернативных источниках энергии.
Технические характеристики в цифрах
- Длина (от края переднего бампера до задней части грузовой платформы) – 8,890 м;
- Ширина (от края протектора левого колеса до края протектора правого колеса) – 4,740 м;
- Высота от дорожного покрытия до верхней точки кабины – 4,560 м.
- Масса эксплуатационная – 40,2 тонны;
- Грузоподъёмность – 55 тонн;
- Масса полная – 95,2 тонны;
- Распределение эксплуатационной массы по осям: передняя ось – 20,5 тонн; задняя – 19,7 тонн.
- Колёсная база – 4 м. Колея: передних колёс – 3,7 м; задних колёс – 3,73 м.
- Минимальный радиус поворота по оси переднего колеса – 9 м.
- Максимальная скорость – 55 км/ч.
Объёмы баков для топлива и технических жидкостей:дизтоплива – 740 л; гидробак – 230 л; смазочного материала заднего моста – 108 л; передача гидромеханическая – 90 л; система жидкостного охлаждения двигателя – 205 л.
Модельный ряд 90-тонных самосвалов БЕЛАЗ
Серия самосвалов БЕЛАЗ-7558 включает три модификации: БЕЛАЗ-75581, БЕЛАЗ-75583 и БЕЛАЗ-75585. Это двухосные технологические машины грузоподъемностью 90 тонн с жесткой литосварной рамой и кузовом с задней разгрузкой, колесной формулой 4х2, передними управляемыми и задними ведущими колесами. Самосвалы предназначены для перевозки вскрышных пород и полезных ископаемых на открытых горных разработках, грунта, а также других сыпучих грузов вне дорог общего пользования. Техника рассчитана на эксплуатацию в сложных горнотехнических условиях карьеров различной глубины и конфигураций.
Тормозное управление
Несмотря на то, что трансмиссия автоматическая, в кабине присутствуют три педали. Третья педаль – это не сцепление, а дополнительный тормоз. Хотя его можно назвать и основным. Стандартная дисковая тормозная система передних колёс (средняя педаль) используется преимущественно на ровной поверхности и при пустом кузове. Но когда в кузове БелАЗа груз – свыше 50-ти тонн и он едет с уклона, обычных тормозов будет недостаточно. Они не только до конца не остановят едущую с горы машину, но и трение колодок о диски может привести к пожару.
Поэтому – крайняя левая педаль регулирует многодисковые маслоохлаждаемые тормоза задних колес. Поскольку тормозные диски находятся в охлаждаемом масле, они не перегреваются. Многодисковые тормозные механизмы увеличивают на 10…20% среднетехническую скорость при движении на уклонах за счёт повышенной эффективности ММОТ и принудительной системы охлаждения; повышают надёжность и безопасность движения.
Тормозная система БелАЗ-7555В соответствует международным нормам безопасности «СТБ ИСО 3450». Она оборудована рабочей, стояночной, вспомогательной и запасной тормозными системами. В рабочей системе–сухие однодисковые тормозные механизмы для передних и задних колёс. Привод — гидравлический, раздельный для колёс передних и задних. В стояночной системе– колодочный тормозной механизм, постоянно-замкнутого типа на ведущем валу главной передачи. Привод — пружинный, управление гидравлическое.
Вспомогательная система – гидродинамический тормоз-замедлитель на ведущем валу коробки передач, с ускоренным временем срабатывания, управление – электрогидравлическое. В запасной системе использованы стояночный и исправный контуры рабочих тормозов.
БЕЛАЗ-75585
Технические характеристики
- Полная масса, кг — 164000
- Эксплуатационная масса, кг — 74000
- Грузоподъемность, т — 90
- Двигатель — CUMMINS KTA 38-C мощностью 1050 л. с.
- Удельный расход топлива при номинальной мощности, г/кВт*ч — 202
- Трансмиссия – электромеханическая
Внедрение карьерных самосвалов серии БЕЛАЗ-7558 позволило снизить эксплуатационные затраты и повысило производительность транспортных перевозок. Потребители отметили, что 90-тонные самосвалы БЕЛАЗ получились высокопроизводительными и надежными. Популярность серии 7558 постоянно растет. С начала серийного производство на предприятии произведено более 200 карьерных самосвалов. Сегодня новые 90-тонные машины с маркой «БЕЛАЗ» успешно работают на горнодобывающих предприятиях России, Узбекистана, Вьетнама, Казахстана, ЮАР, Монголии.
