Несмотря на разнообразие средств тушения пожаров, довольно большой выбор огнетушащих веществ, используемых для локализации, ликвидации очагов возгораний, чаще всего борьба с открытым огнем осуществляется с использованием воды, растворов пенообразователя на ее основе, подаваемых под давлением.
Одним из эффективных средств пожаротушения, подающих воду или пену, служит пожарная мотопомпа, являющаяся насосным агрегатом с приводом от бензинового или дизельного двигателя, снабженным комплектом пожарно-технического оборудования.
Пожарная мотопомпа
Назначение и приемущества
Если в городах забор воды пожарной автотехникой, оборудованной насосами, производится из сети наружного водоснабжения, то вдали от населенных пунктов – из пожарных водоемов, резервуаров, с пирсов, построенных на реках, озерах, прудах или технологических водоемах.
При отсутствии на большинстве, удаленных от областных, краевых, районных центров, крупных промышленных объектов, территорий нашей страны специальных автотранспортных средств, стоящих на вооружении федеральных, муниципальных, корпоративных пожарных подразделений; единственным доступным средством пожаротушения, используемым добровольными, частными формированиями, созданными для борьбы с огнем, является пожарная мотопомпа – переносная, возимая вручную или на базе автомобильного прицепа.
Для собственников недвижимости, руководителей предприятий (организаций), членов садово-дачных, огородных товариществ, создавших добровольную пожарную дружину, приобретение, содержание пожарных мотопомп обходится значительно дешевле, чем покупка специальной автотехники.
Огромным преимуществом переносных мотопомп служит полная автономность, высокая мобильность, позволяющая установить их на любой твердой площадке вблизи природного или искусственно созданного запаса воды, недоступного для подъезда пожарной автотехники – автоцистерн, насосно-рукавных автомашин.
Основным назначением для использования пожарных мотопомп является:
- Забор воды из пожарных водоемов, резервуаров, со специально оборудованных пирсов, с последующей подачей под давлением на тушение очагов пожара воды или пены, полученной с использованием раствора пенообразователя.
- Подача воды от гидрантов наружной сети противопожарного водоснабжения.
- Для перекачки воды, заполнения емкостей, приспособленной для пожаротушения сельскохозяйственной техники, транспортируемых автоцистерн, пожарных вертолетов.
- Для укомплектования пожарных поездов, судов.
К преимуществам использования относят:
- Автономность устройств.
- Мобильность, что позволяет быстро доставить их к пожарному водоему, установить, без дополнительных приготовлений приступить к забору, подаче воды.
- Конструктивную надежность.
- Простоту эксплуатации, технического сервиса, ремонта, что на практике важно для эксплуатации в районах, далеких от крупных городов.
- На практике пожарные мотопомпы, кроме работ, связанных с пожаротушением, активно, эффективно используют для следующих видов работ:
- Для забора, перекачки воды на полив частных земельных участков, полей сельхозпредприятий, для наполнения различных резервуаров, емкостей.
- Для осушения затопленных подвалов строительных объектов, технических этажей, приямков, колодцев при устранении аварий; строительных котлованов.
Кроме того, пожарные мотопомпы активно, эффективно используются по следующим вариантам хозяйственного назначения, что подтверждает факт более широкого назначения таких технических устройств, нежели только противопожарное применение:
- Забор, перекачка и подача чистой воды для полива садовых, дачных участков земли, сельскохозяйственных угодий, заполнение емкостей.
- Откачка загрязненной воды из затопленных подвальных этажей зданий, колодцев различного назначения в ходе устранения аварийных ситуаций в работе коммунальных служб; осушение котлованов, траншей, трюмов речных, морских судов.
- Для откачки воды при проведении поисковых работ, археологических раскопок.
- Аварийное осушение, сброс воды из бассейнов, резервуаров, водоемов.
- При проведении ирригационных работ.
Виды, типы и описание
Виды мотопомп
Все такие мобильные устройства для тушения пожаров можно разделить на виды по способу размещения, перемещения/транспортировки, типу двигателя привода насоса; чистоте воды, с которой они могут работать:
- Бензиновые – с приводом от карбюраторного/инжекторного двигателя, использующего в качестве топлива различные марки бензина.
- Дизельные – с приводом от дизельного двигательного агрегата, имеющими более высокий моторесурс, но работающими громче бензиновых моделей устройств.
На российском рынке известны пожарные мотопомпы Tohatsu с бензиновыми двигателями, дизельные устройства высокого давления «Вепрь» отечественного производства, мотопомпы Koshin с двигательными агрегатами, работающими на бензине, изготовленными компанией Хонда.
