Ме́стничество, в Русском государстве в середине 15 – конце 17 вв. система социальных, служебных и бытовых норм в среде знати; в середине 16 – конце 17 вв. также иерархия членов Государева двора.
Восходит, по-видимому, к известному с 14 в. обычаю распределения мест московских бояр за княжеским столом (отсюда сам термин «местничество»).
История местничества
Формирование и основные принципы местничества
Начало складываться в середине 15 в. в связи с включением в состав Государева двора служилых князей и необходимостью соотнесения их статуса с положением старомосковского боярства. Окончательно оформилось к середине 16 в.
На протяжении своего существования эволюционировало как институт, расширяясь за счёт включения в местнические отношения новых возвышавшихся родов и угасания родов старой знати, а также по мере сужения сфер его применения государственной властью.
«Место» лица в иерархии знати определялось служебным положением его предков (а также давностью этого положения) и ближайших родственников: лицо, у которого боярином был дед, могло претендовать на более высокое назначение, чем тот человек, у кого боярином был отец.Соотнесение «мест» в роде. Архив БРЭ. При этом учитывалась только мужская линия рода, старшинство внутри него определялось по принципу: каждый младший брат одной ступенью («местом») ниже старшего брата; первый сын первого брата был «равен» четвёртому брату, т. е. своему младшему дяде. Личные заслуги лица и другие обстоятельства (например, родство или свойство́ с великокняжеской, позднее с царской фамилией) в ряде случаев позволяли ему занять более высокое место в иерархии, чем то, на которое оно могло претендовать на традиционных условиях, и таким образом в дальнейшем повышали статус его потомков.
Местничество и служба государю
По нормам местничества проводилось назначение на подавляющее большинство государственных должностей. Следили за правильностью их применения компетентные в генеалогии знати дьяки Разрядного приказа, в котором все назначения фиксировались, а затем ежегодно сводились в разрядные книги и учитывались при новых назначениях.
В Боярской думе местничество отсутствовало, порядок «сидения» и выступлений её членов не фиксировался в документах Разрядного приказа и соответственно не мог служить прецедентом для местнических споров.
В сфере центрального управления местнические отношения были простыми, поскольку установить правильную иерархию между двумя – тремя судьями одного приказа было несложно. На более низких должностях родовитые люди практически не служили, поэтому приказная служба была меньше связана с местничеством.
В сфере местного управления существовало несколько типов местничества: между двумя – тремя воеводами одного города; между городовым воеводой и полковым воеводой, возглавлявшим в этом районе войска (последний, как правило, считался старше), при этом в местнических спорах никогда не выдвигались понятия «значимости и древности» города (т. к. исторически более молодой город, например в Сибири, мог принести бóльшую выгоду), кроме того, посылка на городовое воеводство (особенно длительное) крупного вельможи иногда бывала связана с опалой; коллективно между дворянскими корпорациями различных уездов: местничали против корпорации, занявшей более высокое место в списке на ежегодном или полугодовом смотре и, возможно, получившей поместный и денежный оклад быстрее или больше; всей уездной дворянской корпорацией против присланного воеводы (обычно 2-го), который по знатности мог оказаться на равных с верхушкой городовых служилых людей. Претензий уездных корпораций известно немного, правительство их обычно удовлетворяло.
Особенности местничества в придворной сфере были связаны с тем, что главы дворцовых ведомств, лица, имевшие придворные чины, и прочие обычно относились к числу фаворитов или были связаны родственными отношениями с царской семьёй. За столом в присутствии государя рассаживались по чинам согласно церемониалу и этикету, а лица одного чина (например, окольничие) – по местническому счёту. Споры происходили при подготовке и проведении торжественных церемоний (венчаний на царство, свадеб, похорон, крестных ходов, приёмов послов), «походов» царей по монастырям и летним дворцам. За «место» спорили рынды, стольники, распоряжавшиеся трапезами, на свадьбах – «тысяцкие» и дружки, в поездках – «ухабничие» и др.
В военной службе регламентация «мест» по полкам была установлена «Приговором о местничестве» 1550 г. царя Ивана IV Васильевича Грозного, который, однако, ввиду туманности формулировок оставил многое на произвол судей и спорящих сторон. Соотнесение «мест» по полкам. Архив БРЭ. В каждый полк назначалось от одного до четырёх воевод. Выше всех стоял 1-й воевода большого полка, что укрепляло единоначалие в войсках. «Места» первых воевод других полков по большей части соответствовали «месту» 2-го воеводы большого полка. В то же время в одних случаях их статус формулировался как до такого-то «дела нет, без мест», в других случаях – «не меньше…», что открывало широкое поле для истолкования. Особенно неясно было положение воевод полка левой руки: они были «не меньше» воевод передового и сторожевого полков, которые были «не меньше» воевод полка правой руки, однако при этом воеводы полка правой руки были «больше» воевод полка левой руки; 1-й воевода полка левой руки [1-й (а), 1-й (б)] в разных случаях мог быть равен 2-му или 3-му воеводе большого полка и, соответственно, 1-м или 2-м воеводам остальных полков.
Местнические конфликты
Местничество, основанное на обычном праве, защищалось государственным судом. Среди важнейших актов государственной власти, регулировавших местничество, выделялись: «Приговор о местничестве» (1550; с подтверждениями 1604 и 1620), «Государев родословец» (1555–1556), «Государев разряд» (1556), «Приговор» («уложение») о местническом понижении родни лица, отъехавшего от государя (середина 16 в.), указы о равенстве 1-го племянника 4-му дяде (не позднее 1579), о несчёте «родословных» людей с «неродословными» (впервые упоминается в 1589), Утвержденные грамоты об избрании царей Бориса Фёдоровича Годунова (1598) и Михаила Фёдоровича Романова (1613), Московский договор 1610 г. об избрании царём королевича Владислава (будущего польского короля Владислава IV), а также отчасти крестоцеловальная грамота царя Василия Ивановича Шуйского, в которой его права на престол обосновывались местническим принципом («не отнятием и не от неволи, но по родству»).
Конфликты разбирались либо лицом, осуществлявшим назначение, либо боярской комиссией, назначенной царём, иногда под его руководством. Стороны ссылались на прецеденты более высоких, чем у соперника, назначений членов своего рода. Судьи проверяли факты по разрядным книгам, архиву Разрядного приказа, документам из личных архивов, собирали свидетельские показания, производили сложные сравнительные подсчёты «мест» предков соперничавших сторон. В Разрядном приказе и у частных лиц имелись специальные справочники для поиска прецедентов («скорого приискания случаев»), сборники сведений о низких, позоривших тот или иной знатный род службах (стрелецкими командирами, городовыми приказчиками, «недельщиками»-курьерами в приказе и прочими). По приговору суда проигравший обвинялся в нанесении «бесчестья» выигравшему и автоматически становился «ослушником государевой воли», приговаривался к штрафу, кратковременному, часто символическому, аресту, иногда – телесному наказанию (также символическому). Особой формой наказания был ритуал «выдачи головой» – проигравшего приводили под конвоем на двор к победителю, где надо было публично просить прощения. Отказ подчиниться приговору мог привести к более серьёзной опале. Местнические тяжбы часто тянулись годами и не завершались. Иногда принималось решение о равенстве сторон.
В материалах Разрядного приказа сохранилось около 200 дел и их фрагментов, известно свыше 1,7 тыс. местнических споров, занесённых в разрядные книги. На время войн разбор местнических дел откладывался. Местнический конфликт в царском войске под Кромами в 1605 г. содействовал победе Лжедмитрия I в его борьбе за русский престол.
Практика «безместия» и постепенная отмена местничества
Иван Грамотин и Фёдор Лихачёв подписывают царский указ о «безместии» на царской свадьбе. Миниатюра из Описания «в лицах» свадьбы царя Михаила Федоровича с Евдокией Лукьяновной Стрешневой. 29 января, 5–8 февраля 1626. Список 18 в. РГАДА. Ф. 135. Отд. V. Рубр. III. № 16. Л. 7.С середины 16 в. периодически объявлялось «безместие» во время военных действий, иногда и в мирное время при дворе: с 1555 г. в дни отдельных дворцовых церемоний (для рынд и др.), с 1598 г. – на царских свадьбах, венчаниях на царство и т. п. (в 1608 во время свадьбы царя Василия Ивановича Шуйского была сожжена разрядная роспись). Для обеспечения нормального функционирования местной власти «безместие» установлено с упразднением института наместников и введением в большинстве городов воеводского управления (2-я половина 1550-х гг.), объезжим головам оно объявлено в 1600 г. (окончательно закреплено в 1648); в посольской службе «безместие» введено в 1621 г.; в 1622 г. установлено при «сказывании» думного чина, в 1649 г. – в приказной службе.
