О чем речь? Управление автосервисом – неважно, совсем маленький это бизнес или уже вырос в объемах – процесс достаточно сложный. Основные моменты, требующие пристального внимания, те же, что и всегда: финансы, персонал, маркетинг. Стоит где-то ошибиться – и предприятие понесет убытки.
На что обратить внимание? Не стоит доверять руководство СТО некомпетентным людям. Но даже если удастся найти грамотного во всех отношениях директора, его все равно нужно будет контролировать. А для этого следует получить представление о нюансах управления мастерской и способах повышения эффективности ее работы.
В этой статье:
- Типовая структура предприятия
- Финансовая составляющая бизнеса
- Организация работы с клиентами
- Советы по управлению персоналом автосервиса
- Введение фирменного стиля
- Собственный сайт как элемент обратной связи с клиентами
- Учет данных в организации
- Использование специального программного обеспечения для управления автосервисом
- Внедрение принципов бережливого производства
Типовая структура предприятия
Грамотно выстроенная структура предприятия – неотъемлемое условие его бесперебойной работы и гарантия эффективности как каждого отдельно взятого сотрудника, так и всего бизнеса в целом. Типовая структура автосервиса выглядит так:
- Во главе управления автосервисом стоит генеральный директор либо хозяин фирмы. Именно он отвечает за корректное протекание всех бизнес-процессов.
- Совет директоров. Это руководители, возглавляющие работу ремонтной зоны, бухгалтерии, склада и прочих функциональных участков.
- Техотдел. Здесь работают бригады диагностики и ремонта, мойщики, слесари, электрики, автоэлектрики.
- Финансовая группа. То есть, бухгалтера, кадровики, администраторы, специалисты хозяйственной части.
- Отдел продаж, в составе которого колл-центр, менеджеры-продажники, непосредственно контактирующие с клиентами, обратившимися в автосервис.
- Маркетинговая служба, состоящая из приглашенных профессиональных пиарщиков и маркетологов, задача которых – реклама, продвижение фирмы, формирование лояльного отношения со стороны реальных и потенциальных клиентов.
Структура автосервиса меняется вместе с ростом предприятия, когда оно из небольшой гаражной шиномонтажки постепенно превращается в бизнес средней руки. Расширяется штат, появляются заместители директоров, сотрудники для работы по регионам, становится больше профильных специалистов и т.д. И здесь не обойтись без формирования новой структуры управления бизнесом, которая обеспечит эффективность каждого сотрудника и в целом всей структуры.
Финансовая составляющая бизнеса
Практика показывает, что самая большая общая проблема у всех СТО – это вечная нехватка денег на службу приемки. А между тем, эти затраты неизбежны и их необходимо предусмотреть. Клиентам нужно уделять достаточно сил и времени, если не хотите, чтобы ваш автосервис простаивал без работы.
Для анализа положения дел в компании и выстраивания прогнозов следует тщательно просчитать и постоянные, и переменные издержки. Так вы поймете, какие именно траты – производственные, а какие – сопутствующие.
Переменные издержки тесно взаимосвязаны с объёмом выполненных работ и полученной прибылью. Постоянные же издержки есть всегда, тут не имеет значения, много вы заработали или мало и сколько всего переделали работы.
Для того чтобы ваша мастерская функционировала максимально эффективно, необходимо в первую очередь уяснить, что полные издержки на её содержание складываются из переменных и постоянных издержек.
Теперь о том, как считается себестоимость часа работы СТО:
- касательно проектной мощности: (полные издержки на проектную мощность + прибыль, которую вы планируете получить)/количество проданных часов на пункте проектной мощности;
- общий оборот автосервиса — это стоимость часа работы точки проектной мощности, умноженная на число проданных часов;
- продуктивность СТО = количество продуктивных часов / время непосредственного присутствия механиков;
- эффективность мастерской = число проданных часов / количество продуктивных часов.
Оптимальные показатели для проектной мощности сервиса (имеется в виду максимально возможная загрузка, на которую рассчитано предприятия) – это 40% переменных издержек и 60% постоянных. Именно при таком распределении вы сможете наиболее точно высчитать стоимость часа работы вашей СТО.
Организация работы с клиентами
Один из важных пунктов программы управления автосервисом – поднятие качества обслуживания до самого высокого уровня и стремление к удовлетворению всех запросов клиентов.
Работа персонала
Сотрудники, которых клиенты видят в автосервисе и с которыми вступают в общение (в особенности именно они), должны выглядеть безупречно, и тут не имеет значения, действует ли на предприятии дресс-код, и введена ли спец-форма. Профессионализм персонала тоже должен быть на высоте.
В адрес посетителей и клиентов следует направлять максимум внимания, излучать полную доброжелательность, готовность немедленно решать проблемы. Любые диалоги нужно выстраивать вежливо и корректно, в особенности, если возникают спорные моменты, в которых клиент не очень прав и предъявляет, по сути, ни на чем не основанные претензии.
Качество техобслуживания
Одним из главных требований должно стать устранение заявленных дефектов в ходе одного обращения клиента. Категорически нельзя допускать, чтобы клиент обращался повторно (с той же самой проблемой) до того, как истек интервал времени, отведенный на обслуживание или ремонт авто.
От данного правила можно отступить лишь в случаях, когда неисправности явно не видны, или их диагностика усложнена, либо машина должна пройти промежуточную эксплуатацию для того, чтобы до конца устранить проблему.
Сроки работ
В рамках управления автосервисом обязательно необходимо следить за тем, чтобы задействованного персонала было достаточно для обслуживания потока клиентов, осуществления продаж товаров и услуг (с учетом фактических и запланированных объемов). При этом следует помнить, что наплыв посетителей и производственные обороты могут меняться под влиянием тех или иных обстоятельств.
Сроки, обещанные клиенту, должны соблюдаться. Если их приходится сдвигать (в любую из сторон), обязанность персонала – оперативно донести эту информацию до клиента.
Ведение расчетов
Прежде чем приступать к выполнению заказа, нужно высчитать стоимость предстоящих работ, требуемых материалов и запчастей. Если это невозможно сделать сразу, следует договориться с клиентом о том, как именно ему будет удобно согласовывать все эти вопросы: в телефонном разговоре или в письменной форме (по электронной либо обычной почте, по факсу). Дальнейшее согласование касательно предстоящих работ и их стоимости осуществляется выбранным способом.
Тут есть вот какой важный момент: задача менеджера, непосредственно общающегося с клиентом – максимально кратко и понятно донести, за что будет платить заказчик. То есть, объяснить, для чего выполняется каждый вид работ, какие именно запчасти и материалы нужны. При недостаточной осведомленности у клиента позже могут возникнуть сомнения, претензии, связанные с тем, что его заставляют оплатить больше работ (материалов и запчастей), чем этого требовала ситуация.
