Руководство по iso 14001 2016

Описание

Достижение баланса между окружающей средой, обществом и экономикой считается необходимым условием для удовлетворения существующих потребностей без создания рисков для будущих поколений удовлетворять свои потребности. Устойчивое развитие как цель достигается за счет баланса между тремя составляющими устойчивости.

Ожидания общества в отношении устойчивого развития, прозрачности и подотчетности развивались наряду с ужесточением законодательства, растущим воздействием загрязнений на окружающую среду, неэффективным использованием ресурсов, неправильным управлением отходами, климатическими изменениями, деградацией экосистем и потерей биологического разнообразия.

Это побудило организации к применению системного подхода к экологическому менеджменту посредством внедрения систем экологического менеджмента с целью содействия экологической составляющей устойчивости.

Разделы сайта, связанные с этим документом:

  • Работы по экологии

Связи документа

В новостях

В комментариях/вопросах

Нет комментариев, вопросов или ответов с этим документом

Оглавление

    • Предисловие1
    • Введение2
    • 1. Область применения5
    • 2. Нормативные ссылки5
    • 3. Термины и определения5
      • 3.1. Термины, относящиеся к организации и лидерству6
      • 3.2. Термины, относящиеся к планированию7
      • 3.3. Термины, относящиеся к средствам обеспечения и деятельности9
      • 3.4. Термины, относящиеся к оценке результатов деятельности и улучшению9
    • 4. Среда организации11
      • 4.1. Понимание организации и ее среды11
      • 4.2. Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон11
      • 4.3. Определение области применения системы экологического менеджмента11
      • 4.4. Система экологического менеджмента11
    • 5. Лидерство12
      • 5.1. Лидерство и приверженность12
      • 5.2. Экологическая политика12
      • 5.3. Функции, ответственность и полномочия в организации13
    • 6. Планирование13
      • 6.1. Действия в отношении рисков и возможностей13
        • 6.1.1. Общие положения13
        • 6.1.2. Экологические аспекты14
        • 6.1.3. Принятые обязательства14
        • 6.1.4. Планирование действий15
      • 6.2. Экологические цели и планирование их достижения15
        • 6.2.1. Экологические цели15
        • 6.2.2. Планирование действий по достижению экологических целей15
    • 7. Средства обеспечения16
      • 7.1. Ресурсы16
      • 7.2. Компетентность16
      • 7.3. Осведомленность16
      • 7.4. Обмен информацией17
        • 7.4.1. Общие положения17
        • 7.4.2. Внутренний обмен информацией17
        • 7.4.3. Внешний обмен информацией17
      • 7.5. Документированная информация17
        • 7.5.1. Общие положения17
        • 7.5.2. Создание и актуализация18
        • 7.5.3. Управление документированной информацией18
    • 8. Деятельность18
      • 8.1. Планирование и управление деятельностью18
      • 8.2. Готовность к аварийным и другим нештатным ситуациям и ответные действия19
    • 9. Оценка результатов деятельности19
      • 9.1. Мониторинг, измерение, анализ и оценка19
        • 9.1.1. Общие положения20
        • 9.1.2. Оценка соответствия20
      • 9.2. Внутренний аудит21
        • 9.2.1. Общие положения21
        • 9.2.2. Программа внутреннего аудита21
      • 9.3. Анализ со стороны руководства21
    • 10. Улучшение22
      • 10.1. Общие положения22
      • 10.2. Несоответствия и корректирующие действия22
      • 10.3. Постоянное улучшение23
  • Приложение A24
  • РУКОВОДСТВО ПО ПРИМЕНЕНИЮ НАСТОЯЩЕГО СТАНДАРТА24
  • Приложение B39
  • СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ИСО 14001:2015 И ИСО 14001:200439
  • Приложение ДА43
  • СВЕДЕНИЯ О СООТВЕТСТВИИ ССЫЛОЧНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ НАЦИОНАЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ43
  • БИБЛИОГРАФИЯ44
  • АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ44
  • АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ46

Термины

  • Термины


  • Аварийные и другие нештатные ситуации

    это незапланированные или неожиданные события, в которых необходимо экстренное применение особых компетентностей, ресурсов или процессов для предотвращения либо смягчения их фактических или потенциальных последствий. Аварийные и другие нештатные ситуации могут привести к неблагоприятным экологическим воздействиям или другим влияниям на организацию. При определении потенциальных аварийных и других нештатных ситуаций (например, пожар, утечка химикатов, суровые погодные условия) организации следует рассмотреть
    см. страницу термина

  • Аудит (audit)

    Систематический, независимый и документируемый процесс (3.3.5) получения свидетельств аудита и их объективного оценивания для установления степени соответствия критериям аудита
    см. страницу термина

  • Аутсорсинговый процесс

    это процесс, который отвечает следующим требованиям
    см. страницу термина

  • Высшее руководство (top management)

    Лицо или группа людей, осуществляющих руководство и управление организацией (3.1.4) на высшем уровне
    см. страницу термина

  • Документированная информация (documented information)

    Информация, которая должна управляться и поддерживаться организацией (3.1.4), и носитель, который ее содержит
    см. страницу термина

