2018-2022 © Портал о транспорте «Движение24.РУ»: автомобили, железная дорога, авиация и другие виды транспорта. Авторские права на размещенные материалы принадлежат: тексты — редакции портала, изображения и видео — непосредственно их авторам. Изображения и текстовые материалы в разделе Автомобили публикуются от имени JQ7 Publisher по лицензионному соглашению с AutoVia Ltd., Dennis Publisher, MT Car US, которым принадлежат все права на них. Мы разрешаем использование наших собственных материалов с обязательным опубликованием активной ссылки на страницу-источник. Как мы используем данные пользователей — Политика конфиденциальности.
Дизель 7Д12. Руководство По Эксплуатации
Дизель типа Д-12 представляют собой двенадцатицилиндровый, двухрядный, двигатель модели 7Д12 – вспомогательный судовой двигатель.
В Фотогалерее можно посмотреть фото и описание запчасти.. На дизель — генераторах и электроагрегатах, оборудованных системами подогрева. С 2000 года на дизелях 7Д12, 7Д12А-1 7Д12А-2 применяется коленчатый вал.
Каталоги запасных частей ЯМЗ · Руководства по эксплуатации · Руководства по речных буксирах-толкачах ПР.887, 887А взамен дизеля 7Д12.
Звездообразный, семиблочный 42-х цилиндровый дизель 42ЧНСП16/17. это его ближайший родственник — 7Д12 (если память не изменяет) » Инструкция — это документ, который читают, когда читать больше.
Дизель — редукторные агрегаты для замены на судах речного «Шлюзовой» Два главных дизель -генератора ( дизель 7Д12. Места эксплуатации КРАСНОЯРСКИЙ РЕЧНОЙ ПОРТ Проект Manual anatomia.
Дизельный двигатель размерности DxS=140×140 мм, рабочим объемом 17, 24 л, 200кВт на речных буксирах-толкачах ПР.887, 887А взамен дизеля 7Д12. ИНСТРУКЦИЯ; ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОЕ.
Дизель типа Д-12 представляют собой двенадцатицилиндровый, двухрядный, с V-образным расположением цилиндров, четырёхтактный двигатель водяного охлаждения, с непосредственным впрыском топлива. В зависимости от назначения двигатели типа Д12 разделяются на следующие модели: — двигатель модели Д12 сп. – стационарный, применяется для приводов генератора переменного тока; — двигатель модели Д12А – транспортный, устанавливается на большегрузных автосамосвалах; — двигатель модели 1Д12 – стационарный…
Дизельный двигатель ТМЗ-8481.10-07 Запасные части к двигателю ТМЗ-8481.10-07 Дизельный двигатель размерности DxS=140×140 мм, рабочим объемом 17,24 л, 4-тактный, с V-образным расположением цилиндров и турбонадувом, непосредственным впрыском топлива и жидкостным охлаждением. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Наименование параметра Ед. изм. Значение Тип — дизельный, с турбонаддувом Способ смесеобразования — непосредственный впрыск Число тактов — 4 Число и расположение цилиндров — 8, V-образное…
Комментарии (20)Просмотров (4093)
Содержание
- Руководство по эксплуатации двигателя д12
- Дизели Д12. Руководство по эксплуатации
- ПАМЯТКА ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ДИЗЕЛЕЙ ТИПОВ Д-12
Руководство по эксплуатации двигателя д12
ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ДИЗЕЛЯ 1Д12-400 ТЕПЛОВОЗА ТГМ1
Подготовка дизеля 1Д12-400 к пуску
Заправка топливом. Для работы быстроходных дизелей применяют топливо марок ДА, ДЗ, ДЛ и ДС (ГОСТ 4749—49), а для зимней эксплуатации — марки Т-1 или ТС-1 (ГОСТ 10227—62) или дизельное топливо с добавлением 20% бензина (ГОСТ 5760—51 и ГОСТ 2084—67). При отсутствии топлива марки ДА разрешается применять топливо марки ДЗ с добавлением 50% тракторного керосина (ГОСТ 1842—52). Топливный бак необходимо заправлять из заправочного пистолета. При отсутствии централизованной заправки необходимо пользоваться только чистой посудой, предназначенной для этой цели.
При заправке необходимо следить, чтобы в горловине был фильтр и в топливо не попали вода, снег или грязь, не переливалось топливо выше верхней метки по указателю уровня на верхнем баке и не переполнялся нижний топливный бак.
Заправка маслом. Для смазки дизеля при летней эксплуатации применяют масла М-20Г (ГОСТ 12337—66), М-20В (МРТУ 12Н № 142—64), МС-20 (МРТУ 38-1-156—65). Для летней и зимней эксплуатации масла МТ-16П (ГОСТ 6360—58) при температуре окружающего воздуха до — 20° С и МТ-14П (ГОСТ 6360—58) в районах с особо низкими температурами воздуха и в районах Крайнего Севера — в течение всего года, а также масла М-12В (МРТУ 12Н № 3—62) для зимней эксплуатации и МТ-16П с присадкой ВНИИ НП-360 (МРТУ 38-1-242-66). Допускается применять масла МК-22, МС-20 и МС-14 (ГОСТ 1013—49), при этом в топливе содержание серы допускается не более 0,2%. Заправку масляной системы производят через заливную горловину бака, имеющую сетчатый фильтр. В бак заливают не более 120 кг масла. При низких температурах для облегчения заправки и пуска дизеля рекомендуется подогревать заливаемое масло до температуры + 80° С, при этом при заливке горячего масла в картер дизеля в маслобак такое же количество масла не доливать.
Заправка охлаждающей жидкостью. Систему охлаждения рекомендуется заправлять 1,5-процентным водным раствором эмульсолов Э-1 (А) или Э-2 (Б) (ГОСТ 1975—53) или 0,5—1-процентным водным раствором антикоррозионной присадки ВНИИ НП-117 (МРТУ 12М № 21—63). При отсутствии указанных эмульсолов или присадки систему охлаждения можно заправлять профильтрованной речной, дождевой или дистиллированной водой, но в этом случае рубашки цилиндров и гильзы будут подвергаться более интенсивной коррозии. Жесткую воду (более 7° Н) применять не рекомендуется, так как будет интенсивное отложение накипи на рубашках цилиндров, гильзах и в трубках водяных радиаторов, что приведет к ухудшению охлаждения дизеля. Зимой при температуре до — 30° С рекомендуется систему охлаждения заправлять жидкостью 40 (ГОСТ 159—52), при еще более низких температурах — жидкостью 65, что дает возможность не сливать жидкость из системы при длительных остановках. Для заправки водяной системы имеется заливная горловина на водяном баке. В зимнее время во избежание замораживания системы и обеспечения надежного запуска дизеля заправку рекомендуется производить водой, нагретой до температуры + 70—80° С, при этом воду следует заливать в горловину бака при открытом спускном кранике водяного насоса дизеля. Краник насоса необходимо закрывать после того, как из него потечет теплая
вода. При заправке горячей водой необходимо следить за заполнением системы, проверяя на ощупь нагрев трубопроводов и при необходимости открывать водо-и воздухоспускные краники на водяном трубопроводе, нижних коллекторах холодильника и калорифера.
Дизели Д12. Руководство по эксплуатации
Дизели Д12. Руководство по эксплуатации
Скачать книгу в формате «pdf» вы можете в конце описания.