- Переносные, передвижные. Первые смонтированы на несущей раме, которая обеспечивает возможность: переноски вдвоем вручную, для транспортировки автотранспортом в кузове, багажнике, автомобильном прицепе; погрузки/выгрузке, установки на твердую поверхность – плотный грунт в противопожарном разрыве возле водоема, асфальтированную, бетонированную поверхность дороги, пожарного проезда.
Вторые установлены на раме одноосной тележки с колесами, что позволяет передвигать ее по ровной твердой поверхности одному человеку, но не исключает возможность переноски ее двоим и более членам ДПД, работникам из состава дежурного персонала предприятий, организаций.
Рукоятки на раме переносных, передвижных устройств обязательно защищаются теплоизоляционным материалом.
- Прицепные. Такой вид пожарных мотопомп устанавливается на раме автомобильных прицепов, сообразно их грузоподъемности, норм/правил оборудования, транспортировки грузов. Именно прицепные мотопомпы часто дополнительно оборудуются устройствами для дозированной подачи раствора пенообразователя, что позволяет использовать стволы, генераторы для тушения очага пожара пеной. Рекомендуется при необходимости использовать все имеющиеся в наличии прицепные и переносные модели устройств, т.к. это дает больше возможностей для обеспечения доступа к очагу пожара.
- Высоконапорные (высокого давления). Согласно ГОСТ 53332-2009 мотопомпы, используемые для тушения пожаров, в зависимости от конструкции, основных технических параметров подразделяются устройства нормального давления – до 2 МПа, и высокого давления – выше 2 МПа.
Если для тушения, согласно нормативных требований, включение твердых частиц в воде не должно быть больше 0,5 %, а их размер быть до 3 мм, то пожарная мотопомпа для грязной воды, приобретаемая для использования коммунальными, инженерными службами предприятий, строительными подрядными организациями для откачки, осушения подвальных этажей, колодцев, котлованов траншей, позволяет за счет выбора мембранного типа насоса устройства вести забор, перекачку воды с крупными включениями – до 25 мм и более у некоторых моделей изделий.
Устройство
В конструкцию пожарной мотопомпы в зависимости от вида, типа входят:
- Жесткая рама для ручной переноски, шасси автоприцепа.
- Двигатель, потребляющий разные марки жидких нефтепродуктов.
- Центробежный, диафрагменный, мембранный насос, осуществляющий забор, подачу воды, водного раствора пожарного пенообразователя.
- Бак для жидких нефтепродуктов.
- Резервуар для хранения пожарного пенообразователя с системой дозирования его подачи.
- Комплект ПТВ.
- Основные характеристики
- Такие мобильные устройства пожаротушения характеризуются:
- Производительностью.
- Высотой столба подаваемой воды.
- Размерами, массой устройства в сборе с комплектом ПТВ.
- Мощностью двигательного агрегата.
- Видом потребляемого жидкого нефтепродукта.
Пожарная мотопомпа должна обеспечивать бесперебойную эксплуатацию на пожаре в течение 2 часов при температуре от +40 C° до −45 C°. С помощью этих мобильных устройств пожаротушения, простых по техническому составу, неприхотливых в условиях длительной эксплуатации, в том числе в жестких погодных условиях, ликвидировано огромное количество очагов возгораний, пожаров.
В удаленных регионах, районах, на обособленных объектах – от промышленных, складских, сельскохозяйственных предприятий до туристических баз, спортивных лагерей пожарные мотопомпы служат доступными, надежными средствами пожаротушения, которые легко задействовать, установив вблизи ближайшего водоисточника.
Основные характеристики
Они изложены в ГОСТ 53332-2009, так же, как и требования ко всем элементам оборудования, входящего в их состав.
К таким характеристикам относят:
- Производительность пожарной мотопомпы.
- Высоту подачи воды.
- Габариты, общую массу изделия.
- Мощность двигателя.
- Вид используемого топлива.
Кроме того, современные модели пожарных мотопомп, реализуемых на рынке пожарно-технической продукции, обязаны обеспечивать: устойчивую работу в температурном диапазоне эксплуатации – от +40 до –45℃ на протяжении не меньше 2 часов, для чего должны иметь необходимый запас топлива в баке.
