Руководство по кендо

Искусство кендо: Руководство для начинающих по владению мечом

Кэндо, также известное как «путь меча», является традиционным японским боевым искусством, которое практиковалось на протяжении веков. Это дисциплина, которая делает упор на развитие ума, тела и духа, и ее часто называют «путем» или «образом жизни», а не спортом. Кендо — это захватывающее и динамичное боевое искусство, которое требует дисциплины, сосредоточенности и самоотверженности для овладения. В этом руководстве для начинающих мы рассмотрим основы кендо и то, что вам нужно знать, чтобы начать.

Истоки и философия кендо

Истоки кэндо можно проследить до феодального периода в Японии, когда от воинов-самураев ожидалось, что они будут искусно владеть мечом. Со временем кендо превратилось в способ развития своего характера и дисциплины, и это стало популярным занятием среди широких слоев населения.

По своей сути, кэндо основано на принципах Бусидо, которые являются кодексом поведения воинов-самураев. Философия кендо подчеркивает важность дисциплины, уважения и чести, как на тренировочной площадке, так и за ее пределами.

Оборудование

Кендо требует специального набора снаряжения, предназначенного для защиты практикующего и позволяющего ему проводить безопасные и эффективные тренировки. Основное оборудование включает в себя:

  • Синай: бамбуковый меч, который используется для нанесения ударов и парирования.
  • Bogu: Защитное снаряжение, включающее шлем, нагрудную защиту, перчатки и щитки для ног.
  • Униформа: Белая куртка и брюки, которые надеваются во время тренировок и соревнований.
  • Тара: Пояс, обеспечивающий дополнительную защиту бедер и нижней части спины.

Методы

Кендо включает в себя множество техник, которые предназначены для нанесения ударов синаем противника и парирования их. Основные методы включают в себя:

  1. Мужчины: Удар в верхнюю часть головы.
  2. Котэ: Удар в запястье.
  3. Выполнение: Удар в боковую часть тела.
  4. Цуки: Удар в горло.

Для эффективного выполнения этих техник требуется правильная работа ног, поза и выбор времени.

Тренировки и соревнования по кендо

Обучение кендо обычно начинается с акцента на базовые техники и работу ног. По мере продвижения практикующий будет осваивать более продвинутые техники и участвовать в спаррингах с другими практикующими.

Соревнования по кендо делятся на различные уровни, в зависимости от опыта и уровня мастерства практикующего. Матчи обычно длятся три минуты и засчитываются в зависимости от количества ударов и качества техники.

Блок вопросов и ответов:

Вопрос: Является ли кендо опасным боевым искусством?
Ответ: Кендо может быть опасным, если не будут приняты надлежащие меры предосторожности. Однако при правильном снаряжении и подготовке это безопасное и эффективное боевое искусство.

Вопрос: Нужно ли мне быть в хорошей физической форме, чтобы заниматься кендо?
Ответ: Кендо может быть требовательным к физической подготовке, но в нем могут участвовать практикующие любого возраста и уровня физической подготовки.

Вопрос: Могу ли я заниматься кендо, если я никогда раньше не занимался боевыми искусствами?
Ответ: Да, кендо доступно новичкам, не имеющим предварительного опыта в боевых искусствах.

Вопрос: Кендо практикуется только в Японии?
Ответ: Кендо практикуется по всему миру, регулярно проводятся международные соревнования.

Япония дала жизнь многим видам боевых искусств, ныне пользующихся мировой популярностью. Кэндо – одно из них. Оно представляет собой современное искусство фехтования, основанное на древних самурайских традициях. С японского это название переводится «путь меча». Для японцев кэндо – это не только спорт, но и система воспитания, закаливания характера, основанная на древних самурайских традициях.

История единоборства кэндо

История этого боевого искусства уходит в глубокое прошлое Страны восходящего солнца. Японские самураи – воины, известные своим мужеством и искусным владением оружием. Умение обращаться с мечом было для самураев одним из самых значимых навыков, ведь меч – это символ самурая, его обязательный атрибут, «душа воина».

С раннего детства будущего воина начинали обучать искусству владения холодным оружием. Занятия кэндо тренировали силу и закаляли дух. Они проводились на улице в любую погоду и имели целью подготовить юного воина к сражениям на боевых мечах. Мастерство определяли по количеству взмахов меча. В идеале это должен быть единственный смертельный взмах, «быстрый как полет ласточки».

Тренировки воинов включали не только физические упражнения, но тренировку дыхания, силы духа, координацию внимания. Обязательной была медитация, позаимствованная из буддизма, которая помогала собраться и сконцентрироваться перед предстоящим поединком. Главное для кэндоиста – хладнокровие и бесстрастность. Большое значение для успешного боя имеет правильное дыхание. Оно должно быть ровным и глубоким, особенно в момент нанесения удара. По этой причине наступление на противника и нанесение удара сопровождалось громким и резким выкриком – он помогает на мгновение задержать дыхание.

