Руководство по иконописи

монахиня Иулиания (Соколова)

Приступающему к изучению техники иконного дела40 прежде знакомства с рисунком, материалами и способами их применения необходимо понять священный характер этого искусства, его высочайшее назначение и теснейшую связь с жизнью Церкви. Иконопись – это не просто искусство, это искусство церковное.

Икона – это книга о вере. Языком линий и красок она раскрывает догматическое, нравственное и литургическое учение Церкви. И чем чище и выше жизнь христианина, тем доступнее его душе язык иконы. Икона – прежде всего священный предмет. Изображенный на ней лик получает, по правилу Церкви, имя через надписание. Этим икона усвояется тому, кто на ней изображен, восходит к своему первообразу и становится причастной его благодати, так что при недостойном, небрежном обращении с иконой оскорбляется не живопись, а тот, чье имя она получила, ее первообраз. Поэтому начинающему иконописцу с самого начала необходимо проникнуться благоговением к иконописанию и признать его святым делом.

Необходимо также возыметь уважение к тем людям, которые на протяжении прошлых веков потрудились в этом деле, сумели выработать язык иконы, создали ее высокий, подлинно церковный стиль. Среди них мы знаем прежде всего святого апостола и евангелиста Луку, и после него было бесчисленное множество иконописцев среди святых мужей и отцов Церкви.

Икона есть образно выраженная молитва, и понимается она, главным образом, через молитву.

Она рассчитана только на молитвенно предстоящего перед ней верующего. Ее назначение – содействовать молитве, поэтому трудящемуся в этом деле необходимо во время работы не забывать о молитве. Молитва многое в иконе объяснит без слов, сделает понятным, близким, покажет как духовно верное, как неопровержимо истинное.

Ошибается тот, кто ищет в иконе внешней красивости. Церковное творчество отличается несколько иным пониманием красоты. Красота духовная выше телесной, и цель христианской жизни заключается в восхождении к Первоисточнику красоты –Богу. Природа – одно из средств познания Бога, через созерцание ее красот человек призывается прославлять Бога-Творца и созидать красоту своего внутреннего образа, возрастая и обновляясь во Христе в новую тварь, преображенную, искупленную для новой, Вечной Жизни во Христе. Но мыслить духовно человеку в земных условиях очень трудно, и Церковь установила некое посредство, как бы мост от мира вещественного к духовному, создав символ – наглядное изображение истин веры, выработав при этом и особые, только ему свойственные формы. Это и есть древняя икона. Поэтому перед иконой «не писаному лику поклоняемся в молитве, а восходим к Первообразу» (святитель Василий Великий).

В иконе образно выражена единая, незыблемая, общецерковная истина, и ее важно сохранить незамутненной. Искажения привносятся в икону от неумелости, невежества или дерзостного самочиния иконописца, не боящегося отступать от иконного предания и вносить в церковный образ «мудрование свое, мудрование плоти».

Икона, считает Церковь, может быть сделана церковью только «чистыми руками», поэтому Поместный Стоглавый Собор Русской Церкви (43 гл. Стоглава) предписывает иконописцу соблюдать правила нравственности: ему должно быть «смиренну, кротку, благоговейну, не празднословцу, не смехо-творцу, не сварливу, не завистнику, не пьянице, не грабежнику, не убийце; особенно хранить чистоту душевную и телесную со всяким опасением, и подобает живописцам часто приходить к отцам духовным и во всем с ними совещатися, и исповедыватися, и по их наставлению и учению жити в посте, молитве и воздержании со смирением». Собор не оставил без внимания грамотность иконописцев в их деле, и должное отношение к своему труду. Собор повелевает «с превеликим тщанием (старанием) писати образ Господа нашего Иисуса Христа, и Пречистыя Богоматери, и святых по образу, и по подобию, и по существу, и по лучшим образцам древних иконописцев; а от самосмышления бы и по своим догадкам Божества бы не описывали». Если же кто-либо из учеников начнет «жити не по правилам завещания, в нечистоте, пьянстве и бесчинстве, тех от дела иконного отнюдь отлучати и касатися того не велети, боящеся реченного: проклят человек. творяй дело Господне с небрежением (Иер. 48, 10). Поселянам же и невеждам, которые по сие время писали иконы, не учася, самовольством и самочинием, не по образу, строго наказать, чтобы учились у добрых мастеров; и которым Бог даст эту премудрость, тот бы писал, а кому не даст, тот должен в конец от такового дела престати», чтобы имя Божие ради плохого письма не хулилось, ибо «не знают, что делают, и греха себе того не ставят». Таково завещание Московского Собора (1551) всем иконописцам.

