Руководство по мотоколяске

Вторую неделю валяюсь с бронхитом, дабы занять руки и голову начал разбирать свою электронную библиотеку, и нашел эту интересную книжечку которая многим может быть просто интересна в качестве общеобразовательного материала, а некоторым, кто приобрел себе такую «игрушку» возможно будет полезна и на практике.

Книжка действительно очень толковая, есть даже чертежи для самостоятельного изготовления специнструмента который может понадобиться для ремонта.

Книжка в формате DJVU, скачивание бесплатное, без смс, регистрации и жертвоприношений)) Ссылка на скачивание под картинкой.

vk.com/doc-66348160_438455269

UPD дублирующая ссылка:

yadi.sk/d/AbgCvxw5xYtpc

Если вдруг ссылка не работает, пишем в комментарии.
Так же если кому нужны какие книги по отечественной технике в электронном формате, оставляйте заявки в комментариях, не стесняемся, книжек много, почти по всем отечественным авто.

в поиске

1.
название: Моторная коляска С1Л / Инструкция пользования / 2 изд.
автор: М.Н.Лепилин; В.А.Лутчев; Г.С.Савельева
издательство, год: Серпухов, 1956г. 99 с.с.

2.
название: Моторные коляски С1-А, С1Л-О и С1Л-ОЛ. руководство по эксплуатации. 3-е изд.
автор: М.Н.Лепилин; В.А.Лутчев; Г.С.Савельева
издательство, год: М,Машгиз, 1957г. 104 с.с.

Книги |
Просмотров: 1549 |
Загрузок: 0 |
Добавил: Metalhead |
Дата: 08.09.2009
| Комментарии (0)

libcats.org

Главная

СЗД. Моторная коляска СЗД. Конструкция, эксплуатация и ремонт

Обложка книги СЗД. Моторная коляска СЗД. Конструкция, эксплуатация и ремонт

СЗД. Моторная коляска СЗД. Конструкция, эксплуатация и ремонт

Моторная коляска С3Д ТЕХНИКА, ХОББИ и РАЗВЛЕЧЕНИЯ, ХОББИ и РЕМЕСЛА Моторная коляска С3ДНемцев Р. И., Анчугов М. А.Издательство «Машиностроение»1981 г.Размер: 1,9 МбФормат: djvuСтраниц: 1200

Скачать книгу бесплатно (djvu, 1.82 Mb)


Читать «СЗД. Моторная коляска СЗД. Конструкция, эксплуатация и ремонт»

Популярные книги за неделю:

#1

Ф.И.Бурдейный, Н.В.Казанский. Карманный справочник радиолюбителя-коротковолновика (1959, DjVu)

440 Kb

#2

Я.Войцеховский. Радиоэлектронные игрушки (1977, djvu)

13.76 Mb

#3

Подготовка саперов, подразделений специального назначения по разминированию

Категория: Научно-популярная литература (разное)

1.49 Mb

#4

Приспособления для ремонта автомобилей

Росс Твег

Категория: civil, civil, transport

7.37 Mb

#5

128 советов начинающему программисту

Очков В.Ф., Пухначев Ю.В.

Категория: computers, computers, prog

8.91 Mb

#6

Английский язык в картинках

I.A. Richards; Christine M. Gibson

Категория: Иностранные языки

5.77 Mb

#7

Ограждение участка. Ограды. Заборы. Калитки. Ворота

В.И.Рыженко

Категория: Строительство

1.23 Mb

#8

Самоделки школьника

Тарасов Б.В.

Категория: science, science, technical, hobby, oddjob

41.91 Mb

#9

Фаллос. Священный мужской образ

Юджин Моник

Категория: НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЕ, ЧЕЛОВЕК

3.37 Mb

#10

Наука и жизнь.Маленькие хитрости

Категория: E_Engineering, EM_Mechanics of elastic materials

3.50 Mb

Только что пользователи скачали эти книги:

#1

Цифровая связь. Теоретические основы и практическое применение

Скляр А.

Категория: Радио

12.19 Mb

#2

Контрольно-ремонтная автомобильная станция КРАС-1Р7. Техническое описание и Инструкция по эксплуатации АЭ2.009.032ТО

Категория: Военная техника

4.37 Mb

#3

Кизикины и их стоимость

Станиславский И. М.

