Особенности организации и функционирования Всероссийской службы медицины катастроф
Медицинскую помощь по срочности принятия мер принято разделять на плановую, неотложную и экстренную. В частности, для оказания экстренной медицинской помощи отдельным гражданам создана и функционирует система скорой медицинской помощи. Если же медицинская помощь в экстренном порядке нужна одновременно большому количеству людей в связи с чрезвычайной ситуацией, то для этих целей организована Всероссийская служба медицины катастроф. Далее мы рассмотрим правовые основы функционирования Всероссийской службы медицины катастроф.
1. Место службы медицины катастроф в системе предупреждения чрезвычайных ситуаций
Согласно ч.2 ст.41 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Всероссийская служба медицины катастроф является функциональной подсистемой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединяющей службы медицины катастроф федеральных органов исполнительной власти, силы и средства различных органов власти, местного самоуправления и организаций.
Таким образом, Всероссийская служба медицины катастроф, с одной стороны, функционально входит в более крупную систему — Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а с другой стороны сама представляет собой сложно организованную систему, объединяющую службы, силы и средства для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и решение проблем медицины катастроф.
Согласно ст.4 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Перечень создаваемых федеральными органами исполнительной власти и государственными корпорациями функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций утвержден постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794.
Согласно перечню, Минздравом России создается две функциональные подсистемы единой системы:
- Всероссийская служба медицины катастроф
- Резерв медицинских ресурсов.
2. Структура Всероссийской службы медицины катастроф
Положение о Всероссийской службе медицины катастроф утверждено постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 № 734.
Руководство Всероссийской службой медицины катастроф осуществляет Министр здравоохранения Российской Федерации. Организационно-методическое руководство деятельностью службы осуществляет Министерство здравоохранения Российской Федерации (п.7 Положения).
Согласно п.5 Положения о ВСМК Всероссийская служба медицины катастроф функционально объединяет:
- службу медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации;
- службу медицины катастроф Министерства обороны Российской Федерации;
- силы и средства МЧС России, МВД России, Роспотребнадзора, иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Российской академии медицинских наук и других организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и решение проблем медицины катастроф.
На основании п.6 Положения о ВСМК задачи, порядок деятельности, структура, состав сил и средств службы медицины катастроф Минздрава России, службы медицины катастроф Минобороны России, а также состав сил и средств иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и решение проблем медицины катастроф, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
Отметим, что Положение о службе медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации утверждено приказом Минздрава России от 27.10.2000 № 380. При этом, на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в декабре 2021 года опубликован проект приказа Минздрава России «Об утверждении Положения о службе медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации». Как указано в паспорте проекта, он разработан в целях приведения Положения о службе медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Подчеркнем, что на данный момент необходимо руководствоваться приказом Минздрава России от 27.10.2000 № 380, однако, необходимо также учитывать, что содержащиеся в нем положения были разработаны более двадцати лет назад и на данный момент не в полной мере соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Федеральный уровень
- Координационный орган — Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Министерства здравоохранения Российской Федерации;
- Постоянно действующий орган управления – Департамент организации экстренной медицинской помощи и управления рисками здоровью Министерства здравоохранения Российской Федерации;
- Орган повседневного управления — федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И.Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации;
- Силы и средства Минздрава России, ФМБА, Минобороны России, МЧС России, МВД России, Роспотребнадзора, иных федеральных органов исполнительной власти, Российской академии медицинских наук и других организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и решение проблем медицины катастроф.
В 2020 году постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 г. № 1671 реализация функций органа повседневного управления Всероссийской службы медицины катастроф на федеральном уровне и головного учреждения Службы медицины катастроф Минздрава России была возложена на федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медико-хирургический Центр им. Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации.
В соответствии с приказом Минздрава России от 20 октября 2020 г. № 1133 «Об утверждении устава федерального государственного бюджетного учреждения „Национальный медико-хирургический Центр им. Н.И. Пирогова“ Министерства здравоохранения Российской Федерации» создано обособленное структурное подразделение (филиал) — Федеральный центр медицины катастроф (ФЦМК ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России).
Федеральный центр медицины катастроф на базе Пироговского Центра обеспечивает координацию взаимодействия органов управления, а также использования сил и средств Службы, разработку научно-методических принципов деятельности Службы, подготовку, повышение квалификации и аттестацию специалистов Службы, разработку предложений по подготовке населения к оказанию первой помощи при чрезвычайных ситуациях.
Межрегиональный уровень (в пределах территории федерального округа):
- Органы повседневного управления — межрегиональные центры медицины катастроф, функции которых осуществляют территориальные центры медицины катастроф в гг. Екатеринбурге, Нальчике, Нижний Новгород, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге и Хабаровске, а также в Москве — Национальным медико-хирургическим Центром имени Н.И.Пирогова;
- Силы и средства федеральных органов исполнительной власти и организаций, расположенные на территориях соответствующих федеральных округов.
Региональный уровень (в пределах территории субъекта Российской Федерации):
- Координационные органы — комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- Постоянно действующие органы управления — органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан;
- Органы повседневного управления — территориальные центры медицины катастроф;
- Силы и средства органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, а также расположенные на их территориях силы и средства федеральных органов исполнительной власти и организаций.
Муниципальный уровень (в пределах территории муниципального образования):
- Координационные органы — комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления;
- Постоянно действующие органы управления — органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере охраны здоровья граждан;
- Органы повседневного управления — дежурно-диспетчерские службы органов местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере охраны здоровья граждан;
- Силы и средства соответствующих органов местного самоуправления, а также расположенные на территориях соответствующих муниципальных образований силы и средства федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Объектовый уровень:
- Координационный орган — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации;
- Постоянно действующий орган управления — структурное подразделение организации, в том числе должностные лица организации, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и решение проблем медицины катастроф;
- Орган повседневного управления — дежурно-диспетчерская служба организации;
- Силы и средства организации, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
На основании п.9 Положения о ВСМК на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях на базе медицинских, судебно-экспертных, образовательных и научных организаций, а также организаций здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека из числа работников этих организаций создаются нештатные формирования (госпитали, отряды, бригады, группы), которые при возникновении чрезвычайных ситуаций поступают в оперативное подчинение органов управления Службы соответствующего уровня. Обеспечение готовности этих формирований к действиям в чрезвычайных ситуациях возлагается на руководителей соответствующих организаций.