В XVI-м столетии в Японии появилось огнестрельное оружие. В связи с этим кэндо как военное искусство стало утрачивать свою роль, однако его популярность не ослабела. Стали развиваться различные школы и техники. С начала XVII-го века у бойцов кэндо появились защитные приспособления: шлем, перчатки, нагрудник, а боевой металлический меч был заменен бамбуковым, который не мог нанести тяжких увечий.

Предшественниками кэндо принято считать три основные школы, которые позаимствовали многие идеи из буддистского направления Дзен:

  • Итто-рю – «школа одного меча», где приоритет отдавался единственному главному удару;
  • Муто-рю – тренировка, в первую очередь, воли воина и учение, что «меча извне не существует»;
  • Мунэнмусо-Рю – «истинная школа одного меча без лезвия», где учили фехтованию «не раздумывая», рефлексивно.

В 1868 году Кэндо был признан в Японии официальным видом спорта. Его стали изучать в учебных заведениях, появились специальные клубы, в которых преподавали науку Кэндо. Первый всеяпонский чемпионат на кубок императора состоялся в 1929 году. Однако после поражения Японии во Второй мировой войне (в 1945 году) кэндо оказался под запретом.

В ту пору этот вид спорта был признан вредоносным и разжигающим японский национализм. Запрет продержался до 1950 года, когда появилась Всеяпонская Федерация Кэндо. На современном этапе кэндо – одна из популярнейших национальных спортивных дисциплин в Японии. Кроме того, кэндо получило распространение и в других странах, в том числе в России, а в 1970 году была создана Международная Федерация Кэндо.

Философия кэндо

Для единоборства Кэндо главное – здоровый дух, моральная сила, уравновешенность. Именно эти качества воспитывают в своих учениках сэнсэи – учителя. Термин «Кэндо» обозначается двумя иероглифами: «кэн» – меч и «до» – путь, означающий духовное совершенствование. Главное для кэндоиста – добиться победы над самим собой, над своими страхами и недостатками, достичь внутреннего спокойствия и равновесия. Именно для этого кэндоист пробивает себе дорогу с мечом в руках. Кэн – это инструмент защиты, а не нападения или убийства – об этом говорит философия Кэндо. На ее формирование существенное влияние оказал кодекс самураев Бусидо, который также определяет приоритеты справедливости, духовной чистоты, самоотверженности, чести.

Цели единоборства кэндо

Цели боевого искусства были сформулированы Японской федерацией кэндо в 1975 году. Они включали развитие тела и разума, формирование нравственных и этических качеств, укрепление духа и устремленности к самосовершенствованию. В них, несомненно, нашли отражение древние традиции японских воинов-самураев.

Экипировка

Одежда кэндоиста состоит из кэндоги – куртки и штанов, и хакамы – широких штанов-юбки темно-синего или белого цвета.

Защитное снаряжение (Богу) включает определенные элементы. Шлем с решеткой защищает голову (Мэн), лицо – жесткие накладки из кожи (Цуки-дарэ). Руки защищают длинные и плотные тканевые перчатки – Котэ. Также в защитную амуницию входит нагрудник – До, и Тарэ – пять вертикальных полос из плотной ткани, закрывающих область талии и паха. Голова фехтовальщика оборачивается хлопковым полотенцем (Тэнугуи), которое позволяет шлему сидеть на голове комфортно и впитывает пот.

Синай – бамбуковый меч – состоит из четырех планок, изготовленных из бамбука или заменяющего его синтетического материала, скрепленных кожаными фитингами. Длина и вес синая зависят от характеристик бойца. Так, детский синай (для детей до 15 лет) имеет длину 114 см и вес не более 400 гр; женский – 117 см и 400 гр; мужской может иметь до 120 см в длину и не более 500 гр веса. Существуют и короткие мечи, длина которых не менее 62 см и вес от 280 гр.

Цуба (гарда) должна быть округлой формы. Она производится из натуральной кожи или искусственного материала, и имеет диаметр не больше 9 см. Цуба крепится к Синаю с помощью специальной резинки – Цуба-домэ.

Кэндо ката

Очень значимый раздел кэндо – выполнение упражнений без защитного снаряжения. В таких тренировках участвуют учитель, который наносит первый удар, и ученик – его удар последний. Ката позволяет ученикам освоить правильные удары и уколы, направление атаки, положение тела во время боя, совершенствовать моральные качества.

Правила

Все соревнования в этом виде спорта проводятся на основании правил, установленных Международной Федерацией Кэндо (IKF), которая была создана в 1970 году.

Для поединка оборудуется «Сиаидзе» – прямоугольная или квадратная площадка со сторонами 9-11 метров. Она разделяется на две части, помеченные белым и красным цветами. Центр этой территории обозначается крестом. Участники состязаний закрепляют на спине красную или белую ленточки («Меджируси»), соответствующие стороне площадки, с которой они выходят. У находящихся на площадке судей имеется в руках красный и белый флажок.