Содержание:
Часть I. Техническое описание
Дизели промышленного назначения и тепловозные
Основные технические данные дизелей
Основные технические данные дизелей
Устройство и работа основных узлов и систем
Передача к распределительным валам и агрегатам
Система питания топливом
Фрикционная муфта сцепления
Вал отбора мощности
Часть II. Инструкция по эксплуатации
Указания мер безопасности
Подготовка дизеля к эксплуатации
Установка дизеля на раму
Соединение валов дизеля и приводимого механизма (машины)
Центрирование валов дизеля с приводимым механизмом (машины)
Заправка систем дизелей
Подготовка дизеля к пуску
Пуск дизеля и прием нагрузки в экстренных случаях
Контроль за работой дизеля
Эксплуатация дизеля в зимних условиях
Обслуживание дизеля при длительных перерывах в эксплуатации
Виды и периодичность технического обслуживания
Выполнение отдельных операций технического обслуживания
Также Вас может заинтересавать:
Обслуживание системы охлаждения и ее узлов
Обслуживание системы смазки
Обслуживание системы питания топливо
Определение верхней мертвой точки (в.м.т.)
Очистка и промывка воздухоочистителя
Проверка затяжки зажимов регулировочных втулок распределительных валов
Регулирование механизма газораспределения
Снятие блока цилиндров
Замена поршневых колец и поршней
Установка блока на дизель
Затяжка гаек стяжных шпилек
Затяжка гаек сшивных шпилек
Проверка затяжки гаек стяжных и сшивных шпилек головки блока
Обслуживание фрикционной муфты
Замена резинового диска муфты привода зарядного генератора
Перечень возможных неисправностей
Приложения
Приложение 1. Комплектность поставки дизелей
Приложение 2. Транспортирование, разгрузка и распаковка
Приложение 3. Хранение и перекоисервация дизелей
Приложение 4. Назначение и использование одиночного комплекта ЗИП
Приложение 5. Эксплуатационные материалы
Приложение 6. Моечные растворы
Приложение 7. Дополнительные устройства для очистки масла и топлива
Приложение 8. Установка счетчика моточасов
Приложение 9. Таблица смазки дизеля
Приложение 10. Перечень инструмента и принадлежностей, входящих в индивидуальный комплект
Приложение 11. Цветовая шкала к методике определения концентрации бихромата в охлаждающей жидкости вклейка
ПАМЯТКА ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ДИЗЕЛЕЙ ТИПОВ Д-12
В данной памятке по эксплуатации дизелей типов Д-12 приведены основные рекомендации по подготовке систем силовой установки к пуску, в целях сохранения ресурса двигателя в установленных пределах и недопущения его аварийного выхода из строя, необходимость контрольной проверки всех смазывающих и питательных систем,связанных с двигателем.
Описаны мероприятия по контролю за работой силовой установки, даны рекомендации по остановке дизеля, по его заправке необходимыми и подходящими видами жидкостей. Приведены эксплуатационные условия в зимний период и даны советы по обслуживанию дизеля в перерывах в эксплуатации в разных климатических условиях и на различные временные отрезки.
ПАМЯТКА ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ДИЗЕЛЕЙ ТИПОВ Д-12
1. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ СИСТЕМ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ МАШИНЫ
ПЕРЕД УСТАНОВКОЙ В НЕЕ НОВОГО (ИЛИ ОТРЕМОНТИРОВАННОГО) ДВИГАТЕЛЯ
— По системе смазки двигателя: Промыть масляный бак. Обслужить заборный фильтр масляного бака.
— По системе охлаждения и подогрева : Произвести поконтурную опрессовку системы (контур радиатора, контур подогрева). При опрессовке контура подогрева обратить внимание на обогреваемый заборный маслопровод и змеевик маслобака – негерметичность данных контуров может привести к попаданию охлаждающей жидкости в систему смазки. Обслужить и обеспечить исправность подогревателя: во избежание выплавления вкладышей коленчатого вала, запуск двигателя без предварительного разогрева при температурах от +5°С и ниже категорически запрещается.
— По системе питания топливом: Слить отстой с топливных баков. Произвести обслуживание фильтра грубой очистки топлива и дренажного клапана системы.
— По системе питания двигателя воздухом: Обслужить воздухоочиститель. Обеспечить герметичность трассы чистого воздуха воздухоочистителя.
2. ЗАПРАВКА СИСТЕМ ДИЗЕЛЯ
Для эксплуатации дизеля следует применять топлива, масла и охлаждающие жидкости из перечисленных в Приложении, но только те конкретные марки, которые указаны в формуляре данного дизеля.
Применение не рекомендованных эксплуатационных материалов допускается только после официального подтверждения их пригодности заводом изготовителем.
Категорически запрещается смешивать смазочные масла различных марок.
Заправку топливом,маслом и охлаждающей жидкостью ООО «Батмастер-Истра» рекомендует производить закрытой струей или с использованием специальных воронок с фильтрами.
Заправка топливом. Заливать топливо в бак рекомендуется за несколько часов до начала работы , чтобы после отстоя топлива слить возможные осадки из бака. Топливо должно быть чистым, а бак тщательно закрыт.
Заправка маслом. Залить масло в бак через сетчатый фильтр (сетка с размером стороны ячейки в свету 0,5 мм). При низких температурах рекомендуется для облегчения заправки и пуска дизеля подогревать заливаемое масло примерно до 80°С. Масляный бак во избежание переполнения вспененным маслом, нагретым при работе дизеля, должен быть заполнен не более чем на 80% его емкости. При наличии в баке масла менее 30 литров пуск и работа дизеля не допускаются .
Заправка охлаждающей жидкостью. Водный раствор трехкомпонентной присадки для системы охлаждения следует готовить непосредственно перед заправкой системы. Требования к воде, состав присадки и концентрация компонентов приведены в Приложении. Требуемое количество присадки, рассчитанное на весь объем системы, необходимо полностью растворить в 10—15 л воды, нагретой до 60 — 70°С (для полного растворения присадки, количество воды при необходимости можно увеличить). Приготовленный раствор после тщательного перемешивания залить в систему, а затем добавить воду до требуемого уровня.
При температуре окружающего воздуха ниже +5°С ( . НЕ МИНУС 5) применять низкозамерзающие жидкости марок «40» и «65» по ГОСТ 159—52. Они работоспособны длительно при температуре до +95°С и кратковременно до + 105°С на выходе из дизеля.
В связи с большим объемным расширением низкозамерзающих жидкостей заправить систему охлаждения следует на 4—5 л меньше требуемого объема.
3. ПОДГОТОВКА К ПУСКУ
П еред пуском дизеля необходимо:
— Проверить заправку систем дизеля топливом, маслом и охлаждающей жидкостью;
— Слить отстой из масляного и топливного баков. При наличии в масле охлаждающей жидкости или металлических частиц выявить причину и устранить неисправность;
— Открыть кран топливного бака.
— Произвести внешний осмотр систем. Проверить подвижность тяг соединений и устройств управления топливным насосом, наличие пускового воздуха в баллонах системы воздухопуска. Давление должно соответствовать требованиям инструкции по эксплуатации машины.
— Включить выключатель батарей и проверить напряжение бортовой сети. Напряжение должно быть не ниже 24 В .
При подготовке дизеля к пуску после монтажа или длительного бездействия ООО «Батмастер-Истра» настоятельно рекомендует и считает необходимым выполнить дополнительные работы:
— Проверить крепление дизеля и его агрегатов; надежность контактов в системе электрооборудования; крепление муфты привода топливного насоса и положение меток на ней (сверить с формуляром дизеля).
— Проверить натяжение ремней вентилятора.
— Провести прокачку дизеля маслом при помощи маслопрокачивающего насоса, создав давление в главной магистрали не менее 0,25 МПа (2,5 кгс/см2);
— Провернуть коленчатый вал дизеля вручную или воздухом на 2—3 оборота;
— Удалить воздух из системы питания дизеля топливом с помощью топливоподкачивающего насоса. Если при пуске дизеля обнаружится, что воздух из системы не удален, отвернуть пробки на топливном фильтре и топливном насосе и прокачать систему до истечения топлива без пузырьков воздуха;
— Устранить все замеченные неисправности.
