Руководство по эксплуатации гусеничной машины

Содержание

  1. Ресурс ходовой начинается с оператора (ч. 1)
  2. Осмотр и обслуживание
  3. Продлить ресурс сложно, но можно Советы по эксплуатации гусеничной техники
  4. Правила эксплуатации
  5. Инновационные конструкции

Ресурс ходовой начинается с оператора (ч. 1)

Осмотр и обслуживание

Правильное техническое обслуживание (ТО) увеличивает срок службы подвижных изнашивающихся деталей и узлов ходовой части гусеничной машины. Также предотвращается вибрация машины, смещения и перекосы изношенных деталей, приводящие к повреждению и соседних деталей. Это достаточно дорогие компоненты, и если их не обслуживать должным образом, преждевременная замена обойдется гораздо дороже затрат на обслуживание.

Все детали ходовой части спроектированы так, чтобы их износ шел примерно одинаковым темпом. Если один узел будет изношен или поврежден более других, он будет ускорять общий износ и сокращать срок службы всей конструкции. Если выявить потенциальную неисправность на начальной стадии, можно предотвратить развитие ее в серьезную аварию, которая сильно сократит срок службы узлов ходовой или приведет к незапланированному простою машины.

Чистить и мыть. Рекомендуется чистить, мыть и осматривать ходовую часть перед каждой сменой, а если работать приходится с исключительно липким или абразивным грунтом, например глиной, возможно, чистить придется и посреди смены. При работе на склонах грязь скапливается на узлах, находящихся впереди по направлению движения машины.

Очень помогает удалять грязь современная мойка под давлением. Следует очистить от грязи гусеницы, катки, ведущее колесо и ленивец, иначе в ночное время грязь может замерзнуть (зимой) или засохнуть (летом) и заблокировать ходовую часть машины на следующее утро. Если не удалять грязь и вместе с ней абразивные материалы – песок и мелкие камни, они попадают на рабочие поверхности подвижных деталей и ускоряют их износ. Грязь может заполнить впадины зубьев ведущих колес, засохнет или замерзнет, и натяжение гусениц увеличится. Это может привести к выходу из строя ленивцев и самой цепи. Если траки забиты засохшей глиной или снегом и льдом, шарниры гусеничных звеньев перестают вращаться, и это вызывает ускоренный износ пальцев и втулок траков.

И наконец, очистка позволяет осмотреть узлы и детали, проверить их люфты, степень износа и выявить потерявшиеся детали.

Проводить осмотр. Ежедневный осмотр ходовой части должен проводиться после окончания или перед началом рабочего дня машины. Полный осмотр с проверками рекомендуется выполнять каждые 1000–2000 моточасов. Если машина работает в высокоабразивной среде или подвергается действию сильных ударов, проверять следует чаще.

Убедитесь, что болты крепления узлов и деталей не ослабли и не потеряны, не повреждены и не потеряны зубья ведущего колеса, опорные и поддерживающие катки, направляющие поверхности траков, башмаки, нет ли на деталях ходовой части следов необычного износа.

Очень важно, чтобы рама шасси находилась в правильном центральном положении, без перекоса. Встав перед машиной, посмотрите на гусеничные ленты – не смещены ли какие-либо траки, точно ли отцентрованы гусеничные ленты относительно ведущего колеса, ленивцев и катков. Таким образом можно выявить ослабший гусеничный башмак или сломанный соединительный палец. Встав с боковой стороны машины, проверьте, все ли катки на месте и не перекошены ли они.

Если опорный каток не может вращаться (заклинил), при движении машины гусеничная лента трет по заклинившему катку и «протирает» плоскую площадку на его нижней части. Также изнашиваются и поверхности звеньев гусеничной ленты, со­единительных пальцев и втулок, ведущего колеса и ленивца. Из-за одного заклинившего катка страдают все узлы ходовой части, и срок их службы сокращается.

Проверьте, нет ли подтекания масла из катков, ленивцев и бортовых передач. Часто, когда подтекает масло из подшипников катка или ленивца, капли падают на гусеничную ленту, и их там трудно заметить. Проще выявить подтеки на нижней части уплотнения оси вращающегося узла. В катки и ленивцы можно заправить смазку заново, если узел не успел получить значительного износа, но обычно, если подтекание происходило длительное время, повреждения уже имеют место внутри узла. Поэтому экономически выгоднее заменить изношенный узел целиком.

