ПРИМУС ТУРИСТСКИЙ
РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ 12.09.000.00 РЭ
Редакция 1
1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
Примус туристский (далее — примус) служит для приготовления пищи и кипячения воды в полевых условиях и предназначен для туристов, рыболовов, охотников и т. п.
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
2.1. Время разжигания, мин 2 — 3
2.2. Время выгорания одной заправки бачка, не менее, мин 55
(при средней интенсивности пламени, без теплоприемника)
2.3. Время выгорания одной заправки бачка, не менее, мин 35
(при максимальной интенсивности пламени, без теплоприемника)
2.4. Время, потребное для доведения одного литра воды до кипения (в закрытой алюминиевой кастрюле диаметром 170 — 220 мм, объемом до 2-х литров, при температуре окружающей среды плюс 20 °С) не более, мин 7-8
2.5. Диаметр отверстия жиклера, мм 0,35
резьба, мм 8 х 0,5
2.6. Топливо автомобильный бензин А-72, А-76 ГОСТ 2084-77
2.7. Емкость бачка, л 0,120
2.8. Масса примуса сухая, кг, не более 0,750
2.9. Габаритные размеры, мм (пред. откл. ±2,5) 132 х 132 x 82
3. КОМПЛЕКТ ПОСТАВКИ
3.1. В комплект поставки входит:
а) ручка — 1 шт.;
б) сальник — 1 шт.;
в) ключ гаечный — 1 шт.;
г) воронка — 1 шт.;
д) руководство по эксплуатации — 1 шт.
4. ТРЕБОВАНИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
4.1. Эксплуатация примуса должна производиться только на открытом воздухе. Категорически запрещается пользоваться примусом в жилых и иных помещениях, палатках и т. п.
4.2. Строго соблюдайте общие правила противопожарной безопасности, связанные с применением легковоспламеняющихся жидкостей.
4.3. Устанавливайте примус на горизонтальной поверхности, не ближе 2,0 м от легковоспламеняющихся предметов и материалов.
4.4. Не разрешайте пользоваться примусом малолетним детям.
4.5. После заправки крышка бачка должна быть завернута до отказа. Отвинчивание крышки бачка с момента зажигания не допускается.
4.6. Заправка, доливка бензином и перенос с места на место горящего примуса не допускается.
4.7. Если пламя горелки касается клапана, необходимо прикрыть клапан защитным экраном.
4.8. Не допускайте скопления большого количества бензина в чашке горелки во избежание сильной вспышки и появления копоти.
4.9. В случае появления огня на предохранительном клапане бачка или по уплотнению регулировочной иглы эксплуатацию примуса необходимо прекратить и устранить неисправность.
4.10. Необходимо регулярно осматривать предохранительный клапан и содержать его в чистоте. Заглушку клапана завернуть до упора в корпус клапана.
5. УСТРОЙСТВО ИЗДЕЛИЯ
5.1. Примус состоит из коробки, бензинового бачка и горелки. Внутри корпуса горелки 6 устанавливаются рейка 2 с иглой для прочистки жиклера 3 и регулировочная игла 9, которая уплотняется сальником 10, вставляемым между шайбами 7, и поджимается штуцером 8. Сверху корпуса горелки ввертывается жиклер 3 и навертывается горелка 4, снизу к нему прикрепляется чашка 1.
Горелка через резьбовое коническое соединение крепится к бачку, бачок с горелкой закрепляется на кронштейне, приваренном к подвижной боковой стенке коробки.
К внутренней стороне крышки коробки посредством пружинной планки крепятся ключ и запасной сальник.
5.2. В трубку, соединяющую корпус горелки с бачком, вставлен марлевый фильтр для очистки бензина и подачи его в жиклер. Свободные концы фильтра находятся в бачке.
5.3. На крышке бачка расположен предохранительный клапан для стравливания избыточного давления паров бензина, возникающего при нагреве примуса.
5.4. Гаечный ключ предназначен для разборки регулирующего устройства горелки и поджатая штуцера 8 в случае нарушения герметичности сальника.
5.5. При крайнем положении ручки в направлении стрелки «Прочистить» выход иглы над поверхностью жиклера должен быть не менее 0,5 мм.
5.6. Выворачивать горелку из бачка не рекомендуется, так как это может нарушить герметичность по конической резьбе штуцера горелки.
6. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ. ПОРЯДОК РАБОТЫ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
6.1. Установить примус на ровное место. Открыть коробку, откинуть боковую стенку с закрепленным на ней бачком. Надеть ручку на квадрат регулировочной иглы и поворотом ручки по стрелке «Прочистить» до отказа прочистить отверстие в горелке, затем поворотом ручки по стрелке «Зажечь» открыть доступ бензину на чашку горелки, одновременно подогревая бачок руками. Далее откинуть экран бачка вверх, повернуть ручку до отказа по стрелке «Зажечь» и поднести горящую спичку к чашке горелки.
6.2. После розжига опустить экран бачка до упора в трубку горелки. Регулировку интенсивности горения производить поворотом ручки в ту или иную сторону. Нормальное горение характеризуется ровным бледно-голубым пламенем. Выключается примус поворотом ручки по стрелке «Зажечь» до отказа. После пользования примусом необходимо дать ему остыть, затем привести его в первоначальное положение.
6.3. Каждый раз перед зажиганием необходимо отвернуть крышку бачка и дать возможность воздуху пройти плотно завернуть крышку.
6.4. Для сокращения времени разжигания примуса в холодную погоду рекомендуется на чашку горелки налить немного бензина или положить сухого спирта.
6.5. Не допускается регулировка пламемени в крайнем положении ручки по стрелке «Прочистить», так как это приводит к быстрому выходу из строя проволочной иглы рейки.
6.6 Необходимо регулярно очищать примус от пыли, грязи, копоти.
6.7. Рекомендуется применять для приготовления пищи и кипячения воды кастрюли емкостью не более 3-х литров.
6.8. Хранить примус в сухих, отапливаемых зимой помещениях.
7. ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И МЕТОДЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
7.1. Появление в начале горения бензина в жидком виде, копоти и пульсации пламени свидетельствует о недостаточном прогреве корпуса горелки во время разжигания и малом давлении паров бензина в бачке.
7.2. В случае слабого горения примуса рекомендуется проверить герметичность резьбы штуцера 8 и крышки бачка зажженной спичкой. Наличие пламени будет свидетельствовать о негерметичности данного соединения.
При появлении пламени: по резьбе крышки бачка — необходимо дотянуть крышку бачка по резьбе штуцера 8 — подвернуть штуцер ключом и, если пламя не исчезнет, заменить сальник.
При замене сальника 10 необходимо отвернуть горелку 4 и жиклер 3, вынуть рейку 2, затем вывернуть штуцер 8, вывернуть до отказа, и вынуть регулировочную иглу 9 вместе с шайбами 7 и сальником 10, осторожно вращая ее пассатижами попеременно в разные стороны. После замены сальника ввернуть регулировочную иглу 9 до отказа, затем отвернуть ее на пол-оборота и вставить рейку 2, завернуть жиклер 3, горелку 4 и штуцер 8.
8. СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПРИЕМКЕ
Примус туристский соответствует техническим условиям ТУ1-01-0411-83 и признан годным к эксплуатации.
