Руководство по электрике автомобиля

Всем привет!

При диагностике автомобиля у многих начинает возникать вопрос по электрической части. К сожалению, не все прониклись в школе, техникуме или университете основными законами электродинамики, что привело к пробелам в матчасти. Более того, немногие постигли прелести радиолюбительства, что расширяет познания в области электроники. Поэтому я решил начать цикл, посвящённый автоэлектрике (да и вообще электрики в целом), чтобы помочь тем, кто гулял во время лекций с девочками и глотал каждый день юности, а теперь мучается в гараже.

Итак, с чего следует начать?

Думаю, с основных законов электротехники, а именно:
1. Основные понятия
2. Сила тока, напряжение, сопротивление
3. Закон Ома для участка цепи
4. Первое правило Кирхгофа
5. Второе правило Кирхгофа
6. Методы измерения

Итак, поехали:

1. Основные понятия

Электрический ток — упорядоченное движение заряженных частиц (электроны, ионы).
Постоянный электрический ток — ток, направление движения частиц в котором постоянно.
Переменный электрический ток — ток, направление заряженных частиц в котором изменяется.
Проводник — материал, вещество или среда, хорошо проводящие электрический ток.
Диэлектрик — материал, вещество или среда, которые практически не проводят электрический ток.
Источник электрического тока — некий преобразователь любого вида энергии (механической, химической, ядерной и так далее) в электрический ток.

2. Сила тока, напряжение, сопротивление

Сила тока (I) — это скорость прохождения количества заряда через попереченое сечение проводника. Если мы говорим о движении электронов, как носителей заряда, то фактически — это сколько электронов проходит через сечение проводника за единицу времени.

Измеряется сила тока в единицах «Ампер», А:
0,000001 А = 0,001мА = 1мкА (микроампер)
0,001 А = 1 мА (миллиампер)
1000 А = 1 кА (килоампер)

Электрическое напряжение (U) — это разность электрических потенциалов между двумя точками электрической цепи, проводника или чего бы то ни было ещё. Если значение напряжения отлично от нуля, то при замыкании этих двух точек проводником, в последнем будет возникать электрический ток до тех пор, пока потенциалы не уровняются, иными словами, пока напряжение на станет равно нулю.

Измеряется напряжение в единицах «Вольт», В:
0,001 В = 1 мВ (милливольт)
1000 В = 1 кВ (киловольт)
1000000 В = 1000 кВ = 1 МВ (мегавольт)

Электрическое сопротивление ® — это физическое свойство проводника препятствовать прохождению электрического тока. Чем сопротивление выше, тем меньше электрического заряда может через него проходить при всех прочих равных условиях.
Зависит сопротивление от длины проводника (l), площади поперечного сечения проводника (S) и физического свойства материала, из которого сделан проводник, называемого удельным сопротивлением (p):

Значения удельных сопротивлений некоторых материалов:

Измеряется сопротивление в единицах «Ом», Ом:
0,001 Ом = 1 мОм (миллиом)
1000 Ом = 1 кОм (килоом)
1000000 Ом = 1000 кОм = 1 МОм (мегаом)

3. Закон Ома для участка цепи

В определённых кругах часто можно услышать фразу: «Не знаешь закон Ома, сиди дома».
И не напрасно, ибо в наш век, когда и минуты без какого-либо электронного устройства рядом уже не представить, такой простой закон полезно было бы знать каждому.

Выглядит он следующим образом:

Т.е. сила тока, проходящего через участок цепи, равен отношению напряжения между концами этой цепи к сопротивлению этой же цепи.

Тут важно понять, что сила тока зависит от напряжения и сопротивления, а никак не наоборот. Т.е. имея источник постоянного напряжения 14 В и подключив к его клеммам нагрузку определённым сопротивлением (лампочку, резистор, прибор с неким внутренним сопротивлением и так далее), Вы определите значение тока.
Даже в общении с радиолюбителями можно услышать ошибочное мнение, что не меняя напряжение и не меняя сопротивление цепи, можно увеличить силу тока. Увы, это недостаток понимания элементарного закона.
Сила электрического тока — это лишь следствие, а не причина.

4. Первое правило Кирхгофа

Сумма всех токов в узле любой цепи равна нулю. Тут важно понимать, что учитывается направление движения тока: то значение силы тока, что подходит к узлу (точке) цепи, имеет знак плюс, тот ток, что отходит, — имеет знак минус.

Простым примером является любая точка на проводнике: сколько зарядов за единицу времени (читай сила тока) подошло к этой точке, столько же и отошло от неё. Так как значение этих токов равны по модулю, но имеют разные знаки, то алгебраическая сумма будет равна нулю.

Более сложные узлы выглядят так:

5. Второе правило Кирхгофа

Сумма напряжений на любом замкнутом контуре равна нулю. Тут опять же важно понимать, что источник ЭДС имеет значение напряжение со знаком минус, потребители — со знаком плюс. Или наоборот — кому как удобно. Эти значения сохраняют полярность по направлению движения тока.

Простым проявлением 2-го правило является следствие, что напряжение всех параллельных цепей равно между собой. Именно благодаря этому закону во всех розетках квартиры одинаковое напряжение и все лампочки в Вашем автомобиле питаются от напряжения аккумуляторной батареи. Ибо каждое параллельное соединение можно рассматривать как единый замкнутый контур с источником ЭДС.

6. Методы измерения

Согласитесь, знание вышеописанного не имеет никакой ценности, кроме как способности блеснуть им за кружкой пива перед товарищами, если Вы не можете их хоть как-то пощупать.

Поэтому нужно уметь правильно измерять интересующие нас значения.
Для измерения силы тока служит прибор Амперметр:

Для измерения напряжения — Вольтметр:

Для измерения сопротивления — Омметр:

Как правило, эти приборы имеют такие немаловажные параметры, как предел измерения (до какого значения может мерить), цена деления (с точностью до какого значения можно определить значение), погрешность измерения (насколько допускается производителем отклонение полученных измерением данных от реальных) и для амперметра и вольтметра — для какого тока (переменный или постоянный).

