Руководство по мотивации в школе

Урок был  и остаётся основным элементом образовательного процесса. На уроке работают двое – учитель и ученик, и только правильно организованная работа может побуждать ученика учиться.

За годы работы в школе сложилась самостоятельно разработанная и успешно применяемая технология преподавания, основанная на дифференцированном подходе к обучению.

Для создания на уроке хорошего микроклимата, дающего возможность каждому ученику участвовать в его процессе, получать удовлетворение от своего труда, организую обучение на уроках с учётом индивидуальных способностей учащихся.

Основой для создания благоприятного и продуктивного микроклимата на уроке может стать:

  1. создание комфортной атмосферы на уроке за счет вовлечения в деятельность всех учащихся класса
  2. создание нестандартных ситуаций на уроке
  3. демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке
  4. умение создать ситуацию для каждого учащегося, проявить себя
  5. умение хвать любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.

Для проведения урока, основанного на дифференцированном подходе к обучению класс делится на три группы по уровню способностей получать знания на уроке:

Группа С — ученики, которые интересуются предметом, могут, читая учебник, сами разобраться в теории и применить её на практике. Решают задачи продвинутого уровня.

Группа В – ученики, которые хорошо усваивают материал после объяснения учителя, решают задачи среднего уровня, решение сложных задач после объяснения учителем им понятно.

Группа А– ученики, решающие стандартные задачи, используя образцы и алгоритмы решения.

На всех этапах урока идёт одновременно работа с учениками из разных групп.

Схема конструирования уроков при изучении условно взятой темы

 http://festival.1september.ru/articles/508356/img1.JPG

 http://festival.1september.ru/articles/508356/img2.jpg

 http://festival.1september.ru/articles/508356/img3.jpg

 http://festival.1september.ru/articles/508356/img4.JPG

Дифференцированный подход в обучении учащихся не является самоцелью, он стал условием осуществления индивидуально-личностного подхода к обучению учеников, что приводит к положительной мотивации учащихся, возможности их реализации.

Цепочка – дифференцированный урок по уровню способностей получать знания, тест-класс, элективный курс по математике способствует продуктивной подготовке учащихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

50 советов по повышению мотивации школьников на уроках

http://www.poznaysebia.com/wp-content/uploads/2012/11/50-sovetov-po-povyisheniyu-motivatsii-shkolnikov-na-urokah.jpg

В статье представлено большое количество советов по улучшению мотивации школьников к учебе для родителей и учителей. Вы узнаете как необходимо мотивировать ребенка к учебе, как прививать любовь к самому процессу обучения, какие есть стимулы и поощрения.

Как учителям повышать учебную мотивацию школьников

1. Предоставление частичной свободы выбора .

2. Интерес и радость должны быть основными переживаниями школьнику в процессе обучения

3. При обучении необходимо учитывать запросы, интересы и устремления детей.

4. Самой мощный стимул в обучении «Получилось!!!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить разбираться ребенка в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать. Если, ребенок в каком то виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти.

5. Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.

6. Отмечайте достижения ребенка. Оценка его достижений поможет продолжить обучение. Например, список успехов может способствовать тому, чтобы он стал самостоятельным.

7. Не наказывать за неудачу, неудача сама по себе является наказанием. Страх и напряжённость затрудняет процесс обучения. Неудачи снижают мотивацию.

8. Для школьников важна сама личность учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается).

9. Правильно преподносить содержание учебного материала, чтобы это было интересно.

10. Изменять методы и приемы обучения.

11. По возможности стараться на уроке чаще обратиться к каждому ученику, осуществляя постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое.

12. Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводить забытое понятие поурочного балла.

13. Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого учителя – не только научить, а и развить мышление ребенка средствами своего предмета.

14. Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.

15. Всеми возможными способами пробуждать в учениках интерес к учебе – быть самим интересным, сделать интересными методы преподнесения информации и сделать интересной свою дисциплину.

16. Игра является мощным стимулом интереса к окружающей жизни. Казалось бы, игра — дело лишь маленьких детей. Но практика показывает, что это не так. Наибольшую эффективность игровая мотивация показывает в среднем школьном возрасте. Младшие более управляемы, старшие — взрослее и целеустремленнее. Средний же возраст как раз и надо цеплять чем-то азартным и вдохновенным. Различные возрасты диктуют совершенно различные игры. Связано это с теми новообразованиями, которые формируются в психике человека по мере взросления. Игры младшего возраста более линейны, младшего среднего — командные, старшего среднего — подразумевают яркую реализацию в личных поступках, в старших классах становится важным отыгрыш и реконструкция незнакомых образов, интересные и необычные модели действительности. Каждый возраст находит в игре свое, и в целом игровая деятельность оказывает огромный эффект в деле формирования личности человека, его знаний и мышления.

17. Создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания.

18. Положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя.

19. Рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?» и т.д.).

20. Занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.

21. Включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу.

22. Необычная форма преподнесения материала.

23. Сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование.

24. Стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.

25. Выяснить, что является причиной низкой мотивации учеников: неумение учиться или ошибки воспитательного характера. После этого поработать с проблемными сторонами.

26. В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера.

27. Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности.

28. Применяйте новые информационные технологии.

29. Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Игра, а именно, ролевая игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса.

30. Уважайте личность каждого ребенка.

Как родителям повышать учебную мотивацию школьников

1. Обсудите с ваши ребенком важность школы и образования. Это очень важно.

2. Спрашивайте вашего ребенка каждый день, как прошел его день в школе. Удостоверьтесь, что он вам рассказывает подробности.

3. Узнайте: задали ли ему домашнее задание или какой-либо проект в классе, который он должен сделать.

4. Если у вашего ребенка нет никакого домашнего задания, удостоверьтесь, что они тратят по крайней мере 30 минут на изучение, просмотр и практику уроков.

5. Прочтите и поговорите с вашим ребенком о каких-либо признаках его прогресса, который он делает дома. Если необходимо, поставьте какие-либо ограничения на его действия или сделайте что-либо по поводу его плохого поведения.

6. Поощряйте позитивные действия. Не надо концентрировать ваше внимание только на его негативных действиях или плохом поведении.

7. Поддержите вашего ребенка, если даже он плохо сдал какой-либо экзамен или тест.

8. Если у вашего ребенка проблемы в учебе, ему необходима дополнительная помощь учителя, домашнего репетитора.

9. Поговорите с его учителем о различных альтернативах или источниках, которые могут помочь вашему ребенку, если же у него или нее есть проблемы в учебе.

10. Самое главное: регулярно будьте в постоянном контакте с учителями вашего ребенка, которые следят за успеваемостью и поведением вашего ребенка в школе.

11. Чётко ставьте цели перед подростком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать.

12. Определяйте и оглашайте сроки реализации поставленной цели (когда я это исправлю, выучу).

