Успешность летного обучения определяется соблюдением общих дидактических принципов. К этим принципам относятся:
- принцип направленности;
- принцип обучения тому, что необходимо в профессиональной деятельности летчика;
- принцип соответствия методики современному уровню развития авиации;
- принцип последовательности, комплексирования и системности в летном обучении;
26
- принцип дозирования;
- принцип надежности.
Остановимся на этих принципах несколько подробнее.
Принцип направленности на летную деятельность отражает зависимость летного обучения от потребностно-мотивационной сферы личности обучаемого. Руководствуясь этим принципом, летное обучение необходимо проводить таким образом, чтобы организация, содержание и методика обучения способствовали формированию у курсанта профессиональных потребностей и мотивов вызывали и поддерживали высокий интерес к летному делу, стремление к выполнению полетов.
Принцип направленности предполагает сознательное отношение курсантов к обучению. Курсант, целеустремленный на полеты, глубже понимает важность овладения изучаемым материалом, отличается ответственным отношением к подготовке и выполнению полетов и, как следствие, показывает более высокие результаты.
Направленность курсанта на летную деятельность, в летном обучении проявляется в активности и инициативе. Вместе с тем активность курсанта является индикатором направленности, определяет направленность. Чем активнее обучаемый, тем более он целеустремлен на полеты, тем более творческий характер приобретает учебно-летная деятельность. Включение в учебно-летную деятельность, приобщение к летной профессии начинает определять жизненные ориентации курсанта, превращает знания в убеждения, становится ведущим мотивом. Поэтому так важно в процессе летного обучения применять те методы, которые в наибольшей степени обеспечивают активность, творчество, инициативу обучаемых в летной учебе.
Направленность личности в значительной степени определяет ее компенсаторные возможности. Феномен компенсации состоит в возмещении тех или иных недостаточно развитых психических процессов за счет развития других. Механизм компенсации представляет довольно сложную перестройку структуры личности, которая в значительной степени базируется на моти-вационной основе (потребностях, интересах, направленности курсанта).
27
Принцип обучения тому, что необходимо в профессиональной деятельности летчика, вытекает из закономерной обусловленности летного обучения специфическими особенностями летного труда.
Соблюдение этого принципа предполагает учет основных тенденций и особенностей летной деятельности в современных условиях, оказывающих непосредственное влияние на ее успешность: интенсивности, нервно-психической напряженности, интеллектуальной насыщенности летного труда. Вот почему в содержании учебных предметов, программ и курсов учебно-летной подготовки, организации учебных полетов и методике обучения на земле и в воздухе следует исходить из необходимости не только приобретения знаний, формирования летных навыков и умений, но и из развития у курсантов профессионально важных летных качеств.
Принцип обучения тому, что необходимо в профессиональной летной деятельности, предполагает развитие у курсантов профессионального мышления. Помимо общих интеллектуальных способностей профессиональное летное мышление обеспечивает ориентирование в пространстве, предвосхищение событий (антиципацию), выделение, распознавание, сличение информационных признаков полетных ситуаций, необходимых для формирования целостного образа полета, постановку в полете общих и промежуточных целей деятельности для принятия правильных решений, планирования их выполнения, и контроля за их реализацией. Профессиональное мышление характеризуется способностью мыслить системно, охватывать суть основных связей, находить на основе системного анализа оптимальные решения в аварийной обстановке или в любой альтернативной ситуации.
В летной деятельности особое значение принадлежит психофизиологическим возможностям человека, связанным с чувственным восприятием информации в полете (летным чувством), в основе которого лежат пороги восприятия зрительных, проприо-цептивных, слуховых, тактильных и др. сигналов. Возможности эти могут изменяться в достаточно широких пределах и поддаются тренировке в процессе обучения. Поэтому принцип обучения тому, что необходимо в профессиональной летной деятельности, требует разработки и применения методов развития психофизиологических возможностей человека на основе новейших научных представлений и достижений.
28
Принцип соответствия методов летного обучения современному уровню развития авиации отражает связь методики обучения с требованиями, предъявляемыми к летчику летной профессией, современной авиационной техникой. Этот принцип предполагает, что методика обучения рассматривается не как нечто неизменное, застывшее. Напротив, методы летного обучения должны учитывать те изменения, которые привносит в летное дело более современная техника. Другими словами усложнение авиационной техники должно сопровождаться постоянным совершенствованием методов обучения и способов их использования.
В современных условиях это достигается широким применением различных технических средств обучения, в том числе на базе ПЭВМ, внедрением в летное обучение научно обоснованных методических приемов проведения тренажерной подготовки. Игнорирование принципа соответствия вызывает застой и консерватизм в методике, приводит к отрыву применяемых методов летной подготовки от постоянно изменяющихся требований практики.