Проверьте степень износа траков. У траков имеется три зоны износа: на плоскостях – верхней и нижней, на втулке снаружи и на пальце со втулкой изнутри. Толщина гусеничного трака измеряется от башмака до верхней плоскости, которая контактирует с катком. Поверхность трака, контактирующая с катком, подвергается упрочняющей термообработке, но в случае заклинивания катка упрочненная поверхность быстро стирается, и гусеничная цепь теряет прочность. Измерение толщины трака позволяет определить степень такого износа. Результаты измерений необходимо записывать. Допустимые степени износа указываются в «Руководстве по эксплуатации».

Зная размер новой детали и предельно допустимую величину износа, можно быстро определить процент ресурса, который еще остался у детали до полного износа.

Износ наружной поверхности втулки можно определить визуально и на ощупь. Износ возникает в результате контакта с зубьями ведущего колеса. Степень износа на ведущем колесе в общем соответствует степени износа наружных поверхностей втулок траков. Темп этого износа может увеличиться при чрезмерных люфтах в шарнирах траков или чрезмерно высоких скоростях движения. Это можно заметить, осмотрев зубья ведущего колеса и выявив, что они выглядят как верхушки волн и плавно сглажены к задней части все в одном направлении.

Износ внутренних поверхностей втулок можно оценить, измерив расстояние между осями соединительных пальцев траков. Рекомендуется выполнить это измерение в трех местах и подсчитать среднее значение результатов. Затем сравните цифру с допустимыми значениями, указанными в технической документации машины.

Если имеется чрезмерный люфт гусеничных траков, ускоряется износ пальцев и втулок траков и зубьев ведущего колеса. Регулярно проверяйте состояние зубьев ведущего колеса, чтобы убедиться, что зона контакта с втулками расположена правильно.

Необходимо регулярно заменять масло в бортовых передачах и гидромоторах.

Натяжение гусеничной ленты следует проверять ежедневно, а в особо сложных условиях – очищать и регулировать через каждые 4 ч. Оно должно соответствовать условиям работы (на стройплощадке). Если грунт слабый, с жидкой грязью, натяжение гусеничной ленты должно быть слабее, а на твердом каменистом грунте – сильнее. Особое значение имеет регулировка натяжения и центровка гусеничных лент при движении с большими скоростями. Конкретная величина провисания гусеничной ленты зависит от типоразмера и марки экскаватора и указывается в «Руководстве по эксплуатации». При чрезмерном натяжении возрастает износ компонентов. А слишком слабо натянутая лента может сойти с катков при повороте или движении по неровностям.

Замена узлов. Рекомендуется заменять одновременно гусеничные ленты и ведущие колеса. Если заменить один компонент и оставить другой, изношенный компонент значительно ускорит износ нового, контактирующего с ним, и сократит срок его службы.

Продлить ресурс сложно, но можно
Советы по эксплуатации гусеничной техники

Беглый просмотр Интернета показывает, что внятных рекомендаций по эксплуатации ходовой части гусеничных машин крайне мало. Поэтому мы снова возвращаемся к этой важной теме

Основные узлы гусеничной ходовой части, которые изнашиваются в процессе работы и нуждаются во внимании, это опорные и поддерживающие катки, направляющие и ведущие колеса, подшипники, на которых вращаются все перечисленные детали, и гусеничные ленты.

Все специалисты сходятся в том, что стоимость ходовой части составляет примерно 10–20% от стоимости всей машины, а около 50% затрат на техническое обслуживание гусеничных машин приходится на ходовую часть. Это очень много. Лучшие способы как-то сократить эти затраты – проводить техническое обслуживание вовремя и в полном объеме и правильно эксплуатировать машину.

К сожалению, не существует единых закономерностей, описывающих причины и интенсивность износа деталей гусеничной ходовой части, поскольку каждая машина работает в уникальных, отличных от других условиях. Манера и приемы работы конкретного оператора тоже имеют большое значение. Ниже мы постарались сформулировать общие рекомендации, которые были бы полезны всем владельцам гусеничной техники.

Правила эксплуатации

Чистота. Во время эксплуатации между сопряженными деталями узлов, таких как катки, траки, зубья звездочек, втулки, может попадать грязь, мелкие камни и т. п. материалы. Этот мусор не дает деталям правильно сопрягаться, увеличивает нагрузки и темп износа деталей. Засорение во многих случаях неизбежно, однако существуют мероприятия, позволяющие уменьшить отложения грязи и их последствия. Следует очищать от грязи и мыть ходовую часть как можно чаще.

Щитки. Не рекомендуется без необходимости использовать щитки, защищающие катки: за щитками скапливается грязь. Устанавливайте щитки только в случае опасности повреждения катков, для защиты от ударов.

