+ 71 417
items in the last day
Search results
AuctionFixed PriceNewSecondhandFeaturedBids from dollarCharitableHave bidsEndingEconomical deliveryFrom watch listFavorite SectionsFavorite SellersExcluding reposted itemsNo featured prioritySince last visitToday3 daysавиационный знакавиацияавиация сссралюминийаэрофлотгражданская авиациязначки сссрзначок сссристорияистория авиацииколлекционированиеколлекциянагрудный знакоригиналпамятный знаксамолетсамолётсамолетысссртехникатранспортфалеристикаякяк-40яковлев
Items
Руководство по летной эксплуатации самолета ЯК-52 РЛЭ
₽900
Moscow
Pickup
New or secondhand:
New
ДШБ1382
Самолет ЯК-130 Аэродинамика и конструкция техническое описание 2015
₽5,500
Saint-Petersburg
₽300
New or secondhand:
New
самоход232
Руководство по летной эксплуатации самолет Як-40 Гражданская авиация СССР
₽3,500
Samara
₽400
Ладья63736
российский учебно-боевой самолет ЯК-130 ( звезда)
₽1,700
Volgograd
Ask seller
Scale:
1:72
New or secondhand:
New
Модель0
7307 Российский самолет Як-130 1:72 звезда
₽1,300
Kazan
₽350
Scale:
1:72
New or secondhand:
New
Василий33881932
Сборная модель Российский пилотажный самолет Як-130 ZVEZDA.-3807508469
₽1,453
Budyonnovsk
₽370
Quantity:
6 pc.
New or secondhand:
New
FusMarket1604
7316 Як-130 Российский пилотажный самолет Возможен обмен
₽1,220
Bargaining
Omsk
₽300
Scale:
1:72
New or secondhand:
New
artmodel1347
Сборная модель Российский пилотажный самолет Як-130 Звезда.-3383505269
₽2,423
Budyonnovsk
₽370
Quantity:
6 pc.
New or secondhand:
New
FusMarket1604
Як-130, учебно-боевой самолёт Россия, авиация, значок, смола, цанга
₽90
Charity lot
Simferopol
₽100
New or secondhand:
Secondhand
iskatel55389
7316 як-130 пилотажный самолет 1:72 ЗВЕЗДА
₽800
Kazan
₽250
New or secondhand:
New
Василий33881932
Руководство по лётной эксплуатации самолёта Як-40 с тремя двигателями АИ—25. Министерство ГА СССР.
₽3,000
Kemerovo
₽300
ртр882
Яковлев Як-130 1:48 декаль, деколь, самолет №48052
₽951
Bargaining
Armavir
Ask seller
Set:
Yes
Scale:
1:48
Quantity:
2 pc.
New or secondhand:
New
SModels3
Модель сборная Российский учебно-боевой самолёт Як-130 ORZ.-4306937269
₽3,808
Budyonnovsk
₽370
Quantity:
6 pc.
New or secondhand:
New
FusMarket1604
Сборная модель Российский учебно-боевой самолет Як-130 Звезда.-3997900069
₽2,408
Budyonnovsk
₽370
Quantity:
6 pc.
New or secondhand:
New
FusMarket1604
ЗИЛ 130 руководство по эксплуатации
₽600
Bargaining
Ivanovo
₽250
bakkirill3875
Як-130 1/72
₽800
Volgodonsk
Ask seller
Set:
Yes
Scale:
1:72
New or secondhand:
New
Illia16190
Самолет ЯК — 130 Авиация ВВС история самолетостроения
₽60
Simferopol
₽80
New or secondhand:
Secondhand
Aleks49325730488
2013 КАРТМАКСИМУМ открытка. спецгашение. авиация. самолет. ЯК-130. Россия. первый день
₽125
Lesnoi Gorodok
₽100
cardrus1208
Декаль на учебный самолет Як-130 1:72 Begemot
₽450
₽540
Irkutsk
Ask seller
New or secondhand:
New
Mod_Irk6032
Российский самолет Як-130 Звезда. Цвет черный, светло-серый, желтый.-1074069969
₽2,380
Budyonnovsk
₽370
Quantity:
6 pc.
New or secondhand:
New
FusMarket1604
российский учебно-боевой самолет ЯК-130 1-72 звезда 7307
₽1,790
Volgograd
Ask seller
Scale:
1:72
New or secondhand:
New
mashtabmodel200
7316 Российский пилотажный самолет «Як-130» 1:72 Звезда возможен обмен
₽970
Bargaining
Omsk
₽300
New or secondhand:
New
artmodel1347
Российский пилотажный самолет Як-130 Звезда. Цвет черный, светло-серый, желтый.-1208056069
₽2,380
Budyonnovsk
₽370
Quantity:
6 pc.