Начинающему иконописцу предлагается работать только «по образцам». Древняя икона соприкасается с миром иным нами не видимым, божественным. Постигать его , и постигать правильно, далеко не всякий может, тем более давать ему соответствующую художественную форму. Однако были (возможно, есть и теперь) люди, которые при чистоте сердца, способного созерцать сокровенную истину, получили еще и дар творчески воплощать в видимых образах то, что недоступно чувственному восприятию.

Восемь веков Церковь Христова в лице своих иконописцев трудилась, вырабатывая художественную форму иконы, и теперь мы имеем в ней образ, приближенный, насколько возможно, к миру невещественному, с одной стороны, и к нашему, крайне ограниченному пониманию этого мира, с другой стороны. Поэтому в противоположность мирскому художеству, совершенствоваться в котором можно только через изучение природы и натуры, иконописи нужно учиться только через копирование древних икон, в которых невидимое явлено в доступных  для нас формах. Копируя икону, человек всесторонне познает ее и невольно приходит в соприкосновение с тем миром, который в ней заключен. Постепенно он начинает ощущать реальность этого мира, узнавать истинность данного образа, потом постигает глубину его содержания, поражается четкостью форм. внутренней обоснованностью его деталей и поистине святой простотой художественного выражения. Но чтобы так понять икону, нужно время, и иногда довольно длительное. При подборе иконы для копирования надо иметь в виду, что наряду с иконами высокого художественного качества существует много так называемых «примитивов», которые вышли из бывших сельских ремесленных мастерских. Они не могут служить образцами для изучающих иконопись. В вопросе, что копировать, лучше следовать совету опытных мастеров, так как среди икон различных веков и школ не каждая может быть образцом для начинающего.

Репродукции могут помочь в рисунке и композиции, могут показать, как положить правильно высветления на ликах и одеждах, но колорит их всегда искажен, поэтому придерживаться его не следует. Самое большее, что может дать репродукция, – это подсказать размещение цветовых пятен; сам же тон, например, красного, синего, зеленого и др., можно взять верно, только имея опыт копирования древних икон.

В работе над иконой можно впасть в ошибки и незаметно сбиться с пути. Это случается и вначале, и в дальнейшей работе. Тот, кто хорошо знает светское искусство, природу и анатомию, долго не может привыкнуть к особенностям рисунка иконы, невольно находит множество «неправильностей», «искажения», стремится чуть-чуть тут или там что–то исправить; ему кажется, что «так не может быть». Следовать своим знаниям и чувствам нельзя, так как в иконе важно внутреннее видение, а у художника-ученика – внешнее видение. Надо принять пока «на веру» все, что непонятно и мало приемлемо, и повторить то, что есть. Понимание приходит со временем.

В дальнейшем, когда своеобразие иконописного образа будет внутренно принято, когда в память внедрятся приемы художественного раскрытия образа иконы, может возникнуть соблазн проявить свою творческую

импровизацию, сделать «по-своему», вначале хотя бы в деталях. Если встать на этот путь, не имея к тому внутренних данных, то постепенно в иконный образ можно привнести много нелепостей, тогда как в подлинной иконе нет ничего случайного.

Церковь приемлет творчество, но в том случае, если в нем сохранена общецерковная истина, а это возможно тогда, когда художник, овладев техникой, обладает еще и даром не только духовного видения, но и творческого воплощения увиденного.

В заключение скажем, что «вера, смирение, чистота были естественными качествами иконника. Постоянным молитвенным подвигом он умножал в себе эти качества, что приводило его к все большему просветлению и, наконец, к святости. Свой талант он считал не своим, а полученным от Бога туне (даром),и для Бога нужно было возделать его, принести плод Господину и смиренно возвратить Подателю жизни, ничего не оставив себе(даже подписи на образе), чтобы не получить похвал, которые только вредны и отвлекают от прославления Единого и Вечного. Смирение –это не уничтожение личности, а ее обогащение, воспитание, собирание и возращение. Христианское смирение – зто радость, обновление и соучастие в подвиге Христовом, а подвиг христианский – легкое иго Христово – радостен и светел» (протоиерей Алексий Остапов).