Траки с отверстиями. Рекомендуется использовать башмаки с разгрузочными отверстиями, которые менее склонны к накоплению отложений при работе на мокром песке, глине, грязи или снегу. Однако следует помнить, что через разгрузочные отверстия в узлы ходовой части попадают частицы мусора, мелкие камни и т. п. Поэтому на грунтах других типов следует использовать траки без разгрузочных отверстий.

Узкие траки. Следует использовать самые узкие гусеничные траки, какие позволяют грунт и прочие условия работы. Чем шире гусеницы, тем сложнее машине маневрировать, особенно на слабом грунте, в грязи. При использовании неоправданно широких гусениц увеличиваются нагрузки на узлы ходовой части и соответственно их износ. Еще хуже, когда машина на широких гусеницах выезжает на твердый каменистый грунт. Все компоненты гусеничных лент испытывают огромные скручивающие нагрузки. Работая на широких гусеницах, помните – они могут существенно сократить ресурс ходовой части.

Регулярные проверки. Не забывайте ежедневно осматривать машину. Проверяйте герметичность трубопроводов и уплотнений, наличие чрезмерного износа, трещин и изгибов на деталях. Следует обращать внимание на признаки износа втулок, ведущего колеса и катков. Если на каких-то деталях появились «натертости», возможно, нарушена их центровка.

Измерения люфтов и толщины некоторых частей деталей (реборд катков, высоты грунтозацепов) позволяют определить их остаточный ресурс. Величина люфтов и износа пальцев и втулок составляет миллиметры и даже доли миллиметра, поэтому визуально ее оценить сложно, необходимо использовать для измерения точные приборы. Рекомендуется использовать для этого ультразвуковой толщиномер, который измеряет быстро и точно, а результаты можно затем переписывать в компьютер и хранить для сравнения. Следует выполнять измерения регулярно, не реже одного раза в полгода, особенно если машина работает в тяжелых условиях.

Следует регулярно проверять регулировку узлов ходовой части. Своевременная регулировка позволяет продлить ресурс узлов ходовой части.

Мало кто из владельцев гусеничной техники проводит анализы трансмиссионного масла. Тем не менее советуем регулярно выполнять анализы масла бортовых передач, чтобы вовремя выявить признаки неисправности. Если лабораторные анализы показывают высокое содержание железа или меди в масле, следует немедленно проверить состояние бортовой передачи.

Натяжение гусениц. Регулярно проверяйте натяжение гусениц, устанавливайте натяжение в зависимости от условий работы, это очень важно. Натяжение можно оценить по величине провисания гусеничной ленты. Если гусеницы натянуты недостаточно, машина будет «вилять», не сможет идти ровно по прямой, будет отклоняться от курса, заданного оператором. Износ деталей ходовой части – реборд катков, боковых направляющих выступов траков и зубьев ведущего колеса тоже возрастет вследствие боковых нагрузок.

Чрезмерное натяжение гусениц вызывает потери мощности и тягового усилия, повышенный расход топлива, увеличивает нагрузки на детали ходовой части, в результате повышается износ втулок, пальцев, катков и направляющих колес, возможен даже разрыв гусеничных лент.

Небольшое уменьшение величины провисания гусеничной ленты, с 25 до 12 мм, вызывает значительное увеличение силы натяжения: например, на одной из гусеничных машин была получена величина 13,3 кН.

Рекомендуется не ждать планового техобслуживания, а корректировать натяжение гусениц прямо на рабочем месте, как только будет замечено отклонение от нормы.

Проверяйте затяжку гаек и болтов. Ослабление крепления может стать причиной повышенного износа, поскольку нарушатся взаимное расположение и центровка деталей. Подтягивайте болты и гайки крепления предписанным крутящим моментом. Рекомендуется выполнить первую протяжку болтов и гаек через 100 моточасов работы машины и затем проверять затяжку через каждые 250 моточасов (или 1 раз в 3 месяца). Конечно, затягивать детали крепления следует динамометрическим ключом.

Незамедлительно ремонтируйте или заменяйте неисправные детали, пока небольшая неисправность не привела к большой и дорогостоящей аварии и длительному простою машины.

Избегайте пробуксовки гусениц. Их пробуксовка снижает производительность и увеличивает износ всех компонентов ходовой части машины, особенно грунтозацепов, и может даже стать причиной разрушения траков.

Если в момент внедрения ковша в грунт гусеницы погрузчика начинают проскальзывать, постарайтесь перенести нагрузку на гидропривод ковша, ослабив нагрузку на ходовую часть.

