монахиня Иулиания (Соколова)
Приступающему к изучению техники иконного дела40 прежде знакомства с рисунком, материалами и способами их применения необходимо понять священный характер этого искусства, его высочайшее назначение и теснейшую связь с жизнью Церкви. Иконопись – это не просто искусство, это искусство церковное.
Икона – это книга о вере. Языком линий и красок она раскрывает догматическое, нравственное и литургическое учение Церкви. И чем чище и выше жизнь христианина, тем доступнее его душе язык иконы. Икона – прежде всего священный предмет. Изображенный на ней лик получает, по правилу Церкви, имя через надписание. Этим икона усвояется тому, кто на ней изображен, восходит к своему первообразу и становится причастной его благодати, так что при недостойном, небрежном обращении с иконой оскорбляется не живопись, а тот, чье имя она получила, ее первообраз. Поэтому начинающему иконописцу с самого начала необходимо проникнуться благоговением к иконописанию и признать его святым делом.
Необходимо также возыметь уважение к тем людям, которые на протяжении прошлых веков потрудились в этом деле, сумели выработать язык иконы, создали ее высокий, подлинно церковный стиль. Среди них мы знаем прежде всего святого апостола и евангелиста Луку, и после него было бесчисленное множество иконописцев среди святых мужей и отцов Церкви.
Икона есть образно выраженная молитва, и понимается она, главным образом, через молитву.
Она рассчитана только на молитвенно предстоящего перед ней верующего. Ее назначение – содействовать молитве, поэтому трудящемуся в этом деле необходимо во время работы не забывать о молитве. Молитва многое в иконе объяснит без слов, сделает понятным, близким, покажет как духовно верное, как неопровержимо истинное.
Ошибается тот, кто ищет в иконе внешней красивости. Церковное творчество отличается несколько иным пониманием красоты. Красота духовная выше телесной, и цель христианской жизни заключается в восхождении к Первоисточнику красоты –Богу. Природа – одно из средств познания Бога, через созерцание ее красот человек призывается прославлять Бога-Творца и созидать красоту своего внутреннего образа, возрастая и обновляясь во Христе в новую тварь, преображенную, искупленную для новой, Вечной Жизни во Христе. Но мыслить духовно человеку в земных условиях очень трудно, и Церковь установила некое посредство, как бы мост от мира вещественного к духовному, создав символ – наглядное изображение истин веры, выработав при этом и особые, только ему свойственные формы. Это и есть древняя икона. Поэтому перед иконой «не писаному лику поклоняемся в молитве, а восходим к Первообразу» (святитель Василий Великий).
В иконе образно выражена единая, незыблемая, общецерковная истина, и ее важно сохранить незамутненной. Искажения привносятся в икону от неумелости, невежества или дерзостного самочиния иконописца, не боящегося отступать от иконного предания и вносить в церковный образ «мудрование свое, мудрование плоти».
Икона, считает Церковь, может быть сделана церковью только «чистыми руками», поэтому Поместный Стоглавый Собор Русской Церкви (43 гл. Стоглава) предписывает иконописцу соблюдать правила нравственности: ему должно быть «смиренну, кротку, благоговейну, не празднословцу, не смехо-творцу, не сварливу, не завистнику, не пьянице, не грабежнику, не убийце; особенно хранить чистоту душевную и телесную со всяким опасением, и подобает живописцам часто приходить к отцам духовным и во всем с ними совещатися, и исповедыватися, и по их наставлению и учению жити в посте, молитве и воздержании со смирением». Собор не оставил без внимания грамотность иконописцев в их деле, и должное отношение к своему труду. Собор повелевает «с превеликим тщанием (старанием) писати образ Господа нашего Иисуса Христа, и Пречистыя Богоматери, и святых по образу, и по подобию, и по существу, и по лучшим образцам древних иконописцев; а от самосмышления бы и по своим догадкам Божества бы не описывали». Если же кто-либо из учеников начнет «жити не по правилам завещания, в нечистоте, пьянстве и бесчинстве, тех от дела иконного отнюдь отлучати и касатися того не велети, боящеся реченного: проклят человек. творяй дело Господне с небрежением (Иер. 48, 10). Поселянам же и невеждам, которые по сие время писали иконы, не учася, самовольством и самочинием, не по образу, строго наказать, чтобы учились у добрых мастеров; и которым Бог даст эту премудрость, тот бы писал, а кому не даст, тот должен в конец от такового дела престати», чтобы имя Божие ради плохого письма не хулилось, ибо «не знают, что делают, и греха себе того не ставят». Таково завещание Московского Собора (1551) всем иконописцам.
