Руководство по мастерингу

Итак, вы закончили запись своей песни — наконец-то! После нескольких часов кропотливого переписывания
текста
, лучшего исполнения и ловкой демонстрации безумных продюсерских навыков, ваш опус готов к тому, чтобы быть представленным миру!

Но подождите немного: как ваша песня будет звучать рядом с композициями других исполнителей? Будет ли она хорошо смотреться в списке воспроизведения Spotify, или же она будет заметно хромать по сравнению с другими композициями? Мой друг, именно здесь в игру вступает мастеринг.

В этом посте мы подробно рассмотрим процесс мастеринга песни. Начиная с обзора
разницы между сведением и мастерингом
, мы перейдем к рассмотрению того, какие варианты доступны вам при выборе мастеринга песни, а также какое оборудование и программное обеспечение вам для этого понадобится.

Вы найдете пошаговое руководство с подробным описанием того, как сделать это самостоятельно, а также как использовать сайт с искусственным интеллектом, чтобы сделать всю работу за вас. Добавьте несколько советов, распространенные ошибки, которых следует остерегаться в начале пути мастеринга, несколько часто задаваемых вопросов, и вы получите полный рецепт того, как сделать мастеринг песни!

Готовы? Давайте сделаем это.

Что такое мастеринг?

В двух словах, мастеринг — это последний шаг в подготовке вашей музыки к выпуску в мир. Так называемое «темное искусство» мастеринга включает в себя тонкую настройку уровней и эквалайзера стереодорожки и подготовку ее к тиражированию и трансляции. Эта работа также включает в себя оптимизацию уровней громкости для соответствия промышленным стандартам.

Среди других обязанностей инженера по мастерингу:

  • Устранение любых провалов и дефектов, пропущенных на этапе смешивания
  • Аранжировка треков в конечную последовательность (для целого альбома)
  • Добавление метаданных для распространения

Мастеринг и микширование: В чем разница?

Легко запутаться, когда говоришь о сведении и мастеринге песни.

Микширование включает в себя сведение отдельных дорожек песни и их балансировку с помощью регулировки громкости,
эквализации
,
панорамирования
,
компрессии
и других
аудиоэффектов
, чтобы ваша песня звучала великолепно. Это сведено в стереомикс, готовый к мастерингу.

Процесс мастеринга включает в себя сведение финального микса и тонкую настройку уровней и эквалайзера, подготавливая его к тиражированию и трансляции. Он может сделать ваш трек громче, расширить стереоизображение и придать общую четкость вашему убийственному гимну.

В случае
мастеринга альбома
он также включает в себя обеспечение одинакового тонального баланса и воспринимаемой громкости всех композиций.

Самостоятельный мастеринг песни против найма мастеринг-инженера

Хотя очень заманчиво пытаться сохранить творческий контроль над каждым этапом процесса записи, одно из главных преимуществ найма мастеринг-инженера заключается в том, чтобы иметь второе мнение. После того, как вы долгое время занимались сведением песни, вы теряете объективность, а привлечение другого человека для мастеринга трека дает вам возможность услышать свежий взгляд на проблемные места.

Вы также можете многое узнать о своих собственных миксах, наняв кого-то. Профессиональный мастеринг дает вам объективность в отношении вашей работы, которую вы не получите, если будете полностью делать сами, а в конечном счете вы хотите микшировать, ориентируясь на мастера. Я бы рекомендовал нанять профессионала для работы хотя бы над некоторыми из ваших миксов, просто чтобы вы могли услышать, чего можно добиться с помощью мастеринга.

Самостоятельный мастеринг против использования онлайн-сервиса мастеринга

Альтернативой мастерингу вашей собственной работы (или найму кого-то другого для этого) является использование онлайн-сервиса, такого как eMastered. Преимущества использования онлайн-сервиса по сравнению с самостоятельной работой заключаются в том, что вы используете обширные знания многих мастеринг-инженеров и применяете их к своему треку за ничтожно малую долю времени, которое потребовалось бы для самостоятельного обучения. Они также являются хорошей альтернативой, если бюджет вашего альбома ограничен и в банке осталось не так много денег.

Такие сервисы, как eMastered, позволяют за считанные минуты получить результат профессионального мастеринга, анализируя ваш трек и сравнивая его с другими в вашем жанре. Вы можете играть с различными настройками, обеспечивая творческий контроль над результатом, а с eMastered вы даже можете
попробовать его бесплатно
.

Так что если вы из тех преданных своему делу артистов, которые хотят сосредоточиться на создании музыки и выпуске ее в мир, или если вас пугает идея самостоятельного мастеринга, eMastered может стать вашим союзником.

Оборудование/программное обеспечение, необходимое для освоения песни

С развитием технологий независимым музыкантам стало как никогда легко контролировать каждый этап процесса записи, и мастеринг не является исключением. Существует множество доступных инструментов, которые помогут вам отшлифовать вашу музыку.

Если вы не чувствуете себя достаточно раскрепощенным, чтобы пойти и купить специальное программное обеспечение, не бойтесь! Практически любая цифровая аудио рабочая станция (DAW) включает в себя все необходимое программное обеспечение для дополнительной обработки ваших собственных миксов, чтобы ваши треки засияли.

Мастеринг аудио — это не просто установка плагина на ваш микс и завершение работы. Речь идет о тонкости и использовании слуха. Это навык, оттачиваемый годами, и некоторые утверждают, что мастеринг лучше доверить специалистам.

Но давайте будем честными: вы — «наркоман» и хотите подпитать свое серое вещество. Вы знаете, что такое аудиомастеринг, и готовы узнать об этом процессе. Возьмите чашку чая и читайте дальше.

Как освоить песню за 15 шагов

Мы разделим процесс освоения песни на 15 легко выполнимых шагов:

  1. Создайте условия для прослушивания
  2. Приготовьте смесь
  3. Проверьте уровни на наличие клиппирования
  4. Спуск по стереодорожке
  5. Сделайте перерыв
  6. Найдите несколько ссылок
  7. Слушайте и делайте заметки
  8. Сделайте еще один перерыв
  9. Послушайте еще раз
  10. Динамический контроль — сжатие
  11. Регулировка тембра — эквализация
  12. Другие усовершенствования
  13. Ограничение
  14. Окончательная проверка уровня
  15. Откажитесь от окончательного мастера

Вы заметите, что многие шаги связаны с подготовкой. Александр Грэм Белл сказал об этом лучше всего:

«Прежде всего, подготовка — это ключ к успеху».

Неважно, изобретаете ли вы телефон или осваиваете мастерство, этот совет будет верным. Не упускайте возможность собрать все свои утки в ряд!

Итак, давайте разделим эти шаги и посмотрим, что входит в каждый из них.

Шаг 1: Создайте условия для прослушивания

Помещение, в котором вы находитесь, влияет на то, как вы слышите музыку, выходящую из ваших студийных мониторов. Так что если вы сделали отличную работу по мастерингу вашего трека, но ваша комната плохо настроена, ваша работа будет напрасной. Ваша песня может отлично звучать в вашем помещении, но в любом другом месте она будет звучать как-то не очень.

Поэтому убедитесь, что ваши мониторы настроены правильно, с правильным позиционированием. Если необходимо, обработайте
вашу микшерную комнату акустическими панелями
. Что бы вы ни делали, не полагайтесь на базовые компьютерные колонки! Если вы не в состоянии потратить деньги или время на обработку комнаты, по крайней мере, подумайте о приобретении отличных наушников, таких как Sennheiser HD600s.

Шаг 2: Приготовьте смесь

Далее вам нужно сделать хороший микс. Точнее,
сделать его отличным
. Хотя мастеринг может придать блеск вашему треку, это будет намного проще, если песня уже звучит хорошо. Паршивый микс создаст вам проблемы только на этапе мастеринга.

Если треск слишком громкий, мастеринг-инженер, возможно, сможет его приглушить, но гораздо лучше сначала исправить его в миксе. Если на этапе мастеринга вы обнаружите какие-то проблемы с собственным миксом, не бойтесь вернуться и сначала исправить микс. В конце концов, это будет стоить затраченных усилий.

Шаг 3: Проверьте уровни на наличие клиппинга

Делайте миксы чистыми, с минимальной компрессией шины на дорожках. Проверьте фейдеры, чтобы убедиться, что ни один из них не
клиппирован
, и убедитесь, что вы оставили достаточно свободного пространства на каждой дорожке и стереовыходе. Самые громкие части вашего трека должны иметь пик на уровне -6 дБ.

Шаг 4: Спуск стереофайла

Экспортируйте ваш немасштабированный оригинальный микс в том разрешении (частота дискретизации и битрейт), в котором он был записан. Это должен быть файл без потерь, поэтому ни в коем случае не делайте отскок в mp3! Как минимум, убедитесь, что вы экспортируете немасштабированные миксы в 16 бит/48 кГц.

Если в вашей цифровой аудио рабочей станции есть опция
«нормализация
» в меню отскока, убедитесь, что флажок снят перед отскоком.

Наконец, импортируйте ваш микс (миксы) в новый проект в вашей DAW. Если вы работаете над несколькими песнями для альбома, поместите каждую песню на отдельный трек. Затем сразу переходите к шагу 5…

Шаг 5: Сделайте перерыв

Да. Вы слышали, возьмите отгул. Какая разница — один день! Но в идеале, оставьте свой трек на пару дней или больше, прежде чем вернуться к нему. Поверьте мне — ваш разум будет свежим, ваши уши будут свежими, и, возможно, у вас будет время принять душ. Чем дольше вы можете подождать между сведением и мастерингом, тем лучше вы сможете объективно оценить свою работу.