  • Жизненный цикл (life cycle)

    Последовательные и взаимосвязанные стадии, проходимые продукцией (или услугой), от закупки сырья или переработки природных ресурсов до конечной утилизации
    см. страницу термина

  • Заинтересованная сторона (interested party)

    Лицо или организация (3.1.4), которые могут влиять на осуществление деятельности или принятие решения, быть подверженными их влиянию или воспринимать себя в качестве последних
    см. страницу термина

  • Измерение (measurement)
  • Компетентность (competence)

    Способность применять знания и навыки для достижения намеченных результатов
    см. страницу термина

  • Корректирующее действие (corrective action)

    Действие, предпринятое для устранения причины несоответствия (3.4.3) и предупреждения его повторного возникновения
    см. страницу термина

  • Модель PDCA

    представляет циклический процесс, применяемый организацией для достижения постоянного улучшения. Модель может применяться к системе экологического менеджмента и к ее отдельным элементам. Модель может быть описана следующим образом
    см. страницу термина

  • Мониторинг (monitoring)

    Определение статуса системы, процесса (3.3.5) или деятельности
    см. страницу термина

  • Намеченный результат

    это то, что организация намеревается достичь посредством внедрения ее системы экологического менеджмента. Минимум намеченных результатов включает улучшение экологических результатов деятельности, выполнение принятых обязательств и достижение экологических целей. Организации могут устанавливать дополнительные намеченные результаты для их систем экологического менеджмента. Например, в соответствии с обязательством защищать окружающую среду организация может установить как намеченный результат работу по направлению устойчивого развития
    см. страницу термина

  • Неопределенность

    является состоянием, связанным с недостатком, даже частично, информации, понимания или знания о событии, его последствиях и вероятности
    см. страницу термина

  • Несоответствие

    относится к требованиям настоящего стандарта и дополнительным требованиям системы экологического менеджмента (3.1.2), которые устанавливает для себя организация (3.1.4)
    см. страницу термина

  • Несоответствие (nonconformity)
  • ОАО «ВНИИС»

    ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации»
    см. страницу термина

  • Область применения системы экологического менеджмента

    предназначена для уточнения физических и организационных границ применения системы экологического менеджмента, особенно если организация является частью более крупной организации. Организация обладает свободой и гибкостью в определении этих границ. Организация может выбирать внедрять ли настоящий стандарт во всей организации или только в определенной(ых) части(ей) организации, если высшее руководство этой (этих) части(ей) организации имеет полномочия для создания системы экологического менеджмента
    см. страницу термина

  • Обмен информацией

    это двусторонний процесс, направленный внутрь организации и вовне ее
    см. страницу термина

  • Окружающая среда (environment)

    Окружение, в котором функционирует организация (3.1.4), включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, людей и их взаимоотношения
    см. страницу термина

  • Организация

    Понятие … включает в себя, но не ограничивается следующими примерами: индивидуальный предприниматель, компания, корпорация, фирма, предприятие, орган власти, товарищество, благотворительное учреждение, а также их часть или их объединение, вне зависимости от того, являются они юридическим лицом или нет, государственными или частными
    см. страницу термина

  • Организация (organization)

    Лицо или группа людей, связанные определенными отношениями, имеющие ответственность, полномочия и выполняющие свои функции для достижения их целей (3.2.5)
    см. страницу термина

  • Передача процесса (outsource)

    Заключение соглашения, в соответствии с которым внешняя организация (3.1.4) выполняет часть функции или процесса (3.3.5) организации
    см. страницу термина

  • Показатель (indicator)

    Отображение в измеримом виде состояния или статуса операций, менеджмента или условий
    см. страницу термина

  • Постоянное улучшение (continual improvement)

    Повторяющаяся деятельность по улучшению результатов деятельности (3.4.10)
    см. страницу термина

  • Предотвращение загрязнения (prevention of pollution)

    Использование процессов (3.3.5), практических методов, технических решений, материалов, продукции, услуг или энергии для того, чтобы избежать, уменьшить или управлять (по отдельности или в комбинации) образованием, выбросом или сбросом любого типа загрязняющего вещества или отходов с целью уменьшения негативных экологических воздействий (3.2.4)
    см. страницу термина

  • Пригодность

    Под … подразумевается то, как система экологического менеджмента подходит организации, ее деятельности, культуре и бизнес-системе. «Адекватность» относится к тому, насколько она соответствует требованиям настоящего стандарта и внедрена подходящим образом. «Результативность» означает достигаются ли желаемые результаты.
    см. страницу термина

  • Принятое обязательство (compliance obligation) (предпочтительный термин), правовые и другие требования (допустимый термин)

    Правовые требования (3.2.8), которым организация (3.1.4) должна соответствовать, и другие требования, которым организация должна соответствовать или выбирает для соответствия
    см. страницу термина

  • Принятые обязательства

    включают в себя правовые требования, которым организация должна соответствовать, и другие требования, которым организация обязуется или выбирает соответствовать
    см. страницу термина

    относятся к системе экологического менеджмента (3.1.2)

  • Процесс (process)

    Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы
    см. страницу термина

  • Результативность (effectiveness)

    Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов
    см. страницу термина

  • Результаты деятельности (performance)
  • Риск (risk)
  • Риски и возможности (risks and opportunities)

    Потенциальные неблагоприятные влияния (угрозы) и потенциальные благоприятные влияния (возможности)
    см. страницу термина

  • Свидетельство аудита

    состоит из записей, изложений фактов или другой информации, имеющих отношение к критериям аудита и являющихся проверяемыми; а «критерий аудита» представляет собой совокупность политик, процедур или требований (3.2.8), используемых для сравнения со свидетельствами аудита, как определено в стандарте ИСО 19011:2011, 3.3 и 3.2 соответственно
    см. страницу термина

  • Система менеджмента (management system)

    Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов организации (3.1.4) для разработки политик, целей (3.2.5) и процессов (3.3.5) для достижения этих целей
    см. страницу термина

  • Система экологического менеджмента (environmental management system)

    Часть системы менеджмента (3.1.1), используемая для управления экологическими аспектами (3.2.2), выполнения принятых обязательств (3.2.9) и учитывающая риски и возможности (3.2.11)
    см. страницу термина

  • Соответствие (conformity)
  • Стадии жизненного цикла

    включают в себя закупку сырья, проектирование, производство, транспортирование/поставку, использование, конечную обработку и/или переработку и окончательную утилизацию
    см. страницу термина

  • Требование (requirement)

    Потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным
    см. страницу термина

  • Цель (objective)
  • Экологическая политика

    это совокупность принципов, сформулированных как обязательства, в которых высшее руководство выражает намерения организации поддерживать и улучшать экологические результаты ее деятельности. Экологическая политика позволяет организации установить экологические цели (6.2), предпринимать действия для достижения намеченных результатов системы экологического менеджмента и достижения постоянного улучшения (раздел 10)
    см. страницу термина

  • Экологическая политика (environmental policy)

    Намерения и направление организации (3.1.4) в отношении экологических результатов деятельности (3.4.11), официально сформулированные ее высшим руководством (3.1.5)
    см. страницу термина

  • Экологическая цель (environmental objective)

    Цель (3.2.5), установленная организацией (3.1.4) в соответствии с ее экологической политикой (3.1.3)
    см. страницу термина

  • Экологические критерии

    являются основными и минимальными критериями для оценки экологических аспектов. Критерии могут относиться к экологическим аспектам (например, тип, размер, частота) или экологическим воздействиям (например, масштаб, тяжесть, продолжительность воздействия). Другие критерии могут быть также применены. Экологический аспект может не быть значимым, если рассматриваются только экологические критерии. Он может, однако, достигнуть или превысить пороговое значение важности, если рассматриваются другие критерии. Эти другие критерии могут включать в себя для организации такие вопросы, как правовые требования или вопросы, касающиеся заинтересованных сторон. Эти другие критерии не предназначены для использования с целью понизить уровень аспекта, который является значимым, основываясь на его экологическом воздействии
    см. страницу термина

  • Экологические результаты деятельности (environmental performance)

    Результаты деятельности (3.4.10), относящиеся к менеджменту экологических аспектов (3.2.2)
    см. страницу термина

  • Экологические требования

    являются потребностями и ожиданиями организации, связанными с окружающей средой, которые она устанавливает для ее заинтересованных сторон и которые она доводит до них (например, внутренние функции, такие как закупка, потребитель, внешний поставщик)
    см. страницу термина

  • Экологический аспект (environmental aspect)

    Элемент деятельности организации (3.1.4), ее продукции или услуг, который взаимодействует или может взаимодействовать с окружающей средой (3.2.1)
    см. страницу термина

  • Экологическое воздействие (environmental impact)

    Изменение в окружающей среде (3.2.1) отрицательного или положительного характера, полностью или частично являющееся результатом экологических аспектов (3.2.2) организации (3.1.4)
    см. страницу термина

  • Экологическое условие (environmental condition)

    Состояние или характеристика окружающей среды (3.2.1) в определенный момент времени
    см. страницу термина

Важно


  • Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru) …

  • — «ДОЛЖНА» указывает на требование; …

  • 3.2.5 цель (objective): Результат, который ДОЛЖЕН быть достигнут. …

  • 3.2.9 принятое обязательство (compliance obligation) (предпочтительный термин), правовые и другие требования (допустимый термин): Правовые требования (3.2.8), которым организация (3.1.4) ДОЛЖНА соответствовать, и другие требования, которым организация ДОЛЖНА соответствовать или выбирает для соответствия. …

  • 3.3.2 документированная информация (documented information): Информация, которая ДОЛЖНА управляться и поддерживаться организацией (3.1.4), и носитель, который ее содержит. …

  • 2 Деятельность по улучшению не ОБЯЗАТЕЛЬНО проходит одновременно или без перерыва во всех сферах. …

  • Организация ДОЛЖНА определить внешние и внутренние факторы, относящиеся к ее намерениям и влияющие на ее способность достигать намеченного(ых) результата(ов) ее системы экологического менеджмента. Такие факторы ДОЛЖНЫ включать в себя экологические условия, на которые влияет организация, или которые способны повлиять на организацию. …