Наиболее востребованы модели устройств следующих марок. Приведем их основные технические характеристики:
МП 20-100 Гейзер
Наименование показателей, единицы измерения | Значение показателей |
Общие данные | |
Тип мотопомпы | пожарная, переносная |
Подача в номинальном режиме, л/с, не менее | 20 |
Напор в номинальном режиме, м | 100±2 |
Наибольшая геометрическая высота всасывания, м | 7,5 |
Время всасывания при наибольшей геометрической высоте, с, не более | 40 |
Подача насоса при наибольшей геометрической высоте всасывания и номинальном напоре, л/с, не менее | 10 |
Предельное давление насоса, кгс/см2, не более | 19,0 |
Диаметр и количество присоединительных патрубков, мм: | |
– напорного; | 2х70 |
– всасывающего. | 1х100 |
Габаритные размеры, мм (не более): | |
– длина; | 1300 |
– ширина; | 780 |
– высота. | 930 |
Масса (сухая), кг | 215 |
Насос | |
Тип насоса | НП- 20/100, центробежный, двухступенчатый, консольный |
Вакуумная система | автоматическая |
Тип вакуумного насоса | диафрагменный |
Двигатель | |
Тип | четырехтактный бензиновый, карбюраторный (инжекторный) |
Модель | ВАЗ 2108 (ВАЗ 21114) |
Количество цилиндров и расположение цилиндров | 4 в ряд |
Диаметр цилиндра и ход поршня | 82х71 |
Рабочий объем, см3 | 1500 |
Степень сжатия | 9,9 |
Номинальная мощность при частоте вращения коленчатого вала 5600 об/мин, кВт (л.с) | 55 (75) |
Запуск двигателя | от электростартера |
Система охлаждения | водяная (тосол), принудительная |
Топливо | бензин АИ-92 (АИ-95 для ВАЗ 21114) |
Расход топлива при работе мотопомпы в номинальном режиме, л/ч | 8,6 (6,8 – ВАЗ 21114) |
Примечание. Скачать паспорт, техническое описание и инструкцию по эксплуатации на пожарную мотопомпу МП-20/100 «Гейзер».
МП 10-60 Водолей
Наименование показателя, единицы измерения | Значение показателей | ||
Общие данные | |||
Номинальная подача насоса, Qном, л×с-1 (л×мин-1; м3×ч-1) | 10 (600; 36,0) | ||
Номинальный напор насоса, Нном, м | 60 | ||
Номинальная частота вращения, пном, об/мин | 2500 | ||
Номинальная геометрическая высота всасывания, hном, м | 1,5 | ||
Максимальная геометрическая высота всасывания, hmax, м | 5,0 | ||
Подача при максимальной геометрической высоте всасывания и номинальном напоре, Q, л×с-1 (л×мин-1), не менее | 5 (300) | ||
Напор при максимальной геометрической высоте всасывания, Н, м | 45 | ||
Максимальное рабочее давление на входе в насос, p1max, МПа | 0,6 | ||
Максимальное рабочее давление на выходе из насоса, P2max, МПа, не менее | 1,0 | ||
Время всасывания (заполнения) с максимальной геометрической высоты всасывания, tвс, с, не более | 40 | ||
Диаметр и количество присоединительных патрубков: | |||
– напорного (мм/шт.) | 65/2 | ||
– всасывающего (мм/шт.) | 80/1 | ||
Габаритные размеры мотопомпы, (мм), не более | |||
– длина | 820 | ||
– ширина | 620 | ||
– высота | 750 | ||
Масса мотопомпы, сухая, кг, не более | 98 | ||
Насос | |||
Тип насосного узла МП 10/60.01.00.00 | центробежный, одноступенчатый, консольный | ||
Вакуумная система | автоматическая | ||
Тип вакуумного насоса | поршневой | ||
Степень разряжения в полости насосного узла, кгс/см2, не менее | – 0,75 | ||
Двигатель | |||
Модель | Honda GX630 | Lifan 2V78F-2 | Lifan 2V78F-2A |
Тип | четырехтактный, бензиновый, карбюраторный | ||
Рабочий объем, см3 | 688 | 640 | |
Номинальная мощность при частоте вращения коленчатого вала 3600 об/мин, Nном, кВт (л/с) | 15,5 (20,8) | 17,5 (24,0) | |
Максимальный крутящий момент при частоте вращения коленчатого вала n=2500 об/мин, Н×м, | 48,3 | 43,5 | |
Тип системы запуска двигателя | электростартер | электростартер / ручной запуск | |
Расход топлива в номинальном режиме работы, gm, л/ч, не более | 4,2 | 4,8 | |
Тип системы охлаждения | воздушная | ||
Применяемое топливо – бензин автомобильный по ДСТУ 4063-2001 с октановым числом по исследовательскому методу, не менее | 91 | ||
Объем топливного бака, л. | 10 | ||
Продолжительность запуска двигателя, мин, не более | 2 |
Примечания:
- скачать технический паспорт на изделие «Пожарная мотопомпа МП-10/60»;
- скачать руководство по эксплуатации пожарной мотопомпы МП-10/60.