Причиной окончательного исчезновения института местничества стало то, что Государев двор со 2-й половины 17 в. был уже не в состоянии удовлетворять потребности государства в кадрах для разраставшегося и усложнявшегося административного и военного аппарата. С 1678 г. «безместие» было введено во всех новоучреждённых службах, а также при проведении крестных ходов. В 1680 г. объявлена «вечная» отмена местничества в войсках, а 24 ноября (4 декабря) 1681 г. обнародован указ царя Фёдора Алексеевича о полной и всеобщей отмене местничества. Ликвидация местничества подтверждена решением Земского собора от 12(22) января 1682 г.
Значение института местничества
Местничество являлось одним из важнейших структурообразующих факторов в развитии русской знати. Оно способствовало консолидации знати (первоначально высшей, впоследствии вплоть до провинциальных дворовых корпораций), выработке единой позиции в её отношениях с государственной властью и с провинциальной служилой массой, формированию системы официальных и неофициальных социальных и политических связей как внутри родов, так и между ними, а также между родами и государственным аппаратом.
Местничество – ключевой элемент светской субкультуры Русского государства 15–17 вв. В местничестве выработались моральные и этикетные нормы, историко-культурная и генеалогическая традиции, сформировалась даже собственная терминология (например, поражение в конфликте или унизительное назначение – «потерька», победа в нём же или повышение по службе – «находка», приписать себя к знатному роду – «вклепаться»).
Местничество лежало в основе воспитания молодого дворянина, учившегося защищать свой род от сторонних посягательств, и сыграло значительную роль в формировании дворянского самосознания.
Дата публикации: 14 февраля 2023 г. в 14:27 (GMT+3)
Добавлено в закладки: 0
Что такое местничество? Описание и определение понятия.
Местничество – на Руси в средние века так назывался порядок распределения служебных мест, когда принималось во внимание служебное положение и происхождение предков. Местничество способствовало монополизации князьями и боярами власти и мешало выдвижению поместного дворянства, невзирая на то, что именно поместное дворянство было опорой московских государей в укреплении и создании централизованного государства.
Рассмотрим, более детально, что значит местничество.
История появления местничества
Ме́стничество является системой распределения должностей зависимо от знатности рода, которая существовала в Русском государстве. Местничество было отменено приговором Земского Собора 12 января 1682 года.
К появлению местничества были некоторые исторические предпосылки. Образование государственного аппарата с конца пятнадцатого века производилось по принципу местничества, воспринятому в значительной степени из польско-литовского законодательства. Система местничества основывается на критериях знатности происхождения (чем выше были предки претендента, тем более высокий пост он мог занять в государственной иерархии). Эта практика боярство превращала в замкнутую корпорацию, подменяла сословными общесоциальные интересы. Кроме знатности лица (принадлежности его к определённой фамилии) учитывалось и положение претендента в своем роде. Старшие в роду имели преимущество. Значение имели заслуги предков — сын боярина, который проявил себя на службе, имел перед своим же двоюродным братом приоритет, чей отец не прославил себя никаким образом. Даже бояре, которые приглашены к царскому столу, сидели соответственно со своими титулами. Между аристократами зачастую появлялись «местнические споры» — кто имеет право на должность, кто знатнее. Эти споры разрешал обычно сам царь с участием чиновников Разрядного приказа.
Система местничества в 1682 году отменялась приговором Земского Собора, для укрепления вооружённых сил правительством Фёдора Алексеевича.
Недостатки и достоинства
Оценки местнической системы у историков обычно негативные, так как подбор служилых людей по знатности, а не по личным талантам и способностям, значительно ухудшал эффективность кадровых решений.
Вместе с тем, историк Володихин Дмитрий считает, что невзирая на очевидные изъяны, местничество как-то примиряло служилых аристократов, определяя, кому можно претендовать на какой должностной уровень. Знать Русского государства включала в себя старомосковскую аристократию, княжеские роды из беглых литовско-русских князей, присоединённых русских земель и татарских царевичей. По мнению исследователя, без контролирующей системы знатные люди то и дело устраивали бы перевороты и усобицы, споря за место возле кормила власти. Таким образом, местничество оберегало русское государство от внутренних тяжёлых войн.
Местничество — это право на занятие определённых должностей в государстве в зависимости от знатности, на которое влияет знатность и служебное положение предков, а также их заслуг перед Московским великим князем.
Суть местничества
Под этим определением следует понимать порядок служебных отношений, который в пятнадцатом и шестнадцатом веке сложился между родословными фамилиями в Московском государстве.
В период правления Ивана Грозного были осуществлены военные реформы, по этой причине достаточно весомо ограничили и местничество. Получение поста в армии предопределялось местническими счетами, то есть взаимными соотношениями между отдельными княжескими или боярскими фамилиями, а внутри фамилий бояр— взаимными соотношениями между отдельными членами этих фамилий. Это считалось привилегией, поэтому понятное дело, что знать феодалов поступаться этим не хотела.
Следовательно, командование армии лишалось возможности оперативного руководства властями, так как на посты назначались не политическими соображениями, а местнической иерархией. В такой ситуации трудно было надеяться на успех. В силу этого, царь Иван Грозный приказал изменить этот порядок: «во всяком разряде не местничатися, кого с кем куды на пошлют, чтоб воиньскому делу в том порухи не было».Видя в этом явную проблему, такое распоряженеии было своевременным. Но отменено местничество было решением Земского Собора лишь более сто лет спустя, 12 января 1682 года. И сделано это было с целью укрепить вооружённые силы при правлении царя Фёдора Алексеевича. Местнические книги были сожены в 1682 году по приказу этого русского царя.
Местничество превращало бояр в закрытую корпорацию. Бояре, как правило, больше тратили времени и сил не на продвижение дел государя и государства, а на выяснение своего положения перед царём, в глазах друг друга. Например приглашённые к царскому столу бояре, сидели последовательно и соответственно своим титулам. И известно, что между этими аристократами давольно часто возникали «местнические споры» — допустим, кто знатнее или кто имеет право на ту или иную почетную должность. Возникающие споры приходилось решать, как правило, самому царю, привлекая для этого чиновников Разрядного приказа. Проходят века, а атмосфера в высших эшелонах власти остаётся неизменной.
Известно, что некоторые историки выступают за положительные моменты в проявлении местничества при дворе. В так называемую знать Русского государства входили старомосковские аристократы, княжеские роды из присоединённых русских земель, беглые литовско-русские князья и те, кто служили татарским царевичам. Понятно, что такое положение вещей соответственно не устраивало местную аристократию, которая привыкла к своему исключительному положению вокруг великого московского князя. Жители Москвы всячески пытались оттеснить служилых княжат и их бояр от важных служб. По правде говоря в полной мере осуществить им это не удалось, однако со временем появляется система родовых счетов, а это способствовало установлению относительного равновесия среди семей, которые теперь входят в состав знати. Помимо этого такая система могла защитить их от претензий тех, кто остался за пределами высшего сословия. Так например историк Дмитрий Володихин, считает что такое положение примеряло аристократию, и уберегало государство от тяжёлых междуусобных войн. А вот другой русский историк С.М. Соловьёв отметил, что ещё одной весомой причиной появления местничества на Руси является то, что русская аристократия в значительно меньшей степени была привязана к конкретной территории, чем аристократия западноевропейская. Так как у западной аристократии к их именам присоединялось название территории, а на Руси имена предков. Вот как историк это комментирует: «Каким был действительно главный интерес боярина на Руси, так это было выражено в его имени: к имени, полученному при рождении или на момент крещения, он прибавлял имена своих отца деда и прадеда, он носит с собою свое родословие и крепко стоит за то, чтоб его роду не было порухи, унижения; отсюда понятно становится нам явление местничества -родовой интерес господствует». Очевидна крайне запутанная и сложная система, которая постоянно приводила к частым спорам и распрям. Местничество само по себе делало бояр неспособными к общему делу, к дружной деятельности в каком-либо направлении. Вот лишь один пример: во время Смутного времени московская боярская верхушка фактически предала Русь, е если бы не помощь из Нижнего Новгорода, то не было бы спасения. Конечно по этому вопросу спорят уже давно, но очевидны два момента: во-первых то, что царям было это невыгодно, так как не позволяло им контролировать власть в полной мере, но в то же время во-вторых это позволяло им ослаблять и разобщать аристократию. Истина, вероятно, где -то посередине. Даже спустя годы после отмены местничества не прекращались столкновения на почве родовой чести. С проявлением этого зла приходилось бороться и Петру I, который был вынужден часто напоминать об «отставке тех прежде бывших мест и разрядных споров отеческих», и он угрожал ослушникам истязаниями и казнями «по настоящему суду».