New or secondhand:
New
FusMarket1604
7307 Российский учебно-боевой самолёт ЯК-130 1:72 Звезда Возможен обмен
₽1,220
Bargaining
Omsk
₽300
Scale:
1:72
New or secondhand:
New
artmodel1347
Набор колес для модели самолета Як-130 1/72 фирмы ELF
₽940
Moscow
Free
Set:
Yes
New or secondhand:
New
krotokrato879
7316 Сборная модель Российский пилотажный самолет Як-130 , 1/72
₽1,490
Yekaterinburg
₽350
New or secondhand:
New
масштаб-уралец1230
Календарь самолет Як-130 авиация ВВС 2012 авиационный журнал Взлет Пластик
₽190
Schelkovo
₽100
Subjects:
Militaria
Set:
Not
New or secondhand:
New
victory9951259
Календарь самолет Як-130 авиация ВВС 2012 авиационный журнал Взлет Пластик
₽190
Schelkovo
₽100
Subjects:
Militaria
Set:
Not
New or secondhand:
New
victory9951259
Сборная модель, Российский пилотажный самолет Як-130 Звезда (ZVEZDA). Цвет красный, зеле-3998224769
₽1,462
Budyonnovsk
₽370
Quantity:
6 pc.
New or secondhand:
New
FusMarket1604
зил 130 руководство ссср
₽800
Bargaining
Ivanovo
₽250
bakkirill3875
Значок Аэрофлот самолет Як-40. Самолет Як-40.
₽100
Orenburg
₽150
New or secondhand:
Secondhand
bagira953898
Подборка значков «Самолет ЯК (ЯК-40, ЯК-42)» (8 значков). Авиация, самолеты СССР.
₽700
Moscow
Pickup
Set:
Not
New or secondhand:
Secondhand
Habartorg2872
Книга ЗИЛ 130 + бонус по 130К руководство + бонус
₽600
Bargaining
Ivanovo
₽250
bakkirill3875
Щ4076. №1093-97. ** АВИАКОНСТРУКТОР А.С.ЯКОВЛЕВ. 1906-1989. САМОЛЁТЫ:АИР-1. ЯК-54. ЯК-130. ЯК-42.141
₽300
Moscow
₽100
Condition:
Pure
New or secondhand:
New
Russtamp917853
Россия 2006 Самолеты ОКБ Яковлева. Як-130. MNH OG.
₽7
Kungur
₽75
Condition:
Pure
New or secondhand:
New
alexandr2163924
Автомобиль ЗиЛ-130 и его модификации. Руководство по эксплуатации
₽500
Kimovsk
Ask seller
New or secondhand:
Secondhand
Vlad1976479
Авиация Самолет ЯК — 18 ЯК — 3 ЯК — 30 ЯК — 11 Аэрофлот редкие
₽1,321
Safonovo
₽200
network_213958
ЗИЛ-130 руководство книга СССР ремонт
₽300
Ivanovo
₽200
bakkirill3875
инструкция Як-130 Amodel
₽50
Ostrov
Ask seller
СергейВ31922
самолет ЯК
₽120
Minsk
₽350
GORYN7634
Самолет як
₽60
Omsk
₽70
New or secondhand:
Secondhand
Журба Андрей5681
покрасочная маска на Як-130 1:72 KV models
₽100
Irkutsk
Ask seller
New or secondhand:
New
Mod_Irk6032
Авиация, Самолет, Самолеты, Як 3.
₽50
Smolensk
₽80
Clack9113347
Авиация, Самолет, Самолеты, Як 23.
₽50
Smolensk
₽80
Clack9113347
Самолет ЯК
₽100
Minsk
₽400
New or secondhand:
Secondhand
oksi88845062
ЯК самолет
₽50
Tver
₽120
New or secondhand:
Secondhand
Luter MK1916
Самолет ЯК
₽100
Minsk
₽400
New or secondhand:
Secondhand
oksi88845062
Авиация, Самолет, Самолеты, ЯК 24.
₽100
Smolensk
₽80
Clack9113347
Авиация, Самолет, Самолеты, Як 11.
₽50
Smolensk
₽80
Clack9113347
Самолет Як-18.Эксплуатация и техническое обслуживание.1950. техническое описание
₽6,500
Saint-Petersburg
₽400
New or secondhand:
Secondhand
самоход232
Самолеты. От У-1 до МиГ-АТ и Як-130 ( Союз, наклейка ) / видеокассета / VHS / ДM
₽249
Novosibirsk
Ask seller
New or secondhand:
Secondhand
kucevol510
Самолет Ту-134 Руководство по летной эксплуатации 1981
₽2,500
Saint-Petersburg
₽500
New or secondhand:
Secondhand
самоход232
Российский Лёгкий Штурмовик Як-130 с прокачкой Звезда 1/48
₽2,950
₽3,540
Kolpino
Ask seller
Scale:
1:48
New or secondhand:
New
Фёдор 42891
Як-18Т самолет Авиация СССР Яковлев Як
₽100
Moscow
Pickup
besh7192
2006 г. № 1096 Самолёты ОКБ им. А. С. Яковлева. Як-130
₽5.20
Izhevsk
₽200
Condition:
Pure
New or secondhand:
New
maksimizh15
Авиация= самолет = ЯК
₽45
Bargaining
Mineralnye Vody
₽100
New or secondhand:
Secondhand
КопилкиН1963
Авиация, Самолет, Самолеты. Аэрофлот, ЯК 40.