МП-800
Наименование показателей, единицы измерений | Значения показателей |
Общие данные | |
Тип мотопомпы | Пожарная переносная ГОСТ 8554-69 |
Индекс мотопомпы | МП-800Б-01 |
Подача при номинальной частоте вращения (номинальном числе оборотов вала), л/с (л/мин), не менее | 13,3 (800) |
Напор, м, не менее | 60 |
Наибольшая геометрическая высота всасывания при температуре +20 °С и давлении 730-760 мм рт. ст., м | 5 |
Максимальное время всасывания с геометрической высоты 5 м, с | 35 |
Габаритные размеры, мм: | |
Длина | 940 |
Ширина | 520 |
Высота | 725 |
Масса мотопомпы без ППО (максимальная), кг | 85 |
Примечание. Подача и напор приведены при высоте всасывания 1,5 м. При наибольшей геометрической высоте всасывания подача должна быть не менее 50 % номинального значения. | |
Двигатель | |
Тип | Двухтактный, бензиновый, карбюраторный |
Мощность номинальная, эксплуатационная, кВт (л.с.), не менее | 14,7 (20) |
Частота вращения, об/мин (с-1) | 3250±100 (346±10,46) |
Количество цилиндров | 2 |
Диаметр цилиндра, мм | 72 |
Ход поршня, мм | 85 |
Рабочий объем цилиндра, см3 | 346 |
Степень сжатия | 6,9 |
Максимальный удельный расход топлива при эксплуатационной мощности, г/л, с•ч | 440 |
Фазы газораспределения, град: | |
продувка | 120 |
впуск | 134 |
выпуск | 150 |
Система зажигания | От магнето М-135 левого вращения с муфтой опережения зажигания ТУ 37-003-212-77 |
Угол опережения зажигания (при оборотах больше 1050), град | 30-34 |
Зазор между контактами прерывателя магнето, мм | 0,25-0,35 |
Свеча зажигания | А10НТ ГОСТ 2043-74 |
Карбюратор | К-36П ОСТ 37.001.207-78 |
Топливо | Бензин А-76 (ГОСТ 2084-77) в смеси с маслом М-8А (ГОСТ 10541-78) из расчета (по объему) 20 частей бензила, 1 часть масла |
Вид смазки шатунного подшипника коленчатого вала | Топливная смесь |
Охлаждение | Водяное, принудительное от насоса |
Насос | |
Тип | Центробежный, одноступенчатый, консольный |
Устройство всасывающее | Вакуум-аппарат газоструйный |
Диаметр рукава всасывающего, мм | 75 |
Диаметр рукава напорного, мм | 66 и 51 |
Примечание. Скачать инструкцию (руководство) по эксплуатации пожарной мотопомпы МП-800.
МП-1600
Наименование показателей, единицы измерений | Значения показателей |
Общие данные | |
Марка мотопомпы | МП-1600 |
Подача, л/мин | 1600 |
Напор, м | 80 |
Безотказная работа мотопомпы на номинальном режиме в диапазонах температур от –30 °С до +40 °С, час | не менее 6 |
Наибольшая геометрическая высота всасывания, м | 7 |
Диаметр всасывающего патрубка, мм | 125 |
Диаметр напорных патрубков, мм | 70 |
Количество напорных патрубков, шт. | 2 |
Габаритные размеры в походном положении, мм | |
Длина | 2800 |
Ширина | 1740 |
Высота | 1430 |
Задний угол свеса, град. | 32 |
Ширина колеи, мм | 1440 |
Масса (без пожарного оборудования), кг | 620 |
Масса (с пожарным оборудованием), кг | 820 |
Двигатель | |
Модель | ЗМЗ-24-01 |
Тип | четырехтактный, бензиновый, карбюраторный, верхнеклапанный |
Мощность максимальная при 4500 об/мин, кВт | 62,5 |
Снимаемая мощность на привод насоса при 2750-2800 об/мин, кВт, не более | 40,4 |
Применяемое топливо | бензин с октановым числом не менее 76 |
Насос | |
Тип | одноступенчатый, центробежный |
Соединение с двигателем | прифланцован к картеру муфты сцепления |
Место установки по отношению к двигателю | заднее |
Пеносмеситель | |
Тип | водоструйный эжектор |
Место установки | стационарно на насосе |
Производительность по пене, л/мин | 400-600 |
Вакуумная система | |
Тип | газоструйный |
Наибольший создаваемый вакуум, мм. рт. ст. | 550 |
Время создания вакуума 515 мм рт. ст. в объеме полости насоса и двух всасывающих рукавов Ø 125 (100 л), с | 40 |
Шасси | |
Тип | одноосный прицеп специальной конструкции |
Капот | |
Тип | металлический, с двумя боковыми и одной задней дверцами |
Заправочные емкости | |
Система смазки двигателя, л. | 6,5 |
Система охлаждения двигателя, л | 14 |
Бензиновый бак, л | 45 |
Воздушный фильтр, л | 0,5 |
Примечание. Скачать техническое описание и инструкцию (руководство) по эксплуатации пожарной мотопомпы МП-1600.
