Настоящее руководство введено впервые и является обобщающим документом системы менеджмента качества образования в МБОУ СОШ №8 г. Радужный (далее Школа), разработанное в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001: 2008 принятого в качестве модели системы обеспечения качества образовательной деятельности в Школе. Руководство по качеству (Руководство) является высшим по уровню иерархии документом системы менеджмента качества в Школе, излагающим политику в области качества, цели, стратегию, определяет принципы построения СМК, основные положения системы обеспечения качества, создающие условия для успешного функционирования Школы в соответствии с видом, областью выполняемых работ. Руководство по качеству является внутренним документом СМК, не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространено без разрешения директора школы. Свидетельством периодической проверки актуальности Руководства является лист внесения изменений, помещенный на последних страницах настоящего документа.
Скачать:
Руководство по качеству в общеобразовательной школе
Обновлено: 18.05.2023
Новое поколение, новые правила
Мы наблюдаем эволюцию ученика. Современные дети мотивированны изнутри, они стремятся к независимым суждениям, проявляют настойчивость, заинтересованы во взаимодействии с одноклассниками и обладают другими яркими качествами. Работать с такими ребятами и интереснее, и сложнее.
Состав управленческой команды
Руководитель образовательной организации. Стратег и организатор, который обеспечивает получение образовательных результатов на основе рационального и эффективного управления ресурсами. Несет полную ответственность за все внутришкольные процессы.
Первый заместитель руководителя (по управлению ресурсами). Фигура по весу и статусу фактически равная директору школы.
- Управление финансово-экономическими ресурсами, развитие материально-технической базы.
- Руководство и организация деятельности контрактной службы.
- Обеспечение работы органов государственно-общественного управления, которые влияют на работу школы.
Заместитель руководителя по реализации образовательных программ. Специалист аналогичный традиционному завучу, но отвечающий за конечный образовательный результат всего школьного курса, а не только начальной, средней или старшей школы.
- Планирование повышения квалификации педагогов.
- Организация работы учителей по реализации образовательных программ.
- Организация деятельности межпредметных методических объединений (взамен распределения учителей по предметным группам).
- Определение/изменение структуры управления образовательным процессом в школе.
Заместитель руководителя по контролю качества образовательных результатов. Новый вид специалиста: не только контролирует, но и мониторит ситуацию в школе, способствует формированию взаимотребовательности у педагогов.
- Организация внутренней системы оценки качества образования.
- Изучение удовлетворенности родителей качеством образования.
- Курирование участия школы во внешних процедурах оценки качества образования.
- Внесение предложений по аттестации учителей, а также по подбору и расстановке педагогических кадров.
Совет: реализуя контрольные мероприятия, не следует отвлекать педагогов от основного образовательного процесса.
Заместитель руководителя по воспитанию и социализации учеников. Специалист, отвечающий за дополнительное образование детей. Его помощниками часто становятся классные руководители, старшие воспитатели, социальные педагоги, омбудсмены, родители. Работа может проводиться на ознакомительном, базовом и углубленном уровнях, с учетом возраста детей и категории учебной организации. В идеале, по итогам работы не менее 80% учеников средней и старшей сколы должны участвовать в общегородских мероприятиях, и не менее 50% учащихся – становиться победителями и призерами таких мероприятий.
Шестым звеном оптимальной управленческой команды является главный бухгалтер.
Работа с кадрами
Чтобы сформировать эффективное штатное расписание, руководству школы нужно выполнить следующие действия:
- Сократить численность административно-управленческого персонала.
- Увеличить долю результативных высокооплачиваемых педагогов.
- Оптимизировать дублирующие должности с помощью аудита.
- Эффективно распределить функционал.
- При возможности перейти на аутсорсинг клининговых, бухгалтерских и прачечных услуг.
Формируя команду необходимо помнить о таких задачах как обеспечение безопасности, организация качественного питания, соблюдение санитарных условий, предоставление медицинского обслуживания. При всем, главной задачей команды, конечно, остается педагогическая.
Принципы работы современного коллектива педагогов:
- Понимание, принятие и разделение всем коллективом целей и задач работы.
- Моральная и материальная отдача от результатов труда.
- Правильная расстановка кадров.
- Грамотное стимулирование работников.
- Ответственность руководителя и коллектива в целом за порученное дело.
Шаги к результату
Руководство направляет педагогов к достижению планируемого образовательного результата, а он приоритетный в новых стандартах. Рассмотрим несколько универсальных приемов, которые можно обсудить с коллегами и использовать, составляя новые учебные программы.
Подготовка к уроку. Планировать учебное занятие, ориентируясь на ФГОС, можно по следующей схеме:
- Определение и анализ планируемых образовательных результатов. Формулировка цели и задач занятия.
- Отбор видов учебной деятельности. Конструирование учебных ситуаций.
- Отбор средств обучения.
Выбор заданий. Многие специалисты рекомендуют подбирать задания в соответствии с таксономией Блума. Она представлена в форме восхождения по следующим этапам: Знание -> Понимание -> Применение -> Анализ -> Синтез -> Оценка.
При этом помним, что любая воспитательная система может помочь в формировании только тех качеств, которыми обладает сама.
Читайте также:
- Компенсаторная функция искусства кратко
- Перспективы развития центрального района кратко
- Порядок и форма оплаты коммунальных услуг кратко
- Дайте определение динамической характеристики движения кратко
- Затратный подход и его методы кратко
Концепция
построения системы
менеджмента качества образования образовательном
учреждении
Содержание
стр.
1 |
Цели, задачи и принципы |
2 |
2 |
Этапы создания системы |
6 |
3 |
Модель системы менеджмента |
10 |
4 |
Ресурсы, обеспечивающие |
19 |
5 |
Деятельность школы по |
22 |
6 |
Информирование общества о |
33 |
1. Цели, задачи и принципы построения системы менеджмента
качества образования
Первостепенной задачей обновления школы является задача
достижения нового, современного качества образования.
В общегосударственном плане новое качество образования – это его
соответствие современным жизненным потребностям развития страны.
В педагогическом плане – это ориентация образования не столько на
усвоение обучающимися определенной суммы знаний, сколько на развитие личности.
Школа должна формировать новую систему универсальных знаний,
умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной
ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, что и определяет
современное содержание образования.
Управление качеством образования является ключевой парадигмой
развития нашей школы.
В то же время понимание термина «качество образования» — одна из
сложнейших и актуальных проблем российского образования.
Мы рассматриваем качество образования как совокупность
показателей, характеризующих эффективность деятельности образовательного
учреждения в целях развития личности ученика и учителя.
Для решения задач повышения качества образования необходимы
переосмысление концепций и технологий современной управленческой деятельности.
«Управление качеством образовательного процесса – это целенаправленное,
комплексное, скоординированное воздействие как на данный процесс в целом, так и
на его основные элементы в целях достижения наибольшего соответствия параметров
его функционирования и результатов соответствующим требованиям, нормам и
стандартам», — отмечает В.П. Панасюк.¹
М.М. Поташник подчеркивает, что управление качеством
образования – «это особое управление, организованное на достижение не любых, не
случайных, не просто лучших, чем прежде, не тех, что сами по себе
получатся, а вполне определённых, заранее спрогнозированных с возможной
степенью точности результатов образования, причем цели (результаты) должны быть
спрогнозированы операционально в зоне потенциального развития ученика (выпускника),
то есть речь всегда идет о наивысших, возможных для конкретного школьника, об
оптимальных результатах»².