Начинающему иконописцу предлагается работать только «по образцам». Древняя икона соприкасается с миром иным нами не видимым, божественным. Постигать его , и постигать правильно, далеко не всякий может, тем более давать ему соответствующую художественную форму. Однако были (возможно, есть и теперь) люди, которые при чистоте сердца, способного созерцать сокровенную истину, получили еще и дар творчески воплощать в видимых образах то, что недоступно чувственному восприятию.
Восемь веков Церковь Христова в лице своих иконописцев трудилась, вырабатывая художественную форму иконы, и теперь мы имеем в ней образ, приближенный, насколько возможно, к миру невещественному, с одной стороны, и к нашему, крайне ограниченному пониманию этого мира, с другой стороны. Поэтому в противоположность мирскому художеству, совершенствоваться в котором можно только через изучение природы и натуры, иконописи нужно учиться только через копирование древних икон, в которых невидимое явлено в доступных для нас формах. Копируя икону, человек всесторонне познает ее и невольно приходит в соприкосновение с тем миром, который в ней заключен. Постепенно он начинает ощущать реальность этого мира, узнавать истинность данного образа, потом постигает глубину его содержания, поражается четкостью форм. внутренней обоснованностью его деталей и поистине святой простотой художественного выражения. Но чтобы так понять икону, нужно время, и иногда довольно длительное. При подборе иконы для копирования надо иметь в виду, что наряду с иконами высокого художественного качества существует много так называемых «примитивов», которые вышли из бывших сельских ремесленных мастерских. Они не могут служить образцами для изучающих иконопись. В вопросе, что копировать, лучше следовать совету опытных мастеров, так как среди икон различных веков и школ не каждая может быть образцом для начинающего.
Репродукции могут помочь в рисунке и композиции, могут показать, как положить правильно высветления на ликах и одеждах, но колорит их всегда искажен, поэтому придерживаться его не следует. Самое большее, что может дать репродукция, – это подсказать размещение цветовых пятен; сам же тон, например, красного, синего, зеленого и др., можно взять верно, только имея опыт копирования древних икон.
В работе над иконой можно впасть в ошибки и незаметно сбиться с пути. Это случается и вначале, и в дальнейшей работе. Тот, кто хорошо знает светское искусство, природу и анатомию, долго не может привыкнуть к особенностям рисунка иконы, невольно находит множество «неправильностей», «искажения», стремится чуть-чуть тут или там что–то исправить; ему кажется, что «так не может быть». Следовать своим знаниям и чувствам нельзя, так как в иконе важно внутреннее видение, а у художника-ученика – внешнее видение. Надо принять пока «на веру» все, что непонятно и мало приемлемо, и повторить то, что есть. Понимание приходит со временем.
В дальнейшем, когда своеобразие иконописного образа будет внутренно принято, когда в память внедрятся приемы художественного раскрытия образа иконы, может возникнуть соблазн проявить свою творческую
импровизацию, сделать «по-своему», вначале хотя бы в деталях. Если встать на этот путь, не имея к тому внутренних данных, то постепенно в иконный образ можно привнести много нелепостей, тогда как в подлинной иконе нет ничего случайного.
Церковь приемлет творчество, но в том случае, если в нем сохранена общецерковная истина, а это возможно тогда, когда художник, овладев техникой, обладает еще и даром не только духовного видения, но и творческого воплощения увиденного.
В заключение скажем, что «вера, смирение, чистота были естественными качествами иконника. Постоянным молитвенным подвигом он умножал в себе эти качества, что приводило его к все большему просветлению и, наконец, к святости. Свой талант он считал не своим, а полученным от Бога туне (даром),и для Бога нужно было возделать его, принести плод Господину и смиренно возвратить Подателю жизни, ничего не оставив себе(даже подписи на образе), чтобы не получить похвал, которые только вредны и отвлекают от прославления Единого и Вечного. Смирение –это не уничтожение личности, а ее обогащение, воспитание, собирание и возращение. Христианское смирение – зто радость, обновление и соучастие в подвиге Христовом, а подвиг христианский – легкое иго Христово – радостен и светел» (протоиерей Алексий Остапов).
