Руководство по эксплуатации маз 103476

Ничего лишнего только МАЗ 103 — потрясающий автобус

Транспортное средство было произведено белорусскими производителями еще в 1996 году. Спустя десятки лет заметно обновлено – это заметно по улучшению салона и не только.

Самое главное, на чем хотелось бы заострить свое внимание – оформление стало более современное. К тому же технические характеристики заметно возросли.

Автобус МАЗ 103 – полунизкопольная машина большого класса, именно она предназначена для перевозки людей в городских условиях. Кроме этого автотранспорт славится ездой по пригородным маршрутам, где преобладает большая интенсивность пассажиров.

Технические характеристики

При первом же осмотре можно заметить, что уровень пола в автобусе понизился. Все из-за того, что двигатель расположен в задней части, поэтому посадка пассажиров значительно упрощена. Кроме того, транспорт стал более комфортным.

[OMSI 2] Citybus M301/MAZ 103 Manual Gearbox Mod

Что любопытно, конструкция оснащена крепким цельнометаллическим кузовом, это формирует надежный «скелет» автобуса. Так же в транспортном средстве присутствует система автоматического пожаротушения.

Следует добавить, что автобусы поколения МАЗ 103 могут развивать максимальную скорость 110 км/ч.

МАЗ 103 65

Салон

Что касается числа сидячих мест, то оно имеет разницу от 21 до 39. Хотя общая вместимость пассажиров будет больше в несколько раз. В результате транспорт в часы пик способен вместить до ста человек.

Нужно добавить, что кресла в автобусе раздельные, они размещаются в четыре ряда. Сдвоенные посадочные места идут по левому борту, а одиночные по правой стороне.

Если заглянуть в зону для водителя, то тут ничего сверх естественного. Хотя есть все необходимое для удобной работы водителя: универсальная панель приборов и комфортное кресло.

Модельный ряд

Существует множество модификаций этой модели: МАЗ 103 465, МАЗ 103 486 и 103 485. Все они, конечно же, отличаются друг от друга. Но изменения небольшие:

  • количество сидячих мест для пассажиров;
  • всевозможные варианты оснащения трансмиссии;
  • разные коробки передач, которые имеют прекрасные технические характеристики.

Ниже приведены характеристики МАЗ 103 465.

МАЗ 103

У МАЗ 103 486 по сравнению с МАЗ 103 485 установлен более мощный двигатель. Силовой агрегат отвечает экологическому стандарту Евро 5 на замену Евро 4.

Ничего лишнего только МАЗ 103 - потрясающий автобус

Для регионов, где достаточно холодные зимы, есть возможность приобрести машину в улучшенном исполнении. В транспорте будет отопитель высокого качества, а еще утепленные двойные стекла.

Руководство по эксплуатации

Что касается силовой установки, то двигатель находится в заднем свесе. Он располагается под углом 9 градусов к продольной оси автотранспорта. Получается, что он находится слева в вертикальном моторном отсеке. Двигатель занимает достаточно много места, но благодаря четырем опорам безопасно прикрепляется к каркасу.

Следует также отметить, что имеется жидкостная система охлаждения. Она соединена с системой отопления всего салона, а также с местом водителя.

Ничего лишнего только МАЗ 103 - потрясающий автобус

Цена и преимущество

Приобрести автобус можно на автомобильном рынке. С 2017 года начальная цена идет от 7 500 000 рублей. Транспорт, конечно, не особо выделяется на фоне других аналогов. Однако он все же может похвастать следующими достоинствами:

  • системой пожаротушения;
  • достаточным отоплением салона;
  • подогревом двигателя;
  • наличием громкой связи и множеством других функций, которые имеют современные машины.

МАЗ 103

Автобус удачно соединил в себе комфорт, удобство и оптимальную стоимость. Наверное поэтому транспорт пользуется огромным спросом не только в России. Удивительно, но он знаменит в европейских странах, а также в Белоруссии и Украине.

Источник

В 1992 году на Минском автозаводе был создан автобусный филиал АМАЗ. 15 июня у немецкой фирмы «Неоплан» была приобретена лицензия на производство городского и междугороднего автобусов, причём МАЗу предоставлялась возможность вносить изменения в конструкцию по своему усмотрению. Единственным ограничением был запрет на продажу минских автобусов за пределами СНГ. В 1993 году началось мелкосерийное производство большого низкопольного городского автобуса МАЗ-101. Производство большинства комплектующих было размещено на предприятиях Белоруссии и России.

В 1996 году на смену МАЗ-101 пришёл модернизированный автобус МАЗ-103, который отличался конструкцией ведущего моста, приподнятым на 80 мм полом в задней части, изменённой компоновкой салона. Он стал первой массовой моделью автобуса МАЗа. В 2001 году на Московском международном автосалоне МАЗ-103 завоевал звание «Лучший автобус года».

МАЗ-103 имеет вагонную компоновку. Кузов цельнометаллический. Обивка салона выполнена из негорючих и нетоксичных материалов. Для входа и выхода пассажиров имеется 3 двустворчатые двери. Привод дверей пневматический. Кабина водителя отделена от пассажирского салона.

Силовая установка состоит из четырёхтактного 6-цилиндрового рядного дизеля жидкостного охлаждения Д-260.5 Минского моторного завода. Двигатель расположен в шахте моторного отсека в задней части кузова с левой стороны, что позволило понизить уровень пола в передней и средней части. Предусмотрена установка дизелей фирм «Рено», «Дойц», «Даймлер-Бенц», MAN.

Коробка передач 6-ступенчатпая механическая МАЗ-306. Предусмотрена установка коробок ЯМЗ-236П, КАМАЗ-14, Прага 5PS.114, Войс «Дива» 851.2 и других. Подвеска пневматическая с телескопическими амортизаторами (независимая спереди и зависимая сзади). Рулевое управление снабжено гидроусилителем. Автобус оснащён автоматической системой пожаротушения.

По желанию заказчика могут устанавливаться: АБС, независимый обогреватель, тонированные стёкла, пластиковые сиденья, информационное табло-маршрутоуказатель, автоматический речевой информатор.

