ГЛАВНОЕ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
РУКОВОДСТВО
ПО МЕДИЦИНСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА МИРНОЕ ВРЕМЯ
МОСКВА
ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
2002
ПРИКАЗ
начальника Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации — заместителя Министра обороны Российской Федерации № 1
«15» января 2001 г. г. Москва
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА ПО МЕДИЦИНСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА МИРНОЕ ВРЕМЯ
1. Утвердить прилагаемое Руководство по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время.
2. Начальнику Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации до 31 декабря 2001 года привести свои служебные документы в соответствие с прилагаемым Руководством.
3. Признать не действующими в Вооруженных Силах Российской Федерации приказы заместителя Министра обороны СССР — начальника Тыла Вооруженных Сил СССР 1981 года № 74, 1985 года № 1, 1989 года № 64.
4. Приказ разослать до отдельного батальона.
начальник ТЫЛА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ -ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
генерал-полковник
В.Исаков
РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 1
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Настоящее Руководство определяет организацию и порядок проведения медицинского обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное время.
2. Медицинское обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации — это система мер медицинского, научного, педагогического, воспитательного и административно-управленческого характера по сохранению и укреплению здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы.
3. Медицинское обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации включает: военно-медицинскую подготовку личного состава, гигиеническое обучение и воспитание военнослужащих, пропаганду здорового образа жизни, медицинский контроль за условиями жизнедеятельности личного состава; лечебно-профилактические мероприятия, снабжение медицинской техникой и имуществом.
4. Финансирование расходов, связанных с медицинским обеспечением Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5. Медицинское обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется медицинской службой Вооруженных Сил Российской Федерации при участии органов военного управления, командиров (начальников) и военных психологов.
6. Медицинская служба Вооруженных Сил Российской Федерации представляет собой систему органов военного управления медицинской службы, воинских частей и учреждений обеспечения и охраны органов военного управления медицинской службы, медицинских воинских частей, учреждений и подразделений*.
_________
*Далее в тексте Руководства, если не оговорено особо, под медицинскими воинскими частями, учреждениями и подразделениями понимаются медицинские воинские части, учреждения и подразделения воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе лечебно-профилактические, санитарно-эпидемиологические воинские части, учреждения и подразделения; воинские части, учреждения и подразделения медицинского снабжения; специальные медицинские воинские части, учреждения и подразделения, органы военной печати, военно-учебные заведения, учебные воинские части, научно-исследовательские организации медицинской службы.
Состав, назначение и основные задачи органов военного управления медицинской службы, медицинских воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации определены Положением об органах управления медицинской службы, медицинских воинских частях и учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время*.
7. Медицинская служба Вооруженных Сил Российской Федерации является составной частью государственной системы здравоохранения и обеспечивает реализацию прав военнослужащих и других граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Медицинская служба Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет свою деятельность в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан**, законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации.
8. Задачи медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное время определяются: условиями боевой подготовки и быта войск (сил); состоянием здоровья и питания, уровнем и структурой заболеваемости личного состава; санитарно-эпидемиологическим состоянием и климатогеографическими условиями районов дислокации войск (сил); вероятностью возникновения крупномасштабных аварий и катастроф.
Основными задачами медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное время являются:
подготовка личного состава медицинской службы;
военно-медицинская подготовка, гигиеническое обучение и воспитание военнослужащих, пропаганда здорового образа жизни;
медицинское обеспечение боевой подготовки и повседневной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации;
осуществление в Вооруженных Силах Российской Федерации государственного санитарно-эпидемиологического надзора, медицинского контроля за условиями жизнедеятельности личного состава;
организация и проведение мероприятий по медицинской защите личного состава от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, сохранению и укреплению его здоровья; участие в обеспечении безопасности военной службы;
организация и проведение лечебно-профилактических мероприятий среди личного состава Вооруженных Сил Российской
Федерации; оказание медицинской помощи больным, их лечение ч медицинская реабилитация;
проведение военно-врачебной, судебно-медицинской и судеб-ио-психиатрической экспертизы в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
участие в комплектовании Вооруженных Сил Российской Федерации личным составом;
снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации медицинской техникой и имуществом;
научная, изобретательская и рационализаторская работа, изучение и обобщение опыта медицинского обеспечения Вооруженных Сил российской Федерации и вооруженных сил иностранных государств;
научная разработка проблем медицинского обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное и военное время;
внедрение в деятельность медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации передовых достижений медицинской науки и практики;
организация статистического учета и представление отчетности в установленном порядке;
устойчивое и эффективное управление силами и средствами медицинской службы;
организация взаимодействия с органами управления и учреждениями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
9. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации и на объектах обороны — это деятельность специально уполномоченных органов и учреждений (должностных лиц) медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации, входящих в государственную санитарно-эпидемиологическую службу Российской Федерации, по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в целях охраны его здоровья и среды обитания.
10. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации и на объектах обороны организуется и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»*, постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2000 года № 554 «Об Утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемио-логической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании»** и нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.
_________
*Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650.
** Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, с 3295.
11. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации и на объектах обороны включает:
контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдачу предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушения санитарного законодательства, а также привлечение к ответственности лиц, их совершивших;
контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой;
проведение санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
разработку предложений о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, государственный учет инфекционных, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в связи с вредным воздействием факторов среды обитания в целях формирования государственных информационных ресурсов.
12. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации и на объектах обороны организует Главный государственный санитарный врач Министерства обороны Российской Федерации, по своим функциональным обязанностям являющийся заместителем Главного государственного санитарного врача Российской Федерации по вопросам осуществления санитарно-эпидемиологического надзора в Вооруженных Силах Российской Федерации.
13. Военно-врачебная экспертиза определяет годность по состоянию здоровья к военной службе граждан, подлежащих призыву на военную службу, поступающих на военную службу по контракту, пребывающих в запасе (резерве) Вооруженных Сил Российской Федерации, и военнослужащих, устанавливает у военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы) и уволенных с военной службы причинную связь заболеваний, ранений, травм с военной службой (прохождением военных сборов), определяет виды, объем, сроки осуществления медико-социальной помощи военнослужащим и их реабилитации.
Порядок организации и производства военно-врачебной экспертизы определен Положением о военно-врачебной экспертизе* и Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации** .
Составной частью военно-врачебной экспертизы является врачебно-летная экспертиза, которая решает задачи военно-врачебной экспертизы в отношении летного состава авиации Вооруженных Сил Российской Федерации. Порядок освидетельствования летного состава определен Положением о медицинском освидетельствовании летного состава авиации Вооруженных Сил российской Федерации***.
14. Судебно-медицинская экспертиза производится в медицинских учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации экспертом судебно-медицинских лабораторий или врачом, привлеченным для производства экспертизы, на основании постановления лица, производящего дознание, следователя, прокурора или определения суда.
Судебно-психиатрическая экспертиза производится в предназначенных для этой цели медицинских учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации.
Порядок организации и производства судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз устанавливается законодательством Российской Федерации.
15. Медицинские воинские части, учреждения и подразделения оказывают бесплатную медицинскую помощь военнослужащим, членам их семей, гражданам, призванным на военные сборы, а также другим гражданам, пользующимся таким правом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
16. При отсутствии в местностях, где проходят военную службу или проживают военнослужащие, члены их семей и другие граждане, указанные в п. 15, медицинских воинских частей, учреждений и подразделений или при отсутствии в них соответствующих отделений либо специального оборудования и в неотложных случаях медицинская помощь оказывается им в учреждениях здравоохранения, независимо от их территориальной и ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм.
__________
* Постановление Правительства РФ от 20 апреля 1995 года № 390 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» (Собрание законодательства РФ, 1995, № 19,ст. 1758)
** Приказ МО РФ 1995 года, № 315. Зарегистрирован Министерством юстиции РФ 16 октября 1995 года. Регистрационный № 961.
*** Пр.МО РФ 1999 года № 455. Зарегистрирован Минюстом РФ 16 ноября 1999 г. Рег. № 1973.
Расчеты за медицинскую помощь, оказанную учреждениями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения военнослужащим, членам их семей и другим гражданам, указанным в п. 15, производятся в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года № 1093 «О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей»* и Инструкцией о порядке оказания медицинской помощи военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации в учреждениях здравоохранения и проведения финансовых расчетов с этими учреждениями за оказанную медицинскую помощь**
17. Медицинские воинские части и учреждения могут оказывать медицинскую помощь гражданам, в том числе лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, в системе обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования в соответствии с Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской-Федерации»*** и на основании нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации.
18. Медицинские воинские части и учреждения могут оказывать платные медицинские услуги в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей»****, постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 года № 27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими
учреждениями*****и на основании нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации.
_______
*Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 23, ст. 2570.
** Приказ Министра обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации 1995 года № 204/167. Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 июня 1995 года. Регистрационный № 879.
***Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1991, №27, ст. 920
**** Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 140.
***** Там же, ст. 194
19. Количество госпитальных коек и число врачебных посещений для оказания медицинской помощи по программам медицинского страхования и платных медицинских услуг устанавливается ежегодно по каждому включенному в систему медицинского страхования и оказания платных медицинских услуг лечебно-профилактическому учреждению главнокомандующим видом Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим родом войск, войсками военного округа (флотом), начальником главного (центрального) управления Министерства обороны Российской Федерации.