* * *
40
« Руководство для начинающих иконописцев» составлено на основе пособия по технике иконописи и лекций, подготовленных для студентов иконописного кружка при Московской Духовной Академии, которыми монахиня Иулиания руководила в течение 23 лет.
Источник: Труд иконописца : [Сборник] / Монахиня Иулиания (М. Н. Соколова); [Вступ. ст. Алдошиной А. Е., Алдошиной Н. Е., с. 5-34]. — Сергиев Посад : Св.-Троиц. Сергиева лавра, 1998. – 158 с.
Комментарии для сайта Cackle
Молитвослов иконописца
Богословие иконы
Modern orthodox icon |
||
Бычков В.В. Феномен иконы |
||
Иларион Алфеев, митр. По образу и подобию |
||
Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Том I. |
||
Лепахин В.В. Функции иконы. Икона и образ |
||
Сергий (Спасский), архиеп. Православное учение о почитании святых икон |
||
Тарасов О.Ю. Икона и благочестие |
||
Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках |
||
Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви |
||
Павел Флоренский, свящ. Иконостас |
||
Языкова.И.К. Богословие иконы |
Практические советы
Алексеев С.В. Как устроить домашний иконостас |
|
Ерминия или наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом * |
|
Кравченко А.С., Уткин А.П. Икона. Секреты ремесла. |
|
Маркелов Г.В. Святые Древней Руси: Материалы по иконографии (прориси, переводы, иконописные подлинники). |
|
Надписи на иконах |
|
Сергеев Ю.П. Секреты иконописного мастерства. |
|
Символика икон |
|
Фартусов В.Д. Руководство к писанию икон святых угодников Божиих. |
|
Хвостенко Т.В. — Энкаустика. Искусство, пережившее тысячелетия |
|
Шмид Г. Техника античной фрески и энкаустики * |
История иконописи
Буслаев Ф.И. Общие понятия о русской иконописи. |
|
Вздорнов Г.И. Реставрация и наука. |
|
Григорьева Д.А. Русский иконописный подлинник. |
|
Иконописный подлинник новгородской редакции по софийскому списку конца XVI века |
|
Иконописный сборник. Выпуск II |
|
Сарабьянов В.Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи. |
|
История иконописи VI-XX века. Сборник |
|
Покровский Н.В. Лицевой иконописный подлинник и его значение для современного церковного искусства. |
|
Лихачев Н.П. Историческое значение итало-греческой иконописи, изображения Богоматери в произведениях итало-греческих иконописцев и их влияние на композиции некоторых прославленных русских икон |
|
Лихачев Н.П. Манера письма Андрея Рублева. |
|
Овчинников А.Н. Символика христианского искусства. |
|
Платонов О.А. Очерки истории русской иконы. |
|
Покровский Н.В. Сийский иконописный подлинник. |
|
Сводный иконописный подлинник XVIII по списку Г. Филимонова |
Иконопочитание
Алексеев С.В.Иконопочитание – путь ко спасению |
|
Алексеев С.В.. Созерцание или предстояние? |
|
Вениамин (Федченков). митр. Учение преподобного Феодора Студита о почитании Креста Господня и Святых Икон. |
|
Григорий II, папа Римский. 1-е послание к императору Льву исаврянину о святых иконах |
|
Григорий II, папа Римский. 2-е послание к императору Льву исаврянину о святых иконах |
|
Иоанн Дамаскин, прп. Свидетельства древних и славных святых Отец об иконах. |
|
Иоанн Дамаскин, прп. Слово преподобного Иоанна Дамаскина о поклонении святым иконам |
|
Иоанн Дамаскин, прп. Три защитительных слова против порицающих святые иконы |
|
Квливидзе Н.В. Иисус Христос. |
|
Сергий Мечёв, сщмч. Об иконах. |
|
Мефодий I Константинопольский, свт, исповедник. Слово о святых иконах |
|
Никифор Константинопольский, святитель, исповедник . Защитительное слово ко Вселенской Церкви относительно нового раздора по поводу честных икон |
|
Иосиф Волоцкий. прп. Послание иконописцу и три «Слова» о почитании икон. |
|
Феодор Студит. прп. 1-е опровержение иконоборцев. |
|
Фодор Студит, прп. 2-е опровержение иконоборцев. |