МАЗ-103 применяется в аэропортах в качестве перронного автобуса. Перронный автобус отличается от городского сокращённым числом мест для сидения.

В процессе производства и эксплуатации конструкция МАЗ-103 постоянно дорабатывается, улучшаются эксплуатационные показатели. Поставляется в Россию, Украину, Прибалтику, Румынию.

Источник

КАТАЛОГ ТЕХНИКИ / МАЗ

— светотехника «Hella» спереди автобуса;
— светотехника «Белфер» сзади автобуса;
— независимый жидкостный подогреватель двигателя 30 кВт, используемый для предпускового подогрева двигателя и отопления салона;
— радиооборудование (без магнитолы): микрофон, усилитель и 4 громкоговорителя;
— шины производства Республики Беларусь;
— откидной трап для заезда инвалидной коляски;
— оборудование для крепления одной инвалидной коляски;
— система принудительного наклона кузова «Книлинг»;
— тонированные стекла с клапанными форточками;
— сиденья пассажирские Э-205, 18 шт. (кроме того, 4 шт. приоритетные), дермантиновая обивка;
— сидение водителя производства ОАО «МАЗ», на пневмоподушке, регулируемое;
— покрытие пола «Автолин»;
— кнопки требования остановок;
— ввинчиваемые буксирные вилки;
— перегородка, отделяющая от салона рабочее место водителя и разделяющая дверной проем на 2 части, без выхода в салон;
— антиблокировочная система тормозов (ABS);
— противобуксовочная система (ASR);
— термошумоизоляционное покрытие потолка;
— антикоррозийная обработка днища и скрытых полостей;
— оцинкованный лист на бортах и крыше;
— рулевой механизм МАЗ

Дополнительная комплектация для автобусов МАЗ 1034**:

1. Автоматическая централизованная система сМАЗки «Lincoln» (в случае установки перегородки водителя без двери в салон)
2. Домкрат
3. Дополнительный плафон освещения в моторном отсеке, перенос кнопок открывания передних дверей на нижнюю часть бампера, кроме МАЗ 103Т
4. Дополнительный цвет окраски
5. Запасное колесо (шина Бел-108 на диске), 1 шт. (дополнительно)
6. Звуковая сигнализация заднего хода
7. Износостойкое покрытие пола «Грабиол»
8. Информационная система с внутрисалонным табло (пр-во РБ)
9. Информационная система с внутрисалонным табло (пр-во РФ)
10. Крышный вентилятор, 3 шт. в салоне (для МАЗ 103Т 2 шт. в салоне и 1 шт. в кабине водителя)
11. Кондиционер рабочего места СС4Е
12. Независимый воздушный отопитель кабины водителя 2,0-2,2 кВт
13. Подвесной поручень, 1 шт. (дополнительно)
14. Преобразователь с розеткой 12 В
15. Радиооборудование (с магнитолой)
16. Цифровой тахограф
17. Установка колес в сборе импортного производства взамен устанавливаемых серийно, 7 шт.
18. Установка одноместных пассажирских сидений импортного производства (STER MJ) взамен серийно устанавливаемых, 1 сиденье
19. Установка двухместных пассажирских сидений импортного производства (STER MJ) взамен серийно устанавливаемых, 1 сиденье
20. Установка дополнительных сидений Э-205, 1 шт.
21. Установка одноместных тканевых пассажирских сидений взамен серийно устанавливаемых (Э-205), 1 сиденье
22. Установка двухместных тканевых пассажирских сидений взамен серийно устанавливаемых (Э-205), 1 сиденье
23. Установка сидений пассажирских Э-241 взамен серийно устанавливаемых, 1 сиденье
24. Установка одноместного антивандального пассажирского сидения СНЛК 758 взамен серийно устанавливаемого Э-205, 1 сиденье
25. Установка одноместного антивандального пассажирского сидения СНЛК 830 взамен серийно устанавливаемого Э-205, 1 сиденье
26. Установка двухместного антивандального пассажирского сидения СНЛК 758 взамен серийно устанавливаемого Э-205, 1 сиденье
27. Установка двухместного антивандального пассажирского сидения СНЛК 830 взамен серийно устанавливаемого Э-205, 1 сиденье
28. Не устанавливать два одноместных сиденья, а добавить четыре двухместных сиденья Э-205, взамен серийно устанавливаемого оборудования для крепления одной инвалидной коляски
29. Установка импортного сиденья водителя Ster взамен серийно устанавливаемого
30. Установка импортного сиденья водителя с ремнем безопасности Grammer, взамен серийно устанавливаемого
31. Установка системы контроля расхода топлива, кроме МАЗ 103Т
32. Установка тонированных стекол со сдвижными форточками, взамен серийно устанавливаемых
33. Стеклопакеты тонированные со сдвижными форточками (стеклопакеты пассажирского салона и окна водителя) производства МАЗ взамен одинарных стекол
34. Стеклопакеты тонированные (стеклопакеты пассажирского салона и окна водителя) взамен одинарных стекол
35. Стеклопакет на створке передней двери взамен одинарного стекла
36. «Северное исполнение»
37. Таймер к независимому жидкостному подогревателю двигателя 30 кВт
38. Установка щеточки на одну створку двери
39. Электронная система пожаротушения

Источник

Добавил:

Upload

Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

Вуз:

Предмет:

Файл:

Скачиваний:

280

Добавлен:

17.03.2016

Размер:

10.6 Mб

Скачать

ОАО «Минский автомобильный завод»

Автобусы МАЗ 103, МАЗ 107

Руководство по эксплуатации

103003-0000020 РЭ

Минск 2014

Руководство по эксплуатации* содержит сведения о конструкции, характеристиках автобусов МАЗ 103 и МАЗ 107, их составных частей и указания, необходимые для правильной и безопасной эксплуатации, технического обслуживания, текущего ремонта, хранения и транспортирования.

Впервых трех разделах содержится информация по управлению и правилам эксплуатации автобуса. Так как эта информация предназначена в основном для водителя, то содержание первых трех разделов должно обязательно находиться в автобусе.