Учитывайте рельеф местности. Старайтесь, чтобы машина при работе двигалась вниз по склону, а не вверх, это существенно уменьшит износ ходовой части. Если машина работает на склоне с боковым наклоном, старайтесь менять направление движения, чтобы машина наклонялась то правым, то левым бортом. Если машина движется по гребню холма, интенсивно изнашиваются внутренние части рабочих поверхностей катков. При движении во впадине изнашиваются внешние части рабочих поверхностей. И если машина постоянно работает в таких неблагоприятных условиях, чаще проверяйте состояние указанных поверхностей деталей.

Избегайте движения задним ходом, поскольку в этом режиме при любой скорости увеличивается износ втулок траков и зубьев ведущего колеса.

Избегайте движения на высоких скоростях без крайней необходимости. Движение машины на неоправданно высокой скорости приводит к интенсивному износу звеньев гусеничной цепи, а также рабочих поверхностей катков и направляющего колеса, причем темп износа возрастает пропорционально скорости.

Повороты. Оператор гусеничной машины может относиться к типу людей с доминирующим левым или правым глазом, соответственно поворачивать машину он будет преимущественно в левую или правую сторону. По­этому и износ направляющих поверхностей гусеничных траков, реборд катков и зубьев направляющего колеса будет асимметричным, потому что основные нагрузки при повороте всегда приходятся на одну и ту же сторону указанных деталей. Уже через 2–3 тыс. моточасов разница в износе будет хорошо заметна. Чтобы избежать этого, выполняйте повороты машины в разные стороны.

Советуйтесь со специалистами. Как уже сказано выше, нет гарантированных способов продлить срок службы компонентов гусеничной ходовой части, каждый раз надо учитывать условия работы машины и многие другие факторы, чтобы выбрать тот или иной метод, поэтому лучше чаще обращаться за советами к специалистам.

Записи результатов ТО. Ведите аккуратные, подробные записи результатов техобслуживания, результатов измерений деталей, перечня выполненных работ и их стоимости. Анализ этих записей поможет вам оптимизировать затраты на обслуживание.

Инновационные конструкции

Практически у каждой крупной компании – производителя гусеничной техники разработаны инновационные конструкции компонентов ходовой части, ресурс которых, как уверяет производитель, значительно превышает срок службы деталей обычной конструкции.

В гусеничных лентах запатентованной конструкции Caterpillar SystemOne не надо периодически разворачивать соединительные пальцы и втулки траков, как это делается в машинах более старой конструкции. В SystemOne втулки поворачиваются сами при контакте с зубьями ведущего колеса. Гусеничная цепь SystemOne состоит из коробчатых секций, составленных из двух траков, обращенных внутрь, друг к другу, и соединяющихся со следующей парой, состоящей из траков, обращенных наружу (все траки совершенно одинаковые). Утверждается, что машины с ходовой частью SystemOne на практике продемонстрировали 50%-ное увеличение срока службы.

Компания Kobelco разработала конструкцию траков Sealed and Lubricated Track (SALT), ресурс которых, как утверждает компания, вдвое больше, чем траков с обычными, смазываемыми втулками. В конструкции траков SALT используются упрочненные втулки, расположенные поверх втулок обычного типа. Наружные втулки могут свободно поворачиваться относительно внутренних втулок. Благодаря такой конструкции уменьшается трение между втулками и зубьями ведущего колеса, и ресурс втулок увеличивается вдвое.

Точно так же описывается конструкция «траков с увеличенным сроком службы» компании Case – Case Extended Life Track (CELT): упрочненные втулки, расположенные поверх втулок обычного типа, могут свободно поворачиваться относительно внутренних втулок.

В траках машин John Deere используются втулки с покрытием из разработанного компанией сплава SC-2, который обладает оптимальным сочетанием твердости, прочности, износостойкости и коррозионной стойкости. У детали, обработанной сплавом SC-2, твердость поверхности на 25% превышает твердость хромового покрытия. Втулки с покрытием из SC-2 обладают высокой износостойкостью, а срок службы ходовой части увеличивается.

Экскаваторы Твэкс ЭО-3221, ЭО-3323, ЕТ-14, ЕТ-18, ЕТ-25, ЕК-12, ЕК-14, ЕК-18: Руководство по эксплуатации

40,4 Мб

Экскаваторы Твэкс ЭО-3221, ЭО-3323, ЕТ-14, ЕТ-18, ЕТ-25,

Формат: pdf

  • Год:

    2008

  • Страниц:

    66

  • Язык:

    русский

  • Размер:

    40,4 Мб

  • Категории:

    Гусеничные Экскаваторы

Руководство по эксплуатации экскаваторов УЗТМ ЭКГ-4, УЗТМ ЭКГ-4,6

4,06 Мб

Руководство по эксплуатации экскаваторов УЗТМ ЭКГ-4, УЗТМ

Формат: djvu

  • Год:

    1975

  • Страниц:

    161

  • Язык:

    русский

  • Размер:

    4,06 Мб

  • Категории:

    Гусеничные Экскаваторы

Экскаваторы Э-302 (303, 304, 625, 652), ЭО-2621 (3111, 3311, 3322, 4121, 4321): Руководство по обслуживанию и ремонту

14,5 Мб

Экскаваторы Э-302 (303, 304, 625, 652), ЭО-2621 (3111,

Формат: djvu

  • Год:

    1977

  • Страниц:

    389

  • Язык:

    русский

  • Размер:

    14,5 Мб

  • Категории:

    Гусеничные Экскаваторы

Экскаваторы Hitachi ZX225US-3 (Zaxis 225US-3), ZX225USR-3 (Zaxis 225USR-3): Руководство оператора

5,14 Мб

Экскаваторы Hitachi ZX225US-3 (Zaxis 225US-3), ZX225USR-3

Формат: pdf

  • Год:

    2006

  • Страниц:

    309

  • Язык:

    русский

  • Размер:

    5,14 Мб

  • Категории:

    Гусеничные Экскаваторы

Экскаваторы Hitachi ZX200-3 (Zaxis 200-3), ZX270-3 (Zaxis 270-3), ZX330-3 (Zaxis 330-3): Руководство оператора

12,1 Мб

Экскаваторы Hitachi ZX200-3 (Zaxis 200-3), ZX270-3 (Zaxis

Формат: pdf

  • Год:

    2006

  • Страниц:

    343

  • Язык:

    русский

  • Размер:

    12,1 Мб

  • Категории:

    Гусеничные Экскаваторы

Экскаватор Hitachi ZX450 (Zaxis 450): Руководство по ремонту и техобслуживанию

7,41 Мб

Экскаватор Hitachi ZX450 (Zaxis 450): Руководство по

Формат: pdf

  • Год:

    2003

  • Страниц:

    208

  • Язык:

    русский

  • Размер:

    7,41 Мб

  • Категории:

    Гусеничные Экскаваторы

Экскаватор Caterpillar 345C: Руководство по эксплуатации и техобслуживанию

5,43 Мб

Экскаватор Caterpillar 345C: Руководство по эксплуатации и

Формат: pdf

  • Год:

    2007

  • Страниц:

    258

  • Язык:

    русский

  • Размер:

    5,43 Мб

  • Категории:

    Гусеничные Экскаваторы

Руководство оператора экскаватора Volvo EC950E

14,2 Мб

Руководство оператора экскаватора Volvo EC950E

Формат: pdf

  • Год:

    2016

  • Страниц:

    394

  • Язык:

    русский

  • Размер:

    14,2 Мб

  • Категории:

    Гусеничные Экскаваторы

Экскаватор Hitachi EX1900-5: Руководство по ремонту и техобслуживанию

29,5 Мб

Экскаватор Hitachi EX1900-5: Руководство по ремонту и

Формат: pdf

  • Год:

    2006

  • Страниц:

    1060

  • Язык:

    русский

  • Размер:

    29,5 Мб

  • Категории:

    Гусеничные Экскаваторы

Руководство по эксплуатации и обслуживанию экскаватора Hyundai R450LC-7

93,8 Мб

Руководство по эксплуатации и обслуживанию экскаватора

Формат: pdf

  • Год:

    2006

  • Страниц:

    759

  • Язык:

    русский, английский

  • Размер:

    93,8 Мб

  • Категории:

    Гусеничные Экскаваторы

Руководство по эксплуатации и обслуживанию экскаватора Hyundai R210LC-7

51 Мб

Руководство по эксплуатации и обслуживанию экскаватора

Формат: pdf

  • Год:

    2007

  • Страниц:

    821

  • Язык:

    русский, английский

  • Размер:

    51 Мб

  • Категории:

    Гусеничные Экскаваторы

Каталог запчастей экскаваторов Komatsu PC200-7, PC200LC-7, PC210-7, PC210LC-7

9,06 Мб

Каталог запчастей экскаваторов Komatsu PC200-7, PC200LC-7,

Формат: pdf

  • Год:

    2004

  • Страниц:

    536

  • Язык:

    английский

  • Размер:

    9,06 Мб

  • Категории:

    Гусеничные Экскаваторы

Гусеничные экскаваторы JCB JS130, JS160, JS180, JS200, JS210, JS220, JS240, JS260, JS330, JS460: Руководство по эксплуатации и обслуживанию

