Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни

Издательства

Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни переведено на русский язык

МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» в рамках продолжения сотрудничества с Международной федерацией библиотечных ассоциаций и учреждений (IFLA) выпустила русский перевод Руководства по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни (Guidelines on Information Literacy for Lifelong Learning). Руководство по информационной грамотности было подготовлено Сектором информационной грамотности ИФЛА в качестве практической основы деятельности для специалистов, нуждающихся или заинтересованных в организации программ по информационной грамотности. Руководство поможет
специалистам в области информации, осуществляющих современные образовательные программы (в
частности, в сфере среднего и высшего образования).
Текст русского перевода Руководства размещен для свободной загрузки на сайте «Информация для всех». Предполагается также его издание в печатном виде и включение в один из тематических сборников информационных ресурсов на компакт-дисках, выпускаемых МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех».
// Ifap.ru

Новости по теме

Другие новости

Концепция
«ИГ» возникла в 90-е гг. ХХ ст в США и
странах Западной Европы. Несмотря на
то, что термин «информационная грамотность»
распространён в международной практике,
Н.И. Гендина считает, что он несколько
уязвим, что может привести к негативным
следствиям его дальнейшего использования
в информационной образовательной
практике, в сфере практической
информационной подготовки граждан. Его
уязвимость по мнению Н.И. Гендиной,
заключается в следующем:

1.
Несоответствие термина «информационная
грамотность» объему и содержанию
понятия. Это во многом объясняется
использованием в качестве базового
терминоэлемента слова «грамотность»,
обозначающего, как известно, самые
элементарные навыки — умение читать и
писать. В испано-говорящих странах
именно эти умения и обозначают термином
«ИГ». В современной трактовке информационная
грамотность отнюдь не сводима к простым
умениям и навыкам. Этот вывод подтверждается
также результатами предпринятого нами
анализа мирового потока публикаций за
1982—2004 гг. в РЖ «Информатика». Было
установлено, что в состав компонентов,
характеризующих информационную
подготовку личности, входят: способность
выражать свою информационную потребность
и умение формулировать свои информационные
запросы; знание информационных ресурсов;
знание возможностей библиотеки как
информационной системы и умение
пользоваться ею; способность самостоятельно
вести информационный поиск; способность
критически оценивать и творчески
использовать информацию; умение
пользоваться современными
информационно-коммуникационными
технологиями (ИКТ). Таким образом, термин
«информационная грамотность» не
полностью отражает разносторонние и
сложные знания и умения, связанные с
использованием информации и информационных
технологий, а входящий в его состав
терминоэлемент «грамотность» придает
оттенок элементарности, примитивности,
отражение самого простого, начального
уровня образования.

2.
Ассоциативность термина «информационная
грамотность» исключительно с ИКТ,
ориентация на сугубо технократический
подход, обучение только компьютерной
грамотности.

3.
В содержании понятия «информационная
грамотность» отсутствует мотивационный
компонент, то есть система взглядов и
убеждений, способствующая реальному
использованию человеком накопленной
информации и позволяющая внедрить ее
во все аспекты его жизнедеятельности.
Отсутствие этого компонента, равно как
и отсутствие у обучаемых стремления и
способности действовать, практически
использовать полученные информационные
знания и умения имеют весьма негативные
следствия. В частности, на практике
информационная некомпетентность
зачастую не осознается, как не осознается
и значение ее преодоления для успешной
учебы, профессиональной карьеры,
самообразования; отсутствует способность
самостоятельно создавать и извлекать
знания из получаемой информации, т. е.
использовать не только готовые знания,
но и «полуфабрикат», каким зачастую
является информация.

«Руководство
по информационной грамотности для
образования на протяжении всей жизни»
является концептуальной моделью для
создания программ по информационной
грамотности (ИГ) в вузовских и школьных
библиотеках, а так же и в публичных
библиотеках.

В
документе 10 глав, охватывающих весь
спектр организационных вопросов работы
по информационной грамотности: описание
концепций, предложения по стандартам
информационной грамотности, раздел,
касающийся организационных обязательств,
управление учебным процессом, в том
числе повышение квалификации персонала,
теории образования и других важные
темы, в частности, как осуществить
программу. Завершает документ перечень
основных понятий и терминов.

В
Руководстве указывается, что посредством
ИГ необходимо формировать новое мышление,
направленное на активное исследование
и размышление, анализ вместо простого
запоминания фактов, содержащихся в
учебных лекциях.

Важное
значение имеет Глава 3 «Международные
стандарты». В этой главе содержатся
предложения по стандартам информационной
грамотности, рекомендуемым библиотекам-членам
ИФЛА. Это основной компонент данного
Руководства.