Рычаги управления и регулирования в государстве сегодня
Конечно, ни одно государство не будет отказываться от рычагов управления и регулирования, так как важнее всего их умелое использование.
В настоящее время для управления государством характерны следующие способы:
- общенормативное регулирование в отличие от индивидуально-распорядительного и регулирования прошлых лет. Управление на основе законодательства, приходит на смену командному и оперативному воздействию;
- использование методов официального признания хозяйствующих и иных субъектов;
- введение лицензирования субъектов и их деятельности;
- установление порядка осуществления видов хозяйственной деятельности;
- налогообложение;
- введение стандартизации продукции, работ и услуг;
- поддержка и стимулирование предпринимательства;
- проведение надзорных функций.
В административном, финансовом законодательстве должны быть закреплены правовые режимы осуществления этих и подобных им функций.
Для примера основных методов государственного управления и применения их на практике можно использовать Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации. В этом положении указано, что Минсельхоз является центральным органом государственного управления сельским хозяйством государства и подчинено непосредственно Правительству.
В целях проведения единой государственной аграрной политики, направленной на обеспечение населения продуктами питания, а промышленности – сырьем, увеличение экспортных возможностей аграрного сектора в условиях развивающихся рыночных отношений Министерство:
- обеспечивает разработку приоритетных государственных (национальных) программ развития отраслей сельского хозяйства и участие в их реализации;
- подготовку проектов, законодательных актов и нормативных документов по аграрным вопросам;
- содействие разгосударствлению и приватизации, а также демонополизации в агропромышленном комплексе (АПК);
- развитие разнообразных форм хозяйствования и пр. управление сегодня связано с работой профессионального персонала.
Перспективы улучшения государственного контроля
Соответственно важным и актуальным является регулирование государственной службы и борьба с коррупцией и бюрократией. Такое управление является целенаправленным воздействием, и рассчитано на получение результатов. Для того чтобы иметь управлению контроль, важна такая ориентация. Данное назначение является гарантией целостностной мощи страны. Наше государство в настоящее время переживает момент, когда разрабатывается новое направление развития, но усилия и действия по его реализации крайне неэффективны. Набирающие силу сепаратизм и местничество с одной стороны, потом дурные традиции “командовать сверху” – с другой, всё это усугубляют эти тенденции. Следствие таких проявлений – неизбежное ослабевание государственности. Вот почему контроль, является мощным средством в преодолении указанных выше кризисных явлений и соответственно способствует укреплению государства. Важно отметить, что государственный контроль нельзя назвать атрибутом лишь одного политического режима. Контроль всегда присущ любому государству, которое стремится обеспечить реализацию политики, законодательства, защиту интересов государства.
Контроль в нашей стране рассматривается как одна из основных функций государства.
Он призван:
во-первых, выступать как постоянно осуществляемая государственная деятельность не одного а всей системы органов государства;
во-вторых, появляется возможность создать достаточно стройную, динамичную, неутяжеленную систему государственного контроля, которая охватит все его виды;
в-третьих, важно придавать контролю демократический гласный характер, позволить участвовать в нём общественности;
в-четвертых, государственный контроль не должен быть самодовлеющим институтом, а является инструментом эффективного решения государственных, экономических, социальных задач;
в-пятых, добиватся высоких показателей качества контроля можно при помощи правового контроля, основанного на законодательстве, которое исключает произвольные действия, жесткость и ничем не ограниченное усмотрение.
Есть ли местничество сегодня?
Обсуждая перспективы улучшения государственного контроля, можно сделать логический вывод, что государственный контроль будет эффективным только тогда, когда в его системе начнут трудиться высококвалифицированные специалисты и его защитят мощной правовой основой. К тому же, вышеупомянутые формы и методы государственного управления станут более совершенными, если будут основываться на глубоком и систематическом изучении ситуации. По этой причине отметим, что сегодняшнее государственное управление имеет потребность не только в совершенных методах контроля, но и в улучшении деятельности по использованию полной и достоверной статистической и тематической информации .
Конечно, в силу современной демократизации общества, о проблемах российской экономики говорят открыто. В целом отмечают и непрозрачность, и местничество, и неэффективность судебной системы, но, увы, пока это только лишь разговоры.
Мы коротко рассмотрели местничество и его историю возникновения, суть, а также достоинства и недостатки.
Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.
Местничество
-
Ме́стничество — система распределения должностей в зависимости от знатности рода, существовавшая в Русском государстве. Местничество было отменено при совещании служилых людей по отечеству наподобие Земского Собора 12 января 1682 года.
Формирование государственного аппарата с конца XV века осуществлялось по принципу местничества, в значительной степени воспринятому из польско-литовского законодательства. Система местничества была основана на критериях знатности происхождения (чем выше стояли предки претендента, тем более высокий пост в государственной иерархии он мог занять). Эта практика превращала боярство в замкнутую корпорацию, подменяла общесоциальные интересы сословными. Помимо знатности лица (принадлежности его к определённой фамилии) учитывалось и положение претендента внутри своего рода. Старшие в роду имели преимущество. Имели значение и заслуги предков — сын боярина, проявившего себя на службе, имел приоритет перед своим же двоюродным братом, чей отец никаким образом себя не прославил. Между аристократами часто возникали «местнические споры» — кто знатнее, кто имеет право на должность. Эти споры разрешал, как правило, сам царь с участием чиновников Разрядного приказа.
С 1559 года, на протяжении 25 лет, до кончины Ивана Грозного в 1584 году зафиксировано не более 50 случаев, в которых были споры или челобитья по местничеству. С учетом того, что в некоторых местнических делах участвовало по несколько человек, то можно говорить о 30-35 дел по местничеству за этот период. Все они происходили между военными чинами. О местнических делах придворных чинов или на придворных церемониях и за столом Царским — было три челобитья (Годунов с князем Сицким; на свадьбе царя Ивана Грозного). Оканчивались споры обычно тем, что челобитчика ставили ниже того на кого он жаловался, часто же прекращалось тем, что местничавшим лицам не давали между собой счета, а для избегания дальнейших споров, перемещали воевод на отдаленный город (по тогдашнему — разводили).
В 1682 году система местничества была отменена решением служилых людей, собравшихся на Земском Соборе, в целях укрепления вооружённых сил правительством Фёдора Алексеевича.
Источник: Википедия
Связанные понятия
Боя́рская ду́ма — высший совет Русского царства, состоявший из представителей феодальной аристократии.
Око́льничий — придворный чин и должность в Русском государстве в XIII — начале XVIII веках.
Думный дворянин — думный чин в Русском государстве в XVI—XVII веках. Думные дворяне являлись третьим по «чести» разрядом (чином), после бояр и окольничих. Думные дворяне принимали участие в заседаниях Боярской думы, руководили приказами, а также назначались воеводами в города. Из достигших этого чина наиболее известен Кузьма Минин.
Зе́мский собо́р — высшее сословно-представительское учреждение Русского царства с середины XVI до конца XVII века, собрание представителей всех слоёв населения (кроме крепостных крестьян) для обсуждения политических, экономических и административных вопросов.
Разря́дный прика́з или Разряд — государственное учреждение (орган военного управления, приказ) в Русском царстве XVI—XVII веков, ведавшее служилыми людьми, военным управлением, а также южными и восточными «окраинными» (пограничными) городами Русского царства.
Упоминания в литературе
В 1550 г. был принят закон о местничестве. Теперь служба «новика» из знатного рода на малых должностях не считалась прецедентом для местничества. Отпрыски боярских родов могли служить, не задумываясь об уроне родовой чести, поскольку рано или поздно они становились воеводами. И еще одно нововведение: из-за сложных местнических расчетов (например, кто выше по служебной лестнице) было принято удачное решение: считаются находящимися на совместной службе все первые воеводы, затем все вторые, наконец, каждый первый со своим вторым. Запрещалось вторым воеводам спорить о местах с первыми воеводами других полков.