20,5 Мб

Гусеничные экскаваторы JCB JS130, JS160, JS180, JS200,

Формат: pdf

  • Год:

    2001

  • Страниц:

    152

  • Язык:

    русский

  • Размер:

    20,5 Мб

  • Категории:

    Гусеничные Экскаваторы

Руководство по эксплуатации и обслуживанию гидравлического экскаватора XCMG XE210C

5,7 Мб

Руководство по эксплуатации и обслуживанию гидравлического

Формат: pdf

  • Год:

    2011

  • Страниц:

    154

  • Язык:

    английский

  • Размер:

    5,7 Мб

  • Категории:

    Гусеничные Экскаваторы

Каталог запчастей гидравлического экскаватора XCMG XE230

6,51 Мб

Каталог запчастей гидравлического экскаватора XCMG XE230

Формат: pdf

  • Год:

    2006

  • Страниц:

    102

  • Язык:

    английский, китайский

  • Размер:

    6,51 Мб

  • Категории:

    Гусеничные Экскаваторы

Руководство по эксплуатации и обслуживанию гидравлических экскаваторов XCMG XE230 / XE250C

15,3 Мб

Руководство по эксплуатации и обслуживанию гидравлических

Формат: pdf

  • Год:

    2011

  • Страниц:

    157

  • Язык:

    испанский

  • Размер:

    15,3 Мб

  • Категории:

    Гусеничные Экскаваторы

Руководство по эксплуатации одноковшового экскаватора Амкодор ЭО-3223

2,91 Мб

Руководство по эксплуатации одноковшового экскаватора

Формат: pdf

  • Год:

    2018

  • Страниц:

    140

  • Язык:

    русский

  • Размер:

    2,91 Мб

  • Категории:

    Гусеничные Экскаваторы

Экскаваторы Komatsu PC300, PC300LC-7, PC350, PC350LC-7: Инструкция по эксплуатации и техобслуживанию

18,8 Мб

Экскаваторы Komatsu PC300, PC300LC-7, PC350, PC350LC-7:

Формат: pdf

  • Год:

    2002

  • Страниц:

    676

  • Язык:

    русский

  • Размер:

    18,8 Мб

  • Категории:

    Гусеничные Экскаваторы

Гидравлический экскаватор Komatsu PC300-7: Инструкция по эксплуатации и техобслуживанию

4,45 Мб

Гидравлический экскаватор Komatsu PC300-7: Инструкция по

Формат: pdf

  • Год:

    2003

  • Страниц:

    330

  • Язык:

    русский

  • Размер:

    4,45 Мб

  • Категории:

    Гусеничные Экскаваторы

Экскаватор одноковшовый КЭЗ ЭО-4121Б: Техническое описание и инструкция по эксплуатации

10,6 Мб

Экскаватор одноковшовый КЭЗ ЭО-4121Б: Техническое описание

Формат: pdf

  • Год:

    1991

  • Страниц:

    153

  • Язык:

    русский

  • Размер:

    10,6 Мб

  • Категории:

    Гусеничные Экскаваторы

1 2

Продлить ресурс сложно, но можно
Советы по эксплуатации гусеничной техники

Беглый просмотр Интернета показывает, что внятных рекомендаций по эксплуатации ходовой части гусеничных машин крайне мало. Поэтому мы снова возвращаемся к этой важной теме

Основные узлы гусеничной ходовой части, которые изнашиваются в процессе работы и нуждаются во внимании, это опорные и поддерживающие катки, направляющие и ведущие колеса, подшипники, на которых вращаются все перечисленные детали, и гусеничные ленты.

Все специалисты сходятся в том, что стоимость ходовой части составляет примерно 10–20% от стоимости всей машины, а около 50% затрат на техническое обслуживание гусеничных машин приходится на ходовую часть. Это очень много. Лучшие способы как-то сократить эти затраты – проводить техническое обслуживание вовремя и в полном объеме и правильно эксплуатировать машину.

К сожалению, не существует единых закономерностей, описывающих причины и интенсивность износа деталей гусеничной ходовой части, поскольку каждая машина работает в уникальных, отличных от других условиях. Манера и приемы работы конкретного оператора тоже имеют большое значение. Ниже мы постарались сформулировать общие рекомендации, которые были бы полезны всем владельцам гусеничной техники.

Правила эксплуатации

Чистота. Во время эксплуатации между сопряженными деталями узлов, таких как катки, траки, зубья звездочек, втулки, может попадать грязь, мелкие камни и т. п. материалы. Этот мусор не дает деталям правильно сопрягаться, увеличивает нагрузки и темп износа деталей. Засорение во многих случаях неизбежно, однако существуют мероприятия, позволяющие уменьшить отложения грязи и их последствия. Следует очищать от грязи и мыть ходовую часть как можно чаще.