13. По возможности, определяйте прикладную направленность обучения. ( Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?).

14. Чёткое и своевременно отслеживайте результаты деятельности собственного ребёнка в процессе всей работы (учёбы).

15. Разработайте приемы поощрения (похвала при всей семье). Хвалите за дело – стимулируйте мотивацию.

16. Позитивно, регулярно поддерживайте подростка. Доброе слово и дельный совет лучше порицания.

17. Формируйте положительный стимул для обретения новых знаний в школе.

18. Так как ведущая деятельность подростка – общение, группирование, обучение должно происходить через общение. Оцените положительные действия ребёнка, спросите мнение по предмету, обсудите с ним предмет.

19. Не сравнивайте результаты обучения вашего подростка с ребятами из класса, это может привести к раздражению.

20. Любите ребенка.

Конец формы

Виды мотивов и мотивации учебной деятельности

Тема мотива и мотивации очень хорошо разработана в педагогической психологии, и это, как ни странно, создаёт определённые трудности в овладении этой темой, поскольку часто по одному и тому же вопросу у психологов существует несколько разных мнений, а и следовательно, отличающихся методик для выявления какого-либо факта. Похоже, единственный способ решения этих трудностей – определить свою собственную позицию по этой проблеме, и выбрать для своей работы те термины, те методики, которые более понятны и ближе к «стилю» преподавания. Что я и сделала в последующей моей работе.

Для лучшего понимания проблемы  целесообразно условиться об однозначности определений терминов «мотив» и «мотивация», хотя в психологии встречаются различные определения этих понятий.

Итак: что такое «мотив»?

Мотив — это то, что побуждает деятельность

(является формой проявления потребности).

Что такое «мотивация»?

Мотивация — процесс побуждения себя и других

к деятельности для достижения личных целей.

Итак, существует несколько классификаций мотивов, перечислю некоторые из них.

2.1. Классификация мотивов по Т. А. Ильиной

Мотивы, непосредственно побуждающие:

  1. зависят от личности и деятельности учителя, отобранного материала, методов.
  2. опираются на непроизвольное внимание, основаны на положительных эмоциях.

Мотивы, перспективно побуждающие:

  1. связаны с предметной целеустремлённостью самого ученика, нацеленностью его деятельности на будущее.
  2. это интерес к предмету, к определенной деятельности, к которой есть склонность; желание заслужить одобрение товарищей.
  3. мотивы часто могут быть связаны с отрицательными эмоциями – страх перед учителем, родителями.
  4. опираются на произвольное внимание, связанное с сознательно поставленной целью.

Мотивы интеллектуального побуждения:

  1. интерес к процессу умственной деятельности;
  2. стремление найти самостоятельный ответ на вопрос, чувство удовлетворения от успешного решения, чувство удовлетворения от  самого процесса мыслительной  работы;
  3. пробуждение и поддержание подобных интересов зависит от учителя, т.е. необходимо обучение учащихся приёмам умственной деятельности, овладения общеучебными умениями.

Это разделение очень условное, мотивы переплетаются друг с другом, переходят один в другой, объединяются; кроме того, соотношение мотивов меняется в зависимости от возраста; так в младших классах – преобладают непосредственно побуждающие мотивы; в старших – перспективно-побуждающие и социальные.

2.2. Другой вариант классификации мотивов учения по Т. А. Ильиной
(опирается на две тенденции: к достижению успеха и избеганию неудачи)

http://svetlana.pro/images/gdim/96/b9/40-1.png

Задача учителя при этом – развивать у учеников стремление к успеху, поощрять даже маленькие достижения, не акцентировать внимание на неудачах.

2.3. Вариант классификации мотивов по А. К. Марковой

(характеризующий отношение к самой деятельности)

http://svetlana.pro/images/gdim/a4/61/40-2.png

По этой же классификации внешние мотивы называются социальными, а внутренние – познавательными (именно эту классификацию я и  буду использовать в дальнейшем).

http://svetlana.pro/images/gdim/57/ad/40-3.png

2.4. Выводы по мотивам деятельности ученика

  1. Ведущими мотивами ученической деятельности могут быть и внешние, и внутренние мотивы. Разумеется, все мы хотим, чтобы деятельность наших учеников направлялась внутренними мотивами, но и внешняя мотивация может привести к постановке цели деятельности, если это только не отрицательный (боязнь плохой отметки), а положительный мотив (желание получить хорошую отметку).
  2. Крайне важно знать динамику развития мотивов, и следить за тем, чтобы внешние положительные мотивы не перешли во внешние отрицательные. При правильно поставленном обучении происходит наоборот, интерес к учителю перерастает в интерес к предмету и позже – к науке, которую он представляет.
  3. Реально каждый ученик побуждается несколькими мотивами, т.к. учебная деятельность всегда полимотивирована.

2.5. Вариант классификации мотивов по Е. П. Ильину

Для понимания специфики мотива необходимо их соотнесение с возрастом. Возрастные особенности детей оказывают влияние на мотивацию. Например, готовность школьников подчиняться требованиям взрослых резко снижается от 4-го к 7-му классу, что свидетельствует о снижении роли внешней и увеличении внутренней мотивации. К сожалению, этот факт редко принимается во внимание как родителями, так и учителями.

Теперь же интересно будет посмотреть, как мотивируется учебная деятельность школьника по возрастам. Ниже я привожу таблицу, где показан возраст и соответствующий возрасту мотив (таблица составлена обзорно, и мотивы сознательно упрощены, а некоторые даже и не включены, т.к. главное назначение этой таблицы – показать другой принцип классификации, а также показать взаимосвязь возраста и мотива).

Таблица «Мотивы учебной деятельности»

Возраст/Группа

Мотив

Первоклассники
(дошкольники)

  1. интерес к учению вообще
  2. стремление к взрослости

Младшие школьники

  1. беспрекословное выполнение требований учителя (т.е. у большинства – социальная мотивация);
  2. получаемые отметки;
  3. престижный мотив;
  4. познавательный мотив (очень редко).

Средние классы

  1. стойкий интерес к определённому предмету на фоне снижения общей мотивации к учению;
  2. мотив посещения уроков – «не потому, что хочется, а потому, что надо»;
  3. требуется постоянное подкрепление мотива учения со стороны в виде поощрения, наказания, отметок;
  4. потребность в познании и оценке свойств своей личности;
  5. главный мотив – стремление найти своё место среди товарищей (желаемое место в коллективе сверстников);
  6. особенность мотивации – наличие подростковых установок.

Старшие классы

  1. основной мотив – подготовка к поступлению.

Как видно из этой таблицы – мотив с возрастом меняется, и меняется потому, что меняются потребности. Предлагаю посмотреть взаимосвязь мотива и потребности и убедиться, насколько однозначно потребность обуславливает мотив.

