-
October 4 2018, 18:11
- Армия
- Cancel
ВНИМАНИЕ: Материалы рубрики «Военная библиотека» взяты исключительно из ОТКРЫТЫХ источников, доступных в сети, не имеют грифов секретности и представлены исключительно в плане ознакомления для людей, увлеченных военным делом как хобби, без умысла нанесения ущерба кому-либо. За использование кем-либо материалов, информации, наглядных пособий, представленных в данном блоге, в целях, запрещенных действующим российским законодательством, администрация блога ответственности не несет.
Когда я уходил в армию, из всех напутствий нашего военкома, бывшего танкиста, запомнилось больше всего это: — Сынки, если кто попадет в танковые войска, никогда не стойте рядом с натянутым тросом при буксировке техники. У меня так друга лопнувшим тросом пополам разрубило. В танкисты я не попал, даже близко их не видел, а вот предостережение въелось на всю жизнь. Всегда обхожу любые натяженные тросы и веревки.
Собственно, книга как раз про это — как правильно буксировать потерявшую способность самостоятельно двигаться тяжелую технику как в тяжелых условиях мирной жизни, так и на поле боя. Здесь же рассматриваются методы и способы самобуксировки, самовытаскивания, даются формулы математических расчетов для успешного выполнения операций по эвакуации техники по массе тягачей и поврежденных машин, потребной длине/толщине и количеству буксирных концов, точкам их крепления и так далее. Плюс меры безопасности при этом — чтобы и машину вытащить и всем при этом живыми остаться.
Руководство по эвакуации бронетанковой техники, 1981 год (129 страниц)
Полный список всех ранее рассмотротренных материалов (68 книг, учебников, учебных пособий) со ссылками на скачивание — в этом постоянно ОБНОВЛЯЕМОМ посте:
https://lewhobotov.livejournal.com/787235.html
Ознакомиться с книгой полностью:
https://yadi.sk/d/KF3q9C-mJ3ipLw
|
|
|
|
Лучшее в категории — Книги / Справочник энциклопедия
Стрелковое оружие (1992, А.Б. Жук) Рейтинг: 10 из 10 |
Большая медицинская энциклопедия (2015, Коллектив авторов) Рейтинг: 10 из 10 |
Полная энциклопедия. Военная техника (2017, Исаев В.) Рейтинг: 9,9 из 10 |
Учебник выживания войсковых разведчиков. Боевой опыт (2015, Алексей Ардашев) Рейтинг: 9,8 из 10 |
Большая энциклопедия электрика (2011, Черничкин М.) Рейтинг: 9,8 из 10 |
Полное руководство по выживанию в экстремальных ситуациях в дикой природе, на суше и на море (2011, Джон Уайзмэн) Рейтинг: 9,8 из 10 |
Полное руководство по рисованию фигуры человека (2004, Энтони Райдер) Рейтинг: 9,7 из 10 |
Азбука выживания. Это должен знать каждый (2009, Крис Макнаб) Рейтинг: 9,7 из 10 |
10
фев
2017
Формат: PDF, Отсканированные страницы
Автор: Министерство обороны СССР
Год выпуска: 1981
Жанр: Учебно-методическая литература
Издательство: Военное издательство
Язык: русский
Количество страниц: 128
Описание: В настоящем Руководстве приведены общие положения по организации и проведению эвакуационных работ, дано описание технических средств эвакуации, изложены порядок, практические приемы и особенности эвакуации бронетанковой техники в различных условиях, а также меры безопасности при ее эвакуации.
03
фев
2020
Полное руководство по рисованию фигуры человека (2004, Энтони Райдер)
«В живописи все зависит от рисунка. Рисунок является внутренней структурой, которая поддерживает и составляет композицию, и каждый, кто хочет научиться писать красками, должен, следовательно, научиться и рисовать. Но рисунок — это нечто большее, чем просто приложение к искусству живописи: это искусство само по себе. Занимается ли им челов …
Год издания: 2004
Автор: Энтони Райдер
Переводчик: Л. А. Бабук
Жанр или тематика: учебное пособие, художественное искусство
Издательство: Попурри ISBN: 985-483-066-7
Язык: Русский
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 161
01
дек
2014
Грибы. Иллюстрированное руководство по сбору, переработке, хранению (2014, ы: Анна Романова)
Эта книга — подробное руководство для начинающих и опытных грибников, которое содержит 350 подробных рисунков и фотографий, а также практические советы и рекомендации по поиску и сбору, хранению и переработке грибов. Вы научитесь уверенно определять съедобные виды и безошибочно отличать их от ядовитых двойников, получите проверенную много …
ISBN: 978-5-699-69314-6
Формат: PDF, EBook (изначально компьютерное)
Авторы: Анна Романова, Алла Булатова
Год выпуска: 2014
Жанр: Учебники, справочники, энциклопедии
Издательство: Эксмо
Язык: Русский
Количество страниц: 304
10
янв
2009
Русское руководство по созданию шаблонов CMS Joomla (2007, www.joomlaua.com)
Русское руководство по созданию шаблонов для бесплатной системы управления контентом-CMS Joomla.Предназначается для широкого круга читателей,желающих создать свой сайт.Рекомендую к прочтению!
Формат: PDF, EBook (изначально компьютерное)
Год выпуска: 2007
Автор: www.joomlaua.com
Жанр: Веб-разработка
Издательство: www.joomlaua.com
Количество страниц: 35
31
мар
2013
Мужской костюм. Полное руководство по подбору и эксплуатации (2012, Т. Белоусова)
Данный справочник — пошаговая инструкция при выборе мужского костюма на все случаи жизни. Используя простые и действенные алгоритмы, вы легко сможете собрать весь ансамбль костюма с учетом особенностей вашей фигуры вплоть до носков и галстука. В книге приведены правила идеальной посадки костюма (длина рукава пиджака, длина брюк, длина рук …
ISBN: 978-5-271-45392-2
Формат: PDF, EBook (изначально компьютерное)
Автор: Т. Белоусова
Год выпуска: 2012
Жанр: Учебники, справочники, энциклопедии
Издательство: Астрель
Язык: Русский
Количество страниц: 290
19
ноя
2018
Оформление книги. Руководство по подготовке рукописи к печати (1935, Гессен Л. И.)
Книга рассказывает, как перерабатывают авторскую рукопись и как она становится книгой. Каждая стадия описана в подробностях. В самом начале автор даёт правила корректуры рукописного текста — кто, чем, где и как ставит пометы. Далее идут особенности набора: расположение полосы на странице и вёрстка. Автор на примерах показывает, как управл …
ISBN: издательское дело, руководство
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста (с редкими ошибками)
Автор: Гессен Л. И.
Год выпуска: 1935
Жанр: издательское дело, руководство
Издательство: Соцэкгиз
Язык: Русский
Количество страниц: 339
13
сен
2007
Тимофеев А.А. «Руководство по челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии», (2004)
В руководстве на современном уровне представлены все основные разделы челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии. Содержатся сведения о анатомических особенностях тканей лица и шеи. Изложены методика и техника обследования больных с челюстно-лицевыми заболеваниями. Приведены основные данные о применении общего и местного обезб …
Жанр: медицинская литература
Автор: Тимофеев А.А.
Издательство: издание 4-е
Страна: Украина,Киев
Год выпуска: 2004
Количество страниц: 1000
17
окт
2014
Полное руководство по выживанию в экстремальных ситуациях в дикой природе, на суше и на море (2011, Джон Уайзмэн)
Джон «Лофти» Уайзман 26 лет прослужил в Специальной авиадесантной службе (SAS) Великобритании, и его книга основана на технике подготовки этого всемирно известного элитного подразделения. Это практическое руководство показывает, как выжить в дикой природе, в любых климатических условиях, на суше и на море. Предназначено для всех, кто веде …
ISBN: 978-5-17-045760-1, 978-5-271-17738-5
Формат: PDF, Отсканированные страницы
Автор: Джон Уайзмэн
Переводчик: Ю. Суслов
Год выпуска: 2011
Жанр: Учебники, справочники, энциклопедии
Издательство: АСТ, Астрель
Язык: Русский
Количество страниц: 576
28
фев
2019
Справочник Американской техники и промышленности ) (1939, Рубанов А.М.)