Щитки. Не рекомендуется без необходимости использовать щитки, защищающие катки: за щитками скапливается грязь. Устанавливайте щитки только в случае опасности повреждения катков, для защиты от ударов.

Траки с отверстиями. Рекомендуется использовать башмаки с разгрузочными отверстиями, которые менее склонны к накоплению отложений при работе на мокром песке, глине, грязи или снегу. Однако следует помнить, что через разгрузочные отверстия в узлы ходовой части попадают частицы мусора, мелкие камни и т. п. Поэтому на грунтах других типов следует использовать траки без разгрузочных отверстий.

Узкие траки. Следует использовать самые узкие гусеничные траки, какие позволяют грунт и прочие условия работы. Чем шире гусеницы, тем сложнее машине маневрировать, особенно на слабом грунте, в грязи. При использовании неоправданно широких гусениц увеличиваются нагрузки на узлы ходовой части и соответственно их износ. Еще хуже, когда машина на широких гусеницах выезжает на твердый каменистый грунт. Все компоненты гусеничных лент испытывают огромные скручивающие нагрузки. Работая на широких гусеницах, помните – они могут существенно сократить ресурс ходовой части.

Регулярные проверки. Не забывайте ежедневно осматривать машину. Проверяйте герметичность трубопроводов и уплотнений, наличие чрезмерного износа, трещин и изгибов на деталях. Следует обращать внимание на признаки износа втулок, ведущего колеса и катков. Если на каких-то деталях появились «натертости», возможно, нарушена их центровка.

Измерения люфтов и толщины некоторых частей деталей (реборд катков, высоты грунтозацепов) позволяют определить их остаточный ресурс. Величина люфтов и износа пальцев и втулок составляет миллиметры и даже доли миллиметра, поэтому визуально ее оценить сложно, необходимо использовать для измерения точные приборы. Рекомендуется использовать для этого ультразвуковой толщиномер, который измеряет быстро и точно, а результаты можно затем переписывать в компьютер и хранить для сравнения. Следует выполнять измерения регулярно, не реже одного раза в полгода, особенно если машина работает в тяжелых условиях.

Следует регулярно проверять регулировку узлов ходовой части. Своевременная регулировка позволяет продлить ресурс узлов ходовой части.

Мало кто из владельцев гусеничной техники проводит анализы трансмиссионного масла. Тем не менее советуем регулярно выполнять анализы масла бортовых передач, чтобы вовремя выявить признаки неисправности. Если лабораторные анализы показывают высокое содержание железа или меди в масле, следует немедленно проверить состояние бортовой передачи.

Натяжение гусениц. Регулярно проверяйте натяжение гусениц, устанавливайте натяжение в зависимости от условий работы, это очень важно. Натяжение можно оценить по величине провисания гусеничной ленты. Если гусеницы натянуты недостаточно, машина будет «вилять», не сможет идти ровно по прямой, будет отклоняться от курса, заданного оператором. Износ деталей ходовой части – реборд катков, боковых направляющих выступов траков и зубьев ведущего колеса тоже возрастет вследствие боковых нагрузок.

Чрезмерное натяжение гусениц вызывает потери мощности и тягового усилия, повышенный расход топлива, увеличивает нагрузки на детали ходовой части, в результате повышается износ втулок, пальцев, катков и направляющих колес, возможен даже разрыв гусеничных лент.

Небольшое уменьшение величины провисания гусеничной ленты, с 25 до 12 мм, вызывает значительное увеличение силы натяжения: например, на одной из гусеничных машин была получена величина 13,3 кН.

Рекомендуется не ждать планового техобслуживания, а корректировать натяжение гусениц прямо на рабочем месте, как только будет замечено отклонение от нормы.

Проверяйте затяжку гаек и болтов. Ослабление крепления может стать причиной повышенного износа, поскольку нарушатся взаимное расположение и центровка деталей. Подтягивайте болты и гайки крепления предписанным крутящим моментом. Рекомендуется выполнить первую протяжку болтов и гаек через 100 моточасов работы машины и затем проверять затяжку через каждые 250 моточасов (или 1 раз в 3 месяца). Конечно, затягивать детали крепления следует динамометрическим ключом.

Незамедлительно ремонтируйте или заменяйте неисправные детали, пока небольшая неисправность не привела к большой и дорогостоящей аварии и длительному простою машины.