Шаг 6: Найдите рекомендации

Первый инструмент в мастеринге — это обратиться к чужой песне. Природа не терпит вакуума, и в процессе работы вам захочется сравнить то, что вы делаете, с тем, что было профессионально отмастеринговано, чтобы сфокусироваться и принять правильные решения.

Даже если вы планируете нанять мастеринг-инженера или воспользоваться онлайн-сервисом, вам все равно стоит выбрать несколько эталонных треков, чтобы не потеряться.

Выберите произведение, соответствующее тону и стилю вашего трека. Если вы работаете над EDM-гимном, вы, вероятно, не захотите ссылаться на сингл Nickelback (впрочем, зачем вам это вообще?).

Импортируйте эти эталонные дорожки в проект, созданный в шаге 4.

Шаг 7: Прослушайте свой трек и сделайте заметки

А теперь откиньтесь назад и критически прослушайте версию вашей песни только в миксе. Тот перерыв, который вы себе сделали? Это поможет вам определить, чего не хватает в миксе. Вы слушаете со свежими ушами, и это первое прослушивание, где вы услышите большинство проблем.

Слушайте на своих обычных студийных мониторах. Слушайте на разных системах воспроизведения и делайте заметки по ходу дела:

  • Не звучат ли высокие частоты слишком резко?
  • Мутный ли он
    в низкочастотном диапазоне?

  • Звучит скучно?

Делая заметки, вы можете быть намеренными в работе и не тратить остаток жизни на бесконечную настройку параметров. Иногда нужно просто выпустить своего ребенка в мир.

Шаг 8: Сделайте еще один перерыв

Рискуя переборщить, я бы рекомендовал сделать здесь еще один перерыв, пусть даже на пару часов. Серьезно, усталость ушей — это вещь, так что дайте своим ушам возможность освежиться.  

Шаг 9: Прослушайте референсы и сравните их с вашим миксом

На этом этапе вы захотите прослушать свои референсы. Очень важно согласовать громкость этого трека с громкостью вашего микса. Уменьшайте фейдер до тех пор, пока пики на обоих треках не станут примерно одинаковыми. Таким образом, вы не будете обмануты тем, что слышите что-то в результате более громкого трека.

Если в вашей
DAW
есть графический анализатор, используйте его, чтобы измерить частотный спектр эталонного микса и сравнить его со своим собственным.

как освоить песню



Анализатор спектра покажет вам, чего не хватает вашим ушам.

Секрет хорошего мастера заключается в контексте. Конечный результат должен хорошо звучать по сравнению с другими песнями, поэтому всегда используйте пару-тройку референсных треков.

Шаг 10: Регулировка тембра — эквализация

Установите эквалайзер на вершине сигнальной цепи, в идеале — линейный, если он есть в вашей DAW. Они предназначены для одновременного воздействия на несколько инструментов и имеют «чистое» звучание — отлично подходят для мастеринга в коробке. Обратитесь к своим записям, чтобы понять, что нужно исправить.

Используйте его экономно, чтобы скрасить тусклый микс (добавьте небольшое, широкое усиление в районе 12 кГц) или вычистить грязь (вычерпайте немного нижних средних частот в районе 300 Гц).

как овладеть музыкой



Встроенный линейный эквалайзер Logic обладает прозрачным звучанием.

Убедитесь, что вы используете широкие срезы и усиления в своих частотных диапазонах, и не изменяйте ничего более чем на 3 дБ — помните, что тонкость — это ключ к мастерингу! Если частота требует более значительного изменения, то, скорее всего, проблема в миксе.

Некоторые люди также предпочитают добавлять эквалайзер после стадии сжатия (см. ниже), поскольку компрессоры могут окрашивать звук. Здесь опять действуют те же правила тонкости.

Шаг 11: Динамический контроль — сжатие

Если вы слушаете классическую музыку, вы услышите, что записи заметно тише, чем обычные поп-песни. Это потому, что динамический диапазон классической музыки намного больше, чем, скажем, у сингла Post Malone. Если вы хотите, чтобы ваш трек хорошо смотрелся рядом с песней из Billboard Top 100, вам нужно укротить динамический диапазон (вниз, парень!). Введите компрессор.

Динамический диапазон
— это разница между тем, насколько тиха и насколько громка музыка. Компрессор, по сути, «сжимает» сигнал, уменьшая его динамический диапазон. Это означает, что вы можете увеличить общую громкость без пика, что делает прослушивание более равномерным.

Вернемся к вашему миксу — вставьте компрессор после эквалайзера в цепочку сигнала и начните управлять динамическим диапазоном. Опять же, тонкие изменения здесь являются ключевыми.

  • Сохраняйте низкое соотношение — около 1,5:1
  • Отрегулируйте порог, чтобы получить не более 1-2 дБ снижения усиления.
  • Используйте медленную атаку. Начните примерно с 10 мс и регулируйте дальше.
  • Если ваш компрессор оснащен функцией автоспуска, используйте ее. В противном случае регулируйте выпуск до тех пор, пока он не будет дышать в такт вашей мелодии.

как мастерить треки



Выберите компрессор, который не окрашивает звук.

Часто возвращайтесь и слушайте только смикшированную версию вашего трека. Используйте свой слух — звучит ли он лучше, или вы искажаете его жизнь? Не каждый микс нуждается в компрессии; многие хорошие треки были испорчены чрезмерной компрессией. Так что пользуйтесь своим мнением. И не забудьте сравнить его с эталонным треком!

Шаг 12: Другие усовершенствования

Есть еще несколько хитростей в рукаве, которые могут быть полезны на данном этапе.

Многополосная компрессия:

Если у вас есть проблема в одной конкретной области частотного спектра, возможно, вам стоит
поэкспериментировать с многополосным компрессором
.

Многополосный компрессор работает так же, как и обычные компрессоры, за исключением того, что вы можете установить конкретный диапазон частот, на который он должен воздействовать.

Поэтому, если вы заметили непостоянство среднего диапазона в песне,
используйте многополосную компрессию
для ослабления этого частотного диапазона с небольшим (от -2 до -3 дБ) снижением усиления. Помните о тонкости? Вам не нужно много, достаточно, чтобы устранить несогласованные части.

Насыщенность:

Плагины насыщенности
ленты могут добавить цвета в ваш микс; сделать их немного более захватывающими, более насыщенными. Придать им немного ба-да-бинга. Но будьте осторожны! Слишком сильное насыщение может привести к нежелательным
искажениям
. Так что используйте свое суждение и будьте осторожны. Особенно в этом случае, меньше — всегда больше.

Расширение стереобазы:

Это может помочь миксу, который звучит слишком беспорядочно, расширив стереоизображение и раздвинув звуки. Это может звучать круто, но также может вызвать проблемы с фазой, если ваш звук воспроизводится в моно. Поэтому будьте деликатны, а в идеале держитесь от него подальше, если вам не нужно использовать его абсолютно точно.

Шаг 13: Ограничение

Лимитирование
— это заключительный этап
цепочки мастеринга
. Здесь вы можете контролировать сигнал, чтобы он никогда не поднимался выше определенного уровня, и повышать общую воспринимаемую громкость трека.

Вы угадали — тонкие настройки и здесь необходимы.

  • Установите выходной сигнал в диапазоне от -0,3 до -0,8 dBFS,
  • Установите время отпускания на 500 мс (или авто, если есть такая возможность).
  • Увеличивайте входное усиление, пока не добьетесь снижения усиления примерно на 2 дБ.
  • Сократите время выпуска настолько, насколько это возможно без ущерба для качества звука.

лучший способ освоить песню



Несмотря на то, что



2 Unlimited



несмотря на то, что говорит 2 Unlimited, должны быть ограничения.

Некоторые люди сначала устанавливают лимитер, а затем возвращаются к предыдущим этапам. Конечно, поступая таким образом, вы теряете тот волшебный момент, когда включается лимитер, и ваш почти отмастерингованный материал сразу же переносится в Лаудсвилль. Но преимущество работы в обратном порядке заключается в том, что на ваш выбор на этапах эквалайзера и компрессии лимитер не окажет негативного влияния — вы уже будете слышать его работу.

При использовании лимитера стремитесь к тому, чтобы уровень совпадал с эталонным треком.

Шаг 14: Окончательная проверка уровня

Почти готово!

Теперь у вас есть мастер, звучащий лучше, чем версия только для микширования, и вы сравнили его со своим эталоном (эталонами), вам нужно прослушать результат на различных системах. Средний слушатель не будет использовать студийные мониторы с плоским откликом. Скорее всего, они будут слушать вашу музыку в машине, или на наушниках, или, возможно, через Bluetooth-колонки.

Прослушайте свой мастер на разных системах воспроизведения и на разной громкости, чтобы понять, как он звучит. Если вы собираетесь много заниматься мастерингом, возможно, имеет смысл иметь возможность выбора вариантов прослушивания прямо с микшерного пульта.

Последнее, что вы хотите сделать перед рендерингом, — это проверить окончательный уровень громкости. Это можно сделать с помощью измерителя
LUFS
или измерителя истинного пика.

