БИБЛИОГРАФИЯ
1 ГОСТ 52279-2004.
Демпферы гидравлические подвижного состава железных дорог.
2 ССФЖТ ЦТ-ЦЛ-ЦВ 111-2001.
Гидравлические демпферы подвижного состава железнодорожного транспорта. Типовая
методика испытаний. М., 2001.
3 ТУ
3183-508-05744521-98. Гидравлические демпферы подвижного состава ж/д.
4 Э 2508.00.00 ТО. Гасители колебаний УГ.
Техническое описание и инструкция по эксплуатации.
5 26Т.081.00.000.
Руководство по техническому обслуживанию и ремонту гидравлических амортизаторов
черт. 26Т.081.00.000.
6
Электровоз ВЛ 11: Руководство по эксплуатации. Тбил. произв. об-ние
электровозостроитель; Под ред. Г.И. Чиракадзе, О.А. Кикнадзе. М., Транспорт,
1983.
7 Электровоз ВЛ 8: Руководство по
эксплуатации. М-во электротехн. пром. СССР. Тбилисский электровозостроительный
з-д им. В.И. Ленина. М., Транспорт, 1982.
8 Электровоз ВЛ 80с:
Руководство по эксплуатации/Н.М. Васько, А.С. Девятков, А.Ф. Кучеров и др.;
Всесоюз. науч.-исслед. проект.-констр. и технол. ин-т электровозостроения
Новочерк. электровозостроит. з-д. М., Транспорт.2001.
9 Электровоз ВЛ 85.
Руководство по эксплуатации/Тушканов Б.А., Пушкарёв Н.Г., Позднякова Л.А. и др.
-М. Транспорт, 1992.
10 Соколов М.М., Варава
В.И., Левит Г.М. Гасители колебаний подвижного состава. Справочник. М.
Транспорт, 1985.
11 Евстратов А.С.
Экипажные части тепловозов. М., Машиностроение, 1987.
12 Ремонт
электроподвижного состава железных дорог. Пособие мастеру депо. Справочник/А.М.
Нестеров, С.В. Колокольников, Е.М. Плохов. М., Транспорт, 1988.
13 Текущий ремонт и
техническое обслуживание электровозов постоянного тока/С.Н. Красковская, Э.Э.
Ридель, Р.Г. Черепатенец. М., Транспорт, 1989.
14 Повышение надёжности
экипажной части тепловозов/А.И. Беляев, Б.Б. Бунин, С.М. Голубятников и др..
под. Ред. Л.К. Добрынина. М., Транспорт, 1984.
15 ТУ 32 ЦТ 2244-97
Гидравлические гасители колебаний типа УГ.
16 Э 2508.00.00 ТО
Техническое описание и инструкция по эксплуатации гасителей колебаний типа УГ.
17 Тепловоз 2 ТЭ 10В:
Руководство по эксплуатации и обслуживанию. М., Транспорт, 1975.
18 Быков В.Г., Морошкин
В.Н., Серделевич Г.Е., Хлебников Ю.В., Ширяев В.М. Пассажирский тепловоз ТЭП 70. М., Транспорт, 1976.
19 Правила технического
обслуживания и текущего ремонта тепловозов типа ТЭ3 и
ТЭ 10: ЦТ/4410. М.,
Транспорт.
20 Тепловоз ТЭМ 2У:
Руководство по эксплуатации и обслуживанию. М., Транспорт, 1983.
21 С.П. Филонов, А.И.
Гибалов, В.Е. Быковский и др. Тепловоз 2ТЭ116. М., Транспорт, 1985.
22 Нотик З.Х. Тепловозы
ЧМЭ 3, ЧМЭ 3Т: Пособие машинисту. М., Транспорт, 1990.
23 Курасов Д.А., Эльперин В.И. Справочник технолога по
ремонту электроподвижного состава железнодорожного транспорта. К., Техника,
1989.
24 Васько Н.М., Девятков
А.С., Кучеров А.Ф. и др. Электровоз ВЛ 80С. М., Транспорт, 1990.
25 ОСТ 24.153.01-87.
Демпферы гидравлические рельсового подвижного состава.
26 Демпферы
гидравлические подвижного состава ж/д. Руководство по ремонту 677.000 РК.
ЛИСТ
РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
Номера листов |
Всего листов (стр.) |
№ доку-ментов НТД |
Входящий № |
Под-пись |
Дата |
||||
Изм. |
Изме-ненных |
Заменен-ных |
Новых |
Аннули-рованных |
|||||
ГОСТ Р 52279-2004
Группа Д55
ОКС 45.080
ОКП 31 8383
Дата введения 2005-07-01
Задачи, основные принципы и правила проведения работ по государственной стандартизации в Российской Федерации установлены ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения» и ГОСТ Р 1.2-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным Государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава» (ФГУП ВНИКТИ) МПС России, Федеральным Государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (ФГУП ВНИИЖТ) МПС России, Государственным научно-исследовательским институтом вагоностроения (ГосНИИВ)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 236 «Тепловозы и путевые машины»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. N 106-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе «Национальные стандарты», а текст этих изменений — е информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе «Национальные стандарты»
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на телескопические гидравлические демпферы (далее — демпферы), применяемые в рессорном подвешивании локомотивов, пассажирских вагонов локомотивной тяги, трамваев и вагонов метрополитена, моторвагонного и специального подвижных составов (далее — подвижной состав).
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 2.106-96 Единая система конструкторской документации. Текстовые документы
ГОСТ 2.601-95 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы
ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования
ГОСТ 15.309-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения
ГОСТ 26.020-80 Шрифты для средств измерений и автоматизации. Начертания и основные размеры
ГОСТ 27.410-87 Надежность в технике. Методы контроля показателей надежности и планы контрольных испытаний на надежность
ГОСТ 515-77 Бумага упаковочная битумированная и дегтевая. Технические условия
ГОСТ 982-80 Масла трансформаторные. Технические условия
ГОСТ 2991-85 Ящики дощатые неразборные для грузов массой до 500 кг. Общие технические условия
ГОСТ 6613-86 Сетки проволочные тканые с квадратными ячейками. Технические условия
ГОСТ 6794-75 Масло АМГ-10. Технические условия
ГОСТ 8828-89 Бумага-основа и бумага двухслойная водонепроницаемая упаковочная. Технические условия
ГОСТ 12549-80 Вагоны пассажирские магистральные железных дорог колеи 1520 (1524) мм. Окраска. Технические требования
ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 20734-75 Жидкость рабочая 7-50С-3. Технические условия
ГОСТ 23170-78 Упаковка для изделий машиностроения. Общие требования
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю «Национальные стандарты», составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 демпферная жидкость: Масло (жидкость), применяемое в демпферах в качестве рабочей жидкости.
3.2 контрольная скорость: Амплитудное значение скорости перемещения одной из точек крепления демпфера при гармоническом законе ее перемещения и неподвижной второй точке крепления демпфера.
3.3 полный ход поршня: Наибольшее перемещение поршня демпфера в рабочем цилиндре от предельно сжатого до предельно растянутого положения демпфера.