Таким образом, Всероссийская служба медицины катастроф представлена на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. Структура Всероссийской службы медицины катастроф строится по принципам, общим для единой системы предупреждения ЧС, и включает координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства.
3. Задачи и полномочия Всероссийской службы медицины катастроф
В соответствии с ч.3 ст.41 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Всероссийская служба медицины катастроф осуществляет решение задач по быстрому реагированию, мобилизации материально-технических средств и личного состава при чрезвычайных ситуациях в целях спасения жизни и сохранения здоровья наибольшего числа людей путем оказания им всех видов медицинской помощи своевременно и в полном объеме, ликвидации эпидемических очагов, а также по созданию резерва материальных запасов и обучению оказанию медицинской помощи гражданам, в том числе медицинской эвакуации, при чрезвычайных ситуациях.
Задачи Всероссийской службы медицины катастроф (п.3 Положения о ВСМК):
- быстрое реагирование, мобилизация материально-технических средств и личного состава при чрезвычайных ситуациях в целях спасения жизни и сохранения здоровья наибольшего числа людей путем оказания им всех видов медицинской помощи своевременно и в полном объеме;
- ликвидация эпидемических очагов;
- создание резерва материальных запасов;
- обучение оказанию медицинской помощи гражданам, в том числе медицинской эвакуации, при чрезвычайных ситуациях.
Полномочия Всероссийской службы медицины катастроф (п.4 Положения о ВСМК):
- организация ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе организация и оказание медицинской помощи, включая медицинскую эвакуацию;
- сбор, обработка и предоставление информации медико-санитарного характера в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
- информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и принимаемых мерах;
- обеспечение реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей, при чрезвычайных ситуациях;
- организация системы дистанционных консилиумов врачей с использованием телемедицинских технологий, в том числе для оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;
- организация взаимодействия с экстренными оперативными службами по привлечению сил и средств Службы для оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;
- организация обеспечения связи и информационного взаимодействия органов управления и сил Службы в повседневной деятельности и при чрезвычайных ситуациях.
Задачи службы медицины катастроф Минздрава России конкретизированы в приказе Минздрава России от 27.10.2000 № 380:
- разработка научно-методических принципов деятельности службы;
- организация и осуществление медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе в локальных вооруженных конфликтах и террористических актах;
- координация и руководство силами и средствами, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение готовности органов управления, системы связи и оповещения формирований и учреждений Службы к действиям в чрезвычайных ситуациях;
- обеспечение постоянной готовности и эффективной работы подразделений экстренной и консультативной медицинской помощи населению (санитарной авиации);
- участие в подготовке и обеспечении готовности органов управления, лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических и других учреждений Минздрава России к работе в чрезвычайных ситуациях;
- выявление источников чрезвычайных ситуаций, которые могут сопровождаться неблагоприятными медико-санитарными последствиями, организация постоянного медико-санитарного контроля за ними, проведение комплекса мероприятий по недопущению или уменьшению таких последствий;
- прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;
- сбор, обработка, обмен и предоставление информации медико-санитарного характера в области защиты населения и территорий;
- разработка, внедрение и совершенствование методов и средств оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению;
- разработка, внедрение и совершенствование методов и средств оказания медицинской помощи, лечения пораженных при чрезвычайных ситуациях;
- совершенствование организационной структуры Службы и системы медико-санитарного обеспечения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций, системы экстренной и консультативной медицинской помощи населению;
- создание при участии заинтересованных министерств и ведомств системы управления ВСМК, поддержание ее в постоянной готовности и совершенствование;
- разработка методических основ и участие в подготовке населения и спасателей к оказанию первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;
- координация и осуществление подготовки, повышения квалификации и аттестации специалистов службы медицины катастроф;
- разработка, внедрение методических основ медицинской экспертизы и реабилитации участников ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- создание и рациональное использование резервов медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества для службы, организация его хранения и обновления (освежения), оснащение им формирований и учреждений службы, обеспечение экстренных поставок лекарственных средств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- участие в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций;
- участие в разработке и осуществлении мер по социальной защите населения, проведении гуманитарных акций в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
- создание и рациональное использование резервов финансовых и материально-технических ресурсов для обеспечения деятельности Службы;
- международное сотрудничество в области медицины катастроф.
Стоит отметить, что в проекте нового Положения о службе медицины катастроф Минздрава России задачи службы изложены несколько иначе. В частности, появятся новые задачи, к которым относится:
- мониторинг и оценка готовности органов управления, системы связи и оповещения формирований и учреждений Службы к действиям в чрезвычайных ситуациях;
- обучение оказанию медицинской помощи гражданам, в том числе медицинской эвакуации, при чрезвычайных ситуациях;
- информационно-телекоммуникационное обеспечение функционирования ВСМК и Службы, участие в создании и развитии информационной среды ВСМК и Службы, обеспечение Службы современными средствами связи и оповещения, аппаратно-программными комплексами;
- организация функционирования и развитие системы дистанционного взаимодействия с целью оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий (обеспечение проведения экстренных, неотложных и плановых телемедицинских консультаций), мониторинга состояния пострадавших, в том числе для оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;
- координация и обеспечение постоянной готовности и эффективной работы Службы в различных режимах функционирования;
- участие в обеспечении санитарно-эпидемического благополучия при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, предупреждении возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний;
- участие в организации и оказании всех видов медицинской помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях своевременно и в полном объеме;
- участие в сохранении здоровья личного состава ВСМК и Службы в период ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
- осуществление мониторинга состояния здоровья пострадавших при чрезвычайных ситуациях, оценка качества медицинской помощи в догоспитальном и госпитальном периодах и медицинской эвакуации;
- обеспечение создания, хранения, использования и восполнения резервов медицинских ресурсов Минздрава России соответствующего уровня для выполнения мероприятий, проводимых ВСМК и Службой, по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, с учетом рисков их возникновения, в целях спасения жизни и сохранения здоровья наибольшего числа людей путем оказания им всех видов медицинской помощи своевременно и в полном объеме.