Последовательность появления потребностей в онтогенезе – снизу вверх (по А. Маслоу):

http://svetlana.pro/images/gdim/6c/67/40-4.png

Последовательность появления мотивов (составлено автором исследования):

http://svetlana.pro/images/gdim/b4/0e/40-5.png

2.6. Способы мотивации по Д. Г.Левитесу

Психологами и педагогами предлагаются разные способы мотивации. Я остановилась на тех, которые мне представляются более приемлемыми с точки зрения использования их на каждом уроке. Это следующие способы:

http://svetlana.pro/images/gdim/3a/bc/40-6.png

Остановлюсь подробнее на каждом способе мотивации, сопроводив его следующими пояснениями: суть способа – через афоризм; что дает этот способ, или каков его результат; чего «требует» этот способ для лучшего его применения; помимо этого каждый способ я сопроводила фотографией собственных уроков, когда мною применялся тот или иной способ. Сразу оговорюсь, что способы мотивации «культура общения» и «чувство юмора» показать на фото оказалось проблематичным – не потому, что я эти способы не использую, а потому, что сфотографировать запах «Шанель №5» также невозможно.

Психологи утверждают, что при обучении мотив в 2,5–3 раза важнее интеллекта. В теории мотивация – это побуждение человека к совершению осознанных или неосознанных действий, способность активно удовлетворять свои потребности, достигать поставленной цели. По факту – это упорство и целеустремлённость, без которых не может быть достигнута ни одна цель.

Вместе с психологом-конфликтологом Домашней школы «ИнтернетУрок» Дарьей Кузнецовой выясняем, как мотивировать на учебу. Как правильно действовать, чтобы не испортить отношения, а помочь.

Дарья Кузнецова

Практикующий психолог-конфликтолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми с различными особенностями психофизиологического развития.

Как мотивировать ребёнка на учёбу, если он не хочет учиться, не выполняет домашние задания, на уроках часто отвлекается, его не беспокоит успеваемость? Когда класс и школа ассоциируется у него с психологическим дискомфортом, тревогами, скукой, никакие стимулы не помогут. Причин отсутствия учебной мотивации в обучении может быть несколько.

  1. Малыш просто не подготовлен к школе. Родители считают, что он развит не по годам, у него широкий кругозор. Однако первоклассник может быть психологически не готов подчиняться школьному распорядку, не может спокойно сидеть на уроке, слушать учителя. В таком случае, возможно, ему стоит ещё на год остаться в детском саду.
  2. Причиной плохой успеваемости могут послужить конфликты с учителем или товарищами по школе. Разберитесь в ситуации и постарайтесь изменить её. Если сделать это не получается, возможно, лучшим выходом окажется переход на домашнее обучение. Психологически оно намного комфортнее занятий в больших классах. Причиной отсутствия желания ходить в школу могут стать физические особенности. Нередко дети дразнят тех, кто выделяется из толпы. Переход в онлайн-школу поможет снять остроту проблемы хотя бы на период, пока малыш не подрастёт и не сформируется психологически.
  3. Бывает, что желание заниматься отбивают непомерные амбиции родителей. Одни ругают своих чад за то, что те приносят из школы четвёрки вместо пятерок. Тогда у ребёнка складывается заниженная самооценка, он считает себя неспособным учиться лучше. Пропадает эмоциональная связь с родителями. Другие записывают ребёнка в несколько кружков одновременно, не спрашивая, хочет ли он их посещать. В результате школьник не оправдывает надежд и учится гораздо хуже, чем мог бы, если бы ему не мешали завышенные требования со стороны семьи.

Первая неделя занятий бесплатно!

Начните заниматься, а по окончании пробного
периода оплатите выбранный формат!

Начать заниматься

Учебная мотивация в обучении – индивидуальный подход

Дети воспринимают новую информацию по-разному: одни зрительно, другие на слух. В зависимости от этого одному ученику, чтобы усвоить урок, предпочтительнее прочитать учебник, а другому выслушать объяснения учителя и дома повторить задание вслух. У одних склонности к точным наукам, другие – ярко выраженные гуманитарии, третьим учиться скучно, потому что они всё схватывают на лету, а кому-то надо больше времени и усилий, чтобы понять новый материал.

Когда трудности накапливаются, учащийся просто теряет интерес, без которого даже самый гениальный педагог не сможет передать знания в должной мере. К сожалению, программа общеобразовательной школы рассчитана на среднестатистического ученика и не учитывает этих нюансов. Давайте подумаем, как можно ненавязчиво, без давления повысить мотивацию к учёбе.

Способы повышения учебной мотивации

Мотивация в учебё

Показываем пример

Вспомните свои школьные годы, поделитесь опытом. Что именно вас больше всего интересовало в том возрасте, в котором сейчас находится ваш сын или дочь? Расскажите, какие сложности вставали перед вами, как вы их преодолели. Школьнику необходимо почувствовать, что он не одинок в своих переживаниях.

Оглянитесь на тех, кто находится рядом с вами. На примере людей, которые в жизни многого добились, объясните ребёнку в доступной форме, что успех и благополучие сами по себе не приходят. Для этого необходимо очень постараться, добиться таких же результатов можно только благодаря полученным знаниям.

Постановка цели

Вовремя и правильно поставленная цель стимулирует упорство и окрыляет, повышая самооценку. Разделите цели на перспективные (долгосрочные) и краткосрочные. Выделите в каждой категории самое привлекательное. Делайте эмоциональный акцент на промежуточных результатах, это поможет повысить желание заниматься, настроить на конечный результат.

Про эффективность пряников

Эмоциональное, как и материальное, вознаграждение – движущий механизм, самый мощный побудитель к действию. Получение награды приводит к удовлетворению, пониманию, что всё сделанное было не зря. И чем больше труда затрачено, тем слаще успех. Так в сознании закрепляется мысль о положительном факторе результата тяжёлого труда. Положительные эмоции подстегнут к дальнейшей работе, и на следующую цель не жаль будет потратить больше сил и времени.

Метод пряника действует гораздо эффективнее, чем стимул кнутом. Систематические наказания, принуждение делать уроки дадут обратный результат. Особенно это касается малышей начальных классов. Психологи рекомендуют подобрать для ребёнка то, чему он, безусловно, обрадуется. Неплохо обговорить заранее, каков будет подарок. Не стоит поощрять его в процессе достижения результата. И разумеется, в случае провала о вознаграждении речи идти не должно.

Чем сложнее цель и чем больше усилий на неё затрачено, тем значительнее должно быть поощрение. Наметившийся прогресс, более высокие оценки в четверти – повод для поощрения. Что может послужить наградой – каждый решает сам.