Наиболее сильный удар по боярской аристократии был нанесен отменой местничества при царе Федоре Алексеевиче в 1682 году – это было осуществление давнего намерения Ивана Грозного. Характерно, что реформа была подана ближним царским советником князем В. В. Голицыным как военная необходимость в связи с переформированием поместного ополчения в регулярную конницу «иноземного строя». Отмена местничества натолкнулась на противодействие знати, которая в качестве компенсации стала добиваться установления пожизненных наместничеств – однако этот боярский проект был отвергнут.[236]
Общий обзор хода древней русской истории. – Различие Восточной и Западной Европы. – Природа Северо-Восточной России. – Москва, ее характер. – Великий государь. – Случаи, когда он являлся пред подданными, выходы и походы. – Его семейные торжества. – Обеды во дворце. – Служня великого государя. – Служня, собиравшаяся на крыльце, и служня, собиравшаяся в передней. – Их интересы. – Местничество. – Комната и доклады. – Сиденье в[еликого] государя с боярами о делах. – Соборы. – Помещики. – Новое войско. – Военные поселения. – Козаки и стрельцы. – Кормление ратных – людей. – Кормление от дел. – Приказы. – Кормление по городам. – Вид древнего русского города. – Воевода. – Губной староста. – Земский староста. – Главные интересы горожан. – Подати. – Службы горожан. – Кормление воеводы и подьячих. – Столкниыения горожан с воеводами, с земскими старостами. – Борьба между лучшими и меньшими людьми. – Отношения к верховному правительству. – Судьба преобразований Ордина-Нащокина во Пскове. – Торговый устав. – Сельское народонаселение. – Смысл крестьянского прикрепления. – Стремление крестьян к образованию своих отдельных от города миров. – Печальное положение крестьян. – Необходимость переворота. – Новые учителя. – Раскол. – Обличения. – Церковные соборы. – Затруднительное положение духовенства. – Значение Никонова дела. – Иосиф Коломенский. – Духовник Савинов. – Церковные имения. – Вопрос о детях белого духовенства – Нравы и обычаи. – Поворот на новый путь. – Театр. – Литература.
Второе достоверное свидетельство о жизненном пути Бориса Годунова относится к 16 сентября 1570 г., когда Иван Грозный по полученным с южных рубежей вестям двинулся из Александровой слободы в поход против крымского хана Девлет-Гирея, люди которого двигались в направлении Тулы. Царь был намерен «искати прямово дела», т. е. открытого столкновения с крымчаками в полевом сражении. В этом походе Борис Годунов был назначен сопровождать царевича Ивана Ивановича – «быть у царевича с рогатиной». Здесь 18-летний опричник впервые выступил с местнической претензией к другому придворному – князю Фёдору Сицкому, который получил, по понятиям того времени, более почетное место – «быть у царевича с копьем». Отметим, что для родовитого человека XVI–XVII вв. местнические конфликты – споры о местах в военных походах, дипломатических церемониях, за столом у государя – были отнюдь не банальным способом потешить свое родовое самолюбие, уязвив достоинство более худородного соперника. Местничество было целым политическим институтом, бороться с которым была бессильна даже самодержавная власть московских царей. Потому что государь мог жаловать (равно как и отбирать, и притом вместе с жизнью) вотчины и чины, но не мог сделать один род «честнее», выше другого. Вступая в местнический конфликт, служилый человек не только определял свое место в кругу других членов государева двора: он одновременно стоял за честь своих предков и обеспечивал достойное место потомкам. Свою первую местническую схватку Борис Годунов выиграл: Иван Грозный в этом споре поддержал молодого любимца, и от участия в походе Борис Фёдорович был освобожден, что избавляло его от урона родовой чести. Он не был в походе честью ниже Сицкого, а значит, и род Годуновых не был поставлен ниже князей Сицких.
Да потому что для них местничество было не столько врагом, сколько орудием. Местничество помогало ослабить, разобщить аристократию: того, чего для ослабления боярства не сумели совершить «перебором людишек» и казнями времен опричнины, добивались с помощью местнической арифметики. Для местничества характерно было не родовое, а служебно-родовое старшинство – знатное происхождение обязательно должно было сочетаться с заслугами предков: фамилии, даже знатнейшие, представители которых долго не получали служебных назначений или «жили в опалах», оказывались «в закоснении». Измена, «мятеж», служебная «потерька» одного члена рода «мяли в отечестве» весь род и заставляли самих княжат сдерживать друг друга. Служба признавалась ценнее «породы». Действовали по пословице «Чей род любится, тот род и высится». А «любился»-то род государем!
Связанные понятия (продолжение)
Думный дьяк в Русском государстве в XVI—XVII веках определяется, одновременно, как чин и должность. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона в отношении названия используется слово «титул». В Большой советской энциклопедии — «низший думный чин». Думные дьяки составляли и правили проекты решений Боярской думы и царских указов, ведали делопроизводством Боярской думы и важнейших приказов, нередко из их среды выдвигались видные государственные деятели и дипломаты.
Стря́пчий — чин или должность государственного служащего в России в XVI — XIX веках.
Поместный приказ — один из центральных органов управления (приказ) в Русском государстве XVI и XVII века, организованный, вероятно, в первой половине XVI века.
Объезжий голова — воинская должность (Голова) в Вооружённых Силах Русского государства.
Челоби́тный прика́з — государственное учреждение на Руси XVI—XVII века, занимавшееся приёмом челобитных. Возникновение его К. А. Неволин относит ко времени Ивана IV, при котором в известии от 1571 года упоминается челобитная изба.
Земский приказ — центральный орган государственного управления (приказ), центральное государственное учреждение XVI — XVII веков, ведавшее управлением Москвой, охраной порядка в столице — Москве и некоторыми другими городами, один из более тридцати приказов в столице.
Княжеский (великокняжеский) двор («княж двор», «государев двор») — монарший двор в древнерусских удельных и великих княжествах.
Разбо́йный прика́з — один из органов управления (приказов) Русского государства XVI—XVII веков.
Рында (от др.-рус. «рыдель» или «рындель» — знаменосец, возможно, из сред.-ниж.-нем. ridder — рыцарь) — оруженосец-телохранитель Великих князей Московских и русских царей XIV—XVII веков.
Посте́льничий (др.-рус. постельникъ — «спальник, смотрящий за спальней») — старинная должность придворного, в обязанности которого входило следить за чистотой, убранством и сохранностью царской постели. Постельничими обычно назначались близкие к царю бояре. Упоминается в Русском государстве и Молдавском княжестве. Татищев сообщает, что ранее этот чин назывался покладник.
Стрелецкий приказ — приказ, образованный при Иване IV Грозном в ходе административных реформ 1555—1556 гг. как центральный орган военного управления стрелецким войском и городовыми казаками.
Дворецкий (в старину Дворецкой) — придворный чин, возглавлявший Дворецкий приказ (Большой Дворец), в котором дворецкий был главным судьёй. над судьями, которых он назначал. В ведении Дворецкого приказа находились все дворцовые волости с доходами от них, весь княжеский или царский двор со всеми постройками и придворными служителями. До отмены местничества, для управления и собирания доходов с государевых дворцовых волостей назначались дворецкие Новгородской, Тверской, Рязанской, Нижегородской губерний…
Дворяне московские вместе со стольниками, стряпчими и жильцами составляли группу московских служилых людей (чинов служилых московских). В дворяне московские жалование на службу производилось Русским государем. В 1550 году Иван Грозный наделил поместьями вблизи Москвы тысячу детей боярских и лучших слуг, из них назначались московские дворяне, из которых обыкновенно и назначались высшие чины в государстве.
Челоби́тная — в России вплоть до третьей четверти XVIII века индивидуальное или коллективное письменное прошение, при котором «челом били». По всей видимости, является предком современных заявлений.
Большо́й полк или Главный полк — наименование формирования (полка) войска (рати), в Русском государстве, в XV—XVII веках.
Сто́льник — должностное лицо, существовавшее во многих государствах преимущественно в эпоху Средневековья. Стольник занимался обслуживанием трапезы государей.
Свадебные чины — роли, распределяемые между гостями на свадьбе у восточных славян.
Дети боярские несли также и постоянную сторожевую службу по охране границ Московского государства. Командиры засечной стражи и сторожевых разъездов — «станиц» — как правило были из детей боярских.