Помимо новых задач, планируется исключение части уже существующих, например:
- выявление источников чрезвычайных ситуаций, которые могут сопровождаться неблагоприятными медико-санитарными последствиями, организация постоянного медико-санитарного контроля за ними, проведение комплекса мероприятий по недопущению или уменьшению таких последствий
- участие в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций;
- участие в разработке и осуществлении мер по социальной защите населения, проведении гуманитарных акций в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, мы видим, что при совершенствовании правового регулирования в части определения задач Всероссийской службы медицины катастроф законодатель:
- Конкретизирует задачи на уровне подсистем, входящих в единую систему, поэтому задачи ведомственной службы медицины катастроф определены более детально по отношению к задачам всероссийской системы;
- Реагирует на актуальные тенденции в сфере развития технологий – применение телемедицинских и иных информационных технологий, повышенное внимание к рискам массовых инфекционных заболеваний, внедрение систем постоянного мониторинга взамен периодического контроля.
4. Режимы функционирования Всероссийской службы медицины катастроф
В соответствии с ч.6 ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций — это определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы чрезвычайной ситуации и возникновения чрезвычайной ситуации порядок организации деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Согласно ч.6 ст.4.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме:
а) повседневной деятельности — при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;
б) повышенной готовности — при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
в) чрезвычайной ситуации — при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.
Согласно п.4.2 Положения о службе медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации, утвержденного приказом Минздрава России от 27.10.2000 № 380, в зависимости от режима деятельности Служба выполняет следующие основные мероприятия:
В режиме повседневной деятельности:
- текущее планирование и организация работы в повседневной деятельности;
- участие в организации и осуществлении наблюдения за средой обитания населения и обстановкой на потенциально опасных объектах, в зонах (районах) возможных ЧС в плане предупреждения или уменьшения их медико-санитарных последствий;
- создание формирований Службы, обеспечение их постоянной готовности к работе в ЧС;
- планирование мероприятий по снижению медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, участие в повышении уровня защиты населения и в его обучении правилам оказания первой медицинской помощи;
- планирование медико-санитарного обеспечения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- организация и обеспечение постоянного эффективного функционирования дежурно-диспетчерской службы;
- организация и обеспечение экстренной и консультативной медицинской помощи населению;
- организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий с целью поддержания санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- поддержание готовности органов управления, формирований и учреждений Службы, совершенствование подготовки ее личного состава;
- проверка готовности службы медицины катастроф нижестоящих уровней;
- поддержание взаимодействия между входящими в службу медицины катастроф данного уровня органами управления, формированиями и учреждениями;
- создание, накопление, освежение, контроль за хранением и правильным использованием резервов медицинского имущества;
- разработка и реализация комплекса мероприятий по своевременному материально-техническому обеспечению Службы;
- создание, поддержание, контроль за использованием финансовых и материально-технических ресурсов, предназначенных для обеспечения работы Службы;
- участие в медицинской подготовке личного состава аварийно-спасательных формирований РСЧС;
- обобщение опыта работы Службы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
В режиме повышенной готовности:
- оповещение личного состава органов управления, формирований и учреждений Службы о введении режима повышенной готовности;
- усиление дежурно-диспетчерской службы, перевод при необходимости на круглосуточную работу (частично или полностью) персонала центров медицины катастроф, создание оперативных групп, их обеспечение транспортными средствами и связью;
- анализ причин, обусловивших введение режима повышенной готовности, прогнозирование возможного развития обстановки и разработка предложений по организации работы Службы;
- уточнение плана медико-санитарного обеспечения населения при чрезвычайной ситуации;
- организация выполнения органами управления, формированиями и учреждениями Службы соответствующих мероприятий режима повышенной готовности, плана медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, проверка их выполнения и оказание помощи;
- создание и направление при необходимости оперативных групп центра медицины катастрофы (органа управления здравоохранением) в органы управления РСЧС и на место возможной чрезвычайной ситуации;
- участие в проведении мероприятий по защите населения и его подготовке к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- проверка готовности к использованию финансовых, материально-технических ресурсов и резервов медицинского имущества и их пополнение;
- организация внеочередного заседания межведомственной координационной комиссии службы медицины катастроф;
- уточнение планов взаимодействия с органами управления, учреждениями и организациями других министерств и ведомств, участвующих в ликвидации чрезвычайной ситуации;
- усиление наблюдения за санитарно-эпидемиологической обстановкой, прогнозирование возможности возникновения эпидемий.
