Хадж (таматту): пошаговое руководство
Автор:
МУХАММАД ИБН АДАМ АЛЬ-КАВСАРИ
Муфтий, Даруль-Ифта, Лестер (Великобритания)
Источник:
THE JAMIATUL ULAMA
The Council of Muslim Theologians
Перевод:
AZAN.RU
Исламский информационно-образовательный портал
Дорогие братья и сестры! Приближается наступление месяца Зуль-Хиджа, в первые десять дней которого верующие отправляются в благословенную землю Мекки для совершения пятого столпа Ислама – хаджа.
Предоставляем вашему вниманию статью с пошаговым руководством по совершению хаджа – для напоминания правил хаджа и облегчения его совершения для паломников. Пусть Всевышний Аллах исправит намерение, облегчит путешествие и примет хадж всех, кто в этом году собирается посетить священные для всех мусульман земли.
1-ый день
1-е утро: после совершения фаджр-намаза. Вы находитесь в Мекке после завершения умры и начинаете готовиться к совершению хаджа. Если вы не находитесь в Мекке, посоветуйтесь с руководителем вашей группы или с ученым, как войти в состояние ихрама.
1. Вхождение в состояние ихрама
- Совершите вхождение в ихрам так же, как вы сделали это для умры.
- Соблюдайте правила очищения (ритуальной чистоты).
- Наденьте на себя два куска белой материи (ихрам)
- Совершите два ракаата суннат-намаза (если только это не время, когда совершать намаз нежелательно (макрух)) и сделайте намерение на очищение от грехов.
2. Намерение и тальбийя
Совершите намерение на хадж, сказав:
«О, Аллах! Я намереваюсь совершить хадж, так что облегчи его для меня и сделай его легким для меня».
Сразу же после произнесения намерения произнесите тальбийю – вслух, шевеля губами и языком, а не только мысленно, в сердце.
«Лабайк, Аллахумма лабайк. Лабайк лаа шарика ляка лябайк. Инналь хамда ва ни’мата ляка валь-мульк. Ля шарика ляк».
Перевод: «Вот я перед Тобою, Господь, вот я перед Тобой. Нет у Тебя сотоварища, вот я перед Тобой. Поистине, вся хвала и благословения, так же, как и господство, принадлежат Тебе. Нет у тебя сотоварища».
Считается настоятельной сунной (сунна муаккада) произносить эти слова, при переходе из одного состояния (какого-либо действия) в другое – утром и вечером, ложась и вставая, уходя и приходя, встречаясь и расставаясь с кем-то, приступая к делу и оканчивая его, поднимаясь и спускаясь (откуда-то).
Мужчины произносят тальбийю громким голосом, а женщины, наоборот, тихим.
Находясь в состоянии ихрама, избегайте всего, что его нарушает. После вхождения в ихрам, проследуйте в долину Мина для совершения зухр-намаза.
3. Пребывание в Мине
Оставайтесь в Мине до наступления фаджра следующего (2-ого) дня. Не проводите время впустую – займите себя ибадатом (поклонением) и совершайте больше дуа.
2-ой день
Утро:
1. Такбир ат-ташрик
После совершения намаза фаджр, начинайте произносить такбир ат-ташрик в течение 23-х намазов: от намаза фаджр 9-ого дня зуль-хиджа до намаза аср 13-ого дня зуль-хиджа. Прибыв в долину Арафа, достигнув его прежде наступления времени заваль (когда солнце начинает клониться к западу). Время вукуф (остановки, стоянки на Арафа) начинается после времени заваль.
«Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илляЛЛах, ваЛЛаху акбар, Аллаху Акбар ва лиЛЛяхуль-хамд».
«Аллах велик, Аллах велик, нет божества, кроме Аллаха, Аллах велик, Аллах велик, Аллаху принадлежит хвала».
2. Пребывание на Арафа
- Зухр и аср намазы следует совершать во время времени зухр в мечети Намира (на Арафа) за имамом, в противном случае, каждый намаз нужно совершить в его время.
- Вукуф (пребывание) на Арафа есть самая важная часть хаджа. Старайтесь, чтобы ваше время не проходило напрасно.
- Совершайте как можно больше дуа.
- Произносите следующие суннат-азкары:
— 100 раз салават Ибрахима (прибавляя слова «ва аляйна маахум» в конце каждого салавата).
3-я ночь (после намаза магриб):
- После захода солнца отправьтесь в Муздалифа, не совершая намаз магриб.
- В Муздалифа совершите магриб совместно с намазом иша во время намаза иша
- Соберите 70 камешков для бросания в джамарат для следующего дня. Следует использовать только 49 камешков, если он не намеревается оставить это на шестой день. Однако, следует сохранить несколько дополнительных камешков.
3-ий день
Утро:
1. Вукуф (стоянка, пребывание) в Муздалифа:
- Совершите намаз фаджр как можно раньше (как только наступило его время) и оставайтесь в Муздалифа непосредственно до захода солнца. Вукуф (пребывание в Муздалифа) – это ваджиб.
- Займитесь в это время совершением дуа и зикров.
- Прямо перед заходом солнца вернитесь в Мина.
Третий день (10-е зуль-хиджа) – это самый напряженный день хаджа. В это время следует совершить 5 важных действий хаджа: бросание камешков (рами), принесение в жертву животного (дамм аль-шукр), хальк (каср) – подстригание волос; таваф; са’й.
1. Бросание камешков в Мина
- После прибытия в Мина необходимо бросить камешки лишь в джамарат аль-акаба (наибольший джамарат).
- Бросайте по семь камешков в джамарат одновременно, произнося при этом следующие слова:
«Бисмилляхи Аллаху Акбар. Рагман ли ш-щайтан ва ридан ли р-Рахман. Аллахумма джальху хаджан мабруран ва занбан магфуран ва сайам машкура».
«С именем Аллаха, Аллах велик, порази шайтана и сделай довольным Милостивого. О, Аллах, пусть мой хадж будет принят, мои грехи прощены, мои усилия вознаграждены».
- Предпочтительно использовать указательный и большой пальцы правой руки для бросания камешков.
- Камешки должны попасть в ограждение, в котором располагается джамарат (он же стена).
2. Жертвоприношение
Затем нужно принести в жертву животное, это обязательное действие для хаджа таматту и кыран. Не начинайте стричь волосы до тех пор, пока не убедитесь, что ваше животное принесено в жертву.
3. Укорачивание (сбривание) волос
- После того, как вы убедитесь, что ваше животное забито, отправляйтесь сбривать волосы, хотя допустимо также укоротить их на длину одного пальца. Нужно сбрить или состричь волосы, по крайней мере, с четверти головы. Лысые мужчины должны провести бритвой по голове.
- Женщины также должны состричь волосы на длину пальца с примерно четверти головы.
- После совершения этого действия человек выходит из состояния ихрама и может одеть обычную одежду. Для него дозволены все действия, кроме супружеских отношений (или любых любовных действий) с женой. Это дозволено лишь после таваф аз-зияра (последнего тавафа).
4. Таваф аз-зияра
- Вернитесь в Мекку для совершения таваф аз-зияра, он совершается так же, как таваф во время умры.
- Таваф аз-зияра можно совершить в 10-ый, 11-ый или 12-ый день зуль-хиджа (то есть, до захода солнца 5-ого дня хаджа – 12-ого дня зуль-хиджа).
- Следует также совершить два ракаата ваджиб-намаза на макам Ибрагим.
- После совершения тавафа человек окончательно выходит из состояния ихрама, и ему дозволены все обычные действия.
5. Сай (бег между холмами Сафа и Марва)
Если человек еще не совершил сай до этого, ему следует совершить его после таваф аз-зияра.
Порядок его совершения такой же, как во время умры.
Ночь с 3-его на 4-ый день хаджа
После совершения таваф и сай возвращайтесь в Мина и проведите там ночь. Это ночь 10-ого дня зуль-хиджа – третьего дня хаджа.
4-ый и 5-ый день хаджа
Полдень-вечер:
1. Бросание камешков в джамарат
В оба эти дня следует бросить камешки во все джамараты, начиная с самого малого и оканчивая самым большим.