Стандарты
по информационной грамотности состоят
из трех компонентов: получение, оценивание
и использование информации. Эти три
основные цели отражены в большинстве
стандартов, разработанных библиотечными
ассоциациями

А.
ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ. Пользователь
отбирает информацию рационально и
эффективно.

1.
Определение и формулировка потребности
в информации. Пользователь определяет
или осознает потребность в информации;
решает предпринять что-то для ее поиска;
выражает и определяет необходимость
информации; инициирует процесс поиска.

2.
Нахождение информации. Пользователь
идентифицирует и оценивает потенциальные
источники информации; разрабатывает
стратегии поиска; находит выбранные им
источники информации; отбирает и
извлекает найденную информацию.

Б.
ОЦЕНИВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ. Пользователь
оценивает информацию критически и
компетентно.

1.
Оценка информации. Пользователь
анализирует, изучает и извлекает
необходимое количество информации;
обобщает и интерпретирует информацию;
отбирает и синтезирует информацию;
оценивает точность и релевантность
информации.

2.
Организация информации. Пользователь
систематизирует и категоризирует
информацию; группирует и организует
извлеченную информацию; определяет,
какая информация лучше и полезнее.

В.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ. Пользователь
применяет/использует информацию точно
и творчески.

1.
Использование информации. Пользователь
находит новые пути передачи, представления
и использования информации; применяет
полученную информацию; осваивает/впитывает
информацию как собственное знание;
представляет информационный продукт.

2.
Передача и этическое использование
информации. Пользователь осознает
правила этического использования
информации; соблюдает правила легального
использования информации; передает
продукт обучения с соблюдением законов
об интеллектуальной собственности;
соблюдает соответствующие нормы
оформления прав интеллектуальной
собственности.

В
главе 6 «Управление учебным процессом»
анализируются возможности использования
различных форм обучения ИГ. Идеальной
формой является программа, включённая
в учебный план, поскольку информационная
грамотность подразумевает постоянное
совершенствование на всех уровнях
образования – начального, среднего и
высшего. Кроме того, существуют и другие
варианты обучения информационной
грамотности: Отдельные курсы(включенные
в учебный план), факультативные курсы,
отдельные краткие курсы, курсы для
преподавателей, дополнительные
мероприятия(показательные уроки, лекции,
тренинги, посещения библиотеки)

В
главае 7 «Повышение квалификации
библиотечных работников» Отмечается,
что библиотекари — лучшие кандидаты на
роль наставников в обучении нахождения,
оценки и использования информации. Они
должны перестроить свою работу, чтобы
не только оказывать помощь в нахождении
и выборе источников информации, но и
учить, как ее искать и использовать

Соседние файлы в папке Экзамен_1_семестр_фидк

  • #
  • #
  • #
  • #
  • Home
  • Documents

  • Руководство по информационной грамотности для…

Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни

Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни

  • Author

  • View
    262

  • Download
    6

Embed Size (px)

DESCRIPTION

обучение, иг, грамотность

Text of Руководство по информационной грамотности для…

Page 1: Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни

Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни

Page 2: Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни

index

Глава 1. Концепции информационной грамотности 6 Глава 2. Информационная грамотность и образование на протяжении всей жизни 10 Глава 3. Международные стандарты 13 Глава 4. Участие образовательных учреждений в обучении информационной грамотности 16 Глава 5. План действий 19 Глава 6. Управление учебным процессом 22 Глава 7. Повышение квалификации библиотечных работников 26 Глава 8. Теории обучения 28 Глава 9. Оценка учебной деятельности 32 Глава 10. Определения основных понятий 36

Page 3: Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни

Информационные компетенции являются ключевым фактором в образовании на протяжении всей жизни. Они являются первым шагом на пути к достижению образовательных целей. Граждане должны развивать свои информационные компетенции в течение всей жизни, особенно в годы учебы, и здесь библиотекари, как члены образовательного сообщества и специалисты по работе с информацией, играют или должны научиться играть ключевую роль в обеспечении информационной грамотности. Используя свои творческие способности и профессиональные возможности и опираясь на программы, интегрированные в учебные курсы, библиотекари должны активно содействовать процессу обучения, помогая учащимся в их стремлении приобрести и совершенствовать навыки и умения, знания и ценности, необходимые для продолжения образования в течение всей жизни.

Использование Руководства. Руководство по информационной грамотности может быть пересмотрено, изменено или адаптировано библиотечными работниками в зависимости от их потребностей с тем, чтобы лучшим образом приспособить элементы ИГ к определенным местным и государственным нуждам в соответствии с данным местным бюджетом, политикой, процедурными нормами и приоритетами. Ссылка на данный документ при цитировании является единственным требованием в отношении авторских прав. Руководство разработано как пособие для планирования и осуществления программ по информационной грамотности, а также для усовершенствования уже начатой работы в этой области. Специалисты в области информации должны помнить, что они должны делать то, что могут, используя имеющиеся у них ресурсы. Лучше сделать хотя бы немного уже сейчас, чем ждать, когда появиться совершенная программа по информационной грамотности.