Целью данного справочника является ознакомление широких кругов инженерно-технических работников и рабочих-стахановцев Советского Союза с состоянием современной американской техники и промышленности. В соответствии с поставленными задачами, справочник разбит на следующие три составные части: 1. Статьи, освещающие американскую технику и про …
Год издания: 1939
Автор: Рубанов А.М. (отв.ред.)
Жанр или тематика: Справочник, промышленность
Издательство: Амторг, США ISBN: Отсутсвует
Язык: Русский
Формат: DjVu
Качество: Сфотографированные страницы
Количество страниц: 1076
Тема 3 -1: Эвакуация гусеничной и колесной техники различными методами.
Учебная цель: 1. Изучить порядок эвакуации неисп 1. равной и повреждённой техники. 2
Вопросы контроля: Вариант 1. Назначение, состав ВТО. Задачи РЭГ. Вариант 2. Мероприятия технического обеспечения. Органы технической разведки. Вариант 3. Основные принципы эвакуации. Состав ПТН. Вариант 4. Цели технической разведки. Задачи ПТН батальона.
1 учебный вопрос Характерные боевые и аварийные повреждения машин. Вывод машины из аварийного положения.
В процессе эксплуатации образца БТВТ происходят постоянные изменения технического состояния их деталей, что приводит к нарушению исправности и работоспособности объекта. Нахождение объектов в различных состояниях характеризуется наличием дефектов и неисправностей конструктивных элементов. Переход объекта в различные состояния осуществляется в результате событий, называемых повреждениями и отказами. Согласно положениям ГОСТ 27. 002 -89 г. повреждением называется событие, заключающееся в нарушении исправного состояния объекта при сохранении работоспособного состояния. Отказ – это событие, заключающееся в полной или частичной потере работоспособности объекта. В результате возникновения повреждений происходит переход объекта в неисправное состояние, а в результате возникновения отказов – в неработоспособное состояние. 5
Эксплуатация на предельных режимах и огневое воздействие противника могут приводить к значительному выходу бронетанковой техники из строя. Причины возникновения неисправностей и повреждений в объектах БТВТ Изнашивание и старение (систематические изменения в деталях). Внезапные отказы (случайные изменения в элементах машин) Изнашивание рабочих поверхностей деталей Скрытые дефекты материала детали Боевые повреждения элементов машин Изменение физико механических свойств материалов Конструктивное и технологическое несовершенство элементов машин Наезды, столкновения, опрокидывание, затопление и. т. д. Нарушение технологии производства, не совершенство системы эксплуатации Нарушение эксплуатации боевых машин Деформации и смещения отдельных рабочих поверхностей деталей Аварийные ситуации
2 учебный вопрос Технические средства эвакуации машин 7
Под эвакуацией бронетанковой техники понимаются работы по организации и проведению вытаскивания застрявшей (затонувшей) бронетанковой техники, буксирования или транспортирования повреждённой (технически неисправной) бронетанковой техники в укрытия, к местам ремонта или погрузки. 8
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЭВАКУАЦИИ К техническим средствам эвакуации относятся средства тяги, механизмы, оборудования, приспособления и инструмент с помощью которых производится эвакуация техники. В зависимости от назначения технические средства эвакуации подразделяются на: буксирные средства тяговые средства транспортные средства такелажные средства погрузочные средства подъемные средства анкерные устройства инженерные средства 9
Буксирные средства служат для перемещения БТТ на ее ходовой части. подразделяются на: бронированные (БТС 4 В, БРЭМ 1, БРЭМ К, БРЭМ Л, РМ Г, БРЭМ 2) небронированные ( МТП, МТ Т, тракторы Т 13 О, Т 170, К 700, К 701, Т 150 М) 10
Тяговые средства для получения тяговых усилий при вытаскивании БТТ ими являются тягачи (БРЭМ, БТС-4) и имеющиеся на них лебедки. Могут применяться также тракторы и различные ручные (строительные) лебедки. При этом для получения необходимых тяговых усилий требуется применение полиспастов с большим передаточным числом Ручные (строитель ные) лебедки 11
Транспортные средства предназначены для перевозки поврежденной БТТ. К ним относятся: железнодорожный транспорт автомобильный транспорт: автомобильные тягачи КРАЗ 255 Б, МАЗ 535 А, МАЗ 537 Г и др. ; полуприцепы большой грузоподъемности: ( ЧМЗАП 9990, МАЗ 5247 Г); прицепы большой грузоподъемности (ЧМАЗП 5212/5212 А, ЧМАЗП 8386 и др. ) речной и морской транспорт (БДК 10 20 танков с экипажами, МДК) воздушный транспорт: АНТ 22 “Антей” – 60 т. AHT I 24 «Руслан» 120 т. Ил 76 – 40 42 т. 12
Четырехосные седельные тягачи семейства КЗКТ 7428 Транспортировка Т 72 тягачом МАЗ 537 Транспортировка БМП 2 тягачом МЗКТ 74295. Транспортировка танка Т 72 тягачом МЗКТ 74135. 13
Кроме того, автомобильные тягачи с прицепами и полуприцепами могут быть использованы для перевозки исправной бронетанковой техники на большие расстояния в целях сохранения моторесурса. Прицепы и полуприцепы оборудованы прицепным устройством, пневматической тормозной системой, подключаемой к тормозной системе автомобильного тягача, откидными башмаками для обеспечения въезда машины на прицеп и цепными растяжками для крепления машины на прицепе. Транспортирование бронетанковой техники с разрушенной или поврежденной ходовой частью в полевых условиях на небольшие расстояния может осуществляться на полозьях или лыжах с помощью гусеничных тягачей (БРЭМ, МТП). Полозья и лыжи изготавливаются силами и средствами войсковых частей. 14
Такелажные средства служат для изменения направления и увеличения тяговых усилий при вытаскивании БТТ, а также для выполнения крепежных работ. К ним относятся: стальные канаты (тросы): Для присоединения машины, подлежащей эвакуации, к тягачу или лебедке, для сборки схем полиспастов, крепления эвакуационного оборудования и других крепежных работ. соединительные детали (коуши, зажимы, серьги, петли) применяются для соединения буксирных тросов, имеющих на концах коуши. 15
Блоки применяются для составления полиспастов и из менения направления тягового усилия. Они разделяются на подвижные и неподвижные. Однороликовый блок с крюком и силовым пальцем 16
полиспасты ПОЛИСПАСТ механизм, состоящий из системы блоков, соединенных тросом и предназ начен для увеличения тягового усилия за счет уменьшения скорости движения вытаскива емого танка по сравнению со скоростью выбирания троса с помощью тягового средства. Применяется для вытаскивания застрявшей (затонувшей) БТТ в тех случаях, когда тяговое усилие имеющихся тяговых средств недостаточно. СХЕМА ПОЛИСПАСТА 1 анкер (тягач БРЭМ); 2 короткие буксирные тросы; 3 неподвижный блок; 4 ходовой конец троса; 5 подвижные блоки; 6 буксирные тросы; 7 вытаскиваемая машина; 8 ветви полиспаста; 9 анкерный конец троса. Передаточное число полиспаста показывает, во сколько раз уменьшается тяговое усилие на ходовом конце троса полиспаста по сравнению с тяго вым усилием, необходимым для вытаскивания машины. 17
Схемы развёртывания полиспаста 18
19
20
21
Анкерные устройства служат для закрепления тяговых средств на местности при вытаскивании застрявших машин. Для закрепления тягача, БРЭМ на местности при работе лебедкой применяется сошник (сошник бульдозер). В качестве анкеров могут также использоваться танки, тягачи, БРЭМ, МТП, специальные анкерные сооружения и находящиеся вблизи местные предметы (деревья, пни, валуны и т. д. ). 22
Инженерные средства Путепрокладчики, бульдозеры, снегоочистители, экскаваторы, плавающие транспорте ры, водолазное оборудование, шанцевый инструмент, средства разминирования, взрыв чатые вещества. 23
Подъемные средства предназначены для проведения необходимых грузоподъемных работ при эвакуации бронетанковой техники гидравлические домкраты крановые установки на тягаче БТС 4, ВТ 55 А, и т. д. кран стрелы, устанавливаемые на БРЭМ. краны на колесном шасси К 67, КС 3572 и КС 4561 АМ 24
Подготовка неисправной машины к эвакуации. Способы буксировки 25
Подготовка неисправной машины к эвакуации. Мероприятия по эвакуации бронетанковой техники проводятся в следующей последовательности: Определение местонахождения и состояния бронетанковой техники, подлежащей эвакуации; — Подготовительные работы; Вытаскивание застрявшей или затонувшей бронетанковой техники; Буксирование или транспортирование повреждённой (технически неисправной) бронетанковой техники в укрытия, к местам ремонта или погрузки; — Погрузку бронетанковой техники для отправки в ремонт. 26
При определении местонахождения и состояния бронетанковой техники, подлежащей эвакуации, устанавливается: • • вид застревания; характер повреждения; объём подготовительных работ, необходимые технические средства эвакуации; • пути подхода и эвакуации. 27