Принцип последовательности, комплексирования и системности в летном обучении вытекает из закономерностей развития профессионально важных качеств, усвоения знаний, формирования летных навыков и умений. Последовательность предполагает такую организацию летного обучения, при которой развитие профессионально важных качеств, накопление и совершенствование знаний, навыков и умений осуществляется постепенно, в логической последовательности усложнения упражнений и задач летной подготовки. Последовательность в обучении соблюдается тогда, когда выполнение очередного упражнения учебно-летной программы начинается после полной отработки предыдущего, когда новое, незнакомое дается через призму известного, освоенного, когда обучение проводится от менее сложного к более сложному, то есть когда сложность наращивается постепенно, хотя и постоянно.
Комплексирование в летном обучении предполагает включение в полетные задания наряду с освоенными элементами новых или достижение поставленной цели другими способами. При этом часть из них, диктуемая логикой самого полета, может считаться базовой. Другая часть может являться дополнительными элементами и наслаиваться на хорошо усвоенные. Комплексирование позволяет учитывать это и обучать совмещенной деятельности в полете таким образом, чтобы базовые действия, необходимые для выполнения тех или иных летных упражнений, способст-
29
вовали развитию обучаемого, приобретению им новых навыков и умений.
Системность в летном обучении предполагает такое построение учебного процесса, которое бы обеспечивало приобретение курсантом всей совокупности профессиональных качеств, знаний, навыков и умений. Ее достижение обеспечивается структурно-логической связью, иерархической конструкцией учебных вопросов при проведении теоретической, тренажерной и летной подготовок. Системность определяет логику построения летного обучения в целом.
Требования принципа последовательности, комплексирова-ния и системности заложены в учебно-летные программы, ими руководствуются на перспективу при разработке планов учебно-летной подготовки, при переучивании, подготовке на класс, а также — при составлении плановой таблицы учебных полетов.
Принцип дозирования учебных задач также вытекает из закономерностей развития профессионально важных качеств, особенностей овладения знаниями, навыками и умениями. В летном обучении этот принцип предполагает определение обучающим (преподавателем, летчиком-инструктором) индивидуального темпа учебной работы с каждым обучаемым, основанного на постоянном пооперационном контроле за успешностью освоения учебных задач и мнениях обучаемых о полноте усвоения материала.
При этом, учитывая то обстоятельство, что в летном обучении при подготовке к полетам доминирует учебная деятельность, основанная на самостоятельности обучаемого, обучающий руководит этой работой, определенным образом дозируя задания.
При обучении в полете принцип дозирования предполагает представление полетного задания в виде определенной программы последовательных действий по участкам, для каждого из которых формируется целостный образ полета. При этом дидактическое воздействие образа полета выступает в двух регулировочных функциях. Во-первых, он служит своеобразным эталоном, в соответствии с которым обучаемый планирует и выполняет свои управляющие воздействия.
Во-вторых, образ полета обеспечивает контроль за управляющими движениями, их своевременностью, последовательностью, темпом, координированностью и т.д. Обучение в полете направляется на последовательное, поэтапное переключение внимания на различную полетную информацию, необходимую для ведения
30
пространственной ориентировки и контроля за соответствием выполняемых действий поставленной цели. Ориентирами являются опорные точки, каждой из которых соответствуют определенные информационные признаки. Такие действия обучающего в полете обеспечивают обучаемому доступность в усвоении новых элементов, упорядочивают процесс формирования психических механизмов регуляции действий по пилотированию и боевому применению летательных аппаратов.
Принцип надежности в летном обучении исходит из закономерной обусловленности летной деятельности фактором безопасности. Этот принцип предполагает особую дисциплину полета, прочность знаний, навыков и умений, постоянную заботу о сохранении оптимальной работоспособности обучаемого за счет учета при планировании летной нагрузки его индивидуально-психологических особенностей.
Принцип надежности требует проводить летное обучение так, чтобы у курсанта формировались такие личностные особенности, как дисциплинированность, исполнительность, пунктуальность, скрупулезная точность в выполнении полетных заданий и требований руководящих документов, регламентирующих летную работу. В основе всех этих качеств должны лежать высокие нравственные принципы, основанные на глубоком осознании курсантом коллективной сущности современного летного труда, его личной ответственности перед авиационным коллективом за успешное выполнение каждого полетного задания. Дисциплинированность, исполнительность, пунктуальность, скрупулезность летчика не противопоставляются инициативе и самостоятельности, а напротив — предполагают их, означают активный поиск оптимальных вариантов действий, стремление как можно лучше выполнить поставленную задачу. В летном обучении привитию перечисленных качеств во многом способствует правильная организация полетов и своевременный контроль их выполнения с использованием объективных средств.
В свою очередь, прочность знаний, навыков и умений обеспечивает более быстрое и основательное овладение новым учебным материалом, более сложными элементами полета и видами летной подготовки, более совершенной авиационной техникой; создает уверенность обучаемого в возможности овладения техникой пилотирования и тем самым снимает излишнюю напряженность в полете.