По периметру выделяется полутораметровая свободная зона. Все обозначающие линии наносятся белой краской и имеют ширину 5-10 сантиметров.

В судейскую коллегию входят: главный судья соревнований, главный судья площадки, старший судья (он непосредственно контролирует ход всего сражения), судья-секретарь. Судейство каждого поединка осуществляют три судьи, которые фиксируют удары, поднимая над головой флажки соответствующего цвета. Также при проведении любых состязаний обязательно присутствие медиков.

Порядок допуска к соревнованиям

В Положении о соревнованиях прописываются все детали, которые обязательно должны учитываться: квалификация и возраст спортсменов, перечень предоставляемых документов и иные условия.

Для участия в состязаниях среди юношей или девушек кэндоисту должно исполниться одиннадцать лет. С пятнадцати лет спортсмены получают право на участие в схватках старших юниоров, а с восемнадцати – во взрослых поединках.

Претендующие на участие организации подают заявки в организационный комитет в соответствии с установленной формой. Все участники проходят регистрацию и медицинскую комиссию. Также для этого вида спорта обязательным является страхование спортсменов от несчастного случая во время соревнований.

Перед началом состязаний у всех спортсменов проверяется личное оружие («Синай») на его годность к применению в поединках («Синай-чек»). В случае обнаружения нарушений оружие может быть не допущено к соревнованиям. На одежде каждого участника должна присутствовать нашивка с указанием имени бойца («Нафуду»). На ней также обозначается клуб или страна, за которую выступает соревнующийся.

До начала сражения на кэндоистов надевают белую или красную ленточки, которые обозначают зону площадки. Комиссия по допуску составляет протокол, в котором фиксируются все допущенные и не допущенные спортсмены. Если случаются разногласия между руководством команд и Комиссией по допуску, решение о допуске остается за Главным судьей соревнований.

Порядок ведения поединка

До начала боя участники приветствуют друг друга поклоном, совершают три шага вперед и занимают позу готовности к поединку. Схватка начинается командой судьи «Хаджимэ» и прекращается его командой «Ямэ».

Бой длится четыре-пять минут. Все это время соперники обрушивают друг на друга колющие или режущие удары оружием. Для победы необходимо кончиком меча дважды попасть по определенным местам снаряжения противника. Это может быть маска, перчатки или нагрудник.

Счет ведется до трех очков (это соответствует правилу «Санбон-себу»). Однако если время боя истекло, а необходимое количество очков не набрано, победу присуждают спортсмену, получившему даже одно очко (в соответствии с правилом «Иппон-себу»). Поединок может быть продлен еще на минуту или три (добавочное время – «Энче»), если за отведенные минуты никто из соперников не получил хотя бы одно очко. При этом побеждает боец, первым получивший очко. Если это не произошло, то победитель определяется по решению судей (правило «Хантей») или присуждается ничья («Хикиваке»).

Бой может быть прерван, если:

  • последовало оскорбление противника или члена жюри;
  • один из соперников толкнул второго, сделал подножку или умышленно ударил в незащищенные участки тела;
  • один из спортсменов потерял оружие;
  • бой принимает опасный характер или выходит из-под контроля.

Если один из соперников получил удар или укол до команды «Ямэ», то он засчитывается.

Также категорически не разрешается спорить с членами судейской коллегии. Главный судья может сделать замечание, если участники боя намеренно тянут время.

Принципы проведения соревнований

В Кэндо существуют две системы соревнований:

  • олимпийская, при которой участник покидает соревнование после одного или двух поражений;
  • круговая – предусматривает, что каждый участник должен встретиться в бою со всеми другими бойцами, участвующими в соревновании.

В Положении и Регламенте, которые разрабатываются для проведения каждого соревнования, фиксируется, какая из систем будет применяться. Во время проведения соревнований обязательно разделение всех участвующих спортсменов на группы в соответствии с возрастом и полом.

Предусмотрено проведение индивидуальных и командных соревнований по категориям: юноши и девушки с 11 до 14 лет, юниоры до 17 лет и взрослые старше 18 лет.

Также во время соревнований предусмотрено проведение неофициального командного зачета.

Правила проведения соревнований по кэндо в РФ установлены Приказом Министерства спорта России «Об утверждении правил вида спорта «Кэндо». Этот Приказ основывается на правилах Всемирной Федерации Кэндо, которые должны неукоснительно соблюдаться участниками соревнований, тренерами, судьями и всеми официальными лицами, которые имеют отношение к организации и проведению состязаний.

Кроме того, соревнования проводятся в соответствии с Всероссийским реестром видов спорта и в возрастных категориях в соответствии с Единой всероссийской спортивной классификацией.