Page 4: Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни

Что такое информация? Информация представляет собой ресурс, имеющий разные определения в зависимости от формата и среды, использующихся для его пакетирования и передачи, а также в зависимости от области знаний, где дается его дефиниция. Кейс (Case, 2002) дает более широкое определение. Синонимичные термины:

• «скрытое» знание; • «пакет» опыта человечества; • источник, способный дать бесчисленное количество данных; • ресурс, имеющий различные форматы, способы пакетирования, передаточную среду и методы доставки; • люди: семья, друзья, педагоги, соученики; • институты, например, специализированные учреждения государственного здравоохранения или социальные учреждения.

Необходимость в эффективном использовании информации. Информация стала исключительно важным источником для мировой экономики и, конечно, базовым компонентом образования и научно-технического прогресса. Информация ставит много проблем перед всеми слоями населения: перед учащимися, рабочими и любыми другими гражданами. Современные информационные перегрузки заставляют людей проверять и оценивать информацию, чтобы убедиться в ее надежности. Однако информация сама по себе не делает людей информационно грамотными. Информация, несомненно, является:

• важнейшим элементом творчества и новаторства; • основным ресурсом образования и умственной деятельности; • ключевым ресурсом формирования более образованных граждан; • фактором, позволяющим гражданам достигать лучших результатов в научной деятельности, в сфере здоровья, в работе; • важным ресурсом социально-экономического развития.

Что такое грамотность? Основное определение грамотности: «состояние образованности» (Chambers English Dictionary, 2003). Еще одно определение, данное там же: «…образованный, умеющий читать и писать, компетентный в…» (стр. 1856). На языке педагогов «базовая грамотность» подразумевает классическую или традиционную грамотность – обученность чтению, письму, арифметическим вычислениям и операциям. Почти во всех общественных формациях грамотность приобретается в среде начального и среднего образования, в первую очередь в государственных и частных школах, но базовой грамотностью можно овладеть также дома или в общественных центрах.

Page 5: Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни

Другие концепции грамотности, применимые к ИГИнформационная грамотность связана c другими, схожими, видами грамотности, но должна быть дифференцирована. Особенно это касается владения информационными технологиями, сетевой грамотности, цифровой грамотности, интернет-грамотности, компьютерной грамотности и медиаграмотности (Bawden, 2001). Два последних вида грамотности четко определены Хортоном (F. Horton, Jr., Personal Communica-tion, декабрь 2004) следующим образом: • Компьютерная грамотность. Знания, навыки и умения, необходимые для понимания информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), включая аппаратуру, программные средства, системы, сети (локальные сети и Интернет) и все другие элементы компьютеров и телекоммуникационных систем. • Медиаграмотность. Знания, навыки и умения, необходимые для понимания всех средств (массовой) коммуникации и форматов, в которых осуществляется создание, хранение, передача и представление данных, информации и знаний (например, печатные газеты и журналы, радио и телевидение, кабельные средства передачи информации, CD, DVD, мобильные телефоны, текстовые форматы PDF, формат JPEG для фотографий и графических изображений)

Концепция информационной грамотности.«информационная грамотность, означающая способность находить и использовать информацию, является основой обучения на протяжении всей жизни», «информационно грамотный учащийся отбирает информацию рационально и эффективно, оценивает информацию критически и компетентно, использует информацию точно и творчески». Пользователи информации «должны знать стратегии сбора информации и обладать навыками критического мышления, чтобы отобрать, отбросить, синтезировать информацию и представить ее в новой форме для решения реальных жизненных проблем». «Быть информационно грамотным означает, что человек способен понять востребованность информации, и может ее найти, оценить и эффективно использовать. Информационно грамотные люди это люди, научившиеся учиться». Они знают, как надо учиться, потому что знают, как организованы знания, как найти информацию и как использовать информацию таким образом, чтобы другие учились у них. «Независимо от того, какую семантику мы предпочтем для термина ИГ, определение, достаточно широко для того, чтобы охватить весь спектр информационных навыков и умений, от традиционных знаний эскимосов до высокотехнологичных поисковых машин, и вполне вероятно, что это определение будет применяться в течение многих десятилетий»

Информационные компетенции. Компетентный гражданин, будь то учащийся, специалист или рабочий, способен понять свои потребности в информации, знает, как найти, идентифицировать, получить доступ, извлечь, оценить, организовать и использовать нужную информацию. Для того чтобы стать информационно грамотным человеком, надо знать, как можно получить пользу от мира знаний, и включить опыт других в свое образование. Согласно Макензи, информационно грамотный человек обладает следующими способностями: • «ведение поиска: способность найти соответствующую информацию, проанализировать ее, рассортировать и отобрать нужное; • интерпретации: способность преобразовать данные и информацию в знание, предвидение и понимание; • генерация новых идей: развитие новых идей/гипотез».