Застревание БТТ в зависимости от тяговых усилий, необходимых для вытаскивания, объема и сложности подготовительных работ делятся на: Ø Ø легкие; средние; тяжелые; сверхтяжелые. 28
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАСТРЕВАНИЙ БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ 1. Легкое застревание Вид застревания, потребное тяговое усилие и характер подготовительных работ Легкое застревание. для вытаскивания требуется тяговое усилие не превышающее половины массы застрявшей машины. Рвыт. 0. 5 gт. Требуются незначительные подготовительные работы, выполняемые силами экипажа машины. Внешние признаки застревания — застревание машины в болоте на глубину, несколько превышающую дорожный просвет; — застревание в небольшом овраге, воронке и в глубоком снегу; — посадка днищем на грунт (при движении по глубокой колее), а также на пни, камни, надолбы; — недостаточное сцепление гусениц при преодолении обледенелого подъема. Возможные способы и средства вытаскивания — Самовытаскивание, если машина исправна; — вытаскивание с помощью 1 -2 тягачей или лебедки тягача с использованием полиспастов; 29
30
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАСТРЕВАНИЙ БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ 2. Среднее застревание Вид застревания, потребное Возможные способы и тяговое усилие и характер Внешние признаки застревания средства вытаскивания подготовительных работ Среднее застревание. — застревание машины в болоте Вытаскивание лебедкой Для вытаскивания требуется до погона башни; тягача с использованием тяговое усилие не превышающее — застревание в овраге, полиспастов. полуторной массы застрявшей котловане, в противотанковом машины рву, имеющих крутые выходы; Рвыт. 1. 5 gт — затопление машины в Подготовительные работы неглубоком водоеме (не выполняются силами экипажей требуется участия водолазов); машин ( тягача). — опрокидывание машины в неглубоком овраге или во рву. 31
32
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАСТРЕВАНИЙ БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ 3. Тяжёлое застревание Вид застревания, потребное тяговое усилие и характер подготовительных работ Тяжелое застревание. Для вытаскивания требуется тяговое усилие, не превышающее тройной массы застрявшей машины Рвыт. 3 gт. Требуются большие подготовительные работы с привлечением дополнительного личного состава или специалистов (водолазов, саперов и др. ). Внешние признаки застревания Возможные способы и средства вытаскивания — застревание машины в болоте Вытаскивание лебедкой по крышу башни; тягача с использованием — в глубоком овраге с очень полиспастов. крутыми стенками; — затопление или опрокидывание машины в глубоком водоеме с твердым дном; — опрокидывание машины в глубоком овраге. 33
34
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАСТРЕВАНИЙ БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ 4. Сверхтяжёлое застревание Вид застревания, потребное тяговое усилие и характер подготовительных работ Сверхтяжелое застревание. Тяговое усилие может превышать тройную массу застрявшей машины. Рвыт. 3 gт. Требуются сложные и трудоемкие подготовительные работы с привлечением инженерных подразделений и техники Внешние признаки застревания опрокидывание, полное погружение или вмерзание машины в болоте; — опрокидывание, затопление или вмерзание машины в водоеме с илистым дном и на значительном удалении от берега; — застревание или опрокидывание машины в ущелье. — Возможные способы и средства вытаскивания Вытаскивание лебедкой тягача с использованием полиспастов. Требуется применение специальных инженерных средств. 35
36
Подготовительные работы проводятся для обеспечения возможности эвакуации в кратчайшие сроки поврежденной, затонувшей, застрявшей и неисправной бронетанковой техники имеющимся техническими средствами. В объем подготовительных работ входят: разминирование, провешивание и расчистку путей подхода и эвакуации определение степени заражения радиоактивными, отравляющими веществами и при необходимости произвести специальную обработку (дезактивацию и дегазацию) машин, подлежащих эвакуации откапывание вооружения и техники, устройство выходов, настилов и анкеров, изготовление полозьев, лыж и других вспомогательных приспособлений разряжание оружия, частичную или полную выгрузку боеприпасов, слив топлива, отключение АКБ и другие работы, обеспечивающие безопасность эвакуации восстановительные работы ( необходимый ремонт ходовой части, восстановления работоспособности тормозов, обеспечение свободного перематывания гусеницы, снятие отдельных повреждённых деталей, мешающих её эвакуации) Объем и характер подготовительных работ зависят от характера и степени повреждения (вида застревания) бронетанковой техники, условий боевой обстановки, местности, времени года, наличия технических средств эвакуации и т. д. 37
Буксирование бронетанковой техники В зависимости от величины необходимого тягового усилия и силы тяги на крюке тягача машины могут буксироваться одним или несколькими тягачами. Способ сцепки буксируемой БТТ с тягачом должен быть прост, надежен, обеспечивать поворот машины и гарантировать от наезда буксируемой машины на тягач. Сцепка тягача с управляемой машиной и тягачей между собой, когда для буксирования применяются несколько тягачей, осуществляется штатными буксирными тросами. Способы сцепки буксируемой машины с тягачом: перекрестная сцепка является основным и наиболее надежным, т. к. облегчает управление буксируемой машиной на поворотах. Сцепка треугольником применяется при наличии у тягача буксирного устройства. (На современных танковых тягачах. ) 38
сцепка одним тросом по диагонали используется при буксировании на слабом грунте во избежание движения по одной колее буксируемой машины. Жесткие штанги используется при буксировании неуправляемого ВВТ. Для облегчения их установки применяется цепная подвеска. Способы буксирования машины тягачом На спуске Тормозить тягачом, двигающимся сзади, сцепленный длинным тросом На подъеме Длина троса не менее длины подъема при преодолении коротких крутых подъемов с слабым грунтом 39
• Вытаскивание • • • — приведение застрявшей (затонувшей) бронетанковой техники в положение, допускающее движение её своим ходом (если машина исправна), ремонт на месте, буксирование или транспортирование. Буксирование — перемещение повреждённой бронетанковой техники на собственной ходовой части тягачом (БРЭМ, МТП) или другим буксирным средством. Транспортирование — перевозка бронетанковой техники на прицепах и других транспортных средствах автомобильными тягачами, а также железнодорожными, водным и авиационным транспортом. Погрузка на железнодорожный, водный и авиационный транспорт — установка бронетанковой техники с помощью буксирных, тяговых или подъёмных средств на железнодорожные платформы или перевозочные средства водного и авиационного транспорта, а также крепление бронетанковой техники для обеспечения транспортирования. 40
Требования безопасности. 41
Меры безопасности при подготовительных работах. • не работать на бронетанковой технике, подвергшейся воздей ствию атомного и термоядерного оружия, до определения уровня радиации техники и окружающей местности; • работать на местности, зараженной радиоактивными вещест вами при ( допустимых дозах), только с применением защитных средств; • для проведения подготовительных работ на зараженной местно сти должно быть минимальное количество личного состава; • не работать вблизи гусениц, имеющих, как правило, высокую радиоактивность; • не работать на технике, оставленной противником при отходе, до осмотра и разминирования ее саперами; • подходить к машинам, подорвавшимся на минах необходимо только по их следам; • закрытые крышки люков машин открывать при помощи веревки (30 50 м) 42
Требования безопасности при вытаскивании бронетанковой техники. перед началом вытаскивания застрявшей и затонувшей техники необходимо тщательно проверить состояние и крепление всех применяемых тяговых и такелажных средств, анкерных устройств и соединительных деталей; все работы по вытаскиванию проводить под руководством одного лица; посторонние лица к месту работы не допускаются; нагрузка на лебёдки, тросы, блоки и полиспасты не должна превышать предельно допустимой; правильность монтажа полиспаста, крепление блоков, тросов и соединительных деталей, а также надёжность крепления анкеров проверять, постепенно увеличивая нагрузку на ходовой конец троса полиспаста; вытаскивать машины следует равномерно и плавно, не допуская резких рывков и внезапных остановок; для самовытаскивания тягача с помощью лебёдки на крутых подъёмах и спусках допускается только опытные механики водители; при вытаскивании запрещается находиться вблизи вытаскиваемой машины, блоков, натянутых тросов; не допускать зарывания в грунт подвижных блоков, 43 натянутых тросов, а также задевания их за местные предметы.