Каждый джамарат следует поразить семью камешками таким же образом, что был описан выше.
Время для рами (бросания камешков) наступает после времени заваль. Считается нежелательным откладывать это действие до захода солнца (без уважительных причин).
Дуа (приведенное выше) следует произносить, обернувшись к кыбле, после поражения 1-ого и 2-ого джамарата, но не после 3-его.
На 5-ый день следует вернуться в Мекку сразу после бросания камешков. Не следует откладывать возвращение до магриба.
Ночь (после захода солнца):
2. Пребывание в Мина в течение ночи
День 4-ый:
Ночь этого дня следует провести в Мина.
День 5-ый:
Если кому-то придется оставить Мекку, тогда ему следует отправиться перед магрибом. Считается макрух оставлять Мекку после захода солнца без бросания камешков в 6-ой день. Не дозволяется оставлять Мекку, не совершив бросание камешков в 13-ый день зуль-хиджа, если отправление пришлось отложить до фаджра (6-ого дня).
Таваф аль-вида
Перед тем, как покинуть Мекку, следует совершить обязательный (ваджиб) таваф аль-вида (без вхождения в состояние ихрам и совершения сай), однако следует совершить два ракаата ваджиб-намаза в макам Ибрагим в такое время, которое не будет макрух временем для молитвы. Этот таваф необязательно совершать перед оставлением Мекки в какой-то особый день. Следует также совершать тауба и истигфар, и просить о принятии хаджа. Если у женщины наступил хайд, она извиняется за несовершение этого тавафа.
15 благ совершающего вуду
Частота совершения малого омовения (вуду’) верующим свидетельствует о том месте, которое чистота занимает в Исламе. Мусульманин совершает…
Автор:
МУХАММАД ИБН АДАМ АЛЬ-КАВСАРИ
Муфтий, Даруль-Ифта, Лестер (Великобритания)
Источник:
THE JAMIATUL ULAMA
The Council of Muslim Theologians
Перевод:
AZAN.RU
Исламский информационно-образовательный портал
Руководство паломникам Министерство по Хаджу КСА
Внутри пешеходного туннеля
При прохождении пешеходного тоннеля не задерживайтесь внутри него, не останавливайтесь и не присаживайтесь для отдыха.
Если вы заметите скопление людей внутри тоннеля, подождите, пока не станет свободным дальнейшее движение.
Если где-то внутри тоннеля произошел несчастный случай, продолжайте движение, не останавливаясь и не создавая толпу вокруг пострадавших.
В туннеле двигайтесь со средней скоростью, то есть не слишком быстро, чтобы не создавать паники и не слишком медленно, чтобы не мешать остальным.
Если возникли какие-то проблемы внутри тоннеля, сообщите об этом дежурным по тоннелю, чтобы они могли принять необходимые меры.
В случае столпотворения следуйте надписям, указывающим аварийные выходы из тоннеля.
Не ложитесь для отдыха у входа и выхода из тоннеля, чтобы не стать причиной столпотворения.
Не оставляйте мусор в тоннеле, который станет помехой движению.
Действия во время пожара
Во время возникшего пожара убедитесь, что все паломники вашей группы вышли за пределы палаточного лагеря, при необходимости используя аварийные выходы.
Свяжитесь со Службой Спасения по телефону 1998. Если огонь не большой, используйте средства огнетушения до прибытия Службы.
Находитесь ближе к земле, чтобы избежать перегрева и отравления угарным газом.
Если огонь быстро распространяется, покиньте место очага и сообщите всем паломникам о незамедлительной эвакуации.
Отдых на дорогах
Пешеходные дороги и тротуары предназначены для передвижения паломников, а не для сна или отдыха. Во избежание несчастных случаев и затора на дорогах не используйте дороги в качестве остановок для отдыха и сна.
После окончания обряда бросания камней помните, что есть специальные места для отдыха паломников.
Вне территории палаточного городка
- Убедитесь, что вы всегда носите индивидуальную карточку паломника.
- Постарайтесь узнать месторасположение вашей палатки и дорогу к ней, так как долина Мина разделена на сектора, обозначенные номерами и различными цветами.
- Не ходите между машинами на проезжей части, пользуйтесь для этого пешеходными дорогами.
- Носите с собой зонтик для защиты от солнца и дождя.
- Игнорируя меры предосторожности, вы рискуете собственным здоровьем и жизнью.
- Будьте осторожны, когда заходите и выходите из автобусов. Будьте вежливы и нее толкайте других пассажиров.
- Дайте дорогу машинам Скорой помощи и не мешайте их движению.
Внутри палаточного городка
- Не зажигайте огонь, электрические приборы, только как в специально отведенных для этого местах.
- Постарайтесь узнать месторасположение ближайших аварийных выходов.
- Держите дорогу к аварийным выходам свободной.
- В случае опасности сохраняйте спокойствие и старайтесь оказывать помощь пожилым людям.
- Соблюдайте меры безопасности, если вы курите. Выбрасывайте сигарету в урну только после того, как убедитесь, что она потушена. Помните, что курение ЗАПРЕЩЕНО шариатом и вредит здоровью.
- Соблюдайте чистоту. Выбрасывайте мусор в урны.
- В целях безопасности следуйте инструкциям, расположенных на информационных щитах внутри лагеря.
Действия во время ливня
Во время сильного дождя следуйте следующим инструкциям:
- Старайтесь подняться на высокое место.
- Будьте готовы покинуть опасное место, если сделано предупреждение или если вы увидите признаки приближающегося ливня.
- Не пытайтесь перейти ливневый поток, если уровень воды выше ваших коленей.
- Будьте особо бдительны, если дождь идет в ночное время.
Действия во время камнепадов
Не залезайте высоко в горы. Будьте осторожны, если поднимаетесь или спускаетесь по каменистой местности. Помните, что подниматься легче, чем спускаться. Рассчитывайте свои силы. Предупредите других об опасных местах.
Действия во время сильного ветра и молнии
Выключите все электроприборы от сети. Находитесь внутри палатки, если не было команды эвакуации. Не стойте рядом с мостами, линиями электропередач, высокими деревьями.
Внутри автомобильного туннеля
Выключите двигатель, если возник затор в тоннеле, чтобы уменьшить выброс выхлопных газов.
В случае возникновения аварии, эвакуируйте пассажиров из машины и двигайтесь по направлению к выходу.
Не паркуйте машину рядом с входом/выходом из туннеля.
Предлагаем Вашему вниманию «Путеводитель по хаджу» — это специально разработанное ЦРО Духовное управление мусульман Республики Крым и г. Севастополь пособие для паломников собравшихся совершить Хадж и Умру.
Здесь Вы найдете всю информацию про обряды Хаджа и Умры:
что такое Хадж, обряды Хаджа, обязательные условия Хаджа, про Арафат, Сай и долину Мина, одежда паломников- Ихрам. А так же какие молитвы читать на Арафате, как совершать обход вокруг Каабы.
С разрешение авторов мы публикуем ее для Вас, чтобы Вы смогли подготовиться и успешно совершить паломничество!
С уважением коллектив хадж-оператора «АВН ТУР»!
ПО ВСЕМ ВОПРОСАМ:
8 800 551 31 30 — Бесплатно по всей России
+7978 09 08 202 — согласно тарифам вашего оператора
пакеты на Хадж здесь
пакеты на Умру здесь
Хадж содержит в себе десять основных действий: 1. Вхождение в состояние ихрама путем облачения в белую полотняную материю и произнесения намерения совершить хадж, ‘умру или оба этих ритуала. Затем, по завершении обычным приветствием по обе стороны молитвы-намаза «Ихрам», состоящей из двух ракяатов, в первом из которых после суры «аль-Фатиха» читается сура «аль-Кяфирун», а во втором – «аль-Ихляс», вслух произносится «тальбия»: «Ляббайкял-лаахумма ляббайкь. Ляббайкя ля шариикя лякя ляббайкь. Инналь-хамда ван-ни‘мата лякя валь-мулькь, ля шариикя лякь».