Page 6: Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни

Конструктивистский подход.Методы обучения в образовании на протяжении всей жизни и теории образования в этой области оказали влияние на обучение информационной грамотности. Исследовательский подход ставит во главу угла решение проблем учащимися, работающими с информацией, то есть, создание нового понимания через активное исследование и размышление, анализ вместо простого запоминания фактов, содержащихся в учебных лекциях. Данный педагогический подход, требующий информационной грамотности, способствует развитию качества обучения учащихся. С другой стороны, информационная грамотность основывается или должна основываться на обучении с использованием образовательных ресурсов, на поисковой и исследовательской информационной работе и решении проблем. Основная задача состоит в приобретении «педагогического опыта» с использованием различных подходов для реализации намеченных результатов обучения, чтобы учащиеся могли оценивать и осваивать как можно больше методов и подходов в обучении.

Информационнаяграмотность

Развитие информационных

умений

Тренировка пользователей

Информационныйуровень развития

человека

Информационная компетентность

Обучение пользователей

Схема. 1: Концепция информационной грамотности

Page 7: Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни

Информационная грамотность и образование на протяжении всей жизни

Между информационной грамотностью и образованием на протяжении всей жизни существует стратегическая, взаимодополняющая связь, крайне необходимая для успешного функционирования каждой отдельной личности, предприятия, организации, учреждения и национального государства в глобальном информационном обществе. Эти две современные парадигмы в идеале должны быть соединены, чтобы работать символически и синергетически для того, чтобы люди и институты успешно существовали и соревновались в XXI веке и дальше.

Взаимосвязь двух концепций. Обе концепции характеризуются

• в значительной степени личностной мотивацией и индивидуальной направленностью; здесь нет необходимости в посредничестве другого лица, организации или системы – все зависит от самого себя, хотя совет и помощь уважаемого человека, такого как наставник и учитель, весьма полезны; • самоусовершенствованием, так как подразумевают саморазвитие независимо от возрастной категории, социально-экономического статуса, роли и места в обществе, пола, расы, религии, этнической принадлежности; • самоактивизацией, т.е. чем более информационно грамотным становится человек, чем дольше он продолжает успешно осваивать информационную грамотность и применять на практике свои навыки, тем выше в результате становится уровень его образованности, особенно если он делает это в течение всей жизни.

Теоретически, человек может поставить себе цель стать более информационно грамотным, но не преследовать эту цель в течение всей жизни. И наоборот, целью может быть образование на протяжении всей жизни, но без того, чтобы первоначально овладеть информационной грамотностью. Выбрав лишь один из этих путей, человек не сможет максимизировать свой потенциал в «учении учиться». Информационная грамотность и образование на протяжении всей жизни. Связанные вместе, информационная грамотность и образование на протяжении всей жизни значительно способствуют:

• расширению спектра самостоятельного выбора и предложений, открывающегося перед человеком в контексте личных, семейных и общественных вопросов; • улучшению качества и повышению полезности образования и профессиональной подготовки, как в формальной школьной среде до вступления в трудовую деятельность, так и позже в неформальной среде профессиональной подготовки и обучения по месту работы; • более широкой возможности найти и оставаться на хорошей работе, быстро продвигаться вверх по служебной лестнице, получать соответствующие награды, принимать умные и эффективные экономические и деловые решения; • эффективному участию в общественной, культурной и политической жизни, как на уровне отдельного коллектива, так и на более высоких уровнях, а также в определении и осуществлении профессиональных целей и замыслов.

Page 8: Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни

Информационная грамотность представляет собой комплекс навыков и умений, которые приобретаются в процессе обучения. В этот комплекс входит и отношение к самому процессу обучения, а также умение пользоваться инструментальными программными средствами, такими как интерактивные пособия, различные методики, групповая работа, общение с педагогом, инструктором, чиновником, разбирающим жалобы школьников/студентов и т.д. В отличие от обучения информационной грамотности обучение на протяжении всей жизни является хорошей привычкой, которую следует приобрести. Приобретение этой привычки сопровождается формированием позитивного склада ума. Стремление к новому, любознательность и жажда знаний являются хорошими предпосылками для образования на протяжении всей жизни.