Другие модели мотопомп
- Портативные пожарные насосы (мотопомпа) «Tohatsu» VC82ASE, VC72AS, VC52AS. Руководство пользователя.
- Пожарная мотопомпа «Tohatsu» V20D2, V20D2S. Инструкция по эксплуатации.
- Мотопомпа пожарная МП-13/80 «Гейзер». Паспорт. Техническое описание. Инструкция по эксплуатации.
- Мотопомпа «Водолей» МП 20/80. Руководство по эксплуатации.
- Мотопомпа «Водолей» МП 16/80. Руководство по эксплуатации.
- Мотопомпа «Вепрь» с дизельным двигателем. Модели: МП-120 Д, МП-500 Д, МП-800 Д. Инструкция по эксплуатации.
- Мотопомпа «Водолей» МП 7/60 Д. Руководство по эксплуатации.
- Мотопомпа для тушения лесоторфяных пожаров «Ниагара». Паспорт.
- Мотопомпа Champion GTP80H для сильнозагрязненной воды. Руководство по эксплуатации.
- Мотопомпы Champion GP40, GP50, GP80, GP100 для чистой воды. Руководство по эксплуатации.
Насосы для мотопомп
Согласно ГОСТ 17398-72 насосом называется машина для создания потока жидкости. Пожарные насосы в составе мотопомп бывают двух типов:
- Центробежные, в которых жидкость перемещается колесом с лопастями от центра к стенкам рабочей камеры, что создает необходимое давление. Это основный вид насосов, используемых для установки на пожарную автотехнику, предназначенную для забора, хранения, перекачки, подачи воды для тушения, обеспечивающий высокую производительность пожарной мотопомпы.
- Диафрагменные или мембранные. Это возвратно-поступательные устройства с рабочими элементами в виде упругих мембран, изгибающихся под действием механического привода. Мотопомпы с таким видом насосов способны вести забор, подавать, откачивать как чистую, так и сильнозагрязненную воду, без значительной потери производительности, что повышает их ценность для заказчиков.
Рукава для мотопомп
В зависимости от компании изготовителя, модели изделия они комплектуются не только напорно-всасывающими, напорными рукавами, стволами, но и всасывающими фильтрами, сетками, генераторами пены и другими комплектующими, необходимыми для решения задач.
Пожарные рукава, входящие в комплектацию пожарных мотопомп, в обязательном порядке оборудуются соединительными головками.
Для переносных, передвижных мотопомп с низкой производительностью, сравнительно невысоким напором воды в комплект пожарно-технического оборудования, как правило, включают рукава, рассчитанные на давление 1 МПа, предназначенные для подключения к пожарным кранам, согласно требованиям для пожарных шкафов; а прицепные модели устройств комплектуются рукавами для пожарной автотехники с давлением 1,6 МПа.
Работа с оборудованием
Пожарная мотопомпа, инструкция о порядке работы которой в обязательном порядке входит в комплект поставки каждого заводского изделия, довольно сложное техническое устройство. Поэтому следует неукоснительно следовать этому документу на всех этапах хранения, ввода в строй, эксплуатации, технического сервиса, что обеспечит ее надежную, безотказную работу на протяжении длительного периода.
Режим и продолжительность обкатки
Эксплуатация пожарной мотопомпы, как устройства, снабженного двигательным агрегатом на жидком топливе, начинается с его регламентной обкатки, режим и продолжительность которой изложены в сопроводительной технической документации на изделие.