Боя́рин (ж. р. боя́рыня, мн. ч. боя́ре) — в узком смысле высший слой феодального общества в X—XVII веках в Болгарии, Древнерусском государстве, Галицко-Волынском государстве, Великом княжестве Московском, Великом княжестве Литовском, Сербии, Хорватии, Словении, Молдавском княжестве, Валахии, до 1864 года в Румынии.
Подробнее: Бояре
Холопий приказ (холопий суд) явился раньше 1500 года; сидели в нём стольник и дьяк. Приказ этот ведал дворовых людей, кабальных, данных и записных — всякое освобождение их, переход от одного владельца к другому, поступление в холопство и услужение и т. п., а также все дела по преступлениям холопов, если они касались нарушения общегосударственных законов. В 1681 году холопий приказ был упразднён и заменён особым холопьим столом в судном приказе. Пытаясь привлечь на свою сторону другие слои населения…
Подьячий, поддьячий («под» +«дьяк») — низший административный чин в Русском государстве в XVI — начале XVIII века.
Ясельничий (от ясли — ящик для корма скота) — придворный чин и должность в дворцовом хозяйстве и государственном управлении XV — XVII веков. В XV — XVII веках — помощник конюшего. По рангу считался выше стольника, а иногда наравне с думными дворянами.
Дворя́не — одна из категорий служилых людей в России княжеского и царского периодов.
Воево́да — воинский начальник (военачальник) — ратный воевода, нередко как правитель (государственный деятель) — местный воевода, иногда совмещавший административные и военные функции в управлении определённой административно-территориальной единицей и военными формированиями (войском), комплектующимися по территориальному принципу.
Опри́чнина — в Русском государстве, 1565—1572 годах, личный удел царя Ивана Грозного, особая государственная территория, с войском и государственным аппаратом, доходы с которой поступали в государственную казну.
Поме́стная систе́ма — порядок служилого землевладения, установившийся в Русском государстве в XV и XVII веках. Юридические основы «Поместной системы» Русского государства были закреплены в Судебнике 1497 года.
Сторожевой полк — организационно-тактическая единица (полк) русского войска, которая могла создаваться на время похода или войны в XVI—XVII веках.
Городовы́е дворя́не и де́ти боя́рские — в Русском государстве служилые люди, записывавшиеся на военную службу по городам (калужане, владимирцы, епифанцы и др.) и составлявшие областные дворянские конные сотни со своими головами и другими начальниками.
Разрядные книги, также известные как разряды — книги записи официальных распоряжений в Русском государстве. В них записывались извлечения из официальных документов. В них отмечались повод и порядок употребления служилых военных сил государства, ежегодные назначения служилых людей на военную, гражданскую и придворную службу. Кроме того, в них записывались «объезжие головы в Москве для береженья от огня и от всякого воровства» и «записи о счетных делах» в конце каждого года. Начали их составлять с…
Передовой полк — элемент боевого порядка и организационно-тактическая единица средневекового русского войска, которая создавалась на время похода или войны в XIV—XVII веках.
Пушкарский приказ — центральный орган военного управления в России (Русском государстве), впервые упоминается при Иоанне IV под именем пушечного приказа (поименован, в период с 1577 года по 1585 год).
Ямско́й прика́з — орган центрального государственного управления в допетровской Руси в XVI — начале XVIII века, который отвечал за регулярные почтовые и транзитные перевозки (ямскую гоньбу). Впервые в письменных источниках упоминается в 1516 году.
Приказ Казанского дворца (Казанский приказ) — один из центральных государственных органов управления в России (Руси), в середине XVI — начале XVIII веков.
Конюшенный приказ — орган центрального государственного управления в Русском государстве, заведовавший конным делом государства, и всем что с ним было связано.
Посо́льский прика́з — центральное правительственное учреждение (прика́з) в России в 1549—1720 годах, ведавшее отношениями с иностранными государствами, выкупом и обменом пленными, управлявшее рядом территорий на юго-востоке страны, некоторыми категориями служилых людей и так далее.
Прика́зы — органы центрального государственного управления в Русском царстве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. Приказы назывались иначе палатами, избами, дворами, дворцами, третями или четвертями.
Прика́з Большо́го прихо́да, или просто Большой приход, как он назван у Котошихина, является в первый раз в 1573 г. В нём сидели окольничий и два дьяка. Доходы приказа были свыше 500 тыс. руб. и составлялись из сборов с лавок, с гостиных дворов в Москве и в городах, с погребов, с мер для питья и товаров, с таможен, мыт, перевозов, мостовщины. Деньги эти расходовались на содержание приезжавших в Москву в посольствах иноземцев, а также иноземных купцов; на выдачу содержания русским послам, отправляемым…
Че́тверть — в старинной русской системе мер, мера площади пахотных земель, на которую делилась соха. Определялась как 0,5 десятины. В зависимости от величины десятины составляла 1200, 1250 или 1600 квадратных саженей, то есть 5462,7 м² = 0,54627 га для 1200 квадратных саженей или больше (подробнее смотри Русская система мер). Известна с конца XV века и официально употреблялась до 1766 года.
Царе́вич — славянский титул для сыновей царей, сперва иностранных и исторических лиц, затем, с появлением царств в Болгарии, Сербии, России — для детей собственных государей.
Приказ Большой казны Неволин относит учреждение его ко времени Иоанна III, хотя достоверно известно его существование только в царствование Иоанна IV.
Стрелецкий голова или Голова стрелецкий — воинская должность (голова) в Вооружённых Силах Русского государства, в XVI —XVII веках.
Дворовые люди — лица, составлявшие в древней Руси придворный штат русских князей, великих и удельных, сильно разросшийся при московских великих князьях и достигший наивысшего расцвета при «государе, царе и великом князе московском и всея Русии». Это — «княж двор», «двор великого князя» и т. д.; этих дворовых людей не следует путать со слугами «под дворьским» (дворецким). В состав «двора» входили: бояре, окольничие, дворецкие, думные дворяне, стольники, чашники, стряпчие, сытники, ключники, конюшие…
Приказ тайных дел, тайный приказ — один из приказов в Русском царстве, созданный для наблюдения за управлением в государстве, за точным исполнением царских указов и для производства следствия по важнейшим преступлениям против государства.
Приказ Большого дворца, Дворцовый приказ или Большой Дворец — орган управления царства Русского (приказ), который ведал царские дворы (кормовой, хлебный и другие), города и селения в собственных землях великого князя московского (закупал товары, продовольствие, ведал доходами и расходами царского двора) и духовенство по делам гражданским.
Сму́тное вре́мя, или Сму́та — период в истории России с 1598 по 1613 год (существуют другие версии периодизации, доводящие хронологию Смуты до 1618 года), ознаменованный стихийными бедствиями, гражданской войной, русско-польской и русско-шведской войнами, тяжелейшим государственно-политическим и социально-экономическим кризисом.
Упоминания в литературе (продолжение)
При Михаиле произошло расстройство местничества. В иерархические ряды бояр пришли новые люди и разорвали эту цепь. Но родовая честь соблюдалась, что вызывало обилие местнических дрязг. Князь Пожарский Д. М. на себе испытал тяжесть этих столкновений, несмотря на то, что очистил Московское государство от воров – казаков и врагов – поляков, был пожалован в бояре и получил «вотчины великие». К нему придирались, потому что Пожарские – люди не разрядные, больших должностей не занимали. И когда Пожарский Д. М. бил челом на Салтыкова, царского указа и боярского приговора не послушался, тогда боярин Салтыков «вчинил иск о бесчинстве, и спаситель отечества «отослан был головою» к ничтожному, но родовитому сопернику. Подвергаясь унизительному обряду, был проведен с торжественным позором пешком под руки под конвоем от царского двора до крыльца соперника. За то Татищева, «бившего челом на того же кн. Пожарского не в свою меру, высекли кнутом и отослали к князю головою». Заслуга, выслуженный высокий чин не давали знатности.
Служба бояр из вольной стала обязательной, невольной. Местничество лишало класс способности к дружному совместному действию. Поземельная перетасовка важнейших служилых князей, производившаяся при Иване III и его внуке посредством обмена старинных княжеских вотчин на новые, перемещала князей Одоевских, Воротынских, Мезецких с опасных окраин, откуда они могли завести сношения с заграничными недругами Москвы, куда-нибудь на Клязьму или Верхнюю Волгу, в чужую им среду, с которой у них не было никаких связей. Знатнейшие бояре правили областями, но так, что своим управлением приобретали себе только ненависть народа.