Схема. 2: Информационная грамотность и образование на протяжении всей жизни

Взаимосвязи Личная мотивация Личная направленность Самосовершенствование Самоактивизация

Совместный положительный эффект Самостоятельный выбор и предложения Качество и полезность образования Возможность найти и сохранить работу Эффективное участие в общественной жизни

Различия Информационная грамотность — комплекс умений. Обучение на протяжении всей жизни — хорошая привычка.

Структура стандартов.Стандарты сгруппированы по трем основным компонентам информационной грамотности: А. ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ. Пользователь отбирает информацию рационально и эффективно. 1. Определение и формулировка потребности в информации. Пользователь определяет или осознает потребность в информации; решает предпринять что-то для ее поиска; выражает и определяет необходимость информации; инициирует процесс поиска. 2. Нахождение информации. Пользователь идентифицирует и оценивает потенциальные источники информации; разрабатывает стратегии поиска; находит выбранные им источники информации; отбирает и извлекает найденную информацию.

Page 9: Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни

Б. ОЦЕНИВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ. Пользователь оценивает информацию критически и компетентно. 1. Оценка информации. Пользователь анализирует, изучает и извлекает необходимое количество информации; обобщает и интерпретирует информацию; отбирает и синтезирует информацию; оценивает точность и релевантность информации. 2. Организация информации. Пользователь систематизирует и категоризирует информацию; группирует и организует извлеченную информацию; определяет, какая информация лучше и полезнее. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ. Пользователь применяет/использует информацию точно и творчески. 1. Использование информации. Пользователь находит новые пути передачи, представления и использования информации; применяет полученную информацию; осваивает/впитывает информацию как собственное знание; представляет информационный продукт. 2. Передача и этическое использование информации. Пользователь осознает правила этического использования информации; соблюдает правила легального использования информации; передает продукт обучения с соблюдением законов об интеллектуальной собственности; соблюдает соответствующие нормы оформления прав интеллектуальной собственности.

Схема 3: Информационные компетенции

Потребность Принятие решения Формулирование Инициирование

Нахождение

Поиск Отбор

Нахождение

Оценивание Анализ

Обобщение Оценка

Организация Категоризация

Структурирование Организация

Использование Применение

Изучение Использование

Передача

Этическое использование Признание правил и норм

ДОСТУП ОЦЕНКА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Информационная грамотность. Суммируя, информационную грамотность принято определять как наличие знаний и умений, требуемых для правильной идентификации информации, необходимой для выполнения определенного задания или решения проблемы; эффективного поиска информации; ее организации и реорганизации; интерпретации и анализа найденной и извлеченной информации (например, после скачивания изИнтернета); оценки точности и надежности информации, включая соблюдение этических норм и правил пользования полученной информацией; при необходимости передачи и представления результатов анализа и интерпретации другим лицам; последующего применения информации для осуществления определенных действий и достижения определенных результатов.

Page 10: Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни

Наконец, информационная грамотность часто определяется как «критическое мышление» или «учение учиться» и ей традиционно обучают школьников в школьных библиотеках и медийных центрах. В настоящее время расширяется обучение взрослых информационной грамотности – на рабочих местах, в формальных и коммерческих образовательных учреждениях, в среде и условиях непрерывного обучения.

Page 11: Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни

перевод:Guidelines on Information Literacy for Lifelong Learning. Jesus Lau

редакция «ON»

Тип публикации

Руководство

Краткая аннотация

Международное Руководство по информационной грамотности подготовлено Сектором информационной грамотности Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА) в качестве практической основы деятельности для специалистов, нуждающихся или заинтересованных в организации программ по информационной грамотности.
Руководство поможет специалистам в области информации, осуществляющих современные образовательные программы (в частности, в сфере среднего и высшего образования). Вместе с тем, большинство изложенных концепций, принципов и методов может быть использовано с минимальной адаптацией в любой библиотечной среде. Умения использования информации являются залогом успеха в обучении на протяжении всей жизни, в профессиональной деятельности и в повседневном межличностном общении для любого гражданина (например, когда человеку требуется информация о медицинских услугах для лица, находящегося на его попечении, или учащемуся нужна специальная информация для выполнения задания и т.д.)

Руководство по информационной грамотности для…

  • Home
  • Documents
  • Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни

Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни

Author: on-on

Post on 29-Mar-2016

262 views

  • Download

Embed Size (px)

DESCRIPTION

обучение, иг, грамотность

TRANSCRIPT

Page 1: Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни

Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни

Page 2: Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни

index

Глава 1. Концепции информационной грамотности 6 Глава 2. Информационная грамотность и образование на протяжении всей жизни 10 Глава 3. Международные стандарты 13 Глава 4. Участие образовательных учреждений в обучении информационной грамотности 16 Глава 5. План действий 19 Глава 6. Управление учебным процессом 22 Глава 7. Повышение квалификации библиотечных работников 26 Глава 8. Теории обучения 28 Глава 9. Оценка учебной деятельности 32 Глава 10. Определения основных понятий 36