Категория: hobby, hobby, collection

3.40 Mb

#4

Гмурман. Теория вероятности и математическая статистика

В. Е. Гмурман

Категория: 1538431-Подборка книг по Математике, Математическая статистика

5.53 Mb

#5

Новый практический курс китайского языка. Сборник упражнений.1

Лю Сюнь

Категория: Иностранные языки

30.75 Mb

#6

Эти загадочные зеркала

В. Правдивцев

Категория: Религия. Эзотерика

88.19 Mb

#7

Лечение псориаза. Естественный путь

Джон Пегано

Категория: people, people, health

10.53 Mb

#8

Оригинальные головоломки на нестандартное мышление

Слоун, Макхейл

Категория: Детский уголок, Головоломки, фокусы, задачи

5.08 Mb

#9

Индивидуальные хозяйства на Урале (1930-1985 гг.).

М.Н. Денисевич

Категория: История

9.87 Mb

#10

Пружинные двигатели: теория, расчет, методы контроля и испытаний

Гевондян Т.А.

Категория: Техника, Машиностроение

5.38 Mb

Среди автомобилей есть экземпляры, овеществляющие собой историю общества. Одна из таких машин — мотоколяска СЗД как промежуточное звено между мотоциклом и полноценным автомобилем.

Сегодня мотоколяска СЗД может быть выставлена только на показе ретроавтомобилей. Производилось это транспортное средство с 1970 по 1997 гг. — почти 30 лет. Для инвалидов советского времени эта мотоколяска была незаменимым средством передвижения, к тому же выдавалась она государством бесплатно. Человек мог пользоваться ею в течение 2,5 лет, затем выполнялся капитальный ремонт, причем тоже бесплатно. Отремонтированная мотоколяска СЗД возвращалась инвалиду, и он мог ездить на ней еще 2,5 года. Считалось, что по истечении 5 лет моторесурс полностью расходуется, транспортное средство нужно было вернуть в органы социального обеспечения. После этого инвалиду выдавалась новая мотоколяска СЗД. Благодаря этому транспорту люди с повреждениями нижних конечностей могли вести полноценную жизнь, перемещаться куда им вздумается и чувствовать себя вполне комфортно не только в городском потоке автомобилей, но и на грунтовых проселочных дорогах. По сути, это был квадроцикл с прикрепленным кузовом. Конструкторы добились того, что ноги человека в мотоколяске могли быть полностью выпрямлены, а управлять движением можно было руками. Для тех людей, ноги которых не сгибались, транспорт стал настоящей находкой.

После Отечественной войны безногие вчерашние бойцы, имеющие ордена и медали, передвигались на самодельных тележках, глядя на людей снизу вверх. Возможность находиться на одном уровне со здоровыми людьми была лучшим средством социальной реабилитации.

Почему именно мотоколяска?

Конструкторы советского периода хотели создать простой и безотказный автомобильчик для сельских жителей, но государство выделило средства для поддержания инвалидов. Выпускать транспорт должны были на ГАЗе, но завод был перегружен производством грузовиков, и заказ передали в Серпухов. Завод там имел гораздо более скромную техническую базу, вследствие чего мотоколяска СЗД была значительно упрощена и приспособлена под местные возможности. Получился компромисс между настоящим легковым авто и хорошим протезом: достоинства и недостатки присутствовали в равной мере.

Справедливости ради надо сказать, что детали мотоколяски пользовались огромным спросом, из них в гаражах «кулибины» изготавливали другую технику: вездеходы, крошечные трактора, аэросани, автомобильчики собственной конструкции и другие модели. В советском журнале «Моделист-конструктор» люди делились своими техническими решениями на эту тему. Мальчишки в Домах пионеров и кружках юных техников с азартом мастерили различные движущиеся самоделки, деталями для которых служили все те же списанные мотоколяски.

С миру по нитке

Специально для мотоколяски ничего не изобретали, а взяли готовое и доработали. Так, двигатель мотоколяски СЗД мотоциклетный, от «ИЖ-Планета», привод задний. Рулевое управление реечное, подвеска всех колес независимая торсионная, кузов несущий, тормоза всех четырех колес гидравлические. Передняя подвеска была «списана» с «Жука», ее придумал сам Фердинанд Порш.