_____________________________________________________________
¹Панасюк В.П.Системное управление качеством образования в школе.
С.-П.,М.,2000.
²Поташник М.М.Качество образования : проблемы и технология
управления.- М.: Педагогическое общество России, 2002.
П.И. Третьяков под управлением качеством образования
понимают «целенаправленный, ресурсообеспеченный, спроектированный образовательный
процесс взаимодействия управляющей и управляемой подсистем по достижению
качества запрограммированного результата».
Проведенный анализ структурных компонентов «качества
образования» в практике управления дает возможность выделить узловые аспекты
построения и реализации процесса управления качеством образования.
Ключевыми факторами качества образования являются:
— качество содержания образования;
— качество методического и материально — технического
обеспечения учебного процесса;
— профессиональный уровень учителя;
— положительная мотивация обучающихся;
— качество знаний, умений, навыков и способов
самостоятельной деятельности учащихся;
— качество
созданной в школе системы текущей, промежуточной , итоговой аттестации
обучающихся;
—
эффективность внутришкольной системы мониторинга качества образования.
Особенно
возрастает значимость указанных факторов в условиях перехода школы на ФГОС НОО
и ФГОС ООО (далее –Стандарт ).
Анализ существующего состояния школы в переходный период на
Стандарт позволяет выявить «западающие» звенья в работе педагогического
коллектива, негативно сказывающихся на качестве образования обучающихся. Среди
них:
— несовершенство используемых учебных программ и учебников;
— отсутствие у педагогов умений разрабатывать рабочие программы
на основе типовых государственных программ, примерной основной
образовательной программы соответствующей ступени обучения, Стандарта;
— отсутствие у педагогов знаний и умений, необходимых для организации
деятельности учащихся по овладению УУД и способами деятельности;
— отсутствие опыта проектирования и организации учебного процесса на
системно-деятельностной основе;
— отсутствие необходимой дифференциации учащихся на основе учета зоны
ближайшего развития учащихся при организации их самостоятельной работы по овладению
знаниями, универсальными учебными действиями (УУД) и способами деятельности
(познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной);
— отсутствие опыта диагностики, контроля и оценки образовательных
достижений учащихся в соответствии с требованиями Стандарта.
Перечисленные проблемы решить невозможно без организации
системной работы по повышению профессиональной компетентности педагогов
школы. Профессиональная компетентность педагога проявляется в основных
функциях его педагогической деятельности: формирующей, диагностической,
прогностической, конструктивной, организаторской, коммуникативной,
аналитической, исследовательской.
В качестве основной цели построения СМК мы
определили следующую – обеспечение высокой конкурентоспособности
выпускников школы на рынке образовательных услуг за счет высокого качества
образовательного процесса и подготовки учащихся с высоким уровнем знаний,
умений и компетенций, принципиальной гражданской позиции и высоких
морально-нравственных качеств.
Исходя из поставленной цели мы определили следующие задачи:
1.Создание эффективной системы управления качеством
образования на уровне управляющей подсистемы.
2.Создание эффективной системы управления качеством
образования на уровне управляемой подсистемы.
Система менеджмента качества (СМК) — это система, обеспечивающая
эффективную работу школы, в том числе и в области управления качеством
образования. При создании СМК мы взяли требования, зафиксированные в
стандартах ИСО серии 9000 и адаптировали их к условиям общеобразовательной
школы.
При формировании СМК мы учитываем основные восемь принципов
менеджмента качества.
1.Ориентация на потребителя. Школа
зависит от своих потребителей, в качестве которых выступают общество в целом,
государство, работодатели, вузы, учащиеся и их семьи и другие заинтересованные
стороны. Поэтому необходимо понимать их текущие и будущие потребности,
выполнять их требования и соответствовать их ожиданиям.
2.Лидерство руководства (управляющей подсистемы).
Руководство обеспечивает единство целей и направлений деятельности школы. Ему
следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой коллектив школы
может быть полностью вовлечен в достижение поставленных целей и решение задач
школы в области качества.
3.Вовлечение сотрудников. Основу школы составляют
сотрудники всех уровней. Их положительная мотивация, полное вовлечение в
улучшение деятельности школы и рациональное использование их потенциала дают
возможность добиться необходимых результатов.
4.Процессно-ориентированный подход. Желаемый результат достигается эффективнее,
если различными видами деятельности и соответствующими ресурсами управляют
как процессом. Это приводит к необходимости инвентаризации всех жизненно важных
процессов школы, определению ответственных за такие процессы и документальной
регламентацией последних.
5.Системный подход к менеджменту. Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы
содействующей результативности и эффективности деятельности школы для
достижения ее целей.
6.Постоянное улучшение деятельности школы. Постоянное улучшение деятельности школы в целом следует рассматривать
как ее неизменную цель.
7. Принятие решений, основанное на фактах и
данных. Эффективные решения основываются на анализе
фактов, данных и информации, что предполагает построение действенной внутришкольной
системы мониторинга качества образования обо всех аспектах деятельности школы
и ее взаимоотношениях с «внешней средой». Такая информация должна включать
все установленные и «измеряемые» показатели качества всех процессов и
результатов деятельности школы и анализировать их на степень достижения целей,
определенных в стратегическом плане ее развития.
8.Взаимовыгодные отношения с партнерами. Школа и ее партнеры взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышаю
способность обеих сторон. В качестве таких мы рассматриваем:
— дошкольные образовательные учреждения микрорайона ;
— вузы, учреждения среднего и начального профессионального
образования, в которые будут поступать выпускники школы;
— основные школы района, выпускники которых приходят в школу;
— промышленные предприятия и организации, в которых будут
работать выпускники школы;
— муниципальную администрацию.
СМК создается поэтапно.
2. Этапы создания системы менеджмента качества
Этап 1. Решение руководства
Руководитель
должен принять решение о начале проекта, известить педагогический коллектив, а
также создать предпосылки для быстрого осуществления всех остальных этапов.
Также следует сформулировать цели построения СМК, выделить процессы СМК которые
нужно контролировать на уровнях управляющей и управляемой подсистем ОУ, критерии
оценки их качества. Разработать Концепцию создания в ОУ системы менеджмента
качества образования.
Этап
2. Обучение педколлектва
Для
дальнейшей успешной работы СМК педагоги должны изучить теорию менеджмента
качества, Стандарты, освоить теорию проектирования и организации учебного процесса
на системно-деятельностной основе, создать принципиально новую систему
мониторинга и оценки качества образовательных достижений учащихся.
Этап 3. Формирование программы внедрения СМК
Внедрение
СМК следует рассматривать как сложный и длительный проект. Поэтому необходимо
составить программу внедрения СМК, которая должна включать:
— описание этапов
внедрения;
— список
ответственных за каждый этап проекта;
— процедуру внутреннего
аудита СМК. Указываются критерии, по которым руководство сможет определить,
удалось ли достигнуть поставленных в начале проекта целей.
После составления
программы можно приступать к непосредственной постановке СМК.
Этап 4. Описание и оптимизация процессов управления
качеством образования
Основой системы
менеджмента качества является процессный подход. В первую очередь необходимо
описать те процессы, управление которыми руководство считает наиболее важным
для СМК.