Page 3: Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни

Информационные компетенции являются ключевым фактором в образовании на протяжении всей жизни. Они являются первым шагом на пути к достижению образовательных целей. Граждане должны развивать свои информационные компетенции в течение всей жизни, особенно в годы учебы, и здесь библиотекари, как члены образовательного сообщества и специалисты по работе с информацией, играют или должны научиться играть ключевую роль в обеспечении информационной грамотности. Используя свои творческие способности и профессиональные возможности и опираясь на программы, интегрированные в учебные курсы, библиотекари должны активно содействовать процессу обучения, помогая учащимся в их стремлении приобрести и совершенствовать навыки и умения, знания и ценности, необходимые для продолжения образования в течение всей жизни.

Использование Руководства. Руководство по информационной грамотности может быть пересмотрено, изменено или адаптировано библиотечными работниками в зависимости от их потребностей с тем, чтобы лучшим образом приспособить элементы ИГ к определенным местным и государственным нуждам в соответствии с данным местным бюджетом, политикой, процедурными нормами и приоритетами. Ссылка на данный документ при цитировании является единственным требованием в отношении авторских прав. Руководство разработано как пособие для планирования и осуществления программ по информационной грамотности, а также для усовершенствования уже начатой работы в этой области. Специалисты в области информации должны помнить, что они должны делать то, что могут, используя имеющиеся у них ресурсы. Лучше сделать хотя бы немного уже сейчас, чем ждать, когда появиться совершенная программа по информационной грамотности.

Page 4: Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни

Что такое информация? Информация представляет собой ресурс, имеющий разные определения в зависимости от формата и среды, использующихся для его пакетирования и передачи, а также в зависимости от области знаний, где дается его дефиниция. Кейс (Case, 2002) дает более широкое определение. Синонимичные термины:

• «скрытое» знание; • «пакет» опыта человечества; • источник, способный дать бесчисленное количество данных; • ресурс, имеющий различные форматы, способы пакетирования, передаточную среду и методы доставки; • люди: семья, друзья, педагоги, соученики; • институты, например, специализированные учреждения государственного здравоохранения или социальные учреждения.

Необходимость в эффективном использовании информации. Информация стала исключительно важным источником для мировой экономики и, конечно, базовым компонентом образования и научно-технического прогресса. Информация ставит много проблем перед всеми слоями населения: перед учащимися, рабочими и любыми другими гражданами. Современные информационные перегрузки заставляют людей проверять и оценивать информацию, чтобы убедиться в ее надежности. Однако информация сама по себе не делает людей информационно грамотными. Информация, несомненно, является:

• важнейшим элементом творчества и новаторства; • основным ресурсом образования и умственной деятельности; • ключевым ресурсом формирования более образованных граждан; • фактором, позволяющим гражданам достигать лучших результатов в научной деятельности, в сфере здоровья, в работе; • важным ресурсом социально-экономического развития.

Что такое грамотность? Основное определение грамотности: «состояние образованности» (Chambers English Dictionary, 2003). Еще одно определение, данное там же: «…образованный, умеющий читать и писать, компетентный в…» (стр. 1856). На языке педагогов «базовая грамотность» подразумевает классическую или традиционную грамотность – обученность чтению, письму, арифметическим вычислениям и операциям. Почти во всех общественных формациях грамотность приобретается в среде начального и среднего образования, в первую очередь в государственных и частных школах, но базовой грамотностью можно овладеть также дома или в общественных центрах.

Page 5: Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни

Другие концепции грамотности, применимые к ИГИнформационная грамотность связана c другими, схожими, видами грамотности, но должна быть дифференцирована. Особенно это касается владения информационными технологиями, сетевой грамотности, цифровой грамотности, интернет-грамотности, компьютерной грамотности и медиаграмотности (Bawden, 2001). Два последних вида грамотности четко определены Хортоном (F. Horton, Jr., Personal Communica-tion, декабрь 2004) следующим образом: • Компьютерная грамотность. Знания, навыки и умения, необходимые для понимания информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), включая аппаратуру, программные средства, системы, сети (локальные сети и Интернет) и все другие элементы компьютеров и телекоммуникационных систем. • Медиаграмотность. Знания, навыки и умения, необходимые для понимания всех средств (массовой) коммуникации и форматов, в которых осуществляется создание, хранение, передача и представление данных, информации и знаний (например, печатные газеты и журналы, радио и телевидение, кабельные средства передачи информации, CD, DVD, мобильные телефоны, текстовые форматы PDF, формат JPEG для фотографий и графических изображений)