Дата выпуска
Штамп ОТК
Комментарии 8
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы писать комментарии, задавать вопросы и участвовать в обсуждении.
Частично наши материалы. Из сети конечно много взято. Общие так сказать =) Для того и запостили — чтобы пользовались.
Мой ПТ-1, полученный в нагрузку к Шмелю 2-му, оказался вполне рабочим. Только резинку на пробке заливной поменял и все ))
Теперь очередь за Шмелем ))
ну со Шмелем поинтересней будет. Там деталей побольше и модификаций.
мне отец жены такой нулевый подарил!)в коробке с книжкой!)
Отличный подарок! В машине можно прикопать:)
Нет уж на хрен машину))я все таки стал сторонником пешего и велосипедного туризма)
спасибо за интересный документ!
РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ и ремонту примуса «Шмель-2.» (Дастан)
1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
1.1. Бензин заливайте только в остывший примус через отверстие для завинчивания насоса в бачке 1.
1.2. Перед пользованием проверьте отсутствие течи бензина перевертыванием примуса горелкой вниз.
1.3. Прогрев горелки 4 производите пламенем горючего, помещенного (налитого) в углубление детали 7.
1.4. Для зажигания примуса и усиления пламени ключ управления поворачивайте против часовой стрелки, для убавления пламени и гашения — по часовой стрелке.
1.5. Максимальная интенсивность горения достигается при повороте ключа управления на 1/4 оборота против часовой стрелки.
1.6. Предохранительный клапан 3 срабатывает автоматически; разборка клапана не рекомендуется.
2.ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
2.1. Примус предназначается для приготовления пищи и кипячения воды в походных условиях.
2.2. Примус работает на автомобильныхбензинахпо ГОСТ 2084-77 (А-72; А-76; АИ-93; АИ-98).
2.3. Одна заправка (0,75 л) обеспечивает непрерывное горение в течегие 3,5 — 5 часов.
2.4. Двухлитровый чайник закипает в течение 10 минут при температуре наружного воздуха не ниже 16° С.
2.5. Масса незаправленного примуса без футляра — 1 кг.
2.6. Надежная работа примуса обеспечивается в диапазоне температур от —30°С до +40°С.
2.7. Примус сохраняет устойчивость при устанавливаемой на него емкости диаметром не более 240 мм.
3. КОМПЛЕКТ ПОСТАВКИ
В комплект одного примуса входят:
Таблица 1
Наименование |
Количество (штук) |
Примус “Шмель-2” (рис. 1) |
1 |
Футляр |
1 |
Руководство по эксплуатации |
1 |
Воронка |
1 |
Коробка для ЗИП |
1 |
Игла (10) |
2 |
Прокладка предохранительного клапана |
1 |
Прокладка обратного клапана (28) |
1 |
Уплотнитель шпинделя (17) |
1 |
Ниппель (9) |
1 |
Кольцо поршня (29) |
2 |
Кольцо насоса (22) |
1 |
Ключ для замены иглы |
1 |
Ключ управления со съемной рукояткой * |
1 |
Примечание. Запасные детали уложены в коробку для ЗИП вместе с ключом для замены иглы. Для сборки и разборки горелки используется обратная сторона ключа управления, с предварительно снятой пластмассовой рукояткой.
4. ТРЕБОВАНИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
Запрещается:
— заливать бензин в горящий или неостывший примус;
— заливать бензин выше нижней кромки отверстия для насоса;
— применять бензин в смеси со смазочными маслами или бензин, неоговоренный в пункте 2.2;
— пользоваться примусом детям;
— использовать примус при обнаружении течи бензина.
Не рекомендуется применять этилированные бензины ввиду их токсичности.
5. УСТРОЙСТВО ПРИМУСА
5.1. Примус (см. рис. 1) состоит из бачка 1, в который ввернуты насос 2, предохранительный клапан 3, горелка 4.
Между горелкой 4 и бачком 1 поставлена уплотнительная прокладка 7. Ветрозащитный кожух 5 надевается на угольники, приваренные к бачку 1; стойки б вставляются в пазы ветрозащитного кожуха 5.
5.2. Горелка (см. рис. 2) состоит из корпуса 8, сверху которого ввинчен ниппель 9.
В корпусе горелки расположен эксцентриковый механизм, предназначенный для регулировки интенсивности горения и прочистки отверстия ниппеля 9.
Эксцентриковый механизм состоит из конуса 18 и шпинделя (эксцентрика) 16. На конусе с помощью. гайки 13 укреплена игла 10.
На хвостовике шпинделя 16 надет асбографитовый уплотнитель 17, который поджат к кольцу 14 гайкой 15.
Конус 18 в нижнем положении перекрывает отверстие горелки и перемещается при повороте шпинделя 16 с помощью ключа управления.
В нижней части корпуса вложена сетка 19, служа щая испарителем, а в раструб корпуса вложен колпачок 12 и отражатель 11.
5.3. Насос (см. рис. 3) имеет шток 21 с поршнем, состоящим из развальцованных на нем шайб 30, между которыми надето резиновое кольцо 29 с выступами, направленными к развальцовке, т. е. в сторону обратного клапана. Резиновое кольцо 29 обеспечивает уплотнение при ходе штока вперед и проход воздуха в полость насоса при ходе штока назад.
Головка штока 21 фигурным выступом входит в профильное отверстие гайки 23, обеспечивая фиксацию штока во вдвинутом положении поворотом головки на 90°
На конец насоса навернут обратный клапан, состоящий из наконечника 26, в котором установлены пружина 25, поршень клапана 27 и прокладка 28.
Обратный клапан предотвращает попадание бензина в полость насоса при движении штока назад. В гайке-барашке 24 установлено резиновое кольцо 22, обеспечивающее уплотнение между насосом и бачком.
5.4. Под давлением бензин поднимается по трубке бачка 1 (рис. 1) к горелке 4 (рис. 1), испаряется на сетке 19 (рис. 2) и через отверстие в ниппеле 9 поступает в пространство между колпачком 12 и отражателем 11, инжектируя через отверстия в горелке воздух. Там бензовоздушная смесь нагревается до оптимальной температуры и, выходя через отверстия в отражателе 11, воспламеняется.
6. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ
6.1. Установите примус на ровное место, -отверните насос и, пользуясь воронкой, залейте в бачок бензин через отверстие для насоса, после чего плотно заверните насос. Убедившись, что отверстие горелки перекрыто (ключ управления поверните вправо до упора), проверьте герметичность перевертыванием примуса.
6.2. Накачайте воздух насосом 2, сделав 10—15 энергичных качков.
6.3. Для сохранения устойчивости при постановке на примус емкости большого диаметра стойки 6 могут быть переставлены концами наружу.
6.4. Уберите от примуса запас бензина.
7. ПОРЯДОК РАБОТЫ
7.1. Прогрев горелки.
Для прогрева горелки налейте горючее в углубление прокладки горелки 7 (рис. 1) до краев и подожгите. Горючим для прогрева может быть спирт, денатурат, бензин и сухое горючее.
При пользовании бензином пламя прогрева будет коптящим.