Но не задаривайте ребёнка подарками по любому поводу. Процесс получения знаний и хорошие оценки потеряют свою значимость.

back

Подпишитесь на нашу рассылку

Увлечённость

Бесспорно, это одна из лучших мотиваций. Все школьные предметы одинаково любить невозможно. Но если некоторые из них (или даже один) заинтересуют школьника, то это существенно повысит эффективность процесса получения знаний по всем предметам. Увлечь учащихся помогают инновационные технологии, нестандартная подача учебного материала, тематические экскурсии. В младших классах практикуется игровая форма обучения.

Увлечённость предметом в значительной степени зависит от того, насколько доходчиво педагог объясняет изучаемый материал. Но и роль родителей тут далеко не последняя. Если вы вместе посещаете соответствующие возрасту ребёнка театральные спектакли, музеи, выставки, интерактивные площадки, такие мероприятия расширяют его кругозор.

Если подросшие дети считают, что определились со своей дальнейшей специализацией, то часто они начинают игнорировать непрофильные предметы. Важно объяснить, что это ошибка, которая в дальнейшем может привести к непредсказуемым результатам. Ведь каждый предмет школьной программы связан с реальной жизнью. Подберите примеры из повседневности, когда тот или иной материал, изучаемый в школе, будет иметь практическую значимость. Найдите увлекательные книги, необычный материал по изучаемому вопросу.

Ребенок-интроверт

Изучаем вопросы воспитания и образования детей с интровертным типом личности

Самомотивация

Кто с детства привык ставить перед собой цели, тому и в дальнейшем проще будет овладевать новыми знаниями, ориентироваться в быстро меняющемся мире, делать карьеру, стать уважаемым и успешным. Вопрос особенно актуален для детей переходного возраста. У подростка может ослабеть желание учиться и понимание необходимости получения полноценного образования. Правильная и достаточная самомотивация:

  • повышает интерес к учебному процессу;
  • улучшает дисциплину;
  • облегчает понимание и усвоение нового материала;
  • повышает уровень оценок по всем предметам.

Не стоит ждать следующего понедельника, чтобы начать заниматься, искать отговорки, ссылаться на отсутствие желания, усталость, какие-либо другие причины. Надо сделать это прямо сейчас. Это может на время лишить комфорта, зато не будет повода для лени. Не стоит ждать, что проблема исчезнет в одночасье – со временем мозг адаптируется, усилий для самопринуждения потребуется всё меньше и меньше. Возможно, самая первая маленькая победа над собой станет предвестником дальнейшего взлета. Тем более что учеба в школе занимает не так уж и много времени.

Есть такое слово – «надо». Подчас оно лучше всяких уговоров и ухищрений со стороны родителей даёт толчок к началу выполнения уроков. Дети это отлично знают.

Мотивация к учебе у младших школьников

Пофантазируйте на тему «космонавтов» и «балерин»

Постарайтесь как можно раньше заставить малыша задуматься о выборе профессии. Кем он хочет стать, когда вырастет? Это глобальная цель, двигаться к которой необходимо уже сейчас, получая знания, без которых он не сможет обойтись в дальнейшем. Пусть по мере взросления выбор профессии изменится, главное – понимание, что стыдно будущему космонавту не знать математики, а балерине и на сцене пригодятся знания физики.

Результат, который можно увидеть уже сейчас

В младших классах детям понятнее то, что будет через день, через неделю. Заинтересуйте ребёнка задачей на ближайшее время. Например, получить хорошую или отличную отметку по заданному материалу.

У каждой поставленной цели есть свой срок, что позволяет избежать неопределённости. Визуализация задачи облегчит выполнение, поэтому её лучше записать. Она может состоять из нескольких этапов. Соответственно, каждый этап записывается отдельным пунктом и для каждого устанавливается свой срок.

Организация рабочего места и распорядок дня

Правильная организация рабочего места играет не последнюю роль в обучении. Стол, за которым удобно сидеть, эргономичный стул, верно подобранное освещение, стеллаж или тумба для учебников, тетрадей, альбомов, яркие канцелярские принадлежности, обложки с красивыми картинками, любимое фото на стене. Внешний антураж влияет на желание учиться!

Во время занятий в онлайн-школе и в период приготовления домашнего задания постарайтесь, чтобы посторонние звуки не отвлекали от учёбы: прикройте окно, выключите телефон, максимально приглушите звук телевизора.

Не откладывайте задания на потом. Никто не знает, что случится дальше: отключат электричество, поднимется температура, зададут дополнительные уроки, появятся непредвиденные дела. Но и всё сразу делать не стоит. От переутомления понижается уровень концентрации внимания. Да и мотивация к учёбе от этого заметно страдает. Лучше всего равномерно распределить нагрузку, ставить перед школьником реально выполнимые цели, соответствующие его возможностям.

Заключение

У школьников изначально присутствует различная степень мотивации к обучению. Одни способны достаточно сильно мотивировать себя сами. Другим необходима помощь извне. Чем младше ребёнок, тем проще пробудить у него интерес к учёбе. Но и к уже подросшим детям можно найти подход.

Готовность трудиться, ставить всё новые и новые задачи всегда приводит к успеху. Ведь недаром в списке мотивации студентов Гарварда есть пункт: «Не попотеешь – не заработаешь».

Вопрос-ответ

Возможно ли перейти на экстернат и закончить два класса за один год?

В рамках одного календарного года допускается прохождение программы за два года. Для обучения экстерном в Домашней школе «ИнтернетУрок» вам необходимо написать нам на электронную почту school@interneturok.ru и сообщить о своем намерении пройти программу следующего класса. При переходе на экстернат надо учитывать важный момент: в некоторых наших школах-партнёрах возможность пройти ускоренное обучение экстерном отсутствует или возможно не во всех классах.

Какая форма аттестации предусмотрена при переходе на экстернат?

Аттестация проводится на основании оценок, полученных в Домашней школе «ИнтернетУрок», без дополнительного тестирования.

Что делать, если ребёнок не успевает пройти программу экстерном за один год?

Если ученик не успевает освоить всю программу за учебный год, он может продолжить заниматься в Домашней школе «ИнтернетУрок» летом. Также учащиеся не выпускных классов могут растянуть один учебный год на два. Для этого необходимо написать запрос на почту кураторов school@interneturok.ru, обосновав причину вашего решения.

Могут ли в Домашней школе обучаться экстерном совершеннолетние?

В нашей школе совершеннолетние могут изучить программу по школьным предметам без официального зачисления и содействия в прохождении аттестаций.

Редакция Домашней школы «ИнтернетУрок»

#статьи

  • 14 сен 2022

  • 0

Мотивация ребёнка: как поддержать интерес к школе

Почему у младших школьников пропадает желание учиться и как его вернуть — рассказывают психологи.

Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media

Алина Халзагарова

Занимается исследованиями городов и мечтает развиваться в педагогике. Писала для Esquire, Cossa и Mel.fm.