В режиме чрезвычайной ситуации:
- оповещение личного состава органов управления, формирований и учреждений Службы о введении режима чрезвычайной ситуации;
- активный сбор информации об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации, ее оценка и разработка предложений по организации медико-санитарного обеспечения при ликвидации чрезвычайной ситуации;
- введение в действие по указанию председателя межведомственной координационной комиссии медицины катастроф плана медико-санитарного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях;
- выдвижение в зону чрезвычайной ситуации оперативных групп центра медицины катастроф (органов управления здравоохранением), формирований и учреждений Службы;
- создание системы связи Службы, ее координация с системой связи РСЧС;
- участие (совместно с аварийно-спасательными и другими формированиями РСЧС) в оказании пораженным первой медицинской помощи и их эвакуации из зоны (очага) чрезвычайной ситуации;
- организация и осуществление лечебно-эвакуационного обеспечения населения, пострадавшего при чрезвычайной ситуации;
- организация медико-санитарного обеспечения личного состава формирований и учреждений, участвующего в ликвидации чрезвычайной ситуации;
- организация медико-санитарного обеспечения населения, эвакуируемого из зоны (района) чрезвычайной ситуации;
- организация и проведение судебно-медицинской экспертизы погибших и судебно-медицинского освидетельствования пораженных (в том числе во взаимодействии с органами МВД России);
- организация и осуществление санитарно-эпидемиологического обеспечения населения в зоне чрезвычайной ситуации;
- организация санитарно-гигиенических мероприятий по защите населения, персонала аварийных объектов и участников ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- медицинский контроль за состоянием здоровья личного состава формирований и учреждений, участвующего в ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечением его специальной одеждой, средствами защиты и правильным их использованием;
- обеспечение непрерывного и оперативного управления формированиями и учреждениями Службы, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации, их финансового, материально-технического обеспечения и снабжения медицинским имуществом;
- ведение и своевременное представление учетных и отчетных документов.
Проведение мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, межрегиональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, а также планов действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (п.13 Положения о ВСМК).
Основным документом, регулирующим деятельность Службы медицины катастроф Минздрава РФ, является План медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, который разрабатывается территориальными центрами медицины катастроф или организациями, на которые возложены функции ТЦМК, согласовывается с членами комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской Федерации и утверждается ее председателем.
План медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях представляет собой комплект документов, обеспечивающих четкий и своевременный перевод службы в режимы повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, эффективную организацию медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
На основании плана медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, применительно к конкретному мероприятию с массовым участием людей, проводимому на территории определенного субъекта Российской Федерации, при необходимости разрабатывается план лечебно-эвакуационных мероприятий на случай возникновения чрезвычайной ситуации.
Таким образом, порядок организации деятельности Всероссийской службы медицины катастроф и основные проводимые ею мероприятия зависят от введенного режима функционирования. Законодательством установлено три основных режима функционирования: режим повседневной деятельности, режим повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации. В режиме повседневной деятельности упор делается на планирование, обучение, мониторинг и проверки готовности к действиям в других режимах. В режиме повышенной готовности осуществляется усиление дежурств, мероприятия по оповещению, уточнение планов, проверка готовности и создание оперативных групп. В режиме ЧС вводится в действие план медико-санитарного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях, оказание медицинской помощи пострадавшим и личному составу, медицинская эвакуация, мероприятия по медицинскому снабжению. Работа Всероссийской службы медицины катастроф при любом режиме функционирования осуществляется в соответствии с планами, в том числе, в соответствии с планом медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях и планом лечебно-эвакуационных мероприятий на случай возникновения чрезвычайной ситуации.
Авариями называют повреждения, разрушения машин, станков, технологического оборудования промышленных предприятий; зданий, сооружений; объектов инженерной, транспортной инфраструктуры, которые происходят из-за нарушений производственного процесса, сопровождаются взрывами, пожарами, выбросами в атмосферу ядовитых, радиоактивных материалов, связанными с опасностью для людей.
Инцидентами на опасных производствах, по определению Федерального закона РФ № 116-ФЗ, считают отказы, повреждения технических устройств, отклонения от установленных режимов технологических процессов.
Катастрофами определяют крупные аварии, приводящие к большим человеческим жертвам, размерам разрушений и материального ущерба, то есть к трагическим событиям и последствиям.
Производственные объекты – это источники постоянной потенциальной опасности не только для работников, сменного дежурного персонала таких предприятий, но и для жителей, расположенных вблизи них населенных пунктов.
При этом следует отметить, что сложность как самих технологических процессов, объектов транспортной инфраструктуры, так и управления ими на большинстве современных промышленных производств крайне велика.
Чтобы они протекали в нормальном режиме от запуска оборудования в работу до выхода товарной продукции, ее расфасовки в тару, упаковку или перемещение по трубопроводам в емкости парков хранения должен неукоснительно и скрупулезно соблюдаться, разработанный специально для них, утвержденный технологический регламент.
Действия, которые могут привести к аварии, техногенной катастрофе:
- ошибки при проектировании, монтаже, техническом сервисе или текущем, капитальном ремонте оборудования, аппаратуры управления и контроля; при вводе их в действие после технологического останова;
- ошибки проектирования, эксплуатации строительных, транспортных, гидротехнических объектов – зданий, мостов, виадуков, дамб, плотин; высотных сооружений – дымовых труб, вышек систем радио, телевидения, сотовой связи;
- грубые нарушения технологий производства, норм эксплуатации оборудования, управления транспортными средствами; механизмами, участвующими в технологическом процессе;
- нарушения правил техники безопсности, пожарной безопасности на объектах промышленного производства, объектах транспортной инфраструктуры;
- нарушения при погрузке/выгрузке, закачке/наливе, транспортировке особо опасных грузов – взрывчатых, токсичных, радиоактивных материалов, ЛВЖ, ГЖ и горючих газов;
- возникновение крупных аварий на газовых, электрических, топливных сетях снабжения объектов, или вблизи расположенных предприятиях с опасными производствами;
- стихийные бедствия, которые привели к авариям.
Только последние – природные действия не зависят от людей, все остальное – это пресловутый человеческий фактор, так как при расследовании причин аварий очень часто выявляется низкий уровень трудовой, технологической дисциплины, который и приводит к ним.