Сухое горючее применяйте в количестве 1—2 граммов (в зависимости от погоды) в измельченном на небольшие кусочки состоянии и смоченным в бензине. Жидкое горючее для прогрева следует наливать из небольшого сосуда (пузырька).
Допускается прогрев бензином, слитым из горелки после накачивания примуса. Для слива сделайте кратковременный поворот ключа управления влево и обратно, следя, чтобы не было перелива бензина через край углубления прокладки горелки.
Прогрев бензином следует производить только на открытом воздухе.
В ряде случаев может потребоваться повторный прогрев. Например, при недостаточном наливе горючего и на морозе.
7.2. Управление горением:
а) зажигание.
После прогрева, медленным поворотом шпинделя 16 (рис. 2) при помощи ключа управления против часовой стрелки, откройте подачу топлива и подожгите выходящую бензовоэдушную смесь у отверстий отражателя 11 (рис. 2). Пламя работающей горелки должно быть бледно-синим.
Если пламя вспыхнуло факелом, горелку следует погасить поворотом ключа управления по часовой стрелке и повторить прогрев (см. п. 7.1).
Если при горении происходит раскаливание отражателя II (рис. 2) и слышится гудящий шум, следует погасить примус и проверить правильность установки колпачка 12 и отражателя 11 (рис. 2), которые должны быть жестко зафиксированы в раструбе горелки;
б) регулирование.
Максимальная интенсивность горения достигается при повороте ключа управления на 1/4 оборота против часовой стрелки;
в) чистка ниппеля.
Чистку ниппеля 9 (рис, 2) производите при повороте ключа управления на 1/2 оборота несколькими вращательными движениями ключа по часовой и против часовой стрелки.
Если при чистке горелки горение прекратилось, зажигание нужно немедленно повторить;
г) гашение горелки.
Гашение горелки производите поворотом ключа управления по часовой стрелке до упора с небольшим нажимом.
После остывания примуса сбросьте давление в бачке 1 (рис. 1) вывинчиванием насоса 2 (рис. 1) и уберите примус 1 футляр,
8. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
8.1. Необходимо содержать примус в чистоте, периодически протирая его тряпкой, смоченной бензином, с целью удаления копоти и остатков пищи, попавших на примус при ее приготовлении.
Особенно внимательно следует следить за чистотой отверстия предохранительного клапана 3 (рис. 1).
8.2. Кольцо поршня 29 (рис. 3) следует периодически смазывать смазкой циатнм-221 ГОСТ 9433-80, растительным или животным жиром.
8.3. После наработки 975 часов (при ухудшении интенсивности горения или при затрудненном повороте шпинделя) необходимо полностью разобрать горелку (см. рис. 2), для чего:
8.3.1. Выверните ниппель 9 ключом управления.
8.3.2. Выверните гайку 15.
8.3.3. Шилом или другим подобным предметом разрушьте и удалите старый уплотнитель 17, выньте шпиндель 16 и конус 18 из корпуса горелки 8.
8.3.4. Очистите внутреннюю поверхность корпуса горелки 8 и наружную поверхность конуса 18 от следов нагара.
8.3.5. Соберите горелку в обратной последовательности, усгаиовив новый уплотнитель 17 из комплекта ЗИП.
9. ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ
9.1. Примус должен храниться чистым, сухим в футляре, со спущенным давлением внутри бачка.
В том же футляре хранятся коробочка с комплектом ЗИП, ключ управления и заливная воронка.
При длительном хранении бензин слить.
10. СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПРИЕМКЕ
Примус туристский «Шмель-2» соответствует техническим условиям ТУ 92-365-79 и признан годным к эксплуатации.
11. ГАРАНТИЙНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
11.1. Завод гарантирует безотказную работу примуса в течение 18 месяцев со дня продажи магазином.
11.2. Рекламации принимаются при условии выполнения потребителем указаний настоящего руководства. Замена деталей из комплекта ЗИПа основанием для рекламации не является.
11.3. Обмен и ремонт производится в соответствии с действующими правилами обмена промышленных товаров, купленных в розничной торговой сети, при наличии даты продажи и штампа магазина в гарантийном талоне.
11.4 Адреса гарантийных мастерских см. в приложении.
При выполнении гарантийного ремонта талон, заполненный мастерской, высылается в адрес изготовителя.
11.5. Почтовый адрес для писем и посылок: 195009, г. Ленинград, ПО “Арсенал” им. М. В. Фрунзе.
11.6. Цена примуса
10. ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И МЕТОДЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
(Для устранения неисправностей примус погасите)
Таблица 2
Внешнее проявление и дополнительные признаки неисправностей |
Вероятная причина |
Метод устранения |
У гайки 15 (см. рис. 2) появляется язычок огня или дым |
Нарушилось уплотнение 17 шпинделя 16 |
Подтяните гайку 15 ключом управления до прекращения огня или дыма. Если неисправность осталась, замените уплотнитель 17 |
Насос (см. рис. 3) плохо накачивает воздух в бачок |
Ослабла завальцовка шайб 30 на штоке 21 насоса. |
Расклепайте конец штока, удерживающего шайбы 30. |
Попадание грязи на внутреннюю поверхность цилиндра 20. |
Снимите кольцо поршня, очистите от гря”и поверхность поршня и цилиндра 20. |
|
Неправильно установлено кольцо поршня 29. |
Снимите кольцо поршня 29 и установите его на поршне таким образом, чтобы выступы кольца были направлены в сторону обратного клапана. |
|
Износился наружный диаметр кольца поршня 29 или выступы |
Замените кольцо поршня 29 |
|
Из-под гайки-барашка 24 (см. рис. 3) просачиваются пары бензина или бензин, которые могут загореться |
Гайка-барашек 24 недостаточно затянута. Износилось кольцо насоса 22 |
Погасите огонь около гайки-барашка 24 и затяните ее. Если неисправность осталась, замените кольцо 22 |
Накачивание и горение ухудшаются. |
Завис поршень 27 обратного клапана или износилась прокладка 28 обратного клапана |
Через отверстие обратного клапана сместите поршень клапана 27 с помощью шила. Если неисправность осталась, замените прокладку 28 |
Примус горит коптящим пламенем |
Износился ниппель 9 (рис. 2) |
Снимите напряжение в резьбе легкими ударами по ниппелю и выверните его с помощью ключа управления. Заверните новый ниппель из комплекта ЗИП |
Ниппель 9 не прочищается |
Сломалась игла 10 |
Снимите напряжение в резьбе легкими ударами по ниппелю 9. Выверните его с помощью ключа управления. |
Бензин или пары просачиваются из-под горелки 4 и могут загореться (см. рис. 1) |
Ослабло резьбовое соединение горелки 4. Нарушение герметичности |
Погасите огонь. Подтяните горелку ключом с зевом 19 мм. |
Обо всех достоинствах примуса могут хорошо рассказать сторонники дальних походов, которым приходилось проводить в горах не один день. Только тот, кому приходилось нести в своем рюкзаке не только теплую одежду, спальник, палатку и продукты, но и дрова для костра, может понимать всю ценность этого приспособления для приготовления горячей еды в столь сложных условиях.