Надежный пуск дизеля без применения средств подогрева обеспечивается при температуре окружающего воздуха, топлива и масла не ниже плюс 5°С ( . НЕ МИНУС 5) .
Пуск дизеля осуществляется сжатым воздухом или электростартером в такой последовательности:
установить привод управления подачей топлива в положение, соответствующее половине хода наружного рычага регулятора;
Включитьэлектромаслопрокачивающий насос [1] . После достижения давления масла в главной магистрали не ниже 0,25 МПа (2,5 кгс/см [2] ), не выключая маслопрокачивающего насоса, включить электростартер или открыть кран воздухопуска.
После пуска дизеля немедленно отключить стартер или закрыть кран воздухопуска, отключить маслопрокачивающий насос.
Продолжительность непрерывной работы стартера при пуске не должна превышать 5 с. После каждой попытки пуска необходимо делать перерыв 10—15 с для охлаждения стартера и сохранения работоспособности аккумуляторных батарей. Разрешается не более трех последовательных попыток пуска, после чего следует принять меры к устранению причин неудавшегося пуска.
Следует помнить, что при длительной работе маслопрокачивающего насоса(производительность примерно 10 л/мин) могут произойти переполнение картера и течь масла из-под маховика.
Для откачки масла пустить дизель, при необходимости слить через сливное отверстие в картере. Во избежание переполнения бака дозаправка его до откачки масла из картера не разрешается;
Установить частоту вращения коленчатого вала дизеля 800— 1000 об/мин. При этом давление масла в главной магистрали не должно быть ниже 0,25МПа (2,5 кгс/см2);
До включения нагрузки (начала движения) дизель прогреть на холостом ходу с постепенным увеличением оборотов дизеля до 1100 об/мин, пока температура охлаждающей жидкости и масла на выходе из дизе ля не дост игнет 30°С. После этого для ускорения прогрева допускается увеличить частоту вращения до 1500 об/мин и нагрузить дизель не более чем на 25% номинальной мощности (движением на низших передачах).
Дизель считается прогретым и готовым для работы на всех режимах при достижении температуры охлаждающей жидкости и масла не менее 65°С.
5. КОНТРОЛЬ ЗА РАБОТОЙ ДИЗЕЛЯ
При работе дизеля обслуживающему персоналу необходимо внимательно следить за показаниями приборов.
В случае падения давления масла или резкого повышения температуры выходящего масла или охлаждающей жидкости следует выяснить причины и устранить неисправности, а при необходимости — остановить дизель.
При частоте вращения более 700 об/мин амперметр должен показывать зарядку. При заряженных аккумуляторных батареях и 700—800 об/мин коленчатого вала сила тока зарядки равна 2—10 А, при разряженных аккумуляторных батареях — до 30 А, а при 1500об/мин — 15—20 А и при большой разрядке доходит до 43 А.
Осмотр, прослушивание работы и проверку температуры дизеля во время работы, ПГ «Батмастер-Истра» рекомендует периодически повторять.
Температура охлаждающей жидкости должна быть в пределах 75—95°С, минимально допустимая установившаяся при работе на малых нагрузках в течение непродолжительного времени — 60°С. Следует помнить, что низкозамерзающие охлаждающие жидкости марок «40» и «65» работоспособны при температуре до +95°С длительно и до +105°С кратковременно.
Максимально допустимая температура охлаждающей жидкости при закрытой системе охлаждения с паровоздушным клапаном — 105°С, при замкнутой системе охлаждения без паровоздушного клапана — 97°С.
Температура выходящего из дизеля масла должна быть в пределах 75—95°С; при работе с малыми нагрузками в течение непродолжительного времени — не ниже 60°С. Максимально допустимая температура — 115°С.
Для уменьшения выброса несгоревшей смеси масла и топлива из выпускного трубопровода, нагара и лакообразования не допускается продолжительная работа дизеля с малыми нагрузками (ниже 25% номинальной мощности) и при температуре охлаждающей жидкости и масла ниже 60°С.
Допускается работа дизеля с нагрузкой 25—40% продолжительностью не более 25 ч (непрерывно или суммарно). После этого дизель должен проработать не менее 2 ч при 75—100%-ной нагрузке (для прожига выпускного тракта), при этом температуру охлаждающей жидкости и масла в системах следует поддерживать ближе к верхнему пределу.
С целью увеличения долговечности дизеля, ресурса до капитального ремонта рекомендуется в период приработки (первые 80—100 ч работы) не нагружать его более чем на 75% номинальной мощности.
В случае необходимости дизель обеспечивает длительную работу в течение срока,указанного в технических данных. Первый этап непрерывной работы дизеля допускается начинать только через 100—120 ч после выполнения разового технического обслуживания.
6. ОСТАНОВКА ДИЗЕЛЯ
Для остановки дизеля необходимо снять нагрузку, уменьшить частоту вращения до 800—1000 об/мин и проработать не менее 10 мин, перевести рукоятку изменения частоты вращения до остановки дизеля.
В случае экстренной остановки дизеля под нагрузкой при температуре охлаждающей жидкости выше 80°С провернуть коленчатый вал 3—4 раза по 3—5 стартером или сжатым воздухом без подачи топлива, прокачивая систему смазки дизеля электромаслопрокачивающим насосом.
После остановки выключить выключатель батарей, закрыть кран топливного бака, обтереть дизель от возможных загрязнений, устранить замеченные неисправности.
7. ЭКСПЛУАТАЦИЯ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ
Все указания по эксплуатации в зимних условиях относятся к работе дизеля на открытом воздухе или в неотапливаемом помещении при температуре воздуха ниже 5°С.
Изделия, предназначенные для эксплуатации в зимних условиях, рекомендуется оборудовать подогревателями для предпускового разогрева охлаждающей жидкости, масла и дизеля в целом. Для более надежного притока масла трубопроводы от масляного бака и маслопрокачивающего насоса к дизелю должны обогреваться системой подогрева. При отсутствии системы подогрева в системах охлаждения и смазки изделия должны быть установлены краны и пробки, обеспечивающие полный слив охлаждающей жидкости и масла из систем после остановки дизеля в зимнее время. Для обеспечения эксплуатации дизеля зимой заправлять топливный и масляный баки зимними сортами топлива и масел, систему охлаждения — низкозамерзающей жидкостью, регулятор частоты вращения — смесью из 50% зимнего дизельного топлива и 50% зимнего масла до уровня контрольной пробки.
Перед пуском дизель разогревать индивидуальным подогревателем. В случае отсутствия подогревателя непосредственно перед пуском дизеля систему охлаждения прогреть путем пропуска через нее нагретой до 80—90°С воды при открытом сливном кране водяного насоса. Прогрев системы производить до тех пор, пока вытекающая из сливного крана вода не будет горячей. После этого кран закрыть и заполнить систему охлаждающей жидкостью, нагретой до 80—90°С. Одновременно с заправкой горячей охлаждающей жидкостью заполнить масляный бак горячим маслом. Во время разогрева дизеля сделать несколько прокачек системы смазки маслопрокачивающим насосом.
При эксплуатации дизеля в условиях особо низких температур (минус 20°С и ниже) для разогрева шатунных и коренных подшипников коленчатого вала, а также для разогрева застывшего масла в полостях коленчатого вала до состояния текучести рекомендуется перед пуском залить в картер дизеля 40—45 л, разогретого до температуры 85—90°С зимнего масла. Одновременно нагретое масло (не менее 15 л) залить в масляный бак. Заливка масла в картер должна быть закончена за 15—20 мин до пуска, что обеспечивает, нагрев холодных деталей кривошипно-шатунного механизма. После заправки масла в картер дизеля провернуть вал вручную или сжатым воздухом по ходу на 2—3 оборота, а затем стартером без подачи топлива (2 —3 включения по 4—5 с, с перерывами между включениями стартера 10—15 с).
