РУКОВОДСТВО
ПО ФРАНЧАЙЗИНГУ
Москва
«Сибли Интернэшнл, Инк.»
1995
ББК 65.9(4Вл)29
М50
Мартин Мендельсон
РУКОВОДСТВО ПО ФРАНЧАЙЗИНГУ
Martin Mendelsohn
The Guide to Franchising
Переводчики: Л.Т.Исаенкова, И.Г.Минервин
Ответственные редакторы:
к.э.н. И.И.Разумнова, к.э.н. И.Г.Минервин
Cassell
Wellington House 387 Park Avenue South
125 Strand New York, NY 10016-8810
London WC2R OBB USA
© Martin Mendelsohn 1970, 1979, 1982, 1985, 1992, 1995
Все права сохранены. Ни одна часть этой публикации не может быть перепечатана или передана в любой форме или любыми способами, включая электронное или механическое фотокопирование, запись, и не может храниться в информационной компьютерной системе без предварительного письменного разрешения издателей.
Данное издание публикуется в 1995 г. на русском языке фирмой «Сибли Интернэшнл, Инк.» на средства, выделенные Агентством США по международному развитию через фонд ЕВРАЗИЯ.
British Library Cataloguing-in-Publication Data
A catalogue record for this book is available from the British Library.
ISBN 0-304-32814-6
ISBN 5-85300-075-6
Содержание
Предисловие 4
Введение 5
ГЛАВА 1. Что означает «франшиза» и «франчайзинг» 6
ГЛАВА 2. История и развитие франчайзинга 17
Истоки 17
Виды франчайзинга 17
Развитие системы льготного предпринимательства 17
ГЛАВА 3. В чем преимущества льготного предпринимательства? 21
ГЛАВА 4. Зачем приобретать право льготного предпринимательства? 24
ГЛАВА 5. Какие виды бизнеса могут стать объектом франчайзинга? 27
ГЛАВА 6. Как стать франчайзером 35
Концепция предприятия 35
Пробное функционирование 36
Разработка «пакета» льготного предпринимательства 37
Разработка пособия для операторов 39
Маркетинг «пакета» льготного предпринимательства 40
Выбор операторов 42
Организация системы франчайзинга 44
ГЛАВА 7. Финансовые аспекты франчайзинга 50
Первоначальные выплаты 51
Формы продажи комплекса услуг 53
Аренда помещения 54
Условия финансовых расчетов 55
Текущие платежи 55
Средства на рекламу 57
Роль финансовых учреждений 58
ГЛАВА 8. Услуги франчайзера предприятиям-операторам 61
Первоначальные услуги 61
Регулярно предоставляемые услуги 63
ГЛАВА 9. Как стать оператором 66
Самоанализ 66
Вид деятельности и тип предприятия 68
Оценка франчайзера 70
Оценка делового предложения 73
Что произойдет, если франчайзер потерпит неудачу? 75
Завершающие шаги 77
ГЛАВА 10. Отношения между франчайзером и оператором 78
Фундамент 78
Ответственность сторон 79
Постоянные отношения 81
ГЛАВА 11.Каналы общения: консультационные ассоциации в системе франчайзинга 83
Личные контакты 83
Общение в письменной форме 83
Собрания операторов 84
Ассоциации операторов 84
ГЛАВА 12. Соглашение о льготном предпринимательстве: правовые аспекты 88
Структура договора о льготном предпринимательстве 92
Глава 13. Территориальное развитие 98
Контрактные документы 99
Структура договора о территориальном развитии системы франчайзинга 100
Дальнейшие соображения 102
Глава 14. Международный франчайзинг 105
Решение о целесообразности создания международного франчайзинга 109
Методы международного расширения 110
Основной договор франчайзинга 113
Предисловие
Прошло почти двадцать два года со времени выхода в свет первого издания этой книги. Ее новое издание представляет собой долгожданное и ценное добавление ко всей литературе по системе франчайзинга, имеющейся на сегодняшний день в Великобритании. Ее автор Мартин Мендельсон хорошо известен как специалист по проблемам франчайзинга не только в Великобритании, но и в других странах.
Ценность книги должна быть по праву оценена, поскольку многие принципы, рассмотренные в ней, в равной мере важны и полезны всем, кто занимается франчайзингом как в этой стране, так и где бы то ни было. Комплексная предпринимательская форма франчайзинга как метод маркетинга завоевывает растущее признание во всех странах, практикующих свободную рыночную экономику. Я в то же время вполне сознаю тот факт, что новые страны нарождающейся свободной экономики в Восточной Европе также демонстрируют глубокий и здоровый интерес к франчайзингу как эффективному и регулируемому средству, которое они могут использовать для развития своих национальных сетей маркетинга и сбыта.
По мере того, как с точки зрения экономики и маркетинга национальные границы становятся все более эластичными, повышается значение международного франчайзинга. Именно по этой причине в данное издание включены материалы, освещающие этот круг вопросов.
«Руководство по франчайзингу» может служить полным и авторитетным источником по данной проблематике для всех, кто интересуется франчайзингом как формой предпринимательства. Автор книги имеет богатый практический опыт и теоретические знания, которыми может воспользоваться читатель.
Я настоятельно рекомендую данное издание деловым людям, профессиональным консультантам, а также студентам, изучающим франчайзинг. Можно поздравить Мартина Мендельсона с тем, что ему удалось сохранить актуальность своего ценного труда для решения задач сегодняшнего дня.