Апелляции в кэндо

Процесс предъявления протестов («Иги») и принятия решений по ним осуществляется в соответствии с Регламентом, который разработала Всемирная Федерация Кэндо (FIK). Решение, которое принимает судья, в процессе боя, оспорить нельзя. Исключения составляют ситуации, если в процессе поединка судья не соблюдает установки, предписанные Правилами. Такой протест рассматривается сразу. Иги выносит представитель команды, который располагается в установленном месте у сиай-дзе. У представителя имеется флажок, который он должен поднять. Сделать это он может до завершения боя. В таком случае решение, которое принял судья, приостанавливается, и иги рассматривается незамедлительно.

При этом:

  • старшим судьей приостанавливается поединок;
  • судейская коллегия анализирует содержание протеста в процессе совещания («Гоги»);
  • после этого решение судейской коллегии объявляется представителю команды, который подал протест;
  • по окончании этой процедуры старший судья дает сигнал к продолжению поединка.

Если судейская коллегия не выработала единого мнения или сомневается в правильности своего решения, она имеет право подключить к принятию решения главного судью соревнований. Может случиться так, что нарушен регламент или Положение соревнований. В таком случае следует ходатайство о решении данной проблемы в адрес главного судьи соревнований.

Разряды

В японских боевых искусствах существует система разрядов – «Дан». Дан является степенью мастера, в отличие от ученических разрядов – «Кю».

В кэндо все спортсмены должны быть аттестованы, соответственно, они экзаменуются по Ката и на знание основных технических действий.

Принята следующая система оценки экзаменующихся:

  • начальными степенями являются с 6-го по 1-й кю;
  • степени мастеров – с 1-го по 10-й дан.

У взрослых экзамены начинаются с 4-го кю, а у детей – с 6-го.

Между экзаменами на кю должно пройти не менее трех месяцев. Необходимо отметить, что в кэндо для получения данов не существует ограничений по возрасту и другим критериям, главное – мастерство, которое достигается годами упорных тренировок духа и тела.

Существуют и официальные почетные титулы:

  • рэнси – помощник учителя. Этот титул получают мастера с 1 по 6 дан;
  • кеси – учитель;
  • хан-си – высший титул. Его может получить супермастер, сумевший достигнуть 8 -10 дана.

Традиции присвоения разрядов сложились в Японии еще в древности.

Согласно Правилам, установленным Российской Федерацией Кэндо, спортсмены в этом виде спорта получают спортивные разряды от юношеских (с третьего по первый) до Мастера спорта России Международного класса. Для получения разряда кэндоист должен участвовать в официальных соревнованиях и чемпионатах, и при этом выполнять нормативы, которые зафиксированы в Приказе Министерства спорта России.

Федерации Кэндо

Международная федерация кэндо (аббревиатуры: англ. FIK, рус. МФК) объединяет национальные и региональные ассоциации кэндо, основана в 1970 году. Основная задача – популяризация и развитие вида спорта. МФК объединяет свыше 50 участников. Каждые три года FIK проводит чемпионаты мира по кэндо.

С 1974 года существует Европейская федерация кэндо (EKF), членами которой являются практически все национальные федерации европейских государств. В1998 году была зарегистрирована Русская Федерация Кэндо.

Развитие Кэндо в России

Впервые соревнования по японскому фехтованию в Советском союзе прошли в 1964 году в Московском государственном университете. Однако после этого на долгие годы кэндо в СССР оказалось под запретом. Считалось, что оно не соответствует идеологии и принципам советского человека. Только в 1989 году была зарегистрирована первая официальная организация – Московский клуб кэндо (МКД). Его организатором и руководителем был преподаватель МГУ В.А. Янушевский.

С этого события и начинается история развития японского единоборства в нашей стране. В 1990 году МКД вошел в международное сообщество кэндоистов. Было установлено взаимодействие с FIK – международной федерацией. В 1993 году МКД был переименован в Московскую ассоциацию кэндо, президентом которой стал Н.П. Яковлев. 1997 год – время создания Русской федерации кэндо (РФК).

Важным событием для российских кэндоистов стал визит в нашу страну в 1998 году Рютарю Хасимото – экс-премьер министра Японии и мастера по кэндо. Он провел с российскими спортсменами занятия и преподнес кубок «Мирное сердце». Этот кубок стал переходящей наградой на Чемпионате России в соревнованиях среди команд. В настоящее время он находится в Приморской краевой федерации кэндо. В том же году РФ вошла в Европейскую Федерацию Кэндо и впервые прошел чемпионат России. С 2008 года РФК стала именоваться «Российская федерация кэндо, иайдо, дзедо» (РФКИД).