لَبَّيْكَ اللَّهُمَّ لَبَّيْكَ، لَبَّيْكَ لا شَرِيكَ لَكَ لَبَّيْكَ، إِنَّ الْحَمْدَ وَ النِّعْمَةَ لَكَ وَ الْمُلْكَ، لا شَرِيكَ لَكَ
Перевод: «Вот я пред Тобой, о Всевышний, я пред Тобой. Вот я пред Тобой, нет у Тебя сотоварища, я пред Тобой. Поистине, хвала, милость и владычество принадлежат только Тебе! Нет у Тебя сотоварища!» 2. Вхождение в Мекку со стороны Кяда’, затем – в Священную Мечеть через дверь «Бану шейба». 3. Совершение семикратного обхода вокруг Каабы, начиная с угла, в котором находится черный камень. Существует три вида обхода: «обход прибытия» (таваф аль-кудум), «обход устремления» (таваф аль-ифада), совершаемый в день заклания животного, и «прощальный обход» (таваф аль-вада‘). 4. Ритуальный бег между холмами Сафа[1] и Марва[2]. 5. Стояние на Арафате и в долине Мина. На восьмой день месяца Зуль-хиджа паломник идет в долину Мина и остается там на ночь. После восхода солнца на следующий день он направляется на гору Арафат и, объединяя, совершает за имамом молитвы Зухр и ‘Аср в мечети Намира или любом другом месте. После чего вместе со всеми людьми некоторое время пребывает на Арафате, обращаясь к Всевышнему с молитвами-ду‘а. 6. Ночевка в месте Муздалифа, находящемся между Мина и Арафатом. В ночь праздника, после исчезновения вечерний зари, паломники, объединяя и сокращая, совершают молитвы Магриб и ‘Иша’ в Муздалифе. Совершив утреннюю молитву в местечке «аль-Маш‘ар аль-харам» и обратившись к Богу с молитвами-ду‘а, паломники до восхода солнца возвращаются в Мина. 7. Символическое метание камней. На десятый день месяца Зуль-хиджа, после восхода солнца на расстояние одного копья, паломник последовательно бросает в «джамратуль-‘акаба» (ближайший столб от Мекки) семь камешков. В последующие три дня паломник бросает по семь камешков в каждый из трех специальных столбов, начиная с «джамра сугра», затем «джамра вуста» и заканчивая «джамратуль- ‘акаба»[3]. 8. Сбривание или укорачивание волос на голове. Первое (сбривание) для мужчин предпочтительнее. Что касается женщин, то они лишь подрезают свои волосы на длину фаланги пальца. Это происходит на десятый день месяца Зуль-хиджа после того, как брошены камешки в «джамратуль-‘акаба» и принесено в жертву животное, если таковое имеется. После паломник направляется в Мекку для совершения «обхода устремления». 9. Жертвоприношение. Животное приносится в жертву после бросания камней. Разрешается постричься до жертвоприношения и допускается принести жертву до бросания камней и до восхода солнца. 10. Прощальный обход вокруг Каабы. Канонические положения Ученые-богословы распределили действия хаджа на: столпы (аркян), обязательные (ваджиб) и дополнительные, желательные (сунна) действия. Вкратце рассмотрим мнения двух наиболее распространенных в нашем географическом регионе суннитских школ: ханафитов и шафиитов. Столпы хаджа По мнению ученых-ханафитов, у хаджа два неизменных условия, при невыполнении одного из которых паломничество нарушается и становится недействительным: — Стояние на Арафате. — Обход вокруг Каабы, именуемый как «обход устремления». По мнению ученых-шафиитов у хаджа пять столпов: — Ихрам. — Стояние на Арафате. — Обход вокруг Каабы, именуемый как «обход устремления». — Ритуальный бег между склонами Сафа и Марва. — Сбривание или подстригание волос на голове. Обязательные действия при совершении хаджа По мнению ученых-ханафитов, при беспричинном невыполнении действия, являющегося ваджибом (обязательным), паломник должен будет принести в жертву скот. К ним относятся следующие пять действий: — Ритуальный бег между склонами Сафа и Марва. — Кратковременное (хотя бы мгновенное) пребывание во второй половине ночи в долине Муздалифа. — Бросание камешков. — Сбривание или укорачивание волос на голове. — Совершение прощального обхода. По мнению ученых шафиитского мазхаба, при любом невыполнении действия, являющегося обязательным, паломнику надлежит принести в жертву животное. К обязательным они относят следующие пять действий: — Вхождение в состояние ихрама в микате. — Ночевка в Муздалифе (в ночь праздника). — Бросание камешков в каждый из трех дней. — Ночевка в долине Мина в период бросания камешков. — Совершение прощального обхода при желании покинуть Мекку. Желательные действия во время хаджа По мнению ханафитов, к желательным относятся следующие действия: 1. Перед вхождением в состояние ихрама совершить полное омовение и воспользоваться благовониями. 2. Произнести намерение на один из трех видов хаджа: аль-Ифрад, ат-Таматту‘ или аль-Кыран. 3. Также желательно по окончании обязательных и дополнительных молитв произносить слова: «Ляббайкял-лаахумма ляббайкь. Ляббайкя ля шариикя лякя ляббайкь. Инналь-хамда ван-ни‘мата лякя валь-мулькь, ля шариикя лякь».
لَبَّيْكَ اللَّهُمَّ لَبَّيْكَ، لَبَّيْكَ لا شَرِيكَ لَكَ لَبَّيْكَ، إِنَّ الْحَمْدَ وَ النِّعْمَةَ لَكَ وَ الْمُلْكَ، لا شَرِيكَ لَكَ
Перевод: «Вот я пред Тобой, о Всевышний, я пред Тобой. Вот я пред Тобой, нет у Тебя сотоварища, я пред Тобой. Поистине, хвала, милость и владычество принадлежат только Тебе! Нет у Тебя сотоварища!» 4. Войдя в Мекку (днем или ночью), зайти в Священную Мечеть через дверь «Бану шейба», а в момент, когда взор упадет на Каабу, про себя произнести: «Субхаанал-лахи валь-хамду лил-ляхи ва ля иляхя иллял-лаху вал-лаху акбар. Аллаахумма хаза байтукя ‘аззамтаху ва шаррафтаху ва кяррамтаху фазидху та‘зыман ва ташрифан ва такрима».
سُبْحَانَ اللَّهِ وَ الْحَمْدُ لِلَّهِ وَ لا إِلَهَ إِلاّ اللَّهُ وَ اللَّهُ أَكْبَرُ
اَللَّهُمَّ هَذَا بَيْتُكَ عَظَّمْتَهُ وَ شَرَّفْتَهُ وَ كَرَّمْتَهُ فَزِدْهُ تَعْظِيمًا وَ تَشْرِيفًا وَ تَكْرِيمًا
5. После этого для вознамерившегося выполнить хадж аль-Ифрад или хадж аль-Кыран является сунной совершить «обход прибытия». Обход начинается с Черного камня. В соответствии с Сунной лучше (но лишь в случае возможности и без причинения вреда другим) прикоснуться губами к камню (поцеловать). При этом паломник произносит: «Бисмил-ляхи, аллаху акбар!»