К радости радиолюбителей, инженеров, автоэлектриков и всех остальных, кому необходимо измерять немаловажные величины участка цепи, современный рынок предлагает широкий выбор так называемых АВОметров (Ампер-Вольт-Ом-метры). Часто можно услышать и второе название — мультиметр. Ну, а в народе прижились понятия тестер, цешка и просто прибор.

Пользоваться мультиметром достаточно просто, но нужно знать некоторые правила:

1) Сила тока измеряется в разрыва цепи. Т.е. для измерения этой величины нам необходимо воткнуть измерительный прибор в цепь.
К примеру, нам необходимо измерить, сколько тока потребляет электрическая лампочка. Для этого необходимо отсоединить любой из проводов, питающих лампочку, и вставить в полученный разрыв прибор, затем запитать цепь. Почему любой провод? Да потому что работает первое правило Кирхгофа. В зависимости от того, каким образом вы подключите щупы, будет меняться только знак значения — плюс или минус.

2) Напряжение измеряется параллельно исследуемой цепи. Т.е. для этого измерения нам не нужно ничего разъединять. Просто подключаем щупы к нужным точкам.
К примеру, нам нужно измерить напряжение на аккумуляторной батарее. Мы просто подцепляем щупы к её плюсу и минусу. Если нарушить полярность, опять же просто изменится знак значения.

3) Сопротивление измеряется на обесточенном участке аналогично напряжению. Т.е. мы просто подключаемся к узлам цепи. Тут есть немаловажный момент: если в цепи несколько параллельных узлов, Вы измерите результирующее сопротивление всей цепи.
К примеру, если Вы хотите измерение нити накала лампочки, то измерение лучше производить с её извлечением из патрона. Если же Вам важно понять общее сопротивление цепи — мерьте прямо на автомобиле. Вообще о самих значениях сопротивлений мы поговорим более детально в следующих частях.
И еще раз повторюсь: сопротивление следует измерять лишь на обесточенных цепях, т.е. нельзя измерить сопротивление на горящей лампочке. Это связано с самим методом измерения, который основан на подаче тока на измеряемую цепь прибором, а значит побочные токи внесут погрешность, причем солидную.

4) Перед измерением необходимо правильно выставить единицу и предел измерения на приборе, а при необходимости — переподключить щупы на самом приборе.
Во-первых, щупы: на большинстве авометров для измерения сопротивления и напряжения служат одни клеммы для подключения, а для измерения силы тока — другие. Если неправильно подключить перед измерением, имеется высокая вероятность как минимум спалить предохранитель прибора. Как максимум — вывести из строя прибор или цепь измерения. Поэтому будьте внимательны!
Во-вторых, единицы:
— если нужно измерять напряжение постоянного тока, то переключатель следует перевести в сторону V=,
— если напряжение переменного тока, то V~.
— если силу постоянного тока, то A=,
— если силу переменного тока, то A~.
— если сопротивление (помним: тока быть вообще не должно), то греческая буква Ω.
Неправильное подключение также может вывести прибор из строя.
В-третьих, предел измерения:
Если Вы заведомо не знаете, какое значение получите, устанавливайте максимальный предел. Если увиденное значение близко к нулю, то переключайте то того значение, которое позволит Вам увидеть более точное значение, которое не должно быть выше установленного предела.
Если же Вы знаете порядок значений (например, сеть переменного тока в розетке — 160…250 В), то предварительно установите требуемый предел, который выше измеряемой величины (на большинстве мультиметров для розетки — это ~600V).

Как можно понять из вышесказанного, любое нарушений правил может привести к нежелательным последствиям. Поэтому будьте внимательны и соблюдайте требования до включения прибора в цепь, и вам не придётся лишний раз тратиться;)

Буду закругляться. Надеюсь, писал всё это не зря, и кому-то будет очень полезно.

Если есть пожелания что-то рассмотреть в рамках данного цикла, пишите в комментариях.

Ну, на сим всё!
Продолжение следует;)

Выход из строя электронных компонентов современного автомобиля может приводить к его полному обездвиживанию. Хорошо, если это случилось у вашего дома или работы, но если такое случается на трассе или на природе – такая поломка может обойтись вам крайне дорого: как в плане денег, так и в плане потерянного времени и даже (надеюсь до такого не дойдет) здоровья!

Почему полезно разбираться в автоэлектрике

Даже если у вас не технический склад ума или ваш доход позволяет вам не задумываться о таких мирских мелочах – замена обычного сгоревшего предохранителя в долгом пути позволит вам значительно облегчить жизнь. Я уж не говорю о тех случаях, когда сервисмэны, не желая разбираться в проблеме вашего автомобиля, призывают вас менять все датчики подряд, тратя на эту “карусель” значительные суммы денег (что кстати иногда не гарантирует положительного результата). По-этому, я предлагаю вам не сдаваться раньше времени и попробовать самостоятельно диагностировать поломку вашего автомобиля, а для этого было бы неплохо иметь под рукой электрические схемы, и самое главное – уметь их читать и понимать.

Электросхемы? – разберется даже школьник!

Встретив впервые принципиальную электрическую схему автомобиля, я понял, что принципы ее построения и обозначение на ней элементов – стандартизированы, и те элементы, которые присутствуют во всех автомобилях – обозначаются одинаково, независимо от производителя автомобиля. Достаточно один раз разобраться, как читать такие электросхемы, и вы с легкостью сможете понимать, что на ней изображено, даже если вы впервые видите конкретную схему от конкретного автомобиля и даже ни разу не лазили к нему под капот.

Графические обозначения элементов схемы могут слегка отличаться, к тому же бывают черно-белые варианты исполнения и цветные. Но буквенное обозначение везде одинаково. Помимо принципиальных электрических схем полезно иметь схемы, на которых обозначено физическое расположение (в пространстве) на кузове различных жгутов, разъемов и точек заземления – это поможет вам быстро отыскать их. Итак, давайте взглянем на примеры таких схем, а потом приступим к описанию их элементов.