Мотоциклетный двигатель стал дефорсированным. На него поставили принудительное воздушное охлаждение, добавили дополнительный электрический стартер, а также рядом установили москвичевский генератор. Топливный бак расположили ниже, чем на мотоцикле, и установили дополнительный бензонасос, который использовался на лодках. Все это привело к тому, что двигателю был не страшен любой мороз, пуск происходил в одно касание.

Топливом для двигателя служила смесь бензина с маслом в соотношении 20:1, причем в низкооктановый бензин народ умудрялся добавлять отработку. Мотоколяска все равно ехала, но срок эксплуатации движка сокращался. Мотор в 10 лошадиных сил «съедал» 5 литров топлива на 100 км.

Коробка передач механическая 4-ступенчатая, заднего хода нет. Взамен задней передачи установили редуктор или реверс, поэтому мотоколяска могла ехать назад на любой передаче. Был также бензиновый отопитель с отдельным бензобаком.

Рис. 1. Основной вариант моторизованного транспортного средства с ручным управлением: 1 — мягкий капот, 2 — руль, 3 — поворотный подлокотник, 4 — двигатель типа М-105, 5 — сиденье, 6 — регулируемая спинка, 7 — сиденье пассажира, 8 — рама мотоцикла М-106, 9 — мягкая подножка, 10 — переднее колесо (от мотороллера «Турист»), 11 — поперечина, 12 —передняя вилка, 13 — заднее колесо (от мотоцикла М-106). Педаль рычага переключения передач обрезана на 25 мм для того, чтобы не мешать пересаживаться на мотокресло с кресла-коляски. Все управление мотокреслом, разумеется, ручное. Ручное и пусковое устройство. Оно состоит из рукоятки, малого рычага и соединительного ремня. Пусковая рукоятка представляет собой отрезок стальной трубы 0 22 мм, выгнутой в соответствии с формой сиденья. На одном ее конце приварен болт с резьбой М10, служащий осью рукоятки; на другой натягивается пластиковая облицовка от ручки велосипедного руля. Рычаг шарнирно закреплен во втулке, приваренной к кронштейну спинки сиденья. Переходник, закрепленный на рычаге мотоциклетного кик-стартера, имеет вид половинки бублика; согнут он из арматурного стержня 0 12 мм, после чего к нему привариваются стальные полосы сечением 5X30 мм и 5X25 мм. На рычаге кик-стартера переходник крепится с помощью скобы, выгнутой из арматурного стержня 0 6 мм, и болта М8. Пусковая рукоятка и переходник соединяются прочным ремнем, впрочем, вместо ремня вполне можно использовать и стальной трос. Следует отметить, что более интересным представляется пусковое устройство со звездочкой, надетой на вал кик-стартера, приводимый во вращение втулочно-роликовой цепью, которая, в свою очередь, соединяется с пусковой рукояткой. Звездочка для этой цели вполне подходит от детского велосипеда (ее внешний диаметр должен составлять 120…150 мм). Переключение передач двигателя мото­кресла также производится вручную. Рычаг переключения располагается под правой рукой водителя, под рулем. Он выгнут из стального прутка диаметром 12 мм. На одном из его концов закрепляется пластмассовый шар-рукоятка, на другой приваривается ось (отрезок прутка диаметром 10 мм). Ось фиксируется в отверстии верхней части рамы мотоцикла, вблизи рулевой колонки. На свободный конец рычага надевается втулка с приваренным к ней небольшим рычагом (стальная полоса 5X25 мм) и закрепляется на оси с помощью трех винтов с резьбой М6. Нижняя часть механизма переключения передач представляет собой вилку, выгнутую из прутка диаметром 12 мм, которая приварена к рычагу, имеющему возможность поворачиваться на оси. В зев вилки входит педаль штатного механизма переключения передач; при повороте рычага (и соответственно вилки) включается та или иная передача. Нижний и верхний рычаги переключения передач соединены тягой, сделанной из стального прутка диаметром 8 мм. Привод заднего тормоза также ручной, с помощью рычага, сделанного из стальных полос сечением 5X25 и 5X30 мм. На верхний конец рычага насажена резиновая рукоятка от мотоциклетного руля, а нижняя болтами закрепляется на штатной тормозной педали. Тяга, соединяющая тормозной рычаг и рычажок на ступице заднего колеса мотокресла, выгнута из арматурного прутка диам. 6 мм. Есть на моем мототранспортом средстве и передний тормоз — правда, только на правое колесо. При эксплуатации машины оказалось, что пользоваться чаще всего приходится передним тормозом, поскольку при торможении задним приходится снимать правую руку с руля, а это затрудняет управление мотокреслом. Более удобным представляется привод тормозного механизма заднего колеса с помощью троса и рукоятки на руле, по типу переднего. Сделать это, в принципе, даже проще, чем с помощью системы рычагов. Руль мотокресла снаряжен по типу мотоциклетного: справа — рукоятка управления дросселем карбюратора и рычаг переднего тормоза, слева — рычаг управления сцеплением. С левой стороны руля закрепляется также рычажок привода декомпрессора. Посадка на мотокресло производится с креслаколяски . Сделать это, конечно, не так-то просто, однако и не настолько сложно, чтобы стало препятствием для езды.