Дерек Эзра,
Президент Британской ассоциации франчайзинга
9 июнь 2020
2 541
Разработка состава и наполнения пакета франшизы
Состав франшизы: наполнение пакета, ключевые документы и блоки
Состав пакета франшизы определяется еще на этапе разработки и согласования концепции франчайзингового предложения. Несмотря на то, что каждый бизнес индивидуален, как и упаковка каждой франшизы, можно выделить несколько блоков, которые должны входить в состав пакета:
- франчайзи-бук;
- документы по юридической защите франшизы;
- презентационные материалы;
- маркетинговая упаковка франшизы;
- руководство по управлению франчайзинговой сетью.
Рассмотрим каждый из блоков подробнее.
Франчайзи-бук
В его состав входит бизнес-бук, включающий полный перечень документации по организации и ведению текущей работы бизнеса, и гайдлайн – руководство по использованию фирменного стиля. Эти два блока работ ведутся параллельно друг с другом.
Для разработки фирменного стиля дизайнеру передается заполненный клиентом бриф. Бриф на фирменный стиль – это основной документ, которым руководствуется дизайнер в процессе создания айдентики, поэтому очень важно, чтобы он был заполнен максимально подробно.
Подготовка материалов бизнес-бука ведется в соответствии с ранее разработанной концепцией, где уже определен перечень необходимых для разработки документов. Это различные инструкции и пр. документы, которые должны помочь франчайзи при открытии бизнеса и его ведении в дальнейшем.
Документы по юридической защите франшизы
В данный блок входит разработка договора франчайзинга и пакета документов для регистрации товарного знака.
Для подготовки договора франчайзинга проект-менеджер направляет клиенту бриф. Юрист внимательно изучает его, и при необходимости запрашивает дополнительную информацию.
Разработанный проект договора направляется на ознакомление клиенту. При наличии замечаний или пожеланий юрист вносит необходимые корректировки.
По завершению работ над созданием или доработкой логотипа, подготавливается пакет документов для регистрации товарного знака. Юрист заполняет все необходимые документы, направляет их клиенту для подписания, а затем весь пакет документов передает в Роспатент.
Презентационные материалы
Эти материалы разрабатываются с целью донесения до потенциальных франчайзи информации о продукте. Так, разрабатываются два основных документа презентационного характера:
- презентация с коммерческим предложением;
- финансовая модель.
Маркетолог подготавливает техническое задание для презентации в соответствии с концепцией франшизы. Оно направляется на согласование клиенту, и только после этого передается в работу дизайнеру.
Дизайн презентации разрабатывается на базе логотипа и фирменного стиля компании, и обязательно согласовывается с клиентом.
По итогу работы клиент получает презентацию в формате pdf и архив с исходными файлами, что позволяет клиенту в дальнейшем вносить корректировки в коммерческое предложение.
Для разработки финансовой модели экономист формирует запрос данных на основе анализа ниши и специфики бизнеса клиента. После получения создается финансовая модель в формате Excel, там отражаются все реальные показатели бизнеса франчайзера на один или два года вперед.
Финансовая модель является динамической – это означит, что, подставив свои значения в соответствующую ячейку, все остальные показатели подтянутся и расчет произведется автоматически.
Маркетинговая упаковка франшизы
Этот блок включает создание продающего сайта, настройку рекламных кампаний и размещение на ресурсах компании Бюрократ.
Создание лендинга происходит на основе согласованного с клиентом технического задания, которое подготавливает маркетолог. Дизайн лендинга выполняется в фирменном стиле компании и согласовывается с вами. Далее разработчик размещает его на домене и адаптирует под популярные разрешения.
Настройка рекламных кампаний осуществляется в Яндекс.Директ и Google Ads. Для этого создаются отдельные аккаунты для создания рекламного кабинета. Доступы от этих аккаунтов передаются вам, ему остается только пополнить бюджет и запустить рекламные кампании.
В завершение процесса упаковки франшизы на ресурсах компании Бюрократ – блог, каталог франшизы, социальные сети – размещается информация о франчайзинговом продукте.
Так, в блоге размещается нативная статья, в которой рассказывается про сферу бизнеса клиента, о его преимуществах и недостатках, особенностях работы.
В каталоге франшиз размещается ключевая информация о франшизе: описание деятельности компании, состав франчайзинговых пакетов, условия вступления в сеть, основные финансовые показатели, фото- и видеоматериалы.
В социальных сетях (ВКонтакте, Instagram, Facebook) публикуются анонсы размещенных в блоге и каталоге статей.
Руководство по управлению франчайзинговой сетью
Отдельным блоком является разработка руководства по франчайзингу. В данный блок включаются документы, которые затрагивают основные вопросы при организации работы по масштабированию бизнеса. Так, специалистами разрабатываются:
- Рекомендации по системе обучения франчайзи.
- Рекомендации по общению управляющей компании с франчайзи.
- Рекомендации по проведению контроля качества работы франчайзи.
- Регламент работы аккаунт-менеджера управляющей компании.
- Методическое пособие по информированию франчайзи.
Таким образом, упаковку бизнеса во франшизу и запуск франчайзинговой сети невозможно начать без создания пакета франшизы, регламентирующего все отношения между франчайзером и франчайзи, включая использование бренда и уникальных технологий, а также защиту интеллектуальной собственности.
Готовые шаблоны
от экспертов с 18-летним опытом во франчайзинге
Руководство по созданию вашей франшизы
7 этапов для запуска франшизы
Чек-лист создания франшизы
Примеры от лучших франчайзеров
Калькулятор дохода от продажи франшизы
Роман Кирилович, сооснователь консалтинговой компании Франч
18 лет опыта во фрачнайзинге
Автор системы создания франчайзинговых сетей от 1 до 1000+ точек
Команда Франча участвовала в создании более 1000 франшиз в 24 странах
Главный редактор популярного канала FranchTV
Нажмите на буклет, чтобы скачать его бесплатно прямо сейчас