Проворачивание коленчатого вала и пуск дизеля без предварительного разогрева запрещаются. Пуск и прогрев дизеля работой производить, как указано в разделе «Пуск».
После остановки в зимнее время охлаждающую жидкость и масло слить при температуре не ниже 50°С. Для слива охлаждающей жидкости открыть сливные краны циркуляционного (водяного) насоса, сливные краны (пробки) на рубашках выхлопных коллекторов (при их наличии), а также пробки на заливной горловине радиатора и охладителях воды и масла и на участках трубопровода системы охлаждения, расположенных ниже сливного крана насоса.
После слива охлаждающей жидкости провернуть несколько раз коленчатый вал дизеля без подачи топлива для удаления остатка охлаждающей жидкости из насоса во избежание примораживания крыльчатки. Сливные краны оставить открытыми.
Дизели,системы охлаждения которых заправлены низкозамерзающей жидкостью и оборудованы индивидуальными подогревателями, могут находиться длительное время с заправленными системами охлаждения.
8. ОБСЛУЖИВАНИЕ ДИЗЕЛЯ ПРИДЛИТЕЛЬНЫХ ПЕРЕРЫВАХ В ЭКСПЛУАТАЦИИ
Если изделие не планируется эксплуатировать более трех месяцев, а в особых климатических условиях (приморские, песчано-пустынные районы, районы Крайнего Севера и т. п.) — более одного месяца, необходимо дизель законсервировать согласно соответствующего раздела Инструкции по эксплуатации дизеля.
При перерывах в эксплуатации до трех месяцев, а для указанных выше районов с особыми климатическими условиями — до одного месяца необходимо изделие хранить с полностью заправленными системами. При этом не допускается заправка системы охлаждения водой без присадки. В зимнее время система охлаждения должна быть заправлена низкозамерзающей охлаждающей жидкостью.
При перерывах в эксплуатации менее трех месяцев через каждые 15 суток простоя изделия, дизель пустить, проработать 10— 15 мин на режиме прогрева и остановить.
9. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ДИЗЕЛЯ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ
Все указания по эксплуатации в зимних условиях относятся к работе дизеля на открытом воздухе или в неотапливаемом помещении при температуре воздуха ниже 5°С.
Для облегчения эксплуатации дизеля зимой необходимо заправлять топливный и масляный баки зимними сортами топлива и масла, систему охлаждения,»- низкозамерзающей жидкостью, регулятор скорости — смесью из 50% зимнего дизельного топлива и 50% зимнего масла до уровня контрольной пробки. Масляный бак заправлять только нагретым (до 80-90°С) маслом.
Перед пуском нужно разогревать дизель индивидуальным подогревателем или путем заливки горячей воды. Воду заливать в такой последовательности: открыть славной кран циркуляционного насоса и налить в систему 30-40 л воды, нагретой до температуры 70-80°С, а затем заливать воду, нагретую до 95°С, пока из сливного крана не пойдет горячая вода и не прогреется корпус циркуляционного насоса. После этого кран закрыть и заполнить систему охлаждающей жидкостью, нагретой до 95°С. Во время разогрева дизеля сделать несколько прокачек системы смазки маслопрокачивающим насосом. После того, как прогреется трубка от масляного фильтра к передней опоре (корпусу привода вентилятора) дизеля, систему смазки можно считать подготовленной к пуску.
Одновременно с заправкой горячей охлаждающей жидкостью заполнить масляный бак горячим маслом.
При эксплуатации дизеля в условиях особо низких температур (-20°С и ниже) для разогрева коренных и шатунных подшипников коленчатого вала, деталей передач и каналов системы смазки, расположенных в картере, рекомендуется перед пуском заправить в картер дизеля 40-45 л разогретого до температуры 80-90°С зимнего масла. Одновременно залить в масляный бак не менее 15 л нагретого масла. Заправка масла в картер должна быть закончена за 15-20 мин до пуска, что обеспечивает теплообмен между горячим маслом и холодными деталями кривошипно-шатунного механизма.
После заправки масла в картер дизеля провернуть вал вручную по ходу на 2-3 оборота, а затем стартером без подачи топлива (2-3 включения по 4-5 с). Проворачивание коленчатого вала вручную выполняется, как указано в разделе «Расконсервация дизеля».
Проворачивание коленчатого вала и пуск дизеля без предварительного разогрева горячей водой и маслом запрещается. Для более быстрого притока горячего масла из масляного бака к приемнику нагнетающей секции масляного насоса трубопровод подвода масла к насосу должен обогреваться системой предпускового подогрева изделия или необходимо после каждой остановки сливать масло из всех трубопроводов системы изделия. Нарушение этого требования приводит к застыванию масла в трубопроводах, прекращению притока масла из бака к насосу в первый период пуска дизеля и выходу дизеля из строя. Пуск и разогрев дизеля производить, как указано в разделе «Пуск». При длительном бездействии дизеля охлаждающая жидкость и масло должны быть слиты. Охлаждающую жидкость сливать при температуре не ниже 50°С. Масло сливать после остановки дизеля. Для слива охлаждающей жидкости открыть сливные краны циркуляционного насоса, насоса забортной воды, а также пробки на заливной горловине радиатора, охладителях воды и масла и на участках трубопровода системы охлаждения, расположенных ниже сливного крана насоса.
Сразу после слива охлаждающей жидкости вручную провернуть несколько раз коленчатый вал дизеля без подачи топлива для удаления остатков охлаждающей жидкости из насоса во избежание примораживания крыльчатки. Сливные краны оставить открытыми. Дизели, системы охлаждения которых заправлены низкозамерзающей жидкостью и оборудованы индивидуальными подогревателями, могут находиться длительное время с заправленными системами охлаждения.
Для эксплуатации дизеля применять топливо, масла и охлаждающие жидкости, рекомендованные настоящей инструкцией, конкретные марки их указаны в формуляре дизеля.
Топливо. По ГОСТ 305—82 первого вида (с массовой долей серы не более0,2%) при температуре окружающего воздуха:
— Л-0,2-40, Л-0,2-61 при 0°С и выше;
— 3-0,2 минус 35 при минус 20°С и выше;
— 3-0,2 минус 45 при минус 30 С и выше,
— А-0,2 при 50 С и выше.
Для дизеля 1Д12В-300КС1 допускается применять топливо по ГОСТ 305—82 второго вида с содержанием серы до 0,5%. При использовании топлива с содержанием серы свыше 0,2% применять масла марок М-20Г2, М-14В2, М-20В2 и М-16ИХП-3 (М-16В2).
При отсутствии основных марок топлива допускается применять в неотложных случаях для кратковременной (не более 10% от общего ресурса)эксплуатации дизеля топлива по ГОСТ 10227—86 марок Т-1 и ТС-1 при температуре окружающего воздуха до минус 50°С.
Масла. М-20Г2ГОСТ 12337—84; МТ-16п с присадками ПМС и МНИ ИП-22К ГОСТ 6360—83; М-14В2 ГОСТ 12337-84; М16ИХП-3 (М-16В2)ГОСТ 25770-83; М-20В2 ГОСТ 23497-79, М-20Бп ТУ 38-101593-75.
Консистентные смазки. ВНИИНП-219ТУ 38-101471-74; ВНИИНП-220 ВТУ НП-17-58; ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-80; ЦИАТИМ-203ГОСТ 8773-73; ЦИАТИМ-221 ГОСТ 9433-80; Литол-24 ГОСТ 21150—75.
Охлаждающие жидкости. При температуре окружающей среды выше 5°С рекомендуется раствор в чистой мягкой воде (общей жесткостью не более 3 мг-экв/л) трехкомпонентной присадки в соотношении:
бихромат калия по ГОСТ 2652—78 (хромпик калиевый) или бихромат натрия по ГОСТ 2651—78 (хромпик натриевый) из расчета 1 —1,2% по весу(10—12 г на 1 л воды);
нитрит натрия по ГОСТ 19906—74 из расчета 0,05% по весу (0,5г на 1 л воды);
тринатрийфосфат по ГОСТ 201—76 из расчета 0,05% по весу(0,05 г на 1 л воды).