Сейчас Кэндо – популярный в нашей стране вид спорта. Регулярно проводятся чемпионаты и соревнования как на общероссийском уровне, так и на уровне регионов. Также российские спортсмены активно принимают участие в международных ивентах. Федерация кэндо в России включает региональные отделения со всей страны. В 2013 г. Министерство спорта Российской Федерации официально признало кэндо и включило его во Всероссийский реестр видов спорта. РФКИД входит в Федерацию фехтования наряду с фехтованием на рапирах и шпагах. Выступая на соревнованиях по кэндо, спортсмены получают разряды и звания по фехтованию. Например, «Мастер спорта России по фехтованию».

Книги для обучения

На современном этапе в нашей стране издано довольно много книг для любителей этого вида спорта. Из них выделим:

  • «Кэндо: Полное руководство». Автор – Хироси Одзава, М., 2000.

Это, пожалуй, первая книга на русском языке, которая дает самую подробную информацию о кэндо, включая его историю, анализ основных техник, необходимое снаряжение. Эта книга будет полезна тем, кто делает в кэндо первые шаги.

  • «Кэндо – путь к мужеству и благородству», Савилов В.А., М., 1992.

Автор этого издания – вице-президент Московской ассоциации кэндо. Он знакомит читателя с японским единоборством, с основами его техники и историей; погружает в философию кэндо. Автор в доступной форме доносит до читателя суть и содержание этого древнего искусства фехтования.

  • Кэндо – путь меча», Масатоши Итиро,1993.

Это методическое пособие по изучению восточных боевых искусств. Книга рассказывает не только о кэндо, но и о других восточных единоборствах.

В завершение следует отметить возрастающую роль восточных единоборств. В современном мире они приобретают все большую популярность. Кэндо дает возможность не только приобщиться к уникальному спорту, но и погрузиться в таинство древней японской истории и философии. Японцы трепетно, с большим уважением относятся к этому виду единоборства и надеются, что в будущем кэндо войдет в программу Олимпийских игр.

Кендо гид

Руководство по кендо

Кендо гид, гайд, ну или руководство, полное руководство по Кендо. В удобном (надеемся) для понимания формате. Которое мы будем постоянно пополнять.

Мы используем cookie файлы на нашем сайте чтобы повысить удобство использования сайта для вас, записывая ваши предпочтения и повторные посещения. Нажимая “Принять все”, вы соглашаетесь с использованием cookie файлов.

Текущая страница: 3 (всего у книги 3 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Глава 4
Основы кэндо

Искусство кэндо состоит из стоек, передвижений, приемов атаки и приемов защиты.

Камаэ – стойки с мечом

В кэндо существует пять основных камаэ.

Тюдан-но-камаэ (камаэ среднего уровня) – состоит в держании оружия вдоль средней линии туловища. Тюдан-но-камаэ – основная стойка в кэндо. Ею следует овладеть в первую очередь. Она одинаково подходит и для защиты и для нападения. Из нее очень удобно передвигаться, и в нее кэндоист возвращается после каждого действия. Все кэндо начинается именно с этой стойки. Острие меча направлено в точку цуки. Нажимают на оружие тремя пальцами. Большой и указательный лишь слегка касаются рукоятки. Вес тела распределен равномерно на обе ступни, находящиеся в 50 см одна от другой, причем пятка левой стопы приподнята приблизительно на 2–4 см над полом (рис. 13).

Рис. 13. Положение стоп в тюдан-но-камаэ

Рис. 14. Положение рук в позиции тюдан-но-камаэ

Дзедан-но-камаэ (рис. 15) – меч держат над головой. Данная стойка исключительно атакующая, принимать ее надо с чувством уверенности и стремлением подавить волю противника, не допуская ни малейшего колебания в своих силах. Левая рука держит оружие сильнее, правая легче и с большим ощущением. Правая ступня сзади, на нее приходится 55 % веса тела.

Рис. 15

Гэдан-но-камаэ (рис. 16) – стойка в которой меч держат опущенным вниз. Данная камаэ – исключительно оборонительная. Кончик меча колеблется в пределах 20 см от пола. Левая ладонь сильно сжимает рукоятку, правая слегка поддерживает оружие ниже гарды.

Рис. 16

Хассо-но-камаэ (рис. 17) – стойка, при которой меч держится вертикально с правой стороны головы. Эта стойка воздерживающаяся. Приняв ее, обычно наблюдают за действиями противника.

Рис. 17

Вакикамаэ (рис. 18) – стойка, при которой меч держится с правой стороны тела, конец его обращен назад, а лезвие не видно противнику. Вакикамаэ подходит для любых действий.

Рис. 18

Окури-аси

Окури-аси – это основной способ передвижения в кэндо, при котором движение вперед и отступление назад совершается всегда с правой ноги, а левая подтягивается вслед за правой. Можно перемещаться этой походкой вперед-назад, вправо-влево, вправо-вперед и влево-вперед, а также вправо-назад и влево-назад. Движения от начала и до конца выполняются на одном дыхании и делается серия шагов без остановок.

Существуют также способы передвижения такие как аюми-аси, цуги-аси, хираки-аси.