Вчетвертом и пятом разделах содержится информация по устройству и техническому обслуживанию систем и составных частей автобуса. Информация предназначена для обслуживающего персонала.

Устройство и порядок обслуживания составных частей и систем автобуса (двигателя, коробки передач, ПЖД, подогревателя воздуха, централизованной системы смазки, системы автоматического пожаротушения) приведены в эксплуатационной документации на эти составные части и системы.

Руководство разработано коллективом службы главного конструктора по автобусам ОАО «МАЗ».

Ответственный за выпуск Липский Н.А.

Свои замечания и предложения по содержанию Руководства высылайте по ад-

ресу: sgk.doc-amaz@maz.by.

Сохраняется право печати за ОАО «МАЗ». Перепечатка, перевод и размножение, даже вы-

борочно, без письменного разрешения ОАО «МАЗ» запрещены.

* В дальнейшем Руководство

2

103003-0000020 РЭ

Введение

Настоящее Руководство по эксплуатации предназначено для водителей и обслуживающего персонала эксплуатирующих организаций. В нем содержится техническое описание и правила эксплуатации автобусов МАЗ 103 и МАЗ 107.

Руководство распространяется на автобусы различных комплектаций. Автобусы МАЗ 103 и МАЗ 107 – городской автобус общего назначения, катего-

рияМ3,классIсогласноклассификацииПравилЕЭКООН№107и ГОСТ31286 2005. Автобусы изготавливаются в климатическом исполнении У1 по ГОСТ 15150 и предназначены для эксплуатации по дорогам общей сети с усовершенствованным покрытием.

Обслуживание составных частей автобуса, выпускаемых другими предприятиями, следует производить в соответствии с указаниями инструкций по эксплуатации этих составных частей.

В данном Руководстве приняты некоторые условные обозначения и сокращения: АБС (ABS) – антиблокировочная система;

ПБС (ASR) – противобуксовочная система; АКБ – аккумуляторная батарея; БК – блок коммутации; БУ – блок управления;

ГМП – гидромеханическая передача; ГПВ – гидропривод вентилятора; ГУР – гидроусилитель руля; КЛ – контрольная лампа;

КИП – контрольно-измерительные приборы; КПП – коробка перемены передач; ПЖД – подогреватель жидкости двигателя; ПГУ – пневмогидроусилитель; ТДУ – трос дистанционного управления;

ЭФУ – электрофакельное устройство.

Руководстворазработанопосостояниюпроизводстваавтобусовна01.02.2014года. В связи с постоянной работой по совершенствованию автобусов, направленной на повышение их надежности, в конструкцию могут быть внесены изменения, не отраженные в настоящем издании.

Предостережение! Служит для указаний по технике безопасности, несоблюдение которых опасно для жизни и здоровья людей.

Служит для указаний на способы и приемы, несоблюдение кото- Внимание! рых может привести к нарушениям в работе изделия (риск пов-

реждения изделия), или требуется повышенная осторожность в обращении с изделием или материалами.

3

Требования безопасности

При работе на смотровой яме, а также в случае применения подъемных устройств, колеса автобуса должны быть надежно застопорены. При необходимости следует применять предохранительные подставки.

Перед проведением работ по ремонту или монтажу электрооборудования необходимо обесточить электрооборудование в целом.

Перед проведением любых работ в моторном отсеке и отсеке ПЖД, с целью исключения срабатывания системы автоматического пожаротушения, отключить АКБ от бортовой сети, отсоединив провод «массы» от клеммы АКБ.

Выполнение ремонта на автобусе с запущенным двигателем не допускается, за исключением производства контрольных и регулировочных работ, требующих включения двигателя (если работы проводятся в отсеке двигателя или ПЖД, то перед проведением работ необходимо отключить разъем питания базового блока системы автоматического пожаротушения).

Поскольку охлаждающая жидкость и тормозная жидкость ядовиты, следует строго соблюдать правила обращения с ними.

При проведении электросварочных работ на автобусе отключить АКБ от бортовой сети, соединить провода «+» и «-» между собой и разъединить разъемы электронных блоков управления (управления двигателем, АБС, ЭФУ, ПЖД и т.д.). Присоединять провод «массы» сварочного аппарата в непосредственной близости от места сварки. Запрещается прокладывать кабель сварочного аппарата параллельно электропроводке автобуса.

При проведении сварочных и сверлильных работ в местах укладки пластмассовых трубопроводов предохранять их от высоких температур (свыше 60 °C) и сварочных брызг. Не допускается наличие воздуха под давлением в пневмосистеме при ее ремонте, а также при проведении работ, связанных со сваркой и сверлением.

После ремонта сильно поврежденного автобуса перед его пуском в эксплуатацию выполнить все технические контрольные измерения, предусмотренные для автобуса.

Запрещается покидать рабочее место водителя при работающем двигателе и незадействованном стояночном тормозе.

Требования пожарной безопасности

Строго соблюдать требования безопасности, приведенные в Руководстве по эксплуатации «Система автоматического пожаротушения транспортного средства».

Строго соблюдать требования пожарной безопасности для предприятий и организаций, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (на территории РБ – ППБ 2.06-2000).

В процессе ремонта приборов электрооборудования применение бензина и других взрывоопасных растворителей категорически запрещается. При проведении таких работ следует пользоваться неогнеопасными растворителями. Сборку необходимо выполнять после предварительной сушки деталей. Избегать попадания различных моечных растворов в соединительные панели, пучки проводов и обмотки приборов электрооборудования.

Не допускается скопление на двигателе и обшивке моторного отсека грязи, смешанной с маслом или топливом, не допускается оставлять в моторной шахте обтирочные материалы.

4

103003-0000020 РЭ

Запрещается курить и пользоваться открытым пламенем при работе в моторной шахте и отсеке ПЖД.

Запрещается эксплуатация автобуса при наличии подтекания топлива, масла и других эксплуатационных жидкостей, особое внимание обращать на герметичность системы гидропривода вентилятора.