  • Организация ДОЛЖНА определить: …

  • Организация ДОЛЖНА определить физические и организационные границы области системы экологического менеджмента, чтобы установить область ее применения. …

  • При определении области применения организация ДОЛЖНА рассматривать: …

  • Область применения ДОЛЖНА разрабатываться, актуализироваться и применяться как документированная информация и быть доступна заинтересованным сторонам. …

  • Для достижения намеченных результатов, включая улучшение экологических результатов деятельности, организация ДОЛЖНА разработать, внедрить, поддерживать и постоянно улучшать систему экологического менеджмента, включая необходимые процессы и их взаимодействия, в соответствии с требованиями настоящего стандарта. …

  • Организация ДОЛЖНА учитывать знания, полученные в соответствии с 4.1 и 4.2, при разработке и поддержании системы экологического менеджмента. …

  • Как только область применения определена, все виды деятельности, продукция и услуги организации, охватываемые областью применения, ДОЛЖНЫ быть включены в систему экологического менеджмента. …

  • Экологическая политика ДОЛЖНА: …

  • Высшее руководство ДОЛЖНО демонстрировать свое лидерство и приверженность в отношении системы экологического менеджмента посредством: …

  • Высшее руководство ДОЛЖНО разработать, реализовывать и поддерживать в актуальном состоянии экологическую политику, которая в рамках установленной области применения системы экологического менеджмента: …

  • Организация ДОЛЖНА разрабатывать, внедрять и поддерживать процессы, необходимые для выполнения требований 6.1.1 — 6.1.4. …

  • При планировании в системе экологического менеджмента организация ДОЛЖНА рассмотреть: …

  • Организация в рамках области применения системы экологического менеджмента ДОЛЖНА определить потенциальные аварийные и другие нештатные ситуации, включая в себя те, которые могут иметь экологическое воздействие. …

  • Организация ДОЛЖНА разрабатывать, актуализировать и применять документированную информацию в отношении: …

  • Высшее руководство ДОЛЖНО обеспечить определение и доведение до работников в организации обязанностей, ответственности и полномочий для выполнения соответствующих функций. …

  • Высшее руководство ДОЛЖНО распределить обязанности, ответственность и полномочия для: …

  • — рисков и возможностей, которые ДОЛЖНЫ быть учтены; …

  • Организация в рамках определенной области применения системы экологического менеджмента ДОЛЖНА определить экологические аспекты ее видов деятельности, продукции и услуг, которыми она может управлять и на которые она может влиять, а также связанные с ними экологические воздействия, учитывая при этом жизненный цикл. …

  • При определении экологических аспектов организация ДОЛЖНА учитывать: …

  • Организация ДОЛЖНА выявлять те аспекты, которые оказывают или могут оказать значимое экологическое воздействие, т.е. значимые экологические аспекты, применяя установленные критерии. …

  • Организация ДОЛЖНА подходящим образом доводить до сведения различных уровней и функций информацию о значимых экологических аспектах. …

  • Организация ДОЛЖНА разрабатывать, актуализировать и применять документированную информацию в отношении: …

  • Организация ДОЛЖНА: …

  • Организация ДОЛЖНА разрабатывать, актуализировать и применять документированную информацию в отношении ее принятых обязательств. …

  • Организация ДОЛЖНА планировать: …

  • При планировании этих действий организация ДОЛЖНА учитывать ее технологические возможности, а также финансовые и функциональные требования, требования бизнеса. …

  • Организация ДОЛЖНА установить экологические цели для соответствующих функций и уровней организации, учитывая при этом значимые экологические аспекты и связанные с ними принятые обязательства, а также рассматривать свои риски и возможности. …

  • Организация ДОЛЖНА разрабатывать, актуализировать и применять документированную информацию в отношении экологических целей. …

  • При планировании действий по достижению экологических целей организация ДОЛЖНА определить: …

  • Организация ДОЛЖНА рассмотреть, как действия по достижению экологических целей могут быть интегрированы в бизнес-процессы организации. …

  • a) что ДОЛЖНО быть сделано; …

  • Экологические цели ДОЛЖНЫ: …

  • Организация ДОЛЖНА определить и обеспечить наличие ресурсов, необходимых для разработки, внедрения, поддержания и постоянного улучшения системы экологического менеджмента. …

  • Организация ДОЛЖНА: …

  • Организация ДОЛЖНА регистрировать и сохранять соответствующую документированную информацию как свидетельство компетентности. …

  • Организация ДОЛЖНА обеспечить, чтобы лица, выполняющие работу под управлением организации, были осведомлены: …

  • Организация ДОЛЖНА разрабатывать, внедрять и поддерживать процессы, необходимые для внутреннего и внешнего обмена информацией, относящиеся к системе экологического менеджмента, включая в себя: …

  • При разработке процесса(ов) обмена информацией организация ДОЛЖНА: …

  • Организация ДОЛЖНА реагировать на соответствующую информацию о ее системе экологического менеджмента. …

  • Организация ДОЛЖНА подходящим для себя способом регистрировать и сохранять документированную информацию как свидетельство обмена информацией. …