Рис. 19

Рис. 20

Движения мечом – субури

Дзегэ субури

Из стойки тюдан-но-камаэ делаем большой замах мечом, как показано на рисунке, и, не останавливая меч, опускаем его до тех пор, пока локти обеих рук не выпрямятся, а левый кулак практичеки не коснется нижней части живота. В момент опускания рук необходимо сделать выжимающе движение кистями внутрь. Это упражнение повторяется до полной усталости. При замахе и в начале опускания меча тело и руки находятся в расслабленном состоянии, а в конце движения следует выдох и напряжение. Меч должен двигаться по прямой линии, не отклоняясь ни вправо, ни влево. Это упражнение можно делать и в стойке и в движении.

Рис. 21

Рис. 22

Рис. 23

Нанамэ сабури

Из стойки тюдан-но-камаэ делается большой замах и опускается меч вниз под углом 45 градусов влево, затем вправо. Упражнение делать без перерыва. Между замахом и ударом не должно быть паузы, кисти рук делают выжимающее движение внутрь, как в предыдущем упражнении. По мере увеличения вашего мастерства, нужно увеличивать силу и скорость удара и сочетать его с передвижениями.

Рис. 24

Основные удары в кэндо

В кэндо различают следующие основные удары.

Семэн-ути

Из стойки тюдан-но-камаэ делают замах мечом до тех пор, пока из-под левого кулака не покажется голова противника. Затем делая шаг вперед с правой ноги и выпрямляя руки, наносим удар прямо в центр головы (рис. 25).

При этом обратите особое внимание на следующее:

– оба кулака должны проходить по центральной линии тела;

– плечи при ударе не должны быть напряжены;

– спину следует держать прямо, не наклоняя корпус;

– замах и нанесение удара выполняется неразрывно одним движением;

– при выпаде не следует сильно поднимать правую ногу, а левую быстро подтягивать к правой;

– не забывать о выжимающем движении кистями рук.

Рис. 25

Рис. 26

Саюмэн-ути

Этот удар выполняется также, как и предыдущий, с той лишь разницей, что меч при ударе опускается не прямо, а справа либо слева под утлом примерно 45 градусов. Удар выполняется с равномерным вложением силы в обе руки. Левая рука опускается по центру тела.

Рис. 27

Котэ-ути

Находясь в стойке тюдан-но-камаэ, с правой ноги делаем выпад и бьем мечом по перчатке – котэ. Замах делаем до тех пор, пока из-под своих рук не увидим перчатку противника. Меч при ударе опускается прямо вдоль меча соперника. При ударе выпрямляем обе руки и следим за тем, чтобы спина не оставалась сзади, а шла вперед вместе с руками. Корпус при ударе держать прямо.

1

2

3

4

До-ути

Делаем взмах мечом, пока из-под рук не увидим соперника. Затем, делая выпад правой ногой вперед, наносим удар справа, либо слева, как показано на рисунке. Спину держим прямо и не забываем о выжимающем движении кистями.

Рис. 28

Цуки

С правой ноги делаем выпад и, выполняя выжимающее движение, выпрямляем обе руки нанося колющий удар в горло противника. Очень важно делать толчок не только руками, но вкладывать в удар силу всего тела.

Рис. 29

Кирикаэси – серия ударов.

Одним из важных упражнений в кэндо является нанесение серии ударов. Оно позволяет использовать на тренировке весь комплекс основной техники. Один из вариантов кирикаэси представлен ниже. В кирикаэси один из бойцов выступает сначала как нападающий, а затем, как защищающийся.

Из стойки тюдан-но-камаэ атакующий наносит серию ударов. Обороняющийся, в свою очередь, отходит, принимая удары.

Серия повторяется несколько раз, затем кэндоисты меняются ролями. Можно применять серии, состоящие из различных ударов, используя свои варианты.

1

2

3

4

Сикакэ-вадза – приемы атаки

Хараи-вадза (сметающий меч) – прием, при котором меч противника отбивается в сторону – влево или вправо. При этом нарушается стойка соперника и открывается для удара одна из частей тела. Одновременно с отбиванием меча наносится один из основных ударов, описанных выше.

Рис. 30

1

2

3

4

Хараи-мэн

Из стойки тюдан-но-камаэ, выдвигая вперед правую ногу, отбиваем меч противника влево либо вправо-вверх, и, делая выпад, наносим удар котэ-ути. Особенно эффективен для отбивания тот момент, когда соперник собирается нападать либо отступать. Между отбиванием и движением вперед не должно быть паузы, эти движения сливаются и делаются на одном выдохе. Одновременно с движением вперед наносится удар.

Аналогично проводится прием хараи с ударом семэн-ути, саюмэн-ути, до-ути и цуки.