Запрещается эксплуатация автобуса при повреждении изоляции проводов электрооборудования.

Запрещается разогревать двигатель открытым пламенем.

Запрещается использование открытого пламени в салоне и кабине водителя. Запрещается хранить и перевозить в автобусе горючие жидкости и газы. Запрещается во время эксплуатации и хранения автобуса наличие в моторном от-

секе и отсеке ПЖД любых материалов, не предусмотренных конструкцией автобуса. Запрещается движение со спущенным одним или двумя спаренными колесами. Запрещается эксплуатировать ПЖД и воздушные отопители в закрытых помеще-

ниях из-за опасности отравления и удушья.

Запрещается эксплуатировать ПЖД и воздушные отопители на автозаправочных станциях и в местах, где могут образовываться горючие пары и пыль (например, вблизи топливных, угольных, древесных складов и т.п.).

При появлении сигнала «ПОЖАР» на пульте управления системой автоматического пожаротушения у водителя во время движения водитель обязан:

немедленно остановить автобус, открыть все двери, нажать кнопку аварийного выключателя, высадить пассажиров и удалить их на безопасное расстояние;

действовать в строгом соответствии с требованиями Руководства по эксплуатации «Система автоматического пожаротушения транспортного средства».

люк моторного отсека можно открывать не ранее, чем через 5 минут после включения системы пожаротушения (признак включения – выход белого аэрозоля из отсека) с целью исключения повторного возгорания из-за уменьшения концентрации аэрозоля вследствие его утечки и разбавления свежим воздухом;

после тушения очага возгорания остатки аэрозоля удалить проветриванием, осевший аэрозоль удалить сухой или влажной протиркой;

заходить в автобус можно только после проветривания салона.

Эксплуатационные ограничения

К управлению автобусом допускать водителей, прошедших обучение правилам эксплуатации автобуса МАЗ 103/107. Особое внимание должно быть уделено изучению требований Руководства по эксплуатации «Системы автоматического пожаротушения транспортного средства».

Прежде чем приступить к эксплуатации автобуса, необходимо внимательно изучить его устройство, указания по эксплуатации, техническому обслуживанию и уходу, изложенные в данном Руководстве и Руководствах по эксплуатации составных частей автобуса.

Нормальная работа агрегатов и механизмов автобуса обеспечивается, если топливо, масла и другие эксплуатационные материалы применяются в соответствии с указаниями, приведенными в «Химмотологической карте» настоящего Руководства. Необходимо соблюдать объем и периодичность технического обслуживания, указанные в настоящем Руководстве, с корректировкой периодичности в зависимости от дорожных и климатических условий эксплуатации согласно ГОСТ 21624-81 с отражением проведенных работ в сервисной книжке.

5

Впериод обкатки автобуса строго выполнять указания, приведенные в данном Руководстве (раздел «Обкатка автобуса»), так как дальнейшая его работоспособность в большой степени зависит от того, насколько хорошо приработаются детали в начальный период эксплуатации.

Во время движения следить за показаниями контрольно-измерительных приборов и за сигналами контрольных ламп.

Не начинать движение автобуса при давлении воздуха в контурах пневматического привода тормозных механизмов ниже 550 кПа (5,5 кгс/см2), т.е. пока не погаснут контрольные лампы, сигнализирующие о падении давления воздуха.

Запрещается движение автобуса «в накат» при неработающем двигателе и выключенной передаче, так как в этом случае резко возрастает усилие на рулевом колесе и не пополняется запас сжатого воздуха в пневмосистеме автобуса.

Запрещается запуск двигателя без масла и охлаждающей жидкости. Запрещается заливать масло выше верхней метки на щупе.

Запрещается открывать крышку с паровым клапаном на расширительном бачке. Запрещается запускать двигатель от внешнего источника питания присоедине-

нием проводов на клеммы стартера.

Запрещается использование зарядной станции или пускового устройства для пуска двигателя.

Запрещается начинать движение при работающем зуммере.

Запрещается эксплуатация автобуса с неисправным или отказавшим гидроусилителем рулевого управления.

Запрещается движение на спусках при выключенной передаче.

На спусках необходимо исключить движение автобуса при оборотах двигателя выше допустимых, т.е. стрелка тахометра не должна заходить на красную зону шкалы прибора.

Запрещается воздействовать на педаль подачи топлива при включенном моторном тормозе.

Запрещается отключать провода от выводов генератора и аккумуляторной батареи при работающем двигателе.

Во избежание повреждения привода механической КПП и привода сцепления запрещается оставлять после останова двигателя включенной передачу, а также выключать сцепление при отсутствии воздуха в контуре потребителей воздуха.

Утепление моторного отсека должно соответствовать температуре окружающего воздуха.

Примойкеавтобусазапрещаетсянаправлятьструюводынарешеткувоздухозаборника, а также на изделия электрооборудования и места соединения электропроводов.

Взимнее время при мойке автобуса запрещается направлять струю воды на тормозные аппараты. В случае замерзания конденсата в пневмоприводе тормозов запрещается отогревать аппараты, трубопроводы и воздушные ресиверы открытым пламенем.

Автобус оборудован системой, препятствующей началу движения при открытых дверях. В целях безопасности перевозки пассажиров настоятельно рекомендуем не эксплуатировать на городских маршрутах автобусы с выключенной или неисправной системой автоматического включения остановочного тормоза при открытых дверях пассажирского салона.

6

103003-0000020 РЭ

1 Общее описание автобусов, технические характеристики

1.1 Информационные данные автобуса

Идентификационный номер автобуса выбит в правой передней колесной арке на вертикальной полке перед передней осью, а также на заводской табличке, которая расположена на лицевой панели передка (справа от входа в переднюю дверь).

