Руководство по хорошей жизни

Почему учение стоиков достойно стать и вашей личной философией?

Идея № 1. Наши проблемы, по сути, мало чем отличаются от проблем людей, живших две тысячи лет назад

Уильям Ирвин отмечает, что чтение трудов стоиков заставляет сделать вывод о том, как мало изменилась психология человека за тысячи лет. Людей занимает все то же — отношения с другими людьми, страх потерь, болезней, бедности, стремление к комфорту, удовлетворение все возрастающих желаний, самореализация.

Стоицизм, который возник в Древней Греции более двух тысяч лет назад, был не просто философским учением о природе вещей, а практической системой. Стоиков занимало не бесплодное теоретизирование, а человеческая психология. То, почему люди страдают, и как сделать так, чтобы они чувствовали себя лучше. Это универсальные вопросы, которые все так же волнуют современных людей, как и тех, кто жил тысячи лет назад. У стоиков были ответы на эти вопросы. И они вполне применимы в жизни современных людей.

Стоицизм развился как учение в 3 веке до н. э. в Древней Греции благодаря Зенону Китийскому, а затем ещё большее развитие получил в Древнем Риме, где его практиковали Сенека, Гай Музоний Руф, Эпиктет и Римский император Марк Аврелий.

В массовом сознании существует представление о стоике как о достаточно черством, безэмоциональном человеке, аскете, равнодушном к радостям жизни или даже отвергающим их. Это лишь стереотип. Учение стоиков было лишено такого рода крайностей. Стоики не призывали отказываться от радостей жизни, напротив, человек, практикующий стоицизм, вполне мог наслаждаться комфортом и хорошими вещами. Но при этом не становиться их рабом — не привязываться и в случае необходимости отказаться от них без сожаления. Поэтому быть стоиком не значит жить без удовольствия и радости, быть стоиком — значит быть внутренне готовым принять любую судьбу.


Идея № 2. У стоиков были две главные цели — достигнуть добродетели и спокойствия

В отличие от греческих, римские стоики не разделяли добродетель и спокойствие, для них эти две цели представляли собой одну. Спокойствие они считали неотъемлемым качеством добродетельного человека.Для современного человека эти цели, скорее всего, прозвучат не очень впечатляюще. Тем не менее, стоит разобраться, что понимали стоики под добродетелью и спокойствием.

Быть добродетельным в понимании стоиков означало жить в согласии со своей природой и со своим предназначением. В чем видели предназначение человека стоики? Они указывали, что человек — единственное существо, наделённое разумом. Быть разумным — вот предназначение человека. Цель жизни человека — стремиться к мудрости. Мудрость же, с точки зрения стоиков, — это свобода от суеты. Но стоики понимали, что никто не может быть идеально мудрым, поэтому мудрость они считали скорее ориентиром, чем достижимой целью.

Второй не менее важный аспект учения стоиков — достижение спокойствия. Но спокойствие в их понимании — это не пассивность, безинициативность и не то, за что современные обеспеченные женщины платят в спа-салонах. Стоическое спокойствие — это не расслабленность, а психологическое состояние, в котором нет негативных эмоций, таких как гнев, печаль, беспокойство, но есть положительные эмоции, такие как радость и удовлетворённость.

Спокойствие не делало стоиков покорными судьбе. Напротив, пассивность противоречила их убеждениям. Они были активными участниками исторических событий, за что часто навлекали на себя гнев могущественных врагов, и многие стоики провели значительную часть жизни в ссылке.


Идея № 3. Чтобы стать счастливее, направьте внимание не на то, чего вам не хватает, а на то, что у вас уже есть

Что происходит, когда вы достигаете того, к чему сильно стремились? Например, покупаете новый более просторный дом или получаете повышение по должности? Как долго вы чувствуете себя счастливым? А что происходит потом?

Положительные эмоции утихают, и вы вновь начинаете желать большего — ещё больший дом, ещё более высокую должность. Удовлетворение не длится долго, и то, чего мы некогда страстно желали достичь, мы начинаем воспринимать как само собой разумеющееся.

Психологи Шейн Фредерик и Джордж Ловенстайн назвали этот феномен «гедонистической адаптацией». Они изучали победителей лотерей и пришли к интересным выводам. Казалось бы, человек, выигравший в лотерею очень крупную сумму денег, должен постоянно наслаждаться жизнью. Но как показали исследования, после недолгого периода эйфории «счастливчики» возвращались в своё привычное состояние и ощущали себя точно так же, как и до выигрыша.

Феномен гедонистической адаптации проявляется так же и в романтических отношениях. Когда человек начинает новые отношения, он чувствует себя на пике счастья, но затем привыкает к партнёру, считая его присутствие само собой разумеющимся. Отношения остывают, и человек начинает желать встретить кого-то более интересного.

То, что люди склонны к «гедонистической адаптации», очень выгодно маркетологам. Смартфон, который вы купили полгода назад, не вызывает никакой радости, ведь только что вышла новая модель. И конечно, новинка улучшит ваше настроение. Но сколько это будет длиться? Через какое-то время все повторится — новый смартфон перестанет быть новым и желанным, но само ваше желание не утихнет. Проблема в том, что человек ошибочно полагает, что удовлетворение этого желания сделает его счастливым.

Стоики считали, что человеку необходимо остановить этот процесс, «развернуть» гедонистическую адаптацию обратно. Каким образом? Ответ стоиков поражает своей элегантной простотой — нам нужно захотеть то, чем мы уже обладаем. Для этого они практиковали негативную визуализацию.