Рычаги управления

Они по-настоящему уникальны, человек мог руками делать то, для чего все прочие используют 4 конечности. В дополнение к привычным нам рычагам инвалидная мотоколяска СЗД имела еще такие:

  • Рычаг тормоза.
  • Реверса.
  • Кик-стартера.
  • Сцепления.
  • Акселератора (газ).

Ездить на мотоколяске было не очень комфортно.

Автомобильчик «чихал», трещал, плохо отапливался, гремел и мог развивать скорость не более 55 км/час. Пассажир мог быть только один, но все же от снега, непогоды и бездорожья люди были защищены. Длина мотоколяски — чуть больше 2,5 метра, а вес — около полутонны. В незабвенной «Операции «Ы»» актер Моргунов легко передвигает машину, то же самое мог повторить любой человек. С легкой руки прекрасного актера автомобильчик получил народное название «моргуновка».

Инновационные технические решения

Техническая характеристика мотоколяски СЗД намного опередила свое время. Так, у каждого колеса была независимая подвеска. Такая конструкция появилась на советских автомобилях только через 20 лет. Более известна эта схема под названием «подвеска Макферсон», она же «качающаяся свеча». Каждое колесо имеет амортизаторную стойку, поэтому мотоколяске не были страшны ни рыхлый грунт, ни песок, ни камни, ни неглубокие ямы. Мотоколяска была идеальным средством передвижения на разбитых дорогах и по бездорожью.

Реечный тип рулевого управления тоже впервые был установлен на мотоколяске. Этот тип дает высокую жесткость. Проще говоря, реечным рулем легко повернуть колеса в критической ситуации, это безопасно и просто. После окончания поворота руль самостоятельно возвращается в исходное положение, а люфт никогда не возникает.

Тросовый привод сцепления — еще одно техническое упрощение. Не требуется ни гидроусилителя, ни масла, всего один трос — и диски сцепления разведены, прекращена передача крутящего момента с двигателя на колеса.

Особенности вездеходов из мотоблока

Основные узлы, которые следует приобрести или изготовить самостоятельно для транспортного средства на базе мотоблока:

  • рама, она служит для организации мобильного транспортного средства;
  • задний мост нужен для установки задних колес;
  • посадочное место для водителя, его желательно защитить от попадания влаги и грязи из-под колес;
  • система освещения нужна, чтобы безопасно двигаться в любое время суток.

Вездеход на базе мотоблока создается, как одноместное транспортное средство. Его грузоподъемность должна быть около 200 кг. Ширина рассчитывается из условий устойчивости к опрокидыванию, обычно она составляет от 1100 мм и более.

Современные мотоблоки Нева, Угра, МТЗ и другие оснащены двигателями мощностью более 10 л.с. Этой мощности достаточно, чтобы двигаться со скоростью более 10 км/ч. По бездорожью, при прохождении жижи или топких мест скорость может снизиться до 1-2 км/ч.