Самоучитель по мастерингу

Если в вашей DAW нет плагина, который может считывать уровень воспринимаемой громкости, не беспокойтесь об этом. На этом этапе вы заслужили право на некоторую поблажку.

Главное — убедиться, что на мастер-выходе нет клиппирования. Если он есть, уменьшите входное усиление на вашем лимитере.

Шаг 15: Отбивка окончательного мастера

заключительные этапы мастеринга песни

Ура! Вы сделали это! Вы заработали право перевести свою песню в аудиофайл с золотым сертификатом для распространения среди всех потоковых сервисов. Вот несколько основных настроек, которые следует использовать при создании отличного мастера:

  • Формат: WAV
  • Битовая глубина: 16 бит
  • Частота дискретизации: 44 кГц
  • Усиление: 1dBFS

А если аудиофайл только для микса был с более высокой частотой дискретизации, не забудьте
понизить
частоту дискретизации, чтобы обеспечить плавное преобразование частоты дискретизации!

Как записать песню с помощью eMastered

Бывают случаи, когда у вас нет возможности сделать мастеринг самостоятельно — возможно, вам нужно сдать песню для распространения всего за пару часов, а ваши уши слишком запеклись после микширования.

Какова бы ни была причина, иногда для выполнения работы необходимо прибегнуть к помощи онлайн-сервиса, такого как eMastered.

С
eMastered
вы получаете возможность попробовать, прежде чем купить. Это простой интерфейс drag-and-drop, в который вы загружаете свой микс и, при желании, эталонный трек.

мастеринг песни с помощью emastered

После того как файл будет загружен и обработан магической силой искусственного интеллекта, вы попадете на страницу, где сможете опробовать различные настройки песни.

руководство по мастерингу песен своими руками

Вы можете сравнить разницу между мастер-миксом и оригинальным миксом на вкладке воспроизведения.

как стать хозяином своей музыки

Если вы мастерите несколько песен с похожим звучанием, вы можете воспользоваться страницей пресетов, чтобы сохранить свои любимые настройки.

как освоить аудио

Преимущества использования онлайн-услуг заключаются в скорости, эффективности и низкой стоимости. Вы можете пойти по пути «сделай сам», если хотите узнать о тонкостях и особенностях мастеринга и о том, как это может улучшить ваши миксы. Если вы артист, который провел много времени в студии с живыми музыкантами для записи альбома, то нанять мастеринг-инженера, возможно, будет правильным решением. Я бы рекомендовал попробовать все три пути, чтобы понять, какой из них подходит вам и вашей музыке.

5 советов по музыкальному мастерингу для начинающих

Часто отдыхайте ушами

При прослушивании одного и того же музыкального произведения снова и снова легко получить усталость ушей, поэтому делайте регулярные перерывы в работе, чтобы ваши уши оставались свежими.

Используйте контрольную дорожку

Используйте эталонный трек при мастеринге собственной песни и обязательно часто сверяйтесь с ним. Как ваша песня соотносится с эталоном? Слишком много низких частот? Не хватает ударных? Референс поможет вам не сбиться с курса и получить отличный мастер.

Монитор на разумной громкости

Легко просто включить свою систему воспроизведения и думать, что вы делаете отличную работу. Но это не так. Делайте мониторинг на комфортном уровне, чтобы ваши уши не уставали быстро, и чтобы избежать непоследовательных решений.

Не мучайтесь над выбором

Я за то, чтобы сделать что-то лучшее, чем оно может быть, но есть тонкая грань между тем, чтобы сделать это правильно, и тем, чтобы переборщить. В конце концов, обучение мастерству исполнения песни — это путешествие, которое может занять всю жизнь. Сделайте все, что в ваших силах, и переходите к следующей.

Меньше — значит больше

Как в отношении количества
плагинов
, так и в отношении того, как вы их используете — не переборщите. Я рекомендую начать всего с трех плагинов: эквалайзер, компрессия и пиковое ограничение. И делайте любые настройки небольшими и обдуманными. Если вам нужно внести большие корректировки, подумайте о том, чтобы вернуться на этап микширования.

Распространенные ошибки новичков

Использование слишком большого количества плагинов

Пока вы учитесь, придерживайтесь основ. Эквалайзер, компрессия и пиковый лимитер — вот ваши основные инструменты. Когда вы начнете узнавать немного больше о мастеринге, вы сможете экспериментировать со стереоизображением, насыщенностью и другими инструментами.

Мастеринг на микшерной шине

Да, нет. Может возникнуть соблазн сделать все в одном проекте, но не поддавайтесь ему! Сведите свой микс в файл без потерь (т.е. с той же разрядностью и частотой дискретизации, в которой он был записан) и импортируйте его в чистый, пустой проект. У вас будет больше вычислительной мощности, и вы не будете отвлекаться на бесконечную возню с миксом.

Чрезмерная обработка

Если ваши уши устали от отсутствия перерыва, или вы не использовали референсный трек, легко переборщить с эквалайзером и компрессией. Всегда стоит вернуться на следующий день, чтобы убедиться, что усиление высоких частот пошло на пользу.

Отсутствие проверки файла на разных системах воспроизведения

Ваш конечный стереофайл может отлично звучать на ваших Yamaha NS10, но проверяли ли вы, как он звучит через крошечные колонки ноутбука вашей сестры?

Полагаясь на предварительные настройки

Не поймите меня неправильно — пресеты являются отличной отправной точкой. Но вы захотите подстроить пресет «Rock Ballad Master» на своем эквалайзере под свою конкретную песню. Так что не стесняйтесь набирать их, просто не будьте принцем (или принцессой) пресетов.

Вопросы и ответы по DIY мастерингу

самоучитель по мастерингу

Может ли мастеринг исправить плохой микс?

Одним словом, нет. Он может помочь сгладить несоответствия, добавить ясности и блеска, но он не замаскирует плохо смикшированную песню. Если во время мастеринга вы столкнулись с проблемами в миксе, вернитесь на этап микширования, чтобы сначала устранить проблемы.

Насколько громко вы должны слушать свою музыку?

Всегда убедитесь, что вы оставляете минимум 1dBDS напора, и убедитесь, что на мастер-канале нет клиппирования. Требования потоковых служб и вещательных компаний различны, но хорошим эмпирическим правилом является стремление к интегрированному уровню -14 LUFS.

Как освоить низкие частоты?

Используйте многополосную компрессию, чтобы усмирить любые нежелательные низкие частоты. Не забывайте использовать незначительное снижение усиления — не более -2 -3 дБ. Также стоит использовать низкий срез, чтобы подавить все, что ниже 3oHz. Это позволит низким частотам «дышать».

Насколько громким должен быть мой микс перед мастерингом?

Хотя во время микширования так и тянет увеличить громкость, не делайте этого! На этапе микширования самые громкие части вашего трека должны иметь пик на уровне -6 дБ. И убедитесь, что вы не нормализуете микс при его сведении. Эта опция часто отмечается по умолчанию в некоторых DAW.

Насколько громким является мастер SoundCloud?

SoundCloud нормализует вашу песню до -14 LUFS, поэтому стремитесь к уровню между -18 и -10 LUFS.

Как узнать, хорош ли мой мастер?

Отличный вопрос! Попробуйте его на разных колонках и в разных условиях прослушивания. Автомобильная стереосистема, телефон, колонки ноутбука, саундбар. Все ли вы слышите отчетливо? Не бросается ли что-нибудь в глаза? В конечном счете, чем больше вы практикуетесь в мастеринге, тем лучше у вас это получается.

Нужно ли использовать лимитер перед мастерингом?

Определенно нет! Оставьте любую обработку всего микса для этапа мастеринга. Не стесняйтесь использовать небольшую компрессию и эквалайзер на вспомогательных каналах (например, на барабанной шине), чтобы подтянуть звук, но оставьте выходной канал без плагинов.

Сколько головного пространства нужно оставить для мастеринга?

Стремитесь к тому, чтобы пик самых громких частей вашего микса на этапе микширования составлял -6 дБ. Таким образом, у вас будет достаточно пространства для обработки и увеличится воспринимаемая громкость вашей песни.

Нужно ли делать нормализацию после мастеринга?

Никогда не устанавливайте флажок ‘normalize’ при сведении окончательного мастера! Это испортит всю ту тяжелую работу, которую вы проделали, чтобы добраться до этого этапа. Оставьте нормализацию сервисам потокового вещания, которые приведут ваш мастер в соответствие со своими требованиями.

Какое лучшее программное обеспечение для мастеринга?

Существует множество отдельных плагинов и пакетов, которые могут помочь вам в создании музыки. Но на самом деле самое важное, на что стоит полагаться, — это ваши уши. Все приемы, обсуждаемые в этой статье, можно выполнять с помощью плагинов, поставляемых с вашей DAW, что означает, что вы можете практиковаться в своем искусстве, прежде чем тратить деньги на модное программное обеспечение.

Мастеринг сложнее, чем микширование?

Некоторые люди смешивают и осваивают. Другие тяготеют больше к одному, чем к другому. И то, и другое требует хорошего слуха, технических знаний и терпения для практики.

Какие плагины следует использовать для мастеринга?

Как минимум, вам понадобится эквалайзер для управления различными частотными диапазонами, компрессор для усмирения динамики и лимитер для повышения воспринимаемой громкости песни и предотвращения клиппирования. Если в вашей DAW есть настоящий пикометр, это замечательно, но для начала можно обойтись и без него.

Как стать лучше в мастеринге?