20. Порядок учета и расходования денежных средств, полученных медицинскими воинскими частями и учреждениями за оказание медицинской помощи по программам медицинского страхования и платных медицинских услуг, определяется законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.
21. Статистический учет в медицинской службе Вооруженных Сил Российской Федерации организуется в порядке, определяемом начальником Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации по согласованию с отделом прогнозирования и информационных систем Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Отчетность в медицинской службе Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с табелями срочных донесений, приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации и директивами Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
Министерство обороны российской федерации
ГЛАВНОЕ
ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
РУКОВОДСТВО
ПО МЕДИЦИНСКОМУ
ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
НА МИРНОЕ ВРЕМЯ
МОСКВА
ВОЕННОЕ
ИЗДАТЕЛЬСТВО
2002
ПРИКАЗ
начальника Тыла
Вооруженных Сил Российской Федерации
— заместителя Министра обороны Российской
Федерации № 1
«15» января
2001 г. г. Москва
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
РУКОВОДСТВА ПО МЕДИЦИНСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА МИРНОЕ ВРЕМЯ
1. Утвердить
прилагаемое Руководство по медицинскому
обеспечению Вооруженных Сил Российской
Федерации на мирное время.
2. Начальнику
Главного военно-медицинского управления
Министерства обороны Российской
Федерации до 31 декабря 2001 года привести
свои служебные документы в соответствие
с прилагаемым Руководством.
3. Признать не
действующими в Вооруженных Силах
Российской Федерации приказы
заместителя Министра обороны СССР —
начальника Тыла Вооруженных Сил СССР
1981 года № 74, 1985 года № 1, 1989 года № 64.
4. Приказ разослать
до отдельного батальона.
Начальник тыла вооруженных сил российской федерации -заместитель министра обороны российской федерации
генерал-полковник
В.Исаков
РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 1
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
1. Настоящее
Руководство определяет организацию и
порядок проведения медицинского
обеспечения Вооруженных Сил Российской
Федерации в мирное время.
2. Медицинское
обеспечение Вооруженных Сил Российской
Федерации — это система мер медицинского,
научного, педагогического,
воспитательного и административно-управленческого
характера по сохранению и укреплению
здоровья военнослужащих и граждан,
призванных на военные сборы.
3. Медицинское
обеспечение Вооруженных Сил Российской
Федерации включает: военно-медицинскую
подготовку личного состава, гигиеническое
обучение и воспитание военнослужащих,
пропаганду здорового образа жизни,
медицинский контроль за условиями
жизнедеятельности личного состава;
лечебно-профилактические мероприятия,
снабжение медицинской техникой и
имуществом.
4. Финансирование
расходов, связанных с медицинским
обеспечением Вооруженных Сил
Российской Федерации, осуществляется
в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
5. Медицинское
обеспечение Вооруженных Сил Российской
Федерации осуществляется медицинской
службой Вооруженных Сил Российской
Федерации при участии органов военного
управления, командиров (начальников)
и военных психологов.
6. Медицинская
служба Вооруженных Сил Российской
Федерации представляет собой систему
органов военного управления медицинской
службы, воинских частей и учреждений
обеспечения и охраны органов военного
управления медицинской службы, медицинских
воинских частей, учреждений и
подразделений*.
_________
*Далее
в тексте Руководства, если не оговорено
особо, под медицинскими воинскими
частями, учреждениями и подразделениями
понимаются медицинские воинские части,
учреждения и подразделения воинских
частей Вооруженных Сил Российской
Федерации, в том числе лечебно-профилактические,
санитарно-эпидемиологические воинские
части, учреждения и подразделения;
воинские части, учреждения и подразделения
медицинского снабжения; специальные
медицинские воинские части, учреждения
и подразделения, органы военной печати,
военно-учебные заведения, учебные
воинские части, научно-исследовательские
организации медицинской службы.
Состав, назначение
и основные задачи органов военного
управления медицинской службы, медицинских
воинских частей и учреждений Вооруженных
Сил Российской Федерации определены
Положением об органах управления
медицинской службы, медицинских воинских
частях и учреждениях Вооруженных Сил
Российской Федерации на мирное время*.
7. Медицинская
служба Вооруженных Сил Российской
Федерации является составной частью
государственной системы здравоохранения
и обеспечивает реализацию прав
военнослужащих и других граждан на
охрану здоровья и медицинскую помощь
в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Медицинская служба
Вооруженных Сил Российской Федерации
осуществляет свою деятельность в
соответствии с Основами законодательства
Российской Федерации об охране здоровья
граждан**, законодательными и иными
правовыми актами Российской Федерации,
нормативными правовыми актами
Министерства обороны Российской
Федерации и Министерства здравоохранения
Российской Федерации.