Описание принципа действия
И бытовой, и туристический примус работают по принципу Жидкое топливо, находящееся в бачке прибора, посредством создаваемого давления подается в трубочку горелки. Здесь бензин или керосин нагреваются и, испаряясь, выталкиваются через отверстия форсунки. Для того чтобы процесс протекал в нормальном режиме, необходимо встроенным постоянно поддерживать давление в резервуаре.
Перед розжигом необходимо прогреть металл горелки. Можно сделать это, предварительно плеснув немного керосина, или поджечь сверху кусочки
Смешиваясь с воздухом, пары топлива горят в конфорке, нагревая посуду с водой или едой, поставленную сверху. Среднее время работы прибора — около 50 минут. Это дает возможность вскипятить чайник, приготовить простое горячее блюдо (например суп или кашу).
Шмель, который жужжит, но не летает
Туристический примус — это прибор для нагревания воды и приготовления пищи, который работает от жидкого топлива (керосина или бензина). Есть современные модели, в которых используются небольшие газовые баллончики.
Первое такое устройство появилось за 8 лет до конца 19 века в Германии и быстро «завоевало» симпатии обывателей. В Союзе выпуск бытовых горелок начался в двадцатых годах 20 столетия. Каждая уважающая себя семья имела на своей кухне примус бензиновый. Туристический народ тоже быстро оценил преимущество этого легкого по весу и неприхотливого прибора.
Принцип действия
Как работает примус туристический? Инструкция предельно проста:
- установить прибор на горизонтальную поверхность;
- аккуратно залить в бачок горелки топливо;
- ритмично двигая рычажок встроенного насоса, подкачать давление;
- с помощью горящего сухого спирта немного нагреть плоскость самой горелки;
- плавно повернуть вентиль.
Топливо, попадая из бачка в подающую трубку горелки, при нагреве испаряется. Огнеопасные пары, выходя через форсунку, сгорают при смешивании с воздухом. Для того чтобы весь процесс проходил в нормальном и постоянном режиме, требуется предварительное прогревание рабочей части примуса. А перед самым розжигом в резервуар с топливом подкачивают воздух, создавая давление, которое нужно поддерживать.
Если при поджигании вместо голубого пламени из сопел вдруг вылетает черно-серый дым, значит, сам примус недостаточно нагрет. Несколько минут терпения, и «кормилец» начнет издавать равномерное жужжание. Возможно, именно поэтому одну из моделей так и назвали — «Шмель».
Кто придумал примус туристический
Фото и сведения из архивов сохранили дату и имя изобретателя: 1892 год, Франц В. Линдквист, впоследствии основавший компанию по выпуску данных нагревательных приборов. Подобные горелки начали производить в Союзе с начала 20-х годов, и они быстро завоевали уважение домашних хозяек.
Первые модели были простой копией зарубежных примусов. В дальнейшем их изменяли и усовершенствовали.
Перечислим несколько наиболее популярных моделей:
- Туристический примус, который называли «шведка» (по стране-изготовителю) проверен альпинистами всего мира в условиях самых серьезных температур и высот. Размером 13 на 10 см, весит полкило, 1 литр воды закипает примерно за 7 минут, на одной заправке в 120 мл работает чуть меньше часа.
- «Огонек» — компактный и надежный прибор советского производства без насоса, весом около 800 г, емкостью 120 мл.
- «Мотор Сич» (Украина) — более крупное устройство, литровой емкостью и весом 1,5 кг, работает от 3 до 6 часов.
- «Турист» можно использовать как для приготовления еды, так и для просушки одежды и влажной обуви.
- Современные мультитопливные горелки «Гималаи» со сменными головками горелок способны работать от бензина, керосина, газа. При маленьких размерах и весе в 505 г, вода на такой горелке закипает всего за 4 минуты.
Опытные туристы рекомендуют иметь с собой в походе кусок стеклоткани. Как его использовать? После розжига и установки на туристический примус посудины с водой вся конструкция закрывается сверху этой тканью для лучшего сохранения тепла. Кроме того, после использования на ней разбирают и чистят горелку, стеклотканью оборачивают колбу устройства при переносе в рюкзаке.
Если поверхность земли не очень ровная, котелок можно поставить не на сам примус, а на камни, а разожженную горелку подсунуть снизу.
- Топливо лучше переносить в баклажках, поместив их в боковые карманы рюкзака.
- Горючее можно заливать только в полностью остывшее устройство.
- Примус ни в коем случае нельзя перегревать.
- Категорически не рекомендуется использовать прибор внутри палатки.
Удачного похода и приятного аппетита вам, любители высот, рыбалки или охоты!
В первой части посвященной реставрации этого легендарного примуса мы восстановим его работоспособность, а также я покажу вариант конверсии его под работу на газу.
Вторая часть будет посвящена восстановлению внешнего вида коробки, а также адаптации горелки под работу со стандартными насосами и бутылками от любой мультитопливной горелки
Еще на тему восстановления примусов можно почитать про .
Также не безынтересным будет обзор горелки .
Кстати. На газу ПТ1 работает отлично. Первый вариант конверсии.
Второй вариант с жестким соединением и первыми пробами пайки тугоплавким припоем. Поэтому получилось криво.
Регулировка пламени. К сожалению из-за того, что конус шпинделя подразбит, герметично закрыть вентиль для газа штатной ручкой, без приложения пассатижей, невозможно.
По габаритам мне такой вариант очень не понравился, поэтому отпаял удлинитель. И собрал все назад.
Следующая задумка — сделать переходник под шланг обычной горелки с целью сопрячь примус туриста с бутылкой и насосом мультитопливной горелки. Резьба на присоединение горелки к бачку — м10х1.
Еще один вариант для модернизации — замена штатной крышки бачка на крышку оснащенную клапаном для присоединения насоса. В этом направлении я тоже буду работать. Резьба крышки бачка м20х1.5.
Поднимаем рассекатель вровень с гранью колокола. Разжигаем, пламя отличное. На этом мы закончим первую часть. Спасибо за внимание!
Туристический примус очень пригодится вам во время длительных путешествий. С его помощью приготовление пищи будет происходить быстрее, удобнее и безопаснее, чем на .
Виды туристических примусов
В зависимости от того, как происходит заправка примусов, они разделяются на следующие виды:
- Керосиновый
туристический примус. Такие приборы появились раньше других видов примусов и считаются наиболее старыми. В настоящее время предпочтение отдается бензиновым и газовым приборам. - Газовый
туристический примус. Является очень выгодным и экономичным вариантом. Стандартный прибор имеет емкость 5 л. Его можно заправить газом на газовых заправках или на заправках, куда обращаются с большими газовыми баллонами. Существуют модели со сменными картриджами, которые обеспечивают дополнительное удобство в использовании. - Бензиновый
туристический примус. Прибор можно использовать при температуре до -50ºС. В этом состоит его преимущество по сравнению с газовым примусом, который не сможет работать при очень низких температурах. При его применении следует соблюдать определенные меры безопасности. Ни в коем случае нельзя разжигать примус в плохо проветриваемых помещениях, таких как палатки или автомобильные кабины. Это может создать угрозу для вашей жизни. Прибор возможно использовать только на открытом воздухе. Кроме того, не допускается накрывать горелку с целью защиты от ветра. Это может привести к перегреву и повреждению примуса, и, как следствие, к взрыву.