Идея № 4. Используйте негативную визуализацию, чтобы понять ценность того, чем вы обладаете, и… быть готовым потерять это

Мы можем прилагать массу усилий, чтобы уберечь себя от разного рода неприятностей. Но все равно никто никогда не даст нам гарантию, что все будет только хорошо.

Стоики считали, что людям необходимо регулярно представлять, что они теряют то, что есть в их жизни — своих близких, друзей, здоровье, внешность, работу, имущество, свободу. Это помогает человеку осознать ценность того, что он уже имеет, понять, что все, что он воспринимает как данность, вовсе таковым не является, и что всего этого он может лишиться.

Этот психологический приём называется негативной визуализацией, и он — один из самых действенных инструментов стоицизма.

Но для чего постоянно думать о том, что может случиться что-то плохое? Разве негативная визуализация не превратит человека в законченного пессимиста? Вовсе нет. Чтобы показать цель негативной визуализации, представим две пары. В одной паре муж мало времени проводит с женой, больше времени уделяя работе и встречам с друзьями. Он часто выражает недовольство, срывается и придирается по мелочам. И хотя он любит свою жену, он мало это показывает. Он может сказать что-то обидное и несправедливое, а когда появляется возможность провести время с женой, он предпочитает уткнуться в газету или в планшет. Он уверен, что жена будет с ним всегда, он считает её присутствие в его жизни само собой разумеющимся.

В другой паре муж практикует негативную визуализацию. Понимая хрупкость и непостоянство жизни, он дарит внимание и время своей супруге. Он осознаёт, что ничто не дано ему навсегда, поэтому использует каждое мгновение. Отношения этой пары обладают глубиной, которая отсутствует в отношениях первой пары.

Представим, что и в первой и во второй паре произошла трагедия — мужья потеряли своих жён в результате несчастного случая.

И тот и другой тяжело переживают утрату, но в первом случае к боли утраты примешиваются невыносимые чувства вины и сожаления о несделанном, о невозможности повернуть время вспять и сделать все правильно, о несказанных словах, об упущенных возможностях насладиться ощущением близкого человека рядом.

Негативная визуализация возвращает людей к тому, что по-настоящему ценно.

Практикуя её, люди перестают воспринимать то, что их окружает, как данность. Негативная визуализация помогает осознать, что «то, что случается только с другими» может произойти и с нами. Но задача негативной визуализации вовсе не в том, чтобы погрузить человека в депрессию. Напротив, она помогает сделать жизнь наполненной и осмысленной и ощущать большую радость от того, что мы имеем. Она помогает приготовить себя к естественным жизненным изменениям.

Именно для того чтобы в полной мере осознать ценность того, что нам дано, стоики советовали представлять смерть — свою и близких. Даже прощаясь с другом, стоики советовали представлять, что вы встречались в последний раз и больше не увидитесь.

Стоики советовали жить так, будто каждый день — последний. Но это не означает, как неправильно поймут многие, потратить все деньги и с головой уйти в развлечения. Суть в том, чтобы регулярно напоминать себе о том, как замечательно, что у нас вообще есть возможность жить. Если вы цените свою жизнь, то естественно, что увеличивается удовольствие от жизни. Вы больше не считаете данностью то, что обычно люди воспринимают таковым, — еду, комфорт, возможность передвигаться, видеть мир, общаться с другими, а наконец понимаете, как много на самом деле вам дано.

Важно отметить, что хотя негативная визуализация и помогает принять свои текущие условия и больше ценить то, что мы имеем, стоики вовсе не призывали оставаться в подчиненном положении или терпеть несправедливость. Они считали, что необходимо улучшать плохое положение, но до тех пор пока этого не удалось добиться, нужно уметь принять то, что есть, и не роптать на судьбу.


Идея № 5. Не только представляйте, но иногда и живите так, будто с вами случилось что-то плохое

Скорее всего, большинству читателей этот совет покажется, по меньшей мере, странным. Но стоики считали, что помимо того, что нам полезно практиковать негативную визуализацию, нужно ещё и периодически жить так, будто произошло то, что мы представляли. Так, стоики испытывали себя дискомфортом — например, они временно носили плохую одежду, голодали и жили в худших условиях, чем могли себе позволить.

Смысл этой практики вовсе не в обучении мазохизму, а в ментальной тренировке. Она помогает понять, так ли мы нуждаемся в том, из-за чего тревожимся, и ради чего так усердно работаем. Стоики обращали внимание, что очень многие вещи, которые представляются нам необходимыми, на самом деле нам не нужны. Но мы этого не поймём, пока не попробуем жить без них.

Эта практика поможет обнаружить, что вы способны обходиться немногим, возможно, она откроет глаза на то, что вы тратите своё время, чтобы добиться того, чего, на самом деле, вам не нужно. А это, в свою очередь, поможет освободить время и энергию для достижения более значимых для вас целей.

Кроме того, эта практика поможет больше ценить комфорт и наслаждаться благами цивилизации и в то же время знать, что вы достаточно сильны, чтобы обойтись без них. Такая ментальная тренировка — хороший способ осознать, что комфорт — это ваш раб, а не хозяин.


Идея № 6. Не пытайтесь контролировать то, что нельзя контролировать. Ставьте цели, которые находятся в зоне вашего контроля, и вы станете неуязвимым

Стоики обратили внимание на то, что люди часто волнуются из-за того, влиять на что не в их власти. Стоики считали, что человеку нужно сосредоточить своё внимание не на том, что мы не можем контролировать, а на том, что можем. Первое — источник стресса, второе — счастья.

Какими же должны быть цели, чтобы их достижение делало нас счастливыми?

Чтобы разобраться, рассмотрим пример.