₽50
Smolensk
₽80
Clack9113347
руководство по летной эксплуатации самолета ИЛ-14 РЛЭ
₽8,000
Moscow
Pickup
New or secondhand:
Secondhand
ДШБ1382
Як-42 Аэрофлот — авиа авиация самолет Як 42
₽45
Nizhny Novgorod
₽120
cadabraabra1136
Авиация, Самолет, Самолеты. Аэрофлот, ЯК 40.
₽50
Smolensk
₽80
Clack9113347
Авиация, Самолет, Самолеты, ЯК 9. Заготовка
₽50
Smolensk
₽80
Clack9113347
Марки. РФ-2006. 1096. Самолеты ОКБ им. А.С. Яковлева. Як-130
₽16
Saint-Petersburg
Ask seller
Александр Дядин2414
Авиация, Самолет, Самолеты, ББ 22. ЯК.
₽100
Smolensk
₽80
Clack9113347
Советская авиация. Самолёты () У-1, Ут-2, По-2, Як-18, Як-18А, Як-30, Як-50
₽100
Krasnodar
₽80
Quantity:
8 pc.
Заядлый Коллекционер1528
Авиация, Самолет, Самолеты. Аэрофлот, ЯК 40.
₽50
Smolensk
₽80
Clack9113347
Самолёт ЯК-40
₽15
Kaluga
₽85
New or secondhand:
Secondhand
Sinev20103948
Самолет ЯК-40
₽20
Belgorod
₽235
xu_ttt5227
самолет ЯК-40
₽50
₽70
Minsk
₽350
GORYN7634
ЯК-3 самолет
₽50
Tver
₽120
New or secondhand:
Secondhand
Luter MK1916
Самолет ЯК-40
₽20
Belgorod
₽235
xu_ttt5227
САМОЛЁТ ЯК-40
₽35
Pervouralsk
₽50
RAD-SS6146
самолёт Як-40
₽40
Tambov
₽150
Set:
Not
New or secondhand:
Secondhand
Chikmen701220
самолет ЯК-40
₽60
₽90
Minsk
₽350
GORYN7634
ЯК-42 самолет
₽50
Tver
₽120
New or secondhand:
Secondhand
Luter MK1916
ЯК-1 самолет
₽50
Tver
₽120
New or secondhand:
Secondhand
Luter MK1916
Самолёт ЯК-40
₽20
Kaluga
₽85
New or secondhand:
Secondhand
Sinev20103948
ЯК-1 самолет
₽50
Tver
₽120
New or secondhand:
Secondhand
Luter MK1916
самолет ЯК-112
₽70
₽120
Minsk
₽350
GORYN7634
самолет ЯК-112
₽120
Minsk
₽350
GORYN7634
Самолёт Як-40
₽30
Pervouralsk
₽70
RAD-SS6146
Самолет ЯК-40
₽20
Rostov-on-Don
₽90
Set:
Not
New or secondhand:
Secondhand
ROSTOV922077
Самолёт ЯК-40
₽15
Kaluga
₽85
New or secondhand:
Secondhand
Sinev20103948
ЯК 40 самолёт
₽30
Lvovskiy
₽250
Set:
Yes
New or secondhand:
Secondhand
Миша Днепр474
ЯК-3 самолет
₽50
Tver
₽120
New or secondhand:
Secondhand
Luter MK1916
самолет ЯК-12
₽50
Minsk
₽350
GORYN7634
048218 Травление Як-130 (Звезда 4821) 1:48 Микродизайн возможен обмен
₽410
Bargaining
Omsk
₽100
New or secondhand:
New
artmodel1347
Як-130 * Иркутский Авиационный Завод * Тяжелый металл
₽1,510
Moscow
Ask seller
New or secondhand:
Secondhand
snoopjj2916
Самолет ЯК-40
₽20
Belgorod
₽235
xu_ttt5227
Самолёт ЯК-40
₽20
Rostov-on-Don
₽90
Set:
Not
New or secondhand:
Secondhand
ROSTOV922077
Самолет ЯК-40
₽20
Rostov-on-Don
₽90
Set:
Not
New or secondhand:
Secondhand
ROSTOV922077
Самолёт Як -40
₽25
Kaluga
₽85
New or secondhand:
New
Sinev20103948
самолет ЯК-40
₽60
₽90
Minsk
₽350
GORYN7634
самолет ЯК-40
₽60
₽90
Minsk
₽350
GORYN7634
САМОЛЁТ ЯК-40
₽18
Kirov
₽100
znak4074073228
Самолет ЯК-40
₽20
Belgorod
₽235
xu_ttt5227
ЯК-25 самолет
₽50
Tver
₽120
New or secondhand:
Secondhand
Luter MK1916
Go to next page
libcats.org
Главная →
Як-130. Учебно-боевой самолет Як-130. Юргенсон. М-К Авиаколлекция
Скачать книгу бесплатно (pdf, 44.23 Mb)
Читать «Як-130. Учебно-боевой самолет Як-130. Юргенсон. М-К Авиаколлекция»
Популярные книги за неделю:
#1
Ф.И.Бурдейный, Н.В.Казанский. Карманный справочник радиолюбителя-коротковолновика (1959, DjVu)
440 Kb
#2
Я.Войцеховский. Радиоэлектронные игрушки (1977, djvu)
13.76 Mb
#3
Подготовка саперов, подразделений специального назначения по разминированию
Категория: Научно-популярная литература (разное)
1.49 Mb
#4
Приспособления для ремонта автомобилей
Росс Твег
Категория: civil, civil, transport
7.37 Mb
#5
128 советов начинающему программисту
Очков В.Ф., Пухначев Ю.В.
