Руководство по эксплуатации превентора универсального гидравлического

Превентор универсальный. Назначение, устройство, условное обозначение.

Превентор универсальный, как разновидность
ОП, предназначен для герметизации устья
при бурении нефтяных и газовых скважин.

Обозначение:
ПУГ 230 х 35 – превентор универсальный
гидравлический, 230 – условный диаметр
прохода (мм), 35 – рабочее давление (МПа).

Превентор обеспечивает:

  1. герметизацию
    устья скважины вокруг гладкой части
    трубы, вокруг замка, вокруг ведущей
    бурильной трубы (квадрата или
    шестигранника), а также полное перекрытие
    скважины при отсутствии в ней колонны
    труб;

  2. проведение
    расхаживания инструмента на длину
    расстояния между муфтами и вращенме
    колонны труб при загерметизированном
    устье с целью недопущения прихвата;

  3. протаскивание
    на неполный подъём и доспуск колонны
    труб под давлением при наличии на муфтах
    замковых соединений снизу и сверху
    фасок под углом 18º.

Универсальный превентор представляет
собой цилиндрической формы корпус,
отверстия нижнего фланца которого и
верхней крышки образуют диаметр условного
прохода превентора. Внутри корпуса
вставлен плунжер с нижним и верхним
удлинёнными хвостовиками. Наружной
поверхностью нижнего хвостовика плунжер
центрируется в расточке корпуса, а
наружной поверхностью верхнего хвостовика
направляется в расточку крышки.

Верхний хвостовик плунжера внутри имеет
удлинённую коническую расточку, в
которую своим наружным коническим
скосом закладывается массивный эластичный
резиновый армированный уплотнитель.

Уплотнитель, находясь в конической
расточке хвостовика, нижним краем
опирается на втулку с отверстиями через
боковую стенку, а верхняя часть уплотнителя
на подъём ограничивается завинченной
в корпус крышкой.

Втулка
с отверстиями обеспечивает проникновение
скважинной среды под низ уплотнителя
и при закрытии его обеспечивает
дополнительную герметизацию.

При
подаче масла под давлением в полую часть
под низ плунжера он двигается вверх и,
скользя по скосу уплотнителя, надвигается
всё более широкой частью верхнего
хвостовика, сжимая уплотнитель на
закрытие. При подаче масла в полость
над плунжером, он движется вниз, давая
возможность уплотнителю раскрываться
на открытие. Раскрытие уплотнителя
происходит с запаздыванием (в зависимости
от того, вокруг какого сечения происходило
закрытие) от 0,5 до 1,0 часа. В бригаде
необходимо иметь специальный калибр
для проверки полного открытия превентора.

Долговечность срока службы уплотнителя
ограничивается «старением» резины (2
года) и может обеспечивать 15 циклов
закрытия-открытия, при этом «старение»
наступит раньше (не прошло двух лет, а
циклы выбраны, или не выбраны циклы, а
срок старения истёк – необходимо
производить его замену). По этой причине
универсальный превентор, в отличие от
ППГ, не проверяется на устье скважины,
т.к. на случай ГНВП остаётся всё меньше
циклов открытия-закрытия. Из 15 циклов
один расходуется на базе при гидравлическом
испытании, а второй – на устье скважины
при проверке один раз в год эластичности
уплотнителя.

Определяющим показателем износа и
эластичности уплотнителя является
запас хода плунжера, необходимый для
герметизации устья скважины с инструментом
различного размера.

  1. На
    верхней крышке превентора имеется
    отверстие, закрытое пробкой,- отвернуть
    пробку.

  2. В
    открывшееся отверстие спустить карандаш
    до упора его на верхний хвостовик
    плунжера.

  3. На
    уровне плоскости крышки сделать тонкую
    риску на карандаше.

  4. Определиться,
    вокруг какого диаметра трубы будет
    осуществляться закрытие уплотнителя,
    спустить трубы этого размера в превентор.

  5. Включить
    подачу масла под давлением на закрытие
    превентора, загерметизировав устье
    вокруг спущенной трубы.

  6. Во
    время закрытия верхним хвостовиком
    поднимался и карандаш. В конце хода
    плунжера на уровне плоскости крышки
    сделать вторую тонкую риску на карандаше.

  7. В
    инструкции ВЗБТ-П41.00.00.000 ТО (лист 48)
    приведены предельные величины хода
    плунжера при закрытии (расстояние между
    двумя рисками на карандаше в начале и
    в конце хода плунжера). Для труб Ø140 мм
    (L max=101 мм); 127 (106); 114 (112); 89
    (121); 60 (129); 0 (138).

По
результатам испытания делается
заключение: если L превышает
для данного инструмента L
max, то эксплуатировать
уплотнитель можно только на соответствующем
инструменте (и на трубах с меньшим
диаметром) или необходимо произвести
его замену.

Например, проверяли эластичность на
закрытие вокруг трубы Ø127 мм и получили
L=112 мм. Этот уплотнитель
непригоден для труб данного диаметра,
но можно применять на закрытие вокруг
труб меньшего диаметра.

Монтаж
превентора в стволовой части должен
осуществляться с применением металлических
уплотнительных колец, крепление его с
рекомендуемым моментом затяжки для
применяемого размера резьбы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

 СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТНОЕ КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ БЮРО

НЕФТЯНОГО И ГАЗОВОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ

 СПКТБ «НЕФТЕГАЗМАШ»

  УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

СПКТБ «Нефтегазмаш»

 Ф.А.Гирфанов

ПРЕВЕНТОР УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПУГ 230×35

 Технические условия на капитальный ремонт

 УК 39-192-89

     Главный технолог

СПКТБ «Нефтегазмаш»

Р.Р.Яхин

 1. ВВЕДЕНИЕ

Настоящие технические условия (в дальнейшем — ТУ) распространяются на капитальный ремонт (в дальнейшем — ремонт) превентора универсального ПУГ-230х35 (в дальнейшем — превентора).

Общий вид превентора приведён на рис.1.

ПРЕВЕНТОР УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПУГ-230х35

Рис.1

Превентор предназначен для герметизации устья скважин в составе противовыбросового оборудования.

ТУ являются обязательными для всех предприятий нефегазодобывающей отрасли, производящих ремонт и эксплуатирующих отремонтированные изделия.

ТУ разработаны на основе:

1) рабочей конструкторской документации;

2) «Методики расчёта исполнительных размеров сопряжения деталей при капитальном ремонте бурового и нефтепромыслового оборудования»;

3) опыта ремонта аналогичных изделий на ремонтных предприятиях нефегазодобывающей отрасли;

4) изучения материалов исследования неисправностей оборудования, поступившего на капитальный ремонт;

5) РДС 39-064-89 «Организация ремонта оборудования. Основные положения».

ТУ состоят из двух частей:

часть I «Общие технические требования»;

часть II «Специальные требования к составным частям».     

 ЧАСТЬ I

ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Сдача превентора в ремонт, производство ремонта, приемка из ремонта должны производиться в соответствии с требованиями РДС 39-064-89 «Организация ремонта оборудования. Основные положения».

2.2. Правила приемки в ремонт

2.2.1. Превентор принимается в ремонт представителем ремонтного предприятия путем наружного осмотра, проверкой поступивших с превентором документов (см. приложение 11) и составлением приемо-сдаточного акта, в котором должно указываться техническое состояние превентора, обнаруженные дефекты и соответствие его комплектности ведомости комплектации (приложение 1) или согласно спецификации рабочих чертежей.

В случае обнаружения некомплектности, исполнитель обязан в 5-дневный срок известить заказчика, а заказчик в 10-дневный срок со дня получения извещения доукомплектовать превентор.

2.2.2. На сдаваемом в ремонт превенторе не должно быть деталей отремонтированных способом, исключающим возможность их последующего использования или ремонта.

2.2.3. В ремонт не принимается:

1) превентор с дефектами базовых частей, устранение которых не предусмотрено действующей нормативно-технической документацией на ремонт, а также с дефектами, возникшими в результате аварии и нарушения правил эксплуатации;

2) превентор, имеющий неисправимые дефекты корпуса.

2.2.4. Допускается:

1) сдавать превентор с составными частями различной конструкции в пределах конструктивных изменений, принятых предприятием-изготовителем за период выпуска;

2) отсутствие отдельных крепежных деталей в количестве не более 10%, предусмотренных конструкцией.

2.2.5. Превентор должен быть:

1) очищен от загрязнений;

2) предохранен от коррозии, механических и других повреждений при транспортировании на ремонтное предприятие, а отверстия для подсоединения трубопроводов управления должны быть закрыты пробками.

2.2.6. Превентор, имеющий на корпусе более одного номера, в ремонт не принимается.

Примечание. Превентор должен иметь один ремонтный номер, нанесенный ремонтным предприятием.

2.2.7. В случае установления исполнителем технической невозможности производства капитального ремонта превентора, заказчик обязан в 5-дневный срок после получения известия распорядиться оборудованием. При непоступлении от заказчика указаний, исполнитель вправе возвратить превентор заказчику с отнесением всех расходов за счет заказчика.

2.2.8. Указания о порядке, способах и сроках хранения принятых в ремонт превенторов устанавливаются договорными обязательствами.

2.3. Подготовка к дефектации и ремонту

2.3.1. Разборка, мойка, подготовка превентора к дефектации и ремонту должны производиться на специализированных рабочих местах и производственных участках предприятия в соответствии с технологическими процессами, утвержденными в установленном порядке.

2.3.2. Детали и сборочные единицы, поступившие на дефектацию и ремонт, должны быть тщательно вымыты и очищены от коррозии.

2.3.3. Дефектация деталей и сборочных единиц должна производиться в соответствии с требованиями настоящих ТУ.

2.3.4. При дефектации превентора ремонтным предприятием должна составляться ведомость дефектации отбракованных, годных без ремонта и требующих ремонта деталей и сборочных единиц (приложение 2).

2.3.5. Результаты проверки деталей, подлежащих дефектоскопии, должны быть занесены в акт проверки деталей дефектоскопией (приложение 7).

2.4. Требования к ремонту деталей и неразъемных соединений

2.4.1. Ремонт превентора должен производиться на специализированных рабочих местах и производственных участках в соответствии с технологическими процессами, утвержденными в установленном порядке.

