Руководство по написанию икон

Руководство к писанию икон святых угодников Божиих

Предлагаемый вниманию читателя труд русского художника, иконописца, писателя, академика Виктора Доримедонтовича Фартусова (1840–1914) является одним из его наиболее известных литературных сочинений. Книга была издана в 1910 году, содержит подробные указания по написанию образов святых угодников Божиих согласно канонам, основанным на исторических и археологических сведениях. Для всех интересующихся иконописью и церковной живописью.

***

Данный труд Виктора Доримедонтовича Фартусова пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже.

Читать в формате pdf

Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей.
Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала.
Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru

Источник: Руководство к писанию икон святых угодников божиих : В порядке дней года : Опыт пособия для иконописцев / В.Д. Фартусов. — [Репр. изд.]. — Москва : Русский хронографъ, 2002. — 451 с.

Илья

Администратор сайта

Регистрация: 10.11.2004
Сообщения: 17432
Откуда: Москва

Сообщение  
Сообщение № 12014 •
24 Ноя 2007 02:41

[учтено в библиографическом разделе. — ИЛ]

Для порядка дублирую тему в книжное обозрение.

На нашем файлообменнике выложена в виде нераспознанных PDFок следующая книга:

Фартусов В. Д.

Руководство к писанию икон святых угодников Божиих в порядке дней года.
Опыт пособия для иконописцев

М. 1910

[Репринт: М., Русскiй Хронографъ, 2002]

http://www.mediafire.com/?sharekey=a5d964c91fd11a32d5a101cf914073b491d6941afa397130

Arrow https://yadi.sk/i/XmmIeDu0hNFEM  — книга целиком в одном PDF файле (171 Мб)

Для тех, кому целиковый файл качать не удобно или не нужно (171 Мб все-таки), подготовил еще отдельные файлы по месяцам + отдельный указатель мужских (Index Male) и женских (Index Female) имен.

Частично материалы из Фартусова можно найти и на сайте иконописной мастерской Лукиных: http://www.loukin.ru/imena/nameall.htm — здесь они набраны в виде обычных текстов + надписи на церковнославянском. Гигантский труд, на самом деле.

Последний раз редактировалось: Илья (20 Июн 2015 17:56), всего редактировалось 2 раз(а)

Сообщение  
Сообщение № 33330 •
08 Ноя 2008 02:36

Спасибо Вам огромное, Илья!

Илья

Администратор сайта

Регистрация: 10.11.2004
Сообщения: 17432
Откуда: Москва

Сообщение  
Сообщение № 33338 •
08 Ноя 2008 03:13

Лия, нам только в радость, если вам понравилось и пригодилось! Wink

Лия*

Регистрация: 03.06.2008
Сообщения: 17

Сообщение  
Сообщение № 33340 •
08 Ноя 2008 03:24

Труд титанический. Вашей команде — поклон нижайший. Думаю, не от меня одной.

А Фартусов ввел меня в состояние фрустрации Smile Решила посмотреть, что пишет об апостоле Матфие (избранного по жребию вместо Иуды). Пишет 30 июня: «О подобии его смотри 9 августа». Смотрю, там: «О подобии его смотри 30 июня». Smile

Влад*Ко

Регистрация: 21.11.2009
Сообщения: 258
Откуда: Мстёра

Сообщение  
Сообщение № 150533 •
27 Июн 2011 13:38

Илья,пытался скачать по приведённой выше ссылке Fartusov 1910 All in one.part1.rar

(90.6 MB) , но там только первая часть архива…А где можно найти part2.rar ?

Илья

Администратор сайта

Регистрация: 10.11.2004
Сообщения: 17432
Откуда: Москва

Сообщение  
Сообщение № 150633 •
27 Июн 2011 23:41

Нда, вот же незадача… Он точно ж там был… (( Видимо, все-таки те файлы, которые редко скачиваются, как-то автоматически удаляются. А я никак не могу в своих архивах найти тот двухтомовый архив.

Влад*Ко, если вам не сложно, возьмите, пожалуйста, полную версию одним файлом с нашего файлообменника:

https://yadi.sk/i/XmmIeDu0hNFEM

Последний раз редактировалось: Илья (20 Июн 2015 17:55), всего редактировалось 2 раз(а)

Иван

Модератор

Регистрация: 31.03.2005
Сообщения: 14124
Откуда: Петроградъ

Сообщение  
Сообщение № 150638 •
28 Июн 2011 00:56

_________________
Правила форума



Меньше становится не времени, а себя самого… ©

Влад*Ко

Регистрация: 21.11.2009
Сообщения: 258
Откуда: Мстёра

Сообщение  
Сообщение № 151018 •
30 Июн 2011 15:02

Спасибо! Скачал

Анна_K

Регистрация: 02.08.2013
Сообщения: 14

Сообщение  
Сообщение № 384533 •
17 Окт 2013 15:22

Спаси Господи за книгу Фаустова))))) Замечательная книжка)