بِسْمِ اللَّهِ، اَللَّهُ أَكْبَرُ
Перевод: «Во имя Аллаха! Господь превыше всего». Если такой возможности (приблизиться к камню и поцеловать его) нет, тогда паломник поворачивается лицом к камню, поднимает руки на уровень плеч и произносит те же слова. 6. После он начинает семикратный обход вокруг Каабы, три первых из которых мужчины совершают быстрыми маленькими шажками. Во время обхода Кааба должна находиться по левую руку. Паломник молит Творца о чем пожелает, может читать аяты Корана наизусть или по книге. В начале каждого круга он целует Черный камень (имея на то возможность и не причиняя неудобств другим) или поворачивается к нему лицом, возносит кисти рук и произносит «такбир». 7. После обхода совершается молитва-намаз в два ракяата рядом с «местом Ибрахима (Авраама)» (Макам Ибрахим)[4] или в любом другом месте мечети. В первом ракяате после суры «аль-Фатиха» читается «аль-Кяфирун», а во втором – «аль-Ихляс». 8. К числу действий, являющихся сунной, относится чтение имамом проповеди на седьмой, девятый и одиннадцатый день месяца Зуль-хиджа. На седьмой и одиннадцатый день читается одна проповедь после полуденной молитвы Зухр. На девятый день, т.е. в день ‘Арафы, читаются две проповеди после смещения солнца с зенита и до молитвы-намаза. В проповеди делается акцент на вознесении хвалы, возвеличивании и признании Единства Всевышнего Творца, а также оговариваются назидания, обучающие обрядам хаджа. 9. После этого с одним азаном и двумя икаматами имам совершает вместе с людьми молитвы Зухр и ‘Аср, объединяя их и сокращая. При этом дополнительные молитвы ни до, ни после не совершаются. 10. Затем, по окончании молитвы, все направляются на гору ‘Арафат, где находятся до захода солнца, читая различные формы восхваления и обращения к Всевышнему. 11. Также к желательным действиям относится нахождения в долине Муздалифа до появления утренней зари. 12. Желательно на восьмой день месяца Зуль-хиджа прибыть в Мина и, в соответствии с действиями Пророка в его прощальном хадже, совершить там все пять обязательных молитв. Проведение ночи этого дня в долине Мина, а также десятого и одиннадцатого дней месяца Зуль-хиджа также является сунной. 13. На десятый день месяца Зуль-хиджа, в день праздника жертвоприношения, желательно после восхода солнца и до приближения его к зениту бросить при помощи большого и указательного пальцев поочередно семь камешков в столб «джамратуль-‘акаба», а это ближайший ритуальный столб от Мекки. В последующие два дня, как солнце минует зенит, паломник бросает по семь камешков в каждый из трех столбов, начиная с «джамра сугра», затем «джамра вуста» и заканчивая «джамратуль-‘акаба». При бросании каждого камешка произносится «такбир», а после – бросавший взывает к Господу миров с молитвами-ду‘а и восхвалениями. В соответствии с действиями Пророка, камешки собираются заранее в долине Мина или по дороге. Паломник прекращает произносить «тальбию» с первым брошенным камешком в «джамратуль-‘акаба» на десятый день Зуль-хиджа. 14. Желательно спуститься на час в долину Абтах, расположенную между Миной и Меккой, по той причине, что там останавливались Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и праведные халифы – Абу Бакр, ‘Умар и ‘Усман. У шафиитов Богословы-шафииты разделили желательные действия на (1) общие и (2) касающиеся отдельных основных (основополагающих) действий хаджа. Общие желательные действия: 1) Совершение хаджа аль-Ифрад, в котором сначала выполняются обряды хаджа, а затем – обряды ‘умры. При этом состояние ихрама для умры возобновляется в одном из следующих мест: аль-Джи‘рана, ат-Тан‘им или аль-Худайбия. 2) Частое произнесение «тальбии» во время пребывания в состоянии ихрама. При этом мужчинам желательно произносить ее вслух. После чего паломник читает «салават» и обращается к Творцу с просьбой о милости, райской обители и удалении от ужаса Ада. 3) «Обход прибытия» (таваф аль-кудум) до стояния на Арафате для паломника, зашедшего в Мекку с целью совершения хаджа. Что касается паломника, совершающего сначала ‘умру, то его обход вокруг Каабы во время ‘умры заменяет «обход прибытия». 4) Выполнение двух ракяатов молитвы обхода после его завершения за «местом Ибрахима (Авраама)» (Макам Ибрахим). При выполнении их днем молитва читается про себя, а ночью – вслух. Если паломник не в состоянии совершить молитву обхода за «местом Авраама», то он делает это в местечке аль-Хиджр, если и таковой возможности нет, то на любом участке мечети. Если же невозможно совершение молитвы в мечети, то она совершается в любом месте Мекки. 5) При намерении войти в состояние ихрама мужчина должен освободиться от любого вида одежды и облачиться в два куска белой полотняной материи, до которой не дотрагивалась игла (чтобы она не была прошита). Один кусок набрасывается на шею и на плечи, а другим опоясываются. Также запрещено надевать обувь, скрывающую пальцы ног. 6) Чтение имамом четырех проповедей: Первая: на седьмой день месяца Зуль-хиджа, после молитвы Зухр, возле Каабы. Вторая: на девятый день, то есть день ‘Арафа в долине ‘Арина. Иногда данная проповедь проводится в мечети Намира. Третья: на десятый день, то есть в день жертвоприношения. Четвертая: на двенадцатый день после полуденной молитвы. В данной проповеди имам объясняет допустимость возвращения в Мекку, рассказывает о последующих обрядах и призывает к набожности, праведности. Все перечисленные проповеди, кроме проповеди в день ‘Арафа, включают в себя лишь одну проповедь и проводятся после полуденной молитвы. Что касается дня ‘Арафа, то проповедь, проводимая в этот день, состоит из двух частей и читается до молитвы-намаза. 7) Во время хаджа в семи случаях желательно совершить полное омовение: Первое: перед вхождением в состояние ихрама. Второе: перед вхождением в Мекку. Третье: перед вхождением в Священную Мечеть. Четвертое: перед стоянием на ‘Арафате. Лучше, если оно будет совершено в Намире. Пятое: перед стоянием после восхода утренней зари дня жертвоприношения в местечке аль-Маш‘ар аль-харам в Муздалифе. Шестое: во все три дня, следующие за днем жертвоприношения, перед бросанием камешков. Седьмое: перед входом в Медину. Питье воды из источника Замзам. Во время питья желательно стоять в направлении Киблы и произносить: «Аллаахумма инни балягани ‘ан набийикя энна ма’а замзама лимя шуриба ляхь, ва эна эшьрабуху лиса‘адатид-дунья валь-эхыра, аллаахумма фаф‘аль».
اَللَّهُمَّ إِنِّي بَلَغَنِي عَنْ نَبِيِّكَ أَنَّ مَاءَ زَمْزَمَ لِمَا شُرِبَ لَهُ، وَ أَنَا أَشْرَبُهُ لِسَعَادَةِ الدُّنْيَا وَ الآخِرَةِ، اَللَّهُمَّ فَافْعَلْ
Перевод: «О Всевышний, от Твоего пророка до меня дошла весть о том, что вода источника Замзам служит исполнению тех желаний, с которыми она пьется (с проговариванием которых человек пьет ее), я же пью для становления (с Твоего благословения) счастливым в обоих мирах. О Аллах, даруй же мне это!» Передается, что, когда Ибн ‘Аббас пил воду Замзам, он обращался к Богу с мольбою: «Аллаахумма инни ас’элюкя ‘ильман наафи‘а, ва ризкан вааси‘а, ва шифаэн мин кулли да’».
اَللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ عِلْمًا نَافِعًا، وَ رِزْقًا وَاسِعًا، وَ شِفَاءً مِنْ كُلِّ دَاءٍ
Перевод: «О Аллах, я прошу у Тебя полезных знаний (грамотности, учености), обильного удела (достатка) и исцеления от всех недугов». Также желательно полить воду на голову, лицо и грудь. Желательные действия, касающихся отдельных основных (основополагающих) действий хаджа 1) Желательные действия, касающиеся ихрама. Ихрам – это намерение совершить действия, связанные с хаджем или ‘умрой. Желательно, чтобы намеревающийся войти в состояние ихрама: совершил полное омовение; использовал ароматические вещества (касается только мужчин) и выполнил специальную молитву «Ихрам» в два ракяата, в первом из которых после суры «аль-Фатиха» читается сура «аль-Кяфирун», а во втором – «аль-Ихляс». Желательно, чтобы паломник проговорил намерение войти в состояние ихрама с началом движения транспорта, на котором он направляется в Священную Мекку. Перед тем как войти в состояние ихрама, паломник поворачивается в сторону Киблы и произносит: «Аллаахумма ухриму лякя ша‘ри ва башари ва ляхми ва дами».