Сотрудник отдела продаж ставит перед собой план — заключить в месяц сделок на 1 млн. Правильная ли это цель? Она конкретна и привязана ко времени и кажется, что от сотрудника зависит её достижение. Мы часто ставим для себя такие цели, но проблема в том, что они не полностью в нашей власти — подобные цели не учитывают влияния внешних факторов — стараний конкурентов, задержку поступлений от клиентов, спад в экономике, возможность болезни, которая выведет сотрудника из строя или даже увольнение. С точки зрения стоиков, глупо ставить перед собой цели, которые находятся вне зоны нашего полного контроля. Вы ведь не ставите себе цель добиться солнечной погоды назавтра. Постановка цели, которая не в вашей власти или даже не полностью в вашей власти, становится источником постоянного стресса и тревоги.

Какую цель должен был поставить сотрудник отдела продаж, с точки зрения стоиков?

Цель, достижение которой зависит только от него. Что же зависит только от нас? Это наши усилия, способность выбирать и контролировать цели и ценности.

Цели, достижение которых в полной власти сотрудника отдела продаж из примера — приложить максимальные усилия, быть полностью сосредоточенным, работать добросовестно.

Концентрация на том, что зависит только от вас, сделает вас абсолютно неуязвимым перед внешними факторами. Если вы знаете, что сделали все, что могли, даже проигрыш не выведет вас из себя. Ничто не сможет нарушить ваше спокойствие и поколебать внутреннюю уверенность.

Интересно, что если сотрудник отдела продаж из примера сосредоточится не на том, чтобы заключить какое-то количество сделок, а на том чтобы выполнить свою работу максимально хорошо, то это наверняка отразиться и на его результатах, ведь он перестанет беспокоиться о том, что от него не зависит, и направит свою энергию в нужное русло.

Будьте осторожны, ставя цели перед собой. Они могут стать источником постоянного напряжения. Чтобы этого не произошло, преобразуйте внешние цели во внутренние.

Например, вы любите кого-то и хотите, чтобы этот человек полюбил вас. Но нет смысла ставить себе цель заставить его полюбить вас — достижение этой цели не в вашей власти. Поэтому правильная цель, с точки зрения стоиков, — вести себя так, чтобы проявить всю свою любовь к этому человеку. И скорее всего, именно тогда он и полюбит вас, ведь вы направите усилия не на то, чтобы показать, какой вы, а на то, чтобы сделать счастливым его.


Идея № 7. Стоицизм поможет вам взаимодействовать с раздражающими людьми

Стоики рекомендовали не тратить своё время впустую, размышляя о том, кто и что сказал о вас или что подумал. Говоря метафорически, мы должны перестать подбрасывать дрова в пламя своих плохих эмоций.Одна из главных целей стоиков — достижение спокойствия. Но спокойствие человека подвергается воздействию наиболее раздражающего фактора — других людей. Однако стоики вовсе не советовали избегать социальных контактов. Напротив, они обращали внимание на то, что человек — существо социальное, и отсутствие связей с другими людьми делает его глубоко несчастным.

Каким же образом взаимодействовать с другими людьми?

Во-первых, стоики советовали быть избирательными в связях — не водить дружбы с людьми, цели которых противоположны вашим.

Во-вторых, стоики предлагали создать для себя некий «шаблон общения», основанный на ваших принципах. Он нужен для того, чтобы оставаться верным себе в случае, если другие люди будут пытаться сбить вас с вашего пути.

В-третьих, нужно понимать, что никакие меры не смогут уберечь вас от столкновения с раздражающими людьми. Марк Аврелий советовал присматриваться к себе, когда вы чувствуете раздражение по отношению к другому человеку. Что заставляет вас остро реагировать на недостатки других людей? Он советовал задумываться о своих недостатках, что, в свою очередь, поможет стать более терпимым к недостаткам других людей.

В-четвёртых, когда вы имеете дело с раздражающими людьми стоит напоминать себе, что если вы позволите себе разозлиться, то станет только хуже. Стоики обращали внимание, что последствия взаимодействия с раздражающими людьми станут для вас гораздо более губительными, если вы позволите себе злиться и раздражаться на них.

В-пятых, стоики советовали дисциплинировать свой ум, чтобы снизить негативное влияние других людей на нашу жизнь. Мы не можем контролировать поведение других людей, некоторые люди всегда будут вести себя так, как нам не нравится. Какой тогда смысл возмущаться и негодовать? В то же время в нашей власти контролировать свои мысли о других людях.


Идея № 8. Стоицизм научит вас правильно реагировать на оскорбления и критику

Одно дело, когда человек просто раздражает вас, и другое — когда оскорбляет. Практически все люди очень чувствительны к оскорблениям. Как стоики советовали реагировать на них?

Важно сказать, что стоики считали гнев и агрессию контрпродуктивными эмоциями, которые нарушают внутреннее спокойствие, поэтому они советовали их избегать. Это, однако, не означает то, что они советовали пассивно сносить оскорбления. У стоиков было несколько стратегий по нейтрализации этого яда.

Одна из стратегий — обезоруживающий юмор и самоирония. Сам автор использует эту стратегию, когда кто-то указывает, что он ведёт себя слишком эгоцентрично. Он отвечает, что обычно только к середине дня осознаёт, что помимо него на планете существуют ещё другие люди. Но что делать в случаях, когда не удаётся перевести ситуацию в шутку?

Когда вас кто-то оскорбляет, стоики советовали не вставать сразу в защитную позицию и готовить ответное оскорбление, а перевести ситуацию в рациональную плоскость, подумать, а что если обидчик прав? Так, если кто-то дразнит полного человека за то, что он толстый, жертве стоит подумать, а почему он воспринимает это как оскорбление, ведь это вполне очевидное замечание?