Описанные процессы
необходимо оптимизировать, то есть устранить все несоответствия требованиям Стандарта
и дублирующие процессы, а также разработать новые процессы согласно требованиям
Стандарта.
Этап 5. Разработка документации СМК
На этом этапе
формируются документы, регламенты и процедуры, обеспечивающие работу системы
менеджмента качества. Основой для них может служить уже существующий в ОУ набор
документов, который модифицируется и дополняется в соответствии с требованиями Стандарта.
Сначала готовится
документ под названием «Руководство по качеству». Он содержит основные
положения, регламентирующие деятельность в рамках СМК: разграничение зон
ответственности, требования к службе качества, описание процедур обеспечения
качества, порядок ведения документооборота СМК, описание процедуры рассмотрения
жалоб и т. п.
Следующий уровень
документов называется «Общесистемные документированные процедуры». В
соответствии со Стандартом обязательными являются Программа развития,
Образовательная программа ОУ, Программа мониторинга качества образования.
Документы
следующего уровня описывают правила эффективного планирования и организации
учебного процесса. К таким документам относятся Рабочие программы, методики,
должностные инструкции педагогических работников, технологические карты учебного
процесса.
Основанием
«пирамиды» документов являются данные, подтверждающие, что требования,
предъявляемые СМК, реализуются на практике. Это отчеты о проведенных
контрольных процедурах, участии учащихся в конкурсах, олимпиадах.
При разработке
документации учитываются требования к компетенции педагогов, выполняющих
работы в рамках СМК. Это означает, что в нормативных документах должны
описываться требования к компетенции педагогов (уровень знаний, опыт работы),
программа повышения профессионального уровня педагогов в случае необходимости,
система мотивации и т. п.
Необходимо
отметить, что эффективное использование большого числа нормативных элементов
СМК требует наличия в организации систем электронного документооборота.
Этап 6. Внедрение СМК и внутренний аудит
После разработки всех нормативных
документов начинается этап внедрения системы менеджмента качества. Запускать
процессы в рамках новой системы можно постепенно, например, сначала внедрить аудит
рабочих программ, календарно-тематических планов, проектов уроков на
деятельностной основе, контрольно-измерительных материалов.
В ходе внутреннего аудита будут
выявляться несоответствия между текущей работой и требованиями Стандарта. Эти
отклонения необходимо фиксировать. Затем по итогам аудита проводится
корректировка работы педагогов, а также нормативной, программно-методической документации
для того, чтобы в дальнейшем избегать отклонений. Всю эту работу также следует
документировать в соответствии с процедурами СМК.
Создание
СМК, исходя из вышеуказанных принципов и этапов, включает следующие направления
деятельности:
планирование качества – деятельности, направленной на формирование стратегии,
политики и связанных с ними целей и требований по качеству образования;
управление качеством — методы и виды деятельности оперативного характера,
используемые для выполнения требований к качеству образования;
обеспечение качества – создание условий, необходимых для достижения
запланированных показателей качества образования;
оценку качества — доказательства того, что заданные требования к качеству
образования выполняются;
улучшение качества- все виды деятельности школы,
направленные на улучшение качества образования;
выход на рынок
образовательных услуг — информирование
общества о достигнутых результатах школы.
Оценка качества образования осуществляется самой школой
(самооценка, внутренний аудит) или другими заинтересованными сторонами –
органами, осуществляющими лицензирование, аккредитацию, а также проведение
внешних аудитов, ЕГЭ.
Для создания в школе системы менеджмента качества образования
необходимо определить содержание деятельности на уровне управляющей и
управляемой подсистем.
Содержание деятельности на уровне управляющей и управляемой
подсистем по созданию системы качества школы представлено в таблице 1.
Таблица 1
Содержание деятельности по созданию
системы качества на уровне управляющей и управляемой
подсистем
№ |
Направление деятельности |
Цель |
Содержание деятельности на |
Содержание деятельности на |
1. |
Планирова- ние качества |
Сформировать стратегию |
Разработка стратегических Программы развития, Программы управления |
Разработка: рабочих программ, УМК по программ и УМК спецкурсов программ дополнительного планов развития учебных планов профессионального |
2. |
Управление качеством |
Создать систему методов и |
Разработка : плана работы школы; планов работы структурных планов работы МО учителей; оперативных планов |
Разработка планов профессионального |
3. |
Обеспечение качества |
Создать условия, необходимые для |
Нормативное, кадровое, |
Личностно-ориентированное выбор подбор система использование |
4. |
Оценка качества |
Создать систему мониторинга и |
По конечным результатам и условиям |
Выявление уровня обучаемости и |
5. |
Улучшение качества |
Выявить виды деятельности, |
По каждому показателю конечных результатов |
По каждому учебному предмету и |
6. |
Выход на рынок образовательных |
Обеспечить положитель-ный имидж и |
Презентация конечных результатов |
Презентация результатов учащихся, |
3. Модель системы менеджмента качества образования
Создаваемая нами
модель СМК образования включает шесть взаимосвязанных и взаимодействующих
компонентов, затрагивающих различные аспекты деятельности школы:
1. Деятельность управляющей и управляемой подсистем,
включающая совокупность организационных мероприятий в рамкахСМК, а также
разработку стратегических и тактических документов, определяющих направления
деятельности в области качества образования в школе.
2. Документация системы менеджмента качества образования
– определяет основные документы СМК школы, требования к их содержанию и
построению.
3. Менеджмент основных процессов системы качества образования.
4. Менеджмент ресурсов и обеспечивающих процессов –
обеспечивает функционирование всех остальных групп компонентов.
5. Деятельность школы по измерению, анализу и улучшению
качества образования.
6.Информирование общества о достигнутых результатах школы.
Рассмотрим построение системы качества в школе по каждому из
выделенных аспектов.
3. 1. Деятельность управляющей
подсистемы школы в рамках создаваемой СКО.
Деятельность управляющей подсистемы школы в рамках
создаваемой системы качества образования определяется внешними регуляторами
и конечными результатами.
К внешним регуляторам относятся:
— законодательные и нормативные документы Правительства ,
органов управления образованием всех уровней;
— государственные стандарты общего образования;
— лицензирование;
— аккредитация;
— государственная аттестация выпускников в рамках
создаваемой Общероссийской системы оценки качества образования (ЕГЭ, ГИА);
— внешняя конкурентная среда.
Ключевыми результатами деятельности школы
являются следующие:
— обеспечение здоровья и
здорового образа жизни;
— обеспечение оптимального и
допустимого уровня воспитанности;
— обеспечение базового и
дополнительного образования;
— обеспечение готовности к
непрерывному образованию и к работе в рыночных условиях;
— создание условий для
формирования готовности к жизни в семье и обществе;
— обеспечение образовательных
услуг с учетом индивидуальных и общественных потребностей.
Уровень и качество достигнутых результатов
определяется качеством условий, созданных в школе. Среди них:
— кадровое обеспечение
учебно-воспитательного процесса;
— финансовое обеспечение деятельности
школы;
— материально-техническое
обеспечение деятельности школы;
— информационное обеспечение
деятельности школы;
— научно-методическое обеспечение;
— обеспечение безопасности жизнедеятельности.
Результативность работы
управляющей подсистемы школы зависит от профессиональных умений
управленческой команды, руководителя
ОУ
и качества реализации управленческих функций по наиболее важным направлениям
управленческой деятельности:
— информационное обеспечение управления школой;
— состояние педагогического анализа;
— планирование;
— организаторская деятельность руководителей школы;
— состояние контроля школы;
— процесс регулирования.