Пример принципиальной электрической схемы автомобиля

Пример принципиальной электрической схемы автомобиля
На принципиальной схеме не указано физическое взаимное расположение элементов, а лишь показано, как эти элементы связаны друг с другом.  Важно понимать, что если два элемента на такой схеме изображены рядом друг с другом – на самом кузове они могут быть совершенно в разных местах.

Схематическое расположение электрических компонентов на кузове

Схема автомобильной электрики
Такая схема несет другой тип информации: трассировка кабельных кос и приблизительное расположение разъемов на кузове.

Трехмерная точная схема расположения электрических компонентов автомобиля

Трехмерная электрическая схема автомобиля

Встречаются и такие схемы, на которых уже точно показано, как и куда проходят кабельные трассы в кузове автомобиля, а также точки заземления.

Стандартные элементы принципиальной схемы автомобиля

Приступим же, наконец, к рассмотрению элементов схемы и научимся ее читать.

Стандартные цепи питания и соединение элементов

Цепи питания – элементы схемы передающие ток, изображаются линиями: в верхней части схемы изображены цепи с положительным потенциалом (“плюс” аккумулятора), а внизу – с нулевым, т.е. земля (или “минус” аккумулятора).

Цепи питания под номерами 30 и 15 на автомобильной электросхеме

Цепь 30 – идет от плюсовой клеммы аккумулятора, 15 – от аккумулятора через замок зажигания – “Зажигание 1”
Обозначение цепи заземления на электросхеме автомобиля
Цепь под номером 31 – заземление

Некоторые провода также имеют цифровое обозначение в месте подключения к устройству, это цифровое обозначение позволяет не прослеживая цепь определить откуда он идет. Эти обозначение объединены в стандарте DIN 72552 (часто используемые значения):

Обозначение контактов на автомобильной схеме по номерам
Для удобства, соединения между элементами на цветных схемах изображены разными цветами, соответствующими цветам проводов, а на некоторых схемах также указывается сечение провода. На черно-белых схемах цвета соединений обозначаются буквами:

Цветовые обозначение проводов на электросхеме

Что означает пустой кружок в узлах схемы

Иногда можно встретить пустую окружность в узле – это означает, что данное соединение зависит от комплектации автомобиля, линии при этом, как правило, подписаны.

Обозначение разъемов на электросхеме – коннекторы

Одно из изображений автомобильных разъемов

Пин №2 разъема С301 соединяется с пином №9 разъема С104, который, в свою очередь, идет в пин №3 разъема С107

Провода в автомобильной электропроводке соединяются несколькими способами, и один из них – разъемы (Connector). Обозначаются разъемы буквой “С” и порядковым номером. На рисунке слева вы видите схематическое изображение соединений участков провода через разъемы. Вообще, правильнее говорить не “пин №2”, а “терминал №2”, если встретите в схеме такое понятие, то теперь будете знать, что это порядковый номер соединения (контакта) в разъеме.

Как считать номера контактов в разъеме Ну а на этом рисунке видно, как нумеруются контакты в разъемах и как правильно их считать, чтобы узнать где какой пин. Контакты нумеруются со стороны “мамы” с верхнего угла слева на право построчно. Со стороны “папы”, соответственно, зеркально.

Кстати, на многих форумах автомобильные разъемы почему-то называют “фишками”, в гугле по поводу такой “этимологии” никакой информации нет. Если вы знаете или догадываетесь, откуда пошло такое название, пишите в комментариях, не стесняйтесь.

Соединение проводов в автомобиле – соединительные колодки (Splice)

Соединительные колодки или пакет перемычек

Помимо разъемов (Connectors) провода в автомобиле соединяются при помощи пакета перемычек или соединительных колодок ( в электросхемах на английском – Splice). Обозначаются соединительные колодки, как вы видите на рисунке, буквой “S” и порядковым номером, например: S202, S301.

Схема с автомобильными соединительными колодкамиВ некоторых электросхемах есть отдельное описание каждой колодки и расписано назначение проводов, подводимых к ней. Главная отличительная особенность колодки (Splice) от разъема (Connector) в том, что соединяется группа проводов: есть один входящий провод и группа исходящих потребителей, как правило, это шины питания.

Обозначение предохранителей на электросхемах

Как обозначается предохранители на электросхеме Еще один элемент электрической схемы, передающий энергию – предохранитель.  Предохранители в автомобиле имеют два обозначения: Ef – предохранитель в моторном отсеке (engine fuse) и F (fuse) – предохранитель в салоне автомобиля. Как и во всех других случаях, после обозначения идет порядковый номер предохранителя и номинал тока ( в Амперах), на который он рассчитан. Все предохранители расположены рядом – в блоках предохранителей и реле.

Номиналы предохранителей и внешний вид блока

Обозначение автомобильных реле: распиновка, контакты

Как выглядит автомобильное реле

Автомобильное реле имеет обычно 4 или 5 контактов, которые имеют стандартную нумерацию (но бывают и случаи, когда нумерация не совпадает). Два контакта при этом являются управляющими: 85 и 86, а остальные коммутируют контакты, по которым проходят значительные токи. Реле,  как и предохранители, располагаются, в основном, в блоках под капотом и в салоне, но бывают случаи навесного монтажа реле в любом непредсказуемом месте, особенно при самостоятельной установке кем-либо.

Условные обозначения автомобильных датчиков на схемах

Датчики на автомобильной электросхеме

  1. Датчик холостого хода (ДХХ)
  2. Электронный блок управления (ЭБУ) двигателем
  3. Датчик температуры охлаждающей жидкости
  4. Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
  5. Датчик абсолютного давления воздуха во впускном коллекторе  (ДАД)
  6. Датчик давления в системе кондиционирования
  7. Датчик температуры воздуха во впускном коллекторе

На схеме выше представлены далеко не все датчики, которые могут быть в автомобиле. Условное обозначение датчиков также может отличаться, но все они обычно подписаны, как и все другие элементы, преобразующие энергию в электрической сети автомобиля.