8. Задачи медицинской
службы Вооруженных Сил Российской
Федерации в мирное время определяются:
условиями боевой подготовки и быта
войск (сил); состоянием здоровья и
питания, уровнем и структурой
заболеваемости личного состава;
санитарно-эпидемиологическим состоянием
и климатогеографическими условиями
районов дислокации войск (сил); вероятностью
возникновения крупномасштабных
аварий и катастроф.
Основными
задачами
медицинской службы Вооруженных Сил
Российской Федерации в мирное время
являются:
подготовка личного
состава медицинской службы;
военно-медицинская
подготовка, гигиеническое обучение и
воспитание военнослужащих, пропаганда
здорового образа жизни;
медицинское
обеспечение боевой подготовки и
повседневной деятельности Вооруженных
Сил Российской Федерации;
осуществление в
Вооруженных Силах Российской Федерации
государственного санитарно-эпидемиологического
надзора, медицинского контроля за
условиями жизнедеятельности личного
состава;
организация и
проведение мероприятий по медицинской
защите личного состава от воздействия
неблагоприятных факторов окружающей
среды, сохранению и укреплению его
здоровья; участие в обеспечении
безопасности военной службы;
организация и
проведение лечебно-профилактических
мероприятий среди личного состава
Вооруженных Сил Российской
Федерации; оказание
медицинской помощи больным, их лечение
ч медицинская реабилитация;
проведение
военно-врачебной, судебно-медицинской
и судеб-ио-психиатрической экспертизы
в случаях и в порядке, предусмотренных
законодательством Российской Федерации;
участие в
комплектовании Вооруженных Сил Российской
Федерации личным составом;
снабжение Вооруженных
Сил Российской Федерации медицинской
техникой и имуществом;
научная,
изобретательская и рационализаторская
работа, изучение и обобщение опыта
медицинского обеспечения Вооруженных
Сил российской Федерации и вооруженных
сил иностранных государств;
научная разработка
проблем медицинского обеспечения
Вооруженных Сил Российской Федерации
в мирное и военное время;
внедрение в
деятельность медицинской службы
Вооруженных Сил Российской Федерации
передовых достижений медицинской науки
и практики;
организация
статистического учета и представление
отчетности в установленном порядке;
устойчивое и
эффективное управление силами и
средствами медицинской службы;
организация
взаимодействия с органами управления
и учреждениями государственной,
муниципальной и частной систем
здравоохранения.
9. Государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
в Вооруженных Силах Российской
Федерации и на объектах обороны — это
деятельность специально уполномоченных
органов и учреждений (должностных лиц)
медицинской службы Вооруженных Сил
Российской Федерации, входящих в
государственную санитарно-эпидемиологическую
службу Российской Федерации, по
предупреждению, обнаружению и пресечению
нарушений законодательства Российской
Федерации в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического
благополучия личного состава Вооруженных
Сил Российской Федерации в целях охраны
его здоровья и среды обитания.
10.
Государственный санитарно-эпидемиологический
надзор в Вооруженных Силах Российской
Федерации и на объектах обороны
организуется и осуществляется в
соответствии с Федеральным законом от
13 марта 1999 года № 52-ФЗ «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения»*, постановлением Правительства
Российской Федерации от 23 июня 2000 года
№ 554 «Об Утверждении Положения о
государственной санитарно-эпидемио-логической
службе Российской Федерации и Положения
о государственном санитарно-эпидемиологическом
нормировании»** и нормативными правовыми
актами Министерства обороны Российской
Федерации.
_________
*Собрание
законодательства Российской Федерации,
1999, № 14, ст. 1650.
** Собрание
законодательства Российской Федерации,
2000, № 31, с 3295.
11.
Государственный санитарно-эпидемиологический
надзор в Вооруженных Силах Российской
Федерации и на объектах обороны
включает:
контроль за
выполнением санитарного законодательства,
санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий,
предписаний и постановлений должностных
лиц, осуществляющих государственный
санитарно-эпидемиологический надзор;
санитарно-карантинный
контроль в пунктах пропуска через
Государственную границу Российской
Федерации;
меры пресечения
нарушений санитарного законодательства,
выдачу предписаний и вынесение
постановлений о фактах нарушения
санитарного законодательства, а также
привлечение к ответственности лиц,
их совершивших;
контроль за
санитарно-эпидемиологической обстановкой;
проведение
санитарно-эпидемиологических
расследований, направленных на
установление причин и выявление условий
возникновения и распространения
инфекционных заболеваний и массовых
неинфекционных заболеваний (отравлений);
разработку
предложений о проведении
санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий;
статистическое
наблюдение в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического
благополучия личного состава Вооруженных
Сил Российской Федерации, государственный
учет инфекционных, профессиональных
заболеваний, массовых неинфекционных
заболеваний (отравлений) в связи с
вредным воздействием факторов среды
обитания в целях формирования
государственных информационных ресурсов.