Требования
Основные требования к мотопомпам изложены в ст. 110 «Технического регламента о ПБ»:
- Пожарные мотопомпы используются для подачи воды к месту возгорания, забирая ее из наружных водопроводных сетей, резервуаров или открытых источников – озер, прудов, рек, озер; обеспечивая требуемый расход, рабочее давление при подаче воды, пены, необходимые для ликвидации пожара.
- Переносные пожарные устройства по конструктивному исполнению, общей комплектной массе обязаны давать возможность для переноса вручную, установки на твердую поверхность вдвоем.
- Для прицепных устройств должен быть обеспечен жесткий стационарный крепеж на автоприцепах, конструкция которых обязана обеспечивать безопасность транспортировки, устойчивость при установке.
Требования к конструктивным элементам изделий, оборудованию, входящему в их комплектацию:
- НПБ 313-2002, ГОСТ 53332-2009 – о пожарных мотопомпах.
- НПБ 176-98 – о центробежных пожарных насосах.
- НПБ 152-2000, ГОСТ Р 51049-2008 – о напорных пожарных рукавах.
- НПБ 177-99* – о ручных пожарных стволах.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что такие мобильные, автономные устройства для тушения пожаров, особенно вдали от крупных населенных центров, в сельской местности, таежной глуши, еще десятки лет будут надежно служить людям.
Предложите, как улучшить StudyLib
(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте
другую форму
)
Ваш е-мэйл
Заполните, если хотите получить ответ
Оцените наш проект
1
2
3
4
5
ОБЩЕСТВО C ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ “КАЛАНЧА”
МОТОПОМПА ПОЖАРНАЯ
МП- 13/80 “ГЕЙЗЕР”
МП- 13/80.01“ГЕЙЗЕР”
МП- 13/80.01 П “ГЕЙЗЕР”
ПАСПОРТ
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ,
ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
НП-13/80-01-00-00-00.ПС
г. Сергиев Посад
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие сведения об изделии ……………………………………………3
2. Назначение изделия…………………………………………………………3
3. Технические характеристики……………………………………………4
4. Комплект поставки…………………………………………………………..5
5. Устройство и принцип работы …………………………………………6
6. Указания мер безопасности ……………………………………………..17
7. Подготовка к работе ………………………………………………………..17
8. Порядок работы ………………………………………………………………18
9. Техническое обслуживание ……………………………………………..20
10. Возможные неисправности и методы их устранения ……….23
11. Правила хранения, консервации и транспортирования…….25
12. Свидетельство о приемке ………………………………………………..26
13. Гарантийные обязательства …………………………………………….26
14. Сведения о рекламациях …………………………………………………26
15. Отзыв о работе изделия …………………………………………………..28
16. Приложение 1…………………………………………………30
17. Приложение 2…………………………………………………31
Настоящий паспорт предназначен для получения общих сведений о мотопомпе, изучения ее устройства и принципа работы, порядка подготовки, а также технического обслуживания, возможных неисправностей и способа их устранения.
ВНИМАНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЯ !
Предприятие-изготовитель оставляет за собой право постоянно совершенствовать конструкцию изделия. Изменения, не влияющие на работоспособность, технические характеристики и надежность, могут быть не отражены в данном эксплуатационном документе.
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИЗДЕЛИИ
Наименование и индекс:
- мотопомпа пожарная МП-13/80 “Гейзер” с приводным двигателем ВАЗ 11113;
- мотопомпа пожарная МП-13/80.01 “Гейзер” с приводным двигателем ВАЗ 2108.
- мотопомпа пожарная МП-13/80.01П “Гейзер” с приводным двигателем ВАЗ 2108 на прицепе.
Цифры, входящие в наименование означают:
13 — подача насоса в номинальном режиме, л/с;
80 — напор насоса в номинальном режиме, м;
01 — модификация с приводным двигателем ВАЗ 2108.
01П – модификация с приводным двигателем ВАЗ 2108 на прицепе
2.НАЗНАЧЕНИЕ ИЗДЕЛИЯ
Мотопомпа предназначена для забора и подачи воды с температурой до +300 С, плотностью до 1010 кг/м3 из открытых водоисточников или емкостей открытого или закрытого типа при тушении пожаров класса “А” ГОСТ 27331-87.
Мотопомпа может быть использована для перекачки воды из емкости в емкость, откачки воды из колодцев, подвалов, орошения или полива и других подобных целей.
Мотопомпа может быть использована в городах и сельской местности.