Донесение до клиента промежуточной информации в ходе выполнения заказа
Необходимость и частота подобных сообщений обсуждается с клиентом заранее (это делает мастер). Если же человек сам захочет в любой момент узнать о ходе работ, к примеру, позвонив по телефону, то ему непременно должны ответить на все вопросы (если мастера, занимающегося именно этим конкретным заказом, нет на месте, то с клиентом могут поговорить присутствующие на объекте другие мастера). Если со сроками всё в порядке и работы идут по плану, то можно так и ответить клиенту (в свободной форме).
Доступность общей информации об услугах сервисного центра
Эти сведения непременно следует доносить до каждого посетителя, обратившегося в автосервис лично либо по телефону.
Поэтому одной из задач в управлении автосервисом является обеспечение сотрудников предприятия, непосредственно общающихся с клиентами, полной и актуальной информации о работе СТО (общие сведения, справочные данные, список контактов, часы работы), о предоставляемых здесь ремонтных и сервисных работах, акционных предложениях (действующих и запланированных), о дополнительных услугах и всём прочем.
Кроме того, что все эти данные всегда должны быть в распоряжении персонала, их желательно разместить еще и в местах, доступных для посетителей, либо на сайте предприятия, чтобы любой желающий мог самостоятельно ознакомиться с интересующей информацией.
Советы по управлению персоналом автосервиса
Практика показывает, что буквально каждый владелец СТО рано или поздно сталкивается с проблемой кадров, когда клиенты отсеиваются из-за нерадивости сотрудников (одного или нескольких). Разумеется, это наносит удар и по репутации фирмы.
Недостатки в работе сотрудников
Персонал, отвечающий за уборку. Тут всё просто: дворник плохо подмел, уборщица оставила что-то невымытым.
Автослесари, механики. Здесь могут остаться недочеты по ремонту авто, а в итоге клиент захочет пожаловаться даже по мелкому поводу. Еще одна из проблем – воровство инструментов из авто, или выход на работу в нетрезвом виде и т.п.
Офисные менеджеры. Самый частые их недостатки: грубое обращение с клиентами и присвоение денег в случаях, когда расчет за выполненные работы осуществляет сам менеджер.
Директора филиалов. В сети СТО исполнительные директора на местах тоже могут позволять себе всякие «вольности» вроде мелкого воровства и заказов с «левой» оплатой. За этим нужно следить.
Эффективность работы сотрудников
Программа управления автосервисам непременно должна включать в себя анализ эффективности работников. На что тут ориентироваться? На количество постоянных клиентов и скорость появления новых. Если эти показатели растут – значит в компании дела идут хорошо. Кроме того, обращайте внимание на отзывы (в соцсетях, на тематических сайтах).
Своими впечатлениями непременно поделятся и довольные, и обиженные клиенты. И конечно помните о таких привычных рычагах воздействия, как журнал прихода-ухода сотрудников, видеокамеры на объекте, запуск тайного покупателя.
Советы по решению проблем
Разумеется, в первую очередь лучше всего мотивирует к добросовестной работе хорошая зарплата. Вот что можно сделать в данном направлении в рамках управления автосервисом:
- введите начисление процента от заказов и продаж, чтобы сотрудник понимал: больше сделал – больше получил;
- практикуйте плавающий оклад, это станет мотивацией для всего коллектива;
- процент от вашей прибыли тоже добавляйте к зарплатам персонала. Пусть сотрудники знают, что если в целом предприятие получит хорошую прибыль, то им от этого тоже «перепадет»;
- установите систему штрафов и поощрений, то есть, наказывайте материально за провинности и награждайте за отлично сделанную работу.
Разбейте команду на звенья и в каждом назначьте старшего. Его обязанностью станет контролирование остальных. Если случается инцидент – выслушайте и виновного, и звеньевого, чтобы каждый изложил свою точку зрения. Разумеется, за выполнение дополнительных обязанностей ответственному сотруднику нужно доплачивать.
Понятно же, что в дружном, сплоченном коллективе работать приятнее и спокойнее. Любой внутренний конфликт быстро сходит на «нет», если в целом вокруг царит дружественная, позитивная атмосфера. В таком коллективе, как правило, никому не приходят мысли о каком-то обмане, воровстве и т.п. А первым, кто станет проявлять приветливость и дружелюбие, должны стать вы сами. Кто, как не начальник подаст в этом пример?
А за вами подтянутся и все остальные. Кроме того, не забывайте поощрять креативность сотрудников, учите их интересоваться работой друг друга.
На общую эффективность предприятия положительно влияют регулярные общие собрания. В небольшом коллективе они могут быть ежедневными, либо организуйте их в группах в соответствии со специализацией. Такие собрания делаются не для выслушивания каких-то личных пересудов. Тут перед каждым сотрудником стоит задача коротко изложить, чем он занимался накануне, какие планы на сегодня и какие есть трудности на данный момент. В ходе таких обсуждений сразу видно, кто и насколько действительно подключен к работе, а кто бездельничает. Кроме того, специалисты обменяются необходимой для выполнения заказов информацией.
Товары из категории
Перейти в каталог
Эти простые приемы помогут сохранять репутацию фирмы, привлекать и удерживать ценных сотрудников, и, разумеется, больше зарабатывать. Далее – об иных способах улучшения управления и всей работы автосервиса, а в частности – о полезных маркетинговых мерах.
Введение фирменного стиля
Особенно это необходимо, если вы владелец крупного сервисного центра или целой сети. В понятие фирменный стиль входят фирменные цвета и шрифты, которые задействуются в любом оформлении (на флагах, лозунгах, стендах, в магазинах и складах предприятия). Стандарты поведения сотрудников тоже должны перекликаться с элементами фирменного стиля. Искажение имиджа фирмы или его ошибочное преподнесение недопустимы.
Как правило, элементы фирменного стиля – это:
- Понятие миссии компании, включающее в себя философию, культуру, общий дух.
- Задекларированное изложение собственной миссии, представление своей общественной позиции.
- Нормативы по предоставлению услуг и контролю за исполнением.
- Поведенческие эталоны.
- Порядок проведения праздников.
- Порядок организации конкурсов и соревнований.
- Дресс-код.
- Внутрикорпоративные семинары.
Полезный атрибут для рекламирования фирмы – собственный флаг. По нему сразу видно местоположение точек продаж и техобслуживания. На служебных авто тоже можно закреплять фирменный флажок.
В публикациях очень хорошо работают слоганы с упоминанием названия компании. «Слоган» — это короткая, рифмованная фраза, чем-то похожая на боевой призыв. Слово взято из древнего галльского языка, а предназначение слогана – выбить из колеи конкурентов и завладеть вниманием покупателей.