Техногенные катастрофы – это то, во что может перерасти даже, на первый взгляд, незначительная авария на промышленном предприятии, крупном складском комплексе, объекте транспортной инфраструктуры, если вовремя не организовать экстренные мероприятия по ее ликвидации.
Постоянные, оперативные действия по предотвращению и локализации аварий – это неукоснительное выполнение должностных инструкций, этапов технологического регламента, в том числе при возникновении нештатных ситуаций; соблюдение правил, норм как безопасности труда, так и пожарной безопасности.
Основные моменты о действиях персонала (работников) и населения в случае аварии и катастрофы, во время ликвидации и после них.
Какие действия при аварии на производстве необходимо неукоснительно выполнять – это четко сформулировано, указано в должностных инструкциях, технологических регламентах, оперативных планах мероприятий на случай возникновения нештатных производственных ситуаций.
Первые действия при авариях и инцидентах:
- принять все возможные меры для оказания помощи, эвакуации пострадавших в безопасное место;
- сообщить по телефонам служб спасения о месте аварии, инцидента;
- принять меры к отключению электроснабжения, аварийному останову технологического оборудования, при необходимости используя средства защиты;
- организовать встречу прибывающих подразделений МЧС, других аварийно-спасательных служб.
Ваши действия при аварии, как жителя населенного пункта, не работающего на предприятии, где произошла авария:
- услышав сообщение по телевидению, радио, телефону, городской громкоговорящей связи о том, что произошла крупная авария, собрать документы, минимум необходимых вещей;
- проследовать к ближайшему пункту сбора населения для эвакуации в безопасный район за городской чертой.
Дополнительная статья:
Сигналы оповещения гражданской обороны
Действия дежурного персонала, работников опасных производств, в случае аварии, при катастрофе должны подчиняться требованиям должностных инструкций:
- при возникновении аварии на технологическом оборудовании, с наличием в нем токсичных, взрывоопасных, горючих материалов, необходимо отключить подачу сырья, дальнейшую транспортировку полуфабрикатов, готовой продукции по трубопроводам заводской технологической цепочки.
- при происшествии аварии, вызвавшей возникновение пожара, необходимо использовать все доступные средства тушения пожаров, пожарный инвентарь, ручной инструмент.
- при ликвидации аварии в условиях неблагоприятной, опасной для дыхания воздушной среды необходимо применять защитные средства.
Во время аварии все действия людей должны быть строго регламентированы, это способствует не только правильному ходу ее локализации, ликвидации, но и сохранению дисциплины, недопущения случаев паники:
- Охрана объекта – служебными инструкциями на случай нештатных, чрезвычайных ситуаций.
- Работников, сменного, оперативного персонала предприятий – должностными обязанностями, технологическим регламентом, планами действий на случай возникновений аварийных ситуаций.
- Населения – своевременным оповещением о происходящих событиях службами гражданской обороны.
Какие действия после аварии? Это устранение ее последствий, зависящих от характера, объема повреждений, разрушений; площади загрязнения, заражения, затопления. Дальнейшие действия обычно происходят после полной ликвидации аварии, техногенной катастрофы; мероприятий по разбору завалов, строительных конструкций; демонтажа поврежденных технологических установок, оборудования, трубопроводной сети:
- определение ущерба;
- расследование причины возникновения аварии, в том числе в соответствии требований Федерального закона РФ № 116-ФЗ для опасных производств;
- разработка плана мероприятий по устранению последствий, недопущению впредь нарушений, приведших к аварии.
План действий на случай возникновения аварий существует на каждом объекте, где имеются потенциально опасные производства. В нем указан порядок действий инженерных служб, направленный на их локализацию, оперативную ликвидацию с минимальными последствиями.
Алгоритм действий для работников, сменного, дежурного персонала, сотрудников охраны прописан в должностных обязанностях.
Кроме того, для каждого опасного участка, цеха производства разрабатывается, утверждается руководством объекта инструкция по действиям при авариях, которую они изучают со сдачей экзамена. В ней указана последовательность действий при авариях или катастрофах, направленная на скорейшую их ликвидацию, ограничение распространения опасных факторов, мероприятия ведут к недопущению гибели, травм людей, сокращению прямого и косвенного материального ущерба.
Обучение населения государством возложено на службы гражданской обороны администрации населенных пунктов, которые в случае крупных аварий, техногенных катастроф при необходимости эвакуации оповещают население о том, что следует прибыть на ближайший к месту жительства сборный эвакуационный пункт. Там жители организованно будут обеспечены медпомощью, охраной правопорядка; проинформированы о времени посадки на транспортные средства, которые доставят их безопасные районы до полной ликвидации ЧС и их последствий.
- Авторы: С.Н. Нехорошев, С.В. Ульянов, Г.Ф. Зорин, П.А. Орешников, В.В. Барсков, С.П. Чумак, В.В. Парамонов, С.В. Хорушко, В.Б. Чичерина
- Дата публикации: 2006
Настоящий справочник является основным документом единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) по классификации и характеристике основных видов чрезвычайных ситуаций, организации и способов проведения поисково-спасательных и аварийно-восстановительных работ, использования технических средств и инструментов, а также техники безопасности при проведении работ.
Справочник содержит основные понятия и термины по организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
В книге 1 дана краткая характеристика основных видов чрезвычайных ситуаций, изложены классификационные требования к спасателям и их правовое положение, изложены основы организации управления и связи и жизнеобеспечения спасателей при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
- Авторы: С.М. Вороной, А.Ф. Дарменко, С.П. Коряжин, З.И. Мажуховский, Н.И Никонова, В.В. Парамонов, А.Ю. Солнышков, В.Г. Хихленко, С.В. Хорушко, В.Б. Чичерина, С
- Дата публикации: 2006
В книге изложены сведения о причинах и природе возникновения землетрясений, взрывов, бурь, смерчей и тайфунов, даны их классификация, характеристики поражающих факторов и экстремальных условий, физические величины и единицы измерения, приведены организация, способы, средства разведки и поиска пострадавших в очаге (зоне) поражения, организация, технологии, приемы и способы ведения спасательных работ, организация управления спасательными работами в очаге (зоне) поражения, организация взаимодействия спасателей с представителями других министерств и ведомств, зарубежными специалистами, технические средства для проведения спасательных работ, раскрыты способы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, меры и техника безопасности при проведении спасательных работ, особенности психологической подготовки спасателей для ведения спасательных работ в очаге (зоне) поражения и особенности работы спасателей по поддержанию психологической устойчивости среди пострадавших.