Структура идентификационного номера (VIN) имеет следующий вид: Y3М103465E0003906 (17 знаков), где:

Y – географическая зона РБ; 3 – международный код РБ;

М – международный код Минского автомобильного завода; 103065 (6 знаков) – обозначение модели (модификации) автобуса, где:

1 (4-й знак) – порядковый номер поколения автобуса (1-ое поколение); 0 (5-й знак) – код назначения автобуса (0 – городские автобусы); 3 (6-й знак) – порядковый номер модели;

4 (7-й знак) – код модификации кузова (4 — 3-х дверные; 5 — 2-х дверные); 6 (8-й знак) – фирма-производитель двигателя (6 – Daimler; 7 — Deutz); 5 (9-й знак) – код комплектации коробкой перемены передач;

Е (10-й знак) – год выпуска автобуса (D – 2013 г., E – 2014 г., F – 2015 г. и т.д.); 0003906 (последние 7 знаков) – порядковый производственный номер транспор-

тного средства.

На заводской табличке наряду с идентификационным номером также нанесены:

фирменный знак Минского автомобильного завода;

номер «Одобрения типа» транспортного средства;

полная масса автобуса в кг;

допустимая осевая нагрузка на каждую ось в кг;

тип установленного двигателя.

Модель и производственный номер автобуса, модель и номер двигателя, а также номера узлов и агрегатов приведены в «Сервисной книжке», которая прикладывается к каждому автобусу.

1.2 Состав автобусов

Заводомпосостояниюна01.02.2014г.выпускаютсяавтобусыМАЗ103иМАЗ107 в комплектации, приведенной в таблице 1.1. Технические характеристики двигателей приведены в таблице 1.2, технические характеристики автобусов приведены в таблице 1.3, основные размеры – на рисунке 1.1.

МАЗ 103 – автобус с кузовом вагонной компоновки с задним, смещенным к левому борту расположением двигателя, с низким уровнем расположения пола. Автобус имеет колесную формулу 4х2. Задний ведущий мост классической компоновки со смещенным к левому борту редуктором, обращенным назад.

МАЗ 107 – автобус с кузовом вагонной компоновки с задним, смещенным к левому борту расположением двигателя, с низким уровнем расположения пола. Автобус имеет колесную формулу 6х2. Задний ведущий мост классической компоновки со смещенным к левому борту редуктором, обращенным назад. За ведущим мостом установлена дополнительная самоустанавливающаяся ось.

7

Пневматическая схема обеспечивает отдельное управление регуляторами положения кузова каждого борта. За счет применения такого решения возможен подъем всего кузова на величину хода отбоя амортизаторов и, при необходимости, опускание правого борта (книлинг).

По желанию заказчика может устанавливаться система централизованной смазки узлов трения.

Таблица 1.1 – Комплектация автобусов МАЗ 103, МАЗ 107

Обозначение

Двигатель

Сцепление

Коробка передач

Ведущий

Макс. кинемат.

комплектации

мост, i

скорость*, км/ч

103462

Daimler OM 906LA. III/2

Sachs MFZ 430

ZF S6 85 BG

5,00

77

103562

Daimler OM 906LA. III/2

Sachs MFZ 430

ZF 6S 1200 BO

5,00

93

103464

Daimler OM 906LA. V/3

Sachs MFZ 430

ZF 6S 1200 BO

5,00

93

103564

103465

Daimler OM 906LA. III/2

Voith D 851.3E

5,00

77

103565

103468

Daimler OM 906LA. III/2

Allison

5,65

105

103568

T280w/Ret

103469

Daimler OM 906LA. V/3

Voith D 854.5

5,65

93

103569

103476

Deutz BF 6M 1013 FC

Voith D 851.3E

5,00

81

103576

103485

Daimler OM 906LA. III/2

Allison

5,65

105

103585

T280w/Ret

103486

Daimler OM 926LA.ЕЕV/3

Allison

5,65

105

103586

T325w/Ret

107466

Daimler OM 906LA. III/4

Voith D 851.3E

5,00

77

107467

Daimler OM 926LA. III/4

Voith D 863.3E

5,00

77

107468

Daimler OM 906LA. IV/3

Voith D 851.3E

5,00

77

107469

Daimler OM 906LA. V/3

Voith D 854.5

5,65

93

107569

Daimler OM 926LA.ЕЕV/3

Voith D 864.5

5,00

110

* Максимальная скорость может быть ограничена в зависимости от назначения автобуса.

Таблица 1.2 – Техническая характеристика двигателей

Модель двигателя

OM 906LA.

OM 926LA.

DEUTZ BF

Параметры

III/2

III/4

IV/3

V/3

III/4

ЕЕV/3

6M 1013 FC

Экологичность

Евро-3

Евро-3

Евро-4

Евро-5

Евро-3

Евро-5

Евро-3

Тип

Дизельный, с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха

Число цилиндров

6

Расположение цилинд-

рядное

ров

Диаметр цилиндра, мм

102

106

108

Ход поршня, S, мм

130

136

130

Рабочий объем, л

6,37

7,20

7,146

Номинальная мощность,

170 (231)

205(279)

210 (285)

240 (326)

180 (245)

кВт (л.с.)

Частота при номиналь-

2200

2300

ной мощности, мин1

Максимальный крутя-

810

1100

1120

1300

854

щий момент, Н·м

Частота при макс. крутя-

1200-1600

1500-1800

щем моменте, мин-1

8

103003-0000020 РЭ

Таблица 1.3 – Технические характеристики автобусов

Параметры

Автобусы

МАЗ 1034..

МАЗ 1035..