3.4 рабочая диаграмма демпфера: Графическая зависимость силы сопротивления, развиваемой демпфером при гармоническом законе перемещения одной из точек крепления, от ее перемещения при неподвижной второй точке крепления демпфера.
3.5 площадь рабочей диаграммы: Значение работы, совершаемой демпфером за один полный цикл колебаний.
3.6 силовая характеристика демпфера: Зависимость силы сопротивления, развиваемой демпфером при гармоническом законе перемещения одной из точек крепления, от скорости ее перемещения при неподвижной второй точке крепления демпфера.
4 Классификация, основные параметры и размеры
4.1 Типы демпферов, применяемые на подвижном составе, и их назначение приведены в таблице 1.
Таблица 1
Обозначение типов демпферов |
Расположение демпфера в рессорном подвешивании |
Назначение |
Ц |
Центральное подвешивание без ограничения угла установки от вертикального до горизонтального положения |
Гашение вертикальных и горизонтальных колебаний кузова и тележки |
ЦВ |
Центральное подвешивание. Угол установки от вертикального положения — не более 45° |
Преимущественное гашение вертикальных колебаний кузова и тележки |
ЦГ |
Центральное подвешивание. Угол установки от горизонтального положения — не более 45° |
Преимущественное гашение горизонтальных колебаний кузова и тележки |
ДВЛ |
Близкое к продольному расположение вдоль боковин тележек |
Гашение колебаний виляния тележки |
БВ |
Буксовое подвешивание. Угол установки от вертикального положения — не более 30° |
Гашение колебаний галопирования, подпрыгивания и боковой качки рамы тележки |
БГ |
Буксовые связи, система подвешивания тяговых двигателей и редукторов с рамой тележки. Угол установки от горизонтального положения — не более 30° |
Стабилизация движения колесных пар и гашение горизонтальных колебаний тяговых двигателей и редукторов |
4.2 Габаритные и присоединительные размеры демпферов: длина в сжатом состоянии, ход поршня, максимальный наружный диаметр, размеры крепительных элементов, а также масса демпфера и тип демпферной жидкости должны быть установлены в технических документах и конструкторской документации на демпфер конкретного типа.
4.3 Пример условного обозначения демпфера гидравлического рельсового подвижного состава типа ЦВ с ходом поршня 190 мм, силой сопротивления на ходе растяжения 9 кН / на ходе сжатия 12 кН при минимальной контрольной скорости перемещения 0,075 м/с и силой сопротивления на ходе растяжения 15 кН / на ходе сжатия 20 кН при максимальной контрольной скорости перемещения 0,3 м/с:
Демпфер ЦВ-190-9/12-0,075-15/20-0,3 ГОСТ Р 52279-2004
То же, в исполнении УХЛ:
Демпфер ЦВ-190-9/12-0,075-15/20-0,3 УХЛ ГОСТ Р 52279-2004.
5 Общие технические требования
5.1 Характеристики
5.1.1 Демпферы должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта по конструкторской документации (КД), утвержденной в установленном порядке.
5.1.2 Демпферы следует изготовлять в исполнении У для категории размещения 1 по ГОСТ 15150. Допускается изготовление демпферов в исполнении УХЛ той же категории размещения по согласованию между заказчиком и изготовителем.
5.1.3 Рабочую диаграмму P(S) или силовую характеристику P(V) демпферов записывают на стенде при температуре окружающей среды от 15 до 35 °С в скоростном диапазоне перемещения точки крепления до 0,3 м/с — для демпферов типов Ц, ЦВ, ЦГ и ДВЛ; до 0,6 м/с — для демпферов типов БВ и БГ.
Контрольные скорости перемещения точек крепления, при которых определяют силы сопротивления, должны быть:
— 0,075; 0,15 и 0,3 м/с — для демпферов типов Ц, ЦВ, ЦГ;
— 0,02; 0,15 и 0,3 м/с — для демпферов типа ДВЛ;
— 0,075; 0,15; 0,3 и 0,6 м/с — для демпферов типов БВ, БГ.
По согласованию между изготовителем и заказчиком допускаются другие контрольные скорости перемещения, начиная с 0,02 м/с, для определения сил сопротивления, охватывающие дроссельный и клапанный режимы работы демпфера, в том числе с обязательной реализацией максимальной контрольной скорости, при этом амплитуда перемещения точки крепления должна быть не менее 12 мм.
Проверку сил сопротивления демпферов типов Ц, ЦВ и ЦГ по согласованию между заказчиком и изготовителем допускается проводить на стендах, обеспечивающих постоянство контрольной скорости перемещения поршня на полном ходу.
Номинальная и рабочая диаграммы, значение их площадей, а также силовая характеристика демпфера должны быть приведены в КД.
Отклонение скорости перемещения точек крепления — ±5%.
Отклонение сил сопротивления от номинальных значений — ±20%.
Отклонение площади рабочей диаграммы от площади номинальной диаграммы, приведенной в КД, при максимальной контрольной скорости перемещения — ±20%.
5.1.4 При повышении температуры демпфера до 80 °С, при испытании на стенде, уменьшение силы сопротивления не должно быть более 25% значения силы сопротивления, определяемой по 5.1.3 при контрольной скорости перемещения 0,15 м/с для всех типов демпферов без анализа формы диаграммы.
5.1.5 При охлаждении демпфера до нижнего значения рабочей температуры при условии эксплуатации, соответствующей его климатическому исполнению, с выдержкой при этой температуре не менее 2 ч увеличение силы сопротивления при испытании на стенде не должно быть более 50% силы сопротивления, определяемой по 5.1.3 при контрольной скорости перемещения 0,15 м/с для демпферов всех типов без анализа формы диаграммы.
5.2 Требования к конструкции
5.2.1 Демпферы должны иметь уплотнения резервуара и штока, препятствующие утечке демпферной жидкости и попаданию пыли и грязи во внутреннюю плотность* демпфера.
______________
* Текст соответствует оригиналу. — Примечание.
5.2.2 Поршень демпфера на всей длине хода должен перемещаться без заеданий.
5.2.3 Демпферы следует изготовлять с крепительными головками, обеспечивающими их работоспособность при возможных положениях демпферов во время эксплуатации подвижного состава.
5.2.4 Заправку демпферов демпферной жидкостью следует проводить дозирующими устройствами с фильтрацией через металлическую сетку нормальной точности N 016 по ГОСТ 6613 или ей равноценную по техническим документам предприятия-изготовителя.
5.3 Требования к материалам и окраске
5.3.1 В качестве демпферной жидкости следует применять: рабочую жидкость 7-50С-3 по ГОСТ 20734, масло АМГ-10 по ГОСТ 6794, трансформаторное масло Т-750 по ГОСТ 982.
Допускается применение других марок масел и рабочих жидкостей, не уступающих по своим показателям указанным маркам и соответствующих климатическому исполнению демпфера.
5.3.2 Демпферы должны быть окрашены в соответствии с требованиями ГОСТ 12549.