- Авторы: И.И. Мухин, А.Ф. Дарменко, Б.В. Скриница, Э.И. Мажуховский, В.Г. Хихленко, С.М. Вороной, В.В. Парамонов, С.П. Чумак, Н.И. Никонова
- Дата публикации: 2006
Справочник предназначен для руководителей поисково-спасательных и других служб РСЧС, командиров и личного состава частей, подразделений и формирований, выполняющих задачи по ликвидации последствий обвалов, оползней, селей и снежных лавин.
В книге изложены справочные сведения о причинах и природе возникновения и классификация обвалов, оползней, селей и снежных лавин; дана характеристика поражающих факторов и экстремальных условий; рассмотрены основные вопросы организации разведки, поиска пострадавших и ведения спасательных
работ в очаге поражения (зоне ЧС); меры безопасности при ведении работ, а также особенности психологической подготовки спасателей.
- Авторы: Ю.А. Филатов, Э.И. Мажуховский, С.М. Вороной, М.Ю. Буликин, В.В. Парамонов, С.П. Чумак, Ю.Ю. Корнейчук
- Дата публикации: 2006
В книге изложены способы защиты от поражающих факторов, технология, приемы и способы ведения спасательных работ при ликвидации последствий наводнений, затоплений и цунами; особенности организации и ведения разведки; организация
управления силами и средствами и порядок взаимодействия между ними; характеристика средств для проведения спасательных работ; меры и техника безопасности при проведении спасательных работ; психологическая и медицинская помощь пострадавшим; профессиональная подготовка и экипировка спасателей.
Рекомендуется для специалистов региональных центров, штабов по делам ГО и ЧС, министерств и ведомств, привлекаемых для спасательных работ при ликвидации последствий наводнений, затоплений и цунами.
- Авторы: ВНИИ ГОЧС
- Дата публикации: 2006
В книге изложены технология, приемы и способы ведения спасательных работ при пожарах; организация управления силами и средствами и порядок взаимодействия между ними; характеристика средств пожаротушения; меры безопасности спасателей и их экипировка.
Рекомендуется для специалистов Региональных центров, штабов по делам ГО и ЧС, министерств и ведомств, привлекаемых для спасательных работ при пожарах.
- Авторы: Ю.А. Абрамов, С.М. Вороной, М.И. Вобликов, М.Г. Зайцев, В.С. Исаев, Н.М. Ивантеев, Е.М. Мещеряков, А.Б. Мартынов, Н.В. Романов, В.К. Силос, А.В. Шевченко
- Дата публикации: 2006
Данная книга предназначена для руководителей поисково-спасательных и других служб РСЧС, командиров и личного состава частей и подразделений гражданской обороны, выполняющих задачи в условиях разрушения химически опасных объектов, а также может быть использована широким кругом лиц, занимающихся защитой населения и производственного персонала от
сильнодействующих ядовитых веществ.
В ней приведены основные данные физико-химических и токсических свойств химически опасных и сильнодействующих ядовитых веществ, даны рекомендации по организации и ведению разведки в очаге химического поражения, организации управления спасательными работами и взаимодействия спасателей с формированиями и представителями других министерств и ведомств, ведению спасательных работ, диагностике и методам
оказания первой медицинской помощи, локализации и ликвидации источников заражения, средствам защиты спасателей, мерам безопасности при ведении спасательных работ и оказанию психологической помощи пострадавшим ..
- Авторы: Б.А. Галушкин, С.Г. Азаров, Н.С. Багаев, М.И Грачев, В.Н. Клочков, А.С. Коростин, А.А. Кунцевич, Л.Н. Петросян, В.В. Семенов, Н.И. Харичев
- Дата публикации: 2006
Данная книга предназначена для руководителей учреждений, командиров и личного состава частей МЧС России, поисково-спасательных и других служб РСЧС. Она может использоваться широким кругом лиц, занимающихся обеспечением радиационной безопасности.
В книге приведены основные термины, понятия и классификация радиоактивных аварий, характеристика и единицы измерения поражающих факторов в зоне радиоактивного загрязнения, даны рекомендации по ведению спасательных работ, организации управления и взаимодействия сил, привлекаемых для ликвидации последствий радиоактивных загрязнений, снижению облучения людей в этих условиях.
- Авторы: Л.Г. Одинцов, А.В. Курсаков, Е.А. Хапалов, В.Ф. Чурсин, С.П. Чумак
- Дата публикации: 2006
В книге изложены справочные сведения о природе возникновения и классификации ЧС; дана характеристика поражающих факторов ЧС; рассмотрены способы и средства разведки и поиска пострадавших, технология и технологические средства, приемы и способы ведения спастельных работ; вопросы организации
поисково-спасательных работ и взаимодействие сил МЧС со службами других министерств и ведомств; рассмотрены вопросы оказания первой медицинской помощи пострадавшим при утоплении и переохлаждении, особенности психологической подготовки и экипировка спасателей.
В приложениях Справочника спасателя даны характеристики метеорологических и гидросферных явлений, соотношения различных величин, морские азбука, коды и сигналы, характеристики спасательных средств и т. д.