31
Прочность знаний зависит от связи теории с практикой. Практические действия закрепляют знания. В свою очередь, формирование навыков и умений во многом зависит от овладений обучаемым теорией вопроса. Поэтому показ новых элементов полета, фигур пилотажа, анализ ошибок в пилотировании и эксплуатации авиационной техники должен сопровождаться разбором их теоретической сути. Прочность знаний, навыков и умений достигается также обучением, которое проводится проблемно, включает альтернативные решения. Особенно эффективно такое обучение при подготовке обучаемых к действиям в особых случаях в полете, когда необходимо принимать решения при недостаточной или противоречивой информации.
Принцип надежности требует при организации летного обучения учета индивидуально-психологических особенностей обучаемых для определения сложности полетных заданий, норм летной нагрузки, соблюдения последовательности в обучении новым видам летной подготовки, в процессе переучивания.
Одновременно принцип надежности предполагает исключение в летном обучении всяких упрощений и послаблений. Обучение летному делу должно проводиться на высоком уровне трудностей, с постоянным усложнением выполняемых действий, включением новых элементов техники пилотирования и постоянным повышением требовательности к качеству выполнения полетных заданий. Но при этом обучение должно быть по силам, хотя и сопровождаться умственным и физическим напряжением. Соблюдение этого правила является важным условием безопасности полетов.
Таковы основные принципы летного обучения, реализация которых предполагает использование в учебном процессе целого комплекса психолого-педагогических мероприятий, включающих в себя не только накопленный методистами летного обучения опыт, но и последние достижения авиационной психологии.
Указанные принципы регулируют и теоретическое обучение, и наземную подготовку, и непосредственно обучение в полете.
1.4. Методы летного обучения
Метод — это способ достижения целей обучения. Известный методист замечательный авиационный педагог и организатор летного обучения, автор ряда методических работ, в частности фундаментального издания «Вопросы методики летного обучения»,
32
изданного еще в 1953 году, но не утратившего своего значения и сегодня, Г.Г. Голубев образно определяет метод как путь, которым обучающий ведет своих учеников от незнания к знанию, от неумения к умению. Биографические сведения о Г.Г. Голубеве приведены в приложении 2. Г.Г. Голубев определяет ряд факторов, которые влияют на выбор методов.
Во-первых, методы обучения определяются учебной целью. Чем сложнее учебная цель, тем сложнее и метод обучения.
Во-вторых, методы обучения определяются содержанием учебного материала. Чем труднее учебный материал, тем больше надо применять различных приемов и средств для его изучения.
В-третьих, на выбор методов влияют закономерности образования у обучаемых представлений, выработки навыков и умения, которые обуславливают эффективность применения различных методов и приемов обучения.
В-четвертых, роль играет и подготовленность обучаемых к изучению учебного материала. От этого зависит доступность учебного материала, что влияет на выбор методов обучения [23].
Можно также назвать и такие факторы, как уровень летно-ме-тодической подготовки летчиков-инструкторов, вид занятий, время, отведенное на изучение темы, оснащенность учебно-материальной базы и т.д.
Традиционно в методике летного обучения при изучении специальных дисциплин и при подготовке к полету используются следующие методы:
- устное изложение;
- беседа;
- самостоятельная работа (работа с книгой, с картой и т.д.);
- показ (демонстрация);
- наблюдение;
- розыгрыш полета;
- упражнение.
Некоторые из этих методов при определенных условиях могут включить другие методы, которые в этом случае становятся частными приемами. Например, в ходе устного изложения может потребоваться демонстрация какого-нибудь прибора, показ видеофильма и т.д. Показ в этом случае становится дополнительным приемом. В другом случае метод показа может быть дополнен устным изложением. Устное изложение и беседа могут дополнять методы упражнения и розыгрыша полета, углубить понимание отра-
Так как дипломный проект посвящен
проектированию учебно-тренировочного
самолета, то, считаю уместным, кратко
затронуть вопросы, связанные с методикой
летного обучения.
Основой профессиональной подготовки
летного состава является обучение,
которое слагается из теоретической,
наземной, тренажерной и летной подготовок.
Процесс обучения представляет собой
совокупность планомерных, целенаправленных,
взаимосвязанных действий педагога
(инструктора) и руководимых им учащихся,
направленных на сознательное и прочное
овладение ими системы знаний, навыков
и умений в летном деле.
Теоретическая подготовказаключается в изучении фундаментальных
и специальных дисциплин, в ходе которых
курсант получает глубокие знания в
теории полета, навигации, метеорологии,
авиационной техники и др.
Наземная подготовка– это
промежуточный этап обучения между
теоретической и летными подготовками,
имеющей целью дать летному составу
знания, навыки и умения, обеспечивающие
успешное выполнение полетного задания.