5.4 Требования надежности
5.4.1 Демпферы следует эксплуатировать без разборки и замены деталей не менее 300-600 тыс. км пробега подвижного состава в соответствии с периодичностью проведения ремонтных работ конкретного подвижного состава, при этом уменьшение сил сопротивления от номинального значения, приведенного в КД, допускается не более 25%.
5.4.2 Ресурс демпферов должен быть не менее 1200 тыс. км пробега подвижного состава.
5.4.3 Ресурс демпферов в стендовых условиях испытаний должен быть не менее:
— 1 млн. циклов — по низшей частоте при двухчастотном режиме колебаний при температуре демпферной жидкости (корпуса в заданной точке) не более 80 °С и максимальной скорости колебаний 0,2 м/с для демпферов всех типов в рабочем положении, соответствующем их установке на подвижном составе (скорости колебаний высокочастотной и низкочастотной составляющих должны быть равными);
— 2 млн. циклов — при одночастотном режиме при тех же температурных условиях и той же скорости колебаний для демпферов всех типов.
Критерии отказа — подтекание демпферной жидкости с каплепадением, появление в несущих элементах трещин или недопустимого износа, разрушение эластичных элементов узлов креплений, уменьшение сил сопротивления более 15% исходного значения перед началом испытаний, но не более 25% номинального значения.
5.5 Комплектность
5.5.1 Демпферы следует поставлять в собранном виде, заправленные рабочей жидкостью.
5.5.2 К каждому демпферу следует прилагать паспорт с результатами приемосдаточных испытаний, по требованию заказчика — руководство по эксплуатации по ГОСТ 2.601.
5.6 Маркировка
5.6.1 На каждом демпфере (в местах, указанных в КД) должна быть нанесена маркировка, содержащая:
— условный номер или товарный знак предприятия-изготовителя;
— условное обозначение демпфера;
— порядковый номер демпфера по системе нумерации предприятия-изготовителя;
— год и месяц изготовления;
— метку «низ» для демпферов типов ЦГ, БГ и ДВЛ;
— клеймо службы технического контроля;
— знак соответствия в системе сертификации (при необходимости).
Допускается маркировку выполнять на фирменной табличке, закрепленной на демпфере.
5.6.2 Высота знаков маркировки — не менее 6 мм. Шрифт — по ГОСТ 26.020.
5.6.3 Четкость надписей должна сохраняться в течение всего срока службы демпфера.
5.7 Упаковка
5.7.1 Демпферы, являющиеся объектом самостоятельной поставки, следует подвергать консервации.
Консервация демпферов должна соответствовать ГОСТ 9.014 применительно к изделиям группы II-I; вариант защиты — ВЗ-4; вариант внутренней упаковки — ВУО, ВУ-I.
5.7.2 Демпферы должны быть упакованы в деревянные ящики типа 2.1 или 3.1 по ГОСТ 2991, выстланные с внутренних сторон битумной бумагой по ГОСТ 515 или водонепроницаемой бумагой по ГОСТ 8828.
Допускается упаковывать демпферы в оборотную тару по документации предприятия-изготовителя.
Перемещение демпферов внутри ящика не допускается.
5.7.3 Маркировка транспортной тары — по ГОСТ 14192.
5.7.4 Сопроводительная документация, помещаемая в тару, должна быть упакована по ГОСТ 23170 и содержать следующие данные:
— наименование и товарный знак предприятия-изготовителя;
— условное обозначение демпферов (в случае, если в тару упакованы демпферы различных типов — условное обозначение каждого из демпферов);
— количество демпферов;
— дату упаковки;
— паспорт;
— штамп службы технического контроля.
6 Требования безопасности
6.1 Демпферная жидкость должна быть стойкой к воспламенению и нетоксичной.
Демпферная жидкость должна сопровождаться гигиеническим заключением и пожарным сертификатом предприятия — изготовителя жидкости.
7 Правила приемки
7.1 Для контроля соответствия демпферов требованиям настоящего стандарта следует проводить приемосдаточные и периодические испытания.
7.2 При приемосдаточных испытаниях каждый демпфер должен быть проверен на соответствие требованиям 4.2; 5.1.3; 5.2.1; 5.2.4; 5.3.2 настоящего стандарта.
7.3 При периодических испытаниях демпферы проверяют на соответствие требованиям 4.2; 5.1.3-5.1.5; 5.2.1-5.2.4; 5.4.3.
Испытаниям подвергают не менее двух демпферов каждого типоразмера не реже одного раза в два года. Среди различных модификаций типоразмера демпфера испытаниям подвергают демпфер с наиболее жесткой характеристикой.
7.4 При удовлетворительных результатах приемосдаточных испытаний на демпфер наносят клеймо службы технического контроля. При неудовлетворительных результатах испытаний хотя бы по одному из требований демпфер бракуют.
7.5 Результаты испытаний оформляют в соответствии с программой и методикой соответствующего вида испытаний, разработанной в соответствии с требованиями ГОСТ 2.106 и ГОСТ 15.309.
8 Методы контроля
8.1 Размеры демпферов (4.2) контролируют универсальным измерительным инструментом или специальными калибрами и приспособлениями, обеспечивающими необходимую точность.
8.2 Проверку хода поршня (4.2 и 5.2.2) следует проводить при помощи специального приспособления, обеспечивающего возвратно-поступательное перемещение крепительных головок.
Приспособление должно обеспечивать измерение размера между центрами крепительных головок демпфера в предельно сжатом () и предельно растянутом () состояниях с точностью до 1 мм.
Полный ход поршня , мм, вычисляют по формуле
. (1)
Результаты измерений должны находиться в пределах допусков, установленных КД.
Допускается перемещать крепительные головки вручную.
8.3 Проверку на соответствие требованиям 5.3.1 следует проводить по сертификатам.
8.4 Проверку сил сопротивления демпфера (5.1.3) следует проводить на стенде. Требования к устройству и принципу работы стендов приведены в приложении А.
Демпферы следует испытывать на контрольных скоростях, указанных в 5.1.3.
Максимальные силы сопротивления на ходах растяжения и сжатия определяют по рабочим диаграммам или силовой характеристике, запись которых проводят на стендах при установившемся режиме колебаний при температуре нижней части корпуса (40±5) °С. Отклонение сил сопротивления демпфера от номинального значения — по 5.1.3.
Отклонение площади рабочей диаграммы от номинальной, установленной при максимальной контрольной скорости перемещения, — по 5.1.3.
Температура окружающей среды — от 15 °С до 35 °С.
Допускается проводить контроль сил сопротивления после предварительной прокачки демпфера в течение 1 мин.
В случае появления на корпусе следов подтеканий демпферной жидкости дальнейшие испытания прекращают.
8.5 Проверку изменения сил сопротивления при повышенных температурах (5.1.4) проводят при испытаниях по 8.4.
Изменение сил сопротивления оценивают по снятой силовой характеристике или рабочей диаграмме на контрольной скорости перемещения 0,15 м/с при непрерывной работе стенда и достижении температуры нагрева корпуса демпфера 80 °С.