Туристический примус «Шмель»
Туристический примус «Шмель» является одним из самых популярных приборов, используемых туристами. Он имеет несколько модификаций.
Пикники и короткие стационарные походы приятны своими посиделками у костра. Живой огонь чарует, настраивает на философский лад, помогает забыть суету мегаполисов. Но для любителей экстремального туризма, альпинистов, азартных рыбаков и охотников, поклонников речных сплавов, длинных пеших или велосипедных туров огонь — это прежде всего источник горячей пищи.
Для них на первый план выходит не романтика и красота пламени, а прагматичность. Поэтому походные горелки различных типов стали привычными спутниками туриста. Они помогают быстро и автономно приготовить пищу в мороз, во время проливных дождей, в условиях высокогорья и полного отсутствия дров. Компактные и легкие горелки экономят путешественникам время и силы.
Виды горелок
Горелки на дровах.
По сути, это походная печка, работающая на дровах. Она отличается от костра лишь тем, что экономичнее расходует топливо, на нее можно поставить посуду, а огонь защищен от осадков и ветра. Но при этом очевидны и минусы: печь громоздка, не решает проблему отсутствия дров, ее сложно разжечь зимой или в дождь.
Горелки на сухом спирте
. Простые в эксплуатации, дешевые, очень легкие. Но дают слишком слабое пламя, которое практически нельзя регулировать. На нем можно подогреть банку консервов или кружку воды, но приготовить что-то серьезнее сложно.
Газовые горелки
. На данный момент переживают пик популярности, их с удовольствием приобретают туристы, дачники, рыбаки. Ими разжигают костры и угли на пикниках, на них готовят чай и еду. Существует множество типов газовых горелок: от миниатюрных ручных до полноценных плит с объемным баллоном, которые приобретают автомобилисты для длительных автономных туров. К их достоинствам относят: удобство в работе, простоту конструкции, возможность регулировать интенсивность пламени.
Бензиновые горелки (примусы)
— главные конкуренты газовых аналогов за потребительские симпатии. Одно время казалось, что удобные газовые горелки окончательно вытесняют бензиновые туристические примусы с рынка, но путешественники и альпинисты продолжают пользоваться ими, опираясь на здравый смысл и многолетний опыт предшественников.
Исторический экскурс
Первый примус был создан в конце девятнадцатого века шведом Францем Линдквистом, который назвал свое изобретение латинским словом Primus (переводится как «первый»). Имя закрепилось и со временем стало нарицательным для всех подобных горелок. Поначалу топливом для примуса служил керосин, но в 1927 шведская фирма Svea запатентовала бензиновую горелку, которая стала прародительницей несметного числа моделей бензиновых горелок.
Достоинства примусов быстро оценили не только домохозяйки, но и путешественники. Бензиновые горелки стали обязательными участниками многих великих экспедициях двадцатого века: с примусом Линдквиста норвежец Амудсен прорывался на Южный полюс, горелка Svea помогала первым покорителям Эвереста готовить еду, греться, и отогревать заледенелую обувь на восьмитысячной высоте.
Примус туристический ПТ-1: комплектация и характеристики
Мир стремительно развивается, технологические скачки опережают возможности осознать их, но есть вещи, которые словно застыли во времени. Например, бензиновый примус ПТ-1, практически не меняясь конструктивно, служит уже нескольким поколениям путешественников.
Комплектация его удивительно проста. Это: горелка, воронка для бензина, универсальный ключ, ручка, запасные сальники.
Характеристики:
- Размер — ширина и длина по 132 мм, высота 82 мм.
- Вес — 750 г (минимальный 305 г).
- Мощность — 1,8-2 кВт.
- Тип топлива — бензин «Галоша», автомобильный бензин, желательно с низким октановым числом.
- Объем бачка для топлива — 120 мл.
- Время работы горелки — 35 минут на максимальной мощности, 55 минут — на средней.
- Время закипания одного литра воды — 8 минут (при температуре воздуха 20°С).
Конструкция
Хотя примус ПТ-1 завоевал довольно зловещее прозвище «смерть туриста», в действительности при правильной эксплуатации он безопасен и надежен. Прибор состоит из горелки и топливного бачка, которые установлены в стальной коробке. Горелка крепится ко дну на резьбовое соединение. Бачок смонтирован на кронштейн сбоку от горелки, его защищает от открытого пламени подвижный стальной экран. На крышке коробки закреплен универсальный ключ, с помощью которого можно подтянуть штуцера.
Примус типа ПТ-1 снабжен устройством для быстрой чистки форсунки поворотом регулировочной ручки в положение «Прочистить». Топливный бачок сделан из качественной латуни (толщина стенок полтора миллиметра) и имеет форму цилиндра, поэтому отличается равномерной теплопроводностью и высокой прочностью. На запирающей крышке имеется клапан, который срабатывает при избыточном давлении в бачке, исключая его конструктивное повреждение, в частности взрыв.
Принцип действия
Примус ПТ-1 не имеет насосов и работает на избыточном давлении, которое создается в топливном бачке при его нагревании. Чтобы создать избыточное давление в бачке, примус нужно прогреть, для этого горелка оборудована чашей, в которой разжигается жидкое или
Под давлением бензин вытесняется из бачка и подается по тонким трубкам в горелку, где превращается в пар и загорается. Характерный шум, возникающий при работе примуса, вызван интенсивным горением бензиновых паров, если пламя большое и колышущееся, значит — горят не пары, а сам бензин, то есть давление недостаточное. Такое часто случается на морозе, когда для разогрева бачка требуется больше тепла, чем летом.
Примус ПТ-1: инструкция
Алгоритм работы с примусом прост, требуется лишь последовательно выполнять все этапы, тогда проблем не возникает. Порой с первого раза нормально зажечь горелку не получается, но не стоит волноваться, тут дело навыка. Достаточно пары раз спокойно зажечь горелку, и примус турист ПТ-1 станет безотказным помощником в любых условиях.
1. Налить в бачок топливо. Конструкцией бака не предусмотрено полное заполнение, поэтому не надо пытаться заливать бензин до краев.
2. Разогреть горелку: для этого в чаше нужно разжечь спирт, бензин или твердое топливо.
3. Для прогрева достаточно нескольких минут, все это время кран примуса должен быть закрыт, чтобы в бачке создалось необходимое для работы давление паров.
4. Открыть кран и зажечь горелку, из которой с шипением начнут выходить бензиновые пары.
5. Чтобы погасить примус, достаточно прекратить подачу топлива, закрыв регулировочный кран.
Нюансы эксплуатации
Работа с бензиновой горелкой будет комфортнее и безопаснее, если учитывать следующие нюансы:
Перед перевозкой примуса нужно полностью слить топливо из бачка, особенно это важно сделать перед транспортировкой на самолете;
В примусе крайне лучше не использовать бензин с высоким октановым числом, существуют отзывы: примус ПТ-1 эффективней всего работает на бензине «Галоша»;
Нельзя заливать керосин, он не обеспечивает нормального горения и сильно засоряет горелку, которую приходится кропотливо чистить;
Перед работой примуса надо открыть бачок, чтобы выровнять отрицательное давление, оставшееся от предыдущего розжига;
Бензин удобно перевозить в пластиковых бутылках: они надежны, легки и занимают мало места;
Желательно всегда иметь набор запасных запчастей и сальников;
Чтобы примус прослужил дольше, о нем нужно заботиться: периодически прочищать форсунку, чистить после каждого использования, хранить в сухом месте.