2.4.2. Детали, бывшие в эксплуатации и используемые при ремонте повторно без восстановления, а также все новые и восстановленные детали должны быть приняты отделом технического контроля предприятия в соответствии с требованиями рабочих чертежей и настоящих ТУ.

2.4.3. Допускаются временные отклонения от требований чертежей: 1) замена марок материалов, материалами, не ухудшающими качества изделий;

2) замена видов заготовок (штамповка, отливки и т.д.) заготовками, не ухудшающими качества изделий.

Решение о замене принимается техническим советом и утверждается главным инженером ремонтного предприятия.

2.4.4. В процессе приемки деталей и сборочных единиц должны проверяться:

1) размеры — измерением при помощи универсального и специального измерительного инструмента;

2) отсутствие заусенцев, забоин после механической обработки — внешним осмотром;

3) шероховатость обработанных поверхностей по ГОСТ 2789-73 профилометром по ГОСТ 19300-86 или сравнением с образцами шероховатости по ГОСТ 9378-93;

4) твердость поверхностей вновь изготовленных и восстановленных деталей после термической обработки по методу Роквелла ГОСТ 9013-59, по методу Супер-Роквелла ГОСТ 22975-78 и по методу Бринелля ГОСТ 9012-59 прибором ГОСТ 23677-79;

5) качество швов сварных соединений — внешним осмотром и измерением в соответствии с ГОСТ 3242-79. Методы контроля согласно рабочим чертежам и технологическим процессам.

2.4.5. Неуказанные предельные отклонения линейных размеров обработанных поверхностей должны соответствовать 14 квалитету и классу точности «средний» по ГОСТ 25670-83*.

2.4.6. Допуски расположения осей отверстий для крепежных деталей должны соответствовать ГОСТ 14140-81.

2.4.7. Все метрические резьбы, поля допусков которых не указаны в чертежах, должны выполняться с полями допусков по ГОСТ 16093-81*: 7Н — для гаек, 8g — для болтов. Сбег резьб по ГОСТ 10549-80.

2.4.8. Основные типы и конструктивные элементы швов сварных соединений деталей, отремонтированных сваркой, должны соответствовать ГОСТ 5264-80 или ГОСТ 8713-79.

2.4.9. Сварка и наплавка сборочных единиц и деталей должна производиться электродами ГОСТ 9467-75 или наплавочной ГОСТ 10543-82* и сварочной ГОСТ 2246-70 проволоками (согласно рабочим чертежам и технологическим процессам).

2.4.10. Материалы, обработанные давлением (прокатанные, штампованные, выдавленные, волоченные и другие) не должны иметь раковин, рыхлот, расслоений, трещин, неметаллических включений и других дефектов.

2.4.11. Поверхности деталей, восстановленные гальваническим наращиванием (хромированием, железнением и другими способами), должны быть гладкими без отслоений и трещин.

2.4.12. Сборочные единицы, имеющие в сопряжении детали с неподвижными посадками, не требующие по ТУ замены (запрессованные втулки, шпильки и другие детали), разборке не подлежат, за исключением случаев, когда это требуется по условиям ремонта. Если сборочное соединение подлежит разборке, то весь износ (за счет распрессовывания пары) следует относить к одной детали, так как другая, сопрягаемая с ней деталь должна быть восстановлена или изготовлена вновь с учетом сохранения посадки.

2.4.13. В ряде случаев ТУ рекомендуется несколько способов восстановления деталей, расположенных в порядке предпочтительного применения. Выбор способа восстановления производится в зависимости от технических возможностей ремонтного предприятия.

Допускается применение плазменной и газопламенной наплавки, напыление поверхностей полимерными материалами, лазерного упрочнения и других, не указанных в ТУ прогрессивных методов восстановления деталей, если они освоены ремонтным предприятием и гарантируют высокое качество ремонта.

2.4.14. При ремонте превентора разрешается использовать оборотный фонд обезличенных деталей и сборочных единиц, имеющихся на ремонтном предприятии.

2.4.15. Установленный срок службы превентора, не работавшего в условиях открытого фонтанирования, не менее:

до капитального ремонта 4 года

до списания 7 лет

 3. ТРЕБОВАНИЯ К СОБРАННОМУ ИЗДЕЛИЮ

3.1. Отремонтированный превентор должен соответствовать требованиям настоящих ТУ и конструкторской документации.

3.2. Основные параметры и размеры

3.2.1. Тип превентора

универсальный

3.2.2. Шифр

ПУГ-230х35

3.2.3. Условный проход, мм

230

3.2.4. Давление, МПа

рабочее (Р раб.)

35

пробное (Р проб.)

70

испытания уплотнителя

35

3.2.5. Изменение диаметра проходного отверстия уплотнителя, мм

от 230 до 0

3.2.6. Наибольший условный диаметр труб, пропускаемых с подвеской, мм

146

3.2.7. Рабочая среда

промывочный раствор, нефть, газ, вода и их смеси

3.2.8. Наибольшая допустимая температура рабочей среды, °С

плюс 150

3.2.9. Тип основного привода превентора

дистанционный

гидравлический

3.2.10. Давление приводной части превентора, МПа

рабочее (Р раб.)

10

пробное (Р проб.)

15

3.2.11. Габаритные размеры, мм

высота

1155

наибольший диаметр корпуса

880

3.2.12. Масса, кг

2955

3.3. В собранном превенторе ось проходного отверстия уплотнителя должна совпадать с осью проходного отверстия корпуса превентора. Допуск соосности 2 мм.

3.4. Арматура уплотнителей превентора (металлические вставки) должна быть без трещин и заусенцев.

3.5. Поверхности канавок во фланцах под уплотнительные кольца должны быть чистыми без забоин, царапин и других дефектов.

 4. КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ И ПРИЕМКА ПОСЛЕ РЕМОНТА

4.1. Отремонтированный превентор должен быть принят отделом технического контроля по результатам внешнего осмотра, контрольных измерений и испытаний согласно ТУ 26-16-296-91.

4.2. При внешнем осмотре проверяются:

1) внешний вид и качество сборки;

2) надежность крепления деталей;

3) наличие и надежность стопорения болтовых соединений.

4.3. При приемочном контроле каждый отремонтированный превентор должен быть испытан на:

1) правильность взаимодействия частей и функционирования гидропривода;

2) на герметичность уплотнений и соединений;

3) на воздействие статического давления для деталей, воспринимающих внутреннее давление.

4.3.1. Испытание превентора на герметичность уплотнений и соединений должно производиться при закрытом на контрольном патрубке уплотнителе водой с ингибитором коррозии давлением

=35 МПа, диаметр контрольного патрубка (114

±10)

мм. Время выдержки при установившемся давлении 15 мин.

Не допускаются пропуски испытательной жидкости через резиновый уплотнитель и соединения деталей.

4.3.2. Испытание превентора на правильность взаимодействия частей и функционирования гидропривода должно производиться рабочей жидкостью путем двухкратного закрытия-открытия на контрольном патрубке превентора при номинальном давлении гидропривода.

4.3.3. На воздействие статического давления корпус и крышка превентора испытываются водой с ингибитором коррозии при давлении

по ОСТ 26-16-1608-79. Время выдержки при установившемся давлении — 5 мин.

Пропуски испытательной жидкости не допускаются. Корпус и крышка превентора при испытании должны быть собраны по схеме (приложение 10).

Камеры обогрева испытываются воздухом при давлении 1,2 МПа или водой при давлении 2 МПа. Время выдержки 10 мин.

4.4. Все дефекты, обнаруженные в процессе приемки и испытаний, подлежат устранению, после чего превентор предъявляется к сдаче вновь.

4.5. Результаты проверки и испытаний превентора должны быть оформлены актом ОТК ремонтного предприятия и занесены в паспорт.

4.6. Представителю заказчика предоставляется право присутствовать при испытаниях превентора.

 5. ПОКРЫТИЯ, СМАЗКА И КОНСЕРВАЦИЯ

5.1. Все необработанные поверхности деталей и сборочных единиц, а также обработанные поверхности, за исключением тех, для которых чертежами предусмотрены другие виды покрытий должны быть окрашены.

5.2. Подготовка поверхностей перед окрашиванием должна производиться по ГОСТ 9.402-80*.

5.3. Наружные поверхности окрасить красной эмалью ПФ-115 ГОСТ 6465-76.

5.4. Качество покрытия по внешнему виду должно соответствовать VI классу по ГОСТ 9.032-74, группе условий эксплуатации VI по ГОСТ 9.104-79 для макроклиматических районов и категорий размещения по ГОСТ 15150-69.

5.5. Поверхности канавок под уплотнительные металлические кольца от окраски должны быть предохранены.

5.6. Консервация превентора по ГОСТ 9.014-78 для II группы изделий. Срок действия консервации — 3 года. Консервации подлежат все наружные, обработанные неокрашенные и незагрунтованные поверхности.

5.7. Внутренние обработанные поверхности деталей после испытаний законсервировать смазкой ЦИАТИМ 203 ГОСТ 8773-73.

 6. КОМПЛЕКТНОСТЬ

6.1. Превентор, выпускаемый из ремонта, должен быть укомплектован сборочными единицами и деталями, предусмотренными рабочими чертежами в пределах конструктивных изменений и ведомости комплектации.

6.2. При выпуске из ремонта превентора ремонтное предприятие должно прилагать документы согласно требованиям РДС 39-064-89 (см. приложение 11 п.2).

 7. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

7.1. К отремонтированному превентору должна быть прикреплена табличка по ГОСТ 12969-67 и ГОСТ 12971-67, содержащая:

1) наименование или товарный знак ремонтного предприятия;

2) заводской ремонтный номер;

3) наименование или шифр изделия;

4) дату выпуска из ремонта (месяц, год);

5) массу нетто.

7.1.1. Надпись на табличке должна выполняться травлением, ударным или электроискровым способом.

7.2. У отверстий для подсоединения трубопроводов управления должны быть нанесены надписи соответственно для трубопроводов обеспечивающих открытие — ОТКР., закрытие — ЗАКР.

7.2.1. Надписи у отверстий должны быть нанесены несмываемой краской.