Требования безопасности при буксировании БТТ. при сцепке тягача буксирными тросами с буксируемой машиной должна быть установлена надежная связь между сцепщиком и механиком водителем тягача; перед троганием с места механик водитель должен дать сигнал и начать движение, предварительно убедившись, что перед буксируемой машиной никого нет, механик водитель буксируемой машины должен находиться на месте с закрытым люком; перед буксированием машины на жесткой сцепке проверять крепление штанг и надежность стопорения пальцев; при буксировании БТТ не допускать резких толчков, поворотов и внезапных остановок; между экипажами тягача и буксируемой управляемой машиной должна быть установлена надежная связь; в движении периодически проверять состояние и крепление буксирных тросов или жесткой сцепки; не допускать одновременного преодоления подъемов и спусков двумя сцепами; не останавливаться у закрытых поворотов, на переправах, мостах и на перекрестках дорог. 44
Задание на самоподготовку: • «Руководство по эвакуации БТВТ» . Изд. МО 1981 г. стр. 4 8, 93 104. • «Организация эвакуации бронетанковой техники» . Учебное пособие. Ом. ГТУ 1998 г. 45
Эвакуация застрявших танков
Содержание |
---|
Эвакуация застрявших танков |
Способы |
Приложение |
Руководство по эвакуации застрявших танков с поля боя
ВОЕНИЗДАТ НКО СССР 1942 год.
В основу настоящего руководства положена техническая инструкция, разработанная Штабом эвакуационных отрядов треста по передвижке и разборке зданий Мосгорисполкома на опыте работы эвакуационных отрядов треста по вытаскиванию тяжело застрявших танков на Западном фронте, а также обобщенный опыт работы войсковых частей фронтов по эвакуации танков с поля боя. Руководство не охватывает всех случаев, которые могут встретиться при вытаскивании застрявших танков, а дает лишь описание наиболее характерных способов и приемов. Руководство является практическим пособием для личного состава эвакуационных групп и отрядов.
ГЛАВНОЕ АВТОБРОНЕТАНКОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ КРАСНОЙ АРМИИ.
Введение
При выполнении боевых операций танкам часто приходится преодолевать труднопроходимые участки на пересеченной местности и противотанковые препятствия, что связано в отдельных случаях с застреванием танков в оврагах, ямах, ловушках, болотах, водных преградах и противотанковых рвах. Вытаскивание тяжелых и средних танков, застрявших в болотах, глубоких рвах или опрокинутых на башню в овраг и в других случаях, требует проведения больших подготовительных работ, специального оборудования, определенных навыков и приемов от личного состава эвакуационных групп и отрядов.
В большинстве случаев вытащенные из оврагов и болот танки имеют незначительные технические повреждения, после устранения которых на месте машина может быть быстро введена в строй. Поэтому одной из основных задач службы технического обеспечения танковых войск является не только эвакуация с поля боя подбитых машин, но и вытаскивание застрявших танков из оврагов, ям, болот и водных преград. Чем лучше обучен личный состав эвакуационных групп и отрядов способам и приемам эвакуации машин, тем быстрее будут вытащены застрявшие танки, восстановлены на месте и использованы в бою против немецких оккупантов.
ХАРАКТЕРНЫЕ СЛУЧАИ ЗАСТРЕВАНИЯ ТАНКОВ
Характерные случаи застревания танков при движении их по дороге, пересеченной местности и при преодолевании противотанковых препятствий следующие:
- а) Застревание танков в канавах (кюветах) при заносах на плохой дороге, при обгонах и разъездах и при плохой видимости в ночное время.
- б) Застревание при преодолевании противотанковых препятствий (противотанковых рвов, ловушек и др.).
В этом случае, как правило, от ударов о твердый грунт выходят из строя отдельные узлы ходовой части (гусеницы, ведущие колеса, ленивцы). - в) Застревание на пересеченной местности при выполнении боевой задачи, в оврагах, под откосами, в канавах, ямах и котлованах, с возможным одновременным повреждением ходовой части от артиллерийского огня и ПТО противника.
- г) Застревание при преодолевании водных преград в реках, озерах и прудах на расстоянии до 80 м от берега, с погружением в воду до уровня верхних лент гусениц, по башню или с полным погружением танка при проламывании льда на переправах зимой.
- д) Застревание при преодолевании болотистых участков местности на расстоянии до 10—15 м от твердого грунта, с увязанием танков до уровня верхних лент гусениц или по башню.
Во всех перечисленных случаях застревания положение танков на местности может быть самое разнообразное: боковые крены разной величины, погружение кормы или носовой части, опрокидывание и пр. - е) Опрокидывание танков с мостов в овраги вследствие повреждения механизмов управления или непрочности устоев моста.
СПОСОБЫ ВЫТАСКИВАНИЯ ЗАСТРЯВШИХ ТАНКОВ ПРИ ПОМОЩИ НЕСЛОЖНЫХ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ, ОДНОТИПНЫХ ТАНКОВ И ТРАКТОРОВ
(Способы, не требующие применения больших тяговых усилий).
- Подвязывание бревна длиной 3—3,5 м к гусеницам танка, застрявшего в болоте.
В этом случае танк мощностью своего же мо-тора может, цепляясь за твердые кочки, выбраться из болота (рис. 1). - Привязывание длинных тросов к передним нижним тракам гусениц танка и противоположных концов к неподвижным предметам: пням, деревьям, валунам, с использованием для вытаскивания мощности мотора танка (рис. 2).
- Использование для вытаскивания однотипного танка как точки опоры при отсутствии местных предметов на болотистых грунтах (рис. 3). В этом случае следует подводить танк по болотистому грунту по фашинам, уложенным через 1 —1,5 м. Передние концы тросов укрепляются к корме подведенного танка, поставленного на тормоза. Противоположные концы тросов прикрепляются к передним нижним тракам гусениц застрявшего танка, который с помощью своего мотора сам выходит из болота.
- Использование ведущих колес танка, как мощной лебедки, для вытаскивания танков из болот в зимнее время при отсутствии точек опоры. В этом случае точками опоры могут служить танки с подведенными под них искусственными деревянными упорами. Для вытаскивания среднего танка необходимо для опоры брать не менее трех танков (рис. 4), для вытаскивания тяжелого танка — не менее четырех однотипных танков.
Под деревянные упоры, устанавливаемые под кормами опорных танков, надо укладывать поперечные бревна, чтобы избежать продавливания болотистого грунта. Передние два опорных танка, под которые подводятся упоры, соединяются короткими тросами и устанавливаются на тормоза. К последнему опорному танку, у которого предварительно разъединены гусеницы, подводятся тросы от застрявшего танка и крепятся на ведущих колесах. При работе двигателя этого опорного танка трос наматывается на ступицы ведущих колес, вследствие чего создается большая сила тяги, позволяющая вытащить застрявший танк из болота.
Вышеперечисленные способы вытаскивания танков не охватывают всех возможных случаев застревания машин на местности. Нужно учесть, что при вытаскивании застрявших танков, не требующих для своего извлечения применения больших тяговых усилий, вместо однотипных танков с успехом может быть использовано тяговое усилие тракторов, тягачей, лебедок и ручных лебедок. При вытаскивании танков, тяжело застрявших на местности, для вытаскивания которых требуются тяговые усилия, превышающие их вес, следует избегать применения однотипных танков и тракторов без дополнительных устройств, во избежание выхода их из строя из-за срыва узлов трансмиссий, обрывов прицепных и буксирных приспособлений в момент трогания с места.