Достоинства
Примус ПТ-1 уже более полувека остается актуальным и востребованным источником огня для туристов. Если его популярность во временя Союза можно объяснить дефицитом и скудным выбором подобных приспособлений, то в наш сытый и изобильный век потребитель выбирает прежде всего исходя из соотношения достоинств и недостатков продукции. В этом плане бензиновый ПТ-1 дает фору многим новомодным горелкам, ведь он обладает целым букетом достоинств:
Доступная цена в районе 2000 рублей, а с рук можно приобрести значительно дешевле;
Долговечность: при аккуратном и правильном использовании примус будет работать десятки лет, его легко чинить и чистить;
Безотказность и работа в экстремальных условиях: примус ПТ-1 надежно работает при сверхнизких температурах, на больших высотах, в дожди и метели, чем выгодно отличается от отказывающихся гореть на морозе и ветру газовых горелок;
Компактный и легкий;
Доступное и дешевое топливо: бензин легко носить с собой, при необходимости его найти значительно проще, чем газ в баллонах;
Мощность примуса в полтора-два раза выше, чем у газовых горелок;
Бензиновый примус можно перевозить в самолете, газовые баллоны — запрещено.
Недостатки
Есть, конечно, у примуса и некоторые недостатки:
У новичков порой возникают проблемы с розжигом, но они обычно носят временный характер;
При ошибках в эксплуатации или выборе неправильного топлива случается засорение трубчатой системы горелки или прилипанию регулировочной иглы к форсунке;
Долгая подготовка к работе;
Бензин опаснее, чем твердое топливо или газ.
Техника безопасности
Даже в опытных руках устройство, наполненное бензином и работающее под давлением, представляет опасность. Поэтому нельзя халатно относиться к эксплуатации примуса ПТ -1. Нужно приучить себя к порядку работы с горелкой, быть бдительным и не забывать о простых правилах:
1. Следовать инструкции.
2. Проверять плотность соединений.
3. Надежно закручивать крышку бачка.
4. Не разжигать примус в тесном и непроветриваемом помещении (в палатке, машине).
5. Не работать с горелкой рядом с материалами, склонными к воспламенению.
6. Не ставить на легко воспламеняющиеся поверхности: дно короба сильно разогревается.
7. Следить, чтобы бачок не перегревался. Не пользоваться посудой с большим дном, так как велика вероятность соприкосновение пламени с бачком.
8. Если все-таки он перегрелся, и сработал защитный клапан, не надо паниковать. Конечно, язык пламени, вырывающийся из бензинового бака, выглядит устрашающе, но его можно накрыть плотной тканью или, стравив давление, подождать, когда он погаснет сам.
Оказывается примусы такого типа широко ипользуют буржуйские байкеры. Точнее 3 типа примусов: Optimus 8R, Optimus 111 и наш примус туристский- ПТ. Отличие имеет только Optimus 111, у него есть насос и бачёк больше. Наш ПТ это точная копия Optimus 8R.
я первым делом разобрал клапана на бачках, проверил целы-ли резинки и растянул пружинки, поджимающие сам клапан, когда в бачке есть давление.
Изначально пружинки подпирали клапан достаточно слабо. На форуме байкеров такую процедуру рекомендуют сделать сразу, чтоб потом не получить отвращение от данного примуса навсегда. Затем я проверил все места соединений- трубки с бачком, трубки с горелкой, горелку, регулятор.
Оказалось, что на одном примусе трубка в бачёк закручена на один оборот меньше, чем в другом. Данный узел советуют не разбирать, так как там используется коническая резьба посаженная на специальную термокраску, которая обеспечивает герметичность соединения. Поэтому я всё оставил, как есть. В комплекте к примусу идёт: воронка для бензина, ключ гаечный, ручка регилировачная, инструкция, сальник (кстати раньше шёл графитовый сальник, а в этих примусах я обнаружил сальники из резины, возможно пропитанной графитом, может терморезина, а может просто резина. Возможно после развала страны в 1993 году, когда были выпущены эти примуса, стали забивать на стандарты, или небыло графита. В общем ковырять я её не стал, вдруг она всё-таки с примесью графита и рассыпится…). Бачёк для бензина оказался ЛАТУННЫМ! Латунь толстая и имеет высокую теплопроводность, поэтому бачёк нагревается практически равномерно со всех сторон. Раньше я считал, что он сделан из нержавейки. Заполнить бачёк бензином до краёв невозможно (если конечно не делать этого специально), в горловину бачка впаянна трубка, для того, чтобы верхняя треть бачка оставалась с воздухом.
Следующим делом было испытать данный агрегат.
Я положил примус, бензин «Калоша» и сухой спирт в пакет а затем в рюкзак. Подготовил котёл с водой и засёк время…
На доставание примуса из рюкзака и заправки его бензином ушло 1 мин 30 сек.
Потом я разломил кусочек спирта надвое, поджёг и положил в чашку под горелкой.
Вентиль я открыл на 3 мин 30 сек.
Сразу появилось пламя синего цвета, ровное, без жёлтых языков.
После этого я поставил котелок с водой.
К сожалению засечь за сколько закипит 1 литр воды мне ни в 1-й ни во 2-й ни в 3-й раз не удалось. Примерно на 6-й минуте работы примуса в районе вентиля появилось пламя. Неожиданностью оказалось то, что гаечный ключ не налазил на щтуцер, так как он нагрелся и расширился. Пришлось выключить и примус. После охлаждения, ключ налез на штуцер и мне удалось его подтянуть. Когда процедура была выполнена, я с удивлением обнаружил, что штуцер после ключа оказался покоцанным. Осмотрев ключ более внимательно, я обнаружил, что сделан он был ужасно! Точнее он был вырублен из листового металла толщиной 2 мм. чем-то ужасно тупым. Поэтому все края ключа очень острые и выглядят так, как будто металл не резали, а рвали. Пришлось его полностью обточить, после чего он кстати стал налазить и на горячий штуцер. Мне это сильно пригодилось потому, что сальник я поджимал ещё 2 раза.
Наконец мне удалось вскипятить на нём воду. На моём примусе она закипает за 9 минут. Температура воды 12 Град., температура в помещении 21 Град.
Из чего я делаю вывод, что примус имеет мощность около 2 кВт. Если прибавить ещё 3 мин 30 сек. на разогрев, получается 12,5 минут.
Все последующие испытания показали, что примус работает хорошо, огня в районе вентиля больше не наблюдалось. Горение примуса стабильное, убавлять мощность пламени в процессе работы мне не приходилось. Примерно на 6-й минуте примус выходит на свою стандартную мощность и горит так до тех пор пока не начнёт заканчиваться бензин. Когда бензин начинает заканчиваться, пламя начинает немного пульсировать и постепенно уменьшаться. пока пламя ещё не очень маленькое, на нём ещё можно готовить. Этот переходной процесс длится примерно 5-8 минут. После чего его надо выключать, давать остыть и заправлять бензином. Полной неожиданностью для меня стало то, что после того, как примус уже не может нормально работать, в нём остается ещё примерно 25 мл. бензина!!! Для того, чтобы замерить остатки пришлось воспользоваться шприцем.