Мотивированный к учёбе ребёнок — мечта любого родителя! Он сам интересуется предметом, стремится выполнять задания, готов браться за сложные задачи и преодолевать трудности. Многие дети с удовольствием приходят в первый класс и с энтузиазмом приступают к обучению, но постепенно интерес теряется.

Психологи Юлия Старостина и Александр Покрышкин рассказали:

  • когда у ребёнка возникает мотивация и какая она бывает;
  • когда и почему пропадает желание учиться;
  • какие приёмы помогут родителям поддерживать мотивацию детей.

Примерно после кризиса трёх лет у человека появляется осознанная мотивация: он начинает понимать, чего он хочет и зачем ему это нужно. Если до этого периода дети часто хотят делать всё и прямо сейчас, то к младшему школьному возрасту у них развивается иерархия мотивов — умение определять для самих себя более и менее важные мотивы. Ребёнок уже не кидается немедленно исполнять то, чего ему захотелось, он способен придержать и в чём-то ограничить себя, если у него есть цель.

Мотивация бывает внешняя и внутренняя.

  • Внутренние мотивы связаны с самим процессом обучения: это когда ребёнок искренне любит то, чем занимается.
  • Внешние мотивы связаны с результатами, которые приносит дело. Ребёнок может учиться для того, чтобы занять социальную позицию. Допустим, он хочет получать пятёрки, потому что ему важно быть авторитетом среди одноклассников или он боится разочаровать родителей. Ещё к внешней мотивации можно отнести стремление к учёбе ради того, чтобы родители купили новые вещи, разрешили побольше играть в гаджеты, и страх быть наказанным.

Внешняя мотивация хороша тем, что её можно создать. Но, к сожалению, никакая внешняя мотивация не может быть постоянной.

Исследования показывают, что стремление получить похвалу или награду, избежать наказания напрямую связано с повышением тревожности, а в состоянии тревоги человеку трудно существовать, получать удовольствие от жизни и полноценно развиваться.

Часто бывает, что дети идут в первый класс в радостном возбуждении, но постепенно теряют интерес к учёбе. При этом родители думают, что ребёнок попросту ленится. Бывает, что такую оценку дают и учителя: «Ребёнок способный, но ему мешает лень».

Традиционно лень рассматривают как качество характера, которое мешает прилагать усилия и добиваться результата. Лень выражается в снижении активности и учебной мотивации ребёнка.

Но современные психологи склонны считать, что лень — это зачастую не черта характера, а симптом — сигнал о том, что человек находится в сложных для себя обстоятельствах. Например, ребёнку может быть просто неинтересно в школе — или, возможно, у него возникли сложности в отношениях с одноклассниками. Ещё причиной лени может быть стресс от слишком сложной задачи или отсутствие понятной цели.

Как слишком сложная задача может лишить мотивации? Представим ребёнка шести лет, который очень любит конструкторы и может посвящать им массу своего времени. Но что будет, если дать ему слишком сложный набор — например, рассчитанный на людей 12–14 лет? У него есть детали, есть образ результата — красивая картинка модели, которая в итоге должна получиться. Но инструкция слишком объёмная, детали слишком мелкие, нужно много читать. Некоторое время ребёнок будет стараться, но в конце концов бросит задачу, потому что «не получается».

Американская исследовательница Эмили Нагоски в книге «Выгорание», которая посвящена потере мотивации, описывает механизм, с помощью которого мозг человека определяет достижимость задачи. Этот механизм, который она называет монитором, непрерывно рассчитывает расстояние от нашего текущего местоположения до конечной цели. И если в течение долгого времени к цели не удаётся приблизиться, «монитор» решает не тратить время на решение этой задачи. Зачем стараться, если всё равно ничего не получается?

Также на мотивацию пагубно влияет отсутствие понятной цели. Это как в известном анекдоте, где прапорщик приказал новобранцам копать яму от забора и до обеда. Задача вроде бы простая, но зачем делать эту работу? Какой результат нужно получить?

К сожалению, часто школьное обучение становится такой «ямой от забора до обеда»: ученик не может сформулировать, зачем ему выполнять эту задачу, и теряет мотивацию.

Одна из самых популярных научных теорий на тему мотивации — теория самодетерминации. Вкратце — это теория о том, как осознанность и свобода выбора помогают людям эффективнее работать.

Психологи, работающие с этой теорией, называют четыре основных условия, при которых человек может сохранять мотивацию к чему-либо:

1) находиться в безопасной и комфортной среде;

2) понимать цель работы и самостоятельно организовывать процесс;

3) чувствовать достижимость успеха;

4) чувствовать поддержку.

Исследовать учебные трудности. Какие конкретно сложности в учёбе есть у вашего ребёнка? С чем они связаны? Как вы можете помочь? Возможно, трудности связаны с усталостью от слишком большой нагрузки в школе и на кружках? Или с нездоровым эмоциональным климатом в школе? Или с личными особенностями восприятия ребёнка?

Исследовать обстановку в классе и отношения с учителем. Например, чувствительным детям может быть сложно работать с чрезмерно строгим и требовательным учителем, а для непосед это, наоборот, лучший вариант.

Больше включаться в школьные процессы. Учёба вашего ребёнка в каком-то смысле определяет и ваше будущее, и будущее вашей семьи. Если вы сами с энтузиазмом относитесь к ней, ребёнок почувствует это и тоже загорится интересом.

Организовать интересный и развивающий досуг, который позволит ребёнку добиваться успеха вне уроков. Желательно, чтобы этот досуг нравился и вам, — тогда вы сможете продуктивно проводить время вместе, поддерживать интерес и замечать успехи ребёнка.

Интересоваться тем, что любит ребёнок. Часто родителям кажется, что их детям нравится какая-то ерунда, и они запрещают ей заниматься. Так делать не стоит. Лучше попробуйте понять, почему ребёнка так увлекает это хобби. Чем оно ему полезно, что даёт? Как можно дать ему то, в чём он нуждается, другими способами?

Поддерживать эмоционально. Обязательно хвалить даже за небольшие успехи и помогать справляться с эмоциями, когда что-то не получается. Механизм работы похвалы очень простой: когда нас хвалят, мы чувствуем удовольствие и стараемся, чтобы в будущем снова заслужить похвалу. Да, это внешняя мотивация, но в ней нет ничего плохого. Наоборот, когда ребёнка хвалят, его уверенность в себе растёт, а значит, растёт и его устойчивость к трудностям.

Научитесь: Младший школьник. Большая инструкция для родителей
Узнать больше

Мотивация ученика: откуда она берется, как с ней работать и чья это зона ответственности?

Время на прочтение
6 мин

Количество просмотров 5K

Необычная тема для Хабра, хочу поразмышлять на образовательную тему на Хабре, благо всегда есть повод. Все мы дети своих родителей и рано или поздно сами будем родителями.