Кроме того, иногда стоит остановиться и подумать, насколько хорошо проинформирован ваш обидчик. Возможно, он просто недостаточно знает, и цели оскорбить вас у него нет. В этом случае лучшей стратегией будет не ответная злоба, а предложение все обсудить.

Кроме этого, если вы уважаете источник критики, то сможете вынести много полезного для себя из его нелестных высказываний. Так, некоторые учителя и руководители могут специально выводить учеников и подчинённых из себя, но не для того, чтобы оскорбить их, а для того, чтобы те показали лучшее, на что способны. В этом случае глупо злиться. Наоборот, стоит поблагодарить учителя или руководителя за возможность вырасти.

Но даже если источник критики не вызывает у вас никакого уважения, тоже глупо расстраиваться. Наоборот, стоит порадоваться, ведь очевидно, что если ему не нравится то, что вы делаете, значит, вы выбрали правильный путь.

В определённых случаях имеет смысл и наказать обидчика, но не с целью вымещения своей злобы, а так, как мать наказывает провинившегося ребёнка — для того, чтобы он усвоил, что правильно и что неправильно.

Неуязвимыми перед оскорблениями и критикой вас сделают ваши ценности — уверенность в том, что то, что вы делаете правильно, вне зависимости от того, что думают по этому поводу другие.

Иногда вообще не стоит реагировать на оскорбления. Наиболее сильная форма мести для оскорбляющего — это отказ становиться таким же как он и демонстрация того, что у вас просто нет времени на подобные глупости. Когда на вас лает собака, глупо расстраиваться, что она не одобряет вас, и лаять ей в ответ.

В основе стратегии стоиков по отношению к оскорблениям — выработка эмоциональной неуязвимости. Они отмечали, что люди так чувствительны к оскорблениям и так болезненно на них реагируют по одной простой причине — они стремятся получить одобрение других людей. Но для стоиков эта цель представлялась недостойной. Они указывали, что для достижения внутреннего спокойствия, необходимо стать равнодушным к мнениям других о нас.


Идея № 9. Стоицизм поможет вам переносить горе и быть готовым к изменениям

В жизни каждого человека происходят потери. Они вызывают самую сильную эмоциональную боль. Вопреки некоторым представлениям, стоики вовсе не считали, что можно заглушить или рационализировать боль от потерь. Вовсе нет. Они считали, что чувствовать эмоциональную боль естественно для человека. Эту боль они рассматривали как рефлексивный ответ психики. Как рука болит после ожога, так и после потери близкого человек испытывает психическую боль, и с этим ничего не сделать.

Быть сильным духом вовсе не означает перестать чувствовать боль. Но это и не значит, что человек, переживший горе, должен провести жизнь в трауре. Один из способов преодоления горя — это ретроспективная негативная визуализация.

Если при негативной визуализации человек представляет, как теряет то, что имеет, то при ретроспективной негативной визуализации он представляет, что он никогда и не имел то, что он потерял. Например, муж, потерявший жену, может представить, что было бы, если бы он вообще никогда её не встречал, что её никогда не было в его жизни. Эта практика смещает наше внимание с чувства потери на чувство благодарности за то, что у нас вообще была возможность иметь то, что мы потеряли.

Ещё один совет который дают стоики человеку, который никак не может выбраться из траура, состоит в том, чтобы задать себе вопрос — хотел бы человек, которого вы потеряли, чтобы вы провели всю оставшуюся жизнь в печали, никогда не радуясь жизни?


Идея № 10. Определите свои настоящие ценности

Стоики считали, что люди чувствуют себя несчастными, прежде всего, потому что они не понимают, что в их жизни по-настоящему ценно. Из-за этого они проводят жизнь, гоняясь за призрачным счастьем, лишающего их покоя и радости.

Такими ложными ценностями стоики считали славу, богатство, социальный статус, внешность, любые материальные блага.

Когда человек видит смысл своей жизни в том, чтобы получить одобрение других людей, то становится зависимым и лишается внутреннего спокойствия. Кроме того, стоики считали глупыми и жалкими честолюбивые стремления некоторых людей оставить после себя след на века. Стоики считали таких людей лишь рабами своего честолюбия, которые, обладая разумом, добровольно выбирают рабство, имея бесценную возможность быть свободными.

Стоики ценили внутреннюю свободу и избегали того, что могло дать другим власть над ними. Они считали, что только научившись быть равнодушным к чужому мнению и одобрению, человек сможет жить по-настоящему счастливой, наполненной и осмысленной жизнью.

Как отмечает автор, с точки зрения молодых людей может показаться, что стоицизм это философия неудачников, ведь она подвергает сомнению амбициозные цели вроде славы и богатства. Но как считает автор, жизнь большинства людей разворачивается по довольно печальному сценарию. Молодые люди живут предвкушением великих побед и огромных возможностей и в то же время обычно избегают обязательств. Подходя к тридцатилетию они уже понимают, что не всем их желаниям суждено исполнится, что время идёт, что они не ходят по красной ковровой дорожке, и что жизнь довольно трудна и несправедлива. И они впервые начинают чувствовать себя обманутыми.

Понравились идеи? Читай спринт Сила установки по книге Кэрол Дуэк «Гибкое сознание». О том, как сила установки влияет на развитие личности.Они прилагают множество усилий и, возможно, достигают многих целей, которые наметили для себя. Они продолжают верить, что ещё немного, и они заживут жизнью, о которой мечтают. Они даже могут достичь всего, о чем мечтали, но лишь затем, чтобы понять, что они такие же несчастные, как и были раньше. В этот период обычно наступает кризис среднего возраста, когда человек осознаёт, что с его целями что-то не то. Но чтобы справиться с кризисом, люди выбирают новые цели — другие лишь по форме, но не по сути.