Илья

Администратор сайта

Регистрация: 10.11.2004
Сообщения: 17432
Откуда: Москва

Сообщение  
Сообщение № 429426 •
15 Фев 2014 15:34

Друзья,

в группе издательства «Северный паломник» ВКонтакте сегодня (15 февраля 2014 года) появилась вот какая информация:

========

Друзья! Через неделю мы отдаем в печать «Руководство к писанию икон В. Д. Фартусова». Печатаем эту книгу ограниченным тиражом — ровно на записавшихся. Если подобное издание вас интересует — есть еще возможность успеть: мы собираем подписки в течение ближайших 7 дней. Для записи и по всем возникшим вопросам вы можете связаться с Ириной по электронной почте npilgrim@mail.ru или по телефону 8-926-821-11-31

========

Кому интересно — пишите, звоните!

Группа «Северного паломника»: http://vk.com/club10577267

Файл № 174 657

Фартусов.jpg
168.56 KB   •    330

Jensana

Регистрация: 24.01.2016
Сообщения: 7
Откуда: Киев

Сообщение  
Сообщение № 949789 •
01 Авг 2017 09:07

Спасибо за книгу!!!

max67

Санитар леса

Регистрация: 13.02.2008
Сообщения: 58420
Откуда: πеmербyрг kоллеkцuонep ukон

Сообщение  
Сообщение № 949848 •
01 Авг 2017 13:11

А вот для примера икона кистей собственноручно автора данного руководства. Wink

Файл № 454 261

Изображение 362_2.jpg
505.36 KB   •    191

Файл № 454 260

В.Д. Фартусовъ.jpg
1.08 MB   •    147

  Руководство к писанию икон святых угодников Божиих в порядке дней года. Опыт пособия для иконописцев.
Репринтное издание 1910 года.
Книга действительного члена Церковно-археологического отдела Общества духовного просвещения, академика исторической живописи, Виктора Доримедонтовича Фартусова содержит подробные указания по написанию образов святых угодников Божиих согласно канонам, основанным на исторических и археологических сведениях.
Похожие публикации

СВЯТЫЕ ЗЕМЛИ РУССКОЙ

ИКОНА И БЛАГОЧЕСТИЕ.  О.Ю.ТАРАСОВ

ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК. КРАВЕЦКИЙ А.Г. ПЛЕТНЁВА А.А.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФОРМЫ КРЕСТА. КУЗНЕЦОВ В.П.

ПРАВОСЛАВНЫЕ ИКОНЫ. НАТАЛИЯ БУДУР.

ИЗОБРАЖЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ И СВЯТЫХ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.

ЛИЦЕВОЙ ЛЕТОПИСНЫЙ СВОД ИВАНА ГРОЗНОГО

ВИЗАНТИЙСКИЕ ИКОНЫ VI-XV ВЕКОВ

ТРИ ЗАЩИТИТЕЛЬНЫХ СЛОВА ПРОТИВ ПОРИЦАЮЩИХ СВЯТЫЕ ИКОНЫ, ИЛИ ИЗОБРАЖЕНИЯ

КНИГА ИКОННЫХ ОБРАЗЦОВ МАРКЕЛОВ Г.В.

«Копируя икону, человек всесторонне познает ее и невольно приходит в соприкосновение с тем миром, который в ней заключен. Постепенно он начинает ощущать реальность этого мира, узнавать истинность данного образа, потом постигает глубину его содержания, поражается четкостью форм, внутренней обоснованностью его деталей и поистине святой простотой художественного выражения.»

— Монахиня Иулиания (Соколова)

Мон. Иулиания (Соколова) [*]

Приступающему к изучению техники иконного дела [**], прежде знакомства с рисунком, материалами и способами их применения, необходимо понять священный характер этого искусства, его высочайшее назначение и теснейшую связь с жизнью Церкви. Иконопись – это не просто искусство, это искусство церковное.

iulianiya_sokolova_2.jpg

Мон. Иулиания (Соколова)

Икона – это книга о вере. Языком линий и красок она раскрывает догматическое, нравственное и литургическое учение Церкви. И чем чище и выше жизнь христианина, тем доступнее его душе язык иконы.

Икона – прежде всего священный предмет. Изображенный на ней лик получает, по правилу Церкви, имя через надписание. Этим икона усвояется тому, кто на ней изображен, восходит к своему первообразу и становится причастной его благодати, так что при недостойном, небрежном обращении с иконой оскорбляется не живопись, а тот, чье имя она получила, ее первообраз. Поэтому начинающему иконописцу с самого начала необходимо проникнуться благоговением к иконописанию и признать его святым делом.