اَللَّهُمَّ أُحْرِمُ لَكَ شَعْرِي وَ بَشَرِي وَ لَحْمِي وَ دَمِي
Перевод: «О Всевышний, ради Тебя я делаю запретным [для всего предосудительного] свои волосы, кожу, плоть и кровь (всем своим телом вхожу в состояние ихрама)». После этого он начинает произносить «тальбию». Произнесение «тальбии» возобновляется всякий раз, как меняется положение паломника, то есть когда он садится в транспортное средство или выходит из него, поднимается на возвышенность или спускается с нее, а также после молитвы-намаза. 2) Желательные действия, касающиеся обхода вокруг Каабы. Желательно иметь намерение (на уровне сердца, мысли или проговорив устами) при обходе вокруг Каабы, относящемся к обрядам хаджа. Что касается прощального обхода и тех, которые не входят в обряды хаджа, то для них намерение обязательно. Достигнув угла Каабы, в котором находится Черный камень, следует повернуться к нему лицом и указать рукой со словами: «Аллаху акбар». Если есть возможность (а при сегодняшней многочисленности паломников и тесноте таковой обычно не бывает), паломник дотрагивается до него правой рукой, целует и касается своим лбом. Делать это желательно в начале каждого из семи оборотов вокруг Священной Каабы. Начиная обход от линии, перпендикулярной камню, паломник произносит: «Бисмил-ляяхи вал-лааху акбар. Аллаахумма иимаанан бикя ва тасдыыкан бикитаабикя ва вафаа’ан би‘ахдикя ват-тибаа‘ан лисуннати набийикя мухаммад, саллял-лааху ‘аляйхи ва саллям».
بِسْمِ اللَّهِ وَ اللَّهُ أَكْبَرُ. اَللَّهُمَّ إِيمَانًا بِكَ وَ تَصْدِيقًا بِكِتَابِكَ وَ وَفَاءً بِعَهْدِكَ وَ اتِّبَاعًا لِسُنَّةِ نَبِيِّكَ مُحَمَّدٍ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ
Перевод: «[Начинаю] с именем Аллаха. Он – превыше всего. О Всевышний, с верой в Тебя, признавая правдивость Твоего Писания, во исполнение данного Тебе обещания [обет, данный каждой из человеческих душ еще до Сотворения мира, о вере и набожности пред Тобой, Творцом всего сущего], следуя Сунне Твоего [последнего] пророка Мухаммада (благослови же его и приветствуй)». Проходя перед дверью Каабы, произносятся слова: «Аллаахумма инналь-байта байтукь, валь-харама харамукь, валь-эмна эмнукь, ва хаза – макаамуль-‘ааизи бикя минан-наар».
اَللَّهُمَّ إِنَّ الْبَيْتَ بَيْتُكَ، وَ الْحَرَمَ حَرَمُكَ، وَ الأَمْنَ أَمْنُكَ، وَ هَذَا مَقَامُ الْعَائِذِ بِكَ مِنَ النَّارِ
Перевод: «О Аллах, поистине, Дом (Кааба) – Твой Дом; священная территория (Мекка) – Твоя территория; безопасность [здесь] – Твоя безопасность [Тобою обеспеченная безопасность]; это – место просящего у Тебя защиты от адского огня». Проходя возле Йеменского угла, паломник проводит по нему правой рукой и говорит: «Бисмил-ляяхи, аллаху акбар!». Ни угол, ни руку он при этом не целует. Во время обхода паломник молит Аллаха, о чем сам пожелает, или читает аяты из Священного Корана. Три первых круга обхода (за которым следует ритуальный бег между холмами Сафа и Марва) паломник совершает быстрыми маленькими шажками. При этом проговаривается следующая молитва: «Аллаахумма-дж‘альху хаджан мабруура, ва занбан магфуура, ва са‘ян машкуура».
اَللَّهُمَّ اجْعَلْهُ حَجًّّا مَبْرُورًا، وَ ذَنْبًا مَغْفُورًا، وَ سَعْيًا مَشْكُورًا
Перевод: «О Господи, сделай этот хадж принятым, грех – прощенным, усилия – похвальными». Перед началом обхода по случаю прибытия паломник зажимает накидку под правой подмышкой, перебросив ее конец через левое плечо. Данное действие относится лишь к паломникам-мужчинам, так же как и совершение первых трех кругов быстрыми шажками. В конце каждого круга между Йеменским углом и Черным камнем паломник говорит: «Раббанаа ээтина фид-дунья хасанатан ва филь-ээхырати хасанатан ва кынаа ‘азаабан-нар».
رَبَّنَا آتِنَا فِي الدُّنْيَا حَسَنَةً وَ فِي الآخِرَةِ حَسَنَةً وَ قِنَا عَذَابَ النَّارِ
Перевод: «Господи, дай нам благо (все хорошее) в этой и последующей жизни и убереги нас от мук огня». Беспричинное прерывание семикратного обхода является нежелательным. К числу дозволительных причин относится начало совершения обязательной молитвы или возникновение крайней нужды. Что касается погребальной и дополнительной молитв-намазов, то они не могут служить причиной прерывания обязательного обхода. Желательно во время обхода находиться ближе к Священной Каабе, что облегчает возможность прикоснуться и поцеловать Черный камень. Завершив обход, паломник совершает молитву в два ракяата за «местом Ибрахима (Авраама)» (Макам Ибрахим). В первом ракяте после суры «аль-Фатиха» читается сура «аль-Кяфирун», а во втором – «аль-Ихляс». Желательные действия, касающиеся ритуального бега между Сафа и Марва. Закончив обход вокруг Каабы и выполнив дополнительную молитву-намаз за «местом Ибрахима (Авраама)» (Макам Ибрахим), желательно, в соответствии с Сунной, выпить воды из источника Замзам и, если есть такая возможность, коснуться правой рукой Черного камня. Затем паломник проходит через врата Сафа и направляется к месту совершения ритуального бега между склонами Сафа и Марва. Мужчинам желательно подниматься на Сафа и Марва. Поднявшись, паломник обращает свой взор в сторону Каабы и произносит: «Аллаху акбар, аллаху акбар, аллаху акбар, ва лил-ляяхиль-хамд, аллаху акбар ‘аля ма хадаана, валь-хамду лил-ляяхи ‘аля ма эвляяна, ля иляха иллял-лаху вахдаху ля шариикя лях, ляхуль-мульку ва ляхуль-хамду юхйи ва юмииту биядихиль-хайр, ва хува ‘аля кули шайин кадиир. Ля иляха иллял-лаху вахдах, анджаза ва‘дах, ва насара ‘абдах, ва хазамаль-ахзааба вахдах. Ля иляха иллял-лаху ва ля на‘буду илля ийях, мухлисыына ляхуд-дин, ва ляв кярихаль-кяяфирун».
اَللَّهُ أَكْبَرُ، اَللَّهُ أَكْبَرُ، اَللَّهُ أَكْبَرُ، وَ لِلَّهِ الْحَمْدُ ،
اَللَّهُ أَكْبَرُ عَلَى مَا هَدَانَا، وَ الْحَمْدُ لِلَّهِ عَلَى مَا أَوْلانَا ،
لا إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ، لَهُ الْمُلْكُ وَ لَهُ الْحَمْدُ يُحْيِي وَ يُمِيتُ بِيَدِهِ الْخَيْرُ ،
وَ هُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ .
لا إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَحْدَهُ، أَنْجَزَ وَعْدَهُ، وَ نَصَرَ عَبْدَهُ، وَ هَزَمَ الأَحْزَابَ وَحْدَهُ .