Директор, являясь профессиональным
руководителем всего учебно-воспитательного процесса в школе, и осуществляя
управление им на высшем уровне, ориентирован на постоянное обновление,
обеспечивающее его развитие. Он стремится:
— создать новое видение социально-педагогических
процессов, происходящих в школе, и на основе этого спрогнозировать развитие
этих процессов и всей школы в целом;
— обеспечить такое преобразование
учебно-воспитательного процесса в школе, при котором каждый член
педагогического коллектива осознает потребность в улучшении своей деятельности;
— создать научно-методическое обеспечение
обновления всех преобразований и инноваций в школе.
Заместители директора школы на том же высшем уровне
внутришкольного управления в рамках управляющей подсистемы, выполняют
несколько иные функции.
Функции заместителей директора:
— исследуют состояние УВП в школе и его
результативность;
— анализируют работу школы по своему направлению и
на этой основе формулируют цели и задачи функционирования и развития школы;
— разрабатывают Программу развития,
Образовательную программу школы;
— обеспечивают жизнедеятельность школьного
коллектива на основе четкой организации труда;
— управляют обновлением содержания и технологий
учебно-воспитательного процесса в соответствии с прогнозируемыми результатами
преобразований на основе диагностики его состояния и получаемых результатов;
— осуществляют диагностику профессиональной
деятельности учителей;
— организуют работу методической службы,
направленную на развитие профессионального мастерства учителей и инноваций в
деятельности педагогического коллектива.
Качество реализации управленческих функций управляющей
подсистемы непосредственно отражается в документации системы менеджмента качества ОУ:
— в
должностных инструкциях директора и его заместителей;
— циклограмме деятельности.
Деятельность управляемой
подсистемы школы по созданию СМК
определяется:
— знаниями, умениями и способами деятельности
учителя в режиме обучения на компетентностной (деятельностной) основе;
— качеством и уровнем разработанности
программно-методического обеспечения учебного процесса;
— качеством и уровнем разработанности системы
диагностики, контроля и оценки качества обучения.
В педагогической диагностике эффективность
деятельности учителя определяется по качеству реализации основных
педагогических функций, необходимых для организации обучения на
компетентностной основе:
формирующей, диагностической,
прогностической, конструктивной, организаторской, коммуникативной,
аналитической, исследовательской
1.Формирующая функция
Учитель:
— свободно ориентируется в современных
психолого-педагогических концепциях обучения на компетентностной основе и
использует их как основу в своей практической деятельности;
— имеет прочные и разносторонние знания по предмету,
по смежным предметам;
— строит учебно-воспитательный процесс на
методологической основе компетентностного подхода в обучении;
— стимулирует самостоятельную творческую
деятельность учащихся;
— обеспечивает овладение учащимися глубокими и
прочными знаниями, умениями, навыками и способами познавательной,
информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности.
— обеспечивает овладение учащимися функциональной,
естественнонаучной и математической грамотностью (в соответствии с
особенностями учебного предмета)
2. Диагностическая функция
Учитель:
— владеет методами диагностики уровня
обучаемости учащихся;
— владеет методами диагностики уровня
обученности учащихся в соответствии с требованиями государственного и
гимназического стандарта;
— успешно использует методы диагностики на
практике;
— может всесторонне охарактеризовать
личность и коллектив.
3.Прогностическая функция
Учитель:
— характеризуется глубокими знаниями в
области закономерностей формирования личности и коллектива;
— знает «зону ближайшего развития»
каждого ученика и на этой основе строит взаимодействие;
— строит учебный процесс с учетом
диагностических данных и перспектив развития учащихся.
4.Конструктивная функция
Учитель:
комплексно планирует свою деятельность на
основе знаний теории управления, психологических и дидактических основ
построения
учебно-воспитательного процесса на компетентностной
основе (рабочие программы; тематическое и поурочное планирование; система
диагностики, контроля и оценки знаний умений, навыков и способов
учебно-познавательной деятельности учащихся).
5. Организаторская функция
Учитель:
— проявляет глубокие знания в области теории и психологии
организаторской деятельности на компетентностной основе и организует
учебно-познавательную деятельность учащихся.
6. Коммуникативная функция
Учитель:
— организует
учебно-воспитательный процесс на основе педагогики сотрудничества;
— обладает
высокой эмпатией и психолого-педагогическим тактом;
— умеет
создавать благоприятный морально-психологический климат в детском коллективе.
7.Аналитическая функция
Учитель:
— постоянно
осуществляет самоанализ и самооценку своей деятельности;
—
систематически вносит коррективы в учебно-воспитательный процесс в зависимости
от успешности продвижения учащихся в освоении знаний, овладении учащимися
умений и способов учебно-познавательной деятельности
8.Исследовательская функция
Учитель:
— способен
изобретать оригинальные способы решения педагогических задач;
—
участвует в исследовательской, опытно-экспериментальной работе.
В интегрированном виде уровень реализации функций
педагогической деятельности выражается в профессиональной
компетентности педагога и конечных показателях его педагогической деятельности:
— оптимальном уровне качества знаний
учащихся;
— оптимальном уровне сформированности общих
учебных умений и навыков, способов учебно-познавательной деятельности в
соответствии с требованиями государственного стандарта начального общего,
основного общего, среднего (полного) общего образования;
— оптимальном уровне развития
самостоятельной деятельности учащихся в соответствии с уровнем обучаемости.
3.3. Документация СМК школы
Документация системы менеджмента
качества образования школы – многоуровневая и взаимосвязанная система
планирования и контроля деятельности школы, включающая:
— документы стратегического планирования – Программа
развития школы, Образовательная программа школы;
— документы тактического планирования – План работы школы на
учебный год, планы структурных подразделений, школьных методических объединений
учителей (ШМО), отдельные проекты;
— документы оперативного планирования – месячные, недельные
планы, планы проведения отдельных мероприятий в школе;
— документация СМК: руководство по
качеству, документированные процедуры (ДП), положения о подразделениях,
должностные и инструкции, формы документов.
В указанных документах представлена стратегия, политика,
цели в области системы качества
школы, направления деятельности по непрерывному улучшению процессов и
процедур оценки качества образования.
3.4.Основные процессы системы менеджмента качества образования
К основным процессам системы менеджмента качества образования
необходимо отнести следующие:
Личностно-ориентированное содержание
обучения;
Подбор ооптимальных рефлексивных методов
обучения, воспитания и развития;
Выбор оптимальных форм организации
учебно-воспитательного процесса;
Использование разнообразных видов поддержки
ученика.
Охарактеризуем каждый из показателей.
Личностно-ориентированное содержание обучения: содержание обучения по предметам учебного
плана отвечает образовательным потребностям, учебным возможностям и интересам,
интеллектуальным способностям учащихся, включает и развивает их субъективный
жизненный опыт.
Федеральный компонент государственного стандарта общего
образования определяет основные задачи, которые необходимо решить на уровне
каждого образовательного учреждения в обновлении содержания образования, с усилением
его личностной ориентации:
— усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной
направленности содержания образования;
— усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию
учащихся, — экономики, истории, литературы, русского и иностранного языков,
улучшение профессиональной ориентации и трудового обучения;
— введение профильного обучения на старшей ступени школы;
— деятельностный характер образования, направленность содержания
образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщённых
способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой
деятельности, на приобретение учащимися опыта этой деятельности;
— формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать
усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения
практических задач.
Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования (стандарт второго
поколения) развивает методологию личностно-ориентированного образования и
предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
информационного общества, инновационной экономики, задачам построения
демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур
и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава
российского общества.
Стандарт ориентирован на
становление личностных характеристик выпускника («портрет
выпускника начальной школы»):
— любящий свой народ, свой край и
свою Родину;
— уважающий и принимающий ценности
семьи и общества;
— любознательный, активно и
заинтересованно познающий мир;
— владеющий основами умения учиться,
способный к организации собственной деятельности;
— готовый самостоятельно действовать и
отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
— доброжелательный, умеющий слушать и
слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
— выполняющий правила здорового и безопасного
для себя и окружающих образа жизни.
Стандарт устанавливает требования
к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу
начального общего образования, включающий личностный компонент:
— готовность и способность обучающихся
к саморазвитию;
— сформированность мотивации к
обучению и познанию;
— ценностно-смысловые установки
обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные
компетенции, личностные качества;
— сформированность основ гражданской
идентичности.
Стандарт определяет личностные результаты
освоения основной образовательной программы начального общего образования:
— формирование основ российской
гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества; становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
— формирование целостного,
социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий;
— формирование уважительного
отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
— овладение начальными навыками
адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
— принятие и освоение социальной роли
обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
— развитие самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на
основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе;
— формирование эстетических
потребностей, ценностей и чувств;
— развитие этических чувств,
доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
— развитие навыков сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
— формирование установки на безопасный,
здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Подбор оптимальных рефлексивных методов
обучения, воспитания и развития:
используются разнообразные методы и способы активного обучения, которые
понятны и удобны обучающимся, позволяют включать их в различные виды
самостоятельной учебной деятельности и осознавать процесс и результаты своей
деятельности.
Подбор оптимальных рефлексивных методов
обучения, воспитания и развития, форм организации учебно-воспитательного
процесса в личностно-ориентированной педагогике осуществляется на принципиально
иной методологии организации условий обучения, которая предполагает не «учет»,
а «включение» его собственных личностных функций, его самобытность,
самоценность, востребование его субъектного опыта.
Стандарт второго поколения
ориентирует на освоение педагогами компетентностно-деятельностных методов
обучения, обеспечивающих освоение наряду с личностным, метапредметный
и предметный компоненты.
Метапредметный компонент включает освоенные обучающимися универсальные учебные действия
(познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение
ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
Предметный компонент включает освоенный
обучающимися в ходе изучения учебного предмета, опыт специфической для данной
предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию
и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания,
лежащих в основе современной научной картины мира.
Выбор оптимальных форм организации
учебно-воспитательного процесса определяется образовательными
потребностями, учебными возможностями и интеллектуальными способностями
обучающихся, требованиями государственного стандарта образования к овладению
системой знаний и универсальными учебными действиями.
В зависимости от них выбираются формы
обучения: обычная (традиционная) форма ведения учебных занятий; учебные
занятия, проходящие в условиях организации цикло-поточного обучения; уроки,
где учебная тема изучается целыми блоками, осуществляется процесс «погружения
в тему»; учебные занятия, где учебная информация изучается с помощью модулей
(модульной программе, модульным домашним заданиям) и др.
Использование разнообразных видов поддержки
ученика: педагогической, психологической, социальной, правовой,
валеологической.
Педагогическая – в освоении предметных знаний, умений, решении
учебных проблем, построении процесса общения с одноклассниками на уроке,
повышении самооценки и ответственности за результаты учения, приобретении само-
и взаимоуважения в классном коллективе, с оптимальными психофизическими
затратами быть активным участником учебного процесса;
Психологическая – в осознании ученика
как уникальной личности, признании и изучении его интеллектуальных, психических
и духовных потребностей и возможностей, одобрении успехов каждого ученика (вне
зависимости от его способностей и склонностей), обретении уверенности в своих
силах и возможности преодоления своих комплексов и различных трудностей в
процессе обучения и общения;
Социальная — в выборе учеником морально-этических ориентиров
поведения, эмоционального реагирования, переживания и проявления чувств в
различных ситуациях в обучении, совместной деятельности и человеческом общении
в школьной и внешкольной жизни; в способах познания окружающего мира,
организации своего рабочего места в обучении; в раскрытии его личностных
качеств;
Правовая — в признании прав ученика как равноправного
участника учебно-воспитательного процесса; в предоставлении свободы выбора
программы, темпа, уровня изучения предмета и уровня заданий с разной степенью
сложности и самостоятельности в выполнении; в определении ученической свободы
как высшей формы дисциплины и ответственности, в уважении каждого ученика как
личности со всеми его недостатками и достоинствами, установка на положительные
стороны педагогического общения и характерные особенности каждого ученика;
право свободного выбора профиля (интереса), уровня творческого труда,
предметного направления и такого объема и содержания учебного материала по данному
предмету, который может представлять личный интерес и практическое значение
для дальнейшего обучения и использования в реальной жизни.
Валеологическая — в создании удобных условий для проведения учебных
занятий: освещение, проветривание помещения, четкая и аккуратная запись на
доске, удобная мебель; использование разнообразных увлекательных видов
учебной деятельности, проявление интереса к самочувствию и состоянию здоровья
ученика на уроке, стремление к совместному достижению успеха в учебной
деятельности.
4. Ресурсы и обеспечивающие процессы системы менеджмента
качества образования
Построение системы менеджмента качества образования
в соответствии с выбранной нами методологией позволяет определить реестр
типовых процессов и виды деятельности в рамках СМК
В реестре процессов СМК выделяем основные и
обеспечивающие.
Основные и обеспечивающие процессы СМК нормативно определены на ступенях
начального и основного общего образования в « Требованиях к условиям
реализации основной образовательной программы начального общего образования»
и аналогичного документа в рамках ФГОС ООО.
Требования к условиям реализации основной образовательной
программы начального и основного общего образования представляют собой систему
требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям
реализации соответствующей основной образовательной программы и достижения
планируемых результатов на соотвтствующей ступени общего образования.
Основные процессы в
интегрированном виде выражаются в требованиях к созданию комфортной
развивающей образовательной среды:
— обеспечивающей
высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность
для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества,
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;
— гарантирующей охрану и укрепление
физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
— комфортной по отношению к
обучающимся и педагогическим работникам. В целях обеспечения
реализации основной образовательной программы начального и основного общего
образования в образовательном учреждении для участников образовательного
процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:
— достижения планируемых результатов
освоения основной образовательной программы начального и основного общего
образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными
возможностями здоровья;
— выявления и развития способностей обучающихся через систему
клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной
деятельности, в том числе, социальной практики, используя возможности
образовательных учреждений дополнительного образования детей;
— работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и
творческих соревнований, научно-технического творчества и
проектно-исследовательской деятельности;
— участия обучающихся, их родителей (законных представителей),
педагогических работников и общественности в разработке основной
образовательной программы начального и основного общего образования,
проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в
формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
— эффективного использования времени, отведенного на реализацию
части основной образовательной программы, формируемой участниками учебного
процесса, в соответствии с запросами обучающихся и их родителей (законных
представителей), спецификой образовательного учреждения, и с учетом особенностей
субъекта Российской Федерации;
— использования в образовательном процессе современных
образовательных технологий деятельностного типа;
— эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке
педагогических работников;
— включения обучающихся в процессы понимания и преобразования
внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для
приобретения опыта реального управления и действия;
— обновления содержания основной образовательной программы начального
и основного общего образования, а также методик и технологий их реализации в
соответствии с динамикой развития системы образования, запросов детей и их
родителей (законных представителей), а также с учетом особенностей региона;
— эффективного управления образовательным учреждением с
использованием информационно-коммуникационных технологий, а также современных
механизмов финансирования.