Мотопомпа выпускается в климатическом исполнении “У” для категории размещения 1 ГОСТ 15150-69 при температуре окружающего воздуха — 30….+ 40 0 С.
3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
3.1. Технические характеристики мотопомпы приведены в таблице 1.
Таблица 1
Наименование показателей | Значения | |
МП-13/80 | МП-13/80.01 | |
Общие данные Тип мотопомпы Подача в номинальном режиме, л/с, не менее Напор в номинальном режиме, м Наибольшая геометрическая высота всасывания, м Время всасывания при наибольшей геометрической высоте, с, не более Подача насоса при наибольшей геометрической высоте всасывания и номинальном напоре, л/с, не менее Предельное давление насоса, кгс/см2, не более Диаметр и количество присоединительных патрубков, мм: — напорного — всасывающего Габаритные размеры, мм:(не более) — длина — ширина — высота Масса (сухая), кг Насос Тип насоса Вакуумная система Тип вакуумного насоса полости центробежного насоса, кгс/см2 Рабочие характеристики Двигатель Тип Модель Количество цилиндров и расположение цилиндров Диаметр цилиндра и ход поршня Рабочий объем, см3 Степень сжатия, Номинальная мощность при частоте вращения коленчатого вала 5600 об/мин, кВт (л.с) Способ запуска двигателя Топливо Расход топлива при работе мотопомпы в номинальном режиме, л/ч |
пожарная, переносная 13,0 805 7,5 6,7 13,4 270 1100 660 940 175 автоматическая диафрагменный приложение 1 ВАЗ 11113 2 в ряд 8271 749 9,9 от электростартера водяная (тосол), принудительная бензин АИ-92 |
пожарная, переносная 13,3 805 7,5 6,7 19,0 2х70 1х100 720 920 215 диафрагменный
приложение 1 4 в ряд 82х71 1500 9,9 от электростартера водяная (тосол), принудительная |
4. КОМПЛЕКТ ПОСТАВКИ
Таблица 2
Обозначение | Наименование | Кол. |
МП-13/80 “Гейзер”
МП-13/80.01 «Гейзер» СВ-100 РСП-50 или РСК-50 РСП-70 или РСК-70 ОРТ-50 ОРТ-70 ГП-5070 РТ-70 ПС-1 ГПС-600 ЗИП НП-13/80-01-00-00-00.ПС Двигатель ВАЗ 11113 Двигатель ВАЗ 2108 |
Мотопомпа Рукав всасывающий d 100 Рукав напорный d 51 Рукав напорный d 66 Сетка всасывающая Ствол пожарный ручной Ствол пожарный ручной Ствол пожарный ручной Ствол пожарный ручной Головка переходная Разветвление рукавное Пеносмеситель Пеногенератор Задержка рукавная Фонарь поисковый Чехол Колесо в сборе Запасные части, инструмент и принадлежн. Паспорт Руководство по техническому обслуживанию и ремонту. |
1 2* 6* 8* 1* 2* 2* 1* 1* 2* 1* 1* 2* 1* 1* 1* 2 1комп. 1 |
- По требованию заказчика за отдельную плату.
- По требованию и согласованию с потребителем мотопомпы МП 13/80 и МП13/80.01 могут поставляться на прицепе.
Ведомость комплекта ЗИП
Таблица 3
Обозначение | Наименование | Где применяется | Кол. |
072-078-36 092-098-36 105-110-30 235-245-46 250-260-46 030-035-30 ГОСТ 2839-80 ГОСТ 14286-69 |
Запасные части
Уплотняющее кольцо Уплотняющее кольцо Уплотняющее кольцо Уплотняющее кольцо Уплотняющее кольцо Уплотняющее кольцо Плавкий предохранитель 8 А Инструмент Ключ гаечный 810 Ключ гаечный 1214 Ключ гаечный 1317 Ключ гаечный 1922 Отвертка комбинированная Ключ свечной Ключ специальный К 150 |
насос Двигатель, насос пожарная арматура |
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Примечание. Допускается изменение комплекта поставки и ЗИП по согласованию с потребителем.
5. УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ
5.1. Насос
Для подачи воды на мотопомпе установлен центробежный, двухступенчатый насос НП-13/80.
Насос выполнен двухступенчатым с осевым подводом первой ступени. В качестве отводящих устройств в первой ступени использован направляющий аппарат с переводными каналами, а на второй также направляющий аппарат с кольцевой камерой.