Знания, приобретенные пилотам на земле
перед выполнением любого элемента
полета, должны отличаться полнотой и
прочностью усвоения. Пилот обязан твердо
помнить последовательность действий
в полете, их взаимосвязь, возможные
усложнения и оптимальные решения,
позволяющие благополучно завершить
полет.
Обучение на тренажере– один
из основных видов подготовки будущих
летчиков, позволяющий закрепить и
углубить полученные знания, приобретенные
на земле навыки и умения по надежному
управлению самолета, его системами в
ожидаемых условиях полета и особых
ситуациях.
Цель практических занятий на тренажере
– отработка навыков и умений экипажа
по пилотированию, самолетовождению,
безошибочному и своевременному выполнению
необходимых действий при возникновении
различных усложнений условий полета
или отказе бортовых систем, а также
четкое и грамотное выполнение всех
требований РЛЭ, начиная от подготовки
полета до его завершения.
Современные авиационные тренажеры
позволяют значительно повысить
эффективность летного обучения и намного
снизить его стоимость.
Так, например, современные тренажеры
обеспечивают тренировку экипажа на
всех этапах полета, включая руление,
взлет и посадку. Характеристики самолета,
силовых установок, пилотажно-навигационного
оборудования и других систем имитируются
в них с весьма высокой точностью.
Тренажеры оснащены системами визуализации
и подвижности кабины. Они обеспечивают
возможность моделирования угловых и
линейных ускорений, чем помогают оценить
восприятие пилотом ускорений при
вращательном и линейном движениях,
которые оказывают влияние на психологическое
состояние. Тренировка проводится в
условиях, максимально приближенных к
реальному полету.
Так в США и других странах НАТО существует
развитая индустрия по разработке и
изготовлению специализированных
авиационных тренажеров, оснащенных
высокоэффективными системами визуализации
и подвижности, а также высокопроизводительными
вычислительными системами. В отработке
и совершенствовании средств наземного
моделирования и обучения экипажей
самолетов принимают участие все ведущие
авиастроительные и тренажеростроительные
фирмы, а также фирмы производители
авиационного оборудования. Это позволяет
отрабатывать на тренажерах практически
все процессы обучения и тренировки
экипажей самолетов, обеспечивая
сокращение доли полетной подготовки
экипажей до 30% от общего времени
подготовки.
Летная подготовка– это обучение
курсантов технике пилотирование,
самолетовождению, выполнению специальных
задач (отработка фигур высшего пилотажа,
полеты группой и др.), грамотной
эксплуатации авиационной техники,
наземного оборудования.
Следует отметить, что летная подготовка
является самым дорогим из всех видов
обучения специалистов вооруженных сил,
что определяет особую ответственность
подхода к выбору средств подготовки
летного состава (в первую очередь
учебно-тренировочных самолетов) и
методик обучения. Подготовка летного
состава, как правило, включает четыре
основных этапа. В различных странах
мира она может отличаться по количеству
налетываемых в процессе обучения летных
часов, содержанию и программам каждого
конкретного этапа обучения, а также
типам используемых учебно-тренировочных
самолетов. Иногда эти четыре основных
этапа обучения могут организационно
делиться на более мелкие подэтапы, но
так ли иначе, каждый кандидат в военные
летчики, прежде чем стать таковым, как
правило, проходит четыре этапа подготовки,
а именно первоначальную подготовку,
основную подготовку, повышенную
подготовку и ввод в строй (боевую
подготовку).
Первоначальная подготовкаставит
своей задачей привить будущему летчику
первоначальные навыки пилотирования
и уже на самых ранних этапах обучения
выявить кандидатов, которые по тем или
иным причинам не в состоянии стать
военными летчиками. Этот этап обучения
проводится на относительно простых и
дешевых поршневых самолетах, оснащенных
двигателями мощностью около 200 л.с.
(исключением является российский
учебно-тренировочный самолет Як-52,
имеющий поршневой двигатель мощностью
360 л.с.). Во всем мире таких самолетов
сейчас имеется около 6000. Достаточно
распространенной тенденцией в мире
является проведение первоначальной
летной подготовки не непосредственно
в ВВС, а действующими по контракту с
ними гражданскими фирмами и организациями.
В России такой организацией является
РОСТО (преемник ДОСААФ), однако сейчас
роль РОСТО в этом процессе не так высока,
какой она была во времена существования
СССР.
На этапе основной подготовкикандидаты в летчики получают основные
навыки пилотирования в светлое время
суток в простых метеоусловиях. Начинается
подготовка с обучения технике взлета,
посадки, полета по маршруту и выполнению
простейших фигур пилотажа, позднее
курсанты переходят к освоению более
сложных фигур пилотажа. Будущие летчики
проходят тренировки по порядку действий
в аварийных ситуациях (например, при
отказе двигателя). Следующим этапом
является обучение полетам по приборам,
в том числе приборной посадке, а также
основам навигации и полетам по карте.