Регулировка пламени очень тонкая. Для этого необходимо крутить рукоятку оч-чень медленно, что конечно несколько неудобно. Насчёт опасности взрыва ни в инструкции ни на форумах ничего не сказанно, но на форумах пишут, что следует избегать посуды с широким дном, так как она прижимает пламя к бачку и это может привести к срабатыванию аварийного клапана. Как например вот тут:
В этом случае нужно уменьшить пламя горелки.
Так-же вызывает сомнение в работе данного примуса на малых оборотах на ветру. Хотя в этих случаях советуют снимать защитный экран с бачка.
Из инструкции я понял, что данный вид примусов у нас начали производить с 1983 года. В инструкции написано, что это первое издание, значит других вариантов небыло и скорее всего выпускаться в 70-х годах они не могли. В советские времена такой примус стоил 8 руб. 50 коп. Ещё кажется его больше не производят не только у нас, но и за рубежом. Производство Optimus 8R прекращено тоже. Хотя Optimus by Hiker+ (более совершенная модель Optimus 111) ещё выпускают.
Что можно сказать в заключение?
В общем примус для людей, которые любят покопаться и могут довести некоторые недоработки до логического конца.
Мне он нравится, простой, ломаться нечему, нужно только немного покопаться и проверить все его узлы.
Если пользоваться бензином «Калоша»- примус совсем не будет давать копоти.
(Кадр из видеоролика работы примуса)
(Кастрюлька после того, как в ней закипела вода. Копоти нет. Лёгкая желтизна на дне кастрюльки осталась от длительного использования её на газовой плите.)
1 кг. балонного резьбового газа у нас стоит примерно 15 евро, такое-же по энергетической ценности количество бензина- 1,2 кг. стоит около 5 евро. Экономия 10 евро!
Если сэкономить 2 кг газа, примус уже окупится. Ещё мне он кажется маленьким и удобным.
PS Есть несколько тонкосте в работе с примусами — конспективно:
1. Перед разжиганием, даже если примус максимально заправлен — откройте и закройте заливную горловину. Этого можно не делать если вы только что заправили примус.
2. По завершении работы примуса, когда рассекатель уже остыл, вращением ручки прочистите форсунку иглой и давлением оставшемся в бачке. Только постарайтесь что бы пары ни от чего не воспламенились.
3. После пунка 2 закройте форсунку ручкой вращая её так что бы игла была в положении «максимально выдвинута» — заприте форсунку иглой.
Выполнение этих простых правил позволит вам сильно облегчить процесс разжигания примуса и уменьшит вероятность засорения форсунки. Особенно это актуально в условиях каменоломен с их относительно низкими температурами и постоянным присутствием известковой пыли и крошки.
Руководство по эксплуатации
1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
ВНИМАНИЕ!
1.1. При покупке примуса проверьте его комплектность по руководству эксплуатации, раздел 3.
1.2. Перед началом эксплуатации необходимо внимательно изучить настоящее руководство по эксплуатации.
1.3. В процессе эксплуатации необходимо соблюдать следующие указания:
1) бензин заливайте только в остывший примус через отверстие для завинчивания насоса в бачке! (рис. 1);
2) перед пользованием проверьте отсутствие течи бензина перевертыванием примуса горелкой вниз;
3) прогрев горелки 3 производите пламенем горючего, помещенного (налитого) в углубление уплотнительной прокладки 6;
4) для зажигания примуса и усиления пламени комбинированный ключ управлении (рис. 5) поворачивайте против часовой стрелки, для убавления пламени и гашения — по часовой стрелке;
5) максимальная интенсивность горения достигается при повороте комбинированного ключа управления (рис. 5) на 1/4 оборота против часовой стрелки;
6) предохранительный клапан 33 (рис. 4) срабатывает автоматически. Перед началом эксплуатации необходимо разобрать клапан и возобновить тонкий слой смазки ЦИАТИМ-202 ГОСТ 11110-75 на прокладке 34.
1.4. Потемнение горелок не влияет на качество работы примуса.
Завод-изготовитель оставляет за собой право производить незначительные изменения, направленные на совершенствование конструкции, без внесения изменений в настоящее руководство по эксплуатации.
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
2.1. Примус предназначен для приготовления пищи, кипячения воды в походных условиях.
2.2. Примус работает на автомобильных бензинах ГОСТ 2084-77.
2.3. Одна заправка 1,9 л обеспечивает непрерывное горение двух горелок в течение 2—4 ч.
2.4. Двухлитровый чайник закипает в течение 10 мин при температуре наружного воздуха не ниже +1б °С.
2.5. Масса примуса (3,3±0,1) кг.
2.6. Надежная работа примуса обеспечивается в диапазоне температур от минус 30 С до +40 °С.
2.7. Примус сохраняет устойчивость при устанавливаемой на него емкости диаметром не более 240 мм.
3. КОМПЛЕКТ ПОСТАВКИ
3.1. Комплект поставки примуса приведен в таблице
4. ТРЕБОВАНИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
4.1. Категорически запрещается:
1) заливать бензин в горящий или неостывший примус;
2) пользоваться примусом детям и оставлять без присмотра;
3) применять бензин со смазочным маслом или бензин, неоговоренный в п. 2.2, настоящего руководства.
4) использовать примус при обнаружении течи бензина;
5) заливать бензин более 1,9 литра и накачивать заправленный примус более 30 качков.
ПОМНИТЕ! Перелив и перекачка может привести к срабатыванию предохранительного клапана.
В случае срабатывания предохранительного клапана необходимо перекрыть подачу бензина поворотом комбинированного ключа по часовой стрелке до упора и загасить пламя.
4.2. Не рекомендуется применять этилированные бензины ввиду их повышенной токсичности.
5. УСТРОЙСТВО ПРИМУСА
5.1. Примус (рис. 1) состоит из бачка 1, в который ввернуты насос 2, предохранительный клапан 7, горелка 3.
Между горелкой 3 и бачком I установлена уплотнительная прокладка 6. Ветрозащитный кожух 4 надевается на голышки, приваренные к бачку 1; стойки 5 вставляются в пазы ветрозащитного кожуха 4.
5.2. Горелка (рис. 2) состоит из корпуса 10, сверху которого ввинчен ниппель 11.
В корпусе горелки расположен эксцентриковый механизм, предназначенный для регулирования интенсивности горения и прочистки отверстия ниппеля 11.
Эксцентриковый механизм состоит из конуса 18 с шариком и шпинделя (эксцентрика) 16. На конусе с помощью клапана 9 укреплена игла 14.
На хвостовике шпинделя 16 надет асбографитовый уплотнитель 17, который поджат к кольцу 8 гайкой 15.
Конус 18 шариком в нижнем положении перекрывает отверстие горелки и перемещается при повороте шпинделя 16 с помощью комбинированного ключа управления (рис. 5).
В нижней части корпуса вложена сетка 19 (рис. 2), служащая испарителем, а в раструб корпуса вложен колпачок 13 и отражатель 12.