12.
Государственный санитарно-эпидемиологический
надзор в Вооруженных Силах Российской
Федерации и на объектах обороны
организует Главный государственный
санитарный врач Министерства обороны
Российской Федерации, по своим
функциональным обязанностям являющийся
заместителем Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации
по вопросам осуществления
санитарно-эпидемиологического надзора
в Вооруженных Силах Российской Федерации.
13. Военно-врачебная
экспертиза
определяет годность по состоянию
здоровья к военной службе граждан,
подлежащих призыву на военную службу,
поступающих на военную службу по
контракту, пребывающих в запасе (резерве)
Вооруженных Сил Российской Федерации,
и военнослужащих, устанавливает у
военнослужащих (граждан, призванных на
военные сборы) и уволенных с военной
службы причинную связь заболеваний,
ранений, травм с военной службой
(прохождением военных сборов), определяет
виды, объем, сроки осуществления
медико-социальной помощи военнослужащим
и их реабилитации.
Порядок организации
и производства военно-врачебной
экспертизы определен Положением о
военно-врачебной экспертизе* и Инструкцией
о порядке проведения военно-врачебной
экспертизы в Вооруженных Силах
Российской Федерации** .
Составной частью
военно-врачебной экспертизы является
врачебно-летная
экспертиза,
которая решает задачи военно-врачебной
экспертизы в отношении летного состава
авиации Вооруженных Сил Российской
Федерации. Порядок освидетельствования
летного состава определен Положением
о медицинском освидетельствовании
летного состава авиации Вооруженных
Сил российской Федерации***.
14. Судебно-медицинская
экспертиза
производится в медицинских учреждениях
Вооруженных Сил Российской Федерации
экспертом судебно-медицинских лабораторий
или врачом, привлеченным для
производства экспертизы, на основании
постановления лица, производящего
дознание, следователя, прокурора или
определения суда.
Судебно-психиатрическая
экспертиза
производится в предназначенных для
этой цели медицинских учреждениях
Вооруженных Сил Российской Федерации.
Порядок организации
и производства судебно-медицинской и
судебно-психиатрической экспертиз
устанавливается законодательством
Российской Федерации.
15.
Медицинские воинские части, учреждения
и подразделения оказывают
бесплатную
медицинскую помощь
военнослужащим,
членам их семей, гражданам, призванным
на военные сборы, а также другим
гражданам, пользующимся таким правом
в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
16.
При отсутствии в местностях, где проходят
военную службу или проживают военнослужащие,
члены их семей и другие граждане,
указанные в п. 15, медицинских воинских
частей, учреждений и подразделений
или при отсутствии в них соответствующих
отделений либо специального оборудования
и в неотложных случаях медицинская
помощь оказывается им в учреждениях
здравоохранения, независимо от их
территориальной и ведомственной
принадлежности и организационно-правовых
форм.
__________
* Постановление
Правительства РФ от 20 апреля 1995 года №
390 «Об утверждении Положения о
военно-врачебной экспертизе» (Собрание
законодательства РФ, 1995, № 19,ст. 1758)
** Приказ МО РФ 1995
года, № 315. Зарегистрирован Министерством
юстиции РФ 16 октября 1995 года. Регистрационный
№ 961.
*** Пр.МО РФ 1999 года
№ 455. Зарегистрирован Минюстом РФ 16
ноября 1999 г. Рег. № 1973.
Расчеты за
медицинскую помощь, оказанную учреждениями
государственной, муниципальной и
частной систем здравоохранения
военнослужащим, членам их семей и другим
гражданам, указанным в п. 15, производятся
в соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации
от 26 сентября 1994 года № 1093 «О порядке
возмещения расходов, связанных с
оказанием медицинской помощи,
санаторно-курортным лечением и отдыхом
военнослужащих, граждан, уволенных
с военной службы, и членов их семей»* и
Инструкцией о порядке оказания медицинской
помощи военнослужащим Вооруженных Сил
Российской Федерации в учреждениях
здравоохранения и проведения финансовых
расчетов с этими учреждениями за
оказанную медицинскую помощь**
17.
Медицинские воинские части и учреждения
могут оказывать медицинскую помощь
гражданам, в том числе лицам
гражданского персонала Вооруженных
Сил Российской Федерации,
в системе
обязательного медицинского страхования
и добровольного медицинского страхования
в соответствии с Законом Российской
Федерации «О медицинском страховании
граждан в Российской-Федерации»*** и на
основании нормативных правовых актов
Министерства обороны Российской
Федерации.
18.