Допускается вместо трехкомпонентной присадки применять только бихромат калия или натрия в количестве 1,2—1,5% по весу.
Для приготовления охлаждающей жидкости следует применять чистую мягкую воду из природных источников (реки, озера) или техническую не хлорированную воду из водопровода. Применять хлорированную воду можно только после ее отстаивания в течение 2—3 суток или после кипячения. Вода должна удовлетворять следующим химическим требованиям:
общая жесткость, мг-экв/л, не более 3,0;
содержание хлоридов, мг/л, не более 30;
щелочность по фенолфталеину — отсутствие;
pH — водородный показатель — 6,5—7,5.
Вода из минеральных источников, соленых озер и морская вода для использования в системе охлаждения непригодна. Если в местных условиях возможно применение только жесткой воды, то ее предварительно следует прокипятить в течение 15—20 мин, дать отстояться и профильтровать.
При температуре окружающей среды ниже 5°С рекомендуется низкозамерзающая жидкость по ГОСТ 159—52: до минус 35°С — марки «40», до минус 60°С — марки «60».
Примечание. При необходимости кратковременно допускается использовать чистую пресную воду без присадок. При первой же возможности заправить систему водным раствором трехкомпонентной присадки. Длительная работа на воде без присадок снижает долговечность втулок и рубашек цилиндров.
[1] Включатель маслопрокачивающего насоса удерживать включенным не более 1 мин.
Всегда в наличии все основные детали, требуемые для ремонта и ТО дизелей: прокладки, РТИ, цилиндро-поршневая группа, насосы охлаждения, топливная аппаратура, КИПиА
Если у вас возникают трудности с идентификацией запасных частей, используйте каталог на нашем сайте:
(3Д6) (Д12) (3Д6С2, с 1998г)
Возможно, Вам будут интересны дополнительные материалы по данному дизелю:
Инструкция по эксплуатации дизеля Д6. Устройство дизеля Д6.
Инструкция по эксплуатации дизеля Д12
Судовые дизели 3Д6 и 7Д6. Инструкция по эксплуатации
Технические условия на кап. ремонт двигателей 3Д6 — 3Д12
Размеры шеек коленчатого вала и вкладышей дизелей Д6-Д12
Предлагаем запасные части двигателя 3Д6 (Д12) в широкой номенклатуре.
Также всегда в наличии Инструмент и приспособления для ремонта дизелей Д6, Д12
Цены на основные запасные части данной группы дизелей можно посмотреть в прайс-листе
Оформить заказ можно в Интернет-магазине
В Фотогалерее можно посмотреть фото и описание запчасти. Также рекомендуем ознакомиться с информацией как сделать заказ
Двигатель 3Д6 предназначен для установки на суда различного назначения в качестве главных судовых дизелей, работающих на гребной винт.
Постоянно на складе: втулки цилиндров, поршни, вкладыши, прокладки головки блока, поршневые кольца, топливная аппаратура.
Предлагаем к поставке шатунные вкладыши 3304-25/26 и коренные вкладыши 301-82/83-5, изготовленные из биметаллической ленты сталь-сплав АО-20-1. Антифрикционный сплав АО-20-1 по своим физико-механическим свойствам не уступает свинцовистой бронзе С30. Вкладыши изготавливаются всех ремонтных размеров.
Номенклатура запасных частей двигателей Д6-Д12 (6ЧН 15/18)
ГОЛОВКА БЛОКА |
||
1 |
Головка блока в сборе (правая, левая) |
СБ1206-01-4 |
2 |
Головка блока не снаряженная клапанами (правая,лев.) |
1206-16-1 |
3 |
Прокладка головки блока (алюминиевая) |
01.08.3303 |
4 |
Уплотнение газового стыка (медь) |
20-01-52-03 |
5 |
Прокладка под крышку головки блока (паронит) |
306-83-1А |
6 |
Прокладка под лючок крышки |
306-77 |
7 |
Кольцо уплотнительное перелива (бочата) |
303-10-2 |
8 |
Трубка перепуска воды |
303-18-1А |
9 |
Направляющая клапана |
506-17-7 |
10 |
Седло клапана впуска |
306-22-1 |
11 |
Седло клапана выпуска |
306-23-1 |
12 |
Клапан впускной |
306-06-3 |
13 |
Клапан выпускной |
306-07-3 |
14 |
Кольцо уплотнительное направляющей втулки клапана |
506-100 |
15 |
Вал распределительный впуска |
507-06 |
16 |
Вал распределительный выпуска |
507-15 |
17 |
Подшипник распредвала |
СБ506-04 |
18 |
Подшипник упорный распредвала |
СБ306-03-3 |
19 |
Прокладка под впускной коллектор |
306-89 |
20 |
Прокладка под выпускной коллектор (крайние, 5 отв.) |
1206Н-116 |
21 |
Прокладка под выпускной коллектор (средние, 4 отв.) |
506-116 |
22 |
Съемник форсунок |
СБ330-867-1 |
23 |
Щипцы для проворачивания тарелей клапанов |
СБ530-07-1 |
24 |
Вилка для отжатия замка клапана газораспределения |
СБ530-06-1 |
25 |
Щуп для регулировки зазоров клапанов |
530-70 |
27 |
Валик наклонный |
508-67-1 |
28 |
Шестерня распредвала впуска |
СБ307-03-1 |
29 |
Шестерня распредвала выпуска |
СБ307-04-1 |
РУБАШКА ЦИЛИНДРОВ,ЦИЛИНДРО-ПОРШНЕВАЯ ГРУППА |
||
30 |
Рубашка цилиндров (без втулок) |
503-03-3 |
31 |
Рубашка цилиндров в сборе со втулками (1-я серия) |
СБ 503-00-1 |
32 |
Рубашка цилиндров в сборе со втулками (2-я серия) |
СБ 503-00-21 |
33 |
Гильза цилиндра |
503-07-2 |
34 |
Кольцо уплотнительное гильзы цилиндра (плоское) |
303-11А |
35 |
Кольцо уплотнительное гильзы цилиндра (круглое) |
303-12 |
36 |
Поршень 3-хколечный |
504-05-18-1 |
37 |
Кольцо компрес.(трапеция) (для поршня 3-хколечного) |
20-04-06-1 |
38 |
Кольцо маслосъемное (для поршня 3-хколечного) |
20-04-08-6 |
39 |
Поршень 5-тиколечный |
504-05-13 |
40 |
Кольцо компрес.(прямоуг.) (для поршня 5-тиколеч.) |
3304-06 |
41 |
Кольцо маслосъемное (для поршня 5-тиколечного) |
304-08-3М |
42 |
Палец поршневой |
304-10-2 |
43 |
Заглушка поршневого пальца |
304-11-4 |
44 |
Втулка ВГШ |
304-13-3 |
45 |
Вкладыш коренной с припуском на обработку (пара) |
501-82/83-5 |
46 |
Вкладыш коренной без припуска (пара) |
501-82/83-17 |
47 |
Вкладыш опорно-упорный с припуском на обраб (пара) |
501-82/83-1 |
48 |
Вкладыш опорно-упорный без припуска (пара) |
501-84/85-17 |
49 |
Вкладыш уплотнения коленвала с припуском (пара) |
501-99/100-1 |
50 |
Вкладыш уплотнения коленвала без припуска (пара) |
501-99/100-2 |
51 |
Вкладыш шатунный с припуском на обработку (пара) |
3304-25/26 |
52 |
Вкладыш шатунный без припуска (пара) |
1204-25/26 |
53 |
Манжета с пружиной привода ТНВД |
СБ308-170 |
54 |
Манжета с пружиной привода генератора |