* * *

40

« Руководство для начинающих иконописцев» составлено на основе пособия по технике иконописи и лекций, подготовленных для студентов иконописного кружка при Московской Духовной Академии, которыми монахиня Иулиания руководила в течение 23 лет.

Источник: Труд иконописца : [Сборник] / Монахиня Иулиания (М. Н. Соколова); [Вступ. ст. Алдошиной А. Е., Алдошиной Н. Е., с. 5-34]. — Сергиев Посад : Св.-Троиц. Сергиева лавра, 1998. – 158 с.

Комментарии для сайта Cackle

Молитвослов иконописца

Богословие иконы

Modern orthodox icon 

Бычков В.В.  Феномен иконы 

 Иларион Алфеев, митр. По образу и подобию

Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Том I.

 

Лепахин В.В. Функции иконы. Икона и образ

Сергий (Спасский), архиеп. Православное учение о почитании святых икон

Тарасов О.Ю. Икона и благочестие  

Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках

Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви 

Павел Флоренский, свящ. Иконостас

 Языкова.И.К. Богословие иконы 

Практические советы

Алексеев С.В. Как устроить домашний иконостас

Ерминия или наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом *

Кравченко А.С., Уткин А.П. Икона. Секреты ремесла.

Маркелов Г.В. Святые Древней Руси: Материалы по иконографии (прориси, переводы, иконописные подлинники).

Надписи на иконах

Сергеев Ю.П. Секреты иконописного мастерства.

Символика икон

Фартусов В.Д. Руководство к писанию икон святых угодников Божиих. 

Хвостенко Т.В. — Энкаустика. Искусство, пережившее тысячелетия 

Шмид Г. Техника античной фрески и энкаустики  *

История иконописи

Буслаев Ф.И. Общие понятия о русской иконописи.

Вздорнов Г.И. Реставрация и наука.

Григорьева Д.А. Русский иконописный подлинник.

Иконописный подлинник новгородской редакции по софийскому списку конца XVI века

Иконописный сборник. Выпуск II  

Сарабьянов В.Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи.

История иконописи VI-XX века. Сборник 

Покровский Н.В. Лицевой иконописный подлинник и его значение для современного церковного искусства.

Лихачев Н.П. Историческое значение итало-греческой иконописи, изображения Богоматери в произведениях итало-греческих иконописцев и их влияние на композиции некоторых прославленных русских икон

Лихачев Н.П. Манера письма Андрея Рублева.

Овчинников А.Н. Символика христианского искусства.

Платонов О.А. Очерки истории русской иконы.

Покровский Н.В. Сийский иконописный подлинник. 

Сводный иконописный подлинник XVIII по списку Г. Филимонова 

Иконопочитание

Алексеев С.В.Иконопочитание – путь ко спасению

 Алексеев С.В.. Созерцание или предстояние?  

Вениамин (Федченков). митр. Учение преподобного Феодора Студита о почитании Креста Господня и Святых Икон.

Григорий II, папа Римский. 1-е послание к императору Льву исаврянину о святых иконах 

Григорий II, папа Римский. 2-е послание к императору Льву исаврянину о святых иконах 

 Иоанн Дамаскин, прп. Свидетельства древних и славных святых Отец об иконах.

Иоанн Дамаскин, прп. Слово преподобного Иоанна Дамаскина о поклонении святым иконам

 Иоанн Дамаскин, прп.  Три защитительных слова против порицающих святые иконы 

Квливидзе Н.В. Иисус Христос.

  Сергий Мечёв, сщмч. Об иконах.

 Мефодий I Константинопольский, свт, исповедник. Слово о святых иконах  

 Никифор Константинопольский, святитель, исповедник . Защитительное слово ко Вселенской Церкви относительно нового раздора по поводу честных икон 

 Иосиф Волоцкий. прп. Послание иконописцу и три «Слова» о почитании икон.  

 

Феодор Студит. прп. 1-е опровержение иконоборцев.

Фодор Студит, прп. 2-е опровержение иконоборцев.

 Феодор Студит, прп. Некоторые вопросы иконоборцам, утверждающим, что Господь наш Иисус Христос неописуем по телесному образу.