Избегайте пробуксовки гусениц. Их пробуксовка снижает производительность и увеличивает износ всех компонентов ходовой части машины, особенно грунтозацепов, и может даже стать причиной разрушения траков.

Если в момент внедрения ковша в грунт гусеницы погрузчика начинают проскальзывать, постарайтесь перенести нагрузку на гидропривод ковша, ослабив нагрузку на ходовую часть.

Учитывайте рельеф местности. Старайтесь, чтобы машина при работе двигалась вниз по склону, а не вверх, это существенно уменьшит износ ходовой части. Если машина работает на склоне с боковым наклоном, старайтесь менять направление движения, чтобы машина наклонялась то правым, то левым бортом. Если машина движется по гребню холма, интенсивно изнашиваются внутренние части рабочих поверхностей катков. При движении во впадине изнашиваются внешние части рабочих поверхностей. И если машина постоянно работает в таких неблагоприятных условиях, чаще проверяйте состояние указанных поверхностей деталей.

Избегайте движения задним ходом, поскольку в этом режиме при любой скорости увеличивается износ втулок траков и зубьев ведущего колеса.

Избегайте движения на высоких скоростях без крайней необходимости. Движение машины на неоправданно высокой скорости приводит к интенсивному износу звеньев гусеничной цепи, а также рабочих поверхностей катков и направляющего колеса, причем темп износа возрастает пропорционально скорости.

Повороты. Оператор гусеничной машины может относиться к типу людей с доминирующим левым или правым глазом, соответственно поворачивать машину он будет преимущественно в левую или правую сторону. По­этому и износ направляющих поверхностей гусеничных траков, реборд катков и зубьев направляющего колеса будет асимметричным, потому что основные нагрузки при повороте всегда приходятся на одну и ту же сторону указанных деталей. Уже через 2–3 тыс. моточасов разница в износе будет хорошо заметна. Чтобы избежать этого, выполняйте повороты машины в разные стороны.

Советуйтесь со специалистами. Как уже сказано выше, нет гарантированных способов продлить срок службы компонентов гусеничной ходовой части, каждый раз надо учитывать условия работы машины и многие другие факторы, чтобы выбрать тот или иной метод, поэтому лучше чаще обращаться за советами к специалистам.

Записи результатов ТО. Ведите аккуратные, подробные записи результатов техобслуживания, результатов измерений деталей, перечня выполненных работ и их стоимости. Анализ этих записей поможет вам оптимизировать затраты на обслуживание.

Инновационные конструкции

Практически у каждой крупной компании – производителя гусеничной техники разработаны инновационные конструкции компонентов ходовой части, ресурс которых, как уверяет производитель, значительно превышает срок службы деталей обычной конструкции.

В гусеничных лентах запатентованной конструкции Caterpillar SystemOne не надо периодически разворачивать соединительные пальцы и втулки траков, как это делается в машинах более старой конструкции. В SystemOne втулки поворачиваются сами при контакте с зубьями ведущего колеса. Гусеничная цепь SystemOne состоит из коробчатых секций, составленных из двух траков, обращенных внутрь, друг к другу, и соединяющихся со следующей парой, состоящей из траков, обращенных наружу (все траки совершенно одинаковые). Утверждается, что машины с ходовой частью SystemOne на практике продемонстрировали 50%-ное увеличение срока службы.

Компания Kobelco разработала конструкцию траков Sealed and Lubricated Track (SALT), ресурс которых, как утверждает компания, вдвое больше, чем траков с обычными, смазываемыми втулками. В конструкции траков SALT используются упрочненные втулки, расположенные поверх втулок обычного типа. Наружные втулки могут свободно поворачиваться относительно внутренних втулок. Благодаря такой конструкции уменьшается трение между втулками и зубьями ведущего колеса, и ресурс втулок увеличивается вдвое.

Точно так же описывается конструкция «траков с увеличенным сроком службы» компании Case – Case Extended Life Track (CELT): упрочненные втулки, расположенные поверх втулок обычного типа, могут свободно поворачиваться относительно внутренних втулок.

В траках машин John Deere используются втулки с покрытием из разработанного компанией сплава SC-2, который обладает оптимальным сочетанием твердости, прочности, износостойкости и коррозионной стойкости. У детали, обработанной сплавом SC-2, твердость поверхности на 25% превышает твердость хромового покрытия. Втулки с покрытием из SC-2 обладают высокой износостойкостью, а срок службы ходовой части увеличивается.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Оршанский мясоконсервный комбинат руководство
  • Социально ориентированное руководство это
  • Хема плекс в таблетках инструкция по применению
  • Руководство по ремонту погрузчика heli
  • Джентл айрон инструкция по применению отзывы пациентов