Измерение температуры нагрева рабочей жидкости демпфера проводят в нижней части корпуса демпфера.
8.6 Проверку изменения сил сопротивления при пониженных температурах (5.1.5) проводят при испытаниях по 8.4.
Демпфер охлаждают до минимальной температуры, соответствующей его климатическому исполнению, установленному в технических документах, и выдерживают в течение 2 ч в климатической камере, после чего устанавливают на стенд.
Изменение сил сопротивления оценивают по снятой силовой характеристике или рабочей диаграмме на контрольной скорости перемещения 0,15 м/с в течение 10-15 с без предварительной прокачки.
8.7 Контроль уплотнения резервуара и штока (5.2.1) следует проводить визуально после проведения испытаний по 8.4. Перед проверкой демпферы, предварительно обтертые, должны быть выдержаны в горизонтальном положении не менее 6 ч в чистом и сухом помещении при температуре от 15 °С до 35 °С. При этом демпферы должны быть сжаты до упора и разложены на чистые листы бумаги.
Следы подтеканий демпферной жидкости на резервуаре и масляные пятна на бумаге не допускаются.
8.8 Работоспособность демпфера при перекосах его узлов крепления по 5.2.3 проверяют на специальном стенде для испытаний на надежность по 8.9.
8.9 Показатели надежности (5.4.1 и 5.4.2) контролируют по данным статистического учета состояния и ремонта демпферов в эксплуатации в соответствии с требованиями ГОСТ 27.410 и РД 50.690 [1].
Выполнение требований 5.4.3 контролируют по результатам стендовых испытаний на надежность.
Стендовые испытания на надежность проводят на стенде. Требования к стенду и условия проведения испытаний — в соответствии с приложением Б.
8.10 Качество окраски демпферов (5.3.2) проверяют в соответствии с требованиями ГОСТ 12549.
9 Транспортирование и хранение
9.1 Условия транспортирования и хранения демпферов в части воздействия климатических факторов — по группе С ГОСТ 15150.
9.2 Условия транспортирования демпферов в части воздействия механических факторов — средние (С) по ГОСТ 23170.
9.3 Допускается многоярусное складирование демпферов в упаковке.
Приложение А (обязательное). Требования к стендам для контроля сил сопротивления демпферов
Приложение А
(обязательное)
А.1 Стенд с приводом, обеспечивающим перемещение поршня в демпфере по гармоническому закону
Стенд должен иметь:
— привод, обеспечивающий возвратно-поступательное перемещение одной из точек крепления демпфера по гармоническому закону при неподвижной второй точке крепления;
— устройство для измерения сил сопротивления демпфера с погрешностью не более 2% номинального значения без упругих элементов;
— устройство для регистрации рабочих диаграмм.
Стенд должен обеспечивать контроль демпферов с максимальным усилием сопротивления не менее 25 кН и иметь возможность изменения расстояния между осями крепления головок демпферов для их крепления на стенде.
Стенд должен иметь прибор для измерения температуры наружной поверхности демпфера от минус 50 °С до плюс 150 °С и ценой деления шкалы не более 2 °С.
При испытаниях демпфер следует устанавливать на стенде в положение, соответствующее рабочему. Поршень демпфера должен находиться в положении, близком к среднему относительно его полного хода.
В монтажных соединениях не должно быть зазоров или перекосов, обуславливающих возникновение ударных и поперечных относительно оси демпфера нагрузок.
Амплитуда колебаний от 12 до 50 мм и частота колебаний от 0,2 до 4 Гц привода стенда должны обеспечивать установленные настоящим стандартом контрольные скорости перемещения в соответствии с 5.1.3.
Допускается использование упругого элемента в устройстве для измерения сил сопротивления демпфера, при этом зарегистрированный ход поршня на максимальной контрольной скорости должен быть не менее 80% хода ползуна стенда, а значение реализуемой скорости испытаний на дроссельном режиме следует определять по зарегистрированному ходу поршня на каждой контрольной скорости.
А.2 Стенд с постоянной скоростью перемещения поршня демпфера
Стенд предназначен для контроля сил сопротивления демпфера центральной ступени подвешивания.
Стенд должен обеспечивать:
— перемещение поршня испытуемого демпфера до 100 мм;
— максимальную силу сопротивления 25 кН и иметь возможность изменения расстояния между осями крепления головок демпферов и их крепление на стенде;
— реализацию контрольных скоростей перемещения в соответствии с 5.1.3;
— разгон до заданной скорости на участке не более 10% полного хода поршня демпфера.
При испытаниях должен быть реализован ход поршня на (70±3) мм.
Силу сопротивления определяют как среднее значение за ход поршня в рассматриваемой части рабочей диаграммы. Из рассмотрения исключают по 15% полного хода поршня в зоне разгона при сжатии и растяжении.
Приложение Б (обязательное). Требования к стендам для проведения испытаний демпферов на надежность и условия проведения испытаний
Приложение Б
(обязательное)
Стендовые испытания на надежность проводят:
— при одночастотном режиме колебаний одной из крепительных головок демпфера частотой от 1,5 до 2,0 Гц, обеспечивающей амплитуду максимальной скорости точки крепления 0,2 м/с для демпферов типов Ц, ЦВ, ЦГ и ДВЛ;
— при двухчастотном режиме колебаний крепительных головок демпфера: одной — с низкой частотой от 1,5 до 2,0 Гц и второй — с высокой частотой от 4 до 5 Гц, обеспечивающих максимальную амплитуду скорости относительных колебаний точек крепления 0,2 м/с для демпферов всех типов, при этом скорости колебаний точек крепления низкочастотной и высокочастотной составляющих должны быть равными по 0,1 м/с.
Стенды должны быть оснащены системами охлаждения демпферов, измерения температуры, счетчиком числа циклов нагружения.
Установка демпферов на стендах должна соответствовать их рабочему положению на подвижном составе. Стенды должны обеспечивать возможность испытания демпферов с допускаемыми перекосами крепительных головок.
Температура демпферов во время испытаний должна быть не выше 80 °С. Место измерения температуры демпферов при испытаниях — в зоне днища резервуара со стенкой минимальной толщины.
Испытуемые демпферы должны быть заключены в кожухи-охладители водяного охлаждения. При этом должна быть обеспечена возможность измерения температуры демпфера в зоне днища.
Перед началом, во время и после испытаний следует записывать рабочие диаграммы (силовую характеристику) для проверки сил сопротивления демпферов в соответствии с требованиями 8.4.