МАЗ 1074…

МАЗ107569

Номинальная пассажировместимость, чел *

100…84

98…85

145…130

115

Число пассажирских мест для сидения *

21…28

30…41

24…41

36…51

Общая площадь, предназначенная для пассажиров, м2

21,8

28,5

Площадь для размещения стоящих пассажиров, м2 *

11,5…9,7

7,2…5,9

15

9,9…8,9

Количество дверей для пассажиров

5

3

5

3

Количество дверей для водителя

1

1

Внутренняя высота салона в среднем проходе, мм

2375

Высота первой ступеньки над уровнем дороги, мм

337 (340 –­ у средней двери с рампой)

Высота пола над уровнем дороги, мм

360

Длина, мм

11985

14480

База, мм

6140

6800

Угол переднего свеса, град

9

Угол заднего свеса, град

7

Дорожный просвет, мм

135

135

Высота переднего буксирного устройства, мм

510

Высота заднего буксирного устройства, мм

580

Снаряженная масса, кг

11100

11340

13800

Распределение снаряженной массы по осям, кг:

— передняя ось

3550

3650

3200

— средняя ось

7050

— задняя ось

7550

7740

3550

Полная масса (масса снаряженного автобуса и масса пас-

18000

21650…23700

сажиров при номинальной пассажировместимости), кг*

Распределение полной массы по осям, кг: *

— передняя ось

6500

6000…6500

— средняя ось

10800…11500

— задняя ось

11500

4850…5700

Ширина коридора, занимаемая автобусом при повороте с

6,7

7,2

внешним габаритным радиусом 12,5 м, не более

Внешний минимальный габаритный радиус поворота, м,

не более

11,3

12,5

Максимальный подъем, преодолеваемый автобусом с пол-

30

ной массой, %, не менее

Время разгона автобуса с номинальной нагрузкой с места

40

60

до скорости 60 км/ч, сек, не более

Ресурс до первого капитального ремонта для I категории

600 000

условий эксплуатации, км, не менее

Максимальная кинематическая скорость в зависимости от

Таблица 1.1

комплектации

Основные размеры автобусов приведены на рисунках

Рис. 1.1а

Рис. 1.1б

Рис. 1.1в

* В зависимости от планировки салона.

Нормы эксплуатационного расхода топлива в Руководстве не приводятся, так как они являются ведомственными документами автотранспорта (в РБ нормы расхода топлива разрабатывает и утверждает Министерство транспорта и коммуникаций РБ, в РФ – Министерство транспорта РФ). Необходимую информацию Вы можете найти в Интернете на сайтах этих ведомств.

9

* Размеры только для автобусов с двигателями DEUTZ

а)

б)

Рисунок 1.1 – Основные размеры и планировки салона автобусов:

а) – МАЗ 1034.., б) – МАЗ 1035..

10

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    12.05.201533.72 Mб21Sudovye_dizeli.pdf

  • #
  • #

содержание .. 1 2 3 9 ..

3

МАЗ-203. Эксплуатация автобуса

3.1 обкатка автобуса

Одним из решающих условий обеспечения долговечности, эксплуатационной надежности и экономичности автобуса является правильная его обкатка в начальный период эксплуатации. Для новых автобусов установлен период обкатки, равный 1000 км.

В течение всего периода обкатки следует соблюдать следующие ограничения:

— скорость движения не должна превышать 3/4 максимальной для соответствующей передачи, т.е. обороты двигателя не должны превышать 1700 мин-1;

— нагрузка автобуса не должна быть более 75 % от номинальной;

— недопустим перегрев двигателя.

После первых 100 км пробега обязательно

подтянуть гайки крепления колес.

В процессе обкатки необходимо:

— проверять степень нагрева ступиц колес, тормозных дисков, картера главной передачи ведущего моста (сразу после остановки автобуса). При повышенном нагреве необходимо выяснить причину и устранить неисправность;

— следить за уровнем масла в агрегатах и системах и при необходимости доводить до необходимого уровня.

— следить за состоянием всех креплений. Ослабшие гайки, винты и болты подтянуть. Особое внимание обращать на крепление рулевой сошки, картера рулевого механизма, болтов крепления подвески, шаровых пальцев рулевых тяг, рычагов поворотных кулаков передней оси, гаек крепления колес, фланцев карданного вала;

— во время движения следить за показаниями приборов и своевременно принимать меры по устранению ненормальной работы узлов и агрегатов автобуса.

После обкатки и проведения технического обслуживания можно постепенно выходить на эксплуатацию автобуса с полной нагрузкой.

3.2 Подготовка автобуса к работе

Перед вводом автобуса в эксплуатацию следует провести ряд подготовительных операций, связанных с контролем и заправкой эксплуатационными материалами. Если автобус был законсервирован, то провести расконсервацию.

Кроме того, следует проверить:

— наличие охлаждающей жидкости и ее уровень в расширительном бачке. В случае необходимости, долить охлаждающую жидкость до необходимого уровня;

— уровень масла в поддоне двигателя, ГМП, картере ведущего моста, в баке системы гидроусилителя рулевого управления, в баке гидропривода вентилятора. Если необходимо, долить масло до требуемого уровня;

— натяжение приводных ремней;

— давление воздуха в шинах, при необходимости довести его до нормы;

— степень заряженности АКБ, при необходимости провести обслуживание.

После заправки топливного бака заполнить топливом систему питания двигателя (см. раздел 4.1.2).

После запуска двигателя проверить функционирование всех систем автобуса.

3.3

МАЗ-203. УПРАВЛЕНИЕ АВТОБУСОМ И контроль его работы

3.3.1 контрольные операции, производимые перед выездом на линию

Перед выездом на линию до запуска двигателя проверить:

— укомплектованность аварийными принадлежностями (аптечка, огнетушители, молотки для разбивания стекол, знак аварийной остановки);

— функционирование приводов дверей;

— состояние пассажирского салона, крепление сидений;

— уровень масла в поддоне двигателя;

— наличие топлива в топливном баке (по указателю уровня топлива).

— проверить визуально давление в шинах и крепление колес, при необходимости подтянуть регламентированным моментом. Давление в шинах контролировать по показаниям шинного манометра не реже одного раза в неделю, при необходимости довести до нормы.

Кроме этого рекомендуется осмотреть площадку под автобусом, чтобы выявить возможные течи масла, топлива или охлаждающей жидкости по их следам на поверхности стояночной площадки. Эксплуатация автобуса с негерметичными системами запрещена.

В летний период жалюзи моторного отсека должны быть открыты.

При переходе на зимнюю эксплуатацию необходимо закрыть жалюзи моторного отсека и закрыть шторкой изнутри боковую решетку блока радиаторов.

3.3.2 Запуск и прогрев двигателя при ТЕМПЕРАТУРЕ Выше -5°С

Запуск двигателя возможен только при закрытой задней крышке моторного отсека.