Медицинские воинские части и учреждения
могут оказывать
платные медицинские услуги
в соответствии с Гражданским кодексом
Российской Федерации, Законом Российской
Федерации «О защите прав потребителей»****,
постановлением Правительства
Российской Федерации от 13 января 1996
года № 27 «Об утверждении Правил
предоставления платных медицинских
услуг населению медицинскими
учреждениями*****и
на основании нормативных правовых актов
Министерства обороны Российской
Федерации.
_______
*Собрание
законодательства Российской Федерации,
1994, № 23, ст. 2570.
**
Приказ Министра обороны Российской
Федерации и Министерства здравоохранения
и медицинской промышленности Российской
Федерации 1995 года № 204/167. Зарегистрирован
Министерством юстиции Российской
Федерации 23 июня 1995 года. Регистрационный
№ 879.
***Ведомости Съезда
народных депутатов Российской Федерации
и Верховного Совета Российской Федерации,
1991, №27, ст. 920
****
Собрание законодательства Российской
Федерации, 1996, № 3, ст. 140.
***** Там
же, ст. 194
19.
Количество госпитальных коек и число
врачебных посещений для оказания
медицинской помощи по программам
медицинского страхования и платных
медицинских услуг устанавливается
ежегодно по каждому включенному в
систему медицинского страхования и
оказания платных медицинских услуг
лечебно-профилактическому учреждению
главнокомандующим видом Вооруженных
Сил Российской Федерации, командующим
родом войск, войсками военного округа
(флотом), начальником главного
(центрального) управления Министерства
обороны Российской Федерации.
20. Порядок учета
и расходования денежных средств,
полученных медицинскими воинскими
частями и учреждениями за оказание
медицинской помощи по программам
медицинского страхования и платных
медицинских услуг, определяется
законодательством Российской
Федерации и нормативными правовыми
актами Министерства обороны Российской
Федерации.
21.
Статистический учет в медицинской
службе Вооруженных Сил Российской
Федерации организуется в порядке,
определяемом начальником Главного
военно-медицинского управления
Министерства обороны Российской
Федерации по согласованию с отделом
прогнозирования и информационных систем
Министерства здравоохранения
Российской Федерации.
Отчетность в
медицинской службе Вооруженных Сил
Российской Федерации осуществляется
в соответствии с табелями срочных
донесений, приказами и директивами
Министра обороны Российской Федерации
и директивами Генерального штаба
Вооруженных Сил Российской Федерации.
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
Подписка на издание
Власть
Экономика
В регионах
В мире
Происшествия
Общество
Спорт
Культура
Документы
Спецпроекты
ДокументыСпецпроекты
27.07.2020 11:14
Поделиться
Приказ Министерства обороны Российской Федерации от 18.06.2020 № 260 «Об установлении особенностей организации оказания медицинской помощи в медицинских (военно-медицинских) подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации»
Дата подписания: 18.06.2020Опубликован: 27.07.2020
Вступает в силу: 04.08.2020
Зарегистрирован 24.07.2020 № 59059
Опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 24.07.2020 г.
Вступает в силу 4 августа 2020 г.
Приказ Министерства обороны Российской Федерации от 18.06.2020 № 260
(pdf, PDF, 1.0 Мб)
Поделиться
-
19.05.2023 Приказ Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 12.04.2023 № 174 «О внесении изменения в пункт 5 Порядка составления и утверждения отчета о результатах деятельности федеральных государственных казенных учреждений, находящихся в ведении ФСБ России, и об использовании закрепленного за ними государственного имущества, утвержденного приказом ФСБ России от 13 октября 2022 г. № 514»
-
19.05.2023 Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 19.04.2023 № 231 «О внесении изменений в типовое штатное расписание исправительного центра, утвержденное приказом ФСИН России от 5 августа 2022 г. № 462»
Приложение N 1
к Приказу Министра обороны
Российской Федерации
и Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 23 мая 2001 г. N 240/168
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО ИХ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ
ПОСТАНОВКИ НА ВОИНСКИЙ УЧЕТ
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО ИХ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ
ПОСТАНОВКИ НА ВОИНСКИЙ УЧЕТ
Список изменяющих документов
(в ред. Приказа Министра обороны РФ N 1330,
Минздравсоцразвития РФ N 870н от 11.10.2010)
Настоящая Инструкция определяет порядок организации и проведения профилактической работы (в том числе ежегодных профилактических медицинских осмотров), диспансерного наблюдения за состоянием здоровья и физическим развитием, проведения лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации мужского пола 15- и 16-летнего возраста (далее именуются — юноши).