Условные обозначение сложных элементов на автомобильных схемах – примеры схем

Теперь рассмотрим, как на электрической схеме обозначены более сложные и не стандартные элементы, такие как: стартер, катушка зажигания и другие и приведем несколько примеров схем, на которых они изображены.  В различных схемах изображение таких элементов может меняться, но элементы всегда подписаны и интуитивно понятно нарисованы, по-этому, ниже будут приведены только некоторые из них, иначе эта статья растянется надолго.

Как на электросхеме обозначается стартер, АКБ, замок зажигания

  1. Аккумуляторная батарея (АКБ)
  2. Замок зажинагия
  3. Комбинация приборов
  4. Выключатель
  5. Стартер
  6. Генератор

Если вы помните школьный курс физики, то найдете на схеме, представленной выше, уже знакомые обозначения, например: электромотор, диод, ключ, элемент питания, лампа накаливания. Эти, знакомые почти каждому, условные обозначения помогают понять смысл и назначение приборов в бортсети автомобиля, преобразующих электроэнергию.

Как обозначается ЭБУ и другие контроллеры на схемах

  1. Катушка зажигания
  2. Электронный блок управления двигателем (ЭБУ)
  3. Датчик положения коленчатого вала

На этой схеме уже появляется такой более сложный элемент схемы как – блок управления или контроллер. Каждый элемент сети автомобиля, имеющий микросхемы или транзисторные ключи в своем составе, помечается значком с изображением транзистора. Обращаю ваше внимание на то, что в данном примере выше, изображены далеко не все выводы ЭБУ – только те, которые нужны именно на этой схеме. На схемах ниже вы так же встретите изображение ЭБУ.

Обозначение блока управления двигателем на схеме

  1. Блок управления двигателем (ЭБУ)
  2. Октан-корректор
  3. Электромотор (в данном случае – бензонасос)
  4. Датчик концентрации кислорода

На этой схеме еще раз изображен ЭБУ, но уже с другими выводами, кстати, по нарисованным ключам на ЭБУ можно понять, какую функцию в данном случае выполняет контроллер: замыкает данные линии на землю, то есть запитывает элементы, подключенные к этим проводам и плюсовой клемме АКБ.

Условные изображения электромагнитного и гравитационного клапана на электросхеме

  1. Электромагнитный клапан рециркуляции отработавших газов
  2. Двухходовой клапан
  3. Гравитационный клапан
  4. Комбинация приборов
  5. Электронный блок управления двигателем
  6. Датчик скорости

На данном примере схемы мы встречаемся с изображением клапанов, прошу обратить внимание, что у двухходового клапана контакты пронумерованы, в отличие от остальных. На изображении датчика скорости изображен транзистор, значит в элементе присутствует полупроводниковый элемент.

Условные обозначения приборов на схеме автомобиля

  1. Переключатель наружного освещения
  2. Переключатель указателей поворота
  3. Переключатель корректора фар
  4. Корректор левой фары
  5. Левая фара автомобиля
  6. Корректор правой фары
  7. Правая фара автомобиля

На данной схеме изображены элементы управления освещением автомобиля. У таких сложных переключателей как замок зажигания или переключатель наружного освещения имеется набор контактов, между которыми в различных положениях переключателя коммутируется ток. На схеме прекрасно видно, в каком режиме переключателя какие контакты соединяются.

Автоэлектрика? Проще простого!

Итак, мы рассмотрели с вами самые распространенные элементы электрических схем автомобилей, посмотрели как они изображаются на схемах и какие ключевые особенности при этом присутствуют. Искренне надеюсь, что эта статья научила вас чему-нибудь или даже выручила вас в сложной ситуации с поломкой автомобиля. Если у вас появились вопросы, было бы здорово, если вы их напишете в комментариях под этой статьей. Всем огромной удачи на дорогах и увидимся в следующих статьях об автоэлектрике!

arttaller.com

Руководство онлайн по электрическому оборудованию автомобилей.