Концепция информационной грамотности.«информационная грамотность, означающая способность находить и использовать информацию, является основой обучения на протяжении всей жизни», «информационно грамотный учащийся отбирает информацию рационально и эффективно, оценивает информацию критически и компетентно, использует информацию точно и творчески». Пользователи информации «должны знать стратегии сбора информации и обладать навыками критического мышления, чтобы отобрать, отбросить, синтезировать информацию и представить ее в новой форме для решения реальных жизненных проблем». «Быть информационно грамотным означает, что человек способен понять востребованность информации, и может ее найти, оценить и эффективно использовать. Информационно грамотные люди это люди, научившиеся учиться». Они знают, как надо учиться, потому что знают, как организованы знания, как найти информацию и как использовать информацию таким образом, чтобы другие учились у них. «Независимо от того, какую семантику мы предпочтем для термина ИГ, определение, достаточно широко для того, чтобы охватить весь спектр информационных навыков и умений, от традиционных знаний эскимосов до высокотехнологичных поисковых машин, и вполне вероятно, что это определение будет применяться в течение многих десятилетий»

Информационные компетенции. Компетентный гражданин, будь то учащийся, специалист или рабочий, способен понять свои потребности в информации, знает, как найти, идентифицировать, получить доступ, извлечь, оценить, организовать и использовать нужную информацию. Для того чтобы стать информационно грамотным человеком, надо знать, как можно получить пользу от мира знаний, и включить опыт других в свое образование. Согласно Макензи, информационно грамотный человек обладает следующими способностями: • «ведение поиска: способность найти соответствующую информацию, проанализировать ее, рассортировать и отобрать нужное; • интерпретации: способность преобразовать данные и информацию в знание, предвидение и понимание; • генерация новых идей: развитие новых идей/гипотез».

Page 6: Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни

Конструктивистский подход.Методы обучения в образовании на протяжении всей жизни и теории образования в этой области оказали влияние на обучение информационной грамотности. Исследовательский подход ставит во главу угла решение проблем учащимися, работающими с информацией, то есть, создание нового понимания через активное исследование и размышление, анализ вместо простого запоминания фактов, содержащихся в учебных лекциях. Данный педагогический подход, требующий информационной грамотности, способствует развитию качества обучения учащихся. С другой стороны, информационная грамотность основывается или должна основываться на обучении с использованием образовательных ресурсов, на поисковой и исследовательской информационной работе и решении проблем. Основная задача состоит в приобретении «педагогического опыта» с использованием различных подходов для реализации намеченных результатов обучения, чтобы учащиеся могли оценивать и осваивать как можно больше методов и подходов в обучении.

Информационнаяграмотность

Развитие информационных

умений

Тренировка пользователей

Информационныйуровень развития

человека

Информационная компетентность

Обучение пользователей

Схема. 1: Концепция информационной грамотности

Page 7: Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни

Информационная грамотность и образование на протяжении всей жизни

Между информационной грамотностью и образованием на протяжении всей жизни существует стратегическая, взаимодополняющая связь, крайне необходимая для успешного функционирования каждой отдельной личности, предприятия, организации, учреждения и национального государства в глобальном информационном обществе. Эти две современные парадигмы в идеале должны быть соединены, чтобы работать символически и синергетически для того, чтобы люди и институты успешно существовали и соревновались в XXI веке и дальше.

Взаимосвязь двух концепций. Обе концепции характеризуются

• в значительной степени личностной мотивацией и индивидуальной направленностью; здесь нет необходимости в посредничестве другого лица, организации или системы – все зависит от самого себя, хотя совет и помощь уважаемого человека, такого как наставник и учитель, весьма полезны; • самоусовершенствованием, так как подразумевают саморазвитие независимо от возрастной категории, социально-экономического статуса, роли и места в обществе, пола, расы, религии, этнической принадлежности; • самоактивизацией, т.е. чем более информационно грамотным становится человек, чем дольше он продолжает успешно осваивать информационную грамотность и применять на практике свои навыки, тем выше в результате становится уровень его образованности, особенно если он делает это в течение всей жизни.

Теоретически, человек может поставить себе цель стать более информационно грамотным, но не преследовать эту цель в течение всей жизни. И наоборот, целью может быть образование на протяжении всей жизни, но без того, чтобы первоначально овладеть информационной грамотностью. Выбрав лишь один из этих путей, человек не сможет максимизировать свой потенциал в «учении учиться». Информационная грамотность и образование на протяжении всей жизни. Связанные вместе, информационная грамотность и образование на протяжении всей жизни значительно способствуют:

• расширению спектра самостоятельного выбора и предложений, открывающегося перед человеком в контексте личных, семейных и общественных вопросов; • улучшению качества и повышению полезности образования и профессиональной подготовки, как в формальной школьной среде до вступления в трудовую деятельность, так и позже в неформальной среде профессиональной подготовки и обучения по месту работы; • более широкой возможности найти и оставаться на хорошей работе, быстро продвигаться вверх по служебной лестнице, получать соответствующие награды, принимать умные и эффективные экономические и деловые решения; • эффективному участию в общественной, культурной и политической жизни, как на уровне отдельного коллектива, так и на более высоких уровнях, а также в определении и осуществлении профессиональных целей и замыслов.