В завершение основной подготовки
курсанты приступают к первым полетам
в составе пары самолетов и в темное
время суток.
Основная подготовка осуществляется на
самолетах с турбовинтовым или одним
реактивным двигателем. Всего в мире
сейчас имеется около 3500 самолетов для
основной подготовки.
Заметная тенденция, которая получила
развитие во многих странах мира после
топливного кризиса 1973 г., связана с
заменой ранее использовавшихся на этом
этапе обучения реактивных самолетов
турбовинтовыми, что позволяет значительно
удешевить процесс подготовки летчиков
при достижении практически тех же самых
результатов. Например, в Великобритании
в это время на смену реактивным самолетам
Jet Provost пришли турбовинтовые самолеты
Embraer EMB-312 Tucano, а во Франции эти машины
заменили реактивные Fouga Magister. Важным
событием последнего десятилетия стал
выбор ВВС США в результате программы
JPATS (Joint Primary Aircraft Training System) единым самолетом
основной подготовки турбовинтового
T-6A Texan II (Pilatus PC-9 Mk II), который пришел на
смену реактивным T-37. Стоит заметить,
что в России пока еще не создано
собственного современного самолета
для основной подготовки.
Повышенная подготовкавключает
углубленное обучение пилотированию,
навигации и основам боевого применения.
Начинается она с тех же элементов,
которые отрабатывались на предыдущем
этапе обучения, но проводится теперь
на более мощном и совершенном типе
самолета, с большими скоростью полета
и ускорением. Отдельные элементы обучения
постепенно объединяются во все более
и более сложные комплексы. Отрабатываются
полеты по приборам, в составе группы, а
также на малых высотах. На завершающем
этапе этой стадии подготовки курсанты
отрабатывают основы тактики применения
истребительной авиации, в частности
тренируются удерживаться «на хвосте»
маневрирующего самолета, и выполняют
полеты в составе группы уже из четырех
самолетов.
Повышенная подготовка проводится на
одно- или двухдвигательных реактивных
самолетах. Сейчас в мире имеется около
2500–3000 таких самолетов, наиболее
распространенные из которых – чешский
L-39, британский Hawk, франко-германский
Alpha Jet, итальянский MB339 и др. Некоторые
из этих машин используются в ряде
небогатых стран в качестве легких боевых
самолетов. Специфическим представителем
самолетов повышенной подготовки является
американский сверхзвуковой самолет
T-38 Talon, на базе которого в свое время был
создан столь популярный во многих
странах мира истребитель F-5 Tiger, строившийся
массовыми сериями.
Боевая подготовка (ввод в строй)–
последний в процессе обучения
летчиков-истребителей. В его ходе они
осваивают особенности тактики боевого
применения истребительной авиации,
групповые действия, применение различных
видов авиационного вооружения, а также
проходят переучивание на новый для них
тип самолета, на котором позднее будут
летать в строевых частях ВВС. В ряде
стран мира для этого этапа обучения
применяется термин LIFT — Lead-In Fighter Training
(дословно – «переучивание на истребитель»
или «подготовка к вводу в строй
истребителей»). Проводится этот этап
подготовки на околозвуковом или
сверхзвуковом специализированном
учебно-боевом самолете и/или на двухместной
учебно-боевой модификации
самолета-истребителя.
Самолеты для боевой подготовки (LIFT) –
наиболее динамично развивающаяся
категория учебных самолетов; иногда их
называют самолетами, имитирующими
самолет-истребитель. Они должны иметь
летные характеристики, приближающие
их к боевым машинам (поэтому на таких
самолетах сейчас часто применяются
перепрограммируемые системы управления),
а также информационно-управляющее поле
кабины экипажа, подобное имеющемуся на
реальном боевом самолете. В то же время
такие машины редко оснащаются бортовой
РЛС и вооружением – вместо них используются
средства имитации их применения.
Первым в мире специализированным
учебно-боевым самолетом класса LIFT стал
британский самолет Hawk серии 120 (до него
в этих целях использовались только
двухместные учебно-боевые модификации
боевых самолетов). Новинками на рынке
подобных самолетов сейчас являются
российский Як-130, южнокорейский Т-50,
итальянский М346, китайский L-15 и некоторые
другие.