Ученик не хочет ходить в школу и выполняет домашние задания только после нескольких замечаний — знакомая ситуация? Таких учеников часто могут определять как “лентяев”, ученик ленится, поэтому и не занимается. Однако причина такого поведения кроется в отсутствии понимая того, зачем ему это нужно – иными словами в отсутствии мотивации. Ученик искренне не понимает зачем ему нужно ходить на уроки, много заниматься и делать домашнюю работу. Естественной реакцией в таком случае является отторжение и нежелание учиться.

Представьте, что вам прямо сейчас предлагают пройти курс по скалолазанию или игре на скрипке. Вряд ли вы воспримете эту идею с энтузиазмом, ведь возникает логичный вопрос: “а зачем мне это?”. Вот и у учеников точно также.

Меня зовут Тигран Басеян, автор канала https://t.me/blackproduct, генеральный директор учебного центра geekz.ru (центр профориентации подростков в ИТ и подготовки к экзаменам, преподаватель в ВШЭ.

Понятно, что мотивация ученика является немаловажным элементом образовательного процесса, ведь она напрямую влияет на его академические успехи. Но как можно его мотивировать и кто должен этим заниматься?

Инобр ВШЭ (Институт образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики) провел исследование с целью выяснить, какую роль российские учителя отводят школе, семье и самим учащимся в формировании учебного успеха школьников.

Гасинец М.В., Капуза А.В., Добрякова М.С. (2022) Агентность учителей в формировании учебного успеха школьников: роли и убеждения // Вопросы образования/Educational Studies Moscow. № 1. С. 75–97. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-1-75-97

В представленном исследовании были рассмотрены следующие вопросы:

  1. Как учителя оценивают роль школьных факторов, т.е. вклад школы, в формировании образовательных результатов учеников?

  2. Как связан высокий уровень агентности учителя по отношению к академическому успеху ученика с принятием на себя ответственности за формирование метапредметных результатов?

  3. Как учителя объясняют роль тех или иных факторов в формировании образовательных результатов учеников?

В рамках данного исследования рассматривались такие аспекты как мотивация, интерес к получению новых знаний и желание охотно учиться. В исследовании участвовали 4 тысячи учителей со свей России.

Points scored

Points scored

Аналогичные вопрос о мотивации мы в гикз задали родителям (в нашем исследовании поучаствовали 1,5 тысячи родителей) и получили следующие результаты:
75,5% родителей согласились с тем, что они самостоятельно должны поддерживать уровень мотивации учеников, а 24,5% считают, что это задача учителя.
Родители отмечали, что школьные учителя проводят с ребенком гораздо больше времени, чем родители, а также, что хороший учитель способен привить любовь к своему предмету, а плохой — отбить всё желание заниматься.

Результаты исследования показывают как учителя отвечали на аналогичный вопрос и позволяют увидеть полную картину.

53% опрошенных учителей признают задачей школы или учителей формирование у школьников интереса к новым знаниям и желания учиться (рис.1). При этом учителя считают, что они не могут влиять на мотивацию ученика. Более половины учителей не относят свою работу к числу главных факторов, влияющих на успех школьника. Школа выполняет лишь инструментальную функцию раскрытия того потенциала, который заложен в ребенка семьей. Учителя ориентированы на свою первоочередную функцию — передачу знаний, хотя сами отмечают, что  хороший ученик — это не тот, кто имеет высокие оценки, а тот, кто обладает набором определенных личных качеств.

Вы тоже заметили очевидное противоречие?

Приведём отрывок интервью с респондентами, представленный в исследовании.
Интервьюер: А что ученику помогает стать хорошим? Что на него влияет, чтобы он стал хорошим?
Респондент 1: Мотивация.
Респондент 2: Сначала все идет именно из дома.

Так, создается ситуация, в которой до конца непонятно, кто должен нести ответственность за мотивацию школьника. Между родителями и учителями нет договоренности об этом. 

Все осложняется тем, что в сознании учителей есть деструктивное убеждение, о том, что они лично никак не могут повлиять на желание школьника учиться. Когда есть такая неопределенность, вопросы, связанные с мотивацией ученика, легко пустить на самотек.

Действительно ли учитель никак не может повлиять на интерес ученика к учебе?

Считаю иначе.

Учитель — это человек, который погружен в образовательный процесс гораздо сильнее, чем родитель. Именно учитель располагает полным спектром инструментов, с помощью которых можно повлиять на мотивацию ученика. Например, отслеживать учебный прогресс ученика, отмечать, что в этот раз он справился с задачей лучше, чем в предыдущий. 

Надо признать в современной школе много внимания уделяется бумажной волоките, что не оставляет свободного рабочего времени, иногда сил, для работы с учениками 1:1.

Немаловажным фактором является и личный контакт учитель-ученик. В статье, посвященной обзору важных элементов образовательного процесса, мы писали о том, что высокой успеваемости в большей степени способствует личный характер отношений с учителями. 

В Geekz ученики лично встречаются со своим преподавателем каждый месяц. Эти беседы преследуют много различных целей, одна из которых — поддержание высокого уровня мотивации ученика и моральная поддержка. Так, учителя действительно могут поддержать ученика в период обучения и значительно облегчить этот путь для него.

Что тогда стоит делать родителям?

Безусловно, родители также могут влиять на желание ребенка учиться, только характер мотивации будет немного другим. Если учителя могут обращать внимание на академические успехи, то родители по большей части могут оказывать эмоциональную поддержку. Только методы необходимо подбирать очень осторожно. 

Ругать за плохие оценки — лучший способ отбить у ребенка любое желание заниматься!

Постарайтесь ответить честно на следующие вопросы:

  1. вам бы хотелось, чтобы оценки вашего ребенка стали лучше?

  2. на какие оценки вы чаще обращаете внимание? на 3 или на 5?

Подавляющее большинство родителей отвечают на эти вопросы: да и на 3. Насколько это хорошо? Давайте разбираться.

Оценка показывает лишь то, насколько хорошо ученик усвоил ту или иную тему. В современной образовательной системе оценки не могут объективно отражать уровень знаний, часто они используются в качестве мотивационного элемента. 

Современная система оценок в РФ была введена еще в 20 веке, она состоит из 5 оценок. При этом 1 и 2 почти не используются, как характеризующие знания – наоборот если их используют, то, чтобы наказать за поведение.

Если вы видите, что по каким-то предметам ученик занимается отлично, а по другим приносит одни тройки, то возможно это повод за него порадоваться!

Почему стоит радоваться тройкам?

Одна из целей образовательного процесса (особенно актуально для старшей школы) — помочь ученику найти себя в чем-либо и раскрыть его потенциал. Если ученику это удалось, значит что разрыв между оценками в различных предметах неизбежен. Родитель может видеть всю картину успехов ребенка целиком, в отличие от учителей, которые действуют в рамках своего предмета. 