KnRukElektr_page_0001.jpg

KnRukElektr_page_0002.jpg

KnRukElektr_page_0003.jpg

KnRukElektr_page_0004.jpg

KnRukElektr_page_0005.jpg

KnRukElektr_page_0006.jpg

KnRukElektr_page_0007.jpg

KnRukElektr_page_0008.jpg

KnRukElektr_page_0009.jpg

KnRukElektr_page_0010.jpg

KnRukElektr_page_0011.jpg

KnRukElektr_page_0012.jpg

KnRukElektr_page_0013.jpg

KnRukElektr_page_0014.jpg

KnRukElektr_page_0015.jpg

KnRukElektr_page_0016.jpg

KnRukElektr_page_0017.jpg

KnRukElektr_page_0018.jpg

KnRukElektr_page_0019.jpg

KnRukElektr_page_0020.jpg

KnRukElektr_page_0021.jpg

KnRukElektr_page_0022.jpg

KnRukElektr_page_0023.jpg

KnRukElektr_page_0024.jpg

KnRukElektr_page_0025.jpg

KnRukElektr_page_0026.jpg

KnRukElektr_page_0027.jpg

KnRukElektr_page_0028.jpg

KnRukElektr_page_0029.jpg

KnRukElektr_page_0030.jpg

KnRukElektr_page_0031.jpg

KnRukElektr_page_0032.jpg

KnRukElektr_page_0033.jpg

KnRukElektr_page_0034.jpg

KnRukElektr_page_0035.jpg

KnRukElektr_page_0036.jpg

KnRukElektr_page_0037.jpg

KnRukElektr_page_0038.jpg

KnRukElektr_page_0039.jpg

KnRukElektr_page_0040.jpg

KnRukElektr_page_0041.jpg

KnRukElektr_page_0042.jpg

KnRukElektr_page_0043.jpg

KnRukElektr_page_0044.jpg

KnRukElektr_page_0045.jpg

KnRukElektr_page_0046.jpg

KnRukElektr_page_0047.jpg

KnRukElektr_page_0048.jpg

KnRukElektr_page_0049.jpg

KnRukElektr_page_0050.jpg

KnRukElektr_page_0051.jpg

KnRukElektr_page_0052.jpg

KnRukElektr_page_0053.jpg

KnRukElektr_page_0054.jpg

KnRukElektr_page_0055.jpg

KnRukElektr_page_0056.jpg

KnRukElektr_page_0057.jpg

KnRukElektr_page_0058.jpg

KnRukElektr_page_0059.jpg

KnRukElektr_page_0060.jpg

KnRukElektr_page_0061.jpg

KnRukElektr_page_0062.jpg

KnRukElektr_page_0063.jpg

KnRukElektr_page_0064.jpg

KnRukElektr_page_0065.jpg

KnRukElektr_page_0066.jpg

KnRukElektr_page_0067.jpg

KnRukElektr_page_0068.jpg

KnRukElektr_page_0069.jpg

KnRukElektr_page_0070.jpg

KnRukElektr_page_0071.jpg

KnRukElektr_page_0072.jpg

KnRukElektr_page_0073.jpg

KnRukElektr_page_0074.jpg

KnRukElektr_page_0075.jpg

KnRukElektr_page_0076.jpg

KnRukElektr_page_0077.jpg

KnRukElektr_page_0078.jpg

KnRukElektr_page_0079.jpg

KnRukElektr_page_0080.jpg

KnRukElektr_page_0081.jpg

KnRukElektr_page_0082.jpg

KnRukElektr_page_0083.jpg

KnRukElektr_page_0084.jpg

KnRukElektr_page_0085.jpg

KnRukElektr_page_0086.jpg

KnRukElektr_page_0087.jpg

KnRukElektr_page_0088.jpg

KnRukElektr_page_0089.jpg

KnRukElektr_page_0090.jpg

KnRukElektr_page_0091.jpg

KnRukElektr_page_0092.jpg

KnRukElektr_page_0093.jpg

KnRukElektr_page_0094.jpg

KnRukElektr_page_0095.jpg

KnRukElektr_page_0096.jpg

KnRukElektr_page_0097.jpg

KnRukElektr_page_0098.jpg

KnRukElektr_page_0099.jpg

KnRukElektr_page_0100.jpg

KnRukElektr_page_0101.jpg

KnRukElektr_page_0102.jpg

KnRukElektr_page_0103.jpg

KnRukElektr_page_0104.jpg

KnRukElektr_page_0105.jpg

KnRukElektr_page_0106.jpg

KnRukElektr_page_0107.jpg

KnRukElektr_page_0108.jpg

KnRukElektr_page_0109.jpg

KnRukElektr_page_0110.jpg

KnRukElektr_page_0111.jpg

KnRukElektr_page_0112.jpg

KnRukElektr_page_0113.jpg

KnRukElektr_page_0114.jpg

KnRukElektr_page_0115.jpg

KnRukElektr_page_0116.jpg

KnRukElektr_page_0117.jpg

KnRukElektr_page_0118.jpg

KnRukElektr_page_0119.jpg

KnRukElektr_page_0120.jpg

KnRukElektr_page_0121.jpg

KnRukElektr_page_0122.jpg

KnRukElektr_page_0123.jpg

KnRukElektr_page_0124.jpg

KnRukElektr_page_0125.jpg

KnRukElektr_page_0126.jpg

KnRukElektr_page_0127.jpg

KnRukElektr_page_0128.jpg

KnRukElektr_page_0129.jpg

KnRukElektr_page_0130.jpg

KnRukElektr_page_0131.jpg

KnRukElektr_page_0132.jpg

KnRukElektr_page_0133.jpg

KnRukElektr_page_0134.jpg

KnRukElektr_page_0135.jpg

KnRukElektr_page_0136.jpg

KnRukElektr_page_0137.jpg

KnRukElektr_page_0138.jpg

KnRukElektr_page_0139.jpg

KnRukElektr_page_0140.jpg

KnRukElektr_page_0141.jpg

KnRukElektr_page_0142.jpg

KnRukElektr_page_0143.jpg

KnRukElektr_page_0144.jpg

KnRukElektr_page_0145.jpg

KnRukElektr_page_0146.jpg

KnRukElektr_page_0147.jpg

KnRukElektr_page_0148.jpg

KnRukElektr_page_0149.jpg

KnRukElektr_page_0150.jpg

KnRukElektr_page_0151.jpg

KnRukElektr_page_0152.jpg

KnRukElektr_page_0153.jpg

KnRukElektr_page_0154.jpg

KnRukElektr_page_0155.jpg

KnRukElektr_page_0156.jpg

KnRukElektr_page_0157.jpg

KnRukElektr_page_0158.jpg

KnRukElektr_page_0159.jpg

KnRukElektr_page_0160.jpg

KnRukElektr_page_0161.jpg

KnRukElektr_page_0162.jpg

KnRukElektr_page_0163.jpg

KnRukElektr_page_0164.jpg

KnRukElektr_page_0165.jpg

KnRukElektr_page_0166.jpg

KnRukElektr_page_0167.jpg

KnRukElektr_page_0168.jpg

KnRukElektr_page_0169.jpg

KnRukElektr_page_0170.jpg

KnRukElektr_page_0171.jpg

KnRukElektr_page_0172.jpg

KnRukElektr_page_0173.jpg

KnRukElektr_page_0174.jpg

KnRukElektr_page_0175.jpg

KnRukElektr_page_0176.jpg

KnRukElektr_page_0177.jpg