Категория: computers, computers, prog
8.91 Mb
#6
Английский язык в картинках
I.A. Richards; Christine M. Gibson
Категория: Иностранные языки
5.77 Mb
#7
Ограждение участка. Ограды. Заборы. Калитки. Ворота
В.И.Рыженко
Категория: Строительство
1.23 Mb
#8
Самоделки школьника
Тарасов Б.В.
Категория: science, science, technical, hobby, oddjob
41.91 Mb
#9
Фаллос. Священный мужской образ
Юджин Моник
Категория: НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЕ, ЧЕЛОВЕК
3.37 Mb
#10
Наука и жизнь.Маленькие хитрости
Категория: E_Engineering, EM_Mechanics of elastic materials
3.50 Mb
Только что пользователи скачали эти книги:
#1
Г.Вебер, И.Вельштейн. Энциклопедия элементарной математики, том 1 (1906, djvu)
6.85 Mb
#2
Задачи по элементарной физике
Ащеулов С.В., Барышев В.А.
1.69 Mb
#3
Справочник по комбинированным электроизмерительным приборам
Наухатько А.Г.
2.52 Mb
#4
На гитаре — по слуху
Парнес Д.Г.; Оськина С.Е.
Категория: Музыка
4.58 Mb
#5
Фронтовая иллюстрация 2007-07. Бронепоезда Красной Армии в Великой..
М.Коломиец
Категория: Исторические
46.15 Mb
#6
Методы решения задач в общем курсе физики. Механика.
Корявов В.П.
8.99 Mb
#7
Крепости на колесах: История бронепоездов
Дроговоз И.Г.
Категория: civil, tech, society, history, society, military
4.63 Mb
#8
Справочное пособие по приближенным методам решения задач высшей математики
Бородич Л.И. и др.
2.48 Mb
#9
Англо-русские термины по авиационной гидравлике.
Составители А.П.Захаров, A.M.Плунгян. Под редакцией A.M.Матвеенко. Ответственный редактор И.И.Убин.
6.40 Mb
#10
Гидравлика и аэродинамика. Основы механики жидкости.
Альтшуль А.Д., Киселев П.Г.
2.82 Mb
Одна из самых удачных учебных машин, когда-либо создававшихся в русской авиации – самолет Як-130 – имеет сложную и интересную судьбу. Первые мысли о создании самолета для учебы пилотов возникли еще до распада Советского Союза, но проекту было суждено пережить сложное время для страны, когда замораживались или заканчивались любые начинания как в гражданской, так и в военной сфере. Но этому самолету посчастливилось стать первым доведенным до конца проектом в Новой России. В 2010 году самолет стал поступать на вооружение в армию для подготовки пилотов.
Сейчас можно смело говорить о том, что многоцелевой, учебный Як-130 – это не только успешный проект страны, но главный конкурент для мировой военной промышленности. Машина – разработка, которая на практике готовит пилотов к управлению штурмовиками и истребителями четвертого и пятого поколения (причем как российского, так и зарубежного производства).
История создания
С начала 70-х годов 20 века ВВС Советского Союза использовали для подготовки летчиков самолеты чехословацкой сборки L-39. На них ставились двухконтурные двигатели, которые завозились из СССР. Чешские учебные машины использовались во всех странах Варшавского Договора.
Но этот самолет устарел настолько быстро после введения в строй, что в середине 80-х годов серьезно уступал реалиям. Тогда и возникли первые мысли о том, что нужна новая машина, которая не только подготовит к полетам на самолетах того времени (четвертое поколение: Су-27 и МиГ-29), но и позволит охватывать будущие поколения военной авиации.
Большой отпечаток на проект внес развал Советского Союза. Новой машине не хватало финансирования. И хоть конкурс объявили в разгар событий, в 1990 году, участие приняли большинство конструкторских бюро страны.
Проекты начали разрабатывать ОКБ Сухого, ОКБ Микояна, ОКБ Яковлева, а также ЭМЗ Мясищева.
Сухой предложил самолет УТС С-54, который летал на сверхзвуке, но не был принят комиссией из-за того, что обучал пилотов исключительно средней и повышенной по сложности программам пилотирования. Конструкторы бюро же считали, что невозможно в одной машине воплотить весь цикл подготовки. Это мнение, кстати, до сих пор считается не опровергнутым.
А в КБ Микояна принялись строить экономичный самолет. Это сделало проект МиГ-АТ дешевым и упрощенным.
ЭМЗ Мясищева представил М-200, который отличался высоким уровнем программного обеспечения. По сути этот учебный самолет был целым комплексом обучения, так как предполагал и серьезную наземную подготовку в специальных классах.