لا إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَ لاَ نَعْبُدُ إِلاَّ إِيَّاهُ، مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينُ، وَ لَوْ كَرِهَ الْكَافِرُونَ
Перевод: «Аллах (Бог) превыше всего. Аллах превыше всего. Аллах превыше всего. Ему принадлежит хвала. Мы возвеличиваем Его, ведь Он направил нас на правильный путь. Хвала Ему за то, чем Он нас наделил. Нет бога, кроме одного лишь Аллаха (Господа миров), у Которого нет сотоварища (Бог один, и нет равных Ему). Всевышнему принадлежит владычество, Ему хвала. Он оживляет и умерщвляет, в Его власти благо, Ему абсолютно все под силу. Нет бога, кроме одного лишь Него, Который выполнил Свое обещание, помог Своему рабу (последнему посланнику) и Один (волею Своей и благословением) разбил племена (враждовавшие с последователями Единобожия). Нет бога, кроме одного лишь Аллаха (Господа миров, Творца всего сущего). Ему Одному мы поклоняемся, являясь искренними в религиозности пред Ним, и даже если это ненавистно отрицающим Всевышнего и Его блага». Затем паломник взывает к Всевышнему (на любом языке), прося у Него добра в этой и последующей жизни. Все обращения-молитвы произносятся трижды. Отрезок пути, обозначенный двумя зелеными столбами и световыми указателями, паломнику-мужчине желательно пробежать. Женщин это не касается. Во время бега проговаривается следующая мольба: «Рабби-гфир вархам ва таджаваз ‘амма та‘лям, иннякя энталь-э‘аззуль-экрам».
رَبِّ اغْفِرْ وَ ارْحَمْ وَ تَجَاوَزْ عَمَّا تَعْلَمُ، إِنَّكَ أَنْتَ الأَعَزُّ الأَكْرَمُ
Перевод: «О Господи, прости меня и помилуй, сокрой ведомое Тебе, поистине, Ты – Величественнейший и Щедрейший». Желательные действия, касающиеся стояния на ‘Арафате. В соответствии с Сунной, имаму надлежит прочесть две проповеди после минования солнцем зенита на девятый день месяца Зуль-хиджа. После этого вместе с имамом, сокращая и объединяя, совершаются полуденная и послеполуденная молитвы. Желательно находиться на территории ‘Арафата до захода солнца. При этом нет необходимости подниматься на саму «гору Милости». Во время стояния паломники часто поминают имя Господа и взывают к Нему разными молитвами. Предпочтительно как можно больше произносить слова молитвы-ду‘а, упомянутые в хадисе: «Наилучшей мольбой является мольба в день ‘Арафа, и наилучшим из сказанного мною и пророками до меня являются слова: «Ля иляха иллял-лаху вахдаху ля шариикя лях, ляхуль-мульку ва ляхуль-хамду ва хува ‘аля кулли шайин кадир» (Нет бога, кроме одного лишь Единственного Бога, у Которого нет сотоварища (нет равных Ему). Ему принадлежат владычество и хвала. Ему под силу абсолютно все)»[5]. Также часто испрашивается у Господа благословение и мир последнему посланнику (проговаривается «салават»), читается Священный Коран. Особенно предпочтительно читать в день ‘Арафа суру «аль-Хашр» и суру «аль-Ихляс». Пророк сказал: «Кто в день ‘Арафа тысячу раз прочитает суру «аль-Ихляс», тому будет дано то, что он испрашивал»[6]. Желательно, взывая к Аллаху с молитвами-ду‘а, стоять лицом к Кибле, воздев кисти рук на уровень груди. Особые молитвы (дуа), которые стоит читать в день ‘Арафа Дуа 1: «Раббанаа ээтина фид-дунья хасанатан ва филь-ээхырати хасанатан ва кынаа ‘азаабан-нар».
رَبَّنَا آتِنَا فِي الدُّنْيَا حَسَنَةً وَ فِي الآخِرَةِ حَسَنَةً وَ قِنَا عَذَابَ النَّارِ
Перевод: «Господи, дай нам благое в этой и последующей жизни и убереги нас от мук огня». Дуа 2: «Аллаахумма инни залямту нафси зульман кясиира, ва ля ягфируз-зунууба илля энт, фагфир ли магфиратан мин ‘индикя вархамни, иннакя энталь-гафуурур-рахиим».
اَللَّهُمَّ إِنِّي ظَلَمْتُ نَفْسِي ظُلْمًا كَثِيرًا، وَ لاَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ إِلاَّ أَنْتَ
فَاغْفِرْ لِي مَغْفِرَةً مِنْ عِنْدِكَ وَ ارْحَمْنِي، إِنَّكَ أَنْتَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ
Перевод: «О Аллах, поистине, я поступал несправедливо по отношению к себе (совершая прегрешения; я не безгрешен), а никто не простит грехов помимо Тебя, прости же меня Своим всепрощением и помилуй. Ведь Ты – Всепрощающий, Всемилостивый». Дуа 3: «Аллаахумма-нкульни мин зуллиль-ма‘сыяти иля ‘иззит-таа‘а, вакфини бихаляяликя ‘ан хараамикь, ва эгнини бифадликя ‘амман сиваакь, ва наввир кальби ва кабри, вахдини ва э‘изни минаш-шарри куллихь, ваджма‘ лияль-хайр».
اَللَّهُمَّ انْقُلْنِي مِنْ ذُلِّ الْمَعْصِيَةِ إِلَى عِزِّ الطَّاعَةِ ،
وَ اكْفِنِي بِحَلاَلِكَ عَنْ حَرَامِكَ
وَ أَغْنِنِي بِفَضْلِكَ عَمَّنْ سِوَاكَ،
وَ نَوِّرْ قَلْبِي وَ قَبْرِي
وَ اهْدِنِي وَ أَعِذْنِي مِنَ الشَّرِّ كُلِّهِ ،
وَ اجْمَعْ لِيَ الْخَيْرَ
Перевод: «О Аллах, выведи меня из униженности греха к величию покорности Тебе. Избавь от запрещенного Тобой, предоставив мне то, что Ты разрешил. Обогати меня Своей милостью так, чтобы я ни в ком, помимо Тебя, не нуждался. Освети мое сердце и то место, где упокоится мое тело. Направь меня на праведный путь и защити от всех форм зла. Объемли для меня благо». Дуа 4: «Аллаахумма инни эс’элюкяль-худаа ват-тукаа валь-‘афаафа валь-гынаа».
اَللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ الْهُدَى وَ التُّقَى وَ الْعَفَافَ وَ الْغِنَى
Перевод: «О Аллах, я прошу у Тебя праведности, набожности, целомудрия и достатка». Желательно просить благ и прощения прегрешений как для себя, так и для всех верующих. Пророк Мухаммад молил: «О Всевышний, прости паломника и того, для кого просит он прощения!» Желательные действия, касающиеся пребывания в долине Муздалифа. После Арафата паломники направляются в Муздалифу, где, в соответствии с Сунной, следует остаться на ночь. Если же паломник не находился там во второй половине ночи, то ему необходимо принести в жертву животное. В Муздалифе, совмещая и сокращая, паломники совершают вечернюю и ночную обязательные молитвы. Женщин, престарелых и ослабленных желательно первыми отправить в Мина после полуночи. Остальные остаются и, едва забрезжит рассвет, совершают утреннюю молитву (Фаджр). После этого, собрав в Муздалифе маленькие камешки, число которых должно достичь семидесяти, паломники отправляются в Мина. В достоверном хадисе, переданном Фадль ибн ‘Аббасом, сказано: «На утро дня жертвоприношения Посланник обратился ко мне со словами: «Собери для меня камешки!» – и я собрал маленькие». Следуя Сунне, надлежит остановиться по дороге в Мина в местечке аль-Маш‘ар аль-харам, где в настоящее время находится мечеть Муздалифы. Там, обратившись в сторону Киблы и воздев руки на уровень груди, паломники взывают к Богу, возвеличивают Его, произносят свидетельство Единобожия, просят прощения и благ в мирской жизни и в вечности. Дуа, которые можно читать по дороге к Мина Дуа 1: «Раббанаа ээтина фид-дунья хасанатан ва филь-ээхырати хасанатан ва кынаа ‘азаабан-нар».