  • Организация ДОЛЖНА: …

  • Организация ДОЛЖНА осуществлять внешний обмен информацией, относящейся к системе экологического менеджмента, как это определено процессом(ами) обмена информацией организации и как это требуется ее принятыми обязательствами. …

  • Система экологического менеджмента организации ДОЛЖНА включать в себя: …

  • При создании и актуализации документированной информации организация ДОЛЖНА соответствующим образом обеспечить: …

  • Документированная информация, требуемая системой экологического менеджмента и настоящим стандартом, ДОЛЖНА находиться под управлением в целях обеспечения: …

  • Для управления документированной информацией организация ДОЛЖНА предусматривать следующие действия в той степени, насколько это применимо: …

  • Документированная информация внешнего происхождения, определенная организацией как необходимая для планирования и функционирования системы экологического менеджмента, ДОЛЖНА быть соответствующим образом идентифицирована и находиться под управлением. …

  • Организация ДОЛЖНА разрабатывать, внедрять и поддерживать процессы, необходимые для выполнения требований системы экологического менеджмента и для выполнения действий, определенных в 6.1 и 6.2, и осуществлять управление этими процессами посредством: …

  • Организация ДОЛЖНА управлять запланированными изменениями и анализировать последствия непредусмотренных изменений, предпринимая, при необходимости, меры по смягчению любых негативных воздействий. …

  • Организация ДОЛЖНА обеспечивать, чтобы процесс(ы), переданный(ые) внешним организациям, находились под управлением или влиянием. Тип и степень управления или влияния, применяемые к этим процессам, ДОЛЖНЫ быть определены в рамках системы экологического менеджмента. …

  • В соответствии с концепцией жизненного цикла организация ДОЛЖНА: …

  • Организация ДОЛЖНА разрабатывать, актуализировать и применять документированную информацию в объеме, необходимом для обеспечения уверенности, что процессы выполняются так, как это запланировано. …

  • Организация ДОЛЖНА разрабатывать, внедрять и поддерживать процессы, необходимые для подготовки и реагирования на потенциальные аварийные и другие нештатные ситуации (6.1.1). …

  • Организация ДОЛЖНА: …

  • Организация ДОЛЖНА разрабатывать, актуализировать и применять документированную информацию в объеме, необходимом для обеспечения уверенности в том, что процессы выполняются в соответствии с тем, как это было запланировано. …

  • Организация ДОЛЖНА осуществлять мониторинг, измерять, анализировать и оценивать ее экологические результаты деятельности. …

  • Организация ДОЛЖНА определить: …

  • Организация ДОЛЖНА обеспечивать, чтобы в той мере, насколько это подходит для мониторинга и измерения, использовалось калиброванное или поверенное оборудование и проводилось его техническое обслуживание. …

  • Организация ДОЛЖНА оценивать экологические результаты деятельности и результативность системы экологического менеджмента. …

  • Организация ДОЛЖНА сообщать информацию о своих экологических результатах деятельности внутри организации и вовне, как это определено процессом(ами) обмена информацией и как того требуют принятые обязательства. …

  • Организация ДОЛЖНА регистрировать и сохранять соответствующую документированную информацию как свидетельство результатов проведения мониторинга, измерения, анализа и оценки. …

  • Организация ДОЛЖНА разрабатывать, внедрять и поддерживать процессы, необходимые для оценки выполнения принятых ею обязательств. …

  • Организация ДОЛЖНА: …

  • Организация ДОЛЖНА регистрировать и сохранять документированную информацию как свидетельство соответствия результата(ов) оценивания. …

  • a) что ДОЛЖНО подлежать мониторингу и измерениям; …

  • d) когда ДОЛЖНЫ проводиться мониторинг и измерения; …

  • e) когда результаты мониторинга и измерений ДОЛЖНЫ быть проанализированы и оценены. …

  • Анализ со стороны руководства ДОЛЖЕН включать в себя рассмотрение: …

  • Организация ДОЛЖНА проводить внутренние аудиты через запланированные интервалы времени для получения информации, что система экологического менеджмента: …

  • Организация ДОЛЖНА разрабатывать, реализовывать и поддерживать в актуальном состоянии программу(мы) аудитов, включая периодичность и методы проведения аудитов, а также ответственность, планируемые для проверки требования и предоставление отчетности. …

  • При разработке программы аудитов организация ДОЛЖНА учитывать экологическую важность проверяемых процессов, изменения, оказывающие влияние на организацию, и результаты предыдущих аудитов. …

  • Организация ДОЛЖНА: …

  • Организация ДОЛЖНА регистрировать и сохранять документированную информацию как свидетельство реализации программы аудитов и полученных результатов аудитов. …

  • Высшее руководство ДОЛЖНО анализировать через запланированные интервалы времени систему экологического менеджмента организации в целях обеспечения ее постоянной пригодности, адекватности и результативности. …

  • Организация ДОЛЖНА регистрировать и сохранять документированную информацию как свидетельство результатов анализов со стороны руководства. …

  • Организация ДОЛЖНА определять возможности для улучшения (9.1, 9.2 и 9.3) и осуществлять необходимые действия для достижения намеченных результатов ее системы экологического менеджмента. …