5.3. Насос (рис. 3) имеет шток 23 с поршнем 27, состоящим из развальцованной на нем шайбы 26, в канавку которой надето резиновое кольцо 21 с выступами, направленными к развальцовке, т. е. в сторону обратного клапана.
Ручка 30 фигурным выступом входит в профильное отверстие крышки 24 обеспечивая фиксацию его во вдвинутом положении поворотом головки на 90 градусов.
Резиновое кольцо 21 обеспечивает уплотнение при ходе штока вперед и проход воздуха в полость насоса при хило штока назад.
Ни конец насоса навернут обратный клапан, состоящий из наконечника 29. в котором установлены пружина 28. поршень клапана 27 н прокладка 20.
Обратный клапан предотвращает попадание бензина в полость насоса при движении штока назад. В гайке-барашек установлено резиновое кольцо 25, обеспечивающее уплотнение между насосом и бачком.
5.4. Под давлением бензин поднимается по трубке бачка 1 (рис. 1) к горелке 3, испаряется па сетке 19 (рис. 2) и через отверстие в ниппеле 11 поступает в пространство между колпачком 13 и отражателем 12. инжектируя через отверстия в горелке воздух.
Там бензо-воздушная смесь нагревается до оптимальной температуры и, выходя через отверстие в отражателе 12, воспламеняется.
5.5. Предохранительный клапан (рис. 4) состоит из пружины 31, клапана 33, в который устанавливается прокладка 34. обеспечивающие уплотнение бачка 1. Клапан закрыт пробкой 32. При избыточном давлении в бачке 1 срабатывает пружина 31, открывая отверстие в бачке 1 для сброса давления.
6. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ
6.1. Вынув из футляра, установите примус на ровное место, отверните насос 2 (рис. 1) и, пользуясь воронкой, залейте в бачок бензин через отверстие для насоса, после чего плотно заверните насос. Убедившись, что отверстие горелки перекрыто (комбинированный ключ управления (рис. 5) поверните вправо до упора), проверьте герметичность перевертыванием примуса.
6.2. Накачайте воздух насосом 2. сделав 10—15 энергичных качков.
6.3. Для сохранения устойчивости при установке на примус емкости большою диаметра, стойки 5 могут быть переставлены концами наружу.
6.4. Уберите от примуса запас бензина.
7. ПОРЯДОК РАБОТЫ
7.1. Прогрев горелки.
7.1.1. Для прогрева горелки налейте горючее в углубление прокладки 6 горелки 3 (рис. 1) до краев и подожгите. Горючим для прогрева может Гнать спирт, денатурат, бензин и сухое горючее.
При пользовании бензином пламя прогрева будет коптящим.
Сухое горючее применяйте в количестве 1—2 г (в зависимости от погоды) в измельченном, на небольшие кусочки, состоянии и смоченным в бензине. Жидкое горючее для прогрева следует наливать из небольшого сосуда (пузырька).
Допускается прогрев бензином, слитым из горелки после накачивания примуса. Для слива сделайте кратковременный поворот комбинированного ключа управления (рис. 5) влево и обратно, следя, чтобы не было перелива бензина через край углубления прокладки горелки.
7.1.2. Прогрев бензином следует производить только на открытом воздухе.
В ряде случаев может потребоваться повторный прогрев, например, при недостаточном наливе горючего и на морозе.
7.2. Зажигание.
7.2.1. После прогрева, медленным поворотом шпинделя 16 (рис. 2) при помощи комбинированного ключа управления (рис. 5) против часовой стрелки, откройте подачу топлива и подожгите выходящую бензо-воздушную смесь у отверстий отражателя 12 (рис. 2). Пламя работающей горелки должно быть бледно-синим.
Если пламя вспыхнуло факелом, горелку следует погасить поворотом комбинированного ключа управления по часовой стрелке и повторить прогрев согласно п.п. 7.1.1., 7.1.2.
Если при горении происходит раскаливание отражателя 12 и слышится гудящий шум, следует погасить примус и проверить правильность установки колпачка 13 и отражателя 12, которые должны быть жестко зафиксированы в раструбе горелки.
7.3. Регулирование.
7.3.1. Максимальная интенсивность горения достигается поворотом комбинированного ключа управлении (рис. 5) на 1/4 оборота против часовой стрелки.
7.4. Чистка ниппеля.
7.4.1. Чистку ниппеля 11 (рис. 2) производите при повороте комбинированного ключа управления (рис, 5) на 1/2 оборота несколькими вращательными движениями но часовой и против часовой стрелки.
Если при чистке горелки горение прекратилось, зажигание нужно немедленно повторить.
7.5. Гашение горелки.
7.5.1. Гашение горелки производится поворотом комбинированного ключа управления (рис. 5) но часовой стрелке до упора с нажимом.
7.5.2. После остывания примуса сбросьте давление в бачке 1 (рис. 1) вывинчиванием насоса 2 и уберите примус в футляр.
8. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
8.1. Примус необходимо содержать в чистоте, периодически протирая его тряпкой, смоченной бензином, с целью удаления копоти и остатком нищи, попавших па примус при ее приготовлении.
Особенно внимательно следует следить за чистотой отверстия предохранительного клапана 7 (рис. 1).
8.2. Кольцо поршня 21 (рис. 3) следует периодически смазывать смазкой ЦИАТИМ-202 ГОСТ 11110-75.
8.3. После наработки примусом 975 ч. при ухудшении интенсивности горении или при затрудненном повороте шпинделя необходимо полностью разобрать горелку (рис. 2), для чего выполните следующие операции:
выверните ниппель 11 комбинированным ключом управления;
выверните гайку 15;
разрушьте шилом или другим подобным предметом старый уплотнитель 17 и удалите его, выньте шпиндель 16 и конус 18 из корпуса горелки 10;
очистите внутреннюю поверхность корпуса горелки 10 и наружную поверхность конуса 18 от следов нагара;
соберите горелку в последовательности, обратной разборке, установив новый уплотнитель 17 из комплекта ЗИП.
9. ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ
9.1. Примус должен храниться в чистом сухом виде в футляре, со снятым давлением внутри бачка. При длительном хранении бензин необходимо слить. В том же футляре должна храниться коробочка с комплектом ЗИП, комбинированный ключ управления и заливная воронка.
10. ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И МЕТОДЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
(Для устранения неисправностей примус погасить)
11. СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПРИЕМКЕ
Примус туристский «Шмель-3» соответствует техническим условиям ТУ 92-365-79 и признан годным для эксплуатации.
Дата выпуска 1991
Контролер ОТК
м. п.
Упаковщик
Цена
12. ГАРАНТИЙНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
12.1. Завод гарантирует безотказную работу примуса в течение 18 месяцев со дня продажи магазином, но не более 24 месяцев со дня изготовления.
12.2. Рекламации принимаются при условии выполнения потребителем указаний настоящего руководства. Замена детален из комплекта ЗИПа основанием для рекламации не является.
12.3. Обмен и ремонт производится в соответствии с действующими правилами обмена промышленных товаров, купленных в розничной торговой сети, при наличии даты продажи и штампа магазина в гарантийном талоне.
12.4. Почтовый адрес для писем и посылок:
Приборостроительный завод имени 50-летия Киргизской ССР, 720458, г. Фрунзе.