Запуск холодного двигателя при температуре окружающего воздуха выше -5°С производить в следующей последовательности: — вставить ключ зажигания;

  • убедиться в том, что включен стояночный тормоз, а коробка передач находится в нейтральном положении (нажата кнопка

    «N» на пульте управления ГМП 7 (рис. 2.6));

  • перевести ключ в положение «I», при этом загорается символ включения системы улучшения условий запуска двигателя. При горящем символе аварийной работы двигателя запускать двигатель запрещается;
  • после того как погаснет символ (приблизительно 20 секунд), в течение 30 секунд запустить двигатель – перевести ключ в положение «II», не нажимая на педаль подачи топлива (положение педали подачи топлива при запуске приводится в Инструкции по эксплуатации двигателя);
  • сразу после запуска двигателя отпустить ключ (ключ автоматически возвращается в положение «I»).

    Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 20 с. Если двигатель не запустился, то повторное включение стартера производить не ранее чем через 1 мин.

    После запуска двигателя зуммер не должен включаться. В противном случае выяснить причину по символам на ЖК-дисплее и устранить неисправность.

    При работе двигателя на холостых оборотах температура охлаждающей жидкости повышается очень медленно. Поэтому двигатель следует прогревать не при стоящем автобусе, а в движении при средних оборотах двигателя. Таким образом двигатель, коробка передач и ведущий мост достигают рабочей температуры наиболее экономичным способом.

3.3.3 Прогрев и запуск двигателя с применением ПЖД

При температуре окружающего воздуха ниже -5 °С двигатель перед запуском рекомендуется прогреть с помощью ПЖД.

Внимание! В Зимний Период на решетке Перед блоком радиатороВ должна быть устаноВлена шторка.

ПЖД включается и выключается клавишным выключателем 3 (рис. 2.5), расположенным на левой панели переключателей. При включенном ПЖД высвечивается символ включения ПЖД.

Перед запуском ПЖД рекомендуется открыть кран отопления рабочего места водителя 1 (рис. 2.8), а краны 2 и 3 – закрыть (для автобусов с электромагнитными клапанами системы отопления включить обогрев рабочего места водителя выключателем 12 (рис. 2.5), отключить обогрев салона автобуса выключателем 13 и закрыть кран 3 (рис. 2.8)). После прогрева запустить двигатель, как указано в п. 3.3.2.

Внимание! категорически ЗаПрещается работа Пжд При Всех Закрытых кранах, так как это ПриВедет к ПерегреВу котла ПодогреВателя.

Внимание! Во иЗбежание термических трещин ВетроВого стекла не Включать максимальную мощность обдуВа обмерЗшего ВетроВого стекла горячим ВоЗдухом!

В холодное время года с целью постепенного оттаивания обмерзшего ветрового стекла включать обдув ветрового стекла при открытом кране 1 (включенном отопителе рабочего места водителя) сразу после запуска холодного двигателя или ПЖД.

В нормальных условиях кран прогрева двигателя 3 должен быть закрыт, поскольку если его оставить открытым, то снизится эффективность обогрева салона и рабочего места водителя. Кран открывать только для заполнении системы охлаждающей жидкостью и при необходимости быстрого прогрева двигателя.

3.3.4 Контрольные операции, производимые после запуска двигателя

После запуска двигателя зуммер не должен включаться. В противном случае выяснить причину по сигналам контрольных ламп и символов на ЖК-дисплее и устранить неисправность.

После запуска двигателя проверить:

— функционирование приборов световой и звуковой сигнализации, контрольно-измерительных приборов, контрольных ламп, стеклоочистителя и стеклоомывателя;

— свободный ход рулевого колеса. Проверку свободного хода рулевого колеса осуществлять при работе двигателя на малых оборотах холостого хода и положении управляемых колес, соответствующем движению по прямой. Производить вращение рулевого колеса вправо-влево до начала поворота управляемых колес. Свободный ход не должен превышать величины, установленной Правилами дорожного движения;

— положение кузова. Если положение кузова не соответствует норме, то провести регулировку согласно пунктам 4.5 и 4.6.1;

— функционирование системы наклона кузова;

После возвращения в парк необходимо произвести уборку пассажирского салона и мойку автобуса.

3.3.5 Начало движения и переключение передач

Не допускается движение при работе системы опускания или наклона кузова. Кузов опускать только для посадки и высадки пассажиров.

ВНИМАНИЕ! НЕ НАЧИНАТЬ ДВИЖЕНИЕ ПРИ РАБОТАЮЩЕМ ЗУММЕРЕ._

После запуска холодного двигателя производить движение при средних оборотах двигателя для исключения полной нагрузки двигателя и трансмиссии при недостаточном их прогреве.

Только при достижении температуры охлаждающей жидкости 70 °С можно нагружать двигатель до полной мощности.

внимание! сразу после начала движения проверить НА сухой дороге с твердым покрытием работу рабочего и стояночного тормозов частичным приведением в действие органов управления тормозами при отключенном тормозе-замедлителе гмп. Если при этом достигается равномерное затормаживание всех колес и достаточное замедление — тормоза исправны. при отказе хотя бы одного тормоза, движение следует немедленно прекратить. Если вода попала на тормозные колодки (после мойки или движения по мокрой дороге), то необходимо провести несколько плавных торможений при отключенном тормозе-замедлителе ГМП, чтобы просушить диски и тормозные накладки и восстановить, таким образом, эффективность торможения.

Полная инструкция по управлению ГМП приведена в разделе «Управление» Руководства по эксплуатации ГМП.

Для включения передачи перед началом движения необходимо выполнить следующие условия:

— автобус с ГМП ZF должен быть неподвижен и заторможен рабочим или стояночным тормозом, автобус с ГМП Allison должен быть неподвижен и заторможен рабочим тормозом;

— педаль подачи топлива отпущена, и двигатель работает в режиме холостого хода.

Для движения вперед нажать клавишу переднего хода «D». После включения кнопки (1… 2 секунды), загорается лампа кнопки, отпустить тормоз и, нажав на педаль подачи топлива, начать движение.