Учителям также стоит принимать во внимание эту идею об оценках. Если их предмет вызывает живой интерес у ребенка, то это замечательно, нужно помогать ему осваивать дисциплину. Но если вдруг предмет не соответствует ориентирам ученика, то не нужно пытаться всеми силами заставить его полюбить.

Здесь надо сделать отступление, например, математика – она является обязательной для целого ряда направлений в вузах и в работе. Часто говорят мне никогда не нужно было то, что проходят в школе на математике. Но суть этого предмета в том числе в том, чтобы развивать абстрактное мышление ребенка. А не любовь к предмету и как следствие неуспехи кроются в том, что преподается предмет плохо. Можем посмотреть на средний результат на выпускных экзаменах.

Ваш ребенок приносит отличные оценки по математике и информатике, но регулярно приносит двойки по литературе?

Важно это заметить и сделать соответствующие выводы. Возможно, у него большое будущие в IT и именно сейчас важно поддержать его интерес и помочь ему развиваться. Разговаривайте с ребенком о его увлечениях, узнайте какие предметы ему нравятся больше остальных, расскажите о профессиях, которые могут заинтересовать вашего ребенка. Так вы сможете поддерживать в нем живой интерес к учебному процессу. 

Особенно наше отношение к оценкам играет роль при переходе из начальной школы в среднюю. В начальной школе у ребенка есть интерес, желание и успехи. При этом уже в 5-6 классе происходит постепенная сегрегация в оценках в классах. Например, не все могу сразу понять абстракции в геометрии. Что делает нормальный родитель, когда у ребенка намечается проблема с таким важным предметом? Нанимает репетитора, догоняет ребенка нагрузкой, давит. Это отбивает желание учиться и вот уже к исходу средней школы, ученик строит параллель в голове – плохая оценка = я плохой. Это тема для отдельного разговора, если интересно поговорить об этом, пишите в комментариях.

Так, на учебные успехи школьника и родители, и учителя могут влиять приблизительно в равной степени. Все они являются важными участниками образовательного процесса. Для того, чтобы помочь ученикам, родителям и учителям необходимо быть в одной команде и быть открытыми для коммуникации. 

Несколько советов в заключении:

  • Не стесняйтесь общаться напрямую с классным руководителем ребенка, задавайте ему вопросы, выясняйте о возможных трудностях. Классный руководитель и учителя — важные люди в жизни школьника, для того, чтобы помочь ему добиться успехов, с ними обязательно стоит сотрудничать.

  • Поднимайте вопросы мотивации учеников на родительских собраниях, общайтесь с другими родителями, коллективные решения могут принести свои плоды.

  • Общайтесь с ребенком, как только замечаете, что он неохотно берется за выполнение домашних заданий, важно спокойно и открыто обсудить с ним возможные причины и поддержать его. 

  • Помните, плохие оценки не означают, что плохое будущие неминуемо. Это лишь показывает, что какие-то темы даются ученику хуже остальных и это абсолютно нормально!

Напишите в комментариях, как вам тема, ссылка на исследование.

Спасибо за внимание!

Приемы и методы   повышения мотивации к обучению

«Интерес к учению появляется  только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».

В.А. Сухомлинский

Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает «удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата» (Б.И. Додонов).

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

Первый уровень – высокий уровень мотивации, учебной активности. (У таких учащихся есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Учащиеся четко следуют всем указаниям педагога, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)

Второй уровень – хорошая мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень – положительное отношение к учебному заведению, но оно привлекает таких учащихся внеучебной деятельностью. (Такие учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учащимися, иметь красивые принадлежности. Познавательные мотивы у таких учащихся сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)  

Четвертый уровень – низкая мотивация. (Эти учащиеся посещают учебное заведение неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к учебному заведению.)  

Пятый уровень – негативное отношение к учебному заведению, школьная дезадаптация. (Такие учащиеся испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с педагогом. Учебное заведение нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях учащиеся могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных учащихся отмечаются нервно психические нарушения.)

Однажды учащийся сказал на уроке: «Мне тогда все понятно, когда интересно». Значит, учащемуся должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что «интерес» (по И. Герберту) – это синоним учебной мотивации. Если рассматривать все обучение в виде цепочки: «хочу – могу – выполняю с интересом – личностно – значимо каждому» (Якиманская И.С.), то мы опять видим, что интерес стоит в центре этого построения. Так как же сформировать его у учащегося? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются новые ее резервы, поэтому подлинное изучение и диагностика осуществляются именно в процессе формирования.

Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Мотив — это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.

Почему снижается учебная мотивация школьников по мере пребывания их в учебном заведении? Все дети, когда идут учиться в школу, хотят учиться, что происходит потом, кто в этом виноват? И главное, что делать?

  Педагогическая практика использует различные пути активизации, основной среди них — разнообразие методов и приемов обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях повышают уровень учебной мотивации младших школьников.

«Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай сделать — и я пойму»,  — эта китайская пословица должна стать девизом для педагога на каждом проводимом им уроке.

Какие же  условия способствуют развитию познавательного интереса у учащихся?

Организация обучения, при которой учащийся вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний.

Работа в группах и парах.

Применение ИКТ на уроках

Понимание учащимся нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.

Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.

Обучение должно быть трудным, но посильным – разноуровневые задания.

Чем чаще проверяется и оценивается работа учащегося, тем интереснее ему работать.

Позитивная психологическая атмосфера урока.

В обучении должны создаваться возможности для творчества.

Создание на уроке ситуации успеха для учащихся.

Для формирования полноценной мотивации учения важно обеспечить следующие условия: обогащать содержание личностно ориентированным интересным материалом; удовлетворять познавательные запросы и потребности учащихся; организовать интересное общение учащихся между собой; поощрять выполнение заданий повышенной трудности; утверждать гуманное отношение ко всем учащимся — способным, отстающим, безразличным; поддерживать ровный стиль отношений между всеми учащимися; формировать активную самооценку своих возможностей; утверждать стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию; использовать эффективную поддержку детских инициатив, ободрять учащихся при возникновении у них трудностей; воспитывать ответственное отношение к учебному труду, заботиться о разнообразии методов и приемов обучения.

Я предлагаю следующие приемы и методы развития учебной мотивации:

Метод «Дидактические игры» — специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение данного метода — стимулировать познавательный процесс.

Метод «Ситуация успеха» — это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. Различается успех и ожидания личности. Можно выделить три вида: предвосхищаемый успех, в основе его ожидания могут быть и обоснованные надежды, и упование на какое-то чудо, но на пустом месте успех родиться не может; констатируемый успех фиксирует достижение, он дает учащимся возможность пережить радость признания, ощущение своих возможностей, веру в завтрашний день; обобщающий успех способствует состоянию уверенности, защищенности, опоры на самого себя, но есть вероятность опасности переоценить свои возможности, успокоиться.