- Авторы: Л.Г. Одинцов, Е.А. Хапалов, В.Ф. Хаматдинов, Е.А. Умблия, Е.Е. Колпакова, М.И. Усов, И.Э. Заславский, И.В. Жданенко, С.А. Воронин
- Дата публикации: 2006
В Справочнике изложены специфические для МЧС России вопросы: структура и организация поисковой кинологической службы (ПКС); ведение поисково-спасательных работ подразделениями ПКС; использование, содержание и ветеринарное обслуживание поисковых собак в зонах различных чрезвычайных ситуаций, а также общие кинологические вопросы.
Справочник предназначен для руководителей поисково-спасательных служб МЧС России всех уровней для спасателей-кинологов; он может быть рекомендован для всех соединений (воинских частей) гражданской обороны и для подготовки спасателей в учебных заведениях и подразделениях.
- Авторы: А.М. Гребенюк, Л.Г. Одинцов, В.А. Васильев, С.В. Шеломенцев
- Дата публикации: 2006
В книге изложены справочные сведения о технике и технологии проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) в различных ЧС с использованием энергии взрыва, рассмотрены условия применения взрывных технологий, даны сведения о взрывчатых веществах, о средствах, способах и методах взрывания, о расчете зарядов, использовании взрывных технологий для решения типовых задач ликвидации последствий ЧС, об основах организации и обеспечении безопасности взрывных работ.
Справочник предназначен для руководителей и специалистов РСЧС, командиров и личного состава подразделений и формирований, привлекаемых для производства взрывных работ при проведении АСДНР, а также для преподавателей и слушателей учебных заведений МЧС России, для специалистов других организаций, участвующих в выполнении взрывных работ.
- Авторы: Л.Г. Одинцов, Е.А. Хапалов, В.Г. Бубнов, А.В. Курсаков, Р.А. Дурнев, В.А. Нечволод, С.Н. Степин, Э.И. Мажуховский, И.В. Жданенко
- Дата публикации: 2006
В Справочнике изложены специфические для МЧС России вопросы: характеристика дорожно-транспортных происшествий; организация управления и взаимодействия служб различных ведомств при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий; технология проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий; оказание первой медицинской помощи пострадавшим; средства ведения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий; меры и техника безопасности при проведении аварийно-спасательных работ; нормативные правовые документы, регламентирующие проведение аварийно-спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях.
- Авторы: Л.Г. Одинцов, А.В. Курсаков, А.Ч. Кизиков, М.М. Туркевич, С.Н. Степин, И.В. Жданенко
- Дата публикации: 2006
Справочник спасателя предназначен для руководителей и специалистов органов управления РСЧС, командиров и штабов соединений, спасательных центров и воинских частей войск гражданской обороны, дпя руководителей поисково-спасательных служб и поисково-спасательных формирований, привлекаемых
для проведения высотных аварийно-спасательных работ.
Справочник спасателя рекомендуется для преподавателей, слушателей и курсантов учебных заведений и учебных подразделений МЧС России, а также для специалистов других организаций, привлекаемых для выполнения высотных аварийно-спасательных работ.
- Авторы: Л.Г. Одинцов, К.А. Соломатин, И.В. Жданенко
- Дата публикации: 2006
В основу Справочника спасателя положены материалы по эксплуатации Московского метрополитена; однако он может быть полезен для органов управления по делам ГОЧС и поисково-спасательных служб других городов РФ, где имеется, строится и проектируется метрополитен.
Справочник спасателя предназначен для органов управления по делам ГОЧС, руководителей и специалистов аварийно-восстановительных формирований метрополитена, для руководителей и специалистов поисково-спасательных служб МЧС России и других ведомств, привлекаемых для ликвидации последствий ЧС на метрополитене.
Справочник спасателя может быть рекомендован для преподавателей, слушателей и курсантов учебных заведений и учебных подразделений МЧС России, для руководителей и сотрудников метрополитена и железнодорожного транспорта РФ.
Авария — опасное техногенное происшествие на промышленном, энергетическом или транспортном объекте (акватории), создающее угрозу жизни и здоровью людей, приводящее к нарушению технологических процессов, разрушению указанных объектов, наносящее ущерб окружающей среде.
Катастрофа — внезапное, быстротечное событие, повлекшее за собой человеческие жертвы, наносящее ущерб здоровью людей, вызывающее частичное или полное уничтожение объектов экономики и других материальных ценностей на значительной территории, наносящее ущерб окружающей среде.
Стихийное бедствие — природное явление значительного масштаба, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни или здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей природной среды.
Чрезвычайная ситуация — совокупность обстоятельств, возникающая в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф, вызывающая резкое отклонение от нормы экономические, социальные сферы деятельности людей, существование природной среды, требующая для ее ликвидации привлечения сил РСЧС.
Очаг ЧС — ограниченная территория, в пределах которой в результате воздействия поражающих факторов источника ЧС произошла массовая гибель людей, сельскохозяйственных животных, растений, разрушены и повреждены здания и сооружения объектов экономики, нанесен ущерб окружающей природной среде.
Зона ЧС — это территория, на которой возникла ЧС.
Предупреждение ЧС – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно на территории возможного возникновения ЧС, направленных на предотвращение или уменьшение последствий ЧС, включающий в себя: прогнозирование, своевременное информирование населения о вероятности и неизбежности возникновения ЧС, своевременную подготовку населения и спецконтингентов к действиям в условиях ЧС.
Ликвидация ЧС — проведение в зоне ЧС аварийно-спасательных работ, которые включают:
-спасение людей и сохранение их здоровья:
-организацию жизнеобеспечения пострадавшего населения и личного состава служб и формирований, участвующих в ликвидации последствий ЧС.
-спасение материальных и культурных ценностей.
-снижение размеров ущерба нанесенного окружающей среде.
-снижение размеров материальных потерь.
-защиту природной среды.
Стадии развития ЧС.