Необходимо также возыметь уважение к тем людям, которые на протяжении прошлых веков потрудились в этом деле, сумели выработать язык иконы, создали ее высокий, подлинно церковный стиль. Среди них мы знаем, прежде всего, святого апостола и евангелиста Луку, и после него было бесчисленное множество иконописцев среди святых мужей и отцов Церкви.

Икона есть образно выраженная молитва, и понимается она, главным образом, через молитву. Она рассчитана только на молитвенно предстоящего перед ней верующего. Ее назначение – содействовать молитве, поэтому трудящемуся в этом деле необходимо во время работы не забывать о молитве. Молитва многое в иконе объяснит без слов, сделает понятным, близким, покажет как духовно верное, как неопровержимо истинное.

16_bm_40.jpg

Икона работы мон. Иулиании (Соколовой)

в Царских вратах Покровского храма МДА

Ошибается тот, кто ищет в иконе внешней красивости. Церковное творчество отличается несколько иным пониманием красоты. Красота духовная выше телесной, и цель христианской жизни заключается в восхождении к Первоисточнику красоты – Богу. Природа – одно из средств познания Бога, через созерцание ее красот человек призывается прославлять Бога Творца и созидать красоту своего внутреннего образа, возрастая и обновляясь во Христе в новую тварь, преображенную, искупленную для новой, Вечной Жизни во Христе. Но мыслить духовно человеку в земных условиях очень трудно, и Церковь установила некое посредство, как бы мост от мира вещественного к духовному, создав символ – наглядное изображение истин веры, выработав при этом и особые, только ему свойственные формы. Это и есть древняя икона. Поэтому перед иконой «не писаному лику поклоняемся в молитве, а восходим к Первообразу» (свт. Василий Великий).

В иконе образно выражена единая, незыблемая, общецерковная истина, и ее важно сохранить незамутненной. Искажения привносятся в икону от неумелости, невежества или дерзостного самочиния иконописца, не боящегося отступать от иконного предания и вносить в церковный образ «мудрование свое, мудрование плоти».

Икона, считает Церковь, может быть сделана церковно только «чистыми руками», поэтому Поместный Стоглавый Собор Русской Церкви (43 гл. Стоглава) предписывает иконописцу соблюдать правила нравственности: ему должно быть «смиренну, кротку, благоговейну, не празднословцу, не смехотворцу, не сварливу, не завистнику, не пьянице, не грабежнику, не убийце; особенно хранить чистоту душевную и телесную со всяким опасением, и подобает живописцам часто приходить к отцам духовным и во всем с ними совещатися, и исповедыватися, и по их наставлению и учению жити в посте, молитве и воздержании со смирением». Собор не оставил без внимания и грамотность иконописцев в их деле, и должное отношение к своему труду. Собор повелевает «с превеликим тщанием (старанием) писати образ Господа нашего Иисуса Христа, и Пречистыя Богоматери, и святых по образу, и по подобию, и по существу, и по лучшим образцам древних иконописцев; а от самосмышления бы и по своим догадкам Божества бы не описывали». Если же кто-либо из учеников начнет «жити не по правилам завещания, в нечистоте, пьянстве и бесчинстве, тех от дела иконного отнюдь отлучати и касатися того не велети, боящеся реченного: проклят человек, творяй дело Господне с небрежением (Иер. 48, 10). Поселянам же и невеждам, которые по сие время писали иконы, не учася, самовольством и самочинием, по образу, строго наказать, чтобы учились у добрых мастеров; и которым Бог даст эту премудрость, тот бы писал, а кому не даст, тот должен в конец от таковаго дела престати», чтобы имя Божие ради плохого письма не хулилось, ибо «не знают, что делают, и греха себе того не ставят». Таково завещание Московского Собора (1551) всем иконописцам.

28581.jpg

Прориси: образы Пресвятой Богородицы

«Иверская» и «Знамение»,

иллюстрации из книги «Труд иконописца»,

авт. – мон. Иулиания (Соколова)

Начинающему иконописцу предлагается работать только «по образцам». Древняя икона соприкасается с миром иным, нами не видимым, божественным. Постигать его, и постигать правильно, далеко не всякий может, тем более давать ему соответствующую художественную форму. Однако были (возможно, есть и теперь) люди, которые при чистоте сердца, способного созерцать сокровенную истину, получили еще и дар творчески воплощать в видимых образах то, что недоступно чувственному восприятию.