 Феодор Студит, прп. Письмо Платону, его (духовному) отцу, о почитании икон.

 Феодор Студит, прп. Против иконоборцев семь глав.

  • Каталоги икон

The rich world of icons 

 Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи 

Будур Н.В. Православные иконы  

 Квливидзе Н.В. Иконография Пресвятой Богородицы 

Клокова Г.С. Русская иконопись

 Комашко Н. Русская икона XVIII века 

 Кондаков Н.П. Иконография Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 

 Лазарев В.Н. Византийская живопись  

Лазарев В.Н.Три фрагмента расписных эпистилиев и византийский темплон  

Лихачев Н.П. Краткое описание икон собрания П.М. Третьякова 

Лицевой иконописный подлинник, Т. I. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 

 Макарий (Веретенников), архим.  Заметки по иконографии 

Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийских и русских 

Покровский Н.В.  Сийский иконописный подлинник

Покровский Н.В. Стенные росписи в древних храмах греческих и русских  

 Попова О.С.Пути византийского искусства 

 Поствизантийская живопись. Иконы XV-XVIII веков 

 Припачкин И.А. О Воскресении Христовом в православной иконографии 

Русская иконопись 

 Салтыков Александр. Иконоведение  

Христофор , архим. Древне-христианская иконография.

  Этингоф О.Е. Образ Богоматери 

  • Об отдельных иконах

Иверская Монреальская чудотворная мироточивая икона Божией Матери 

Монреальская Мироточивая Икона и брат Иосиф 

О изображениях Благовещения Пресвятой Богородицы посещения ею праведной Елизаветы В.Д. Фартусов 

Об иконе Введения во храм Пресвятой Богородицы В.Д. Фартусов 

Слово о иконе св. мученицы Евфимии свт. Астерий Амасийский 

Слово о чуде, бывшем в городе Берите от иконы Господа нашего Иисуса Христа, истиннаго Бога нашего свт. Афанасий Великий 

Удивительная икона святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского

Словарные статьи


Источники:

Материалы взяты с сайтов

Азбука Веры: https://azbyka.ru/otechnik/ikona

* Энкаустика: http://enkaustik.ru

Электронные ресурсы:

 

Христианство в искусстве

https://www.icon-art.info/


Иконография восточно-христианского искусства. ПСТГУ.

http://icons.pstgu.ru/


Московский иконописный портал

http://www.mosip.ru/


Иконописная мастерская «Древний образ»

Литература по иконописи


Азбука веры

https://azbyka.ru/otechnik/ikona/


Art Conservation

http://art-con.ru/node/126


Государственный

научно-исследовательский институт реставрации

http://www.gosniir.ru/ 


Энкаустика

http://enkaustik.ru/ 


Всероссийский художественный

научно-реставрационный центр

имени академика И.Э. Грабаря

http://www.grabar.ru/ 

Подлинник онлайн

eikon.piwigo.com

 Электронные ресурсы музеев :
 

Новгородский государственный музей-заповедник

http://nov.vm.culture.ru/icon/

Кирилло-Белозерский музей-заповедник

https://kirmuseum.org/ru/kollekcia/ikony?page=1

Государственный Русский музей

(Санкт-Петербург)

 http://rusmuseumvrm.ru/

Центральный музей

древнерусской культуры и искусства

имени Андрея Рублёва

https://rublev-museum.ru

Музей фресок Дионисия

http://www.dionisy.com/museum/

Поникаровский иконостас конца XV — начала XVI века

http://iconostas.rostmuseum.ru/

Л. А. У с п е н с к и й

Богословие иконы православной Церкви

Основной учебник необходимых знаний по истории и теории вопроса, изложенных систематически и в хронологическом порядке. К его (простительным) недостаткам можно отнести неполноту, а также излишне жёсткую критику западного духовного искусства. Но надо принимать в расчёт современный созданию этого труда контекст.
Плюс отдельные блестящие статьи того же автора: «Вопрос иконостаса», «По поводу иконографии Сошествия Святого Духа», «Пути искусства «живописного» направления в синодальный период Русской церкви», «Большой Московский Собор и образ Бога Отца».

Кн. Евг. Ник. Т р у б е ц к о й

Три очерка о русской иконе

Это было написано до возникновения иконоведения как науки. Очерки хороши тем, что являют любовь к предмету, а не препарируют или каталогизируют его.