Собственный сайт как элемент обратной связи с клиентами
Отличным подспорьем для поддержания конкурентоспособности предприятия является сайт. И вот какие важные моменты следует учитывать при его создании и ведении:
- Простая навигация. Посетителям должно быть удобно пользоваться ресурсом. Настройка и поддержка сайта обеспечивается производителем либо специальным отделом в компании.
- Достаточная информативность. Опять же, либо производитель, либо сама компания решают, какие именно разделы и с каким данными следует разместить на сайте.
Вот какие разделы и сведения должны тут быть в обязательном порядке:
- Полная информация о предприятии: статус компании, сфера деятельности, немного истории, часы работы, адрес (со схемой проезда), телефоны (факсы) для связи, e-mail. Плюс здесь должны быть контакты (тоже телефоны и адреса электронной почты) лиц, осуществляющих управление автосервисом, то есть директора, начальников филиалов (с полным указанием фамилий, имен и отчеств, а также занимаемых должностей).
- Раздел с фотографиями (ознакомительный) мастерских, клиентских зон. Тут же добавьте перечень предоставляемых услуг и запчастей.
- Более конкретизированные сведения о товарах
- фото товаров, сделанные прямо в сервисном центре либо предоставленные официальным производителем;
- полная техническая информация по разным вариантам комплектации;
- на каких условиях всё это доступно для приобретения.
- Прочие разделы сайта
- Раздел с описанием действующих и запланированных на ближайшее время акционных предложений.
- Опция типа «вопрос-ответ», посредством которой посетители могут высказывать свою точку зрения, участвовать в обсуждениях, общаться с менеджерами компании.
- Личный кабинет клиента, где собраны все данные о его авто, выполненном техобслуживании, об имевших место недочетах и проч.
- Форма заявки для заказа сервисного обслуживания автомобиля.
- Форма с вопросами по поводу улучшения работы СТО и сайта.
- Форма заявки на получение рассылочной полиграфии с описанием услуг и товаров.
- Раздел с описанием реализуемых аксессуаров и сувениров.
Важно: сведения непременно должны быть актуальными. Как только происходят какие-то изменения в работе предприятия, тут же меняйте информацию на сайте. Претензией ко всему сайту будет считаться любая жалоба, касающаяся хотя бы одного из перечисленных пунктов.
Учет данных в организации
Собирать данные необходимо для того, чтобы потом, проанализировав их, сделать выводы касательно рентабельности бизнеса, убрать нецелевые расходы, скорректировать управление автосервисом и выровнять общее русло развития предприятия.
Для автосервисов актуальны следующие виды учета:
- Оперативный учет. Позволяет осуществлять контроль над хозяйственной деятельностью техцентра. Оперативные данные собираются непосредственно на рабочем участке. К менеджерам идет информация о расходе материальных ресурсов (и об остатках на складах), об оказанных услугах. А руководитель следит вообще за всем происходящим на предприятии. Но начинается оперативный учет с составления первичной документации, то есть, нарядов на заказы, счетов-фактур и проч.
- Финансовый (бухгалтерский) учет. Это отслеживание всех финансовых операций на предприятии. Тут задачи ставятся следующие: контролирование состояния уставного капитала, недопущение негативных результатов хозяйственной деятельности, сбор полной информации на случай ревизий со стороны проверяющих органов. Главное в финансовом учете – это корректное ведение всей бухгалтерской документации.
- Статистический учет. То есть сбор и последующий анализ информации, касающейся всей хозяйственной деятельности предприятия с целью улучшения результативности этой деятельности. Статистика учитывает все данные, собранные в ходе оперативно-технического и бухгалтерского учета. Если речь идет о небольшом центре техобслуживания, то основная задача статистического учета здесь – контроль оборудования и отслеживание объемов запасов на складах.
- Управленческий учет. Обеспечивается структурой управления автосервисом и состоит в том, чтобы контролировать протекание внутренних процессов в техцентре и их соответствие намеченной стратегии развития. Благодаря управленческому учету удается понять, какие моменты в бизнесе нуждаются в корректировке. Главное, что тут следует выяснить – это насколько нагрузка соответствует количеству работающего на предприятии персонала и равномерно ли эта нагрузка распределяется.
Исходные документы для ведения учета в СТО – заказ-наряды, договора на выполнение работ, счета-фактуры, акты выполненных работ. Если управление автосервисом выстроено грамотно, то проблем с организацией бизнес-процессов не возникнет, ручной труд будет сведен к минимуму, и в целом упростится система учета.
Использование специального программного обеспечения для управления автосервисом
Существуют специальные системы управления автомастерскими, облегчающие организацию работы персонала, ведение учета и анализа информации. Какую именно выбрать — следует решать еще на этапе формирования бизнеса. Его успешность, прибыльность, темпы роста и конкурентоспособность будут зависеть именно от используемой системы управления СТО.
Система управления представляет собой разработанное специально для автосервисов программное обеспечение, помогающее контролировать, оптимизировать и автоматизировать процессы в данном виде бизнеса.
Приступая к разработке бизнес-плана, тут же начинайте думать, какой именно профильный софт будете у себя использовать. Ценность данного продукта станет понятна и вам, и персоналу буквально в первые же дни работы. Далее – о неоспоримых плюсах системы управления автомастерскими.
- Программа на автомате поддерживает функционирование воронки продаж. Очень важный фактор с учетом того, что именно менеджмент заказов вызывает наибольшие трудности при организации работы СТО. В системе управления есть модуль CRM, благодаря которому все клиентские обращения равномерно распределяются между менеджерами, а статусы сделок обновляются по мере того, как заказ перемещается по ступеням воронки. Благодаря автоматизации становится меньше ошибок, пропущенных заявок. Как результат — рост и конверсии, и лояльности аудитории.
- Имеется встроенный модуль управления складом комплектующих деталей. Тут всё расписано по артикулам и штрихкодам, что облегчает процесс поиска (и учета остатков) запчастей, расходных материалов. Благодаря складскому модулю становится проще проводить инвентаризацию. Кроме того, система интегрирована с каталогами неоригинальных автозапчастей, и это положительно сказывается на регулярности поставок.
- Централизованная система управления автосервисом интегрирована с отчетностью и аналитикой. А это дает возможность выполнять ABC и XYZ анализ, видеть по сквозной аналитике, насколько хорошо сработал тот или иной рекламный канал, сопоставлять плановую нагрузку техцентра с очередностью клиентов и корректировать всё это./li>
- Возможность организации деятельности компании по нормам рабочего времени, учет трудового участия каждого работника. Это позволяет придать трудовому процессу стандартизированный вид, уменьшить расходы на зарплаты. Когда есть нормы времени – становится проще составлять рабочий график, устанавливать цены и сроки выполнения ремонтных работ.