  • При появлении несоответствий организация ДОЛЖНА: …

  • Выходные данные анализа со стороны руководства ДОЛЖНЫ включать в себя: …

  • Организация ДОЛЖНА регистрировать и сохранять документированную информацию как свидетельство: …

  • Организация ДОЛЖНА постоянно улучшать пригодность, адекватность и результативность системы экологического менеджмента для улучшения экологических результатов деятельности. …

  • Корректирующие действия ДОЛЖНЫ соответствовать значимости последствий выявленных несоответствий, включая экологическое(ие) воздействие(я). …

  • Требования в настоящем стандарте необходимо рассматривать с системной или комплексной точки зрения. Пользователь не ДОЛЖЕН воспринимать конкретное предложение или раздел настоящего стандарта в отрыве от других разделов стандарта. Существует взаимосвязь между требованиями в одних разделах с требованиями в других разделах. Например, организации необходимо понимать взаимосвязь между обязательствами ее экологической политики и требованиями, которые установлены в других разделах. …

  • Организация ДОЛЖНА учитывать, как часть менеджмента изменений, запланированные и незапланированные изменения для обеспечения того, чтобы нежелательные последствия этих изменений не оказывали негативного воздействия на намеченные результаты системы экологического менеджмента. Примеры изменений включают: …

  • — Слово «рассматривать» означает, что есть необходимость обдумать тему, но тема может быть исключена; тогда как «учитывать» означает, что есть необходимость обдумать тему, но тема НЕ МОЖЕТ БЫТЬ исключена. …

  • Ожидается, что организация получит общее (то есть высокоуровневое, не детализированное) понимание выраженных потребностей и ожиданий тех внутренних и внешних заинтересованных сторон, которые были определены организацией как соответствующие. Организация рассматривает полученные знания при определении потребностей или ожиданий, которым она ДОЛЖНА или выбирает соответствовать, то есть ее принятых обязательств (6.1.1). …

  • При определении области применения доверие к системе экологического менеджмента зависит от выбора организационных границ. Организация учитывает степень управления или влияния по отношению к видам деятельности, продукции и услугам с учетом концепции жизненного цикла. Определение области применения не ДОЛЖНО быть использовано для исключения видов деятельности, продукции, услуг или объектов, которые имеют или могут иметь значимые экологические аспекты, или в целях уклонения от выполнения принятых обязательств. Область применения — это фактическое и представительное заявление о видах деятельности организации, включенных в границы ее системы экологического менеджмента, которое не ДОЛЖНО вводить в заблуждение заинтересованные стороны. …

  • Требования заинтересованных сторон не ОБЯЗАТЕЛЬНО являются требованиями организации. Некоторые требования заинтересованных сторон отражают потребности и ожидания, которые являются обязательными, потому что были включены в законы, постановления, разрешения и лицензии правительственным решением или даже постановлением суда. Организация может добровольно принимать решения о том, согласиться или принять другие требования заинтересованных сторон (например, вступая в договорные отношения или подписываясь под добровольной инициативой). Такие требования, будучи принятыми организацией, становятся требованиями организации (то есть принятыми обязательствами) и ДОЛЖНЫ быть учтены при планировании системы экологического менеджмента (4.4). Более подробный анализ принятых обязательств представлен в 6.1.3. …

  • Обязательство защищать окружающую среду предполагает не только предупреждение неблагоприятных экологических воздействий посредством предотвращения загрязнения, но и защиту естественной среды от вреда и разрушения, связанных с деятельностью организации, ее продукцией и услугами. Конкретное(ые) обязательство(а) организации ДОЛЖНО(ы) соответствовать среде организации, включая местные и региональные условия окружающей среды. Обязательства могут относиться, например, к качеству воды, утилизации отходов, качеству воздуха, а также могут включать в себя обязательства, относящиеся к смягчению последствий изменения климата и адаптации, защите биоразнообразия и экосистем и рекультивации. …

  • Общей целью процесса(ов), указанного(ых) в 6.1.1, является обеспечение уверенности в том, что организация может достигать намеченных результатов ее системы экологического менеджмента, предотвращать или снижать нежелательные воздействия, и достигать постоянного улучшения. Организация может обеспечить это путем определения рисков и возможностей, которые ДОЛЖНЫ быть рассмотрены, и планированием соответствующих действий. Эти риски и возможности могут относиться к экологическим аспектам, принятым обязательствам, другим факторам или другим потребностям и ожиданиям заинтересованных сторон. …

  • Организации необходимо определить экологические аспекты в рамках области применения ее системы экологического менеджмента с учетом входов и выходов (намеренных и непреднамеренных), связанных с текущими и прошлыми видами деятельности, продукцией и услугами, запланированными или новыми разработками, а также новыми или измененными видами деятельности, продукцией и услугами. Применяемый метод ДОЛЖЕН включать рассмотрение нормальных и ненормальных условий функционирования, условий остановки и запуска, а также предсказуемых аварийных и других нештатных ситуаций, определенных в 6.1.1. Следует уделить также ранее возникавшим аварийным и другим нештатным ситуациям. Для дополнительной информации по экологическим аспектам в рамках менеджмента изменений (A.1). …