Статья подготовлена по материалам портала о спецтехнике МаксиЭкскаватор. Ру.
Эксплуатация
Руководство по эксплуатации содержит следующие рекомендации:
- Во время внезапной остановки мотора нельзя переводить рукоятку управления гидромеханической передачи в нейтральное положение до полной остановки транспортного средства.
- Если транспорт остановился на уклоне, необходимо предотвратить самопроизвольное движение автомобиля, затормозить стояночный тормозной механизм.
- Запрещено выходить из кабины, если педаль зафиксирована.
- Во время проведения работ по техническому обслуживанию транспортного средства грузовую платформу приподнимают и фиксируют в этом положении при помощи специальных стопорных тросов.
- Во время подъема платформы нельзя находиться рядом с самосвалом.
- Загрузка транспорта осуществляется только сбоку и сзади.
- Нельзя использовать разгрузочные площадки с мягким покрытием, чтобы не спровоцировать опрокидывание самосвального грузовика во время разгрузки.
Инструкция по эксплуатации включает в себя следующие разделы:
- Общие сведения о транспорте.
- Меры безопасности во время эксплуатации и ремонта автомобиля.
- Полное описание всех основных узлов и механизмов БелАЗа.
- Рекомендации по обкатке.
- Периодичность проведения технического обслуживания.
- Разгрузка и монтаж самосвала.
- Правила хранения и транспортировки БелАЗа.
Ремонт
Руководство по ремонту БелАЗа:
- Если в системе отсутствует давление масляной жидкости гидравлической линии, значит, необходимо провести внешний осмотр датчика на наличие повреждений и дефектов, долить масло в систему до требуемой отметки, осмотреть и при необходимости заменить насосный элемент.
- Низкий уровень давления может быть связан с неисправностью манометра, засорением фильтрующих деталей маслозаборного механизма, заклиниванием толкателя. В этом случае рекомендуется осмотреть все эти механизмы на износ, при обнаружении неисправностей заменить их на новые.
- При резко возросшем уровне давления масляной жидкости следует разобрать коробку передач и заменить вышедшие из строя элементы и уплотнительные кольца.
- Если не включается ступень коробки передач, нужно заменить вставку, устранить обрыв цепи, заменить пульт управления.
- Если транспорт продолжает двигаться даже при нахождении рычага в нейтральном положении, необходимо убедиться в исправности электрического магнита, разобрать узел и промыть все детали, заменить фрикцион и проверить уровень давления масла в системе.
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
*На правах рекламы
Так сложилось, что выпускаются эти машины мировыми производителями карьерной техники только с гидромеханической трансмиссией. ОАО «БЕЛАЗ» было первым на мировом рынке предприятием, которое предложило отечественному и зарубежному потребителю 90-тонный карьерный самосвал с электромеханической трансмиссией.
Источник фото: skm-mining.ru3D проект карьерного самосвала БЕЛАЗ-75580
История разработки самосвалов этого класса началась в 2010 году. К середине 2012 г. был изготовлен первый опытный образец, получивший индекс БЕЛАЗ-75580. К концу 2012 г. на предприятии была собрана модификация, которая в настоящее время изготавливается под индексом БЕЛАЗ-75581. В начале 2015 г. на предприятии был собран БЕЛАЗ-75583. А в 2017 г. производственную линейку 90-тонников серии БЕЛАЗ-7558 пополнила еще одна модель — БЕЛАЗ-75585. В настоящее время после проведения комплекса приемочных и эксплуатационных испытаний эта серия включает три модификации: БЕЛАЗ-75581, БЕЛАЗ-75583 и БЕЛАЗ-75585.
Карьерные самосвалы серии БЕЛАЗ-7558 представляют собой двухосные технологические машины грузоподъемностью 90 т с жесткой литосварной рамой и кузовом с задней разгрузкой, колесной формулой 4х2, передними управляемыми и задними ведущими колесами. Самосвалы предназначены для перевозки вскрышных пород и полезных ископаемых на открытых горных разработках, грунта и других сыпучих грузов вне дорог общего пользования и рассчитаны на эксплуатацию в сложных горнотехнических условиях карьеров различной глубины и конфигураций.