Электрическая схема

Включала 42 элемента, обеспечивавшие все необходимые автомобилю функции. Электрическая схема мотоколяски СЗД имела такие основные узлы:

  • Аккумуляторная батарея.
  • Генератор.
  • Фонари и свет «стоп».
  • Реле-переключатели.
  • Контрольные лампы.
  • Фары и подфарники.
  • Стеклоочиститель.
  • Блок предохранителей.

Была даже такая роскошь, как подкапотная лампа. Имелись контрольная лампа — указатель нейтрального положения, штепсельная розетка, блок предохранителей, а также плафон в салоне. Панель приборов — мечта минималиста: спидометр, амперметр и показатель уровня топлива. Пуск двигателя можно было выполнять как ключом, так и рычагом кикстартера. В то время, когда половина автомобилей в любую погоду, возможность пустить двигатель из салона была невиданно комфортной.

Как сделать самодельный колесный вездеход

Пример чертежа вездехода на шинах низкого давления

Есть смысл оснастить базовый агрегат понижающим редуктором. Причина в том, что лучшие показатели по крутящему моменту бензиновые и дизельные двигатели имеют при частоте вращения коленчатого вала примерно в 75-85% от максимальной.

Двигатель должен иметь систему принудительного охлаждения. При движении на малой скорости набегающего потока будет недостаточно, чтобы поддержать оптимальный тепловой режим.

Рама вездехода

Пример чертежа рамы-переломки

Между передним и задним мостами создается рама. В основу лучше использовать профильные трубы прямоугольного или квадратного сечения. Они обеспечивают большую жесткость, чем катаные уголки, швеллеры и двутавры той же массы.

Стыковка элементов рамы колесного вездехода может быть жесткой, тогда он будет сформирован в однообъемном формате. При использовании тяжелых мотоблоков «Нева» или МТЗ такой вариант станет предпочтительным.

Как вариант, изготавливают ломающуюся раму (переломка), вариант используется для местностей со сложным профилем. Здесь сочленение выполняется через шкворень. Передний и задний мосты имеют независимую друг от друга подвеску. Такие вездеходы мастера создают на базе мотоблоков «Нева» и «Угра».

Для охоты и рыбалки лучше иметь колесный вездеход с ломающейся рамой. Его проходимость выше, чем при использовании конструкции с жесткой рамой.

Задний мост и подвеска самодельного вездехода

Некоторые самодельщики для упрощения конструкции используют готовый задний мост от легкового автомобиля. Например, от автомобиля «Москвич-412»: его небольшая масса позволяет выполнить монтаж на легком вездеходе. Подвеска выполняется на амортизаторах для плавного хода и пониженной вибрации.

Другие мастера делают независимую подвеску на каждое заднее колесо. Такой подход реализован на мотороллере «Муравей». При движении ощущается небольшое раскачивание, в то же время колеса испытывают меньшее сопротивление на неровностях, заметно снижается расход топлива.

Соединяют задний мост с рамой длинными закаленными болтами. Для эластичного сочленения применяют резиновые вставки, например, сайлентблоки. Это улучшает эксплуатационные характеристики вездехода на базе мотоблока.

Задний мост на лыжах применяется в зимнее время. Сопротивление движению минимальное, конструкция значительно упрощается.

Колеса (камеры низкого давления)

Чтобы двигаться по влажному и зыбкому грунту можно применить грунтозацепы. Они обеспечивают высокое сцепление. Еще лучше ведут себя камеры низкого давления большого диаметра. Пневматики имеют минимальное давление на грунт, а наличие воздуха, заключенного в камерах вездехода, позволят создать плавающий вездеход.

Для установки на заднем мосту используют самодельные или специальные колеса для вездеходов, болотоходов и снегоходов. Приобретают их в сборе или отдельными элементами: покрышка, камера, диск. Собирается колесо просто.

  1. Самодельные диски под пневматики изготовляются путем сваривания обычных дисков и крепежных пластин с помощью металлических трубок. Такое расширение необходимо для того, чтобы подогнать небольшой диаметр автомобильного диска под большие камеры и лучшей их фиксации.