СБ411-96-1 |
55 |
Гайка |
301-20-2 |
СИСТЕМА СМАЗКИ |
||
56 |
Насос масляный |
СБ 512-00-6-01 |
57 |
Насос электромаслопрокачивающий |
СБ 546М-00-1 |
58 |
Манжета с пружиной маслопрокачивающего насоса |
СБ3346-07 |
59 |
Ручной маслопрокачивающий насос |
СБ580-00-2 |
60 |
Втулка уплотнительная сливной трубы с головки (рез.) |
320-57-2А |
61 |
Прокладка под болт и ред. клапан маслофильтра |
413-94А |
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА |
||
62 |
ТНВД на главный двигатель |
СБ527-00-3 |
63 |
ТНВД на диз.генератор с катарактой |
СБ527-00-8 |
64 |
ТНВД на 3Д6Н |
СБ527-00-3-06 |
65 |
Ремонт ТНВД |
|
66 |
Плунжерная пара д=10 на главный двиг.(1 скос) |
СБ327-07-1 |
67 |
Плунжерная пара д=10 на диз.генератор (2 скоса) |
СБ527-07-02 |
68 |
Плунжерная пара д=12 (с наддувом) |
СБ527-07-3 |
69 |
Пружина плунжера |
3327-79-1А |
70 |
Клапан нагнетательный |
01.08.3327 |
71 |
Прокладка капролоновая нагнетательного клапана |
3327-61-2А |
72 |
Пружина нагнетательного клапана |
3327-78-1 |
73 |
Толкатель ТНВД в сборе |
СБ527-15-1 |
74 |
Вал кулачковый |
527-41 |
75 |
Подшипник скольжения кулачкового вала разъемный |
СБ327-13-1 |
76 |
Шарикоподшипник кулачкового вала № 205 |
327-46 |
77 |
Манжета армированная вала ТНВД (25х40х10) |
СБ327-18-1А |
78 |
Форсунка |
517-00-8 |
79 |
Кольцо уплотнительное под форсунку (медное) |
317-22 |
80 |
Гайки крепления форсунок |
306-71-1 |
81 |
Ролик толкателя ТНВД |
327-92А |
82 |
Клапан выключения подачи топлива |
СБ 527-20-5 |
83 |
Распылитель 140х7х0,25 |
СБ517-01-1 |
84 |
Распылитель 140х8х0,3 |
СБ517-01-2 |
85 |
Трубки нагнетательные 2-хконтурные (к-т) Д6 |
СБ 523-01/06-2 |
86 |
Трубки нагнетательные 1-ноконтурные (к-т) Д 6 |
СБ 523-08/09-2 |
87 |
Трубки нагнетательные 1-ноконтурные (к-т) Д 12 |
1223-33/36 |
88 |
Трубка отвода топлива |
СБ-1-523-07-1 |
89 |
Кольцо уплотнительное трубки отвода топлива (рез.) |
523-31-1А |
90 |
Насос топливоподкачивающий (БНК) |
532-00 СБ |
91 |
Шайба упругая привода ТНВД |
334-09-1 |
92 |
Приспособление для опрессовки форсунок |
СБ530-11 |
93 |
Манометр для опрессовки форсунок |
МТП-100 (400 кг/см2) |
94 |
ТНВД с катарактой |
СБ 1227-00-6 |
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ |
||
95 |
Охладитель водо-водяной Д6 |
СБ575-00-10-1 |
96 |
Охладитель водо-водяной Д12 |
СБ1275-00-10-1 |
97 |
Охладитель водо-масляный Д6 |
СБ575-00-20-1 |
98 |
Охладитель водо- масляный Д12 |
СБ1275-0020-1 |
99 |
Регулятор температуры |
РТП-32-80-1 |
100 |
Насос забортной воды НЗВ |
СБ 584-01-25 |
101 |
Шестерня коническая малая НЗВ |
584-16-81 |
102 |
Валик с крыльчаткой НЗВ |
СБ584-52-83 |
103 |
Шарикоподшипник НЗВ |
46305Л |
104 |
Шарикоподшипник НЗВ |
106 |
105 |
Манжета с пружиной (сальник) НЗВ 30*52*10 |
Сб.20-39-85-1 |
106 |
Кольцо уплотнительное НЗВ |
584-28-80 |
107 |
Диск (композит) НЗВ |
СБ584-11-82 |
108 |
Манжета НЗВ |
584-90-82 |
109 |
Кольцо уплотнительное НЗВ |
584-18-80 |
110 |
Шайба (латунь) НЗВ |
584-14-80 |
111 |
Насос внутреннего контура Д6 |
СБ 511-00-55 |
112 |
Насос внутреннего контура Д12 |
СБ1211-00-55 |
113 |
Шарикоподшипник НВК |
303 |
114 |
Манжета с пружиной НВК |
511-96-3 |
115 |
Амортизатор |
311-100-55 |
116 |
Шайба уплотнения НВК (графит) |
311-13-55 |
117 |
Гофр-сальник НВК |
411-73-2А |
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ, ПРИБОРЫ |
||
118 |
Стартер |
СТ-722, СТ-724 |
119 |
Генератор |
Г-3000 |
120 |
Реле-регулятор напряжения |
РРТ-32, РНТ-32 |
121 |
Муфта привода зарядного генератора |
СБ509-41-3 |
122 |
Термометр дистанционный (капилляр 6 м) |
ТКП-60/3М-6 |
123 |
Термометр дистанционный (капилляр 12 м) |
ТКП-60/3М-12 |
124 |
Термометр дистанционный (капилляр 16 м) |
ТКП-60/3М-16 |
125 |
Манометр дистанционный (капилляр 6 м) |
МТП-60С1-М1-6 |
126 |
Манометр дистанционный (капилляр 12 м) |
МТП-60С1-М1-12 |
127 |
Манометр дистанционный (капилляр 16 м) |
МТП-60С1-М1-16 |
128 |
Реле стартера (контактор) ТКС601 ДОД |
ТКС601 ДОД |
129 |
Реле маслопрокачивающего насоса |
ТКС 101 ДОД |
130 |
Вольтамперметр с шунтом |
ВА-240 |
131 |
Прибор показывающий тахометра |
ТМи3М |
132 |
Преобразователь первичный тахометра |
Д-2 ММ |
133 |
Электродвигатель маслопрокачивающего насоса |
МН-1 |
134 |
Выключатель стартера ВК-317А2 |
|
135 |
Датчик-реле температуры воды, масла |
КРМ (ТАМ-102) |
136 |
Датчик-реле давления |
КРМ (ДЕМ-102) |
РЕВЕРС-РЕДУКТОР |
||
137 |
Реверс-редуктор |
СБ525-01-13-005 |
138 |
Диск трения Д6 |
СБ525-04-1 |
139 |
Диск трения Д12 |
СБ1225-05 |
140 |
Сегмент диска трения |
525-96-1 |
141 |
Заклепка трубчатая |
525-98-2 |
142 |
Диск средний Д 6 |
СБ525-58-2 |
143 |
Диск средний Д 12 |
1225-17-2 |
144 |
Вилка включения |
СБ525-16-5 |
145 |
Вал переднего хода Д6 |
525-56-6А |
146 |
Вал заднего хода Д6 |
525-156-2А |
147 |
Вал переднего хода Д12 |
СБ1225-08-3 |
148 |
Вал заднего хода Д12 |
СБ1225-26-4 |
149 |
Серьга |
525-93 |
150 |
Валик включения РРП |
525-47-5 |
151 |
Валик вилки включения РРП |
525-67-2 |
152 |
Бугель шариковый |
СБ 525-09-6 |
153 |
Ролик включения в сборе |
СБ 525-02-1 |
154 |
Ведушая шестерня переднего хода |
525М 48-03 |
155 |
Ведомая шестерня переднего хода |
525М 49-04 |
156 |
Кулачок |
525-15-1 |
РАЗНОЕ |
||
157 |
Палец резиновый соединения двигатель.генератор |
У 36-16-14-2 |
158 |
Фильтроэлемент топливный |
И-407 |
159 |
Фильтроэлемент масляный (150х56х367) |
«Нарва 6-4» |
160 |
Фильтроэлемент масляный (150х56х183) |
«Волга-32» |
161 |
Прокладки медные диаметр 8, 10, 12, 14 мм |
|
162 |
Прокладки медные диаметр 16, 18, 20, 27 мм |
|
163 |
Шайба уплотнения НВК (текстолит) |
Скачать полную номенклатуру запасных частей Д6/Д12 (информация ОАО»Барнаултрансмаш»)
Комментарии к спецификации-номенклатуре:
Настоящая cпецификация-номенклатура запасных частей разработана в связи с тем, что после издания каталогов дизелей типа Д6 и Д12 внедрено большое количество конструктивных и технологических мероприятий с целью совершенствования конструкций, повышения технико-экономических параметров, технологичности производства и т.п.