На моделях БЕЛАЗ-75581 и БЕЛАЗ-75585 установлен дизельный 4-тактный двигатель QST 30-C фирмы Cummins с V-образным расположением цилиндров, непосредственным впрыском топлива, газотурбинным наддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха мощностью 783 кВт (1 065 л. с.) при 1 900 об/мин. БЕЛАЗ-75583 по заказу потребителя оснащен надежным, хорошо зарекомендовавшим себя в условиях эксплуатации дизелем KTA 38-C фирмы Cummins мощностью 783 кВт (1 065 л. с.).
Источник фото: skm-mining.ruОпытный образец карьерного самосвала БЕЛАЗ-75581
Высокая удельная мощность силовой установки и применение на новых 90-тонниках электропривода переменного тока четвертого поколения позволяют самосвалам развивать скорость до 60 км/ч.
Двигатели оборудованы электростартерным пуском, сухими 3-ступенчатыми воздушными фильтрами с автоматическим удалением пыли. Для облегчения пуска двигателя в холодное время года на самосвале установлены предпусковой подогреватель охлаждающей жидкости и фильтр грубой очистки с функцией подогрева топлива. Выпуск отработавших газов осуществляется через теплоизолированные трубопроводы и металлорукава оригинальной конструкции в газоприемник для обогрева грузовой платформы.
Сегодня в качестве трансмиссии на самосвалах серии устанавливаются электроприводы переменного тока российских производителей КТЭ-90 производства ОАО «Силовые машины» филиал «Электросила» на моделях БЕЛАЗ-75581 и БЕЛАЗ-75583; трансмиссия КТЭО электротехнического концерна «РУСЭЛПРОМ» — на модели БЕЛАЗ-75585. Электропривод переменного тока состоит из двух тяговых двигателей, тягового генератора (1 900 мин-1, трехфазное исполнение), шкафа преобразователя частоты (или «преобразователя») с комплектом монтажных частей (комплект внешних кабелей и контроллер кабины), комплекта кабинного оборудования (приборы управления, контроля и визуализации расположенные в кабине водителя); тормозной установки УВТР 2х600 сопротивлением 1,4 Ом и системы вентиляции электропривода.
Основные параметры электропривода КТЭ-90 |
|
Мощность генератора, кВт |
не более 730 |
Напряжение на шине постоянного тока (на выходе выпрямителей), В — в тяговом режиме — в тормозном режиме, не более |
не более 950 не более 900 |
Мощность тормозной резисторной установки, кВт |
2х600 |
Номинальная мощность на валу асинхронного двигателя, кВт |
не более 322 |
Максимальная скорость вращения асинхронного двигателя, об/мин (при скорости самосвала 60 км/час) |
4 140 |
Применение частотно-регулируемого асинхронного электропривода по сравнению с гидромеханической трансмиссией позволяет:
- улучшить тяговые и тормозные характеристики самосвала;
- повысить эффективность его работы за счет более высокой производительности;
- расширить скоростной диапазона за счет эффективного динамического торможения в области высоких и низких скоростей;
- повысить надежность работы автосамосвала в целом;
- снизить эксплуатационные затраты на техническое обслуживание, ремонт и расходные материалы за счет исключения коробки передач с гидротрансформатором и насосом, дифференциала с карданной передачей, многодискового рабочего тормоза с его системой охлаждения и применения высокоэффективной микропроцессорной системы управления и диагностики.
Классическая колесная формула 4х2 в сочетании с направляющим аппаратом подвески, короткой базой и электромеханической трансмиссией переменного тока обеспечивают высокую плавность хода, маневренность и хорошие тягово-динамические качества.
Источник фото: skm-mining.ruКарьерный самосвал БЕЛАЗ-75581 на заводском испытательном полигоне
Принятая схема подвески самосвала обеспечивает наилучшую плавность хода по сравнению с аналогами и, соответственно, минимальные динамические нагрузки на оператора и узлы самосвала. Использование шаровых опор в цилиндрах подвески снижает трудоемкость и себестоимость ремонта, при ремонте требуется замена только вкладышей вместо шарнирных подшипников в сборе и не требуется демонтаж пальца подшипника, трудоемкость замены которого значительно вырастает в случае выработки в процессе эксплуатации.