1)Стадия зарождения ЧС — складываются условия для возникновения будущей ЧС, происходят, не выходящие за пределы объекта, локальные аварии, т.е. нарастает риск возникновения ЧС. Продолжительность этой стадии оценить трудно. Оно может колебаться от суток до нескольких лет. Именно на этой стадии возможно предотвращение развития ЧС.
2)Стадия кульминации — начинается с возникновения ЧС и заканчивается ограничением источника опасности.
3)Стадия затухания — (период отдаленных последствий). Охватывает период от ограничения источника ЧС или локализации ЧС до полной ликвидации ее прямых и косвенных последствий. Продолжительность этой стадии измеряется годами и многими десятилетиями.
По виду (характеру) источника ЧС подразделяют на:
— биолого-социальные (инфекционная заболеваемость людей, инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных, поражения сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями, голод, терроризм);
— военные (военные конфликты, войны);
— природные (землетрясения, наводнения, ураганы, цунами, оползни и др.);
— техногенные (радиационные, химические, биологические аварии; пожары и взрывы; обрушение сооружений; аварии на очистных сооружениях; затопление, крушение (аварии транспортных средств);
— экологические (в атмосфере, биосфере, гидросфере и литосфере).
Классификация катастроф по ВОЗ:
— метеорологические катастрофы — бури (ураганы, смерчи, циклоны, бураны), морозы, необычайная жара, засухи и т.п.;
— топологические катастрофы — наводнения, снежные обвалы, оползни, снежные заносы, сели;
— теллурические и тектонические катастрофы — землетрясения, извержения вулканов и т.п.;
— аварии — выход из строя сооружений (плотин, туннелей, зданий, шахт и т.д.),
пожары, кораблекрушения, крушения поездов, крупные взрывы и др.
Вывод по вопросу: Для определения вида ЧС необходимо знать их классификацию и характеристики.
Поражающие факторы источников ЧС — это факторы механического, термического, радиационного, химического, биологического (бактериологического), психоэмоционального характера, являющиеся причинами ЧС и приводящие к поражению людей, животных, окружающей природной среды, а также объектов народного хозяйства.
Динамические (механические) факторы — в результате непосредственного действия избыточного давления во фронте ударной волны, отбрасывания человека скоростным напором и ударов о внешние предметы, действия вторичных снарядов (конструкций зданий и сооружений, камней, осколков, стекол и др.) приводят к возникновению различных ранений и закрытых травм.
Термические факторы — в результате воздействия высоких температур (светового излучения, пожаров, высокой температуры окружающего воздуха и др.) возникают термические ожоги, общее перегревание организма; при низких температурах возможны общее переохлаждение организма и отморожения.
Радиационные факторы — при авариях на радиационно-опасных объектах и применении ядерного оружия в результате воздействия ионизирующих излучений на организм могут развиться лучевая болезнь (острая и хроническая) и лучевые ожоги кожи.
Химические факторы — аварийно химические опасные вещества (АХОВ), боевые отравляющие вещества, промышленные и другие яды, воздействуя на людей при химических авариях, применении химического оружия, вызывают разнообразные (по характеру и тяжести) поражения.
Биологические (бактериологические) факторы — токсины, бактерии и другие биологические (бактериологические) агенты, выброс и распространение которых возможны при авариях на биологически опасных объектах, а в военных условиях при применении противником они могут привести к массовым инфекционным заболеваниям (эпидемии) или массовым отравлениям.
Психоэмоциональное воздействие поражающих факторов на людей, находящихся в экстремальных условиях, может проявляться снижением работоспособности, нарушением их психической деятельности, а в отдельных случаях — более серьезными расстройствами.
Вывод по вопросу: Знание поражающих факторов ЧС помогает определить возможные медико-санитарные последствия и предупредить санитарные потери.
Медико-санитарные последствия чрезвычайной ситуации — это комплексная характеристика ЧС, определяющая содержание, объем и организацию медико-санитарного обеспечения. Медико-санитарное обеспечение включает:
величину и характер возникших санитарных потерь;
нуждаемость пострадавших в различных видах помощи;
условия проведения лечебно-эвакуационных мероприятий в зоне ЧС;
санитарно-гигиеническую и санитарно-эпидемиологическую обстановку, сложившуюся в результате ЧС;
выход из строя или нарушение деятельности лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических учреждений и учреждений снабжения медицинским имуществом, а также нарушение жизнеобеспечения населения в зоне ЧС и прилегающих к ней районах и др.
Пораженный в чрезвычайной ситуации (при оценке последствий ЧС применяется также понятие «пострадавший») — это человек, у которого в результате непосредственного или опосредованного воздействия на него поражающих факторов источника ЧС возникли нарушения здоровья.
Общие людские потери, возникшие в ЧС, подразделяются:
— безвозвратные потери — люди, погибшие в момент возникновения ЧС;
— умершие до поступления в медицинское учреждение;
— пропавшие без вести.
Санитарные потери определяются:
1)По числу пострадавших;
2)По числу людей, оставшихся без крова, с нарушением условий жизнедеятельности;
3) По числу людей с тяжелыми психическими травмами.
Структура санитарных потерь зависит:
1)от вида объекта попавшего в ЧС;
2)от отсутствия помощи в момент начала ЧС;
3)от запаздывания помощи;
4)от недостаточной эффективности помощи;
5)от недостаточного объема помощи;
6)от неверной тактики проведения АСР.
Структура санитарных потерь определяется:
1)категориями пострадавших (раненые, обожженные, и.т.д.);
2)степени тяжести поражения, заболевания (легкая, средняя, тяжелая, крайне тяжелая);
3)характером и локализацией поражения, заболевания.
Вывод по вопросу: От знаний медико-санитарных последствий ЧС будет зависеть величина и характер санитарных потерь.
Вывод по пройденной теме: Знание характеристик ЧС играет главную роль в предупреждении и ликвидации ЧС.