Восемь веков Церковь Христова в лице своих иконописцев трудилась, вырабатывая художественную форму иконы, и теперь мы имеем в ней образ, приближенный, насколько возможно, к миру невещественному, с одной стороны, и к нашему, крайне ограниченному пониманию этого мира, с другой стороны. Поэтому в противоположность мирскому художеству, совершенствоваться в котором можно только через изучение природы иНачинающему иконописцу предлагается работать только «по образцам». Древняя икона соприкасается с миром иным, нами не видимым, божественным. Постигать его, и постигать правильно, далеко не всякий может, тем более давать ему соответствующую художественную форму… натуры, иконописи нужно учиться только через копирование древних икон, в которых невидимое явлено в доступных для нас формах.

Копируя икону, человек всесторонне познает ее и невольно приходит в соприкосновение с тем миром, который в ней заключен. Постепенно он начинает ощущать реальность этого мира, узнавать истинность данного образа, потом постигает глубину его содержания, поражается четкостью форм, внутренней обоснованностью его деталей и поистине святой простотой художественного выражения. Но чтобы так понять икону, нужно время, и иногда довольно длительное.

img11.jpg

Мон. Иулиания за работой

При подборе иконы для копирования надо иметь в виду, что наряду с иконами высокого художественного качества существует много так называемых «примитивов», которые вышли из бывших сельских ремесленных мастерских. Они не могут служить образцами для изучающих иконопись. В вопросе, что копировать, лучше следовать совету опытных мастеров, так как среди икон различных веков и школ не каждая может быть образцом для начинающего.

Репродукции могут помочь в рисунке и композиции, могут показать, как положить правильно высветления на ликах и одеждах, но колорит их всегда искажен, поэтому придерживаться его не следует. Самое большее, что может дать репродукция, – это подсказать размещение цветовых пятен; сам же тон, например, красного, синего, зеленого и др., можно взять верно, только имея опыт копирования древних икон.

В работе над иконой можно впасть в ошибки и незаметно сбиться с пути. Это случается и вначале, и в дальнейшей работе. Тот, кто хорошо знает светское искусство, природу и анатомию, долго не может привыкнуть к особенностям рисунка иконы, невольно находит множество «неправильностей», «искажения», стремится чуть-чуть тут или там что-то исправить; ему кажется, что «так не может быть». Следовать своим знаниям и чувствам нельзя, так как в иконе важно внутреннее видение, а у художника-ученика – внешнее видение. Надо принять пока «на веру» все, что непонятно и малоприемлемо, и повторить то, что есть. Понимание приходит со временем.

В дальнейшем, когда своеобразие иконописного образа будет внутренно принято, когда в память внедрятся приемы художественного раскрытия образа иконы, может возникнуть соблазн проявить свою творческую импровизацию, сделать «по-своему», вначале хотя бы в деталях. Если встать на этот путь, не имея к тому внутренних данных, то постепенно в иконный образ можно привнести много нелепостей, тогда как в подлинной иконе нет ничего случайного.

Церковь приемлет творчество, но в том случае, если в нем сохранена общецерковная истина, а это возможно тогда, когда художник, овладев техникой, обладает еще и даром не только духовного видения, но и творческого воплощения увиденного.

13859.jpg

Прориси: свв. апп. Матфей и Иоанн Богослов,

иллюстрации из книги «Труд иконописца»,

авт. – мон. Иулиания (Соколова)

В заключение скажем, что «вера, смирение, чистота были естественными качествами иконника. Постоянным молитвенным подвигом он умножал в себе эти качества, что приводило его к все большему просветлению и, наконец, к святости. Свой талант он считал не своим, а полученным от Бога туне (даром), и для Бога нужно было возделать его, принести плод Господину и смиренно возвратить Подателю жизни, ничего не оставив себе (даже подписи на образе), чтобы не получить похвал, которые только вредны и отвлекают от прославления Единого и Вечного. Смирение – это не уничтожение личности, а ее обогащение, воспитание, собирание и возращение. Христианское смирение – это радость, обновление и соучастие в подвиге Христовом, а подвиг христианский – легкое иго Христово – радостен и светел» (прот. Алексий Остапов).


Источник: Иулиания (Соколова), мон. Труд иконописца. – СТСЛ, 1998. С. 35-39.



Примечание

[*] Монахиня Иулиания (в миру – Мария Николаевна Соколова, 1899-1981) – известный русский иконописец и реставратор XX века, тайная монахиня.

[**] «Руководство для начинающих иконописцев» составлено на основе пособия по технике иконописи и лекций, подготовленных для студентов иконописного кружка при Московской духовной академии, которым мон. Иулиания руководила в течение 23 лет.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Раствор цитиколин 1000 мг инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Мукоза композитум инструкция показания к применению
  • Android руководство инструкция
  • Регулировка клапанов ямз 238 инструкция по применению
  • Тиапридал инструкция по применению для детей отзывы