  • Организация определяет свои экологические аспекты и связанные с ними экологические воздействия, а также определяет те аспекты, которые являются значимыми и, следовательно, ДОЛЖНЫ быть рассмотрены в системе экологического менеджмента. …

  • Организация не ОБЯЗАНА рассматривать каждый продукт, компонент или материал в отдельности для определения и оценки их экологических аспектов; она может группировать или выбрать категории по видам деятельности, продукции и услугам, если они обладают общими характеристиками. …

  • Организация с достаточной подробностью определяет применимые к ее экологическим аспектам принятые обязательства, идентифицированные ею в соответствии с 4.2, и то, как они распространяются на организацию. Принятые обязательства включают в себя правовые требования, которым организация ДОЛЖНА соответствовать, и другие требования, которым организация обязуется или выбирает соответствовать. …

  • Не существует единого метода определения значимых экологических аспектов, однако применяемые метод и критерии ДОЛЖНЫ обеспечивать согласующиеся результаты. Организация устанавливает критерии для определения ее значимых экологических аспектов. Экологические критерии являются основными и минимальными критериями для оценки экологических аспектов. Критерии могут относиться к экологическим аспектам (например, тип, размер, частота) или экологическим воздействиям (например, масштаб, тяжесть, продолжительность воздействия). Другие критерии могут быть также применены. Экологический аспект может не быть значимым, если рассматриваются только экологические критерии. Он может, однако, достигнуть или превысить пороговое значение важности, если рассматриваются другие критерии. Эти другие критерии могут включать в себя для организации такие вопросы, как правовые требования или вопросы, касающиеся заинтересованных сторон. Эти другие критерии не предназначены для использования с целью понизить уровень аспекта, который является значимым, основываясь на его экологическом воздействии. …

  • Требование «учитывать значимые экологические аспекты» не означает, что экологическая цель ДОЛЖНА быть установлена для каждого значимого экологического аспекта, однако они имеют высокую приоритетность при установлении экологических целей. …

  • Организация планирует на высшем уровне действия, которые ДОЛЖНЫ быть предприняты в рамках системы экологического менеджмента, чтобы рассмотреть ее значимые экологические аспекты, ее принятые обязательства, риски и возможности, определенные в соответствии с 6.1.1, которые являются приоритетными для организации для достижения намеченных результатов ее системы экологического менеджмента. …

  • Высшее руководство может устанавливать экологические цели на стратегическом, оперативном или функциональном уровнях. Стратегический уровень включает самые высокие уровни организации, а экологические цели могут быть применены ко всей организации. Оперативный и функциональный уровни могут включать в себя экологические цели для конкретных единиц или функций внутри организации, и ДОЛЖНЫ быть согласованы со стратегическим направлением. …

  • Экологические цели ДОЛЖНЫ быть доведены до лиц, работающих под управлением организации и имеющих возможность влиять на достижение экологических целей. …

  • При рассмотрении (A.3) ее технологических возможностей организации следует рассмотреть применение лучших доступных технологий, где это экономически обосновано, экономически эффективно и считается целесообразным. Это не подразумевает, что организация ОБЯЗАНА применять методологии учета экологических затрат. …

  • Осведомленность об экологической политике не ДОЛЖНА толковаться в том смысле, что обязательства ДОЛЖНЫ быть выучены или что лица, выполняющие работу под управлением организации, ДОЛЖНЫ иметь копию документированной экологической политики. Предпочтительнее, чтобы эти лица были осведомлены о ее существовании, сути и их роли в достижении обязательств, включая то, как их работа может повлиять на способность организации выполнять принятые обязательства. …

  • Обмен информацией ДОЛЖЕН быть: …

  • При разработке процесса(ов) обмена информацией ДОЛЖНА быть рассмотрена внутренняя организационная структура, чтобы обеспечить информацией наиболее подходящие уровни и функции. Для удовлетворения потребностей многих различных заинтересованных сторон может быть достаточным один подход, а для учета конкретных потребностей отдельных заинтересованных сторон могут быть необходимы несколько подходов. …

  • Организация ДОЛЖНА разрабатывать, актуализировать и применять документированную информацию способом, достаточным для обеспечения пригодной, адекватной и результативной системы экологического менеджмента. Внимание ДОЛЖНО быть направлено прежде всего на внедрение системы экологического менеджмента и на экологические результаты деятельности, а не на сложную систему управления документированной информацией. …

  • Может быть применена документированная информация, первоначально созданная для иных целей, чем система экологического менеджмента. Документированная информация, относящаяся к системе экологического менеджмента, может быть интегрирована с другими системами менеджмента информации, внедренными организацией. Документированная информация необязательно ДОЛЖНА быть в виде руководства. …

  • Организация решает, какой объем управления ей необходим в рамках ее бизнес-процессов (например, процесса закупок), чтобы управлять или влиять на аутсорсинговый процесс(ы) или на поставщиков продукции и услуг. Эти решения ДОЛЖНЫ быть основаны на таких факторах, как: …

  • При планировании процесса(ов) готовности к аварийным и другим нештатным ситуациям и ответных действий организация ДОЛЖНА рассматривать: …