СПОСОБЫ ВЫТАСКИВАНИЯ ЗАСТРЯВШИХ ТАНКОВ С ПОМОЩЬЮ ПОЛИСПАСТОВ
(Способы, требующие применения больших тяговых усилий)
Для вытаскивания тяжело застрявших танков в большинстве случаев необходимо приложить большие тяговые усилия, превышающие вес самого танка в 2,5—3,5 раза. Имеющиеся в войсковых частях тракторы и тягачи в таких случаях не в состоянии без вспомогательных устройств создать необходимые по величине тяговые усилия для вытаскивания. Поэтому для вытаскивания тяжело застрявших танков приходится применять полиспасты.
Применение и устройство полиспастов
Полиспаст представляет собой механизм, предназначенный для подъема и передвижения тяжестей, состоящий из тягового приспособления, системы блоков и троса. Увеличение усилий в полиспасте происходит за счет уменьшения скорости движения передвигаемого предмета по сравнению со скоростью выбирания троса тяговым приспособлением (лебедкой или буксирным крюком движущегося трактора). Выигрыш в силе полиспаста обратно пропорционален изменению скорости. Для вытаскивания танков применяются простые полиспасты (рис. 5) и прогрессивные (рис. 6).
Получаемые при помощи простого полиспаста результативные увеличенные усилия, приложенные к крюкам вытаскиваемого танка, определяются следующей формулой: S=PnK, где:
S — результативные увеличенные усилия, приложенные к крюкам вытаскиваемого танка;
Р — начальное тяговое усилие, развиваемое лебедкой или трактором;
n — число ветвей троса полиспаста;
К — максимальный коэффициент потерь усилий за счет сопротивления в блоках и на изгибе (при 3—12 блоках в полиспасте), равный 0,8.
Пример 1. Требуется вытащить танк.
Необходимое тяговое усилие для извлечения танка (установленное при данном виде застревания) — 35 т. На месте есть тяговое приспособление (лебедка или трактор ЧТЗ-60 или 65) с тяговым усилием Р = 5 т. Определим необходимое количество ветвей в полиспасте, пользуясь формулой S = РnК. Для этого подставим в нее вместо буквенных обозначений цифровые величины, а именно: S = 35 т; Р = 5 т; К = 0,8, и в результате получим следующее выражение: 35 = 5 • n • 0,8, откуда n~9, т. е. количество ветвей в полиспасте будет равно девяти. Количество однороликовых блоков, необходимое для полиспаста (m), определяется по числу ветвей троса (n), уменьшенному на единицу, т. е. т = n — 1; в данном случае т = 9 — 1=8.
При применении двухроликовых блоков количество их уменьшается вдвое, т. е. в данном случае потребуется только четыре блока, что и показано на рис. 5. При применении трехроликовых блоков количество их соответственно уменьшается втрое. Если необходимо создать большие тяговые усилия, число ветвей троса и блоков в полиспасте следует соответственно увеличивать. Прогрессивный полиспаст (рис. 6) состоит из двух или нескольких простых полиспастов Прогрессивный полиспаст используют для создания тяговых усилий свыше 50 т для уменьшения количества блоков и троса в полиспасте и если на месте есть лишь маломощные тяговые приспособления (ручные лебедки до 5 т или тракторы ЧТЗ-60 или 65). Получаемые при помощи прогрессивного полиспаста результативные увеличенные тяговые усилия, приложенные к крюкам вытаскиваемого танка, определяются по формуле S=2mPnK, где:
S — результативные увеличенные усилия, приложенные к крюкам вытаскиваемого танка;
m — число прогрессивных блоков. Под прогрессивным блоком понимается дополнительно вводимый в систему простой полиспаст, состоящий из одного блока;
Р — начальное тяговое усилие, развиваемое лебедкой или трактором;
n — число ветвей троса полиспаста;
К — максимальный коэффициент потерь, равный 0,8.
Пример 2. Необходимо вытащить тяжело застрявший танк.
Необходимое для извлечения тяжело застрявшего танка тяговое усилие (установленное при данном) виде застревания) равно 140 т. На месте имеется тяговое приспособление (лебедка, трактор ЧТЗ-60 или 65) с тяговым усилием P = 5 т. Задаемся количеством ветвей троса в основном простом полиспасте, равным 9 штукам. Подставляя численные выражения в формулу: S = 2mPnK, а именно P = 5; n = 9; К = 0,8, получаем: 140 = 2m • 5 • 9 • 0,8, откуда определяем величину т~2, т. е. находим число прогрессивных блоков, равное двум.
Тяговые приспособления
В качестве тяговых приспособлений при вытаскивании танков служат ручные лебедки грузоподъемностью 3—10 т, лебедки тракторов и тягачей, а также буксирные серьги и крюки тракторов, тягачей и танков, которыми может тянуться ходовой конец полиспаста. К тяговому приспособлению при вытаскивании танка подается ходовой конец троса полиспаста.
Таблица 1
Блоки
В полиспасте применяются любые блоки грузоподъемностью от 5 т и выше, как однороликовые, так и многороликовые (рис. 7).
Блоки полиспаста, в зависимости от места прикрепления, подразделяются на подвижные и неподвижные, или анкерные. Подвижными блоками являются блоки, прикрепляемые к вытаскиваемому танку и передвигающиеся вместе с ним. Неподвижными, или анкерными, блоками являются блоки, прикрепляемые к анкерам (мертвякам). Привязка блока к крюку танка показана на рис. 8.
Точно так же привязывают блоки к анкерам (мертвякам). Привязка крюка блока к концу или середине троса полиспаста показана на рис. 9.
Если блок имеет кольцо, то его следует привязывать так, как показано на рис. 10.
В случае привязки блоков или наращивания одного конца другим концы троса связывают так, как показано на рис. 11.
Перед затягиванием узла в петлю троса вставляется конец короткого бревна (диаметром 12—16 мм), для того чтобы трос не перетирался в узле и легче было развязать узел.
Трос
Для полиспаста применяется обыкновенный стальной трос диаметром 16-30 мм, в зависимости от приходящихся на него усилий. Взамен вязки концов троса целесообразно применять специальные зажимы (рис. 12), так называемые неволики, что значительно упрощает и ускоряет процесс работы по устройству полиспаста.
Размеры зажимов (неволиков) для различных диаметров троса (см. рис. 12)
Положение концов троса в зажиме (неволике) показано на рис. 12. С помощью таких же зажимов (неволиков) соединяются отдельные концы тросов в полиспасте при вытаскивании танков, застрявших на расстоянии до 80 м от берега или твердого грунта. Для обеспечения прохождения наращенного троса через ролик блока зажимы (когда они при движении троса подходят к ролику) разбалчиваются, и их переставляют на другую сторону ролика по очереди, в порядке движения их по ходу троса.
Анкеры (мертвяки)
Анкерные устройства для крепления неподвижных блоков и лебедок обычно представляют собой закопанные в землю деревянные столбы (рис. 13).
Анкерный столб представляет собой бревно диаметром не менее 30 см или несколько бревен меньшего диаметра. Глубина (h) закапывания анкерного столба зимой 2,0 м, летом 2,5 м. Ширина анкерного колодца 1-1,2 м. Высота анкерного столба над уровнем грунта 0,6-0,8 м. Колодец после установки анкерного столба летом засыпают грунтом с камнями с проливкой и трамбованием слоями, а зимой грунтом с проливкой и промораживанием слоями. Изображенный на рис. 13 анкерный столб, установленный в зимних условиях с промораживанием грунта, выдерживает нагрузку (тяговое усилие) до 50 т, в летнее время — 10 т. В летнее время для увеличения опорного сопротивления рекомендуется соединять анкеры в сплошную анкерную стенку, ставя столбы через 1,5-2 м и укладывая деревянные прокладки из трех рядов бревен. В отдельных случаях вместо анкеров могут быть использованы находящиеся вблизи деревья, сваи, валуны, а также и тяжелые танки.