KnRukElektr_page_0178.jpg

KnRukElektr_page_0179.jpg

KnRukElektr_page_0180.jpg

KnRukElektr_page_0181.jpg

KnRukElektr_page_0182.jpg

KnRukElektr_page_0183.jpg

KnRukElektr_page_0184.jpg

KnRukElektr_page_0185.jpg

KnRukElektr_page_0186.jpg

KnRukElektr_page_0187.jpg

KnRukElektr_page_0188.jpg

KnRukElektr_page_0189.jpg

KnRukElektr_page_0190.jpg

KnRukElektr_page_0191.jpg

KnRukElektr_page_0192.jpg

KnRukElektr_page_0193.jpg

KnRukElektr_page_0194.jpg

KnRukElektr_page_0195.jpg

KnRukElektr_page_0196.jpg

KnRukElektr_page_0197.jpg

KnRukElektr_page_0198.jpg

KnRukElektr_page_0199.jpg

KnRukElektr_page_0200.jpg

KnRukElektr_page_0201.jpg

KnRukElektr_page_0202.jpg

KnRukElektr_page_0203.jpg

KnRukElektr_page_0204.jpg

KnRukElektr_page_0205.jpg

KnRukElektr_page_0206.jpg

KnRukElektr_page_0207.jpg

KnRukElektr_page_0208.jpg

KnRukElektr_page_0209.jpg

KnRukElektr_page_0210.jpg

KnRukElektr_page_0211.jpg

KnRukElektr_page_0212.jpg

KnRukElektr_page_0213.jpg

KnRukElektr_page_0214.jpg

KnRukElektr_page_0215.jpg

KnRukElektr_page_0216.jpg

KnRukElektr_page_0217.jpg

KnRukElektr_page_0218.jpg

KnRukElektr_page_0219.jpg

KnRukElektr_page_0220.jpg

KnRukElektr_page_0221.jpg

KnRukElektr_page_0222.jpg

KnRukElektr_page_0223.jpg

KnRukElektr_page_0224.jpg

KnRukElektr_page_0225.jpg

KnRukElektr_page_0226.jpg

KnRukElektr_page_0227.jpg

KnRukElektr_page_0228.jpg

KnRukElektr_page_0229.jpg

KnRukElektr_page_0230.jpg

KnRukElektr_page_0231.jpg

KnRukElektr_page_0232.jpg

KnRukElektr_page_0233.jpg

KnRukElektr_page_0234.jpg

KnRukElektr_page_0235.jpg

KnRukElektr_page_0236.jpg

KnRukElektr_page_0237.jpg

KnRukElektr_page_0238.jpg

KnRukElektr_page_0239.jpg

KnRukElektr_page_0240.jpg

KnRukElektr_page_0241.jpg

KnRukElektr_page_0242.jpg

KnRukElektr_page_0243.jpg

KnRukElektr_page_0244.jpg

KnRukElektr_page_0245.jpg

KnRukElektr_page_0246.jpg

KnRukElektr_page_0247.jpg

KnRukElektr_page_0248.jpg

KnRukElektr_page_0249.jpg

KnRukElektr_page_0250.jpg

KnRukElektr_page_0251.jpg

KnRukElektr_page_0252.jpg

KnRukElektr_page_0253.jpg

KnRukElektr_page_0254.jpg

KnRukElektr_page_0255.jpg

KnRukElektr_page_0256.jpg

KnRukElektr_page_0257.jpg

KnRukElektr_page_0258.jpg

KnRukElektr_page_0259.jpg

KnRukElektr_page_0260.jpg

KnRukElektr_page_0261.jpg

KnRukElektr_page_0262.jpg

KnRukElektr_page_0263.jpg

KnRukElektr_page_0264.jpg

KnRukElektr_page_0265.jpg

KnRukElektr_page_0266.jpg

KnRukElektr_page_0267.jpg

KnRukElektr_page_0268.jpg

KnRukElektr_page_0269.jpg

KnRukElektr_page_0270.jpg

KnRukElektr_page_0271.jpg

KnRukElektr_page_0272.jpg

KnRukElektr_page_0273.jpg

KnRukElektr_page_0274.jpg

KnRukElektr_page_0275.jpg

KnRukElektr_page_0276.jpg

KnRukElektr_page_0277.jpg

KnRukElektr_page_0278.jpg

KnRukElektr_page_0279.jpg

KnRukElektr_page_0280.jpg

KnRukElektr_page_0281.jpg

KnRukElektr_page_0282.jpg

KnRukElektr_page_0283.jpg

KnRukElektr_page_0284.jpg

Самоучитель автоэлектрика. Составляем план

24.05.2019,
Просмотров: 60788

В практике работы в автосервисе часто встречаются ситуации, когда приходит молодой человек (только один раз пришла девушка), и просит устроить его на работу учеником автоэлектрика. Некоторые парни готовы работать без зарплаты, только чтобы получить опыт в качестве оплаты своего труда. Мы очень редко соглашаемся принять сотрудника без опыта работы. Во-первых, на СТО много дорогостоящего оборудования. Сотрудник без истории в трудовой представляет определенный риск. Во-вторых, неопытный помощник может натворить много бед. Есть много случаев воспламенения автомобилей по вине малообученных автоэлектриков.

Я обычно предлагаю желающим найти свое призвание в электроремонте автомобилей для начала пройти краткий курс самообучения, чтобы по приходу для трудоустройства иметь хотя бы начальные навыки работы с измерительными и ручными инструментами, автосканером, уметь читать электрические схемы, знать назначение основных устройств автомобиля, принцип работы двигателей внутреннего сгорания, других устройств автомобиля.

Для работы на СТО, даже в качестве подмастерья, очень желательно иметь права категории хотя бы В. Мастер без прав по закону не может даже загнать авто на пост. Поэтому перед тем как принять решение о самообразовании в области автоэлектрики, лучше закончить водительские курсы.

Что необходимо иметь перед тем, как начать обучение

Ну, о правах я уже написал. Теперь об инструменте и оборудовании:

1. Ноутбук или нетбук, работающий в операционной системе Windows. Дело в том, что большинство профессиональных сканеров подключаются к компьютерам. Сейчас есть много диагностических устройств, которые управляются при помощи android-устройств, но для справочных и прикладных программ типа AUTODATA (читайте тут) ноутбук все равно необходим, как и умение на нем работать (я думаю, сейчас это доступно каждому школьнику).