Библиография
[1] РД 50.690-89 Надежность в технике. Методы оценки показателей надежности по экспериментальным данным
ГОСТ Р 55184-2012
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕМПФЕРЫ ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Общие технические условия
Hydraulic clampers for railway rolling stock. General specifications
ОКС 45.080
ОКП 31 8383
Дата введения 2014-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава» (ОАО «ВНИКТИ»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 «Железнодорожный транспорт»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 ноября 2012 г. N 1163-ст
4 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технических регламентов Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава», «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта»
5 ВЗАМЕН ГОСТ Р 52279-2004
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на телескопические гидравлические демпферы (далее — демпферы), применяемые в рессорном подвешивании локомотивов, моторвагонного подвижного состава, специального подвижного состава и пассажирских вагонов локомотивной тяги.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 8.568-97 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения
ГОСТ Р 54893-2012 Вагоны пассажирские локомотивной тяги и моторвагонный подвижной состав. Требования к лакокрасочным покрытиям и противокоррозионной защите
ГОСТ 2.106-96 Единая система конструкторской документации. Текстовые документы
ГОСТ 2.601-2006 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы
ГОСТ 8.050-73 Государственная система обеспечения единства измерений. Нормальные условия выполнения линейных и угловых измерений
ГОСТ 8.051-81 Государственная система обеспечения единства измерений. Погрешности, допускаемые при измерении линейных размеров до 500 мм
ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования
ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности
ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности
ГОСТ 15.309-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения
ГОСТ 26.020-80 Шрифты для средств измерений и автоматизации. Начертания и основные размеры
ГОСТ 27.301-95 Надежность в технике. Расчет надежности. Основные положения
ГОСТ 166-89 (ИСО 3599-76) Штангенциркули. Технические условия
ГОСТ 515-77 Бумага упаковочная битумированная и дегтевая. Технические условия
ГОСТ 1770-74 (ИСО 1042-83, ИСО 4788-80) Посуда мерная лабораторная стеклянная. Цилиндры, мензурки, колбы, пробирки. Общие технические условия
ГОСТ 1805-76 Масло приборное МВП. Технические условия
ГОСТ 2991-85 Ящики дощатые неразборные для грузов массой до 500 кг. Общие технические условия
ГОСТ 6613-86 Сетки проволочные тканые с квадратными ячейками. Технические условия
ГОСТ 6794-75 Масло АМГ-10. Технические условия
ГОСТ 8828-89 Бумага-основа и бумага двухслойная водонепроницаемая упаковочная. Технические условия
ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 18321-73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции
ГОСТ 20010-93 Перчатки резиновые технические. Технические условия
ГОСТ 20734-75 Жидкость рабочая 7-50С-3. Технические условия
ГОСТ 23170-78 Упаковка для изделий машиностроения. Общие требования
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 диаграмма сопротивления демпфера: Графическое отображение зависимости силы сопротивления, развиваемой демпфером при гармоническом законе перемещения одной из точек (узлов) крепления, от ее перемещения при неподвижной второй точке крепления демпфера.
3.2 контрольная скорость: Амплитудное значение скорости перемещения одной из точек крепления демпфера при гармоническом законе ее перемещения при неподвижной второй точке крепления демпфера.
3.3 работа демпфера: Механическая работа демпфера за один цикл колебаний при гармоническом законе взаимного перемещения его точек (узлов) крепления, определяемая по площади диаграммы сопротивления демпфера.
3.4 рабочая жидкость: Жидкое вещество, применяемое в демпферах в качестве рабочего тела для создания вязкого трения.
3.5 силовая характеристика демпфера: Графическое отображение зависимости силы сопротивления, развиваемой демпфером при гармоническом законе перемещения одной из точек крепления, от скорости ее перемещения при неподвижной второй точке крепления демпфера.
3.6 ход поршня: Разница между длиной демпфера по точкам крепления в растянутом до упора и сжатом до упора положениях.
4 Классификация
4.1 Типы демпферов по их расположению и назначению в рессорном подвешивании на подвижном составе приведены в таблице 1.
Таблица 1
Обозначение типа демпфера |
Расположение демпфера в рессорном подвешивании подвижного состава |
Назначение |
Ц |
Центральное подвешивание без ограничения угла установки от вертикального до горизонтального положения |
Демпфирование вертикальных и горизонтальных колебаний кузова и тележки |
ЦВ |
Центральное подвешивание. Угол установки от вертикального положения — не более 45° |
Преимущественное демпфирование вертикальных колебаний кузова и тележки |
ЦГ |
Центральное подвешивание. Угол установки от горизонтального положения — не более 45° |
Преимущественное демпфирование горизонтальных колебаний кузова и тележки |
ДВЛ |
Продольное вдоль продольных балок рам тележки |
Демпфирование колебаний виляния тележки |
БВ |
Буксовое подвешивание. Угол установки от вертикального положения — не более 30° |
Демпфирование колебаний галопирования, подпрыгивания и боковой качки рамы тележки |
4.2 Пример условного обозначения демпфера гидравлического железнодорожного подвижного состава типа ЦВ с ходом поршня 190 мм, силами сопротивления на ходе растяжения 9 кН и на ходе сжатия 12 кН, при контрольной скорости перемещения 0,075 м/с, силами сопротивления на ходе растяжения 15 кН и на ходе сжатия 20 кН при контрольной скорости перемещения 0,300 м/с, в исполнении У:
Демпфер ЦВ-190-9/12-0,075-15/20-0,3 У.
То же, в исполнении УХЛ:
Демпфер ЦВ-190-9/12-0,075-15/20-0,3 УХЛ.
5 Технические требования
5.1 Характеристики
5.1.1 Габаритные и присоединительные размеры демпферов (длина в сжатом до упора положении по осям точек крепления, ход поршня, габаритный наружный диаметр корпуса и защитного кожуха или резинового гофрированного чехла, габаритные размеры узлов крепления), масса демпфера в заправленном состоянии, марка и объем заправляемой рабочей жидкости, диаграммы сопротивления демпфера
и (или) силовая характеристика
с соответствующими номинальными значениями сил при контрольных скоростях по 5.1.3, а также номинальное значение работы демпфера в (Дж) при максимальной контрольной скорости должны быть установлены в конструкторской документации (далее — КД) на демпфер.
5.1.2 Все типы демпферов должны обеспечивать работоспособность в вертикальном положении.
5.1.3 Силы сопротивления демпфера определяют по диаграммам сопротивления при его вертикальном положении при следующих контрольных скоростях:
— 0,075; 0,150 и 0,300 м/с — для демпферов типов Ц, ЦВ, ЦГ;
— 0,020, 0,150 и 0,300 м/с — для демпферов ДВЛ;
— 0,075; 0,150; 0,300 и 0,600 м/с — для демпферов типов БВ.
Допускаются другие контрольные скорости для определения сил сопротивления в дроссельном и клапанном режимах с обязательной реализацией максимальной контрольной скорости, при этом амплитуда относительных перемещений точек крепления должна быть от 12 до 50 мм.
Отклонение значений контрольных скоростей должно быть не более ±5%.
Силовую характеристику демпфера
определяют при максимальной контрольной скорости при тех же условиях.
5.1.4 Силы сопротивления демпфера и работу демпфера определяют при температуре нижней части корпуса демпфера (далее — температуре демпфера) (40±5) °С.
Отклонение сил сопротивления от номинальных значений, установленных в КД на демпфер при контрольных скоростях по 5.1.3, должно быть не более ±20%.