Яковлев представил комиссии УТС-Як, который в дальнейшем и стал сегодняшним Як-130. Он тоже оснащался продвинутой системой компьютерного моделирования, а также учебными комплексами на земле. Кроме того, в модели было уделено повышенное внимание созданию простых и автономных механизмов для легкого обслуживания машин.
Сам конкурс представлял собой тяжелое испытание. Накладывали отпечаток условия разваливающейся экономики. На членов комиссии оказывалось давление, так как каждый концерн понимал, что новые проекты позволят работать дальше и выживать, поэтому было важно получить гарантии новых заказов. В ходе перипетий предпочтение было отдано проектам Яковлева и Мясищева.
Считается, что комиссия сняла с продолжения борьбы работы Сухого и Микояна, поскольку те уже делали истребители для государственных и экспортных заказов.
Впрочем, позже проект Мясищева исключили и взяли работы Микояна. Причины такого решения неясны до сих пор.
Дальнейшие задачи упрощали работы конструкторских бюро. Так, смягчили требования по скорости при посадке (допустимые показатели выросли до 180-190 км/ч), длина необходимой полосы также скорректировали (выросла до 700 м). Перегоночная дальность стала на полтысячи километров меньше, а требования по углу атаки составили 25 градусов.
Но из-за проблем в финансировании Яковлев продолжил проект в содружестве с итальянской компанией L’Alenia Aermacchi. В ОКБ Микояна тоже обратились за помощью европейских партнеров. Только они работали в тесном сотрудничестве с французскими инженерами.
Но ОКБ Яковлева и итальянцы вскоре прекратили сотрудничесвто. L’Alenia Aermacchi вышли из проекта и забрали часть технической документации. Позже они сделали самолет M-346, который теперь главный конкурент Як-130.
И русские и итальянцы довели свои проекты до конца. На ОКБ Яковлева в 1996 году был собран и отправлен в первый испытательный полет Як-130. Он по планеру и крылу ничем не отличался от M-346 (внешне самолеты практически не имеют различий), но оборудование и двигатели были установлены собственные.
После многочисленных испытаний и конструкторских доработок Як-130 признали победителем конкурса.
Это случилось в 2001 году, и позволило стать учебному самолету первым в истории России, сделанным с нуля, а не доработанным по проектам, оставшимся в наследие от СССР.
В 2004 году начались поставки Як-130 в качестве учебных самолетов в регулярные части. А 2011 год ознаменовался тем, что на базе учебной модели был создан легкий штурмовик.
Сегодня Як-130 пользуется большим спросом. Только в России его планируется поставить на боевое дежурство и в качестве учебного самолета в количестве 250 штук. Заказы уже размещены на 100 единиц. Мировая потребность оценивается в 2500 единиц.
Производство развернуто на заводе в Нижнем Новгороде и в Иркутске (в основном, предполагается ориентировать его продукцию на экспорт). Примерная стоимость Як-130 для ВВС России оценивается в 7,5 миллионов долларов США. Экспортная цена равняется 15 миллионам долларов США.
Конструкция и задачи
Конструкция Як-130 получилась настолько удачной, что он способен выполнять задачи не только учебного самолета (для чего изначально и задумывался), но в той же мере и штурмовика (используется в регулярных частях). Кроме того, он может выполнять задачи истребителя, машины радиоэлектронной борьбы – в качестве создателя помех для самолетов и кораблей противника.
Як-130 всерьез рассматривается в качестве базы для создания беспилотных военных летательных аппаратов.
Вполне возможно, что он будет широко использоваться в будущей армии России и стран-союзников.
Конструктивно Як-130 представляет собой моноплан, в середине которого расположено крыло стреловидной формы. Крылья, в массовых версиях, получили возможность размещать дополнительное вооружение (ракеты типа «воздух-воздух») или средства радиолокационной борьбы.
Внешняя изюминка самолета – характерные наплывы между крылом и фюзеляжем. Под ними конструктивно предусмотрены воздухозаборники.
Достаточно большое место в носовой части занимает остекленная кабина экипажа. Она рассчитана на двух пилотов. Приборные панели для каждого из них оснащены жидкокристаллическими дисплеями.
Для имитации полета любого истребителя на лобовое стекло может выводиться информация в виде коллиматорной индикации. Еще одна особенность, которая чаще всего характерна для учебной авиации – место второго пилота находится выше, что позволяет увеличить угол обзора (чаще всего там находится инструктор).
На Як-130 ставятся два двигателя Аи-222-25. Но они в перспективе будут меняться на другие из-за разрыва связей с Украиной, где они выпускались. По уровню тяги эти силовые установки не превышают показатели зарубежных аналогов, а даже существенно им уступают на данный момент времени.
Шасси стандартное, на трех опорах. Ключевая особенность – возможность садиться на грунтовых аэродромах. Баки разместили в крыле и фюзеляже самолета. Есть возможность увеличить дальность полета за счет установки подвесных баков на крыльях.В носовой части фюзеляжа располагается РЛС.
Оборудование для навигации включает в себя классическую систему радионавигации, а также спутниковые системы.