С приближением старости человек начинает понимать, что все, что он воспринимал как должное, постепенно покидает его. Уходят близкие, ухудшается здоровье. Человек мог заключать миллиардные сделки, а теперь не в состоянии сложить два простых числа. Он мог пробегать десятки километров, а теперь с трудом доходит до туалета. Он пользовался успехом у противоположного пола, а теперь он никому не нужный немощный старик.

Ему придётся признать, что его жизнь прошла мимо него, и что он выбрал не те цели. Что может быть хуже, чем осознать в старости, что вы впустую растратили единственную жизнь, так и не поняв, что же в ней было ценного?

Стоицизм как жизненная философия помогает человеку найти ценности внутри себя — спокойствие и внутреннюю уверенность, — постоянный источник радости, который никто кроме нас самих не сможет нам дать, но который и никто кроме нас самих и не отнимет.

Правильная ли жизненная философия стоицизм? Как считает Уильям Б. Ирвин, лучше неправильная жизненная философия, чем её отсутствие. Человек без жизненной философии будет отчаянно отрицать естественные изменения жизни и свою смертность. Он обрекает себя на бег от одной иллюзии к другой, что в конечном итоге приведёт его к краху.

Книга, вместившая в себя мудрость стоицизма. Поможет привнести в жизнь радость, уменьшить уровень тревоги и справиться с негативом, который нас окружает.

В современном мире острой конкурентной борьбы мы постоянно соревнуемся с другими и преодолеваем себя в стремлении стать лучшими и прийти к финишу первыми. В этом вечном цейтноте у нас нет времени остановиться и оглядеться, понять, где наши истинные желания, а что навязано нам социумом, разобраться, что нам дарит радость, а от чего мы испытываем грусть. Такой режим изматывает, усиливает тревогу и нередко приводит к депрессии.

И все это время в глубине души шевелится наш самый большой страх: а что если, несмотря на все старания и усилия, мы впустую растрачиваем жизнь?

Как понять, ради чего жить? Как наслаждаться жизнью и ее благами и делать это осознанно, не становясь их рабами? Как пережить утрату и преодолеть душевную боль? Как справиться с негативом? Как уменьшить тревогу и отпустить прошлое, сосредоточив…

One of the great fears many of us face is that despite all our effort and striving, we will discover at the end that we have wasted our life. In A Guide to the Good Life, William B. Irvine plumbs the wisdom of Stoic philosophy, one of the most popular and successful schools of thought in ancient Rome, and shows how its insight and advice are still remarkably applicable to modern lives. In A Guide to the Good Life, Irvine offers a refreshing presentation of Stoicism, showing how this ancient philosophy can still direct us toward a better life. Using the psychological insights and the practical techniques of the Stoics, Irvine offers a roadmap for anyone seeking to avoid the feelings of chronic dissatisfaction that plague so many of us. Irvine looks at various Stoic techniques for attaining tranquility and shows how to put these techniques to work in our own life. As he does so, he describes his own experiences practicing Stoicism and offers valuable first-hand advice for anyone wishing to live better by following in the footsteps of these ancient philosophers. Readers learn how to minimize worry, how to let go of the past and focus our efforts on the things we can control, and how to deal with insults, grief, old age, and the distracting temptations of fame and fortune. We learn from Marcus Aurelius the importance of prizing only things of true value, and from Epictetus we learn how to be more content with what we have. Finally, A Guide to the Good Life shows readers how to become thoughtful observers of their own lives. If we watch ourselves as we go about our daily business and later reflect on what we saw, we can better identify the sources of distress and eventually avoid that pain in our life. By doing this, the Stoics thought, we can hope to attain a truly joyful life.

Поняла! Стоицизм-это для меня!

Мысль первая: «Наши проблемы очень немногим отличаются от проблем людей прошлого»

Автор с самого начала и до самого конца книги ведет читателя к тому, что проблемы и мысли нашего современного мира далеко не уникальны.

Людям хочется найти решение всё тех же проблем, таких как исцеление болезней, поиск любви, поиск себя в этом мире, реализация потенциала и удовлетворение многих потребностей.

И стоики уже давно, ещё в Древней Греции, более двух тысяч лет назад, создали практическую систему отношения к этим проблемам и их решению. Стоиков интересовало не беспочвенное рассуждение ни о чем, а человеческая психология. Во многом они хотели понять, почему человек страдает и как сделать так, чтобы его страдания ослабли или исчезли насовсем.

У стоиков были ответы на многие вопросы, более того, эти ответы применимы и сегодня, потому что проблемы не изменились.

Стоицизм развился как учение в 3 веке до н. э. в Древней Греции благодаря Зенону Китийскому, а затем ещё большее развитие получил в Древнем Риме, где его практиковали Сенека, Гай Музоний Руф, Эпиктет и Римский император Марк Аврелий.

В головах обычных людей стоик – это черствый и равнодушный человек, испытывающий холод к тому, что его окружает.

Это только лишь глупый стереотип.

На самом же деле стоик просто чуть-чуть по-другому смотрит на вещи и не тратит силы на то, на что не нужно их тратить. Его учение не мешает ему пользоваться чем-то приятным и получать удовольствие от жизни, просто в тот же момент стоик защищен от того, чтобы стать рабом этого самого удовольствия.