Порядок выбора требуемой схемы полиспаста (определение необходимого числа ветвей троса и блоков) в зависимости от типа танка и условий его застревания
1. Для того чтобы выбрать требуемую схему полиспаста, надо установить категорию застревания танка, которая определяется по нижеследующим признакам (табл. 2).
Таблица 2.
Характер застревания танка
2. В зависимости от типа танка и установленной категории застревания определяется требуемое тяговое усилие для вытаскивания танка (табл. 3).
Таблица 3.
Примерные тяговые усилия (в тоннах), требуемые для вытаскивания танков (взяты из практики эвакуации танков с поля боя на Западном фронте).
Вышеприведенные в табл. 3 примерные тяговые усилия, требуемые для вытаскивания танков, предусматривают, что при вытаскивании машин полиспастами предварительно проведены следующие подготовительные работы:
а) сколоты лед и мерзлый грунт вокруг танка;
б) путь перемещения танка очищен от валунов, пней, свай и т. д.;
в) уклоны на пути перемещения танка уменьшены путем устройства более пологих выходов;
г) танк вывешен домкратами (при большом крене или опрокидывании на башню).
Приведенные тяговые усилия в основном рассчитаны на случаи тяжелого застревания танков, без учета возможной работы мотора и исправности ходовой части. При проведении соответствующих подготовительных саперных работ и использовании собственной мощности мотора тяговые усилия, необходимые для вытаскивания танка, могут быть соответственно уменьшены.
3. Для получения указанных в табл. 3 тяговых усилий, необходимых для вытаскивания застрявших танков, рекомендуются нижеследующие типовые схемы полиспастов (рис. 14—19). В каждом отдельном случае по требующемуся для вытаскивания танка тяговому усилию (определяемому по табл. 3) подбирается одна из шести приведенных на рис. 14—19 схем полиспаста.
Пример 3. Средний танк зимой провалился в большой водоем; его ходовая часть и моторная группа покрылись льдом, гусеницы не вращаются. Для вытаскивания этого танка 5-тонной лебедкой необходимо установить требуемую схему полиспаста (определить число блоков, количество ветвей тросов и анкеров). По табл. 2 определяем характер застревания танка, относимый в данном случае к IV категории. В зависимости же от категории застревания и типа танка определяем по табл. 3 необходимое тяговое усилие, равное в данном случае 140 т. По величине тягового усилия из рекомендуемых схем полиспаста при 5-тонной ручной лебедке выбираем схему № 5 (рис. 18), т. е. выбираем прогрессивный полиспаст, состоящий из простого полиспаста и двух прогрессивных блоков.
При использовании для начального тягового усилия 10-тонной ручной лебедки или лебедки трактора С-2 схему полиспаста можно взять на номер ниже. т. е. схему № 4 (рис. 17). Ниже приводится таблица замены основных схем) полиспастов при 5-тонной лебедке на другие схемы при приложении на рабочем конце троса взамен 5-тонной лебедки различных тяговых усилий (табл. 4).
Таблица № 4.
Практические указания личному составу эвакуационных групп и отрядов по устройству полиспаста
При устройстве полиспастов руководствоваться следующим:
- при применении прогрессивного полиспаста прогрессивные блоки в начальный момент должны располагаться как можно ближе к подвижным блокам;
- при подходе первого прогрессивного блока к тяговому приспособлению необходимо перепасовать полиспаст (ослабить трос, переместить и перевязать прогрессивные блоки);
- блоки к крюкам танка и к анкерным устройствам крепить отдельными короткими концами троса или цепями, как указано на рис. 8, 9, 10 и 11;
- лебедку крепить к анкерам при помощи концов троса, причем трос завязывать таким же способом, как и в случае крепления блоков к анкерам;
- при устройстве полиспастов (при наличии 3-тонной лебедки) необходимо для получения требующихся тяговых усилий, указанных в схеме, применять в качестве тяговых устройств по две 3-тонных лебедки или выбирать следующую по порядку схему полиспаста;
- при натяжении троса в полиспасте запрещать обслуживающему персоналу стоять между блоками (в направлении натяжения троса), дабы избежать несчастных случаев;
- не становиться ногами и не бросать тяжелые предметы на натянутый в полиспасте трос, во избежание повреждения и обрыва троса;
- блоки различной тяговой способности должны распределяться в полиспасте в соответствии с приходящимися на них усилиями.
< Назад | Вперед > |
---|
1.
2.
Тема № 13. «Организация эвакуации танков»
ЗАНЯТИЕ № 1.
« Классификация застреваний танка ».
3.
Учебные цели занятия:
Ознакомить студентов с порядком организации и
проведения эвакуационных работ, классификацией
застреваний танка
4. Введение.
Неотъемлемой и составной частью танкотехнического
обеспечения является вопрос восстановления вооружения и
техники, основу которого наряду с технической разведкой,
ремонтом В иТ, составляет вопрос эвакуации БТВТ.
Опыт войны показал, что от своевременной эвакуации
поврежденных машин из-под огня противника в укрытия в
значительной степени зависело количество отремонтированной
и вновь введенной в строй бронетанковой техники.
Вся поврежденная, застрявшая и затонувшая БТВТ, за
исключением, не подлежащей восстановлению, подлежит
своевременному возвращению в строй. Для эвакуации
повреждённой и вышедшей из строя ВиТ, вытаскивания
застрявшей и затонувшей БТВТ, буксирования или
транспортирования её к местам ремонта или погрузки
требуется выполнение определённого комплекса работ с
использованием технических средств.
5. Первый учебный вопрос. «Определение понятия Эвакуация танков».
6.
Эвакуация бронетанковой техники является одной из составных
частей технического обеспечения танковых войск Российской Армии.
Под эвакуацией бронетанковой техники понимаются
работы по организации и проведению вытаскивания застрявшей
(затонувшей) бронетанковой техники, буксирования или
транспортирования повреждённой (технически неисправной)
бронетанковой техники в укрытия, к местам ремонта или погрузки.
7. Мероприятия по эвакуации
Эвакуация бронетанковой техники
включает:
• Определение местонахождения и состояния
бронетанковой техники, подлежащей эвакуации;
• Подготовительные работы;
• Вытаскивание застрявшей или затонувшей
бронетанковой техники;
• Буксирование или транспортирование повреждённой
(технически неисправной) бронетанковой техники в
укрытия, к местам ремонта или погрузки;
• Погрузку бронетанковой техники для отправки в
ремонт.
8.
При определении местонахождения и состояния бронетанковой техники,
подлежащей эвакуации, устанавливается:
вид застревания;
характер повреждения;
объём подготовительных работ,
необходимые технические средства эвакуации;
пути подхода и эвакуации.
9. Мероприятия по эвакуации
Подготовительные работы проводятся для
обеспечения возможности эвакуации повреждённой,
застрявшей, затонувшей и неисправной
бронетанковой техники. В объём подготовительных
работ входят работы:
• разминирование путей подхода и эвакуации;
• дезактивация;
• землеройные;
• сапёрно-строительные;
• ремонтные;
• другие, без проведения которых невозможна
эвакуация бронетанковой техники имеющимися в
наличии техническими средствами.
10. Мероприятия по эвакуации
Вытаскивание — приведение застрявшей (затонувшей)
бронетанковой техники в положение, допускающее
движение её своим ходом (если машина исправна),
ремонт на месте, буксирование или транспортирование.
11. Мероприятия по эвакуации
• Буксирование — перемещение повреждённой
бронетанковой техники на собственной ходовой
части тягачом (БРЭМ, МТП) или другим буксирным
средством.
12. Мероприятия по эвакуации
• Транспортирование — перевозка бронетанковой техники
на прицепах и других транспортных средствах
автомобильными тягачами, а также железнодорожными,
водным и авиационным транспортом.
13. Мероприятия по эвакуации
Погрузка на железнодорожный, водный и авиационный
транспорт — установка бронетанковой техники с
помощью буксирных, тяговых или подъёмных средств на
железнодорожные платформы или перевозочные
средства водного и авиационного транспорта, а также
крепление бронетанковой техники для обеспечения
транспортирования.