Page 8: Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни

Информационная грамотность представляет собой комплекс навыков и умений, которые приобретаются в процессе обучения. В этот комплекс входит и отношение к самому процессу обучения, а также умение пользоваться инструментальными программными средствами, такими как интерактивные пособия, различные методики, групповая работа, общение с педагогом, инструктором, чиновником, разбирающим жалобы школьников/студентов и т.д. В отличие от обучения информационной грамотности обучение на протяжении всей жизни является хорошей привычкой, которую следует приобрести. Приобретение этой привычки сопровождается формированием позитивного склада ума. Стремление к новому, любознательность и жажда знаний являются хорошими предпосылками для образования на протяжении всей жизни.

Схема. 2: Информационная грамотность и образование на протяжении всей жизни

Взаимосвязи Личная мотивация Личная направленность Самосовершенствование Самоактивизация

Совместный положительный эффект Самостоятельный выбор и предложения Качество и полезность образования Возможность найти и сохранить работу Эффективное участие в общественной жизни

Различия Информационная грамотность — комплекс умений. Обучение на протяжении всей жизни — хорошая привычка.

Структура стандартов.Стандарты сгруппированы по трем основным компонентам информационной грамотности: А. ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ. Пользователь отбирает информацию рационально и эффективно. 1. Определение и формулировка потребности в информации. Пользователь определяет или осознает потребность в информации; решает предпринять что-то для ее поиска; выражает и определяет необходимость информации; инициирует процесс поиска. 2. Нахождение информации. Пользователь идентифицирует и оценивает потенциальные источники информации; разрабатывает стратегии поиска; находит выбранные им источники информации; отбирает и извлекает найденную информацию.

Page 9: Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни

Б. ОЦЕНИВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ. Пользователь оценивает информацию критически и компетентно. 1. Оценка информации. Пользователь анализирует, изучает и извлекает необходимое количество информации; обобщает и интерпретирует информацию; отбирает и синтезирует информацию; оценивает точность и релевантность информации. 2. Организация информации. Пользователь систематизирует и категоризирует информацию; группирует и организует извлеченную информацию; определяет, какая информация лучше и полезнее. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ. Пользователь применяет/использует информацию точно и творчески. 1. Использование информации. Пользователь находит новые пути передачи, представления и использования информации; применяет полученную информацию; осваивает/впитывает информацию как собственное знание; представляет информационный продукт. 2. Передача и этическое использование информации. Пользователь осознает правила этического использования информации; соблюдает правила легального использования информации; передает продукт обучения с соблюдением законов об интеллектуальной собственности; соблюдает соответствующие нормы оформления прав интеллектуальной собственности.

Схема 3: Информационные компетенции

Потребность Принятие решения Формулирование Инициирование

Нахождение

Поиск Отбор

Нахождение

Оценивание Анализ

Обобщение Оценка

Организация Категоризация

Структурирование Организация

Использование Применение

Изучение Использование

Передача

Этическое использование Признание правил и норм

ДОСТУП ОЦЕНКА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Информационная грамотность. Суммируя, информационную грамотность принято определять как наличие знаний и умений, требуемых для правильной идентификации информации, необходимой для выполнения определенного задания или решения проблемы; эффективного поиска информации; ее организации и реорганизации; интерпретации и анализа найденной и извлеченной информации (например, после скачивания изИнтернета); оценки точности и надежности информации, включая соблюдение этических норм и правил пользования полученной информацией; при необходимости передачи и представления результатов анализа и интерпретации другим лицам; последующего применения информации для осуществления определенных действий и достижения определенных результатов.

Page 10: Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни

Наконец, информационная грамотность часто определяется как «критическое мышление» или «учение учиться» и ей традиционно обучают школьников в школьных библиотеках и медийных центрах. В настоящее время расширяется обучение взрослых информационной грамотности – на рабочих местах, в формальных и коммерческих образовательных учреждениях, в среде и условиях непрерывного обучения.

Page 11: Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни

перевод:Guidelines on Information Literacy for Lifelong Learning. Jesus Lau

редакция «ON»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Принтер hp laserjet pro mfp m428fdn инструкция
  • Фоторамка дигма pf 802 инструкция по применению
  • Принтер hp laserjet pro mfp m428fdn инструкция
  • Часы watch mxd26578 инструкция на русском
  • Руководство пользователя хс60 2021