Рис. 31

1

2

3

4

Дэбана-вадза – один из главных приемов кэндо, при котором вы, уловив момент, когда противник собирается вас остановить, делаете выпад и, упреждая его действия, наносите удар. Для выполнения этого приема необходимо постоянно следить за действиями соперника, мгновенно реагировать и наносить удар.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Нидан-вадза (двойной удар) – прием, при котором ваш первый удар не достиг цели, но вы мгновенно находите еще одну цель и наносите туда второй удар. Варианты ударов могут быть различны, главное, чтобы не было паузы между ударами, они должны совершаться мгновенно, на одном выдохе.

Хики-вадза – прием, при котором вы находитесь вплотную к сопернику и, отступая назад, влево либо вправо – наносите удар.

Рис. 33

1

2

3

4

1

2

3

4

Хики-мэн. В момент сближения с противником, увидев подходящий момент, отскакиваете назад и бьете удар до-ути либо отступаете влево или вправо и бьете удар саюмэн-ути.

1

2

3

4

Если вы касаетесь с противником рукоятками мечей, то резко нажмиете на его меч сверху своим мечом и, отскакивая от него бейте в голову. Очень важно следить за расстоянием между собой и противником и всегда находиться лицом к нему, а не боком. Удар должен быть коротким. Помните о выжимающем движении кистями.

Существуют также и другие методы атаки. Вы должны помнить, что атаковать лучше всего, когда:

– соперник открыл свою стойку;

– соперник собирается атаковать;

– делает вдох;

– вы уклонились от атаки противника;

– соперник закончил какой-либо прием;

– соперник потерял равновесие.

Одзи-вадза – приемы защиты

Приемы защиты заключаются в нейтрализации атаки противника и нанесении ответного удара. Ниже мы рассмотрим несколько видов защитных приемов.

Суриагэ-вадза

Противник начинает атаку и его меч отбивается вправо либо влево-вверх. После нейтрализации удара наносите ответный удар в какое-либо открывшееся место.

Рис. 34

1

2

3

Мэн-суриагэ-мэн

Противник атакует вас ударом семэн-ути. Вы отступаете с левой ноги и отбиваете меч противника вправо либо влево-вверх. Затем делаете выпад с правой ноги и наносите ответный удар в голову.

1

2

Ути-отоси-вадза

Атакующий меч противника сбивается вниз и после этого наносите ответный удар.

1

2

До-ути-отоси-мэн

Соперник атакует ваш корпус справа. Отходя левой ногой немного влево-назад, поворачиваем корпус вправо и сбиваем меч противника вправо-вниз. После этого мгновенно делаем выпад правой ногой и наносим удар семэн-ути. Важно сбить меч противника в тот момент, когда его руки выпрямляются.

1

2

3

4

5

Нуки-вадза

Это прием, при котором вы уворачиваетесь от удара противника и наносите ему свой удар.

Рис. 35

1

2

3

4

Приложение
Совершенствование техники кэндо с партнером

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

В кендо все техники можно грубо разделить на два типа: сикаке-вадза и одзи-вадза [прим. пер. — в переводе с японского «вадза» означает «техника»].

ТЕХНИКИ

Сикаке-вадза [атаки]:

  • Рензоку-вадза;
  • Хараи-вадза;
  • Дебана-вадза;
  • Хики-вадза;
  • Кацуги-вадза;
  • Маки-вадза.

Одзи-вадза [контратаки]:

  • Нуки-вадза;
  • Суриаге-вадза;
  • Каеши-вадза;
  • Учиотоши-вадза.

Сикаке-вадза означает «техники, которые инициируются атакующим».Одзи-вадза означает «техники, которые выполняются против противника в качестве контратаки». В сущности, в сикаке-вадза Вы тот человек, который начинает атаку. А в одзи-вадза первым удар начинает наносить ваш противник, а Вы реагируете на его атаку.

СИКАКЕ-ВАДЗА

Согласно вышеприведённому списку, в сикаке-вадза входит шесть техник. Я не рассматривал здесь простые удары, такие как мен, коте, до и цки.

В сикаке-вадза среди прочих есть дебана-вадза. Я всегда думал, что эта техника должна относится не к сикаке, а к одзи-вадза, потому что здесь вы реагируете на атаку противника. Тем не менее, согласно разъяснениям Всеяпонской федерации кендо, дебана-вадза является частью сикаке-вадза.

Рензоку-вадза

Означает «непрерывные атаки». Примером одной из непрерывных атак, которые часто используют все кенси, является коте-мен. Если вы непрерывно наносите удары по двум целям, мы называем это «ни-дан-вадза». Если вы непрерывно наносите удары по трем целям, например, коте-мен-до, это называется«сан-дан-вадза».

Почему мы наносим удары непрерывно?

  • У нас не получается первый/второй удар.
  • Первый и/или второй удар — это уловка.

Я не хочу думать, что первый и/или второй удар этой серии непрерывных ударов является уловкой. Уловка предназначена обмана противника. Мы же должны сражаться честно и достойно. Это золотое правило кендо.