Интерфейс автодаты

2. Мультиметр. Мультиметр вообще должен быть у каждого автовладельца. Не только мультиметр, но и умение на нем работать. Я посвятил на Буруме приемам работы с мультиметром целую статью. Можно поискать в интернете статьи похожей тематики. Не следует приобретать навороченный мультиметр. Достаточно самой простой модели с возможностью измерять постоянный ток до 10 Ампер. Даже опытные автоэлектрики регулярно выпаливают мультиметры, если случайно в режиме измерения тока подключаются контролировать напряжение. Сам регулярно (раз в год) выбрасываю по мультиметру. Слабое место китайских мультиметров – щупы, особенно зимой. Они отваливаются постоянно. Хорошие щупы стоят, как пять плохих мультиметров (больше тысячи рублей).

3. Паяльник, флюс, припой. Не помню, писал ли на Буруме про технологию пайки. Этому можно посвятить не одну статью. Если вы собираетесь заниматься автоэлектрикой профессионально, надо подумать о паяльной станции с феном. Научиться грамотно паять несложно. Надо взять пару поломанных электронных блоков, несколько проводов разного сечения, и паять-перепаивать.

Паяльная станция

4. Слесарный инструмент. Если кто думает, что автоэлектрик это свежая униформа и ноутбук с мультиметром, то заблуждается. Это замасленная одежда, слесарный инструмент и мат. Порой датчики находятся в самом неудобном месте, какое можно только придумать. Для того чтобы их снять и поставить новый иногда приходится разбирать полмашины. Никогда не забуду Geely, в которой для того чтобы заменить передний повторитель поворота, пришлось снимать крыло.

Отдельным абзацем расскажу об оборудовании места для самообучения. Большинство самообучающихся для этих целей выбирают гараж. С моей точки зрения лучше работы выполнять на улице, чем в неуютном, тесном, темном, вонючем гараже. Суровые российские условия не позволяют возиться с машиной на улице в холодное время года. Как подготовить гараж к самообучению:

  1. Прикрыть яму, чтобы не провалиться туда при обучении.
  2. Выкинуть осветительную лампу на 220 Вольт. Можно установить вместо нее мощную светодиодную лампу на 12 Вольт и подключить к бортовой сети авто. Только тогда можно быть уверенным в своей безопасности.
  3. Приобрести или попросить у соседа зарядное устройство.
  4. Одолжить рабочий или купить новый порошковый огнетушитель.

Вообще, вопросам техники безопасности необходимо уделять первостепенное значение. Хорошим тоном в среде автоэлектриков является требование пройти инструктаж по ТБ перед началом работ.

Составление плана самообучения

Итак, все готово к самообучению. Пора переходить к самому процессу. Чтобы он не происходил хаотично, надо разработать план. Для чего вообще нужен план?

Некоторые умельцы учатся автоэлектрике на основании конкретного опыта. То есть, к ним обращаются с конкретной неисправностью. Они шарят в интернете, затем определяют неисправность, контролируют и устраняют ее. Всё красиво на словах. В реальности, например, если неисправен датчик коленвала, приходится параллельно изучать, что это за штуковина, где он может стоять, как его проверить, как пользоваться мультиметром и далее по списку. Время ремонта может солидно затянуться. Поэтому лучше все основное изучить заранее. Рационально это сделать в определенной последовательности, чтобы не осталось пробелов.

Можно использовать типовой план каких-нибудь реальных курсов автоэлектриков. Но лучше составить собственный. Самообучение по своему плану будет быстрее и эффективнее. Что стоит обязательно включить в этот план (если вы это уже умеете и знаете, можно исключить):

1. Правила безопасного ремонта. Самое главное в работе автоэлектрика – не сжечь автомобиль, и не допустить, чтобы он воспламенился впоследствии, как результат вашего вмешательства. В этот пункт входят приемы пайки и изоляции, соединения и ремонта электропроводки, контроль предохранителей и реле, соединение по электропитанию. Если вы не в курсе некоторых деталей или не найдете такую специфическую информацию (с примерами) в интернете, лучше, если занятие с вами проведет матерый автоэлектрик, можно под пиво.

2. Работа с измерительным инструментом. Приемы работы с мультиметром. Измерение токов, напряжений сопротивлений. Не лишним вспомнить из школьного курса, что такое ток, сопротивление, закон Ома, приставки кило-, мега.

3. Чтение электрических схем. Как обозначаются проводники, контакты разъемов, блоки, узлы, детали, лампочки и прочие. Умение загрузки и чтения схем в прикладных программах типа AUTODATA. Перед этим необходимо скачать автодату не ниже версии 3.38 и установить ее на компьютер. Можно почитать на Буруме (самоучитель автоэлектрика), как работать с автодатой. Я посвятил этому пять статей. Этого, конечно, недостаточно, но на первое время хватит.

4. Работа с диагностическим оборудованием. На первое время можно приобрести простейший ELM327 BLUETOOTH.

Он стоит от 300 рублей. Такое чудо-устройство позволяет читать ошибки по двигателю, подключается к смартфону по радиоканалу. Затем можно приобрести AUTOCOM, с которым уже можно начинать отбивать деньги самостоятельно (он читает ошибки по всему электрооборудованию авто). Уверен, что на этом дело не остановится, и на очереди будет LAUNCH.

5. Принцип работы, неисправности ДВС, признаки, устранение неисправностей. Это один из самых сложных пунктов. Чем отличается автоэлектрик от других специалистов по автомобилям? Он должен знать одновременно всё обо всем вплоть до кузовных работ. Но на первом деле стоит двигатель. Многие неисправности, например, подсос во впускной системе, компьютерная диагностика может не диагностировать. А найти их надо.