Специалист по истории местничества Ю.М. Эскин рассказывает о большой местнической тяжбе с Лыковыми следующее: «В 1602 г. Д.М. Пожарский бил челом на князя Б.М. Лыкова. Мать последнего получила пост верховой боярыни при царице Марии Григорьевне, а мать Пожарского – пост верховой боярыни при царевне Ксении Борисовне. Верховые боярыни – главные статс-дамы – обычно выбирались из знатных почтенных вдов. Пожарский, явно по наущению матери, требовал назначения ее к царице, что считалось “выше”. Он заявлял, что ряд его предков занимал более высокие места, чем предки Б.М. Лыкова-Оболенского, однако это было большим “допущением” – Оболенские давно сидели в Думе, а знатные и чиновные однородцы Пожарских – Ромодановские, Ряполовские, Палецкие, Татевы, Тулуповы и др. – действительно «по лествице» (по родословию. – Д.В.) формально были младше Пожарских, но являлись им слишком отдаленной родней. Дело это сохранилось в записи 1609 г., когда возобновилось при царе Василии Шуйском». Разбирательство продолжалось несколько месяцев, с сентября 1602 по январь 1603 года[22]. Ни при Борисе Годунове, ни при Василии Шуйском тяжба «вершена», то есть закончена, не была. Победитель в ней не определился. Она посеяла неприязнь между двумя великими, может быть, величайшими русскими полководцами начала XVII века. Печально…
2) Боярская дума – постоянно действовавший орган, который ограничивал власть великого князя. Ее состав в XIV–XVI вв. не был постоянным, в него входили путные бояре, тысяцкий, окольничий, «бояре введенные», думные дворяне, думные дьяки, дети боярские и др. Боярская дума формировалась по принципу местничества, по которому замещение должности связывалось с происхождением и знатностью рода. Совместно с князем Боярская дума осуществляла законодательную, административную и судебную деятельность. При отказе князя считаться с мнением Боярской думы был возможен отъезд бояр к другому князю, ослабление влияния князя;
Слабейшим элементом военной организации Московской Руси Голицын считал сформированное при Иване III дворянское ополчение, действия которого влекли «больше недостатков и невыгод, нежели достоинств и выгод». В качестве главного аргумента отсталости существовавшей в стране в XVI—XVII вв. военно-поместной службы историк использовал опыт развития вооруженных сил европейских государств, где «ленная служба уже оказала полную несостоятельность и была заменена содержанием постоянных войск на жалованье». Временем создания поместного войска автор определил 1500 г., когда была проведена раздача земельных владений в условное держание детям боярским. По мнению Голицына, военные возможности Московского государства ослабляло и «вредное местничество между боярами и воеводами», являвшееся следствием монголо-татарского ига, благодаря которому русское военное дело приобрело «характер более азиатский и, уступая западноевропейскому, находилось, в сравнении с ним, на низкой степени совершенства».
Вникая в сии местничества, надобно заключить, что они не имели никакого положительного, а зависели единственно от воли государевой, соразмерно с которой составлялась справка о старшинстве рода. Но хотя царь и пользовался сим преимуществом, однако же, избегая докучливых просьб, приказывал, чтоб во время чрезвычайных выходов, встреч и войны быть всем без мест. Сим временным уклонением приготовил он царю Феодору Алексеевичу средство уничтожить совершенно местничество.
Система государственных органов в период объединения еще только складывалась. Существовало два ведомства – казна и дворец центрального управления. Дворец ведал личными (дворцовыми) землями великого князя. Казна была не только хранилищем денег, но и государственным архивом и являлась как бы прототипом канцелярии. Политическое управление было ориентировано на великого князя. Он являлся главнокомандующим войска, назначал наместников и волостелей в присоединенные земли. Территория государства делилась на уезды (соответствовали старым княжествам) и волости. Наместники и волостели получали управление территориями «в кормление», т. е. им полагалась часть судебных пошлин и налогов с населения. Отсюда происходили различные злоупотребления, поскольку наместники собирали не только налоги, но и средства в свою пользу. Боярство, съехавшееся в Москву со всей русской земли, образовало высший управленческий слой в государстве. Усиливалось местничество – иерархическая система занятия должностей в зависимости от знатности рода. Должности давались не по способностям, а по знатности.
Пограничье впитывало в себя массы беглых крепостных, а правительство десятилетиями не могло их вернуть владельцам и по необходимости верстало беглецов в военную службу на местах, узаконивая их освобождение от помещиков. Потому крымская опасность торчала занозой в сердцах душевладельцев. Мероприятия Софьи и Голицына по укреплению положения дворянства, такие как работа созданной после отмены царем Фёдором местничества Родословной комиссии (кодифицировавшей знатное происхождение), бледнели перед возможностью ворваться в ненавистный и богатый Крым, изловить в порубежных районах и Диком поле своих беглых, присвоить тысячи четвертей самой плодородной в Европе земли.
В 1480 г., при Иване III (1462–1505 гг.) было окончательно свергнуто иго Золотой орды. Это произошло после полугодового стояния на противоположных берегах реки Угры войск Москвы и хана Ахмата. После этого Московское княжество смогло завершить процесс объединения русских земель. Таким образом, в годы правления Великого московского князя Ивана III сложилось территориальное ядро единого Российского государства, началось формирование его аппарата (Боярская дума). Повсюду была ликвидирована местная система управления и посажены московские наместники (кормленщики), окончательно сложился институт местничества.
Великий князь не имел абсолютной власти, он управлял государством при поддержке совета боярской аристократии – Боярской думы. Боярская дума была постоянно действовавшим органом, построенным на принципе местничества (назначение на государственную должность зависело от знатности рода кандидата). Дума вместе с князем осуществляла законодательную, административную и судебную деятельность. Состав Боярской думы постоянно менялся.
Как гениальный практик-реформатор, Петр решил использовать опыт западного государственного строительства. Преодолевая отчаянное сопротивление боярства и других реакционных сил общества, он пытался упразднить систему местничества. Особенность ее в том, что высшие должности раздавались царем не по заслугам, а в соответствии со знатным происхождением и родственными связями. Правда искоренить эту практику полностью не удалось. Известно, что и в дальнейшем местничество упорно существовало. Однако в период петровского правления действовало немало людей из простых сословий, например, знаменитый А. Д. Меншиков, П.И. Ягужинский, а также специалистов иностранного происхождения, скажем Лефорт, Брюс и другие.
В XVIII в. генеалогия потеряла важнейшее значение, которое имела прежде, так как с отменой местничества перед дворянством открылась возможность выслуги, не ограниченная родословными привилегиями, а Табель о рангах, принятая в 1722 г., давала возможность продвижения по служебной лестнице не только дворянам, но и представителям других сословий.
Страна разделялась на уезды (прежние удельные княжества) во главе с наместником. Уезды делились на волости во главе с волостелями. Наместники и волостели получали земли в кормление, собирая часть налогов в свою пользу. Назначение на должности осуществлялось на основе местничества. Так назывался порядок, при котором большое значение для государственной службы имели люди родовитые, знатные, а не отличающиеся только умом и соответствующими способностями.
Титул царский. – Обычаи нового царского двора. – Состав двора. – Знатнейшие фамилии. – Княжеские отчины. – Уменьшительные имена. – Местничество. – Кормление и служба. – Стрельцы, пушкари, иноземцы. – Продовольствие войска. – Посоха. – Станичная и сторожевая служба. – Шляхта в Западной России. – Козаки. – Финансы. – Областное управление. – Города. – Села. – Холопи. – Инородцы. – Промышленность. – Торговля. – Физические бедствия. – Города в Западной России, крестьяне, промышленность, торговля. – Церковь в Восточной и Западной России. – Новый судебник в Восточной России. – Новый статут в Западной. – Народное право. – Нравы и обычаи в Восточной и Западной России. – Литература. – Книгопечатание.
Сын царя Алексея Михайловича и его первой жены Марии Ильиничны Милославской. Как и другие дети от первого брака, Федор Алексеевич был воспитанником Симеона Полоцкого, сторонника сближения России со странами католического мира, знал польский и латинский языки, сочинял стихи. В его правление в 1678 г. была проведена общая перепись населения, позволившая уже в 1679 г. ввести подворное обложение. В 1682 г. специально созванный Земский собор ликвидировал местничество. Правительство Федора Алексеевича начало подготовку к войне со Швецией за возвращение утраченных в Смутное время земель по течению р. Нева и в Карелии, но измена украинского гетмана П. Д. Дорошенко, захватившего в 1676 г. Чигирин, и начавшаяся в том же году война с Османской империей вынудили московские власти отказаться от планов борьбы за Прибалтику.