Примечание. Маркировка завода должна быть сохранена или восстановлена.

7.3. Превентор транспортируется без упаковки, закрепленным на поддоне в рабочем положении. Допускается закреплять превентор в перевернутом положении.

7.3.1. При транспортировании уплотнитель превентора должен находиться в открытом положении, проходные отверстия должны быть закрыты крышками, защищающими также уплотнительные канавки. Штуцеры отверстий для подсоединения трубопроводов управления перед отправкой должны быть сняты и на их место установлены пробки.

Документация, отправляемая с превентором, должна быть вложена во влагонепроницаемый пакет из полиэтиленовой пленки по ГОСТ 10354-82 и привязана шпагатом.

7.4. Превентор может транспортироваться железнодорожным, автомобильным или водным транспортом в открытых транспортных средствах.

7.5. При отправке железной дорогой или морским транспортом на отправляемом превенторе должна быть прикреплена бирка, изготовленная из фанеры или металла. Транспортная маркировка груза по ГОСТ 14192-77*.

7.6. Условия транспортирования и хранения превентора по группе 7 (Ж1) ГОСТ 15150-69.

 8. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ САНИТАРИИ

8.1. Разборка, сборка, ремонт и испытание превентора должны производиться с соблюдением «Правил безопасности в нефтегазодобывающей промышленности»*, утвержденных Госгортехнадзором РФ 14 декабря 1992 года, и действующих на ремонтном предприятии инструкций по безопасному выполнению работ, разработанных в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.002-75 и утвержденных в установленном порядке.

8.2. При контроле деталей методами дефектоскопии необходимо руководствоваться «Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденными Госэнергонадзором 31 марта 1992 года, и  «Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей»*, утвержденными Госэнергонадзором 21 декабря 1984 года.

8.3. Сварка, наплавка и резка металлов должны производиться в соответствии с «Санитарными правилами при сварке, наплавке и резке металлов», утвержденными Министерством здравоохранения и ГОСТ 12.3.003-86.

8.4. Окраска превентора должна производиться в соответствии с ГОСТ 12.3.005-75.

8.5. Работы по металлопокрытиям при ремонте превентора должны производиться в соответствии с ГОСТ 12.3.008-75.

8.6. Консервация превентора должна производиться с соблюдением правил и норм ГОСТ 9.014-78.

8.7. Содержание производственных, рабочих мест должно соответствовать общим требованиям «Инструкции по санитарному содержанию помещения и оборудования производственных предприятий», утвержденной главным санитарно-эпидемиологическим Управлением.

8.8. Погрузочно-разгрузочные работы, производимые при приемке, ремонте и отправке превентора, должны производиться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.009-76.

8.9. Размещение и крепление превентора на подвижном составе должно производиться в соответствии с «Техническими условиями погрузки и крепления грузов» МПС СССР 1969 г., а также чертежами и схемами погрузки и крепления, утвержденными грузовым отделом железной дороги.

 9. ГАРАНТИИ

9.1. Ремонтное предприятие гарантирует соответствие отремонтированного превентора требованиям конструкторской документации и настоящих ТУ.

9.2. Послеремонтный гарантийный срок устанавливается 12 месяцев со дня ввода превентора в эксплуатацию, но не более 18 месяцев со дня отправки с ремонтного предприятия при соблюдении потребителем правил эксплуатации, транспортирования и хранения.

9.3. К отремонтированному превентору должен прилагаться гарантийный талон (приложение 8).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 ВЕДОМОСТЬ КОМПЛЕКТАЦИИ

Наименование

Обозначение

Количество, шт.

Уплотнитель

3ПУГ-1.1АСБ

1

Корпус

3ПУГ 230.090ВСБ

1

Крышка

3ПУГ 230.024Б

1

Болт стопорный

3ПУГ 230.002А

1

Плунжер

3ПУГ 230.004

1

Прокладка

3ПУГ 230.005

2

Штуцер

3ПУГ 230.006А

2

Втулка

3ПУГ 230.007

1

Трафарет

3ПУГ 230.011Б

1

Прокладка

3 ПУГ-10

1

Манжета 570х620

ПУГ-1.9

2

Манжета 650х700

3ПУГ-12А

2

Манжета 460х510

3ПУГ-11А

2

Шайба

3ПУГ 230-048

1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

рекомендуемое

ВЕДОМОСТЬ ДЕФЕКТАЦИИ

НА РЕМОНТ

(наименование или номер изделия)

ЗАКАЗЧИК

(наименование организации заказчика)

Наименование детали (сборочной единицы)

Обозначение детали (сборочной единицы)

Обнаруженный дефект, его размеры, мм

Заключение

Представитель ОТК

(подпись)

Дефектовщик

(подпись)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ, НА КОТОРУЮ ДАНЫ ССЫЛКИ В НАСТОЯЩИХ ТУ

Обозначение стандарта

Наименование

ГОСТ 9.014-78

ЕСЗКС. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования

ГОСТ 9.032-74

ЕСЗКС. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения

ГОСТ 9.104-79

ЕСЗКС. Покрытия лакокрасочные. Группы условий эксплуатации

ГОСТ 9.402-80

ЕСЗКС. Покрытия лакокрасочные. Подготовка металлических поверхностей перед окрашиванием

ГОСТ 12.3.002-75

ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.3.003-86

ССБТ. Работы электросварочные. Требования безопасности

ГОСТ 12.3.005-75

ССБТ. Работы окрасочные. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.3.008-75

ССБТ. Производство покрытий металлических и неметаллических неорганических. Обще требования безопасности

ГОСТ 12.3.009-76

ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности

ГОСТ 2246-70

Проволока стальная сварочная. Технические условия

ГОСТ 2789-73

Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики

ГОСТ 3242-79

Соединения сварные. Методы контроля качества

ГОСТ 5264-80

Ручная дуговая сварка. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 6465-76

Эмали ПФ-115. Технические условия

ГОСТ 8713-79

Сварка под флюсом. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 9012-59

Металлы. Методы измерения твердости по Бринеллю

ГОСТ 9013-59

Металлы. Методы измерения. Измерение твердости по Роквеллу

ГОСТ 9378-93

Образцы шероховатости поверхности (сравнения). Общие технические условия

ГОСТ 9467-75

Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки конструкционных и теплоустойчивых сталей. Типы

ГОСТ 10354-82

Пленка полиэтиленовая. Технические условия

ГОСТ 10543-82

Проволока стальная наплавочная. Технические условия

ГОСТ 12969-67

Таблички для машин и приборов. Технические требования

ГОСТ 12971-67

Таблички прямоугольные для машин и приборов. Размеры

ГОСТ 14140-81

Основные нормы взаимозаменяемости. Допуски расположения осей отверстий для крепежных деталей

ГОСТ 14192-77

Маркировка грузов

ГОСТ 15150-69

Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 16093-81

Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба метрическая. Допуски. Посадки с зазором

ГОСТ 23677-79

Твердомеры для металлов. Общие технические требования

ГОСТ 22975-78

Металлы и сплавы. Метод измерения твердости по Роквеллу при малых нагрузках (по Супер-Роквеллу)

ГОСТ 10549-80

Выход резьбы. Сбеги, недорезы, проточки и фаски

ГОСТ 25670-83

Основные нормы взаимозаменяемости. Предельные отклонения размеров с неуказанными допусками

ГОСТ 19300-86

Средства измерения шероховатости поверхности профильным методом. Профилографы-профилометры контактные. Типы и основные параметры

ТУ 26-16-296-91

Превенторы противовыбросового оборудования. Технические условия (для ремонтных целей)

ОСТ 26-16-1608-79

Оборудование устьевое. Общие технические условия

ГОСТ 28919-91

Фланцевые соединения устьевого оборудования. Типы, основные параметры и размеры

ГОСТ 8773-73

Смазка ЦИАТИМ-203. Технические условия

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПЕРЕЧЕНЬ СТАНДАРТОВ, ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ТУ

1.

ГОСТ 2.602-95

ЕСКД. Ремонтные документы

2.

ГОСТ 2.105-95

ЕСКД. Общие требования к текстовым документам

3.

ГОСТ 8.417-81*

ГСИ. Единицы физических величин

4.

РДС 39-064-89

Организация ремонта оборудования. Основные положения

5.

Раабен А.А. и др.

Монтаж и ремонт бурового и эксплуатационного оборудования. М., «Недра», 1975 г.

6.

Методика расчета исполнительных размеров сопряжения деталей при капитальном ремонте бурового и нефтепромыслового оборудования. Уфа, СКТБ ВПО «Союзнефтемашремонт», 1977 г.

7.

3975-002

Инструкция по проведению дефектоскопии бурового и нефтепромыслового оборудования и инструмента на предприятиях и в объединениях Министерства нефтяной промышленности

9.

ПУГ-230х35

Рабочие чертежи превентора

10.

Оборудование противовыбросовое ОП2-230×35. Техническое описание и инструкция по эксплуатации П2.00.00.000 ТО. 1986 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Обязательное

 АКТ ПРИЕМО-СДАТОЧНЫХ ИСПЫТАНИЙ

«_____» _____________ 19 __ г.

N

(наименование изделия)

(ремонтного предприятия)

Основные параметры и размеры

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

отремонтировано, испытано полностью

(наименование изделия)

укомплектовано, опломбировано, соответствует техническим условиям УК 39 _____________ и признано годным к эксплуатации с гарантийным сроком работы

(ненужное зачеркнуть)

Начальник цеха

Начальник ОТК

(Ф.И.О)

(Ф.И.О)

принято на хранение в склад готовой продукции

(наименование изделия)

Начальник склада

«_____» _____________ 19 __ г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Обязательное

 АКТ

О ВЫДАЧЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ РЕМОНТА

(наименование изделия)

«_____» ___________ 19 __ г.

     Настоящий акт составлен представителем заказчика

(наименование предприятия заказчика)

(должность и фамилия)

действующего на основании доверенности N ______ от «_____» ___________ 19 __ г. с одной стороны и представителя

(наименование ремонтного предприятия)

с другой стороны в том, что произведена выдача из капитального ремонта

(наименование изделия)

Техническое состояние и комплектность

(наименование изделия)

Соответствует требованиям технической документации и УК

Заключение:

признано годным к эксплуатации

(наименование изделия)

и выдано из капитального ремонта.