Обеспечивающие процессы выражены в системе требований к кадровым, финансовым,
материально-техническим условиям, информационно-образовательной среде, необходимых для реализации основной
образовательной программы начального общего образования.
Требования
к кадровым условиям включают:
— укомплектованность
образовательного учреждения педагогическими, руководящими и иными работниками;
— уровень
квалификации педагогических и иных работников образовательного
учреждения;
— непрерывность профессионального
развития педагогических работников образовательного учреждения.
Финансовые
условия должны:
— обеспечивать
образовательному учреждению возможность исполнения требований государственного
стандарта общего образования;
— обеспечивать
реализацию обязательной части основной образовательной программы;
— отражать структуру и объем расходов, необходимых
для реализации основной образовательной программы и достижения планируемых
результатов, а также механизм их формирования.
Материально-технические
условия должны обеспечивать:
— возможность достижения обучающимися
установленных государственным стандартом требований к результатам освоения
основной образовательной программы школы;
— соблюдение:
— санитарно-гигиенических
норм образовательного процесса (требования к водоснабжению,
канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.);
— санитарно-бытовых
условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т.
д.);
— социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места,
учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.);
— пожарной и электробезопасности;
— требований охраны труда;
— своевременных
сроков и необходимых объемов
текущего и капитального ремонта;
— возможность для беспрепятственного доступа
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры
образовательного учреждения.
Информационно-образовательная среда должна включать в себя :
— совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных,
коммуникационные каналы, программные продукты и др.);- культурные и
организационные формы информационного взаимодействия;
— компетентность участников образовательного
процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
— наличие служб поддержки применения ИКТ.
В реестр видов деятельности в СМК
включают:
1)
Деятельность школы по
измерению, анализу и улучшению качества образования;
2)
Информирование общества о
достигнутых результатах школы.
Раскроем содержание деятельности директора школы по каждому из
аспектов.
5.Деятельность школы по измерению, анализу и
улучшению качества образования
Деятельность школы по измерению, анализу и улучшению качества
образования включает следующие направления деятельности:
— мониторинг, измерение и анализ достигнутых
на данный момент конечных результатов:
— мониторинг, измерение и анализ условий
достижения конечных результатов;
— анализ и самооценка качества реализации управленческих
функций по управлению качеством образования.
Раскроем их содержание.
1. Мониторинг, измерение и анализ
достигнутых на данный момент конечных результатов включает:
— показатели здоровья и здорового
образа жизни;
— показатели уровня
воспитанности;
— показатели успеваемости и
качества базового, профильного и дополнительного образования;
— степень готовности выпускников
к непрерывному образованию и к работе в рыночных условиях;
— создание условий для
формирования готовности к жизни в семье и обществе;
— обеспечение образовательных
услуг с учетом индивидуальных и общественных потребностей;
2. Мониторинг, измерение и анализ
условий достижения конечных результатов:
— кадровое обеспечение школы
— информационное обеспечение;
— обеспечение безопасности
жизнедеятельности;
— финансовое обеспечение;
— материально-техническое обеспечение;
— научно-методическое обеспечение.
3.Анализ и самооценка качества реализации
управленческих функций по
управлению качеством образования:
-информационно-аналитическая
деятельность;
— мотивация участников
образовательного процесса;
— проектирование и планирование
управленческой деятельности;
— организационно-
исполнительская деятельность;
—
контрольно-диагностическая деятельность;
— регулятивно-коррекционная деятельность.
Содержание мониторинга достижения конечных результатов и показатели
качества конечных результатов и направления анализа показателей качества
конечных результатов представлено в таблице 2.
Таблица
2
Мониторинг, измерение и анализ
достигнутых на данный момент конечных
результатов
Направления мониторинга |
Измеряемые показатели |
Направления анализа |
1.Обеспечение |
уровень состояние обеспечение детей состояние организация учеба в учеба в классах система |
выявление распределение выявление |
2.Обеспечение |
отношение любознательность, состояние качество состояние факторы, воспитывающее организация работа с |
Диагностика: -структуры, -воспитательного анкетирование мероприятий; выявление |
3.Обеспечение |
качество уровень степень характеристики |
определение определение |
4.Обеспечение |
трудоустройство |
Выявление |
5.Создание |
уровень |
анализ анализ |
6.Обеспечение |
изучение изучение |
Анализ уровня анализ выявление |
Измеряемые показатели качества условий достижения конечных
результатов и направления анализа показателей качества условий достижения
конечных результатов представлены в таблице 3.
Таблица 3
Мониторинг, измерение и анализ
условий достижения конечных результатов
Направления мониторинга |
Измеряемые показатели |
Направления анализа |
Кадровое |
1.Повышение квалификации |
1.Количество педагогов, 1.1. на курсах в УИПКПРО; 1.2.через 1.3. через корпоративное 2.Динамика аттестации |
2.Аттестация педагогических 3.Участие педагогов в |
2.Динамика показателей: 2.1.успеваемости; 2.2.качества знаний; 2.3.участия детей в 3.Разработка: 3.1. рабочих программ по предмету; 3.2.УМК обучения по новым 3.3.программ спецкурсов для 3.4. программ спецкурсов 3.5.контролирующих |
|
Финансовое обеспечение |
1.Объем 2.Объем 3.Объем финансовых средств, заработанных за счет платных 4. Объем 5.Объем 6.Планирование |
1.Соотношение расходования 1.1.оплату труда и 1.2.соотношение в ФОТ : 2.Соотношение средств на 3.Статьи расходования 4.Статьи расходования 5.Статьи расходования 6.Эффективность |
Материально-техническое |
1.Обеспеченность 2. 3. 4.Обеспеченность 5.Обеспеченность 6.Сохранность |
1.% обеспеченности учебных 1.1. физики; 1.2.химии; 1.3.биологии; 1.4.технологии. 2.Количество учащихся на 3.% кабинетов, оборудованных 4.% обеспеченности учащихся 5.%обеспеченности учащихся художественной и научно-популярной литературой 6.Формирование |
Информационное обеспечение |
1.Наличие 2.Наличие 2.1.оперативной 2.2.тематической 2.3.стратегической |
1.Полнота и оптимальность 1.1. конечных результатах 1.2. условиях достижения результатов 2.Качество обработки и 2.1. оперативной 2.2. 2.3.стратегической |
Научно-методическое |
Программно-методическое 1.предшкольной 2.предпрофильной 3.профильного 4. новых 5. подготовки 6.разработка 7.разработка — начальной — основной — средней |
1.Обновление: 1.1. содержания обучения; 1.2. технологий обучения; 1.3. системы оценивания |
Показатели оценки качества реализации
управленческих функций по управлению качеством образования (измеряемые
показатели и показатели качества внутришкольного управления) представлены в
таблице 4.