1. Медицинское обеспечение юношей до их первоначальной постановки на воинский учет осуществляется лечебно-профилактическими учреждениями под руководством органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления во взаимодействии с военными комиссариатами на основании постановлений (решений) руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
2. Медицинское обеспечение юношей до их первоначальной постановки на воинский учет включает:
раннее выявление функциональных нарушений, заболеваний, отклонений в физическом и психическом развитии юношей, а также факторов медико-социального риска возникновения заболеваний (условий учебы, труда, быта и т.д.);
разработку и осуществление профилактической работы с юношами в образовательных учреждениях <*> и по месту жительства с динамическим врачебным наблюдением за юношами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, проведение нуждающимся лечебно-оздоровительных мероприятий;
———————————
<*> Здесь и далее в тексте настоящей Инструкции под образовательными учреждениями понимаются образовательные учреждения среднего (полного) общего образования, образовательные учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования.
систематический анализ состояния здоровья и физического развития юношей, качества и эффективности медицинского наблюдения, разработку и осуществление мероприятий по совершенствованию медицинского обеспечения.
3. Плановые профилактические медицинские осмотры юношей проводятся амбулаторно-поликлиническими учреждениями здравоохранения под руководством органа местного самоуправления в сфере здравоохранения во взаимодействии с структурными подразделениями военных комиссариатов по муниципальным образованиям (далее именуется — военный комиссариат), руководителями образовательных учреждений.
(в ред. Приказа Министра обороны РФ N 1330, Минздравсоцразвития РФ N 870н от 11.10.2010)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Плановые профилактические медицинские осмотры юношей в год достижения ими 15- и 16-летнего возраста проводятся в апреле — мае согласно графику, утвержденному руководителем амбулаторно-поликлинического учреждения и согласованному с руководителями образовательных учреждений.
Плановые профилактические медицинские осмотры юношей, обучающихся в образовательных учреждениях, проводятся по графикам амбулаторно-поликлинических учреждений, обслуживающих образовательные учреждения по месту обучения юношей, а работающих, не работающих и не обучающихся в образовательных учреждениях — в поликлиниках по месту жительства юноши.
5. Плановые профилактические медицинские осмотры юношей включают в себя три этапа.
Первый этап — доврачебное обследование юношей по скрининг-тестам, лабораторное и физиометрическое обследование.
Скрининг-тесты и оценка их результатов проводятся медицинским персоналом образовательных учреждений, медико-санитарных частей, здравпунктов, территориальных поликлиник.
Второй этап — педиатрический. Его проведение осуществляется врачом-педиатром поликлиники по месту жительства юноши или врачом образовательного учреждения.
Третий этап — специализированный. Юноши осматриваются специалистами с анализом ранее проведенных скрининг-тестов, физиометрического, лабораторного и инструментального обследования. Перечни специалистов, участвующих в осмотрах, лабораторного и инструментального обследований приведены в приложениях N 1 и 2 к настоящей Инструкции.
При наличии оснований юноша направляется на осмотр врача-специалиста, отсутствующего в данном амбулаторно-поликлиническом учреждении.
6. По результатам профилактического осмотра врачом-педиатром дается комплексная оценка состояния здоровья юношей, оценивается уровень полового и физического развития, физическая подготовленность, нервно-психическое здоровье, определяется группа здоровья, медицинская группа для занятий физической культурой, биологический возраст и его соответствие паспортному возрасту, устанавливается заключительный диагноз (основной, осложнения основного, сопутствующие заболевания — по международной классификации болезней 10-го пересмотра), составляются рекомендации по оздоровлению, лечению, режиму и питанию юношей, по их поступлению (переводу) в различные образовательные учреждения и анализируются данные о их подготовке к военной службе.
7. Юношам с отклонениями в состоянии здоровья и физическом развитии назначаются лечебно-оздоровительные мероприятия, которые проводятся в лечебно-профилактических учреждениях по месту жительства, а при наличии условий — в медицинских кабинетах образовательных учреждений.
Юноши с хроническими заболеваниями наблюдаются у врачей-специалистов.
(в ред. Приказа Министра обороны РФ N 1330, Минздравсоцразвития РФ N 870н от 11.10.2010)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Контроль за своевременностью проведения лечебно-оздоровительных мероприятий возлагается на врача-педиатра поликлиники по месту жительства (учебы) юноши.
9. Организация и проведение вакцинации юношей регламентируются нормативными актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
(в ред. Приказа Министра обороны РФ N 1330, Минздравсоцразвития РФ N 870н от 11.10.2010)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Организация и проведение профилактических медицинских осмотров, лечебно-оздоровительных мероприятий среди юношей до их первоначальной постановки на воинский учет, а также ведение учета и отчетности определяются совместными нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации.
(в ред. Приказа Министра обороны РФ N 1330, Минздравсоцразвития РФ N 870н от 11.10.2010)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Ответственность за организацию, полноту и качество проведения профилактических медицинских осмотров, лечения, диспансерного наблюдения юношей до их первоначальной постановки на воинский учет и контроль за этой работой возлагаются на органы здравоохранения.
12. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения совместно с военным комиссариатом субъекта Российской Федерации ежегодно, до 15 марта, разрабатывает проект постановления (решения) руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о медицинском обеспечении юношей до их первоначальной постановки на воинский учет.
(в ред. Приказа Министра обороны РФ N 1330, Минздравсоцразвития РФ N 870н от 11.10.2010)
(см. текст в предыдущей редакции)
Орган местного самоуправления в сфере здравоохранения совместно с военным комиссариатом ежегодно, до 1 апреля, на основании постановления (решения) руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, разрабатывает соответствующий проект постановления (решения) руководителя органа местного самоуправления и план лечебно-оздоровительных мероприятий по подготовке юношей к военной службе, который утверждается главой органа местного самоуправления.
(в ред. Приказа Министра обороны РФ N 1330, Минздравсоцразвития РФ N 870н от 11.10.2010)
(см. текст в предыдущей редакции)
В плане должны быть предусмотрены следующие мероприятия:
порядок проведения плановых профилактических медицинских осмотров, лечения и диспансерного наблюдения юношей;
график проверки представителями органа местного самоуправления в сфере здравоохранения лечебно-профилактических учреждений своевременности, полноты и качества проводимых плановых профилактических медицинских осмотров, лечебно-оздоровительных мероприятий среди юношей, а также оформления на них соответствующей медицинской документации;
(в ред. Приказа Министра обороны РФ N 1330, Минздравсоцразвития РФ N 870н от 11.10.2010)
(см. текст в предыдущей редакции)
порядок обобщения и анализа результатов медицинского обеспечения юношей до их первоначальной постановки на воинский учет и сроки представления руководителю органа местного самоуправления материалов данного анализа;
проведение коллегий, медицинских советов (конференций) по рассмотрению результатов медицинского обеспечения юношей до их первоначальной постановки на воинский учет.
В плане указываются должностные лица органа местного самоуправления в сфере здравоохранения и лечебно-профилактических учреждений, ответственные за выполнение запланированных мероприятий и конкретные сроки их выполнения.
(в ред. Приказа Министра обороны РФ N 1330, Минздравсоцразвития РФ N 870н от 11.10.2010)
(см. текст в предыдущей редакции)
13. Амбулаторно-поликлиническое учреждение:
до 20 марта составляет планы-графики проведения лабораторных исследований и плановых профилактических медицинских осмотров юношей. Согласовывает планы-графики с руководителями организаций по месту учебы юношей;
в апреле — мае проводит плановые профилактические медицинские осмотры юношей;
подводит итоги плановых профилактических медицинских осмотров, лечения, диспансерного наблюдения за состоянием здоровья и физическим развитием юношей и разрабатывает план лечебно-оздоровительных мероприятий среди них с отклонениями в состоянии здоровья и физическом развитии.
14. Военный комиссариат организует своевременное внесение результатов плановых профилактических медицинских осмотров, диспансерного наблюдения за состоянием здоровья юношей в учетные карточки. Форма указанной карточки приведена в приложении N 3 к настоящей Инструкции.
15. Аналитическая справка о результатах медицинского обеспечения (проведения профилактических осмотров, лечебно-оздоровительных мероприятий) юношей и сведения (в абсолютных числах) согласно приложению N 4 к настоящей Инструкции ежегодно направляются:
амбулаторно-поликлиническим учреждением — до 20 июня в орган местного самоуправления в сфере здравоохранения;
(в ред. Приказа Министра обороны РФ N 1330, Минздравсоцразвития РФ N 870н от 11.10.2010)
(см. текст в предыдущей редакции)
органом местного самоуправления в сфере здравоохранения — до 15 июля в военный комиссариат, главе органа местного самоуправления и руководителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения.
(в ред. Приказа Министра обороны РФ N 1330, Минздравсоцразвития РФ N 870н от 11.10.2010)
(см. текст в предыдущей редакции)
16. Доклад о результатах медицинского обеспечения (проведения профилактических осмотров, лечебно-оздоровительных мероприятий) юношей и сведения (в абсолютных числах) согласно приложению N 4 к настоящей Инструкции ежегодно представляются:
военным комиссариатом — до 1 августа в военный комиссариат субъекта Российской Федерации;
военным комиссариатом субъекта Российской Федерации — до 20 августа в организационно-мобилизационное управление штаба военного округа и штатную военно-врачебную комиссию военного округа;
организационно-мобилизационным управлением штаба военного округа и штатной военно-врачебной комиссией военного округа — до 15 сентября в Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и Центральную военно-врачебную комиссию Министерства обороны Российской Федерации соответственно.