Мысль вторая: «Цель жизни стоиков – это добродетель и спокойствие»

Мы с вами – люди современные, сперва будем считать эти цели, скорее всего, не очень впечатляющими. Но сперва стоит разобраться, что понимали стоики под добродетелью и спокойствием.

Являться добродетельным в понимании стоиков означало жить в согласии со своей природой и со своим предназначением. В чем видели предназначение человека стоики? Они указывали, что человек — единственное существо, наделённое разумом. Быть разумным — вот предназначение человека. Цель жизни человека — стремиться к мудрости. Мудрость же, с точки зрения стоиков, — это свобода от суеты. Однако же стоики понимали, что идеалов точно не существует и что мудрость – это скорее цель, которую невозможно достигнуть окончательно.

Достижение спокойствия было вторым, но от того не менее важным звеном в системе жизненных ценностей стоиков. Спокойствие в их понимании — это не пассивность и безынициативность. Стоическое спокойствие — это не расслабленность, а психологическое состояние, в котором нет негативных эмоций, таких как гнев, печаль, беспокойство, но есть положительные эмоции, такие как радость и удовлетворённость.

Но эта цель не превращала стоиков в фаталистов или рабов случая. Напротив, абсолютная пассивность противоречила их убеждениям. Они были активными участниками исторических событий, за что часто навлекали на себя гнев могущественных врагов.

Мысль третья: «Счастье уже находится рядом с вами»

В психологии существует термин «гедонистическая адаптация», который ввели психологи Шейн Фредерик и Джордж Ловенстайн во время изучения людей после выигрышей в лотереи.

Их исследования показали, что после выигрыша человек реально чувствует себя очень счастливым, но после короткого промежутка времени, он снова чувствует себя точно так же, как и до выигрыша в лотерее.

Разумеется, дело ещё состоит в величине оторванного вами куска, возможно эйфория продлится дольше, но факт остается фактом – мы становимся вновь несчастными, потому что снова хотим большего.

Гедонистическая адаптация работает против нас во многих аспектах жизни.

Через полгода нас уже не радует новый смартфон, ведь вышла новая модель, а наш романтический партнёр уже не вызывает бурю эмоций и нам хочется встретить более интересного человека.

Как же решить эту проблему?

Очень просто. Нам нужно захотеть то, что мы уже имеем – так считают стоики.

И в этом нам с вами поможет негативная визуализация.

Мысль четвертая: «Будьте готовы к потере заранее. Иногда визуализируйте негатив»

Представьте прямо сейчас на секунду, как вы теряете что-то ценное для вас.

Вам ведь очень не хочется этого, правда? Хочется сохранить то, что радует вас?

Дело в том, что чаще всего мы не ценим того, что имеем, воспринимая всё окружение как постоянную данность.

Но, как бы нам этого ни хотелось, любимые люди не будут с нами вечно, а наши материальные вещи могут сломаться или попросту исчезнуть.

Очень полезно изредка представлять то, как вы теряете всё это. Этот процесс называется негативной визуализацией, и он помогает испытывать людям счастье от того, что они уже имеют.

Но разве негативная визуализация не превратит человека в законченного пессимиста? Вовсе нет. Чтобы показать цель негативной визуализации, представим две пары. В одной паре муж мало времени проводит с женой, больше времени уделяя работе и встречам с друзьями. Он часто выражает недовольство, срывается и придирается по мелочам. И хотя он любит свою жену, он мало это показывает. Он может сказать что-то обидное и несправедливое, а когда появляется возможность провести время с женой, он предпочитает уткнуться в газету или в планшет. Он уверен, что жена будет с ним всегда, он считает её присутствие в его жизни само собой разумеющимся.

В другой паре муж практикует негативную визуализацию. Понимая хрупкость и непостоянство жизни, он дарит внимание и время своей супруге. Он осознаёт, что ничто не дано ему навсегда, поэтому использует каждое мгновение. Отношения этой пары обладают глубиной, которая отсутствует в отношениях первой пары.

Представим, что и в первой и во второй паре произошла трагедия — мужья потеряли своих жён в результате несчастного случая.

И тот и другой тяжело переживают утрату, но в первом случае к боли утраты примешиваются невыносимые чувства вины и сожаления о несделанном, о невозможности повернуть время вспять и сделать все правильно, о несказанных словах, об упущенных возможностях насладиться ощущением близкого человека рядом.

Негативная визуализация возвращает людей к тому, что по-настоящему ценно.

Практикуя её, люди перестают воспринимать то, что их окружает, как данность. Негативная визуализация помогает осознать, что «то, что случается только с другими» может произойти и с нами. Но задача негативной визуализации вовсе не в том, чтобы погрузить человека в депрессию. Напротив, она помогает сделать жизнь наполненной и осмысленной и ощущать большую радость от того, что мы имеем. Она помогает приготовить себя к естественным жизненным изменениям.

Именно для того чтобы в полной мере осознать ценность того, что нам дано, стоики советовали представлять смерть — свою и близки��. Даже прощаясь с другом, стоики советовали представлять, что вы встречались в последний раз и больше не увидитесь.

Стоики советовали жить так, будто каждый день — последний. Но это не означает, как неправильно поймут многие, потратить все деньги и с головой уйти в развлечения. Суть в том, чтобы регулярно напоминать себе о том, как замечательно, что у нас вообще есть возможность жить. Если вы цените свою жизнь, то естественно, что увеличивается удовольствие от жизни.

Мысль пятая: «Попробуйте пожить так, будто случилось что-то плохое»

Стоики советовали не только представлять что-то плохое, но ещё и изредка жить так, будто случилось что-то плохое. Например, поносить несколько дней плохую одежду, пожить впроголодь или вообще пожить на улице или в дикой природе.