Отклонение работы демпфера от номинального значения, установленного в КД на демпфер, при максимальной контрольной скорости должно быть не более ±20%.
5.1.5 При повышении температуры демпфера до (80±5) °С отклонение силы сопротивления должно быть не более 25% от значения, определенного при температуре демпфера (40±5) °С, при контрольной скорости 0,150 м/с для всех типов демпферов.
5.1.6 При охлаждении демпфера до нижнего значения рабочей температуры, соответствующей его климатическому исполнению, отклонение силы сопротивления должно быть не более 50% от значения, определенного при температуре демпфера (40±5) °С, при контрольной скорости 0,150 м/с для демпферов всех типов.
5.2 Требования к конструкции
5.2.1 Демпферы должны иметь уплотнения корпусов и штоков, препятствующие утечке рабочей жидкости.
5.2.2 Демпфер любого исполнения должен иметь защитный кожух или чехол выступающей части штока, препятствующий повреждению штока и попаданию пыли, грязи и влаги внутрь корпуса демпфера.
Конструкция защитного кожуха или чехла демпфера должна препятствовать образованию льда в них.
5.2.3 Поршень демпфера должен перемещаться без заклиниваний в промежуточных положениях при сжатии демпфера от растянутого до упора в сжатое до упора положение.
5.2.4 Демпферы изготовляют с узлами крепления, обеспечивающими их работоспособность при возможных осевых и угловых перемещениях в процессе эксплуатации подвижного состава.
5.2.5 Объем заправки демпферов рабочей жидкостью в соответствии с КД в процессе производства демпферов следует контролировать при их сборке с помощью дозирующих устройств или мерной емкости с фильтрацией через металлическую сетку нормальной точности N 016 по ГОСТ 6613 или ей равноценную по техническим документам предприятия-изготовителя.
5.2.6 Демпферы должны быть окрашены в соответствии с требованиями ГОСТ Р 54893 (раздел 4).
5.3 Требования к рабочей жидкости
5.3.1 В качестве рабочей жидкости для демпфера применяют:
— рабочую жидкость 7-50С-3 по ГОСТ 20734;
— масло АМГ-10 по ГОСТ 6794;
— приборное масло МВП по ГОСТ 1805;
— масло ВМГЗ по нормативной документации [1].
Допускается применение других рабочих жидкостей, соответствующих 5.3.2, 5.5 и 6.1.
5.3.2 Температура вспышки рабочей жидкости в открытом тигле должна быть не менее 90 °С, что должно быть подтверждено соответствующим сертификатом.
5.4 Требования надежности
5.4.1 Назначенный ресурс демпферов до капитального ремонта должен быть не менее 1,0
·10
км пробега.
Назначенный ресурс до списания демпфера — не менее 2,0
·10
км пробега на единице подвижного состава при соблюдении требований, установленных в эксплуатационной документации на демпфер.
Назначенный срок службы демпфера до списания — 12 лет.
5.4.2 Демпферы должны обеспечивать отсутствие их отказов в течение назначенного срока службы и назначенного ресурса.
Отказом демпфера считают:
— подтекание рабочей жидкости с каплепадением;
— появление зазора более 0,5 мм в резьбовых и соединительных элементах;
— появление трещин, определяемых с помощью визуального контроля, или разрушение эластичных элементов узлов крепления;
— отклонение значений сил сопротивления при контрольных скоростях по 5.1.3 или работы демпфера при максимальной контрольной скорости более чем на 15% от исходных (указанных в паспорте демпфера) значений, или более чем на 25% от номинальных значений по КД на демпфер.
5.5 Требования стойкости к климатическим воздействиям
Стойкость к климатическим воздействиям должна быть обеспечена изготовлением демпферов в исполнениях У, УХЛ для категории размещения 1 по ГОСТ 15150.
5.6 Комплектность
5.6.1 Демпферы поставляют в собранном виде, заправленные рабочей жидкостью.
5.6.2 К каждому демпферу прилагают паспорт с результатами приемо-сдаточных испытаний, а в соответствии с договором на поставку — руководство по эксплуатации демпфера по ГОСТ 2.601.
5.7 Маркировка
5.7.1 На каждом демпфере должна быть нанесена маркировка, содержащая:
— товарный знак предприятия-изготовителя;
— условное обозначение демпфера в соответствии с 4.2;
— порядковый номер демпфера в системе предприятия-изготовителя;
— месяц и год изготовления;
— метку в виде слова «низ» для демпферов типов Ц, ЦГ и ДВЛ;
— знак обращения на рынке.
Допускается маркировку выполнять на фирменной табличке, закрепленной на демпфере.
5.7.2 Высота знаков маркировки — не менее 5 мм. Шрифт — по ГОСТ 26.020.
5.8 Упаковка
5.8.1 Демпферы, являющиеся объектом самостоятельной поставки, следует подвергать консервации.
Консервация демпферов должна соответствовать ГОСТ 9.014 применительно к изделиям группы II-I; вариант защиты — ВЗ-4; варианты внутренней упаковки — ВУ-0, ВУ-1.
5.8.2 Демпферы должны быть упакованы вместе с паспортами и, при необходимости (см. 5.6.2), руководством по эксплуатации в деревянные ящики типа 2.1 или 3.1 по ГОСТ 2991, выстланные с внутренних сторон битумированной бумагой по ГОСТ 515 или водонепроницаемой бумагой по ГОСТ 8828. Допускается перед упаковкой в ящики вместо использования бумаги помещать демпферы в закрытые полиэтиленовые пакеты.
Перемещение демпферов внутри ящика не допускается.
5.8.3 Маркировка транспортной тары — по ГОСТ 14192.
5.8.4 Сопроводительная документация, помещаемая в тару, должна быть упакована по ГОСТ 23170 и содержать следующие данные:
— наименование и товарный знак предприятия-изготовителя;
— обозначение по 4.2 и число демпферов (в случае, если в тару упакованы демпферы различных типов — обозначение и число демпферов каждого типа);
— дату упаковки.
6 Требования охраны труда
6.1 Токсичность рабочей жидкости должна быть выражена классом опасности рабочей жидкости по степени воздействия на организм человека по ГОСТ 12.1.007. Класс опасности должен быть не ниже 4, что подтверждают соответствующим сертификатом.
6.2 При работе с рабочими жидкостями следует применять перчатки резиновые по ГОСТ 20010.
6.3 Оборудование испытательных стендов и организация рабочих мест при испытаниях демпферов должны соответствовать ГОСТ 12.2.003.
7 Правила приемки
7.1 Для контроля соответствия демпферов требованиям настоящего стандарта проводят приемо-сдаточные, периодические, типовые испытания, а также испытания для подтверждения соответствия минимальным требованиям.
7.2 При приемо-сдаточных испытаниях каждый демпфер должен быть проверен на соответствие требованиям КД в части габаритных и присоединительных размеров согласно 5.1.1, наличие уплотнений в соответствии с 5.2.1 и 5.2.2, а также на соответствие требованиям 5.1.2, 5.1.4 и 5.2.3.