- Удобнее становится работать с документами и онлайн-кассой. В системе предусмотрено всё для заполнения актов осмотра и приемки авто, бланков заказов-нарядов, чеков на оплату (услуг, запчастей, расходников). Вся информация (и об автомобиле, и о его владельце) сохраняется в базе и вместе с продвижением сделки отображается в нужных документах.
Кроме того, через систему управления автосервисом можно проводить обучение новичков, внедрять дополнительные скрипты, упрощать процесс взаимодействия менеджеров с заказчиками (повышая тем самым лояльность), выводить на повторные обращения. Внедрение системы помогает не только всесторонне отладить работу СТО, но и контролировать процессы, максимально эффективно управлять действиями сотрудников.
Вам не обойтись без системы управления автосервисом, если вы хотите, чтобы ваше предприятие заняло уверенные позиции на рынке и продолжило успешно развиваться и масштабироваться.
Внедрение принципов бережливого производства
Без этого на современном рынке с его насыщенностью и уровнем конкуренции просто не обойтись. Под внедрением бережливого производства понимается привлечение к процессу оптимизации буквально каждого члена коллектива. Кстати, большое заблуждение — думать, что принципы бережливого производства применимы лишь к большим корпорациям и гигантским промышленным предприятиям. На объектах малого и среднего бизнеса всё это тоже прекрасно работает.
Говоря простым языком, бережливое производство подразумевает оптимальное снижение расходов на качество обслуживания и одновременное повышение лояльности со стороны клиентов, поиск наиболее действенной мотивации для сотрудников (с целью большей вовлеченности каждого), снижение производственных потерь. Возьмите на вооружение несколько советов по внедрению описанных принципов:
- Ведите хронометраж выполняемых работ
Так вы поймёте, насколько эффективно тратится рабочее время. Выберите для проверки одного сотрудника и в течение всего дня следите с секундомером в руках, на какие действия сколько уходит времени.
По окончании рабочего дня сосчитайте время, потраченное работником на выполнение своих непосредственных обязанностей, на прочие дела (не по его профилю), на ожидание (каких-то данных, или завершения коллегами своей части работы) и на «ничегонеделанье».
Позаботьтесь о том, чтобы непрофильными работами сотрудник не занимался, или справлялся с ними быстрее (если другого выхода нет). Сведите к минимуму простои из-за ожиданий (по-другому распределите обязанности, пересмотрите порядок действий). А чтобы никто не отлынивал от работы, продумайте правильную мотивацию и порядок формирования зарплат.
- Постройте «диаграмму-спагетти»
Это способ оптимизации пространства и передвижений сотрудников в процессе работы. На плане ваших помещений ручкой прочертите траектории, по которым ходят сотрудники в течение дня, засекайте, сколько и на что потрачено времени. Обратите внимание, где и почему им приходится «тормозить» (что-то стоит на пути, к чему-то неудобно подходить и т.п.). После этого сделайте перестановку так, чтобы ничего не мешало свободному передвижению.
- Раз в неделю (не реже) организовывайте опросы
Пусть сотрудники сами расскажут о производственных проблемах и предложат пути решения. Отметайте (дав соответствующие пояснения) неподходящие варианты и берите на вооружения дельные. Объясните прямо в тексте анкеты, для чего она нужна. Варианты ответов на вопросы предлагать не нужно, пусть сотрудники свободно излагают именно свое мнение.
- Подготовьте обучающую программу
Имеется в виду курс по обучению бережливому производству. И пусть все ежемесячно его проходят, ибо «повторение – мать учения». После стократного повторения люди постепенно начнут на автомате делать всё так, как нужно. Курс должен разработать сам руководитель и читать – тоже. В программу следует включить понятие основ бережливого производства, положительные примеры от его внедрения на аналогичных предприятиях (с видеороликами типа «до – после»).
Каждый месяц повторяйте этот курс, и обязательно на планерках рассказывайте, какие уже достигнуты результаты, что конкретно удалось реализовать.
- Пересмотрите систему мотивации
Все регламенты и стандарты следует подогнать под принципы бережливого производства. Введите штрафы за несоблюдение порядка на рабочем месте и премии за генерацию новых идей. За действительно полезные инновации – доплачивайте. На таких условиях каждый будет стремиться проявить себя по максимуму.
От того, какую систему управления автосервисом вы выберете и как организуете все бизнес-процессы, будет зависеть успех предприятия и его доходность. Разумеется, немаловажное значение имеет контроль, как финансовый, так и касательно всей производственной деятельности вашего СТО.
Тема 3. Требования к качеству услуг автосервиса и документы их регламентирующие и обеспечивающие.
План:
1. Понятие о качестве услуг
2. Документы регламентирующие качества услуг
3. Документы обеспечивающие качества услуг
3.1. Понятие о качестве услуг.
В рыночных условиях чтобы в среде конкуренции завоевывать рынок можно только обеспечив качество услуг. К качеству услуг относиться качественное техническое обслуживания и ремонт, а также отношения с клиентами.
Качество услуг обеспечивается организацией технического контроля в процессе ТО и ремонта автомобилей.
Технический контроль является составной частью производственного процесса обслуживания и ремонта автомобилей на СТОА. Он представляет собой совокупность контрольных операций, проводимых на всех его стадиях — от приемки автомобиля станцией до выдачи его заказчику после выполнения необходимого объема работ по ТО и ремонту.
В настоящее время контроль качества на СТОА осуществляют уже после производства работ, т. е. применяют форму пассивного контроля, цель которого — воспрепятствовать выдаче заказчику (или для выполнения последующих операций) автомобилей и агрегатов с наличием брака. При выполнении контрольных операций применяют субъективный и объективный методы контроля.
Методы контроля, используемое оборудование, приборы и приспособления, а также значения контролируемых параметров приведены в соответствующих технологических картах и технических условиях на выполнение работ ТО и ремонта автомобилей, агрегатов и систем, а также приемку и выдачу их. В зависимости от места в технологическом процессе технический контроль можно разделить на входной, операционный (текущий) и приемочный (окончательный).
Рекомендуемые материалы
Основная задача входного контроля заключается в определении дефектов, составлении перечня необходимых работ и определении технологически рациональной последовательности их выполнения. Входной контроль организуется на постах приемки автомобилей. Операции контроля выполняются мастером-контролером (приемщиком).
Основная задача операционного контроля состоит в проверке и оценке качества выполнения предварительных операций (работ) и определении возможности передачи автомобиля (агрегата) для выполнения последующих операций (работ). Контроль проводят с целью предупреждения возможности появления брака, который так или иначе будет выявлен и устранение которого потребует в дальнейшем значительных неоправданных потерь рабочего времени исполнителей. Этот вид контроля предусматривает проверку качества: жестяницко-сварочных работ и подготовительных работ, выполняемых перед окраской; шлифовки коленчатого вала перед его установкой в блок двигателя; ремонта заднего моста, амортизатора, распределителя и др.