Самолет делается полностью из алюминия, а не композитных материалов. Данный выбор продиктован решением разработчиков упростить ремонт машин. Кстати, итальянский брат самолета использует в производстве современные композитные материалы, что делает его дороже более чем в два раза. Обслуживание итальянского M-346 тоже обходится существенно дороже.
Особенности конструкции учебного самолета Як-130
Важнейшее качество учебных версий Як-130 – возможность имитировать поведение абсолютного большинства боевых самолетов. Особые аэродинамические свойства обеспечивают Як-130 высокую маневренность на предельно низких скоростях, большую скороподъемность. Этот учебный самолет может точно работать по целям как в воздухе, так и на земле.
Имитация динамики и поведения самолетов обеспечивается системой КСУ-130. Благодаря этой уникальной разработке на Як-130 отрабатываются маневры истребителей и штурмовиков:
- российских: МиГ-29, Су-30;
- зарубежных: F-15, F-16, F-22, «Мираж», «Хариер», JSF.
На самолете можно имитировать воздушный бой, а также работу по наземным мишеням. Функционал Як-130 дает возможность на одной машине совершать до 80% программы практики молодых пилотов. Иными словами, летчики могут получать как азы управления боевым самолетом, так и более продвинутые знания.
В процессе работы на Як-130 реализуется возможность более лояльно относиться к ошибкам на первых порах, то есть смягчать последствия неуверенности пилотов.
Но по мере профессиональной закалки, обучение становится все более приближенным к реальности, что обеспечивает хорошую подготовку. Система управления хорошо защищена от ошибочных действий в управлении. На Як-103 используется цифровые инструменты анализа действий пилотов.
Як-130 наиболее точно имитирует запуск ракет и бомб. При этом сам процесс происходит виртуально, но фиксирует все неточности и ошибки в работе пилота.
Для учебных машин характерна хорошо проработанная система катапультирования пилотов. В ходе предсерийных испытаний были случаи, когда на Як-130 отказывало управление и пилоты успешно покидали самолет.
Катапультирование производится с помощью кресел класса «0-0».
Пилоты покидают кабины через передний фонарь. Отличительная черта Як-130 – возможность успешно и безопасно проводить катапультирование при нулевой скорости, а также на малой высоте (вплоть до нулевого уровня).
Особенности конструкции боевого самолета Як-130
С 2011 года разработчики стали создавать и боевые версии Як-130. Оказалось, что самолет хорошо подходит для ведения боя не только с наземными целями, но и с воздушными. Неплохие показатели были продемонстрированы в составе групповой атаки.
На крыле предусмотрено 8 точек для закрепления оружия. Еще одна имеется на нижней части фюзеляжа.
Общая боевая нагрузка достигает 3 тонн. В качестве вооружения могут применяться:
- управляемые авиабомбы весом 500 килограммов (самолет может брать до 4 таких бомб);
- управляемые ракеты Р-73 с дальностью до 20 километров;
- неуправляемые ракеты С-8, С-13, С-25ОФМ.
Аэродинамические свойства машины позволяют выполнять маневры, свойственные для истребителей поколений «4++» и «5».
Летно-технические характеристики (в сравнении с основными конкурентами)
По своим характеристикам Як-130 очень приближен к зарубежным аналогам. Особенно большое сходство видно с итальянским M-346.
Но в сравнении со многими моделями неотечественной сборки, Яки выигрывают в цене и прославлены российским качеством в производстве оружия. Поэтому спрос на этот учебный самолет, произведенный в ОКБ Яковлева, является достаточно большим. Заказы заводам обеспечены на годы вперед.
У Як-130 размах крыла составляет 9,84 метров. В длину самолет достигает 11,49 метров. Высота – 4,63 метра.
Для разгона Як-130 достаточно дистанции от 500 до 940 метров.
Минимальное время подъема на максимальную высоту полета (потолок – 12500 метров) составляет около 5 минут (4:49).
Без нагрузки Як-130 весит 4,6 тонны. Взлетная масса в максимальная не должна превышать 10,29 тонн. Нормальный вес – в диапазоне 7,5…8 тонн. Максимальная скорость 1060 км/ч, что не превышает скорости звука – 1230 км/час. Для учебного самолета этого вполне достаточно.
На сегодня произведено 130 единиц машин для нужд Российской Федерации.
Конкуренты
Як-130 | М-346 (Италия) | L-15 (КНР) | |
---|---|---|---|
Параметры (размах крыла/длина), м | 9,84/11,49 | 9,72/11,49 | 9,48/12,27 |
Масса (пустой/максимальная), т | 4,6/10,29 | 4,6/10,2 | 4,96/9,5 |
Нагрузка, т | 3 | 3 | 3 |
Потолок, км | 12,5 | 13,7 | 16 |
Скорость, км/час | 960 с грузом, 1060 без груза | 1060 | 1479 (сверхзвук) |
Дальность, км | 2000 | 2000 | 3100 |
Двигатели / тяга, кН | АИ-222-25 / 2х24,7 | ITEC F124-GA-200 / 2х27,8 | АИ-222-25Ф / 2х24,7 |
Перспективы Як-130
На детище конструкторского бюро Яковлева в Российской Федерации возлагаются большие надежды. Удачный учебно-тренировочный самолет Як-130 по характеристикам заменяет устаревший чешский L-39, который планируется вывести из состава частей к концу 2020-х годов. Хоть новый российский Як дороже в цене, чем чешский учебный самолет, он ориентирован для далекого будущего. Поэтому руководство страны отдало предпочтение Як-130.