|
Феодор Студит, прп. Некоторые вопросы иконоборцам, утверждающим, что Господь наш Иисус Христос неописуем по телесному образу. |
|
Феодор Студит, прп. Письмо Платону, его (духовному) отцу, о почитании икон. |
|
Феодор Студит, прп. Против иконоборцев семь глав. |
-
Каталоги икон
The rich world of icons |
|
Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи |
|
Будур Н.В. Православные иконы |
|
Квливидзе Н.В. Иконография Пресвятой Богородицы |
|
Клокова Г.С. Русская иконопись |
|
Комашко Н. Русская икона XVIII века |
|
Кондаков Н.П. Иконография Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа |
|
Лазарев В.Н. Византийская живопись |
|
Лазарев В.Н.Три фрагмента расписных эпистилиев и византийский темплон |
|
Лихачев Н.П. Краткое описание икон собрания П.М. Третьякова |
|
Лицевой иконописный подлинник, Т. I. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа |
|
Макарий (Веретенников), архим. Заметки по иконографии |
|
Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийских и русских |
|
Покровский Н.В. Сийский иконописный подлинник |
|
Покровский Н.В. Стенные росписи в древних храмах греческих и русских |
|
Попова О.С.Пути византийского искусства |
|
Поствизантийская живопись. Иконы XV-XVIII веков |
|
Припачкин И.А. О Воскресении Христовом в православной иконографии |
|
Русская иконопись |
|
Салтыков Александр. Иконоведение |
|
Христофор , архим. Древне-христианская иконография. |
|
Этингоф О.Е. Образ Богоматери |
-
Об отдельных иконах
Иверская Монреальская чудотворная мироточивая икона Божией Матери |
|
Монреальская Мироточивая Икона и брат Иосиф |
|
О изображениях Благовещения Пресвятой Богородицы посещения ею праведной Елизаветы В.Д. Фартусов |
|
Об иконе Введения во храм Пресвятой Богородицы В.Д. Фартусов |
|
Слово о иконе св. мученицы Евфимии свт. Астерий Амасийский |
|
Слово о чуде, бывшем в городе Берите от иконы Господа нашего Иисуса Христа, истиннаго Бога нашего свт. Афанасий Великий |
|
Удивительная икона святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского |
Словарные статьи
Источники:
Материалы взяты с сайтов
Азбука Веры: https://azbyka.ru/otechnik/ikona
* Энкаустика: http://enkaustik.ru
Электронные ресурсы:
Христианство в искусстве
https://www.icon-art.info/ |
|
Иконография восточно-христианского искусства. ПСТГУ.
http://icons.pstgu.ru/ |
|
Московский иконописный портал
http://www.mosip.ru/ |
|
Иконописная мастерская «Древний образ»
|
|
Азбука веры
https://azbyka.ru/otechnik/ikona/ |
|
Art Conservation
http://art-con.ru/node/126 |
|
Государственный
научно-исследовательский институт реставрации http://www.gosniir.ru/ |
|
Энкаустика
http://enkaustik.ru/ |
|
Всероссийский художественный
научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря http://www.grabar.ru/ |
|
Подлинник онлайн eikon.piwigo.com |
|
Электронные ресурсы музеев : |
|
Новгородский государственный музей-заповедник
http://nov.vm.culture.ru/icon/ |
|
Кирилло-Белозерский музей-заповедник
https://kirmuseum.org/ru/kollekcia/ikony?page=1 |
|
Государственный Русский музей
(Санкт-Петербург) http://rusmuseumvrm.ru/ |
|
Центральный музей
древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва https://rublev-museum.ru |
|
Музей фресок Дионисия
http://www.dionisy.com/museum/ |
|
Поникаровский иконостас конца XV — начала XVI века http://iconostas.rostmuseum.ru/ |
Л. А. У с п е н с к и й
Богословие иконы православной Церкви
Основной учебник необходимых знаний по истории и теории вопроса, изложенных систематически и в хронологическом порядке. К его (простительным) недостаткам можно отнести неполноту, а также излишне жёсткую критику западного духовного искусства. Но надо принимать в расчёт современный созданию этого труда контекст.