Соседние файлы в папке Текст
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Учебник пилота
Вся информация по теоретической подготовке представлена здесь
Библиотека пилота
РАЗЛИЧНАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ И РУКОВОДЯЩАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ДЛЯ ВЫПОЛЛНЕНИЯ ПОЛЕТОВ В ВП РФ
- Федеральные авиационные правила полетов в ВП РФ Приказ от 31 марта 2002г — (формат *.zip /0,87Mb/) — Скачать
- Наставления по производству полетов (формат *.zip /0,41Mb/) — Скачать
- ФАП «Требования по авиационной безопасности к эксплуатантам АОН» Приказ Минтранса РФ от 27 марта 2003 г. N 29
- Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ (с изменениями от 8 июля 1999 г.) (формат *.zip /51,3Kb/) — Скачать
- ФАП «Использование воздушного пространства РФ» (утв. постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1084) (формат *.zip /81,8Kb/) — Скачать
- Руководство по летной эксплуатации самолета Ан-2 (общие сведения; ТТХ; подготовка к полету; эксплуатация систем и т.д.) — (формат *.pdf /2,85Mb/) — Скачать
- Руководство по летной эксплуатации вертолета Ми-2 (Эксплуатационные ограничения и общие эксплуатационные указания, подготовка к полету, выполнение полетов, расчет радиуса, дальности и продолжительности полета, действия летчика при отказах, обязанности бортового техника, летно-технические характеристики и аэродинамические особенности вертолета) — (формат *.pdf /3,14Mb/) — Скачать
- Рекомендации летному составу по действиям при возникновении в полете аварийной ситуации на вертолетах Ми-2 — (формат *.pdf /0,14Mb/) — Скачать
- Руководство по летной эксплуатации самолета ЯК-52 (общие сведения; ТТХ; подготовка к полету; выполнение полета; особые случаи в полете; эксплуатация систем.) — (формат *.pdf /0,94Mb/) — Скачать
- Руководство по летной эксплуатации самолета ЯК-18Т (общие сведения; эксплутационные ограничения; подготовка к полету; выполнение полета; особые случаи в полете; эксплуатация систем.) — (формат *.pdf /0,65Mb/) — Скачать
- Самолет Як — 18Т конструкция и эксплуатация — учебное пособие для летных училищ гражданской авиации под редакцией В. Л. Пришкольник, Ю. И. Янкевич — (формат *.pdf /2,69Mb/) — Скачать
- Конструкция самолета Як-52 — (формат *.pdf /1,37Mb/) — Скачать
- Конструкция двигателя М-14П (Як-52) — (формат *.pdf /2,32Mb/) — Скачать
- Авиационное и радиоэлектронное оборудование самолета Як-52 — (формат *.pdf /0,73Mb/) — Скачать
- Эксплуатация авиационной техники (основные положения по технической эксплуатации авиатехники и выписка из РЛЭ Як-52) — (формат *.pdf /0,36Mb/) — Скачать
- Самолетовождение (включает в себя следующие темы: краткие сведения по картографии, измерение времени, курс самолета, авиационные магнитные компасы, курсовые системы и их применение, высота полета, устройство и применение барометрических высотомеров, воздушная скорость полета, устройство и применение указателей воздушной скорости, влияние ветра на полет самолета, визуальная ориентировка, применение радиотехнических средств самолетовождения, штурманская подготовка к полету, штурманские правила выполнения полета по маршруту, безопасность самолетовождения) — (формат *.pdf /1,99Mb/) — Скачать
- Практическая аэродинамика (включает в себя следующие темы: основные свойства воздуха, аэродинамические силы, силовая установка самолета, горизонтальный полет самолета, подъем самолета, планирование самолета, взлет самолета, посадка самолета, устойчивость и управляемость самолета, штопор (прямой, обратный), фигуры простого пилотажа, фигуры сложного пилотажа, фигуры высшего пилотажа, дальность и продолжительность полета) — (формат *.pdf /2,84Mb/) — Скачать
- Авиационная метеорология (включает в себя следующие темы: метеорологические элементы, опасные для авиации явления погоды, анализ и оценка метеорологической обстановки по синоптическим картам, метеорологическое обеспечение полетов и перелетов) — (формат *.pdf /0,79Mb/) — Скачать
- Метеорология — Облака
- Радиосвязь и РТО полетов (включает в себя следующие темы: основные положения по организации радиосвязи при выполнении полетов в воздушном пространстве, правила радиообмена, средства связи и РТО полетов, разучивание (прием) радиотелеграфных знаков) — (формат *.pdf /0,23Mb/) — Скачать
- Теория пилотирования (фигуры высшего пилотажа) — (формат *.pdf /0,21Mb/) — Скачать
- Авиационная медицина (включает в себя следующие темы: особенности летного труда, влияние высоты полета на организм летчика, влияние перегрузок на организм летчика, пути и средства повышения работоспособности и выносливости, медицинский контроль за летным составом и его значение в повышении безопасности полетов, самопомощь и взаимопомощь) — (формат *.pdf /0,79Mb/) — Скачать
- Парашютно-спасательная подготовка (включает в себя следующие темы: материальная часть парашютов, укладка и эксплуатация парашютов, парашютные страхующие приборы, теоретические основы прыжка с парашютом, отработка на земле элементов прыжка с парашютом, особые случаи при выполнении прыжков с парашютом, вынужденные прыжки с парашютом, правила и способы вынужденного покидания самолета) — (формат *.pdf /1,28Mb/) — Скачать
МЕТОДИКА ЛЕТНОГО ОБУЧЕНИЯ Тема № 2 Принципы и методы теоретического обучения летного состава.