14. Принципы эвакуации
Выполнение мероприятий по эвакуации вышедших из строя машин
в ходе боевых действий осуществляется исходя из следующих
основных принципов:
• эвакуация поврежденных машин производится
непосредственно в ходе боя;
• прежде всего эвакуируются машины из-под огня противника в
ближайшие укрытия, к местам ремонта батальонными
средствами, на пути эвакуации и на СППМ полка;
• во всех случаях сначала эвакуируются легко застрявшие,
затонувшие и наиболее важные для выполнения боевых задач
машины, а также с наименьшим объемом ремонтных и
эвакуационных работ (принцип «двойного» приоритета);
• эвакуация осуществляется, как правило, «на себя», то есть в
интересах того ремонтно-восстановительного органа, который
будет восстанавливать данную машину;
• в условиях радиационного, химического и бактериологического
заражения местности работы по эвакуации производятся после
контроля степени зараженности ремонтно-эвакуационного
фонда и проведения частичной специальной обработки
15. Второй учебный вопрос. Классификация застреваний БТТ
16.
Причины, обуславливающие применение эвакуации техники:
Боевые повреждения
Застревание на местности
Затопление при преодолении водных
преград.
17. Классификация застреваний БТТ
В зависимости от тяговых усилий,
необходимых для вытаскивания, объема и сложности
подготовительных работ застревания бронетанковой
техники делятся на:
-легкие
-средние
-тяжелые
-сверхтяжелые
18. Классификация застреваний бронетанковой техники.
Вид застревания, потребное
тяговое усилие
Внешние признаки застревания
Возможные способы и
средства вытаскивания
Легкое застревание. Для
вытаскивания требуется
тяговое усилие, не
превышающее половины
массы застрявшей машины.
Требуются, как правило,
незначительные
подготовительные работы,
выполняемые силами экипажа
машины
Застревание машины в болоте на
глубину, несколько превышающую
дорожный просвет; застревание в
небольшом овраге, воронке, канаве
и в глубоком снегу; посадка
днищем на грунт (при движении
по глубокой колее), а также на пни,
камни, надолбы; недостаточное
сцепление гусениц при
преодолении обледенелого
подъема.
Самовытаскивание (если
машина исправно) или
вытаскивание с помощью
одного-двух тягачей или
лебедки тягача с
использованием
полиспастов.
Среднее застревание. Для
вытаскивания требуется
тяговое усилие, не
превышающее полуторной
массы застрявшей машины.
Необходимые
подготовительные работы
выполняются силами
экипажей машины и тягача.
Застревание машины в болоте до
погона башни; застревание в
овраге, котловане и
противотанковом рву, имеющих
крутые выходы; затопление
машины в неглубоком водоеме
(когда не требуется участие
водолазов); опрокидывание
машины в неглубоком овраге и во
рву
Вытаскивание лебедкой
тягача с использованием
полиспастов.
19. Классификация застреваний бронетанковой техники.
Вид застревания,
потребное тяговое
усилие
Внешние признаки
застревания
Возможные
способы и средства
вытаскивания
Тяжелое застревание.
Застревание машины в
болоте по крышу башни; в
глубоком овраге с очень
крутыми стенками;
затопление или
опрокидывание машины в
глубоком водоеме с твердым
дном; опрокидывание
машины в глубоком овраге.
Вытаскивание лебедкой
тягача с использованием
полиспастов.
Опрокидывание, полное
погружение или вмерзание
машины в болоте;
опрокидывание, полное
погружение или вмерзание
машины в водоеме с илистым
дном и на значительном
удалении от берега;
застревание или
опрокидывание машины в
Вытаскивание лебедкой
тягача с использованием
полиспастов. Требуется
применение
специальных
инженерных средств.
Для вытаскивания требуется
тяговое усилие, не
превышающее тройной
массы застрявшей машины.
Требуются большие
подготовительные работы с
привлечением
дополнительного личного
состава или специалистов
(водолазов, саперов и др.).
Сверхтяжелое
застревание. Необходимое
тяговое усилие может
превышать тройную массу
застрявшей машины.
Требуются сложные и
трудоемкие
подготовительные работы с
привлечением инженерных
подразделений и техники.
20.
Третий учебный вопрос.
Способы вытаскивания,
буксирования и
транспортировки БТВТ
21.
В зависимости от вида застревания, технического
состояния застрявшей машины и имеющихся
эвакуационных средств применяют следующие
способы вытаскивания:
-самовытаскивание
-вытаскивание тягачами
-вытаскивание лебедкой тягача
-вытаскивание с использованием
лебедки тягача и полиспастов
22. Способы вытаскивания танков
Самовытаскивание
Вытаскивание тягачами
Вытаскивание
лебедкой тягача
Вытаскивание с использованием
лебедки тягача и полиспастов
23. Способы самовытаскивания танков
24.
Способы самовытаскивания танков
С помощью бревна присоединенного гусеницам застрявшей машины
25.
Способы самовытаскивания танков
Для самовытаскивания танка с помощью троса, прикрепленного к
гусеницам и к неподвижной опоре, выбирается или создается
неподвижная опора на расстоянии от застрявшей машины не менее
удвоенной длины машины.
Неподвижной опорой может быть дерево, пень, валун, закопанное в
землю бревно, танк (тягач, БРЭМ, МТП).
26.
Способы самовытаскивания танков
Для самовытаскивания танка, застрявшего на пне, камне,
надолбе (посадка танка на днище), применяется буксирный трос.
Препятствие используется как точка опоры.
Буксирный трос присоединить с помощью серег к каждой из
гусениц с той стороны, в которую танку легче сойти с
препятствия.
27.
Способы самовытаскивания танков
Самовытаскивание застрявшего танка с использованием ведущих
колес в качестве лебедок применяется при наличии неподвижной
опоры и тросов необходимой длины.
28.
Способы вытаскивания танков
Вытаскивание танка тягачом проводится при легких видах
застревания (сила тяги Ркр на крюке тягача больше, чем
сопротивление R застревания). Сцепка застрявшего танка с тягачом
производится буксирными тросами.
29.
Способы вытаскивания танков
Застрявший танк вытаскивается с помощью лебедки тягача при легких
застреваниях (тяговое усилие на крюке тягача Ркр недостаточно для
вытаскивания танка, а также при средних застреваниях, но с применением
полиспастов).
30.
Способы вытаскивания танков
31. Способы сцепки при буксировке танков
Перекрестная
Сцепка одним тросом по диагонали
Треугольником
32.
Способы сцепки при буксировке танков
С помощью жестких штанг ( жесткая сцепка)
33. Правила буксировки БТВТ
При буксировке объектов БТТ следует руководствоваться
следующими правилами:
буксировать машины на дальние
расстояния группами в целях
использования тяговых усилий
нескольких тягачей, БРЭМ, МТП
при преодолении труднопроходимых
участков, подъёмов и спусков;
трогаться с места на низшей передаче
плавно, предварительно натянув тросы,
при трогании пользоваться механизмами поворота;
переключать передачи быстро, не делая рывков после переключения;
скорость буксирования должна выдерживаться
равномерной и не превышать днём 10 -12 км/ч, ночью и в условиях
ограниченной видимости 6-8 км/ч;
поворачивать на малой скорости на возможно большем радиусе, а
крутые повороты делать в несколько приёмов;
останавливаться на горизонтальном участке, предварительно плавно
замедлив движение, не допуская наезда буксируемой машины на
тягач.
34. Правила буксировки БТВТ
При буксируемом подъёме следует:
• преодолевать подъём под прямым углом на низшей передаче;
• не поворачивать и не переключать передачи на подъёме;
• не начинать движение на подъём, пока его не преодолеет
идущий впереди сцеп;
• двигаться на подъёме равномерно, не допуская рывков;
• подъёмы значительной крутизны преодолевать с помощью
лебёдки тягача, а для преодоления коротких крутых подъёмов
использовать тросы, длина которых должна быть не менее
длины подъёма.