Операционный контроль организуется на производственных участках и в цехах СТОА. На больших и крупных станциях его выполняют мастера ОТК- На средних и малых СТОА, где нет ОТК, функции операционного контроля возлагаются на старших мастеров и мастеров участков, цехов и на бригадиров.
Основная задача приемочного контроля заключается в определении качества и объема выполненных работ. Контроль организуется на производственных участках и постах выдачи. На производственных участках приемочный контроль служит для определения качества работ, выполненных на одном участке. При наличии ОТК его осуществляют контролеры ОТК, на средних и малых СТОА — мастера участков или бригадиры. На постах выдачи (или совмещенных постах приемки-выдачи) приемочный контроль обеспечивает проверку качества всех работ независимо от того, на каком участке они выполнялись. Наряду с этим в процессе контроля проверяют: соответствие фактически выполненных работ перечисленным в заказе-наряде; состояние узлов, агрегатов и систем, обеспечивающих безопасность движения автомобиля; комплектность автомобиля; правильность оплаты фактически выполненных работ и срок гарантии на различные виды работ.
СТОА гарантирует соответствие технического состояния автомобиля, прошедшего ТО или ремонт, требованиям Технических условий на выпуск из технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей, принадлежащих гражданам при условии соблюдения заказчиком всех требований по эксплуатации автомобиля, предусмотренных инструкцией завода-изготовителя. Если объем и качество работ не соответствуют заказу-наряду и требованиям нормативно-технической документации, то мастер ОТК (мастер-приемщик) ставит на заказе-наряде штамп «Возврат» и сообщает об этом диспетчеру. По окончании дополнительных работ производится повторный контроль.
Наиболее прогрессивной формой контроля, позволяющей не только фиксировать некачественное выполнение работ, но и комплексно оценивать, управлять и стимулировать качество оказываемых услуг на СТОА является система управления качеством услуг ( ISO 9001). Она представляет собой совокупность мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание оптимального уровня качества выполняемых услуг путем систематического его контроля и воздействия на условия и факторы, влияющие на него.
3.2. Документы регламентирующие качества услуг
Основная нормативно-техническая, организационная и технологическая документация для предприятий автосервиса при проведении ТО и ТР легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, следующая:
Закон Республики Узбекистан «О защите прав потребителей» Закон Республики Узбекистан «О сертификации товаров и услуг».
ГОСТ 25478—82. Автомобили грузовые и легковые, автобусы, автопоезда. Требования безопасности к техническому состоянию. Методы проверки;
ГОСТ 17.2.2.03—87. Нормы и методы измерений содержания окиси углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Требования безопасности;
ОСТ 37.001.082—82. Подготовка предпродажная легковых автомобилей;
ТУ 37.001.1131—83. Приемка, ремонт и выпуск из ремонта кузовов и кузовных деталей легковых автомобилей на предприятиях автоcервис;
стандарты предприятий по комплексной системе управления качеством услуг (продукции);
Положение о техническом обслуживании и ремонте легковых автомобилей, принадлежащих гражданам;
Положение о гарантийном обслуживании легковых автомобилей, принадлежащих гражданам;
* Положение о порядке приема и расчетов с населением за детали, узлы и агрегаты, подлежащие восстановлению и использованию при ремонте легковых автомобилей;
Прейскуранты на техническое обслуживание, ремонт и запасные части легковых автомобилей. Дополнения к прейскурантам;
типовое положение о метрологической службе предприятия;
руководства по ремонту автомобилей;
руководства (инструкции) по эксплуатации автомобилей;
сервисные книжки на легковые автомобили;
Если Вам понравилась эта лекция, то понравится и эта — 1.1. Предмет экологии и его место в системе других дисциплин.
каталоги запасных частей автомобилей;
перечень работ и услуг, выполняемых предприятием;
технологическая документация по видам работ, проводимых при обслуживании и ремонте легковых автомобилей.
3.3. Документы обеспечивающие качества услуг
Организация ТО и ТР на СТОА включает применение технических, технологических и учетных документов, использование технических условий, технологических карт, а также организацию рабочих мест и отладку работы на них.
Технологические карты отражают порядок проведения операций, применение определенного оборудования, приспособлений и инструмента, необходимых материалов, выполнение работ исполнителями соответствующей профессии и квалификации и служат средством синхронизации загрузки рабочих постов. С их помощью можно корректировать технологически процесс путем перераспределения групп работ по постам с учетом их трудоемкости и специализации, расчленения некоторых групп работ на отдельные операции и совмещения их с другими операциями. Карты могут быть операционно-технологическими и постовыми.
Операционно-технологические карты представляют перечень операций, составленный в определенной технологической последовательности по агрегатам, узлам и системам автомобиля. Постовые—это те же операционно-технологические карты, в которых перечень и последовательность операций скорректированы в соответствии со схемой расстановки исполнителей и методом организации производства.
Рассмотрим структуру и систему управления станции технического обслуживания, а также разберем особенности учета и анализа данных в автосервисе. Статья будет полезна руководителям и владельцам СТО, а также менеджерам и аналитикам автомастерских на любом этапе развития бизнеса.
Структура автосервиса
Корректная работа компании возможна только при правильно разработанной структуре предприятия, что необходимо для контроля эффективности работы сотрудников и отслеживания бизнес-процессов.
Типовая структура автосервиса:
- Генеральный директор или владелец предприятия — руководитель компании и ответственный за все бизнес-процессы.
- Совет директоров — группа руководящих лиц, управляющих каждым отделом СТО: ремзоной, бухгалтерией, складом и т.д.
- Финансовый отдел — бухгалтерия компании и отдел кадров, административно-хозяйственная служба.
- Технический отдел — сотрудники ремонтной и диагностической зоны, автомойщики, профильные специалисты: слесари, токари, автоэлектрики.
- Отдел продаж — менеджеры по продажам и сотрудники колл-центра, напрямую взаимодействующие с клиентами сервисного центра.
- Отдел маркетинга — сотрудники пиар- и маркетинговых кампаний, отвечающих за продвижение предприятия и повышение лояльности у целевой аудитории.
При масштабировании автосервиса из гаражного дела до среднего бизнеса структура компании расширяется. При расширении предприятия в СТО увеличивается штат сотрудников, появляются заместители директоров, региональные представители и профильные специалисты. Интеграция системы управления бизнесом помогает разработать грамотную структуру сотрудников на этапе выхода компании на рынок, а также упростить дальнейшее управление кадрами.
Активно развиваете свой автосервис?
Делайте это быстрее и эффективнее с программой АвтоДилер!