внимание! для обеспечения безопасности движения и предотвращения выхода из строя гмп запрещается движение при нажатой кнопке «N» (НА нейтрали). Для движения задним ходом нажать кнопку заднего хода «R», дождаться включения передачи (около 2 секунд) и, нажав на педаль подачи топлива начать движение. внимАниЕ! для прЕдотврАщЕния выхода из строя гмп запрещается переключение с переднего хода НА задний и наоборот на пульте управления гмп до полной остановки автобуса.

Если автобус стоит на подъеме, то вначале следует включить нужную передачу (нажать

нужную кнопку), затем перед отпусканием тормоза увеличить подачу топлива, а не наоборот. В противном случае автобус откатится назад.

ВНИмАНИЕ! Если АВТоБус НЕ ТрогАЕтся с мЕстА, возможно при нАжАтии кнопки выбранного режима движения была нажата педаль подачи топлива. для начала движения следует отпустить педаль подачи топлива, нажать пЕдАль тормозА, нАжАть кнопку «N» и вновь нажать кнопку выбранного режима движения._

Основной кнопкой переднего хода является кнопка «D» на пульте управления ГМП. При нажатой кнопке «D» происходит автоматическое переключение передач с 1-й до высшей и обратно. Переключение передач происходит в зависимости от нагрузки на двигатель и скорости движения.

Кнопки «1», «2», «3» выполняют вспомогательные функции. При нажатии кнопки «1» включается только первая передача, автоматическое переключение не производится. Этот режим следует использовать при маневрировании и при движении на участке дороги с большим сопротивлением движению.

При нажатии кнопки «2» происходит автоматическое переключение с 1-й передачи на 2-ю и обратно (3-я передача не включается). Эту кнопку следует использовать, если по условиям движения происходит частое переключение между 3-й и 2-й передачами.

Нажатие кнопок «1», «2», «3» и «D» при движении автобуса следует выполнять без промежуточного нажатия кнопки «N».

В отсеке блока коммутации установлен переключатель режимов работы ГМП. ГМП может работать в экономичном режиме (основное положение) и в динамичном режиме. Выбор режимов влияет на расход топлива и динамику движения.

содержание .. 1 2 3 9 ..

Содержание

  • Введение
  • 1 Требования безопасности и предупреждения
  • 2 Технические характеристики
  • 3 Органы управления и контрольные приборы
  • 4 КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ УСТРОЙСТВА И РАБОТЫ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ АВТОМОБИЛЯ, ИХРЕГУЛИРОВКА И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
  • 4.1 Двигатель
  • 4.2 Трансмиссия
  • 4.3 Ходовая часть
  • 4.4 Рулевое управление
  • 4.5 Тормозные системы
  • 4.6 Электрооборудование
  • 4.7 Кабина
  • 4.8 Седельно-сцепное устройство
  • 4.9 Электронные системы управления
  • 4.10 Платформа грузовых автомобилей
  • 5 Маркировка автомобиля
  • 6 Возможные неисправности агрегатов и систем автомобиля и способы их устранения
  • 7 Обкатка автомобиля
  • 8 Особенности эксплуатации автомобиля
  • 9 Техническое обслуживание автомобиля
  • 10 Хранение автомобиля
  • 11 Транспортировка автомобиля
  • 12 Гарантии завод и порядок предъявления, рассмотрения и удовлетворения претензий по качеству автомобилей
  • 13 Приложения
  • Руководство по эксплуатации автобусов МАЗ 103 и 107 (2017 г.)
    Руководство по эксплуатации автобусов МАЗ 103 и 107 (2020 г.)

           
      
    Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобусов МАЗ 103 и 107, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.

           
    Формат материала — pdf. Размер — 34.8 МБ


    Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 105

           
      
    Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобуса МАЗ 105, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.

           
    Формат материала — pdf. Размер — 20.5 МБ


    Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 152.063

           
      
    Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобуса МАЗ 152.063, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.

           
    Формат материала — pdf. Размер — 8.21 МБ


    Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 171

           
      
    Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобуса МАЗ 171, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.

           
    Формат материала — pdf. Размер — 14.5 МБ


    Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 203

           
      
    Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобуса МАЗ 203, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.

           
    Формат материала — pdf. Размер — 23.1 МБ


    Руководство по эксплуатации автобусов МАЗ 206 и 226

           
      
    Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобусов МАЗ 206 и 226, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.

           
    Формат материала — pdf. Размер — 13.7 МБ


    Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 215

           
      
    Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобуса МАЗ 215, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.

           
    Формат материала — pdf. Размер — 14.3 МБ


    Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 216

           
      
    Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобуса МАЗ 216, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.

           
    Формат материала — pdf. Размер — 18.4 МБ


    Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 231 (2017 г.)
    Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 231 (2018 г.)

           
      
    Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобуса МАЗ 231, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.

           
    Формат материала — pdf. Размер — 31.8 МБ


    Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 232

           
      
    Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобуса МАЗ 232, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.

           
    Формат материала — pdf. Размер — 15.5 МБ


    Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 241

           
      
    Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобуса МАЗ 241, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.

           
    Формат материала — pdf. Размер — 13 МБ


    Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 251

           
      
    Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобуса МАЗ 251, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.

           
    Формат материала — pdf. Размер — 13.4 МБ


    Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 256

           
      
    Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобуса МАЗ 256, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.

           
    Формат материала — pdf. Размер — 13.2 МБ


    Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 257

           
      
    Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобуса МАЗ 257, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.

           
    Формат материала — pdf. Размер — 8.79 МБ


    Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 271

           
      
    Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобуса МАЗ 271, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.

           
    Формат материала — pdf. Размер — 11.2 МБ


    Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 303

           
      
    Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобуса МАЗ 303, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.

           
    Формат материала — pdf. Размер — 17.5 МБ


    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по выживанию для жителей
  • Накван глазные капли инструкция по применению цена отзывы аналоги цена
  • Вакцина от рожи для поросят инструкция по применению
  • Мануал по bmw e46
  • Инструкция по антитеррору в спортивной школе