М.П.

Начальник ОТК

ОТК

(подпись)

принял представитель заказчика

(наименование изделия)

сдал представитель ремонтного предприятия

(наименование изделия)

(подпись)

     М.П.

ремонтного предприятия

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

 АКТ

ДЕФЕКТОСКОПИИ

от «_____» ___________ 19 __ г.   регистрационный N

(наименование предприятия, где проводилась проверка)

О проверке:

(наименование оборудования, деталей)

а) в полевых условиях

б) в мастерских (базах)

Метод ультразвуковой дефектоскопии

Тип прибора

Оператор

удостоверение N

(фамилия, имя, отчество)

Эскиз

Заводской (инвентарный) номер проверенного оборудования

Результаты проверки:

Дефектоскопическая

лаборатория ЦБПО (БПО)

(подпись)

Копию акта получил

(фамилия, имя, отчество)

(подпись)

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Обязательное

ГАРАНТИЙНЫЙ ТАЛОН

(наименование изделия)

(число, месяц и год проведения ремонта)

(заводской номер изделия)

(наименование ремонтного предприятия)

(адрес ремонтного предприятия)

     Изделие полностью соответствует комплекс конструкторской документации, техническим условиям, УК.

     Гарантируется исправность изделия в течение  ____________ работы со дня ввода в эксплуатацию, но не более ______________ со дня отгрузки с ремонтного предприятия при соблюдении потребителем правил эксплуатации, транспортирования и хранения.

М.П.

Контролер  

(подпись)

1.

(дата отгрузки с ремонтного предприятия)

2.

(дата ввода изделия в эксплуатацию)

М.П.

(подпись)

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Рекомендуемое

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ

В целях дальнейшего совершенствования изделия просим дать замечания и предложения.

     После заполнения настоящий опросный лист направить по адресу

(адрес предприятия)

Вопрос

Ответ

(заполняется потребителем)

1. Наименование изделия, его номер, год выпуска

2. Условия работы

3. Дата начала эксплуатации изделия

4. Наиболее часто встречающиеся неисправности

5. Виды работ при обслуживании изделия с указанием наработки

6. Ваши предложения и пожелания

7. Адрес потребителя

8. Фамилия, должность, подпись, и число

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

обязательное

 СХЕМА СБОРКИ КРЫШКИ И КОРПУСА ПРЕВЕНТОРА ПРИ ИСПЫТАНИИ

1, 7 — фланец; 2 — крышка; 3 — манжета; 4, 6 — пробки; 5 — корпус; 7 — штуцер

Рис.2

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

 ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ ПРИЛАГАЕМЫХ К ПРЕВЕНТОРУ

1. Документы заказчика, получаемые при приемке на ремонт;

1) паспорт (формуляр) с данными по эксплуатации и ремонту;

2) справка (акт) о техническом состоянии;

3) аварийный акт, если превентор направляется в ремонт в результате аварии;

4) комплектовочная ведомость;

5) сопроводительное письмо.

2. Документы, прилагаемые при выдаче превентора из ремонта:

1) паспорт (формуляр) с отметкой о проведении ремонта;

2) акт о проведении дефектоскопии деталей (приложение 7);

3) акт о выдаче превентора из ремонта (приложение 6);

4) акт приемо-сдаточных испытаний (приложение 5);

5) комплектовочная ведомость (приложение 1);

6) гарантийный талон (приложение 8);

7) опросный лист (приложение 9).

Примечание: Допускается вместо акта о выдаче из ремонта и акта испытания выполнять соответствующие записи в паспорте (формуляре) превентора за подписью главного инженера и ОТК.

Изм.

Номера листов (страниц)

Всего листов (страниц) в докум.

N докум.

Входящий N сопрово-

дительного документа и дата

Под-

пись

Дата

изме-

ненных

анну-

лиров.

новых

изъятых

1

3, 6, 13, 16, 24, 25, 26

3

4

изв. N 1

N 1

25.01.94

2

Тит. лист,

3, 9, 19, 24, 26

4

изв. N 2

05.98

3

Тит. лист

2

изв. N 3

08.200…..*

 ЧАСТЬ II

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВНЫМ ЧАСТЯМ

 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. В разделе «Требования на дефектацию деталей общего назначения» приводятся данные, необходимые для оценки технического состояния крепежных деталей, прокладок и деталей имеющих трещины.

1.2. В картах технических требований на дефектацию приводятся следующие данные:

1) возможные дефекты;

2) способы и средства контроля;

3) допустимые размеры без ремонта;

4) предельно-допустимые зазоры (натяги) с сопрягаемой деталью;

5) рекомендуемые способы восстановления.

1.3. Детали и сборочные единицы должны быть проверены по всем возможным дефектам на основании данных карт технических требований на дефектацию.

При обнаружении хотя бы одного неисправимого дефекта деталь или сборочная единица должна браковаться и дальнейшая её проверка не производится.

1.4. Дефектация деталей должна производиться при помощи универсального измерительного инструмента, специальных шаблонов, калибров и приспособлений.

1.5. Размеры деталей и сборочных единиц должны контролироваться в сечениях и направлениях наибольшего износа.

1.6. В результате дефектации детали должны быть рассортированы на следующие группы:

1) детали, годные без ремонта, — цвет маркировки зеленый;

2) детали, годные только при сопряжении с новыми или восстановленными деталями, — цвет маркировки желтый;

3) детали, имеющие дефекты и подлежащие восстановлению, — цвет маркировки белый;

4) детали, имеющие хотя бы один неисправимый дефект, — цвет маркировки красный.

1.7. В картах технических требований на дефектацию в графе «Размеры допустимые» над чертой указывается размер детали в сопряжении с новой или восстановленной деталью; под чертой — допустимый размер в сопряжении с деталью, бывшей в эксплуатации.

1.8. Если при дефектации установлено, что размер детали не вышел за пределы, указанные в графе «Размеры допустимые», то данная деталь должна маркироваться, как годная без ремонта.

В том случае, когда действительный размер детали выйдет за пределы величин, указанных в графе «Размеры допустимые», то данная деталь должна восстанавливаться или браковаться в соответствии с указаниями, приведенными в графе «Рекомендуемые способы восстановления».

1.9. Если в картах технических требований на дефектацию не указаны технические требования к отремонтированной детали, то такая деталь должна соответствовать требованиям рабочих чертежей.

 2. ТРЕБОВАНИЯ НА ДЕФЕКТАЦИЮ ДЕТАЛЕЙ И СБОРОЧНЫХ ЕДИНИЦ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ

2.1. Дефектация болтов, гаек и резьбы деталей

2.1.1. Состояние резьбы должно проверяться внешним осмотром и резьбовыми калибрами.

2.1.2. На резьбе деталей не должно быть смятий, забоин, выкрашиваний, срывов более двух, ниток.

2.1.3. Головки болтов и гаек не должны иметь повреждений и износ граней более 0,05

.

2.1.4. Дефектные резьбовые отверстия в деталях должны быть восстановлены одним из следующих способов:

1) калибровкой резьбы;

2) нарезкой резьбы ремонтного размера;

3) постановкой резьбовых пробок;

4) нарезкой резьб номинального размера, смещенных относительно дефектных.

Решения о способе восстановления резьбы должны приниматься в зависимости от технической возможности ремонтного предприятия и экономической целесообразности ремонта.

2.2. Дефектация деталей, имеющих трещины

2.2.1. Трещины на деталях не допускаются (кроме оговоренных особо).

2.3. Дефектация стопорных и пружинных шайб

2.3.1. Стопорные шайбы, бывшие в употреблении, могут быть использованы повторно, если они не имеют трещин и надрывов в месте перегиба.

2.3.2. Пружинные шайбы, бывшие в употреблении, могут быть использованы повторно, если они не потеряли своей упругости, которая характеризуется величиной развода концов шайбы. Нормальный развод шайбы равен двойной ее толщине, допустимый — полуторной.

2.4. Дефектация уплотнений и прокладок

2.4.1. При капитальном ремонте обязательной замене подлежат все неметаллические уплотнения и прокладки.

2.5. Перечень деталей, подлежащих обязательной замене, приведен в приложении.

ПРИЛОЖЕНИЕ

 ПЕРЕЧЕНЬ ДЕТАЛЕЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЗАМЕНЕ

Наименование

Обозначение

Количество, шт.

Прокладка

3ПУГ-10

1

Манжета 570×620

ПУГ-1.9

2

Манжета 650×700

3ПУГ-12А

2

Манжета 460×510

3ПУГ-11А

2

Превентор универсальный ПУГ-230×35

Рис.1

Карта сопряжений

К эскизу

N 1

Узел

Превентор универсальный ПУГ 230×35 3ПУГ.230.000-В СБ

Пози-

ции на эскизе

Наименование сопрягаемых деталей

Номера деталей по чертежам

Размеры, зазоры, натяги в мм

по чертежу

Предельно-допустимые без ремонта

размеры

зазор (+)

натяг

(-)

зазор (+)

натяг

(-)

размеры в сопряжении с деталью

новой

бывшей в эксплуат.

А

Корпус

3ПУГ.230.090 В СБ

+0,56

+0,78

510,36

510,25

Плунжер

3ПУГ.230.004

509,36

509,47

Б

Корпус

3ПУГ.230.090 В СБ

+0,60

+0,84

700,39

700,27

Плунжер

3ПУГ.230.004

699,31

699,43

В

Крышка

3ПУГ.230.024 Б

+1,13

+1,59

570,91

570,68

Плунжер

3ПУГ.230.004

568,86

569,09

КОРПУС 3ПУГ 230.090 В СБ

ВТУЛКА 3ПУГ 230.007

Рис.2

КАРТА ТЕХНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ НА ДЕФЕКТАЦИЮ

рис.2

НАИМЕНОВАНИЕ ДЕТАЛИ ИЛИ СБОРОЧНОЙ ЕДИНИЦЫ

ОБОЗНАЧЕНИЕ

МАТЕРИАЛ

ТВЕРДОСТЬ

КОЛ

КОРПУС

3ПУГ.230.090ВСБ

1

ВТУЛКА

3ПУГ.230.007

1

ОБОЗНА-

ЧЕНИЕ ПОВЕРХ.