Таблица 4
Показатели
оценки качества реализации
управленческих
функций по управлению качеством образования
Направления управленческой |
Измеряемые показатели |
Показатели качества внутришкольного |
Информационно-аналитическая |
1.Сбор информации 2.Содержание информации 3.Методы сбора информации 4.Учет и хранение 5.Технология обработки и |
1.Цели анализа адекватны 2.Содержание анализа достигаемых конечных 3.Адекватность методов 4.Своевременность и 5.Соответствие современным 5.1.анализ педагогических 5.2. анализ обеспечивает |
Мотивационно-целевая |
1.Ориентация на весь 2.Формирование 3.Развитие инициативы, самостоятельности и |
1.Цели деятельности школы 2.Стратегические и 3.Динамика развития самостоятельности и |
Планово-прогностическая |
1.Работа школы, органов 2.Прогнозирование 3.Стратегические |
1.Все планы представляют 2.Каждый план по форме и 3.Аналитическая часть 4.Все разделы каждого плана 5.В каждом плане отражены 6.Технология планирования |
Организационно-исполнительская |
1.Выбор и построение 2.Функционирование 3.Осуществляется на временно создаваемые и 4.Все организационные 5.Организационные структуры 6.При организации 7. Деятельностью всех |
1.Подбор, расстановка 2.Состав исполнителей 3.Расширение функций и 4.Отсутствует дублирование 5.определяется мера личной 6.Создаются все необходимые 7.Деятельность 8.Исполнители вооружены 9.Распределение и 10.Личный труд |
Контрольно-диагностическая |
1.Контроль отражает 2.Контроль ориентирован на целей школы и прогнозов ее 3.Механизмы контроля 4.Контроль является гибким, 5.Система контроля понятна 6.Затраты на контроль 7.Гласность измерений и |
1.Диагностика 2.Диагностика носит 3.Измерения, получаемые в 4.Педагогические диагнозы |
Коррекционно-регулятивная |
1.В системе внутришкольного 2.Система управления на |
Разработанность структурных |
6.Информирование общества о
достигнутых результатах школы
Образовательные учреждения финансируются
государством из бюджета, формируемого за счет налогоплательщиков. С этих
позиций предоставление открытой и объективной информации о состоянии и
результатах деятельности школы реализует ответственность руководителя за
эффективное использование полученных средств.
С другой стороны, государственное финансирование, не
обеспечивает в полной мере потребности школы, что ставит перед системой
образования задачу поиска дополнительных ресурсов. В этих условиях политика
«открытости» позволяет привлечь внимание общественности к проблемам
образования и обеспечить ее деятельное участие в их решении, в том числе через
инвестирование.
Наиболее эффективной формой информирования общества о
достигнутых результатах школы является ежегодный Доклад о состоянии и
результатах деятельности школы. Ежегодный Доклад позволяет сделать
образовательное учреждение более открытым для общественности. С одной
стороны, это даст возможность адекватнее оценить качество образовательных
услуг, предоставляемых школой, а с другой – выявить инвестиционную
привлекательность / непривлекательность различных образовательных проектов
школы.
Публикация ежегодных Докладов способствует решению
ряда стратегических и тактических задач управления школой:
— повышения открытости школы;
— вовлечения в диалог о направлениях развития
школы различных социальных и профессиональных групп;
— осуществление общественной экспертизы
принимаемых решений по развитию школы;
— повышение информированности общества о
целях, задачах и ожидаемых результатах проводимых в школе преобразований;
— удовлетворение информационных потребностей
различных групп пользователей (органов власти, педагогов, родителей, детей,
работодателей, СМИ);
— создание информационного обеспечения рынка
образовательных услуг.
Ежегодный Доклад школы – аналитическое издание,
содержащее комплексную характеристику актуального состояния образовательного
учреждения, содержания его деятельности за отчетный (годичный ) период и
динамики основных показателей развития. Ежегодный доклад школы получил название
Публичный. Публичность доклада выражается в обязательном представлении
общественности – родителям, социальным партнерам, представителям власти, всем
заинтересованным лицам: в виде отдельного издания, через СМИ, в сети Интернет.
Основное назначение Доклада школы:
— привлечение дополнительного социального
ресурса – ресурса доверия и поддержки (что позволит привлекать и
дополнительный материальный ресурс);
— повышение качества образования (за счет
учета требований потребителя);
— достижение договоренности с общественностью
относительно целей развития школы (механизм согласования);
— распределение ответственности за судьбу
ребенка между родителями и школой;
— повышение прозрачности правил и процедур,
регламентирующих уклад жизни школы;
— выработка и корректировка плана работы
школы на новый учебный год – программы изменений и развития;
— отчет о выполнении обязательств перед
общественностью, которые брала школа в текущем году.
Основными целевыми группами, для которых готовится
публичный Доклад, являются: родители, социальные партнеры, местная
общественность, учредитель, обучающиеся.
С помощью Доклада родители могут получить информацию об
образовательных услугах, предоставляемых школой, правилах и процедурах приема,
условиях обучения и укладе её жизни , а также об эффективности использования
бюджетных и внебюджетных средств.
Социальным партнерам школы Доклад позволит
конкретизировать область и задачи сотрудничества со школой, определить наиболее
важные потребности учреждения, осознать и определить свой вклад в развитие
учреждения.
Местной общественности Доклад дает представление об
активности школы в социуме, о достижениях школы и ее учащихся, приносящих
«славу» району и посёлку, а также раскрывает проблемы, требующие активного
участия общественности.
Для учредителя Доклад позволяет получить более
широкое представление о школе, чем то, которое формируется на основе
традиционных форм отчетности. Оценить не отдельные достижения или проблемы
школы, а эффективность реализации ею стратегии развитии.
Доклад полезен для работников школы, которые далеко не
всегда в полной мере информированы о деятельности учреждения.
Знакомство с докладом, а в идеале включение в процесс
его обсуждения важно для учащихся школы, позволяет им осознать себя активными и
равноправными участниками общественной жизни школы.
Литература
1.Бабанский Ю.К.
Педагогика. Под ред. Ю.К. Бабанского,«Просвещение».
Москва, 1983
2.Гальперин П.Я.
Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий.-
Исследования мышления в советской психологии.М., 1966// Введение в
психологию.М., 1976.
3.Давыдов В.В. Теория
развивающегося обучения.-М., 1966
4.Леонтьев А.Н.
Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977
5.Маркова А.К.
Формирование мотивации учения в школьном возрасте.
Пособие для учителя
М.:1981
6.Петровская Л.А.
Компетентность в общении. М.: Издательство МГУ,1989
7.Репкина Г.В.,Заика
Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности.- Томск, Пеленг,1993
8.Сластенин В.А.
Педагогика. Учебное пособие для студентов высших пед.уч. заведений- М.:
Издательский центр «Академия»,2002
9.Талызина Н.Ф.Управление
процессом усвоения знаний.- Издательство МГУ,1975
10.Третьяков П.И.,
Митин С.Н., Бояринцева Н.Н.Адаптивное управление педагогическими системами.
Академия, 2003
11.Усова А.В., Бобров
А.А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики.- М.:
Просвещение, 1988.-112с.
12.Шамова Т.И.,
Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе М.:
Центр «Педагогический поиск»,2011.