رَبَّنَا آتِنَا فِي الدُّنْيَا حَسَنَةً وَ فِي الآخِرَةِ حَسَنَةً وَ قِنَا عَذَابَ النَّارِ
Перевод: «Господи, дай нам благо в этой и последующей жизни и убереги нас от мук огня». После чего паломник добавляет: Дуа 2: «Аллаахумма кямаа эвкафтанаа фиихи ва эрайтанаа ийяяху фаваффикнаа лизикрикя кяма хадайтанаа, вагфир лянаа вархамнаа кямаа ва‘адтанаа бикавликя, ва кавлюкяль-хакку: фаиза эфадтум мин ‘арафаатин фазкурул-лаха ‘индаль-маш‘ариль-хараам, вазкурууху кяма хадаакум ва ин кунтум мин каблихи ляминаддооллин. Сумма афииду мин хайсу афаадан-наасу вастагфирулла, иннал-лаха гафуурур-рахиим».
اَللَّهُمَّ كَمَا أَوْقَفْتَنَا فِيهِ وَ أَرَيْتَنَا إِيَّاهُ فَوَفِّقْنَا لِذِكْرِكَ كَمَا هَدَيْتَنَا ،
وَ اغْفِرْ لَنَا وَ ارْحَمْنَا كَمَا وَعَدْتَنَا بِقَوْلِكَ وَ قَوْلُكَ الْحَقُّ
فَإِذَا أَفَضْتُمْ مِنْ عَرَفَاتٍ فَاذْكُرُوا اللَّهَ عِنْدَ الْمَشْعَرِ الْحَرَامِ وَ اذْكُرُوهُ كَمَا هَدَاكُمْ
وَ إِنْ كُنْتُمْ مِنْ قَبْلِهِ لَمِنَ الضَّالِّينَ .
ثُمَّ أَفِيضُوا مِنْ حَيْثُ أَفَاضَ النَّاسُ وَ اسْتَغْفِرُوا اللَّهَ
إِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَحِيمٌ
Перевод: «О Аллах, подобно тому, как Ты дал нам возможность находиться и видеть эти места, подобно легкости того, как Ты направил нас на правильный путь, помоги нам помнить, вспоминать о Тебе. Прости нас и помилуй в соответствии с обещанием Твоим. Ведь Твое слово истинно: «И когда вы огромной толпой покинете ‘Арафат, то упоминайте Всевышнего возле священного места «Маш‘ар» [то есть возле горы Казх, которая находится в конце Муздалифы], ведь Он наставил вас на верный путь, после того как вы были заблудившимися. Покидайте огромной толпой [местность ‘Арафат], подобно другим [пусть никто не выделяется и не выбирает для себя «особые» места], и просите прощения у Всевышнего. Он может все простить и [Он] Всемилостив»[7]. Также паломник произносит: «Аллаху акбар (трижды). Ля иляхя иллял-лаху, вал-лаху акбар, аллаху акбару ва лил-ляхиль-хамд».
اَللَّهُ أَكْبَرُ لا إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَ اللَّهُ أَكْبَرُ، اَللَّهُ أَكْبَرُ وَ لِلَّهِ الْحَمْدُ
Перевод: «Аллах превыше всего (трижды). Нет бога, кроме одного Всевышнего. Он превыше всего. Превыше всего, и лишь Ему принадлежит хвала». Затем незадолго до восхода солнца паломники направляются в Мина, произнося «тальбию». Проходя через долину Мухассир, желательно ускорить шаг. Желательные действия, касающиеся бросания камней в Мина. Каждый паломник после восхода солнца в день жертвоприношения должен бросить семь камней в «джамратуль-‘акаба» – ближайший столб от Мекки. Бросание камешков в этот день является ритуалом приветствия Мина. С началом бросания прекращается произнесение «тальбии». В соответствии с Сунной, паломник обращается лицом к месту бросания камней так, чтобы Мекка была по левую сторону, а Мина – по правую. Бросая каждый камешек, паломник вместо «тальбии» произносит «такбир»: «Аллаху акбар (трижды). Ля иляхя иллял-лаху вал-лаху акбар, ва лил-ляхиль-хамд».
اَللَّهُ أَكْبَرُ لا إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَ اللَّهُ أَكْبَرُ، وَ لِلَّهِ الْحَمْدُ
Перевод: «Аллах превыше всего (трижды). Нет бога, кроме одного Всевышнего. Аллах превыше всего, и лишь Ему принадлежит хвала». В день жертвоприношения желательно соблюсти очередность между следующими четырьмя действиями, совершение которых наступает с полуночи: бросание камней в «джамратуль-‘акаба», жертвоприношение, сбривание или укорачивание волос на голове, а затем «обход устремления». В последующие три дня (с момента минования солнцем зенита и до его захода) паломник бросает по семь камешков в каждый из трех столбов, начиная с «джамра сугра», затем «джамра вуста» и заканчивая «джамратуль-‘акаба». Лучше всего, если камешки будут небольшими, величиной чуть больше горошины. Все шесть описанных пунктов относятся богословами-шафиитами к желательным действиям, сопровождающим основополагающие положения хаджа. Как видим из приведенных выше желательных действий, упоминаемых учеными ханафитского и шафиитского мазхабов с некоторой разницей в классификации, они являются взаимодополняющими и не противоречат друг другу.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий: [1] Сафа – один из склонов горы Абу Кубейс. Расстояние между Сафой и Марвой составляет 395 метров. [2] Марва представляет собой один из склонов горы Ляля. [3] Данные столбы символизируют собой Сатану. [4] Под «местом Ибрахима (Авраама)» подразумевается камень, на котором стоял посланник Божий при восстановлении Каабы. На нем видны отпечатки его (Авраама) стоп. [5] См.: Ат-Тирмизи М. Джами‘у ат-тирмизи. С. 562, хадис № 3585, «хасан». [6] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 3. С. 107. [7] См.: Св. Коран, 2:198, 199.
Хадж – один из столпов ислама, совершить который хотя бы раз в жизни обязан каждый мусульманин. Ежегодно для выполнения его на родину ислама – Мекку – отправляются миллионы верующих.
К путешествию паломники относятся ответственно: годами копят деньги на оплату тура, собирают документы, выбирают крепкий чемодан и удобную обувь. Кто-то готовит тело к нелегкому путешествию: пьет витамины и подолгу ходит пешком. Но странное дело: лишь единицы будущих паломников садятся за книги. Как совершить хадж? Каковы его обряды и порядок их совершения? – для большинства из них эти вопросы до поры до времени остаются без ответа. Рядовой хаджий полагает, что ему нет нужды учиться чему-нибудь новому. Он целиком полагается на руководителя группы, который, как он свято верит, непременно придет ему на помощь.
Суровая реальность отрезвляет: куратор от турфирмы день и ночь суетиться со своими подопечными, и отловить его «с лету» не всегда представляется возможным. Вконец растерявшийся паломник вынужден просить о помощи попутчиков, а то и совершенно посторонних людей. Так не лучше ли ему с самого начала уповать лишь на собственные силы? Научиться совершать хадж самостоятельно и не ждать помощи, а самому предлагать ее?
Освоить теоретическую сторону хаджа несложно: от паломника требуется знание обрядов и молитв, а также порядка, в котором они совершаются.
Ниже приведены основные этапы хаджа. На этой странице они описаны вкратце. Если хотите подробно изучить нужный этап, то перейдите по ссылкам и откроется страница, которая подробно описывает все действия.
Дорога в Мекку. «Гости Аллаха» стекаются в город к началу зуль-хиджжа – последнего, двенадцатого месяца лунного календаря. В зависимости от выбранной программы, они прибывают самолетом в Джидду или сопредельные с Саудовской Аравией государства Персидского залива, такие как ОАЭ или Бахрейн. Покинув аэропорт, путешественники рассаживаются в автобусы и отправляются в путь. Дорога по удобному автобану занимает порядка двух часов. Транзит из соседних стран требует терпения: в пути паломники проводят несколько дней, делая остановку в «городе Пророка» (да благословит его Аллах и да приветствует) – Медине.