Основу методики летного обучения составляют такие понятия, как: методика обучения методика летного обучения В процессе обучения проявляются: закономерности общественного развития; познания; формирование личности; физиология ; психология и т д.
Методика — совокупность способов, методов и приемов, необходимых для систематического, последовательного и наиболее целесообразного выполнения какой-либо работы. В условиях летной практики термин методика следует понимать как пилотирование воздушного судна (ВС) или как методика выполнения полета.
Методика обучения — это направление педагогической науки, которое излагает методы преподавания какого-либо предмета или вида деятельности. Задачи методики обучения состоят в изучении закономерностей обучения, установления на их основе нормативных требований к преподавательской деятельности педагога. Знание методики обучения позволяет педагогу с минимальными затратами времени, сил, средств помочь освоить учащимся изучаемую дисциплину или вид деятельности
Методика летного обучения — раздел педагогической науки, исследующий закономерности обучения и освоения летной деятельности. Предметом методики является процесс обучения и воспитания лётных экипажей. МЛО, развившаяся в самостоятельную научную теорию, изучает и обобщает практику летного обучения и на этой основе разрабатывает, уточняет, конкретизирует содержание, методы, формы обучения и воспитания летного состава.
Методика летного обучения состоит из двух частей общая, присущая летному обучению в целом, конкретная методика обучения пилотов (экипажей) на определенном типе ВС
Содержание летного обучения вытекает из целей обучения и определяется программами лётной подготовки и тренировки, Федеральными авиационными приказами, пособиями. правилами, инструкциями, директивами и учебниками и
Принцип систематичности и последовательности обучения Изложение нового материала следует начинать с краткого напоминания пройденного Переходить к изучению нового материала после усвоения прошедшего Излагать материал следует по частям
Принципы лётного обучения Систематичность и последовательность Связь теории с практикой Сознательность и активность обучающихся Наглядность и доступность Целенаправленность Индивидуальный подход к обучаемым Прочность усвоения знаний
Методы летного обучения Методы- это способы руководства преподавателя познавательной деятельностью обучаемых.
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ИСТОЧНИКИ ЗНАНИЙ – ОСНОВА МЕТОДОВ СЛОВО Лекция Рассказ Объяснение Беседа Работа с книгой Словесные методы ОБРАЗ Показ Иллюстрирование и демонстрации Наблюдения Экскурсии Наглядные методы ДЕЙСТВИЕ Практические Лабораторные Письменные и графические работы Розыгрыш полета Тренировки Практические методы
В летном обучении применяются следующие основные методы ü Устное изложение (рассказ, лекция) ü Беседа ü Показ и демонстрация ü Работа с книгой ü Практические работы ü Розыгрыш полета ü Разбор полета ü Показ в полете ü Упражнение ü Наблюдение объяснение,
Основные задачи летного обучения следующие: При сущность и педагогические закономерности Раскрыть изучении данной темы необходимо: процесса летного обучения и воспитания пилотов. Обосновать руководящие положения, т. е. принципы, методы и формы обучения с учетом изменений происходящих в структуре ГА. Обеспечить высокое качество и безопасность каждого учебного полёта. Вооружить командно-инструкторский состав педагогическими знаниями и методическими навыками в целях умелого проведения летного обучения. Выработать единые представления о методике первоначального летного обучения, переучивания с одного типа ВС на другой, ввода экипажей в строй.
Логика учебного закономерность, процесса выражающая — объективная последовательность оптимально-эффективного движения обучаемых от той ступени их знаний и уровня развития, с которых начинается изучение учебного предмета или его раздела и темы, до того уровня знаний и развития, который соответствует полному овладению предметом или его разделом и темой.
Передача знаний, навыков и умения — содержание работы обучающего, а усвоение их — основная задача обучаемых. Сущность летного обучения заключается в передаче обучаемым знании и опыта. необходимых для их летной производственной деятельности, в активном изучении науки и техники, в развитии их физических и умственных способностей, обеспечивающих самостоятельное и инициативное решение стоящих перед ними задач
Знания – информационная осведомленность обучаемого об изучаемых объектах, процессах, правилах, событиях в данной области науки и техники. Умения – способность применять полученные знания на практике. Навыки– доведенные до автоматизма действия по решению поставленных задач.