Так же, как вы попали в Карнеги-холл: практика, практика, практика! Слушайте свои собственные работы и коммерческие релизы с критическим вниманием. Что делает эту песню популярной? Чем ваш релиз отличается от нее? Не застревайте в рутине вечной шлифовки одной песни; переходите к следующей и сосредоточьтесь на совершенствовании своего ремесла каждый раз.

В заключение…

Мастеринг — это таинственное искусство, на постижение которого уходят годы, а на совершенствование — целая жизнь. Практика сделает вас только лучше, поэтому не экономьте на времени, когда дело доходит до этапа мастеринга.

Время на прочтение
6 мин

Количество просмотров 226K

Вот, с грехом пополам, мы и добрались до финальной статьи. Она будет про сведение и мастеринг. Первым делом поясню чем сведение отличается от мастеринга, расскажу немного про такую штуку как SideChain и еще парочку трюков. В конце — небольшая таблица, которая до сих пор помогает мне при эквализации.

Сведение.

Сведе́ние — процесс создания из отдельных записанных треков конечной записи, следующий после аранжировки этап создания звукозаписи. Сведение — не чисто технический процесс соединения различных треков в единое целое, это скорее творческая деятельность, от которой зависят особенности звучания результата.

Это взято из Википедии.

Некоторые считают что мастеринг и сведение это одно и тоже, другие считают что это разные вещи. Сразу хочу пояснить как считаю я — сведение, это процесс создания конечной записи из отдельных дорожек, в котором уделяется внимание таким аспектам как баланс громкости, панорамирование, плотность звучания и расстановка эффектов, а мастеринг — эквализация и компрессия, доведение звучания микса до требуемого уровня. Итак, сведение.

Процесс сведения ставит перед нами две задачи — во-первых, нужно соединить в единое целое множество аудио-дорожек, а во-вторых постараться избавиться от «компьютерного» звучания, что-бы играло максимально динамично и красиво.

Вот несколько советов перед тем как мы начнем сводить:

  • Не стоит обвешивать дорожки эффектами вроде дилея, реверба и тем более компрессора до этапа сведения. В 90% случаях вы будете их переделывать. Из эффектов стоит добавлять только те, что подчеркивают или изменяют звучание инструмента, такие как флэнжер, хорус, всякого рода дисторшены (хотя и тут надо по-аккуратней) и т.д.
  • Не стоит менять панораму до этапа сведения. В 90% случаях вам придется ее переделывать.
  • Не стоит менять громкость до этапа сведения. В 90% случаях вам придется ее переделывать.
  • Не стоит без особой надобности экспортировать дорожки из секвенсера в аудио-редактор. Современные секвенсеры позволяют провести сведение на высоком уровне, тем более еще не поздно будет что-либо изменить. Под «особой надобностью» я подразумеваю использование «тяжелых» плагинов и саунд-банков в секвенсере который не поддерживает «заморозку» треков, или вам просто удобней сводить в аудио-редакторе.
  • Учтите что для разных жанров требуются разные методики сведения и перед тем как начинать сводить, желательно почитать/послушать как сводят другие, иначе есть риск получить абсолютную чушь на выходе. Проверено на себе.
  • Создание музыки как и любой другой вид творческой деятельности подвержен страшной напасти, более известной как «погоня за идеалом», особенно это заметно на этапе сведения. Поставьте перед собой цель, эдакую «планку качества» до которой вы можете добраться и перестаньте сводить после ее достижения. Иначе, есть риск все испортить и получить на выходе абсолютную чушь или сводить до конца жизни. Проверено на себе.

Итак, этап первый — соединяем дорожки в единое целое. Если мы не записывали никаких инструментов извне и все что мы написали сделано в одной программе, этот абзац можно пропустить, в противном случае читаем дальше. Допустим из внешних дорожек у нас есть гитара записанная в живую. Для начала хочу заметить что писать такие вещи лучше в аудио-редакторе, т.к. в большинстве случаев придется убирать «левые» шумы, если они есть (это лучше делать именно в аудио-редакторе), и подправить громкость, все остальное можно сделать позже в секвенсере, имея под рукой остальные дорожки, либо соединить секвенсер и редактор через ReWire, если мощности ПК позволяют, т.к. нагрузка на процессор и память будет немаленькая. Или можно написать на скорую руку бит и басс секцию (в случае с гитарами), экспортировать в wav и добавить ее как отдельную дорожку в аудио-редактор. На худой конец почти везде есть метроном.

Этап второй. Сразу хочу заметить, то что я сейчас тут напишу не является инструкцией, это лишь описание процесса «по-моему» и не факт что вам будет удобней сводить именно так. Первый вопрос — с чего лучше начать, с эффектов, громкости или панорамы? Я предпочитаю начинать с расстановки эффектов, в первую очередь с реверба. Дело в том что в большинстве случаев после применения этого эффекта громкость инструмента заметно падает, и если перед этим мы баловались с громкостью придется все переделывать. Кстати, реверберация поможет вам достичь более «живого» звучания инструмента, главное не переборщить. Также для этих целей можно использовать хорус (опять же очень аккуратно) и Stereo-Enhancer для расширения стерео сигнала. На этом же этапе добавляем дилей куда необходимо, он кстати тоже может снижать громкость инструмента. Для добавления «плотности» можно добавить немного компрессии. После добавления всех необходимых эффектов переходим к… панораме. Да именно к панораме, а не к громкости. Дело в том что если мы сначала отрегулируем громкость, а потом панораму, есть вероятность того что на одном канале окажутся инструменты с одинаковой (или наоборот слишком различной) громкостью, в итоге получиться чушь и все придется переделывать. Поэтому сначала делаем общую панораму, а потом правим громкость инструментов. На первый взгляд вроде все, микс звучит более-менее пристойно. Многие, кстати, используют sidechain на этапе сведения, для вокала или ударных, я советую делать это на этапе мастеринга, т.к. есть вероятность что после эквализации нужда в sidechain’е отпадет. Я например еще люблю баловаться с панорамой где-нибудь посреди трека, такой художественный прием когда звук инструмента плавно перетекает из одного канала в другой, также можно играться с громкостью. В общем при сведении можно неплохо разнообразить ваш трек и заставить его звучать поистине прекрасно, так что не стоит игнорировать этот процесс.

Инструменты применяемые для сведения:

  • Ревербератор.
  • Хорус.
  • Дилей.

Описание эффектов есть в моем предыдущем посте про терминологию.

Мастеринг.

Ма́стеринг (англ. master) — первоначально производство эталонного носителя, копией которого является потребительский носитель аудиозаписи (компакт-диск, виниловая пластинка, магнитофонная кассета). Впоследствии мастерингом стали называть и процесс подготовки финального микса.

Это взято из Википедии.

Для начала небольшой экскурс в историю. Давным-давно, когда на музыкальном Олимпе правил винил, мастерингом назывался процесс записи треков на пластинки. Процесс это довольно сложный и дорогой, для «нарезки» использовался специальный станок, который могли позволить себе далеко не все звукозаписывающие студии. Потом появились аудио-кассеты и компакт-диски, но смысл мастеринга не изменился, изменились лишь требования к качеству налагаемые спецификой носителя.

Спустя много-много лет мастерингом стал называться процесс подготовки финального микса. Сегодня мы будем говорить о «современном» мастеринге.

Процесс мастеринга «по-моему».

Хм, возможно не самый удачный получился заголовок, ну да ладно. Сейчас я расскажу как процесс мастеринга проходит у меня, так будет гораздо нагляднее, чем пичкать умы начинающих музыкантов бессмысленными терминами и цифрами (хотя потом все таки напичкаю, будьте уверены).

Итак, микс уже готов, все инструменты записаны, отрегулированы уровни громкости и панорама, в общем этап «сведения» успешно пройден, начинается мастеринг. На этом этапе микс все еще состоит из кучи дорожек и звучит примерно так как и задумано. Первым делом сохраняем каждую дорожку в отдельный файл и пихаем в наш любимый редактор. Далее с помощью эквалайзера оттачивается звук главного инструмента и бита (если таковой имеется), если в треке есть вокал, то и с ним работаем. Потом регулируется звучание баса, если есть необходимость (например, бас мешает бочке в ударных) применяем sidechain. Слушаем несколько раз кусок трека в котором задействованы все инструменты (или большинство), думаем какие мы молодцы и подправляем косяки, которые были обнаружены. Снова слушаем. Слушаем на хороших наушниках, потом на плохих, на мониторах и обычных колонках, в общем слушаем на всем что есть под рукой. Теперь самое грустное и самое сложное, если мы хотим что-бы наше творение звучало примерно у всех одинаково, нужно урезать диапазон частот до такого уровня что-бы среднестатистические колонки/наушники нормально играли наш трек, что-бы все инструменты было слышно, что-бы остальные слышали микс так как вы задумали. Как только этот этап закончен, еще раз все на сто рядов проверяем и в случае успеха «рендерим» трек. Все.

На самом деле это сильно укороченное описание, процесс мастеринга может затянуться на очень долгое время, вы будете по несколько раз все переделывать (особенно на последнем этапе), часами смотреть на графики спектрального анализа и со слезами на глазах ухудшать качество микса.

Вообще мастерингом занимаются специальные люди — звуковые инженеры, кажется. Но и нам, музыкантам, полезно знать о том что это такое и что с этим делать.