  • При определении того, что ДОЛЖНО подлежать мониторингу и измерению, кроме мониторинга достижения экологических целей, организация ДОЛЖНА учитывать ее значимые экологические аспекты, принятые обязательства и средства управления деятельностью. …

  • При рассмотрении результатов предыдущих аудитов организация ДОЛЖНА учитывать: …

  • Методы, применяемые организацией для мониторинга и измерения, анализа и оценки, ДОЛЖНЫ быть определены в системе экологического менеджмента для обеспечения того, чтобы: …

  • Результаты анализа и оценки экологических результатов деятельности ДОЛЖНЫ быть доведены до тех, кто несет ответственность и обладает полномочиями инициировать необходимые действия. …

  • Аудиторы ДОЛЖНЫ быть независимыми по отношению к проверяемой деятельности, где это практически возможно, и ДОЛЖНЫ действовать во всех случаях таким образом, чтобы быть свободными от предвзятости и конфликта интересов. …

  • Несоблюдение не ОБЯЗАТЕЛЬНО может подняться до уровня несоответствия если, например, оно определено и корректируется процессами системы экологического менеджмента. Несоответствия, связанные с несоблюдением, необходимо корректировать, даже если эти несоответствия не привели к фактическому несоблюдению правовых требований. …

Данный сборник НТД предназначен исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Собранные здесь тексты документов могут устареть, оказаться замененными новыми или быть отменены.

За официальными документами обращайтесь на официальные сайты соответствующих организаций или в официальные издания. Наша организация и администрация сайта не несут ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием документации.

Общая информация об ISO 14001:2015 / ГОСТ Р ИСО 14001-2016

Система Экологического Менеджмента

В этой статье мы расскажем Вам об ISO 14001: что это такое, зачем он нужен и как его применять в бизнесе. Прочитав это, Вы поймете, что данный стандарт обеспечивает не только экологический результат, но и результат финансовой выгоды для организации, деятельность которой построена на основе принципов ISO 14001.

ISO 14001 - СЭМ

ISO 14001 (Система Экологического Менеджмента, СЭМ) – это инструмент, который позволяет контролировать экологическое воздействие фирмы на окружающую среду, при необходимости сокращая его до минимума.

Общая направленность ISO 14001 – способствовать охране окружающей среды и предотвращению ее загрязнения в балансе с удовлетворением социально-экономических потребностей (например, получении прибыли).

Основная задача ISO 14001 –  создание системы экологического менеджмента.

Что такое Система Экологического Менеджмента?

Система Экологического Менеджмента (СЭМ) – это часть общей системы менеджмента, направленная на разработку, внедрение и оценку достигнутых результатов экологической политики, целей и задач организации. Она включает:

  • организационную структуру
  • планирование деятельности
  • распределение ответственности
  • практическую работу
  • процедуры, процессы и ресурсы

СЭМ подразумевает последовательное совершенствование всех экологических процессов, степень которой определяется самой организацией.

Преимущества Системы Экологического Менеджмента

Имиджевые

  • Выполнение нормативных требований проверяющих организаций, клиентов и акционеров
  • Дополнительное конкурентное преимущество при участии в тендерах, торгах и аукционах

Производственные

  • Создание экологически чистого и безвредного продукта
  • Повышение производительности

Финансовые

  • Перенесение затрат из области штрафов и предписаний, выписываемых проверяющими организациями, в область профилактики экологических нарушений;
  • Сокращению объема отходов, потребляемого сырья и энергопотребления;
  • Минимизации аварийных ситуаций и их последствий

Даже ограниченная по своим функциям система экологического менеджмента даёт результат: дополнительные финансовые поступления, которые впоследствии окупают затраты на её внедрение.

Ключ к успеху!

Если Вы хотите не только снизить вредное воздействие на окружающую среду, но и получить существенный экономический эффект – Вы приняли правильное решение! Мы готовы оказать Вам содействие и помощь в достижении поставленных целей.

Наши услуги:

  1. Сертификация СЭМ
  2. Консалтинг на всех этапах разработки и внедрения СЭМ
  3. Обучение Ваших специалистов созданию СЭМ

Есть вопросы?  

Просто позвоните нам по номеру 8 (495) 777-54-96 и наши эксперты ответят на них. 

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 апреля 2016 г. N 285-ст. межгосударственный стандарт ГОСТ Р ИСО 14001-2016 утвержден и введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации.

Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 14001:2015 «Environmental management systems — Requirements with guidance for use» («Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению»). Стандарт подготовлен взамен ГОСТ Р ИСО 14001-2007.

Библиография

Обозначение ГОСТ ГОСТ Р ИСО 14001-2016
Наименование на русском языке Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению
Наименование на английском языке Environmental management systems. Requirements with guidance for use
Дата введения в действие 01.03.2017
Код ОКС 13.020.10
Количество страниц 40
Статус Действует

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инженер проектировщик слаботочных систем должностная инструкция
  • Асепта полоскание для десен инструкция по применению
  • Руководство республики таджикистан
  • Аппарат магофон 01 инструкция по применению
  • Должностная инструкция начальника базы в прочих отраслях