  2. На специально расширенный диск надевается большая камера – либо фирменная, либо от других агрегатов (ГАЗ 53, Урал, Камаз или другой грузовик, авиационная камера и т.п.).
  3. В отверстие диска выводится воздушный клапан.
  4. Колесо накачивается воздухом.
  5. Получившиеся шины устанавливаются на вездеход самоделку.

Увеличить проходимость обычного колес на камерах низкого давления можно, создав дополнительный протектор. Например, дополнительно закрепить камеры цепями, транспортерной лентой, самодельными траками или другим способом.

Другой вариант – вырезать из покрышки накладной грунтозацеп. Глубина зацепа конструкции достигает более 20-25 мм. Сопротивление перекатыванию увеличивается, в то же время резко снижается коэффициент буксования.

Подробнее – в статье пневмоходы на шинах низкого давления.

Сборка самодельного вездехода из мотоблока

Когда все инструменты, запчасти и комплектующие будут подготовлены, можно приступать к сборке. Это примерный план, как собрать самодельный вездеход, все зависит от выбранной конструкции.

  1. На сваренную или готовую раму устанавливается мотоблок.
  2. Монтируется задний мост и, если нужно, передний.
  3. На раме размещается сидение.
  4. Если предусмотрено чертежом и схемой, выполняется монтаж рулевого управления.
  5. К раме крепится защита, ее изготавливают из пластика или металлического листа.
  6. Будущий водитель должен опробовать удобство посадки, при необходимости предусматривают вспомогательные приспособления для регулировки посадки.
  7. Проверяется работоспособность тормозов.
  8. Устанавливаются электрические цепи и осветительные приборы.

По мере изготовления отдельных элементов и узлов проверяют их работоспособность. Здесь предусматривается пятикратный запас прочности.

После завершения стендовых испытаний приступают к полевым. Нужно знать, как ведет себя машина в сложных условиях.

Администратор
Регистрация: 08.10.2005
Санкт-Петербург
Сообщений: 4157

Пользователь 77777 прислал отсканированную Инструкцию по эксплуатации моторной коляски С3Д издания 1973 года. Кому-нибудь надо? Могу выложить.

Регистрация: 21.10.2008
Киржач
Сообщений: 4935

Очень интересно, выложите.

Несите чушь бережно, стараясь не расплескать. Чушь хороша, когда она полная!

Регистрация: 27.01.2008
Самара
Сообщений: 2952

Самодельщикам будет полезно, выкладывайте.

Регистрация: 10.03.2009
Чернигов
Сообщений: 102

Обязательно выложить!!!!! Зачем тогда сканировать, для кого?
А 1968 года нету?, а то у меня есть двигатель с мотоколяски, а описание мыши съели у предыдущего владельца.

Администратор
Регистрация: 08.10.2005
Санкт-Петербург
Сообщений: 4157

Администратор
Регистрация: 08.10.2005
Санкт-Петербург
Сообщений: 4157

Администратор
Регистрация: 08.10.2005
Санкт-Петербург
Сообщений: 4157

Администратор
Регистрация: 08.10.2005
Санкт-Петербург
Сообщений: 4157

Администратор
Регистрация: 08.10.2005
Санкт-Петербург
Сообщений: 4157

Администратор
Регистрация: 08.10.2005
Санкт-Петербург
Сообщений: 4157

Администратор
Регистрация: 08.10.2005
Санкт-Петербург
Сообщений: 4157

Администратор
Регистрация: 08.10.2005
Санкт-Петербург
Сообщений: 4157

Администратор
Регистрация: 08.10.2005
Санкт-Петербург
Сообщений: 4157

Администратор
Регистрация: 08.10.2005
Санкт-Петербург
Сообщений: 4157

Администратор
Регистрация: 08.10.2005
Санкт-Петербург
Сообщений: 4157

Последние страницы 160-167:

Регистрация: 10.03.2009
Чернигов
Сообщений: 102

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Должностная инструкция водителя скорой медицинской помощи 2022
  • Ранолазин инструкция по применению цена отзывы кардиологов
  • Мексаред уколы цена инструкция по применению
  • Фосфалюгель инструкция по применению при диареи
  • Уколы от боли в спине диклофенак инструкция по применению