Совет директоров
Все процессы СТО контролирует генеральный директор, роль которого в малом бизнесе может выполнять владелец компании. Гендиректор управляет финансово-производственной деятельностью автосервиса, определяет и контролирует реализацию стратегии СТО, а также принимает отчеты из бухгалтерии и технического отдела. Кроме того, генеральный директор СТО заверяет подписью приказы внутри компании, определяющие финансовые цели, стратегию развития, рабочий график предприятия.
В задачи коммерческого директора входит разработка и контроль планов по материальному обеспечению СТО, управление складом и магазином запчастей автосервиса, заключение договоров на поставки комплектующих у контрагентов.
Технический директор отвечает за работу сервисного центра компании и качество предоставляемых услуг по ТО, ремонту или тюнингу транспортных средств. В обязанности также входит контроль сотрудников ремонтной зоны, оптимизация техпроцессов и внедрение новых технологий в работу СТО, соблюдение норм расходования материально-технической базы автосервиса.
Финансовый отдел
Следующая ключевая должность в структуре СТО — главный бухгалтер. В список обязанностей входит учет трудовых, финансовых и материальных ресурсов СТО, а также издержек производства. Главный бухгалтер ведет сметы расходов автосервиса по всем услугам компании, определяет заработную плату сотрудников и отвечает за все операции, связанные с движением финансов организации. Дополнительно к задачам главного бухгалтера относится разработка стратегических планов по развитию предприятия и составление рекомендаций по оптимизации внутрихозяйственных ресурсов.
В финансовый отдел также входит отдел кадров и административно-хозяйственная служба. Сотрудники отдела кадров ведут архив предприятия, документально оформляют прием и увольнение сотрудников, работают с личными делами персонала. АХО включается в структуру крупных СТО — служба направлена на обеспечение комфортных условий для бесперебойной работы персонала. К задачам административно-хозяйственной службы входят закупка расходных материалов, соблюдение порядка и безопасности в помещениях сервисного центра.
Технический отдел
Следующая категория работников в структуре автомастерской — сотрудники ремонтной зоны. В категорию входят механики, диагносты, слесари и токари, занимающиеся ремонтом и обслуживанием транспортных средств. В задачи сотрудников входит подготовка автомобилей клиента к ремонту и выдаче, а также ремонт и ТО согласно установленным стандартам качества и нормам времени.
Структура технического отдела напрямую зависит от спектра услуг предприятия. Для повышения качества услуг и конкурентоспособности СТО технический отдел со временем разрастается до нескольких подотделов. При расширении автосервисного центра до нескольких боксов или помещений в технический отдел могут включаться профильные специалисты, проводящие ремонт только определенных марок или систем автомобиля.
Отдел продаж и маркетинга
В службы автосервиса также входит отдел продаж, который налаживает связь с клиентами. В отдел включаются менеджеры по продажам и сотрудники колл-центра, при расширении компании и потока клиентов сотрудники разделяются по специфике работы — для общения с холодным или горячими заявками, для обработки повторных продаж и оценки качества сервиса.
Эффективно взаимодействуйте с клиентами в «АвтоДилер» с помощью CRM и функции записи на ремонт
На этапе старта бизнеса отдел продаж и маркетинга часто объединены. Повысить эффективность работы отдела продаж можно за счет использования CRM-инструментов для оптимизации документооборота, сопровождение клиента по этапам сделки, выставление счетов.
При развитии СТО отдел маркетинга перерастает в самостоятельную структурную единицу. В задачи автомастерской по маркетингу входят анализ рынка и составление портретов целевой аудитории, продвижение бренда и рекламирование услуг автосервиса, увеличение конкурентоспособности компании.
Резюме
Для корректной работы предприятия необходимо проработать структуру сервисного центра и организовать работу всех отделов СТО. Правильно разработанная структура предприятия — залог эффективного контроля сотрудников сервисного центра, а также важный шаг для корректного отслеживания бизнес-процессов. Это важный шаг, который следует сделать еще до выхода компании на рынок — упростить работу со структурой поможет внедрение системы управления автосервисом.
Система управления СТО
Для удобной работы со структурой предприятия, координации персонала, а также учета и анализа данных выбирается система управления автомастерской. От системы управления СТО зависит доходность предприятия, его конкурентоспособность и скорость роста, поэтому определиться с выбор стоит еще на этапе разработке бизнес-плана.
Когда требуется внедрение системы управления?
Система управления — профильное программное обеспечение, направленное на централизованный контроль всех бизнес-процессов автосервиса, оптимизацию и автоматизацию для масштабирования компании.
Внедрение системы управления автосервисом требуется чтобы:
- Организовать работу сотрудников и получить контроль над бизнес-процессами компании.
- Усилить контроль над работой технического отдела и менеджеров по продажам.
- Наладить программу обучения новых сотрудников, координировать работу большого штата работников.
- Получить статистику СТО и данные для аналитики в режиме реального времени.
- Увеличить лояльность клиентов к автосервису, стимулировать повторные продажи.
- Автоматизировать делопроизводство и документооборот компании.
- Интегрировать скрипты продаж и систематизировать общение менеджеров с клиентами.
Решение по внедрению системы управления стоит рассмотреть уже на этапе бизнес-плана компании, до выхода предприятия на рынок. Неоценимую пользу от использования профильного софта руководство и сотрудники автосервиса смогут оценить практически сразу. Его внедрение позволяет объединить управление над всеми операционными и технологическими процессами предприятия, наладить работу сотрудников и увеличить качество предоставляемого сервиса.
Преимущества интеграции системы управления
Внедрение системы управления необходимо для оптимизации операционных процессов внутри автосервиса, а также получения достоверных данных о состоянии компании для аналитики, планирования и прогнозирования. Подбирать систему рекомендуется исходя из конкретных задач автосервиса — среди преимуществ системы управления СТО «АвтоДилер»:
- Возможность автоматизировать воронку продаж — главная сложность при управлении автосервисом заключается в менеджменте заказов. Система управления со встроенным CRM-модулем позволяет зафиксировать и распределить среди менеджеров все обращения клиентов, а также автоматически менять статусы сделок согласно продвижению заказа по воронке продаж. Автоматизация сокращает количество ошибок менеджеров и необработанных заявок, что увеличивает лояльность клиентов и положительно отражается на конверсии лидов в сделки.
- Управление складом автозапчастей — складской модуль позволяет быстро подбирать комплектующие по артикулу или штрихкоду, вести учет и контролировать товарный остаток запчастей и расходников. Управление складом упрощает инвентаризацию, а интеграция с каталогом неоригинальных запчастей TecDoc или интернет-магазином Autodoc.ru позволяет нормализовать поставки комплектующих.
- Работа с отчетами и доступ к аналитике — без централизованной системы управления невозможно провести глубокую аналитику. Интеграция системы позволяет проводить ABC и XYZ анализ ассортимента, отслеживать эффективность рекламных каналов через сквозную аналитику и планировать очередь клиентов исходя из плановой нагрузки автосервиса.