Аудит
качества реализации
управленческих
функций по управлению качеством
образования
в школе
Направления управленческой |
Измеряемые показатели |
Показатели качества |
Информационно-аналитическая |
1.Сбор информации 2.Содержание информации 3.Методы сбора информации 4.Учет и хранение 5.Технология обработки и |
1.Цели анализа адекватны 2.Содержание анализа не в 3.Методы сбора информации 4.Учет и хранение 5. Анализ педагогических |
Мотивационно-целевая |
1.Ориентация на весь 2.Формирование 3.Развитие инициативы, самостоятельности и |
1.Цели деятельности школы 2.Стратегические и 3. Наблюдается самостоятельности и |
Планово-прогностическая |
1.Работа школы, органов 2.Прогнозирование 3.Стратегические |
1.Наблюдается 2.Каждый план по форме и 3.Аналитическая часть 4.Все разделы каждого плана 5.В каждом плане отражены 6.Технология планирования |
Организационно-исполнительская |
1.Выбор и построение 2.Функционирование 3.Осуществляется на временно создаваемые и 4.Все организационные 5.Организационные структуры 6.При организации 7. Деятельностью всех |
1.Подбор, расстановка 2.Состав исполнителей 3.Расширение функций и 4.Отсутствует дублирование 5.определяется мера личной 6.Создаются все необходимые 7. Требуются обновления 8. Требуется разработка 8.1 Положение о системе 8.2 Положение о Регламенте 8.3 Положение о команде 9.Распределение и 10. Наблюдается перегрузка |
Контрольно-диагностическая |
1.Контроль отражает 2.Контроль ориентирован на целей школы и прогнозов ее 3.Механизмы контроля 4.Контроль является гибким, 5.Система контроля понятна 6.Затраты на контроль 7.Гласность измерений и |
1.Диагностика педагогических 2.Диагностика носит 3.Измерения, получаемые в 4.Педагогические диагнозы 5.Требуется разработка 6. Требуется создание в |
Коррекционно-регулятивная |
1.В системе внутришкольного 2.Система управления на |
Разработанность структурных |
6.Информирование общества о
достигнутых результатах школы
Образовательные учреждения финансируются
государством из бюджета, формируемого за счет налогоплательщиков. С этих
позиций предоставление открытой и объективной информации о состоянии и
результатах деятельности школы реализует ответственность руководителя за
эффективное использование полученных средств.
С другой стороны, государственное финансирование, не
обеспечивает в полной мере потребности школы, что ставит перед системой
образования задачу поиска дополнительных ресурсов. В этих условиях политика
«открытости» позволяет привлечь внимание общественности к проблемам
образования и обеспечить ее деятельное участие в их решении, в том числе через
инвестирование.
Наиболее эффективной формой информирования общества о
достигнутых результатах школы является ежегодный Доклад о состоянии и
результатах деятельности школы. Ежегодный Доклад позволяет сделать
образовательное учреждение более открытым для общественности. С одной
стороны, это даст возможность адекватнее оценить качество образовательных
услуг, предоставляемых школой, а с другой – выявить инвестиционную
привлекательность / непривлекательность различных образовательных проектов
школы.
Публикация ежегодных Докладов способствует решению
ряда стратегических и тактических задач управления школой:
— повышения открытости школы;
— вовлечения в диалог о направлениях развития
школы различных социальных и профессиональных групп;
— осуществление общественной экспертизы
принимаемых решений по развитию школы;
— повышение информированности общества о
целях, задачах и ожидаемых результатах проводимых в школе преобразований;
— удовлетворение информационных потребностей
различных групп пользователей (органов власти, педагогов, родителей, детей,
работодателей, СМИ);
— создание информационного обеспечения рынка
образовательных услуг.
Ежегодный Доклад школы – аналитическое издание,
содержащее комплексную характеристику актуального состояния образовательного
учреждения, содержания его деятельности за отчетный (годичный ) период и
динамики основных показателей развития. Ежегодный доклад школы получил название
Публичный. Публичность доклада выражается в обязательном представлении
общественности – родителям, социальным партнерам, представителям власти, всем
заинтересованным лицам: в виде отдельного издания, через СМИ, в сети Интернет.
Основное назначение Доклада школы:
— привлечение дополнительного социального
ресурса – ресурса доверия и поддержки (что позволит привлекать и
дополнительный материальный ресурс);
— повышение качества образования (за счет
учета требований потребителя);
— достижение договоренности с общественностью
относительно целей развития школы (механизм согласования);
— распределение ответственности за судьбу
ребенка между родителями и школой;
— повышение прозрачности правил и процедур,
регламентирующих уклад жизни школы;
— выработка и корректировка плана работы
школы на новый учебный год – программы изменений и развития;
— отчет о выполнении обязательств перед
общественностью, которые брала школа в текущем году.
Основными целевыми группами, для которых готовится
публичный Доклад, являются: родители, социальные партнеры, местная
общественность, учредитель, обучающиеся.
С помощью Доклада родители могут получить информацию
об образовательных услугах, предоставляемых школой, правилах и процедурах
приема, условиях обучения и укладе её жизни , а также об эффективности
использования бюджетных и внебюджетных средств.
Социальным партнерам школы Доклад позволит
конкретизировать область и задачи сотрудничества со школой, определить наиболее
важные потребности учреждения, осознать и определить свой вклад в развитие
учреждения.
Местной общественности Доклад дает представление об
активности школы в социуме, о достижениях школы и ее учащихся, приносящих
«славу» району и посёлку, а также раскрывает проблемы, требующие активного
участия общественности.
Для учредителя Доклад позволяет получить более
широкое представление о школе, чем то, которое формируется на основе
традиционных форм отчетности. Оценить не отдельные достижения или проблемы
школы, а эффективность реализации ею стратегии развитии.
Доклад полезен для работников школы, которые далеко не
всегда в полной мере информированы о деятельности учреждения.
Знакомство с докладом, а в идеале включение в процесс
его обсуждения важно для учащихся школы, позволяет им осознать себя активными и
равноправными участниками общественной жизни школы.
Литература
1.Бабанский Ю.К. Педагогика. Под
ред.Ю.К. Бабанского, «Просвещение». Москва, 1983
2. Гальперин П.Я. Психология мышления
и учения о поэтапном формировании умственных действий.- Исследование мышления в
советской психологии. М., 1966// Введение в психологию. М., 1976.
3.Давыдов В.В. Теория развивающего
обучения. М., 1966
4. Леонтьев А.Н. Деятельность.
Сознание. Личность. М.: Политиздат,1977
5. Маркова А.К. Формирование
мотивации учения в школьном возрасте. Пособие для учителя М.:1981
6.Петровская Л.А. Компетентность в
общении.М.: Издательство МГУ,1989
7. РепкинаГ.В., Заика Е.В. Оценка
уровня сформированности учебной деятельности.- Томск, Пеленг,1993
8. Сластенин В.А. Педагогика. Учебное
пособие для студентов высших пед. уч. заведений- М.: Издательский центр
«Академия»,2002
9. Талызина Н.Ф.Управление процессом
усвоения знаний.- Издательство МГУ,1975
10. Третьяков П.И., Митин С.Н.,
Бояринцева Н.Н. Адаптивное управление педагогическими системами. Академия,2003
11. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование
учебных умений и навыков учащихся на уроках физики.- М.:
Просвещение,1988.-112с.
12.Шамова Т.И., Давыденко Т.М.
Управление образовательным процессом в адаптивной школе М.: Центр
«Педагогический поиск», 2001.