Плюс отдельные блестящие статьи того же автора: «Вопрос иконостаса», «По поводу иконографии Сошествия Святого Духа», «Пути искусства «живописного» направления в синодальный период Русской церкви», «Большой Московский Собор и образ Бога Отца».
Кн. Евг. Ник. Т р у б е ц к о й
Три очерка о русской иконе
Это было написано до возникновения иконоведения как науки. Очерки хороши тем, что являют любовь к предмету, а не препарируют или каталогизируют его.
П. А. Ф л о р е н с к и й
Иконостас
Возможно, во многом устаревшее и не совсем научное сочинение, но полное замечательных интуиций и неожиданных прозрений об иконе и русском иконостасе. Кроме того, это прекрасное произведение литературы Серебряного века.
Д. А. Р о в и н с к и й
Иконописание в России до конца XVII века
Это автор рубежа XIX-XX вв., то есть до раскрытия в 1904 г. Троицы и нового открытия русской древней иконы. Следовательно он об иконе судил по почерневшим доскам, мало в ней понимал, и интерес его к иконе вроде этнографического. Зато он собрал интереснейший архивный материал о царских и других изографах, их работе и быте, а также опубликовал старинные подлинники с техническими указаниями. Книга переиздана в наше время.
М. Н. С о к о л о в а (монахиня Иулиания)
Труд иконописца
Удивительнейший человек, почти в одиночку возрождавшая каноническое иконописание в советское время. Была духовной дочерью о. Алексея Мечёва, дружила с исповедниками и новыми мучениками, с вл. Афанасием Сахаровым, с которым вместе создала образ «Всех святых в земле Российской просиявших» (он — автор одноименной службы, написанной в основном в лагерях и ссылках). Создала при МДА иконописный кружок, из которого впоследствии выросла школа. Много работала в Лавре и в Академии как иконописец и как реставратор. Воспитала множество учеников. Эта книга — учебное пособие для иконописцев (во многом устаревшее), но там много интересного и для более широкого круга читателей.
Инок Григорий К р у г
Мысли об иконе
Соратник и учитель Л. А. Успенского, работавший во Франции. Интересен тем, как возрождал русское иконописание практически в вакууме, в чуждой духовной среде и в отсутствие образцов и пособий. Замечательный иконописец, создавший целую школу.
Архимандрит Зинон (Т е о д о р)
Беседы иконописца
Автор — Мэтр (да, с большой буквы) современной иконописи. Даже те, кому не очень нравится его стиль и подход (я в их числе) не могут не признавать его значительности и важности. Книга интересна и во многом бесспорна.
Ак. В. Д. Ф а р т у с о в
Руководство по писанию икон святых угодников Божиих в порядке дней года, содержащее сказания о внешнем виде их, об одеждах, возрасте, типе, с приложением рисунков одежд
Весьма капитальный труд, у меня всегда под рукой, так как церковнославянская орфография написания имён у Фартусова безупречна. Современный иконописец не может просто копировать древние надписания, ведь древние с орфографией обращались с недостижимой нам нынешним свободой.
Ак. Б. В. Р а у ш е н б а х
Системы перспективы в изобразительном искусстве, Геометрия картины и зрительное восприятие, Предстоя Святей Троице, Логика троичности
Светлейший человек, объяснивший с математической ясностью то, что слабо понимали до него — что же такое, собственно, обратная (и другие) перспектива и почему она такая.
Л. Ф. Ж е г и н
Язык живописного произведения
Ещё один представитель Серебряного века. Показал, как кубизм, сюрреализм, пуантилизм, дадаизм и пр. поиски авангардистов существовали в иконе ещё тысячу лет назад.
И. Б е н ч е в
Иконы Ангелов
Монументальнейшее исследование темы в богатых иллюстрациях. Причём он с немецкой дотошностью истолковывает даже икону «Неопалимой купины», о которой святитель Филарет Дроздов, глубокий мыслитель, писал, что «её смыслы темны».
Н. А н д р е е в
О деле дьяка Висковатого из сборника «Философия русского религиозного искусства»
Крайне важное для понимания русской иконописи дело.
св. Иоанн Дамаскин
Точное изложение православной веры
Дионисий (псевдо) Ареопагит
О небесной иерархии
Лицевые рукописи XIV века в открытом доступе
Древнерусская инфографика — январь