ВОЗМОЖНЫЙ ДЕФЕКТ

СПОСОБ УСТАНОВЛЕНИЯ ДЕФЕКТА И ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ  ИНСТРУМЕНТ

РАЗМЕРЫ ДОПУСТИМЫЕ, ММ

ОБОЗНАЧЕНИЕ СОПРЯГАЕМОЙ ДЕТАЛИ

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ

РЕМОНТНЫЙ РАЗМЕР, ММ

ТРЕЩИНЫ ЛЮБОГО ХАРАКТЕРА И РАСПОЛОЖЕНИЯ В ДЕТАЛИ

3ПУГ.230.080АСБ

ОСМОТР

ЛУПА ЛП-1-4Х

ГОСТ 25706-83

ДЕФЕКТОСКОПИЯ

БРАКОВАТЬ

ТРЕЩИНЫ ЛЮБОГО ХАРАКТЕРА И РАСПОЛОЖЕНИЯ В ДЕТАЛЯХ

3ПУГ.230.054А

3ПУГ.230.007

ОСМОТР

ЛУПА ЛП-1-4Х

ГОСТ 25706-83

ДЕФЕКТОСКОПИЯ

ЗАМЕНИТЬ ДЕФЕКТНЫЕ ДЕТАЛИ

ТРЕЩИНЫ В СВАРНЫХ ШВАХ

ОСМОТР

ЛУПА ЛП-1-4Х

ГОСТ 25706-83

РАЗДЕЛАТЬ, ЗАВАРИТЬ И ЗАЧИСТИТЬ

СЛЕДЫ КОРРОЗИИ

ОСМОТР

СЛЕДЫ КОРРОЗИИ ЗАЧИСТИТЬ

ПОВРЕЖДЕНИЕ ИЛИ ИЗНОС НИТОК РЕЗЬБ:

G 1/2-B; G 3/4-B; М12-7Н

ОСМОТР

ИЗМЕРЕНИЕ

ПРОБКА

8225-0317 КЛ.В

ГОСТ 18924-73

ПРОБКА

8225-0319 КЛ.В

ГОСТ 18924-73

ПРОБКА

8221-3053 7Н

ГОСТ 17758-72

СМ. ТРЕБОВАНИЯ НА ДЕФЕКТАЦИЮ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ П.2.1

ПОВРЕЖДЕНИЕ ИЛИ ИЗНОС НИТОК РЕЗЬБЫ: РЕЗЬБА СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРЯМОУГОЛЬНАЯ 732

24

ОСМОТР

ИЗМЕРЕНИЕ

КАЛИБР-ПРОБКА СПЕЦИАЛЬНЫЙ

БРАКОВАТЬ

А

ИЗНОС ПОВЕРХНОСТИ ПО

510+0,14

ИЗМЕРЕНИЕ

НУТРОМЕР НИ 450-700-2

ГОСТ 868-82

510,36

510,25

ПЛУНЖЕР 3ПУГ.230.004

НАПЛАВИТЬ И ОБРАБОТАТЬ,  ВЫДЕРЖИВАЯ РАЗМЕР СОГЛАСНО ЧЕРТЕЖУ

Б

ИЗНОС ПОВЕРХНОСТИ ПО

700+0,15

ИЗМЕРЕНИЕ

НУТРОМЕР НИ 450-700-2

ГОСТ 868-82

700,39

700,27

ПЛУНЖЕР 3ПУГ.230.004

НАПЛАВИТЬ И ОБРАБОТАТЬ,  ВЫДЕРЖИВАЯ РАЗМЕР СОГЛАСНО ЧЕРТЕЖУ

В

ИЗНОС ТОРЦЕВОЙ ПОВЕРХНОСТИ ПО РАЗМЕРУ 462-1

ИЗМЕРЕНИЕ

ШТАНГЕНЦИРКУЛЬ ШЦ-111-500

ГОСТ 166-89

ЗАМЕНИТЬ ДЕТАЛЬ 3

Г

ИЗНОС ПОВЕРХНОСТИ ПО

230+1,15

ИЗМЕРЕНИЕ

НУТРОМЕР НИ 160-250-2

ГОСТ 868-82

233

ЗАМЕНИТЬ ДЕТАЛЬ 3

КРЫШКА  3ПУГ 230.024 Б

Рис.3

КАРТА ТЕХНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ НА ДЕФЕКТАЦИЮ

рис.3

НАИМЕНОВАНИЕ ДЕТАЛИ ИЛИ СБОРОЧНОЙ ЕДИНИЦЫ

ОБОЗНАЧЕНИЕ

МАТЕРИАЛ

ТВЕРДОСТЬ

КОЛ

КРЫШКА

3ПУГ.230.024Б

СТАЛЬ 20ХГСЛ

217-241НВ

1

ОБОЗНА-

ЧЕНИЕ ПОВЕРХ.

ВОЗМОЖНЫЙ ДЕФЕКТ

СПОСОБ УСТАНОВЛЕНИЯ ДЕФЕКТА И ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ  ИНСТРУМЕНТ

РАЗМЕРЫ ДОПУСТИМЫЕ, ММ

ОБОЗНАЧЕНИЕ СОПРЯГАЕМОЙ ДЕТАЛИ

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ

РЕМОНТНЫЙ РАЗМЕР, ММ

ТРЕЩИНЫ ЛЮБОГО ХАРАКТЕРА И РАСПОЛОЖЕНИЯ

ОСМОТР

ЛУПА ЛП-1-4Х

ГОСТ 25706-83

ДЕФЕКТОСКОПИЯ

БРАКОВАТЬ

ПОВРЕЖДЕНИЕ ИЛИ ИЗНОС НИТОК РЕЗЬБ: М20Х1, 5-7Н; М30-7Н; М42-7Н

ОСМОТР

ИЗМЕРЕНИЕ

ПРОБКА

8221-3082 7Н

ГОСТ 17758-72

ПРОБКА

8221-3109 7Н

ГОСТ 17758-72

ПРОБКА

8221-3138 7Н

ГОСТ 17758-72

СМ. ТРЕБОВАНИЯ НА ДЕФЕКТАЦИЮ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ П.2.1

ПОВРЕЖДЕНИЕ ИЛИ ИЗНОС НИТОК РЕЗЬБЫ: РЕЗЬБА СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРЯМОУГОЛЬНАЯ 732Х24

ОСМОТР

ИЗМЕРЕНИЕ

КАЛИБР-ПРОБКА СПЕЦИАЛЬНЫЙ

БРАКОВАТЬ

А

ИЗНОС ПОВЕРХНОСТИ ПО

570+0,45

ИЗМЕРЕНИЕ

НУТРОМЕР НИ 450-700-2

ГОСТ 868-82

570,91

570,68

ПЛУНЖЕР 3ПУГ.230.004

НАПЛАВИТЬ И ОБРАБОТАТЬ,  ВЫДЕРЖИВАЯ РАЗМЕР СОГЛАСНО ЧЕРТЕЖУ

Б

ИЗНОС ПОВЕРХНОСТЕЙ ПО

620+0,45

ИЗМЕРЕНИЕ

НУТРОМЕР НИ 450-700-2

ГОСТ 868-82

620,9

МАНЖЕТА 570Х620

ПУГ-1.9

НАПЛАВИТЬ И ОБРАБОТАТЬ,  ВЫДЕРЖИВАЯ РАЗМЕР СОГЛАСНО ЧЕРТЕЖУ

В

ИЗНОС ПОВЕРХНОСТЕЙ ПО РАЗМЕРУ 28+1

ИЗМЕРЕНИЕ

ШТАНГЕНЦИРКУЛЬ ШЦ-I-125-1

ГОСТ 166-89

30

МАНЖЕТА 570Х620

ПУГ-1.9

Наплавить и обработать,  выдерживая размер согласно чертежу

Г

Износ поверхности по размеру Н=174-1,0

Измерение

Штангенциркуль ШЦ-II-300-0,1-1

ГОСТ 166-89

Н=168,0

Наплавить и обработать,  выдерживая размер согласно чертежу

Д

Износ поверхности по

Измерение

Нутромер НМ 600

ГОСТ 10-*

235,0

Наплавить и обработать,  выдерживая размер согласно чертежу

Е

Износ поверхностей уплотнительной канавки по размерам

=

266,9

±0,13

=16,7

±0,2

=11

Измерение

Штангенциркули

ГОСТ 166-89

ШЦ-I-125-0,1-1

ШЦ-II-300-0,1-1

=267,6

=17,4

=12,0

1. Наплавить и обработать,  выдерживая размер согласно чертежу.

2. При восстановлении поверхности Г наплавкой уплотнительную канавку заплавить полностью и обработать новую уплотнительную канавку, выдерживая размер согласно чертежу

ПЛУНЖЕР 3ПУГ.230.004

Рис.4

КАРТА ТЕХНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ НА ДЕФЕКТАЦИЮ

рис.4

НАИМЕНОВАНИЕ ДЕТАЛИ ИЛИ СБОРОЧНОЙ ЕДИНИЦЫ

ОБОЗНАЧЕНИЕ

МАТЕРИАЛ

ТВЕРДОСТЬ

КОЛ

ПЛУНЖЕР

3ПУГ.230.004

СТАЛЬ 20ХГСЛ

ТУ 26-16-49-77

217-241НВ

1

ОБОЗНА-

ЧЕНИЕ ПОВЕРХ.