Основные инструменты для проведения мастеринга:

  1. Эквалайзер.
  2. Компрессор.
  3. Максимайзер.

Трюки и советы.

SideChain — это своеобразный звуковой эффект. Инструменты добавляются (например, бочка и бас) в цепь, которая управляется компрессором. И в момент звучания бочки бас уходит на второй план, освобождая бочке пространство, или наоборот. Этот эффект, кстати, тесно свзяан с клубной музыкой, хаусом. Есть даже целый жанр построенный на этом эффекте — pumping house.

Многополосный стерео дилей — известно, что для того что бы звук шел справа, надо усилить правый канал. Но есть и другой фактор — задержка. Звук справа доходит до правого уха быстрее, чем до левого. Если создать эту задержку искусственно, можно более точно расположить звук в пространстве.

Общие советы по эквализации:

  • Постарайтесь «прибирать» частоты, но не задирать.
  • Используйте минимальное количество полос в эквалайзере.
  • Срезайте частоты ниже 30Гц для избежания гудения и шума.

Компрессия:

  • Экспериментируйте с атакой(Attack) и спадом(Release) — общих правил здесь нет.
  • Воздух и дыхание находятся на частотах выше 10кГц, компрессор можно использовать для подавления шума и шипения

Общие советы:

  • Стереобазу лучше расширять на высоких частотах.
  • Главную проблему «самодельной» музыки — недостаточную громкость — можно запросто решить с помощью максимайзера. Благодаря ему мы не только увеличим громкость микса, но и добавим плотности звуку.

Таблица Эквализации.

UPDATED 17/03/09 22:47
Спасибо, товарищу cyberbobs за указанные опечатки. Все поправлено.

Мастеринг – финальный этап обработки звука, направленный на конечное доведение отдельного аудио трека, либо нескольких составляющих единый альбом до определенного уровня звучания. В более узком техническом смысле подразумевается обработка, всего звукового сведенного микса на мастер канале. Следует за стадией сведения. К тому же, под данным названием может иметься ввиду приведение разных музыкальных треков на альбоме к общему звучанию, заданному определенным музыкальным стилем либо общей идеей в программе для создания музыки.

Начнем с того, что качественный мастеринг невозможно выполнить без верно сведенного аудио трека. В обратной же ситуации мастеринг поможет довести композицию до должного уровня за счет финальных и важных элементов. В основном данную стадию обработки выполняют с помощью многополосных эквалайзера и компрессора, но это далеко не единственные эффекты обработки, которые могут применяться на данной стадии обработки звука.

Вовремя мастеринг сессии, полезным будет слушать профессиональную музыку тех исполнителей, которые исполняют композиции в том же жанре, в котором делаете вы. Подмечать, что общего в них есть, и стремиться к тому же качественному профессиональному результату. Прослушивать ваши аудио треки на различных уровнях громкости из разных точек пространства, и на разной аудио аппаратуре.

Эквализация – советы по данному этапу мастеринга схожи с теми, которые даны для стадии сведения, но в данном случае обработке подвергается весь аудио трек, а не отдельные инструменты/вокал/звуки. Следует убавлять громкость частотной полосы, а не повышать ее. Уменьшение, либо в некоторых случаях увеличение громкости частот на 5 Дб и выше, скорее всего, означает, что вы допустили ошибку при сведении, стоит вернуться к той стадии обработки. Частоты ниже 20 Гц стоит убрать, человеческий слух не слышит частоты ниже указанной, а вот лишнего шума и грохота в трек они добавят. Стоит использовать плавные кривые частотных полос с большой шириной. Регулярно совершайте перерывы, дабы ваш слух не успевал привыкать к изменению частотного диапазона, что приведет к неверной калибровке этого параметра звука.

Динамическая обработка – применение многополосного компрессора сглаживает пики и провалы громкости в аудио треке и делает звук более плотным, резким или только просто равномерно громким. К тому же позволит поднять общую громкость трека. Инструкции по нему на данном этапе опять же, схожи со стадией сведения, но здесь, вы изменяете динамику не отдельных инструментов, а целого трека, помните об этом.

В многополосном компрессоре установите несколько рабочих зон, например, для низких, средних, высоких частот, и отдельно работайте с каждой полосой независимо. Значения прочих параметров, как правило, стоит устанавливать, скажем, так, в более щадящем режиме, чем при сведении, дабы не перекомпрессировать трек. Регулировать порог компрессии необходимо, до тех пор, пока он не станет выше среднего уровня трека. Обычно после компрессии, громкость звука снижается, поэтому можно немного поднять его на некоторый уровень, но не до 0 Дб, а с некоторым запасом.

Методы применения экспандера и лимитера, те же самые что и для стадии сведения. Экспандер пригодится для удаления лишних шумов, если таковые присутствуют в треке, имейте ввиду, что слишком высокий порог данного эффекта может быть причиной удаления тихих частей трека. Поэтому стоит найти нужный баланс, чтобы точно отбалансировать шум и музыку. Лимитер же поможет вам убрать пики сигнала, настройки эффекта стоит применять с достаточно высоким порогом от 0 до примерно – 5 Дб.

Прочие эффекты – как и упоминалось выше, так же могут быть задействованы на стадии мастеринга.

Реверберация – если вам удалось сделать хорошо этот эффект на отдельных треках во время сведения, то в результате вы имеете связную общую картину. Здесь нет смысла добавлять ревербератор. Однако в некоторых случаях, небольшая реверберация в мастеринге может украсить общую звуковую картину. Порой кажется, что инструменты (и голос) хоть и имеют этот эффект, но звучат как будто в изолированных друг от друга комнатах, а мастеринговый ревербератор поможет им обрести общее звуковое пространство.

Сатурация – или по-другому эффекты возбуждения гармоник, как правило добавляет яркости и звонкости в трек, но стоит аккуратно работать с низкими частотами, дабы не получить в этом диапазоне мутный и нечеткий звук. Стоит держать баланс между высокими частотами при эквализации и сатурацией, дабы не перенасытить указанный диапазон. Добавлять эффект в целом стоит постепенно, с небольшим шагом, иначе звук может стать слишком резким.

Расширение стереобазы – здесь есть два пути применения этого эффекта, собственно расширением звука определённых частотных диапазонов, а также задержкой между стереоканалами. Не стоит применять большие значения эффекта к низким частотам, лучше будет придать им немного задержки между каналами. И проверяйте трек в режиме моно, дабы он не «развалился» от слишком больших значений расширения.

В конце цепочки эффектов мастеринга, разумным будет поместить такой эффект как максимайзер. Он позволит окончательно повысить громкость вашего аудио трека, нормализировать ее под значение около 0 Дб (но не выше), и получить более полный, плотный, и объемный звук. Не забудьте сохранять настройки проектов ваших аудио треков при их обработке.

Если вы уверены, что все сделано верно, получен качественный звук мечты, а сама концепция музыки сохранена как было задумано изначально, поздравляю, вы достигли цели! © … и если в этом вам помогла информация, взятая отсюда, то я рад что смог помочь.

Мастеринг — это комплексный процесс, а, следовательно, как и любой комплексный процесс, он состоит этапов. Если рассматривать мастеринг в общем, и в теории, то он будет состоять всего из трёх: редактирование, обработка и вывод фонограммы в нужном формате. На практике же мастеринг состоит из гораздо большего количества этапов, о 12 из которых и пойдёт речь в данной статье.

1. Анализ фонограммы

Прежде чем делать мастеринг, фонограмма подвергается детальному анализу. Это делается для того, чтобы оценить её качество, а также выявить и по возможности устранить разного рода дефекты.

Основные дефекты, которые могут присутствовать в фонограмме это импульсные помехи, шумы, наводки, гул, а также разного рода искажения сигнала – нелинейные, частотные, фазовые и т.д.

В профессиональной мастеринг-студии на этапе анализа решается вопрос: можно делать мастеринг или нет. Некоторые дефекты устранить удаётся, некоторые нет, поэтому фонограммы с неисправимыми дефектами отклоняются.

2. Монтаж

После анализа фонограммы, в случае, если она не содержит технических дефектов, следует монтаж. Монтаж не является обязательной процедурой. Однако часто может понадобиться, например, скопировать какую-либо часть или удалить лишние паузы в начале и конце фонограммы. В этом случае монтаж будет необходимым.

3. Нормализация уровня

Нормализация — это процесс, который изменяет сигнал таким образом, что его самый громкий пик достигает заданного уровня. Как и в случае с монтажом, вопрос в необходимости нормализации остаётся спорным.

Если пиковый уровень фонограммы слишком низкий – нормализация поможет исправить эту ситуацию. В то же время нормализация поднимает общий уровень фонограммы, а вместе с ним соответственно и все её шумы. Если фонограмма нормализована до 0 dB, она в большей степени будет искажена при дальнейшей обработке.

4. Лимитирование

В мастеринге основная цель лимитирования – предотвратить клиппирование сигнала. В случае если фонограмма нормализована до 0 dB, после повышающей уровень обработки уровень сигнала неизбежно возрастёт, что приведёт к возникновению перегрузки. Подключение в цепь лимитера на начальном этапе обработки предохранит от этого фонограмму.

5. Фильтрация

Диапазон слышимых человеком частот от 20 до 20 000 Hz, но, не смотря на это, в любой фонограмме могут присутствовать звуки, выходящие за его рамки, особенно на низких частотах. Как правило, эти звуки немузыкальные: помехи, наводки и т.п.