6. Чип-тюнинг. Это не только программное изменение параметров двигателя, но и привязка иммобилайзеров, ключей, эмуляция катализатора, ЕГР и прочие дела с использованием программных методов. Можно только на этом пункте зарабатывать бешеные деньги, даже не зная, как работает двигатель. Для этого требуется дорогостоящее оборудование. Однако, специалисты узкого профиля не сильно востребованы на СТО.

7. Установка дополнительного оборудования. Многие автоэлектрики умеют, но не хотят этим заниматься. Это направление больше подходит для аккуратных, внимательных, «дотошных» специалистов. При установке допоборудования необходимо хорошо разбираться в схемотехнике.

В этом приблизительном плане я не отразил многие практические пункты. Если в «обратной связи» на Буруме будут конкретные пожелания подробнее раскрыть необходимые пункты, ссылки на источники, рассказать о конкретном опыте ремонта, я это непременно сделаю.

Удачи в самообучении!

Самоучитель автоэлектрика. Составляем план изображение 1

Методическое пособие курса повышения квалификации по устройству и диагностике электронных систем управления двигателем (Handout) Chevrolet Niva

ЭСУД (электронная система управления двигателем) Методические указания к изучению электронной системы

MPI – Система многоточечного впрыскивания

MPI – Система многоточечного впрыскивания

Для нормальной работы бензинового двигателя необходимо подавать в камеру сгорания топливовоздушную смесь, которая должна обладать следующими свойствами: • находиться в газообразной фазе (жидкость не горит) • быть гомогенной (однородной, хорошо перемешанной) • тщательно дозирована (отношении массы…

Общие принципы работы системы управления инжекторного двигателя

Общие принципы работы системы управления инжекторного двигателя

Методические указания к выполнению практических и лабораторных работ для студентов очной и заочной форм обучения Направления 190600.62 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» и 190109.65 «Наземные транспортнотехнологические средства» Дисциплины «Техническая эксплуатация…

Учебный курс - Диагностика СУД

Учебный курс — Диагностика СУД

Структура курса Тема 1. Общие принципы построения и функционирования систем управления двигателями. Лекция 1. Назначение, принципы работы СУД, критерии управления. Лекция 2. Системы зажигания. Лекция 3. Топливно-эмиссионные системы. Тема 2. Конструктивные особенности различных СУД. Лекция 1….

ЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ ВПРЫСКА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

ЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ ВПРЫСКА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

ЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ ВПРЫСКА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ Практикум для студентов 3 и 4 курсов специальностей 110301, 110304 и 190601 дневной и заочной форм обучения Рассмотрен комплекс вопросов, связанных с применением средств электроники для управления автомобильными двигателями, а также приведены…

Диагностика автомобилей УАЗ, бензиновых и дизельных двигателей.

Диагностика автомобилей УАЗ, бензиновых и дизельных двигателей.

Учебно–методическое пособие Диагностика КМПСУД и БУ, антиблокировочной системы тормозов ABS-8.0 автомобилей УАЗ, бензиновых и дизельных двигателей. Данное методическое пособие разработано в помощь преподавателю для подготовки и проведения занятий по изучению требований и методики диагностики…

Новейшие автомобильные электронные системы

Дизельные аккумуляторные топливные системы Common Rail

Дизельные аккумуляторные топливные системы Common Rail

Путь к совершенству двигателей внутреннего сгорания (ДВС), как это обычно понимается в наше время, включает в себя не только вопросы загрязнения окружающей среды и экономической эффективности. В будущем эти проблемы, которые сегодня рассматриваются техническими науками как практические…

История ЭСУД. История впрыска

История ЭСУД. История впрыска

Еще совсем недавно упоминание о «впрыске» или «инжекторе» не вызывало сколько- нибудь бурного оптимизма у отечественного автовладельца, а наоборот, порождало непонимание, недоверие или даже страх. Страх перед неизвестным, непонятным, так как на смену проверенному временем карбюратору и трамблеру…

Система автоматического изменения фаз газораспределения

Система автоматического изменения фаз газораспределения

Система автоматического изменения фаз газораспределения с гидроуправляемыми муфтами Устройство и принцип действия Постоянно растущие требования потребителей к двигателям внутреннего сгорания, желающих увеличение их мощности и крутящего момента, не должны удовлетворяться за счет ухудшения…

РУКОВОДСТВО ПО РЕМОНТУ СИСТЕМ ВПРЫСКА ТОПЛИВА.

РУКОВОДСТВО ПО РЕМОНТУ СИСТЕМ ВПРЫСКА ТОПЛИВА.

Если вы решили заняться обслуживанием и ремонтом систем впрыска топлива, тогда эта книга для вас. Применение систем впрыска топлива вместо обычного карбюратора — это новый этап в развитии автомобильной техники. Системы питания бензиновых двигателей с впрыском топлива, при многих своих…

FSI 3,2 л и 3,6 л Конструкция и принцип действия

FSI 3,2 л и 3,6 л Конструкция и принцип действия

Двигатель FSI 3,2 л и 3,6 л Конструкция и принцип действия Двигатели FSI V6 3,2 л и 3,6 л входят в серию двигателей VR. Благодаря тому, что по сравнению с классическим V-образным двигателем угол развала цилиндров уменьшен, эти двигатели отличаются компактной и малогабаритной конструкцией….

Михалевский И,В, «Открытая книга диагноста»

Михалевский И,В, «Открытая книга диагноста»

Автор: И. В. Михалевский Название: Открытая книга диагноста Издательство: М.: ТДДС-СТОЛИЦА-8 Год: 2012 Издание «Открытая книга диагноста» предназначено для диагностов, которые осваивают ремесло и развивают свой опыт в так называемой мультимарочной области сервиса и ремонта. Скачать…

Книга Диагностика систем  управления двигателя

Словарь англорусский автомобильных терминов

Автомобильная электрика и электроника (2013)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ирифрин глазные капли инструкция для детей аналоги
  • Рецефур пс 200 инструкция по применению в ветеринарии цена
  • Руководство по эксплуатации на метал
  • Видео построить туалет на даче своими руками пошаговая инструкция
  • Свечи левомеколь в гинекологии цена инструкция