ВОЗМОЖНЫЙ ДЕФЕКТ

СПОСОБ УСТАНОВЛЕНИЯ ДЕФЕКТА И ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ  ИНСТРУМЕНТ

РАЗМЕРЫ ДОПУСТИМЫЕ, ММ

ОБОЗНАЧЕНИЕ СОПРЯГАЕМОЙ ДЕТАЛИ

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ

РЕМОНТНЫЙ РАЗМЕР, ММ

ТРЕЩИНЫ ЛЮБОГО ХАРАКТЕРА И РАСПОЛОЖЕНИЯ

ОСМОТР

ЛУПА ЛП-1-4Х

ГОСТ 25706-83

БРАКОВАТЬ

ПОВРЕЖДЕНИЕ ИЛИ ИЗНОС НИТОК РЕЗЬБЫ М12-7Н

ОСМОТР

ИЗМЕРЕНИЕ

ПРОБКА

8221-3053 7Н

ГОСТ 17758-72

СМ. ТРЕБОВАНИЯ НА ДЕФЕКТАЦИЮ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ П.2.1

А

ИЗНОС ПОВЕРХНОСТЕЙ ПО

460-0,19; -0,57

ИЗМЕРЕНИЕ

Скоба СИ 500

ГОСТ 11098-75

459,24

МАНЖЕТА 460х510

3ПУГ-11А

НАПЛАВИТЬ И ОБРАБОТАТЬ,  ВЫДЕРЖИВАЯ РАЗМЕР СОГЛАСНО ЧЕРТЕЖУ

Б

ИЗНОС ПОВЕРХНОСТЕЙ ПО РАЗМЕРУ 28+1

ИЗМЕРЕНИЕ

ШТАНГЕНЦИРКУЛЬ ШЦ-I-125-1

ГОСТ 166-89

30

МАНЖЕТА 460х510

3ПУГ-11А

МАНЖЕТА 650х700

3ПУГ-12А

НАПЛАВИТЬ И ОБРАБОТАТЬ,  ВЫДЕРЖИВАЯ РАЗМЕР СОГЛАСНО ЧЕРТЕЖУ

В

ИЗНОС ПОВЕРХНОСТЕЙ ПО

650-0,25; -0,75

ИЗМЕРЕНИЕ

Скоба СИ 700

ГОСТ 11098-75

649

МАНЖЕТА 650х700

3ПУГ-12А

НАПЛАВИТЬ И ОБРАБОТАТЬ,  ВЫДЕРЖИВАЯ РАЗМЕР СОГЛАСНО ЧЕРТЕЖУ

Г

ИЗНОС ПОВЕРХНОСТИ ПО

570-0,23; -0,68

ИЗМЕРЕНИЕ

Скоба СИ 600

ГОСТ 11098-75

568,86

569,09

КРЫШКА

3ПУГ.230.024Б

НАПЛАВИТЬ И ОБРАБОТАТЬ,  ВЫДЕРЖИВАЯ РАЗМЕР СОГЛАСНО ЧЕРТЕЖУ

Д

ИЗНОС ПОВЕРХНОСТИ ПО

700-0,30; -0,45

ИЗМЕРЕНИЕ

Скоба СИ 700

ГОСТ 11098-75

699,31

699,43

КОРПУС

3ПУГ.230.090ВСБ;

НАПЛАВИТЬ И ОБРАБОТАТЬ,  ВЫДЕРЖИВАЯ РАЗМЕР СОГЛАСНО ЧЕРТЕЖУ

Е

ИЗНОС ПОВЕРХНОСТИ ПО

510-0,28; -0,42

ИЗМЕРЕНИЕ

Скоба СИ 600

ГОСТ 11098-75

509,36

509,47

КОРПУС

3ПУГ.230.090ВСБ

НАПЛАВИТЬ И ОБРАБОТАТЬ,  ВЫДЕРЖИВАЯ РАЗМЕР СОГЛАСНО ЧЕРТЕЖУ

Ж

ИЗНОС КОНУСНОЙ ПОВЕРХНОСТИ (НАИБОЛЬШИЙ ДИАМЕТР

538+0,45)

ИЗМЕРЕНИЕ

КАЛИБР КОНУСНЫЙ

ПРИЛЕГАНИЕ КАЛИБРА КОНУСНОГО НЕ МЕНЕЕ 85%

УПЛОТНИТЕЛЬ

3ПУГ-1.1АСБ

НАПЛАВИТЬ И ОБРАБОТАТЬ,  ВЫДЕРЖИВАЯ РАЗМЕР СОГЛАСНО ЧЕРТЕЖУ

ШТУЦЕР 3ПУГ.230.006 А

Рис.5

КАРТА ТЕХНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ НА ДЕФЕКТАЦИЮ

рис.5

НАИМЕНОВАНИЕ ДЕТАЛИ ИЛИ СБОРОЧНОЙ ЕДИНИЦЫ

ОБОЗНАЧЕНИЕ

МАТЕРИАЛ

ТВЕРДОСТЬ

КОЛ

ШТУЦЕР

3ПУГ.230.006А

СТАЛЬ 40

ГОСТ 1050-88

156-197НВ

2

ОБОЗНА-

ЧЕНИЕ ПОВЕРХ.

ВОЗМОЖНЫЙ ДЕФЕКТ

СПОСОБ УСТАНОВЛЕНИЯ ДЕФЕКТА И ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ  ИНСТРУМЕНТ

РАЗМЕРЫ ДОПУСТИМЫЕ, ММ

ОБОЗНАЧЕНИЕ СОПРЯГАЕМОЙ ДЕТАЛИ

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ

РЕМОНТНЫЙ РАЗМЕР, ММ

ТРЕЩИНЫ ЛЮБОГО ХАРАКТЕРА И РАСПОЛОЖЕНИЯ

ОСМОТР

ЛУПА ЛП-1-4Х

ГОСТ 25706-83

БРАКОВАТЬ

А, Б

ПОВРЕЖДЕНИЕ ИЛИ ИЗНОС НИТОК РЕЗЬБ:

М27х1,5-8g; G 3/4-В

ОСМОТР

ИЗМЕРЕНИЕ

КОЛЬЦО

8211-0103 8g

ГОСТ 17763-72

КОЛЬЦО

8211-1103 8g

ГОСТ 17764-72

КОЛЬЦО

8215-0029

ГОСТ 18929-73

КОЛЬЦО

8215-0129 КЛ.В

ГОСТ 18930-73

СМ. ТРЕБОВАНИЯ НА ДЕФЕКТАЦИЮ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ П.2.1

УПЛОТНИТЕЛЬ 3ПУГ-1.1А СБ

Рис.6

КАРТА ТЕХНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ НА ДЕФЕКТАЦИЮ

рис.6

НАИМЕНОВАНИЕ ДЕТАЛИ ИЛИ СБОРОЧНОЙ ЕДИНИЦЫ

ОБОЗНАЧЕНИЕ

МАТЕРИАЛ

ТВЕРДОСТЬ

КОЛ

УПЛОТНИТЕЛЬ

3ПУГ-1.1АСБ

1

ОБОЗНА-

ЧЕНИЕ ПОВЕРХ.

ВОЗМОЖНЫЙ ДЕФЕКТ

СПОСОБ УСТАНОВЛЕНИЯ ДЕФЕКТА И ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ  ИНСТРУМЕНТ

РАЗМЕРЫ ДОПУСТИМЫЕ, ММ

ОБОЗНАЧЕНИЕ СОПРЯГАЕМОЙ ДЕТАЛИ

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ

РЕМОНТНЫЙ РАЗМЕР, ММ

ТРЕЩИНЫ В ДЕТАЛИ 3ПУГ-1.1.1Ш

ОСМОТР

ЛУПА ЛП-1-4Х

ГОСТ 25706-83

БРАКОВАТЬ

ОТСЛАИВАНИЕ РЕЗИНЫ

ОСМОТР

БРАКОВАТЬ

РАЗБУХАНИЕ РЕЗИНЫ

ОСМОТР

БРАКОВАТЬ

Изм.

Номера листов (страниц)

Всего листов (страниц) в докум.

N докум.

Входящий N сопрово-

дительного документа и дата

Под-

пись

Дата

изме-

ненных

анну-

лиров.

новых

изъятых

1

12, 15, 17, 20

3

4

изв. N 1

25.01.94

4

13, 15

3

извещ. N 4

04.200…..*

Универсальный превентор

Cтраница 2

Универсальные превенторы герметизируют устье скважины при бурении без вращения бурильных труб, а также при расхаживании.
 [16]

Универсальный превентор имеет кольцевое армированное резиновое уплотнение, которое перекрывает открытую скважину или герметизирует цилиндрическое либо почти цилиндрическое тело.
 [17]

Универсальные превенторы работают при меньших давлениях, нежели плашечные, причем это давление зависит от типа превен-тора, диаметра герметизируемой трубы и давления в скважине. Поэтому между манифольдом управления и универсальным пре-вентором необходимо установить второй регулирующий клапан.
 [18]

Универсальные превенторы с гидравлическим управлением типа ПУГ 230 X 320 изготовляют серийно.
 [19]

Универсальные превенторы, используемые под водой, должны быть снабжены аккумуляторными емкостями ( фактической вместимостью 38 л), подсоединенными к полостям закрытия и открытия. Когда бурильный замок проходит через уплотнительный элемент, усилие на уплотнитель прикладывается снаружи и поршень перемещается вниз. Как уплотнительный элемент, так и рабочая жидкость практически несжимаемы, поэтому гидравлическая жидкость выдавливается из полости закрытия и засасывается в полость открытия. Это движение реверсируется, как только бурильный замок выйдет из превентора. Быстрое перемещение труб под воздействием вертикальной качки судна является причиной резкого повышения скорости течения, которая слишком высока, чтобы ею можно было точно управлять с помощью регулирующего клапана. В аккумуляторной емкости газ сжимается и расширяется, что приводит к движению жидкости из превентора в эту емкость и наоборот.
 [20]

Универсальный превентор герметично закрывает устье скважины и когда в нем находится бурильная труба, п когда бурильный замок и ведущая труба. Он состоит из корпуса 3 ( рис. 127), закрытого сверху крышкой 7, плунжера 4 с уплотнитель-ными манжетами, резинового уплотнителя 2, верхней 6 и нижней 7 запорных камер, к которым по трубкам 5 подводится рабочая жидкость от гидравлического привода.
 [22]

Универсальные превенторы с гидравлическим управлением типа ПУГ 230×320 изготовляют серийно.
 [23]

Универсальный превентор поврежден во время бурения — заменить внутренние детали.
 [24]

Универсальный превентор способен герметизировать устье скважины независимо от диаметра и геометрической формы уплотняемого предмета. Корпус 17 представляет собой стальную отливку ступенчатой цилиндрической формы с опорным фланцем и шпильками 19 для крепления превентора, проушинами 10 для его подвески при монтажно-демонтажных работах и транспортировке.
 [25]