Эта практика не направлена на то, чтобы сделать вашу жизнь действительно хуже.

Напротив, она позволяет вам открыть глаза на реальную суть вещей.

После этого испытания люди понимают, что большая часть вещей вокруг них совершенно не имеют смысла и переживать за них не нужно. Часто люди осознают, что можно обходиться совсем малым, некоторые же понимают, что то, чего они хотели добиться всё это время, им совсем не нужно.

Стоики говорили, что большинство наших идей, вещей и ценностей – это навязанное и отягощающее нас бремя. Но видит этот факт человек только тогда, когда пробует жить без него.

Внезапно глаза открываются и человек начинает трезво видеть правду.

Он вдруг понимает, насколько счастливой жизнью он живёт.

Мысль шестая: «Горе кроется в контроле того, что не нужно контролировать»

Люди часто волнуются из-за того, влиять на что не в их власти.

Последователи стоицизма считали, что человеку нужно сосредоточить своё внимание не на том, что мы не можем контролировать, а на том, что можем. Первое — источник стресса, второе — счастья.

Какими же должны быть цели, чтобы их достижение делало нас счастливыми?

Чтобы разобраться, рассмотрим пример.

Есть условная фирма, а в ней – отдел продаж.

Этот отдел ставит перед собой грандиозную цель — заключить в месяц сделок на 1 млн. Правильная ли это цель? Она конкретна и привязана ко времени и кажется, что от сотрудника зависит её достижение. Мы часто ставим для себя такие цели, но проблема в том, что они не полностью в нашей власти — подобные цели не учитывают влияния внешних факторов — стараний конкурентов, задержку поступлений от клиентов, спад в экономике, возможность болезни, которая выведет сотрудника из строя или даже увольнение.

Цель, которая не может быть полностью подконтрольна нам, не должна являться нашей целью – так говорят стоики.

Вы ведь не ставите себе цель добиться солнечной погоды на завтра? Постановка цели, которая не в вашей власти или даже не полностью в вашей власти, становится источником постоянного стресса и тревоги.

Но какую, в таком случае, должен поставить себе цель сотрудник отдела продаж?

Цель, достижение которой зависит только от него. Что же зависит только от нас? Это наши усилия, способность выбирать и контролировать цели и ценности.

Цели, достижение которых в полной власти сотрудника отдела продаж из примера — приложить максимальные усилия, быть полностью сосредоточенным, работать добросовестно.

Концентрация на том, что зависит только от вас, сделает вас абсолютно неуязвимым перед внешними факторами. Если вы знаете, что сделали все, что могли, даже проигрыш не выведет вас из себя. Ничто не сможет нарушить ваше спокойствие и поколебать внутреннюю уверенность.

Интересно, что если сотрудник отдела продаж из примера сосредоточится не на том, чтобы заключить какое-то количество сделок, а на том чтобы выполнить свою работу максимально хорошо, то это наверняка отразиться и на его результатах, ведь он перестанет беспокоиться о том, что от него не зависит, и направит свою энергию в нужное русло.

Но нужно быть предельно осторожным, ставя цели перед собой. Ведь они могут стать источником постоянного напряжения. Во избежание этого, преобразуйте внешние цели во внутренние.

Представьте, что вы любите кого-то и хотите, чтобы этот человек полюбил вас. Но нет смысла ставить себе цель заставить его полюбить вас — достижение этой цели не в вашей власти. Вы ведь не можете именно заставить человека любить, верно?

Правильная цель в этой ситуации, с точки зрения стоиков, — вести себя так, чтобы проявить всю свою любовь к этому человеку. Тогда он, возможно, полюбит вас, ведь вы направите усилия не на то, чтобы показать, какой вы, а на то, чтобы подарить ему счастье.

Мысль седьмая: «Стоицизм поможет вам во многом. Особенно в отношениях с людьми»

Другие люди – это активный источник раздражения, ведь не все люди настроены к нам априори положительный образом. Это норма жизни, но это та норма, с которой необходимо уметь справляться.

Так как стоики считали спокойствие одной из самых важных вещей для счастливой жизни, вопрос взаимоотношений с людьми стоит особенно остро.

Как же правильно взаимодействовать с окружением?

Первое правило – не нарывайтесь на негатив.

Вам нужно изначально избегать связей с теми людьми, которые вызывают у вас негативные эмоции.

Второе правило – обязательное наличие шаблона, по которому вы будете действовать в случае чего. Его наличие поможет вам облегчить ситуацию конфронтации.

Третье правило – наличие понимания того, что избежать такой конфронтации не выйдет. Люди всегда находятся вокруг нас, и люди эти очень разные. Лучше всего, как советовал Марк Аврелий, больше обращать внимание на свои недостатки, относится снисходительно к собеседнику и пытаться прийти к пониманию его позиции. Это облегчит ваш контакт, но не надейтесь, что сможете избежать этого контакта в принципе.

Четвертое правило – всегда помните, что от злости ситуация только усугубится, поэтому держите себя в руках.

Пятое правило – больше занимайтесь собой и дисциплинируйте свой ум. Так вы избежите влияния этих людей на вас. Мы никогда не сможем контролировать остроту чужого меча, зато можем позаботиться о надёжности своей брони.

Мысль восьмая: «Реагируйте на оскорбления правильно»

Агрессию, оскорбления – всё это стоики считали контрпродуктивными эмоциями, которые только мешают счастливой жизни. Стоики не видели в этом совершенно ничего положительного, а потому просто избегали этих проявлений.