Насос (рис.1) состоит из корпуса, крышки, двух рабочих колес, вала и узла уплотнения. Вал насоса изготовлен из нержавеющей стали и установлен
Рис.1
- Кольцо 24. Втулка 47. Подшипник
- Щуп масляный 25. Крышка 48. Цапфа
- Хомут 26. Манжета 49. Фланец
- Штифт 27. Корпус манжет 50. Гайка
- Кольцо стопорное 28. Кольцо 072-078-36 51. Шайба стопорная
- Втулка 29. Фланец 52. Винт установочный
7. Заглушка 30. Подшипник 53. Подшипник
8. Насос мембранный 31. Втулка 54. Шпонка
- Хомут 32. Корпус 2 55. Кольцо 042-048-36
10. Кольцо 030-035-30 33. Шпилька 56. Кольцо 092-098-36
11. Прокладка (под ГМВ-100) 34. Шайба 57. Кольцо 105-110-30
12. Сетка 35. Эксцентрик 58. Шпилька
13. Втулка 36. Кольцо 115-117-10 59. 190-195-36
14. Крышка 37. Кулачок 60. Крыльчатка
15. Прокладка 38. Рычаг сцепления 61. Шпонка
16. Втулка распорная 39. Ось 62. Кольцо угловое
17. Шайба стопорная 40. Корпус 3 63. Шпилька
18. Гайка крыльчатки 41. Кольцо выжимное 64. Гайка колпачковая
19. Колесо направляющее 1 42. Кольцо запорное 65. Кольцо 032-038-36
20. Кольцо 250-260-46 43. Подшипник выжимной 66. Уплотнитель
21. Колесо направляющее 2 44. Вал 67. Уплотнитель
22. Корпус 1 45. Рычаг подшипника 68. Кольцо
23. Кольцо 235-245-46 46. Манжета 69.Пружина
в скользящем, не требующем обслуживания подшипнике со стороны всасывания и шарикоподшипнике промежуточного шарикоподшипникового узла.
Герметизация шарикоподшипниковых узлов обеспечивается манжетами.
Рабочие колеса установлены на валу на шпонках. Между рабочими колесами расположена дистанционная втулка. Для разгрузки от осевой силы в задних дисках рабочих колес имеются отверстия.
Для контроля уровня масла в корпусе насоса расположен щуп.
На насосе установлен мановакуумметр, показывающий давление или разрежение во всасывающем патрубке и давление на выходе из насоса.
Для слива воды из полости насоса установлен сливной краник.
Насос оборудован двумя напорными вентилями тарельчатого типа (рис.2), отличительной чертой которых является то, что при отсутствии давления в напорном патрубке автоматически перекрывается выход из насоса. Пружина 3 отжимает шток 4 с клапаном 7.
5.2. Вакуумная система водозаполнения
Насос оборудован автоматической вакуумной системой водозаполнения “Рrimatic” (рис.3). Вакуумный насос диафрагменного типа расположен непосредственно в корпусе центробежного насоса. При включении центробежного насоса от эксцентрика расположенного на валу начинает работать вакуумный насос и удаляется воздух из всасывающей полости.
Эксцентрик 1 через толкатель 2 передвигает плунжер 4 вперед и назад. Во время всасывания плунжер движется наружу и воздух из центробежного насоса поступает в камеру 9. При обратном движении плунжера мембраной 3 поз.3 под воздействием пружины 5 перекрывается вход в камеру и воздух выходит в атмосферу через отверстия в плунжере по каналу 6.
После заполнения всасывающей линии и насоса вода под давлением
попадает в камеры 9 и преодолевает усилия пружин. Оба плунжера с мембранами 1 поз.7 и мембранами 2 поз.8 занимают крайнее положение и перекрывают вход в атмосферу. Оба толкателя при этом выходят из рабочего поля эксцентрика.
На корпусе вакуумного насоса предусмотрены дренажные отверстия, через которые в процессе работы мотопомпы допускается течь воды.
Напорный вентиль
Рис.2
- Кольцо резиновое уплотнительное
- Шпиндель
- Пружина
- Шток
- Гайка
- Гайка
- Клапан
- Штурвал
Автоматическая вакуумная система «Primatic»
Рис.3
- 1.Эксцентрик;
- 2. Толкатель;
- 3. Мембрана 3;
- 4. Плунжер;
- 5. Пружина;
6.Выпускной канал;
- Мембрана 1;
8. Мембрана 2;
9. Камера;
10. Крышка;
11. Впускной канал.
Диафрагменный вакуумный насос