Универсальные превенторы предназначены для герметизации устья скважин вокруг любой части бурильной колонны ( рабочей и бурильной труб замкового соединения, переходного участка труба — замок) и полного перекрытия скважины при отсутствии в ней колонны труб.
 [26]

Универсальные превенторы герметизируют устье скважины при бурении без вращения бурильных труб, а также при расхажива-нии бурильной колонны.
 [28]

Универсальный превентор устанавливают на плашечный ( одинарный или сдвоенный) превентор 3 с трубными плашками. Этот превентор является аварийным, если работу вскрытого пласта необходимо прекратить в тот момент, когда инструмент находится в скважине. В этом случае закрывают превентор с трубными плашками, а через отвод закачивают утяжеленную промывочную жидкость. Превентор 3 монтируют на крестовине 4, один патрубок которой служит для отвода выходящей из скважины смеси, а второй присоединяют к нагнетательному трубопроводу бурового насоса.
 [29]

Универсальный превентор предназначен для герметизации устья в процессе бурения без вращения и расхаживания бурильных труб. В то же время уплот-нительная резина, имея круглую форму по торцам, допускает протаскивание инструмента через нее. При этом происходит значительное трение, скольжение по внутренней поверхности резины.
 [30]

Страницы:  

   1

   2

   3

   4

   5

Превентор универсальный

preventor_univer.png

Превентор универсальный гидравлический (ПУГ), как следует из названия, является универсальным герметизирующим устройством. Устанавливается на устье скважины, как правило поверх плашечного превентора, к которому крепится посредством резьбовых шпилек. Запирание и отпирание скважины производится только при помощи гидравлики.

Превентор универсальный гидравлический является дополнительным средством герметизации скважины. Как правило он рассчитан на половину давления выдерживаемого плашечным превентором.

При помощи фланцевой линейки легко определить все размеры и параметры фланцев, шпилек и уплотнительных колец противовыбросового оборудования.

Плашечный превентор заведомо снаряжается трубными плашками под определенный размер бурильных труб, в то время как резиновый уплотняющий элемент ПУГа позволяет герметизировать скважину с трубами различного размера (в определенном диапазоне) — это свойство является преимуществом превентора универсального.

Превентор универсальный гидравлический используется для:

— герметизации устья при наличии бурильного инструмента в скважине, на любой части бурильной колонны (гладкая часть, замковые соединения, УБТ, квадрат и др.), обсадных или насосно-компрессорных труб;

— герметизации устья при отсутствии бурильного инструмента в скважине;

— расхаживания инструмента;

— протаскивания инструмента с замковыми соединениями (при наличии на них фасок под углом 18°) на небольшой скорости (при контролируемом давлении в камере закрытия);

— быстрого снижения давления в скважине.

preventor_univer_1

1 — верхний фланец

2 — верхняя секция корпуса

3 — уплотнительный резиновый элемент

4 — переходное кольцо

5 — поршень

6 — нижняя секция корпуса

7 — нижний фланец

Принцип работы ПУГа в следующем. Через специальный канал к в нижней секции корпуса (на рисунке не показан) под поршень поступает гидравлическая жидкость под давлением, поршень двигается вверх и давит на резиновый элемент, резиновый элемент скользит направляющими полозьями (армированными стальными пластинами) по внутренней стенке верхней секции корпуса. Таким образом резиновый элемент сжимается в верхней части и герметизирует свою внутреннюю полость.

Превентор универсальный гидравлический относится к противовыбросовому оборудованию и предназначен для герметизации устья нефтяных и газовых скважин при бурении с целью обеспечения безопасности, предупреждения и ликвидации нефтегазоводопроявлений и открытых фонтанов, охраны недр и окружающей среды.

Ближайшими аналогами к заявленному изобретению являются превенторы RU 2324806 C2 и RU 2398954 C1.

Известен превентор универсальный сферический (RU 2324806 C2; [1]), содержащий корпус с полостью и центральным отверстием. На корпусе установлена крышка с центральным отверстием, сферической полостью и кольцевым уплотнением. В сферической полости крышки установлен уплотнительный элемент из эластичного материала, армированный жесткими вставками. В корпусе установлен плунжер, выполненный с поверхностью для размещения уплотнительного элемента, имеющий рабочую камеру и возвратную камеру, гидравлические каналы для связи рабочей и возвратной камер с источником гидравлического давления. Между корпусом, крышкой и плунжером размещена разделительная втулка, имеющая кольцевое уплотнение относительно корпуса. С внутренней поверхностью плунжера контактируют уплотнительные манжеты корпуса, а с внешней — уплотнительные манжеты разделительной втулки. Превентор также снабжен цилиндром, жестко связанным с плунжером и уплотненным относительно последнего или выполненным как одно целое с разделительной втулкой. Разделительная втулка снабжена дополнительными уплотнительными манжетами, контактирующими с внутренней поверхностью цилиндра. Возвратная камера образована поверхностью плунжера, внутренней поверхностью цилиндра и нижней поверхностью разделительной втулки. В разделительной втулке выполнен гидравлический канал, выходящий с внутренней стороны в возвратную камеру, а с внешней стороны — выходящий на цилиндрическую или торцевую поверхность разделительной втулки.

Безопасность эксплуатации известного превентора [1] снижается из-за отсутствия обогрева, поскольку в зимний период не обогревается уплотнительный элемент превентора.

Известен превентор (RU 2398954 C1; [2]), содержащий корпус с центральным отверстием и полостью, в которой установлен поршень, крышку с центральным отверстием и сферической полостью, в которой установлен уплотнитель, планшайбу, размещенную между корпусом и крышкой, указатель положения уплотнителя, выполненный в виде стержня цилиндрической формы. На нижнем торце поршня выполнена кольцевая Т-образная канавка, с которой подвижно соединена головка, выполненная на верхней части указателя положения уплотнителя. Поверхности контакта крышки и планшайбы выполнены коническими. Уплотнительное кольцо, герметизирующее зону контакта торцов планшайбы и крышки, установлено в канавке, выполненной на верхнем торце планшайбы. Манжеты для герметизации поршня в полости корпуса и планшайбе снабжены грязесъёмниками, предотвращающими преждевременный износ манжет при перемещении поршня.

Недостатком известного превентора [2] является отсутствие обогрева, что способствует износу уплотнителя и потере работоспособности превентора в зимний период.

Общим недостатком известных аналогов [1, 2] является отсутствие обогрева, что в условиях низких температур снижает срок службы и надёжность работы превенторов.

Раскрытие сущности технического решения.

Задачей изобретения является создание технического решения, обеспечивающего повышение надежности работы превентора универсального гидравлического в условиях низких температур.

Технический результат достигается введением в конструкцию превентора системы обогрева, включающую герметичные полости, расположенные в крышке и корпусе, соединяющие их каналы и штуцеры подвода и отвода теплоносителя. Предлагаемая система обогрева обеспечивает равномерный обогрев уплотнений, подвижных деталей и уплотнительного элемента превентора. Обогрев превентора в зимнее время предотвращает замерзание жидкостей внутри корпуса превентора, накопление льда, нарушение герметичности, заклинивание подвижных деталей и повышенный износ уплотнительного элемента.

Для достижения указанного технического результата предлагается превентор, состоящий из корпуса, выполненного в виде цилиндра, со сквозным вертикальным цилиндрическим осевым каналом для спуска труб в скважину или подъёма, с нижним фланцем со сквозными отверстиями и уплотнительной канавкой для крепления превентора на устье скважины, в корпусе имеется полость для установки поршня, гидравлические каналы, выполненные в виде сквозных отверстий для подвода гидравлической жидкости и перемещения поршня, на внешней стороне корпуса выполнена кольцевая герметичная полость, закрытая кожухом, присоединенным к корпусу при помощи сварных швов, в кожух герметично установлены штуцеры, отверстия в которых закрыты заглушками, для подвода теплоносителя заглушки удаляют, в корпусе имеются резьбовые отверстия для крепления к крышке при помощи шпилек и гаек, для герметизации корпуса и поршня в канавки установлены уплотнительные кольца, для герметизации корпуса, поршня и крышки в корпус установлено кольцо, в канавки которого установлены уплотнительные кольца, для герметизации сквозного вертикального цилиндрического осевого канала на поршень установлен армированный универсальный уплотнитель, корпус имеет вертикальные каналы, соединенные с кольцевой полостью на наружной стороне корпуса, каналы в корпусе соосны с каналами в крышке, которые соединены с кольцевой полостью на наружной поверхности крышки, которая герметично закрыта кожухом, присоединённым к крышке при помощи сварных швов, в кожух герметично установлены штуцеры, отверстия в которых закрыты заглушками, для подвода теплоносителя заглушки удаляют, в крышке имеется сквозной вертикальный цилиндрический осевой канал, который расположен соосно со сквозным вертикальным цилиндрическим осевым каналом корпуса, крышка имеет сферическую уплотнительную поверхность, по которой под усилием поршня движется универсальный уплотнитель, перемещаясь по сферической поверхности крышки в сторону сквозного осевого канала крышки универсальный уплотнитель деформируясь герметизирует превентор, крышка имеет уплотнительную канавку и резьбовые отверстия, для присоединения к другому оборудованию, к крышке и корпусу присоединены при помощи резьбового соединения грузоподъемные петли при помощи которых крепят превентор растяжками к буровому оборудованию и осуществляют транспортировку и установку превентора на устье скважины, корпус имеет штуцеры, которые герметично присоединены к каналам в корпусе и необходимы для подключения к гидростанции управления превентором, штуцеры закрыты съёмным металлическим ограждением для предотвращения механических повреждений.

Согласно заявленному изобретению, система обогрева представляет собой кольцевые полости выполненные на наружных сторонах корпуса и крышки превентора, соединённые между собой вертикальными каналами и образующие, совместно с приваренными кожухами, герметичную камеру обогрева. Каждый кожух оснащен парой штуцеров, расположенных на противоположных сторонах друг от друга, для подвода и отвода теплоносителя, обогрева корпуса, крышки и уплотнительных элементов превентора, что способствует увеличению срока службы уплотнительных элементов превентора и обеспечивает надежность герметизации устья скважины в условиях низких температур.