Внедренные мероприятия, естественно, повлекли за собой изменения узлов и деталей, их обозначения, а в некоторых случаях и потерю взаимозаменяемости. По прошествии определенного времени, после внедрения изменений, отдельные узлы и детали сняты с производства и более не выпускаются.
Изложенное необходимо учитывать при подборе и заказе узлов и деталей дизелей в запасные части. Для этой цели ниже приводится перечень основных конструктивных изменений и, по возможности, сроки их внедрения.
1. В 1991 году внедрены шатуны СБ504-02А-1, СБ1204-02А-1, СБ1204-03А-1 без механической обработки наружных поверхностей (шатуны с «черным» стеблем). В связи с изменением массы шатунов замена их возможна только всем комплектом.
2. С 1988 года на дизелях типа Д12 внедрен палец прицепного шатуна 1204-21 повышенной жесткости (без внутренней полости, с одним маслоподводящим отверстием, без фиксации штифтом) вместо пальца СБ304-21-1.
Взаимозаменяемость сохраняется с обязательной заменой всего комплекта пальцев в дизеле и постановкой вкладышей СБ1204-25/26 с маслоподводящей канавкой. Допускается выполнение канавки в имеющихся вкладышах.
3. На дизелях 1Д6БА, 1Д6КС, 7Д6ДС и типа 1Д6БГ с октября 1995 года внедрен картер Сб.501-01-9-03 с мехобработкой 1-го отсека для установки коленвала СБ505-01-10-01 с антивибратором вместо картера СБ501-01-9 и коленвала СБ505-01-6-01 без антивибратора.
4. Со 2 кв.1989 года на дизелях внедрены поршни с овально-бочкообразной формой из высококремнистого алюминиевого сплава в комплекте со стальными компрессионными кольцами трапецеидального сечения и чугунным маслосъемным кольцом скребкового типа с экспандером; комплект 3-х колечного поршня СБ504-05-7, а для некоторых марок дизелей (серии 2) комплект 4-х колечного поршня СБ504-05-9 (с дополнительным плоским маслосъемным кольцом). В 1998 году 4-х колечные поршни внедрены на все марки дизелей.
При ремонте дизелей допускается применение 3-х или 4-х колечных поршней комплектно для всех цилиндров по согласованию с потребителем.
5. С августа 1997 года внедрена рубашка блока цилиндров типа СБ503-03-21 (для дизелей типа Д12 СБ503-03-21-01 правая, СБ503-03-21-02 левая) из чугунного сплава с увеличенной жесткостью зоны газового стыка и межцилиндровых перегородок, с индивидуальным подводом охлаждающей жидкости к каждому цилиндру и дроссельным рядом отверстий перепуска охлаждающей жидкости из рубашки в головку с изменением диаметров отверстий от 1-го к 6-му цилиндру.
В связи с этим правая и левая рубашки не взаимозаменяемы. Уплотнительные кольца анкерных колодцев 303-38 заменены на 503-38-1.
6. Для рубашек блоков типа СБ503-03-21 внедрены измененные головки СБ1206-01-5 правая и СБ1206-02-5 левая с удлиненными податливыми сшивными шпильками и увеличенной глубиной камеры сгорания под бурт втулки цилиндров. Головки не взаимозаменяемы с ранее применявшимися.
7. С целью повышения надежности стыка рубашки с головкой одновременно с измененными рубашками и головками внедрено уплотнение газового стыка индивидуальными для каждого цилиндра кольцами 20-01-52-03 из отожженной меди вместо сплошной алюминиевой прокладки.
8. Для измененных рубашек и головок цилиндров внедрены втулки цилиндров (гильзы) 503-07-4 с уширенным буртом и радиальным уплотнением резиновыми кольцами в обоих посадочных поясах (одно кольцо 303-12 круглого сечения в верхнем и четыре кольца 20-01-51-1 прямоугольного сечения в нижнем поясе).
С IV кв.1998 года начато производство втулок цилиндров из высокопрочного чугуна бейнитного класса ВЧ60 ГОСТ 7293-85, имеющего высокие механические свойства, более высокую износостойкость и способность гасить вибрационные колебания по сравнению со стальными:
— 503-07-17Б — для поставки в запчасти взамен 503-07-2 при применении их в рубашках СБ503-03-3 и СБ303-03-14;
— 503-07-18Б — для комплектации вновь выпускаемых дизелей и поставки в запчасти взамен 503-07-4 при применении в рубашках типа СБ503-03-21.
По установочным размерам, уплотнению водяной полости, конструктивному выполнению газового стыка чугунные втулки взаимозаменяемы с соответствующими стальными.
9. В связи с выполнением на рубашках цилиндров типа СБ503-03-21 канала индивидуального подвода охлаждающей жидкости изменены трубопроводы подвода жидкости к блокам :
— для дизелей типа Д6 и Д6Н трубопровод 521-06-4 заменен на 521-06-7;
— для дизелей 1Д6БА, 1Д6ВБ, 1Д6КС, 7Д6ДС, 7Д6-150АФ и типа 1Д6БГ, предназначенных для агрегатов с системами подогрева, трубопровод СБ521-01 заменен на СБ521-01-7;
— для дизелей типа Д12 и Д12Н трубопроводы 1221-06-4 и 1221-10-4 заменены на 1221-06-7 и 1221-10-7 соответственно;
— для дизеля 1Д12БМС2 трубопровод СБ1221-02 правого блока заменен на СБ1221-02-7;
— для дизелей 1Д12В-300, 1Д12КС, Д12ДС, 7Д12А-1 и типа 1Д12В-300К, предназначенных для агрегатов с системами подогрева, трубопровод СБ521-01-01 правого блока заменен на СБ521-01-7-01.
На торцах каналов со стороны первых цилиндров устанавливаются патрубки 1203Н-20 для подсоединения трубопроводов вместо патрубков 303-15-2 и 1203-15, а со стороны шестых цилиндров (маховика) крышки:
— 1218-13-5 для дизелей типа Д6 и правого блока дизелей типа Д12;
— 1218-13-5-01 для левого блока дизелей типа Д12;
— 1218-13-5-02 для дизелей типа Д6Н и правого блока дизелей типа Д12Н;
— 1218-13-5-03 для левого блока дизелей типа Д12Н.На указанные крышки для подсоединения шлангов слива жидкости из выпускных коллекторов и отвода жидкости на турбокомпрессоры устанавливаются штуцеры 1218-40-100.