Присутствие таких помех впоследствии может отрицательно сказаться на общем уровне звучания, НЧ-помехи лишний раз нагружают громкоговорители, что часто приводит к их быстрому износу, а наличие помех, выходящих за рамки диапазона изначально записанного сигнала, могут помешать его восприятию.

Поэтому, когда делается мастеринг, часто применяется фильтрация, при которой удаляются частоты ниже 20-40 Hz и выше 18-20 kHz.

6. Эквализация

Эквализация – один из наиболее значимых и ответственных этапов мастеринга. Данный процесс предполагает обработку фонограммы эквалайзером и подразумевает коррекцию амплитуды и изменение соотношения частот.

В процессе мастеринга эквализация применяется очень часто и условно разделяется на два типа: техническую и художественную. При технической эквализации главная цель — добиться точного тонального баланса, при художественной – сделать звучание более насыщенным, ярким или прозрачным.

Мастеринг-инженеры применяют в работе эквалайзеры двух типов: графические и параметрические.

Графические эквалайзеры, обычно имеют 31 полосу на канал, и нередко оснащаются анализаторами спектра, что делает их использование более удобным.

В то же время параметрический эквалайзер дает больше возможностей корректировки АЧХ, так как каждая его полоса имеет как минимум три регулируемых параметра, что позволяет мастеринг-инженеру точнее подобрать нужную частоту и точнее её отрегулировать.

7. Компрессия

Компрессия в мастеринге – очень важный этап, который служит для того, чтобы придать фонограмме плотности и увеличить её воспринимаемую громкость путём сужения динамического диапазона.

При мастеринге используются как однополосные, так и многополосные компрессоры, но часто с дополнительными специфическими функциями. Например, нередко применяются компрессоры с автоматической регулировкой времени атаки и восстановления, что обеспечивает плотную, но, в то же время музыкальную компрессию без слышимых изменений, искажений и других побочных эффектов.

8. Расширение стереобазы

Суть этого процесса состоит в усилении стереоэффекта. После расширения стереобазы звук становится шире и объёмней.

Расширение стереобазы используется в случае, если акцент идёт не на плотность, а на объём звучания. Мастеринг – это война компромиссов, соответственно добавляя в фонограмму объема посредством расширения стереобазы, одновременно падает её плотность, что заставляет мастеринг-инженера искать компромисс.

В то же время этот эффект может действовать наоборот – уменьшать разницу между каналами, улучшая таким образом их фазовую совместимость. Следовательно, этим эффектом во многих случаях удаётся «спасти» фонограммы с плохой моносовместимостью.

9. Эксайтерная обработка

Эксайтер – это прибор, который моделирует эффект насыщения в лампах, вследствие чего в сигнал добавляются приятные на слух гармоники. Эксайтер в мастеринге применяется для придания фонограмме яркости и кристальности.

При включении эксайтера звук становится четче и прозрачней за счёт усиления высоких частот, но в отличие от эквалайзера, эксайтер не усиливает частоты, а формирует новые гармоники. Именно поэтому данный прибор относится к психоакустической обработке.

Применение эксайтера в мастеринге ограничено, так как он может, как улучшить, так и испортить фонограмму, сделав её звучание излишне резким и пронзительным.

10. Максимизация громкости

Одна из основных задач мастеринга – добиться достаточно высокой воспринимаемой громкости фонограммы. При использовании компрессии и нормализации громкость фонограммы обычно заметно возрастает, но стоит включить одну из коммерческих записей в похожем стиле, и мы понимаем, что всё ещё сильно проигрываем ей в громкости.

В этом случае используется максимизация и делается она главным образом с помощью прибора, который называется максимайзер.

В то же время максимизация уровня одним лишь максимайзером редко бывает достаточной и достигается путём точной отстройки и других приборов динамической обработки.

11. Дитеринг

Дитеринг — это добавление низкоуровневого шума к сигналу перед понижением его разрядности.

Понижение разрядности сигнала при записи, например 24-х битной фонограммы на CD или при её простом пересчете в файл с меньшей разрядностью вызывает искажение звука: могут возникнуть лишние гармоники и другие проблемы, которые появляются на низком уровне сигнала.

Для решения этих проблем применяется дитеринг, с помощью которого можно убрать все искажения и заменить их постоянным, практически не заметным на слух шумом.

12.  Запись CD

Запись CD – финальная стадия мастеринга, когда готовые фонограммы записываются на мастер-диск, с которого на заводе будет изготовлена матрица для тиражирования.

Если говорить о мастеринге целого альбома, то в этот этап будет также включено составление последовательности дорожек, установка времени пауз между ними, создание плавных затуханий звука в конце фонограмм, там, где это нужно и многое другое.

К записанному мастер-диску часто прилагаются PQ Lists – таблицы с названиями треков, пометками мастеринг-инженера, расположением треков на диске и т.д.

Заключение

Увы, но даже в рамках этой статьи невозможно рассмотреть мастеринг целиком и полностью.

Мастеринг – не такая уж и простая процедура, как может показаться на первый взгляд. Именно поэтому он состоит из целого ряда этапов и делается в отдельных студиях специалистами, обладающими большим опытом и специфическими навыками.

Mastering - 2 - 518 px ASW

______________________

Автор: Андрей Скидан
При копировании материала ссылка на сайт www.as-workshop.ru обязательна!

Содержание

  • Сведение в FL Studio
    • Как направить инструменты на каналы микшера?
    • Звуковая панорама
  • Обработка ударных и баса
    • Сайдчейн
    • Обработка хэтов и перкуссии
    • Обработка музыкального наполнения
    • Обработка основной мелодии
    • Вокальная партия
  • Мастеринг в ФЛ Студии
    • Автоматизация
  • Вопросы и ответы

Сведение и мастеринг в FL Studio
Создание законченной музыкальной композиции на компьютере, в специально предназначенных для этого программах (DAW), процесс практически такой же трудоемкий, как и создание музыки музыкантами с живыми инструментами на профессиональной студии. В любом случае, недостаточно просто создать (записать) все партии, музыкальные фрагменты, правильно разместить их в окне редактора (секвенсора, трекера) и нажать на кнопку «Сохранить».

Да, это будет готовая музыка или полноценная песня, но ее качество будет далеким от студийного идеала. Она может звучать вполне правильно с музыкальной точки зрения, но до того, что мы с вами привыкли слышать на радио и по ТВ ей точно будет далеко. Именно для этого нужны сведение и мастеринг — те этапы обработки музыкальной композиции, без которых не добиться студийного, профессионального качества звучания.

В этой статье мы расскажем о том, как выполнить сведение и мастеринг в FL Studio, но прежде, чем приступить к этому непростому процессу, давайте разберемся с тем, что значит каждый из этих терминов.

Сведение и мастеринг музыки в программе FL Studio

Сведение или, как его еще называют, микширование — это этап создания из отдельных треков (созданных или записанных музыкальных фрагментов) целостной, законченной музыкальной композиции, готовой фонограммы. Этот трудоемкий процесс заключается в отборе, а порою и в реставрации треков (фрагментов), записанных или созданных изначально, которые тщательно редактируются, обрабатываются всевозможными эффектами и фильтрами. Только проделав все это можно получить законченный проект.

Стоит понимать, что сведение — это такой же творческий процесс, как и создание музыки, все тех треков и музыкальных фрагментов, которые в результате собираются в единое целое.

Мастеринг — это финальная обработка музыкальной композиции, полученной в результате сведения. Заключительный этап включает в себя частотную, динамическую и спектральную обработку итогового материала. Именно это и обеспечивает композиции комфортное, профессиональное звучание, которое мы с вами привыкли слышать на альбомах и синглах известных артистов.

При этом, мастеринг в профессиональном понимание, это целостная работа не над одной композицией, а над всем альбомом, каждый трек в котором должен звучать, как минимум, на одной и той же громкости. Сюда же добавляется стилистика, общая концепция и многое другое, что в нашем с вами случае не имеет значения. То, что мы рассмотрим в этой статье после сведения, правильно называть премастеринг, так как работать мы будем исключительно над одним треком.


Урок: Как создать музыку на компьютере

Для сведения музыкальных композиций в ФЛ Студио есть продвинутый микшер. Именно на его каналы необходимо направлять инструменты, причем, каждый конкретный инструмент на конкретный канал.

Микшер в FL Studio

Важно: Чтобы добавить эффект в микшере, необходимо кликнуть на треугольничек возле одного из слотов (Slot) — Replace и выбрать желаемый эффект из списка.

Исключением могут быть лишь одинаковые или схожие инструменты. К примеру, у вас в треке использовано несколько бочек (kick) — их вполне можно отправить на один канал микшера, точно так же можно поступить и с «тарелками» (hats) или перкуссией, если их у вас несколько. Все остальные инструменты должны быть распределены строго по отдельным каналам. Собственно, это первое, что необходимо запомнить при сведение и это, благодаря чему звучанием каждого из инструментов можно будет управлять так, как вы сами пожелаете.

Как направить инструменты на каналы микшера?

За каждым из звуков и музыкальных инструментов в FL Studio, задействованных в композиции, закреплена дорожка паттерна. Если кликнуть по прямоугольнику, отвечающему за конкретный звук или инструмент с его настройками. В правом верхнем углу расположено окошко «Track», в котором и можно указать номер канала.