Использование классической схемы редукторов мотор-колес ведущего моста, максимально унифицированных с редукторной частью серийных 130-тонных самосвалов, позволяет добиться высокой надежности данного узла.
Гидросистема привода рулевого управления, тормозов и опрокидывающего механизма объединенная, что позволяет упростить и унифицировать гидропривод. Привод гидронасоса переменной производительности осуществляется от выходного фланца тягового генератора без применения дополнительного редуктора, что позволяет снизить потери мощности и исключить из конструкции радиатор для охлаждения гидропривода, достичь ресурса насосов до ремонта с учетом внедренной дополнительной системы фильтрации масла не менее 25-30 тыс. моточасов.
В стандартную комплектацию самосвалов серии БЕЛАЗ-7558 входят:
- предпусковой подогреватель жидкости;
- кондиционерно-отопительный блок;
- система комбинированного пожаротушения с дистанционным включением;
- автоматическая централизованная система смазки;
- система контроля загрузки и топлива;
- система контроля телеметрическая давления в шинах;
- система видеообзора;
- система предупреждения приближения к высоковольтным линиям.
Технические характеристики |
БЕЛАЗ-75581 |
БЕЛАЗ-75583 |
БЕЛАЗ-75585 |
Грузоподъемность, т |
90 |
||
Модель двигателя |
QST 30-C |
KTA 38-C |
QST 30-C |
Номинальная мощность двигателя, кВт (л. с.) при 1900 об/мин |
783 (1 065) |
||
Удельный расход топлива при номинальной мощности, г/кВт*ч |
202 |
||
Тип тягового генератора |
ГСТ 700-8 |
СГТ 700-8 |
|
Тип тягового двигателя |
ТАД-9 |
ТАД-320 |
|
Вместимость кузова, куб. м: — геометрическая — с «шапкой» 2:1 |
37,7 / 44,5 / 75,0 53,3 / 60,0 / 93,0 |
||
Размерность шин |
27.00R49; 31/90-49 |
||
Радиус поворота, м |
11 |
||
Масса эксплуатационная, кг |
74 000 (комплектация без дополнительных систем) |
||
Масса полная, кг |
164 000 |
||
Максимальная скорость, км/ч |
60 |
По заказу потребителя возможна комплектация различными грузовыми платформами, обеспечивающими максимальное использование грузоподъемности самосвала в зависимости от плотности перевозимого груза. Также платформы могут поставляться с футерованными днищами, защищенными от износа при перевозке горных пород с высокими абразивными свойствами.
В перспективе на эти карьерные самосвалы предусматривается вариант установки двигателя внутреннего сгорания другого производителя, а также двигателей, работающих на альтернативных источниках энергии.
Пример создания карьерного самосвала БЕЛАЗ-7558, первого в мире 90-тонника с электромеханической трансмиссией переменно-переменного тока, показал, что на ОАО «БЕЛАЗ» разработка и выпуск новой техники ведется с учетом потребностей рынка, запросов потребителей, с использованием лучших конструкторских решений, новых технологических возможностей производства и предложений поставщиков важнейших узлов. Изготовление новой продукции представляет собой целый комплекс взаимосвязанных работ по научно-техническому и экономическому обоснованию концепции новинки, ее проектированию, производственному освоению и продвижению на рынок.
Источник фото: skm-mining.ruКарьерный самосвал БЕЛАЗ-75581 в условиях эксплуатации
По итогам 2014 г. самосвал БЕЛАЗ-75581 признан победителем конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации» в номинации «Продукция производственно-технического назначения» техническое обслуживание, ремонт и расходные материалы.
Внедрение карьерных самосвалов серии БЕЛАЗ-7558, востребованных горняками, позволило снизить эксплуатационные затраты и повысило производительность транспортных перевозок. Эксплуатационники сразу же отметили, что 90-тонные самосвалы БЕЛАЗ получились высокопроизводительными и надежными.
Хорошо зарекомендовали себя самосвалы серии БЕЛАЗ-7558 в сложных условиях Крайнего Севера на Нюрбинском горно-обогатительном комбинате компании АК «Алроса».