Метод «Соревнование» — это метод, при котором естественная потребность учащихся к соперничеству направляется на воспитание нужных человеку и обществу свойств. Соревнуясь между собой, учащиеся быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий.

Итак, педагог постоянно должен изучать мотивы учения и поведения своих учеников. Педагог должен хорошо знать приемы возбуждения интереса учащихся, уметь ими пользоваться в зависимости от ситуации.

Использование метода проектов. В процессе обучения особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей приемам совместной деятельности в ходе проектов. Проектная деятельность представляет собой развёрнутую структуру учебной деятельности.

Метод создания проблемной ситуации. Сущность её в том, чтобы «не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести учащихся к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…». Создание проблемной ситуации возможно через формулирование проблемных вопросов, задач, заданий поискового характера. На каждом из этапов урока можно использовать проблемные вопросы: вопросы, адресованные учащимся, в которых сталкиваются противоречия; вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить; вопросы по установлению причинно-следственных связей. Открытие каждой причины — шаг к более глубокому пониманию.

 На каждом этапе важно поддерживать учебно-познавательную мотивацию учащихся, начиная с сообщения новой темы и заканчивая оцениванием знаний.

Для того чтобы мотивировать учащихся к учебному процессу, нужно изучение новой темы начинать в необычной форме.

Для этого использую приём «Привлекательная цель».

  Ставится перед учащимися простая, понятная и привлекательная цель, при достижении которой они волей-неволей выполняют и то учебное действие, которое планирует учитель.

Также при сообщении темы урока и его цели используется приём «Прогнозирование».

Например, урок литературы. «Послушайте название произведения, с которым будем работать на уроке, и попробуйте определить жанр произведения, тему, возможные события».

Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у учащихся является создание ситуаций успеха. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данной, темы. Этому могут способствовать следующие приёмы:

Прием «Оратор». За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

Прием «Автор». Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

Прием «Профи». Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

Прием «Кумир»   На карточках раздать «кумиров по жизни».

Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?

Прием «Фантазёр»  На доске записана тема урока.  — Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

           Прием  «Верные — неверные утверждения». Предлагаю несколько утверждений по еще не изученной теме. Учащиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Прием «Лови ошибку». Объясняя материал, намеренно допускаю ошибку. Сначала учащиеся предупреждаются об этом заранее. Иногда им можно в случае обнаружения моей преднамеренной ошибки «сигналить» об этом интонацией или жестом. Надо научить учащихся мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, если таковое требуется. Нужно поощрять внимание учащихся.

Использование игровых приемов.

Учащиеся любого возраста любят играть, разгадывать загадки. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. Использовать для этой цели можно занимательные задания, привлекая красочную наглядность. Современные педагогические технологии располагают значительным количеством разнообразных дидактических игр и занимательных упражнений, которые повышают мотивацию учащихся.

Приемы повторения пройденного на уроке.

 На этапе повторения изученного материала важно, чтобы учащимся было интересно проработать этот материал. Как же это можно сделать? Использую разные приёмы, чтобы, выполняя задание, учащиеся самостоятельно и по-своему выражал полученное на уроке знание.

Прием «Своя опора». Учащийся составляет собственную опорную схему или развернутый план ответа по новому материалу. Составление алгоритмов, памяток. Пример, алгоритм разбора слова по составу.

Прием «Цветные поля». Прием интерактивного обучения. Учащийся, выполняя письменную работу, отчеркивает поля цветными карандашами. Цвета отражают разный смысл обращения к учителю. Красный – проверьте, исправьте ошибки. Зеленый – отметьте ошибки, я сам исправлю. Синий – укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю.

Прием «Повторение с расширением». Учащиеся составляют серию вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания нового материала.

Прием «Свои примеры». Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала.

Прием «Повторение с одновременным контролем». Учащиеся составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу в виде теста, кроссворда. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие на них отвечают.

На этапе самоконтроля и самооценки повысить учебно-познавательную мотивацию на уроке помогает такая форма организации учебной деятельности, как работа в паре «учащийся — учащийся».

Например. Каждый учащийся получает карточку, которая содержит вопрос и три варианта ответа. Правильным могут быть один, два, а, иногда, и все три варианта. Учащийся делает выбор и готовится объяснять соседу, почему он так считает. Далее принимается групповое решение, что является важным для корректировки личностных качеств. Потом слово предоставляется группе. Озвучивается верный вариант. В заключении каждый учащийся сам оценивает свой результат.

На уроке предлагаю учащимся поменяться тетрадями, проверить и исправить ошибки в работах друг друга. Учащиеся участвуют во взаимопроверке какого-либо учебного продукта: самостоятельной работы, домашнего задания.

  Приём «Открытые задания» Большой интерес учащиеся проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика.

   Для включения учащегося в активную познавательную деятельность даются «открытые домашние задания (по А.В. Хуторскому) — связываю изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся.

Домашние задания могут быть дифференцированными, индивидуальными, парными, групповыми, по выбору из обязательных заданий, добровольные (по ликвидации пробелов в знаниях), их можно выполнять самостоятельно и с родителями. Таким образом, урок начинается с формирования мотивации и заканчивается мотивом для будущей самостоятельной учебной деятельности.

 Использование дифференцированных заданий. На различных этапах урока часто использую и другие формы и методы деятельностного подхода, повышающие учебно-познавательную мотивацию школьников.

Дифференцированные задания в значительной мере способствует активной мыслительной деятельности всех учащихся, независимо от их способностей и возможностей, тем самым повышают учебно-познавательную мотивацию.

Под уровневой дифференциацией обучения понимается разделение учащихся на группы, выполняющие учебные задания разной сложности, осваивающие учебный материал на разных уровнях глубины.

Необходимо включать дифференцированную работу на различных этапах урока в зависимости от его целей и задач. Задания по всем предметам представляются как разноуровневые, позволяющие не затормозить развитие «сильных» учащихся и помочь «слабым» преодолеть трудности обучения. При этом каждый учащийся имеет возможность попробовать решить любую задачу, пусть с помощью других (учителя или сверстников), т.е. в зоне ближайшего развития. Более того, наличие содержания обучения, расширяющего границы программных требований, позволяет обеспечить и перспективное развитие учащихся.

            Освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля —  сильное мотивирующее средство. Для этого надо заблаговременно  вывесить на стенд информацию о критериях оценивания результатов изучения темы и оговорить с учащимися, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания.

Только грамотный выбор методов и приемов, их обоснованное сочетание, учет методических особенностей использования  смогут способствовать формированию учебной мотивации учащихся.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство союза женщин
  • Инструкция к сигнализации starline с автозапуском по функции брелка а91
  • Саугелла для интимной гигиены инструкция по применению
  • Стиральная машина канди мануал
  • Антимозолин мазь инструкция по применению цена отзывы