направить на канал микшера в FL Studio

Чтобы вызвать микшер, если он скрыт, необходимо нажать кнопку F9 на клавиатуре. Для большего удобства, каждый канал в микшере можно назвать в соответствие с направленным на него инструментом и закрасить его в какой нибудь цвет, достаточно лишь нажать на активном канале F2.

переименовать, закрасить микшер в FL Studio

Звуковая панорама

Музыкальные композиции создаются в стерео (конечно, современная музыка пишется и в формате 5.1, но мы рассматриваем именно двухканальный вариант), следовательно, у каждого инструмента есть (должен быть) свой канал. Основные инструменты всегда должны располагаться по центру, в числе таковых:

  • Ударные (kick, snare, clap);
  • Бас;
  • Лидирующая мелодия;
  • Вокальная партия.

Звуковая панорама (Snare) в FL Studio

Это наиболее важные компоненты любой музыкальной композиции, можно было бы назвать их основной, хотя по большей части это и есть вся композиция, остальное делается для разнообразия, придания треку объемности. и силы Именно второстепенные звуки можно распределять по каналам, левому и правому. В числе таковых инструментов:

  • Тарелки (hats);
  • Перкуссия;
  • Фоновые звуки, отголоски основной мелодии, всевозможные эффекты;
  • Бэк-вокал и другие так называемые усилители или наполнители вокальной партии.

Примечание: Возможности FL Studio позволяют направлять звуки не строго влево или вправо а отклонять их в сторону от центрального канала от 0 до 100%, в зависимости от необходимости и пожеланий автора.

Звуковая панорама (перкуссия) в FL Studio

Изменить звуковую панораму можно как на паттерне, поворачивая регулятор в нужном направление, так и на канале микшера, куда направлен этот инструмент. Категорически не рекомендовано делать это одновременно в обоих местах, так как это либо не даст результата либо попросту исказит звучание инструмента и его место в панораме.

панорамирование музыкального наполнения в FL Studio

Обработка ударных и баса

Первое, что следует усвоить, при сведение ударных (kick и snare и/или clap) — они должны звучать на одной громкости, и эта громкость должна быть максимальной, правда, не 100%. Обратите внимание на то, что 100-процентная громкость — это О дБ в микшере (как и во всей программе), а ударные должны немного не достигать этого пика, колеблясь в своей атаке (максимальной громкости конкретного звука) в пределах -4 дБ. Увидеть это можно в микшере на канале инструмента или с помощью плагина dBMeter, который можно добавить на соответствующий канал микшера.

dBMeter на мастер-канале в FL Studio

Важно: Громкость ударных должна быть одинаковой исключительно на слух, на ваше субъективное восприятие звука. Показатели в программе при этом могут отличаться.

Партия бочки (kick) по большей части состоит с низко- и частично среднечастотного диапазона, поэтому с помощью одного из стандартных эквалайзеров ФЛ Студии, для большей эффективности, можно срезать у этого звука высокие частоты(свыше 5 000 Гц). Также, не лишним будет обрезать и глубокий низкочастотный диапазон (25-30 Гц), в котором kick попросту не звучит (это видно по цветовым колебаниям в окне эквалайзера).

Эквалайзер бочки в FL Studio

Snare или Clap, наоборот, по своей природе не имеет низких частот, но для большей эффективности и лучшего качества звука, этот самый НЧ-диапазон (все, что ниже 135 Гц) необходимо срезать. Чтобы придать звучанию резкости и акцента можно немного поработать со средними и высокими частотами этих инструментов в эквалайзере, оставив только самый «сочный» диапазон.

приподнять частотный диапазон в FL Studio

Примечание: Значение «Гц» на эквалайзере для ударных субъективны, и применимы к конкретному примеру, в остальных случаях эти цифры могут отличаться, хоть и не на много, но ориентироваться при частотной обработке необходимо исключительно на слух.

Сайдчейн

Сайдчейн — это то, что необходимо сделать для приглушения баса в те моменты, когда звучит бочка. Мы с вами уже помним, что большая часть каждого из этих инструментов звучит в низкочастотном диапазоне, поэтому необходимо добиться того, чтобы бас, который априори более низкий, не подавлял наш kick.

Все, что для этого понадобится — это пара стандартных плагинов на каналах микшера, на которые направлены эти инструменты. В обоих случаях это эквалайзер и Fruity Limiter. В случае конкретно с нашей музыкальной композицией эквалайзер для бочки понадобилось настроить примерно следующим образом:

Fruity Limiter в FL Studio

Важно: В зависимости от стиля композиции, сведением которой вы занимаетесь, обработка может отличаться, но, что касается kick, как уже было сказано выше, у него необходимо обрезать высокий частотный диапазон и глубокий низкий (все, что ниже 25-30 Гц), в которых он и так не звучит. А вот в том месте, где он наиболее слышим (заметно по визуальной шкале эквалайзера), ему можно немного придать силы, слегка прибавив частот в этом (50 — 19 Гц) дипазоне.

Эквалайзер бочки в FL Studio

Настройки эквалайзера для баса должны выглядеть несколько иначе. У него необходимо обрезать немного меньше низких частот, а в том диапазоне, где мы немного приподняли бочку, бас, наоборот, необходимо немного приглушить.

Эквалайзер для баса в FL Studio

А теперь переходим к настройкам Fruity Limiter. Открываем Лимитер, закрепленный за бочкой и, для начала, переключаем плагин в режим компрессии, нажав на надпись COMP. Теперь необходимо немного подкорректировать соотношение компрессии (ручка Ratio), подкрутив его до показателя 4:1.

Limiter для kick в FL Studio


Примечание:
Все цифровые показатели, отвечающие за параметры той или иной ручки (уровень громкости, панорама, эффекты), отображаются в левом верхнем углу FL Studio, непосредственно под пунктами меню. Чтобы ручка вращалась медленнее, необходимо держать зажатой клавишу Ctrl.

Цифровые показатели в FL Studio

Теперь необходимо установить порог компрессии (ручка Thres), медленно поворачивая ее до значения -12 — -15 дБ. Чтобы компенсировать потерю громкости (а мы только что ее уменьшили), необходимо немного увеличить уровень входа звукового сигнала (Gain).

Fruity Limiter для линии баса необходимо настроить примерно так же, правда, показатель Thres можно сделать немного меньше, оставив его в пределах -15 — -20дБ.

Fruity Limiter для баса в FL Studio

Собственно, немного прокачав звучание баса и бочки, можно сделать столь необходимый для нас сайдчейн. Для этого нужно выбрать канал, за которым закреплен Kick (в нашем случае это 1) и кликнуть по каналу баса (5), в его нижней части, правой кнопкой мышки и выбрать пункт «Sidechain to This Track».

Sidechain to This Track в FL Studio

После этого необходимо вернуться к лимитеру и в окне сайдчейна выбрать канал бочки. Теперь нам остается просто подогнать уровень громкости баса под kick. Также, в окне лимитера для баса, которое так и называется Sidechain, необходимо указать канал микшера, на который вы направили свой kick.

Мы добились нужного эффекта — когда звучит атака kick-a, линия баса его не приглушает.

Обработка хэтов и перкуссии

Как уже было сказано выше, хэты и перкусию необходимо направить на разные каналы микшера, хотя обработка эффектами этих инструментов в целом похожа. Отдельно стоит отметить тот факт, что хэты бывают открытыми и закрытыми.

Основной частотный диапазон этих инструментов — высокий, и именно в нем они должны активно звучать в треке дабы просто быть слышимыми, но не выделяться и не забирать на себя внимание. Добавляем на каждый из их каналов эквалайзер, обрезаем низкий (ниже 100 Гц) и среднечастотный (100 — 400 Гц) диапазон, немного поднимая ВЧ.

эквалайзер хэтов в FL Studio

Чтобы придать большей объемности хэтам, можно добавить немного реверба. Для этого нужно в микшере выбрать стандартный плагин — Fruity Reverb 2, и в его настройках выбрать стандартный пресет: «Large Hall».

эффект реверба для хэтов в FL Studio

Примечание: Если действие того или иного эффекта вам кажется слишком сильным, активным, но в целом он вас все же устраивает, можно просто покрутить ручку возле этого плагина в микшере. Именно она отвечает за «силу», с которой эффект действует на инструмент.

эквалайзер перкуссии в в FL Studio

При необходимости, Reverb можно добавить и на перкуссию, но в данном случае лучше будет выбрать пресет «Small Hall».

эффект реверба для перкуссии в FL Studio

Обработка музыкального наполнения

Музыкальное наполнение может быть разным, но в целом, это все те звуки, которые дополняют основную мелодию, придают всей музыкальной композиции объемности и разнообразия. Таковыми могут быть пэды (Pads), фоновые струнные и любой другой не слишком активный, не слишком резкий по своему звучанию музыкальный инструмент которым вы захотите наполнить и разнообразить свое творение.

По громкости музыкальное наполнение должно быть еле слышимым, то есть, услышать его можно только в том случае, если хорошо прислушаться. При этом, если данные звуки убрать, музыкальная композиция потеряет свои краски.