Однако же стоики никогда не были людьми пассивными, они считали, что яд всегда нужно выводить и подвергать нейтрализации.

Для этого у них было несколько действенных методов.

Первым из них был юмор и самоирония.

И с этим все было бы предельно ясно, но что делать в случаях, когда не удаётся перевести ситуацию в шутку?

Когда вас кто-то оскорбляет, стоики советовали не вставать сразу в защитную позицию и готовить ответное оскорбление, а перевести ситуацию в рациональную плоскость, подумать, а что если обидчик прав? Так, если кто-то дразнит полного человека за то, что он толстый, жертве стоит подумать, а почему он воспринимает это как оскорбление, ведь это вполне очевидное замечание?

Помимо этого, стоит подумать – достаточно ли знает обидчик? Может быть, он заблуждается или просто не знает правды?

Однако, если для всего этого нет места, и вы считаете, что обидчика нужно наказать в ответ, то и для этого стоики видят место в своей картине мира.

Но наказание нужно рассматривать не с точки зрения абсолютной жестокости, а с точки зрения наказания, подобного тому, как наказывает провинившегося ребенка его же собственная мама.

Наказание должно не породить новое зло, оно должно научить и наставить на истинный путь.

Стоики имели очень хитрую стратегию. В основе стратегии стоиков по отношению к оскорблениям основой является выработка эмоциональной неуязвимости. Они отмечали, что люди так чувствительны к оскорблениям и так болезненно на них реагируют по одной простой причине — они стремятся получить одобрение других людей. Это нужно понимать для того, чтобы знать, почему обижаетесь вы и по какой причине обижаются другие.

Для достижения же внутреннего спокойствия нужно понять одну простую истину: «Мнение других не должно вас волновать»

И это – не правило из сериалов для подростков. Это золотое правило счастье, вывели которое умнейшие философы Древней Греции.

Мысль девятая: «О том, как стоицизм помогает лечить горе»

Потери и горе – часть жизни любого человека, которой попросту не избежать никому.

Стоики считали, что можно снизить или вовсе уничтожить боль от потери, если применить к этому рациональный подход. Они считали, что чувствовать эмоциональную боль естественно для человека. Эту боль они рассматривали как рефлексивный ответ психики.

Стоики придерживались мнения, что быть сильным духом вовсе не означает перестать чувствовать боль. Но это и не значит, что человек, переживший горе, должен провести жизнь в трауре.

Один из инструментов, который помогает пережить утрату — это ретроспективная негативная визуализация.

Во время неё человек пытается понять, что бы произошло, если бы не было приобретения того, что утрачено? Как бы чувствовал себя, например, горюющий муж, утративший жену, если бы вообще её не встретил?

Были бы все эти несколько десятков лет чистого счастья? Жили бы их дети сейчас? Был бы этот мужчина доволен своей жизнью, если бы вообще не встретил свою жену?

Ещё один совет который дают стоики человеку, который никак не может выбраться из траура, состоит в том, чтобы задать себе вопрос — хотел бы человек, которого вы потеряли, чтобы вы провели всю оставшуюся жизнь в печали, никогда не радуясь жизни?

Эти несколько вопросов помогают нам отрезвить свою голову. Понять, что жизнь идёт своим чередом и утрата – это закономерный процесс, к которому надо быть готовым. Этого не избежать.

Стоицизм, к счастью, действительно помогает по-иному посмотреть на эти вопросы.

Мысль десятая: «Определите свои ценности»

Стоики верили в то, что человек не может получить от своей жизни счастье, потому что не знает, что в его жизни по-настоящему ценно.

По большому счету, сегодня, так же, как и во все времена, люди живут ложными ценностями, которые не наделяют нашу жизнь счастьем.

Богатство, статус, материальные блага, внешность – всё это, исходя из философии стоиков, не стоит и ломанного гроша.

Такие вещи основаны на мнении других людей, на желании получить одобрения с чужой стороны.

А это значит, что такой подход начисто лишает человека спокойствия и уравновешенности в своей жизни, так как одобрение он пытается найти не в себе, а в других.

Стоики считали, что, только научившись жить вне чужого мнения, человек сможет обрести истинную свободу, душевное равновесие и покой, но для такой позиции необходимо иметь ясно поставленные ценности, которые будут служить для вас маяками во время принятия сложных решений. Также ценности помогут не искать одобрения в других, а сравнивая результаты с личными ценностями, находить источник одобрения в себе, то есть в прямом смысле находить источник счастья.

Со временем человек понимает, что люди покидают его, что каких-то целей добиться попросту невозможно, и что жизнь не совсем похожа на то, что мы представляли о ней в юном возрасте. Как говорит автор, в жизни, где изменения – это буквально неизбежная вещь, человек без философии обречен на провал.

Справиться же с этими изменениями нам помогает одно из самых применимых к реальной жизни учений, которое носит название «Стоицизм»
April 5, 2019

Отсюда:
https://teletype.in/@sila_knigi/Bk5uaO4F4

promo


olegmatveev

january 1, 2022 16:53

54

Buy for 1 000 tokens

(cv) Мои экспертные области

Международная Академия Ясного Коучинга https://icca.academy/mayak Основные курсы, книги, материалы https://icca.academy/ma in Актуальное https://taplink.cc/olegmatveev В этом посте попробую собрать воедино все обычные вопросы, по которым есть смысл ко мне обращаться, и наиболее…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Холодильник атлант мхм 1704 01 инструкция по эксплуатации
  • Руководство нового уренгоя
  • Hand roll piano 49k инструкция на русском
  • Создать рабочую группу под моим руководством
  • Дезон классик инструкция по применению как разводить