Кенси должен полностью выполнять свою атаку, так, чтобы эта атака могла стать валидным ударом. В то же время вы знаете, что противник будет реагировать на первый удар (предугадываете это), поэтому наносите еще удар.

Все удары должны быть выполнены полностью в непрерывной серии ударов.

Хараи-вадза

В хараи-вадза необходимо сбить своим синаем синай противника вверх или вниз. Это широко используется для того, чтобы открыть зону противника и нанести удар. Хараи-мен и хараи-коте — довольно полпулярные в кендо техники.

Дебана-вадза

В дебана-вадза удар мен или коте наносится в тот момент, когда кенши чувствует, что противник собирается выполнить свою атаку. Дебана означает «вот-вот случится/начнется». Дебана-мен и дебана-коте — наиболее широкоиспользуемые в кендо техники.

Хики-вадза

В хики-вадза удар хики-мен, хики-коте или хики-до наносится из положения цубазериай. Хики здесь означает «движущийся назад».

Кацуги-вадза

Эта техника чаще всего используется для того, чтобы застать противника врасплох. Иногда бывает так, что все техники уже перепробованны, но найти открытые зоны так и не получается, что бы вы ни делали. Тогда приходит время для кацуги-вадза.

Кацуги — это существительное от «кацугу», что означает «нести на плече». Так, в кацуги-вадза синай подносится к своему левому плечу, вместо того, чтобы поднять его над головой, и следом наносится коте, мен или до.

Маки-вадза

В маки-вадза синай противника подцепляется своим синаем и выворачивается вверх или вниз.

Если техника выполнена с правильным таймингом и правильным количсетвом силы, то синай вылетит из рук противника.

ОДЗИ-ВАДЗА

Одзи-вадза — это по-сути контратакующие техники — реакция на атаку противника.

Однако, даже не смотря на то, что Вы реагируете и контратакуете своего противника, Вы не должны находиться в состоянии «отступления». Перед тем, как выполнить одзи-вадза, кенши уже должен выиграть игру на уровне ки, еще до того, как произойдет сам удар. Иначе говоря, Вы должны заставить оппонента ударить именно так, как Вам нужно.

Нуки-вадза

Нуки-вадза можно наблюдать в кендо ката иппон-ме (мен-нуки-мен), ката нихон-ме (коте-нуки-мен) и ката нанахон-ме (мен-нуки-до). Избежать удара в мен или коте можно, подняв руки вверх (как в ката иппон-ме) или опустив вниз (как в ката нихон-ме).

Ката нанахон-ме выполняется с уходом от удара мен с помощью просто перемещения вправо, одновременно наносится удар до. Мен-нуки-до также представлен в Бокуто ниёру кендо кихон ваза кейко-хо (кихон #5).

Суриаге-вадза

Суриаге-вадза можно наблюдать в ката гохон-ме (мен-суриаге-мен) и ката роппон-ме (коте-суриаге-коте). Суриаге может быть выполнена либо как омоте (левой стороной синая), либо ура (правой стороной синая).

Мен-суриаге-мен и коте-суриаге-коте — простые и часто используемые в кендо техники.

Каеси-вадза

Каеси-вадза можно наблюдать в ката ёнхон-ме (цки-каеси-мен). В каеси-вадза запястья поворачиваются (поворачивая синай вокруг синая противника), чтобы нанести удар (обычно с противоположной началу движения стороны). В кендо наиболее часто используется мен-каеси-до. Некоторые кенси хороши в коте-каеси-мен.

Учиотоси-вадза

Одни говорят, что это то же самое, что и кириотоси, другие с этим не согласны. Кириотоси — это предельная техника итто-рю. Мен-кириотоси-мен считается самой сложной техникой.

Эта техника похожа на ай-мен (оба бьют мен), но Ваш меч должен разрубить противника раньше, чем его меч вас. То бишь это похоже на удары мен в ката ёнхон-ме, где и учитачи, и ситачи бьют мен. Затем, если кто-то использует кириотоси в подобной ситуации, то сможет разрубить оппонента (это выполняется в одно движение).

В то же время учиотоси — это два движения. В учиотоси синай оппонента сбивается сверху вниз во время движения к цели и затем наносится удар. Учиотоси означает «сбивать».

Таким образом, в кихон #9 в бокуто ниёру кендо кихон ваза кейко-хо кенси сбивает сверху вниз удар до, который наносит мотодачи, и затем наносится удар мен.

Учиотоси-вадза очень редко встречается в современном кендо, потому что обычно используемые удары слишком быстры и малы, чтобы можно было выполнить эту технику правильно.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Запаковать коробку в подарочную бумагу своими руками пошаговая инструкция
  • Pest reject pro инструкция на русском как пользоваться
  • Хатбер м руководство
  • Руководство по стоматологии практическое пособие
  • Лего ниндзяго замок проклятого императора инструкция по сборке