Изобретение поясняется настоящим описанием и фигурами:

фиг.1 – общий вид превентора;

фиг.2 – превентор в разобранном состоянии;

фиг.3 – превентор в разрезе;

фиг.4 – продольное сечение кольцевой полости 7 системы обогрева;

фиг.5 – продольное сечение кольцевой полости 29 системы обогрева;

фиг.6 – продольное сечение кольцевой полости 20 системы обогрева.

Превентор, состоящий из корпуса 1, выполненного в виде цилиндра, со сквозным вертикальным цилиндрическим осевым каналом 2 для спуска труб в скважину или подъёма, с нижним фланцем 3 со сквозными отверстиями и уплотнительной канавкой 4 для крепления превентора на устье скважины, в корпусе 1 имеется полость для установки поршня 5, нижний гидравлический канал 6 и верхний гидравлический канал 27, выполненные в виде сквозных отверстий для подвода гидравлической жидкости и перемещения поршня 5, на внешней стороне корпуса 1 выполнена кольцевая герметичная полость 7, закрытая кожухом 8, присоединенным к корпусу 1 при помощи сварных швов, в кожух 8 герметично установлены штуцеры 9, отверстия в которых закрыты заглушками 10, для подвода теплоносителя заглушки 10 удаляют, в корпусе 1 имеются резьбовые отверстия для крепления к крышке 11 при помощи шпилек 12 и гаек 13, для герметизации корпуса 1 и поршня 5 в канавки установлены уплотнительные кольца 14, для герметизации корпуса 1, поршня 5 и крышки 11 в корпус 1 установлено кольцо 15, в канавки которого установлены уплотнительные кольца 16, для герметизации сквозного вертикального цилиндрического осевого канала 2 на поршень 5 установлен армированный универсальный уплотнитель 17, корпус 1 имеет вертикальные каналы 18, соединенные с кольцевой полостью 7 на наружной стороне корпуса 1, каналы 18 в корпусе 1 соосны с каналами 19 в крышке 11, которые соединены с кольцевой полостью 20 на наружной поверхности крышки 11, которая герметично закрыта кожухом 21, присоединённым к крышке 11 при помощи сварных швов, в кожух 21 герметично установлены штуцеры 30, отверстия в которых закрыты заглушками 10, для подвода теплоносителя заглушки 10 удаляют, в крышке 11 имеется сквозной вертикальный цилиндрический осевой канал 22, который расположен соосно со сквозным вертикальным цилиндрическим осевым каналом 2 корпуса 1, крышка 11 имеет сферическую уплотнительную поверхность 23, по которой под усилием поршня 5 движется универсальный уплотнитель 17, перемещаясь по сферической поверхности 23 крышки 11 в сторону сквозного осевого канала 22 крышки 11 универсальный уплотнитель 17 деформируясь герметизирует превентор, крышка 11 имеет уплотнительную канавку 24 и резьбовые отверстия, для присоединения к другому оборудованию, к крышке 11 и корпусу 1 присоединены при помощи резьбового соединения грузоподъемные петли 25 при помощи которых крепят превентор растяжками к буровому оборудованию и осуществляют транспортировку и установку превентора на устье скважины, корпус 1 снабжён штуцерами 26, которые герметично присоединены к нижнему гидравлическому каналу 6 и верхнему гидравлическому каналу 27 в корпусе 1 и необходимы для подключения к гидростанции управления превентором, штуцеры 26 закрыты съёмным металлическим ограждением 28 для предотвращения механических повреждений.

Система обогрева представляет собой кольцевые полости 7, 20 выполненные на наружных сторонах корпуса 1 и крышки 11, кольцевая полость 29 между крышкой 11 и кольцом 15 превентора, соединённые между собой вертикальными каналами 18, 19 и образующие, совместно с приваренными кожухами 8 и 21, герметичную камеру обогрева. Каждый кожух 8, 21 оснащён парой штуцеров 9, 30, соответственно, расположенных на противоположных сторонах друг от друга, для подвода и отвода теплоносителя, обогрева корпуса 1, крышки 11 и уплотнительных элементов превентора, что способствует увеличению срока службы уплотнительных элементов превентора и обеспечивает надежность герметизации устья скважины в условиях низких температур.

Работает превентор следующим образом.

При использовании превентора его нижний фланец 3 устанавливают на фланец устья скважины и закрепляют. В начальном состоянии поршень 5 расположен в крайнем открытом положении. Для обеспечения герметизации труб, размещаемых в скважине, подачей гидравлической жидкости через нижний гидравлический канал 6 корпуса 1, приводят в движение поршень 5, который перемещаясь в закрытое положение, сжимает армированный уплотнитель 17, который деформируясь вступает в контакт с герметизируемой трубой и плотно её обжимает. Разгерметизация труб осуществляется подачей гидравлической жидкости через верхний гидравлический канал 27 корпуса 1, что приводит в движение поршень 5, который перемещаясь в открытое положение, освобождает армированный уплотнитель 17, который высвобождает герметизируемую трубу. В случае отсутствия труб в скважине подачей гидравлической жидкости через нижний гидравлический канал 6 корпуса 1, приводят в движение поршень 5, который перемещаясь в закрытое положение, сжимает армированный уплотнитель 17, который деформируясь герметично перекрывает осевой канал 2 корпуса 1 превентора.

Предлагаемая система обогрева превентора при отрицательных температурах предназначена для предотвращения примерзания уплотнительных колец 14, 16 и армированного уплотнителя 17 к крышке 11, кольцу 15, поршню 5 и корпусу 1. Подача теплоносителя (жидкого или газообразного) в полость обогрева 7 осуществляется через штуцеры 9 на кожухе 8, а отвод из кольцевой полости 20 через штуцеры 30 на кожухе 21 крышки 11. Для этого штуцеры 9 и 30 подсоединяют к соответствующим магистралям (не показаны) системы обогрева. Теплоноситель проходит через штуцер 9 в полость обогрева 7 корпуса 1, переходит по вертикальным каналам 18 в кольцевую полость 29, затем по вертикальным каналам 19 в кольцевую полость 20 и выходит через штуцер 30 на кожухе 21 крышки 11 при этом нагревает корпус 1, кольцо 15 и крышку 11. Тепло от корпуса 1, кольца 15 и крышки 11 передается на поршень 5, уплотнительные кольца 14, 16 и армированный уплотнитель 17. Нагрев корпуса 1, кольца 15, крышки 11 и армированного уплотнителя 17 приводит к размораживанию замерзшего флюида и конденсата, препятствующего движению поршня 5 и армированного уплотнителя 17. Теплоноситель циркулируя в кольцевых полостях 7, 20 и 29, соединённых вертикальными каналами 18 и 19, осуществляет обогрев корпуса 1, кольца 15 и крышки 11, тем самым устраняя примерзание поршня 5, уплотнительных колец 14, 16 к корпусу 1 и армированного уплотнителя 17 к крышке 11 при работе превентора в условиях отрицательных температур.

Применение заявленной системы обогрева расширяет эксплуатационные возможности и обеспечивает надёжную работу превентора в условиях низких температур. Кроме того, используя предлагаемую конструкцию обогрева, можно устранить недостатки указанных аналогов. Таким образом, заявляемое решение соответствует критерию изобретения «новизна». Внедрение данного изобретения не требует больших затрат и способствует быстрому промышленному освоению.

Предлагаемый превентор обеспечивает безопасное ведение работ на скважине, предупреждение выбросов и открытых фонтанов, охрану недр и окружающей среды в соответствии с требованиями нормативных документов.

Превентор универсальный гидравлический изготавливается в соответствии с ТУ и ГОСТ.

Изобретение относится к противовыбросовому оборудованию и предназначено для герметизации устья нефтяных и газовых скважин при бурении с целью обеспечения безопасности, предупреждения и ликвидации нефтегазоводопроявлений и открытых фонтанов, охраны недр и окружающей среды. Техническим результатом является расширение эксплуатационной возможности и обеспечение надёжной работы превентора в условиях низких температур. Превентор состоит из цельного корпуса из легированной стали, выполненного в виде цилиндра, со сквозным вертикальным цилиндрическим осевым каналом, с нижним фланцем со сквозными отверстиями и уплотнительной канавкой, полостью для установки поршня, гидравлическими каналами в виде сквозных отверстий, крышки со сферической уплотнительной поверхностью, уплотнительной канавкой, резьбовыми отверстиями и сквозным вертикальным цилиндрическим осевым каналом, уплотнительными кольцами, армированным универсальным уплотнителем, штуцерами, герметично присоединёнными к указанным каналам в корпусе и закрытыми съёмным металлическим ограждением. На наружных поверхностях корпуса и крышки превентора выполнены герметичные кольцевые полости, закрытые кожухами со штуцерами, соединённые между собой соосными вертикальными каналами, выполненными в корпусе и крышке и образующими совместно герметичную систему обогрева корпуса, крышки и уплотнительных элементов. 6 ил.

Превентор, состоящий из цельного корпуса из легированной стали, выполненного в виде цилиндра, со сквозным вертикальным цилиндрическим осевым каналом, с нижним фланцем со сквозными отверстиями и уплотнительной канавкой, полостью для установки поршня, гидравлическими каналами в виде сквозных отверстий, крышки со сферической уплотнительной поверхностью, уплотнительной канавкой, резьбовыми отверстиями и сквозным вертикальным цилиндрическим осевым каналом, уплотнительными кольцами, армированным универсальным уплотнителем, штуцерами, герметично присоединёнными к указанным каналам в корпусе и закрытыми съёмным металлическим ограждением, отличающийся тем, что на наружных поверхностях корпуса и крышки превентора выполнены герметичные кольцевые полости, закрытые кожухами со штуцерами, соединённые между собой соосными вертикальными каналами, выполненными в корпусе и крышке и образующими совместно герметичную систему обогрева корпуса, крышки и уплотнительных элементов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Bk7019 ebook reader инструкция на русском языке
  • Должностная инструкция бухгалтера по учету тмц образец
  • Инструкция к краске для бровей рефектоцил
  • Скачать мануал для фиат пунто бесплатно
  • Скачать мануал для фиат пунто бесплатно