Музыкальное наполнение в FL Studio

Теперь касательно эквализации дополнительных инструментов: если у вас их несколько, как мы уже неоднократно повторяли, каждый из них должен быть направлен на разные каналы микшера. У музыкального наполнения не должно быть низких частот, иначе бас и бочка будут искажаться. Используя эквалайзер, можно смело обрезать практически половину частотного диапазона (ниже 1000 Гц). Выглядеть это будет следующим образом:

обрезать частотный диапазон в FL Studio

Также, чтобы придать музыкальному наполнению силы, лучше будет немного приподнять на эквалайзере средние и высокие частоты примерно в том месте, где эти диапазоны пересекаются (4000 — 10 000 Гц):

приподнять частотный диапазон в FL Studio

Не лишним в работе с музыкальным наполнением будет панорамирование. Так, к примеру, Pads можно, даже нужно оставить по центру, а вот всевозможные дополнительные звуки, особенно, если играют они короткими фрагментами, можно сдвинуть по панораме влево или вправо. Если хэты сдвинуты влево, эти звуки можно сместить вправо.

панорамирование музыкального наполнения в FL Studio

Для лучшего качества звучания, придания звуку объема, можно добавить немного реверба на короткие фоновые звуки, наложив тот же эффект, что и на хэты — Large Hall.

Обработка основной мелодии

А теперь о главном — лидирующей мелодии. По громкости (на ваше субъективное восприятие, а не по показателям ФЛ Студии) она должна звучать так же громко, как и атака бочки. При этом, основная мелодия не должна конфликтовать не с высокочастотными инструментами (поэтому мы изначально понижали их громкость), не с низкочастотными. Если в лидирующей мелодии имеется НЧ-диапазон, его нужно урезать с помощью эквалайзера в том месте, где kick и бас звучат сильнее всего.

Обработка основной мелодии (эквалайзер) в FL Studio

Можно также слегка (еле заметно) усилить тот частотный диапазон, в котором используемый инструмент наиболее активен.

В случаях, если главная мелодия слишком насыщенная и плотная, есть небольшая вероятность того, что она будет конфликтовать со Snare или Clap. В данном случае можно попробовать добавить эффект сайдчейна. Сделать это необходимо точно так же, как и с бочкой и басом. Добавляете на каждый канал по Fruity Limiter, настраиваете его так же, как настраивали на Kick и направляете сайдчейн с канала Snare на канал основной мелодии — теперь в этом месте она будет приглушаться.

Обработка основной мелодии (лимитер)в FL Studio

Чтобы качественно прокачать лидирующую мелодию, можно также немного поработать над ней с ревербом, выбрав наиболее подходящий пресет. Small Hall вполне должен подойти — звук станет более активным, но при этом будет не чересчур объемным.

Обработка основной мелодии (реверб) в FL Studio

Вокальная партия

Для начала стоит отметить, что FL Studio — это не лучшее решение для работы с вокалом, как и для его сведения с готовой музыкальной композицией. Adobe Audition куда лучше подойдет для таких целей. Тем не менее, необходимый минимум обработки и улучшения вокала выполнить все же возможно.

Первое и самое важное — вокал должен находится строго по центру, причем, быть записанным в моно. Однако, есть и другой прием — продублировать дорожку с вокальной партией и распределить их по противоположным каналам стереопанорамы, то есть, одна дорожка будет находиться на 100% в левом канале, другая — на 100% в правом. Стоит отметить, что такой подход хорош не для всех музыкальных жанров.

панорамирование вокала в FL Studio

Важно понимать, что запись вокальной партии, которую вы планируете сводить в ФЛ Студии с уже сведенным инструменталом должна быть идеально чистой и обработанной эффектами. Опять же, в данной программе недостаточно средств для обработки голоса и очистки аудиозаписи, а вот в Adobe Audition таковых хватает.

Все, что мы можем сделать в FL Studio с вокальной партией, дабы уж точно не ухудшить ее качество, но сделать немного лучше, это добавить немного эквалайзера, отрегулировав его примерно таким же образом, как и для главной мелодии, но деликатнее (огибающая эквалайзера должна быть менее резкой).

экалайзер вокала в FL Studio

Не помешает голосу и немного реверба , и для этого можно выбрать соответствующий пресет — «Vocal» или «Small Studio».

реверб вокала в FL Studio

Собственно, на этом мы со сведением закончили, поэтому можно смело переходить к завершающему этапу работы над музыкальной композицией.

Мастеринг в ФЛ Студии

Значение термина «Мастеринг», как и «Премастеринг», который мы и будем выполнять, уже были рассмотрены в самом начале статьи. Мы уже обработали каждый из инструментов отдельно, сделали его более качественным и оптимизировали громкость, что особенно важно.

Звук музыкальных инструментов, как каждого отдельно, так и всей композиции в целом, не должен превышать 0 дб по программным показателям. Это и есть те 100% максимума, при которых частотный диапазон трека, который, к слову, всегда разнообразен, не перегружается, не ужимается и не искажается. На стадии мастеринга нам в этом необходимо убедиться, и для большего удобства лучше использовать dBMeter.

dBMeter на мастер-канале в FL Studio

Добавляем плагин на мастер-канал микшера, включаем композицию и смотрим — если до 0 дб звук не достигает, подкрутить его можно с помощью Limiter-а, оставив на уровне -2 — -4 дБ. Собственно, если целостная композиция звучит громче желаемых 100%, что вполне вероятно, эту громкость следует немного уменьшить, опустив уровень чуточку ниже 0 дБ

лимитер на мастер-канале в FL Studio

Сделать звучание готовой музыкальной композиции еще более приятным, объемным и сочным поможет еще один стандартный плагин — Soundgoodizer. Добавьте его на мастер канал и начните «играться», переключаясь между режимами от A до D, прокручивая ручку регулировки. Найдите ту надстройку, при которой ваша композиция будет звучать наилучшим образом.

soungoodizer на мастер-канале в FL Studio

Важно понимать, что на данном этапе, когда все фрагменты музыкальной композиции звучат так, как нам это было нужно изначально, на этапе мастеринга трека (премастеринга) вполне возможно, что некоторые из инструментов зазвучат громче того уровня, которым мы их наделили на этапе сведения.

Такой эффект вполне ожидаем при использование того же Soundgoodizer. Следовательно, если вы слышите, что какой-то звук или инструмент выбивается из трека или, наоборот, теряется в нем, отрегулируйте его громкость на соответствующем канале микшера. Если это не ударные, не линия баса, не вокал и не лидирующая мелодия, можно также попробовать усилить панораму — это часто помогает.

Автоматизация

Автоматизация — это то, благодаря чему можно изменять звучание того или иного музыкального фрагмента или же всей музыкальной композиции в течение ее воспроизведения. С помощью автоматизации можно сделать плавное затухание одного из инструментов или трека (к примеру, в его конце или перед припевом), сделать панарамирование в конкретном кусочке композиции или усилить/уменьшить/добавить тот или иной эффект.

Автоматизация — это функция, благодаря которой можно регулировать практически любую из ручек в ФЛ Студии так, как вам это необходимо. Вручную делать это не удобно, да и не целесообразно. Так, к примеру, добавив клип автоматизации на ручку громкости мастер-канала, вы можете сделать плавное нарастание громкости вашей музыкальной композиции в ее начале или затухание в конце.

Автоматизация громкости (эффект затухания) в FL Studio

Точно так же можно автоматизировать ударные, например, бочку, чтобы попросту убрать громкость этого инструмента в необходимом нам фрагменте трека, например, в конце припева или в начале куплета.

затухание громкости кика в FL Studio

Еще один вариант — автоматизация звуковой панорамы инструмента. К примеру, таким образом можно сделать, чтобы на фрагменте припева перкусия «пробежалаись» из левого в правое ухо, а затем вернулась к своему прежнему значению.

панорамирование хэтов в FL Studio

Автоматизировать можно и эффекты. Например, добавив клип автоматизации на ручку «СutOff» в фильтре, можно сделать звучание трека или инструмента (в зависимости от того, на каком канале микшера находится Fruity Filter) приглушенным, как будто ваш трек звучит под водой.

автоматизация фильтра в FL Studio

Все, что требуется для создания клипа автоматизации, просто кликнуть правой кнопкой мышки по желаемому регулятору и выбрать «Create automation clip».

Автоматизация громкости в FL Studio

Вариантов использования автоматизации в музыкальной композиции существует предостаточно, главное, проявить фантазию. Сами же клипы автоматизации добавляются в окно плейлиста FL Studio, где ими можно удобно управлять

Собственно, на этом можно и закончить рассмотрение столь непростого занятия, как сведение и мастеринг в ФЛ Студии. Да, это сложный и долгосрочный процесс, основным инструментом в котором являются ваши уши. Ваше субъективное восприятие звука — это есть и самое главное. Хорошенько поработав над треком, вероятнее всего, не в один подход, вы точно добьетесь положительного результата, который будет не стыдно показать (дать послушать) не только друзьям, но и тем, кто разбирается в музыке.

Важный совет напоследок: Если во время сведения вы чувствуете, что ваши уши устали, вы не различаете звуков в композиции, не улавливаете тот или иной инструмент, проще говоря, у вас «замылился» слух, отвлекитесь на некоторое время. Включите какой-нибудь современный хит, записанный в отличном качестве, прочувствуйте его, отдохните немного, а затем возвращайтесь к работе, равняясь на тех, кто вам нравится в музыке.

Желаем вам творческих успехов и новых свершений!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Гентамицин крем инструкция по применению цена отзывы
  • Руководство компании facebook
  • Магнезия уколы инструкция по применению цена отзывы аналоги внутримышечно
  • Вакцина рабиков инструкция по применению в ветеринарии
  • Инструкция по сборке металлического стеллажа из леруа мерлен