Кстати, новая модель чешского производителя (L-159) не рассматривалась российскими военными, так как Чехия перешла в стан вероятного противника, вступив в НАТО.
Поэтому Як-130 нашел поддержку в среде военного руководства и теперь выпускается на двух заводах.
В планах работа и на зарубежный рынок, так как у самолета есть преимущества по сравнению с конкурентами: универсальность, многозадачность, простота конструкции, относительно низкая цена.
Як-130 получился удачной моделью самолета, так как точно имитирует работу большинства современных боевых самолетов.
Машина учит пилотов работать на самолетах таких поколений, которые только поступаются на вооружение. Иными словами, необходимость в этой учебной машине будет ощущаться еще довольно долго.
Кроме основного профиля, машина включена и в некоторые секретные разработки. Так, пока не использующаяся широко технология радиоэлектронной борьбы, устанавливается на самолет, что дает ему возможность «ослеплять противника». При должной сноровке пилотов, Як-130 может бороться с превосходящими силами противника и оставаться неуязвимым. Один самолет способен причинить неудобства даже кораблям вероятного противника.
Еще одно вероятное направление, в котором есть применение для Як-130 – это беспилотные полеты. Эта технология постоянно развивается, а легкость Як-130, маневренность и способность нести вооружение делают его подходящей базой для развития беспилотного пилотирования.
Главные конкуренты России в военном деле – США. Они серьезно развили собственные беспилотные проекты. России приходится срочно наверстывать упущенное, а Як-130 – готовая площадка для установки дистанционного управления.
Як-130 стал первым серийным самолетом в России после распада СССР
Интересные факты
Точная копия учебно-боевого самолета Як-130, которая сделана в масштабе 1:4, оказалась не менее удачной, чем прототип. На соревнованиях по авиамоделированию копия Яка занимала первые места в 2011, 2013, а также 2015 году. В 2017 году успех оказался меньшим: второе место.
Як-130 оказался тем самолетом, который призван доказывать силу русского оружия.
К сожалению, его время пришлось на тяжелые годы для страны. Но государство, обремененное сложными проблемами, нашло в себе силы довести амбициозный проект до конца.
Сегодня можно с уверенностью говорить, что самолет ОКБ Яковлева стал символом возрождающейся страны и вооруженных сил Российской Федерации.
Видео
От Олега, Ветеран.
Временное руководство по лётной эксплуатации и технике пилотирования самолёта Ту-114. Издание 4. 1962. (PDF, 40 Мб) =aviarestorer работа
https://disk.yandex.ru/i/xNQaoeMButO1nAВременная инструкция бортинженеру по эксплуатации самолёта Ту-114. Книга 3 «А». (с системой всережимного автофлюгера). Издание 2. 1959. (PDF, 52.3 Мб) =aviarestorer работа
(нет страниц 38 и 63)
https://disk.yandex.ru/i/tB5PmfOyJoSFnAВременная инструкция боровому радисту по эксплуатации самолёта Ту-114. Книга 4 «А». 1958. (PDF, 10.2 Мб) =aviarestorer работа
https://disk.yandex.ru/i/FeKzPzqJHGPR2gВременная инструкция по техническому обслуживанию самолёта Ту-114. Уход за планером. Книга 1. Издание 3. 1961. (PDF, 24.2 Мб) =aviarestorer работа
https://disk.yandex.ru/i/XVxi5rDQkOG4AAВременная инструкция по техническому обслуживанию самолёта Ту-114. Управление самолётом. Книга 2. Издание 3. 1961. (PDF, 6.46 Мб) =aviarestorer работа
https://disk.yandex.ru/i/zvJkx3nn9YMnpgВременная инструкция по техническому обслуживанию самолёта Ту-114. Гидравлическая и воздушная системы. Книга 3 «Б». Издание 3. 1961. (PDF, 24.3 Мб) =aviarestorer работа
https://disk.yandex.ru/i/u51LrfUv5ky7RQВременная инструкция по техническому обслуживанию самолёта Ту-114. Шасси и управление закрылками. Книга 4 «Б». Издание 3. 1961. (PDF, 14.3 Мб) =aviarestorer работа
https://disk.yandex.ru/i/R1SiOKfsNr4gEgВременная инструкция по техническому обслуживанию силовых установок и систем силовых установок. Книга 5. Издание 3. 1961. (PDF, 34.2 Мб) =aviarestorer работа