35. Правила буксировки БТВТ
При буксировании на спуске руководствоваться следующими
правилами:
• при буксировании неуправляемой машины на тросах перед
преодолением спуска заклинить гусеницы, привязав к ним
бревно, или с помощью буксирных тросов;
• не производить резких поворотов на спуске;
• буксировать управляемую машину одним тягачом или одной
БРЭМ (МТП) на пологих участках только в тех случаях, когда
обеспечивается достаточное сцепление гусениц с грунтом;
• при недостаточном сцеплении и на крутых спусках
использовать лебёдку тягача, а при наличии двух тягачей
(БРЭМ, МТП) торможение буксируемой машины осуществлять
движущимся сзади тягачом или БРЭМ (МТП), сцепленным
длинным тросом.
36. Правила буксировки БТВТ
При буксировании машин по мостам руководствоваться
следующими правилами:
перед въездом на мост нужно проверить его грузоподъёмность, при недостаточной
грузоподъёмности моста его необходимо усилить или найти пути объезда;
• если грузоподъёмность моста меньше общей массы машины и тягача, то нужно
применить длинный трос и лебёдку, чтобы на мосту буксируемая машина и
тягач не находились одновременно;
• тягач, БРЭМ, МТП на мосту должны двигаться на низшей передаче без рывков;
• переключение передач, повороты и остановки на мосту запрещаются.
При буксировании машин вброд через водные преграды нужно:
перед преодолением брода проверить на тягаче и машине наличие и плотность
прилегания (герметичность) всех пробок и крышек люков днища и крышки люка
механика-водителя;
• преодолевать брод только после его разведки и подготовки;
• входить в воду плавно;
• преодолевать брод на низшей передаче (включив передачу до входа в воду);
• не допускать переключения передач, поворотов, рывков и остановок в воде;
• не допускать к переправе следующий сцеп пока впереди идущий сцеп не
преодолеет брода;
• при значительной глубине брода, наличии крутых выездов и илистого дна
применять сцепку тросом длиной больше ширины водной преграды или
использовать лебёдку тягача.
37. Транспортирование БТВТ
Бронетанковая техника транспортируется в тех случаях, когда
буксирование невозможно из-за сильного повреждения ходовой
части или нецелесообразно вследствие большого плеча
эвакуации.
• В целях экономии моторесурсов на большие расстояния может
транспортироваться и исправная бронетанковая техника.
• Бронетанковая техника может транспортироваться
железнодорожным, автомобильным, водным и авиационным
транспортом.
• В полевых условиях на небольшие расстояния бронетанковая
техника может транспортироваться с помощью тягачей (БРЭМ,
МТП) на полозьях и лыжах.
38. Транспортирование БТВТ автотягачами на прицепах и полуприцепах
39. Транспортирование БТВТ автотягачами на прицепах и полуприцепах
• Погрузкой на прицеп руководит опытный офицер, находясь в
кузове тягача.
• Подводить машину к платформе необходимо так, чтобы она
заняла симметричное положение по отношению к аппарелям
прицепа. Перед платформой остановить машину, проверить её
направление, а затем включить первую передачу и въехать на
платформу, двигаясь по ней на малой скорости, избегая рывков
и поворотов.
• Погрузка неисправной машины на прицеп производится с
помощью лебёдки автомобильного тягача. Машина
втаскивается на прицеп по откидным башмакам.
• Перед погрузкой прицеп должен быть надёжно заторможен,
машину следует втаскивать на прицеп так, чтобы она была
установлена точно на середине прицепа. При погрузке
неуправляемых машин целесообразно, маневрируя тягачом,
поставить прицеп вплотную к машине так, чтобы продольные
оси прицепа и машины совпадали.
40. Погрузка и транспортирование танка на большегрузном прицепе
41. Погрузка БТВТ на ж/д платформы
Погрузка бронетанковой техники на железнодорожные платформы и их
разгрузка должна производиться при строгом соблюдении правил,
изложенных в Наставлении по перевозкам войск железнодорожным и
водным транспортом: М, Воениздат, 1961.
Неисправная бронетанковая техника грузится на железнодорожные
платформы с помощью кранов (подъёмом) или тяговых средств
(втаскиванием или вталкиванием). В этом случае погрузка
осуществляется с постоянных или временных воинских платформ с
помощью тягачей (БРЭМ, МТП) или лебёдок.
Погрузку бронетанковой техники (особенно неуправляемой) более
удобно производить с торцовой аппарели, так как погрузка с боковой
аппарели значительно сложнее.
Погрузка может производиться на одну железнодорожную платформу
и на группу платформ.
Погрузка с помощью тягачей заключается во втягивании (вталкивании)
машины на железнодорожную платформу, её выравнивании и
креплении на платформе
42. Погрузка БТВТ на жд платформу
43. Четвертый учебный вопрос. Меры безопасности при эвакуации танков
44.
Меры безопасности при эвакуации танков
при буксировании бронетанковой техники:
при сцепке тягача буксирными тросами с буксируемой машиной и особенно
при присоединении жесткой сцепки должна быть установлена надёжная
связь между сцепщиком и механиком-водителем тягача;
перед троганием с места механик-водитель тягача должен дать сигнал и
начать движение, предварительно убедившись, что перед буксируемой
машиной никого нет, механик-водитель буксируемой машины должен
находиться на месте с закрытым люком;
перед буксированием машины на жёсткой сцепке проверять крепление
штанг и надёжность стопорения пальцев;
при буксировании бронетанковой техники не допускать резких толчков и
внезапных остановок;
между экипажами тягача и буксируемой управляемой машиной должна быть
установлена надёжная связь (зрительная или по радио);
в движении периодически проверять состояние и крепление буксирных
тросов или жёсткой сцепки;
45. Меры безопасности при эвакуации танков
при производстве подготовительных работах:
При подготовительных работах необходимо соблюдать следующие меры
безопасности:
• не работать на бронетанковой технике, подвергшейся воздействию
атомного и термоядерного оружия, до определения уровня радиации
техники и окружающей местности;
• работать на местности, заражённой радиоактивными веществами (при
допустимых дозах), только с применением защитных средств;
• для проведения подготовительных работ на заражённой местности
должно быть минимальное количество личного состава;
• не работать вблизи гусениц машин, имеющих, как правило,
повышенную радиоактивность;
• не работать на бронетанковой технике, оставленной противником при
отходе, до осмотра и разминирования её сапёрами;
• все неразведанные и неразминированные машины и подходы к ним
обязательно ограждать и обозначать знаками — указателями с
надписью МИНЫ;
• подходить к машинам, подорвавшимся на минах, необходимо по её
следам;
• закрытые крышки люков машин открывать с помощью верёвки или
троса длиной не менее 30 — 50 м.
46. Меры безопасности при эвакуации танков
при вытаскивании бронетанковой техники:
При вытаскивании бронетанковой техники необходимо соблюдать
следующие меры безопасности:
• перед началом вытаскивания застрявшей и затонувшей техники
необходимо тщательно проверить состояние и крепление всех
применяемых тяговых и такелажных средств, анкерных устройств и
соединительных деталей;
• все работы по вытаскиванию проводить под руководством одного
лица;
• посторонние лица к месту работы не допускаются;
• нагрузка на лебёдки, тросы, блоки и полиспасты не должна превышать
предельно допустимой;
• правильность монтажа полиспаста, крепление блоков, тросов и
соединительных деталей, а также надёжность крепления анкеров
проверять, постепенно увеличивая нагрузку на ходовой конец троса
полиспаста;
• вытаскивать машины следует равномерно и плавно, не допуская
резких рывков и внезапных остановок,
• для самовытаскивания тягача с помощью лебёдки на крутых подъёмах
и спусках допускается только опытные механики-водители;
• при вытаскивании запрещается находиться вблизи вытаскиваемой
машины, блоков, натянутых тросов; не допускать зарывания в грунт
подвижных блоков, натянутых тросов, а также задевания их за
местные предметы.
47. Тема № 13. «Организация эвакуации танков» ЗАНЯТИЕ № 1. « Классификация застреваний танка ».
Задание на самостоятельную подготовку:
Бронетанковое вооружение и техника.
Танкотехническое обеспечение. Воениздат 1989 г.стр.59-65
«Руководство по эвакуации БТВТ».Изд. МО- 1981 г.стр.4-8,93104.
«Организация эвакуации бронетанковой техники». Учебное
пособие. ОмГТУ-1998 г.
Тема и место проведения следующего занятия.
Занятие №2. «Технические средства эвакуации».