Специалистами научно-технического центра ОАО «БЕЛАЗ» специально для потребителей, работающих в районах с холодным климатом, был разработан карьерный самосвал БЕЛАЗ-75581 в северном исполнении, которое позволяет эксплуатировать машину в температурном режиме от -50°C до +40°C. Данная модификация самосвала помимо прочего включает в себя предпусковой подогреватель двигателя, боковое капотирование для теплоизоляции двигателя, утеплитель капота, кабину с дополнительным отопителем и стеклопакетами. Все это помогает создать комфортные условия труда для водителей и облегчает эксплуатацию самосвалов в северных широтах. Отличные отзывы от горняков получили машины по результатам эксплуатации в разрезах Кемеровской области Российской Федерации.
Популярность серии БЕЛАЗ-7558 постоянно растет. Со времени постановки на серийное производство на предприятии произведено более 200 карьерных самосвалов. Сегодня новые 90-тонные машины с маркой «БЕЛАЗ» успешно работают на горнодобывающих предприятиях России, Узбекистана, Вьетнама, Казахстана, ЮАР, Монголии.
По вопросам приобретения продукции ОАО «БЕЛАЗ» обращайтесь к официальному дилеру — ООО «Сервис карьерных машин».
Обзор серии 7558
Карьерные самосвалы предназначены для транспортирования горной массы в разрыхлённом состоянии по технологическим дорогам на открытых разработках полезных ископаемых с различными климатическими условиями. Могут использоваться на строительстве крупных промышленных и гидротехнических сооружений, при сооружении дорожномагистральных комплексов, а также в технологических подразделениях предприятий перерабатывающей промышленности. В зависимости от удельного веса перевозимого груза наибольшая эффективность достигается при эксплуатации с экскаваторами или погрузчиками с ковшами следующей ёмкости: 12,5 — 18 м3.
Конкурентные преимущества
ДВИГАТЕЛЬ
Дизельные двигатели с электронным управлением и центральной отключаемой крыльчаткой системы охлаждения обеспечивают высокую удельную мощность, а соответственно и скорость самосвала на подъеме, а также высокую топливную экономичность.
Для облегчения пуска двигателя в условиях низких температур карьерные самосвалы оборудованы предпусковым подогревателем жидкости двигателя, который обеспечивает подогрев дизельного топлива и охлаждающей жидкости при запуске двигателя, что значительно повышает ресурс двигателя, а установленный обогреватель топлива с фильтром на входе в двигатель обеспечиваем устойчивую работу системы в различных климатических зонах, включая Крайний Север
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ
Соотношение мощностной и скоростной характеристик позволило параметры самосвала приблизить к характеристикам идеальной теоретической бесступенчатой трансмиссии;
Не требуется переключение передач; сила тока и напряжение, подводимые к тяговым электродвигателям определяют крутящий момент и скорость движения самосвала, обеспечивая плавное изменение мощности при движении.
Обеспечивает меньшие эксплуатационные затраты и большую производительность при перевозках;
Отсутствуют узлы, подвергающиеся износу, улучшают эксплуатационные характеристики и уменьшают стоимость эксплуатации.
ЭЛЕКТРО-ДИНАМИЧЕСКИЙ ТОРМОЗ
Отсутствует механический износ;
Не требуется замена большого количества масла и тормозных дисков; исключает из конструкции сложную гидравлическую систему охлаждения
ПОДВЕСКА
Наилучшая плавность хода и соответственно минимальная динамическая загруженность на оператора и узлы самосвала;
Конструкция цилиндров подвески обеспечивает низкую трудоемкость и себестоимость при ремонте;
Низкая сила сухого трения ;
КОЛЕСНАЯ БАЗА
Короткая колесная база самосвалов обеспечивает высокую маневренность
ГИДРОСИСТЕМА
Объединенная гидросистема позволяет упростить и унифицировать гидропривод
ТОРМОЗА
В конструкции передних и задних рабочих тормозов и в стояночном тормозе используется одна унифицированная тормозная накладка;
Развитая площадь фрикционного материала тормозных накладок позволяет, использовать стояночную тормозную систему в аварийной ситуации
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Гидрообъёмное рулевое управление обеспечивает легкость управления и высокую маневренность самосвала
ДРУГИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА
Пневмопривод с современным осушителем с адсорбером предотвращает замерзание пневмоаппаратов в условиях низких температур