Трубопровод 521-03-10 подвода жидкости к турбокомпрессору для дизелей 1Д6Н-250, 2Д6Н-250 и 3Д6Н-235С2 заменен на СБ521-30-1, а аналогичные трубопроводы 1218Н-28 и 1218Н-33 для дизелей 1Д12Н-500, 2Д12Н-500С2 заменены на 1218Н-103 и 1218-33-103 соответственно.
На дизель-генераторах и электроагрегатах, оборудованных системами подогрева, изменен подвод горячей жидкости к блокам. Трубопроводы подсоединены к водяным полостям выпускных коллекторов со стороны маховика вместо подсоединения к рубашкам. Необходимые детали и узлы для измененного подсоединения приведены в «Номенклатуре-спецификации основных узлов и деталей дизель-генераторов и агрегатов, выпускаемых в запасные части».
10. В 1998 году внедрены клапаны газораспределения СБ506-06/07-2 с наплавкой рабочих фасок жаропрочным сплавом, изменена конструкция большой пружины. Для этих клапанов применяется: замок тарели 506-48 вместо 306-48-6, пружина 506-65 вместо 306-65-2А. Клапаны в сборе взаимозаменяемы.
11. С целью выполнения требований Правил Морского Регистра Судоходства по противопожарной защите («Солас») на судовых дизелях, подназорных Регистру, в 1988 году внедрены трубопроводы высокого и низкого давления измененной конструкции (ТВД с «чехлами», стальные трубопроводы без дюритовых соединений, объединенный слив топлива имеет место подсоединения реле контроля целостности ТВД и др.).
12. В IV кв. 1997 года внедрен отвод просочившегося топлива через верхнюю часть форсунок и крышки головок блоков (верхний слив). В связи с этим изменена конструкция форсунок, трубопроводов высокого давления, слива топлива и крышек головок. Вместо крышек СБ506-08-3 и 306-94-5 внедрены крышки СБ506-08-5 и СБ1206-09-2 с индивидуальными для каждого цилиндра лючками, закрытыми крышками, через которые осуществляется слив топлива. Вместо форсунок СБ517-00-8 и СБ517-00-8-01 внедрены форсунки СБ517-00-10 и СБ517-00-10-01 с колпаками для подсоединения трубопроводов слива топлива.
С 1986 года на форсунках применяется пружина повышенной несущей способности, что стабилизирует давление начала впрыска и увеличивает межрегулировочный период. Детали форсунок, кроме распылителя и щелевого фильтра, не взаимозаменяемы.
13. Усиленное крепление выпускных коллекторов к головкам (шпильки М10 вместо М8, на крайних фланцах введено по одной дополнительной шпильке).
Вновь выпускаемые коллекторы допускается устанавливать на ранее выпущенные дизели. И наоборот, старые коллекторы допускается дообрабатывать под шпильки М10. Для измененных коллекторов применяются прокладки под фланцы 1206Н-116-1 для крайних цилиндров и 506-116 для средних вместо 306-116.
14. Изменен подшипник скольжения в средних опорах кулачкового вала топливных насосов. Устанавливается полуподшипник 527-42-2 вместо подшипника СБ327-13-1.
15. Шариковые подшипники 205К ГОСТ 8338-75 кулачковых валов т/насосов заменены на роликовые конические подшипники 7205 ГОСТ 333-79. Букса подшипника СБ527-03-3 заменена буксой СБ527-03-2.
16. В 1994-95 годах на дизелях типа Д6 и Д12 вместо генераторов Г-731А, Г-732В и Г-74 внедрен унифицированный генератор Г-7802.3701 переменного тока мощностью 3 кВт со встроенными полупроводниковым выпрямителем, регулятором напряжения и устройством подавления помех радиоприему. В связи с этим реле-регулятор РРТ-32 и фильтр радиопомех Ф-1 более не применяются.
Для установки генератора Г-7802.3701 на вновь выпускаемых дизелях в муфте привода применен ведомый фланец 509-46-3 вместо 509-46-1. Для установки генератора на дизелях выпуска до 1994-95 гг. необходимо применять ведомый фланец 509-46-4.
17. С 1995 года на главных судовых дизелях внедрен унифицированный реверс-редуктор с многодисковой гидроуправляемой муфтой сцепления. Новый реверс-редуктор имеет передаточные отношения для всех модификаций дизелей типа 3Д6, 3Д6Н и 3Д12А: на передний ход 1:2,04 или 1:2,95 и на задний ход 1:2,18 (у дизелей типа 3Д6Н и 3Д12А передаточное отношение не изменилось). В обоснованных случаях дизели 3Д6С2 и 3Д6ЛС2 с редукцией на передний ход 1:2,95 могут изготавливаться с редукцией на задний ход 1:2,61. Реверс-редукторы с указанной редукцией на задний ход могут так же изготавливаться и для замены в ранее выпущенных дизелях 3Д6 и 3Д6Л с редукцией на п/х 1:3,07.
Новые реверс-редукторы для дизелей левого вращения отличаются от правого зеркальным расположением маслонасоса и маслофильтра. Соединение реверс-редуктора с маховиком дизеля осуществляется упругой резино-пальцевой муфтой, которую необходимо заказывать одновременно с новым реверс-редуктором. Все вновь выпускаемые дизели типа 3Д6, 3Д6Н и 3Д12А комплектуются унифицированной соединительной муфтой, для чего присоединительные размеры маховиков дизелей типа 3Д6 выполнены одинаковыми с маховиками дизелей 3Д6Н, 3Д12А.
Поэтому с 1995 года на дизелях 3Д6С2 и 3Д6С применяется коленчатый вал с маховиком СБ505-01-4 вместо СБ505-01-6, а на дизелях 3Д6ЛС2 и 3Д6СЛ СБ505Л-01-4А вместо СБ505Л-01-4.
Для замены реверс-редукторов старой конструкции на новые на дизелях типа 3Д6, выпущенных до 1995 года, резино-пальцевая муфта поставляется с размерами применительно к имеющимся на них маховикам (муфта с 16-ю пальцами). Реверс-редукторы в сборе старой конструкции Сб.525-00-4/00-7, Сб.1225-00-5 и Сб.1225Н-00 не выпускаются и в запчасти не поставляются, а производство их деталей, узлов сохранено для поставки в запасные части на период насыщения эксплуатирующих организаций новыми реверсами.
18. В 1996 г для соединения с приводимыми механизмами на дизеле 1Д6-150С2 внедрена упругая резиново-пальцевая муфта СБУ07-16-00-1, допускающая большие несоосность и излом осей по сравнению с пластинчатой муфтой.
19. В 2000 году начато освоение производства многодисковой гидроуправляемой муфты сцепления для дизелей типа 2Д6Н-250, 2Д12Б и 2Д6С2. При замене муфты СБ1226-00-2 на ранее выпущенных дизелях 2Д6Н, 2Д12Б необходимо дополнительно заказать детали и узлы для соединения с маховиком и трубопроводы для соединения системы охлаждения муфты с системой дизеля.
20. С 2000 года на дизелях 7Д12, 7Д12А-1 7Д12А-2 применяется коленчатый вал СБ1205-01-29 вместо СБ1205-01-25 в связи с заменой генераторов серии МСК на более совершенные генераторы серии БГ с бесщеточной системой возбуждения, меньшего веса и габаритов в судовых дизель-генераторах.
В связи с тем, что номенклатура дизелей типа Д6 и Д12 большая, они отличаются друг от друга техническими характеристиками, комплектацией агрегатами и узлами в зависимости от назначения, отдельные узлы, агрегаты и детали их имеют конструктивные отличия и разные обозначения.
Поэтому для правильного подбора необходимых узлов и деталей необходимо обязательно в заявке на запасные части указывать конкретные марки (обозначения) дизелей, для которых они заказываются, год выпуска или полный заводской номер, а при заказе реверс-редуктора дополнительно направление вращения дизеля, передаточное отношение редуктора на передний ход.