Вхождение в ихрам. В дороге хаджии пересекают особые места – микаты. Это пропускные пункты на священную территорию, около которых паломники вступают в особое ритуальное состояние – ихрам. Здесь они объявляют о намерении исполнить хадж, умру или то и другое одновременно в зависимости от выбранного ими способа паломничества. Их три:
Ифрад — выполнение одного только большого паломничества-хаджа;
Кыран, соединяющий хадж с малым паломничеством-умрой;
Таматту, когда хадж совершается после умры. Именно его выбирают большинство паломников из России и государств СНГ.
В микате путешественники облачаются в белое одеяние, состоящее из двух кусков ткани. Иная, сшитая, одежда теперь для них под запретом, как и носки, головные уборы, нижнее белье и закрытая обувь. Нельзя также пользоваться благовониями и средствами гигиены с запахом, брить волосы, обрезать ногти, торговать, жениться и проливать кровь.
Таваф аль-кудум. По приезде в город верующие первым делом направляются в Заповедную мечеть. Здесь они семикратно обходят вокруг Каабы, начиная движение от угла Черного камня. Обход совершается против часовой стрелки: первые три круга паломники передвигаются быстрым шагом, остальные четыре – в обычном темпе.
Бег между холмами Сафа и Марва. Закончив обход, хаджии перебираются в соседнюю с Каабой крытую галерею – место совершения ритуала сай. Она соединяет холмы Сафа и Марва, между которыми металась в поисках воды Хаджар, жена пророка Ибрахима (мир ему). Сай выполняется в следующем порядке: начав у Сафы, паломники семь раз пересекают галерею, всякий раз останавливаясь у холмов для произнесения молитв-дуа. Заканчивается сай у Марвы.
Сбривание волос. Бег между Сафой и Марвой – последний обряд умры. В завершение его верующие сбривают или укорачивают волосы, после чего выходят из состояния ихрама.
Время до начала хаджа «гости Аллаха» проводят по-разному. Кто-то пропадает в Заповедной мечети, другие читают Коран, третьи пользуются шансом, чтобы научиться совершать обряды хаджа. Между тем в город прибывают все новые партии паломников. Пустующие весь год отели заполняются под завязку, немноголюдные обычно улицы оккупируют люди в белом. Беспокойно снуют служащие мечети, суетятся уличные торговцы, нервничают стражи порядка. Все ждут 8-го зуль-хиджжа – дня начала хаджа.
Мина. Долгожданный день паломники встречают вновь в ихраме, заявляя на этот раз о намерении совершить хадж. После фаджра они покидают город, направляясь к долине Арафат. Большинство групп передвигается на закрепленных за ними автобусах. Первую остановку они делают в долине Мина, что находится в 10 км к востоку от Заповедной мечети. Здесь совершают зухр, аср, магриб и иша-салят, после чего размещаются на ночлег.
Стояние на Арафате 9-го зуль-хиджжа — кульминация хаджа. В этот великий день Аллах внимает мольбам своих рабов и прощает их грехи. Хаджии начинают прибывать сюда на автобусах ранним утром. Время до заката солнца они проводят в молитвах и поклонении Всевышнему. Хадж паломника, который по какой-либо причине отсутствовал на Арафате, считается недействительным.
Муздалифа. С первыми лучами заката верующие рассаживаются по автобусам и пускаются в обратный путь. Некоторые из них идут пешком, хотя это запрещено из соображений безопасности: на ночной дороге легко потеряться или стать жертвой ДТП. Следующая остановка – Муздалифа, небольшая долина в 8 километрах от Арафата, где совершают магриб и иша, а затем располагаются на привал. Спят порядком измотанные паломники прямо на земле или на картонках, предусмотрительно захваченных из Мекки. Ночевка в Муздалифе посреди голой пустыни – обязательный ритуал хаджа.
Возвращение в Мину. 10-е зуль-хиджжа мусульмане всего мира отмечают главный праздник – день жертвоприношения Ид-аль-адха или по-татарски Курбан-байрам. Для паломников это непростой день: помолившись на заре, они собирают мелкие камешки для ритуального побивания шайтана. Затем, не дожидаясь восхода солнца, торопливо грузятся в автобусы и возвращаются в уже знакомую им Мину. Наиболее нетерпеливые, не дожидаясь транспорта, отправляются пешком. Белоснежная колонна, расцвеченная разноцветными флагами и зонтиками, растягивается на километры. Ее путь лежит через огромные тоннели, вырубленные в скале. Там, где дорога выходит на поверхность, для их удобства устроены навесы, краны с питьевой водой и вентиляторы. За порядком на всем протяжении маршрута следят сотни видеокамер.
Бросание камней в Джамарат аль-Акаба. В Мине хаджии бросают камни в стену аль-Джамара аль-кубра, известную также как Джамарат аль-Акаба. Группы из разных стран прибывают сюда посменно в соответствие с заранее утвержденным графиком. Нарушение установленного порядка может спровоцировать давку, а потому сурово пресекается саудовскими полицейскими.
Жертвоприношение. Побив шайтана, паломники подобно миллионам своих единоверцев в мире режут скот в память о жертвоприношении Ибрахима. Обычно жертва – это овца или баран, реже – корова или экзотичный для россиян верблюд. Животное можно зарезать самостоятельно, но большинство хажиев, непривычных орудовать ножом, перепоручают эту обязанность мясникам. Мясо из Мины отправляют потом беднякам в Саудовской Аравии и других мусульманских странах.
Сбривание волос. После жертвоприношения женщины подстригают волосы на длину фаланги пальца, а мужчины целиком сбривают их бритвой. При этом они частично выходят из состояния ихрама: теперь им дозволены обычная одежда, обувь и благовония. По-прежнему запрещены секс, объятия и поцелуи.
Таваф аль-ифада. Сменив одежду, одинаково бритые паломники устремляются в Заповедную мечеть. Добираться им приходится на такси или случайных автобусах, водители которых на волне ажиотажа заламывают немыслимые цены. По этой и другим причинам большинство паломников отправляются пешком, даром что расстояние до нее невелико – порядка 10 километров. Здесь они совершают второй обход вокруг Каабы, известный как таваф аль-ифада. Это обязательный ритуал, без которого хадж не будет считаться действительным. Семь раз обойдя вокруг Каабы, верующие окончательно выходят из состояния ихрама.
Сай. Помолившись позади макама Ибрахим и попив воды из источника Замзам, хаджии направляются к холмам Сафа и Марва. Быстрым шагом они семь раз пересекают лежащую между ними галерею, переходя на бег в той ее части, что отмечена зелеными столбами. Таваф и сай можно также отложить до возвращения в Мекку и совершить их после всех обрядов в Мине.
Возвращение в Мину. Ночь порядком измотанные паломники проводят в Мине — таково непременное требование хаджа. Они размещаются в просторных палатках, оборудованных кондиционерами. В палаточном городке, кстати, крупнейшем в мире, есть вся необходимая инфраструктура – туалеты, медицинские пункты и даже пожарные части. Здесь проложены отличные дороги, действуют кафе, а за чистотой и порядком следят тысячи рабочих.
Побивание камнями Шайтана. В дниташрика – 11,12 и 13 зуль-хиджжа – хаджии остаются в Мине и бросают камни в стены-джараты: малый, средний и большой. Так они поминают пророка Ибрахима, который отгонял от себя Шайтана всякий раз, когда он представал перед ним в долине.
18. Возвращение в Мекку. Вечером во второй день ташрика Мина заметно пустеет после отъезда части ее обитателей. Оставшиеся бросают камни 13 зуль-хиджжа, после чего усталые, но довольные, грузятся со всеми вещами на транспорт и навсегда покидают Мину.
Прощальный таваф. В Мекке паломники, немного отдохнув, начинают готовиться к путешествию. Они посещают Заповедную мечеть, где молятся и собирают воду из источника Замзам. В день отъезда хаджии в третий и последний раз обходят вокруг Каабы. Этот обязательный таваф вокруг священного Дома символично называется «прощальным» (таваф аль-вада). Далее пути паломников расходятся: некоторые из них возвращаются на родину, другие направляются в благословенную Медину.