Родовая система породила явление местничества. Оно существовало и внутри семей: первое место занимал отец, за ним старший сын, второй сын. Для каждого было определено, сколькими местами выше или ниже его стоят дяди, племянники, двоюродные братья – в таком порядке, например, садились за общим праздничным столом. И во всем боярском сословии человек занимал четко означенное место: оно определялось, с одной стороны, его родом – знатностью предков, их заслугами, а с другой – его положением внутри рода. И согласиться пойти в подчинение к лицу, чье место ниже, было никак нельзя. Это роняло не только личную честь, но и честь всего рода. Ведь если А примет назначение под начало Б, на будущее создается прецедент, что род А ниже Б. Мало того, система родовых связей была сложной, переплетенной. В ней существовало сколько-то родов, равных Б или выше его. Стало быть, род А отбрасывался вниз по иерархической лестнице не на одну, а на несколько ступенек.
На одно из первых мест в государстве выдвинулся в правление царя Федора Алексеевича. Федор Алексеевич прислушивался к советам Голицына, доверял ему командование войсками на южной границе страны, а также руководство комиссией, отменившей в 1682 г. местничество. Голицын участвовал в Чигиринских походах русской армии в 1677–1678 гг., возглавлял Пушкарский приказ в 1676–1677 гг. и Судный Владимирский приказ в 1677–1680 гг.
Эти поиски исторических прецедентов конституционного ограничения самодержавия характерны для русской историографии 1916–1917 гг.[301]Рассмотрение иммунитета и самоуправления именно под таким углом зрения привело Покровского к признанию местничества «своеобразной формой иммунитета»[302]. Как указывал автор, «связь эта до сих пор не была подмечена в русской исторической литературе»[303]. Почему же местничество оказывается формой иммунитета? Да только потому, что оно давало определенные политические гарантии и ограничивало самодержавие[304], не позволяя ему превратиться в «абсолютную монархию»: «„отечество“ является первой политической гарантией, какую мы встречаем на русской почве, если не считать церковного иммунитета»[305].
Принятие этого закона явилось важным итогом, законодательно закреплявшим реформаторскую деятельность императора, закреплявшим разрыв с предшествующей, воплощённой в местничестве, патриархальной традицией управления.
Что такое местничество
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В допетровские времена порядок назначения должностных лиц был совершенно иным.
Он зависел не от деловых и личностных качеств чиновника, а от знатности его боярского или княжеского рода.
Подобная практика называлась местничество и была отменена только в конце XVII века царем Федором Алексеевичем.
Давайте вместе посмотрим в чем заключался такой порядок, каковы его преимущества/недостатки и почему в итоге он был заменен на «Табель о рангах».
Местничество — это…
Местничество — это порядок распределения государственных должностей в соответствии со знатностью рода, который был распространен в России до 1682 года.
Оно привело к монополизации власти князьями и представителями боярского сословия, одновременно сдерживало включение во властную вертикаль поместного дворянства. Отчасти было заимствовано из законодательства Литвы и Польши.
Система местничества формировалась с середины XV века после включения в Государев Двор (институт социальной организации феодального сословия) князей служилых, статус которых нужно было соотносить со старомосковскими боярскими родами.
Окончательно местничество сложилось в середине XVI века.
На протяжении всего периода существования система постоянно изменялась благодаря включению в нее новых возвышавшихся родов.
Истоки и суть местничества
Определение местничества подразумевает следующую логику назначения на должности: чем выше по статусу род, тем более высокий пост в государственной иерархии занимал его представитель.
Также принималось во внимание, какие должности имели предки и как долго они на них находились. Например, наличие деда боярина ценилось выше, чем отца. Учет шел исключительно по мужской линии.
Большое доверие к чиновникам из знатных родов объяснялось их хорошим образованием, уровень которого в допетровские времена зависел от положения семейства в обществе.
Однако подобная практика создавала условия для складывания закрытой боярско-княжеской группировки, которая монополизировала право на власть (это что?) и нередко действовала только в своих интересах.
На основании норм местничества осуществлялось назначение на основную массу государственных должностей. Отслеживали правильность процедуры разбиравшиеся в генеалогии родов дьяки Разрядного приказа, фиксировавшие все назначения. Все данные каждый год заносились в разрядные книги и влияли на очередные назначения.
Подробнее о местничестве можно узнать здесь:
Особенности местничества по сферам управления
В зависимости от сферы управления и органа госвласти система местничества действовала неодинаково.
- Центральное управление. Через местничество в основном назначались судьи, в приказной системе оно проявлялось меньше, так как более низкие по статусу должности родовитые не занимали.
- Воинская служба. Порядок назначения определялся «Приговором о местничестве» 1550 года. Наиболее высоко в иерархии (это как?) стоял воевода большого полка, на должность которого и назначался самый знатный кандидат.
- Придворная служба. Местничество в этой сфере «разбавлялось» сложившейся практикой назначения на посты руководителей дворцовых ведомств фаворитов правящей династии или лиц, связанных с ней родством.
- Боярская дума. Местничество отсутствовало, так как процедура вхождения в этот орган не регламентировалась разрядами.
Историческая оценка местничества
Большинство историков рассуждая, что такое местничество в истории, дают негативную оценку этому явлению.
Формирование категории служилых людей по родовитости нередко приводило к непродуманным, ошибочным и неэффективным решениям.
Особенно остро этот недостаток проявился во время Смуты, когда бояре зачастую действовали непатриотично, пренебрегая интересами государства.
В числе положительных сторон местничества называется способность этой системы приводить к компромиссу (это как?) служилую аристократию, точно определяя уровень должности для каждого претендента.
Так как знать на Руси включала представителей старомосковского боярства, родов из вновь присоединенных территорий, беглых литовско-русских аристократов и служилых татар была велика вероятность борьбы за право занимать вышестоящее положение.
Существование регулирующей системы снижала вероятность подобного противостояния.
Местнические споры
Между представителями аристократических группировок иногда возникали споры, основным предметом которых был вопрос о том, кто знатнее, и кто вправе занимать тот или иной пост. Вопрос решался самим монархом (это кто?) либо служилыми Разрядного приказа.
В 1559—1584 годы известно не больше 50 фактов подачи челобитных либо споров о местничестве. Так как в ряде дел принимали участие несколько лиц реальное количество споров за этот период не превышает 35. Все они связаны с противоречиями военных чинов. По поводу придворных должностей было всего 3 челобитных.
Чаще всего челобитчик проигрывал и получал назначение ниже рангом, чем ответчик. Иногда воевод специально рассылали в разные города (разводили), чтобы они не пересекались друг с другом.
Отмена местничества и его место в истории
Год отмены местничества в России — 1682. Это было сделано во время совещания служилых людей по отечеству, которое имело статус, аналогичный Земскому собору.
По замыслу царского правительства Федора Алексеевича уход от практики назначения на должности по родовитости должен был укрепить вооруженные силы страны.
Местничество в истории — это система, которая около двух веков определяла порядок назначения на государственные должности. Ее существование позволило сформировать аппарат чиновников, исключив тяжелые войны за власть.
При этом игнорирование личных и деловых качеств кандидатов часто приводило к ошибочным решениям. Отмена местничества привела к формированию новой системы продвижения по госслужбе, основанной на принятом в 1722 году «Табели о рангах».
-
1.
Разбираемся, что такое местничество: определение по истории просто и понятно -
2.
Местничество в древней Руси: суть, особенности, преимущества и недостатки -
3.
И на старуху бывает проруха: причины отмены местничества -
4.
Окончательная и полная отмена местничества: при каком царе, как и когда это произошло
Фото с сайта: booksite.ru
Удивительный русский царь Федор Алексеевич, что по состоянию здоровья смог усидеть на троне всего шесть лет, успел за свое краткое правление провести множество полезных реформ, значения и важности которых, скорее всего, не понимал и сам. Одним из его решений была отмена местничества в 1682 году, когда государственные должности перестали передаваться по степени родовитости семейства и предков. Однако перед этим страну ожидал долгий и нелегкий путь, который и привел к подобному результату, именно о нем и пойдет речь. Однако так как тема эта достаточно обширна, постараемся вкратце обозначить лишь основные вехи, которые нужно учитывать, для лучшего понимания происходивших на то время событий.