- Контроль норм рабочего времени и трудового участия — перевод компании на работу по нормам времени позволяет стандартизировать трудовой процесс и облегчить расход заработной платы. Нормы времени позволяют планировать рабочий график сотрудников, ценообразование и срок ремонта автомобилей.
- Оптимизация документооборота и удобная работа с онлайн-кассой — через систему удобно заполнять акты осмотра и приема автомобиля, а также формирование заказ-нарядов и чеков на оплату услуг и комплектующих автосервиса. Все данные о клиенте и автомобиле фиксируются в базе данных и используются при составлении документации по мере продвижения сделки. Наряд-заказ составляют с учетом норм времени, а чеки на оплату полностью соответствуют требованиям 54-ФЗ.
Система управления позволяет организовать работу всех отделов автосервиса, а также обеспечить контроль и координирование сотрудников в штате. Интеграция системы управления — важный шаг для успешного развертывания предприятия на рынке и последующего масштабирования автосервисов до нескольких боксов или сети. «АвтоДилер» полностью учитывает специфику работы СТО или автосервиса, а также предполагает гибкую настройку под малый бизнес или сеть автосервисов. Программа поддерживает интеграцию с сайтом и интернет-магазином СТО, системами учета, а также подключение телефонии.
Резюме
Система управления позволяет получить полный контроль над рабочими процессами автосервиса, сократить количество ошибок персонала и минимизировать издержки. Внедрение системы управления — первый шаг по автоматизации работы автосервиса, без которого невозможно развитие компании и сохранение конкурентоспособных позиций на рынке.
Учет на СТО
Учет данных необходим для накопления информации и последующей аналитики, что позволит оценить рентабельность автосервиса, исключить нецелевые издержки и скорректировать стратегию по развитию предприятия.
К видам учета в автосервисе относятся:
- Оперативный — производится на рабочем участке автосервиса и необходим для контроля хозяйственных функций предприятия. При ведении оперативного учета менеджерам поступают сведения о движении материальных ресурсов СТО, объеме выполненных работ, а также количестве складских запасов, а руководитель компании получает все сведения о текущих процессах внутри СТО. В первую очередь оперативный учет автосервиса заключается в ведение первичной документации — заказ-нарядов, счет фактур и т.д.
- Финансовый — необходим для контроля всех финансовых операций предприятия, проводимых в рамках хозяйственной деятельности автосервиса. В задачи бухгалтерского учета входят контроль и отслеживание изменений уставного капитала, предупреждение негативной практики хозяйственной деятельности автосервиса и получение всех необходимых данных для предоставления отчетности контролирующим органам. Для финансового учета в первую очередь важно обеспечить правильное ведение бухгалтерской отчетности.
- Статистический — используется для получения данных о текущих процессах автосервиса и проведения аналитики, направленных на оптимизацию работы СТО и дальнейшее масштабирование бизнеса. Для статистического учета используется информация, полученная из оперативно-технического и бухгалтерского учета. Главная задача небольшого автосервиса по статистическому учету — контроль складских ресурсов и производственного оборудования.
- Управленческий — применяется для контроля внутренних процессов автосервиса в соответствии с выбранной стратегией развития предприятия. Управленческий учет позволяет своевременно определить слабые места внутри предприятия и провести реинжиниринг бизнес-процессов. Основным моментом в управленческом учете считается контроль нагрузки на персонал и отслеживание трудового участия сотрудников.
Учет в автосервисе ведется по данным первичной документации — заказ-нарядам, договорам на оказание услуг, счет-фактур или актов о выполненных работах. Использование системы управления позволяет настроить бизнес-процессы, сократить количество ручного труда на предприятии и облегчить учет автомастерской.
Работа с заказ-нарядами, каталогами и бланкам осмотра
Организация корректной системы документооборота требуется для получения достоверной информации о финансовом состоянии и хозяйственной деятельности СТО. Оперативный учет автомастерской позволяет:
- Собирать данные клиентов в единую базу — регистрация контактных данных, истории обращения и обслуживания автомобиля клиента необходима для повышения качества сервиса и стимуляции повторных продаж. Обычно данный процесс автоматизируется за счет внедрения CRM, которая фиксирует все данные клиента на момент поступления лида и по ходу продвижения сделки по воронке продаж.
- Получать данные о текущих процессах на предприятии — оперативный контроль хозяйственной деятельности отдела продаж, склада и ремонтной зоны, оценка маркетинговой кампании и рекламных каналов. Данные процессы можно автоматизировать с помощью настройки сводных отчетов после интеграции системы управления автосервисом.
- Формировать пакет документов для финансового учета — организация и хранение бланков первичной отчетности, заказ-нарядов для составления бухгалтерской отчетности.
Оперативный учет необходим для контроля рабочей деятельности автосервиса, определения соответствия бизнес-процессов качеству и сроку их выполнения. Оперативный учет основывается на сборе финансовых и нефинансовых показателей, и необходим для управления и аналитики автосервиса.
Бухгалтерская отчетность и финансовый учет
Бухгалтерский учет предполагает отслеживание всех показателей об экономической деятельности автосервиса. Основная цель финансового учета заключается в составлении бухгалтерской отчетности. Также к задачам финансового учета включаются:
- Контроль использования трудовых, материальных и финансовых активов автосервиса.
- Оценка соответствия экономической деятельности предприятия утвержденным сметам и нормативам.
- Контроль соблюдения законности при проведении хозяйственных операций СТО.
- Определение целесообразности всех хозяйственных операций автосервиса.
С помощью финансового учета проводятся калькуляции стоимости работ на СТО, оценка стоимости товарного остатка на складе компании, а также подготавливаются счета автосервиса для ведения бухгалтерского учета.
Без ведения бухгалтерского учета невозможно взять кредит на развитие бизнеса, провести анализ инвестиционной привлекательности автосервиса, а также сдать бухгалтерскую отчетность в налоговую службу и органы статистики
Учет трудового участия и нагрузки на персонал
Учет трудового участия сотрудников необходим для расчета заработной платы и анализа эффективности работы персонала. Учет основывается на расчетах норм времени, а также данных из рабочего графика сотрудников и штатного расписания. Собранная информация позволяет:
- Определить степень загрузки автосервиса — по количеству незадействованных, свободных сотрудников можно определить максимально допустимую нагрузку на автосервис. Эти данные используются для формирования очереди клиентов при записи или бронировании.
- Составить график работы отдела — исходя из данных о загрузке СТО определяется рабочий график всех сотрудников, где также учитываются выходные, отгулы, отпуска и больничные. Это позволяет упорядочить трудовой процесс и избежать ненормированной работы в пик заказов и сократить штат в период падения спроса.