При положительных результатах приемо-сдаточных испытаний на демпфер наносят ударным способом клеймо службы технического контроля, а в паспорт записывают фактические значения сил сопротивления и работы демпфера при установленных контрольных скоростях по результатам проведенных испытаний, а также заносят сведения о соответствии технической документации в раздел «Свидетельство о приемке».
При отрицательных результатах испытаний хотя бы по одному из требований демпфер бракуют.
7.3 Периодическим испытаниям подвергают не менее двух демпферов каждого типоразмерного ряда не реже одного раза в три года.
К одному типоразмерному ряду относят демпферы, изготовленные одним производителем и имеющие:
— одинаковый номинальный диаметр рабочих цилиндров;
— одинаковую конструкцию клапанной системы и узла уплотнения штока.
Среди различных исполнений типоразмерного ряда испытаниям подвергают демпферы с наибольшими номинальными силами сопротивления при максимальной контрольной скорости, указанной в 5.1.3.
Отбор образцов ведут методом «вслепую» по ГОСТ 18321 из демпферов, прошедших приемо-сдаточные испытания.
7.4 При периодических испытаниях демпферы проверяют на соответствие требованию 5.1.1, за исключением габаритных и присоединительных размеров, требованиям 5.1.5, 5.1.6, 5.2.1 (в части возможных утечек рабочей жидкости), 5.2.5, 5.2.6 (в части толщин и внешнего вида покрытий), 5.3.2, 5.7.1, 5.7.2 и 6.1.
7.5 При отрицательных результатах периодических испытаний для любого демпфера приемку приостанавливают до выявления причин возникновения дефектов, их устранения и получения положительных результатов повторных периодических испытаний.
7.6 Повторные периодические испытания проводят после устранения причин возникновения дефектов в полном объеме. Устранение причин возникновения дефектов должно быть подтверждено изготовителем с письменным указанием этих причин.
7.7 Типовые испытания проводят при введении изменений в конструкцию демпфера или с внедрением новой технологии изготовления, которые могут повлиять на характеристики демпферов, связанные с безопасностью и потребительскими свойствами, а также при постановке демпфера на производство или введении в производство исполнения демпфера с увеличенными силами сопротивления при максимальной контрольной скорости колебаний.
7.8 Типовым испытаниям подвергают не менее двух демпферов каждого типоразмерного ряда.
В объем испытаний включают проверки на соответствие 5.1.4-5.1.6, 5.2.3, 5.2.4, 5.4.2.
При выявлении отказов демпферов по результатам испытаний проводят доработку конструкции демпфера, после чего проводят повторные типовые испытания, в объем которых дополнительно включают приемо-сдаточные и периодические испытания.
7.9 Демпферы, прошедшие типовые испытания, утилизируют.
7.10 Результаты испытаний оформляют документами в соответствии с программой и методикой соответствующего вида испытаний, разработанной по ГОСТ 2.106 и ГОСТ 15.309.
7.11 При подтверждении соответствия демпферов минимальным требованиям проверяют соответствие демпферов требованиям 5.1.4-5.1.6, 5.2.1, 5.3.2, 5.4.2, 5.7.1, 6.1.
Испытаниям для подтверждения соответствия подвергают не менее двух демпферов каждого типоразмерного ряда.
Правила отбора образцов для испытаний и критерии типоразмерного ряда демпферов — по 7.3.
7.12 Контроль демпферов на соответствие требованию 5.4.2 при их эксплуатационных испытаниях проводят по требованию заказчика.
8 Методы контроля
8.1 Все средства измерений, применяемые при контроле демпферов, должны быть утвержденного типа и поверены. Испытательное оборудование должно быть аттестовано по ГОСТ Р 8.568.
Размеры демпферов контролируют штангенциркулями по ГОСТ 166 при нормальных условиях проведения линейных и угловых измерений по ГОСТ 8.050, обеспечивающих соответствие ГОСТ 8.051.
8.2 Контроль отклонения сил сопротивления демпфера (5.1.4) следует проводить на стенде. Требования к стенду для записи диаграмм сопротивления или силовой характеристики демпфера приведены в приложении А.
Демпферы следует испытывать при контрольных скоростях, указанных в 5.1.3, при температуре окружающей среды от 15 °С до 35 °С.
Отклонение сил сопротивления на ходах растяжения и сжатия определяют по диаграммам сопротивления или силовой характеристике, запись которых проводят на стендах при установившемся режиме колебаний, при достижении температуры демпфера (40±5) °С.
В случае появления на корпусе следов скопления рабочей жидкости в виде капель дальнейшие испытания прекращают.
Отклонения сил сопротивления и работы демпфера не должны превышать указанных в 5.1.4.
8.3 Диаграмму сопротивления демпфера при повышенной температуре (5.1.5) записывают при температуре демпфера (80±5) °С и контрольной скорости перемещения 0,150 м/с.
8.4 Диаграмму сопротивления демпфера при пониженной температуре (5.1.6) записывают при температуре демпфера, соответствующей его климатическому исполнению, и контрольной скорости перемещения 0,150 м/с после (3-5) циклов колебаний. Перед установкой на стенд демпфер охлаждают в климатической камере в вертикальном положении не менее двух часов.
8.5 Контроль уплотнений корпуса и штока (5.2.1) следует проводить визуальным осмотром после проведения испытаний по 8.2 непосредственно после снятия демпфера с испытательного стенда.
Перед проверкой демпферы обтирают насухо, затем укладывают в сжатом до упора положении на белые листы бумаги в горизонтальное положение на время не менее 4 ч при температуре от 15 °С до 35 °С.
Следы подтеканий рабочей жидкости на корпусе и на бумаге свидетельствуют о несоответствии уплотнений корпуса или штока демпферов требованию 5.2.1.
8.6 Контроль хода поршня (5.1.1) и отсутствие его заклинивания (5.2.3) проводят при помощи приспособления, обеспечивающего возвратно-поступательное перемещение точек крепления демпфера. Средства и условия проведения измерений должны удовлетворять требованиям, приведенным в 8.1.
Результат испытания считают положительным, если после установки демпфера на приспособление и сжатии его до упора длина по осям точек крепления демпфера не превышает значения, установленного в КД на демпфер, а при последующем растяжении удается обеспечить установленный в КД на демпфер ход поршня.
8.7 Контроль объема заправляемой рабочей жидкости (5.2.5) проводят путем проверки объема жидкости, переливаемой из дозирующих устройств или мерных емкостей, применяемых при сборке демпферов, в цилиндр класса точности 1 по ГОСТ 1770.
Номинальная вместимость цилиндра должна быть не более чем вдвое больше объема контролируемой жидкости.
Контроль проводят при окружающей температуре и температуре рабочей жидкости (20±5) °С.
Объем перелитой рабочей жидкости должен находиться в пределах, указанных в КД на демпфер.
8.8 Проверку на соответствие требованиям применяемой рабочей жидкости (5.3, 6.1) осуществляют по сертификатам предприятия-изготовителя.