Разбираемся, что такое местничество: определение по истории просто и понятно
Фото с сайта: dic.academic.ru
Если разбираться досконально, то к появлению местничества на средневековой Руси были на самом деле достаточно весомые предпосылки исторического характера. К примеру, стоит понять, как образовывался государственный аппарат управления, а формировали его, основываясь, в основном на польско-литовское законодательство, которое на то время казалось намного совершеннее и более продвинутым.
Нужно знать
На самом деле, все достаточно просто, так как местничество – это порядок распределения разнообразных государственных должностей (мест), не по заслугам, способностям или возможностям, а банально по родовитости и знатности семейства, к которому принадлежит претендент.
Таким образом, местничество, это, по сути система управления, своего рода инструмент, который помогал распределить должности в определенном порядке. То есть, во внимание принималось происхождение предков претендента, а также их служебное положение на данное время. С одной стороны, это было в некоторой степени оправдано, однако пробиться к «кормушке» могли далеко не все, и зачастую самые способные оставались за бортом власти.
Получается, что раздумывая, что такое местничество, можно с уверенностью сказать, что именно оно превратило русское средневековье дворянство в своего рода закрытую аристократическую группу, доступ в которую был строго регламентирован и ограничен. При этом, сословные и родовые интересы ставились во главу угла, даже когда это шло в полный разрез с интересами общесоциальными, если можно так выразиться.
Кроме всего прочего, учитывалась не только родовитость, как таковая, но еще и личностное положение в семействе, по отношению к формальной главе. Более старшие члены семейств имели весьма большое преимущество, да и заслуги все же учитывались. К примеру, боярский сынок, отец которого особо отличился принимался лучше и охотнее, чем ребенок того же рода, но отец которого не отличился никакими особыми заслугами.
Фото с сайта: otvet.imgsmail.ru
Да и за царским столом сидели все именно по такому ранжиру, то есть самые родовитые и знатные поближе к правителю, а те, кто попроще, с самого краешка стола. Система местничества была крайне несовершенной, и мешала развитию страны в целом, отбрасывая ее автоматически на несколько сотен лет назад.
Интересно, что зачастую при дворе в среде бояр возникали самые невероятные местнические споры, разрешить которые было бы просто нереально. Однако решал их царь, приказам которого перечить было бы глупо. Борьбы за должности порой заканчивалась и кровопролитием, а иногда и просто семейной и родовой враждой, и только царь, вкупе с чиновниками Разрядного приказа мог разрешить недоразумения и погасить вражду, порой длившиеся годами и даже десятилетиями.
Местничество в древней Руси: суть, особенности, преимущества и недостатки
Приблизительно с конца пятнадцатого века весь государственный аппарат формировался именно руководствуясь принципами местничества. Как уже и говорилось, это значительно тормозило развитие державы в общем. Выбор людей на должности, не по способностям и талантам, а по семейному положению, родовитости и знатности, значительно снижал уровень эффективности этого аппарата, а главное, не давал пробиться к власти действительно талантливыми способным руководителям. Именно потому отмена местничества в один прекрасный момент стала попросту неизбежна.
Фото с сайта: otvet.imgsmail.ru
Правда, польза от подобного ранжирования имелась, и на это также нельзя закрывать глаза. Во-первых, она хоть как-то, то есть худо-бедно, но примиряла дворянство. Местничество строго указывало на то, кому и какую должность в государственном аппарате власти можно занимать, а куда даже нечего пытаться не стоит проникнуть, так как по роду не положено. В высших эшелонах власти того времени и так царила смута, вечные ссоры и усобицы, заговоры и сплетни, которые хоть кое-как сдерживала система местничества. Фактически, именно местничество способно было удержать распоясавшихся аристократов от тяжелой внутренней войны, который они могли затеять в любую минуту.
И на старуху бывает проруха: причины отмены местничества
Приблизительно в средине шестнадцатого века Иван Грозный решил делать ставку на войско и дружину. Царю на то время исполнилось всего восемнадцать лет, но он сделал критический шаг вперед, и на «Соборе примирения» объявил, что стране срочно нужны реформы и перемены. Именно эти реформы можно считать прямой предтечей такого события, как отмена местничества в армии, и каждый дворянин обязывался отправляться служить там, где это было целесообразно, вне зависимости от положенного ему места. Это значительно модернизовало русскую армию, чего и добивался молодой царь.
Реформа Ивана Грозного вообще была всесторонней и полезной, так как давала возможность быстро и легко поставить всех в ружье при потребности, а военные должности закреплялись за каждым дворянином навеки, то есть пожизненно. Образование в то время, так называемое, поместное войско значительно помогло не только более эффективно защитить границы, но также и расширить их. Однако, дата отмена местничества после военной реформы Грозного приблизилась лишь незначительно, и потребовалось еще более сотни лет, чтобы это все-таки случилось.
Окончательная и полная отмена местничества: при каком царе, как и когда это произошло
Фото с сайта: traditio.wiki
Спустя полтора века, во второй половине семнадцатого века местничество на Руси уже стало смотреться со стороны, словно страшный анахронизм и пережиток, который только мешает образоваться функциональному, а также, что самое главное, эффективному аппарату власти. Самодержавие уже начало понимать, что стоит разобраться с ним, устранив камень преткновения, не дающий двигаться дальше, но это было далеко не просто, настолько сильны традиции в русском обществе.
Если говорить о том, кто отменил местничество, а также когда это было проделано, стоит начать несколько раньше. В 1676 году, после безвременной кончины брата, на русский престол взошел пятнадцатилетний царь Фёдор III Алексеевич, отличающийся слабостью и болезненностью, а также с детства страдающий от цинги (скорбута), однако обладавший достаточно глубоким умом. Говорят, что он знал польский и даже латынь, а также живо интересовался западной историей, политикой и культурой. В первые недели своего правления царь тяжело болел, однако уже к средине лета он полностью взял власть в собственные руки, причем его правление ознаменовалось весьма значимыми вехами в истории Руси, и полнейшая и безапелляционная ликвидация местничества также дело его рук.
Фото с сайта: actualhistory.ru
Основной толчок для отмены местничества в армии дала пресловутая война против Османской Империи, а также дружественного ей ханства Крымского, которая велась с 1676-го, и вплоть до 1681 года. Завершились длительные и трудные боевые действия Бахчисарайским миром, который оказался своего рода компромиссом, так как полностью Россию его условия попросту не могли. Зато к стране были присоединены Киев, и вся Левобережная Украина. Именно местничество и постоянные распри и споры в армейских рядах послужили причиной провала кампании, и широко образованный, а также вообще смекалистый и умный Федор это, естественно понимал.
Когда Османская кампания была полностью завершена, царь приказал созвать своих военных командиров, а также и весь государственный аппарат на совет. Он объявил, что пора что-то менять, так как враг показал себя с необычной стороны и продемонстрировал явный прогресс, которого у нас не было и в помине. Царя подержал также один из самых просвещенных людей эпохи, знаменитый князь Василий Васильевич Голицын, который готов был глотки грызть за свое местничество, однако понимал, что оно безнадежно устарело.
Стоит запомнить
Таким образом, местничество было отменено при царе Фёдоре III Алексеевиче, являвшего старшим единокровным братом великого подвижника Петра первого, время которого еще не пришло на тот момент, но перемены уже уверенно маячили на горизонте.
Получается, что год отмены местничества – 1682-й, а само собрание проходило в средине января, когда за конами стояли лютые морозы, а из труб в городе вздымались белые столбы дыма. Это был день Боярской Думы и Освященного собора, где сам Голицын и подал прошение царю об отмене местнических привилегий в армейском ведомстве. Федор Алексеевич спросил у собравшегося люда, как поступить и получил вполне утроивший его ответ.
Тогда в сенях царских палат разложили большой костер, куда и были брошены все разрядные книги, над которыми были произнесены слова, что все отныне упоминания о местничестве «богомерзкими и враждотворными, предающимися забвению навеки веков». Казалось бы, отмена местничества должна была сплотить дворянство и боярство, но родовые споры продолжались еще очень долго и даже Петр Великий неоднократно угрожал подданным судом, когда упоминались подобные вещи институции.
Фото с сайта: portal-kultura.ru