П. А. Ф л о р е н с к и й

Иконостас

Возможно, во многом устаревшее и не совсем научное сочинение, но полное замечательных интуиций и неожиданных прозрений об иконе и русском иконостасе. Кроме того, это прекрасное произведение литературы Серебряного века.

Д. А. Р о в и н с к и й

Иконописание в России до конца XVII века

Это автор рубежа XIX-XX вв., то есть до раскрытия в 1904 г. Троицы и нового открытия русской древней иконы. Следовательно он об иконе судил по почерневшим доскам, мало в ней понимал, и интерес его к иконе вроде этнографического. Зато он собрал интереснейший архивный материал о царских и других изографах, их работе и быте, а также опубликовал старинные подлинники с техническими указаниями. Книга переиздана в наше время.

М. Н. С о к о л о в а (монахиня Иулиания)

Труд иконописца

Удивительнейший человек, почти в одиночку возрождавшая каноническое иконописание в советское время. Была духовной дочерью о. Алексея Мечёва, дружила с исповедниками и новыми мучениками, с вл. Афанасием Сахаровым, с которым вместе создала образ «Всех святых в земле Российской просиявших» (он — автор одноименной службы, написанной в основном в лагерях и ссылках). Создала при МДА иконописный кружок, из которого впоследствии выросла школа. Много работала в Лавре и в Академии как иконописец и как реставратор. Воспитала множество учеников. Эта книга — учебное пособие для иконописцев (во многом устаревшее), но там много интересного и для более широкого круга читателей.

Инок Григорий К р у г

Мысли об иконе

Соратник и учитель Л. А. Успенского, работавший во Франции. Интересен тем, как возрождал русское иконописание практически в вакууме, в чуждой духовной среде и в отсутствие образцов и пособий. Замечательный иконописец, создавший целую школу.

Архимандрит Зинон (Т е о д о р)

Беседы иконописца

Автор — Мэтр (да, с большой буквы) современной иконописи. Даже те, кому не очень нравится его стиль и подход (я в их числе) не могут не признавать его значительности и важности. Книга интересна и во многом бесспорна.

Ак. В. Д. Ф а р т у с о в

Руководство по писанию икон святых угодников Божиих в порядке дней года, содержащее сказания о внешнем виде их, об одеждах, возрасте, типе, с приложением рисунков одежд

Весьма капитальный труд, у меня всегда под рукой, так как церковнославянская орфография написания имён у Фартусова безупречна. Современный иконописец не может просто копировать древние надписания, ведь древние с орфографией обращались с недостижимой нам нынешним свободой.

Ак. Б. В. Р а у ш е н б а х

Системы перспективы в изобразительном искусстве, Геометрия картины и зрительное восприятие, Предстоя Святей Троице, Логика троичности

Светлейший человек, объяснивший с математической ясностью то, что слабо понимали до него — что же такое, собственно, обратная (и другие) перспектива и почему она такая.

Л. Ф. Ж е г и н

Язык живописного произведения

Ещё один представитель Серебряного века. Показал, как кубизм, сюрреализм, пуантилизм, дадаизм и пр. поиски авангардистов существовали в иконе ещё тысячу лет назад.

И. Б е н ч е в

Иконы Ангелов

Монументальнейшее исследование темы в богатых иллюстрациях. Причём он с немецкой дотошностью истолковывает даже икону «Неопалимой купины», о которой святитель Филарет Дроздов, глубокий мыслитель, писал, что «её смыслы темны».

Н. А н д р е е в

О деле дьяка Висковатого из сборника «Философия русского религиозного искусства»

Крайне важное для понимания русской иконописи дело.

св. Иоанн Дамаскин

Точное изложение православной веры

Дионисий (псевдо) Ареопагит

О небесной иерархии

Лицевые рукописи XIV века в открытом доступе

Древнерусская инфографика — январь

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Полуавтомат блювелд 152 комби турбо инструкция по применению
  • Полуавтомат блювелд 152 комби турбо инструкция по применению
  • Миролют инструкция по применению для прерывания беременности через сколько действует
  • Гептрал таблетки инструкция по применению цена в красноярске
  • Должностная инструкция оператора машинного доения коров в сельском хозяйстве