8.9 Для контроля безотказности демпферов по 5.4.2 проводят стендовые испытания на надежность в соответствии с приложением Б на базе испытаний не менее:
— 1 млн циклов по низшей частоте — при двухчастотном режиме колебаний стенда при температуре демпфера не более 80 °С и максимальной относительной скорости колебаний точек крепления 0,200 м/с для демпферов всех типов (скорости колебаний высокочастотной и низкочастотной составляющих должны быть равными);
— 2 млн циклов — при одночастотном режиме колебаний стенда при тех же температурных условиях и максимальной скорости колебаний точки крепления 0,200 м/с для демпферов типа БВ и 0,100 м/с для демпферов остальных типов.
Требования к стенду для проведения испытаний на надежность и условия проведения испытаний — в соответствии с приложением Б.
Демпферы испытывают в рабочем положении, соответствующем их установке на подвижном составе, с учетом возможных осевых и угловых перемещений узлов крепления (5.2.4).
Перед испытаниями, а также через каждые 500 тыс. циклов колебаний и после испытаний записывают диаграммы сопротивления в соответствии с 8.2.
При превышении температуры демпфера 80 °С испытания приостанавливают и возобновляют после ее снижения.
Критерии отказа демпфера — по 5.4.2.
8.10 Контроль соответствия демпферов требованию по 5.4.2 при их эксплуатационных испытаниях проводят интервальным методом по программе и методике, разработанной в соответствии с методическими указаниями [2], [3] и ГОСТ 27.301.
8.11 Качество окрашивания демпферов (5.2.6) проверяют в соответствии с требованиями ГОСТ Р 54893 (пункты 8.4, 8.5). Толщина и внешний вид покрытий демпферов должны соответствовать КД.
8.12 Содержание и различимость маркировки (5.7.1) проверяют внешним осмотром и сопоставлением с КД.
Контроль размеров маркировки (5.7.2) проводят универсальным измерительным инструментом.
9 Транспортирование и хранение
9.1 Условия транспортирования и хранения демпферов в части воздействия климатических факторов — по группе С ГОСТ 15150.
9.2 Условия транспортирования демпферов в части воздействия механических факторов — средние (С) по ГОСТ 23170.
9.3 Допускается многоярусное складирование упаковочных ящиков с демпферами.
10 Указания по применению
10.1 До установки на единицу подвижного состава демпфер следует хранить не более 30 мес со дня приемки. При превышении указанного срока демпфер должен быть направлен на предприятие-изготовитель в ремонт с заменой эластомерных изделий.
10.2 Демпфер конкретного исполнения не допускается применять в составе экипажной части подвижного состава без предварительной оценки динамических качеств соответствующей единицы подвижного состава, проводимой либо расчетным путем, либо с использованием результатов испытаний опытного образца его экипажной части, и учитывающей характеристики демпфера данного исполнения.
11 Гарантии изготовителя
11.1 Предприятие-изготовитель гарантирует соответствие демпферов требованиям настоящего стандарта при соблюдении правил транспортирования, хранения и эксплуатации.
11.2 Гарантийный пробег демпферов на подвижном составе — 300 тыс. км с момента ввода в эксплуатацию, но не более 30 мес со дня отгрузки с предприятия-изготовителя.
Приложение А
(обязательное)
Требования к стенду для контроля сил сопротивления демпферов
Стенд должен иметь:
— привод, обеспечивающий возвратно-поступательное перемещение одной из точек крепления демпфера по гармоническому закону при неподвижной второй точке крепления;
— устройство для измерения сил сопротивления демпфера с погрешностью не более 2% без упругих элементов;
— устройство для записи диаграмм сопротивления или силовой характеристики демпфера, а также автоматизированного вычисления работы демпфера.
Стенд должен обеспечивать контроль демпферов с максимальным усилием сопротивления не менее 25 кН и иметь возможность изменения расстояния между точками крепления демпферов на стенде.
Стенд должен быть оборудован прибором для измерения температуры наружной поверхности в нижней части корпуса демпфера, обеспечивающим:
— измерение температуры поверхности от минус 60 °С до плюс 100 °С;
— пределы допустимой погрешности ±2 °С.
В монтажных соединениях демпфера на стенде не должно быть зазоров или перекосов, вызывающих возникновение ударных и поперечных нагрузок на демпфер.
Амплитуда колебаний привода стенда, устанавливаемая в диапазоне от 12 до 50 мм, и частота колебаний, устанавливаемая в диапазоне от 0,2 до 4,0 Гц, должны обеспечивать контрольные скорости колебаний точки крепления по 5.1.3.
Допускается использование упругого элемента в устройстве для измерения сил сопротивления демпфера. При этом фактический ход поршня при максимальной скорости должен быть не менее 80% хода ползуна стенда, а значения реализуемых контрольных скоростей испытаний следует определять по фактическому ходу поршня при заданной частоте колебаний.
Приложение Б
(обязательное)
Требования к стендам для проведения испытаний демпферов на надежность и условия проведения испытаний
Стендовые испытания на надежность для демпферов проводят:
— при одночастотном режиме колебаний одной из точек крепления демпферов всех типов, кроме БВ, с частотой от 1,5 до 2,0 Гц и максимальной скоростью колебаний 0,100 м/с; для демпферов типа БВ максимальная скорость колебаний должна быть 0,200 м/с за счет удвоения частоты колебаний;
— при двухчастотном режиме колебаний точек крепления демпферов всех типов: одной — с низкой частотой от 1,5 до 2,0 Гц и второй — с высокой частотой от 4,0 до 5,0 Гц; максимальная скорость относительных колебаний точек крепления 0,200 м/с, при этом максимальные скорости колебаний точек крепления низкочастотной и высокочастотной составляющих должны быть равными по 0,100 м/с.
Стенды должны быть оснащены:
— системой охлаждения демпферов для обеспечения температуры демпферов во время испытания не выше 80 °С;
— системой, позволяющей осуществлять измерение и регистрацию температуры нижней части корпуса демпфера;
— устройством контроля и регистрации числа циклов нагружения демпфера.
Стенд должен обеспечивать поддержание заданных параметров перемещений точек крепления с относительными погрешностями не более:
— 2% по частоте циклических перемещений каждой точки крепления;
— 1% по амплитуде перемещения каждой точки крепления.
Стенды должны обеспечивать:
— установку демпфера в положении от горизонтального до вертикального;
— установку демпфера с заданными перекосами точек (узлов) крепления, соответствующими их возможным осевым и угловым перемещениям в процессе эксплуатации.
Испытуемые демпферы должны быть заключены в кожухи-охладители принудительного охлаждения.
Библиография
[1] |
ТУ 38.101479-86 |
Масло всесезонное гидравлическое (ВМГЗ). Утверждены министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Введены в действие 01.03.1987 |
[2] |
РД 50-204-87 |
Методические указания. Надежность в технике. Сбор и обработка информации о надежности изделий в эксплуатации. Основные положения |
[3] |
РД 50-690-89 |
Методические указания. Надежность в технике. Методы оценки показателей надежности по экспериментальным данным |