- Управлять штатом работников автосервиса — учет трудового участия позволяет определить эффективность работы каждого сотрудника или отдела в целом, что упрощает вопрос премирования или принятие решения об увольнении при сокращении кадров.
Трудовой учет в автосервисе и контроль нагрузки на персонал — инструмент для повышения эффективности работы на предприятии, способствующий укреплению позиции сервиса на рынке, увеличения его конкурентоспособности и повышении качества предоставляемых услуг.
Учет и контроль складских ресурсов
Складской учет необходим для поддержания порядка на складе, а также удобного планирования закупок запчастей и расходников для работы автосервиса. Основные задачи складского учета:
- Контроль товарного остатка и запасов СТО — учет через систему управления автосервисом позволяет менеджерам и механикам определить наличие запчастей на складе, а руководителю — предупредить риск кражи комплектующих или реализации неучтенных запчастей сотрудниками на стороне.
- Зонирование складского помещения — контроль складских ресурсов позволяет рационально распределить пространство на складе, что необходимо для предупреждения травматизма сотрудников, ускорения погрузочно-разгрузочных работы и упрощения инвентаризации товаров.
- Систематизация данных в каталогах — складской учет ускоряет поиск и подбор комплектующих, что экономит рабочее время сотрудников и увеличивает качество сервиса, повышая лояльность клиентов.
Надоела путаница в данных по складу?
Используйте модуль Магазин от «АвтоДилер» и беспорядок исчезнет навсегда.
Организация складского учета повышает эффективность труда складских рабочих и технического отдела, а также сокращает финансовые издержки и потерю времени, возникающих при работе с запчастями. Ведение складского учета СТО необходимо даже при отсутствии магазина в структуре предприятия — контроль складских резервов требуется для ведения бухгалтерской отчетности и сохранении оборотных средств.
Резюме
Организация учета на СТО — обязательная процедура для осуществления контроля хозяйственной деятельности автосервиса и отслеживания движения финансовых средств и материальных активов предприятия. Автоматизация учета автосервиса — одна из первых задач после внедрения системы управления, необходимая для успешного развертывания компании и дальнейшего развития СТО.
Анализ и планирование СТО
Анализ автосервиса необходим для оценки рентабельности и прибыльности компании, выявления точек роста в бизнесе для масштабирования, а также сокращения текущих издержек при ведении коммерческой деятельности. Бухгалтерская отчетность отражает только часть данных, необходимых для комплексной оценки эффективности автосервиса — получить полную картину позволяет управленческий учет.
Анализ СТО начинается с учета операционных, финансовых и статистических показателей предприятия, а также разработки плана по развитию автосервиса. После постановки целей в плане руководителю автосервиса необходимо провести анализ материальных и трудовых ресурсов компании. Оценка возможностей СТО позволит прогнозировать срок достижения поставленных целей и плановых показателей.
Анализ персонала и производительности труда
Производительность труда — основной показатель эффективности автосервиса. Анализ позволяет:
- Определить уровень напряженности плана производительности и нагрузки на персонал.
- Выявить факторы, влияющих на производительность труда на СТО за отчетный период времени.
- Разработать стратегию действий по выявлению внутренних резервов рабочей силы.
Такой анализ позволяет более рационально использовать труд сотрудников автосервиса, а также нормировать нагрузку на персонал в зависимости от потока клиентов. Для проведения анализа используется расчет трудоемкости операции из расчета на 1 человеко-час, а также среднегодовая выработка каждого работника.
Анализ основных и оборотных средств
Процедура необходима для определения скорости переноса стоимости от оборотных активов на готовый продукт автосервиса, а также периода окупаемости основных активов. Задачи анализа основных и оборотных средств:
- Определение возможных резервов для ускорения оборачиваемости оборотных фондов.
- Расчет эффективности использования оборотных средств автосервиса.
- Оценка сроков окупаемости инвестиций и основных средств СТО.
- Анализ эффективности использования ресурсов в операционной деятельности СТО.
- Оценка ликвидности баланса автосервиса.
Для оценки эффективности использования основных и оборотных средств рассчитываются фондоемкость и фондоотдача, а также оборачиваемость 1 фонда в течение дня.
Анализ прибыльности и рентабельности
Анализ финансовых результатов позволяет определить рациональность использования возможностей предприятием и скорость развития автосервиса. К задачам анализа рентабельности и прибыльности автосервиса относят:
- Выявление факторов, влияющих на финансовые результаты СТО.
- Оценка прогресса предприятия по развитию бизнеса и повышению качества предоставляемых услуг.
- Систематический контроль за выполнением рабочих планов СТО и получением прибыли.
Для анализа рентабельности и прибыльности автосервиса используется сравнение отчетов по фактическому и плановому товарообороту СТО, оценка уровня издержек предприятия, а также соотношение сумму фактической и плановой прибыли.
Как наладить планирование и анализ на СТО?
Для отслеживания текущей ситуации внутри автосервиса оптимально подходит модуль Планирование в системе управления «АвтоДилер». Из преимуществ модуля выделяются:
- Работа через CRM — интеграция системы управления взаимоотношения с клиентами позволяет настроить воронку продаж и подключить системы аналитики и контроля. Через аналитику CRM удобно определять узкие места в воронке по услугам ремонта или продаже запчастей, а также разрабатывать сценарии рассылок для стимулирования повторных или периодических продаж постоянным клиентам.
- Планирование загрузки СТО по постам — инструмент представлен в формате сетки рабочих мест, позволяющих быстро определить количество свободных боксов в СТО или незанятых сотрудников. Это упрощает контроль сотрудников в режиме реального времени и распределение входящих заявок в единую очередь.
- Быстрый виджет для записи на ремонт в автосервис — размещение готовых строчек кода на страницах сайта СТО позволяет напрямую передавать данные из заявки клиента в CRM. Администратору остается только проверить достоверность данных и утвердить время брони бокса в сервисном центре, что упрощает планирование очереди клиентов в автомастерских.
Кроме того, в штатный инструментарий системы управления «АвтоДилер» включен конструктор отчетов, позволяющий отслеживать статистику по всем показателям бизнеса компании. Пользовательские отчеты предполагают сбор аналитических и статистических данных за конкретный период работы предприятия — руководителю автомастерской остается только изучить информацию и принять решение.
Резюме
Эффективность работы автосервиса, а также прибыльность, рентабельность и скорость развития бизнеса напрямую зависят от организации рабочих процессов и выбора системы управления предприятием. Для успешной ведения коммерческой деятельности и развития компании от небольшого сервиса до крупной сети СТО требуется проработать структуру предприятия, наладить учет операционных и финансовых показателей, а также внедрить систему управления для централизованного контроля всех бизнес-процессов.
Хотите облегчить управление автосервисом?
Попробуйте программу АвтоДилер. Мы помогаем автосервисам облегчить рутинную работу с документами и повысить эффективность бизнеса.