https://disk.yandex.ru/i/HYX4KiXKNJhfkgВременная инструкция по техническому обслуживанию самолёта Ту-114. Высотное и кислородное оборудование. Книга 6. Издание 3. 1961. (PDF, 11.7 Мб) =aviarestorer работа
https://disk.yandex.ru/i/uw1NIf9zJL6CiAВременная инструкция по техническому обслуживанию самолёта Ту-114. Приборное оборудование. Книга 7. Издание 3. 1961. (PDF, 21.9 Мб) =aviarestorer работа
https://disk.yandex.ru/i/VUx7fPU9QhY50wВременная инструкция по техническому обслуживанию самолёта Ту-114. Радионавигационное оборудование. Книга 8. Издание 3. 1961. (PDF, 24.6 Мб) =aviarestorer работа
https://disk.yandex.ru/i/-1uRBK6BQWeY_gВременная инструкция по техническому обслуживанию электрооборудования самолёта Ту-114. Книга 9. Издание 3. 1961. (PDF, 136 Мб) =aviarestorer работа
https://disk.yandex.ru/i/6KLRA8DGZgpAqAВременная инструкция по техническому обслуживанию автопилота АП-15Т на самолёте Ту-114. Книга 10. Издание 3. 1961. (PDF, 16.1 Мб) =aviarestorer работа
https://disk.yandex.ru/i/-eMmKe-jHHM93AВременная инструкция по техническому обслуживанию курсовой системы КС-5 на самолёте Ту-114. Книга 11. Издание 3. 1961. (PDF, 4.22 Мб) =aviarestorer работа
https://disk.yandex.ru/i/hku1GDXMEJUcegВременная инструкция по техническому обслуживанию самолёта Ту-114. Наземное оборудование. Книга 12. Издание 3. 1961. (PDF, 36.9 Мб) =aviarestorer работа
https://disk.yandex.ru/i/PfQg5F1Gjp0sMAВременная инструкция по техническому обслуживанию самолёта Ту-114. Обслуживание санузлов и заправка самолёта водой. Книга 13. Издание 3. 1961. (PDF, 9.54 Мб) =aviarestorer работа
https://disk.yandex.ru/i/HRzxuyMFf9SPQgВременная инструкция по обращению с пассажирским и бытовым оборудованием самолёта Ту-114. Книга 14. (для экипажа и обслуживающего персонала). Издание 1. 1961. (PDF, 87.3 Мб) =aviarestorer работа
https://disk.yandex.ru/i/vZYty3k7Qxj6PgСамолёт «Ту-114». Инструкция по технической эксплуатации (временная). Книга 15. «Эксплуатация системы централизованной заправки топливом самолёта». Издание 2. 1962. (PDF, 3.97 Мб) =aviarestorer работа
https://disk.yandex.ru/i/3gGyL43xQNtVpQТу-114. Дополнение к Руководству с доп. баками. Издание 2. (PDF, 24.5 Мб) =aviarestorer работа
https://disk.yandex.ru/i/pr8l61_2GChiDQТехническое описание самолёта Ту-114. Книга 1. 1960. (PDF, 53.2 Мб) =aviarestorer работа
(фрагменты)
https://disk.yandex.ru/i/EBpS4V2A0_LBlwТехническое описание пассажирского самолёта Ту-114. Книга 4. Высотное и кислородное оборудование. Издание 1. 1958. (PDF, 53 Мб) =aviarestorer работа
https://disk.yandex.ru/i/qVq7cLXhk3HQDAТехническое описание самолёта Ту-114. Силовая установка. Книга 5. Часть 2. Издание 1. 1957. (PDF, 81.5 Мб) =aviarestorer работа
https://disk.yandex.ru/i/hW1iDoFc-PIrJwТехническое описание пассажирского самолёта Ту-114. Книга 7. Электрооборудование. Издание 2. 1959. (PDF, 82.3 Мб) =aviarestorer работа
https://disk.yandex.ru/i/zvitY1BykVR-MgТехническое описание пассажирского самолёта Ту-114. Книга 8. Радиооборудование. Издание 1. 1958. (PDF, 47.1 Мб) =aviarestorer работа
https://disk.yandex.ru/i/6R3tVmWYZl6RTgТехническое описание пассажирского самолёта Ту-114. Книга 9. Бытовое оборудование. Издание 1. 1958. (PDF, 84.5 Мб) =aviarestorer работа
https://disk.yandex.ru/i/Eqrtj9fxGvyLWQТехническое описание пассажирского самолёта Ту-114. Книга 10. Наземное оборудование. Издание 1. 1958. (PDF, 28.3 Мб) =aviarestorer работа
https://disk.yandex.ru/i/AS5CjrSYNs75dgТехническое описание пассажирского самолёта Ту-114. Книга 11. Часть 2. Изменения и дополнения к техническому описанию самолёта Ту-114. Издание 1. 1959. (PDF, 19.2 Мб) =aviarestorer работа
https://disk.yandex.ru/i/4LuVua3UK9eMKg
О книге «Учебно-боевой самолет Як-130»
Описаны история создания, серийное производство, модификации, конструкция, эксплуатация и окраска нового российского учебно-боевого самолета Як-130
Произведение было опубликовано в 2006 году издательством «моделист-конструктор». На нашем сайте можно скачать бесплатно книгу «Учебно-боевой самолет Як-130» в формате djvu или читать онлайн. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.