Летные навыки — это навыки, выработанные в результате пилотирования ВС, они представляют собой совокупность умственных, сенсорных, двигательных и волевых навыков, характеризуются чрезвычайной сложностью, гибкостью, пластичностью, реализуются в ситуациях временной неопределенности и большого эмоционального воздействия вредных факторов (ускорения, вибрации перегрузки и т. п. ).
МЛО имеет определенные отличия от методик обучения по другим направлениям человеческой деятельности, это связано в частности со следующими факторами: • высокой степенью опасности деятельности человека в условиях полета; • выполнением полетов в сложных погодных условиях и широкой географией полетов; • повышенная загруженность летного состава, вызванная переходом к полетам на магистральных воздушных судах с экипажем из двух человек; • переход на эксплуатацию воздушных судов с многофункциональными жидкокристаллическими индикаторами, заменившими аналоговые авиационные приборы; • повышенные экономические требования эксплуатантов к каждому полету; • высокая стоимость учебных полетов на современных ВС и тренажерной подготовки на современных подвижных тренажерах; • повышенные требования отечественных и международных документов к уровню безопасности полетов; • необходимостью выработки у пилота устойчивых навыков в длительном пилотировании ВС при отказах двигателей и систем самолета, например при полетах по правилам полетов на увеличенную дальность на магистральных самолетах с двумя газотурбинными двигателями (ETOPS); необходимостью выработки у пилота умений безопасного полета на воздушное судно с наличием неисправностей, согласно минимального перечня исправного оборудования (MEL)
Летные навыки üУмственные навыки, основанные на полученных знаниях опыте, позволяют уяснить поставленную задачу, оценить обстановку, принять нужное решение и производить различные расчеты. üСенсорные навыки, основанные на органах чувств, позволяют определить положение ВС в пространстве, расстояние до земли окружающих ориентиров, распределять и переключать внимание на приборы, определять на слух работу двигателей и. т. п.
üДвигательные навыки, являющиеся ответной реакцией пилот на принятое решение, осуществляются соразмерными, четкими своевременными действиями и достигают высокой степени автоматизации. üВолевые навыки воспитываются в процессе обучения и на протяжении всей производственной деятельности путем систематической, планомерной подготовки пилота в умении безошибочно уверенно, хладнокровно и настойчиво действовать при возникновении в полете различных усложнений и особых ситуаций При выработке навыка необходимо отличать полезную автоматизацию от вредного автоматизма. Под автоматизмом понимаете действие, выполняемое бессознательно, машинально, когда в сознании человека нет представления о действии в целом или его частях
Усвоение знаний – законченный акт познавательной деятельности обучаемых, в результате которого они не только восприняли и закрепили знания, навыки и умение, но и овладели ими, т. е. научились применять их на практике. Усвоение знаний не мгновенный процесс. Звенья процесса усвоения знаний. Элементы процесса обучения Осознание познавательной задачи Подготовка задачи, возбуждение внимания и активного мышления и восприятия материала. Восприятие Осмысление Закрепление (понимание) Применение знаний в практике Организация наблюдения изучаемого предмета, явления, действия, изложения материала. Рассуждения, Организация объяснение, самостоядоказательств тельной о, работы систематизац обучаемых ия, изложения проверка и материала. закрепление пройденного Учебнотренировочн ые и производственные полёты, тренировка на тренажере Итоговая оценка Проверка знаний навыков, умения
Этап развития навыка Аналитический Синтетический Автоматизация Особенности выполнения действия Отчетливое понимание цели, но смутное понимание способов ее достижения: весьма грубые ошибки при попытках выполнения действия Отчетливое понимание того, как надо выполнять действие, и неточное, неустойчивое выполнение его, несмотря на интенсивную концентрацию произвольного внимания: наличие многих лишних движений, отсутствие положительного переноса данного навыка Все более и более качественное выполнение действия при ослабевающем временами произвольном внимании и появлении возможности его распределения: упрощение, сворачивание действия, устранение лишних движений, возможность положительного переноса
Для эффективности упражнений формирования навыка необходимо: Наличие логической последовательности методической обоснованности и Сознательная направленность обучаемого Знание правил выполнения действий Учет условий, в которых осуществляется упражнение Учет достигнутых результатов Понимание причин допущенных ошибок и путей их преодоления
Вопросы на практическое занятие: 1. Раскройте основные понятия Логики учебного процесса 2. В чем заключается сущность лётного обучения 3. Перечислите основные задачи лётного командира в процессе обучения. 4. Раскройте содержание методики, методики обучения. 5. Перечислите факторы, отличающие МЛО от методик обучения по другим направлениям деятельности. 6. Раскройте содержание МЛО. 7. Раскройте основные понятия образовательного процесса: 8. -знания, умения, навыки, лётные навыки, умственные навыки, сенсорные навыки, двигательные навыки, волевые навыки, 9. Опишите звенья познавательной деятельности в процессе усвоения знаний. 10. Опишите этапы процесса автоматизации.